Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Эдипов комплекс у взрослых женщин. Эдипов комплекс и современная наука. Избавление от проблемы

Далеко не редким явлением считается тот факт, что вы можете услышать от маленькой девочки: «Когда я буду взрослой, то обязательно выйду замуж за своего папу». Мальчики трех-пяти лет тоже часто говорят, что женятся на своей маме, и она будет рожать им братиков или сестричек.

Эдипов комплекс по Фрейду подразумевает под собой психологический конфликт между инстинктом малыша овладевать родителем противоположного пола в сексуальном плане и запрет на это действие. Фрейд заговорил об эдипове комплексе у детей еще в начале прошлого столетия, но лишь через десятки лет его теория была признана.

Лечение эдипова комплекса в детском возрасте необходимо. Чем раньше вы, как родитель, справитесь с этой проблемой, тем меньше сложностей возникнет у вас в будущем. Когда вы почувствуете, что это психологическое заболевание проявляется у ребенка интенсивно, вам важно поддерживать контакт с малышом, постарайтесь выяснить у него, какие ощущения у него по отношению к родителю другого пола, что он сейчас чувствует, какие у него мысли насчет папы или мамы. Будьте искренними и выслушивайте своего ребенка, ни в коем случае не перебивайте его – дайте ему возможность открыться вам и высказаться. Это поможет вам проанализировать ситуацию и задуматься о ее решении. Если вы будете вести себя твердо, настойчиво в решении эдипова комплекса, то вам удастся решить эту проблему у своего ребенка.

Эдипов комплекс у женщин

Эдипов комплекс у девочек выражается в особенном обожествлении своего папы. Подрастая, девочка может даже начать вести себя агрессивно и негативно по отношению к матери, из-за ревности. Кроме этого, в будущем у девочек с таким диагнозом могут возникнуть проблемы в общении с противоположным полом, в построении собственных отношений, ведь «такого, как папа» найти нелегко.

Если родители смогут сохранить гармоничные отношения в семье, и отец не будет проявлять к девочке излишнего внимания, то со временем малышка сможет избавиться от эдипова комплекса, равняясь на свою мать. Немаловажным будет доверие и теплые отношения между матерью и дочерью в этот период их отношений, а отец, в свою очередь, должен стараться развивать в своем ребенке качества, которые в будущем помогут ей .

Важно избавиться от эдипова комплекса в детском возрасте, иначе у девушки, а в будущем у женщины могут возникнуть серьезные психологические проблемы. Она может остаться навсегда влюбленной в своего отца, в этого идеального мужчину. Это может повлечь за собой отказ от построения собственной личной жизни, или женщина свяжет свою судьбу с человеком, который намного старше ее – в лучшем случае.

Эдипов комплекс у мужчин

Фрейд в свое время выразил свое мнение, что эдипов комплекс – наказание для всего мужского пола. Когда эдипов комплекс начинает проявляться у мальчиков, то важно вовремя избавить своего ребенка от этого психологического заболевания. У мальчиков эдипов комплекс выражается следующим образом: у ребенка появляется желание обладать своей матерью в сексуальном плане, а отца они в это время воспринимают как соперника. Все это происходит, конечно, на подсознательном уровне. Важно вовремя решить эту проблему, иначе у ребенка могут возникнуть серьезные психические нарушения.

В детском возрасте эдипов комплекс может исчезнуть, если вовремя уделить ему внимание и отнестись к проблеме малыша серьезно. Особенно важны в этот период гармоничные отношения между родителями.

Если у вашего мальчика появилось настойчивое желание, чтобы вы стали его женой, он проявляет сильную физическую и от вас, то вам стоит обратить на это внимание и начинать бороться с проблемой. В первую очередь должны быть гармоничные отношения между мужем и женой. Постепенно мальчик начнет копировать мужественное поведение отца и тогда проблема отпадет сама собой.

Потом ему случилось спасти Фивы от Сфинкса. Этот чудо-зверь приставал к путникам с загадками и убивал за неправильный ответ, в результате Фивы оказались отрезаны от внешнего мира. Тогда благодарные фиванцы пригласили Эдипа на царство и отдали ему в жёны царицу Иокасту, его родную мать. Кончилась история печально: все умерли.

В таком виде сюжет древнегреческого мифа лёг в основу трагедии Софокла «Царь Эдип». Однако мир до сих пор помнит о злоключениях бедняги, не столько благодаря драматургическому таланту античного автора, сколько благодаря бурной фантазии отца психоанализа Зигмунда Фрейда.

« По количеству вызываемых споров и накалу чувств оппонентов психоанализа можно сравнить разве что с марксизмом. »
На «Э» начинается...
Впервые понятие «эдипов комплекс» было использовано Фрейдом в работе «Толкование сновидений» (1899) и стало одним из краеугольных камней всей фрейдистской парадигмы.

Фрейд считал, что мать, доставляя маленькому сыну чувственное удовольствие кормлением грудью, теплом, заботой и лаской, становится объектом сексуального вожделения с его стороны. В результате ребенок испытывает ревность к отцу, вплоть до желания его смерти. Однако страх наказания («комплекс кастрации») вытесняет его вожделение в сферу бессознательного.

Когда мальчик становится чуть взрослее, через идентификацию с отцом он осознаёт свой собственный пол, и тогда сексуальное влечение переносится с матери на других женщин. Так происходит разрешение эдипова конфликта.

Женский вариант эдипова комплекса называется комплекс Электры (по имени героини другого древнегреческого мифа, мстившей матери за убийство отца). Сразу возникает простой вопрос: куда же у девочек исчезает влечение к матери как к источнику приятных телесных ощущений на ранней фазе развития, и откуда берётся влечение к отцу? Для ответа на него Фрейд придумал термин «зависть к пенису». Оказывается, осознав половые различия, девочка проникается ощущением собственной «неполноценности» и винит в этом мать, «отобравшую» у неё отца вместе с его пенисом. Позднее она понимает, что пенис есть и у других мужчин, и переносит вожделение на них. Так разрешается конфликт Электры.

От мала до велика
Таким образом, в классическом психоанализе эдипов комплекс у детей в возрасте от 2.5 до 6 лет считается нормальной фазой развития личности и сексуальности ребёнка, а не извращением или признаком психического заболевания.

Проблемы начинаются тогда, когда нормальной отработки эдипова комплекса по каким-то причинам не происходит, и повзрослевшему ребёнку не удаётся освободиться от привязки своих сексуальных влечений к родителю противоположного пола либо от «выяснения отношений» с родителем своего пола. Такое бывает, например, у детей деспотичных родителей, или когда кто-то из родителей умирает, когда ребёнок ещё мал.

Вечные холостяки, до седых волос отчитывающиеся перед мамочкой о своём малейшем телодвижении, или капризные девы, отвергающие кавалеров одного за другим на том основании, что-де недостаточно хороши. Братья Карамазовы, Гамлет и Павлик Морозов, все они, если верить психоанализу, – типичные жертвы эдипова комплекса.

Зато, вопреки распространённому мнению, до прямого инцеста или явных инцестуальных побуждений эдипов комплекс доходит чрезвычайно редко. Вспомним несчастного Эдипа: он ведь не просто убил отца и женился на матери. Он сделал это, не зная, что они приходятся ему родителями. Так и носители эдипова комплекса не осознают сексуальной природы своих отношений с родителями, разве что во сне привидится…

Иногда банан – это просто банан
По количеству вызываемых споров и накалу чувств оппонентов психоанализа можно сравнить разве что с марксизмом. Сторонники фрейдизма видят проявления подавленных сексуальных комплексов в любом поступке вплоть до выбора блюд в ресторанном меню, а противники объявляют шарлатанством любой текст, где фигурирует слово «подсознательное». Пикантность ситуации усугубляется тем, что психоанализ как о само собой разумеющемся говорит о вещах, в «приличном обществе» совершенно немыслимых. Шутка ли – признать существование сексуальных страстей у несмышлёных детей или «обвинить» какого-нибудь уважаемого человека в тайных помыслах об отцеубийстве!

Самый серьёзный аргумент критиков психоанализа состоит в том, что и постулаты, и выводы своей теории Фрейд взял «с потолка», эмпирически они недоказуемы, а вместо доказательств используются «показательства» – примеры, иллюстрирующие тот или иной тезис. Причём объяснить многие явления с тем же успехом можно в какой-нибудь другой системе координат и без всякого фрейдизма.

Например, для этолога (специалиста, изучающего поведение животных) агрессия мужчины по отношению к отцу – очевидное проявление ранговых разборок между самцами в стае, их конкуренции за доминирующее положение, а распространённая среди девушек тяга к старшим по возрасту мужчинам – не более чем стремление к выбору в качестве партнёра альфа-самца. Сексуальное влечение к матери можно считать атавизмом, унаследованным от наших предков, поскольку животным неведомы табу на инцест, и так далее.

С точки зрения психолога-нефрейдиста (равно как и с точки зрения житейского здравого смысла) чрезмерный родительский педагогический раж по существу – насилие над личностью ребёнка. Он приводит либо к бунту, либо, наоборот, к инфантилизму и прямой психологической зависимости от родителей. И для объяснения этих случаев совсем не нужны такие сомнительные категории, как комплекс кастрации или зависть к пенису.

А в современном мире, где неполная семья стала уже скорее нормой, чем исключением, любовь-ненависть ребёнка по отношению к любому из родителей куда проще и естественнее следует из травмы, возникшей из-за развода родителей, чем из какого-то метафизического эдипова комплекса. «Люблю маму, потому что она тянет меня одна», «ненавижу маму, потому что она сделала что-то, из-за чего отец нас бросил», «ненавижу отца за то, что он нас бросил», «люблю отца, потому что мне его не хватает» – как всё это знакомо…

Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт
В общем, всерьёз рассуждать об эдиповом комплексе можно только оставаясь в рамках фрейдизма. Там он стройно и логично вписывается в общую картину мира. А за пределами психоанализа эдипов комплекс имеет примерно такой же смысл, как вера в переселение душ за пределами индуизма и буддизма.

Зато, несомненно, это удобный образ для описания действительно широко распространённых проблем в отношениях отцов и детей и для разговоров о влиянии родителей на развитие ребёнка и формирование его сексуальности.

Если вера в эдипов комплекс позволяет спокойно отнестись к заявлению пятилетнего карапуза, что он хочет жениться на маме, а не хвататься за голову и не бежать «лечить» ребёнка от «психических отклонений»; если эта вера помогает не сходить с ума от чувства вины, увидев эротический сон с собственным родителем в главной роли – какая разница, открыл его старик Фрейд, как Колумб Америку, или сочинил, как Софокл – трагедию о царе Эдипе?...

«Когда я вырасту, я женюсь на своей маме!». Такие признания приходится слышать не так уж и редко. Аналогично, девочка хочет выйти замуж за своего папу. Родители привыкли умиляться: ведь это просто детские фантазии, а может, и шутки. Но на самом деле эти признания – одно из проявлений эдипова комплекса. Имеющий его ребёнок излишне привязывается к родителю противоположного пола (сын к матери, дочь к отцу), а второго родителя может рассматривать как своего соперника. Фрейдистская теория объясняет это тем, что у ребёнка развивается сексуальное влечение к родителю противоположного пола. Часто понятие «эдипов комплекс» применяют только к мальчикам, а аналогичное поведение девочки называют комплексом Электры. Однако ряд авторов считает такой подход устаревшим, и «эдипов комплекс» применяется к обоим полам.

История

Название комплекса происходит от древнегреческого героя Эдипа, который убил своего отца и женился на собственной матери. После этого он страдал до самой смерти – ослепил себя, поссорился с детьми и в конечном итоге был изгнан из общества.

Описанное выше поведение детей – это всего лишь начальная стадия эдипова комплекса, когда влечение к родителям считается в целом нормальным состоянием психики. Проблемы начинаются позже, по мере взросления ребёнка. Если он не преодолеет эдипов комплекс, то в дальнейшей жизни столкнётся со многими трудностями.

Учение Фрейда

Фрейдисты считают, что мальчику справиться с этим комплексом легче, поскольку у него есть стимул – подсознательная боязнь кастрации. Тем не менее, в некоторых случаях избавление от психологического недостатка может стать непростым испытанием. С «общепсихологической» точки зрения (то есть если абстрагироваться от фрейдизма) эдипов комплекс у подростков и тем более у взрослых людей – это проявление отставания индивида в психологическом развитии.

Чем опасен комплекс?

К чему может привести эдипов комплекс? Прежде всего – к несамостоятельности подростка, которая может сохраняться и во взрослом состоянии. Вспомните «маменькиных сынков». Мать, ко всему прочему, сама может способствовать поддержанию эдипова комплекса в психике сына, излишне опекая его и лишая возможности проявлять собственную инициативу. Но этого мало. Привязываясь к «своей единственной женщине», матери, сын приобретает типично женские черты характера (точно так же, как дочь с комплексом Электры, привязанная к отцу, становится «мужественной», точнее – мужеподобной).

Далее – парень с эдиповым комплексом может испытывать трудности в общении с девушками. Здесь есть две стороны проблемы. Первая состоит в том, что робкие, «женоподобные» молодые люди, излишне привязанные к матери, у большинства девушек вызывают отторжение. Ведь мужчина должен быть сильным и смелым, это устоявшийся стереотип. Кстати, комплекс Электры у девушек аналогичного эффекта не даёт: многих мужчин притягивают жёсткие, храбрые, решительные дамы с «мужским» характером, хотя и не всегда они готовы вступить с ними в любовные отношения и создать семью. Парень-Эдип во многих случаях обречён на полное одиночество и непонимание. Вторая сторона – неспособность молодого человека адекватно оценить девушек, с которыми он сталкивается. Сознательно или подсознательно он сравнивает их с матерью и приходит к выводу, что встреченная девушка не идеальна, так как не похожа на неё. В конечном итоге он может полностью разочароваться в женщинах.

Лечение

Лечение эдипова комплекса весьма желательно проводить в раннем возрасте, поскольку в позднем сделать это значительно труднее.

  • Пока ребёнок воспитывается обоими родителями, они должны в равной степени уделять ребёнку внимание. Кроме того, отношения матери и отца друг с другом должны быть гармоничными, тогда и ненависть сына к отцу исчезнет, уступив место уважению.
  • Внимание мальчика должно вовремя переключиться на сверстниц противоположного пола.
  • Если же эдипов комплекс проявляется у взрослого человека, то ему следует обратиться к психотерапевту. Однако и он сам может помочь себе, если начнёт меняться. Как уже говорилось, эдипов комплекс часто приносит мужчине огромные страдания, связанные, в частности, с одиночеством. Подверженный эдипову комплексу молодой человек должен осознать, что его мать не идеальна, у неё есть свои недостатки и слабые места, и быть ему настоящей спутницей жизни она уж никак не может. Мужчина должен научиться быть мужественным. При этом он должен как можно больше общаться – как в мужских компаниях, так и в обществе женщин, вниманием которых он должен постараться завладеть (и даже побороться за него).

Почему эдипов комплекс различается у женщин и мужчин?

Как мы уже говорили, «эффект» от эдипова комплекса у женщины и у мужчины совершенно различный. Проявляется это в первую очередь в силу того, что отцовская любовь и материнская – это две разные вещи. Любовь отца требовательна, она исходит больше от рассудка. Отец любит своих детей за конкретные заслуги – не больше и не меньше. А любовь матери исходит из чувств, она весьма невзыскательна: мать любит своего ребёнка только за то, что он у неё есть, со всеми его достоинствами и недостатками.

Привязываясь к отцу, ребёнок (любого пола) стремится больше работать над собой, а привязываясь к матери, он это стремление утрачивает, становясь более податливым и пассивным. Это различие отражают даже мифы. Электра, лишившись любимого отца, собирает волю в кулак и расправляется с ненавистной матерью, показывая пример сильного характера. А Эдип, узнав о своём «прегрешении» (отца он убил, не зная об этом), теряет рассудок, ослепляет себя и обрекает себя на вечные страдания – это характер слабой, деградирующей личности. От него ждали типично царского поведения (ведь он – правитель Фив), а в результате похоронили с позором.

А может, всё дело не в сексуальности?

Английский учёный польского происхождения Бронислав Малиновский, работавший в первой половине ХХ века, предпринял попытку опровергнуть теорию своего учителя – , которой до того ревностно придерживался. Он изучал жизнь аборигенных племён Новой Гвинеи, у некоторых из которых интимная жизнь родителей не укрывалась от глаз детей. В теории Фрейда есть понятие «первичной сцены»: ребёнок в очень раннем возрасте становится свидетелем интимных отношений родителей в той или иной форме, даже в виде невинного поцелуя, и это приводит к серьёзному психологическому потрясению, одно из следствий которого – эдипов комплекс (переживание ненависти к отцу как к сексуальному сопернику).

У аборигенов Новой Гвинеи «первичная сцена» была обыденностью, поэтому не приводила к подобным душевным потрясениям у детей, а гармоничные отношения матери и отца исключали возможность соперничества между отцом и сыном. Больше того, воспитанием детей занимался не отец – его роль традиционно сводилась лишь к зачатию, а родной брат матери, который по определению не может быть сексуальным партнёром матери, а значит – и соперником для сына.

Однако эдипов комплекс проявлялся и в этом обществе, только объектом ненависти сына становился дядя. Из этого Малиновский заключил, что эдипов комплекс имеет не сексуальную природу, а скорее социальную: неприязнь ребёнка осуществлялась по отношению к тому, кто имеет социальное превосходство – наделён правом приказывать, запрещать, наказывать, выносить строгую оценку; привязанность же сына к матери была не меньшей, чем в обществе европейском.

Независимо от того, чья теория верна – Фрейда или Малиновского, ясно, что эдипов комплекс – явление весьма сложное, которое совсем не исчерпывается проблемой подавленной детской сексуальности. Поэтому и преодоление комплекса не должно сводиться только к одной его стороне.

Если младенец на один только миг не замечает матери, то ведет себя так, как будто бы уже никогда больше не сможет увидеть ее.

Зигмунд Фрейд. Торможение, симптом, тревога

Эдипов комплекс ‒ очень сложное и многогранное явление, и более чем за 100 лет существования психоанализа сформировалось много его интерпретаций. Каждая школа психоанализа рассматривает Эдипов комплекс со своей стороны. Рассмотрим, для начала, на Эдипов комплекс, разработанный самим Зигмундом Фрейдом, которого до сих пор придерживается большинство психоаналитиков.

Чрезвычайная привязанность к родителям ‒ специфическая черта человека, выделяющая его среди всех , является результатом «длительной детской беспомощности и зависимости человека» (“Гибель Эдипова комплекса ”. Фрейд). Мать для младенца ‒ первый объект любви и источник удовлетворения всех его желаний. Первоначально даже не сама мать ‒ а только , т.к. ребенок, обладающий только зарождающейся психикой, еще не способен объять более того, что может обнять .

Младенец привязан к матери, без нее он не может существовать, и, соответственно, " " ее своей собственностью . Если мать способна уделять достаточно внимания младенцу, то формируется идиллия в диадных отношениях мать-ребенок.

Вейкко Тэхкэ назвал такие отношения между матерью и грудным ребенком идеальной диадой . Нарушение идиллии происходит в результате развития психики ребенка. По мере того, как формируется его психика, ребенок «узнает однажды, что мать лишает его любви и заботливости, направляя их на нового пришельца» (“Гибель Эдипова комплекса ”. Фрейд), ‒ отношения становятся триадными . Это вызывает закономерный гнев в адрес нарушителя идиллии и рождение Эдипова комплекса . То есть изначально Эдипов комплекс для детей обоих полов представляет собой любовь к матери и чувство недовольства в адрес нарушителя спокойствия - отца (брата, сестры или других нарушителей). Мать подтверждает чувство превосходства младенца, уделяя ему больше внимания, чем своему мужу, отцу ребенка, что совершенно необходимо на этапе младенчества. И ребенок чувствует себя эдипальным победителем . Но, в более старшем возрасте, ребенок продолжает настаивать на своем исключительном значении для матери, когда отец ребенка тоже претендует на внимание матери ребенка, его жены, что и порождает эдипальный конфликт . Чаще всего этот конфликт разгорается в постели родителей, вот как Фрейд описывает чувства своего маленького пациента Ганса:

«Этот отец стоял у него поперек дороги к маме. В присутствии отца он не мог спать у матери, а когда мать хотела брать Ганса в постель, отец подымал крик. Гансу пришлось испытать, как это хорошо, когда отец находится в отсутствии, и желание устранить отца было у него вполне оправдываемым.»
(“Анализ фобии пятилетнего мальчика ”)

Фрейд подчеркивает сексуальную составляющую этого процесса: «Для Ганса, как и для всех детей, лежать в постели с отцом или матерью есть источник » (там же). Сексуальность проходит красной нитью через все учение Фрейда о психоанализе.

Полиморфная инфантильная сексуальность

Фрейд относит к сексуальным любые физиологические удовлетворения ребенка: сосание груди, дефекацию и мочеиспускание ‒ все это Фрейд называет полиморфной сексуальностью догенитальной фазы развития . Возраст с двух до пяти лет Фрейд называет расцветом инфантильной сексуальности , что соответствует периоду развития Эдипова комплекса . При этом Фрейд подчеркивает, что мать сама испытывает к ребенку сексуальные чувства :

В. А. Нагорнов. Мать и дитя

«Общение ребенка со своими няньками составляет для него беспрерывный источник сексуального возбуждения и удовлетворения через эрогенные зоны, тем более, что эта нянька ‒ обыкновенно это бывает мать ‒ сама питает к ребенку чувства, исходящие из области ее сексуальной жизни, она ласкает, целует и укачивает его и относится к нему совершенно явно, как к полноценному сексуальному объекту
(“Три очерка по теории сексуальности ”)

Фрейд расширил сексуальность до нежности и, вообще любви , или, если выражаться точнее, объявил сексуальное влечение основным жизнеобразующим влечением человека, квинтэссенцией всех его помыслов и интенций, назвав его . Этим Фрейд навлек на психоанализ гнев его противников, обвиняющих его в пансексуализме и сексуализации детского развития. Современные психоаналитики предпочитают прятать концепцию Фрейда о центральной роли сексуальности в развитии ребенка за введенным Фрейдом психологизмом "психосексуальность ". При этом Фрейд особо подчеркнул не только роль сексуальности в развитии ребенка, но и то, что «конечное состояние инфантильной сексуальности (приблизительно в пятилетнем возрасте), приближается к окончательному формированию сексуальности у взрослого » (“”). Но из этого не следует делать вывод, что Фрейд считал пятилетнего ребенка половозрелым . Для ребенка сексуальность, все равно, остается инфантильной .

Инфантильная генитальная организация

Рано или поздно ребенок сталкивается с приятными ощущениями в области гениталий, уже вне связи с собственно процессом мочеиспускания, это может быть обусловлено как гигиеническими процедурами, проводимыми воспитателями, так и в результате самостоятельного исследования собственного тела. Прикосновения к гениталиям доставляет ребенку особое наслаждение, побуждая к мастурбации. Так постепенно формируется примат генитальности над полиморфной сексуальностью как основа взрослой сексуальной жизни .

«Если и не достигается настоящего объединения частичных влечений под приматом гениталий , то все же на кульминационном пункте всего хода развития инфантильной сексуальности интерес к гениталиям и пользование ими приобретает господствующее значение , мало уступающее их значению в период половой зрелости
(“Инфантильная генитальная организация ”. Фрейд)

Другим источником интереса для ребенка является тайна деторождения . Естественно, что каждый ребенок рано или поздно задумывается о своем появлении на свет, особенно, если в семье рождаются еще дети. Несмотря на байки про аиста и капусту, из наблюдения за семейными парами, ребенку не трудно сделать вывод, что для рождения ребенка необходимы мужчина и женщина. Ребенок видит, что рождение детей является результатом любви , и у него закономерно появляется желание иметь ребенка с любимым родителем . Здесь уже включается процесс полоролевой идентификации из подражания родителям и другим семейным парам:

«Желание иметь с матерью ребенка всегда присутствует у мальчика, желание иметь ребенка от отца неизменно наличествует у девочки, и это при полной неспособности внести для себя ясность по поводу того, каким путем можно прийти к исполнению этого желания. То, что гениталии должны иметь к этому какое-то отношение, для ребенка, как будто, несомненно, хотя его размышления на этот счет могут заставить его искать суть предполагаемой между родителями интимности и в иного рода отношениях, - например, в том, что они спят вместе, в совместном мочеиспускании и тому подобном…»
(“Ребенка бьют ”. Фрейд)

Способ рождения у маленького ребенка тоже порождает много теорий, например, что ребенка вынимают из груди или живота посредством операции, или что он рождается через прямую кишку (теория клоаки, верная для определенных видов животных).

Таким образом, хотя сексуальность ребенка и приближается к сексуальности взрослого, мальчик еще не знает, как использовать свой пенис, а девочка еще не знает о существовании вагины по причине особенностей ее анатомического расположения.

Примат фаллоса и кастрационный комплекс

Воспитателями, так или иначе, подчеркивается запрет на все, что связано с гениталиями, что только подогревает интерес к исследованию в этой области со стороны ребенка. По мнению Фрейда, история мальчика в этом месте расходится с историей девочки.

«В течение этого исследования мальчик приходит к открытию, что пенис не составляет общего достояния всех сходных с ним существ. Толчком к этому служит то, что мальчик случайно заметил, как выглядят гениталии маленькой сестры или подруги. Наблюдательные мальчики уже до того, на основании своих наблюдений при мочеиспускании девочек, видя другое положение и слыша другой шум, начинают подозревать, что здесь имеется что-то другое, и стараются тогда повторить эти наблюдения с целью выяснения положения вещей. Известно, как они реагируют на это отсутствие пениса. Они не приемлют этот недостаток, считают, что все-таки видят орган, маскируют противоречие между наблюдением и своей предвзятостью соображением, что орган еще мал и вырастет, и постепенно приходят к заключению, важному в аффективном отношении, что он по крайней мере имелся и затем его отняли . Отсутствие пениса понимается как результат кастрации, и ребенок стоит перед задачей выяснить отношение кастрации к самому себе.»
(“Инфантильная генитальная организация ”)

Мальчик не обнаруживает у девочки такого же полового члена, как у себя, из чего делает вывод, что девочке его отрезали. Раз отрезали девочке - могут отрезать и ему. Так Фрейд объясняет рождение кастрационного страха у мальчика. Все последующее развитие мальчика, вплоть до гибели Эдипова комплекса, по мнению Фрейда, будет сопровождаться страхом кастрации . А что же девочка, каково ее отношение к отличиям в строении гениталий в сравнении с мальчиком, по мнению Фрейда?

«Комплекс кастрации у девочки тоже возникает благодаря тому, что она видит гениталии другого. Она сразу же замечает различие... Она чувствует себя глубоко обделенной, часто дает понять, что ей тоже хотелось бы "иметь такое же", в ней появляется зависть к пенису , которая оставляет неизгладимые следы в ее развитии и формировании характера...»
(“Введение в психоанализ ”)

То есть, по мнению Фрейда, девочка считает себя уже кастрированной , и все, что остается девочке ‒ это завидовать мальчику. Зависть к пенису ‒ центральное понятие в концепции Фрейда о кастрационном комплексе у девочки. Это связано, по мнению Фрейда, с тем, что существование вагины для девочки остается тайной в силу ее особенностей анатомического расположения . Это очень , на котором строится все дальнейшее построение концепции Эдипова комплекса для девочки в классическом психоанализе (чему будет посвящена специальная в этом цикле). Клитор, как считает Фрейд, девочка находит слишком малым, что только разжигает зависть к большому . Мошонка для мальчика, по мнению Фрейда, тоже не имеет значения, т.к. он не обращает на нее внимания в связи с тем, что доставляет особое наслаждение при прикосновениях.

По мнению Фрейда для обоих полов значимым оказывается только один орган ‒ пенис (фаллос). То есть, девочка для Фрейда оказалась всего лишь " ".

«Основной характер этой инфантильной генитальной организации составляет одновременно ее отличие от окончательной генитальной организации взрослых . Он заключается в том, что для обоих полов играют роль только одни гениталии, мужские . Существует не примат гениталий, а примат фаллоса »
(“Инфантильная генитальная организация ”)

Инфантильная генитальная организация содержит в своей основе примат фаллоса , как для мальчика, так и для девочки. Таким образом Фрейд вводит понятие кастрационного комплекса : для мальчика он заключается в страхе потерять пенис , а все что остается "кастрированной" девочке ‒ это зависть к пенису , которым обладает мальчик. Эта стадия психосексуального развития (с трех до пяти лет), названная Фрейдом фаллической , совпадает с кульминацией Эдипова комплекса .

Все описанное выше относится к, так называемому, прямому или позитивному Эдипову комплексу .

© 2017 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт

примечания

Известна только , это связано, прежде всего, с достаточно простым стилем изложения Зигмунда Фрейда (в большинстве своих работ), который, собственно говоря, и ставил своей задачей популяризировать психоанализ . Такие яркие представители современных направлений психоанализа как Хайнц Кохут и Вейкко Тэхкэ вызывают сложности при прочтении даже у подготовленного специалиста, отчего они не очень популярны даже у профессиональных психоаналитиков. Однако, мой читатель может ознакомиться с основными направлениями психоанализа, благодаря книге Петера Куттера “ ”, которую Вы можете скачать, пройдя по указанной ссылке. Очень жаль, что эта замечательная книга до сих пор не получила достаточного внимания у широкого круга читателей.

Также хочется заметить, что мое изложение концепции Эдипова комплекса в парадигме классического психоанализа приводится в этом цикле статей в том виде, как ее видел Зигмунд Фрейд, разбросав свои мысли по множеству своих работ. Хочется подчеркнуть, что, не смотря на то, как я пишу выше, что широкому читателю известна классическая парадигма психоанализа , многое из нее вычеркнуто популяризаторами психоанализа, что, как им казалось, может шокировать читателя, прежде всего, взгляд Фрейда на психологию женщины .

Детеныши копытных уже через несколько минут после рождения могут встать на ноги и следовать за матерью для получения молока. Хищные млекопитающие, которые считаются более высокоразвитыми, чем травоядные, например, котята и щенята, первые 10 дней глухи и слепы и целиком зависят от заботы матери. У человеческого ребенка период полной беспомощности составляет первые 6 месяцев. Поэтому, ведущий российский психоаналитик Михаил Ромашкевич в своих лекциях многократно подчеркивал, что человек выделяется среди всех млекопитающих тем, что рождается на свет в норме "недоношенным ". Поэтому для человеческого детеныша имеют такую важность родители и, прежде всего, мать. Это обусловливает особую привязанность к родителям и формирование Эдипова комплекса . Впрочем, как я напишу в одной из статей цикла Эдипова комплекса , для животных, по крайне мере, для собак, не чужды эдипальные переживания .

Нередко вскармливание младенцев происходит с помощью соски. Соска, конечно, физически оказывается хорошим транспортером молока в ротовую полость младенца. Но даже согретая теплой водой бутылочка с соской не может заменить тепло груди матери и ее тела. Грудь и тело матери ‒ объекты самого раннего взаимодействия младенца, в результате которого формируется здоровое ядро его психики. Тем матерям, которые используют искусственное вскармливание, нужно дополнительно предоставлять младенцу длительный контакт со своим телом. Зрение у младенца еще только формируется, и только через прикосновения он познает мир, определяет, теплый ли он и живой или стеклянный и резиновый. Первые впечатления будут той призмой, сквозь которую он будет смотреть на окружающий мир всю свою жизнь .

О груди как исходной точке объектного катексиса использовала его последовательница Мелани Кляйн , поставив привязанность ребенка к груди во главу своего учения об объектных отношениях . Как говорила Кляйн, психика ребенка формируется вокруг соска его матери . По мнению же Фрейда, психика ребенка формируется вокруг пениса , о чем Вы узнаете далее.

" " ‒ не следует это словосочетание воспринимать так, будто младенец способен мыслить как взрослый. Для младенца мать и он ‒ одно целое . Для отношения младенца к матери более подходит термин симбиоз , введенный Маргарет Маллер .

В “ ” описывается сон Маленького Ганса, которым Фрейд иллюстрирует сексуальное желание пятилетнего мальчика в адрес матери:

«Ночью с 27-го на 28-е Ганс неожиданно для нас в темноте встает со своей кровати и влезает в нашу кровать. Его комната отделена от нашей спальни кабинетом. Мы спрашиваем его, зачем он пришел, не боялся ли он чего-нибудь. Он говорит: “Нет, я это скажу завтра ”, засыпает в нашей кровати, и затем уже его относят в его кровать.
На следующее утро я начинаю его усовещивать, чтобы узнать, зачем он ночью пришел к нам. […]
Он: “Ночью в комнате был один большой и другой измятый жираф , и большой поднял крик, потому что я отнял у него измятого. Потом он перестал кричать, а потом я сел на измятого жирафа ”.»

Папа долго расспрашивает мальчика, что же могут означать большой и измятый жирафы, объясняя ему, что это нужно для того, чтобы написать "одному профессору" (имеется в виду, Фрейду). Но мальчик не может объяснить отцу значение этих символов: «А ты ему скажи, что я сам этого не знаю, и тогда он не будет спрашивать, а когда он спросит, что такое измятый жираф, пусть он нам напишет, и мы ему ответим или сейчас напишем, что я сам этого не знаю ».

Отец мальчика, последователь Фрейда, посещающий его семинары, приходит к следующему выводу:

«Большой жираф ‒ это я (большой пенис ‒ длинная шея), измятый жираф ‒ моя жена (ее половые органы)… Все вместе есть репродукция сцены, повторяющейся в последнее время почти каждое утро. Ганс приходит утром к нам, и моя жена не может удержаться, чтобы не взять его на несколько минут к себе в кровать. Тут я обыкновенно начинаю ее убеждать не делать этого (“большой жираф кричал, потому что я отнял у него измятого ”), а она с раздражением мне отвечает, что это бессмысленно, что одна минута не может иметь последствий и т. д. После этого Ганс остается у нее на короткое время (“тогда большой жираф перестал кричать, и тогда я сел на измятого жирафа ”).»

« , что сексуальное развитие ребенка прогрессирует до фазы, в которой гениталии принимают на себя уже руководящую роль. Но эти гениталии являются исключительно мужскими , точнее говоря, это ‒ пенис ; женские гениталии остаются неоткрытыми
(“Гибель эдипова комплекса ”. Фрейд)

« , легко заметный пенис у брата или сверстника, распознает его как преувеличенный аналог своего собственного маленького и скрытого органа, и ею овладевает зависть к пенису
(“Некоторые психические следствия анатомического различия полов ”. Фрейд)

« , в какой малой степени привлекает к себе внимание ребенка другая часть мужских гениталий, мошонка с ее содержимым. Опираясь на анализы, нельзя было бы никогда узнать, что гениталии состоят еще из чего-либо иного, чем пенис.»
(“Инфантильная генитальная организация ”. Фрейд)

Мой опыт психоанализа ряда пациентов показал, что в их подростковом возрасте преобладали шутки, за которыми скрывался страх отсечения именно яичек (тестикулярная тревога ). Роль мошонки в психическом развитии мальчика традиционно игнорировалась психоаналитиками. Только в 1965 году Анита Белл в статье “Значение мошонки и тестикул для мальчиков пубертатного возраста ” озвучила проблему, что психоанализ опрометчиво оставлял без внимания этот важный орган. Известные распространенные выражения «как серпом по яйцам » или «держать (кого-либо) за яйца » также иллюстрируют именно тестикулярную тревогу , а лестный эпитет «у него стальные яйца » ‒ явно демонстрирует значимость мошонки для мужчины, ровно как такая характеристика мужественной женщины, как «баба с яйцами » . Не нужно забывать, что мошонка является источником способности мужчины к оплодотворению, а значит символом фертильности , а пенис, по сути, является только придатком к мошонке. Конечно, это совершенно неизвестно маленькому мальчику, который переоценивает значение именно того органа, который доставляет ему приятные ощущения при прикосновении.

«На ступени хотя и существует мужское, но женского еще нет; противоположность здесь означает: мужские гениталии или кастрированный . Только с окончанием развития во время половой зрелости сексуальная полярность совпадает с мужским и женским..»
(“Инфантильная генитальная организация ”. Фрейд)

© 2002-2019 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL: , а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу
:: Google-author

Эдип, пожалуй, самый известный в психологии мифологический персонаж. Ведь наверняка о том, что существует Эдипов комплекс и комплекс Электры, вспомнит даже самый далекий от этой науки человек. Вспомнит, но вот рассказать подробнее уже вряд ли сможет.

Итак, что такое Эдипов комплекс, из-за чего он возникает и как дает о себе знать?

Миф об Эдипе

Мы начали разговор с упоминания античных мифов. И действительно, прежде чем речь зайдет о психологических аспектах проблемы, нелишним будет остановиться на аспектах культурных. Вспомним трагедию Софокла «Царь Эдип», основанную на мифологическом сюжете.

Царь Лай, правитель Фив, получает страшное предсказание: он умрет от руки собственного сына. Напуганный Лай велит слуге избавиться от своего новорожденного наследника, однако тот жалеет мальчика и передает его пастуху из соседнего царства. Пастух относит младенца к своему правителю, ребенок получает имя Эдип и становится приемным сыном царя.

Повзрослев, Эдип узнает о пророчестве. Считая своим отцом воспитавшего его человека, он решает покинуть царство, чтобы тем самым помешать пророчеству сбыться. В пути путешественник сталкивается со старцем. У них завязывается ссора, которая заканчивается тем, что Эдип убивает старика и его слуг.

Дорога приводит героя в Фивы. Город находится во власти Сфинкса, он загадывает прохожим загадку, которую никто не может отгадать, и безжалостно расправляется с людьми, дающими неверные ответы. Эдип отвечает правильно, и благодарные фиванцы предлагают ему стать их повелителем и взять в жены царицу: прежний царь Лай убит неизвестными.

Спустя несколько лет в Фивы снова приходит несчастье: неурожаи, голод, массовые смерти. Эдип просит оракула помочь справиться с бедами, и тот говорит, что во всем виноват убийца Лая. Если найти и наказать этого человека, город вновь будет процветать. Расследование открывает Эдипу горькую правду. Во всем виноват он сам. Старец, встретившийся ему в дороге, был Лаем.

Эдипов комплекс чаще всего рассматривается в связке с комплексом Электры - так называется его форма, возникающая у женщин. Эта античная героиня сталкивается с похожей ситуацией - становится соучастницей убийства собственной матери. Мать Электры с помощью своего любовника убила мужа и хотела избавиться и от детей, однако им, Оресту и Электре, удалось выжить, а впоследствии отомстить матери и ее сообщнику.

Трансформация определения

Автором понятия «Эдипов комплекс» стал . Основатель назвал таким образом влечение, которое ребенок испытывает к родителю противоположного пола одновременно с желанием избавиться от родителя одного с собой пола. Интересно, что на такие мысли Фрейда натолкнули его личные детские воспоминания.

Вообще, правильнее определять это явление не как однозначную враждебность к своему полу и тягу к противоположному, а как совокупность разнонаправленных чувств ребенка к родителям в целом. Дело в том, что, по Фрейду, комплекс может проявить себя в трех разных состояниях.

  • Позитивный Эдипов комплекс.
  • Негативный комплекс.
  • Полный комплекс.

Позитивная форма - это уже обозначенная и наиболее известная трактовка. Особенности негативной формы в том, что она представляет собой обратную ситуацию: девочка тянется к матери, мальчик – к отцу. У детей отмечаются признаки обеих разновидностей - это объясняется наличием и мужского, и женского начал, составляющих личность человека.

Таким образом, мальчик не только испытывает тягу к матери и стремится устранить отца, но и ощущает привязанность к отцу и неприятие матери, характерные для девочки. Аналогично распределяются чувства и в жизни девочки. Все это сложное сочетание противоречивых переживаний Фрейд именовал полным Эдиповым комплексом.

На современном этапе фрейдовские представления подверглись значительной корректировке. Оспаривается утверждение об универсальном характере комплекса, акцент сместился с биологической стороны на социальную. Все больше сомнений вызывает наличие комплекса у девочек. Наметилась тенденция к использованию понятия в более широком смысле - для обозначения всего спектра отношений, возникающих между детьми и родителями.

Значение для человека

Проявление комплекса становится заметно в возрасте 3-5 лет, когда, согласно периодизации Фрейда, личность находится в фаллической, крайне важной для дальнейшего состояния психики, стадии развития. Этот период ознаменован возникновением интереса к отношениям полов и формированием Сверх-Я, контролера и цензора личности. В конце этой стадии комплекс смягчается, однако вновь дает о себе знать в подростковом возрасте - лишь тогда происходит его окончательное разрешение (причем по-разному для детей разного пола).

Подсознательный страх кастрации и боязнь наказания за недозволенные влечения к матери становятся силой, подавляющей Эдипов комплекс у мальчиков. Девочки же, по мнению Фрейда, воспринимают кастрацию как уже произошедшее событие, ведь пениса у них нет. Девочки одновременно испытывают и зависть, и влечение к отцу; в конце концов зависть к пенису переходит в желание получить от отца собственного ребенка, а комплекс медленно угасает.

Несмотря на эту разницу, Фрейд рассматривал комплекс применительно к ребенку любого пола на одинаковых основаниях. Назвать Эдипов комплекс у девочек комплексом Электры предложил не он, а . Фрейд, кстати, термин не оценил.

Эдипов комплекс, а вернее, его благополучное преодоление, считал Фрейд, лежит в основе всего процесса психосексуального развития и мужчин, и женщин. Неразрешенный комплекс у взрослых становится истоком всех отклонений в сексуальной сфере и расстройств психики вообще.

В этом смысле примечательно любопытное совпадение. Трагедия «Царь Эдип» начинается с того, что народ Фив просит помощи у своего правителя, а затем, по мере расследования Эдипа, перед нами разворачивается вся история произошедшего. По такому же принципу строится сеанс психоанализа: клиент обращается с проблемой, а задача терапевта - внимательно слушая и анализируя слова обратившегося, докопаться до сути его внутреннего конфликта, причина которого, как правило, кроется в раннем детстве.

Более того, психоаналитик пошел дальше и сделал вывод, что в комплексе совпадают начала религии, нравственности, социальных и культурных институтов, утверждающих универсальный запрет на инцест. Отсюда следует, что эдипальные проявления - основа основ человеческой цивилизации!

В настоящее время последователи психоанализа по-прежнему подчеркивают исключительную значимость Эдипова комплекса, а вот сторонники других направлений склонны относиться к этому явлению скептически. Автор: Евгения Бессонова



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!