Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Харлампиев борьба самбо. Анатолий Харлампиев: что нужно знать об «отце самбо». Мекокишвили Арсен Спиридонович

Анатолий Аркадьевич Харлампиев (1906 – 1979) – выдающийся исследователь национальных боевых искусств, заслуженный мастер спорта СССР и заслуженный тренер СССР, посвятивший свою жизнь созданию и развитию борьбы САМБО .

Анатолий Харлампиев обучался боевым искусствам с раннего детства, сначала под руководством деда – выдающегося гимнаста и кулачного бойца, а затем и отца – чемпиона Франции и Европы по боксу, считающегося основоположником русской школы бокса.

Позднее Анатолий Харлампиев изучал Дзюдо Кодокан под руководством Василия Сергеевича Ощепкова , которого также принято считать одним из основоположников борьбы САМБО, наряду со Спиридоновым Виктором Афанасьевичем.

Но особый его интерес Анатолия Харлампиева вызывали национальные виды единоборств народов СССР, которые он в течение многих лет изучал и систематизировал, описывая и классифицируя их технические приемы.

Соединение воедино наиболее эффективных приемов различных видов единоборств, а также использование их комбинаций – стало основой для создания нового вида борьбы, как говорил сам Анатолий Аркадьевич, чтобы слабый и безоружный всегда мог защититься.

Практически сразу после завершения обучения Анатолий Харлампиев начал преподавать физкультуру в коммунистическом университете трудящихся Востока, где учились представители разных народностей, в том числе из среднеазиатских и кавказских республик, многие из которых владели национальными видами единоборств.

Таким образом, обучая студентов, Анатолий Аркадьевич обучался сам. Организуя и участвуя в поединках со своими студентами, он перенимал у них уникальные, свойственные лишь определенным этническим группам, приемы рукопашного боя.

Ученики называли мастера — «Непобедимый », глубоко уважали и любили своего учителя.

Помимо занятий боевыми искусствами Харлампиев занимался фехтованием и альпинизмом, что позволяло ему до преклонных лет поддерживать прекрасную физическую форму.

Кроме преподавательской практики Анатолий Харлампиев регулярно, не реже одного раза в год отправлялся в исследовательские экспедиции по советским республикам, где изучал новые стили боевых искусств и совершенствовал свое мастерство.

Итогом многолетних исследований и регулярной и интенсивной практики стало создание боевой системы САМБО которое включало в себя два раздела: спортивный раздел , который был основой стиля и боевой , включающий в себя дополнительные приемы, предназначенные для сотрудников силовых структур.

Официальной датой создания борьбы вольного стиля (как тогда называлось САМБО) считается 1938 год , когда система была признана, как самостоятельный вид спорта в СССР, а Анатолий Харлампиев назначен старшим тренером.

Важнейшим этапом в жизни мастера стала Великая Отечественная Война. За время войны «Непобедимый» мастер многократно проявлял отвагу и доблесть, за что был награжден орденом «Красной Звезды», медалями «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга».

После Победы Харлампиев перевёлся в войска, которым удалось разгромить Квантунскую японскую армию.

Большой интерес мастера вызывали японские боевые искусства .

Даже во время войны Харлампиев продолжал учиться, проявляя интерес к пленным японцам, учась у них и устраивая поединки с ними.

Увлечение боевыми искусствами помогало Харлампиеву расположить к себе пленных и заставить их уважать себя даже при таких тяжелых обстоятельствах.

Позднее японцы присвоили мастеру самый почётный «подарок» – 8 дан по Дзюдо , который обычно не давали не гражданам Японии.

После окончания войны Анатолий Аркадьевич направил все силы на развитие и популяризацию САМБО.

Начиная с 1947 года и по настоящее время регулярно проводятся соревнования по борьбе САМБО , в том числе ежегодно проводятся чемпионаты имени Анатолия Аркадьевича Харлампиева , а центр Центр боевого самбо МЭИ, на кафедре физического воспитания и спорта которого мастер проработал последние двадцать шесть лет своей жизни, носит его имя.
Вклад мастера в создание, развитие и популяризацию САМБО неоценим.

Помимо мощнейшего прикладного аспекта, который несет в себе единоборство, САМБО - это философия жизни , позволяющая человеку выработать логику и тактику ведения боя, развивает аналитические способности и внимательность, позволяет в кротчайшие сроки мобилизовать внутренние резервы организма и направить их на достижения цели.

Философия САМБО – это философия победы .

Особым вкладом в развитие САМБО являются книги Анатолия Харлампиева, которые несут на себе печать легендарной личности мастера.

Книги Харлампиева А.А:

  1. «Борьба самбо» (изд. 1956 г.)
  2. «Тактика борьбы самбо» (изд. 1958 г.)
  3. «Самозащита без оружия (Самбо)» — учебное пособие для работников милиции.

Анатолий Аркадьевич Харлампиев – это человек, который внес огромный вклад в современные боевые искусства. Он активно исследовал боевые искусства и национальные виды борьбы разных народов СССР. Именно Анатолий Харлампиев стал одним из основателей известного ныне боевого искусства самбо.

Фамилия Харлампиев с греческого языка переводится как “сияющий свет”. Дед Анатолия Харлампиева, Георгий, добросовестно дослужился до чина надворного советника, был уважаемым в обществе человеком и настоящим силачом. В книге Эдуарда Хруцкого “Этот неистовый русский”, рассказывается о том, что в семье Харлампиева большое значение уделялось физическим упражнениям, своего сына Аркадия Георгий Харлампиев воспитывал в строгой дисциплине, проводил с ним атлетические занятия.

Харлампиевы участвовали в кулачных боях на берегу или льду Днепра. Себя в качестве бойца Георгий Харлампиев не позиционировал, в то время всех физически развитых людей просто называли гимнастами. Но гимнаст Георгий Харлампиев был особенным, он рвал пальцами трехкопеечную монету, однажды остановил руками понесшую лошадь. Сын Георгия, Аркадий, был художником, альпинистом и первым профессиональным русским боксером. Для того, чтобы заработать деньги на пропитание семьи и обучение в парижской Академии изящных искусства, он принимал участие в боях за деньги под псевдонимом Шарль Лампье. Вернувшись в Россию, развивал бокс, преподавал в центральной школе милиции и других учебных заведениях, писал в соавторстве с Гретье и Градополовым учебные пособия по боксу, называя его “благородным искусством самозащиты”.

Анатолий Харлампиев был, таким образом, потомственным бойцом. Его дед-силач и отец-боксер с раннего детства воспитывали ребенка в атмосфере уважения к атлетизму и тяжелому труду. В возрасте шести лет будущий “отец самбо” выступал в цирке, исполняя гимнастические кульбиты под куполом манежа. В 16 лет он был уже разносторонне развитым спортсменом, ещё во время обучения в школе занимался силовой атлетикой, гимнастикой, борьбой, боксом, альпинизмом. Однако Анатолий Харлампиев был не просто силачом и спортсменом, но и живо интересовался искусством, изучал живопись, скульптуру, учился в музыкальном техникуме. Однако его подлинной страстью все равно остаются единоборства. После школы Анатолий Харлампиев закончил курсы спортивных инструкторов и начал работать в Обществе строителей Международного Красного стадиона и Красном университете трудящихся Востока преподавателем физкультуры. В это же время Харлампиев познакомился с Николаем Подвойским, председателем Спортинтерна, который “подкинул” ему идею создания универсальной борьбы вольного стиля. Видимо, тогда Харлампиев и “загорелся”.

До сих пор, когда Харлампиева называют “отцом самбо”, в интернете разгораются жаркие споры по поводу его “отцовства”. Учителем Харлампиева был друг его отца Василий Ощепков. Он был настоящим “локомотивом” развития боевых искусств в России. В 1913 году Ощепков закончил в Японии школу “Кудокан”, обучался он у самого Дзигоро Кано и стал третьим европейцем, получившим второй дан по дзюдо. В России Ощепков открыл школу дзюдо, обучал рукопашному бою милиционеров и бойцов Красной армии, проводил турниры. Однако Ощепков не только продвигал дзюдо, но и пошел дальше: ввел русские названия приемов, заменил поклон на рукопожатие до и после схватки, ввел весовые категории и “борцовки”, изменил покров куртки и внедрил в арсенал дзюдо приемы из национальных видов борьбы, которые изучал, путешествуя по республикам Союза. Ощепкова действительно можно считать одним из патриархов самбо, но не отцом, а скорее “дедом”. Систематизировал техники Советской вольной борьбы в одежде (так первоначально называлось самбо) уже Анатолий Харлампиев.

Ещё во время своей работы в Красном университете трудящихся Востока Харлампиев получил возможность изучать различные техники единоборств, так как в учебном заведении обучались студенты с разных концов страны: со Средней Азии, из Сибири, с Дальнего Востока. Были и иностранцы – монголы, китайцы. Позже Харлампиев, как и Ощепков, стал ездить по регионам, в кавказские и азиатские республики, сам участвовал в поединках, не уставая осваивать новые приемы. Об этом периоде его жизни в 1983 году был снят фильм “Непобедимый”, в котором роль Харлампиева исполнил Андрей Ростоцкий. К 1936 году, когда Харлампиев защищал диплом, он собрал уже более 1000 приемов из разных видов борьбы. Сразу после начала Великой Отечественной войны, Харлампиев ушел добровольцем на фронт. Закончив войну в войсках, разгромивших Квантунскую армию, он также учился борьбе у пленных японцев, в обозе которых нашлось с десяток татами. Начав воевать простым солдатом, Харлампиев был демобилизован в звании старшего лейтенанта, заслужил ордена и медали.

В отличие от всех традиционных боевых искусств, самбо до сих пор является открытой системой. Первоначальный импульс к развитию был задан дзюдо, но самбо быстро его переросло, включив в свой арсенал не только приемы из национальных видов борьбы (куреша, чидаобы и других), но и техники армейских боевых систем. В начале 60-х годов, в преддверии Токийской олимпиады, в СССР впервые прибыли лучшие дзюдоисты Японии со своими тренерами. Когда они познакомились с советскими самбистами, сомнений у них не осталось – самбо – принципиально новая система.

В 50-х годах японцы присвоили Харлампиеву почетный восьмой дан по дзюдо, что для неяпонца было просто немыслимо. За годы своей тренерской деятельности (только в МЭИ Харламипиев преподавал 25 лет) он подготовил 70 мастеров спорта. В 1961 году дзюдо было включено в программу Олимпийских игр, самбисты стали уходить из самбо в дзюдо, что не могло, конечно, нарвиться Анатолию Харлампиеву, но этот “исход” показал, насколько самбо универсальная система. Доказывают это и успехи российских мастеров самбо в соревнованиях по смешанным единоборствам. Харлампиев был предан самбо, вкладывая в его развитие всего себя. Даже когда самбо стало популярным видом спорта (его даже включили в нормы ГТО-2) и в залах не хватало места, Харлампиев не отказывал никому. Первая тренировка у мастера начиналась в 9 утра, последняя в 9 вечера. Сам Харлампиев ничего не требовал за свои достижения для себя и своей семьи, долгое время жил в коммуналке. Одна комната была для него и спальней, и кабинетом, и кухней. Скончался “отец самбо” в 1979 году, оставив после себя школу, мастеров и новый эффективный вид единоборства.

Анатолий Аркадьевич Харлампиев родился 29 октября 1906 года в Смоленске. Дед его Георгий Яковлевич Харлампиев был выдающимся гимнастом и кулачным бойцом. Всю жизнь он собирал, изучал и классифицировал приемы боя, борьбы и самозащиты.

Будучи чудовищно силен, он пальцами порвал тогдашние три копейки. В то время больше никто не мог этого сделать. Вряд ли кто-то сможет и сейчас.

Однажды его будущая жена ехала на тройке. Лошади понесли. Катастрофа казалась неминуемой. По счастью, по той же улице гулял Георгий Яковлевич. Он ухитрился остановить тройку. Так они познакомились.

Существует рассказ о том, как трое братьев Харлампиевых вызвали на кулачный бой весь Смоленск. На лед Днепра против них вышло больше ста человек. Братья врезались в толпу как раскаленный нож в масло. Первые противники с вывихнутыми челюстями упали на лед. Вскоре в толпе началась паника, и оставшиеся на ногах обратились в бегство.

Его сын - отец Анатолия - Аркадий Георгиевич Харлампиев был также в высшей степени незаурядной личностью. Отличник Академии Художеств, он был послан на обучение в Париж за счет государства. В какой-то момент, оставшись без средств, дабы продолжить учебу, Аркадий Георгиевич начал выступать на профессиональном Европейском ринге, да так успешно, что вскоре стал чемпионом Франции, а затем и Европы в абсолютной категории.

Именно он, вернувшись в Россию, стал отцом Российской, а затем и советской школы бокса. Имеется книга об Аркадии Георгиевиче (Хруцкий "Этот неистовый русский").

В шестилетнем возрасте Анатолий Аркадьевич, которого тренировали и дед и отец, выступал в воздушной гимнастике под куполом цирка.

В шестнадцать лет он был уже зрелым бойцом и в высшей степени разносторонним спортсменом. Тогда, в 1922 году, известный военный деятель Николай Ильич Подвойский благословил Анатолия Аркадьевича на разработку универсальной борьбы…

В то время он работал в КУТВе (Красный Университет Трудящихся Востока) и ОСМКС (Общество Строителей Международного Красного Стадиона) преподавателем физической культуры; подрабатывал и в одном из московских театров, уча артистов движению.

В КУТВе собрались профессиональные революционеры из стран Дальнего Востока, в том числе, из Китая и Монголии. Многие из них владели боевыми искусствами, и у Анатолия Аркадьевича была масса возможностей с ними практиковаться. Боролся он и с татарами (национальная поясная борьба). Еще до того он в совершенстве овладел французской борьбой, английским и французским боксом; фехтовал, бегал, был великолепным акробатом; лично знал таких выдающихся борцов, как Поддубный, Буль, Спуль и т.д. Был альпинистом высокого класса.

В течение ряда лет всю осень, зиму и весну Анатолий Аркадьевич копил деньги, чтобы летом выезжать в среднеазиатские и кавказские республики, где еще сохранились национальные виды борьбы. Он изучил их все, систематизируя приемы и методы тренировки. Для этого приходилось бороться на состязаниях самому, иной раз по много часов подряд с все новыми противниками. Никаких весовых категорий не существовало, и юный атлет, весящий семьдесят два килограмма, побеждал стопятидесятикилограмовых бойцов. По мотивам его путешествий в начале восьмидесятых был снят фильм "Непобедимый".

Уже будучи выдающимся мастером, Анатолий Аркадьевич изучал классическое Дзюдо под руководством друга Аркадия Георгиевича Василия Сергеевича Ощепкова, который долго жил в Японии и окончил Кодокан.

В 1938 году борьба Самбо обрела официальный статус, и Анатолий Аркадьевич возглавил Федерацию.

Триумфальное шествие нового, универсального вида борьбы было заторможено Великой Отечественной Войной. В первые же дни ее Анатолий Аркадьевич ушел добровольцем на фронт. Воевал с честью, отмечен многими наградами.

Закончив войну в войсках, разгромивших Квантунскую армию, после ее капитуляции он учился борьбе уже у самих японцев, в обозе которых было десять татами для Дзюдо. Победил всех, в том числе и чемпиона Японии в тяжелом весе…

2.

После войны этот замечательный человек продолжил свою работу по распространению и развитию Самбо. Его авторитет был непререкаем. Даже когда в результате закулисных интриг другие люди пришли к власти в федерации, Анатолий Аркадьевич оставался общепризнанным лидером этой борьбы.

Еще в пятидесятых японцы honoris causa присвоили ему восьмой дан по Дзюдо. Тогда для не японца это почиталось невозможным. В нашей же стране он был Заслуженным Мастером Спорта и Заслуженным Тренером СССР.

Всемирно известный Мастер жил в двадцатиметровой комнате в коммунальной квартире с женой, сыном и женой сына. Там же стоял концертный рояль (супруга Мастера Надежда Самойлова и сын Саша были музыкантами). Только за семь лет до его смерти стараниями любящих их людей Харлампиев с женой получили отдельную однокомнатную квартиру. Потом целый год выбивали для них телефон…

Кому стало интересно можете скачать фильм посвященный 70 - летию создания самбо.

В фильме представлены уникальные советские черно-белые хроники о людях и событиях связанных с возникновением и развитием самбо. Упоминается о национальных единоборствах братских республик СССР, приемы из которых были включены в самбо. Показаны хроники тувинской национальной борьбы "Хапсагай", грузинской национальной борьбы "Чидаба", молдавской национальной борьбы "Трынтэ", узбекской национальной борьбы "Кураш", дагестанской национальной борьбы.

Кроме того представлены хроники азербайджанской национальной борьбы "Гюлеш", татарской национальной борьбы "Кореш", башкирской национальной борьбы на поясах "Куряш", армянской национальной борьбы "Кох". Все эти виды борьбы объединило в себе самбо, взяв из них самое лучшее и эффективное. В фильме также рассказывается о повальном увлечении самбо на Кубе и в других странах мира, а также о российских спортсменах. Фильм рекомендуется к просмотру всем.

Дед А. А. Харлампиева - Георгий Яковлевич Харлампиев - был выдающимся гимнастом и кулачным бойцом. Он много лет собирал, изучал и классифицировал различные приёмы боя, борьбы и самозащиты. Будучи чрезвычайно сильным, он пальцами мог порвать монету в три копейки. Существует легенда, что его будущая жена однажды ехала на тройке и лошади понесли; катастрофа казалась неминуемой. Однако по той же улице гулял Георгий Яковлевич, который смог остановить тройку - так они и познакомились.

Отец - Аркадий Георгиевич Харлампиев - с отличием окончил Академию художеств и был послан на обучение в Париж за государственный счет. Через некоторое время он остался без средств и, чтобы продолжить учёбу, начал выступать на профессиональном европейском ринге. Вскоре стал чемпионом Франции, а затем и Европы, в абсолютной категории. Вернувшись в Россию, по прошествии времени стал родоначальником российской, а затем и советской школы бокса.

В шестилетнем возрасте Анатолий Аркадьевич, которого тренировали дед и отец, выступал в воздушной гимнастике под куполом цирка. В шестнадцать лет он был уже зрелым бойцом и весьма разносторонним спортсменом.

Самбо

В то время он работал в Коммунистическом университете трудящихся Востока (КУТВ) и Обществе строителей Международного красного стадиона (ОСМКС) преподавателем физической культуры и подрабатывал в одном из московских театров, обучая актёров сценическому движению.

В КУТВе собрались профессиональные революционеры из стран Дальнего Востока, в том числе из Китая и Монголии . Многие из них владели боевыми искусствами, и у Анатолия Аркадьевича была возможность регулярно с ними практиковаться. Боролся он и с татарами (национальная поясная борьба). Ещё до того он в совершенстве овладел французской борьбой, английским и французским боксом; фехтовал, бегал, был великолепным акробатом и альпинистом высокого класса. Лично знал таких выдающихся борцов как Поддубный , Буль, Спуль и др.

В течение ряда лет Анатолий Аркадьевич ежегодно выезжал в среднеазиатские и кавказские республики, где ещё сохранились национальные виды борьбы. Он изучал их, систематизировал приёмы и методы тренировки, для чего боролся на состязаниях сам, иногда по много часов подряд. При весе в 72 кг, используя свое мастерство, он иногда побеждал бойцов в два раза тяжелее него.

По мотивам этих путешествий А. А. Харлампиева в 1983-м году был снят фильм «Непобедимый».

Уже будучи выдающимся мастером, Харлампиев изучал классическое дзюдо под руководством друга отца, Василия Сергеевича Ощепкова, который долго жил в Японии и тренировался в школе дзюдо Кодокан.

В 1938 году борьба самбо обрела официальный статус, и Харлампиев возглавил Федерацию самбо СССР, однако развитие нового вида борьбы было приостановлено Великой Отечественной войной. В первые же её дни Харлампиев ушел добровольцем на фронт; его служба была отмечена многими наградами. Закончив войну на Дальнем Востоке, он учился борьбе уже у японских пленных, в обозе которых было десять татами для дзюдо.

После войны продолжил свою работу по распространению и развитию самбо. Уже после ухода с поста главы федерации, Харлампиев оставался общепризнанным лидером этой борьбы и имел непререкаемый авторитет в этой области.

Также Анатолий Аркадьевич являлся преподавателем кафедры физической культуры МЭИ.

Награды

  • Заслуженный мастер спорта СССР (1947)
  • Заслуженный тренер СССР

Анатолий Аркадьевич Харлампиев (29 октября 1906, Смоленск, Россия - 16 апреля 1979, Москва, СССР) - исследователь боевых искусств и национальных видов борьбы народов СССР, один из основоположников борьбы самбо, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР.

Биография

Дед А. А. Харлампиева - Георгий Яковлевич Харлампиев - был гимнастом и кулачным бойцом. Он много лет собирал, изучал и классифицировал различные приёмы рукопашного боя, борьбы и самозащиты. Есть легенды о его силе: пальцами рвал трёхкопеечные монеты; остановил понесшую тройку лошадей (в экипаже которой находилась его будущая жена) и др.

Отец - Аркадий Георгиевич Харлампиев (1888-1936) - с отличием окончил Академию художеств и для продолжения обучения был направлен в Париж за государственный счёт. Через некоторое время из-за недостатка средств для продолжения учёбы начал выступать на профессиональном европейском ринге. Вскоре стал чемпионом Франции, а затем - и Европы (в абсолютной категории) . Вернувшись в Россию, Аркадий Георгиевич стал популяризировать бокс. Его считают одним из основоположников русской школы бокса.

С ранних детских лет Анатолия Аркадьевича тренировали дед и отец. Уже в 6 лет он выступал в номере воздушных гимнастов под куполом цирка. В шестнадцать - был довольно разносторонним спортсменом и хорошо подготовленным борцом и боксёром.

Создание борьбы самбо

А. А. Харлампиев посвятил свою жизнь созданию и развитию нового прикладного вида спорта - борьбы самбо. С начала 1920-х он стал собирать и систематизировать народные игры, содержащие приёмы борьбы; с 1934 г. - описывать и классифицировать спортивные и боевые приемы. В 1936 г. окончил Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры (отделение дзюдо Василия Сергеевича Ощепкова). С 1935 г. Анатолий Аркадьевич вёл тренировки по дзюдо в московском дворце спорта «Крылья Советов». Участник Великой Отечественной войны (1941-1945). С 1945 г. по 1952 г. работал старшим тренером Центрального Совета «Динамо». С 1953 г. - доцент кафедры физвоспитания МЭИ.

Его предшественниками в деле создания нового национального вида борьбы в одежде (включающего наиболее эффективные средства из других видов борьбы) были Виктор Афанасьевич Спиридонов и Василий Сергеевич Ощепков (учеником которого был Анатолий Аркадьевич). И каждый из его предшественников, и Анатолий Аркадьевич по-разному видели предмет созидания.

А. А. Харлампиев создавал систему самбо, включающую спортивную подсистему (являющуюся фундаментом) и боевую (которая рассматривалась как целевая прикладная надстройка). Спортивная подсистема в итоге стала называться борьбой самбо (или просто - самбо), а боевая - боевым самбо. Фундаменту системы САМБО Анатолий Аркадьевич уделял особое внимание, делал всё возможное для развития борьбы самбо как массового вида спорта. Он был уверен, что только хорошо освоившие спортивную борьбу самбо могут быть успешными в боевом самбо.

Создавая свою систему самбо, А. А. Харлампиев тщательно изучал дзюдо и осваивал его на практике. В дзюдо он видел основание нового вида борьбы в одежде, обогащённого наиболее эффективными приёмами других видов борьбы. Дзюдо он осваивал под руководством Василия Сергеевича Ощепкова, который во время многолетнего пребывания в Японии тренировался в школе дзюдо Кодокан.

В годы работы преподавателем физической культуры в Коммунистическом университете трудящихся Востока (КУТВ) и Обществе строителей Международного красного стадиона (ОСМКС) А. А. Харлампиев продолжал исследования различных видов борьбы.

В КУТВе собралось немало профессиональных революционеров из стран Азии (Китая, Монголии и др.). Некоторые из них неплохо владели приёмами боевых искусств, и Анатолий Аркадьевич не упускал любую возможность освоить на практике (в схватке или показе) новые для себя приёмы борьбы. В его бойцовском арсенале были и техника английского бокса, и техника фехтования. Освоению новых приёмов способствовало и то, что он был хорошим акробатом и альпинистом.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!