Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Хоккейная команда ввс погибшая в авиакатастрофе. В небе под свердловском гибель хоккейной команды ввс. Гибель сборной Замбии

5 января 1950 года при заходе на посадку в Свердловске (ныне Екатеринбург) разбился самолет Ли-2. Погибли 11 хоккеистов, врач и массажист команды ВВС, а также 6 членов экипажа.

Зимой 1946 года стартовал первый чемпионат СССР по хоккею с шайбой. Команда ВВС, чей костяк составили спортсмены одного из московских военных училищ, сразу заявила о себе в полный голос. Ее первый тренер — молодой Анатолий Тарасов; чуть позже на этом посту его сменил Коротков. К осени 1949 года команда летчиков значительно окрепла, ее состав усилился за счет игроков московского и рижского «Динамо». Теперь любая осечка ВВС воспринималась ее покровителями весьма болезненно.

После того как Коротков вернулся в Академию имени Жуковского, хоккеистов ВВС возглавил Матвей Гольдин, известный в довоенное время игрок в русский хоккей, фанатик спорта. Однако он недолго продержался у руля команды. Гольдина освободили от тренерских обязанностей за несколько дней до вылета хоккеистов ВВС на матчи в Челябинск и Свердловск. Произошло это при следующих обстоятельствах. Летчики проиграли в принципиальном поединке с «Динамо». У победителей блистал Василий Трофимов, начинавший заниматься русским хоккеем в Болшевской трудкоммуне, где до войны работал тренером Гольдин. Когда после игры команды направлялись в раздевалку, Матвей Иосифович сказал Трофимову: «Что ж, поздравляю, Василек! Отлично сыграл». Гольдин не заметил, что позади шел безмерно расстроенный проигрышем один из покровителей команды ВВС. Услышав слова Гольдина, он пришел в ярость: «Ах, так! Ты наших врагов поздравляешь?!» В тот же день тренера сняли.

Не поехали на Урал и два ведущих игрока ВВС — Шувалов и Виноградов. Виктор Шувалов вырос в Челябинске, первые послевоенные годы выступал за местный «Трактор», и его переезд в Москву уральские болельщики сочли предательством. Поэтому командующий лично распорядился Шувалова на Урал не брать, дабы, как он выразился, «не дразнить гусей». Что же касается Александра Виноградова, то его дисквалифицировали на две игры за нападение на вратаря. К тому же на тренировке перед отъездом на Урал он получил легкую травму. И еще одно важное обстоятельство: команда ВВС едет на Урал поездом!

Однако новый играющий тренер, Борис Бочарников, настоял на том, чтобы лететь самолетом. По профессии инженер, человек очень умный и образованный, Бочарников — одержимый спортсмен, честный и справедливый. Возглавив ВВС, он не желал терять ни одного тренировочного дня, а поезд на Урал в то время шел почти трое суток. В результате по настоянию тренера хоккейной команде выделили для чартерного рейса самолет Ли-2.

5 января 1950 года самолет с хоккеистами ВВС на борту поднялся в воздух с Центрального аэродрома Москвы и взял курс на Свердловск (ныне Екатеринбург).

Полет проходил нормально, но при заходе на посадку на аэродром Кольцово произошла трагедия.

Как рассказывали авиаторы, метеоусловия в районе аэродрома были крайне неблагоприятными — сильная метель, с резкими порывами ветра. Командир Ли-2 майор Зотов сделал два захода на посадку, но это не спасло — самолет врезался в землю, экипаж и пассажиры погибли.

Расследование катастрофы поручили Ф.Ф. Прокопенко, служившему в управлении боевой подготовки Московского военного округа.

По мнению Прокопенко, катастрофа произошла из-за целого ряда неблагоприятных факторов. Во-первых, сказались сложные метеоусловия в районе Среднего Урала, из-за чего ряд аэродромов закрыли и все самолеты направлялись на аэродром Кольцово. Но и здесь погода на пределе метеоминимума. Во-вторых, в полной мере проявились негативные последствия ведомственного подхода: местные диспетчеры заводили на посадку в первую очередь «свои», пассажирские самолеты. Чтобы военный Ли-2 не создавал помех этим «бортам», его отправили в зону ожидания, на верхние эшелоны. Ожидание длилось довольно долго; за это время стемнело, сохранялась интенсивная болтанка, на борту пассажиры стали проявлять беспокойство, да и экипаж занервничал. Хоккеисты сбились в хвост, что для такого небольшого самолета создавало определенные проблемы в пилотировании.

В нескольких километрах от аэродрома Кольцово находилась другая, плохо оборудованная полоса аэродрома Арамиль, имевшая свой радиопривод с частотами, близкими к частотам аэродрома Кольцово, и с близким курсом захода на посадку. На него-то ошибочно и настроился штурман Ли-2. Майор Зотов, опытный летчик, проходя этот привод, посадочную полосу не обнаружил; ушел на второй круг. Вновь снизившись, включил прожектор, который в условиях интенсивного снегопада создал «экран», похожий на светящуюся стену. Это и стало последним, роковым обстоятельством.

На месте катастрофы нашли искореженную груду металла, а также несколько пар хоккейных коньков с чудовищно изогнутыми лезвиями. По сломанному пополам серебряному рублю 20-х годов опознали врача команды Гальперина. Он всегда носил с собой этот талисман, который, увы, не спас его от смерти. В одном из кусков самолетной обшивки сохранилась колода игральных карт: Борис Бочарников — завзятый преферансист.

Вместе с Бочарниковым погибли несколько великолепных хоккеистов. Их имена сохранились не только на обелиске, установленном близ Свердловского аэродрома Кольцово, но также в истории отечественного хоккея.

Иван Новиков, очень быстрый, напористый и техничный крайний нападающий. Чех Зденек Зигмунд, честный, открытый парень, которого особенно любили в команде. Младший брат Анатолия Тарасова — Юрий, участник войны, которого в спортивном мире нарекли Багратионом за портретное сходство со знаменитым полководцем. Два рижанина: вратарь сборной команды СССР Гарри Меллупс и защитник Роберт Шульманис, который еще в буржуазной Латвии выступал за знаменитую команду «Все звезды Балтики», — элегантный игрок, обладавший сильнейшим броском.

Юрий Жибуртович уже имел звание капитана и учился на третьем курсе Военно-воздушной академии имени Жуковского. В свои 29 лет он говорил, что играет последний сезон. Жил Юрий в одном из домов за стадионом «Динамо», неподалеку от Центрального аэродрома. Жибуртович опаздывал на этот злополучный рейс — такое, впрочем, с ним случалось часто, его даже звали «копушником». Чтобы успеть на самолет, хоккеист изо всех сил припустил бегом через Петровский парк и на сей раз, хотя и взмыленный, прибыл вовремя.

Погибли в авиакатастрофе также второй вратарь ВВС Виктор Исаев, нападающий Александр Моисеев, врач команды Гальперин и массажист Галкин.

Вместе с командой собирался лететь и знаменитый Всеволод Бобров, но его не оказалось в самолете. Как и почему — этот вопрос долгое время вызывал споры, пока — совершенно случайно — все окончательно не прояснилось.

До этого широкое распространение получила версия, что Бобров опоздал к самолету из-за банального застолья. Независимо друг от друга некоторые деятели литературы, артисты, военные, работники торговли и общепита клялись и божились, что Боброва спасли именно они. Мол, засиделись с Севкой в ресторане, а когда спохватились, самолет уже улетел. Рассказы похожи один на другой, менялись только названия ресторанов.

Очень многие, даже в спортивном мире, утверждали, что Бобров все же примчался на аэродром, но через пять минут после того, как самолет ушел в небо. Анатолий Владимирович Тарасов вспоминал поведанную кем-то историю, что Бобров якобы даже бежал за катившим по бетонке самолетом. «Если бы его увидели из иллюминаторов, то, конечно, прекратили бы рулежку», — считает Тарасов.

Андрей Васильевич Старовойтов, в прошлом игрок хоккейной команды ЦДКА, а затем один из лучших советских хоккейных арбитров, рассказывает, что Бобров все-таки явился на аэродром вовремя. Но до матчей на Урале оставалось еще несколько дней, поэтому Всеволод спросил у Бочарникова: «Зачем мы так рано летим?» Бочарников ответил: «Будем там тренироваться». Бобров лишь пожал плечами: «Кто не умеет играть, тот пусть тренируется, а я поеду поездом». И ушел. Правда, рассказывая об этом эпизоде, Старовойтов добавлял, что сам он на аэродроме не был и говорит с чужих слов.

Гораздо более правдоподобно выглядит версия Виктора Шувалова и Александра Виноградова. Дело в том, что как раз в это время Бобров переходил из команды ЦДКА в команду ВВС — он еще не сыграл за летчиков ни одного матча. И поэтому, как утверждает Шувалов, Всеволод вообще не намеревался 5 января лететь на Урал, потому, что не успел сдать администратору армейской команды свое хоккейное снаряжение. Ему предстояло рассчитаться со старым клубом, а вечером выехать в Свердловск на поезде. Виноградов добавляет, что Всеволод еще не оформил документы на переход в ВВС. Поскольку до матчей на Урале оставалось время, Бобров собирался уладить все административно-хозяйственные дела, связанные с переходом в новый клуб.

И, тем не менее, даже Шувалов и Виноградов не правы: Бобров все-таки должен был лететь в разбившемся самолете.

Но когда существует уже несколько версий, где гарантия, что еще одна единственно верная? Такая гарантия существует: все, что произошло с ним в день 5 января 1950 года, однажды рассказал сам Всеволод Бобров. В 1953 году он решил написать книгу мемуаров, — увы, его хватило лишь на двенадцать страниц. Но свою рукопись Всеволод Михайлович начал именно с описания того, как чудом избежал авиационной катастрофы, в которой разбилась команда ВВС.

Об этих двенадцати страничках, написанных Бобровым, забыли все, в том числе он сам. Но, как ни парадоксально, все они сохранились! Спустя три десятилетия появилась возможность узнать, что произошло с Всеволодом Бобровым 5 января 1950 года, из текста, написанного самим спортсменом, а это документ неоспоримый. Впрочем, сначала нелишне с помощью конкретных фактов опровергнуть расхожие версии, известные ранее. Что касается ресторанных застолий, которые якобы спасли жизнь Боброву, то здесь вопрос ясен: самолет улетел из Москвы в 6 часов утра, и никаких опозданий, связанных с дружескими обедами или ужинами, просто быть не могло. Не подтверждается и версия, что Бобров не успел оформить свой переход в команду ВВС: этот переход состоялся еще до Нового года. Всеволод уже имел право выступать за команду ВВС, а значит, ему предстояло лететь в ее составе на Урал.

Но что, же произошло на самом деле? Всеволод Михайлович в набросках мемуаров, названных «Капитан олимпийских команд», свидетельствует: «То, о чем я сейчас собираюсь рассказать, для меня настолько странно и необычно, а события настолько тягостны, что, когда я об этом вспоминаю, то, что произошло много лет назад, стоит перед моими глазами настолько отчетливо и живо, будто это было несколько дней назад. Перед самым Новым годом подписан приказ о моем переводе в ВВС МВО. Новый коллектив, новые товарищи, среди которых много выдающихся хоккеистов, — все это интересно, но с особенным интересом я ждал первых игр в новом коллективе. Через несколько дней после Нового года я вместе со своей командой должен вылететь на Урал, в Свердловск и Челябинск: там предстояли очередные игры на первенство СССР по хоккею.

Вылет назначен на 6 часов утра. Как сейчас помню, придя, домой, я завел будильник, поставив его на 4 часа утра. И еще, кроме того, сказал своему младшему брату Борису, чтобы он, услышав звон будильника, разбудил меня. Но, проснувшись в 7-м часу утра, я увидел, что будильник остановился еще ночью, а братишка сладко спит. Проспал! А ребята, наверное, улетели. Что же теперь делать? И как бы в ответ на это кто-то отчаянно стал звонить в квартиру. Это был администратор хоккейной команды Н.А. Кольчугин.

— Михалыч, спишь?

— Проспал, Николай Александрович. Как теперь быть-то?

— Ну что ж делать? Поедем вечером поездом. Ты уж будь дома, а я побегу за билетами! С вокзала позвоню тебе.

«Да, подумал я, нехорошо получилось, и с будильником что-то стряслось».

Борис Михайлович Бобров, много лет, проработавший в Министерстве внешней торговли СССР, добавляет к этому описанию следующее: «Всеволод пришел домой примерно в десять часов вечера, и около одиннадцати мы улеглись. Наши кровати стояли рядом, а в головах — тумбочка с будильником. Будильник старый, проверенный и надежный, никогда раньше не отказывал. Всеволод его завел и передал мне, а я, хорошо помню, когда ставил его на прикроватную тумбу, еще раз на него взглянул и приложил к уху — на всякий случай, по привычке. Все в порядке! Почему он остановился ночью и не зазвонил — одному Богу известно!»

Не зазвонивший будильник спас жизнь и Кольчугину. Он уже сидел в самолете, когда ему приказали передать чековые книжки, подотчетные деньги, а также другие командировочные документы Бочарникову и отправиться на поиски Боброва, причем разыскать его любой ценой. Задерживать вылет не стали: погода неустойчивая, аэродром может закрыться.

Вечером того же дня Бобров и Кольчугин благополучно сели в поезд и выехали в Челябинск.

Когда поезд стоял в Куйбышеве, по вокзальному радио объявили: «Майора Боброва просят немедленно зайти в военную комендатуру». Там, в комендатуре, Всеволоду и сообщили о гибели команды ВВС в авиационной катастрофе.

Хоронили погибших торжественно, с подобающими воинскими почестями и салютом. Над братской могилой воздвигли обелиск. Каждый раз, когда Всеволод Бобров приезжал в Свердловск, он первым делом отправлялся на кладбище около Кольцовского аэропорта, умудряясь даже в зимнюю стужу доставать где-то живые цветы.

О катастрофе и погибших хоккеистах ни в печати, ни по радио не сообщалось. Оно и понятно: трагедия произошла через две с половиной недели после 70-летия Сталина. Его сын Василий, командующий ВВС МВО, первым в отечественном спорте завел традицию устраивать для подопечных футболистов и хоккеистов чартерные рейсы. Опасаясь реакции отца и возможного расследования причин катастрофы, которое могло выявить факт использования машины из авиаполка особого назначения, неоднократно выполнявшей правительственные задания и совершенно не предназначенной для перевозки любимой команды генерала авиации, Василий Сталин решил буквально за сутки сколотить новую команду ВВС. В газетах стали упоминать фамилии лишь трех игроков, сохранившихся от старого состава, которые по разным причинам не полетели тем злополучным рейсом. Как и прежде, упоминался Жибуртович, но при этом не указывались его имя или инициалы, поскольку за ВВС теперь играл брат погибшего Павел, будущий чемпион мира и Европы. Сталин, никогда не вмешивавшийся в дела Василия, об этой катастрофе так никогда и не узнал.

Между тем первенство СССР по хоккею с шайбой продолжалось, и матчи ВВС на Урале должны были состояться. В команду ВВС вернулись Арик Чаплинский, Александр Стриганов, Александр Афонькин, пригласили и некоторых новичков. Вместе с Виноградовым и Шуваловым их посадили в поезд и отправили в Челябинск, где предстояло провести первую игру.

Она была незабываемой. В Челябинске знали о катастрофе. Переполненные трибуны горячо болели не за хозяев поля, а за гостей — за команду ВВС. Все понимали, что летчики играют не только за себя, но и за погибших товарищей. Всеволод Бобров в том матче играл виртуозно, и, к всеобщему ликованию, команда ВВС победила со счетом 8: 3.

Среди московских болельщиков ходили самые невероятные слухи о том, что произошло в Свердловске. Естественно, все с колоссальным нетерпением ждали первой игры команды ВВС на стадионе «Динамо».

И вот этот первый матч на «Динамо» состоялся. Но, как ни странно, он не только не принес болельщикам полной ясности, а, наоборот, лишь подогрел споры. Дело в том, что рядом с Бобровым, Шуваловым и Виноградовым играл теперь брат Юрия Жибуртовича — Павел Жибуртович. А, кроме того, в команду временно пригласили хоккеиста Анатолия Моисеева, по прозвищу Блоха. Поскольку диктор, объявляя составы команд, называл только фамилии — без имен, а половина фамилий оказалась болельщикам знакомой по привычному составу ВВС, то многие в тот день решили, что катастрофа в Свердловске всего лишь слухи.

Но когда объявили, что новым играющим тренером команды ВВС назначен Всеволод Бобров, все прояснилось окончательно.

Тот сезон летчики доигрывали всего лишь двумя пятерками хоккеистов, и команде Всеволода Боброва не хватило всего лишь одного очка, чтобы стать бронзовым призером чемпионата.

Спортсмены летают часто - на соревнования, сборы, тренировки. А представители командных видов спорта еще и совершают перелеты все вместе. Поэтому многочисленные случаи из истории современного спорта, когда в авиакатастрофе погибала целая спортивная команда, статистически вполне объяснимы. Но это ничуть не умаляет боли родных, друзей и болельщиков. Сегодня мы вспоминаем самые трагические авиакатастрофы в истории спорта.

Гибель ярославского "Локомотива"

Ярославский "Локомотив" не добивался особых успехов на протяжении десятилетия, с тех пор, как бывший главный тренер Владимир Вуйтек в 2003 году ушел из команды, получив более выгодное предложение от экс-соперников - казанского "Ак Барса". Это,однако, не мешало команде начинать каждый сезон с полной отдачей. В начале сезона 2011-12 годов команда намеревалась следовать тем же курсом, будучи членом Континентальной хоккейной лиги. Но 7 сентября 2011 года во время полета в Минск на первую игру сезона практически вся команда погибла в авиакатастрофе. Самолет ЯК-42, на котором летел ярославский "Локомотив", разбился через считанные секунды после взлета из ярославского аэропорта "Туношна". Одним из звездных игроков команды был Александр Галимов, усилиями которого в матчах преддверия сезона команда одержала семь побед при двух поражениях. Именно Галимов забил последнюю шайбу в играх "Локомотива" перед авиакатастрофой. Галимов остался жив при крушении, но скончался в больнице пять дней спустя. Остальные игроки, а также тренеры и технический состав команды погибли на месте, как и остальные пассажиры и члены экипажа, за исключением инженера экипажа Александра Сизова. Причиной катастрофы была признана ошибка экипажа, который, как выяснилось, не был достаточно подготовлен для полетов на машинах этого типа.

Авиакатастрофа, изменившая рестлинг

Эта авиакатастрофа привела к серьезным ранениям для участников и завершила две карьеры. Однако если бы ранения тех, кто выжил, оказались серьезнее, вся спортивно-развлекательная индустрия изменилась бы до неузнаваемости. На борту частного самолета Cessna-310, направлявшегося 4 сентября 1975 года из Шарлотта в Уилмингтон, Северная Каролина, находились промоутер Дэвид Крокет и четверо рестлеров - Мистер Рестлинг II, Бобби Брюджес, Джонни Валентайн и Рик Флэр. Катастрофа самолета стала следствием ошибки экипажа, неправильно рассчитавшего количество топлива. Как признавались выжившие, когда самолет стал падать, они были уверены, что это конец. Однако в результате катастрофы погиб только пилот, скончавшийся от полученных травм два месяца спустя. Валентайн был парализован, и его карьера завершилась. Брюджес также ушел из спорта, хоть и сохранив способность ходить. Почему же эта катастрофа могла изменить лицо индустрии? Дело в том, что Флэр и Валентайн, по легенде, были "плохими парнями", враждовавшими с Мистером Рестлингом, и индустрия долгое время пыталась скрыть правду о катастрофе, никому не говоря об участии Мистера Рестлинга в том полете. Он и сам, к счастью, сумел поддержать легенду прикрытия - оставшись живы и здоровым, Мистер Рестнлинг вышел на ринг всего две недели спустя после аварии.

Авиакатастрофа "Гранд Торино"

Итальянский, а может, и мировой футбол, не знал команды, обладавшей столь бесспорным превосходством над соперниками, как "Гранд Торино" - такое прозвище получила в 1940-е команда итальянского футбольного клуба "Торино". Команда завоевала подряд пять национальных кубков и продолжала побеждать, пока авиакатастрофа 4 мая 1949-го не унесла жизни 18 игроков и 13 сотрудников команды. "Гранд Торино" была командой, подобранной штучно: владелец клуба "Торино" Ферруцио Ново был одним из первых специалистов в мире спорта, поставивших поиск талантов на профессиональную основу.
Клуб "Торино" завоевывал чемпионские титулы с 1941 года и вплоть до 1949-го, за исключением 1945-45 г.г., когда национальный чемпионат не проводился. В чемпионате 1949-го они тоже считались бесспорными фаворитами до дня авиакатастрофы, случившейся во время возвращения футболистов с товарищеской игры в Лиссабоне. Причиной аварии стала ошибка пилота, потерявшего управление в плохих погодных условиях. Национальная футбольная федерация, в итоге, решила наградить команду чемпионским титулом 1949 года в знак высшей справедливости: ведь, не случись той злосчастной аварии, команда его бесспорно получила бы.

Авиакатастрофа "Малышей Басби" в Мюнхене

"Малыши Басби", пришедшие в большой футбол из юношеской школы воспитанники главного тренера "Манчестер Юнайтедс" Мэтта Басби, были очень юными - им всем было едва за двадцать. Тем не менее, воспитанники молодежной команды "Манчестера", с детских лет игравшие вместе, были сплоченным профессиональным коллективом, и после прихода в основной состав выиграли чемпионат Англии дважды - в сезоне 1955-56 и 1956-57 годов. Фанаты обожали их не только за одаренность, но и за то, что все они были воспитанниками клуба, а не игроками, купленными в других клубах, что в то время как раз входило в моду. Увы, их успех прервала авиакатастрофа в Мюнхене 6 февраля 1958 года, в которой погибло восемь ключевых игроков команды, а еще двое были серьезно травмированы. Самолет, пытавшийся взлететь во время метели, с трудом оторвался от земли и вскоре рухнул. Катастрофа произвела столь удручающее впечатление на британцев, что даже королева высказала личные соболезнования не только родным и друзьям погибших, но и народу Англии в целом.

Гибель в авиакатастрофе американской сборной по фигурному катанию

В 1961 году фигуное катание в США было на пике популярности. Лидер национальной сборной по фигурному катанию, Лоуренс Оуэн, даже появилась в преддверии чемпионата мира по фигурному катанию в Праге на обложке популярнейшего журнала Sports Illustrated. Через два дня после того, как номер журнала увидел свет, Оуэн и остальные члены национальной сборной трагически погибли в авиакатастрофе в Брюсселе. Самолет, доставивший фигуристов в Европу, взорвался при нештатной посадке. Все 72 пассажира, включая спортсменов сборной и членов их семей, погибли мгновенно. Единственным выжившим оказался пес, летевший в багажном отделении. Мир фигурного катания был потрясен. Чемпионат мира в Праге был отменен после новостей о катастрофе, а американцы были настолько шокированы, что надолго потеряли интерес к фигурному катанию, подорванный дурными воспоминаниями. Даже президент Кеннеди был потрясен настолько, что со словами соболезнования перед народом выступил от его имени брат, сенатор Роберт Кеннеди.

Гибель "Сильнейших"

Боливийская команда "Сильнейшие" не зря носила столь самоуверенное название: она действительно долгие годы блистала в национальном чемпионате. В сентябре 1969 года команда прилетела на товарищеский матч в Санта Круз. Сыграв, футболисты "Сильнейших" 26 сентября 1969 года на самолете DC-6 направилась к себе на родину, в город Ла-Пас. Но именно в этот день в стране состоялся военный переворот. В неразберихе самолет с футболистами таинственным образом исчез с радаров и был обнаружен лишь спустя сутки разбившимся у деревни Вилоко. Все пассажиры - 81 человек - погибли, включая 17 футболистов, тренера и менеджера команды, а также технического сотрудника.

Гибель команды Университета Маршалла по американскому футболу

Для небольшого городка Хантингтон в Западной Вирджинии 1970 год прошел под знаком успеха местной команды Университета Маршалла по американскому футболу "Гремящая орда". Будучи командой местного значения, "Орда" редко путешествовала самолетом, и совместный вылет 14 ноября 1970 года был чуть ли не первым в ее практике. Почему самолет разбился, следствие так и не сумело разобраться. На борту находились 37 членов команды, включая 9 тренеров, и некоторое количество болельщиков. С учетом числа погибших, эта катастрофа считается самой массовой трагедией в истории американского спорта.

Гибель "Пахтакора"

Гибель футбольной команды "Пахтакор" - пожалуй, самая известная трагедия в истории советского спорта. Ташкентский "Пахтакор" был одной из самых успешных футбольных команд СССР. 11 августа 1979 года команда летела на самолете ТУ-134 Минск на встречу с минским "Динамо". Диспетчер слишком поздно заметил, что самолет опасно сближается в воздухе с другим ТУ-134. Он дал самолетам команду расходиться, однако команда не была воспринята экипажами - и крыло одного из самолетов пропороло фюзеляж другого. Это вызвало взрыв обеих машин в воздухе. Все 178 пассажиров обоих рейсов погибли, включая 17 игроков и тренеров "Пахтакора". По слухам, в этот день совершал полет Леонид Ильич Брежнев, что вызвало неразбериху на воздушных трассах. Несмотря на трагедию, оставшиеся в живых игроки "Пахтакора" вернулись на поле всего через 12 дней после трагедии, чтобы продолжить играть в чемпионате СССР, отдавая таким образом дань уважения своим погибшим товарищам.

Гибель баскетболистов из Эвансвилля

В 1977 году баскетбольная команда Университета Эвансвилля готовилась к трудному старту сезона. Главной проблемой команды был уход тренера, Арада МакКутчена, долгие годы работавшего с командой. МакКутчен был очень популярен в Эвансвилле: журнал Time даже назвал его "гордостью и страстью" местной баскетбольной команды. Но "Пурпурные тузы" не собирались сдаваться, хотя сезон начался неудачно: три поражения против одной победы. Тем не менее, члены команды были полны решимости, когда 3 декабря 1977 года отправлялись на матч с командой Университета Центрального Теннесси. Рейс задержали на несколько часов из-за плохих погодных условий. Когда же самолет все же оторвался от земли, он продержался в воздухе лишь полторы минуты, после чего рухнул на землю. В числе причин катастрофы позднее была названа, в частности, перегрузка багажного отделения. В катастрофе погибли 17 членов команды. Позднее Университет Эвансвилля открыл в честь погибших мемориал "Плачущий баскетбол".

Гибель сборной Замбии

Футбольная сборная Замбии образца 1993 года считалась лучшей в истории страны. Футбол всегда был популярен в этой африканской стране, особенно в период правления президента Кеннета Каунды, не жалевшего средств на его развитие. После смещения Каунды денег стало меньше, но национальная сборная, невзирая на бедность, оставалась одной из лучших в Африке. Тем не менее, команде пришлось урезать себя во всем, в том числе в транспортных расходах. Для полета на отборочный матч чемпионата мира со сборной Сенегала в Дакаре команде пришлось арендовать самолет ВВС Замбии. Увы, национальные военно-воздушные силы находились в плачевном состоянии. 27 апреля 1993 года во время полета один из двигателей самолета загорелся. Пилот допустил фатальную ошибку, выключив и второй двигатель, после чего самолет полностью потерял управление и рухнул. Все 18 футболистов, находившихся на борту, погибли.

Авиакатастрофа американской команды по боксу

Как известно, сборная США, в числе 65 стран мира, бойкотировала московскую Олимпиаду-80. Впрочем, боксерская команда США в любом случае не смогла бы принять участие в олимпийских соревнованиях из-за ужасной авиакатастрофы, случившейся 14 марта 1980-го и унесшей жизни 14 спортсменов и 8 сотрудников команды.Боксеры направлялись на соревнования в Польшу, когда их самолет разбился на подлете к Варшаве. Всего в катастрофе погибло 87 пассажиров. Лучшим из разбившихся атлетов специалисты считается чемпион Панамериканских игр Лемюэль Стиплз.

Гибель "одиннадцати пестрых"

Эти голландские футболисты суринамского происхождения были настоящими гуманистами: они играли в благотворительных матчах, собирая таким образом средства для работы с детьми из социально неблагополучных районов, привлекая их к занятиям спортом и помогая найти правильную дорогу в жизни. Их называли "одиннадцать пестрых" - в знак того, что они приносят в жизнь детей из беднейших семей яркие краски. На самом деле, участников команды было больше - всего около двух десятков человек. Очередной благотворительный матч с их участием должен был состояться в столице Суринама Парамарибо. Но он не состоялся: пятнадцать игроков команды погибли в авиакатастрофе в Парамарибо 7 июня 1989 года, погубившей 176 пассажиров и членов экипажа самолета, летевшего из Европы в Южную Америку. Еще двое членов команды, в том числе легенда голландского футбола Рууд Гуллит, отказались от полета в самый последний момент, и поэтому спаслись. Как выяснилось позднее, катастрофа произошла из-за того, что при посадке в аэропорту Парамарибо самолет задел верхушку дерева.

Гибель в авиакатастрофе команды Hendrick Motosport

Гибель гонщика на трассе хоть и редко, но случается, но гибель гонщиков в авиакатастрофе - случай исключительный. Между тем, именно он и произошел 24 октября 2004 года, когда в авиакатастрофе погибли 10человек из команды Hendrick Motorsport, включая сына владельца команды Рика Хендрика, гонщика НАСКАР Рики Хендрика, его старшего брата и племянниц. В этот день команда с успехом принимала участие в соревнованиях на автотреке в Марисвилле. Сообщение о катастрофе, унесшей жизни 10 человек, пришло через считанные минуты после известия о победе гонщика Джимми Джонсона на трассе. Причиной катастрофы позднее назовут сочетание ошибки пилота и тяжелой для полетов туманной погоды.

Авиакатастрофа "Ковбоек из Оклахомы"

В ноябре 2011 года женская баскетбольная команда Оклахомы потеряла главного тренера команды Курта Будке и его помощницу Миранду Серна. Они и еще двое пассажиров погибли при крушении маленького частного самолета, на котором тренер и его помощница возвращались домой из поездки, где они подбирали новых игроков для своей команды. Курта Будке девушки из баскетбольной команды считали настоящим отцом, а к его помощнице относились, как к сестре. Кроме них, в крушении погибли сенатор штата Олин Бранстеттер и его жена Пола. Самое невероятное, что за пять лет комиссия по расследованию катастрофы так и не смогла установить ее причину. За штурвалом самолета был сенатор Бранстеттер, который не докладывал диспетчерам ни о турбулентности, ни о других проблемах, связанных с погодой. Не подтвердилась и версия о том, что сенатору стало плохо, и он потерял контроль над машиной. Технических неисправностей также выявлено не было. Из-за чего самолет упал, до сих пор остается загадкой.

Гибель "Ковбоев из Оклахомы"

Долгая история трагедий, связанных с Университетом Оклахомы, началась в январе 2001 года, когда 10 членов мужской баскетбольной команды университета погибли при крушении небольшого частного самолета. Команда возвращалась домой после поражения от "Колорадо Буффалоз", чтобы перегруппироваться и собраться перед следующими играми. Но пилот самолета потерял ориентацию во время метели, и машина рухнула на землю. Игроки и болельщики "Ковбоев из Оклахомы" до сих пор вспоминают погибших игроков и тренеров траурным гимном "Помним о десятке". Кроме того, в честь погибших на территории университета устроен мемориал, и каждый год в память о погибших проводятся спортивные соревнования.

ВВС: песня о прерванном полёте

"Вот вам песня о том, кто не спел, и что голос имел - не узнал". Строки Владимира Высоцкого будто специально писались о гибели легендарной команды ВВС.

В наших рассказах об истории отечественных хоккейных чемпионатов придется сделать отступление от темы. Слишком уж тяжела была та трагедия, случившаяся более 60 лет назад...

ВВС - Ватага Василия Сталина

Трагедии в спорте – явление нередкое. Часто приходится слышать о тяжёлых травмах, болезнях, слишком ранней гибели спортсменов. Но отдельной строкой в этом чёрном списке стоят авиакатастрофы, жестокие и непоправимые удары судьбы, уносящие жизни не просто спортсменов, но и целых команд. В 1979 году при столкновении самолетов над Днепродзержинском разбился футбольный «Пахтакор», за 18 лет до этого при посадке в Брюсселе погибли более 30 фигуристов и тренеров сборной США. Весь мир помнит трагедию 1958 года с «Манчестер Юнайтед». Ну а в истории хоккея самой печальной и трагической датой остаётся 7 января 1950 года, когда в свердловском аэропорту «Кольцово» потерпел крушение самолёт «Ли-2» («Дуглас»), пассажирами которого были 11 хоккеистов знаменитой команды ВВС - цвет и гордость советского хоккея.

Эту команду собирал по крупицам не кто-нибудь, а сам генерал Василий Сталин , сын вождя и отца всех народов, страстный любитель командных видов спорта. В 50-е годы Василий, сам военный лётчик, командовал военно-воздушными силами Московского военного округа. Его идеей-фикс было создание мощнейшего в стране спортивного общества, объединявшего в себе лучших игроков страны в самых разных видах спорта. Обладая огромными возможностями, генерал не скупился на обещания для спортсменов, которые по большому счёту получали немногим больше среднего рабочего. И, к чести Василия Иосифовича, слово своё он держал – попавшие под его опеку таланты получали квартиры, льготы, хорошие условия для тренировок, уверенность в завтрашнем дне. Любимцем Сталина-младшего был великий Всеволод Бобров, одинаково прославившийся как футболист и хоккеист. В первую команду военных лётчиков он так и не успел влиться полностью, но для второй стал основой и стержнем.

В те годы аббревиатуру «ВВС» любители хоккея и журналисты расшифровывали по-разному от уважительного «Великая Верность Спорту» или «Выдающиеся Великие Спортсмены» до ироничного «Взяли Весь „Спартак“ или „Ватага Василия Сталина“. К моменту страшного происшествия „лётчики“ носили титул вице-чемпионов страны.

Чёрный январь

7 января, в первой половине дня, 11 хоккеистов ВВС, их врач, массажист, а также шесть членов экипажа вылетели специальным рейсов в направлении Челябинска, где у москвичей была запланирована встреча с местной командой „Дзержинец“ (нынешний „Трактор“). Погода с самого начала предостерегала от полёта на Урал. Атмосферный фронт не позволил воздушному судну с первой попытки долететь до Челябинска, и спортсменам пришлось экстренно садиться в Казани. Здесь перед новым капитаном команды Борисом Бочарниковым , который в то время был одним из лучших защитников страны, встал выбор – продолжать полёт или пересесть на поезд. До пункта назначения оставалось совсем немного, и на свою беду Бочарников выбрал первый вариант. В 90-е годы ходили слухи, что Василий Сталин был виновен в гибели хоккеистов, так как дал свой самолёт и приказал лететь. Но впоследствии выяснилось, что Борис Михайлович, хоть и посоветовался с начальником, решение всё же принимал сам. До игры оставалось ещё четыре дня, но капитан был трудоголиком и любил хоккей всем сердцем, а потому надеялся провести ещё пару-тройку тренировок.

Лететь, впрочем, решили не в Челябинск, а в свердловский аэропорт „Кольцово“, который считался пригодным для приёма самолётов даже в сложных погодных условиях. А условия эти тем временем действительно превосходили все самые страшные прогнозы. Ли-2 в сумерках и снежной пурге начал заходить на посадку в аэропорту, но не сумел сделать это, несмотря на пять попыток. Шестой (по другой версии – третий) заход опытнейшего военного пилота Ивана Зотова оказался фатальным – самолёт врезался в землю, не долетев до полосы несколько сотен метров. Из 19 человек, находившихся на борту, не выжил никто. Команда ВВС погибла в одно мгновение.

Подобные трагедии традиционно для СССР замалчивались в прессе, но закрытое расследование Минобороны позволило выяснить причину катастрофы. Оказалось, что к гибели целого хоккейного коллектива привели сразу несколько факторов. Тяжёлых метеоусловий не выдержал и надёжный аэропорт „Кольцово“. Он принимал все борта, летевшие на Урал, и здесь негативно сказался ведомственный подход. Свердловские диспетчеры в первую очередь сажали свои, пассажирские самолёты, а военному Ли-2 пришлось долго кружить в так называемой „зоне ожидания“. К тому времени, как ему разрешили приземлиться, уже окончательно стемнело, а пассажиры и члены экипажа стали откровенно нервничать. По основной версии, хоккеисты зачем-то забежали в хвост судна, и для пилотов это создало дополнительные проблемы.

Но главной причиной крушения воздушного транспорта стала безалаберность и халатность наземных служб, решивших в тот день настроить приводные радиостанции на расположенных рядом аэродромах „Кольцово“ и „Арамиль“ на одну частоту. Штурман Пономарёв по ошибке стал принимать сигналы радиостанции „Арамиля“, хотя самолёт летел в Кольцово. Естественно, аэродром давал не те координаты, и пилот Зотов несколько раз подряд не сумел найти посадочную полосу. Последним шагом в пропасть стало включение прожекторов на самолёте, что в условиях снегопада создало эффект „световой стены“, которая закрыла видимость пилотам. Согласно формулировке Минобороны, к гибели 19 человек привела НОРП - неудовлетворительная организация руководства полётами.

Погибшие

В этом полёте без преувеличения погибли лучшие хоккеисты своего времени, потенциальные чемпионы страны, мира, Олимпийских игр. Именно они одними из первых в нашей стране освоили „канадский“ хоккей с шайбой. Именно они в составе сборной Москвы, а по сути – национальной команды Советского Союза в 1948 году приняли участие в исторических матчах с чемпионом Чехословакии командой ЛТЦ. Пражская дружина имела в своём составе целый ряд серебряных призёров Олимпиады в Санкт-Морице: форвардов Заброцкого и Конопасека, вратаря Модры, но в серии с советскими спортсменами они сумели взять лишь одну игру из трёх - 5:3 . Ещё одна завершилась вничью 2:2 , а третья ознаменовалась триумфом сборной Москвы - 6:3 .

Жертвами авиакатастрофы стали лучший вратарь страны Харий Меллупс и великолепная тройка нападения Юрий Тарасов (брат великого Анатолия Тарасова) – Зденек Зикмунд Иван Новиков . Последние двое, кстати, были ещё и знаменитыми теннисистами: Иван становился пятой ракеткой страны, а Зденек в паре с Николаем Озеровым шесть раз выигрывал чемпионат СССР. Также при крушении погибли прекрасные игроки Борис Бочарников, Николай Исаев , Роберт Шульманис , Юрий Жибуртович , Евгений Воронин , Александр Моисеев и Василий Володин . На протяжении 20 лет их имена замалчивались, а впоследствии публиковались с ошибками и неточностями. Мы позволим себе почтить память не только погибших хоккеистов, но и всех остальных жертв этого полёта.

1. И. Зотов - командир корабля, майор.
2. В. Тараненко - второй лётчик.
3. А. Пономарёв - штурман, капитан.
4. М. Фомичёв - бортмеханик, капитан.
5. М. Демченко - радист, лейтенант.
6. Д. Лукьянов - механик, старший сержант.

7. Иван Новиков - нападающий.
8. Зденек Зигмунд - нападающий.
9. Юрий Тарасов - нападающий.
10. Гарри (Харий) Меллупс - вратарь.
11. Роберт Шульманис - защитник.
12. Евгений Воронин - защитник.
13. Юрий Жибуртович - нападающий.
14. Николай Исаев - вратарь.
15. Александр Моисеев - нападающий.
16. Василий Володин - нападающий.
17. Михаил Альперин - врач.
18. Алексей Галкин - массажист.
19. Борис Бочарников - защитник, играющий тренер.

Их похоронили всех вместе на одном кладбище неподалёку от аэропорта. Захоронение из 19 небольших холмиков занимает значительную площадь, вокруг которой сооружено монументальное чугунное ограждение. В центре мемориала возвышается высокий обелиск с плитой из белого мрамора.

Выжившие

Однако не вся команда ВВС погибла в тот злосчастный день. Три хоккеиста волей судьбы остались жить, чтобы играть не за одного „того парня“, а сразу за 11 погибших товарищей. Все они не попали на этот рейс по разным причинам. Александра Виноградова спасла дисквалификация, полученная за то, что он разрезал Михаилу Гащенкову щёку коньком. Новичка команды Виктора Шувалова в Челябинск не пустил Василий Сталин, опасавшийся, что его могут не слишком приветливо встретить в родном городе. А с Всеволодом Бобровым и вовсе получилась почти голливудская история. Каких только слухов не ходило о чудесном спасении спортивного гения. Рассказывали, что будильник, исправно звонивший долгие годы, в этот раз неожиданно подвёл, что сам Бобров загулял предыдущей ночью и просто проспал. Да что там, фантазия людей дошла даже до предсказаний Вольфа Мессинга , лично знакомого с Иосифом Сталиным.

Но всё объяснялось гораздо проще. Дадим слово партнёру Боброва по клубу и сборной Виктору Шувалову: „Про то, что Всеволод Бобров опоздал из-за загула или не прозвеневшего вовремя будильника, - всё это сказки. Ему только-только разрешили переход в команду ВВС, и на следующий после отлёта день он должен был с администратором команды Кольчугиным лично присутствовать при оформлении этого перехода в спорткомитете. Это было непременным условием “. Именно поэтому в Челябинск Всеволод отправился позже всех и поездом.

»Трагедия с командой ВВС под Свердловском наложила отпечаток на всю мою дальнейшую жизнь , - продолжает Шувалов. - О той страшной авиакатастрофе долго мало что было известно - по целому ряду соображений её просто-напросто постарались поскорее забыть. Но было горе близких, были реальные 19 гробов, была растерянность оставшихся в живых. Тех троих, которых не оказалось в спецрейсе военного самолета, вылетавшего по маршруту Москва - Казань - Свердловск.

Я тогда совсем недавно уехал из Челябинска. Чем бы этот шаг ни был вызван, болельщиками такое воспринимается однозначно: «Предатель!». Я не без труда приспосабливался к новой жизни. И, конечно, был рад, когда узнал, что первая поездка будет в Свердловск и Челябинск - появилась возможность навестить родителей, повидаться с друзьями. Причём новый играющий тренер Борис Бочарников настоял, чтобы команда отправлялась на матч самолётом - мы очень серьёзно готовились к сезону, а трое суток пути поездом могли растренировать команду.

Я, как и все, готовился к поездке. Но Василий Сталин сказал, как отрезал: «Виктора не берите!». На следующий день мы лично от Василия узнали, что вся команда и экипаж погибли. Бобров в это время ехал в поезде, и тормознули его на полпути - в Куйбышеве. Так от команды ВВС осталось три человека. Нас как будто оглушило".

Воскрешение команды

Генерал Василий Сталин не стал откладывать дело формирования новой команды в долгий ящик. Уже к семи вечера в штаб ВВС московского округа были вызваны оставшиеся в живых хоккеисты, которым сообщили о катастрофе и необходимости доиграть сезон.

На следующий день в столицу Южного Урала поездом отправилась новая дружина, в состав которой помимо Виноградова (его дисквалификацию оперативно аннулировали), Шувалова и Боброва вошли вратарь Борис Тропин , защитники Андрей Чаплинский , Александр Афонькин и Евгений Рогов , а также форварды Анатолий Архипов и Александр Стриганов .

В Челябинске на стадион пришлось бежать чуть ли не с поезда. Знавшие о трагедии болельщики приняли Шувалова с распростёртыми объятьями, забыв о том, что он переехал в Москву. Ту игру новая команда ВВС выиграла всухую со счётом 6:0 , причём хет-триком (по другим данным – покером) отметился Всеволод Бобров. После матча команда сразу поехала в Свердловск – на похороны погибших друзей.

В дальнейшем возрождённые «военные лётчики» стали флагманом советского хоккея. В том печальном сезоне они не смогли взойти на пьедестал, заняв лишь четвёртое место, но затем три года подряд никто не мог отнять у них золотые медали. В команду пришли легендарные Николай Пучков , Виктор Тихонов , Павел Жибуртович , (брат погибшего Юрия), Евгений Бабич , а Бобров стал играющим тренером и главной ударной силой коллектива. Помимо медалей чемпионата страны команда ВВС выиграла Кубок СССР, была финалистом этого турнира. А тройка нападающих Бобров – Шувалов – Бабич многократно признавалась лучшей в стране.

P. S. Напоследок - маленький штришок, вроде бы не имеющий отношения к той трагедии, и всё же. На вторую часть Суперсерии 1972 года сборная Канады летела в Советский Союз… двумя самолетами. По половине команды в каждом. Помятуя, между прочим, и ту, советскую катастрофу. Сделано это было по той причине, что это была первая сборная в истории Канады, в которой собрались все лучшие профессионалы. Чтобы в случае чего враз не потерять весь цвет канадского хоккея и было принято такое решение.

ВВС: песня о прерванном полёте

"Вот вам песня о том, кто не спел, и что голос имел - не узнал". Строки Владимира Высоцкого будто специально писались о гибели легендарной команды ВВС.

В наших рассказах об истории отечественных хоккейных чемпионатов придется сделать отступление от темы. Слишком уж тяжела была та трагедия, случившаяся более 60 лет назад...

ВВС - Ватага Василия Сталина

Трагедии в спорте – явление нередкое. Часто приходится слышать о тяжёлых травмах, болезнях, слишком ранней гибели спортсменов. Но отдельной строкой в этом чёрном списке стоят авиакатастрофы, жестокие и непоправимые удары судьбы, уносящие жизни не просто спортсменов, но и целых команд. В 1979 году при столкновении самолетов над Днепродзержинском разбился футбольный «Пахтакор», за 18 лет до этого при посадке в Брюсселе погибли более 30 фигуристов и тренеров сборной США. Весь мир помнит трагедию 1958 года с «Манчестер Юнайтед». Ну а в истории хоккея самой печальной и трагической датой остаётся 7 января 1950 года, когда в свердловском аэропорту «Кольцово» потерпел крушение самолёт «Ли-2» («Дуглас»), пассажирами которого были 11 хоккеистов знаменитой команды ВВС - цвет и гордость советского хоккея.

Эту команду собирал по крупицам не кто-нибудь, а сам генерал Василий Сталин , сын вождя и отца всех народов, страстный любитель командных видов спорта. В 50-е годы Василий, сам военный лётчик, командовал военно-воздушными силами Московского военного округа. Его идеей-фикс было создание мощнейшего в стране спортивного общества, объединявшего в себе лучших игроков страны в самых разных видах спорта. Обладая огромными возможностями, генерал не скупился на обещания для спортсменов, которые по большому счёту получали немногим больше среднего рабочего. И, к чести Василия Иосифовича, слово своё он держал – попавшие под его опеку таланты получали квартиры, льготы, хорошие условия для тренировок, уверенность в завтрашнем дне. Любимцем Сталина-младшего был великий Всеволод Бобров, одинаково прославившийся как футболист и хоккеист. В первую команду военных лётчиков он так и не успел влиться полностью, но для второй стал основой и стержнем.

В те годы аббревиатуру «ВВС» любители хоккея и журналисты расшифровывали по-разному от уважительного «Великая Верность Спорту» или «Выдающиеся Великие Спортсмены» до ироничного «Взяли Весь „Спартак“ или „Ватага Василия Сталина“. К моменту страшного происшествия „лётчики“ носили титул вице-чемпионов страны.

Чёрный январь

7 января, в первой половине дня, 11 хоккеистов ВВС, их врач, массажист, а также шесть членов экипажа вылетели специальным рейсов в направлении Челябинска, где у москвичей была запланирована встреча с местной командой „Дзержинец“ (нынешний „Трактор“). Погода с самого начала предостерегала от полёта на Урал. Атмосферный фронт не позволил воздушному судну с первой попытки долететь до Челябинска, и спортсменам пришлось экстренно садиться в Казани. Здесь перед новым капитаном команды Борисом Бочарниковым , который в то время был одним из лучших защитников страны, встал выбор – продолжать полёт или пересесть на поезд. До пункта назначения оставалось совсем немного, и на свою беду Бочарников выбрал первый вариант. В 90-е годы ходили слухи, что Василий Сталин был виновен в гибели хоккеистов, так как дал свой самолёт и приказал лететь. Но впоследствии выяснилось, что Борис Михайлович, хоть и посоветовался с начальником, решение всё же принимал сам. До игры оставалось ещё четыре дня, но капитан был трудоголиком и любил хоккей всем сердцем, а потому надеялся провести ещё пару-тройку тренировок.

Лететь, впрочем, решили не в Челябинск, а в свердловский аэропорт „Кольцово“, который считался пригодным для приёма самолётов даже в сложных погодных условиях. А условия эти тем временем действительно превосходили все самые страшные прогнозы. Ли-2 в сумерках и снежной пурге начал заходить на посадку в аэропорту, но не сумел сделать это, несмотря на пять попыток. Шестой (по другой версии – третий) заход опытнейшего военного пилота Ивана Зотова оказался фатальным – самолёт врезался в землю, не долетев до полосы несколько сотен метров. Из 19 человек, находившихся на борту, не выжил никто. Команда ВВС погибла в одно мгновение.

Подобные трагедии традиционно для СССР замалчивались в прессе, но закрытое расследование Минобороны позволило выяснить причину катастрофы. Оказалось, что к гибели целого хоккейного коллектива привели сразу несколько факторов. Тяжёлых метеоусловий не выдержал и надёжный аэропорт „Кольцово“. Он принимал все борта, летевшие на Урал, и здесь негативно сказался ведомственный подход. Свердловские диспетчеры в первую очередь сажали свои, пассажирские самолёты, а военному Ли-2 пришлось долго кружить в так называемой „зоне ожидания“. К тому времени, как ему разрешили приземлиться, уже окончательно стемнело, а пассажиры и члены экипажа стали откровенно нервничать. По основной версии, хоккеисты зачем-то забежали в хвост судна, и для пилотов это создало дополнительные проблемы.

Но главной причиной крушения воздушного транспорта стала безалаберность и халатность наземных служб, решивших в тот день настроить приводные радиостанции на расположенных рядом аэродромах „Кольцово“ и „Арамиль“ на одну частоту. Штурман Пономарёв по ошибке стал принимать сигналы радиостанции „Арамиля“, хотя самолёт летел в Кольцово. Естественно, аэродром давал не те координаты, и пилот Зотов несколько раз подряд не сумел найти посадочную полосу. Последним шагом в пропасть стало включение прожекторов на самолёте, что в условиях снегопада создало эффект „световой стены“, которая закрыла видимость пилотам. Согласно формулировке Минобороны, к гибели 19 человек привела НОРП - неудовлетворительная организация руководства полётами.

Погибшие

В этом полёте без преувеличения погибли лучшие хоккеисты своего времени, потенциальные чемпионы страны, мира, Олимпийских игр. Именно они одними из первых в нашей стране освоили „канадский“ хоккей с шайбой. Именно они в составе сборной Москвы, а по сути – национальной команды Советского Союза в 1948 году приняли участие в исторических матчах с чемпионом Чехословакии командой ЛТЦ. Пражская дружина имела в своём составе целый ряд серебряных призёров Олимпиады в Санкт-Морице: форвардов Заброцкого и Конопасека, вратаря Модры, но в серии с советскими спортсменами они сумели взять лишь одну игру из трёх - 5:3 . Ещё одна завершилась вничью 2:2 , а третья ознаменовалась триумфом сборной Москвы - 6:3 .

Жертвами авиакатастрофы стали лучший вратарь страны Харий Меллупс и великолепная тройка нападения Юрий Тарасов (брат великого Анатолия Тарасова) – Зденек Зикмунд Иван Новиков . Последние двое, кстати, были ещё и знаменитыми теннисистами: Иван становился пятой ракеткой страны, а Зденек в паре с Николаем Озеровым шесть раз выигрывал чемпионат СССР. Также при крушении погибли прекрасные игроки Борис Бочарников, Николай Исаев , Роберт Шульманис , Юрий Жибуртович , Евгений Воронин , Александр Моисеев и Василий Володин . На протяжении 20 лет их имена замалчивались, а впоследствии публиковались с ошибками и неточностями. Мы позволим себе почтить память не только погибших хоккеистов, но и всех остальных жертв этого полёта.

1. И. Зотов - командир корабля, майор.
2. В. Тараненко - второй лётчик.
3. А. Пономарёв - штурман, капитан.
4. М. Фомичёв - бортмеханик, капитан.
5. М. Демченко - радист, лейтенант.
6. Д. Лукьянов - механик, старший сержант.

7. Иван Новиков - нападающий.
8. Зденек Зигмунд - нападающий.
9. Юрий Тарасов - нападающий.
10. Гарри (Харий) Меллупс - вратарь.
11. Роберт Шульманис - защитник.
12. Евгений Воронин - защитник.
13. Юрий Жибуртович - нападающий.
14. Николай Исаев - вратарь.
15. Александр Моисеев - нападающий.
16. Василий Володин - нападающий.
17. Михаил Альперин - врач.
18. Алексей Галкин - массажист.
19. Борис Бочарников - защитник, играющий тренер.

Их похоронили всех вместе на одном кладбище неподалёку от аэропорта. Захоронение из 19 небольших холмиков занимает значительную площадь, вокруг которой сооружено монументальное чугунное ограждение. В центре мемориала возвышается высокий обелиск с плитой из белого мрамора.

Выжившие

Однако не вся команда ВВС погибла в тот злосчастный день. Три хоккеиста волей судьбы остались жить, чтобы играть не за одного „того парня“, а сразу за 11 погибших товарищей. Все они не попали на этот рейс по разным причинам. Александра Виноградова спасла дисквалификация, полученная за то, что он разрезал Михаилу Гащенкову щёку коньком. Новичка команды Виктора Шувалова в Челябинск не пустил Василий Сталин, опасавшийся, что его могут не слишком приветливо встретить в родном городе. А с Всеволодом Бобровым и вовсе получилась почти голливудская история. Каких только слухов не ходило о чудесном спасении спортивного гения. Рассказывали, что будильник, исправно звонивший долгие годы, в этот раз неожиданно подвёл, что сам Бобров загулял предыдущей ночью и просто проспал. Да что там, фантазия людей дошла даже до предсказаний Вольфа Мессинга , лично знакомого с Иосифом Сталиным.

Но всё объяснялось гораздо проще. Дадим слово партнёру Боброва по клубу и сборной Виктору Шувалову: „Про то, что Всеволод Бобров опоздал из-за загула или не прозвеневшего вовремя будильника, - всё это сказки. Ему только-только разрешили переход в команду ВВС, и на следующий после отлёта день он должен был с администратором команды Кольчугиным лично присутствовать при оформлении этого перехода в спорткомитете. Это было непременным условием “. Именно поэтому в Челябинск Всеволод отправился позже всех и поездом.

»Трагедия с командой ВВС под Свердловском наложила отпечаток на всю мою дальнейшую жизнь , - продолжает Шувалов. - О той страшной авиакатастрофе долго мало что было известно - по целому ряду соображений её просто-напросто постарались поскорее забыть. Но было горе близких, были реальные 19 гробов, была растерянность оставшихся в живых. Тех троих, которых не оказалось в спецрейсе военного самолета, вылетавшего по маршруту Москва - Казань - Свердловск.

Я тогда совсем недавно уехал из Челябинска. Чем бы этот шаг ни был вызван, болельщиками такое воспринимается однозначно: «Предатель!». Я не без труда приспосабливался к новой жизни. И, конечно, был рад, когда узнал, что первая поездка будет в Свердловск и Челябинск - появилась возможность навестить родителей, повидаться с друзьями. Причём новый играющий тренер Борис Бочарников настоял, чтобы команда отправлялась на матч самолётом - мы очень серьёзно готовились к сезону, а трое суток пути поездом могли растренировать команду.

Я, как и все, готовился к поездке. Но Василий Сталин сказал, как отрезал: «Виктора не берите!». На следующий день мы лично от Василия узнали, что вся команда и экипаж погибли. Бобров в это время ехал в поезде, и тормознули его на полпути - в Куйбышеве. Так от команды ВВС осталось три человека. Нас как будто оглушило".

Воскрешение команды

Генерал Василий Сталин не стал откладывать дело формирования новой команды в долгий ящик. Уже к семи вечера в штаб ВВС московского округа были вызваны оставшиеся в живых хоккеисты, которым сообщили о катастрофе и необходимости доиграть сезон.

На следующий день в столицу Южного Урала поездом отправилась новая дружина, в состав которой помимо Виноградова (его дисквалификацию оперативно аннулировали), Шувалова и Боброва вошли вратарь Борис Тропин , защитники Андрей Чаплинский , Александр Афонькин и Евгений Рогов , а также форварды Анатолий Архипов и Александр Стриганов .

В Челябинске на стадион пришлось бежать чуть ли не с поезда. Знавшие о трагедии болельщики приняли Шувалова с распростёртыми объятьями, забыв о том, что он переехал в Москву. Ту игру новая команда ВВС выиграла всухую со счётом 6:0 , причём хет-триком (по другим данным – покером) отметился Всеволод Бобров. После матча команда сразу поехала в Свердловск – на похороны погибших друзей.

В дальнейшем возрождённые «военные лётчики» стали флагманом советского хоккея. В том печальном сезоне они не смогли взойти на пьедестал, заняв лишь четвёртое место, но затем три года подряд никто не мог отнять у них золотые медали. В команду пришли легендарные Николай Пучков , Виктор Тихонов , Павел Жибуртович , (брат погибшего Юрия), Евгений Бабич , а Бобров стал играющим тренером и главной ударной силой коллектива. Помимо медалей чемпионата страны команда ВВС выиграла Кубок СССР, была финалистом этого турнира. А тройка нападающих Бобров – Шувалов – Бабич многократно признавалась лучшей в стране.

P. S. Напоследок - маленький штришок, вроде бы не имеющий отношения к той трагедии, и всё же. На вторую часть Суперсерии 1972 года сборная Канады летела в Советский Союз… двумя самолетами. По половине команды в каждом. Помятуя, между прочим, и ту, советскую катастрофу. Сделано это было по той причине, что это была первая сборная в истории Канады, в которой собрались все лучшие профессионалы. Чтобы в случае чего враз не потерять весь цвет канадского хоккея и было принято такое решение.

Первым ярким функционером в истории отечественного хоккея был Василий Сталин – сын вождя всех народов, создатель знаменитой команды ВВС.

Главный исторический факт, который сейчас ассоциируется с командой ВВС – авиакатастрофа 1950 года, в которой погибла большая часть ее состава. До крушения самолета с игроками ярославского «Локомотива» это была крупнейшая подобная трагедия в нашем хоккее.

Такие истории всегда привлекают внимание, в том числе и из-за окружающих их разнообразных мифов и загадок. Тем более если они связаны с легендарными личностями вроде Всеволода Боброва (почему не был в самолете – проспал, загулял или был недооформлен переход?), Вольфа Мессинга (предсказал трагедию или не предсказал?) и сразу двух Сталиных – самого вождя (узнал о гибели команды или не узнал?) и его сына (виноват в аварии или не виноват?). Все это придает делу таинственности и уводит от спорта куда-то в дебри конспирологии.

В итоге же о других событиях, составлявших историю «летчиков», говорится гораздо меньше. А ведь в трех следующих сезонах после катастрофы обновленная команда неизменно становилась чемпионом СССР! Три победы подряд – самая настоящая династия. На тот момент это был второй подобный случай в истории чемпионатов страны – после ЦДКА. А третий и последний (не считая армейской гегемонии) будет зафиксирован уже после распада Союза – в исполнении московского «Динамо».

Своим эпохальным достижением команда ВВС была обязана прежде всего уникальному тандему, состоявшему из Боброва (лидер команды и играющий тренер) и Василия Сталина, который фактически выступал в роли владельца и генерального менеджера.

Но если Бобров был признан живой легендой еще по ходу своей блистательной карьеры, то спортивная деятельность Сталина-младшего всегда воспринималась неоднозначно. Как, впрочем, и его личность в целом. Уж очень неординарной он был фигурой, в силу самого своего происхождения. Впервые за долгое время у лидера нашего государства был деятельный сын – и надо сказать, что в плане умения брать от жизни все «красный кронпринц» давал фору всем цесаревичам из дома Романовых.

Авиатор, мотоциклист, офицер, гуляка, бабник – чем не гусар середины ХХ века? Он как будто служил живым воплощением знаменитой отцовской фразы про «жить стало лучше, жить стало веселее». В роли спортивного функционера такой человек был просто обречен на оригинальность. Неслучайно позже для его характеристики очень часто использовалось совершенно несоветское слово «меценат».

Среди высокопоставленных болельщиков сын Сталина и в самом деле выделялся. Спортом он интересовался искренне, не отдавая дань новой моде, в отличие от членов брежневского Политбюро, которые вдруг разом увлеклись хоккеем вслед за генсеком. Василий еще в школьные годы с гордостью докладывал отцу о своих достижениях на футбольном поле, которых обычно бывало больше, чем в учебном классе. Да и позже, влюбляясь в небо, самолеты и девушек, о спортивных привязанностях не забывал. После войны два больших увлечения причудливо соединились, и когда сын Сталина занял пост командующего авиацией МВО, спортивный клуб ВВС обрел могущественного покровителя.

Факты свидетельствуют, что особенной близости с отцом у Василия не было. Но реализации его спортивных амбиций это не мешало. Да что там, один неизменный телефонный пароль «с вами будет говорить товарищ Сталин» (и поди разбери, который именно) помогал решать почти все вопросы. Да и сами авиационные ресурсы были немалыми – на «сталинских соколах» тогда не экономили.

Тратить их было куда. Почти одновременно в ведении молодого генерала оказались футбольная, хоккейная, баскетбольная, мотогоночная и даже конноспортивная (гусар же!) команды. Были и велосипедисты, и легкоатлеты... Первая в истории СССР победительница Олимпиады – метательница диска Нина Пономарева – и та представляла ВВС.

«В моих командах должны быть лучшие», – кратко формулировал свое менеджерское кредо Сталин-младший.

Естественно, эти лучшие брались не откуда-то, а из других команд. Но именно с селекции и берет начало предельно упрощенное восприятие деятельности «авиационного мецената». Это проявилось буквально сразу, в те самые годы. Оптовые закупки ВВС привели к тому, что болельщики стали переиначивать название команды – «Взяли Всех Спортсменов», «Взяли Весь Спартак», «Ватага Васи Сталина» и даже «Вася Взял Севу (Боброва)». Сейчас, наверное, звучало бы как «Вася Всех Скупил».

Разумеется, генерал активно пользовался своими возможностями для привлечения сильных спортсменов, которые надевали погоны с голубым кантом и получали повышенное довольствие. Но здесь он играл на конкурентном поле – аналогичные «силовые» ресурсы комплектования были и у ЦДКА с «Динамо». К примеру, большинство футбольных звезд этих двух тогдашних топ-клубов (неизменно выигрывали чемпионаты СССР с 1945 по 1951 год) в авиацию переманить не удалось. Да и из попавшего в пословицу «Спартака» игроки переходить, бывало, отказывались – как видный тогда бомбардир Никита Симонян. Вот и не поднялись «авиаторы» в футболе выше четвертого места.

В хоккее дела шли куда лучше – и с составом, и с результатами. Достаточно сказать, что за «летчиков» успели поиграть семь будущих чемпионов мира-1954.

Но при этом ВВС все равно не выигрывал свои чемпионаты в стиле тихоновского ЦСКА 80-х годов. В 1952 году для определения чемпиона потребовался дополнительный матч («летчики» обыграли ЦДКА – 3:2), а год спустя отрыв «сталинцев» от главных конкурентов был минимален (от ЦДКА – 1 очко, от «Динамо» – 2).

«Такой команды больше никогда ни у кого не существовало. И вряд ли будет. Люди все были совершенно разные. Объединяло их одно – то, чего так не хватает многим сейчас. Это порядочность. Не припомню случая, чтобы кто-то поступил нечестно по отношению друг к другу.

В спорте, и в частности в хоккее, я прошел большой путь. Со многими людьми пересекался, и в любой команде как из старшего, так и из младшего поколения хотя бы кто-то в чисто моральном плане выпадал из коллектива, совершал те или иные некрасивые поступки. В ВВС такого не было! Почему? Потому что команда подбиралась не столько по мастерству, сколько по человеческим качествам» . (Николай Пучков, «Советский спорт», 2003 год).

Кроме того, в отличие от позднейших времен, создание авиационного суперклуба не обосновывалось высшей государственной необходимостью. Для соблюдения «интересов сборной» еще не пришло время – с выходом советского хоккея на международную арену не спешили. Но и о «базовом клубе» не рассуждали даже на перспективу. Победа в чемпионате СССР была самоценной величиной – удивительное время для нашего хоккея.

На первом месте для Василия Сталина всегда стоял личный интерес, иногда маниакальный. Он знал своих игроков поименно, с некоторыми и вовсе поддерживал приятельские отношения (особенно с Бобровым, перед которым по-своему преклонялся – позже об этом даже снимут довольно неплохой фильм) и всегда был готов помочь.

Потому и суть «сталинской селекции» была прежде всего не в предложениях, от которых невозможно отказаться (отказывались, кто очень этого хотел), а в создании условий для игроков. Для советского спорта это не было такой уж новинкой, но благодаря ВВС главное его противоречие – любительство на бумаге и профессионализм на деле – стало особенно заметным. «Нельзя ставить рекорды и выигрывать матчи после 6–8 часов работы на заводе», – убеждал сын вождя. Его методы мотивации позже будут осуждены, но в итоге все молчаливо согласятся с тем, что для больших побед советские спортсмены должны быть профессионалами, получая неплохую зарплату и прочие блага.

В то же время, в империи ВВС речь не шла о достижении каких-то сиюминутных результатов и только. Приходило понимание, что для дальнейшего роста нашему спорту нужен инфраструктурный прорыв. В хоккее вопрос стоял весьма остро - в стране попросту не было приличных арен с искусственным льдом. Доходило до того, что ведущие клубы ездили на предсезонку в ГДР, где тренировались на катке, построенном при каком-то крупном мясокомбинате. Идеей построить большой крытый дворец загорелся Василий, но воплотить проект в жизнь не успел, в отличие от ряда других тренировочных объектов. Позже много будут заниматься инфраструктурой и другие высокопоставленные «шефы» армейских команд – например, маршал Гречко.

Разумеется, у ситуации, при которой сын вождя уделял спорту повышенное внимание, имелась – при его взрывном характере – и другая сторона. Отправить провинившегося чем-нибудь игрока на гауптвахту или отослать в дальний гарнизон? Было такое (правда, гнев обычно быстро сменялся на милость). Уволить тренера за то, что он позволил себе слегка похвалить соперника? Обязательно. Давать команде установку на игру? Почему бы и нет, что тут мудреного-то – обвел и забил. Устроить разнос после поражения? А не надо проигрывать, ВВС должен выигрывать!

«Каким человеком был Василий Сталин? Судить не берусь. Я тогда был, в сущности, мальчишкой и ни во что особенно не вникал. Безусловно лишь одно. Он был крайне нетерпим к возражениям. Даже Всеволод Бобров, которого Василий Сталин буквально боготворил, не осмеливался ему возражать. Да это было и бессмысленно.

Сейчас, задним числом, думаю, что у Василия Сталина не было того, что принято называть чувством меры. Вероятно, бесконтрольность, к которой он привыкал годами, развратила его. Мог подарить, сняв с руки, золотые часы, а мог и неожиданно несправедливо и даже грубо обрушить упреки…» (Виктор Тихонов, «Кумиры. Тайны гибели»).

И все-таки у большинства бывших «летчиков» даже спустя годы остались в основном положительные воспоминания о своем прежнем «ведущем эскадрильи».

«В художественных фильмах его показывают дураком, деспотом, самодуром. Не буду говорить про его взаимоотношения с кадровыми военными. Но своих спортсменов он искренне любил, хорошо знал о нуждах каждого, старался обеспечить всем необходимым - по мере возможности. А возможности и вправду имел немалые». (Виктор Шувалов, «Труд», 2013 год).

«Спортивным руководителем он был прекрасным. Вел себя с нами просто как старший товарищ. Никогда не делал грубых замечаний. Пытался давать советы, но не навязывал своего мнения, понимая, что нам, хоккеистам, виднее, как играть.

Бобров обычно спрашивал его мнение, и Сталин высказывал его. И когда чувствовал, что говорит не то, спрашивал: «Что, Всеволод, неправильно я говорю?». Тот так пожимал плечами и слышал в ответ: «Ну ладно, тогда ты дальше продолжай, я помолчу». Василия Иосифовича никто не боялся, и в то же время его все безмерно уважали» (Николай Пучков, «Советский спорт», 2003 год).

Сам Василий предвидел, что отмерено ему не так много – и в спорте, и вообще. «Я жив, пока жив отец», – часто говорил он, и оказался прав. Смерть генералиссимуса подвела черту и под «гусарством», и под яркой историей авиационного спорта, в том числе хоккейного суперклуба. Он был расформирован уже в мае 1953 года, практически сразу после ареста своего куратора, в один момент лишившегося могущества. В числе прочих прегрешений сыну Сталина инкриминировали и завышенные траты на спорт – наверное, это был единственный подобный случай за всю историю СССР.

«Стремясь к популяризации своего имени, Сталин В.И. добился создания при ВВС МВО 8 штатных спортивных команд численностью до 300 человек, на содержание которых ежегодно расходовалось свыше 5 миллионов рублей. Эти спортивные команды комплектовались из числа спортсменов-профессионалов, которые переманивались из других спортивных обществ.

Для спортсменов ВВС МВО создавалось привилегированное положение, им в первую очередь предоставлялись квартиры, присваивались офицерские звания, выдавалось летно-техническое обмундирование и отпускались значительные средства на премирование и удовлетворение других их прихотей, чем ущемлялись интересы личного состава ВВС МВО». (из следственного дела Сталина В.И., «Василий, сын вождя», Сухомлинов А.В.)

Следствие, предсказуемо окончившееся обвинительным приговором, длилось два с половиной года (характерный штрих – бывшие спортсмены-«летчики» охотно скидывались на передачи угодившему в опалу шефу). За это время сборная СССР – с немалым количеством бывших игроков ВВС в составе – успела победно дебютировать на международной арене. В советском хоккее начиналась новая эпоха, где уже не было места ни «авиационному меценату» (который в итоге отсидел свою восьмерочку, а потом быстро умер), ни его главному детищу.

«Осиротевшие» игроки во главе с Бобровым влились в состав ЦДКА. Поглотивший мощного конкурента армейский клуб, сменив несколько названий, оставался главной силой в чемпионате СССР вплоть до конца 80-х годов. За это время ни одной другой команде не удавалось выиграть золотые медали даже два раза подряд.

Конец же гегемонии армейцев, как и в случае с «летчиками», случился из-за крупных политических перемен в стране. Падение «железного занавеса» привело к массовой потере лучших игроков, устремившихся за границу, и закономерной утрате лидерства в советском хоккее, который и сам уже доживал последние дни.

В этом и заключается главная опасность для создаваемых в России суперклубов – неважно, при каком режиме. В условиях сохранения тесной связи хоккея с государственной машиной, малейшие ее колебания могут заключать в себе угрозу для существования любой династии.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!