Игра-экспериментирование с детьми младшей группы «Тонет-не тонет
Наблюдения показывают, что к концу дошкольного возраста у многих детей интерес к технике носит устойчивый характер. Желание быстрее вырасти малыши нередко связывают с мечтой водить машину, запускать в космос ракеты, водить корабли, самолеты, тракторы. Знания о технике, доступные детям, не только удовлетворяют их любопытство, но и содержат большие развивающие возможности: способствуют обострению наблюдательности, восприятия; воображения, а значит, благотворно влияют на умственное развитие дошкольников. Учитывая особенности нервно-психического развития детей дошкольного возраста, их большую эмоциональность и впечатлительность, педагогу в своей работе необходимо широко использовать художественную литературу, загадки о технике, игры. Вызвать у дошкольников интерес к технике помогут проблемные ситуации, вопросы, игровые задания. Знакомство детей с техникой может осуществляться на занятиях.
Занятие по развивающим играм.
Тема: Водный транспорт.
Задачи:
- расширение знаний детей о транспорте,
- развитие внимания, ориентации в пространстве, мышления,
- развитие речи.
Материалы и оборудование: картинки с изображением различных видов транспорта; магнитная доска, магниты, палочки Кюизенера, листочки с заданиями, простые карандаши.
Ход занятия
1. Беседа о видах транспорта.
Слово “транспорт” означает – перемещение. Поэтому транспортом обычно называют то, что перемещается в пространстве: ездит, плавает, летает и при этом перевозит людей и грузы.
Основные виды транспорта – это наземный, воздушный и водный транспорт. Отгадайте, пожалуйста, загадки:
У него два колеса
И седло на раме,
Две педали есть внизу.
Крутят их ногами. Что это?
Правильно, велосипед.
Для этого коня еда –
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется,
По дороге он несется.
Вы угадали – это автомобиль. Велосипед и автомобиль – наземный транспорт. Какие наземные транспортные средства вы еще знаете? (Автобус, троллейбус, трамвай, мотоцикл). Хорошо. Подумайте теперь, что это:
Он летает, но не птица,
Он жужжит, но не оса.
Может в воздухе повиснуть,
Как большая стрекоза.
Правильно, вертолет.
Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит.
Конечно, это самолет. Давайте расскажем стихотворение о самолете (дети выполняют движения в соответствии с текстом):
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед,
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
Самолет и вертолет – это воздушный транспорт. Отгадайте еще одну загадку, пожалуйста.
Я выросла в лесу
В безмолвной тишине.
Теперь я вас несу
По голубой воде.
Правильно, это лодка.
Даже под полярным льдом
Может плавать этот дом.
Конечно, это подводная лодка. Лодка, подводная лодка, судно, парусник – все это водный транспорт.
А теперь я загадаю вам графическую загадку. Поднимите правую руку, пожалуйста. Правильно. Возьмите карандаш и поставьте его на отмеченную на листочке точку. Слушайте внимательно.
3 клетки вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 5 – вниз, 3 – вправо, 1 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 7 – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх.
Что у вас получилось? Правильно, кораблик.
Игра “Плавает – не плавает”.
Встаньте, пожалуйста. Напоминаю правила игры. Если то, что я называю, плавает – хлопаем, если не плавает – топаем.
Лодка, кирпич, плот, парусник, топор, гиря, корабль, теплоход, дельфин, гвоздь, камень, кит, рыба, ложка, напильник, монета, моторная лодка, сахар, бумажный кораблик.
Молодцы. Садитесь на свои места, пожалуйста.
Беседа о составных частях корабля.
Знаете ли вы, из каких частей состоит корабль? На палубе корабля расположены мачты, дымовые трубы, рубка, из нее капитан корабля подает команды экипажу. Здесь же работают рулевой и штурман, несут вахту радисты. Через люковые отверстия, которые находятся на палубе, на дно судна укладываются грузы. Каждый кораблю оборудован спасательными шлюпками, жилетами, кругами и стальными тросами, при помощи которых он швартуется к берегу или к другому кораблю. На корабле есть якорь. Его на цепях спускают на дно моря, когда нужно удержать корабль на одном месте. Якорь крепко цепляется за грунт и не дает ветру и течению унести судно. На бортовой части корабля расположены иллюминаторы – маленькие круглые окна, которые нужны для освещения кают и проветривания. Когда корабль выходит в море, все иллюминаторы задраиваются. Каждый корабль имеет опознавательные знаки. Внутри корабля находятся каюты, кубрики, медпункты и другие помещения. Сердце корабля – двигатель. Он расположен в машинном отделение. Мощные насосы подают масло, жидкое топливо, охлаждают воду.
Упражнение на словообразование.
Подумайте, если корабль из металла – то он какой? Правильно, металлический. Из пластмассы -? Из дерева -? Из бумаги -? Из резины -? Судно с парусом -? Лодка с мотором - ?
Упражнение со счетными палочками. (Приложение 2).
Возьмите, пожалуйста, разноцветные палочки и сложите из них кораблик по образцу.
Стихотворение с движениями.
Встаньте в круг, пожалуйста. Давайте расскажем стихотворение А. Барто “Кораблик” с движениями.
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Задание на ориентацию на листе бумаги.
Садитесь на места, пожалуйста. Сейчас отметьте кораблик, который плывет впереди.
Подведение итогов занятия по следующим разделам: 1. виды транспорта, 2. составные части корабля, 3. материалы, из которых делают корабли, 4. виды кораблей.
Используемая литература
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 1998.
- Бондаренко А.к. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проспект, 2000.
- Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. – СПб.: Дельта, 1998.
- Кобитина И.И. Дошкольникам о технике: книга для воспитателей детского сада – М.: Просвещение, 1991.
- Любимова Т.Г. Подумай и ответь! Вопросы и задания по формированию понятийного аппарата у детей 5-7 лет. – Чебоксары: Клио, 1997.
- Нефедова К.П. Транспорт. Какой он? Пособие для воспитателей, гувернеров, родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1998.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка: учебник для педагогических училищ и ВУЗов. – М.: Школа-Пресс, 1997.
Лиля Савчук
игра-эксперимент с водой
Форма организации : подгруппа 6 человек
Задачи :
- образовательные : расширять представления о свойствах воды : тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навыкам экспериментирования (высказывать предположения, делать выводы, обследовать предметы)
- развивающие : развивать словарь и диалогическую речь : отвечать на вопросы, не повторять реплики детей; развивать тактильно - кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук; развивать интерес к экспериментированию; закрепить понятие о свойствах предметов; развивать логическое мышление
- воспитательные : воспитывать аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность (повторить правила игр с водой , поддерживать позитивное настроение
Цель : приобщать к навыкам экспериментирования; высказывать предположения, делать выводы, подвести к выводу : тяжелые предметы тонут, а легкие плавают.
Оборудование и материалы : Демонстрационный материал : большая прозрачная емкость, сачок, камни, песок, бумага, пенопласт, деревянные предметы, металлические предметы, пластмасса, стекло. Раздаточный материал : одноразовые прозрачные стаканчики, ложки, все предметыпо1 штуке, таблица с картинками на каждого ребенка.
1. Сюрпризный момент : бутылка с запиской внутри. Содержание записки :
«Спасите. Потерпел крушение. Сижу на острове. Помогите построить корабль. Капитан Врунгель.»
Воспитатель : Ребята, прежде чем построить корабль нам нужно определить какие предметы плавают, какие тонут. Мы сейчас отправимся в нашу лабораторию и проведем эксперимент.
У меня на столе стоит большая емкость с водой , а у вас прозрачные стаканчики, у меня сачок, чтобы доставать предметы, а у вас ложки. На столах у вас тарелочки в них предметы, необходимые для нашего эксперимента.
Воспитатель берет первый предмет (стеклянный шарик) опускает в воду.
Воспитатель : Что произошло с шариком?
Дети : Он утонул.
Воспитатель : попробуйте сделать тоже самое, может у вас будет иначе.
Воспитатель берет следующий предмет (деревянный кубик) опускает в воду.
Воспитатель : Что произошло? Предмет утонул или нет?
Дети : Можно сделать вывод, дерево в воде не тонет .
Все по очереди опускают предметы в воду, наблюдают. Какие предметы тонут, а какие нет.
Воспитатель : Ребята чтобы не забыть, мы отметим на своих карточках, что тонет , а что нет. Если предмет утонул, рисуем стрелку вниз, если предмет остался на плаву, рисуем стрелку вверх, если предмет сначала плавал, а потом утонул, рисуем две стрелки, одна вверх, другая вниз. После каждого проведенного опыта, дети фиксируют результат в карточке. В конце эксперимента делают вывод : какие предметы тонут, какие нет и почему?
Можно подвести итог : Тяжелые предметы тонут, легкие нет.
Воспитатель : Чтобы помочь Врунгелю, мы с вами превратимся в мастеров и сделаем кораблики. Дети выполняют в технике оригами свои корабли. Каждый ребенок придумывает своему кораблю название.
Воспитатель : Сколько корабликов мы сделали для капитана Врунгеля. Он сам выберет, какой ему больше нравится. И приплывет к нам в гости. А мы сейчас с вами посмотрим мультфильм про смелого капитана.
Для этого нам необходимо; предметы, разложенные в коробочках на подгруппу детей :
На каждого ребенка формуляр для заполнения. Имя ребенок пишет сам печатными буквами :
Сначала воспитатель показывает что и как делать, дети наблюдают.
Потом подгруппа детей выполняет, другая наблюдает
дети меняются местами, кто наблюдал выполняет задание,и наоборот.
После опытов ребята записывают результаты
Вот такие мы опытные экспериментаторы!
Познавательно - исследовательская деятельность в 1 младшей группеТема: «Экспериментирование с предметами из разных материалов»Дидактическая игра «Тонет – не тонет»
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у детей «тонет - не тонет», активизировать речь и обогащать словарный запас у детей, развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Материал: большая чаша с водой на столе, набор игрушек и предметов из резины, пластмассы, дерева, метала, шарики и мячи из этих материалов, «чудесная коробка», 2 больших коробки синего и красного цвета, корзина, пластилин, дощечки, салфетки, большая кукла, игрушечная собачка.
Игровая ситуация: в группу к ребятам входит плачущая кукла Таня.
Воспитатель: - Почему ты плачешь, Таня?
Кукла: - Пошла играть на полянку уронила в речку мячик, а-а-а, он утонет.
Воспитатель: - Не плачь, Таня, послушай лучше стихотворение. (Читает стихотворение А. Барто «Мячик» с детьми.)
Воспитатель: - Ребята, а кто там так громко лает?
Дети: - Собачка!
Воспитатель: - А что, она держит?
Дети: - Мяч!
Воспитатель: - Смотри, Таня, тебе собачка мячик из реки достала и принесла.
Кукла: - Спасибо, добрая собачка! (Собачка уходит.)
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, наши мячики тоже не тонут? Давайте узнаем. (У воспитателя в руках корзина с маленькими мячами и шариками.)
Экспериментирование.
Дети опускают маленькие мячики, сделанные из резины и пластмассы, а так же деревянные шарики в воду (большая чаша с водой стоит на столе), наблюдают за ними и приходят к выводу, что эти шарики и мячи не тонут, так как они деревянные, пластмассовые, резиновые. Шары и мячи достают из воды, вытирают насухо и складывают в корзину.
Динамическая пауза.
Подвижная игра: «Мой веселый звонкий мяч»
Д/и «Тонет- не тонет».
(Воспитатель держит в руках красную коробку.)
Воспитатель: - Что это?
Дети: - Коробка.
Воспитатель: - А что в ней лежит?
Дети достают из коробки предметы, рассматриваю их и проводят опыты «тонет - не тонет». Те предметы, которые тонут (стеклянные, металлические) складывают в синюю коробку, а те, которые не тонут (деревянные, пластмассовые, резиновые) - в красную.
Воспитатель (обращается к кукле): - Таня, ты поняла, почему твой мячик не утонул в реке?
Кукла: - Да, он резиновый.
Воспитатель: - А вы, ребята, знаете, какие игрушки не тонут? Тонут?
Воспитатель предлагает детям слепить мячики из пластилина и подарить их кукле.
Лепка шариков «Мячики для куклы».
Дети дарят «мячики» Тане и прощаются с ней.
Татьяна Борейко
Игра-экспериментирование с детьми младшей группы «Тонет-не тонет»
Экспериментирование с предметами из разных материалов.
Игра-эксперимент «Тонет, не тонет».
Деятельность: познавательно-исследовательская
Форма: эксперимент
Технология: игровая
Цель: Развивать познавательную деятельность детей в процессе экспериментирования.
1. Способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов, сделанных из ваты, дерева.
2. Формировать умение делать элементарные выводы на основе полученных знаний.
3. Развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.
4. Развивать поисковую деятельность у детей.
Материал:
Большая чаша с водой на столе, набор предметов: ватные шарики, небольшое деревянное полено. Деревянная кукла Шалун, ширма.
Ход эксперимента.
Воспитатель: ребята, сегодня я вам расскажу и покажу свойство различных предметов. Для этого я приготовила ватные шарики и небольшое деревянное полено. Но я забыла приготовить резиновые перчатки, сейчас я их поищу. (заглядывает за ширму и выходит оттуда с куклой Шалуном)
Кукла Шалун: привет, Ребята! Давно я не приходил к вам в гости. Вам было скучно без меня?
Кукла Шалун: и мне скучно, даже пошалить не с кем, а так хочется что-нибудь такое сделать! Ой, а зачем эта ёмкость с водой? И для чего приготовлены эти чудесные ватные шарики? Они такие мягкие. (Шалун берёт один шарик в руку и дует на него. Шарик летит.) Давайте все шарики раздуем, как будто снегопад. (Шалун раздаёт детям по несколько ватных шариков. Дети дуют.)
Кукла Шалун: ребята, посмотрите, как легко наши шарики летят по всей группе. Я тоже хочу так полетать. (обращается к ребёнку) Андрюша, подуй на меня, пожалуйста. (Андрей дует) Нет, у тебя силы мало, надо всем вместе дуть, тогда я полечу. (дети дуют все вместе) Почему же я не лечу?
Дети: ты тяжёлый, а шарики из ваты лёгкие.
Кукла Шалун: значит, лёгкие шарики могут летать. Вот интересно, а плавать они смогут или утонут?
Дети: смогут, они же лёгкие.
Кукла Шалун: давайте теперь их в воду бросим, пускай поплавают! (дети бросают ватные шарики в воду) Ой, что же это?
Дети: шарики утонули.
Кукла Шалун: а вы говорили, что шарики лёгкие и они смогут плавать. И что из этого значит?
Дети: значит ватные шарики не могут плавать.
Кукла Шалун: так не интересно, надо что-нибудь ещё запустить в плавание.
Посмотрим, что у вас ещё есть. О! Вот подходящее брёвнышко. Посмотрите, из чего оно сделано?
Дети: из дерева.
Кукла Шалун: подержите его в руках. (дети держат брёвнышко в руках по очереди). Как вы считаете оно лёгкое или тяжёлое?
Дети: тяжёлое.
Кукла Шалун: давайте его в плавание запустим!
Дети: нет, оно тяжёлое и сразу утонет.
(Кукла Шалун опускает брёвнышко в воду.)
Кукла Шалун: смотрите, ребята, оно плавает. Может я что-то не так сделал, попробуйте вы сами. (дети по очереди пробуют затопить брёвнышко) Нет, ничего у нас не получается.
Воспитатель: ребята, что вы тут с Шалуном делаете?
Дети: мы запускали в плавание брёвнышко и ватные шарики.
Воспитатель: и что у вас получилось?
Дети: ватные шарики утонули, а брёвнышко нет.
Воспитатель: действительно, дерево тяжёлое, но в воде не тонет.
Воспитатель: ребята, вам понравилось с Шалуном шалить? Тогда пригласим его к нам ещё раз.