Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Инструктаж по технике безопасности по лыжной подготовке. Правила безопасного поведения при катании на лыжах и коньках. Одежда для проведения лыжной подготовки

Безопасность при проведении уроков по лыжной подготовке

Двигательная деятельность учащихся на уроках лыжной подготовки состоит из разнообразных способов передвижения на лыжах - лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений, поворотов; проходит при низкой температуре воздуха.

Температура воздуха , при которой разрешены занятия по лыжной подготовке: 1-4-й классы - до - 12 °С, 5-9-й классы - до - 16 °С, 10-11 -й классы - до - 20 °С при безветренной погоде или при слабом ветре.

Типичные травмы при ненадежном креплении лыж к обуви; потертости на ногах при неправильной подгонке лыжных ботинок; ушибы, ссадины, растяжения, переломы в результате падения при спуске с горы или при прыжках с трамплина.

Причиной травм могут быть: остывание мышц, короткая разминка; утомление, недостаточная техническая или физическая подготовленность ученика; несоблюдение определенной дистанции на лыжне; наступание на лыжи другого при обгоне. К травмам может привести ошибка учителя физкультуры в организации занятия. Так, например, если спуск и подъем на склоне осуществляются в одном и том же месте или если лыжни спусков двух групп занимающихся пересекаются, возможны столкновения и падения учащихся.

Травмирование может произойти на обледенелых склонах; на снегу, покрытом коркой; в местах, где мало снега, где торчат пни, камни и растет кустарник.

1. Общие требования безопасности

1.1. К занятиям по лыжам допускаются учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. При проведении занятий по лыжам соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

1.4. Во время занятий по лыжам должна быть мед. аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.5. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации учреждения. При неисправности лыжного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом учителю.

1.6. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать установленный порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.

1.7. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

1.8. Занятия по лыжной подготовке начинать и заканчивать только в школе или на лыжной базе с обязательной проверкой учащихся по списку.

1.9. Освобождать от занятий тех, кто жалуется на здоровье, плохо себя чувствует.

1.10. Допускать к занятиям лишь тех, кто имеет специальную спортивную форму.

2.Требования безопасности перед началом занятий

2.1. Проверка учеников по списку.

2.2. К месту занятий учащиеся переходят в колонне по два только под руководством учителя, соблюдая правила дорожного движения.

2.3. Надеть легкую, теплую, не стесняющую движений одежду, шерстяные носки и перчатки или варежки.

2.4. Проверить исправность лыжного инвентаря и подогнать крепление лыж к обуви. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру ноги.

2.5. Проверить подготовленность лыжни или трассы, отсутствие в месте проведения занятий опасностей, которые могут привести к травме.

3. Требования безопасности во время занятий

3.1. Соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4 м, при спусках с горы - не менее 30 м. На небольших горках пока первый не отойдёт от подножия горы, второй не имеет право выполнять спуск.

3.2. При спуске с горы не выставлять вперед лыжные папки.

3.3. После спуска с горы не останавливаться у подножия горы во избежание столкновений с другими лыжниками.

3.4. Следить друг за другом и немедленно сообщить учителю о первых признаках обморожения.

3.5. Во избежание потертостей ног не ходить на лыжах в тесной или слишком свободной обуви.

3.6. Во избежание травм запрещено при обгоне выставлять в стороны лыжные палки.

3.7. Без разрешения учителя уходить с лыжни запрещено.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При поломке или порче лыжного снаряжения и невозможности починить его в пути, сообщить учителю и ждать окончания занятия для возвращения в школу с преподавателем.

4.2. При первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии, сообщить об этом учителю.

4.3. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

5. Требования безопасности по окончании занятий

5.1. Проверить по списку наличие всех обучающихся.

5.2. С места занятий учащиеся переходят в колонне по два только под руководством учителя, соблюдая правила дорожного движения.

5.3. Убрать для хранения лыжи. Лыжи должны быть подписаны и связаны в двух местах вместе с лыжными палками, сверху и снизу.

5.4. Тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

Одежда должна защищать от холода и ветра; быть легкой, удобной, не стесняющей движений, но не слишком свободной, чтобы не задевать за ветки кустов и деревьев. Не следует одеваться очень тепло - это приведет к перегреванию и затруднит передвижение в нужном темпе. В любую погоду, особенно в ветреную, голова должна быть защищена шерстяной шапочкой, достаточно плотной, закрывающей в случае необходимости уши. На руки следует надеть мягкие кожаные варежки.

Обувь обязательно должна соответствовать размеру ног занимающегося. Если нога в ботинке сильно сжата, то нарушается кровообращение и резко увеличивается возможность обморожения, а в слишком свободной обуви трудно управлять лыжами. Лучше приобрести ботинки на полразмера или на размер больше обычной обуви и надеть по два шерстяных носка - один тонкий, другой потолще.

Лыжи должны соответствовать росту и весу занимающегося. На слишком длинных лыжах трудно выполнять повороты и торможения на спусках, что может привести к падениям и травмам. На слишком коротких лыжах ученик будет «проваливаться» на мягкой лыжне, они будут зарываться в снег, скользящий шаг может стать невозможным.

Лыжные палки должны соответствовать росту занимающегося и стилю, которым он передвигается (классический или коньковый). Так, при классическом ходе используют палки, длина которых обычно на 30 см меньше роста лыжника (т.е. до уровня плеча), при коньковом - на 10-12 см длиннее палок, применяемых при классическом ходе. Слишком короткие палки не позволят сделать сильный толчок, слишком длинные - нарушат технику хода. На палках обязательно должны быть «лапки» или кольца, иначе они будут проваливаться глубоко в снег, что сделает невозможным отталкивание.

Лыжным креплениям следует уделить большое внимание. Неправильная установка креплений на лыжи и их подгонка к ботинкам может стать причиной соскакивания лыж, что чревато падениями и травмами.

Место для занятий необходимо определить заранее и по возможности подготовить: проложить учебный круг и тренировочные круги, с лыжни убрать посторонние предметы (ветки, камни и т. п.), исключить обрывы и сложные для учеников склоны.

Крутизну склона учитель должен выбрать в соответствии с уровнем технической подготовленности учащихся. На склоне не должно быть выступающих или скрытых под снегом камней, корней, пней, поваленных деревьев. Снег на склоне должен быть уплотнен, чтобы лыжи не зарывались в него.

На леденистом снегу занятия лучше не проводить, так как возможны падения и травмы. Склон должен иметь достаточно длинный выкат, позволяющий при необходимости выполнить торможение.

Переходить с пологих склонов на крутые нужно постепенно. При изучении спусков, торможений, поворотов, подъемов учитель обычно находится на середине склона, а группа размещается шеренгой наверху. Учащиеся поочередно спускаются по склону, выполняя задание, а возвращаются наверх, проходя сзади учителя. В этом случае не будет встречного движения, столкновений и травм.

При спуске нужно держать палки наконечниками (штырями) назад.

Нельзя выставлять их вперед - при потере равновесия и падении есть опасность наткнуться на них лицом или туловищем, что чревато серьезными травмами.

Необходимо соблюдать определенную дистанцию на лыжне и при спуске со склонов. Передвигаясь на лыжах группой в колонне по одному, следует сохранять такую дистанцию от идущего впереди: не менее 3-4 м на ровных участках лыжни и не менее

30 м при спуске со склона.

Спустившись, ученик не должен резко останавливаться, иначе с ним может столкнуться тот, кто спускается за ним. В исключительных случаях, когда препятствие при спуске появляется неожиданно для занимающегося и нет возможности нормально затормозить, необходимо осуществить торможение преднамеренным падением, чтобы не получить серьезную травму.

Активный образ жизни дарит здоровье и прекрасное настроение в любое время года. В странах, где земля покрывается снегом, лучшим вариантом активной разминки становится прогулка на лыжах. Этот спортивный инвентарь есть почти в каждом доме. Лыжные занятия любят дети и взрослые. Чтобы прогулка была приятной, важно соблюдать технику безопасности на лыжах, независимо от того, выбран беговой или горнолыжный вариант катания.

Для любой прогулки действуют общие правила безопасности на лыжах, которые должны быть известны даже маленькому ребенку:

  • Модель подбирается по росту владельца.
  • Регулировка креплений выполняется так, чтобы застегивать и расстегивать их можно было самостоятельно.
  • Палки подбираются по росту. Каждая имеет кольцо, острый наконечник и ремень, фиксирующийся на кисти.
  • Требуется подобрать по размеру ботинки. Слишком маленькие будут натирать кожу и жать, слишком большие нарушат контакт ступни с лыжами.

Обеспечение безопасности при групповом катании во время тренировки

Важно соблюдать правильное поведение на лыжне. Когда на лыжню, склон или целину выходит сразу большая группа спортсменов, проводится урок физкультуры в школе или тренировка, для обеспечения безопасности соблюдаются правила езды на лыжах:

  • Расстояния между каждым членом группы по трассе в 3-4 метра. Это исключит столкновение при падениях даже в случаях медленной ходьбы.
  • Если выполняется горнолыжный спуск, расстояние увеличивается до 30 метров. Примерно аналогичный минимальный промежуток рекомендован при катании на водных лыжах.
  • Спустившись, горнолыжник не должен останавливаться сразу у основания горы. Требуется отъехать в сторону.

Когда проводится инструктаж, тренер должен обратить отдельное внимание на возможность получить обморожение. Если лыжник отметил у себя хотя бы его минимальные симптомы, занятие требуется немедленно прекратить.

Правила поведения в аварийных ситуациях

Лыжный спорт может быть достаточно травматичным. Подготовка урока включает инструктаж, в ходе которого спортсмены знакомятся с правилами поведения на лыжне или горнолыжном склоне. Как правильно себя вести требуется понять перед тем, как начать кататься. Тренер кратко расскажет, как выполнять обгон, что делать, если произошла авария:

  • При поломке нужно сразу проинформировать старшего в группе. Чаще всего он направит в базовый лагерь для смены спортивного инвентаря.
  • Первая помощь оказывается каждому члену группы спортсменов при обморожении или травме. Желательно доставить пострадавшего в медицинский пункт.
  • Всем членам группы требуется контролировать своих соседей по трассе для исключения чрезвычайных ситуаций.

Порядок поведения после завершения тренировки

После окончания занятий проводится:

  • Проверка наличия всех участников лыжной прогулки или урока.
  • Инвентарь очищается от снега, протирается и убирается в специально выделенное помещение.
  • Каждый спортсмен принимает душ, переодевает сухую одежду.

Что требуется пояснять детям

Начальный этап обучения катанию на лыжах приходится на детские годы. Первые уроки лыжного мастерства дети получают во время уроков физкультуры в школе. В этом случае катание выполняется по ровной поверхности.

Тренер объясняет ученикам необходимость сохранения расстояния на трассе, рассказывает, как правильно осуществлять обгон во время спортивных состязаний.

Поведение на лыжне определяет специальный Кодекс. История создания Кодекса основывается на правилах коллективных тренировок и соблюдения этикета на лыжне:

  • Порядок ухода всей группой на параллельную лыжню, когда сталкиваются две двигающиеся навстречу друг другу группы.
  • При столкновении на склоне трассу уступают те лыжники, которые находятся внизу.
  • Когда большая группа сталкивается с одиноким лыжником или меньшей группой, в сторону уходит меньшинство.
  • Встретив на лыжне дошкольника, его пропускает любая группа. Можно обратить внимание родителей на правило осваивать навыки на менее загруженной трассе.
  • Дорогу уступают в любой ситуации гонщику, у которого на груди есть номер участника спортивных состязаний. Часто он использует быстрый коньковый ход, двигаясь быстрее.
  • Обгон выполняется сразу всей группой. Если вперед вырывается одиночка, он может попросить группу уступить трассу. Дорогу уступить просят.
  • Важно контролировать движение палки со стороны обгоняющего, чтобы не запутаться.
  • После обгона коллегу следует поблагодарить.
  • Самому уходить с лыжни если кто-то догоняет не стоит. Тот, кто движется быстрее, должен попросить уступить дорогу.

Требования, предъявляемые к экипировке

Перед началом каждой прогулки старшему в группе, учителю или тренеру, важно напомнить участникам про необходимость использовать во время занятий правильную экипировку. Такая предосторожность защитит от возможных травм и обморожений. Проверить это требуется перед тем, как начать упражнение, выйдя на трассу.

Все предметы одежды изготавливаются из легких и натуральных тканей. Такой материал «дышит» и спортсмен не будет слишком сильно потеть.

Каждый предмет не должен сковывать движение. Проводить занятия рекомендуется при температуре до -14 градусов. Сохранение тепла в такой ситуации обеспечивает легкая трикотажная куртка, под которую надевают свитер из натуральной шерсти и хлопчатобумажную майку. Лучше надевать несколько слоев одежды. Под свитер на ребенка можно надеть водолазку из натуральной ткани.

Как подбирать обувь для занятий

Чтобы ход лыжника был ровным и легким требуется правильно подобрать лыжную обувь. Лыжные ботинки строго соответствуют размеру участника занятий. Надевать их при примерке следует на носок. Дополнительный носок сохранит тепло и убережет от натираний.

Как выбирают лыжи и палки

Выбор палок и лыж проводится индивидуально в зависимости от роста спортсмена. Также учитывается вес. Начинающему спортсмену подобрать инвентарь поможет специальная таблица. Выбор отличается в зависимости от использования беговых, коньковых лыж или лыж классического хода.

Проще всего выбрать универсальный вариант спортивного инвентаря:

  • Длина каждой лыжи на 15 сантиметров выше роста владельца. Палки наоборот ниже на 25-30 сантиметров.
  • При выборе модели для ребенка длина лыж должна быть на 25 сантиметров ниже роста малыша. Палки примерно по высоте вровень с лыжами.

Нарушение техники безопасности

Соблюдать технику безопасности важно при любом катании. При классической ходьбе по ровной трассе можно получить ушиб, сломать лыжи. Катаясь с горных склонов требования безопасности нужно соблюдать максимально тщательно. Здесь травматичность существенно выше. Избежать травм поможет основной инструктаж опытного тренера.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

На лыжах любят кататься все: молодые и старые, юные и зрелые. Начинать следует как можно более в раннем возрасте. Физическое воспитание подрастающего поколения в нашей стране является предметом постоянной заботой государства, основные задачи которого - обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детства, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил.

3 слайд

Описание слайда:

Подготовка Лыжи должны быть подобраны по росту занимающегося и находиться в исправном состоянии. Неисправностями считаются: трещины, сколы, поломки носка или пятки лыж, деформация скользящей поверхности. Крепления должны быть отрегулированы так, чтобы можно было без посторонней помощи прикреплять к лыжам ботинки. Следует использовать жесткие крепления(они более надежны) или резиновые. Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечник, кольцо и регулируемой длины ремень для кисти руки. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру: тесная или очень свободная обувь может привести к потертостям или травме голеностопного сустава.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Необходимо систематически смазывать ботинки бесцветным гуталином, это предохранит их от влаги и смягчит кожу или заменитель, из которых они изготовлены. Не зашнуровывать ботинки слишком туго и не обвязывать шнурки вокруг голени - из - за этого ухудшается кровообращение и ноги быстрее мерзнут. После занятий надо обязательно просушить ботинки: ходьба в сырой обуви приводит к потертостям. Ни в коем случае нельзя сушить ботинки на батарее отопления или печке: от этого они становятся жесткими и коробятся. Надевать обувь лучше на два носка(хлопчатобумажный и шерстяной). Носки должны быть сухими. Чтобы не застудить поясницу, следует надеть свитер такой длины, чтобы он «перекрывал» брюки даже при сильном наклоне туловища вперед Следует надеть спортивную шапочку(при сильном морозе лучше две), прикрывающую уши или наушники.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

На улице Выйдя на улицу, следует не спешить вставать на лыжи, а дать им остыть, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению. Не уходить с занятий без разрешения учителя. В течение всего года регулярно выполнять упражнения на выносливость. Низкий уровень выносливости является одной из причин травматизма, ведь утомленный человек менее внимателен и скоординирован. Владение правильной техникой выполнения упражнений - лучшая профилактика травматизма. Поэтому следует внимательно слушать объяснения учителя, стараться правильно и точно выполнять подводящие и подготовительные упражнения.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Обязательно выполнять правила поведения на лыжне. При передвижении на лыжах по дистанции соблюдать интервал 3 - 4м, при спусках - не менее 30м при спусках не выставлять вперед лыжные палки. Если возникла необходимость в быстрой остановке, приседая, падать на бок(обязательно держа при этом палки сзади). Не пересекать лыжню, по которой передвигаются спускающиеся со склона лыжники. Категорически запрещается использовать лыжные палки для осаливания во время подвижных игр и эстафет: это можно делать только рукой. Если во время занятий ученик по каким - либо причинам был вынужден сойти с дистанции, то он должен обязательно предупредить об этом учителя.

Радостные ощущения от катания на горных лыжах, когда ветер в лицо и скрип снега под ногами - это прост сказка. Но чтоб сама сказка не стала трагедией - важно соблюдать ряд правил безопасности взрослым и детям.

При катании на горных лыжах опытные тренеры дают ряд советов и рекомендаций, озвучивают следующие правила катания.

1. Прежде всего, это уважение к окружающим - это не только основные правила вежливости, но и запрет на то, чтоб подвергать других опасности при катанье.

2. Контроль скорости катания, направления своего движения - если на горнолыжном склоне вы новичок, стоит вставать на лыжи под контролем тренера.

3. Правильность выбора направления - когда вы подъезжаете к кому-то сзади, направление стоит выбирать так, чтоб не подвергать опасности других лыжников. Если вы совершаете обгон - важно оставить достаточно места для маневра другим лыжникам.

4. При начале движения, его возобновления после остановки важно осмотреться и посмотреть вверх/вниз по склону на предмет потенциальной опасности, других лыжников, которые могут представлять собой потенциальную опасность.

5. В отношении остановки на склонах - не стоит останавливаться в узком месте и на участке с ограниченной видимостью.

6. При подъеме наверх и спуске вниз, неважно, обуты вы в лыжи или нет - двигайтесь именно вдоль края трассы.

7. Важно соблюдать и разметку, не игнорировать опознавательные и предупреждающие знаки. Они также важны, как и знаки на дороге для автомобилиста.

8. Всегда оказывайте друг другу помощь в рамках своих умений и квалификации, и немаловажным моментом в этом случае служит время.

Что категорически запрещено делать

В отношении того, что категорически запрещено делать на трассе при катанье на горных лыжах - опытные инструкторы говорят о таких правилах.

  • 1. Запрещено выходить в состоянии алкогольного/наркотического опьянения.
  • 2. Не выпускают тренеры и инструкторы лиц, склонных к агрессии и неуправляемому гневу.
  • 3. Запрещено мусорить - это может спровоцировать травму, как и выгуливать животных.
  • 4. Запрещено преодолевать ограждения и приближаться на короткое расстояние к колесам движущегося подъемника и иным техническим сооружениям.
  • 5. Запрещено открывать самолично электрические щитки и отключать/включать подъемник.

Помимо этого, инструкторы говорят, что, отправляясь на прогулку - стоит оповестить друзей, знакомых или тренера о том, куда вы идете. Если идете кататься на лыжах в горы - не стоит идти в одиночестве. Немалую опасность представляют и ограды и опоры - потому так важно не приближаться к ним вплотную, а при резкой смене погоды - стоит немедленно прекратить любое катанье на лыжах.

Как соблюдать безопасность детям

При обучении горнолыжному катанью ребенка - стоит соблюдать правила безопасного поведения на склоне. В этом случае немаловажная ответственность ложится на тренера и родителей, в обязанность которых входит доведение до малыша следующих правил катания.

1. Прежде всего, рассказать юному горнолыжнику все правила поведения на горнолыжной трассе и объяснить, почему их выполнение так важно.

2. В процессе катания - оптимально разделить детей по возрасту и степени подготовки. Все дело в том, что маленькие дети не катаются по одиночке, а если ребенок не подготовлен, слишком мал по возрасту - он может задерживать всю группу.

3. Важно перед выходом проверить экипировку и одежду у ребенка . Важно чтоб одежда соответствовала погоде, как и элементарным правилам безопасности - отсутствие большого количества завязок и шнурков, шарфов и волос, за которые можно зацепиться.

4. Перед выходом на трассу важно контролировать и физическое состояние ребенка. Яркое солнце и разряженный, высокогорный воздух, высота может дезориентировать ребенка и спровоцировать наступление опасной ситуации, с высоким риском опасности.

5. Важно контролировать и время катания - пребывание на ярком солнце, на горном воздухе может быть для ребенка непривычным, а неблагоприятные погодные условия спровоцировать наступление травмоопасной ситуации.

6. Тщательно составлять безопасный горнолыжный маршрут и строго соблюдать все правила подъема/спуска по трассе на лыжах или же при пользовании подъемниками.

7. Если ребенок получил травму - стоит немедленно прекратить катание и спуститься вниз для получения медицинской помощи. При этом не стоит отпускать ребенка самому идти в медицинский пункт - его должен сопровождать взрослый.

Самые частые травмы у горнолыжников

Среди самых частых травм, которым подвержены горнолыжники тренеры и профессиональные спортсмены выделяют следующие:

1. Повреждение позвоночника. Как показывает статистика - именно на них приходится порядка 6% всех ЧП при горнолыжном катании. При болях в области спины и шеи, ослаблении чувствительности конечностей, неестественном положении шеи - важно немедленно обратиться к врачу.

2. Повреждение коленей. Именно колено называют самым слабым у каждого спортсмена и всех, кто катается на лыжах. Повреждение чашечки и связок коленного сустава - это 25% травм всех спортсменов при катании на склоне.

3. Переломы ребра при падении и столкновении - еще один вид травм. По статистике на них приходится порядка 5% от общего числа опасных ситуаций на горнолыжных трассах.

4. Ушибы мягких тканей. Именно на них приходится 20% статистики - каждый горнолыжник хоть раз да получал такую травму. Ее можно получить при падении или же столкновении - появляется отечность в месте травмы и нарастающая в своей силе боль, синяк и потеря подвижности.

5. Сотрясение мозга и вывихи - достаточно распространенные травмы, которые могут получить лыжники. При этом данный тип травм могут получить как профессиональные лыжники, так и новички.

6. Растяжение - не менее распространенная и специфическая травма горнолыжников. Чаще всего врачи диагностируют растяжение связок голени, коленного и голеностопного сустава, часто сочетается с разрывом сосудов и внутренними кровоизлияниями.

7. Не меньшую опасность несут и обморожения. Обморожение кожи и конечностей может случиться при неправильно подобранной экипировке, долгом пребывании на трассе. В этом случае лыжник ощущает жжение и легкое пощипывание кожи, она становится бледной и снижается чувствительность.

8. Переохлаждение - частое на горнолыжных трассах явление, чаще всего характерное для тех лыжников, которые долгое время находятся в креслах подъемника. Как таковой опасности не несет, но может спровоцировать течение простуды, снизить координацию движения и получение более серьезных травм.

9. Снежная слепота, развивающаяся при ожоге сетчатки глаза - ее провоцирует поток видимого яркого света и его ультрафиолетовой части спектра при отражении от поверхности снега. Потому так важно носить при катании солнцезащитные очки.

Смотрите также обучающий видео-урок катания на горных лыжах:

Тоже интересно

Почти на всей территории нашей страны зима — это время для любителей лыж, санок и коньков. В рамках программы физического развития ребенка в школе лыжная подготовка является обязательной. Занятия способствуют укреплению иммунитета, тренируют все группы мышц. Лыжная подготовка в школе проводится во всех классах без исключения. Программе по этому направлению отводится 16 учебных часов. Дети должны приобрести навыки обращения с лыжами и освоить элементарные способы передвижения на них с целью повышения физической активности и укрепления собственного здоровья.

В решении этих задач большое значение имеет техника лыжной подготовки. Дети учатся правильно выполнять задания учителя, уделяя внимание отдельным элементам. Чтобы научиться спускаться с горы, стоит отработать технику ската и правильного торможения.

Лыжная подготовка в начальной школе

Независимо от возрастной категории детей, должна соблюдаться техника безопасности на уроках лыжной подготовки в школе. В ребята получают самые первые навыки обращения со спортивным инвентарем. Поэтому вопрос соблюдения техники безопасности здесь стоит наиболее остро. Во-первых, для детей необходимо максимально правильно подобрать лыжи, палки, обувь и крепления. Во-вторых, необходимо научить застегивать жесткие крепления на лыжах и регулировать мягкие. В-третьих, при объяснении правил передвижения на лыжах детям начальной школы нужен наглядный пример.

Лыжная подготовка в начальной школе — это основа основ. От того, насколько ребенок усвоит азы, будут зависеть его дальнейшие успехи в этом виде спорта. Поэтому чаще всего учителю физкультуры в начальных классах приходится играть роль инструктора, который внимательно следит за каждым учеником и корректирует правильность движений при выполнении заданий.

Лыжная подготовка в старших классах

Несмотря на то что дети уже имеют опыт обращения со спортивным инвентарем, техника безопасности на уроках лыжной подготовки должна напоминаться учащимся. Ребята должны знать следующие правила:

  1. Перед уроком каждый должен проверить свои лыжи на исправность (целость креплений, отсутствие трещин).
  2. Не стоит надевать лыжи сразу после выхода на улицу. Инвентарь должен адаптироваться к низкой температуре.
  3. Нельзя махать палками слишком активно, чтобы не покалечить товарища.
  4. Ученику надо четко выполнять все требования учителя

В 5—7 классах занятия по лыжной подготовке предполагают изучение теории. Далее идет отработка знаний на практике. Учащиеся старших классов, проявившие себя с лучшей стороны, становятся помощниками учителя физкультуры на проведении внешкольных мероприятий, связанных с лыжным спортом.

Правила подбора лыж и палок

Чтобы уроки в школе прошли хорошо, стоит правильно выбрать спортивный инвентарь. Следует придерживаться следующих правил:

  1. Длина лыжи выбирается в соответствии с ростом учащегося. Если поставить лыжу вертикально, ребенок, подняв руку вверх, должен достать ладонью края.
  2. Лыжная палка при вертикальном ее расположении должна верхним своим краем доходить до подмышечной впадины учащегося.
  3. Лыжи для занятий подходят как деревянные, так и пластиковые. Остановив выбор на деревянных лыжах, нужно проверить их на предмет отсутствия трещин и сучков. Пластиковый инвентарь желательно выбирать с чешуйчатой скользящей основой. Такие лыжи не будут требовать дополнительной обработки при изменении погодных условий.
  4. Лыжные палки должны иметь специальные петли для кистей рук и опорное кольцо внизу, чтобы при движении не нарушать равновесия ребенка.

Соблюдение простых правил поможет ребенку уроки по лыжной подготовке превратить в любимое занятие, а также исключить травматизм.

Правильный подбор обуви

Техника безопасности на уроках лыжной подготовки требует правильного подбора обуви для занятий. Безусловно, обувь должна быть для ребенка удобной. Кроме этого, нужно запомнить:

  • Лучше всего приобретать ботинки с удлиненным голенищем, которое будет защищать от снега.
  • Носки ботинок должны быть тупыми и широкими, для удобства их закрепления.
  • Ботинки должны быть на один или два размера больше, чтобы можно было надеть два носка (наличие шерстяного обязательно).
  • Шнуровать обувь нужно плотно, чтобы избежать при падении травмы голеностопного сустава.

Правильный подбор обуви поможет избежать переохлаждения и травм.

Одежда для проведения лыжной подготовки

Особых правил по выбору одежды для занятий на лыжах нет. Однако форма должна соответствовать следующим правилам:

  • надежно защищать от ветра;
  • не перегревать и не способствовать переохлаждению;
  • не должна сковывать движений во время занятий;
  • варежек должно быть два комплекта, чтобы в случае намокания одной можно было надеть другую пару;
  • головной убор должен быть изготовлен из теплого гипоаллергенного материала.

Соблюдение температурного режима

Каждый учитель прекрасно знает, что лыжная подготовка в школе может проводиться при определенном Основную информацию следует знать и родителям, если речь идет об учащихся начальных классов. Ведь именно мамы и папы помогают ребятам собраться на занятия.

Лыжная подготовка в начальной школе проводится:

  • если погода безветренная и температура воздуха не ниже -9 градусов;
  • если скорость ветра до 5 м/с и температура не ниже -6 градусов;
  • если от 5 до 10 м/с и температура не ниже -3 градусов.

Для старших школьников температурный режим немного другой. Основные данные будут приведены в таблице.

Безветренная погода

Скорость ветра до 5 м/с

Скорость ветра 5 - 10 м/с

Во всех остальных случаях занятия проводятся в спортивном зале.

Нужно помнить!

  1. Здоровье ребенка чаще всего зависит от уровня его физической активности.
  2. Лыжная подготовка — это не просто занятия на свежем воздухе. Это еще закаливание организма, всесторонее физическое развитие ребенка.
  3. Занятия на свежем воздухе способствуют лучшей активности головного мозга.
  4. Техника безопасности на уроках лыжной подготовки — это основа сохранения физического здоровья детей.
  5. Школьные уроки лыжной подготовки не сделают ребенка мастером спорта, но поспособствуют его полноценному физическому развитию.

В здоровом теле — здоровый дух. Однако и впадать в крайность не стоит. Если организм ребенка ослаблен после болезни, от занятий на свежем воздухе в зимний период лучше отказаться. Техника безопасности предусматривает правильный подбор не только спортивного инвентаря и формы одежды, но и условий, в которых будут проведены занятия.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!