Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Каком году изобретен первый деревянный велосипед. История велосипеда

Кто и в каком году изобрел первый велосипед? Ответить на этот вопрос не так уж просто. На лавры изобретателя велосипеда претендует сразу несколько человек.

Германия - родина велосипеда

Это случилось ровно двести лет назад. Первым претендентом на звание изобретателя велосипеда стал барон Карл Дрез фон Зауэрброн (1785-1851) из великого герцогства Баден (Германия). Карл Дрез был личностью весьма разносторонней - аристократ, математик, политик и крупный чиновник. Однако в 1811 году Дрез решил пожертвовать своей должностью главного лесничего, чтобы сосредоточиться на важнейшем деле - изобретательстве. Именно он сконструировал первую в мире мясорубку, первую в мире печатную машинку, а также первую «Машину для бега» (Laufmaschine). О Laufmaschine мы расскажем подробнее! Считается, что 1817 год - год появления первого в мире велосипеда.

Фотография «первого в мире велосипеда» (точная модель)

Машина изготовлена полностью из дерева. Как и современный велосипед, Laufmaschine обладает седлом, рамой, рулем и управляемым колесом. Однако нет педалей! Ехать приходилось, отталкиваясь ногой от земли. По этой причине «Машину для бега» трудно назвать велосипедом в современном смысле слова. На самом деле Дрез придумал первый в мире самокат!

Сделаем важную оговорку! Кто-то, возможно, спросит: «ну и что собою представляло это убогое изобретение? Что помешало Дрезу сделать педали, спицы из железа, надувные шины и цепную передачу?».

Мешал общий уровень развития техники. В то время не существовало технологий для того, чтобы создать - и запустить в серийное производство! - велосипедную цепь или дешевые, тонкие, легкие и безотказные металлические спицы. И 200, и 500 лет назад инженеры были не глупее наших современников. Они обладали богатой фантазией и могли создавать фантастические чертежи (в этом плане у Леонардо да Винчи имелось много достойных соперников). Но когда дело доходило до практических работ, в распоряжении изобретателя оказывался очень скромный арсенал технических средств. Вот почему прогресс шел медленно.

Барон считал, что самокат-велосипед окажется особенно полезным для почтальонов, курьеров, а также для военных (только что ведь отгремели наполеоновские войны). По мысли Дреза, самокат должен был пригодиться ординарцам на поле сражения и санитарам для транспортировки раненых. Кроме того, барон полагал (и вполне справедливо!), что «беговая машина» поможет людям укреплять здоровье в процессе загородных прогулок.

Странное детище барона Дреза рождалось в муках и в поту. С первого раза ничего не вышло! Первая, неудачная модель имела четыре колеса, как у телеги. Изобретатель захотел ее продемонстрировать в столице Австрии во время Венского конгресса (1814-1815 году): в городе в то время собрались самые могущественные люди Европы. На их глазах барон потерпел позорную неудачу. Карл Дрез не принял в расчет состояния австрийских дорог! Многоколесный самокат во время испытаний «забуксовал» в дорожной колее и не мог сдвинуться с места.

Однако Дрез не падал духом и сделал «машину для бега» двухколесной - более легкой и мобильной. Это случилось уже в 1817 году.

Карл Дрез катался по проселочным дорогам, распугивая суеверных крестьян. Он развивал невиданную скорость - пятьдесят километров за четыре часа! - и на больших дистанциях мог даже обогнать почтовых лошадей.

В 1819 году первые деревянные велосипеды-самокаты вошли в моду. «Машина для бега» стала любимой игрушкой европейской аристократии.

В этот момент родилось и само слово «велосипед» (le vélocipède), пущенное в ход французами. Оно было составлено из двух латинских слов: velox (velocis), «быстрый» и pes (pedis), «нога». По-русски это слово могло бы прозвучать как «быстроног».

Популярнее всего «Машина для бега» стала в Англии. Местный изобретатель Денис Джонсон за короткое время изготовил 320 деревянных аппаратов и даже успел открыть две школы для велосипедных дел мастеров. Немало джентльменов весною 1819 года уже катались на машине Дреза по лондонским улицам. Проезжая часть пребывала в таком состоянии, что ездить там на двух колесах было немыслимо (да и резиновых шин в те годы не существовало). Первые велосипедисты нашли простой выход из положения: они мчались по тротуарам, сбивая пешеходов. Вот почему, по настоянию хирургов, летом этого же года велосипед в Лондоне был запрещен.

Первый «велосипедный бум» продлился лишь несколько месяцев, не принеся Карлу Дрезу ни денег, ни продолжительной славы. Барон дожил до 1851 года, был разорен и умер без гроша. Однако в конце жизни, на базе своего велосипеда-самоката, он сумел изобрести другую, более практически полезную машину. Это изобретение - железнодорожная дрезина, названная так по имени Карла Дреза.

Баденский барон опередил свое время. Еще почти полвека пришлось ждать появления настоящих велосипедов. Они были изобретены в Париже в 60-х годах XIX века.

Франция - родина велосипеда

В 1862 году полузабытую «машину для бега» увидел молодой мастеровой из города Нанси, Пьер Лалман (1843-1891). Лалман тогда работал на производстве детских колясок и кое-что понимал в колесном транспорте. Юношу посетила революционная идея: что если к колесу беговой машины приделать педали?!

В следующем году Лалман переехал в Париж и стал сотрудничать с тремя богатыми студентами - братьями Эме, Рене и Мариусом Оливье. У братьев было то, чего не могло быть у молодого рабочего - стартовый капитал!

Впрочем, довольно скоро Лалман рассорился со всеми Оливье и эмигрировал в США, где в 1866 году взял патент на свое изобретение. Однако в производство его велосипед не попал.

Тем временем в Париже братья Оливье нашли другого компаньона, Пьера Мишо (1813-1883). Мишо развил идеи Лалмана. В 1868 году товарищи организовали компанию Michaux et Cie. Им быстро удалось наладить крупносерийное производство велосипедов.

Рама у велосипедов Мишо была железной, однако колеса - еще деревянные, с металлическими шинами.

Новое средство передвижения вызвало фурор. В 1868-1869 году Европу охватила «велосипедная мания». С 1 апреля 1869 года в Париже даже выходил специальный велосипедный журнал - Le Vélocipède Illustré.

7 ноября 1869 года прошли первые междугородние гонки (Париж-Руан). Победу одержал англичанин Джеймс Мур, который проехал 123 километра за 10 часов 45 минут - медленнее, чем паровоз, но побыстрее лошади. Счастливый победитель стал обладателем призового велосипеда и тысячи франков золотом.

Правда, на континенте велосипедная мода очень скоро сошла на нет. Кованые шины на деревянных колесах доставляли массу неудобств. Первые велосипеды заслужили обидное и справедливое прозвище - «костотрясы». Мы помним также, что педали прикреплялись непосредственно к оси переднего колеса, и ехать приходилось в очень неудобном положении.

Публика вскоре потеряла к «костотрясам» интерес. Только в одной стране велосипед сохранил некоторую популярность и после 1870 года. Это Англия!

Англия - третья родина велосипеда

В 1868 году французский механик Эжен Мейе изобрел колесо с металлическими спицами. В ближайшей перспективе это позволяло сделать колесо надежным, легким и большим. Вскоре английский изобретатель и бизнесмен Джеймс Старли (1830-1881) пришел к оригинальной идее: увеличить переднее колесо и расположить седло прямо над ним. Это позволяло велосипедисту кататься с прямой осанкой. Из-за размера колеса можно было и скорость повысить.

В 1870 году Старли - его впоследствии прозвали «отцом велосипедной индустрии» - изготовил новый тип велосипеда - «пенни фартинг» (название произошло от двух неодинаковых английских монет - мелкой и крупной). За пределами Туманного Альбиона такую страшноватую конструкцию стали называть иначе: «велосипед-паук».

Высота большого, переднего колеса превышала полтора метра. «Велосипед-паук» очень легко терял равновесие. Падать с него было страшно.

Чтобы сделать поездки безопасными, англичане придумали трехколесные велосипеды: на них чаще всего катались дамы. Однако джентльменам излишняя осторожность была не к лицу. Встречались и самые экзотические варианты: например, двухместные семейные велосипеды с четырьмя колесами и двумя седлами.

Все это еще очень непохоже на сегодняшний велосипед, не правда ли?

Другим был и «социальный контекст» велосипеда: он оказался скорее роскошью, чем средством передвижения. Велосипеды, в основном, использовались богатыми людьми для активного отдыха.

В 1879 году англичанин Гарри Джон Лоусон (1852-1925) сделал важнейшее изобретение - цепную передачу. Это позволило расположить педали между колесами, «отвязав» их от колесной оси.

В 1885 году английский изобретатель и бизнесмен Джон Кемп Старли (племянник Джеймса Старли) создал «безопасный велосипед» с двумя колесами одинаковой высоты. Старли назвал эту модель Rover или «Скиталец» и пустил в массовое производство. С тех пор в нескольких языках слово rover стало означать «велосипед». О неуклюжих «пенни фартингах» забыли. Позднее, на волне успеха, фирма Rover переключилась на производство автомобилей и просуществовала в новом амплуа до начала XXI века.

Велосипед Rover в конце XIX века внешне уже почти не отличается от современного.

Уже присутствуют резиновые шины. Правда, еще отсутствуют тормоза, но и это изобретение не за горами.

Так все-таки когда был создан первый в мире велосипед? Простого ответа на этот вопрос нет. Велосипед в нынешнем виде создавался разными изобретателями в течение семи десятков лет.

Легендарная родина велосипеда

Как и с другими изобретениями, в истории велосипеда не обходилось без мистификаций. Многим хотелось доказать приоритет своей страны или своей семьи. Иногда эти версии принимаются некритически.

Первый чертеж велосипеда (он оказался подделкой) приписывают еще Леонардо да Винчи.

В революционной Франции

Французам мало было достижений Лалмана и Мишо: хотелось, чтобы самый первый велосипед в мире тоже оказался французским. Старейший беспедальный самокат-велосипед якобы разработал граф де Сиверак в 1791 году. Однако этот самокат был выдумкой. Выдумкой оказался и сам граф де Сиверак.

В Шотландии

1839 году сельский кузнец Киркпатрик Макмиллан из Шотландии якобы изобрел самый первый велосипед с педалями - за четверть века до французов. Об этом сообщил уже в конце XIX века земляк и родственник Кикпатрика. Шотландцы и англичане ему верили…

Скорее всего, это тоже выдумка. Документов, определенно подтверждающих существование велосипеда Киркпатрика, нет. Его изображения - это модификация велосипедов, реально созданных на три десятилетия позже, в 1869 году.

В России

В 1896 году уральский краевед написал книгу. В одном ее абзаце краевед упомянул о неожиданном событии! Изобретателем старейшего велосипеда в мире оказался крепостной крестьянин, мастер Тагильского завода Артамонов. Свое творение Артамонов демонстрировал в 1801 году во время коронации Павла I. Писатель-краевед забыл, что Павел I в 1801 году не получил корону, а утратил ее (вместе с жизнью).

В местном музее через четверть века уже показывали сохранившийся «велосипед Артамонова». Нижнетагильский крепостной был настолько искусен, что за 70 лет до англичан смог создать самый настоящий английский велосипед-паук

.

При Сталине, во время «борьбы с космополитизмом», тагильский самородок получил всеобщую известность. Статья об Артамонове попала в Большую советскую энциклопедию. Стало известно имя, общество и даты жизни гениального изобретателя. Шли годы: в биографии Ефима Артамонова появлялись новые и новые подробности. Он стал изобретателем не только первого велосипеда, но и первого автомобиля, а потом пополнил ряды жертв «царского режима».

В 80-е годы XX века личностью Артамонова стали интересоваться уже не только краеведы, но и историки. Историки выяснили: в архивах нет никаких документов о Ефиме Артамонове. Вся биография изобретателя оказалась выдумкой - от начала и до конца. Тагильский мастер ничего не мог изобрести, поскольку не существовал на свете.

С самого детства каждый из нас тем или иным образом имел дело с велосипедом. Кто-то вовсю гонял по двору, кто-то лишь мечтал о железном друге, кто-то просил покататься у друзей. В любом случае велосипед уже стал неотъемлемой частью нашей жизни, чем-то само собой разумеющимся. Даже сложно представить, что когда-то двухколесных средств передвижения совсем не было, и кому-то пришлось изобретать велосипед. В этой статье мы погрузимся в историю велосипеда и узнаем, кого же благодарить за столь полезное изобретение.

Зачем было изобретать велосипед

В основе каждого изобретения лежит идея отдельного человека или группы лиц, а в основе идеи – объективная причина необходимости появления нового изобретения. По мнению многих исследователей, одной из главных объективных причин изобретения велосипеда послужил голодный и холодный 1816 год, вошедший в мировую историю под названием «Год без лета».

В апреле 1815 года на индонезийском острове Сумбава (что недалеко от современного популярного курортного острова Бали) произошло мощнейшее извержение вулкана Тамбора, в результате которого погибло более 71 тысячи жителей, населявших многочисленные острова региона. Но неприятности на этом не закончились. Огромное количество вулканического пепла попало в атмосферу и в течение нескольких месяцев распространялось по ней, что в конце концов спровоцировало в 1816 году эффект вулканической зимы в северном полушарии.

Постоянные наводнения, многомесячные аномальные холода, непрестанные холодные ливни и даже снег посреди лета – все это почти полностью погубило урожай. Последствия извержения ощущались еще несколько лет. Особенно пострадали от погодных аномалий Западная Европа и Северная Америка. Как следствие, начался массовый падеж домашнего скота, страдавшего от недоедания. Поголовье лошадей также резко снизилось, что заставило срочно искать альтернативу этому способу передвижения.

Создание велосипеда


В самом начале 1818 года барон Карл Фридрих Кристиан Людвиг Драйс фон Зауерброн из немецкого города Карлсруэ запатентовал созданное годом ранее первое двухколесное самодвижущееся средство, послужившее праобразом современного велосипеда. Изобретатель назвал свое детище «Laufmaschine», что в переводе означало «машина для бега». Это изобретение очень напоминало современный велосипед, только без педалей и с деревянной рамой.

Машина для бега мгновенно стала популярной во всей Европе – многие английские и французские предприятия по производству карет начали выпускать новое модное средство передвижения. Но поскольку англичанам и французам немецкое слово «Laufmaschine» сильно резало слух, то машины для бега стали производить под названием «Дрезина» (если фамилию изобретателя Карла Драйса (Drais) прочитать на французский манер и добавить к нему суффикс -ine, означающий принадлежность, то получится Draisine, то есть, по-русски говоря, дрезина).


Интерес к дрезинам был настолько велик, а прибыли от их продаж были таковы, что уже в конце 1818 года британский коммерсант Денис Джонсон объявил о выпуске новой, усовершенствованной модели. Возникла небольшая заминка – потребовалось новое слово для обозначения усовершенствованной дрезины, дабы отличать старую модель от существенно переработанной новой (иначе это все равно что изобрести дирижабль и продолжать называть его старым словом «аэростат»).

Однако эта неловкая пауза длилась совсем недолго – французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс, больше известный как первооткрыватель фотографии, предложил слово vélocipède «велосипед» практически сразу же после появления новой модели дрезины.

Французское слово «велосипед» образовано сложением двух латинских слов velox «быстрый» и pedis «ноги» (т.е. буквально «быстроног» или «быстроножник»). Обращение к латыни было не случайно – во-первых, латынь всегда была языком ученых мужей, а во-вторых, французы больше других европейских народов любили баловаться латинскими словечками. Однако авторство слова «велосипед» оспаривается другим французом.

По второй распространенной версии усовершенствованная модель Дениса Джонсона была названа dandy-horse (т.е. «лошадка английского денди»). А вот слово «велосипед» появилось немного позже.

Как все стали крутить педали


Когда в 1863 году девятнадцатилетний Пьер Лалман, зарабатывавший до этого на жизнь изготовлением детских колясок, соорудил в своей мастерской в Париже первую «лошадку денди» с крутящимися педалями, произошел поистине революционный прорыв в истории велосипеда.

В следующем году промышленники братья Оливье из Лиона, высоко оценив изобретение Пьера Лалмана, взяли его к себе и начали массовый выпуск «лошадок денди» с педалями в сотрудничестве с каретных дел мастером Пьером Мишо.

Пьер Мишо был первым, кто додумался заменить деревянную раму велосипеда на металлическую, а также (по некоторым данным) решил сменить неблагозвучное для французского уха название «денди-хорс» на латинское «велосипед».

До сих пор доподлинно так и не установлено, кто же первый придумал название «велосипед» – бургундец Жозеф Нисефор Ньепс (1765-1833) или же лотарингиец Пьер Мишо (1813-1883). Зато письменные источники четко зафиксировали первые (пока еще робкие) попытки проникновения слова «велосипед» в русский язык именно в это время – в начале второй половины XIX века.

Пьер Лалман же, проработав пару лет у братьев Оливье, уехал в Америку и запатентовал там свое изобретение в ноябре 1866 года. Именно Пьера Лалмана чаще всего незаслуженно считают изобретателем велосипеда, так как внешне его велосипед больше походит на своего современного потомка, чем изобретение незаслуженно отодвигаемого на второй план Карла Драйса.

Другие старинные велосипеды

В истории велосипеда есть модели, которые не получили большой популярности и практически никак не повлияли на эволюцию транспортного средства. В первую очередь сюда можно отнести изобретенный шотландцем Томасом МакКоллом в 1830 году двухколесный велосипед без педалей. Главное отличие модели от дрезины заключается в том, что у разработки переднее колесо несколько больше заднего.


Не стал популярным велосипед и другого шотландца – Киркпатрика Макмиллана. В 1839-1840 годах кузнец из маленькой деревушки усовершенствовал изобретение МакКолла тем, что добавил к нему седло и . Можно сказать, что именно Макмиллан первым сделал велосипед, имеющий максимальное сходство с современным. Педали приводили в движение заднее колесо, которое в свою очередь было соединено шатунами с металлическими стержнями. Повернуть переднее колесо можно было рулем, велосипедист размещался между колесами. Очень напоминает привычный нам велосипед, не так ли? Вот только в те годы изобретение осталось незамеченным, поскольку сильно опережало свое время.

Во второй половине XIX века появились известные всем нам по старым фотографиям и гравюрам велосипеды с огромным передним колесом и непропорционально маленьким задним. Такие велосипеды получили особое наименование – «penny-farthing», данное им по названию соответствующих английских монет – пенни и фартинга (фартинг, стоивший одну четвертую пенни, по размерам был намного меньше, чем пенни).

Однако эти монстры очень быстро вышли из моды, так как сиденье было расположено на очень большой высоте, а центр тяжести в пенни-фартинге был смещен к переднему колесу, что делало такие велосипеды довольно опасными.

Рождение современных скитальцев

В 1884 году англичанин Джон Кемп Старли создал новую модель велосипеда и назвал ее, что в переводе с английского означает «скиталец», «бродяга». Эта модель стала столь популярной, что в некоторых языках слово Rover стало использоваться для обозначения велосипеда вообще – как, например, в польском языке (rower), откуда позднее оно попало в западнобелорусский (ровар) и в западноукраинский (ровéр). А Джон Кемп Старли, вдохновленный успехами новой модели, спустя пару лет основал компанию Rover Company, которая со временем превратилась в гигантский автомобильный концерн и просуществовала до 2005 года, когда внезапно разорилась.


Первые роверы уже обладали цепной передачей на заднее колесо, сами колеса были одинаковыми по размеру, а велосипедист сидел между ними. Такая конструкция казалась настоящим прорывом после сомнительных пенни-фартингом, и получила название «безопасной».

Далее история велосипеда заключается лишь в совершенствовании роверов Старли. В 1888 году транспортное средство снабдили надувными шинами из каучука (изобретение Джона Бойд Данлопа), которые сделали катание максимально комфортным и популярным. Так начался золотой век велосипедов.


В 1898 году решили проблему торможения. В обиход вошли , а появившиеся ручные не сразу нашли широкое применение. Также был изобретен механизм свободного хода, благодаря чему велосипед смог катиться сам, без вращения педалей.

В 1878 году сделали первый складной велосипед, в 1890-е годы – алюминиевый. К началу ХХ века появились механизмы переключения скоростей. Впрочем, те системы были абсолютно неудобными и непопулярными. Современный же механизм изобрел в 1950 году итальянский велогонщик Туллио Кампаньоло.

В конце ХХ века в США были сконструированы особые гоночные и горные велосипеды, известные нам по сей день.

Официальная история велосипеда началась в 1817 году после того, как немецкий профессор Карл фон Дрез создал и спустя год запатентовал первый двухколесный самокат, который был назван “машиной для бега”. Деревянный самокат, в дальнейшем в народе прозванный “дрезиной”, был снабжен двумя колесами и рулем, и в общем был похож на велосипед, но только без педалей.


Изобретение Карла фон Дрез
«Машина для бега» Карла фон Дрез

Примерно в 1839-1840 годах кузнец Киркпатрик Макмиллан из Шотландской деревушки усовершенствовал “дрезину”, добавив ей педали и седло. Педали толкали заднее колесо, с которым они были соединены металлическими стержнями посредством шатунов. Велосипедист восседал на седле между передним и задним колесами, а передним колесом можно было поворачивать с помощью руля. По сути доработанный Макмилланом велосипед можно смело назвать первым прототипом нынешнего велосипеда, но к сожалению он остался совершенно не замеченным и малоизвестным.


Рисунки велосипеда Киркпатрика Макмиллана
Усовершенствования Киркпатрика Макмиллана
Велосипед Киркпатрика Макмиллана

Примерно в это же время, подобная идея посетила, молодого французского мастера по изготовлению детских колясок Пьера Лалмана. Он ничего на знал о разработках Макмиллана и в его машине нужно было педали крутить, а не толкать.

Изобретение Пьера Лалмана

В 1963 Лалман отправляется в Париж, где он и смастерил свою первую модель. А уже в 1864 году он, совместно с промышленниками братьями Оливье и в сотрудничестве с каретным инженером Пьером Мишо, начинает массовый выпуск своего изобретения. Именно каретный инженер Пьер Мишо догадался сделать раму велосипеда металлической, все предыдущие изобретения были деревянными, а по некоторым сведениям название “велосипед” придумал тоже Мишо. Спустя два года Лалман уезжает в Америку, где и запатентует свое изобретение.

Пьер Лалман со своим изобретением
Велосипед Пьера Лалмана

В 1867 году изобретатель Каупер предлагает удачную конструкцию металлического колеса со спицами.

А в 1878 году английский изобретатель Лоусон вводит в конструкцию велосипеда цепную передачу.

Самые первые велосипеды похожие на нынешние назывались Rover — “Скиталец” и были сделаны в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли. Они выпускались с 1885 года по 2005 года. Велосипед, к большому удивлению тех времен, обладал цепной передачей на заднее колесо и одинаковыми по размеру колесами.


Одна из первых версии Rover — “Скитальца”
Rover — “Скиталец”

В 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп изобрел надувные шины из каучука. Они были гораздо совершеннее своих предшественников запатентованных в 1845 году. Благодаря новым каучуковым шинам велосипеды избавились от обидной клички “костотрясы” и это способствовало их популяризации. 1890-е годы были золотым веком велосипедов.

Хотя велосипеды того времени и стали в визуальном плане похожи на современные, то материалы из которых они были изготовлены были далеки от идеала. Так как нержавеющую сталь не умели еще варить, то рама и все металлические детали были изготовлены из ржавеющей стали и не были покрашены. Уход за таким велосипедом требовал трудоемкого ухода: чистка, смазка, промывание бензином или керосином после каждой поездки.

В это же время появлялось множество модифицированных вариантов велосипедов: складной, алюминиевый, с разными колесами, тандемы, лигерад — велосипед которым можно управлять лежа.


Лигерад
Тандем 20-века


Складной велосипед
демонстрация склодного велосипеда

За последние сто лет популярность велосипедов переживала свои пики и спады. Начиная с 1905 года популярность велосипедов начала падать из-за развития автомобильного транспорта. А к 1940 в Америке велосипед начали воспринимать как всего лишь игрушку для детей. А с конца 60-х велосипеды постепенно снова стали входить в моду, благодаря пропаганде здорового образа жизни и всеобщему осознанию важности экологических проблем.

Ниже я подобрала для вас фотографии велосипедов и велосипедистов прошлых столетий. Приятного просмотра.




На вопрос «кто изобрёл велосипед» есть, как минимум, четыре ответа:

  • профессор фон Дрез – изобретатель двухколёсного самоката;
  • Киркпатрик Макмиллан – кузнец, первым добавивший к «дрезине» педали;
  • Пьер Лалман – мастер по изготовлению колясок, запатентовавший велосипед с педалями;
  • Джон Старли – предприниматель, выпустивший первый велосипед современного образца.

Кроме того, изобретение очередных велосипедов не забывают приписывать Леонардо да Винчи и русскому фолк-персонажу Артамонову.

фон Дреза

Общепринятым на текущий момент годом изобретения велосипеда считается 1818, когда лесничий из города Карлсруэ в Бадене, немец Карл фон Дрез, описал и запатентовал своё изобретение – двухколёсную машину, приводимую в движение с помощью ног седока. Правильнее всего называть это изобретеним, но все элементы, кроме педалей и привода, были на месте: два колеса, рама с седлом, руль, позволяющий вращать переднее колесо.

Судьба изобретения одно время висела на волоске. Начав работу над «машиной для ходьбы», которую придумал ещё в 1810, в 1816 году изобретатель провёл полевые испытания, проехав на своём велосипеде почти 20 километров, восхитив жителей остроумием и скоростью передвижения. Она превышала 10 км/ч. В отличие от простонародья, городское правление не было впечатлено машиной и предписало фон Дрезу прекратить изобретение безделушек, как им казалось, под угрозой увольнения.

Потеря удачного места на государственной службе была серьёзной опасностью, и в течение нескольких лет изобретения никто не видел. «Помогли» распространению велосипеда тяжёлые годы. 1816-й год выдался засушливым. Урожаи были плохие, и деревенские жители, вслед за забиваемой скотиной, стали избавляться от лошадей. Когда пришла пора перевозить тяжести, вспомнили о причудливой коляске лесничего, и дрезина стала распространяться по округе.

Окончательно закрепил популярность изобретения баварский герцог, которому так понравилась новинка, что он профинансировал выпуск первой массовой партии, а уже в 1819 году велосипеды появились в Париже и Лондоне, где дальше и совершенствовались множеством местных механиков.

История развития

Первые упоминания о подобных механизмах встречаются уже в конце XVIII века, а неясные намёки находят даже в итальянских летописях середины 1400-х годов и в работах да Винчи. Современная хронология изобретений выглядит следующим образом:

  • 1818 – фон Дрез патентует свой самокат, начинается распространение конструкции по Европе.
  • 1840 – шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан добавляет к конструкции «машины для ходьбы» педали, но изобретение не расходится дальше окрестных деревень.
  • 1860-1866 – парижанин Пьер Лалман (по другим источникам – Мишо) при ремонте самоката закрепляет на нём педали, в течение нескольких лет новое изобретение под названием «велосипед» выпускается его фирмой в объёмах 400 изделий в год.
  • 1869 – проходит первая гонка по территории Франции.
  • 1870 – выпуск первого полностью металлического велосипеда.
  • 1876 – первый байк с приводом на заднее колесо, эксперимент англичанина Г. Бейтса.
  • 1879 – первый байк с цепным приводом, который создал изобретатель Г. Лоусон.
  • 1885 – старт продаж велосипеда «Ровер», полного конструктивного аналога современного велосипеда.
  • 1888 – первая пневматическая шина, придумал её изобретатель Дэнлоп из Шотландии.
  • 1915 – под маркой Bianchi в бельгийскую армию поступают первые велосипеды с двумя подвесами.

Формы

Самокат

Всё начиналось с простейшей рамы и одинаковых колёс. Вариантов таких механизмов было множество. Назывались они «дрезиной» или «денди-хорс» (в Англии). Отлично снимая нагрузку и позволяя перевозить значительный груз, данные изобретения закрепились на европейском рынке XIX века, дав толчок новым разработкам.

Педальный велосипед

Лишь через 50 лет появилось значительное усовершенствование – педали. Они позволили изолировать пассажира от дороги и резко увеличить скорость катания, а также обеспечить комфорт от него.

Привода не существовало, и для увеличения скорости движения – особенно по неплохим, по тем временам, городским дорогам – увеличивалась окружность ведущего (переднего) колеса. Так появились всем известные «Фарт-феннинги» – от расхожих монет, которые сильно различались в окружности – велосипеды, переднее колесо которых в несколько раз превышало задние.

Новая конструкция начала порождать новые изобретения – появились четырёхколёсные велосипеды и первые тандемы, создавались настоящие произведения искусства.

Ровер

Финальное усовершенствование – цепной привод на заднее колесо – потребовало ещё 30-ти лет разработки. За несколько десятилетий педальный велосипед, любимец денди и городских щёголей, превратился в «рабочую лошадку» и в годы Первой мировой войны активнейшее использовался по всей Европе.

Современные типы

После Первой мировой войны технический прогресс затронул и велосипеды. Ежегодно появлялись новинки, находившие своего покупателя. В 60-х годах появились гоночные модели, а в 70-х – горные байки. Рубеж 80-х и 90-х ознаменовался появлением велокомпьютеров и сложных систем переключения скоростей.

Велосипедный мир не стоит на месте, и уже появляются новые изобретения, такие как электрические велосипеды.

Заключение

История велосипеда – это история эффектного изобретения, на базе которого талантливые инженеры смогли создать современные прекрасные байки. Не так важно, кто конкретно изобрёл велосипед – фон Дрез в 1818 году, Мишо в 1860 или производители «Ровера» в 1885. Все они одинаково достойны звания «гениального изобретателя», потому что оставили свой след в истории современного мира.

Сложно ответить на вопрос, в каком году был изобретен первый деревянный велосипед. И кого именно можно считать отцом «чудо машины». Ведь история создания велосипеда довольно разнообразная. Чтобы он стал таким, каким мы его знаем сейчас, понадобился не один десяток лет. Но началось все в далеком 1817 году.

Когда и кем был создан

Год предшествующий этому знаковому событию считался «годом без лета». Аномальные холода, вследствие извержения вулкана, фиксировались на западном полушарии в 1816 год. Был уничтожен практически весь урожай. Поголовье домашнего скота, в том числе и лошадей, значительно сократилось. Поэтому люди старались найти альтернативный способ передвижения.

Возможно, именно это подтолкнуло Карла фон Дреза возобновить работу над велосипедом. Его первая попытка продемонстрировать транспортное средство в 1814 году не увенчалась успехом. А в 1817 году этот немецкий барон создал первое подобие велосипеда. Конструкция была двухколесной, имела руль-держатель над передним колесом и состояла полностью из дерева.

Называли деревянный велосипед «машиной для бега». Так как передвигались на нем с помощью ног, отталкиваясь ими от земли. При этом нужно было балансировать на переднем колесе. Это больше походило на самокат, чем на велосипед. На нем можно было разогнать скорость до 12 км/час.

Через год Дрез запатентовал свое изобретение. Оно стало настолько популярно к концу 1918 года, что его стали выпускать на французских и английских предприятиях по производству карет. Но «велосипедный бум» продлился недолго, и не принес Карлу Дрезу много денег. В 1851 году профессор умер не имея ни гроша за душой. Только спустя 20 лет возобновилась работа над велосипедами.

Интересно знать! Создание велосипеда сыграло немаловажную роль в развитии автомобилей и самолетов в будущем.

Путь к настоящему велосипеду

В 1840 году шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан прикрепил первые педали и седло к «машине для бега». Трансмиссия данной конструкции представляла собой систему шатунов, которые передавали усилие от человека, к переднему колесу. Как в классической швейной машинке.


В 1863 году молодой инженер Пьер Лалман, который разрабатывал детские коляски, прикрепил педали к давно забытой дрезине. Вся конструкция крепилась на передней оси. Лилман продемонстрировал свое изобретение в Париже и привлек внимание очень многих. В том числе и трех богатых братьев Оливье. Они высоко оценили новый велосипед, и предложили Лалману сотрудничество.


Пьер Мишо, известный французский инженер, также работающий с братьями Оливье, усовершенствовал модель Лалмана: заменил деревянную раму на железную. Однако колеса все еще оставались деревянными, с металлическими шинами. Мишо также предложил назвать новое транспортное средство «vélocipède» (велосипед).

Интересно знать! Только в 1866 году Пьеру Лалман удалось получить патент на свое изобретение. Этот год и считается началом массового производства велосипедов.

Легенды об изобретение

Существует еще несколько теорий того, где и кем был изобретен первый велосипед. Но их относят скорее к патриотическим легендам, не получившим достаточно доказательств.

По одним источникам создателем велосипеда считают Леонардо да Винчи. Были найдены эскизы примитивного велосипеда, дотированные 1493 годом. Предполагалось, что они принадлежат ему. Но последующая экспертиза показала, что это не так. Возможно, эскиз выполнил его ученик, когда оригинал был утерян, но эти данные также считаются ложными.

Другие говорят, что в 1801 году русский крепостной Ефим Артаманов сконструировал железный велосипед. На нем он проделал путь из города Верхотурье до Москвы. Об этом свидетельствует лишь одна запись в «Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии». Сама же конструкция была передана в царскую коллекцию, и вскоре утеряна.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!