Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Методическая разработка. Доклад "Система физминуток". Физкультурные минутки во время уроков в колледже

Комплексы упражнений для физкультминуток

Для детей младшего школьного возраста

Упражнения стоя

1. Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох; вернуться в исходное положение (основная стойка - выдох). То же самое другой ногой.

2. И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 - развести локти в стороны, сводя лопатки - вдох; 3-4 - исходное положение - выдох.

3. Приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускаться). Колени развести в стороны, руки вперед или в стороны на счет 1-2, на 3-4 медленно вернуться в и. п.

4. И. п. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад.

5. И. п. - ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной.

6. «Мельница». Соединять кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая рука).

7. И. п. - ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад.

8. Поднимание прямых рук через стороны вверх - вдох. Возвращение в и. п. - выдох.

9. И. п. - ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе.

10. Ходьба по скамейке, стоящей на полу, или по рейке перевернутой скамейки. Руки в стороны, на голове мешочек с песком (вес различен, в зависимости от возраста и тренированности).

Еще несколько примеров упражнений, которые помогают избегать утомления, восстановить силы на уроке. Они достаточно просты и эффективны, для их выполнения не требуется специальное оборудование, и поэтому их можно выполнять в классе, в программе физкультминутки.

Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.

И. п. - стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1 - повернуть туловище направо; 2 - повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

Упражнение для мобилизации внимания.

И. п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс; 2 - левую руку на пояс; 3 - правую руку на плечо; 4 - левую руку на плечо; 5 - правую руку вверх; 6 - левую руку вверх; 7-8 - хлопки руками над головой; 9 - опустить левую руку на плечо; 10 - правую руку на плечо; 11 -левую руку на пояс; 12 - правую руку на пояс; 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный; 2-3 раза - средний; 3-4 - быстрый; 1-2 - медленный.

Корригирующие упражнения для нормализации осанки

1. Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.

2. Ходьба обычная, следя за осанкой.

3. Ходьба на носках, руки за головой.

4. Ходьба на пятках, руки на поясе.

5. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения .

И. п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо; 2 - и.п., 3 - поворот головы налево; 4 - и. п.; 5 - голову наклонить вперед, 6 - и. п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти .

И. п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак; 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Упражнение для глаз

Причиной головных болей часто является переутомление или непривычная нагрузка на глаза. Данное упражнение является простейшим и предназначено для выработки привычки делать упражнения для глаз регулярно.

Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз - против часовой стрелки.

После выполнения упражнения школьникам полезно напомнить, что для ухода за глазами очень важно, чтобы рабочее место было хорошо и правильно освещено. Следует избегать слепящего света. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекратить работу и дать глазам отдых, т.е. закрыть их ладонями так, чтобы они отдохнули в полной темноте.

Упражнение «на корточках» облегчает работу сердца, снижает кровяное давление. Выполняется просто: свободно сесть на корточки (ступня полностью на полу), максимально расслабиться, держа на весу голову и руки. Посидеть в этой позе одну минуту.

Упражнения для снятия утомления , предложенные И. А. Васильевой, помогают быстро восстановить силы после тяжелой нагрузки. Их следует выполнять при первых признаках неблагополучия, Усталости.

1. Сложить ладони перед грудью, пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и грудь. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 минут - и стало жарко. Повторить три раза.

2. Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно - так, чтобы было приятно, 10-15 секунд.

3. Растереть ладонями уши - вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх-вниз, вперед-назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15-20 секунд).

4. «Ворона». Произносить «Ка-аа-аа-аар!», при этом стараясь поднять как можно выше мягкое небо и маленький язычок (6 раз). Затем попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом.

5. «Колечко». С усилием направляя кончик языка назад по верхнему небу, постараться дотронуться языком до маленького язычка. Попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее! (10-15 секунд.)

6. «Лев». Дотянуться языком до подбородка. Еще дальше! (Повторить 6 раз.)

Для школьников средних и старших классов

1. Физкультминутка общего воздействия (вариант 1).

Упражнение 1 . Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз» - встать на носки, руки вверх наружу, на счёт «два» - потянуться вверх за руками. На счёт «три» - опустить руки дугами через стороны вниз, на счёт «четыре» - скрестить руки перед грудью, голову наклонить вперёд. Повторить упражнение в быстром темпе 6-8 раз.

Упражнение 2 . Исходное положение - стойка ноги врозь, руки вперёд. На счёт «раз» - поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. На счёт «два» - вернуться в исходное положение. На счёт «три, четыре» - упражнение выполняется в другую сторону. Повторить 6-8 раз в быстром темпе.

Упражнение 3. Исходное положение-стойка ноги врозь. На счёт «раз» - согнуть правую ногу вперёд и, обхватив голень руками, притянуть её к животу. На счёт «два» - притянуть ногу, подняв руки вверх. На счёт «три, четыре» - выполняется то же, но с левой ногой. Повторить упражнение в среднем темпе 6-8 раз.

Физкультминутка общего воздействия (вариант 2).

Упражнение 1 . Исходное положение-стойка ноги врозь. На счёт «раз» - руки отводятся назад. На счёт «два» - руки развести в стороны, на счёт «три» - поднять руки вверх, стать на носки. На счёт «четыре» - расслабляя плечевой пояс, руки опустить с небольшим наклоном вперёд. Повторить 4-6 раз в медленном темпе.

Упражнение 2. Исходное положение-стойка ноги врозь, руки, согнутые вперёд, кисти в кулаках. На счёт «раз» - с поворотом туловища налево нанести удар правой рукой вперёд. На счёт «два» - принять исходное положение. На счёт «три, четыре» - выполнить то же самое, но в другую сторону. Повторить 6-8 раз, не задерживая дыхания.

2. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения (вариант 1).

Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз» - руки за голову, локти широко развести, голова наклонена назад. На счёт «два» - локти подаются вперед. На счёт «три» - руки расслабленно опускаются вниз. На счёт «четыре» - принять исходное положение. Упражнение в медленном темпе повторяется 4-6 раз.

Упражнение 2. Исходное положение-стойка ноги врозь, кисти в кулаках. На счёт «раз» - мах левой рукой назад, правой вверх. На счёт «два» - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчиваются рывками рук назад. Упражнение повторяется 6-8 раз в среднем темпе.

Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле. На счёт «раз» - отнести голову назад. На счёт «два» - голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Упражнение повторяется 4-6 раз в медленном темпе.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения (вариант 2).

Упражнение 1 . Выполняется сидя на стуле или стоя. На счёт «раз, два» - выполнить круговое движение правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. На счёт «три, четыре» - выполнить круговое движение левой рукой назад с поворотом туловища и головы налево. Упражнение повторить 4-6 раз в медленном темпе.

Упражнение 2. Выполняется сидя на стуле или стоя, руки в стороны, ладони вперёд, пальцы разведены. На счёт «раз» - обхватить себя за плечи как можно крепче. На счёт «два» - занять исходное положение. Упражнение повторить 4-6 раз в быстром темпе.

Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле, руки на поясе. На счёт «раз» - повернуть голову направо. На счёт «два» - исходное положение. На счёт «три» - повторить то же налево. Повторить 6-8 раз в медленном темпе.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения (вариант 3)

1. Исходное положение (и. п.) - сидя на стуле. 1 - голову наклонить вправо; 2 - и. п.; 3 - голову наклонить влево; 4 - и. п.; 5 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 - и. п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

2. И. п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо; 2 - и. п.; 3 - поворот головы налево; 4 - и. п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

3. Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 1)

Упражнение 1 . Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз»-поднять плечи. На счёт «два»-опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем сделать паузу на 2-3 секунды, расслабить мышцы плечевого пояса. Выполнять в медленном темпе.

Упражнение 2 . Исходное положение - руки согнуты перед грудью. На счёт «раз, два»-выполнить согнутыми руками два пружинящих движения назад. На счёт «три, четыре»-выполнять такие же рывки прямыми руками. Упражнение выполнять 4-6 раз в среднем темпе.

Упражнение 3 . Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз»-слегка прогнуться, выполнив мах руками в стороны. На счёт «два»-расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 2)

1. И. п. - стоя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх; 2 - переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3-4 раза. Темп средний.

2. И. п. -стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.

3. И. п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак; 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. Физкультминутка для снятия напряжения с мышц туловища

1. И. п. - стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-5 - круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 - то же в другую сторону; 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

2. И. п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнуться, вдоль тела вверх; 3-4 - и. п.; 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний.

5. Физкультминутка для глаз

Занимайтесь профилактикой, и вы не допустите зрительного утомления. Спросите - как? Рекомендуем составленный нами - по материалам офтальмолога В. Ф. Базарного - специальный комплекс из пяти простейших упражнений, получивший название «Физкультминутка для глаз».

Упражнения выполняйте в домашних условиях через каждые 20-25 минут зрительной работы. Весь этот комплекс займет не более полутора-двух минут. Было бы полезно, чтобы этими советами воспользовались и учителя в середине каждого урока.

Исходное положение каждого упражнения - стоя или сидя.

Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо.

Упражнение 2. 15 колебательных движений глазами по вертикали - вверх-вниз и вниз-вверх.

Упражнение 3 . Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева-направо.

Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.

Упражнение 5 . Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.

Физкультминутки для студентов колледжа


Физическое воспитание детей является такой же задачей школы, как и умственное. Оно не должно быть пасынком, а равноправным и равноценным ребёнком. Оно должно так же быть организовано, как и умственное воспитание.
Эрисман Ф.

Учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения, следовательно, в клетках коры головного мозга происходят изменения, снижающие их функциональные возможности и работоспособность. Значительную нагрузку во время урока испытывают органы зрения и слуха, мышцы спины и шеи, а так же мышцы пишущей руки.
Проведение физкультминуток – это эффективный способ поддерживания работоспособности учащихся, поскольку во время физкультминуток обеспечивается отдых центральной нервной системы, а так же скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из- за длительного сидения за партой.
Для того, чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения. Для проведения физкультминуток может быть использован специальный комплекс из трёх- четырёх упражнений. Длительность: 1,5-2 мин


Физкультминутки относятся к «малым» формам занятий физическими упражнениями. Они играют дополнительную роль в системе физического воспитания.. Физкультминутки относятся к упражнениям профилактической направленности, должны быть доступны, выполняться легко и без перенапряжений.
Физкультминутки во время уроков проводятся как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерывы в работе необходимы для органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц спины.
Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:
- активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;
- повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки.
В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, улучшению мозгового кровообращения, упражнения по выработке рационального дыхания и др.
Педагог не должен бояться, что потеряет время на уроке. Обязательно должен выполнять эти же движения вместе с детьми, не сидеть. Он сам должен верить в необходимость этих упражнений на уроке, тогда и дети поверят и поймут их необходимость. Обычно дети с удовольствием и радостью выполняют их, далее чувствуют прилив сил для дальнейшей учебы. Физкультминутки проводятся в проветриваемом помещении. Упражнения, которые выполняются впервые, показывает учитель, произнося команды четким громким голосом. Положительный эмоциональный фон – обязательное условие эффективного проведения физкультминуток. Его может создать музыкальное сопровождение.


Физкультминутки для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза, открыть посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вниз и вверх. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перевести взгляд в даль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раз.
Комплекс физкультминутки
Упражнение 1. Ходьба на месте, высоко поднимая колени. 20 шагов.
Упражнение 2. Исходное положение – стоя, руки в стороны, ладонями вверху. Сгибать напряженно руки к плечам, кисти сжать в кулаки, локти прижать к туловищу. 12 раз.
Упражнение 3. Исходное положение – стоя, руки внизу. Руки вверх, правую ногу назад на носок, прогнуться, вернуться в исходное положение. То же другой ногой. Всего 10 раз.
Упражнение 4. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки перед грудью. 1–2 – рывки согнутыми руками назад, локти не нижа уровня плеч, 3–4 – поворот туловища вправо, руки в стороны ладонями кверху, вернуться в исходное положение. То же с поворотом влево. По 4 раза в каждую сторону.
Упражнение 5. Исходное положение – присед на носках, руки на коленях. Три прыжка на месте в приседе, затем выпрямиться. Повторить 5 раз.
Упражнение 6. Исходное положение – стойка ноги врозь. 1–2 – пружинистые наклоны вперед до касания пальцами рук пола, 3 – руки вверх, наклон вперед прогнувшись, 4 – стойка ноги врозь. Повторить 6 раз.
Упражнение 7, Стоя, руки скрестно перед грудью. Руки вниз – в стороны, мах правой ногой вправо до касания ладони правой руки. То же другой ногой. По 6 раз в каждую сторону.
Упражнение 8. Исходное положение – стойка, руки к плечам. 1–2 – наклон вправо, руки вверх, 3–4 – исходное положение. То же в другую сторону. Всего 8 раз.

азработанный комплекс профилактических упражнений для физкультминуток на рабочем месте, в соответствии со школьным «Положением о соревнованиях по организации и проведению физкультурных минуток на уроке», рассчитан на все возрастные группы обучающихся . По наблюдениям педагогов физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение учащихся, снимают статические мышечные нагрузки. Физкультминутки занимают 3–5 минут, проводятся на уроках под руководством педагогов или физоргов класса. Положительное воздействие физических упражнений выражается и в развитии у обучающихся жизнерадостности, оптимизма, активности, собранности, уверенности в себе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

Учителя физической культуры А.Т.Фирсовой

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ

  1. Исходное положение (и. п.) – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 – и. п.; 3 – голову наклонить влево; 4 – и. п.; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и. п. Повторить 3–4 раза. Темп медленный.
  2. И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и. п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и. п. Повторить 4–5 раз. Темп медленный.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК

  1. И. п. – стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх; 2 – переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3–4 раза. Темп средний.
  2. И. п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3–4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5–6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.
  1. И. п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ТУЛОВИЩА

  1. И. п. – стойка, ноги врозь, руки за голову. 1–3 – круговые движения туловищем в одну сторону; 4–6 – то же в другую сторону; 7–8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4–6 раз. Темп средний.
  2. И. п. – стойка ноги врозь. 1–2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая согнутая – вдоль тела вверх; 3–4 – и. п.; 5–8 – то же в другую сторону. Повторить 5–6 раз. Темп средний.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПИСЬМА

  1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и. п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и. п.; 5 – голову наклонить вперед; 6 – и. п. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
  2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И. п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
  3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И. п. – стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1 – повернуть туловище направо; 2 – повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4–6 раз. Темп средний.
  1. Упражнение для мобилизации внимания. И. п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс; 2 – левую руку на пояс; 3 – правую руку на плечо; 4 – левую руку на плечо; 5 – правую руку вверх; 6 – левую руку вверх; 7–8 – хлопки руками над головой; 9 – опустить левую руку на плечо; 10 – правую руку на плечо; 11 – левую руку на пояс; 12 – правую руку на пояс; 13–14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4–6 раз. Темп – 1 раз медленный; 2–3 раза – средний; 3–4 – быстрый; 1–2 – медленный.

Приведём еще несколько примеров упражнений, которые помогают избежать утомления, восстановить силы на уроке. Они достаточно просты и эффективны, для их выполнения не требуется специальное оборудование, и поэтому их можно выполнять в классе в программе физкультминутки.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ

Причиной головных болей часто являются переутомление или непривычная нагрузка на глаза. Данное упражнение является простейшим и должно выработать привычку делать упражнения для глаз регулярно.

  • Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее – глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз – против часовой стрелки.

После выполнения упражнения школьникам полезно напомнить: для ухода за глазами очень важно, чтобы рабочее место было хорошо и правильно освещено. Следует избегать слепящего света. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекращать работу и давать глазам отдых, то есть закрывать их ладонями так, чтобы они отдыхали в полной темноте.

Упражнение на корточках облегчает работу сердца, снижает кровяное давление. Выполняется просто: свободно сесть на корточки (ступня полностью на полу), максимально расслабиться, держа на весу голову и руки. Посидеть в этой позе одну минуту. Упражнения для снятия утомления следует выполнять при первых признаках неблагополучия, усталости.

  1. Сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и грудь. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10–15 секунд – и стало жарко. Повторить три раза.
  2. Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно – так, чтобы было приятно, 10–15 секунд.
  3. Растереть ладонями уши – вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх–вниз, вперед–назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15–20 секунд).
  4. «Ворона». Произносить «ка-аа-аа-аар», при этом стараясь поднять как можно выше мягкое нёбо и маленький язычок (6 раз). Затем попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом.
  5. «Колечко». С усилием, направляя кончик языка назад по верхнему нёбу, постараться дотронуться языком до маленького язычка. Попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее! (10–15 секунд.)
  6. «Лев». Дотянуться языком до подбородка. Еще дальше! (Повторить 6 раз).

и=Ирина Добрыгина

Цель : Представление опыта использования физминутки как одной из форм проведения гимнастики.

Задачи :

1. Напомнить методику проведения физкультминуток в детском саду .

2. Познакомить с многообразием форм проведения физкультминуток

3. Обогатить педагогическую копилку.

1. Актуальность.

Давно уже замечено : за грамотность мир взрослых почему-то расплачивается своим здоровьем. Болезненная бледность, сгорбленная спина, пенсне на носу, а нередко и чахотка – все чаще становилась атрибутами образованной интеллигенции в прошедшие два столетия.

Как только всеобщее обучение коснулось детей дошкольного и школьного, возраста сразу же : близорукость, искривление спины, сколиозы, неврастения и многое другое. Еще в 1805 году Песталоцци говорил о том, что при традиционном обучении происходит непонятное «удушение» развития детей, «убийство» их здоровья. И это происходило еще в экологически чистые времена, когда дети рождались нормальными родами от здоровых родителей и вскармливались грудным молоком. Когда были качественно иные семьи и информационные перегрузки в школе еще не были столь велики.

Между тем, практически,во всех серьезных исследованиях, посвященных анализу возникновения болезней цивилизации (сердца, зрения, психики, опорно-двигательной системы и т. д., фактор сидения отнесен к базовым факторам риска в возникновении самой тяжелой соматической патологии нашего времени (нарушение зрения, осанки) .

Занятия с детьми по обучению грамоте, математике, изобразительной деятельности и т. д., настольные игры чаще происходят в неподвижном статичном состоянии. Но длительное нахождение в одной позе, одном положении для детей, особенно дошкольного возраста, очень тяжелая нагрузка, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается внимание, теряется интерес к игре или занятию, что, конечно, отрицательно влияет на их эффективность. В результате длительного статичного напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника.

Особенно утомительна для детей этого возраста длительная однообразная работа или задания, которые не вызывают у них живого интереса, а необходимые для их выполнения волевые усилия еще недостаточно развиты.

Во время занятий с детьми следует часто менять виды деятельности, заинтересовывать их каким-то ярким, необычным предметом или разнообразить часто повторяющиеся действия, задания каким-то новым, привлекательным для ребенка элементом. Следовательно, важно предупредить возникновение утомления, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств.

Признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут занятия, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, 7-8 лет - через 12-15 минут. Они могут выражаться по-разному : зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением автоматических, непроизвольных побочных движений (почесывание, постукивание, раскачивание на стуле, сосание пальцев и т. д., нарушением осанки и координации движений.

Одним из эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физкультминутки .

Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, давая отдых задействованным в ней нервным центрам, восстанавливают работоспособность детей, помогают развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.

2. Основные идеи.

Исходя из вышеизложенного, значимость данной формы физического воспитания очевидна, но только в случае правильного ее проведения. Воспитатели же не всегда выдерживают временные рамки : проводят физкультминутку либо раньше , либо позже, либо совсем забывают про нее. Длительность физкультминутки ограничивается 15-30 секундами. Упражнения подбирают не в соответствии с возрастом и требованиями к проведению физкультминуток и , очень часто, забывают, какую нагрузку несут мышцы спины при сидении за столом. Я считаю необходимым моментом при проведении физкультминуток - разгрузить мышцы спины. Для этого надо 1-2 упражнения выполнять в позе лежа. В этом случае мышцы позвоночникапочти полностью расслабляются, а межпозвоночные диски не испытывают вертикальной силы давления (в отличие от позы стоя) . Упражнения для рук и ног можно делать и в положении лежа. Количество упражнений довести до 5-7 (2 для рук и плечевого пояса, 2-3 для туловища и 1-2 для ног) .

Хочу обратить внимание на позу дошкольника за столом во время занятия. Существует другая, более демократичная, когда голова и позвоночник находятся на одной прямой линии, а руки свободно лежат на столе. Регулярное выполнение упражнений для укрепления мышц живота и спины помогает выработать мышечный каркас, который не допустит искривления позвоночника. Легче предупредить нарушение осанки, нежели его исправлять.

Кроме того, перед началом занятия лучше сделать упражнение, включающее ребенка в деятельность. Такие упражнения занимают минимум времени, а польза от них значительная. Обязательно включить в комплекс упражнение для снятия напряжения с глаз.

3. Теоретическая часть.

Физкультминутки проводятся в середине занятия в течение 1,5-2 минуты; рекомендуется проводить начиная со средней группы .

Основные формы проведения физкультминуток :

В форме общеразвивающих упражнений - подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 3-4 упражнения (по общепринятой методике) для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками , бегом на месте или ходьбой;

В форме подвижной игры - подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными и хорошо знакомыми детям правилами;

В форме дидактической игры с движениями - хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике;

В форме танцевальных движений - используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.

В форме выполнения движений под текст стихотворения - при подборе стихотворений обращается внимание на следующее :

Текст стихотворения должен быть высокохудожественным, используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;

Преимущество отдается стихам с четким ритмом;

В форме любого двигательного действия и задания

Отгадывание загадок не словами, а движениями;

Использование различных имитационных движений : спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст, отдельных трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине) .

Требования к проведению физкультминуток :

Проводятся на начальном этапе утомления (8-12-15-я минута занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала);

Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;

Упражнения должны быть удобны для выполнения по ограниченной площади;

Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;

Комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия, их содержания.

Комплекс физкультминутки обычно состоит из 3-4 упражнений : для рук и плечевого пояса, для туловища и ног. Если комплекс делать 1,5-2 минуты, получается по 25-30 сек. на одно упражнение. Вполне достаточно 15-20 секунд на одно упражнение, тогда комплекс становится более динамичным и интересным, состоящим из 5-7 простых упражнений.

Для рук и плечевого пояса включаются упражнения типа потягивания – для выпрямления и расслабления позвоночника, расширения грудной клетки; для туловища – наклоны, повороты; для ног – приседания, подскоки, бег на месте, поднимание ног. Большая часть упражнений связанных с развитием больших групп мышц и общей координации, а так же и зрения, должны выполняться в позе свободного стояния или лежания, в режиме моторной свободы динамических поз.

В результате, физкультминутка превращается в «оздоровительные минутки» и будет выглядеть следующим образом :

Упражнение для включения в деятельность (5-10 секунд в начале занятия) ;

Для рук и плечевого пояса;

Для туловища;

Для ног;

Для профилактики нарушения зрения и снятия утомления с глаз (в середине и в конце занятия) .

Смена позы воспитанника (2-3 раза во время занятия) .

4. Практическая часть.

Упражнения для включения в деятельность :

1. Растирание ладоней до легкого покалывания в пальцах (повышает продуктивность работы мозга) .

2. Растирание ладонями ушных раковин.

3. Растирание мочки уха указательным и большим пальцем.

4 Растирание лба безымянным, средним, указательным пальцами от середины к периферии (активирует зону внимания) .

5. Массирование носа с целью стимуляции деятельности головного мозга, т. к. нос –важнейшая рефлексогенная зона лица. Он связан с желудком, кишечником, селезенкой, НС

Указательным и средним пальцами нажимать на кончик носа;

Сгибание кончика носа вправо, влево;

Сгибание кончика носа вниз, вверх;

Вращение кончиком носа по часовой стрелке, .

Упражнения для глаз :

Зажмурить глаза на 3-5 секунд, отдохуть 2-3 секунды. /3-5 раз/.

Быстро поморгать в течение 8-10 секунд, через 2-3 секунды повторить еще раз;

Нижней частью ладони помассировать веки круговыми движениями 10-20 секунд; описать окружности большого размера справа налево и наоборот /по 2-3 раза/;

Повести глазами вверх-вниз, вправо-влево, в правый нижний угол – в левый верхний угол, в правый верхний угол – в левый нижний (На конце длинной указки закреплена яркая бабочка, воспитатель водит указкой, а дети следят за бабочкой.);

«рисовать» вертикальные и горизонтальные восьмерки, начиная от переносицы вверх справа, а затем слева. Предыдущее и это упражнения выполнять с максимальной амплитудой. Если делается весь цикл упражнений, выполнить расслабление (пальминг) - растереть ладони до появления тепла, положить пальцы одной ладони на другую и ладонями прикрыть глаза, задержаться в таком положении на 30-40 секунд. Пальминг желательно сделать в середине и в конце занятия, а так же после просмотра видео. Во время выполнения детьми упражнения воспитатель проговаривает несколько фраз типа : «Глазки устали, хотят отдохнуть, наступила темная, темная ночь и т. д.» ;

Левой ладонью заслонить открытый левый глаз, а пальцы правой сложить в кулак, чтобы большой палец оказался сверху всех остальных. Высвободить средний палец и произвести им круговые движения около правой глазницы, начиная от внутреннего угла глаза вверх по линии бровей до внешнего и вновь до внутреннего угла глаза. Одновременно следить правым глазом за движением пальца, не теряя его из виду, этоочень важно. Движения пальца и глаза должны быть плавными и спокойными. То же, поменяв руки. Постепенно довести выполнение упражнения до 3-х минут;

Чтобы снять усталость глаз - умыться холодной водой, .

Упражнения с сигнальными метками.

1. Поищем матрешек (или что-то другое) на полках. Где матрешка в синем (красном, зеленом и т. д.) сарафане?

2. В гости пришел Петрушка и принес буквы. Петрушка показывает детям картинку с буквой, дети ищут в окружающей обстановке предмет, начинающийся на эту букву.

Альтернативная поза воспитанника за столом : руки свободно положить на стол, немного вытянув вперед и согнув в локтях, ладонями вниз, вверх или боком. 1-2 раза на каждом занятии принять положение, при котором голова и позвоночник находятся на одной прямой линии. Это поможет улучшить кровоснабжение головного мозга,

Физкультминутки на основе ОРУ .

Комплекс «Красивая осанка» . (После каждого упражнения делать 2-3 вдоха и выдоха, удлиняя выдох)

1. Стоя за столом, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Плавно поднимите руки вверх, ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом, внимание на позвоночник. Держите позу 10-15 секунд, (Дерево) .

2. Стоя, руки опущены. Заведя руки за спину, соедините ладони. Вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти приподнимите, спину выпрямите, грудную клетку разверните, плечи назад. Удерживайте позу до 20 секунд. Медленно вернитесь в и. п. Погладьте запястья, встряхните кистям. (Божественная поза.) .

3. Предыдущую позу можно заменить этой. Спина касается спинки стула или стоя, руки опущены, плечи отведены назад. Руки за спиной возьмите в замок, выпрямите и медленно поднимайте вверх, не наклоняя туловище. Плавно опустите руки. (3-10 сек., поза лебедя.)

4. Встаньте прямо. Правую руку с силой вытяните вверх, левую опустите вниз. Правую руку опускаете по позвоночнику вниз, ладонью к позвоночнику. Левая рука развернута тыльной стороной к спине и тянется к правой. Постарайтесь сцепить пальцы в замок. Правый локоть прижмите к голове. (8-15 сек., поза перекреста.)

5. Стать боком к спинке стула, ноги чуть врозь. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой - за левую. Очень медленно на выдохе скручивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудная клетка стала параллельна спинке стула. Внимание на позвоночник. То же в другую сторону, поменяв и. п. (5-10 сек.) Упражнение хорошо снимает умственную усталость.

6. Повторить первое упражнение. Лучше его выполнить в положении лежа, стопы на себя.

Физкультминутки на основе подвижной игры.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три, (движения руками каждый раз разные)

Морская фигура на месте замри! (Или на дне замри.)

«Замри»

Мы топаем ногами, (Топают.)

Мы хлопаем руками, (Хлопают.)

Качаем головой, (Качают головой.)

Мы руки поднимаем, (Руки вверх.)

Потом их опускаем, (Руки вниз.)

Мы руки подаем (Руки в «замок» .)

И бегаем кругом, (Покружиться на месте.)

Раз, два, три, (Три хлопка.)

Любая фигура замри! (Изобразить любую фигуру.)

«Медведь»

Как-то мы в лесу гуляли и медведя повстречали, (Ходьба по кругу взявшись за руки.)

Он под елкою лежит, растянулся и храпит, (Лечь на спину или живот, потянуться.)

Мы вокруг него ходили, косолапого будили, (Ходьба по кругу в другую сторону, наклоны вперед.)

Ну-ка, мишенька, вставай, нас быстрее догоняй! (Приседания, бег на месте) .

В форме дидактической игры с движениями

(Математическая игра со зрительными ориентирами.) Текст произносится до начала выполнения упражнений.

1. До пяти считаем, гири выжимаем, (И. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх - в стороны, пальцы сжаты в кулак, 4-5 раз.)

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки (На доске - круг с точками, взрослый указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки.)

Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз дрова разрубим (И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх, резкие наклоны вперед – вниз.)

Сколько елочек зеленых,

Столько выполним наклонов, (И. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе; наклоны в стороны.)

Приседаем столько раз,

Сколько бабочек у нас (И. п. - стоя, ноги слегка расставить;приседания, руки вперед.)

Сколько клеток до черты,

Столько раз подпрыгни ты (На доске изображено 5 клеток, взрослый указывает на них, дети прыгают 5 раз.)

На носочки встанем,

Потолок достанем (И. п. - основная стойка, руки на поясе; поднимаясь на носки, руки вверх- в стороны, потянуться.)

2. Сколько черточек до точки,

Столько встанем на носочки, (И. п. - основная стойка; подняться на носки руки в стороны - вверх, ладони ниже уровня плеч4-5 раз.)

Наклонились столько раз,

Сколько уточек у нас. (И. п. - стоя, ноги врозь. Наклоны в стороны.)

Грибы собирать (И. п. - стоя, ноги на ширине плеч; наклоны вперед, имитируя сбор грибов.)

Ягоды считаем,

Дружно приседаем, (И. п. - основная стойка, руки на поясе; при приседании голову не опускать, спина прямая.)

Сколько покажу кружков,

Столько выполнишь прыжков, (И. п. - стоя, руки на поясе;5 прыжков на носках.)

3. И. п. – лежа на спине в кругу, руки вниз.

Один, два – повернись, (Повороты на бок вправо, влево.)

Три, четыре – наклонись (Поднимание туловища 2 раза.)

Пять, шесть – побежали (Имитация бега ногами.)

Семь- восемь – пошагали (Встать, ходьба на месте.)

Посчитали мы вперед, а теперь наоборот.

Восемь, семь – вместе всем (Взялись за руки.)

Шесть, пять, приседать (Пружинка.)

Четыре, три – повтори,

Два, один – стой один (Расцепить руки.)

4. Знакомство с окружающим (с телом, и. п. – лежа) .

Инструкция : почувствуйте, как отзываются части лица и плечевого пояса на прикосновение.

Ротик, носик и глаза, (Обрисовывают очертания указательными пальцами.)

Подбородок, уха два (Локти в стороны, обрисовать подбородок, потеребить уши.)

Получилась голова (Обрисовать, проводя по волосам; покрутить.)

Шея (наклоны головы вперед, поглаживание шеи, плечи (поднимание, опускание, прикасание ладонями к плечам, две руки (поочередное поднимание,

Туловище (повороты на бок, две ноги (поочередное поднимание вверх и опускание,

Спинка (встают на четвереньки, выгибают спину, и животик (прогибают спину, поглаживают живот) .

Получился…. (ответ детей) котик?

Нет, не надо мне перечить, (Встают на ноги.)

Получился человечек. (Шаги на месте.)

В форме танцевальных движений

1. Вперед четыре шага, назад четыре шага,

Кружится, кружится наш хоровод (кружение на месте,

Ручками похлопаем, ножками потопаем.

Плечиком подвигаем, а потом попрыгаем.

(Повторяется 5-6раз с ускорением темпа под музыку) .

2.(Под песню львенка и черепашки)

Черепашка : Я на солнышке сижу, я на солнышко гляжу, (Сидя на пятках в кругу, покачиваясь.)

Все сижу и сижу, и на солнышко гляжу. (Наклоны и повороты головы.)

Львенок : Не сижу, а лежу (лечь) .

Черепашка : Это ты лежишь, а я сижу. (Сед на пятках) .

Ч : Носорог-рог-рог идет,

Крокодил-дил-дил плывет,

Только я все сижу и на солнышко гляжу.

Л : И все-таки надо петь лежу.

Ч : Носорог-рог-рог идет, (Ходьба на четвереньках на месте.)

Крокодил-дил-дил плывет, (Лежа, имитация плывущего крокодила.)

Только я все лежу и на солнышко гляжу. (Сед на пятках, стойка на коленях.)

Вместе : Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу, (Лежа на спине, потягивания.)

Все лежу и лежу и на солнышко гляжу. (Поднять две ноги вверх, опустить.)

Рядом львеночек лежит и ушами шевелит, (Легкие наклоны головы вправо, влево, повороты головы.)

Только я все лежу и на львенка не гляжу. (Закрыть глаза.)

3. «Если весело живется, делай так»

Если весело живется, (шаги на месте) делай так, (Поднимание рук через стороны, 2 хлопка над головой.) - 2 раза

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся, (Руки на пояс, повороты в стороны.)

Если весело живется, (шаги на месте) делай так, (Поднимание рук через стороны, хлопок над головой.)

Если весело живется, (наклон в сторону) делай так,

Если весело живется, (наклон в другую сторону) делай так, (Поднимание и опускание плеч.)

Если весело живется, (наклон в одну сторону) мы друг другу улыбнемся, (Поднимание и опускание плеч.)

Если весело живется, (наклон в другую сторону) делай так, (Поднимание и опускание плеч,

Если весело живется, (присед, делай так - 2 раза;

Если весело живется, (присед) мы друг другу улыбнемся, (упор согнувшись, выпрямиться, два хлопка по коленям)

Если весело живется, (присед) делай так, (упор согнувшись, выпрямиться, два хлопка по коленям) ;

Если весело живется, (шаги на месте) делай так, (Поднимание рук через стороны, 2 хлопка над головой, поднимание и опускание плеч 2 раза, хлопки по коленям.) – 2 раза;

Если весело живется, (Руки на пояс, полуприсед с поворотом в одну сторону.) мы друг другу улыбнемся, (Руки на пояс, полуприсед с поворотом в другую сторону.)

Если весело живется, (шаги на месте) делай так, (Поднимание рук через стороны, 2 хлопка над головой, поднимание и опускание плеч, хлопки по коленям.)

В форме выполнения движений под текст стихотворения.

1. «Три медведя»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Три медведя шли домой, (Дети идут как медведи.)

Папа был большой-большой, (Поднимают руки вверх.)

Мама с ним - поменьше ростом, (Руки на уровне груди вытянуты вперед.)

А сыночек просто крошка, (Присед.)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил, (Встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова : динь-динь-динь.) Повторить 3 раза.

2. «Желтая песенка»

Желтое солнце на землю глядит, (Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх.)

Желтый подсолнух за солнцем следит. (Качание руками вправо-влево.)

Желтые груши на ветках висят. (Встряхивание руками вниз.)

Желтые листья с деревьев летят. (Махи руками в стороны-вверх- вниз.)

Желтая бабочка, желтая букашка,

Желтые лютики, желтая ромашка. (Приседания.)

Желтое солнышко, желтенький песочек, (Лежа на животе потягивание руками «лучиками» , поглаживание ладонями «песочка» .)

Желтый цвет радости, радуйся дружочек. (Сгибание-разгибание ног в коленях, ладони сложены одна на другую под подбородком.

Повторить 2 раза. (На второй раз под последнюю строчку попрыгать.)

В форме любого двигательного действия или задания.

1. Игра «Прикосновение» (6-7 лет, длительность 2,5-3 минуты.

Ход : Встаньте в общий круг. Посмотрите на себя. Кто может обнаружить у себя что-то такое, чего у него не было вчера.

А теперь покажите, до чего вы можете дотянуться со своего места. До потолка можете? (Тянутся.) Нет. Можете ли коснуться чего-то твердого? Коснитесь. (Пол.) А теперь потрогайте что-нибудь мягкое. (Ковер.) Потрогайте что-нибудь теплое. Что есть теплого в вас самих? (Тело – рука, нога, спина и т. д.) А теперь прикоснитесь к чему-нибудь на себе, что было бы влажным или мокрым. (Нос, губы и т. д.) .

А теперь вы можете прикасаться к различным предметам, качества которых я буду называть. Прикоснитесь к гладкому, к шершавому, холодному… Потрогайте что-нибудь теплое. (Каждый раз можно менять задания) .

2. Игра «Друг к дружке» (с 6 лет, длительность 2-3 мин.)

Ход : Я считаю до пяти, а вы за это время выберете себе пару и встанете в круг. Сейчас я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно быстро «поздороваться» друг с другом :

Правая рука к правой руке!

Нос к носу!

Спина к спине!

Каждый раз когда я крикну : «Друг к дружке!» , вы должны найти себе нового партнера и пожать ему руку. После этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотрагиваться друг до друга. Итак : «Друг к дружке! Ухо к уху!»

Бедро к бедру!

Пятка к пятке!

Пусть дети поменяют 3-4 партнера. Всякий раз называть новые части тела, посредством которых дети должны вступить в контакт друг с другом. Со временем команда может звучать так : «Ухо к уху, присев!» , «Колено к колену сидя на пятках!» , «Локоть к локтю наклонившись вперед!» и т. д.

5. Практическое задание для слушателей

Составить комплекс физкультминутки и предъявить .

6. Литература :

1. Горькова Л. Г. Занятия физической культурой в ДОУ, М, 2005.

2. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников , М, 2005.

3. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М., Теория и методика физического воспитания детей, М, 2003.

4. Латохина Л., Андрус Т., Творим здоровье души и тела, С-Пб, М, 2000.

5. Фопель К., Как научить детей сотрудничать, Т. 4, М. ,2003.

Доклад

«Система физминуток, цель, задачи, методика проведения»

Содержание:

    Введение.

    Определение физминутки.

    Цель физминутки.

    Основные задачи физминутки.

    Как подобрать упражнения для физминутки.

    Методика организации и проведения физминуток.

    Классификация физминуток.

    Заключение.

1.Введение

По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время непосредственной образовательной деятельности у детей любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти и снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от учителя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки поведения детей, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для учителя, что детям срочно требуется физминутка! Физминутки снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.

Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в школе, независимо от возраста детей.

Физкультурные минутки во время уроков проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц корпуса (особенно спины) и мелких мышц кистей.

Учитель должен предупредить возникновение утомления у обучающихся. Своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, т.к. утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств.

Важно!

Переутомление – крайнее состояние утомления, когда организм после нагрузки уже не может восстановиться самостоятельно и нуждается в помощи. Например, в реабилитации, длительном отдыхе, иногда в медикаментозном лечении.

Каждый учитель должен знать, что признаки утомления у детей 6-7лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 7-8 лет – через 10-12 минут, в 9-10 лет через 12-15 минут!

2.Определение физминутки

Физкультминутка - это небольшой комплекс специально подобранных упражнений для снятия возможного утомления с определенных групп мышц ребенка и взрослого.

3.Цель физминутки

Цель физминуток – активно изменить деятельность детей и взрослых, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.

4.Основные задачи физкультминутки:

1)снять усталость и напряжение;

2)внести эмоциональный заряд;

3)совершенствовать общую моторику;

4)выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью;

5)тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.

Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс из 3-4 упражнений, не требующих сложной координации движений, предназначенных для развития мышц туловища и шеи, рук, головы, глаз. По времени эти упражнения занимают около 2 минут. Комплексы подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке.

Физкультминутки проводят во время занятий с детьми, которые связаны с ограничением подвижности и активным сосредоточенным вниманием детей.

5.Как подобрать упражнения для физминуток?

1.Упражнения должны быть знакомы детям и просты в исполнении.
2.Упражнения должны охватывать в основном крупные мышечные группы.
3.К таким упражнениям относятся потягивания, выпрямление позвоночника, ходьба на месте, подскоки, приседания в быстром темпе.
4.В случае необходимости могут использоваться упражнения для более мелких групп мышц: для кистей рук, шеи, лица, глаз.
5.Благоприятным для завершения физминутки для детей после пяти лет является точечный профилактический самомассаж 2-3 биологически активных точек по схеме.

От того, как организован урок и насколько он рационален, зависит функциональное состояние обучающихся в процессе учебной деятельности. Правильно организованный урок дает детям возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне.

Поэтому одним из обязательных условий организации урока являются физминутки.

Физминутка необходима на каждом уроке, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности, это необходимый элемент в здоровьесберегающей деятельности учителя.

Продолжительность физминуток не менее 1,5 – 2 минут каждая.

В 1 классах проводятся 2 физминутки через 15 минут после начала урока и на 25 минуте рабочего времени. В остальных классах начальной школы одна после 20 минут от начала урока. Совсем не обязательно провести в течении урока лишь одну физминутку, большой эффект будет от сочетания физминуток различного вида. Но не увлекайтесь и не превышайте временной лимит. Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными. В последние дни учебной недели и в конце учебной четверти, когда дети особенно быстро утомляются, необходимо количество физминуток увеличить.

Веселые физминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физминутка – это один из обязательных, продуманных элементов урока. Она необходима и важна, это «минутка» активного и здорового отдыха. Физкультминутки проводятся в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Обязательное условие эффективного проведения физминуток – положительный эмоциональный тон.

Физминутки могут быть направлены на снятие локального утомления и физминутки общего воздействия на усталый организм.

По содержанию физминутки способствующие снятию локального утомления различны и предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.

Физминутки общего воздействия применяются в комплексе на различные группы мышц, это упражнения, рассчитанные на мобилизацию внимания, восприятия, восстановления умственной работоспособности.

В состав упражнений для физминуток входят:

    упражнения по формированию осанки,

    укреплению зрения,

    укреплению мышц рук,

    отдых позвоночника,

    упражнения для ног,

    релаксационные упражнения для мимики лица,

    психогимнастика,

    дыхательная гимнастика.

Физкультминутки можно отнести к следующим видам:

по степени воздействия на организм, это то, как воздействует каждая физминутка на ту или иную систему организма и по форме проведения – то, какие физминутки следует подбирать для каждого урока.

6.Методика организации и проведения физминутки в начальных классах

Подготовительный этап.

1. Подобрать физминутку с учётом:

Возрастных особенностей детей;

Индивидуальных особенностей детей (медицинские показатели) ;

Темы предмета, на котором будет проводиться физминутка;

Интересов детей.

2. Определить цели физминутки: обучающую, воспитывающую, развивающую, здоровьесберегающую.

3. Определить место проведение физминутки (на каком уроке).

4. Уточнить время проведения физминутки.

5. Подготовить специальный инвентарь, если необходим для проведения физминутки.

6. Составить конспект проведения физминутки, который включает

1 - название физминутки, цели, место и время проведения, оборудование (если необходимо) ;

2 - ход проведения физминутки в виде таблицы:

Этапы Деятельность учителя Деятельность учеников

а) «Спортсмен» Цель: развитие согласованности и координации движений.
Следуя тексту, дети имитируют движения, которые совершают спортсмены.

Занимайся волейболом,

«Забивают» в корзину мяч

Греблей, плаваньем, футболом.

«Гребут» веслами, «плывут», «бьют ногой по мячу.

На коньках зимой гоняй

«Скольжение» на коньках

Езди на велосипеде

«Крутят» педали.

И всегда стремись к победе.

Прыжки с криками «Ура!»

б)«Стойкий оловянный солдатик» Цель : развитие внимания, выдержки, согласованности действий.
Взрослые или дети рассказывают речевку, показывают и выполняют движения вместе с ребенком.

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем дружно мы шагать!

Шагают на месте.

На одной ноге постой-ка
Будто ты солдатик стойкий.

Становятся на правую ногу.

Ногу левую – к груди,
Да смотри не упади!

Подтягивают левую ногу к груди.

А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.

Становятся на левую ногу.

Все, закончилась игра,
За уроки, детвора!

Садятся на свои места.

---------------

7. Выучить физминутку наизусть.

Основной этап (проведение физминутки) .

1. Организационный момент: учитель:

Сообщает о проведении физминутки,

Знакомит с ее названием (если оно есть) ;

Раскрывает значимость физминутки: здоровьесберегающую цель.

2. Основной этап:

а) проводит инструктаж физминутки в соответствии с конспектом:

новая физминутка:

Показывает детям движения физминутки (если физминутка выполняется на основе стихотворения, то: 1) заранее напечатать с обратной стороны доски ее слова; 2) сначала учитель наизусть прочитывает стихотворение; 3) выполняет движения физминутки с одновременным его прочтением,

знакомая физминутка - повторяют слова стихотворения, если необходимо;

б) поднимает детей с рабочих мест;

в) просит учеников выполнить физминутку вместе с учителем (открывает часть доски со словами физминутки) ;

г) выполняет физминутку вместе с детьми не менее 2-3 раз, наблюдает за активностью и дисциплинированностью учеников,

д) предлагает одному из учеников в качестве учителя провести физминутку с ребятами класса,

е) предлагает ученикам сесть на рабочее место;

3. Итог проведения физминутки.

Отмечает отношение детей к выполнению физминутки (своему здоровью)

Заключительный этап.

1. Педагог должен проанализировать действия учеников в ходе выполнения физминутки:

Определить значимость проведенной физминутки для детей (наблюдения и беседы с отдельными учениками после урока)

Определить причины недисциплинированности отдельных учеников.

2. Изменить движения физминутки или подобрать новую.

7. Классификация физминуток.

Различных физминуток бесчисленное множество. В наше время их можно найти в большом количестве книг и в интернете. Но не забывайте, что выбор той самой эффективной, подходящей вашим детям именно сейчас физминутки зависит от того, каким видом деятельности вы в данное время занимаетесь с детьми, что от этого зависит в каком виде отдыха, в каком виде физминутки дети нуждаются больше всего.

Я надеюсь на то, что представленная классификация поможет моим коллегам, создать картотеку физминуток по различным видам и применять их в работе с обучающимися. При желании, возможно сформировать картотеку иначе, разделив физминутки на группы по учебным предметам. Но на мой взгляд, это потребует больших временных затрат при подготовке к уроку.

Физминутки делятся на группы, каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель, прежде чем предложить детям проведение физминутки.

Оздоровительные физминутки.

Танцевальные.

Эти физминутки особо любимы детьми, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные.

Ритмические.

В отличие от танцевальных, движения в ритмических физминутках должны быть более четкими, отработанными. Часто ритмические физминутки выполняются под счет.

Гимнастика для глаз.

Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зеленый цвет, поэтому у меня в классе висит зеленый круг из картона и дети выполняют упражнения с его помощью, например, можно сфокусировать зрение на круге или дорисовать лепестки (взаимодействие с пальчиковой гимнастикой). Можно глазками посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать круг или первую букву своего имени. Любимое упражнение детей “Сладкий сон” – дети засыпают под счет от 1 до 10 и под обратный счет просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Таким образом, отдыхают не только глаза, но и расслабляется позвоночник, который устает быстрее всего.

Электронные зрительные физминутки

Электронные физминутки несут в себе несколько функций. Основная их цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Дети слушают музыку и следят за движением объектов.
Предложенный вариант электронных физминуток можно использовать на любом уроке для снятия зрительного перенапряжения. Можно предварять их стихами, объясняющими детям, как следует проводить гимнастику для глаз.

Правильное проведение уроков имеет огромное значение для растущего организма. Педагоги это знают и учитывают, поэтому уже много лет сами готовят материал для проведения физминуток. Правда, чаще всего устный, т.к. на подготовку мультимедийного требуется время и оборудование, которое имеется не во всех школах и классах. У кого есть возможность, используют готовые анимированные, электронные физминутки. Они помогают отвлечь ребенка, снять с него усталость и вернуть ему силы. А главное, с их помощью ребенок познает основы здорового образа жизни. К тому же это очень интересно младшеклассникам.

Старшие ученики к физминуткам относятся не с таким интересом, поэтому им можно предложить: сидя, посмотреть глазами в разные стороны, или нарисовать какую-нибудь букву. Либо выполнить комплекс упражнений (каждое повторить 4-5 раз):

1.Быстро-быстро моргаем, закрываем глазки и сидим спокойно, медленно считаем до 5.

2.Крепко зажмуриваемся на 3 секунды, открываем глазки, смотрим в окошко, считая до 5.

3.Вытягиваем правую руку вперед, медленно водим указательным пальчиком в разные стороны. Следим за ним глазами, не поворачивая головы.

4.Смотрим на указательный пальчик вытянутой руки, считая до 4-х, затем переводим взгляд в окошко и смотрим на улицу, считая до 6.

5.В умеренном темпе проделываем три круговых движения глазами влево, столько же вправо. Расслабляемся и смотрим далеко, считая до 6.

Младшим детям интересней, когда разминки сопровождаются стихами или картинками. Например:

Глазки – самый лучший друг.

Нарисую ими круг,

И восьмерку, и квадрат.

Друг мой будет очень рад!

При этом не нужно требовать, чтобы дети проговаривали стихи. Главное – работа глаз.

Пальчиковая гимнастика.

Это воздействие на мелкую моторику рук, развитие и коррекция зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления, креативных способностей, расслабление и тренировка мышц глаз, синхронизация полушарий головного мозга. Сюда можно отнести упражнения “Ленивые восьмерки” – рисование в воздухе, на листочке, рисуем то правой рукой, то левой, то одновременно двумя руками, начиная от серединной точки.

Двойные рисунки”– рисуем двумя руками одинаковые удивительные формы.

Постукивание пальчиками” – имитация игры на пианино,

Пальчики замерзли”– растираем каждый пальчик в отдельности либо все одновременно.

Салютик”– пальчики сжаты в кулачок, резким движением их расправляем, “Замочек”, “Здравствуй, пальчик” – большой пальчик левой руки здоровается с большим пальчиком правой руки, с соседними пальчиками, с ладошкой, также указательный, средний, безымянный и мизинчик; письмо букв и цифр в воздухе.

Физкультурно-спортивные физминутки.

Общеразвивающие упражнения.

Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.

Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.

Подвижные игры

Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала по аналогии игры “Съедобное – несъедобное”, упражнения на координацию движения.

Двигательно-речевые физминутки.

В эту группу входят дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох, упражнения “Задуй свечу”, “Надуй шарик”, подражания животным,

Звук вокруг” – дети показывают при помощи звуков: дождь, полет шмеля, летящий самолет, проезжавшую мимо машину и т д. “Сгибание стопы” – упражнение, отвечающее за речь и язык. При помощи этих упражнений происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, снижение напряжения.

А также в эту группу относим инсценировку небольших стишков.

Дети коллективно читают небольшие стишки и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон и два – наклон!
Зашумел листвою клен! (Дети показывают и изображают шум листьев)

Когнитивные.

Дидактические игры с движениями.

Например, при показе иллюстрации или названии предмета дети выполняют определенные упражнения. Игра “Умный светофорик” – красный цвет – дети стоят, желтый – сидят за партой, зеленый – шаг на месте, “Зверь-птица-рыба”

Двигательные действия и задания.

Физминутка включает в себя элементы мыслительной деятельности и упражнения, направленные на снятие усталости с определенной группы мышц, например: “Сколько будет 3+2, столько раз присесть, а 9 – 5, столько раз наклонить голову влево…”

Развивающие игры.

Игры на развитие познавательных процессов, памяти, воображения, внимания, нахождения различий, сравнения, объединения в целое, выделение противоположностей. Упражнение “Покажи фигуру”, например: “Круг какой? А квадрат какой?” – дети показывают, игры “Летим – плывем” – соотнесение действия с изображенным предметом, “Большой – маленький”.

Психогимнастика.

Чередование веселья и грусти при помощи мимики, выражение различных эмоциональных состояний, упражнение “Энергетическая зевота” – расслабление голосовых связок, имитация зевоты.

Креативные.

Гимнастика ума.

Использование игр для развития, логического мышления, воображения, восприятия, памяти, внимания, познавательных процессов умения принимать решения. Это могут быть мини-викторины, кроссворды, загадки, ребусы. Гимнастика ума также включает в себя упражнения для улучшения мозгового кровообращения – это двигательные действия (наклоны и повороты головы) + дыхательная гимнастика.

1. И.п – стоя или сидя. Руки к плечам, кисти сжаты в кулаки, голову наклонить назад, повернуть руки локтями кверху, одновременно сделать вдох. Вернуться в и.п., выдох. Упражнение выполняется 4–6 раз.

2. И.п. – сидя. Наклон головы вправо, и.п., наклон головы влево, и.п., поворот головы вправо, и.п., поворот головы влево, и.п.

В ходе упражнений происходит механическое воздействие на стенки сосудов, повышение их эластичности, расширение сосудов головного мозга и усиление мозгового кровообращения, облегчение и интенсивность умственной деятельности.

Необычные движения.

Задания вида: как может передвигаться пешеход в гору, с горы, по неровной дороге, как плывет корабль в шторм, в штиль.

Сюжетно – ролевые игры.

Сюжетно-ролевые игры вводят детей в мир взрослых.

Чаще всего физминутки проводятся в стихах.

Например: “Дружно помогаем маме, мы белье полощем сами.

Потянулись, наклонились, хорошо мы потрудились!”

Пантомимическая гимнастика.

Связана с подражанием животным, птицам, например: “Петушок гордый, важный; кошка ласковая, она умывается; лиса хитрая, она крадется”…

Сова” – релаксационное упражнение на снятие напряжения с зрительного аппарата и мышц шеи.

И.п.– захватите и сожмите мышцу левого плеча правой рукой, поверните голову и посмотрите через плечо. Изображаем сову, хлопаем глазками, делаем вдох, на выдохе произносим “ух”.

При выполнении этого упражнения происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, снижение напряжения, расслабление мышц шеи, плечевого пояса, позвоночника, восстановление голосовых связок и снятие утомления со зрительного аппарата.

Пальчиковая гимнастика.

Любые креативные упражнения на мелкую моторику. Рисование различных предметов в воздухе, на парте, в тетради.

8.Заключение.

Уважаемые педагоги! Не забывайте, что физкультминутка необходима на каждом уроке, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности!

Любую физкультурную минутку намного проще и эффективней проводить в стихотворной форме. Также не стесняйтесь применять музыкальное сопровождение, изменять темп упражнений, словом – просторы для творчества довольно обширные, ограничение только по времени, ведь главная задача – не давать детям закиснуть во время урока, а не утомить их еще больше.

Проводить физминутку может не только учитель, но и один из учеников. Удобней всего будет составить график проведения разминок, чтобы дети получали первые внеурочные поручения и были готовы к маленьким выступлениям заранее. Если с помощью физминутки вы добьетесь не только сохранения здоровья обучающихся, но и сплотите коллектив, подогреете класс к активной общественной деятельности, разовьете в детях любовь к физической культуре – ваш вклад в формирование личности и молодого организма будет неоценим и вряд ли забудется воспитанниками.

Физминутка помогает сделать процесс усвоения знаний более легким и радостным. Каждый учитель должен помнить, что физминутка на уроке должна быть непродолжительная, не должна утомлять детей и просто должна быть!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!