Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Мореплаватель командовал экспедицией совершившей первое кругосветное плавание. Кто совершил первое кругосветное путешествие

Спросите любого школьника о том, кто первый совершил кругосветное путешествие, и услышите: «Конечно, Магеллан». И мало кто засомневается в этих словах. Но ведь Магеллан организовал эту экспедицию, руководил ею, а завершить плавание не смог. Так кто же первый мореплаватель, совершивший

Путешествие Магеллана

В 1516 году малоизвестный дворянин Фернан Магеллан пришел к португальскому королю Мануэлю I с идеей осуществить план Колумба — достичь островов Пряностей, как называли тогда Молуккские острова, с запада. Как известно, Колумбу тогда «помешала» Америка, оказавшаяся на его пути, которую он посчитал за острова Юго-Восточной Азии.

В то время португальцы уже совершали плавания до островов Ост-Индии, но в обход Африки и пересекая Индийский океан. Поэтому новый путь к этим островам им был не нужен.

История повторилась: осмеянный королем Мануэлем Магеллан отправился уже к испанскому королю и получил его согласие на организацию экспедиции.

20 сентября 1519 года флотилия из пяти кораблей вышла из испанского порта Сан-Лукар-де-Баррамеда.

Спутники Магеллана

Никто не оспаривает того исторического факта, что первое кругосветное путешествие совершила экспедиция под руководством Магеллана. О превратностях пути этой драматической экспедиции известно со слов Пигафетты, который вел записи все дни путешествия. Участниками ее были и два капитана, уже не раз побывавшие у островов Ост-Индии: Барбоза и Серрано.

И специально в этот поход Магеллан взял своего раба — малайца Энрике. Он был захвачен на Суматре и уже долго верно служил Магеллану. В экспедиции ему отводилась роль переводчика, когда будут достигнуты острова Пряностей.

Ход экспедиции

Потеряв много времени на пересечение и проход по скалистому узкому и длинному проливу, впоследствии получившему имя Магеллана, путешественники вышли к новому океану. За это время один из кораблей потонул, другой отправился обратно в Испанию. Был раскрыт заговор против Магеллана. Снасти кораблей нуждались в ремонте, а запасы еды и питьевой воды были на исходе.

Океан, названный Тихим, сначала встретил хорошим попутным ветром, но впоследствии он становился все слабее и, наконец, совсем стих. Люди, лишенные свежей пищи, погибали не только от голода, хотя им приходилось питаться и крысами, и кожей с мачт. Главная опасность заключалась в цинге — грозе всех мореплавателей того времени.

И только 28 марта 1521 года они добрались до островов, жители которых с изумлением отвечали на вопросы Энрике, говорившего на своем родном языке. Это означало, что Магеллан со спутниками прибыл на острова Ост-Индии с другой стороны. И именно Энрике — тот самый первый путешественник, совершивший кругосветное путешествие! Он вернулся на свою родину, обогнув земной шар.

Конец экспедиции

21 апреля 1521 года Магеллан был убит, вмешавшись в междоусобную войну местных вождей. Это имело самые дурные последствия для его спутников, которые были вынуждены просто бежать с островов.

Многие из матросов были убиты или ранены. Из 265 человек команды осталось лишь 150, их хватало только на управление двумя кораблями.

На островах Тидоре они смогли немного отдохнуть, пополнить запасы продовольствия, взять на борт пряности и золотой песок.

В обратный путь в Испанию отправился только корабль «Виктория» под управлением Себастьяна дель Кано. Обратно в порт Лукар вернулись всего 18 человек! Вот эти люди и есть те, кто первый совершил кругосветное путешествие. Правда, имена их не сохранились. Но капитан дель Кано и летописец путешествия Пигафетта известны не только историкам и географам.

Первое русское кругосветное путешествие

Начальником первой русской кругосветной экспедиции был Это плавание проходило в 1803-1806 гг.

Два парусных корабля - «Надежда» под командованием самого Крузенштерна и «Нева» во главе с его помощником Юрием Федоровичем Лисянским - вышли из Кронштадта 7 августа 1803 года. Главной целью было исследование Тихого океана и особенно устья Амура. Необходимо было выявить удобные места для стоянки русского Тихоокеанского флота и лучшие маршруты путей его снабжения.

Экспедиция не только имела большое значение для формирования Тихоокеанского флота, но и внесла огромный вклад в науку. Были открыты новые острова, зато стерт с карты океана ряд несуществующих островов. Впервые были начаты систематические исследования в океане. Экспедиция открыла Межпассатные противотечения в Тихом и Атлантическом океанах, измеряла температуру воды, ее соленость, определяла плотность воды... Были выяснены причины свечения моря, собраны данные о приливах и отливах, о компонентах погоды в разных районах Мирового океана.

Были внесены значительные уточнения в карту российского Дальнего Востока: части побережья Курильских островов, Сахалина, полуострова Камчатка. Впервые нанесены на нее некоторые из Японских островов.

Участники этой экспедиции и стали теми из россиян, кто первый совершил кругосветное путешествие.

Но для большинства россиян эта экспедиция известна по тому факту, что на «Надежде» отправилась в Японию первая российская миссия во главе с Резановым.

Великие вторые (интересные факты)

Англичанин стал вторым человеком, совершившим кругосветное путешествие в 1577-1580 гг. Его галеон "Золотая лань" впервые прошел из Атлантического океана в Тихий бурным проливом, впоследствии названным его именем. Этот путь считается гораздо более сложным, чем через из-за постоянных штормов, плавучих льдов, резких перемен погоды. Дрейк стал тем человеком, кто первый совершил кругосветное путешествие, обогнув мыс Горн. С тех пор среди моряков и пошла традиция носить серьгу в ухе. Если прошел оставив мыс Горн справа, то серьга должна была быть в правом ухе, и наоборот.

За свои заслуги был посвящен в рыцари лично королевой Елизаветой. Именно ему испанцы обязаны разгромом своей "Непобедимой армады".

В 1766 году француженка Жанна Барре стала первой женщиной, совершившей плавание вокруг света. Для этого она переоделась мужчиной и попала на корабль Бугенвилля, отправившегося в кругосветную экспедицию, в качестве слуги. Когда обман раскрылся, несмотря на все ее заслуги, Барре была высажена на Маврикии и домой вернулась уже на другом корабле.

Вторая русская кругосветная экспедиция под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева знаменита тем, что в ходе нее в январе 1820 года была открыта Антарктида.

Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский были боевыми русскими моряками: оба в 1788–1790 гг. участвовали в четырех сражениях против шведов. Плавание Крузенштерна и Лисянского - это начало новой эры в истории русского мореплавания

Цель экспедиции


Маршрут и карта кругосветной экспедиции Крузенштерна и Лисянского

Совершить первое кругосветное плавание в истории российского флота. Доставить-забрать товары из Русской Америки. Установить дипломатические контакты с Японией. Показать выгодность прямой торговли мехами из Русской Америки в Китай. Доказать выгоду морского пути из Русской Америки в Петербург в сравнении с наземным. Провести различные географические наблюдения и научные исследования по маршруту экспедиции.

Состав экспедиции

Экспедиция стартовала из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года. под руководством , которому было 32 года. В составе экспедиции были:

  • Трёхмачтовый шлюп «Надежда», водоизмещением 450 тонн, длиной 35 метров. Приобретен в Англии специально для экспедиции. Корабль был не новый, однако вынес все трудности кругосветного плавания. Общая численность команды 65 человек. Командир — Иван Федорович Крузенштерн.
  • Трёхмачтовый шлюп «Нева», водоизмещение 370 тонн. Куплен там же специально для экспедиции. Вынес все трудности кругосветного плавания, после был первым российским кораблем, посетившим Австралию в 1807 г. Общая численность команды корабля – 54 человека. Командир — Лисянский Юрий Федорович.

Император Александр I лично осмотрел оба шлюпа и разрешил поднять на них военные флаги Российской империи. Содержание одного из кораблей император принял на свой счет, а расходы по эксплуатации другого взяла на себя Российско-Американская компания и один из основных вдохновителей экспедиции граф Н.П.Румянцев.

Матросы все до одного были русские – таково было условие Крузенштерна

Итоги экспедиции

А в июле 1806 года с разницей в две недели «Нева» и «Надежда» вернулись на Кронштадтский рейд, совершив всё путешествие в 3 года 12 дней . Оба этих парусника, как и их капитаны, стали знамениты на весь мир. Первая русская кругосветная экспедиция имела огромное научное значение мирового масштаба. Исследования, проведенные Крузенштерном и Лисянским, не имели аналогов.
По итогам экспедиции было выпущено множество книг, именами знаменитых капитанов названы около двух десятков географических пунктов.


Слева — Иван Фёдорович Крузенштерн. Справа -Юрий Фёдорович Лисянский

Описание экспедиции было напечатано под заглавием «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна», в 3 томах, с атласом из 104 карт и гравированных картин, и было переведено на английский, французский, немецкий, голландский, шведский, итальянский и датский языки.

А вот дальнейшая судьба парусников «Надежды» и «Невы» сложилась не очень удачно. О «Неве» известно лишь то, что судно в 1807 году посетило Австралию. «Надежда» же погибла в 1808 году у берегов Дании. В честь шлюпа «Надежда» названо российское учебное парусное судно - фрегат «Надежда». А имя ее по истине великого капитана носит легендарный барк «Крузенштерн».

Фильм о первом кругосветном путешествии русских

Фильм «»Нева» и «Надежда». Первое русское плаванье кругом света». Канал «Россия»

Съемки фильма проходили в местах, свя­занных с экспедицией. Это 16 географических точек — от Аляски до мыса Горн. Зритель получит наглядную возмож­ность оценить масштабность свершения русских морехо­дов. Съемки проходили и на парусном судне «Крузенштерн». Приборы, предметы быта, морские традиции, — каждый сможет представить себя в роли участника похода, ощутить тя­готы, которые выпали на их долю.
Впервые будут показаны гравюры, сделанные членами экспедиции и ожившие с помощью компьютерной графики. Некоторые сцены сняты в специально построенных павильонах и стилизованы под кинофильм начала ХХ века. Впервые прозвучат и дневники участников плавания: их в фильме читают ровесники героев — известные актеры.
Повествование о путешествии не ограничивается рамками жанра исторического фильма. Описание плавания перемежается рассказом о сегодняшнем дне важнейших пунктов остановки экспедиции.

В 1519 году в августе месяце из севильской гавани было отправлено пять кораблей в первую кругосветную экспедицию. Снарядил и одобрил ее в путь Карл I — испанский король. Путешествие было очень нелегким, путь лежал через Америку на юго-запад, экспедиция держала направление на Молуккские острова. В случае удачного путешествия, Испания могла получить права на новые открытые земли.

Флотилия очень долго двигалась вдоль южноамериканского континента, она пыталась найти выход в «Южное море» . В южной оконечности материка, они обнаружили глубокую бухту. Было принято решения плыть дальше, берега выглядели совсем пустынными, но неожиданно в темноте засветились несколько огней костров. По этой причине Магеллан дал название этой стране — «Огненная земля» и став ее первооткрывателем.

Пройдя по Магеллановому проливу (пролив между Огненной Землей и Патагонией), корабли вышли в Тихий океан.

Магелланов пролив

Мореплаватели в течение 3 месяцев не видели земли, запасы питьевой воды и провианта закончились. На палубе начался цинга и голод. Моряки, чтобы хоть как-то утолить голод, приходилось жевать бычью кожу и есть корабельных крыс. Всего экипаж понес потери в 21 человека, которые умерли от истощения. Через множество неудач, путешественники смогли добраться до Филиппинских островов и запаслись водой и продовольствием. Магеллану не очень повезло, и он ввязался с междоусобные распри местных властителей. В бою с туземцами он был убит 27 апреля 1521 года.

Спустя три года из плавания смог вернуться только один корабль — «Виктория». Под командой Х. С. Элькано, он и члены экипажа завершили плавание в 1522 году. На родине они были встречены с триумфом и почестями, они были героями, которые были участниками первого в мире кругосветного плавания.

Путь плавания Магеллана

Кто совершил первое кругосветное путешествие и какое значение плавания Магеллана?

Этим героем оказался португальский мореплаватель Фернан Магеллан.

1) Он смог доказать своим плаванием шарообразность Земли.

2) Экспедиция Магеллана дала всему миру некоторые представления об относительных размерах моря и суши на земном шаре.

3) Магеллан доказал, что между Азией и Америкой простирается величайший океан. Собственно это он назвал его Тихий. Он выбрал такое название, потому что за все 4 месяца плавания он не встретил ни одной бури.

4) Он доказал, что на планете есть только один единый Мировой океан.

Поиски западного морского пути в Индию и Магеллан

В те годы, когда делались географические открытия по берегу Мексиканского залива, испанцы предпринимали плавания и по другим направлениям. Португальцы, проникшие в Малайский архипелаг, с изумлением услышали о появлении испанцев на Молуккских островах. Отважный мореплаватель, который привел западным путем испанские корабли в эти моря, был португалец Фернан Магельяэнс (около 1480-1521). Фамилия его получила у испанцев форму Магеллан. Он служил в эскадре Альбукерка при завоевании Малакки, потом участвовал в походах португальцев против берберов, был ранен копьем в колено и от этой раны остался на всю жизнь хромым. Обиженный тем, что король Эммануэль отказал ему в прибавке жалованья, он перешел из португальской службы в испанскую. Магеллан полагал, что надо искать морской путь в Индию, плывя от южных берегов Южной Америки. Говорят, что мысль о таком плавании была возбуждена в Магеллане картой Бехайма , которую видел он в архиве королевского казначейства и на которой был начерчен пролив, существовавший по соображениям Бехайма в южной части Нового Света. Говорят также, что упрочению этой мысли в Магеллане содействовали его разговоры с Франсиско Серрано, португальцем, посетившим Молуккские острова. Но Колумб уже давно утверждал, что должен существовать между Атлантическим и Тихим океаном пролив, подобный тому, что соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном. Колумб искал этого пролива в Карибском море, Кабот на северном краю Америки; Кортес в Мексиканском заливе.

Фернан Магеллан. Портрет работы неизвестного художника XVII века

В 1515 году испанский моряк Диас Солис проплыл вдоль восточного берега Южной Америки до 34 градуса южной широты, вошел в широкое устье Ла-Платы, поплыл вверх по реке, полагая, что это пролив, который он искал. Выйдя с несколькими спутниками на берег, он был убит дикарями в виду каравелл. Матросы в ужасе поплыли назад. Магеллан продолжал дело, начатое Солисом. Оно было тем заманчивее, что существовало ошибочное предположение относительно Тихого океана: в то время думали, что южный конец Америки находится не очень далеко от Малайского архипелага и что между Азией и Южной Америкой лежат острова, на которых очень много золота, дорогих камней и жемчуга.

Фернан Магеллан. Путешествие вокруг света

Магеллан заключил 22 марта 1518 с испанским правительством договор, предоставлявший ему и его спутнику Фалеро (тоже португальцу) должности правителей и часть доходов тех земель, которые будут ими открыты. Магеллан и Фалеро поехали в Севилью хлопотать, чтобы Фонсека скорее снарядил для плавания эскадру. Испанские власти предоставили её в их распоряжение на два года. Эскадра должна была состоять из 5 кораблей с 234 матросами. Португальский король досадовал на испанское правительство, заключившее такой трактат с людьми, которых он считал изменниками; он присылал им обещания и угрозы, стараясь отклонить от экспедиции. Фонсека и другие испанцы в Севилье были недовольны тем, что иноземцам даны такие важные права. Португальские матросы, желавшие участвовать в экспедиции, получили отказ. Неприятности до того наскучили Фалеро, что он отступился от своего намерения, и хлопоты остались на руках одного Магеллана. В первое время плавания Магеллану пришлось испытать большие неприятности от своих подчиненных. Хуан Картахена, назначенный начальником одного из кораблей, стал интриговать против Магеллана, склонил к тому же двух других капитанов; они потребовали, чтобы Магеллан отказался от начальства над эскадрой. Но он принял строгие меры и подавил поднятый этими интриганами мятеж.

Памятник Фернану Магеллану в городе Пунта-Аренас, Чили

Открытие Магелланова пролива

Следуя вдоль восточного берега Южной Америки, Магеллан миновал устье Ла-Платы и продолжал своё плавание на юг. При устье реки Санта-Крус, под 50 градусом южной широты, один из кораблей сел на мель (22 мая 1520). В этой местности Магеллан и его спутники увидели туземцев очень высокого роста; они жили в кожаных хижинах, похожих на шатры. Испанцы сошли на берег, покрытый снегом; но эти дикари (патагонцы) выказали такую вражду к иноземцам, что испанцы поспешно вернулись на корабли и поплыли дальше. Матросы стали требовать, чтоб эскадра плыла на восток к Мадагаскару и в Индию. Но Магеллан высадил на берег двух главных мятежников и объявил, что будет искать пролива, ведущего в Тихий океан, хотя бы пришлось продолжать плавание до 75 градуса южной широты. Проплыв еще три или четыре градуса, эскадра вошла 21 октября (1520 года) в залив, который при следовании по нему на запад всё расширялся. Эскадра Магеллана доплыла до мыса, называющегося теперь Cape Troward, и мореплаватели увидели перед собой широкую площадь воды. Длинный извилистый путь, по которому они плыли, оказался не заливом, а тем проливом, которого они искали.

В этом проливе, получившем имя Магелланова, дуют западные ветры. При его длине и многочисленности делаемых им поворотов, проплыть по направлению его с востока на запад – дело, трудное и теперь. Надо удивляться отваге и искусству Магеллана, прошедшего этим неведомым тогда путем.

Плавание Магеллана по Тихому океану

Один из кораблей эскадры, посланный Магелланом осмотреть берега, повернул назад и скрылся из виду. Магеллан несколько дней ждал его, но, поняв, что он уплыл в Испанию, велел плыть дальше. Матросы боялись плыть в неведомые места, но не отважились противиться своему энергичному начальнику; на замечание о том, что съестных припасов может не достать до того времени, когда эскадра приплывет к какому-нибудь месту, где можно получить новые, Магеллан отвечал: «Даже если придётся есть ремни такелажа, я исполню данное императору обещание». Эскадра доплыла 27 ноября до западного конца пролива; матросы с восторгом приветствовали открывшееся перед ними море. Магеллан продолжил плавание вдоль берега на север до 48 градуса южной широты; оттуда он взял направление на северо-запад.

Эскадра долго шла по широтам между экватором и Тропиком Козерога, но случилось так, что она не видела ни одного из многочисленных архипелагов Тихого океана, и он казался беспредельной водяной пустыней. Перейдя экватор, достигнув 13 градуса северной широты, Магеллан и его спутники наконец увидели острова; это было 6 марта 1521. Нагие туземцы оливкового цвета кожи дерзко лезли на корабли и воровали все, что попадется; их прогоняли, но они возвращались. Испанцы поэтому назвали их архипелаг Островами воров, Ladrones. На протяжении четырех месяцев плавания Магеллан и его моряки не видели ничего, кроме неба и воды, не имели никакой пищи, кроме сухарей, источенных червями, рассыпавшихся в порошок; они обрадовались, найдя на этих островах кокосовые орехи, ямс и сахарный тростник.

В конце марта 1521 эскадра приплыла к Филиппинским островам. Магеллан остановился тут, чтобы дать отдых утомленным матросам. Князьки и народ приняли испанцев дружелюбно, угощали их. Один из князьков острова Себу крестился и признал испанского короля своим государем. Вместе с князьком крестилось несколько сот человек его подданных.

Магеллан требовал, чтобы другие князьки повиновались крестившемуся; некоторые из них не согласились на это. Магеллан стал жечь селения сопротивлявшихся князьков; они с своими воинами уплыли на небольшой остров Мактан. Он посадил на три шлюпки 50 матросов и поплыл на Мактан, надеясь легко победить многочисленных туземцев. Но в сражении с ними Магеллан получил в голову удар копья и упал мертвым (27 апреля 1521). Вместе с ним были убиты капитан одного из кораблей, Крестоваль Равело, и шесть матросов.

Гибель Магеллана. Рисунок XIX века

Остальные спутники Магеллана успели сесть в шлюпки и возвратились на Себу. Крестившийся князек осмелел. Продолжая притворяться другом испанцев, он 1 мая пригласил каштанов и других начальников на обед. Они пришли к нему, их было 24 человека. Воины князька внезапно напали на соратников Магеллана и убили всех мучительной смертью. При стонах умирающих товарищей и радостном крике туземцев остальные спутники Магеллана, которых было уже только 100 человек, уплыли на двух кораблях, предав огню третий. Они несколько раз выходили на берег островов Манданао и Палавана, приплыли потом в гавань Бруни на острове Борнео. Раджа той местности, мусульманин, хотел истребить их, но они успели уплыть и в ноябре пришли к Молуккским островам, стали на якорь у Тидори.

Плавание Элькано

Один из помощников Магеллана, Хуан Себастьян Элькано, капитан «Виктории», того из двух кораблей, который был менее другого поврежден, взял груз гвоздики и в конце года продолжил плавание по направлению к острову Тимору, оттуда в мае (1522 года) пришел к Мысу Доброй Надежды. На этом пути умерли от голода 15 испанцев и 6 тиморцев, взятых ими с собой, так что на корабле оставалось только 30 человек. Обогнув Мыс Доброй Надежды, Элькано пришел к островам Зеленого мыса. Португальцы арестовали там 12 человек из уцелевших матросов Магеллана и Элькано, считая нарушением прав Португалии то, что испанцы проникли в Малайский архипелаг. Элькано едва спасся от преследования. Наконец 6 сентября 1522 он с 13 европейцами и 3 азиатами вошел в сан-лукарскую гавань и отправился с уцелевшими христианами в Севилью воздать в соборном храме благодарение Богу за счастливое совершение первого кругосветного плавания. Гибель Магеллана поначалу доставила Элькано славу первого человека, совершившего кругосветное плавание. В его герб внесено было изображение земного шара.

Памятник Хуану Себастьяну Элькано на его родине (Страна басков)

Через четыре года (в 1526 году) прошла Магеллановым проливом новая эскадра под начальством Гарсии Лоайсы и Элькано; одна из её каравелл обогнула южный конец Нового Света, мыс Горн. Испанцы прибыли на Молуккские острова. Оба начальника эскадры умерли во время этого плавания. Португальцы, построившие форт на важнейшем из Молуккских островов, Тернате, и подчинившие себе мусульманских князьков архипелага, утверждали, что по демаркационной линии он находится в той половине океана, которая принадлежит исключительно им и что испанцы не имеют права плавать туда. Спор длился несколько лет. В 1529 году император Карл V признал Молуккские острова принадлежащими королю португальскому, получив от него за эту уступку 350.000 дукатов.

Молуккские острова остались крайним завоеванием португальцев на юго-востоке. Филиппины, открытые испанской эскадрой, были покорены испанцами.

Плаванием Магеллана был разрешен вопрос о западном морском пути в юго-восточную Азию. Кругосветные плавания вскоре стали делом обыкновенным; на Тихом океане открыто было множество островов; но положение их долго обозначалось на картах неверно по неточности тогдашних средств определять географическую долготу.


12 февраля 1908 года в Нью-Йорке стартовал первый в мире кругосветный автопробег – весьма смелое и рисковое мероприятие в духе той эпохи великих технических открытий и достижений. Но авантюристы существовали всегда – они жили до 1908 года, они были после него, они прекрасно себя чувствуют и в наше время. И сегодня мы расскажем про историю кругосветных путешествий , начиная от Магеллана и заканчивая современными отважными рыцарями компаса и карты.

Кругосветное плавание Магеллана (1519-1522)

Уже в самом начале шестнадцатого века стало понятно, что открытые Христофором Колумбом земли не являются ни Индией, ни Китаем. Но предполагалось, что Азия со всеми ее многочисленными богатствами находится не так уж и далеко от Америки. Дело за малым – найти пролив, переплыть через «Южное море» (так называли в те времена водоем, ставший известным как Тихий океан) и добраться до искомых земель, полных пряностей и шелков. Взялся за это дело португальский и испанский мореплаватель Фернан Магеллан.



20 октября 1519 года пять кораблей под его командованием вышли из испанского порта Санлукар-де-Баррамеда. На борту суден насчитывалась команда из более чем двухсот человек. Экспедиции во главе с Магелланом, действительно, удалось обогнуть Американский континент с юга, преодолеть Тихий океан, добраться до Молуккских островов (Острова Пряностей) и вернуться 6 сентября 1522 года в Севилью.



Но во время кругосветного плавания экспедиция потеряла четыре корабля, а из 235 человек личного состава в Испанию вернулось всего тридцать шесть (18 на последнем оставшемся судне и еще столько же разными путями в течение последующих месяцев и даже лет). Погиб в стычках с туземцами сам Магеллан и большинство командиров. А завершил экспедицию капитан Хуан Себастьян Элькано – единственный выживший офицер.

Кругосветное путешествие на велосипеде (1884-1886)

Томас Стивенс стал первым человеком, совершившим кругосветное путешествие на велосипеде. И стоит понимать, что это был не байк в современном представлении – легкий, спортивный, эргономичный, а стандартный для тех времен «пенни и фартинг» (когда переднее колесо в восемь раз больше заднего). Да и с дорогами ситуация была куда более сложной.



Начав свое путешествие в Сан-Франциско, Стивенс пересек всю Америку с запада на восток до Нью-Йорка. Затем он изрядно поездил по своей родной Англии, проехал через Европу, Османскую Империю, перезимовал в Тегеране как личный гость шаха, побывал в Афганистане, вернулся в Стамбул, приплыл по морю в Индию, отметился в Китае и Японии, а затем вернулся в исходную точку путешествия, потратив на поездку более двух с половиной лет.


Кругосветное путешествие на яхте (1895-1898)

Ставшее легендарным кругосветное путешествие Джошуа Слокама стартовало 25 апреля 1895 года в городе Бостон. 10-метровая яхта Sprey, на которой в одиночку плыл канадско-американский путешественник и авантюрист, сначала пересекла Атлантический океан, приблизившись к Пиренейскому полуострову, затем прошла вдоль западного побережья Африки, снова преодолела Атлантику, прошла через Магелланов пролив, достигла Австралии, побывала в Новой Гвинее, обогнула мыс Доброй Надежды, а 27 июня 1898 года финишировала в городе Ньюпорт в штате Род-Айленд.



Но пышных почестей путешественник по возвращению в США не дождался. Бушевавшая в то время Американо-испанская война оттянула на себя все внимание прессы и общественности. Так что о достижении Слокама заговорили лишь после заключения мира. А в 1900 он выпустил книгу «Один под парусами вокруг света», ставшую всемирным бестселлером и переиздающуюся до сих пор.



Джошуа Слокам пропал без вести во время плавания на яхте в 1909 году в районе Бермудских островов, что стало одной из причин появления легенды о Бермудском треугольнике.

Первый кругосветный автопробег (1908)

12 февраля 1908 года стартовал первый кругосветный автопробег, организованный американской газетой New York Times и французской Matin. Это событие было приурочено к 99-летию со дня рождения Авраама Линкольна. Планировалось, что в нем примут участие 13 экипажей, но семь из них снялись в самый последний момент, до начала поездки.



Главной проблемой первых недель пробега стал холод. Автомобили тех времен не были оснащены обогревателями, а некоторые вообще были без крыши. При этом изначально планировалось, что экипажи переедут из США в Россию через замерзший Берингов пролив. Но жуткие погодные условия на Севере заставили сменить маршрут – машины были погружены на корабль в Сиэтле и транспортированы во Владивосток.



Участники автопробега пересекли всю Евразию. Первым достиг финиша в Париже немецкий экипаж на автомобиле Protos. Случилось это 11 июля, через 169 дней после начала. Но оказалось, что немцы нарушили условие соревнований, за что получили штраф в 15 дней. Так что победителями стали американцы на машине Thomas Flyer, приехавшие к последней точке аккурат 26 июля. Вот для американских участников заезд и стал кругосветным - после триумфа в Париже они вернулись в Нью-Йорк, замкнув, тем самым, круг.

Кругосветное путешествие на самолете (1924, 1957)

Это сейчас можно облететь вокруг Земного шара на авиалайнере чуть более чем за сутки. А в 1924 году четырем самолетам Douglas World Cruiser понадобилось почти полгода. Вернее, это вылетели из Сиэтла 6 апреля четыре летательных аппарата, а вернулись обратно 28 сентября всего два – остальные разбились по дороге.



А первый беспосадочный кругосветный перелет совершили в январе 1957 года , потратив на это 45 часов и 19 минут. По пути они трижды пополняли запасы топлива от самолета-дозаправщика.


Кругосветное путешествие пешком (1970-1974)

20 июня 1970 года братья Дэвид и Джон Кунсты вышли из собственного дома в городе Уосека в Миннесоте и отправились в пешее путешествие вокруг света. Они дошли до Нью-Йорка, где сели на корабль до Лиссабона. Затем они пересекли на своих двоих всю Европу и дошли до Афганистана. Но там на них напали бандиты, Джон был убит, а Дэвид попал на четыре месяца в больницу.



Оправившись, Кунст продолжил свой поход ровно с того места, где погиб его родственник. Но сейчас к нему присоединился третий их брат – Питер. Впрочем, он пропутешествовал «всего» год – нужно было возвращаться домой на работу.



Дэвид Кунст вернулся в родную Миннесоту 5 октября 1974 года, преодолев на пути около 25 тысяч километров, став Послом Доброй воли ЮНИСЕФ, стоптав 21 пару обуви и познакомившись с австралийской учительницей Дженни Сэмюэл, которая сначала стала его спутницей в путешествии, а потом и в жизни.


Беспосадочный кругосветный перелет на воздушном шаре (1999)

В конце двадцатого века воздушные шары практически перестали существовать. Остались лишь те, что использовались в рекламных, туристических, спортивных и научных (стратостаты) целях. Но появлялись также аэростаты, созданные специально для установления рекордов. К примеру, Breitling Orbiter 3, на котором в марте 1999 года Бертран Пикар и Брайан Джонс совершили беспосадочный кругосветный перелет длиной 45755 километров и длительностью 19 дней 21 час и 47 минут.



Но этого рекорда Пикару мало! Достойный своего деда, отца и дяди авантюрист собирается в 2015 году совершить первый в истории кругосветный перелет на самолете, получающем энергию исключительно из установленных на нем солнечных панелей.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!