Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Олимпийские игры гонки на колесницах. Древняя игрушка раскрыла секрет римских колесниц

Платок императора еще не коснулся земли, но квадриги уже рванули вперед, увлекая за собой легкие деревянные колесницы, которые на время грядущего ристания станут крепостями для возниц. Десятки тысяч голосов слились в один клокочущий рев, и трибуны превратились в обезумевшее от волн море. Пыль из-под копыт и колес застилает глаза, а от шума наездники не слышат соб-ственных криков. Их пальцы впиваются в вожжи, а сердца разрываются на части. Гонка началась…

Наряду с классическим искусством, философией, методами земледелия и системой государственного устройства, Римское государство позаимствовало у греков и ипподромы, а гонки на колесницах очень скоро, по историческим меркам, стали любимым зрелищем, наравне с боями гладиаторов.

Сегодня, к сожалению, не представляется возможным определить точное время возникновения этих соревнований. Вероятно, гонки начали проводиться, как только появились и сами колесницы, однако, первое письменное подтверждение мы видим лишь в бессмертной «Илиаде» Гомера (написанной в 850-х годах до н.э.), где он описывает игры в честь похорон Патрокла, родственника и соратника знаменитого Ахилла.

Скорее всего, гонки колесниц зародились в Микенах - одном из древнейших греческих городов, расположенном в 90 км к югу от Афин. Конечно, в те годы подобные состязания являлись неотъемлемой частью религиозных празднеств, однако зрелищная составляющая уже тогда имела огромное значение. Наряду с другими спортивными мероприятиями, гонки приобретали все большую популярность в Греции, для их проведения стали возводиться специальные сооружения - гипподромы.


Квадрига. Античная амфора, 540 год до н.э.

Олимпийская дисциплина

Древнюю Гре-цию невозможно представить себе без мифов и легенд. И, конечно, такое грандиозное событие, как учреждение Олимпийских игр, не могло не быть воспетым в народном эпосе. Согласно одной из легенд именно благодаря гонкам колесниц и берет свое начало величайший спортивный праздник в истории человечества. У жестокого царя Эллады (Греции) Эномая была прекрасная дочь Гипподамия. Каждому, кто сватался к дочери, Эномай предлагал состязаться в гонках на колесницах, обещая, в случае победы жениха, отдать ему в жены дочь. Однако еще ни один юноша не выжил после гонки с коварным Эномаем. Однажды претендентом на сердце Гипподамии стал Пелопс, сын малоазийского царя Тантала. Пелопс принял условия, перехитрил царя и выиграл, а сам Эномай разбился насмерть. Пелопс же после свадьбы в память о своей победе решил устраивать каждые четыре года Олимпийский праздник и проводить соревнования.


Гонки на колесницах были единственным видом спорта на Олимпийских играх, где атлеты выступали в одежде

Официальной датой возникновения Олимпийских игр считается 776 год до н.э. Конные состязания, несмотря на красивую легенду, долгое время не входили в их программу. Лишь в 680 году до н.э. на 25-й Олимпиаде впервые среди «олимпийских видов» оказались и гонки на колесницах. Сначала допускались только «тетрипоны» - четверики из взрослых лошадей, запряженных параллельно, затем в программу вошли соревнования на «синорисах» - пароконных колесницах. Впоследствии «иппические» олимпийские виды дополнились гонками колесниц, запряженных молодыми лошадьми, мулами, комбинированными конно-беговыми соревнованиями (вместе с возничими в колесницах ехали атлеты, которые на определенном этапе гонки спрыгивали и продолжали состязание бегом - наподобие современного триатлона), а также скачками верхом. Однако наиболее престижными и зрелищными оставались гонки на тетрипонах.

Религиозным центром Греции было поселение Олимпия, расположенное в северо-западной части полуострова Пелопоннеса. Здесь находилось святилище самого Зевса, в честь которого, собственно, и проводились Игры. Гипподром Олимпии имел размеры 600 х 200 м, а на «трибуне», роль которой выполнял склон большого холма, могли поместиться до 10 тыс. зрителей. Длина одного круга составляла около 770 м (4 стадии).

Кроме Олимпии, гипподромы в Греции находились в таких городах, как Делос, Дельфы, Истм, Ликеи, Немея и Афины. В этих городах гонки на колесницах проводились и вне Олимпиад и в середине первого тысячелетия до н.э. стали излюбленным зрелищем среди всех классов населения.

Большой цирк

"Два круга преодолены. Целых два. На удивление, почти все колесницы еще целы, лишь одному уча-стнику не повезло — ему не хватило места на входе в разворот, и лошади на бешеном галопе вдребезги разбили его повозку о каменный уступ столба. Но, кажется, он остался жив. Никто никогда не узнает теперь, произошло ли это крушение по умыслу противников, или просто боги за что-то так сильно прогневались на несчастного раба."

Центром ипподромной индустрии в Римской империи была арена Циркус Максимус (Circus Maximus), или Большой цирк. Сохранились данные, что соревнования здесь проводил еще царь Луций Тарквиний Приск примерно в 500 году до н.э., однако расцвет гонок на колесницах в Риме наступил после покорения Греции в 146 году до н.э. Ипподром многократно перестраивался разными императорами. В I веке до н.э. при Юлии Цезаре вместимость трибун по разным данным составляла от 145 до 250 тыс. человек (для сравнения - Колизей вмещал в себя около 50 тыс. зрителей)! Цезарь первым повелел построить из мрамора часть ступеней для сидения (до этого они были деревянными). Август продолжил расширение ипподрома и установил на разделительном барьере, спине, первый обелиск (второй установил Констанций II в IV веке н.э.). При императоре Траяне (I век н.э.) ипподром был выстроен полностью из камня, бетоноподобного материала и кирпичей. Кроме того, при Траяне была пристроена монументальная императорская ложа. К IV веку н.э. сооружение достигло своих максимальных размеров, за зрелищем могли наблюдать около 385 тыс. человек.


Графическая реконструкция римского ипподрома Циркус Максимус

Кроме конных соревнований, на арене Большого цирка проводились также гладиаторские бои, соревнования атлетов, массовые религиозные церемонии с грандиозными процессиями. Во времена гонений на христиан многие мученики приняли здесь свою смерть на глазах у многотысячной толпы.

Начиная с VI века ипподром в Риме начал разрушаться. Большая свободная площадь частично использовалась в сельскохозяй-ственных целях. В восточной части, в Септизодии, была построена церковь Святой Луции. Для постройки собора Святого Петра было демонтировано большинство мраморных ступеней для сидения.

Сегодня ипподром Циркус Максимус представляет собой травяную площадку, на которой все еще различима прежняя форма. Сооружение продолжает жить и в настоящее время, на огромном пространстве бывшей арены проводятся концерты популярных звезд и другие массовые мероприятия. Например, 10 июля 2006 года здесь состоялся прием футбольной сборной Италии, выигравшей чемпионат мира.

Эволюция правил

"Пыль и рев трибун… Чувства притуплены. Безумцы, стоящие в колесницах, не чувствуют ни жары, ни страха, ни боли в сведенных от тряски коленях. Толпа в экстазе — уже четверых возничих унесли с ристалища, на песке еще остались обломки и колеса от разбившихся колесниц, и теперь оставшимся участникам стало еще сложнее, ведь приходится их постоянно объезжать, чтобы избежать крушения и не отправиться вслед за выбывшими. Однако финал уже близко — остался последний круг."

Заезды на колесницах стали предтечей всех современных гоночных соревнований с использованием транспортных средств - от рысистых бегов и драйвинга до всевозможных автомобильных ралли. За более чем тысячелетнюю историю этих состязаний правила существенно варьировались, но основные принципы оставались неизменными. Ипподромы имели вытянутую подковообразную форму. Дорожка представляла собой две широкие прямые, разделенные барьером, или спиной, как его называли, по краям которого располагались разворотные столбы, меты. От умения колесничего правильно проходить этот разворот, как правило, и зависел успех в гонке. Именно возле мет чаще всего происходили аварии, которые очень любили и ждали зрители.

В греческом варианте ипподрома старт проходил обычно последовательно: стартовые ворота, из которых выпускались колесницы, были расположены уступом: чем ближе к центру, тем сильнее они были выдвинуты вперед. Открывались ворота попарно, соответственно, от крайних к центральным. Таким образом, когда последние колесницы еще только набирали скорость, первые уже мчались в полную силу, но и те, и другие находились примерно на одной линии. Число участников варьировалось, стандартная длина дистанции составляла 12 кругов по 4 стадии (около 9200 м). Лошади могли двигаться любым аллюром - по большей части, конечно, они скакали резвым галопом.

На заре возникновения гонок в роли колесничих выступали сами владельцы, однако уже в Олимпийских играх они стали все чаще ставить в колесницы рабов. Тем более что в Греции победителем считался именно владелец повозки, а не возница. Кстати, таким образом, лавры могли получать и женщины, хотя до участия в Играх и даже на зрительские трибуны представительницы слабого пола, как известно, не допускались. В отличие от других олимпийских видов, в гонках колесниц участники выступали в одежде, вероятнее всего, с точки зрения безопасности.

Соревнования колесниц проводились за счет государства, и, как уже было сказано выше, обычно являлись частью больших и многодневных религиозных праздников. В Греции «призовые» победитель получал в виде амфор с маслом, которые затем чаще всего перепродавались.

В Риме победителю гонки полагалось денежное вознаграждение, поднакопив которое, возничий-раб мог выкупить себе свободу. К слову, самым высокооплачиваемым спортсменом в истории является колесничий Гай Аппулей Диокл, живший во II веке н.э. За свою феноменально длинную карьеру (с 18 до 42 лет) он одержал 1462 победы, а участвовал в 4257 гонках! На памятнике, который ему воздвигли благодарные болельщики после смерти, была выбита общая сумма выигранных денег - 35 863 120 сестерциев. Сегодня это значение эквивалентно 15 млрд долл. США. На эти деньги он мог бы два месяца содержать всю римскую армию.

В отличие от колесничих-эллинов, римляне весьма серьезно подходили к вопросу о своей безопасности и тщательно продумывали «защитную экипировку». Вот как пишет об этом советский историк античности Мария Сергеенко: «Возница как-то старался предохранить себя: на голову надевал круглую кожаную шапку с клапанами, напоминающую шлем танки-стов; тунику плотно до самых подмышек обматывал ремнями, чтобы она не развевалась и не могла за что-либо зацепиться (поэтому и хвосты лошадям подвязывали очень коротко); за ремни затыкал короткий острый нож без ножен, чтобы в случае падения перерезать вожжи, которые он закидывал себе за спину. Ременные обмотки покрывали ноги до колен; иногда возница надевал еще гетры, которые почти целиком закрывали ему бедра».

В течение одного дня проводилось до 24 заездов. Чтобы увеличить количество гонок, на римских ипподромах каждое состязание состояло из 7 кругов (в отличие от 12 в Греции). В более поздний период и эта дистанция была сокращена до 5 кругов.


Вильям ТРЕГО. Гонка колесниц Бен Гура, 1908 год

Византийская прописка

"Перед последним разворотом две квадриги в одно мгновение налетели друг на друга — беснующиеся трибуны разразились восторженным ревом (и откуда только взялась в человеческом голосе такая сила), и кровь снова окропила песок ипподрома, перемешавшись с пылью. Возницам уже наплевать на свои жизни — цель каждого из них сейчас — во что бы то ни стало первым пересечь финишную черту."

Во II-III веках н.э. Римская империя достигла пика своего могущества. Ипподромы появлялись во многих крупных городах. В столице, кроме упомянутого Циркуса Максимуса, были и другие, меньшего размера ипподромы, такие как Фламиния, Нерона и Максенция. По образцу Большого цирка строились ристалища и в других городах: Антиохии, Кейсарии, Иерихоне, Александрии и даже в Иерусалиме. Особенного внимание заслуживает ипподром Константинополя.

В 324 году Константин I Великий, вошедший в историю как первый император-христианин, прославленный в лике святых, перенес свою резиденцию из Рима в восточный город Византий, переименованный после этого в Константинополь. Одним из первых сооружений, построенных (точнее перестроенных) в новой столице, стал ипподром, вплотную к которому примыкал императорский дворец. Эта арена, без преувеличения, стала центром общественной и политической жизни города, а гонки проводились здесь вплоть до четвертого Крестового похода в 1204 году. Длина сооружения составляла почти 470 м, ширина - 117,5, спина, расположенная слегка наискосок, имела длину 269 м и была очень богато украшена.

В 394 году император Феодосий I, ревностный христианин, запретил Олимпийские игры как пережиток языческого культа. Еще через 10 лет были прекращены и гладиаторские бои. Фактически гонки на колесницах остались единственным разрешенным зрелищем.

После разорения Константи-нополя крестоносцами гонки перестали проводиться, а после падения города в войне против Османской империи в 1453 году ипподром пришел в запустение: турки были абсолютно равнодушны к соревнованиям. Сооружение было превращено в каменоломню. Его камни и колонны использовались для строительства мечети Мехмета Завоевателя и других построек. Территория сооружения, постепенно приходящего в запустение, периодически использовалась турками для проведений празд-ничных шествий, парадов и смотров, казней или как место сборищ янычар, выдвигавших требования к верховной власти. Сегодня на территории бывшей арены расположена главная площадь Стамбула Султанахмет.


(кадры из фильма «Бен Гур»)

Партии сказали: «надо!», ипподром ответил: «Есть!»

За многовековую историю гонок на колесницах определенные традиции этого действа сложились не только на арене, но и на трибунах ипподромов. Можно сказать, что со времени правления императора Нерона берет свое начало и иппо-дромная индустрия. В Риме начали формироваться организованные спортивные общества, которые занимались покупкой, содержанием, тренингом как возничих, так и лошадей, а также выставления их для участия в гонках. Изначально команд было две, различались они по цветам колесниц и формы возничих - красные и белые. Первое упоминание о возникновении таких фракций, как они назывались, относится к 70 году до н.э. Позднее появились еще две фракции: зеленых и синих.

Появление таких команд, есте-ственно, привело и к разделению в предпочтениях среди болельщиков. Современные «войны» между футбольными фанатами - «игры в песочнице» по сравнению с тем, что творилось в античном Риме вокруг гонок на колесницах.

С перемещением столицы в Константинополь партии ипподрома (в историю такие объединения вошли под этим термином) превратились из спортивных обществ в политические, а ипподром стал своего рода площадкой для волеизъявления народных масс. Нередко такие собрания перерастали в масштабные народные волнения. Самый крупный бунт объединившихся венетов (синих) и прасинов (зеленых), который получил название восстание «Ника», произошел при правлении императора Юстиниана в 532 году. В результате Констан-тинополь был существенно разрушен, и при подавлении восстания было убито более 35 тыс. человек.

Собственно, с VI века популярность конных соревнований начала постепенно снижаться, но гонки на колесницах продолжались вплоть до XIII века. Европа погрузилась в унылое Средне-вековье, и ипподромные зрелища были преданы забвению до тех пор, пока в XVII веке в английском Ньюмаркете не зародилась новая традиция проведения скачек. Но, впрочем, это уже совсем другая история…

"Победитель едва держится на ногах. Спины его лошадей исполосованы от ударов кнута, их ноздри жадно глотают раскаленный и пыльный воздух, а в глазах лишь смесь страха и изнеможения. Бесконечная гонка позади. Победителю осталось подняться к императору, чтобы получить заветный лавровый венок, а толпа искупала его в волнах заслуженной славы. Этот молодой возничий — раб, он понимает, что когда-нибудь он наверняка погибнет на этом ристалище. Вопрос лишь в том, сумеет ли он перед этим выкупить свою свободу за те сестерции, что ему положены за победы, или нет? Но до тех пор его сердце еще не раз захочет вырваться из груди, когда резвая квадрига отправит его в очередное состязание со скоростью и смертью на потеху великого и безумного Рима."

Такой вид спорта, как гонки на колесницах, был довольно известным у многих древних народов. Такие соревнования считались очень важными - самыми значимыми из всех конных состязаний на древних олимпийских играх. Хотя на самом деле, гонки на колесницах уступали по популярности соревнованиям по легкой атлетике.

Подробнее о состязаниях колесниц

Такие гонки делились на упряжки из двух и четырех лошадей. Кроме того, отдельно проводились гонки среди жеребят.

Другим вариантом подобных гонок были соревнования среди тележек, запряженных двумя мулами.

Если вспомнить Древнюю Грецию, то здесь забег состоял из двенадцати кругов по стадиону - это составляло девять миль. Что касается соревнований в Древнем Риме, то здесь количество кругов было сокращено до семи - таким образом увеличивалось количество заездов.

Гонки на колесницах в Греции проходили таким образом, что в результате победителем считался владелец упряжки, а не колесничий - он как правило, был рабом. А в Древнем Риме победителем становился гонщик.

Как проходили гонки в Древнем Риме?

Здесь использовали различные механические устройства - это могли быть стартовые ворота например, которые опускались для старта гонки, или устройства для отсчета кругов гонки. Это были бронзовые фигуры - их устанавливали на столбах у стартовой линии - перед стартом их поднимали, после чего опускали по одному, таким образом гонщики могли считать, сколько еще кругов осталось.

Только состоятельный человек мог позволить себе стать владельцем колесницы и выставить ее на состязания.

Один из древних комических драматургов, Аристофан, описывал беду отца, сын которого очень много тратил на дорогих лошадей.

Как проходили Олимпийские игры в древности?

На самом деле Древние Олимпийские игры были довольно жестокими соревнованиями - атлеты здесь проливали свою кровь, даже отдавали свои жизни ради победы, чтобы избежать позор и поражение.

Участники игр соревновались обнаженными. В кровавых кулачных боях и гонках на колесницах лишь немногие доходили до финиша.

Для древних олимпийцев воля была главной. В соревнованиях тогда не было месса вежливости и благородству. Первые олимпийцы сражались за награду - официальному победителю вручали символической венок из сливы, он возвращался домой героем и получал необычные подарки.

Олимпийцы сражались за бессмертие - в религии греков не было загробной жизни, поэтому на продолжение жизни после смерти эти люди надеялись через славу и доблестные заслуги, подвиги. Победителей увековечивали в скульптуре и песнях. Проигрыш был подобен полному краху.

В древних играх не было серебряных или бронзовых призеров - для проигравших не было никаких почестей.

Похожие материалы:


  • С древних времен у людей существовало очень много разных видов спорт, игр и спортивных состязаний. Вот некоторые из них. Интересные факты о состязаниях по борьбе в древнем Китае...


  • ...


  • Индейцы Майя в древности выдумали очень интересную игру в мяч – Питц. Процесс игры назывался Питциил. Эта первая в истории человечества игра датируется две тысячи пятисотым годом до нашей эры. В пятисотом году до нашей эры были обнаружены в окрестностях Накбе и Петен Гватемалы древнейшие стадионы для игры в мяч. ...


  • Уже довольно приличное время спорт является коммерчески прибыльным бизнесом. ДО миллиардов долларов доходит стоимость известных футбольных команд и капитаны ведущих гольфистов, а также призовые знаменитых теннисистов и заработки известных автогонщиков. Какие же виды спорта являются наиболее прибыльными для спортсменов в...


  • Если раньше происходящее можно было считать карнавалом, то уже с2007 года соревнование усов и бород стало настоящим спортивным мероприятием официально. Конечно, трудно ответит на вопрос, что же спортивного в ношении бород и усов, но факт остается фактом. Каждые два года проходит чемпионат мира, в котором соревнуются обладатели...

В небольшой лощине между Авентинским и Палатинским холмами расположился грандиозный Циркус Максимус - Большой Цирк, вмещающий треть почти миллионного населения Рима. Здесь устраиваются спектакли скорости, опасности и смерти, здесь римляне собираются, чтобы увидеть чудеса ловкости и отваги, здесь проходят гонки на колесницах, популярная в народе забава, конкурирующая и даже затмевающая гладиаторские бои и травлю диких зверей .
В праздничный день сатурналия, после завершения обряда жертвоприношения перед храмом Сатурна у подножия Капитолийского холма, огромные толпы плебеев устремились к Большому Цирку, заполнив все улицы и переулки; люди толкались, пихались и протискивались, чтобы заполнить гигантскую арену Циркус Максимус, величайшего сооружения Рима.

Весь свободный Рим собрался здесь. Первые каменные ряды, отделанные мрамором, заняли сенаторы, жрецы, авгуры, магистраты и другие важные чиновники. Девы-весталки расположились на специальном почетном месте напротив императорской ложи. Над первыми рядами теснились состоятельные граждане, занимающие высокое положение в обществе. Обеспеченные люди покупали места под навесом, в тени, откуда лучше будет видна гонка. Над ними, полностью заполняя деревянные сидения до самого верха, расположилась толпа бедноты, составляющая большую часть населения императорского города. Циркус Максимус с его разнообразными зрелищами предназначен для бесплатного развлечения плебса. Мужчины допускаются только в тогах – символе гражданства, поэтому рабам вход заказан. Легко возбудимые, шумные, с почти звериными инстинктами и страстями, не сдерживаемыми ни образованием, ни хорошими манерами, ни воспитанием, беднота беспорядочно теснится вместе – мужчины, женщины и дети, ругающиеся, кричащие, потеющие, в оглушающем нарастающем шуме под безоблачным римским небом.

Четыре яруса зрительских рядов охватывают скаковой круг длиной в 2600 локтей (около полутора километров). Посреди арены находится spina - трехсотметровая разделительная полоса из алтарей, статуй, скульптурных групп и обелисков, которая символизирует сломанный хребет врагов Империи. В центре spina возвышается 24-метровый обелиск Рамсеса II, величайшего египетского фараона. Теперь этот символ царского могущества принадлежит Риму.

Звуки приближающегося оркестра возвещают появление правящего консула-распорядителя на колеснице в сопровождении впечатляющей свиты из жрецов, ликторов, легионеров, всадников и слуг, за которыми следуют лицедеи, певцы и курители фимиама, несущие золотые и серебряные кадильницы. Затем следуют колесницы, запряженные лошадьми, слонами и мулами, на которых везут изваяния богов и богинь. Торжественную процессию приветствует гром аплодисментов. Появление императора в его величественной ложе под звуки флейт и труб служит сигналом к новым восторженным крикам и рукоплесканиям.

По рукам возбужденных зрителей пошли глиняные таблицы заездов и папирусы, рекламирующие лошадей и их возниц с предложением делать ставки на большие деньги. Ставки стали делать все, даже женщины, закладывая все, что только можно: экипажи, скот, рабов, домашнюю утварь, драгоценности.
- Я знаком с владельцем квадриги, - прошептал на ухо патриций своему соседу. - Эту упряжку он держал в запасе, и она была его «темной лошадкой». Парень сказал, что лучших лошадей у него никогда не было. Он сам намерен поставить шесть к одному, так же как и я.

Четыре команды готовились соревноваться за благосклонность толпы – «красные», «зеленые», «белые» и «синие», названные так по цвету одежд возниц, стоящих на хрупких двухколесных колесницах, запряженных четверками породистых лошадей. Владельцы колесниц, очень состоятельные римляне, объединились в 4 гоночных клуба: «красные» посвятили себя Марсу и лету, «белые» - Зефиру и зиме, «зеленые» - Матери Земле и весне, «синие» - морю и небесам, или осени. На трибунах разгорались страсти вокруг этих цветов, разрушая дружбу и разделяя семьи.
- Ставим на «синих», это чистый верняк, - громко провозгласил толстый торговец вином своей тщедушной супруге, на что с удивлением услышал в ответ. - Не нравятся мне твои «синие». Мне больше по душе «белые», у них такая красивая раскраска колесницы и романтичные имена лошадей.
- Какой же идиот ставит на колесницу только потому, что она ярко размалевана, - ядовито поинтересовался красный и потный торговец. Но его жена осталась непоколебимой. Видимо, она решила продемонстрировать, что способна мыслить самостоятельно, тем более что «белые» имели неплохие шансы на победу. Остальные колесницы в первом забеге были явно слабее, и ставки на них принимались шестнадцать к одному.

И вот сам император бросил белый платок mappa, распахнулись стартовые ворота - «карцеры», четыре квадриги рванулись вперед, начав первый заезд missus под бешеные крики обезумевших римлян, забивших стадион до отказа.


Колесничие безжалостно нахлестывали лошадей, и те как птицы неслись по дорожке. «Синий» сразу вырвался вперед и к концу первого круга был уже бесспорным лидером. На третьем круге колесницы «красного» и «зеленого» сцепились колесами и, столкнувшись, развалились. Их возницы оказывались в трудном положении: они не могли быстро освободиться от обмотанных вокруг тел поводьев, и лошади волокли их по дорожке. Выскочили служители стадиона, чтобы помочь незадачливым возничим и освободить дорожку от обломков колесниц до того, как оставшиеся две квадриги зайдут на очередной круг.

К концу четвертого круга «синий» заметно увеличил отрыв от «белого», сражающегося за второе место. «Белый», на которого ставила жена виноторговца, ничего особенного не показывал. Многие вскочили на ноги, присоединяя свои голоса к всеобщему воплю в поддержку фаворита. Когда «синий» вылетел на финишную прямую последнего пятого круга, у колесницы отлетело колесо, завалившаяся набок повозка начала бороздить дорожку, а ее колесничий, как спелая груша, полетел на землю. Возница шедшей с большим отставанием «белой» команды, притормозив, объехал неудачника, и легкой рысью затрусил к победе. Над стадионом пронесся стон.

Что касается жены виноторговца, то та, вскочив на ноги, принялась размахивать руками и радостно вопить. Толпа начала недовольно ворчать, и существенный вклад в это ворчание внес сам виноторговец.
- Как, спрашивается, порядочный человек может играть на бегах, если уже в первом заезде у фаворита отлетает колесо?! - проорал он и, вскочив на ноги, принялся выкрикивать оскорбления в адрес колесничего, которого уносили на носилках.
- Прихлебатель варваров!!! - кричал виноторговец. - Какой осел тебе сказал, что ты способен править колесницей?!
На дорожку вышел владелец «синей» колесницы, дабы лично проследить, как идет уборка того, что осталось от его движимого имущества.
- Подойди ко мне, и от тебя тоже останутся одни обломки! - вопил виноторговец.
- Обманщик! Грязная собака! - орал, размахивая винным кувшином, сидевший за его спиной оружейник. Он рвался на арену, и соседям по трибуне с большим трудом удавалось сдерживать неистового воителя.

Забеги колесниц следовали непрерывной чередой, солнце палило нещадно, на стадионе стояла жарища, как в преисподней. Недовольство зрителей продолжало нарастать. Для успокоения возбужденной толпы нужен был триумф признанного фаворита, а не сомнительные победы сгребающих все призы аутсайдеров. Громче остальных орал, заводя толпу, сидевший за спиной виноторговца оружейник. Многие кивали в такт его воплям, когда он поносил владельцев колесниц, обвиняя их в сговоре с целью ограбить честных граждан.

Виноторговец с облегчением отметил про себя, что в очередном заезде участвует бесспорный фаворит - колесница «красных», управляемая легендарным Скорпусом, который побеждал в двух тысячах заездов. Выиграть много в случае его победы было маловероятно, но любой, даже самый небольшой выигрыш позволил бы виноторговцу снова обрести веру в себя. В победе Скорпуса сомнений не было, и толстяк поставил на «красного» двадцать золотых ауреусов, которые в случае выигрыша принесли бы ему десять звонких монет.
Жена виноторговца рискнула сделать ставку на «зеленого» - расползающуюся от древности колесницу с четверкой жалких кляч и возничим, выигравшим свою последнюю гонку еще во времена Республики. Эта квадрига служила всеобщим посмешищем, букмекеры давали за ее победу шестнадцать к одному, но даже и при таком соотношении на нее никто, кроме давно увядшей римлянки, не ставил.

Распорядитель взмахнул флажком, стартовые ворота распахнулись и четыре разноцветные колесницы рванули к заветной победе. Квадриги обгоняли и подрезали друг друга, пытаясь вынудить соперника врезаться в разделительный барьер spina. Самые захватывающие столкновения колесниц происходили у поворотных столбов meta, где возницы проявляли чудеса ловкости и выдержки. Чтобы не зацепиться за столб и не опрокинуться вместе с колесницей при крутом повороте, лидирующий Скорпус стал описывать большую дугу. Но излишняя осторожность возницы возмутила публику: раздались свист, вопли и брань. Подстрекаемый обезумевшей толпой, стараясь не терять драгоценные секунды, «красный» резко сменил траекторию движения и неожиданно опрокинулся. На полном скаку в поверженную колесницу врезались «синий» и «белый», пытавшиеся вырваться вперед. Все трое возничих, включая прославленного Скорпуса, мгновенно оказались затоптаны насмерть, а лошади получали серьезные увечья. По притихшему стадиону прокатился шепот: «Naufragium, naufragium, кораблекрушение, кораблекрушение».

После того, как три колесницы сошли с дистанции, а «зеленый» спокойно приплелся к финишу первым в гордом одиночестве, виноторговец был не единственным, кто в ярости вскочив на сиденье, стал осыпать проклятиями организаторов бегов.
- Обман! Жульничество!!! - вопила толпа, разбавляя этими невинными словами более яркие выражения. В воздухе замелькали кулаки, а на беговую дорожку полетели подушки и скомканные програмки. Солдаты службы охраны, опасаясь погрома и мятежа, обратились лицами к зрителям и подняли короткие мечи. Напряжение нарастало. Среди публики находилось множество профессиональных игроков, капиталы которых утекали в сточную канаву по мере того, как заведомые аутсайдеры выигрывали забег за забегом. Зрители были на грани взрыва. Но устроители гонок отреагировали очень быстро: рев труб возвестил о перерыве.

Букмекер с печальным видом отсчитал жене виноторговца солидный выигрыш, хотя, по правде говоря, дела у него шли превосходно: когда фавориты проигрывают, большая часть денег остается у букмекеров на руках. Что касается публики, то та просто кипела от негодования, и лишь желание перекусить снижало напряжение.
Патриции разместились за столами под навесами, защищающими от палящего солнца, запивая обильные и разнообразные блюда старым, выдержанным фалернским вином янтарного цвета. Плебеи довольствовались хлебом и сыром, приобретенным у юрких мальчишек-разносчиков, снующих между рядами верхних ярусов. Простая и дешевая снедь потреблялась прямо на трибунах, запиваемая таким же дешевым разбавленным вином, а частенько и просто водой. Но и патриции, и плебеи громко и возбужденно обсуждали прошедшие заезды, неудачи фаворитов, гибель Скорпуса, а также шансы на победу команд в предстоящей групповой скачке из 12 колесниц. Каждая из четырех команд выставляла в заезде по три колесницы, причем гонщики одной команды действовали в групповом заезде сообща против колесниц враждебных команд.

По мере того, как приближалось начало командной гонки между лучшими квадригами, трибуны все громче и громче гудели от возбуждения. Когда на Циркус Максимус появились колесницы «белых», над стадионом прокатился громовой раскат приветствий Гаю Аппулею Диоклу, самому высокооплачиваемому колесничему Римской Империи. Квадриги «синих» встретили свистом и неодобрительными выкриками, ведь за весь беговой день они не смогли выиграть ни одного забега. Толпа снова взорвалась приветствиями при появлении колесниц «красных» и «зеленых».

Стартер взмахнул флажком, и квадриги рванулись с места. К тому моменту, когда экипажи достигли первого поворота, все зрители уже стояли на ногах. Состязание заставило забыть обо всем не только дурно воспитанную массу плебеев. Сенаторы, жрецы, высшие чиновники и прочая знать тоже не владели собой, забравшись на сиденья, вовсю размахивали руками, громко выкрикивали слова поддержки или брани.

После первого круга лидировала колесница «синих», которая сразу со старта вырвалась вперед, но на втором круге она сошла с дистанции после того, как головная лошадь захромала, повредив ногу. Зрителям было видно как колесничий «зеленых» разговаривал с лошадьми, убеждая их бежать быстрее. Возничий «красных», чтобы добавить скакунам резвости, пустил в ход хлыст. Этот менее гуманный, но более эффективный способ позволил ему уверенно выйти на второе место и повиснуть на хвосте у «белого». Квадрига, идущая третьей, сделала попытку восстановить утраченную позицию, но колесничий «красных» так ожег хлыстом физиономию соперника, что тот, потеряв управление, врезался в центральный барьер. Зрители взорвались восторженным ревом. На последний круг колесницы вышли плотной группой, почти без разрыва, экипажи шли с невиданной скоростью. Бешено вращающиеся колеса терлись друг о друга, высекая искры, а лошади, войдя в раж, не только неслись вперед, но и пытались укусить ближайшего соперника.

Стадион оглушительно ревел. Виноторговец, встав на скамью, выкрикивал что-то нечленораздельное, а по его могучей шее ручьями стекал пот. И в этот миг произошло то, о чем он так молил небеса. Лидирующие колесницы сцепились колесами и взлетели в воздух, чтобы, приземлившись, превратиться в гору дерева, металла, лошадей, людей. Шедшая следом квадрига не имела никаких шансов на спасение. Колесничий делал все, чтобы сдержать упряжку, но времени ему не хватило, и лучшая колесница «зеленых» взлетела в воздух, а затем рухнула на дорожку грудой обломков.
Колесница «белых» находилась сзади, и у ее возничего Диокла с избытком достало времени придержать лошадей и осторожненько объехать то, что осталось от лидеров. Когда квадрига Диокла первой пересекла линию финиша, над стадионом разнесся крик восторга, женщины визжали от радости, мужчины вторили им довольным ревом. Все были счастливы, как пьяные наемники, ведь наконец-то победу одержал заведомый фаворит.

Необычайный ажиотаж последнего заезда оставил зрителей без сил. Большая часть публики тихо сидела на своих местах, наблюдая за тем, как служители убирают с дорожки обломки, а лекари оказывают помощь колесничим. День подходил к концу. Но уже завтра жителей Рима вновь ожидало захватывающее зрелище стремительно несущихся, обгоняющих одна другую и сталкивающихся колесниц: прекрасные лошади, лихие возницы, смертельная опасность этих состязаний – этого будет достаточно, чтобы глядеть на арену, не отрывая глаз и затаив дыхание.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

На вопрос Зачем и в честь кого проводились колесничные состязания в Др. Риме? заданный автором Андрей лучший ответ это Римляне, вероятно, переняли гонки на колесницах от этрусков, которые сами позаимствовали их у греков. Было и непосредственное греческое влияние, после завоевания римлянами Греции в 146 году до н. э.
В Древнем Риме, в эпоху цезарей строились ипподромы, а состязания колесниц были одним из самых популярных, зрелищных и опасных развлечений.
В Римской империи было множество гоночных ипподромов («циркусов»). Крупный ипподром, Циркус Максентиус, находился недалеко от Рима. Также большие ипподромы имели Александрия и Антиохия. Ирод Великий построил четыре ипподрома в Иудее. В четвёртом веке Константин Великий построил «циркус» в своей новой столице, Константинополе.
В Риме колесничные гонки устраивались главным образом на гигантском ипподроме Циркус Максимус, который имел сидячие места для 150 000 зрителей и располагался в долине между холмами Палатин и Авентин.
Когда колесницы выстраивались в воротах, император (или другой устроитель гонок, если состязания проходили не в Риме) бросал платок (mappa), давая старт заезду.
Ежедневно устраивались десятки заездов, иногда на протяжении сотен дней подряд.
Колесницы запрягались четверней («квадрига» , quadriga) или парой («бига» , biga), но более важными считались, конечно, гонки на четвернях. Иногда, если колесничий хотел продемонстрировать своё мастерство, он мог запрячь до 10 лошадей сразу, но пользы в этом не было никакой.
Победителем гонки считался сам колесничий, хотя обычно он являлся рабом, как и в Древней Греции. Победитель получал лавровый венок и немного денег. Если раб часто выигрывал гонки, он мог выкупить свою свободу. Обычно продолжительность жизни колесничего была невысока, а гонщик, сумевший выжить после многих проведённых гонок, становился знаменитым на всю Империю. Таким прославленным гонщиком был Скорпус, который выиграл свыше 2000 заездов и погиб в возрасте 27 лет в столкновении у поворотного столба. Знаменитостями становились и лошади, хотя их жизнь тоже была недолгой. Римляне вели подробную статистику по именам, породам и родословным прославленных лошадей.
Места в Циркусе были бесплатными для бедноты. Обеспеченные люди покупали места под навесом, в тени, откуда лучше была видна гонка. Они также делали ставки на исход заездов. Императорский дворец располагался неподалёку от ипподрома, и хозяин дворца часто посещал гонки. Для народа это была одна из немногих возможностей увидеть своего вождя.
Юлий Цезарь часто приезжал на гонки лишь для того, чтобы показаться на публике, хотя к самим заездам оставался равнодушен и обычно брал с собой что-нибудь почитать.
Нерон (37 - 68 г. н. э.) , напротив, был страстным поклонником колесничных гонок. Он сам умел править колесницей, и даже выиграл гонку на Олимпийских играх, которые проводились и в римскую эпоху.
Первоначально существовали две команды «Белые» и «Красные» , посвящённые зиме и лету соответственно.
При Нероне начали формироваться крупнейшие гоночные клубы. Самыми важными были четыре команды: «Красные» , «Синие» , «Зеленые» и «Белые» .
Нерон подпитывал эти клубы денежными ассигнованиями. Каждая команда могла выставить в одном заезде до трёх колесниц. Гонщики одной команды действовали в заезде сообща против колесниц враждебных команд, например, «подрезая» их к барьеру и провоцируя крушение (такой приём разрешался правилами, на радость зрителям). Гонщики могли переходить из одной команды в другую, как и в современном профессиональном спорте.
В начале третьего века н. э. «Красные» посвящали себя Марсу, «Белые» - Зефиру, «Зеленые» - Матери Земле, или весне, и «Синие» - морю и небесам, или осени. Домициан создал две новые команды, «Пурпурные» и «Золотые». Однако, к концу третьего века сохранили силу только команды «Синих» и «Зелёных».

· Гонки в Древнем Риме · Гонки в Византии · Литература ·

Римляне, вероятно, переняли гонки на колесницах от этрусков, которые сами позаимствовали их у греков. Было и непосредственное греческое влияние, после завоевания римлянами Греции в 146 году до нашей эры

В Риме колесничные гонки устраивались главным образом на гигантском ипподроме Циркус Максимус, который имел сидячие места для 150 000 зрителей и располагался в долине между холмами Палатин и Авентин. Возможно, Циркус Максимус ведёт свою историю ещё от этрусков, но около 50 года до нашей эры Юлий Цезарь перестроил его, увеличив до 600 метров в длину и 225 метров в ширину.

Римляне, по примеру греков, использовали систему стартовых ворот, называемых «карцеры» (латынь carcer - тюрьма, препятствие). Они, как и греческие «гисплексы», шли уступом, но располагались немного по-другому. Римский ипподром имел посередине барьер (spina ), разделяющий дорожки. Стартовые позиции находились на одной стороне, а не по всей ширине ипподрома, как у греков. Когда колесницы выстраивались в воротах, император (или иной устроитель гонок, если состязания проходили не в Риме) бросал платок (mappa ), давая старт заезду.

Во время гонки колесницы обгоняли и «подрезали» соперников, пытаясь вынудить их врезаться в разделительный барьер, spina . На барьере были установлены, по примеру греческих «орлов», бронзовые «яйца», которые сбрасывались в жёлоб с водой, идущий по верху барьера, обозначая количество оставшихся кругов. Барьер со временем становился все более помпезным, его украшали статуями и обелисками, так что зрители часто не могли разглядеть происходящее на противоположной стороне гоночной дорожки (считалось, что это только подстёгивает напряжение и интерес к гонке). По концам барьера стояли поворотные столбы (meta ), здесь случались захватывающие столкновения и крушения колесниц, как и на греческих гонках. Если возница или лошади получали увечья, то такая авария называлась naufragium (это слово означает также «кораблекрушение»).

Ежедневно устраивались десятки заездов, в некоторых случаях на протяжении сотен дней подряд. Сама гонка проходила так же, как и у греов, но заезд состоял из 7 кругов, в отличие от 12 кругов в греческих гонках. Затем заезды сократили до 5 кругов, чтобы за день можно было устроить ещё больше заездов.

Колесницы запрягались четверней («квадрига», quadriga ) или парой («бига», biga ), но более важными считались, конечно, гонки на четвернях. Иногда, если колесничий хотел продемонстрировать своё мастерство, он мог запрячь до 10 лошадей сразу, но пользы в этом не было никакой. Римские гонщики, в отличие от греческих, надевали шлемы и другое защитное оснащение. Они также как правило наматывали поводья себе на руки (вероятно, для лучшего контроля над лошадьми), а греки держали поводья в руках. Из-за этого римские возницы оказывались в трудном положении при крушении колесницы: они не могли быстро освободиться от поводьев, и лошади волокли их по дорожке. Поэтому они имели при себе ножи для перерезания поводьев. Воспроизведение римской колесничной гонки можно увидеть в знаменитом фильме «Бен-Гур» (1959).

Ещё одно важное отличие заключалось в том, что победителем гонки считался сам колесничий, auriga , не смотря на то, что как правило он так же являлся рабом, как и в Древней Греции. Победитель получал лавровый венок и немного денег. Если раб часто выигрывал гонки, он мог выкупить свою свободу. Обычно продолжительность жизни колесничего была невысока, а гонщик, сумевший выжить после многих проведённых гонок, становился знаменитым на всю Империю. Таким прославленным гонщиком был Скорпус, который выиграл свыше 2000 заездов и погиб в возрасте 27 лет в столкновении у поворотного столба. Знаменитостями становились и лошади, не смотря на то, что их жизнь тоже была недолгой. Римляне вели подробную статистику по именам, породам и родословным прославленных лошадей.

Места в Циркусе были бесплатными для бедноты, которой попросту нечем было заняться в Риме после падения Республики, ибо до политики и военных дел эти люди уже не допускались. Обеспеченные люди покупали места под навесом, в тени, откуда лучше была видна гонка. Они также делали ставки на исход заездов. Императорский дворец располагался неподалёку от ипподрома, и хозяин дворца часто посещал гонки. Для народа это была одна из немногих возможностей увидеть своего вождя. Юлий Цезарь часто приезжал на гонки лишь для того, чтобы показаться на публике, хотя к самим заездам оставался равнодушен и обычно брал с собой что нибудь почитать.

Нерон, напротив, был страстным поклонником колесничных гонок. Он сам умел править колесницей, и даже выиграл гонку на Олимпийских играх (которые проводились и в римскую эпоху). При Нероне начали формироваться крупнейшие гоночные клубы. Самыми важными были четыре команды: «Красные», «Синие», «Зеленые» и «Белые». Они существовали ещё до Нерона, в качестве друзей и покровителей отдельных конюшен, занимавшихся производством гоночных лошадей. Нерон подпитывал эти клубы денежными ассигнованиями, и они набрали такую силу, что их едва удавалось контролировать. Каждая команда могла выставить в одном заезде до трёх колесниц. Гонщики одной команды действовали в заезде сообща против колесниц враждебных команд, к примеру, «подрезая» их к барьеру и провоцируя крушение (такой приём разрешался правилами, на радость зрителям). Гонщики могли переходить из одной команды в другую, как и в современном профессиональном спорте.

По неодобрительному отзыву Тертуллиана («De spectaculis» 9.5), первоначально команд было две, «Белые» и «Красные», посвящённые зиме и лету следовательно. В начале третьего века нашей эры, когда он писал свои заметки, «Красные» посвящали себя Марсу, «Белые» - Зефиру, «Зеленые» - Матери Земле, или весне, и «Синие» - морю и небесам, или осени. Домициан создал две новые команды, «Пурпурные» и «Золотые». Однако, к концу третьего века сохранили силу только команды «Синих» и «Зелёных».

В Римской империи было множество гоночных ипподромов («циркусов»). Крупный ипподром, Циркус Максентиус, находился недалеко от Рима. Также большие ипподромы имели Александрия и Антиохия. Ирод Великий построил четыре ипподрома в Иудее. В четвёртом веке Константин Великий построил «циркус» в своей новой столице, Константинополе.

Колесничий Гай Аппулей Диокл считается самым высокооплачиваемым спортсменом в истории, за свою карьеру он заработал 35 863 120 сестерциев (эта сумма была выбита на памятнике Гаю Аппулею Диоклу, воздвигнутом болельщиками), что, согласно оценкам учёных, приблизительно эквивалентно современным 15 миллиардам долларов США.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!