Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

История Джиу-джитсу от древних самураев до современного UFC. История джиу-джитсу

Мицуе Маеда (Count Koma-граф битвы)

История Бразильского дзю-дзюцу начинается с японского бойца, мастера дзю-дзюцу и Кодокан дзюдо Мицуе Маеда (Count Koma-граф битвы). Маеда (1878 — 1941 г.) родился в маленьком городке Аомори на севере острова Хонсю. В восьмилетнем возрасте переезжает в столицу. Учится в элитной школе Хиросаки, где был известен как «ребенок — сумоист». Такое прозвище он получил благодаря своему увлечению искусством борьбы, которому обучал его отец. Позже Маеда поступил в университет, который в наши дни называется Васэда и известен как крупный тренировочный центр. Именно там он обучался технике классического дзю-дзюцу . В 18 лет начинает тренироваться в Кодокане (Дом изучения Пути). Основатель Кодокана Кано Дзигоро (28 сентября 1860 г. — 4 мая 1938 г.)мастер Киторю, Тэндзин синъе-рю, а также на основе других школ дзю-дзюцу в 1882 г. создал Дзюдо (мягкий, гибкий путь). Маеда обычного телосложения при росте около 168 см (5 футов 6 дюймов), весе 70 кг (150 фунтов) упорно тренируется и через два года получает 1-й дан. В 1901 году получает 3 -й дан и работает инструктором дзюдо в университетах Токио, Васэда, Гакушин.

В 1904 году Дзигоро Кано присваивает Маеде 4-й дан и вместе с Томитой Цунэдзирой 7-й дан направляет в США. Годом ранее американский промышленник Сэмюэл Хилл предложил Ямасите Есиаки (1875-1935) выехать в США для обучения дзюдо его сына. Ямасита принял предложение, но, к сожалению, прибыв в Соединенные Штаты, узнал, что их договор расторгнут из-за непреклонной позиции миссис Хилл, выступившей категорически против занятий сына японской борьбой. Однако Хиллу удалось устроить для Ямаситы другое место учителя, а также встречу в Белом Доме президентом США Теодором Рузвельтом, который после прочтения книги Нитобэ Инадзо (1862-1933) «Бусидо — душа Японии» заинтересовался самурайской культурой и боевыми искусствами. Ямасита, рост, которого 162,5 см, а вес 68 кг, успешно провел поединок с американским борцом вес и рост которого были вдвое больше. На Рузвельта это произвело огромное впечатление, и он лично оказал содействие Ямасите в получении места преподавателя дзюдо в Военно-морской академии США с окладом 5000$, что по тем временам составляло поистине королевскую зарплату. Параллельно жена Ямаситы обучала дзюдо дам из высшего света. Всего супружеская пара провела в Соединенных Штатах два года. Менее успешный был визит Томиты Цунэдзиро и Маеды.

Рузвельту хотелось, чтобы в Вашингтоне был свой учитель дзюдо, поскольку Ямасита преподавал в другом месте. Кано на это место рекомендовал своего первого ученика, утонченного и образованного человека, прекрасно знавшего английский язык. Но по своему борцовскому уровню Томита сильно уступал тогдашним звездам Кодокана, поэтому с Томитой поехал один из сильнейших бойцов Маеда. Очевидно, по замыслу Томита должен был разъяснять теорию дзюдо, Маеда — демонстрировать его эффективность в схватках. Этот план успешно сработал во время демонстрации в Вест-Пойнте, где Маеда сперва противостоял атакам профессионального игрока в американский футбол, а затем боксера. Однако в Вашингтоне все обернулось не так хорошо. После того, как Томита и Маеда провели официальную демонстрацию Кодокан Дзюдо, один из присутствующих футболистов бросил вызов лично Томите. Результат схватки для последнего оказался плачевным: ему не удалось провести бросок, и он тут же оказался придавленным к полу весом тела американца. Президент Рузвельт дипломатично попытался замять происшествие, отвергнув дальнейшее состязание под предлогом того, что на Томиту, по всей видимости, скверно повлияло изменение климата, и пригласил японцев на торжественный обед в Белый Дом. После этого Томита вернулся в Японию, а Маеда жаждавший восстановить репутацию дзю-дзюцу остался в Америке. Он провел тысячу поединков и не проиграл ни разу в боях без правил или по правилам дзюдо и уступил лишь два раза в схватках с профессиональными борцами по их правилам. Маеда даже бросил вызов чемпиону-тяжеловесу Джеку Джонсону, которого многие называли лучшим боксером современности. Итак, японец основал традицию, которой в последствие будет следовать Грейси: бросать вызов действующим чемпионам по боксу (Хелио вызвал Джо Луйса, а Риксон — Майка Тайсона). Боксеры тоже создали традицию — никогда не принимать подобные вызовы. После своего путешествия по Северной Америке он побывал в Центральной и Южной, а позже посетил и Европу. Он сражался во многих профессиональных поединках и таким образом нарушил многие моральные заповеди дзюдо, которые были достаточно строгими. Возможно именно поэтому Маеда называл свое искусство дзю-дзюцу, а не дзюдо. Когда он стал сражаться как профессиональный боец, Маеда очень часто был вынужден применять техники, запрещенные в дзюдо, но бывшие частью изученного им ранее дзю-дзюцу. Кроме того, Маеда был умным и внимательным новатором. Он добавлял в свой арсенал новые техники и убирал те, которые считал не эффективными. Он разрабатывал свой собственный стиль, целью которого было успешное противостояние двум основным типам бойцов на Западе — борцам и боксерам. В вопросах техники он отошел от чистого дзюдо. Обучая людей, которых он встречал в своих путешествиях, Маеда настаивал на том, чтобы они называли его стиль дзю-дзюцу. Потрясающие достижения сделали его легендой в Центральной и Южной Америке. В начале 1920-х годов Маеда вернулся в Бразилию и оказался в центре кипучей деятельности, развернутой японским правительством, с целью основать колонию в северной части страны. Проект было достаточно сложно претворить в жизнь (на самом деле он был немедленно провален). Единственным бразильцем, который использовал свои политические связи, чтобы помочь Маеде, был Гастао Грейси, его семья эмигрировала в Бразилию из Шотландии. Дружба, которая завязалась между двумя людьми, привела к тому, что Маеда решил обучить старшего сына Гастао, Карлоса(1902-1994г).

История семьи Грейси.

В 1801 году Джордж Грейси приезжает в Бразилию из Шотландии. Один из внуков Джорджа — Гастао Грейси — получил образование дипломата. Он изучил немецкий язык, свободно говорил еще на семи языках. Но он решил отказаться от дипломатической карьеры и вместо этого занялся бизнесом. В это время Гастао жил в г.Белем, штат Пара в дельте реки Амазонки. У Гастао было восемь детей, пятеро из которых мальчики.

Карлос (имена других Освальдо, Гастао, Джордж, Хелио) был старшим в семье. Он родился 14 сентября 1902 г. первыми соперниками Карлоса были коренные обитатели реки Амазонки — крокодилы. Ему очень нравилось играть с аллигаторами. В 14 лет Карлос начал тренироваться под руководством Маеды и всю свою безграничную энергию направил на изучение искусства дзю-дзюцу. Мог ли кто-то предположить такое? «Из всех учеников, обучавшихся у Кома, а их было не мало, так как он преподавал по всему миру, только один проникся глубиной и величием знания, став профессионалом дзю-дзюцу. Мне кажется, мой отец с самого начала чувствовал суть того, чему учился. Не удивительно, что он впоследствии создал свою школу, которая существует на протяжении уже 80 лет», — вспоминает Рейла (дочь Карлоса). Несмотря на постоянные путешествия Маеды, Карлос придерживался тренировочного режима, начав практиковаться еще с одним учеником Маеды — местным бизнесменом Якинто Ферро. С ухудшением экономической ситуации отец с семьей переезжает в Рио-де-Жанейро в поисках лучшей жизни, затем в Сан Паоло, и наконец, в Бело Хоризонт. В 22 года Карлос начал зарабатывать преподаванием дзю-дзюцу. «Он был похож не на бойца, а на шахматиста. Он тренировал в полицейских академиях и так как они ничего о нем не знали, ему приходилось демонстрировать эффективность той борьбы, в которую он верил. Он доказывал, что с помощью дзю-дзюцу можно творить чудеса и что он сам — превосходный боец», — говорил Рилион В 1925 году Карлос открывает первую . В тридцатые года нужно было всегда доказывать эффективность дзю-дзюцу в боях. Соперников искали через газетные объявления (например «Хочешь иметь сломанные ребра? — Обращайся к Карлосу Грейси») Так происходило становление боевого искусства смешанного стиля. Карлос провел множество поединков, самые известные это в 1924 году в Сан Паоло с представителем японского дзю-дзюцу Гео Омори. Бой без правил в Рио-де-Жанейро против мастера капуэйро Самуэля и последний бой против Руфин в 1931г. Влияние, которое оказывал Карлос на своих детей и родных братьев, было столь велико, что современные фанаты вряд ли смогут представить это себе. Он был учителем, стратегом, покровителем, идеологом — все это Рейла написала в своей книге. «Он был совестью семьи, ее ядром, точкой отсчета, в 80-х после каждого поединка все собирались вместе для того, чтобы оценить выступление каждого, сильные и слабые стороны. Когда он умер, я почувствовал, что жизнь изменилась. Он ни разу не ударил ребенка, никогда не бранился, не оскорблял противников. Он был воплощением добра. Это бесценно »

Младший брат Карлоса Хелио(01/10/1913г-29/01/2009г) был очень слабым ребенком. В 14 лет переезжает к Карлосу, который обучал дзю-дзюцу в Ботафого, пригороде Рио. Вначале он просто наблюдал за тем как его брат обучает дзю-дзюцу, так как доктора рекомендовали ему воздерживаться от любой физической активности, включая тренировки дзю-дзюцу. Однажды, когда Хелио было 16 лет, один из учеников Карлоса пришел на занятие, но того не было. Хелио, помня все движения, которые показывал его брат, предложил начать тренировку. Когда тренировка подошла к концу, появился Карлос, извиняясь за свое отсутствие. Ученик ответил: «Все нормально, я очень доволен тренировкой с Хелио. Если Вы не возражаете, в следующий раз я продолжу тренировку с ним.» Карлос согласился. Так, волею случая, Хелио стал тренером. Вскоре он осознал, что техника, которую он наблюдал на уроках Карлоса, не так уж проста в исполнении. В неустанном поиске ответов на свои вопросы по повышению эффективности дзю-дзюцу Хелио решился отойти от традиционной техники, преподаваемой его братьями. Он начал изменять движения таким образом, чтобы несмотря на слабое тело, он сам мог выполнять их. Хелио с ранних лет, наблюдая за Карлосом и воспринимая его не только как брата, но и отца, упрочил семейную традицию в организации поединков под руководством старшего брата. Несмотря на то, что все Грейси были известны как первоклассные бойцы, выделяли именно Хелио, весившего 140 фунтов (63,5 кг). Он был первым кумиром в области спорта в Бразилии. Его впечатляющие поединки, демонстрирующие смелость и отвагу, являющиеся образцом безупречной техники и особого стиля жизни, сделали его идеалом, символом надежды для целой нации. Однажды, Первая леди — Дарси Варгас, признавая огромное положительное влияние, пригласила Хелио в президентский дворец и просила его «спасти бразильскую молодежь». Хелио спас друга, тонущего в Атлантическом океане.

За это ему была вручена медаль за отвагу. За свою карьеру Хелио провел 17 только официальных боев, включая поединки против чемпионов по борьбе, Фреда Эберта и Владека Збыско. Когда в Бразилию прибыл чемпион мира по дзю-дзюцу Масахико Кимура, Хелио представился случай проверить свою технику в поединке против самого лучшего спортсмена, и он бросил вызов. К удивлению, такой именитый чемпион отказался, объясняя свой отказ разницей в весе (примерно 80 фунтов — 36,3 кг) и тем, что у Хелио не было разряда, а значит, он был не стоящим соперником. Кимура предложил провести поединок с Като, вторым бойцом дзю-дзюцу в мире. Он весил на 40 фунтов (18,14 кг) больше Хелио. Хелио сражался с Като два раза. Первую встречу проводил со сломанным ребром, эту травму он получил во время тренировки неделей ранее. Несмотря на серьезный риск и противопоказания доктора Хелио провел поединок в ничью. Месяц спустя, во время повторного поединка, на глазах изумленной толпы Хелио провел удушающий прием, в результате которого Като 6 минут находился без сознания. Эта убедительная победа оказала давление на великого Кимуру, который теперь должен был отстаивать честь Японии. Поединок прошел в Марокано, на самом большом футбольном стадионе в мире. На 13-ой минуте Кимура провел свой коронный прием — «замок Кимура» (удэ-гарами). Карлос, опасаясь, что Хелио не сдастся и получит серьезную травму, бросил полотенце, прекращая встречу с японским чемпионом. Кимура был так впечатлен выступлением Хелио, что через день после поединка он пришел в академию Грейси в Рио и пригласил Хелио учиться в Японии.

Хелио и Вальдемар

В 42-летнем возрасте Хелио провел поединок против своего лучшего ученика 25-летнего Вальдемара Сантана. Они встретились в бою, потому что Вальдемар получил вызов от бойца, участвующего в подставных боях (реслинг, кэтч — шоу, заранее отрепетированные, подставные бои). Хелио был против. Вальдемар сказал: «Я должен зарабатывать деньги, моя семья живет в нужде. Если ты мне дашь немного денег, я не соглашусь на этот бой. Но если я бьюсь, ты можешь быть уверен, что это будет не кэтч, я намерен его избить.» Хелио говорит: «Если ты пойдешь на этот бой, я исключу тебя из академии». Сантана все же сразился и одержал победу. После достаточно «оживленной» беседы между двумя мужчинами, был организован бой. Поединок длился 3 часа 40 минут, пока Карлос не бросил полотенце, таким образом, был установлен мировой рекорд по длительности поединка без перерыва.

Хелио и Като

Вся страна была настолько восхищена смелостью Хелио в этом поединке, что его слава возросла, а в академию стали приходить новые ученики, готовые разделить учения своего наставника. В последствии, когда его спросили, почему он не оставил времени для подготовки к такому поединку, он ответил: «Если на вас нападут на улице, неужели вы станете упрашивать обидчика подождать 2 месяца, пока вы будете настраиваться на поединок? Конечно нет. Всю жизнь я учил слабых людей применять приемы дзю-дзюцу против более сильных соперников в любой момент. Как же я могу говорить одно, а поступать по другому?»

Много лет спустя во время одного из телешоу в Бразилии Хелио был вызван на бой мастером Капуэйро. Поединок был назначен через неделю. 55-летний Хелио настоял, чтобы встреча состоялась немедленно, чем абсолютно шокировал более молодого и сильного оппонента. Дело Хелио Грейси и его братьев было продолжено следующими поколениями.

После поединка, старший сын Карлоса — Карлсон, заявил Вальдемару, что хоть и считает его своим другом, и не имеет ничего против того лично, необходимо встретиться в бою. Бились 6 раз. Карлсон выиграл 4 раза, 2 раза была ничья.

Хелио и Рорион

У старшего сына Хелио — Рориона, кимоно появилось раньше, чем он научился ходить. В двухлетнем возрасте он уже выступал на публике. В раннем возрасте он начал заниматься дзю-дзюцу под руководством отца. Накануне Рождества 1969 года Рорион приехал в США в отпуск. После посещения родственников в Нью-Йорке и Вашингтоне, он переехал в Калифорнию в Лос-Анджелес. Проведя а Америке полгода, Рориан вернулся в Бразилию. В 1978 году, после развода с первой женой и получения диплома адвоката в Государственном университете Рио-де-Жанейро, Рориан принял важнейшее рещение своей жизни — он вернется в Америку и сделает стиль борьбы своей семьи известным во всем мире. Рориан отправился в Южную Калифорнию и, благодаря своим друзьям, получил работу дублера в фильмах и телешоу. Кроме того, он застелил матами свой гараж и приглашал всех желающих на бесплатный ознакомительный урок по дзю-дзюцу. Если они после этого приводили друзей, то получали право на дополнительное бесплатное занятие, десять друзей — десять бесплатных занятий и т.д. Часто к нему приходили не столько ученики, сколько инструктора по другим единоборствам, которые вызывали Рориана на поединки. К удивлению и учеников и инструкторов, стиль Грейси всегда был эффективен. Слава о нем росла с каждым днем. Рориан повторно женился, от этого брака у него родилось еще 5 детей.

Хелио и Рориан

Ройс Грейси, чемпионат 2003 г.

К тому времени его брат Ройс, приехавший в Америку в 17 лет, занимался преподаванием вместе с Рорианом, помогая ему утвердить дзю-дзюцу Грейси в США. Имея контакты с Голливудом, Рориан принимает участие в постановке боевых сцен в фильмах, включая «Смертельное оружие», где он работает с Мелом Гибсоном и Рене Руссо. Журнал Плейбой и ведущие мировые издания по боевым искусствам способствовали распространению и популяризации философии дзю-дзюцу Грейси, публикуя статьи о Рориане, его семье и о созданном ими стиле борьбы. В 1988 году Рориан выпускает первый видеокурс «Дзю-дзюцу Грейси в действии», где демонстрировал преимущества этого стиля. Тренировки проходили каждый день с 7 до 21, количество обучающихся дошло до 120 человек, 80 человек ожидали своей очереди. При участии своих братьев — Риксона, Ройлера и Ройса — летом 1989 года Рориан открыл академию дзю-дзюцу Грейси в Торрансе, штат Калифорния. В 1993 году Рориан и один из его учеников разработали идею самого революционного на тот период события в сфере боевых искусств — Чемпионат боевых искусств.

Благодаря творческому мышлению другого ученика — Джона Милиуса, они также создали уникальную арену — Октагон, хотя в то время чемпионом в семье считался Риксон, Рориан выбрал Ройса, как представителя семьи Грейси для боев в Октагоне. Он полагал, что более легкий Ройс станет подходящим примером потенциальных возможностей их семейного стиля. Ройс убедительно одерживал победы на чемпионатах в Октагоне.

С 1994 года в Японии стали проводить чемпионаты по боям без правил (Вале Тудо). На этих чемпионатах от семьи Грейси выступал Риксон, став чемпионом (все поединки одержаны чистой победой). Благодаря деятельности всех членов семьи Грейси и их учеников, стиль дзю-дзюцу Грейси совершил переворот в мире боевых искусств. На сегодняшний день неоспорим тот факт, что если вам действительно необходимо подготовиться к отражению реального уличного нападения, то стиль дзю-дзюцу, разработанный семьей Грейси оптимален для этого.

Сегодня семейство Грейси разрослось настолько, что его представителей можно встретить на любом континенте. Рориан, проживающий в Южной Калифорнии доказал всему миру, что наследие его семьи не исчезнет. В любой день одного из его девяти сыновей можно встретить в академии Грейси в Торрансе, штат Калифорния, где они занимаются обучением и тренировками, продолжая традиции Грейси.

История показывает, что изменения, которые Грейси внедрили в дзю-дзюцу, создали стиль, равного которому на турнирах по смешанным боевым искусствам не оказалось. На протяжении многих лет, начиная с Карлоса и Хелио, их сыновей Карлсона и Роллса и заканчивая нынешним поколением, которое представляют Риксон, Рорион, Ройс, Ройлер, Ральф и Ренцо (а также многие другие), Грейси и их ученики добивались огромных успехов на турнирах и в поединках, что принесло им мировую славу.

Грейси были вовлечены в исследования, посвященные тому, чтобы создать самый эффективный боевой стиль. Они обладали огромным запасом времени, сильной волей, автономией и способностью к творчеству. В течение поколений они копили информацию и знания, проверяя их в настоящем бою. Это действительно было научное исследование, равного которому в истории боевых искусств еще не наблюдалось.

Грейси не занимались теоретическими выкладками, они искали возможности доказывать свои выводы на практике и меняли, либо устраняли их в зависимости от эффективности. Они не были скованны какими либо идеологическими, нравственными, националистическими или эстетическими рамками, что позволило им провести объективное исследование и создать самое эффективное боевое искусство.

Азиатское название этого вида спорта мало кому о чем-то говорит. Джиу-джитсу что это, от куда к нам пришел и что из себя представляет? Основную терминологию возьмем в википедии. Это вид боевого искусства, в основе которого лежат мягкие и податливые движения, с применением боевых атрибутов и без них.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

История

Что это за спорт такой? Зарождение своими корнями уходит в 15 век Азиатской страны Японии. Один из правителей древних провинций создал Джиу-джитсу путем объединения нескольких стилей боевых направлений.

Основные принципы

Главным принципом Джиу-джитсу считается не вести жесткую оборону с противником, а лишь с помощью специальных действий направлять силу противника против него же. То есть что бы одержать победу, достаточно быть эластичным, прогнуться как ветка ивы и выжить.

Какие качества развивает

Каждый вид спорта прививает спортсмену какие-либо положительные качества. Так и в случае с Джиу-джитсу.

Вот их перечень:

  • Гибкость;
  • Скорость мышления;
  • Внимательность;
  • Философия правильно мыслить.

Кому подходит

Если рассмотреть этот вид единоборств, то навязывается радостный вывод. Здесь нет ограничений по возрасту . Минимально это 3 лет. Приводить ребенка на тренировки можно в любом возрасте, как он будет к этому готов. Достаточно будет даже домашней физической подготовки. Родители должны объяснить ребенку, что такое дисциплина на занятиях. Это самый главный фактор данной спортивной секции.

Цены на занятия

Стоимость занятий является бюджетной. Так как не требуется специальная экипировка. А занятия с тренером варьируются от 1500 до 3500 рублей в месяц.

Питание

Для спортсменов, занимающихся данным боевым искусством, требуется особо сбалансированное питание, способствующее развитию гибкости, укреплению костей и хорошему обеспечению организма питательными веществами. Поэтому необходимо в ежедневный рацион ввести такие продукты как:

  • Молочные продукты;
  • Каши;
  • Сырые овощи (морковь, сельдерей, болгарский перец);

Информация для родителей

Родители, решившие отдать ребенка на тренировки по этим единоборствам должны принять во внимание следующие моменты, касающиеся занятий:

  • Мотивация, недопущение лени;
  • Присутствие на тренировках с ребенком в избранные дни;
  • Подбадривание и поощрение;
  • Повторение изученного в домашних условиях.

Итоги

Джиу-джитсу что это? Одно из направлений Азиатских , имеющее свою философию, которая придерживается сохранения собственной энергии и отрицает жесткие движения в бою. Подходит для всех возрастов, в том числе для детей с 3 лет. Несет в себе много положительных качеств, которые выражаются как в физическом состоянии тела, так и в психологическом.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Термин джиу-джитсу (иное произношение — «Дзю-дзюцу») появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым «подручным» оружием.
Он состоит из двух слов. Слово «дзю» или «джиу» означает «мягкий, гибкий, податливый, уступчивый», а «джитсу» или «дзюцу» переводится как «техника, способ».
Итак, «Джиу-джитсу» — это «мягкая, или податливая техника». Однако речь идет не об обмене нежными ласками. Приёмы джиу-джитсу могут показаться какими угодно, но только не мягкими или нежными. Данное понятие метафорично.

Для понимания сущности джиу-джитсу важно знать, что Дзю является одним из древних принципов даосской философии, означающий отказ от грубого противоборства сил и призывающие использовать силу противника для проведения приемов. Поэтому основу ведения боя по системе джиу-джитсу составляют приемы по введению противника из равновесия при помощи различных захватов. Натиску противника уступают до тех пор, пока тот не оказывается в безвыходном положении, и тогда его сила и действия обращаются против него самого. Основной принцип Джиу-джитсу — «поддаться, чтобы победить». Наиболее ярко его иллюстрируют выражения: «Ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его» и «гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным».

Предшественниками джиу-джитсу были различные виды самурайского боевого единоборства в доспехах. Среди них наиболее известны системы «ёрой куми-учи» и «коси-но-мавари», расцвет которых пришелся на XI-XV века. Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с кинжалом. Удары применялись ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы, чем поразить врага. Но по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать облегченными, а потом от них отказались совсем. Это позволило включить в указанные системы большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам («атэ-ми-вадза»). В таком виде эта техника наиболее близка к современному джиу-джитсу.

По традиции принято считать, что первая школа рукопашного боя, близкого по технике к современному Джиу-джитсу, была основана Такеноучи Хисамори в 1532 году в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер «циньна» (или «шинь-на»), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Ёситацу, Фу-куно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы Джиу-джитсу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю.

В конце XVI и в первой половине XVII веков, когда доспехи, даже облегченные, окончательно вышли из употребления, школы джиу-джитсу возникали одна за другой. А к концу XVII века насчитывалось уже более 700 школ джиу-джитсу, которые различались постановкой дыхания, способами распределения энергии, базовыми стойками, а также самой техникой ведения боя: в одних упор делался на удары ногами и руками, а в других — на технику бросков и удержания. Однако, несмотря на различия, общих черт было гораздо больше. Впоследствии они послужили для создания таких универсальных систем борьбы, как дзю-до (мягкая техника, использующая, в основном, броски на землю и захваты) и айкидо (гармоничная техника, использующая броски, технику ведения боя с оружием, а также воздействия на болевые точки).

В 1868 году в Японии произошла буржуазная революция Мэйдзи, и у самураев отобрали их привилегии. Например, уже нельзя было свободно разгуливать по улицам с мечом. Многие мастера в это время покинули родину, разнося технику Джиу-джитсу по всему миру. Конечно, эмигранты или беглецы были и раньше, это они дали начало многим боевым искусствам по всему миру, но эта волна «1868» была особенно внушительной. Эмигранты оживили пламя техники, и еще более обогатили арсенал приемов самозащиты во многих странах.

На рубеже XIX-XX веков джиу-джитсу проникает на Запад и приобретает там большую популярность, причем сначала наибольше распространение получило классическое джиу-джитсу, а затем стали возникать новые стили, вбиравшие в себя как традиционные, так и современные методы.

Характерной особенностью Джиу-джитсу на протяжение более чем 300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство.

По традиции, процесс обучения искусству джиу-джитсу состоял из трех этапов. На первом этапе происходил прием ученика в школу, который осуществлялся только по рекомендации и после прохождения ряда испытаний. На втором этапе происходило изучение базовой техники, которое состояло из каждодневных многочасовых отработок различных приемов, движений и связок. Если ученик проявлял способности, то на третьем этапе его посвящали в так называемую глубокую технику. Данная система, подразумевающая терпеливую и продолжительную работу, до сих пор практикуется во многих школах боевых искусств.

Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что упражняющиеся должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению азиатов, является ключом к последующим более сложным приемам. Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные приемы, является хорошей мотивацией.

В настоящий момент джиу-джитсу представляет собой разнообразные стили ведения рукопашного боя как без оружия, так используя подручные предметы и холодное оружие. Сила и красота джиу-джитсу в его неограниченных возможностях. Это и эффективные удары из любых положений, броски, обращающие всю мощь атаки противника против него самого, болевые, удушающие приемы, вынуждающие его всего за несколько секунд признать себя побежденным много другого, что заставляет противника тратить слишком много сил и не оставляет ему никаких шансов.

В джиу-джитсу широко используют в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности, “классическими” его видами считаются “явара” (палочка длиной от 15 до 30,5 см), “дзё” (дубинка длиной примерно в один метр) и “бо” (шест длиной в 2-2,5 метра), а также “вэй” (веревка или пояс) и “танто” (обычный нож).

Специалисты разделяют в современном джиу-джитсу базовый раздел и вытекающие из него военный, полицейский, спортивный.
Базовый раздел включает в себя всю основную технику рукопашного боя, в том числе с традиционным оружием и со специальными средствами (кубатон, дубинка, пояс и т.д.) На основании этого раздела формируются программы самозащиты для различных слоев населения.
Составной частью базового раздела является спортивное джиу-джитсу, из которого исключены смертельно опасные приемы, а соревнования проводятся по определенным правилам.

В тоже время, служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому используемые ими системы джиу-джитсу включают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия, а также использование “военного” оружия - штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д.

Полицейский подраздел (Police Jui-Jitsu) является неотъемлемой частью специальной физической подготовки сотрудников правоохранительных органов. Он имеет ряд преимуществ, поскольку использование приемов этого раздела обеспечивает предельно корректное отношение к правонарушителям, что очень важно на демонстрациях, митингах, концертах и т.д., где спокойная обстановка препятствует созданию условий для напряженности в отношении правоохранительных органов и пресекает любого рода провокации.

Ведущую роль в современном джиу-джитсу по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых разбросаны по всему миру. Среди них 5-6 крупных (самая большая - Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 20 лет в разных странах (в США, Франции, странах СНГ и других) стали появляться одна за другой школы боевых искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя фактически они представляют собой современное джиу-джитсу. Надо отметить, что уставы международных организаций джиу-джитсу разрешают любой школе включать в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны.

В царской России система джиу-джитсу появилась во время русско-японской войны 1905 года. Однако позже, в Советском Союзе джиу-джитсу, как и другие восточные системы боевых искусств, официально не признавалось, хотя именно джиу-джитсу, благодаря его целостности и разнообразию приёмов, было взято за основу при разработке знаменитой системы самозащиты без оружия — самбо.

Изменения, происходящие в России на протяжении последних полутора десятков лет, отразились и на отношении к восточным единоборствам. В последние годы в России джиу-джитсу приобретает все большую популярность: проводятся региональные и общероссийские соревнования, организуются практические занятия и семинары с приглашением мастеров боевых искусств международного уровня. Результатом этого явилось признание джиу-джитсу как вида спорта на государственном уровне. Так, в конце 2005 года Федеральное Агентство по физической культуре и спорту включило вид спорта «Джиу-джитсу» во Всероссийский реестр видов спорта. А с 2006 года, в соответствии с новым списком разрядных норм и требований Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК), Росспорт присваивает звания «Кандидатов в мастера спорта» (КМС), «Мастеров спорта» (МС), «Мастеров спорта международного класса» (МСМК) по джиу-джитсу.

На протяжении нескольких лет российские спортсмены активно принимают участие в международных соревнованиях по джиу-джитсу, составляя серьёзную конкуренцию иностранным борцам. Например, на Кубке Европы по джиу-джитсу, который проходил в Германии в июне 2006 года, Сборная России по джиу-джитсу заняла пять призовых мест. Кроме того, в последнее время стала рассматриваться перспектива включения джиу-джитсу в программу Олимпийских игр, что открывает новые горизонты для тех, кто серьёзно занимается этим видом спорта.

Джиу джитсу в переводе с японского языка дословно означает «мягкое искусство» и представляет собой систему подготовки воина разработка которой началась в Японии в эпоху феодализма и продолжается до сих пор. Эта система создавалась многими поколениями мастеров для ближнего боя и пройдя через века она теперь считается системой не имеющей себе равных. О создании джиу джитсу и о мастерах этого боевого искусства существуют множество легенд и сказаний. Первым упоминанием о джиу джитсу многие авторы и историки считают описанную в начале 8-го века в «Книге старинных вещей» битву между двумя, славящимися огромной силой божествами Синто Такэ-ми-наката-но-ками и Такэ-ми-кадзути-но-ками . Такэ-ми-кадзути, использовав тайные методы энергетического воздействия, одержал убедительную победу, сломав запястье своего противника и обратив его в бегство. Одна из версий о происхождении джиу джитсу говорит о мастерах китайского боевого искусства Цинна, которые приехав в Японию с целью проповедования буддизма или конфуцианства, поселились в монастырях и в миру и обучали своему искусству нескольких близких учеников. Следует заметить, что 72 класических приема Цинна очень напоминают техники японского джиу джитсу дошедшие до нас из глубины веков. Они включают в себя способы выполнения бросков, заломов и удушений, различные вариации которых существуют во многих школах традиционного самурайского джиу джитсу . Некоторые источники утверждают, что, соединившись с техникой, существовавшей в Японии с давних времен - Сумо (36 базовых техник которой практикуются до сих пор), китайские приемы Цинна послужили базой для создания некоторых школ джиу джитсу .

Наиболее известная версия происхождения джиу джитсу говорит о японском враче Акаяма Широбеи, изучавшем в Китае медицину и боевое искусство, который, вернувшись на родину и размышляя зимой в своем саду, увидел, как тонкая ветка, прогнувшись под тяжестью снега, сбрасывает его с себя, тогда, как более толстые ветви ломаются под его весом. «Поддаться, чтобы победить!» - воскликнул врач, приняв этот принцип за основу своей школы Йошин рю . Уединившись на несколько лет, он разработал комплекс приемов, получивший в последствии название Ероикумиучи, буквально «боевые защищающие латы» . Название это менялось много раз на протяжении веков и было известно как Явара, Коси но мавари, Когусоку и другие. Через несколько сотен лет различные японские школы рукопашного боя, использующие принцип мягкости в своих приемах стали называться джиу джитсу . Многие прикладные техники этого самурайского боевого искусства отошли в прошлое, т.к. их применение определялось тяжелым боевым доспехом самурая, однако джиу джитсу продолжало развиваться и идти в ногу со временем.

Исторические хроники описывают множество случаев демонстрирующих действенность приемов джиу джитсу выполняемых мастерами. Известно, что практически все школы боевого искусства специализирующиеся на обучении воинов фехтованию на мечах и приемам боя с другими видами холодного оружия имели в своем арсенале технические действия, относящиеся к безоружному бою. Таких школ было великое множество т.к. в подготовке самурая искусству владения мечом уделяли первостепенное внимание. Кроме того, почти все школы такого рода предлагали целый арсенал технических действий с другими видами оружия включая и «нестандартные» формы.

При использовании оружия гибкость, ловкость и сила имели огромное значение. Поэтому умение использовать эти качества рассматривалось как отдельное искусство. В последствии обучение владению своим телом привело к популяризации джиу джитсу как отдельного боевого искусства, которое в свою очередь стало включать в себя техники боя с оружием.

Одним из наиболее ярких случаев применения приемов джиу джитсу описанных в исторических хрониках средневековья стал пример использования против выдающегося политика и военоначальника Токугава Иэясу техники «меч не меча» известнейшим мастером фехтования, основателем школы Ягю Синкагэ - Ягю Мунэеси. На одной из демонстраций, находящийся уже в пожилом возрасте великий мастер голыми руками обезоружил несколько лучших воинов Иэясу атакующих его мечами в полную силу. В конце выступления сразиться с мастером решил сам сегун: «Иэясу поднял меч высоко над головой и с силой ударил, намереваясь рассечь голову Мунэеси. Но в последний момент Мунэеси вывернулся и отвел удар, захватив рукоять меча. В следующее же мгновение меч полетел по воздуху. Держа Иэясу левой рукой (любой другой, менее знатный человек был бы брошен наземь), Мунэеси слегка ударил его кулаком правой руки в грудь. Иэясу пошатнулся. Нахмурившись, он произнес: «Я восхищен! Вы победили». (Сугавара).

Не менее ярким видится и развитие этого вида искусства продемонстрированное следующим носителем традиции той же школы мастером Ягю Мунэнори некоторое время спустя, против сегуна Токугава Иэмицу, который пожелал проверить умение своего учителя фехтования: «Войдя на аудиенцию к сегуну, Мунэнори сел и положил ладони на татами, как делали все вассалы, выказывая тем самым свое почтение господину. Внезапно Иэмицу схватил копье и попытался ударить ничего не подозревающего Мунэнори - и с удивлением обнаружил себя распростертым на полу! Мунэнори почувствовал намерение сегуна еще до того, как тот сделал первое движение, и сбил его с ног, когда он собирался нанести удар». (Сугавара).

Традиционные школы джиу джитсу активно использовали броски, болевые и удушающие приемы и ударную технику. Удары наносились в биологически активные точки, нервные окончания и суставы концами или фалангами пальцев, разными частями ладони, локтем, коленом и ступней. Известным случаем применения ударной техники в классическом джиу джитсу является описанный в исторических хрониках поединок основателя школы Тэнсин синье рю джиу джитсу мастера Исо Матаэмона одновременно почти с сотней противников, который произошел в провинции Оми в первой половине 19 века. Исо Матаэмон с помощью единственного ученика уложил более 40 человек голыми руками и разогнал остальных. Считается, что в этом поединке мастер пережил мистическое озарение и осознал принципы эффективного использования атэми - ударной техники поражения уязвимых точек. Этот раздел стал визитной карточкой созданной им школы, которая включала также приемы школ Ешин-рю и Син-но синдо рю. Интересно, что для соревновательной практики, в школе был разработан специальный раздел, включающий менее опасные броски. Реальная программа обучения включает в себя также болевые и удушающие приемы, воздействия на точки нажатием или ударом и способы реанимации с применением лекарственных трав для лечения последствий воздействия на болевые точки и других травм.

Некоторые школы джиу джитсу со временем были трансформированы, и военно-прикладной аспект был убран на второй план. Так появилось известное всему миру дзюдо, основателем которого стал мастер Кано Дзигоро. Созданное им искусство является синтезом Кито рю и Тэнсин синье рю джиу джитсу - традиционных школ боевой подготовки самураев, из которых убрали акцент на большинство опасных технических приемов, сохранив их, однако в виде ката. Косики но ката в дзюдо - является одной из базовых форм школы Кито рю, сохраненной в аттестационной программе дзюдо, как наиболее древний первоисточник. Классическое дзюдо включает в себя 8 базовых ката, среди которых есть и современная форма самообороны от безоружного и вооруженного противника - Кодокан гошин дзюцу но ката и древняя форма самозащиты, собранная из приемов, известных с 15 века - Кимэ но ката. В эти формы включены приемы искусства нанесения ударов, применение которых запрещено в соревновательном дзюдо и множество других опасных технических действий. Другим, завоевавшим огромное количество поклонников искусством стало айкидо родившееся из традиционного боевого метода самураев клана Такеда.

Основатель айкидо, О-сэнсэй Уесиба Морихеи известен, как мастер нескольких стилей традиционного джиу джитсу и школ поединка с холодным оружием. Современное айкидо представляет собой лишенную военно-прикладного акцента версию Дайто рю айки джиу джитсу , и основной задачей ставит развитие личности в духе гуманизма и гармонии.

В свою очередь, сформировавшееся в то же время и из тех же корней Хакко рю джиу джитсу является одной из эффективнейших школ реальной самообороны. Наряду с большим количеством боевой техники, направленной преимущественно на иммобилизацию противника болевым воздействием на суставы или на нервные центры, эта школа включает раздел шиацу, - точечного массажа применяемого в соответствии с током внутренней энергии по строго локализованным меридианам. Доскональное знание биологически активных точек и анатомии входящее в официальную аттестационную программу сделало эту школу боевого искусства одной из наиболее прогрессивных и популярных, как в Японии, так и в других странах.

В наше время, джиу джитсу развивается в трех основных направлениях: древней, неизменной форме, в виде трансформированных школ, сохранивших, тем не менее, классические методы и характеристики и в форме современных, сильно видоизмененных стилей. Сейчас сложно определить, какая версия происхождения джиу джитсу является истинной. Нужно просто признать, что это боевое искусство, в десятках вариаций дошедшее до нас из глубокой древности и опробованное в тысячах сражений, продолжает жить и развиваться в соответствии с изменениями, происходящими вокруг, сохраняя при этом корни и опираясь на более чем тысячелетний опыт. Так как настоящие воины, которыми были самураи, нуждались в абсолютно эффективной и максимально практичной технике боя, джиу джитсу выкристаллизовалось в совершенное боевое искусство , приемы которого стоят сейчас на вооружении множества спецслужб в различных странах мира.

Предположительно, основой джиу-джитсу стал стиль китайского боевого искусства времен императорской династии Чоу (1122—25.5 гг. до н. э.).

К предшественникам джиу-джитсу относятся также системы самурайского боевого единоборства, «ерой куми-учи» и «коси-но-мавари», расцвет которых пришелся на 11-15 века. Для этих систем характерны захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работа с кинжалом. Однако непосредственно борьба джиу-джитсу произошла из школы рукопашного боя в легком снаряжении («когусоку»), основанной в 1532 японцем Такеноучи Хисамори (г. Сакусикияма, остров Кюсю). В 1558 эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер, открыл в буддийском храме Секоку-дзи школу «циньна» (или «шинь-на») — китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. Трое его учеников: Миура Еситацу, Фу-куно Масакацу и Исогаи Дзиродзаэмонпозже основали собственные школы джиу-джитсу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю. К концу 17 столетия насчитывалось уже 725 стилей, каждый из которых имел свои особенности.

Основатель школы джиу-джитсу в Эду (Токио), мастер И со Мутаемон родился в 1800. Всю жизнь он посвятил изучению боевых искусств. Согласно легенде, однажды Исо победил сотню бандитов, ему удалось выиграть схватку благодаря использованию атэми — ударов по уязвимым местам тела, а также приемов, дающих возможность выворачивать суставы.

Джиу-Джитсу

Термин «джиу-джитсу» («дзю-дзюцу») появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым «подручным» оружием. Он состоит из двух слов. Слово «дзю» означает «мягкий, гибкий, податливый, уступчивый», а «дзюцу» переводится как «техника, способ». Итак, дзю-дзюцу — это «мягкая, или податливая техника». Мастер дзю-дзюцу уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, а тогда обращает действия врага против него самого. Разъясняя главный принцип дзю-дзюцу («поддаться, чтобы победить»), наставники прибегают к выражениям вроде того, что «ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его» и что «гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным».

Предшественниками дзю-дзюцу были различные виды самурайского боевого единоборства в доспехах. Среди них наиболее известны системы «ёрои куми-учи» и «коси-но-мавари», расцвет которых пришелся на XI—XV века. Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с кинжалом. Удары применялись ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы, чем поразить врага. Но по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать облегченными, а потом от них отказались совсем. Это позволило включить в указанные системы большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам («атэми-вадза»).

Считается, что первую школу рукопашного боя в легком снаряжении («когусоку»), близкую к технике современного дзю-дзюцу, основал в 1532 году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер «циньна» (или «шинь-на»), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Ёситацу, Фукуно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы дзю-дзюцу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю. В конце XVI ив первой половинеХVII веков, когда доспехи, даже облегченные, окончательно вышли из употребления, школы дзю-дзюцу возникали одна за другой. К 1650 году их насчитывалось более 400. Наиболее крупными среди них, помимо названных выше, были Арагаки-рю, Асаяма итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю, Кураку-рю, Ёсин-рю, Мусо-рю, Рёи синто-рю, Син-но синдо-рю, Синсин-рю, Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и некоторые другие. Исо Мутаемон — одна из самых известных фигур в истории дзю-дзюцу — родился в 1800 г. В 15 лет он прибыл в Токио (тогда назывался Эдо) с целью найти учителя рыцарского ремесла. После многочисленных мытарств он попал в школу, которую вел Орибэ Хитоцуянаги, продолжавший традиции Ёсин-рю. Здесь он обучался около 7 лет, вплоть до смерти учителя. Потом опять блуждал в поисках самой лучшей школы и в конце концов попал к Хомму Дзёэмону, который обучал Синно-синдо-рю. Несколько лет спустя он решил оставить учителя и основать собственную школу. Но вначале отправился в «мусасюгё» — путешествие по различным додзё в храмах с целью проверить свои приемы в борьбе с другими мастерами и усвоить науки, интересующие его. Однажды в селении Кусацу в провинции Оми он увидел, как несколько вооруженных разбойников намереваются ограбить сильно выпившего самурая. С помощью своего ученика Нисимури он легко справился с головорезами, не зная, однако, что это были члены большой банды, терроризирующей всю округу. На следующий день в глубоком овраге Исо встретил около сотни бандитов. В получасовой борьбе Исо поверг многих из них, а оставшиеся спаслись бегством. Победоносный результат был возможен благодаря использованию атэми — ударов по уязвимым местам тела, а также приемов, дающих возможность выворачивать суставы. Эта история принесла Исо большую славу. В заключение своих путешествий Исо поселился в Эдо и основал там школу под названием Тэнсин-синъё-рю, которая содержала 124 приема. В течение многих лет в своей школе Исо обучил около 5000 учеников. Характерной особенностью дзю-дзюцу на протяжение более чем 300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство. Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или этапа. Первая фаза — прием ученика в школу. Для этого надо было заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных испытаний, проверявших физические, психические и моральные качества вновь поступающего. Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное изучение базовой техники. Надо было изо дня в день, по многу часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки движений и т.п. и только в том случае, если ученик проявлял способности выше средних и, к тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его посвящал в тайны школы (их называли «окудэн» — «глубокие приемы»). Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что упражняющиеся должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению азиатов, является ключом к последующим более сложным приемам. Прежнее положение вещей начало быстро изменяться после буржуазной революции Мейдзи 1868 года, лишившей самураев всех привилегий и уравнявшей с другими сословия.

Европейцы и американцы впервые познакомились с дзю-дзюцу уже в начале XX века, когда несколько японских наставников открыли свои школы в Старом и Новом Свете. Однако широкое распространение в западном мире дзю-дзюцу получило только с 50-х годов. Особый интерес к дзю-дзюцу проявляли и проявляют военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские. Это понятно. Ведь техника современного дзю-дзюцу на 55—65% состоит из приемов, которые условно можно назвать «борцовскими» (захваты, болевые приемы, удушения, подножки, лкдсбуки, бркски)(а бщб 35‐41% бе объема составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног. Иными словами, дзю-дзюцу — это техника комбинированного рукопашного боя. Даное определение тем более уместно потому, что в дзю-дзюцу широко используют в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности, «классическими» его видами считаются «явара» (палочка длиной от 15 до 30,5 см), «дзё» (дубинка длиной примерно в один метр) и «бо» (шест длиной в 2—2,5 метра), а также «вэй» (веревка или пояс) и «танто» (обычный нож). Следует учитывать, что кроме задач самообороны в узком смысле этого слова, служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому используемые ими системы дзю-дзюцу включают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия, а также использование «военного» оружия — штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д. Ведущую роль в современном дзю-дзюцу по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых разбросаны по всему миру. Среди них 5—6 крупных (самая большая — Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 10—15 лет в разных странах (в США, Франции, СНГ и других) стали появляться одна за другой школы боевых искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя фактически они представляют собой современное дзю-дзюцу. Надо отметить, что уставы международных организаций дзю-дзюцу разрешают любой школе включать в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны. Можно сказать поэтому, что техника дзю-дзюцу включает в себя все известные приемы боя. Различия между школами заключаются в том, какие группы приемов в них преобладают. Одни делают упор на болевые приемы, другие — на броски через бедро или корпус, третьи — на тычковые или рубящие удары по точкам, но в любой школе, помимо ее «основной» техники, изучают и другие способы самозащиты.

ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ ДЖИУ-ДЖИТСУ

Считается, что первую школу рукопашного боя в легком снаряжении ("когусоку"), близкую к технике современного Джиу-джитсу, основал в 1532 году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-Бин, выдающийся мастер "циньна" (или "шинь-на"), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Ёситацу, Фукуно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы Джиу-джитсу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю. В конце XVI и в первой половине XVII веков, когда доспехи, даже облегченные, окончательно вышли из употребления, школы Джиу-джитсу возникали одна за другой. К 1650 году их насчитывалось более 100. Наиболее крупными среди них, помимо названных, были Арагаки-рю, Асаяма итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю, Кураку-рю, Ёсин-рю, Мусо-рю, Рёи синто-рю, Син-но синдо-рю, Синсин-рю, Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и многие другие. К концу XVII столетия насчитывалось 725 стилей, каждый из которых имел свои особенности. Более чем 300 лет джиу-джитсу культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения.

ЭЛИТАРНОСТЬ ДЖИУ-ДЖИТСУ

Характерной особенностью Джиу-джитсу на протяжение более 500 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство. Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или этапа. Первая фаза - прием ученика в школу (рю). Для этого надо было заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных испытаний, проверявших физические, психические и моральные качества вновь поступающего. Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное изучение базовой техники (кихон). Надо было изо дня в день, по много часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки движений и т.п. и только в том случае, если ученик проявлял способности выше средних и, к тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его посвящал в тайны школы (их называли "окудан" - "глубокие приемы"). Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, чтобы адепты привыкли к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению жителей Востока, является ключом к последующим более сложным приемам. Существует и несколько иной путь развития: как бы от сложного - к простому. Такой тип школ (рю) предполагал изучение сложных и не всегда реальных техник на первом этапе и простых весьма эффективных, для учеников, приближенных к наставнику (сенсею) - так называемый "ближний круг". Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные приемы, является хорошей мотивацией.

ДЖИУ-ДЖИТСУ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЯПОНИИ

В 1868 году в Японии произошла буржуазная революция Мэйдзи, и у самураев отобрали их привилегии. Например, уже нельзя было свободно разгуливать по улицам с мечом. Многие мастера в это время покинули родину, разнося технику Джиу-джитсу по всему миру. Конечно, эмигранты или беглецы были и раньше, это они дали начало многим боевым искусствам по всему миру, но эта волна "1868" была особенно внушительной. Эмигранты оживили пламя техники, и еще более обогатили арсенал приемов самозащиты во многих странах.

СОВРЕМЕННОЕ ДЖИУ-ДЖИТСУ

Создаётся Всемирная федерация Джиу-джитсу под руководством Р.Кларки и штаб-квартирой в Лондоне. Основным лозунгом федерации становится объединение различных видов, стилей боевых искусств, не только не вмешиваясь в национальные особенности развития, но и всячески поощряя их. Затем коммерциализация привела к появлению других федераций и союзов. В России наблюдается аналогичная картина: несколько организаций проводят чемпионаты равного масштаба параллельно или альтернативно друг другу. Япония в конце XIX в. уже пережила нечто подобное когда существовало более 800 школ Джиу-джитсу, и далеко не все из них внесли что-то новое в развитие и совершенствование боевых искусств.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!