Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Как выбрать вид спорта для мальчика: полезные советы. Спорт в жизни ребенка: как определиться с выбором секции

Забота о здоровье сына или дочери - приоритетная задача для родителей. Занятия спортом создают условия для правильного физического развития детей любого возраста, нужно лишь знать, какой вид спорта выбрать и когда лучше начать тренировки. В юном возрасте малыш и сам проявляет повышенный интерес к активному досугу и подвижным играм. Такой возможностью стоит воспользоваться. С раненых лет необходимо привить ребенку любовь к спорту и объяснить роль здорового образа жизни.

Занятия спортом и здоровье детей

Сегодня родителям стоит быть особенно внимательными к подобным вопросам. Спорт - эффективный способ противодействия неблагоприятным факторам, влияющим на здоровье детей. Поэтому его значение в жизни невозможно переоценить. Экология, вредное питание, пассивный образ жизни, заболевания и врожденные патологии - от всех этих явлений родители не смогут защитить свое чадо на 100%. Однако, они могут компенсировать вредное влияние, подготовить и закалить организм.

Физическое развитие детей: нарушения и методы коррекции проблем

Активный досуг и подвижные игры - это не только способ заложить основу здоровья. Занятия спортом в раннем возрасте - это один из методов коррекции нарушений физического развития детей. Лечение многих отклонений включает комплекс специальных упражнений. В первую очередь это относится к патологиям опорно-двигательной системы. Кроме этого, активное времяпрепровождение на свежем воздухе оказывает общеукрепляющее воздействие на юный организм, а также помогает развивать ослабленную сердечно-сосудистую систему. Стоит лишь помнить, что занятия спортом для коррекции проблем физического развития детей и тренировки для оздоровления существенно отличаются. Коррекционные упражнения должен подбирать опытный специалист:

– он оценит текущие показатели физического развития ребенка;
– проведет консультацию для родителей;
– установить безопасную интенсивность и частоту тренировок.

Не стоит усердствовать в данном вопросе, чрезмерный энтузиазм может лишь навредить. Поэтому организацию коррекционных занятий мамам и папам стоит реализовывать только вместе с врачом. Ортопед, дефектолог и педиатр назначат оптимальный курс, опираясь на проверенную информацию и результаты индивидуального обследования.

Особенно актуальны занятия спортом для детей младшего школьного возраста: сбалансированные тренировки помогут решить ряд проблем с физическим развитием:

– дефицит мышечной массы (у мальчиков-подростков);
– избыточный вес;
– искривление позвоночника (кифозы, сколиозы, лордозы);
– коррекция осанки;
– отклонения от норм в развитии формы грудной клетки;
– нарушения координации и двигательных функций, связанные с недостаточностью выносливости и силы;
– слабое развитие гибкости.

Кроме этого, регулярная двигательная активность - это профилактика плоскостопия.

В каком возрасте детям следует начинать заниматься спортом

Стоит сразу сказать, что каких-либо универсальных правил не существует. Возраст начала занятий спортом определяется типом физической активности, а также списком критериев, которые для каждого ребенка индивидуальны. К примеру, плавать в бассейне под присмотром родителей можно уже с девяти месяцев. На секцию художественной гимнастки ребенка можно отдавать с четырехлетнего возраста, а вот начать заниматься фигурным катанием лучше с шести. Такие тренировки, также как акробатика или бальные танцы, потребуют наличия определенной базы. Речь идет не только о выносливости и силе, но и о координации движений.

Как определить, какой вид спорта подходит ребенку?

О физических критериях и требованиях было сказано ранее. Решая, каким видом спорта заняться ребенку, родителям стоит учитывать также темперамент и психоэмоциональные особенности. Открытые, смелые и коммуникабельные дети лучше контактируют с тренером, их можно отправить на фигурное катание, гимнастику или отдать в секцию командных видов спорта. Здесь им придется не только работать сообща со сверстниками, но и четко выполнять требования старших. В таком деле важна дисциплинированность и доверие.

Гиперактивным малышам более полезными окажутся занятия по борьбе. На таких тренировках они научатся контролировать эмоции, концентрировать внимание и станут более организованным. А вот тихому и скромному ребенку лучше выбрать индивидуальные виды спорта - плавание, большой теннис. На таких занятиях малыш получит необходимую физическую нагрузку, а умеренное общение со сверстниками позволит ему постепенно раскрепоститься и стать более общительным. Это рациональнее, чем сваливать на плечи застенчивого малыша ответственность за победу или поражение команды.

Популярные виды спорта для мальчиков

Ребята, как правило, более активные и физически развитые, чем девочки. Энергию мальчика стоит направить в нужное русло и выбрать для регулярных занятий подвижный вид спорта. Универсальным вариантом может стать баскетбол, футбол или хоккей. Такие тренировки не только обеспечат необходимую физическую нагрузку, но и помогут адаптироваться в социальном плане. Командные виды спорта - лучший выбор, если родители хотят, чтобы мальчик приобрел нужные черты характера и развил полезные коммуникативные навыки. Дух соперничества и персональная ответственность, умение работать сообща и следовать инструкциям - такая психологическая практика пригодится будущему мужчине. Кроме этого, групповые тренировки на свежем воздухе и интенсивный бег - отличная основа для формирования здоровой опорно-двигательной и сердечно-сосудистой системы.

Выбирая, каким видом спорта лучше заниматься мальчику, родители должны помнить и о наращивании мышечной массы. У подростка метаболизм ускоряется. Поэтому в период полового созревания понадобятся дополнительные усилия и специальный высокобелковый рацион, чтобы сформировалась атлетическая фигура. Секция по борьбе и плаванье - хорошие выбор для роста необходимой мышечной массы у мальчиков. А вот тяжелая атлетика или походы в тренажерный зал с папой - решение неоднозначное. Педиатры разрешают тренироваться с отягощением только с 10-12 лет, однако, лучше отложить такие занятия еще лет на пять.

Какой вид спорта выбрать для девочки

В этом случае приоритетными задачами являются:

– коррекция веса и формирование фигуры;
– общее укрепление организма;
– развитие грации, гибкости и координации движений.

Исходя из таких целей, лучшие виды спорта для девочек - секция художественной гимнастики, большой теннис, фигурное катание, занятия бальными танцами. Такие тренировки помогут поддерживать физическую форму, а при должном старании станут любимым увлечением или даже карьерой. В категории приятных и полезных хобби, которые потребуют меньше свободного времени, можно выделить: беговые и горные лыжи, плаванье или легкую атлетику. В последнее время большой популярностью пользуется верховая езда - в «пони-клубы» можно записать малышку уже с 4 лет.

Нужно ли заставлять ребенка заниматься спортом

В этом вопросе есть две стороны медали и родителям важно соблюдать баланс. Сегодня появилось множество видов пассивного досуга. Телевидение и Интернет составляют серьезную конкуренцию обычным развлечениям. Поэтому лучше как можно раньше мотивировать ребенка заниматься спортом, заинтересовать его, продемонстрировать пользу активного отдыха. Лучше всего это делать на личном примере и начать с совместной зарядки по утрам. Если пропустить момент, родителям будет непросто в будущем оторвать ребенка от телевизора или видеоигр, чтобы заставить его заниматься спортом.

Если в дошкольном возрасте не стимулировать интерес детей к спорту и не следить за их рационом, то проблемы со здоровьем и физическим развитием практически гарантированы. Любителей пассивного отдыха у компьютера и нездоровой пиши ждет ожирение и сопутствующие эмоционально-психологические трудности.

Но это лишь одна сторона медали. Многие родители в вопросе мотивации перегибают палку. Спорт в детском и подростковом возрасте должен восприниматься ребенком скорее как развлечение. Если превратить тренировки в «каторгу», это вызовет лишь отторжение. Результатом станут серьезные психологические проблемы и разрушенные взаимоотношения с родителями. Не стоит оправдывать свои действия тем, что став профессиональным спортсменом, сын или дочь будут еще благодарить вас за моральный прессинг и настойчивость. Практика показывает, что в такой ситуации дело редко доходит до карьеры. Получив неудачный опыт на старте, подросток бросает ненавистную секцию при первой же возможности.

Спортивная одежда и обувь для занятий спортом

Такая продукция должна соответствовать всем санитарно-гигиеническим нормам, быть удобной. Надежная шнуровка, качественный крой и эргономика - факторы, которые снизят риск травматизма.

Из-за физической нагрузки малыш потеет, поэтому спортивная одежда для детей и подростков должна быть изготовлена из дышащих материалов. Лучше купить вещи из текстиля, в котором преобладают натуральных волокна. Детская обувь для занятий спортом должна обеспечивать хорошее сцепление, а одежда - не стеснять движения.

Лучше избегать мелких декоративных элементов, сложной вышивки и свободных силуэтов. Важно следить и за тем, чтобы спортивная одежда и обувь для ребенка не препятствовали нормальному кровообращению. Кроме этого, вещи должны нравиться малышу. Красивая форма и новые кроссовки могут стать наградой за успехи или хорошей мотивацией продолжать тренировки.

Медики говорят, что именно в дошкольном возрасте закладывается здоровье ребенка. Если ребенок детсадовского возраста будет закаляться, получать и активно двигаться, то к школе он подойдет здоровым, выносливым, с крепким иммунитетом. Поэтому двигательная активность дошкольника и младшего школьника – это необходимость, и позаботиться об этом должны не только детсад и школа, но и родители.

Многие родители считают, что малышу спорт не нужен. Подрастет – и будет заниматься. Действительно, ребенку необязательно заниматься спортом, но двигаться он должен много. К сожалению, современные дети слишком нагружены интеллектуальными занятиями, и на движение остается совсем мало времени. Различные секции и оздоровительно-физкультурные группы – это прекрасная возможность обеспечить ребенку достаточную двигательную активность.


Занятия спортом в раннем возрасте не только положительно влияют на здоровье ребенка в будущем, но и дисциплинируют его, закаляют характер, учат быть ответственным, смелым и сильным не только телом, но и духом.

Итак, физические занятия дошкольникам и младшим школьникам просто необходимы. Понимая это, вы хотите отдать ребенка в спортивную секцию. Но не знаете, какой вид спорта выбрать для ребенка? В какую секцию его отдать? Для начала давайте разберемся с тем, какую пользу дают разные виды спорта.

Как выбрать вид спорта для ребенка? Польза различных видов спорта

Выбираем вид спорта для ребенка: бассейн. Плавание не только развивает все группы мышц и учит выносливости. Пребывание в воде действует успокаивающе на психику. Поэтому гиперактивных детей рекомендуется приводить в бассейн.

Выбираем вид спорта для ребенка: командные игры. Игры рекомендуются как очень общительным детям (в команде они будут чувствовать себя как рыба в воде ), так и застенчивым, не умеющим общаться детишкам (игра в команде привьет ребенку коммуникативные навыки, научит дружить, отвечать не только за себя, но и за команду ).

Вообще, командные игры очень полезны для психологического развития детей. И, конечно, для физического. Выбирать конкретный командный спорт для вашего ребенка нужно в зависимости от его личных пожеланий, а также от способностей и физических данных.

Так, например, в баскетболе и волейболе успеха добиваются в основном только высокие игроки. В футболе важно умение быстро и долго бегать. В хоккее – физическая сила и хорошая координация. В водном поло – любовь к воде и умение плавать.

Недостаток спортивных игр – высокий уровень травматизма, без которого, впрочем, не обходится ни один вид спорта. Многое здесь зависит от опытности тренера.

Выбираем вид спорта для ребенка: легкая атлетика. Бег формирует выносливость и развивает все группы мышц. Прыжки требуют наличия некоторых способностей, но в целом необходим высокий уровень физической подготовки, поэтому прыгуны всегда находятся в отличной форме.

Детям с плоскостопием заниматься бегом нельзя. Но даже здоровые стопы у бегунов могут деформироваться. Однако мы говорим не о профессиональном спорте (пока), а о занятиях ради здоровья, поэтому если ваш ребенок здоров, опасаться, что занятия принесут ему вред, не стоит.

Выбираем вид спорта для ребенка: гимнастика. Спортивная гимнастика способствует гармоничному развитию тела и формированию красивой фигуры – как у девочек, так и у мальчиков. Дети, увлеченные спортивной гимнастикой, становятся очень сильными физически. Поэтому можно привести в гимнастическую секцию детей слабеньких или склонных к образованию лишнего веса. Занятия гимнастикой помогут преодолеть эту склонность и набраться сил.

Художественная гимнастика делает фигуры девочек изящными и грациозными. У девочек улучшается , укрепляются мышцы, развивается координация. Но стоит учесть, что успехов в художественной гимнастике добиваются девочки с особым строением тела – высокие, худощавые, с длинными конечностями и врожденной гибкостью.

Однако это вовсе не значит, что маленькая пышечка не получит от занятий гимнастикой никакого результата! Занятия будут полезны любой девочке. Если вы сразу настроитесь на то, что вам важны не достижения, а здоровье и гармоничное развитие, то и огорчений в будущем не будет. Важно дать такой настрой и девочке. Никто не знает, что преподнесет нам судьба – быть может, девочка, вопреки своим «неподходящим» данным, станет олимпийской чемпионкой в этом виде спорта!

Выбираем вид спорта для ребенка: лыжи. Занятия на лыжах способствуют развитию выносливости, силы, координации. Лыжный спорт тренирует сердце и закаляет организм. Рекомендуется заниматься на лыжах часто простужающимся детям. Занятия на свежем воздухе полезны всем детям без исключения!

Выбираем вид спорта для ребенка: боевые искусства. Эти виды спорта учат детей постоять за себя, а это иногда очень дорогого стоит. Гиперактивные и агрессивные дети, занимаясь боевыми искусствами, становятся спокойнее и сдержаннее. Боевые искусства закаляют характер и делают детей психологически сильными. Им легче справляться со стрессами.

Итак, мы перечислили, в чем польза самых популярных видов спорта. Стоит учесть эту информацию, выбирая секцию для ребенка . Но этого недостаточно. Что еще поможет сделать правильный выбор?

1. Не ведите туда, где поближе. Веди туда, где ребенку будет нравиться. Часто родители выбирают секцию поближе к дому: если рядом с домом бассейн – ребенок будет ходить в бассейн, если каток – значит, будет фигуристом, конькобежцем или лыжником. Но это неправильный подход, хоть и очень удобный.

Нужно выбирать вид спорта вместе с ребенком. Если он еще маленький и знает не все виды спорта, познакомьте его с ними. Покажите картинки и видео из интернета, расскажите правила, объясните, чем каждый из видов спорта полезен и интересен. Ребенок обязательно выскажет свои пожелания, и уже вместе вы определитесь – куда идти. Если есть возможность, можно выбрать два разных занятия: то, которому отдал предпочтение ребенок, и то, которое проводится близко к дому. Попробовав и там, и там, ребенок окончательно определится – либо останется в одном месте, либо будет заниматься обоими видами спорта.

2. Сначала – к врачу. Прежде чем отвести ребенка в физкультурно-оздоровительный комплекс или в бассейн, посетите вместе с ним доктора – педиатра или врача ЛФК. Врач подскажет вам, подходят ли ребенку выбранные виды спорта. Если вы еще не определились с выбором, врач поможет сделать это. Он подскажет, какие именно занятия более всего нужны вашему ребенку. А какие-то, возможно, будут противопоказаны и принесут вред. Без консультации врача не торопитесь погружать ребенка в мир спорта.

3. Познакомьтесь с тренером. Очень важна и психологическая атмосфера, в которой окажется ребенок. Написав заявление на имя директора, не спешите уходить. Познакомьтесь с тренером, поговорите с ним. Подумайте – будет ли ребенку комфортно под руководством этого человека?

Поприсутствуйте, если это возможно, на паре-тройке первых занятий вашего ребенка. Оцените методику тренера – подходит ли она вашему ребенку. Не стесняйтесь задавать вопросы и не бойтесь «менять лошадей на переправе» — это ваш ребенок, и вы обязаны заботиться о его здоровье и комфорте. Если тренер вас не устраивает, поищите такую же секцию в другом месте.

Не настраивайте ребенка сразу на высокие достижения. Главное – здоровье и гармоничное развитие. Если все пойдет хорошо и ребенку будет интересен спорт – он сам захочет чего-то достичь. Ключевое слово – «сам». Если же его изначально мотивировать на большой спорт, это может вызвать чувство неуверенности в себе, страх не справиться и подвести родителей, не оправдав их ожиданий.

Кроме того, сложные тренировки в раннем возрасте могут оказаться чреватыми. Измученные тренировками, многие дети рано или поздно категорически отказываются от спорта. Зато те, кого не заставляли, а мягко мотивировали на занятия ради здоровья, увлекаются и продолжают заниматься и поддерживать форму всю жизнь.

Эта статья подходит к проблеме с научной точки зрения и уделяет внимание таким темам, как физические качества ребенка и их сенситивные периоды, специализация и мультиспортивная стратегия, спортивная генетика. Однако некоторые проблемы в выборе спорта для ребенка останутся за рамками данной статьи.

Так один из таких вопросов касается здоровья ребенка. Если ребенок имеет какие-то патологии развития, врожденные или хронические заболевания, то в вопросе выбора вида спорта необходима консультация специалиста.

Если у ребенка имеется лишний вес или ожирение, то прежде чем задумываться о занятиях спортом, нужно привести индекс массы тела к более-менее нормальным показателям. Некоторые родители, отдавая полного ребенка в спортивную секцию, думают, что они решают проблему лишнего веса. Но это не решение проблемы, а попытка переложить ответственность на кого-то другого. Кроме родителей, эту проблему кому-либо другому решить будет очень затруднительно. Надеяться на сознательность ребенка пока не приходится. Не редко схожая ситуация наблюдается при нарушеной осанке - родители думают, что отдав ребенка в плавание или гимнастику, все исправится. Это возможно, если ребенок попадет к хорошему тренеру, который по совместительству еще и врач лечебной физкультуры. Но все же мы рекомендовали бы не полагаться на случай, а делать осознанный выбор в пользу квалифицированных врачей и целенаправленного решения конкретной проблемы.

Здоровье или золото?

Первый и самый главный вопрос, который должен задать себе каждый родитель, когда он только начинает задумываться о приобщении своего ребенка к спорту - это цель занятий вашего ребенка спортом. Зачем вы отдаете ребенка в спортивную секцию и что ожидаете получить в результате? И вы должны ответить на этот вопрос для себя честно, поскольку от этого зависит ваша дальнейшая стратегия и ее успешность. Цели могут быть разные. Одна из них - высшие спортивные достижения, т.е. победа на Олимпийских играх и/или успешная профессиональная спортивная карьера футболиста/хоккеиста/теннисиста, которая обеспечит безбедную жизнь как самому спортсмену, так и его родителям. Для других родителей целью может быть престиж. В их окружении им может быть приятно похвастаться, что их сын занимается хоккеем, дзюдо или футболом, а дочь - художественной гимнастикой, фигурным катанием или большим теннисом. Золотые медали в этом случае тоже приветствуются, но о высших спортивных достижениях речь может не идти, однако при хороших спортивных успехах цели у родителей могут поменяться на вариант, рассмотренный выше. Однако самая распространенная цель - это физическое развитие ребенка, красота и укрепление его здоровья. Еще одна цель, которая успешно сочетается с предыдущей - это приобретение ребенком полезных умений и навыков, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни, как то навыки самообороны, самостраховки при падении, умение бегать, плавать, танцевать, прыгать сальто и садиться на шпагат, поднимать штангу, кататься на горных лыжах/коньках/сноуборде и еще много чего, что может пригодиться в обычной жизни. Также многие родители надеятся, что спорт поможет в приобретении таких полезных психологических качеств, как смелость, целеустремленность, сила воли и воля к победе, улучшит социализацию ребенка и даст возможность приобрести новых друзей. Мы не претендуем на полноту и возможно существуют и другие цели, однако в данной статье мы затронем в основном самую популярную - спорт для здоровья и постараемся предложить оптимальную стратегию для достижения этой цели. Спорта высших достижений мы коснемся в конце этой статьи.

Спортивная специализация

«Сегодня принято начинать раннюю, слишком раннюю специализацию: в фигурном катании, в хоккее. Тренеры поумнее, те, кто знает детскую физиологию, уделяют большое время ОФП. Но не все. С другой стороны, есть еще родители, которые в большинстве своем вообще в этом ничего не понимают и только видят, что ребенка отдали в хоккей, а он, вместо того чтобы шайбу по льду гонять, какими-то упражнениями в зале занимается. Но это самый правильный путь в спорт. Я считаю, что в любом спорте первый год необходимо посвящать ОФП плюс мягкому вхождению в спорт, знакомству с ним. Думаю, с этим могут поспорить тренеры, занимающиеся ранним введением детей в спорт. Но за границей, если сравнивать, спортом начинают заниматься не столь рано, как у нас. А результаты не хуже.»
Светлана Журова , Олимпийская чемпионка в беге на коньках.

Спортивная специализация заключается в том, что из многих видов спорта спортсмен избирает один, на котором сосредотачиваются все его усилия с целью достижения наибольшего прогресса и наивысшего результата. Кажется, что современное развитие спорта вынуждает рано начинать систематические тренировки. Спортсмены некоторых стран любой ценой хотят участвовать в спортивной гонке и порой наблюдается стремление к возможно более ранней спортивной специализации. В России в некоторые секции плавания, гимнастики, фигурного катания, футбола, хоккея принимают детей с 4-6 лет, единоборствами начинают заниматься с 7-10 лет. Но как отличить раннюю специализацию от общей физической подготовки, которая почти всегда специализирована под конкретный вид спорта? Врач и тренер, один из авторов журнала Федерации спортивной гимнастики России Олег Васильев пишет следующее: «Если вы хотите просто приобщить ребенка к физической активности и спорту, то вполне достаточно занятий два раза в неделю. И уже за пару месяцев мышечный корсет окрепнет, ребенок станет более подтянутым, координированным, научится базовым гимнастическим и акробатическим элементам, которые останутся с ним на долгие годы. Особенно это касается навыков страховки и падений. Но если целью является спортивный результат, то тренироваться придется каждый день, кроме одного выходного. И на этот режим выходят уже дошкольники ».

Однако исследования не подтверждают тезиса о целесообразности ранней специализации. Анализируя возраст успешных борцов, тренировавшихся в разных видах единоборств, исследователи установили, что успеха достигали чаще всего спортсмены, начавшие систематические тренировки относительно поздно. Большинство борцов классического и вольного стилей начинали занятия этими видами спорта в возрасте старше 13 лет. Похожая тенденция наблюдалась у лучших спортсменов-дзюдоистов. Многие из них начинали тренировочные занятия в возрасте 10-14 лет и только единицы (около 9%) - раньше. Довольно большое число лучших спортсменов мира начинали систематические тренировки в возрасте старше 15 лет. Результаты подтверждают тезис: слишком раннее начало тренировок по борьбе неблагоприятно. Здесь применяется римский принцип: «Торопись медленно». Возможно, что более позднее начало систематических тренировок является специфической биологической охраной борцов и позволяет им в дальнейшем в течение многих лет достигать успехов на высших уровнях.

Не менее интересный материал получен при анализе возраста и стажа ведущих спортсменок Польши, занимающихся художественной гимнастикой. Для достижения 1-го разряда по этому виду спорта требовалось 3 года тренировок, а оптимальный возраст начала систематических занятий приходился на 11-12-й годы жизни. Девочкам, начинающим заниматься гимнастикой в 8 лет, требовалось 5,4 года, а в 11 и 12 лет - только 3 года. Понижающаяся зависимость между возрастом и количеством лет, необходимых для получения 1-го спортивного разряда, кажется, подсказывает: тренировочные занятия конкретным видом спорта надо начинать не как можно раньше (такая тенденция еще действует), а в наиболее оптимальном возрасте.

Существует общепринятое мнение о необходимости очень раннего начала систематических тренировок в спортивной гимнастике. Проведенные на ведущих гимнастах 9 стран исследования свидетельствуют о том, что они начинали тренировки в разном возрасте. Польские гимнасты чаще всего начинали систематически тренироваться в возрасте 9-11 лет, а спортсмены 8 европейских стран - в 7-11 лет (некоторые значительно позже, даже в 14-15 лет).

Результаты научных исследований, проведенные за последние два десятилетия, не подтверждают мнения о целенаправленности начала тренировок во все более молодом возрасте, а также показывают, что ранняя специализация в спорте несет в себе большие риски . Тенденция к снижению возраста начала систематических тренировок не находит подтверждения также в биосоциальных условиях. Она противоречит идее «спорт для детей» и является выдумкой людей, стремящихся к успеху всеми средствами. Осуществление таких идей на практике связано с экспериментами и подвергает детей опасности потери здоровья и снижает вероятность достижения высоких спортивных результатов.

Таким образом какую бы цель вы не преследовали, будь то укрепление здоровья и гармоничное физическое развитие или высшие спортивные результаты, ранняя спортивная специализация не рекомендуется. Самой правильной стратегией будет разностороннее спортивное развитие , с определением специализации к окончанию школы. Данная стратегия включает не один, а несколько видов спорта на разных этапах развития ребенка (мультиспортивная стратегия). Это также поможет ребенку овладеть большим количеством полезных в жизни умений и навыков. В вопросе определения наиболее эффективной последовательности видов спорта в процессе взросления ребенка мы рекомендуем придерживаться так называемых сенситивных периодов.

Сенситивные периоды
Рис. 1 - Сенситивные периоды у мальчиков и девочек по отношению к биологическому и хронологическому возрасту (среднестатистические данные). (Balyi & Way, 2014)
Кривые красного и синего цветов показывают средние темпы бурного подросткового роста (ежегодный прирост в сантиметрах), который характеризует биологический возраст ребенка. Физические качества, обведенные пунктирными линиями, позиционируются относительно этих кривых, а стрелки указывают на то, что они должны смещаться вслед за кривой. Для качеств, обведенных сплошной линией (гибкость и быстрота), такие данные отсутствуют, поэтому они привязаны только к хронологическому возрасту, отложенному по горизонтальной оси. PHV (peak height velocity) - максимум ростового скачка.

Организм человека развивается неравномерно (гетерохромно). У ребенка есть особые чувствительные этапы развития, в которых отдельные физические качества развиваются лучше, чем в другие. Их называют сенситивными. Если в эти временные периоды оказать целенаправленное воздействие, то эффект будет значительно выше, чем в другие периоды. Опыт, пережитый на протяжении сенситивного периода, оказывает особенно сильное или долговременное воздействие на формирование связей в мозге.

Но почему существуют эти периоды? Почему бы им не тянуться всю жизнь? Этому существует нейро-физиологическое объяснение. Человеческий мозг использует 17% от энергии получаемой организмом. Это самый высокий показатель среди живых существ. Но это ничто по сравнению с энергетическими затратами на развитие детского мозга. Мозг пятилетнего ребенка потребляет половину необходимой организму энергии. Большую часть этой энергии потребляют синапсы, поэтому поддержание дополнительных синаптических связей обходится недешево. Сенситивный период характеризуется наличием максимального числа таких связей в том отделе мозга, который отвечает за то или иное физическое качество. По прошествии сенситивного периода, с целью экономии энергии, большая часть этих связей пропадает. Однако синапсы нейронов, которые чаще активируются, с большей вероятностью будут сохраняться и укрепляться.

Периоды максимального потребления энергии мозгом приходятся на возраст до 6 лет и связаны с развитием таких жизненно важных качеств, как зрение, восприятие, речь. Сенситивные периоды физических качеств начинаются с 7 лет, когда количество энергии, потребляемой мозгом, начинает снижаться, последовательно достигая «взрослых» уровней в разных участках мозга по мере их созревания. Этот процесс завершается в возрасте от 16 до 18 лет. В дальнейшем архитектура мозга будет меньше поддаваться модификации, либо потому, что дополнительные аксоны и синапсы больше недоступны, либо потому, что биохимические проводящие пути, определяющие активность синапсов, изменяются с возрастом.

В прошлом веке многие исследования определяли сенситивные периоды относительно хронологического возраста ребенка. Поэтому данные по сенситивным периодам сильно различаются. Некоторые источники вообще ушли от попытки привязать сенситивные периоды к возрасту ребенка с точностью до года. Сегодня ученые пришли к пониманию, что хронологический возраст плохой критерий, потому что все дети созревают в разном темпе. Поэтому стали опираться на биологический возраст ребенка, который определяется такими критериями созревания, как начало ростового скачка, максимум ростового скачка (PHV - peak height velocity), степень окостенения костных тканей (процентное отношение хрящевой ткани к костной), менархе

у девочек (см. рисунок 1). Современные исследования сенситивных периодов таких физических качеств, как сила, выносливость и координация уже делаются не по отношению к хронологическому возрасту, а относительно критериев созревания, главным из которых является PHV - максимум ростового скачка. Речь идет о ежегодной прибавке в росте ребенка (сантиметров в год). В среднем у девочек PHV приходится на 12 лет, а у мальчиков на 14 лет. Однако другие физические качества, такие как гибкость и быстрота по прежнему не имеют исследований относительно биологического возраста и мы вынуждены опираться на старые данные по хронологическому возрасту. Чтобы читателю было проще ориентироваться, мы рассмотрим физические качества и соответствующие им виды спорта согласно следованию сенситивных периодов. Физические качества ребенка

При анализе физических данных ребенка следует обратить внимание на его телосложение. Выделяют три основных типа телосложения:
Торакальный (грудной, эктоморфный). Характерные особенности: фигура худощавая, кости узкие, плечи чуть шире бедер, руки и ноги длинные. Сильные качества - выносливость. Слабые качества – физическая сила.
Мышечный (мускульный, мезоморфный). Характерные особенности: фигура атлетическая, кости широкие, плечи широкие, руки и ноги средней длины. Это средний тип, в котором сила и выносливость гармонично сочетаются.
Дигестивный (брюшной, эндоморфный). Характерные особенности: фигура коренастая, кости широкие, плечи не шире бедер, руки и ноги короткие. Сильные качества – физическая сила. Слабые качества – выносливость.

Кроме того, существуют такие физические качества, которые в телосложении никак не проявляются: быстрота, гибкость, координация.
Родителям так же стоит обратить внимание на свои физические качества и развитие скелета (костей, сухожилий и суставов). Все это имеет прямое отношение к вашему ребенку и должно быть учтено в выборе вида спорта.
Тип телосложения не накладывает ограничений на выбор вида спорта, однако лимитирует в достижении высших спортивных результатов. Мышечный тип телосложения хорошо подходит для всех видов спорта. Торакальному типу следует отдавать предпочтение циклическим видам спорта, сложно-координационным видам, а также спортивным играм и многоборьям. Дигестивному типу следует выбирать тяжелоатлетические виды спорта и единоборства.

Все виды спорта можно разделить на те, где развитие одного из физических качеств достигает крайней степени, и на те, где происходит комплексное, разностороннее развитие всех этих качеств в умеренной степени. К последним относятся игровые виды спорта, единоборства и многоборья.

«10 лет я отзанималась спортивной гимнастикой. Получив в 15 лет звание мастера спорта я почувствовала, что в гимнастике достигла пика. Тогда тренер предложил попробовать себя в прыжках с шестом. Хотя, конечно, нужно серьезно заниматься лет с 10-11, но так как у меня была определенная подготовка, то все получилось. На моем примере можно подтвердить тезис, что гимнастика – ключ ко всем видам спорта. Я всем говорю: "Не знаете, в какую секцию записать ребенка, – отдавайте в спортивную гимнастику". Там можно заложить отличную базу: подкачка, растяжка…»
Елена Исинбаева , Двукратная Олимпийская чемпионка по прыжкам с шестом.

Гибкость
Гибкость развивается абсолютно во всех видах спорта, как элемент общефизической подготовки. Растяжка мышц необходима, как профилактика спортивных травм. Но особые (предельные) требования к гибкости предъявляются в тех видах спорта, где судьями субъективно оценивается эстетика действий спортсмена: гимнастика, акробатика, фигурное катание, синхронное плавание, спортивные танцы, фристайл. В этих видах спорта гибкость непосредственно связана со сложной координацией движений. Хотя гибкость никак не выражается в телосложении, заметить ее можно уже с первых лет жизни ребенка.
Сенситивный период для развития гибкости: с 6 до 12 лет.

Координация и баланс
Наибольший эффект в воспитании координации обеспечивают такие сложно-координационные виды спорта, какими являются спортивная акробатика, спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду, прыжки на батуте, прыжки на лыжах, слалом, фристайл, фигурное катание, маунтинбайк и BMX. Все эти виды предъявляют значительные требования к подготовке нервно-мышечного и вестибулярного аппарата. Фундамент сложно-координационных движений закладывается в детском возрасте и требует многолетней регулярной систематической тренировки.
Сенситивный период для развития координации длится до начала ростового скачка: с 7 до 12 лет.

Быстрота
Быстрота - способность выполнять двигательные действия в минимальное время. Развитие скорости целостных движений связано с совершенствованием других физических качеств и техники. Быстрота и скорость - различные характеристики моторной функции человека. Быстрота движений является генеральным свойством центральной нервной системы, проявляющимся в двигательных реакциях и движениях с ненагруженными конечностями. Скорость - это конечная характеристика спортивного движения. В спринтерских дистанциях в беге, коньках, велоспорте, плавании быстрота мышечного сокращения играет свою роль, но не является определяющей. В других видах (хоккей, бокс, карате, фехтование) быстрота мышечного сокращения является ключевым, но не единственным необходимым качеством. Кроме того, в этих видах это качество непосредственно связано со скоростью реакции. Наибольший прирост быстроты в результате тренировки наблюдается у детей от 9 до 12 лет, а максимальные значения достигаются в 14-15 лет.

Выносливость
Выносливость - это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. Выносливость базируется на развитии кардио-респираторной системы (сердца, крови и легких), поэтому развитие выносливости - это еще и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний в будущем. К видам спорта, требующим от спортсменов большой выносливости, можно отнести все циклические виды спорта, в которых физическая нагрузка продолжается сравнительно продолжительное время: стайерские и марафонские дистанции в беге, спортивной ходьбе, велоспорте, лыжных гонках и биатлоне, плавании, конькобежном спорте, спортивном ориентировании, триатлоне и декатлоне. Приступая к тренировкам в этих видах спорта, надо сразу же настроиться на большую и тяжелую работу, связанную с воспитанием способности волевого противостояния утомлению (терпения) не только в ходе соревновательной, но и тренировочной деятельности. В соответствии с предъявляемыми требованиями, у молодых спортсменов этих видов спорта в первую очередь развивается общая выносливость и незаурядная сила воли.
Сенситивный период для развития выносливости начинается вместе с началом ростового скачка (см. рисунок 1). Сенситивный период для аэробной емкости длится до момента наступления максимума ростового скачка (PHV). Для аэробной мощности сенситивный период наоборот наступает после PHV до самого спада темпов роста.

Сила
Сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему мышечным напряжением. Силовые способности делятся на несколько видов, наиболее важными из которых является максимальная сила и взрывная сила, как подтип скоростно-силовых возможностей, характеризуемая максимальной мощностью. Именно максимальная мощность наиболее востребована в большинстве видов спорта - в легкоатлетических метаниях (копья, диска, молота), толкании ядра, прыжках, в тяжелой атлетике, в различных видах борьбы. В спринтерских дистанциях в беге, коньках, лыжах, велоспорте, плавании. Медленная (изотоническая) и статическая сила требуются в спортивной гимнастике, в скалолазании. Сенситивный период для развития силы начинается после максимума ростового скачка: с 12 до 17 лет.

Единоборства, игровые виды спорта, многоборья

В группу единоборств входят бокс, кикбоксинг, борьба (классическая, вольная, самбо, дзюдо), восточные и национальные виды единоборств (карате, кудо, ушу, тхэквандо, тайский бокс, бразильское джау-джицу и др.), фехтование. Для этой группы видов спорта характерно непосредственное контактное противодействие спортсменов-соперников. Поединки - это физическое и психологическое противостояние, которое требует активного проявления волевых качеств, инициативности, самообладания. В процессе спортивного совершенствования развиваются общая и специальная выносливость, силовые качества основных групп мышц и их быстрота, в особенности в ударных единоборствах, повышается эффективность и продуктивность сенсорно-моторных процессов, в том числе скорость реакции. Спортивные единоборства развивают уверенность в себе, дают основные навыки самообороны. Все виды ударных единоборств имеют прикладное значение во всех силовых структурах.

Спортивное совершенствование в игровых дисциплинах способствует гармоничному воспитанию у занимающихся всех основных физических качеств. Под влиянием систематических занятий игровыми видами спорта улучшаются функции вестибулярного аппарата, координации и баланса и лучше переносятся быстрые изменения положения тела, совершенствуется точность движений, развивается переферическое зрение, повышается способность различия пространственных восприятий. Командные игровые виды спорта особенно способствуют воспитанию таких положительных свойств и черт характера, как умение работать в команде, взаимопомощь, сознательная дисциплина. Кроме того игровые виды спорта способствуют развитию внимания, памяти и мышления.

Многоборья оказывают разностороннее воздействие, требуют хорошей психофизической подготовленности, прививают спортсменам навыки рационального расходования сил и времени на различные виды деятельности, воспитывают у них дисциплинированность, трудолюбие, настойчивость.

Возраст ребенка

Российские госстандарты в своих возрастных нормах приема детей в спортивные секции так же опираются на сенситивные периоды. До 2014 года существовал СанПин 2.4.4.1251-03, где в Приложении 2 была таблица Минимального возраста зачисления детей в спортивные школы по видам спорта. Но 4 июля 2014 г. он утратил силу и вступил в действие новый СанПиН 2.4.4.3172-14 N 41, где этой таблицы нет. Нормативы по минимальному возрасту детей для зачисления в спортивные секции перекочевали в Федеральные стандарты спортивной подготовки от Министерства Спорта РФ . По каждому виду спорта свой документ. Мы просмотрели все стандарты и составили сводную таблицу, как в старом СанПине, с минимальными возрастами зачисления детей в группы начальной подготовки.

Минимальный возраст зачисления детей в группы начальной подготовки
Возраст Виды спорта
6 Спортивная гимнастика (девочки), Акробатика (девочки), Художественная гимнастика, Фигурное катание, Велоспорт-BMХ
7 Воднолыжный, Спортивная гимнастика (мальчики), Прыжки в воду, Синхронное плавание, Фристайл, Настольный теннис, Плавание, Теннис, Акробатика (мальчики), Прыжки на батуте, Спортивные танцы, Аэробика, Дартс, Шейпинг, Шахматы, Шашки, Ушу
8 Горнолыжный, Сноуборд, Баскетбол, Футбол, Бадминтон, Спортивное ориентирование, Спортивный туризм, Гольф, Керлинг
9 Биатлон, Легкая атлетика, Прыжки на лыжах, Парусный спорт, Бейсбол, Водное поло, Волейбол, Гандбол, Конькобежный, Лыжные гонки, Шорт-трек, Регби, Софтбол, Хоккей с шайбой, Хоккей с мячом, Хоккей на траве, Тхэквондо, Фехтование
10 Велоспорт, Конный спорт, Современное пятиборье, Санный спорт, Стрельба пулевая, Бокс, Борьба вольная, Борьба греко-римская, Гребля академическая, Гребля на байдарках и каноэ, Дзюдо, Тяжелая атлетика, Альпинизм, Буерный спорт, Гребной слалом, Натурбан, Полиатлон, Триатлон, Современное пятиборье, Армреслинг, Гиревой, Каратэ-до, Кекусенкай, Скалолазание, Стрельба из арбалета, Кикбоксинг, Контактное каратэ, Пауэрлифтинг, Самбо, Рукопашный бой
11 Стрельба из лука, Стендовая стрельба
12 Бобслей

Однако следует сделать одно важное замечание - представленные в таблице цифры не означают, что до указанного возраста можно ничего не делать. Обратите внимание, что в стандартах приведены нормативы общей и специальной физической подготовки для зачисления в группы начальной подготовки. Например по стандарту в группу начальной подготовки по спортивной гимнастике мальчик может быть зачислен с 7 лет. Но для того, чтобы его зачислили он должен выполнить следующие упражнения:

  • Челночный бег 2x10 м (не более 7,1 с)
  • Бег 20 м (не более 4,7 с)
  • Прыжок в длину с места (не менее 130 см)
  • Подтягивание из виса на перекладине (не менее 5 раз)
  • Сгибание-разгибание рук в упоре на параллельных гимнастических скамейках (не менее 8 раз)
  • Поднимание ног из виса на гимнастической стенке в положение «угол» (не менее 5 раз)
  • Удержание положения «угол» в висе на гимнастической стенке (не менее 5 с)
  • Исходное положение - сед, ноги вместе Наклон вперед, Фиксация положения 5 счетов
  • Упражнение «мост» из положения лежа на спине (расстояние от стоп до пальцев рук не более 30 см, фиксация 5 с)
  • Обязательная техническая программа
Очевидно, что без специальной подготовки этот комплекс не выполнит ни один ребенок. Следовательно заниматься он должен начать с 5-6 летнего возраста в группах ОФП по спортивной гимнастике, цель которых - подготовить ребенка к сдаче этих нормативов.

Психологические качества ребенка

Если ваша цель здоровье и гармоничное развитие вашего ребенка, то в выборе спорта по психологическим качествам можно отталкиваться от обратного. Если ваш ребенок интроверт, замкнут и неуверен в себе, необщителен или чрезмерно чувствителен к мнению окружающих, то командные игровые виды спорта помогут ему раскрыться и стать более общительным. Различные виды единоборств так же предполагают умение находить общий язык с партнерами по команде, тогда как в циклических видах спорта, особенно в велоспорте, плавании, триатлоне на общение совсем нет времени. Эти виды спорта предполагают длительную монотонную работу в одиночестве, поэтому лучше подойдут гиперактивным детям, которые легко отвлекаются от работы и с трудом могут усидеть на месте. Циклические виды помогут им стать более спокойными, дисциплинированными, воспитают силу воли и терпение.

Высшие спортивные достижения

Канадский журналист и социолог Малкольм Гладуэлл проанализировал ряд исследований в области искусства и спорта и вывел правило 10000 часов и 10 лет. В своей книге «Гении и аутсайдеры» он пишет следующее: «Из многочисленных исследований вырисовывается следующая картина: о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики. Кого ни возьми - композиторов, баскетболистов, писателей, конькобежцев, пианистов, шахматистов, отпетых уголовников и так далее, - это число встречается с удивительной регулярностью. Десять тысяч часов - примерно три часа практики в день, или двадцать часов в неделю на протяжении десяти лет. Это, разумеется, не объясняет, почему одним людям занятия идут на пользу больше, чем другим. Но пока еще никому не встретился случай, когда высочайший уровень мастерства достигался бы за меньшее время. Складывается впечатление, что ровно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию».

Однако будущего чемпиона на этом долгом пути ждет масса препятствий, которые могут не позволить ему завершить свой путь, длиной в 10000 часов. Это в первую очередь травмы, проблемы со здоровьем иного характера, психологические проблемы и ряд других. Поэтому выбирая целью высшие спортивные достижения родители должны со всей ответственностью подумать и взять на себя все риски, связанные с достижением этой цели. Например в Канаде, родине хоккея с шайбой, лишь 1 ребенок из 4000 (0,025%) хоть когда-нибудь попадет в НХЛ и при этом лишь 5 из 4000 (0,1%) юных хоккеистов в будущем получат высшее спортивное образование. Всестороннее тестирование и определение сильных сторон вашего ребенка позволить снизить вероятность ошибки, цена которой достаточно высока.

Если вы осознано решили вырастить будущего мирового чемпиона, то должны понимать, что успеха на мировой арене без таланта не добиться. В начале прошлого века, когда конкуренция в спорте была низка, стать чемпионом можно было только за счет «пахоты» на тренировках. И сейчас фактор труда никто не отменял, но надо понимать, что на одно место олимпийского чемпиона претендуют миллионы занимающихся данным видом спорта, и все они на тренировках не бьют баклуши. Следовательно, в дело вступают гены, до 70% определяющие будущего чемпиона в личных видах спорта, и до 50% – в командных видах спорта. Сочетание идеальных генетических параметров, указывающих на развитие физических и психических качеств и способно предопределить появление чемпиона в том или ином виде спорта.

Тренеры и спортивные ученые давно заметили, что родители спортсменов высокого класса обычно более развиты и физически, и функционально, чем другие окружающие их люди, и часто имеют опыт в спорте высших достижений. Ребенок в семье, где один из родителей серьезно занимался спортом, на 50% предрасположен к тому, чтобы стать выдающимся спортсменом. При условии, что оба родителя профессионально занимались примерно одним и тем же спортом, вероятность того, что их ребенок будет успешным в спорте повышается до 75%.

Генетика спорта
Эпигенетика

Активность многих генов, которые влияют на поведение, зависит от внешних обстоятельств, поэтому наследственность вашего ребенка не программирует его судьбу. В ответ на различные воздействия окружающей среды организм осуществляет так называемые эпигенетические модификации, которые могут заблокировать или разблокировать участок ДНК, производя химические изменения (метилирование), так что белок, закодированный в этом гене, не может образоваться или наоборот начинает образовываться. При копировании ДНК в процессе клеточного деления копируются также эпигенетические модификации, поэтому все следующие поколения клеток сохраняют эту информацию. Эти изменения могут быть даже переданы по наследству. Таким образом, жизненный опыт может преобразоваться в постоянную генную модификацию.
Так например, питание в дородовом и на ранних стадиях послеродового периода может повлиять на жировой метаболизм ребенка и риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, диабета 2-го типа, тучности и рака в зрелом возрасте. Мы осмелимся выдвинуть предположение, что сенситивные периоды также имеют эпигеномную природу. Это значит, что выдающиеся физические качества хотя и могут быть запрограммированы в геноме, но изменение активности вовлеченных в них генов происходит по средствам внешнего влияния. Иными словами генетический талант вашего ребенка необходимо активировать в определенный сенситивный период, иначе "гениальные гены" могут покрыться "ржавчиной" и уже не проснуться.

С помощью современного генетического анализа можно понять, к занятиям каким видом спорта предрасположен ваш ребенок. По мнению специалистов, каждый здоровый молодой человек способен достичь уровня I взрослого спортивного разряда, как минимум, если была верно определена его генетическая предрасположенность к виду спорта. Сегодня генетические технологии достигли такого уровня, что такой анализ стал доступен всем желающим.

На даный момент открыто более 50 генетических маркеров, по которым оценивают четыре физических качества (сила, быстрота, выносливость и мышечная масса) и предрасположенность человека к некоторым заболеваниям и патологиям развития, обусловленных повышенной физической нагрузкой. Анализ позволяет с определенной долей вероятности оценивать людей по степени предрасположенности к различным видам двигательной деятельности и исходя из этого рекомендовать тот или иной вид спорта.

Любой генетический анализ является сравнительным. В нашей стране он делается именно для российской популяции. Для определения верхнего уровня были проведены исследования в группе элитных российских спортсменов из разных видов спорта. Для определения среднего уровня рассчитан средний бал для населения России в общем. Потенциал развития конкретного физического качества оценивается в баллах путем сравнения данных генетического анализа человека с показателями элитных спортсменов и общей популяцией. "Высокая предрасположенность" означает, что генетический анализ обнаружил сходные с элитными спортсменами значения. "Выше среднего" - балл ниже, чем у элитных спортсменов, но выше, чем по популяции. "Средняя предрасположенность" - совпадение со средним значением по популяции. "Ниже среднего" - ниже, чем в среднем по популяции.

Психология чемпиона

Рассматривая физические качества и способности ребенка, нельзя упускать из виду и его психологические особенности. Психология играет огромную роль в спортивном результате. Черты личности будут накладывать свои ограничения и будут направлять вас в выборе вида спорта. В случае с высшими спортивными достижениями рекомендуется искать спорт, не вызывающий у ребенка психологического дискомфорта. Если ребенок легко отвлекается от работы, а затем быстро в нее включается, если он общителен с окружающими, эмоционален в разговоре, для него предпочтительными будут игровые виды спорта или единоборства. Если же он усидчив, сосредоточен в работе и склонен к однородной деятельности без постоянного переключения внимания, если способен в течение продолжительного времени выполнять физически тяжелую работу, значит, ему подойдут занятия длительным бегом, лыжным спортом, плаванием, велоспортом. (Например выдающийся пловец современности Майкл Фелпс является именно таким интровертом. В детстве ему ставили диагноз аутизм). Если ребенок замкнут, необщителен, неуверен в себе или чрезмерно чувствителен к мнению окружающих, ему не стоит заниматься постоянно в группах. Командные игровые виды вероятно не для него. Или же ему следует подобрать подходящее амплуа, например вратаря. Все виды спорта связанные с состязанием в скорости и выносливости (легкая атлетика, лыжи, плавание, велоспорт) позволяют спортсмену уединяться, замыкаться в себе на время прохождения дистанции. Для замкнутых людей характерно создание вокруг себя узкого круга близких лиц, поэтому таким детям можно так же рекомендовать виды спорта с выбором одного постоянного партнера (спортивные танцы, парное катание, парное синхронное плавание, парные прыжки в воду и др.).

Психология тесно связана с физиологией. Например, высокая тревожность физиологически выражается в том, что у таких людей очень быстро и эффективно происходит выделение адреналина в кровь. Это делает их лучшими в беге. Известно, что спринтеры непосредственно на старте применяют различные психологические приемы, чтобы вызвать у себя состояние страха. Те, кто делает это более эффективно, способен достигать поистине фантастических скоростей. А для единоборств, напротив, такое качество не позволит человеку достичь значительных успехов. Одним словом, не бывает плохих физиологических качеств, бывает неверное их истолкование и применение.

Надо уметь отличать здоровую агрессивность, характеризующуюся как физиологическая способность нервной системы быстро входить в состояние возбуждения, что полезно в единоборствах, от враждебности, которая проявляется в агресивном поведении в социуме. Дети с признаками враждебности особенно нуждаются в правильном физическом воспитании, ориентировании на гуманное и предельно уважительное отношение к сопернику. Не зря в восточных единоборствах этим вопросам уделяется так много внимания.

Спортивная подготовка успешного спортсмена

Генетика не является полным залогом успеха. Необходима грамотная система многолетней спортивной подготовки. Если вы доверили вашего ребенка хорошему тренеру, который не будет стремиться сделать из ребенка чемпиона здесь и сейчас, а будет нацелен на долгосрочные результаты, то он будет последовательно развивать физические качества будущего чемпиона в соответствии с сенситивными периодами. Однако подобный подход встречается не часто. Возможно одна из причин кроется в системе оплаты труда тренеров, когда надбавки к зарплате начисляются за достижения воспитаников здесь и сейчас, что не позволяет работать на долгосрочную перспективу. В этом случае можно порекомендовать родителям использовать мультиспортивную стратегию. Допустим ваш ребенок занимается футболом, вы понимаете что сейчас ему нужно развивать качества выносливости, но футбольный тренер этого не делает. Как вариант вы можете отдать его дополнительно в секцию легкой атлетики, где будут работать над его выносливостью и научат правильно бегать, что будет очень полезно для футболиста. Или ваш ребенок занимается единоборством, наступает время для развития силы и мощности. Можно отвести его в секцию тяжелой атлетики, где он не только разовьет нужные качества, но и на всю жизнь овладеет правильной техникой работы со штангой. Опять же старайтесь избегать ранней спортивной специализации, там где это возможно и оправдано, не торопитесь нагружать ребенка 5 дней в неделю избранным видом спорта. На начальных этапах необходимо разнообразие, это позволит предотвратить профессиональное выгорание и травмы. Например если вы планируете вырастить чемпиона по дзюдо и думаете об этом с самого рождения сына, то это не значит, что его нужно отдавать в школу единоборств с 6 лет. Лучше потратить это время на другие виды спорта (спортивную гимнастику, плавание, легкую атлетику), которые гармонично разовьют вашего сына и в дзюдо он придет уже физически подготовленный и за несколько лет догонит и перегонит своих сверстников, которые занимаются с 6 лет.

Из всего выше сказанного вытекает, что удачный выбор вида спорта - это задача с несколькими переменными. Вам следует определиться с целью этих занятий, после чего, исходя из ваших возможностей и доступности секций, разработать наиболее эффективную программу занятий различными видами спорта в соотвествии с сензитивными периодами, психологическими особенностями и предпочтениями вашего ребенка. Будьте готовы попробовать не одну спортивную секцию, прежде чем вы найдете то, что по душе вам и вашему ребенку.

Использованная литература
  • А. Э. Беланов . Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Учебно-методическое пособие для вузов. кафедра физического воспитания Воронежского государственного университета. 2007 .
  • Ахмерова К.Ш., Мирошникова Ю.В., Выходец И.Т., Курашвили В.А. Подготовка юных спортсменов за рубежом: организационно-правовые основы, медицинское и научно-методическое обеспечение: монография . - М.: РАСМИРБИ , 2015 . - 218 с.
  • Васильев Олег . Сколько и как тренироваться? Гимнастика , 2015 , №2(24), С.38-39 .
  • Амодт С., Вонг С. Как развивать мозг ребенка, чтобы он стал умным и успешным . - М.: Эксмо . 2014 . стр. 40
  • Физиология человека: Учебник для вузов физ. культуры и факультетов физ. воспитания педагогических наук / Под общ. ред. В.И. Тхоревского . - М.: Физкультура, образование и наука , 2001 Istvan Balyi, Richard Way et al . Canadian Sport for Life – Long-Term Athlete Development Resource Paper 2.0. Canadian Sport Institute – Pacific 2014 . pp. 31-32

Данная оригинальная статья является интеллектуальной собственностью и охраняется законом РФ "Об авторских правах". Любое использование материала данной статьи, полностью или частично, без размещения прямой гиперссылки на www..


Консультации для педагогов и родителей "Какой вид спорта подходит вашему ребенку".

Какой вид спорта подходит вашему ребенку.

Автор: Каруненко Елена Сергеевна. Инструктор по физической культуре МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №135 г. Воронеж

Описание работы:

Предлагаю вашему вниманию материалы к консультации для родителей, которыми могут воспользоваться воспитатели всех возрастных групп.А так же мои коллеги инструктора по физической культуре. Эту информацию можно разместить в информационном уголке для родителей и выступить на родительском собрании.
Цель: Просвещение родителей по теме "Какой вид спорта подходит вашему ребенку".
Задачи консультирования:
-Дать родителям информацию о важных сторонах физического развития ребёнка.
-Дать информацию о секциях своего города
-Активизировать интерес родителей спортивным секциям

О пользе физических занятий сказано и написано уже очень много. Эти занятия являются неотъемлемой частью красивого тела и долголетия. Особенно важность физических нагрузок актуальна в современном мире, когда гаджеты занимают всё наше свободное время. Современный человек ведёт статический образ жизни и передвигается в болшей степени на автомобилях.


Каждый хочет, что бы их ребёнок, вырос сильным, здоровым и спортивным человеком, ведь, как говорят, в здоровом теле, здоровый дух! Очень важно правильно выбрать вид спорта для своего ребёнка
Чтобы правильно выбрать вид спорта своему ребенку, достаточно учитывать несколько ключевых моментов:
1. Рост и скорость.
2. Вес ребенка.
3. Медицинские противопоказания.
4. Темперамент.
5. Удаленность секции от дома

Давайте теперь подробнее рассмотрим каждый из выше перечисленных факторов:

Вес ребёнка.
Наилучших результатов полные дети достигают в плавании, боевых искусствах, разновидностях легкой атлетики, и, самое главное – хоккее, где большой вес часто приветствуется. Для девочек с маленьким весом идеально подойдёт художественная гимнастика.
Рост и скорость.
Высокий рост приветствуется во многих командных видах спорта - в баскетболе, волейболе. Некоторые тренеры закрывают глаза даже на медлительность и среднюю координацию движений, если ребёнок высокого роста, так же смотрят на рост родителей, ведь гены никто не отменял.А вот в спортивной гимнастике приветствуются дети со средним ростом. Также важна скорость – единственное качество, которое невозможно развить, если нет заложенных в генах зачатков. Научно доказано, что увеличить скорость с помощью тренировок можно лишь на 10%. В хоккее и футболе она оценивается по жестким критериям. Поэтому не стоит медлительного ребенка заставлять заниматься популярными играми.
Медицинские противопоказания
Просто необходимо проконсультируйтесь у врача перед началом занятий спортом.
Вот краткий перечень заболеваний и патологических состояний, препятствующих допуску к занятиям спортом:

1)Все острые и хронические заболевания в стадии обострения
2)Особенности физического развития
3)Нервно-психические заболевания
4)Заболевания внутренних органов
5) Хирургические заболевания
6)Травмы и заболевания ЛОР-органов
7)Травмы и заболевания глаз
8)Заболевания половой сферы
9)Инфекционные заболевания
Могут быть проблемы, которые невооруженным взглядом не увидишь. Хрупкие суставы, например или нарушения мозгового кровообращения. Поэтому это всё очень индивидуально и просто необходимо проконсультироваться с врачом прежде чем отдать ребёнка в ту или иную секцию.

Не секрет, что занятие спортом для ребенка – шанс вырасти не только крепким и здоровым, но и умным и разносторонне развитым человеком.
Но какой вид спорта может увлечь именно вашего ребенка, какой окажется наиболее подходящим?

Необходимо учитывать и темперамент ребенка
Что же такое темперамент? Темпераментом называют врожденные особенности человека, которые определяют динамику протекания его психических процессов. Именно темперамент обуславливает реакции человека на внешние обстоятельства. Он в значительной мере формирует характер человека, его индивидуальность и является неким связующим звеном между организмом и познавательными процессами. Выделяют четыре простых типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.
Темперамент ребёнка определить довольно просто – достаточно получше к нему приглядеться. А многим и приглядываться не нужно – вы ведь и так знаете своё чадо «наизусть».
Ребенок-Меланхолик
Ребенка-меланхолика узнать легко: это, пожалуй, самый неспортивный темперамент из всех четырех. Меланхолик очень не любит всяческие перемены и с трудом к ним приспосабливается. Играет в одни и те же игры, но зато глубоко их изучает.
Какие виды спорта подходят для ребенка-меланхолика?
Но подобрать вид спорта можно даже для меланхолика.Человек с таким темпераментом – уравновешенный и трезвомыслящий. Ему как никому другому подойдут виды спорта, в которых нужно целиться: это и стрельба, и метание диска.
Ребенку-меланхолику могут очень понравиться танцы – это отличный шанс выразить себя.

Ребенок-Холерик
Холерик – неуравновешенный, но сильный тип темперамента. Он быстро загорается, также быстро остывает, рутина ему очень надоедает. Часто раздражается.
Ребенку-холерику всё надо. Он все время что-то делает, куда-то лезет, ничем долгое время не занимается, все разбрасывает, а споры с детьми предпочитает решать кулаками.

Какие виды спорта подходят для ребенка-холерика?
Ребенку-холерику спорт просто необходим: ему как никому другому нужно куда-то девать свою неуемную энергию! Однако ему необходим и контроль, поэтому обязателен мудрый наставник – тренер. К выбору тренера надо подойти особенно тщательно.
Дети-холерики тяготеют к командным, энергичным и агрессивным видам спорта. Футбол, хоккей, теннис, волейбол, баскетбол, бокс и так далее – все это для него.

Ребенок-Флегматик
Сильный, уравновешенный, спокойный – вот характеристика темперамента флегматика.
Ребенок-флегматик – это очень удобный ребенок: он хорошо спит, хорошо ест, хозяйственный, рассудительный.
Однако он довольно медлителен и «на лету» знания не схватывает. Ему надо время, чтобы чему-то научиться, но если уж что-то выучит, то на совесть. Торопить его не следует, так как флегматик может потерять уверенность в себе.

Какие виды спорта подходят для ребенка-флегматика?
Флегматиков привлекают интеллектуальные виды спорта: бильярд, гольф, шашки, шахматы – здесь они могут проявить себя, продумывая комбинации ходов и рассчитывая силу удара.
Еще одно качество флегматиков – выносливость – сослужит им хорошую службу, если они займутся бегом, роликовыми коньками, лыжами, велосипедной ездой, скейтбордом, плаванием и так далее.
Обратите внимание на восточные единоборства: они неторопливы, полны философии - в общем, детям-флегматикам они подходят как ничто другое.

Когда ребенка можно отдать в спорт
Родители должны знать, что сверх-интенсивные тренировки могут привести к ранней остановке роста ребенка.
Ребенок развивается постепенно, поэтому родителям необходимо проявить разумную рациональность в выборе спортивной секции для своего малыша. Нельзя давать сразу чрезмерную физическую нагрузку, ведь спорт должен соответствовать возрасту ребенка. Давайте остановимся на этом вопросе более подробно.

Легкой атлетикой -Иногда даже говорят, что Легкая атлетика – спорт, придуманный детьми. Дети с самого раннего возраста начинают бегать, прыгать. Это очень естественный вид спорта.
Рекомендуется заниматься с 7 лет. Благодаря ей развивается грудная клетка, правильное дыхание, она способствует снабжению организма кислородом. Ребенок гибкий, ловкий, уравновешенный. Гармонично развиваются мышцы. У девочек становится красивая фигура, стройные длинные ноги.

Футбол - Оптимальный возраст поступления в секцию - 7 -9 летвид спорта для детей, которые могут отлично управлять как правой, так и левой рукой и ногой (есть такие особенности). Левши даже лучше и быстрее реагируют, скорость реакции у них выше.

Карате-
ориентироваться лет на 5-6. Один из самых востребованных на сегодняшний день видов спорта среди детей. Еще бы! каратэ дает так много: волю, ловкость, стимулирует иммунитет, а кроме этого, делает психику ребенка более уравновешенной, укрепляет дух и, что очень важно, помогает преодолеть внутренние страхи.

Плавание
такой благодатный вид занятий, который подходит даже детям с 2-х месяцев (некоторые практикуют и от рождения, опираясь на то, что вода - родная среда обитания для недавно родившегося человечка). Но мы имеем в виду общедоступные нормы, на которые может ориентироваться большинство родителей (конечно, при участии специалистов). Ну а для секций подойдёт 6-7 лет.

Лыжный спорт - Заниматься им можно с 5- 6 лет, как девочкам, так и мальчикам. Но луч¬ший возраст для начала занятий лыжным спортом - около 10-11 лет. Солнце, чистый зимний воздух сами по себе очень полезны. Занятия лыжами помогут ребенку быть уверен¬нее в себе, закалиться. В упражнениях задействованы все мышцы тела.
Дзюдо рекомендуется в основном мальчикам с 7 лет. Способствует гармоничному разви¬тию всех мышц тела, прекрасно развивает правильное дыхание, дисциплину, умение владеть собой, веру в себя.
Запрещается при заболеваниях позвоночника. Нежелательно для детей с чувствительной кожей, так как вполне вероятны многочисленные синяки из-за падений.

Гребля - рекомендуется девочкам и мальчикам с 13 лет. Хорошо воздействует на мышцы спины, ног, живота, рук, делает гибкими суставы. У девочек гармонично развивается грудь.
Теннис - «односторонний» вид спорта. Нежелательно заниматься им до 12 лет, так как при этом одна сторона тела развивается больше, чем другая. Чтобы вторая часть тела не была недоразвитой, нужно заниматься специальными упражнениями для развития всех ее мышц, иначе возможен правосторонний сколиоз позвоночника. Учит ребенка расслабляться, делает гибкими суставы.

Гимнастика - рекомендуется с 6 лет как мальчикам, так и девочкам. Не путайте этот вид спорта с домашней гимнастикой. Включает упражнения на полу и снарядах (бревно, брусья, конь, кольца, трамплин). Развивает гибкость и ловкость. Особенно рекомендуется девочкам: занятия дают им грацию, элегантность, уверенность жестов.
Игры с мячом (волейбол, баскетбол) -рекомендуются мальчикам и девочкам с 9 лет. Они активизируют деятельность сердца и кровеносных сосудов. Лучше всего начать заниматься этими видами спорта с 10-15 лет. Все мышцы тела гармонично развиваются, особенно в длину. Фигура ребенка становится стройной, элегантной. Игры с мячом учат ловкости, быстроте реакции. Особенно рекомендуются низкорослым детям, так как благоприятно влияют на рост. Де¬вочкам игры с мячом помогают улучшить фигуру: грудь будет красивой, плечи ровными, бедра стройными, щиколотки и икры изящными.
На сегодня очень важную роль играет
Удаленность секции от дома.
Да, как ни странно, время, которое вы тратите на дорогу до секции, вполне можно считать ключевым моментом. Ведь от долгих поездок будете уставать, прежде всего, вы, а не ребенок. Вы еще не доедете до – такого недостижимого – пункта назначения, а уже будете ненавидеть спорт и все, что с ним связано. Помните: на поездку должно уходить не более 40-50 минут. В противном случае спорт не принесет ничего, кроме вреда. Ведь домашние задания – тоже важная штука, и когда прикажете ими заниматься?
Спорт, как хороший воспитатель, должен развивать заложенные природой данные, а не ломать их
Занимаясь в различных кружках и секциях, ребенок обретает не только интересное увлечение, но и верных друзей

Не нужно ставить цель - воспитать олимпийского чемпиона, просто порадуйтесь вместе с ребенком его маленьким достижениям, похвалите его и тогда занятия доставят и вам и малышу огромное удовольствие.
Лучше всего начинать занятия ещё дома, и тогда у ребенка уже будут определенные представления о безопасности, да и общее физическое состояние позволит без труда заниматься каким-либо видом спорта, не вызывая у ребенка неприятных ощущений от непосильной нагрузки.
Не стоит расстраиваться, если вашему ребенку запрещены даже незначительные физические нагрузки. Ваш малыш прекрасно будет себя чувствовать в шахматной секции, где у него будут развиваться внимание, память, логическое мышление. А домашний детский спортивный комплекс поможет ребенку развиваться физически и укрепит его здоровье.
Любовь к спорту следует прививать в раннем возрасте. Но не стоит также забывать и о том, что насильно ничего навязывать не следует. Когда ребенок сам сделает выбор, то тогда от спорта будет польза и удовольствие.

Советы:
* Просветите ребенка, какие вообще секции и виды спорта бывают. Узнайте, что есть поблизости от вашего дома и что интересного вообще имеется в вашем городе. Возможно, вы найдете что-то неординарное и очень интересное! А ваш рассказ о каком-то виде спорта может запросто увлечь ребенка.
* Самое главное – не принуждайте, не ломайте, не насилуйте ребенка. Занятия по принуждению эффекта не дадут. Более того – они могут спровоцировать травмы, а оно вам надо? Пусть ребенок получает от спорта удовольствие!
* Если ребенок выбирает вид спорта, не соответствующий его темпераменту – ничего страшного! Вдруг он действительно в нем преуспеет?
* Прежде, чем ребенок выберет какой-то «свой» вид спорта, может потребоваться много времени. Пусть он позанимается немножко тем, немножко этим – предоставьте ему свободу выбора!
* Не гонитесь за спортивными достижениями ребенка. Помните, что он занимается спортом, чтобы укрепить здоровье и найти друзей. Все остальное – вторично.

Организованный спорт поможет ребёнку расти во многих отношениях. Различные виды спортивных занятий дают возможность детям:

  • учиться и овладевать спортивными навыками;
  • общаться с коллективом;
  • бросать вызов себе в безопасной обстановке;
  • узнать ценность упражнений и задачи конкуренции.

И, вдобавок ко всему, спорт предоставляет детям возможность активного отдыха.

Тренировки оставят меньше времени у ребёнка для просмотра телепрограмм. Телевизор и дети, занимающиеся спортом, несовместимы.

Но перед тем, как записывать своих детей в спортивную секцию, учитывайте возраст, личность и способности каждого ребёнка, чтобы убедиться, что участие в спорте является положительным опытом для всех.

Чтобы получить максимальную выгоду из любого вида спорта, детям нужны определённые базовые навыки. И некоторые из этих навыков зависят от возраста ребёнка. Если готовность к их приобретению еще не созрела, дети могут расстраиваться, и дальнейшее желание заниматься спортом пропадёт.

Основные навыки, которые позволят ребёнку заниматься определенным видом спорта

Обучение навыкам, таким как метание, бег и прыжки, — это нормальный процесс. Дети овладевают каждым умением потихоньку, некоторые учатся быстрее других. К тому времени, когда возраст вашего ребёнка подойдёт к промежутку от 3 до 5 лет, он уже освоит некоторые из этих базовых навыков.

Чтобы заниматься определённым видом спорта, дети должны научиться сочетать эти навыки (например, бегать и бросать одновременно). Этого не произойдёт, пока ребёнку не исполнится 6 лет.

Когда ребёнок маленький, занятия спортом можно адаптировать, чтобы было легче играть.

Например, вы можете:

  • использовать адаптированное оборудование;
  • часто менять роли или позиции;
  • делать игры и упражнения короче;
  • делать игру забавной, чтобы ваш ребёнок продолжал заниматься.

Если вы намерены отдавать ребёнка в ту или иную спортивную секцию, подумайте, насколько эмоционально и физически он готов к занятиям.

Если малыш слишком мал или не готов, это будет неприятно для всех, что может навсегда отвернуть ребёнка от спорта.

Хотя существуют спортивные программы, предназначенные для дошкольников, только в возрасте 6-7 лет у большинства детей развиваются физические навыки и внимание, которые нужны при занятиях многими видами спорта.

Дошкольники умеют бросать и бегать, но, как правило, требуется некоторое время, прежде чем они смогут соединить эти навыки и понимать правила предлагаемой игры.

Это не значит, что дети не должны заниматься спортом, когда они совсем маленькие. Спорт может быть интересным для малышей и детей дошкольного возраста, но игра должна быть с меньшей конкуренцией и нести более обучающую нагрузку, чтобы маленький ребёнок, будучи активным, мог получать удовольствие.

Поэтому даже если маленькие дети ненароком забьют гол в свои ворота или проведут всю игру, преследуя бабочек, пока им это нравится, всё в порядке.

Если вы решите записать своего 5-летнего ребёнка в секцию, обязательно выберите ту, которая будет приносить удовольствие ребёнку и развивать его базовые навыки.

Поощряйте ребёнка заниматься спортом, который ему нравится, но также побуждайте его при необходимости заниматься разными видами спорта. Это поможет ему приобрести различные навыки.

Как узнать, готов ли мой ребёнок заниматься определённым видом спорта?

Ниже приведены навыки, которыми дети обычно уже владеют в раннем возрасте, и виды физической активности, которыми они могут заниматься.

В возрасте от 3 до 6 лет ребёнок может бегать, прыгать, бросать, держит равновесие. Ему трудно отслеживать направление и скорость движущихся объектов. Концентрация внимания на очень короткое время. Обучается лучше, копируя других.

Навыки, на которых нужно сосредоточиться в этот возрастной период: обучение базовым навыкам, весёлая игра. Обучение новым упражнениям важнее, чем конкуренция.

Предлагаемые действия: бег, кувыркание, метание, ловля, катание на трёхколесном велосипеде.

Выбирая виды спорта для детей, учитывайте уникальный характер вашего чада. Некоторым детям больше нравятся командные виды спорта, а другие склонны к тем видам деятельности, где упор делается на индивидуальные усилия.

Существуют виды спорта для всех — от баскетбола и футбола для ориентированных на команду детей, до каратэ, фехтования, тенниса, плавания и танцев для детей, предпочитающих заниматься индивидуально.

Не удивляйтесь, если вам понадобится не одна попытка или несколько сезонов, чтобы найти вид спорта, подходящий для ребёнка. Часто детям требуется время, чтобы выяснить, какие занятия им нравятся.

Виды спорта для мальчиков и девочек

В дошкольном возрасте большинство видов спорта подходят и для девочек, и для мальчиков. В более старшем возрасте виды спорта для мальчиков и девочек могут отличаться из-за анатомо-физиологических особенностей.

В какой спорт отдать девочку? Девочкам больше подойдёт:

  • художественная гимнастика;
  • плавание;
  • фигурное катание;
  • конный спорт.
Мальчуганам больше подходят:
  • спортивная гимнастика;
  • футбол;
  • конькобежный спорт;
  • восточные единоборства.

Некоторые дети просто не интересуются командными видами спорта, но они могут поддерживать себя в форме, принимая участие в других видах физической активности, которые не подчеркивают конкуренцию. Вне зависимости от того, что они выберут, дети должны быть физически активными не менее одного часа в день.

Важные условия для занятий спортом

Перед началом занятий детям необходимо пройти медицинский осмотр.

Те, у кого есть определённые заболевания, нарушения зрения, слуха или другие расстройства, могут испытывать трудности при занятиях спортом. В редких случаях врач может обнаружить не диагностированное состояние, которое будет влиять на спортивные занятия.

Хотя вы и должны делиться своими предпочтениями с детьми, заставлять их заниматься тем видом спорта, которым когда-то увлекались родители, — не очень хорошая идея.

По мере того, как ребёнок пробует различные виды спорта, оставайтесь вовлеченными.

Обратите внимание на следующие факторы.

  • Безопасность. Тренер требует, чтобы игроки соблюдали правила и использовали надлежащее оборудование для обеспечения безопасности? У игроков есть время, чтобы согреться и остыть до и после каждой тренировки или соревнования? В жаркую погоду тренер уделяет внимание гидратации, влажности и температуре? Детей учат правильному движению и положению тела? Является ли тренер внимательным к предотвращению сотрясения мозга? Контролируйте эти аспекты.
  • Тренировочный стиль. Посещайте тренировки или общайтесь с тренером, чтобы определить отношение ребёнка к занятиям. Сколько каждый ребёнок играет и как определяется игровое время? Если тренер постоянно кричит на детей или пропускает в игру только самых опытных игроков, вашему ребёнку это может не нравиться.
  • В целом, будьте позитивными. Подчеркните усилия ребёнка, его совершенствование и наслаждение победой или личной работой. Если позволяет ваше расписание, обязательно посещайте мероприятия и тренировки.

    Когда дети интересуются спортом, важно подумать о том, как упражнения и игры могут повлиять на их и вашу повседневную жизнь.

  • Как это повлияет на то, какое количество времени будет отведено ребёнку, на такие вещи, как домашнее задание, встречи с друзьями и другие занятия? Вы можете получить расписание занятий и игр и составить график типичной недели в календаре вместе с вашим ребёнком.
  • Для детей важно иметь время отдыха, возможность творчески мыслить и свободно играть, когда они не заняты чем-то другим. Это даст им энергию, необходимую для любого вида деятельности.
  • Как этот вид спорта повлияет на остальные планы семьи? Многие группы тренируются и проводят игры только в выходные, что может стать проблемой, если ваша семья любит вместе проводить выходные дни.
  • Если у вас больше одного ребёнка, занимающегося спортом, как вы будете довозить их до места тренировок?
  • Что делать, если ребёнок не желает больше заниматься спортом?

    Может наступить время, когда ребёнок захочет бросить занятия спортом. Если сын или дочь подходит к вам с этим вопросом, попробуйте найти причину. Это может быть связано с чем-то несерьёзным и устранимым. Например, с плохой облегающей формой.

    Или же есть более серьёзная проблема. Например, ребёнок чувствует себя некомфортно с тренером или детьми в коллективе. Также возможно, что ребёнок не любит спорт.

    Если ребёнок — часть команды, которая зависит от его участия, вы можете объяснить важность того, чтобы выстоять в этом сезоне. Если это не так, спросите себя, хотели бы вы, чтобы ребёнок бросил тренировки. Задумайтесь, какие будут последствия.

    Если ребёнок перегружен или недоволен, уход может быть правильным решением. Но для детей всё равно важно ежедневно быть физически активными, даже если они прекращают заниматься спортом.

    Если ребёнок не интересуется спортом, найдите другие физические упражнения. Лучше те, которыми можно заниматься на протяжении всей жизни.

    Вы можете покататься на велосипедах, поиграть на детской площадке. Поощряйте активное время с друзьями и их подвижные игры.

    Это общие рекомендации, которые следует учитывать. Дети созревают в своём индивидуальном темпе и развивают свои уникальные навыки в разное время, поэтому необходимо учитывать эмоциональную и физическую зрелость вашего ребёнка, прежде чем начинать спортивный сезон. Нет смысла заставлять детей заниматься спортом, если они не получают от этого удовольствие.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!