Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Особенности тактической подготовки гандболистов на тренировочном этапе. Физическая подготовка. Игра в гандбол предъявляет высокие требования к организму зани­мающихся. Зачетные и экзаменационные требования

МЕСТО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ТРЕНИРОВКИ ГАНДБОЛИСТОВ

Ауади Хайтем Бен Мухаммед

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Аннотация. Игровая деятельность гандболистов характеризуется богатством содержания и разнообразием действий спортсменов. Комплексный и разносторонний характер упражнений в гандболе требует высокой физической подготовленности спортсменов, а конкретно - развития таких двигательных качеств, как общей и специальной выносливости, силы, быстроты, ловкости. Для эффективного управления их развитием важен комплексный динамический контроль на различных этапах подготовки спортсменов.

Ключевые слова: физическая подготовка, гандбол, теория и методика спортивной тренировки.

Summary. Auadi Haitem Ben Muhammed. A place of physical preparation in system of training of the players of handball . The game activity of the players of handball is characterized by wealth containing and diversification of actions of sportsmen. Complex and versatile character of exercises in handball demands high physical preparation of sportsmen, and specifically - development of such motorial qualities, as general and special persistence, force, speed, dexterity. For effective control of their development the complex dynamic control at various stages of preparation of the sportsmen is important.

Keywords: physical preparation, handball, theory and procedure of sports training.

Общая характеристика физической подготовленности спортсменов.

Совершенствование системы подготовки спортсменов различной квалификации сохраняет свою актуальность и в настоящее время.

Несмотря на то, что научные основы теории и методики спортивной тренировки были сформулированы в работах таких ведущих ученых как Д.Харре , Л.П.Матвеев , В.В.Петровский , Н.Г.Озолин , Ю.В.Менхин , В.Н.Платонов и другие, они до сих пор требуют систематического развития, дополнения новыми знаниями, касающимися конкретных видов спорта, уровня спортивного мастерства, а также различных сторон подготовленности спортсменов (технико-тактической, физической, психологической).

Как считает Ю.В.Верхошанский , дальнейшее повышение высокого уровня достижений современных спортсменов требует кардинального усовершенствования всей системы их подготовки.

И хотя в содержании спортивной тренировки принято различать физическую, техническую, тактическую, психологическую подготовку, спортивный результат обеспечивается единством их проявления, тем более, что в каждом случае соревновательной деятельности эти виды подготовленности спортсмена выступают в тесной взаимосвязи. Исключительно высокая напряженность соревновательной борьбы, связанная с возросшей плотностью спортивных достижений участников крупнейших состязаний, неизмеримо повысила требования к качеству и стабильности физической подготовки. Физическая подготовка на данном этапе развития спорта достигла такого уровня, что дальнейшее повышение ее эффективности становится весьма сложной задачей. Ведущее значение физической подготовленности спортсменов В.П.Филин , М.Я.Набатникова , Н.Фомин, В.П.Филин , Л.П.Матвеев связывают с использованием в тренировочном процессе больших физических нагрузок, для выполнения которых необходим высокий функциональный потенциал .

Центральное место физической подготовленности определяется также тем, что другие стороны подготовленности спортсменов (технико-тактическая, психологическая) реализуются одновременно и в зависимости от уровня развития двигательных качеств, физического развития и функционального потенциала организма, что определяет сущность физической подготовленности. Учитывая взаимосвязь всех сторон подготовленности спортсмена, можно говорить о том, что от уровня физической подготовленности зависит успешное освоение разнообразных двигательных навыков, что лежит в основе технической подготовленности . Всесторонняя физическая подготовленность создает практическую базу для эффективной реализации и тактических задач.

Все это чрезвычайно важно в ситуационных видах спорта и в том числе и в гандболе: широкий арсенал двигательных навыков позволяет решать новые двигательные задачи, что крайне необходимо как в нападающих, так и в защитных действиях игроков.

С.Ю.Тюленьков, Е.В.Скоморохов, В.В.Бажанов убедительно показали, что даже на уровне сборных национальных команд по футболу уровень физической подготовленности является первостепенным фактором победы на соревнованиях.

Физическая подготовленность определяет общую работоспособность. При высоком уровне физической подготовленности спортсмен приобретает способность выполнять большой объем работы, повышается эффективность и скорость восстановления после больших физических нагрузок, а также в интервалах между ними .

Ученые в этой области пришли к мнению о том, что физическая подготовка на определенных этапах тренировки должна быть специализированной. Поэтому в 1970г. было предложено физическую подготовку разделять на общую и специальную . Такое предложение было связано с представлениями о том, что адаптационные изменения, происходящие под влиянием воздействия тренировочных нагрузок, специфичны и, следовательно, физические способности спортсмена должны быть сформированы адекватно для овладения избранной им спортивной деятельностью.

Если общая физическая подготовка ориентирована на гармоничное развитие двигательных качеств, физического развития и создание функционального потенциала, то специальная физическая подготовка направлена на развитие двигательных качеств строго в соответствии с требованиями, предъявляемыми спецификой конкретного вида спорта и особенностями соревновательной деятельности в нем .

Л.П.Матвеев считает, что общая физическая подготовка создает предпосылки для решения задач специальной физической подготовки и обусловливает в единстве с другими сторонами подготовки общий подъем функциональных возможностей организма спортсмена, всестороннее развитие его двигательных качеств и приобретение навыков, необходимых как в спорте, так и в жизненной практике.

Но даже функциональный потенциал организма, приобретенный в процессе общей физической подготовки, является лишь необходимой предпосылкой для успешного совершенствования в том или ином виде спорта, однако сам по себе не сможет обеспечить достижения высоких спортивных результатов без последующей корректировки функциональной базы средствами общей физической подготовки.

Специальная физическая подготовка направлена на развитие двигательных качеств строго в соответствии с требованиями, предъявляемыми спецификой конкретного вида спорта, особенностями соревновательной деятельности .

Специальная физическая подготовка в большей степени, чем общая связана с технической подготовкой, так как используемые в ней средства близки по форме к основным техническим приемам игры и поэтому эта сторона подготовки совершенствует форму новых движений, адекватную ей степень приложения усилий в различных фазах, координацию движений, быстроту овладения двигательными навыками, их устойчивость, приспособляемость к изменяющимся условиям .

Физические упражнения, используемые в общей физической подготовке, должны осваиваться спортсменом лишь в той мере, в какой необходимо для прогресса в избранном им виде спорта.

Различия общей физической подготовки и специальной физической подготовки состоит в том, что специальные упражнения развивают лишь определенные группы мышц, а упражнения из системы общей физической подготовки разнообразнее. Методы их использования воздействуют на весь мышечный аппарат, способствуя не только гармоничному развитию спортсмена, но и более эффективному использованию мышечной системы в случаях напряженной деятельности .

В отличие от специальной физической подготовки общая физическая подготовка связана с процессом специализации не прямо, а косвенно: она не вооружает спортсмена навыками избранного вида спорта, не развивает и способностей, специфичных для данного вида спорта. Ее назначение заключается в другом - она создает базу спортивной специализации путем овладения разнообразными двигательными навыками как сходными с двигательными навыками избранного вида спорта, так и отличными от них и этим обеспечивает такое физическое развитие, которое необходимо в качестве условия спортивной специализации.

Современный подход к значению и организации специальной физической подготовки просматривается в работе Ю.В.Верхошанского . Он считает, что до сих пор задачи специальной физической подготовки обычно ограничивались развитием специализированных двигательных качеств. Считалось целесообразным развивать их с помощью узко направленных средств и только затем интегрировать в некую структуру при выполнении спортивного упражнения. Средства специальной физической подготовки подбирались по внешнему формальному сходству. По мере изучения закономерностей процесса становления спортивного мастерства и морфофункциональной специализации организма спортсмена в ходе многолетней тренировки и в связи с первыми шагами в практической разработке идеи программирования тренировочного процесса появились новые основания к изменению взглядов на специальную физическую подготовку. Становится очевидным, считает автор, что ее функция заключается не только в развитии двигательных качеств, сколько в интенсификации мышечной работы в специфическом для каждого конкретного вида спорта двигательном режиме с целью активизации процесса адаптации организма к условиям спортивной деятельности. Отсюда особую значимость обретает необходимость объединения средств специальной физической подготовки в относительно самостоятельную систему с конкретно выраженной целевой предназначенностью. Последнее является органической частью общей системы подготовки спортсменов и должна занимать в ней строго определенное место.

Ю.В.Верхошанский сформулировал понятие о формировании в ходе многолетней тренировки специализированной функциональной структуры работоспособности спортсменов. Специализированная функциональная структура, по определению автора, - это устойчивая форма межсистемных отношений в организме, которая обеспечивает максимальный уровень специфической работоспособности организма спортсмена в условиях соревновательной деятельности. Она обладает динамической устойчивостью и надежной воспроизводимостью. Это понятие развивает концепцию П.К.Анохина о функциональной системы применительно к напряженной мышечной деятельности. Последняя автором предоставляется как объединение различно локализованных структур и процессов для получения определенного конечного эффекта, обеспечивающего достижение намеченной цели.

По мнению V.N.Platonova и M.M.Bulatovoi , общая физическая подготовка и специальная физическая подготовка представляют не два различных явления, а две различные стороны одного и того же явления -процесса всесторонней физической подготовки спортсменов. Они органически связаны в силу общих закономерностей спортивной тренировки, в которой они используются, общих закономерностей всестороннего физического воспитания спортсменов и общих механизмов адаптационного процесса.

Роль физической подготовки гандболистов по показателям соревновательной деятельности.

Определить значимость физической подготовленности спортсменов особенно в игровых видах спорта возможно при анализе соревновательной деятельности, которая предъявляет максимальные требования к проявлению их физических способностей.

Изучением характеристик соревновательной деятельности занимались и занимаются многие специалисты гандбола .

Основное место в гандболе составляет бег, что обусловливается необходимостью применять различные разновидности бега для выбора позиции; кроме того, бег является основой других средств игры -прыжков, бросков мяча, ведения мяча, блокирования игрока. По данным разных авторов, гандболист высокой квалификации в процессе игры преодолевает значительные, но разные расстояния. Различия данных объясняются повышением со временем интенсивности игр.

По данным В.И.Изаак , гандболисты в нападении за одну игру пробегают 4365 м, в защите - 5800 м, при этом бег на длинные дистанции составляет 750 м, а на короткие - около 1000 м.

Е.И.Ивахин, А.А.Малый, Н.И.Хомутов и др. отмечают, что в среднем дистанция, пробегаемая гандболистами высокой квалификации за одну игру, составляет 5200 м, а отдельные игроки значительно превышают эти показатели (до 6500 м).

Исходя из этих сведений, можно говорить о том, что в системе физической подготовленности гандболистов важную роль играет качество общей выносливости. Последнее подтверждается исследованиями Seliger V., Burka X. , В.Я.Игнатьевой . По их данным, потребление кислорода во время игры достигает у мастеров спорта 4,1 л/мин. -1 , что составляет 93,3% от МПК. За игру расходуется до 1500 Ккал. Однако немаловажную роль в соревнованиях играет и скоростная выносливость.

Е.И.Ивахин, А.А.Малый, Н.И.Хомутов и др. в результате анализа соревновательной деятельности установили, что в нападении с ходу и при отходах для защиты своих ворот гандболисты обычно перемещаются рывками по 25-40 м. Большая часть рывков (60 - 65%) выполняется с максимальной скоростью бега по прямой, с изменением направлений, в сочетании с ведением мяча. В нападении против организованной защиты игроки перемещаются короткими рывками (по 10 - 16 м) и преодолевают в среднем за одну игру до 670 метров. В подавляющем большинстве случаев рывки выполняются на максимальной скорости в сочетании с передачей мяча, остановками, ведением мяча, обводкой игроков и бросками мяча в ворота.

В.Цыганок приводит данные игровой деятельности мужской сборной команды Украины по гандболу на чемпионате Европы-2000. Спортсмены в финальных матчах провели 260 атак, при этом ими выполнено 30 быстрых атак. Средний показатель позиционного нападения составляет 267 атак. Последнее подтверждает значение скоростной выносливости в игровой деятельности гандболистов.

Важным является факт большой затраты энергии при остановках после скоростного бега - возникает необходимость погашения развитой инерции собственного тела и приобретения большой начальной скорости при выполнении рывков.

В.Я.Игнатьева отмечает, что гандболисты различной квалификации и игрового амплуа имеют существенные различия в использовании приемов и характера двигательной деятельности в зависимости от тактических функций. Так, рывков в нападении центральный игрок совершает 35, полусредний - 50, крайний - 42, линейный - 43. Рывков в защите центральный игрок совершает 83, полусредний - 74, крайний - 36, линейный - 74.

Количество ускорений в зависимости от игрового амплуа колеблется от 32 (крайний) до 22 (линейный).

Одним из существенных приемов в гандболе является передача мяча, которая осуществляется на близкое, среднее и большое расстояние с короткой и средней амплитудой движения и с различной скоростью. Выполнение передачи мяча связано с расчетом во времени и расстояния, с проявлением большой точности и избирательности.

Броски в гандболе выполняются преимущественно с максимальной силой, что требует значительного развития двигательного качества силы.

Передачи и броски мяча в ворота используются в нападении против организованной защиты. В процессе одной игры, по данным Е.И.Ивахина, А.А.Малого, Н.И.Хомутова , каждый гандболист осуществляет в среднем 102 передачи и 12 бросков мяча в ворота. В сумме все игроки команды выполняют до 612 передач и до 70 бросков мяча в ворота. Количество передач и бросков мяча в ворота между игроками распределяется также неравномерно. Это объясняется опять-таки спецификой функций спортсмена в команде, игровыми ситуациями. По данным этих авторов, в современном гандболе игроки второй линии выполняют в два с лишним раза больше передач мяча и бросков мяча в ворота, чем игроки первой линии. В.П.Зотов и А.И.Кондратьев приводят данные восьмилетних наблюдений за играми в международных соревнованиях гандболистов. По их данным, в среднем за игру гандболисты выполняют 100-107 бросков, в том числе: в опорном положении - 4,5%, в прыжке - 31,8%, в падении -8,1% и 7-метровых бросков - 20,2%.

В.Я.Игнатьева , анализируя игры гандболистов высокой квалификации, пришла к заключению, что наибольшее количество бросков в игре выполняют центральный разыгрывающий и полусредний. Крайние выполняют только половину количества бросков по сравнению с первыми, а линейные - лишь 25%. Самое большое количество бросков в игре приходится на спортсменов полусредних.

Высокого развития скоростно-силовых качеств требует такой элемент соревновательной деятельности, как прыжок.

Прыжки в гандболе используются как средство перемещения в пространстве в сочетании с бросками мяча в ворота, для овладения высоко летящим мячом, для блокирования мяча в защите.

В течение игры каждый гандболист, по данным Л.А.Латышкевича , выполняет в среднем 24-26 разнообразных прыжков. Количество выполняемых прыжков по данным В.П.Зотова и А.И.Кондратьева близко к приведенным, а именно: в среднем - 26-36. По данным В.Я.Игнатьевой , количество прыжков в нападении составляет 46, в защите - 16. По количеству прыжков в нападении достоверно отличаются результаты линейного от результатов спортсменов всех других амплуа -линейный, по мнению В.Я.Игнатьевой, редко пользуется прыжками в игре. Редко этим приемом пользуются и крайние защитники.

Таким образом, игровая деятельность гандболистов характеризуется богатством содержания и разнообразием действий спортсменов. Комплексный и разносторонний характер упражнений в гандболе требует высокой физической подготовленности спортсменов, а конкретно - развития таких двигательных качеств, как общей и специальной выносливости, силы, быстроты, ловкости. Для эффективного управления их развитием важен комплексный динамический контроль на различных этапах подготовки спортсменов.

Литература

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем . - М.: Медицина, 1975. - 402 с.

2. Вайцеховский С.М. Физическая подготовка в системе высшего спортивного совершенствования // Физическая подготовка спортсменов высшего класса . - М.: Физкультура и спорт, 1969. - С. 5-24

3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки . - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 330 с.

4. Горкин М.Я. , Кочаровская О.В. , Евгеньева Л.Я. Большие нагрузки в спорте . - К.: Здоровья, 1973. - 205 с.

5. Зотов В.П. , Кондратьев А.И. Моделирование подготовки гандболистов высокой квалификации . - К.: Здоров’я, 1982. -126 с.

6. Ивахин Е.И. , Малый А.А. , Хомутов Н.И. , Латышкевич Л.А. , Зотов В.П. и др. Гандбол / Тематический сборник. - К.: Здоров’я, 1975. - С.5-32.

7. Игнатьева В.Я. Соревновательная двигательная деятельность гандболистов // Методические разработки для студентов, слушателей и аспирантов ГЦОЛИФК . - М.: ГЦОЛИФК, 1983. - 48 с.

8. Игнатьева В.Я. , Атхам Камис . Контроль за физической подготовленностью гандболистов высокой квалификации различных игровых амплуа // . - 1999. - №3. -С.37-39.

9. Изаак В.И. Экспериментальное обоснование методики физической и технической подготовки гандболистов старших разрядов // Автореф. ... канд. пед. наук. - Л., 1974. - 24 с.

10. Латышкевич Л.А. Гандбол / Учебник для студентов институтов физкультуры. - К.: Вища школа, 1988. - 169 с.

11. Матвеев Л.П. Общая теория спорта . - М.: Воениздат, 1997. - 230с.

12. Менхин Ю.В. Физическая подготовка спортсмена / Учебное пособие / Сост. Ю.В. Менхин. - М.: ГЦОЛИФК, 1993. - 88 с.

13. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов . - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 129 с.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СПОРТИВНЫХ ИГР

ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ:

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ:

"ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ГАНДБОЛА"

г. Омск 2008 год

1. Цель и задачи изучения дисциплины

3. Самостоятельная работа

4. Требования к студентам по выполнению практических нормативов

5. Учебная практика

6. Зачетные и экзаменационные требования

Список литературы


1. Цель и задачи изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины является подготовка квалифицированных специалистов по гандболу, обладающих необходимыми знаниями и умениями в области теории и методики избранного вида спорта.

Задачи изучения дисциплины :

1.Изучить вопросы теории гандбола.

2.Изучить методику обучения технике и тактике гандбола.

3.Изучить основные приемы техники игры и тактические действия в гандболе.

4.Овладеть практическими навыками судейства соревнований.

5.Научиться проводить занятия по гандболу с различными контингентами занимающихся.

6.Овладеть навыками научно-исследовательской работы.

7.Изучить возрастные особенности организма лиц, занимающихся гандболом.

8.Научиться квалифицированно планировать учебно-тренировочный процесс гандболистов различной квалификации.

9.Изучить практику эксплуатации спортивных сооружений, технические характеристики инвентаря и оборудования.

Будущий преподаватель должен уметь:

1.Составить и провести комплексы упражнений для подготовительной части занятий по гандболу.

2.Обучить выполнению приемов техники игры.

3.Обучить игроков тактическим действиям.

4.Развивать физические качества занимающихся.

5.Правильно планировать и регулировать нагрузку.

6.Вести врачебно-педагогический контроль.

Занятия проводятся в форме лекций, методических, практических, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов.

Учет успеваемости ведется в форме экзаменов, зачетов и промежуточной аттестации.

По окончании обучения студент защищает выпускную квалификационную работу и сдает государственный экзамен по теории и методике специализации.

Согласно учебному плану весь учебный процесс должен быть направлен на формирование у студентов фундамента профессионально-педагогических основ, позволяющего перейти затем к дальнейшей специализации по профилю деятельности «гандбол».

На занятиях углубляются и систематизируются полученные знания, навыки в подборе упражнений, организации группы для занятий, методика их проведения. Составление учебно-методической документации и ведение судейской документации. Организация соревнований различного уровня.

Учебная практика проводится в целях формирования у студентов профессионально-педагогических навыков показа, объяснения упражнений, овладение навыками обучения приемам игры, умение составлять учебно-методические документы, овладевать навыками судейства, проводить анализ и разбор проведенных занятий.

Самостоятельная работа студентов предусматривает изучение программного материала по учебникам, учебным пособиям и дополнительным литературным источникам, выполнение домашних заданий, участие в организации и проведении соревнований, судейство соревнований, изучение опыта ведущих специалистов, проведение педагогических наблюдений и их регистрацию, методическую и научно-исследовательскую работу по теме курсовой работы, подготовку к производственной практике. Самостоятельная работа дана по курсам.

Программа 1 курса предусматривает изучение следующего материала:

1. Введение в предмет.

Цель и задачи изучения дисциплины. Содержание дисциплины. Требования, предъявляемые к будущему специалисту.

2. История развития гандбола.

Зарождение игры. Развитие игры в Европе. Зарождение игры в России, ее развитие до 1941 года. Развитие игры после 1945 года. Гандбол на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх.

3. Правила игры в гандбол.

Эволюция правил игры. Действующие правила.

4. Методика судейства соревнований по гандболу.

Состав судейской бригады. Обязанности судей и их взаимодействие. Судейская терминология и жестикуляция. Судейская документация.

5. НИР в спортивных играх.

Цель и задачи НИР. Требования, предъявляемые к курсовым и выпускным квалификационным работам. Методы научных исследований.

6. Техника игры в гандбол.

Определение понятия техники игры. Классификация приемов техники игры. Характеристика приемов техники игры в защите и нападении. Понятия рациональной и вариативной.

7. Тактика игры в гандбол.

Определение понятия тактики игры. Классификация тактических действий. Расстановка игроков на площадке в защите и нападении. Виды и системы защиты и нападения. Характеристика современной тактики игры.

8. Физические качества гандболиста.

Определение понятий: сила, быстрота, выносливость, прыгучесть, ловкость, гибкость. Обоснование необходимости развития физических качеств. Взаимосвязь физической подготовки с техникой и тактикой гандбола.

9. Площадки, оборудование и инвентарь для занятий гандболом.

Характеристика спортивных залов и открытых площадок. Характеристика оборудования и инвентаря. Основные санитарно-гигиенические требования к местам тренировок и соревнований.

10.Организация и проведение соревнований по гандболу.

Значение соревнований в процессе подготовки гандболистов. Виды соревнований. Планирование соревнований. Системы розыгрыша. Документы для проведения соревнований.

11.Средства и методы обучения технике и тактике в гандболе.

Характеристика процесса обучения технике и тактике. Общие принципы обучения. Характеристика средств и методов обучения.

12.Современное состояние игры в гандбол.

Итоги крупнейших соревнований за последние годы в мире и в России. Характеристика игры сильнейших команд. Характеристика и перспективы развития современной техники и тактики игры.

13.Средства и методы развития физических качеств гандболистов.

Характеристика процесса развития физических качеств. Особенности развития различных физических качеств. Характеристика и методы развития физических качеств.

14.Технические средства для обучения и тренировки в гандболе.

Методические подходы к использованию технических средств и тренажеров в учебно-тренировочном процессе. Тренажеры для физической подготовки. Тренажеры для обучения и совершенствования технико-тактических действий.

15.Физическая подготовка гандболиста.

Понятия общей и специальной физической подготовки. Методика развития физических качеств. Средства физической подготовки. Высокий уровень развития специальных физических качеств – основа современного гандбола.

16.Техническая подготовка гандболистов.

Понятия технической подготовки, ее цель и задачи, средства и методы. Взаимосвязь с другими видами подготовки. Значение технической подготовки для успеха игровой деятельности.

17.Тактическая подготовка гандболистов.

Понятие тактической подготовки, ее цель и задачи, средства и методы. Последовательность обучения тактическим действиям. Взаимосвязь с другими видами подготовки.

18.Психологическая подготовка гандболистов.

Понятие психологической подготовки, ее цель и задачи, средства и методы. Воспитание морально-волевых качеств – необходимое условие подготовки гандболистов.

19.Теоретическая подготовка гандболистов.

Понятие теоретической подготовки, ее место в процессе обучения и тренировке. Теоретическая подготовка на различных этапах обучения и тренировки. Формы занятий по теоретической подготовке. Содержание теоретической подготовки в командах различной квалификации.

20.Игровая подготовка гандболистов.

Место игровой подготовки в процессе обучения и тренировке, ее цель и задачи. Игровая подготовка как средство оценки готовности к соревнованиям. Значение игр для тренировки высококвалифицированных гандболистов.

21.Взаимосвязь видов подготовки в гандболе.

Зависимость эффективности технической и тактической подготовки от физической подготовленности занимающихся. Зависимость эффективности учебно-тренировочного и соревновательного процессов от уровня психологической подготовленности занимающихся.

22.Отбор детей для занятий гандболом.

Организация начального отбора детей. Этап первичного отбора в группах начальной подготовки. Факторы, значимые для успешного овладения навыками игры. Прогнозирование способностей детей. Комплектование учебно-тренировочных групп на основе конкурсного отбора.

23.Организация и методика проведения занятий в группах начальной подготовки в ДЮСШ по гандболу.

Комплектование групп начальной подготовки. Содержание и распределение программного материала. Особенности развития физических качеств. Специальное оборудование и инвентарь для занятий с детьми младшего возраста.

24.Организация и методика проведения занятий в учебно-тренировочных группах в ДЮСШ по гандболу.

25.Организация и методика проведения занятий в группах спортивного совершенствования в ДЮСШ по гандболу.

Комплектование групп СС на основе конкурсного отбора. Особенности развития физических качеств. Особенности технико-тактической подготовки. Ориентация учебно-тренировочного процесса на режим команд мастеров.

26.Особенности тренировки команд мастеров и сборных команд.

Общие принципы и подходы к комплектованию команд. Соотношение видов подготовки в различные периоды годичного цикла. Связь тренера сборной команды с тренерами базовых команд. Контроль за подготовкой отдельных игроков и команды в целом. Научно-методическое обеспечение и врачебный контроль в процессе подготовки команд высокой квалификации

27. Методика занятий с игроками среднего и старшего возраста.

Задачи, средства и методы тренировки лиц среднего и старшего возраста. Особенности работы с гандболистами старших возрастных групп. Учет возрастных изменений в организме занимающихся в процессе работы с ними.

28.Методика занятий с женскими командами.

Анатомо-физиологические особенности женского организма. Влияние занятий гандболом на женский организм. Методика проведения занятий в различных возрастных группах. Особенности организации учебно-тренировочного процесса в женских командах.

29.Руководство командой на соревнованиях.

Значение правильного руководства командой в период соревнований. Подготовка к предстоящим соревнованиям. Наблюдение и анализ игр соперников. Составление общей стратегии соревнований, плана отдельной игры. Модельная тренировка перед предстоящей игрой. Установка на игру, разбор игры. Руководство командой в процессе игры.

30.Организация, планирование и учет тренировки гандболистов.

Значение планирования и учета спортивной тренировки. Виды планировании. Командный и индивидуальные планы спортсменов. Периодизация спортивной тренировки. Документы планирования и учета. Педагогический контроль и его значение.

31.Государственные органы и общественные организации, руководящие работой по развитию гандбола.

32.Научно-исследовательская работа.


Таблица 1

Распределение часов по видам занятий

№ п/п Виды занятий Курсы Всего:
I II III IV V
1. Лекции 20 16 22 16 18 80
2. Семинарские занятия 26 18 18 16 10 78
3. Методические занятия 12 30 14 40 16 116
4. Практические занятия 44 32 38 26 2 98
5. Учебная практика 16 24 28 20 20 98
6. Зачеты, экзамены
7. Курсовая работа 5 семестр
8. Выпускная работа гос.экз.
ИТОГО: 120 120 120 120 60 540

3. Самостоятельная работа

В ходе изучения дисциплины студенты должны выполнить следующую самостоятельную работу:

Первый год обучения.

1.Изучение истории развития игры в гандбол.

Форма контроля – реферат.

2.Изучение правил игры в гандбол.

3.Изучение методики судейства игр по гандболу (просмотр игр).

Форма контроля – собеседование на семинарском занятии, анализ просмотра игр.

4.Выбор темы курсовой работы.

Форма контроля – предоставить план выбранной работы.

6.Посещение тренировочных занятий и игр команд различной квалификации.

Форма контроля – конспекты посещенных занятий, устный анализ игр.

Второй год обучения.

1.Изучение методик развития физических качеств гандболиста (ОФП).

Форма контроля – собеседование на семинаре, реферат.

2.Изучение методик обучения примам техники игры в гандбол.

Форма контроля – собеседование на семинаре.

3.Наблюдение судейства игры по гандболу.

4.Написание введения, первой и второй главы выпускной квалификационной работы.

Форма контроля – проверка руководителя.

5.Посещение тренировочных занятий и игр команд различной квалификации.

Форма контроля – конспекты посещенных занятий, копии протоколов игр.

6.Поддержание физической подготовки и технических навыков игры в гандбол.

Форма контроля – сдача практических нормативов.

Третий год обучения

1.Изучение методик развития физических качеств (СФП).

Форма контроля – Собеседование на семинаре, реферат.

Форма контроля – анализ судейства.

3.Проведение экспериментальной части в рамках выпускной квалификационной работы.

Форма контроля – предоставление материалов исследования научному руководителю.

4.Посещение тренировочных занятий и игр команд различной квалификации.

Форма контроля – конспекты посещенных занятий, технические протоколы игр.

5.Поддержание физической подготовки и технических навыков игры в гандбол.

Форма контроля – сдача практических нормативов.

Четвертый год обучения

1.Изучение методик обучения и совершенствования групповых тактических действий гандболистов.

Форма контроля – ответ на зачете.

2.Изучение особенностей проведения занятий по гандболу с различными контингентами занимающихся.

Форма контроля – собеседование на семинаре, ответ на зачете.

3.Изучение подготовки команд высокой квалификации.

Форма контроля – реферат.

Пятый год обучения

1.Изучение методик обучения командным действиям в защите и нападении.

Форма контроля – собеседование, реферат.

2.Практическое судейство игр по гандболу.

Форма контроля – справки о судействе, наличие судейской категории.

3.Подготовка к защите выпускной квалификационной работы.

Форма контроля – оценка по специализации, защита на экзамене государственной аттестации.

4. Требования к студентам по выполнению практических нормативов

Первый год обучения

1.Передача мяча в стену с расстояния 3 метра в круг диаметром 1 метр (20 передач). Результат – 20,5 сек.

2.Броски мяча на точность (12 бросков с 9 м в верхние углы ворот 60 х 60 см). Результат – 8 попаданий.

3.Ведение мяча 30 м. Результат – 4,8 сек.

Второй год обучения

1.Передача мяча в стену с расстояния 3 метра в круг диаметром 1 метр (20 передач). Результат – 20,3 сек.

2.Броски мяча на точность (12 бросков с 9 м в верхние углы ворот 60 х 60 см). Результат – 9 попаданий.

Третий год обучения

1.Передача мяча в стену с расстояния 3 метра в круг диаметром 1 метр (20 передач). Результат – 20,2 сек.

2.Броски мяча на точность (12 бросков с 9 м в верхние углы ворот 60 х 60 см). Результат – 10 попаданий.

3.Ведение мяча 30 м. Результат – 4,6 сек.

Студенты старше 40 лет (мужчины) и старше 35 лет (женщины) освобождаются от сдачи практических нормативов.

5. Учебная практика

В процессе изучения дисциплины студенты выполняют следующие виды заданий по учебной практике:

Второй год обучения

1.Обучение технике игры в нападении (стойки, перемещения, передачи, ведение, броски).

2.Обучение технике игры в защите (стойки, перемещения, опека игрока, блокирование мяча).

3.Обучение технике игры гандбольного вратаря.

4.Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите.

5.Обучение индивидуальным тактическим действиям вратаря.

Третий год обучения

1.Обучение групповым взаимодействиям в защите.

2.Обучение групповым взаимодействиям в нападении.

3.Совершенствование групповых взаимодействий в защите и нападении.

4.Развитие специальных физических качеств гандболиста.

5.Применение комплексов упражнений по СФП для игроков различных амплуа.

Четвертый год обучения

1.Развитие физических качеств гандболиста.

2.Совершенствование технико-тактических действий в защите в нападении.

3.Обучение групповым взаимодействиям в защите.

4.Обучение групповым взаимодействиям в нападении.

Все студенты, обучающиеся на специализации, проходят учебную практику в обязательном порядке и аттестуются в рамках зачетных и экзаменационных требований.

6. Зачетные и экзаменационные требования

Итоговыми формами контроля по усвоению теоретических, методических и практических знаний, умений и навыков являются зачеты и экзамены за каждый семестр обучения.

Студенты должны усвоить следующие вопросы по специализации:

Вопросы для зачета за 1 курс:

1)классификация техники игры в гандбол. Последовательность обучения приемам техники игры;

2)классификация тактики игры в гандбол. Последовательность обучения тактическим действиям в гандболе;

3)физические качества гандболиста. Средства и методы развтия физических качеств;

4)методика судейства игры в гандбол. Распределение обязанностей и действий судей на площадке;

5)методика обучения стойкам, остановкам и перемещениям;

6)методика обучения технике игры в защите полевого игрока;

7)методика обучения передачам;

8)методика обучения броска. Особенности техники и обучения броскам с различных позиций;

9)методика обучения обманным действиям (финтам);

13) индивидуальные тактические действия в защите при блокировании мяча;

14) индивидуальные тактические действия в защите при "держании нападающего";

15) индивидуальные тактические действия в нападении при выполнении бросков;

16) индивидуальные тактические действия в нападении при выполнении финтов;

17) индивидуальные тактические действия вратаря в гандболе;

23) теоретическая подготовка гандболиста на различных этапах обучения и спортивного совершенствования;

24) взаимосвязь видов подготовки в гандболе.

6.2. Вопросы для зачета за 2 курс:

1)техническая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;

2)тактическая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;

3)физическая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;

4) психологическая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;

5)игровая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;

6)теоретическая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;

7)взаимосвязь видов подготовки в гандболе;

8)методика обучения групповым взаимодействиям в защите (подстраховка, переключение, смена игроков, проскальзывание);

9)методика обучения групповым взаимодействиям в нападении ("двойка", "восьмерка", "стягивание", скрестное перемещение);

10) методика обучения групповым взаимодействиям защитников с вратарем;

11) виды и системы нападения в гандболе. Особенности обучения и тренировки;

12) виды и системы защиты в гандболе. Особенности обучения и тренировки;

13) тактика игры в защите и нападении в большинстве;

14) тактика игры в защите и нападении в меньшинстве;

15) особенности техники игры и технической подготовки в различных группах ДЮСШ;

16) общие закономерности и особенности развития физических качеств и физической подготовки в различных группах ДЮСШ;

17) учебно-тренировочные сборы команд различной квалификации. Виды, направленность, план сбора, распределение нагрузки и видов подготовки в микроциклах;

18) перспективное планирование в гандболе. Структура, распределение нагрузки видов подготовки в макро циклах;

19) текущее планирование в гандболе. Структура, распределение нагрузки видов подготовки в мезо циклах;

20) оперативное планирование в гандболе. Структура, распределение нагрузки видов подготовки в микро циклах;

21) методика исправления ошибок и совершенствование техники игры;

22) методика исправления ошибок и совершенствование индивидуальных тактических действий;

23) методика совершенствования групповых взаимодействий в защите;

24) методика совершенствования командных взаимодействий в защите;

25) методика совершенствования групповых взаимодействий в нападении;

26) методика совершенствования командных взаимодействий в нападении.

6.3. Вопросы для ЭКЗАМЕНА за 3 курс:

1) виды и системы нападения. Особенности обучения и тренировки;

2) виды и системы защиты. Особенности обучения и тренировки;

3) тактика игры в защите и в нападении в большинстве;

4) тактика игры в защите и в нападении в меньшинстве;

5) особенности техники игры и технической подготовки в различных группах ДЮСШ;

6) общие закономерности и особенности развития физических качеств и физической подготовки в различных группах ДЮСШ;

7) учебно-тренировочные сборы команд различной квалификации. Виды, направленность, план сбора, распределение нагрузки и видов подготовки в микро циклах;

8) перспективное планирование. Структура, распределение нагрузки и видов подготовки в макро циклах;

9) текущее планирование. Структура, распределение нагрузки и видов подготовки в мезо циклах;

10) оперативное планирование. Структура, распределение нагрузки и видов подготовки в микро циклах;

11) методика исправления ошибок и совершенствование техники игры;

12) методика исправления ошибок и совершенствование индивидуальных тактических действий;

13) методика совершенствования групповых взаимодействий в защите;

14) методика совершенствования командных взаимодействий в защите;

15) методика совершенствования групповых взаимодействий в нападении;

16) методика совершенствования командных взаимодействий в нападении;

17) организация и проведение соревнований. Документация, оборудование и инвентарь, состав и обязанности судейской бригады;

18) методика проведения круговой тренировки по развитию специальных физических качеств и совершенствованию технико-тактических навыков;

19) применение технических средств обучения и тренировки;

20) руководство гандбольной командой в процессе соревнований. Сбор и анализ информации о предстоящих соперниках, разбор проведенных игр, установки на игру, средства и методы настроя на Иру и психологической разгрузки;

21) руководство командой в процессе игры. Определение оптимального стартового состава, замены, тайм-ауты, использование видов и систем защиты и нападения;

22) медицинский контроль в процессе тренировки. Характерые травмы и заболевания, способы их профилактики;

23) пляжный гандбол. Структура игры, правила соревнований;

24) восстановительные мероприятия в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;

25) пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса;

26) научно-методическое обеспечение тренировочной и соревновательной деятельности;

27) отбор детей для занятий гандболом. Прогноз успешности тренировочной и соревновательной деятельности на основе оценки антропометрических данных, способностей к обучению и развитию физических качеств, двигательной активности и комплекса психологических качеств;

28) особенности комплектования составов команд мастеров и сборных команд и отбор в них квалифицированных игроков;

29) методы обеспечения спортивного долголетия и долгосрочной эффективности, тренировочной и соревновательной деятельности квалифицированных гандболистов.

6.4. Вопросы для ЭКЗАМЕНА за 4 курс:

1)методика отбора детей в ДЮСШ;

2)анализ индивидуальных тактических действий игроков в защите и методика обучения;

3)особенности построения и проведения тренировочных занятий в различных группах подготовки в ДЮСШ;

4)броски в гандболе. Назначение, выполнение (свободный, боковой, начальный бросок, бросок от ворот, семиметровый);

5)возрастные особенности детей, подростков и юношей в гандболе;

6)анализ техники и тактики постановки заслонов и методика обучения;

7)виды планирования. Перспективное планирование;

8)виды нападения. Анализ тактики быстрого нападения. Методика обучения;

9)документы планирования в гандболе;

10) анализ групповых тактических действий в защите и методика обучения;

11) оперативное планирование (мезо циклы, микро циклы);

12) круговая система розыгрыша для шести команд;

13) методы, приемы и средства психологической подготовки;

14) система розыгрыша с выбыванием после одного поражения для пяти команд;

15) задачи, сроки и содержание, средства и методы подготовительного периода;

16) учет тренировочной работы в гандболе. Виды учета;

17) средства и методы обучения и тренировки детей, подростков, юношей;

18) анализ индивидуальных тактических действий игроков в нападении и методика обучения;

19) текущее планирование. Его этапы и периоды;

20) система розыгрыша с выбыванием после одного поражения для семи команд;

21) задачи, формы и содержание теоретической подготовки в командах различной квалификации;

22) наказание за нарушение правил в гандболе;

23) методика обучения технике и тактике игры вратаря;

24) анализ тактики позиционного нападения. Методика обучения.

6.5. Вопросы для ЭКЗАМЕНА за 5 курс:

1) классификация техники игры в гандбол. Последовательность обучения приемам техники игры;

2) классификация тактики игры в гандбол. Последовательность обучения тактическим действиям;

3) физические качества гандболиста. Средства и методы развития физических качеств;

4) методика судейства игры. Распределение обязанностей и действий судей на площадке;

5) методика обучения стойкам, остановкам и перемещениям;

6) методика обучения технике игры в защите полевого игрока;

7) методика обучения передачам;

8) методика обучения броскам. Особенности техники и обучения броскам с различных позиций;

9) методика обучения обманным действиям (финтам);

10) методика обучения ведению мяча и дриблингу;

11) методика обучения технике игры вратаря;

12) индивидуальные тактические действия в нападении при выполнении передач;

13) индивидуальные тактические действия в нападении при выполнении бросков;

14) индивидуальные тактические действия в нападении при выполнении финтов;

15) индивидуальные тактические действия в защите при блокировании мяча;

16) индивидуальные тактические действия в защите при "держании нападающего";

17) индивидуальные тактические действия вратаря;

18) техническая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;

19) тактическая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;

20) физическая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;

21) психологическая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;

22) игровая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;

23) теоретическая подготовка гандболиста на различных этапах подготовки;

24) взаимосвязь видов подготовки в гандболе;

25) методика обучения групповым взаимодействиям в защите (подстраховка, переключение, смена игроков, проскальзывание);

26) методика обучения групповым взаимодействиям в нападении ("двойка", "восьмерка", "стягивание" скрестное перемещение);

27) методика обучения групповым взаимодействиям защитников с вратарем;

28) виды и системы нападения в гандболе. Особенности обучения, тренировки;

29) виды и системы защиты в гандболе. Особенности обучения, тренировки;

30) тактика игры в защите и в нападении в большинстве;

31) тактика игры в защите и в нападении в меньшинстве;

32) особенности техники игры и технической подготовки в различных группах ДЮСШ;

33) общие закономерности и особенности развития физических качеств и физической подготовки в различных группах ДЮСШ;

34) учебно-тренировочные сборы команд различной квалификации. Виды, направленность, план сбора, распределение нагрузки и видов подготовки в микро циклах;

35) перспективное планирование. Структура, распределение нагрузки и видов подготовки в макро циклах;

36) текущее планирование. Структура, распределение нагрузки и видов подготовки в мезо циклах;

37) оперативное планирование. Структура, распределение нагрузки и видов подготовки в микро циклах;

38) методика исправления ошибок и совершенствование техники игры;

39) методика исправления ошибок и совершенствование индивидуальных тактических действий;

40) методика совершенствования групповых взаимодействий в защите;

41) методика совершенствования командных взаимодействий в защите;

42) методика совершенствования групповых взаимодействий в нападении;

43) методика совершенствования командных взаимодействий в нападении;

44) организация и проведение соревнований по гандболу. Документация, оборудование и инвентарь, состав и обязанности судейской бригады;

45) методика проведения круговой тренировки по развитию специальных физических качеств и совершенствованию технико-тактических навыков;

46) применение технических средств тренировки;

47) руководство гандбольной командой в процессе соревнований. Сбор и анализ информации о предстоящих соперниках, разбор проведенных игр, установки на игру, средства и методы настроя на игру и психологической разгрузки;

48) руководство командой в процессе игры. Определение оптимального стартового состава, замены, тайм-ауты, использование видов и систем защиты и нападения;

49) медицинский контроль в процессе тренировки. Характерные травмы и заболевания, способы их профилактики;

50) пляжный гандбол. Структура игры, правила соревнований;

51) восстановительные мероприятий в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;

52) пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса;

53) научно-методическое обеспечение тренировочной и соревновательной деятельности;

54) отбор детей для занятий гандболом. Прогноз успешности тренировочной и соревновательной деятельности на основе оценки антропометрических данных, способностей к обучению и развитию физических качеств, двигательной активности и комплексе психологических качеств;

55) особенности комплектования составов команд мастеров и сборных команд и отбор в них квалифицированных гандболистов;

56) методы обеспечения спортивного долголетия и долгосрочной эффективности тренировочной и соревновательной деятельности квалифицированных гандболистов.

Выводы:

Успешное освоение программного материала курса специализации позволит будущему специалисту вооружиться достаточным количеством теоретических знаний, практических умений и навыков для деятельности в различных областях деятельности по развитию гандбола.

Список литературы

Основная :

1. Волейбол, гандбол, баскетбол: Организация и проведение соревнований по упрощенным правилам:: Учеб. пособие/ В.Ф.Мишенькина, И.А.Рогов, О.С. Шалаев, Д.В. Карбанов. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2004. – 115 с.

2. Гандбол: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юнош. спорт. шк., специализир. детско-юнош. шк. олимп. резерва/ Авт.-сост.: В.Я.Игнатьева, В.С.Максимов, И.В. Петрачева. – М.: Сов.спорт, 2003. – 115 с.

3. Спортивные игры: Техника, тактика обучения/ Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. – М.: Academia, 2001. – 518 с. – (Высш.образование).

Дополнительная:

1. Игнатьева В.А. Тренировочные задания по специальной подготовке гандболистов: Метод. разраб. для студ., слушателей ВШТ и фак.повышения квалификации ГЦОЛИФКа/ В.А. Игнатьева, Н.М. Ганченко, И.Г. Шестаков. – М.: Б.и. ч.1: Упражнения по физической и технической подготовке. – 1992. – 62 с.

2. Игнатьева В.Я. Гандбол/ В.Я.Игнатьева. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 190 с.: ил. – (Азбука спорта).

3. Игнатьева В.Я., Петрачева И.В. Многолетняя подготовка гандболистов в детско-юношеских спортивных школах: Методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2004. – 216 с.

4. Правила игры в гандбол: (Официал. правила ИГФ). – М.: Б.и., 2001. – 90 с.

5. Скляренко А.А. Гандбол по-ресски (к 75-летию российского гандбола). – М.: Физкультура и Спорт, 2003. – 448 с., ил.

6. Шестаков М.П. Гандбол: Такт. подготовка/ М.П.Шестаков, И.Г. Шестаков. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 129 с. – (Методика спорт. тренировки).

В практике подготовки гандболистов высокой квалификации проблема методов количественной оценки уровня подготовленности спортсменов и качества их соревновательной деятельности в основном решена.
Совершенно иная ситуация сложилась в подходах к распределе-нию тренировочных нагрузок по совершенствованию технико-тактического мастерства гандболистов на различных этапах спортивного совершенствования.

В частности, не решены вопросы об особенностях распределения основных средств подготовки спортсменов в длительном соревновательном периоде, об основных структурных единицах соревновательного периода – мезоциклах и макроциклах. Известно, что главной стратегической линией оптимизации тренировочного процесса на различных этапах спортивного совершенствования является использование моделей, отражающих специфику игры.

В данном случае речь идет о повышении тактического мастерства спортсменов, гибкости его использования, быстроты смены тактических вариантов, совершенствовании умения нейтрализовать сильные стороны соперника и использовать слабые. Однако до настоящего времени не разработаны достаточно объективные модельные характеристики групповых и командных тактических действий гандболистов с учетом игрового амплуа, что препятствует выявлению пробелов в технико-тактической подготовленности игроков с целью внесения необходимых коррекций в учебно-тренировочный процесс.

Мы поставили своей целью разработать эффективную систему совершенствования технико-тактической подготовленности гандболистов на основе индивидуализации тренировочного процесса.

Для этого мы должны:
1. Определить структуру командных и индивидуальных технико-тактических действий высококвалифицированных гандболистов.
2. Выявить критерии оценки технико-тактического мастерства гандболистов с учетом особенностей соревновательной деятельности.
3. Определить эффективные формы организации тренировочных занятий по совершенствованию индивидуальных и командных тактических действий.
4. Разработать и экспериментально обосновали методику технико-тактической подготовленности гандболистов.

Это позволит:
- определить факторную структуру соревновательной деятельности ведущих зарубежных команд и команд высшей лиги Узбекистана;
- выявить узловые компоненты и разработать модельные характеристики соревновательной деятельности гандболистов высокой квалификации (командные и по амплуа);
- определить коэффициенты значимости технико-тактических действий спортсменов и разработать количественную оценку их технико-тактического мастерства в процессе игры;
- экспериментально обосновать методику совершенствования технико-тактической подготовки гандболистов с учетом особенностей соревновательной деятельности.

Таким образом, решение выше поставленных задач позволит разработать ряд новых эффективных инновационных направлений, способствующих рациональному построению учебно-тренировочного процесса гандболистов.

Абдалимов О.Х., Камбаров Д.С

Тактическая подготовка

Тактическая подготовка - это процесс овладения теоретическими основами тактики и навыками их использования.

Задачи тактической подготовки:

Воспитание необходимых способностей для успешного овладения тактикой игры.

Овладение индивидуальными, групповыми и, командными действиями.

Совершенствование тактической подготовленности с учетом амплуа в команде.

Воспитание способности переключения от одной тактической системы к другой, от нападения к защите, и наоборот.

Основой тактической подготовки игрока является овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями. Каждый гандболист обязан знать содержание и классификацию тактики и довести практическое выполнение индивидуальных и групповых действий до тактического навыка.

Тактические навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия гандболиста во время игры, которые вырабатываются в процессе упражнения. Будучи применен в стандартных условиях, тактический навык отличается прочностью, точностью и соответствующим ритмом. Но ситуации в игре быстро меняются, и их множество. Причем одна тактическая задача может решаться разнообразными средствами, а различные задачи одними и теми же. B тех случаях, когда соревновательная ситуация не соответствует выработанному стереотипу действия и гандболист не может найти связи между соревновательной и учебной ситуациями, шаблонно примененные тактические навыки ведут к ошибкам. Выбор соответствующего тактического навыка и его применение требуют творческого мышления.

Способность гандболиста быстро ориентироваться в выборе самого подходящего способа борьбы называется тактическим мышлением. Базой тактического мышления является способность быстро и правильно воспринимать складывающуюся игровую ситуацию и те основы тактических знаний, которые он приобретает в процессе тренировки.

Тактическая подготовка должна органически соединять теоретические и практические разделы. Еще при обучении технике спортсмену необходимо объяснить, какие тактические задачи он сможет решить с помощью того или иного приема и способа его выполнения. Полезно чтобы тактическая сфера применения техники стала известна занимающемуся еще до обучения соответствующему движению. Гандболист должен лишь тогда двигательно решать тактическую задачу, когда он ее теоретически понял и мысленно проработал. Представление об изучаемом тактическом действии создается путем объяснения и демонстрации, а гандболист должен углублять его представление самостоятельным анализом и осмысливанием. Когда навык тактического действия освоен, перед игроком ставится задача выбирать в игровой ситуации наиболее целесообразное решение. Необходимо предварительно решать задачу теоретически. При этом тренер получает возможность одновременно контролировать, правильно ли спортсмен воспринял и проанализировал ситуацию, т.е. правильно ли он мысленно решил тактическую задачу. Если гандболист теоретически решает тактические задачи, представленные в форме схем, фотоснимков, то он относительно легко перенесет эти решения на конкретные ситуации в практике. B процессе такого теоретического упражнения воспитывается тактическое мышление. Тренеру нужно ставить перед спортсменом все новые тактические задачи и побуждать решать их самостоятельно

В учебном процессе теоретическая и практическая части тактической подготовки должны быть настолько согласованы, чтобы игроки приобретали знания и могли их применять. Неопределенные, неустойчивые знания, не соответствующие уровню подготовленности, затрудняют мысленное решение тактических задач.

У гандболиста необходимо воспитать способность к наблюдению. Спортсмен должен уметь наблюдать за противником в игре. Для этого важны упражнения, развивающие периферическое зрение.

Не менее важно наблюдение во время нахождения в резерве гандболисту необходимо научиться вести записи кода игры и наблюдения за противником, находясь на скамье запасных или на трибуне во время соревнования. Для совершенствования тактической подготовленности гандболист должен уметь критически анализировать собственные действия.

Средства тактической подготовки:

1. О6щеподготовительные упражнения:

a) подвижные игры;

б) упражнение на ориентировку;

в) подготовительные поточные упражнения.

2. Специально-подготовительные средства:

а) наглядные пособия для теоретического решения тактических задач;

б) упражнения по тактике (индивидуальные, групповые, командные).

3. Тренировочные формы соревновательного упражнения: тактические действия в двусторонней игре.

Методы тактической подготовки

В процессе подготовки гандболиста применяются три метода организации упражнений: метод регламентирования, метод импровизирования, метод моделирования.

Метод регламентирования заключает в себе строгую последовательность действий игроков. Этим методом пользуются при разучивании новых взаимодействий, при совершенствовании комбинаций с определенной концовкой для определенного игрока. При разучивании тактического действия важно добиться синхронной последовательности включения в действие всех его исполнителей. Для этого гандболисты из определенной первоначальной расстановки отрабатывают взаимоперемещения по схеме действий. Далее вводится противник, и упражнение выполняется с постепенно усиливающимся сопротивлением до тех пор, пока не будут уточнены и усвоены все детали действия. Когда стандартная схема взаимодействия усвоена, делают некоторые уточнения и поправки на неожиданное поведение защитников, конкретизируя возможные варианты завершения атаки.

В тактических упражнениях для нападающих, организованных методом регламентировании, уточняются: 1 2 3 ) способы, расстояния и скорость перемещения; 4 ) способы, количество и скорость передачи мяча; 5 ) расстояния между партнерами; 6 ) расстояния до игроков противника; 7 ) возможные варианты завершения атаки.

В упражнениях защитников уточняются: 1 ) исходное положение игроков; 2 ) последовательность включения в действие; 3 ) направление перемещения; 4 ) занимаемая позиция относительно игроков противника; 5 ) варианты подстраховки.

Упражнения, построенные таким методом, четко конкретизируют действия игроков, заставляют их добиваться задуманной цели кратчайшим путем, приучают к игровой дисциплине, когда все действуют по единому плану. Например, исследования В. B. Фойгга и Ю.И. Здоренко показали, что длительность результативной атаки в среднем равна 27,9 cек, а нерезультативной - 10,1 сек. Самыми эффективными бывают атаки с темпом менее 1,5 сек на одну передачу. Совершенствование тактических взаимодействий против зонной защиты должно вестись с учетом временных параметров атаки. Одним из критериев оценки совершенства комбинации может служить темп атаки не более чем с1,5 сек на одну передачу.

Метод импровитзирования заключает в себе свободный выбор действий каждым игроком команды. Естественно, свобода эта ограничивается знанием общих правил взаимодействия. Применение этого метода развивает фантазию, инициативу игроков. B упражнениях, организованных методом импровизации, могут рождаться новые комбинации, игроки могут раскрыть в себе новые возможности. Неожиданный ход действия игрока партнеры могут не понять, а следовательно, и не поддержать. Поэтому эти упражнения заставляют гандболиста предельно концентрировать внимание, быстро оценивать незнакомую ситуацию и принимать решение дальнейших действий. Метод импровизации развивает высокую активность, внимательность, ориентировку, способность к прогнозированию ситуаций. Однако он доступен спортсменам с игровым интеллектом и достаточным уровнем технической подготовленности.

Осуществляется метод импровизирования с помощью некоторых методических приемов. B упражнениях для нападающих применяют:

1. Увеличение или уменьшение числа единоборствующих игроков:

a) произвольная игра на одной половине площадки с одинаковым числом нападающих и защитников (2х2, Зх3, 4х4, 5х5, 6х6);

б) двусторонняя игра с уменьшенным числом игроков (Зx3, 4x4);

в) игра против большего или меньшего числа защитников (3x5, 4х2, 4x6, 7х6)

1. Двусторонняя игра 7x7, 8x8 полевых игроков.

2. Смену амплуа в групповых и командных упражнениях:

а) несколькими игроками (линейный игрок становится разыгрывающим и пр.);

6) всеми полевыми игроками;

в) вратарем (вратарь играет в поле, а на его месте - полевой игрок).

3. Ограничения площадки:

а) ограничение глубины атаки (поставить ограничивающие препятствия вдоль 9-метровой линии);

б) ограничение ширины площадки.

4. Введение вспомогательного оборудования:

a) 6 атуты, установленные вдоль зоны. Передачу на завершение атаки можно разрешить только после ловли мяча от 6 атута;

б) мишени, поставленные в воротах. Попадать только в них.

В упражнениях для защитников применяют:

Увеличение или уменьшение числа игроков защиты (2 х 3, 2 x 4, Зхб, 7х6, 7x5).

Ограничения пространства для броска определенными мишенями, установленными в воротах без вратаря.

Метод моделирования заключает в себе создание условий предполагаемого соревнования. Моделированию подвергаются действия ведущего игрока или всей команды соперника, действия своей команды в численном меньшинстве и большинстве. Моделируя действия ведущего или опасного какими-либо неожиданными особенностями игрока команды противника, тренер дает задание одному из гандболистов изображать по возможности игру этого спортсмена или сам выполняет его функцию. Вся команда, действуя против «модельного» игрока, должна четко знать особенности его опасных ходов и утриpовaнно реагировать на них. Естественно, это будет создавать трудности для партнеров, но зато создание тревожных ситуаций в тренировке исключит их неожиданность во время официальной игры.

Моделировать можно действия нападающего и защитника. Например, один из нападающих изображает бомбардира, владеющего дальним броском с 10-12 м. в зависимости от того, на какой позиции находится этот игрок, защитники уточняют свои действия, или наоборот, цепкий защитник ни на шаг не отпускает от себя лучшего бомбардира команды противника.

Моделированию можно подвергнуть всю систему игры противника как в нападении, так и в защите. Выбор вариантов преодоления той или иной системы игры на тренировке нацелит игроков на предстоящую встречу, придаст уверенности в выборе средств игры, поможет быстро и рационально организовать свои действия на соревнованиях

Необходимым условием для моделирования должно быть наличие исходных и конечных данных в модели. Причем модели упражнений могут быть двух вариантов:

1-й вариант . Модель предполагает наличие готовой схемы действий, т.е. всего пути развития от исходного до конечного. B таком случаи готовую схему необходимо подвести под конкретных исполнителей, под конкретную позицию выполнения действия. Как правило, такую модель представляют ситуации, наиболее часто встречающиеся в реальной игровой обстановке. Например, если нападающего опекают персонально, то рационально применить заслон. Это групповое взаимодействие гандболистам знакомо и остается только уточнить, с кем из партнеров опекаемый будет его выполнять.

2-й вариант . B модели известны только исходные и конечные данные, но полностью отсутствуют сведения о функционировании этой модели. B данном упражнение пойдет поиск нескольких вариантов действий от исходного положения до конечной цели. Например, персонально опекают 2 игроков нападения. B таком случае возможно применение различного рода групповых взаимодействий: заслона, скрестного внешнего и внутреннего взаимодействия, а также скрытого ухода от опекуна.

Моделирование ситуации с различным ходом действия позволяет отобрать наиболее рациональные для данных исполнителей варианты. Успешное применение метода моделирования зависит от знаний об основных закономерностях тактических действий, полученных гандболистами в уче6но-тренировочном процессе.

Игра в гандбол предъявляет высокие требования к организму зани­мающихся. Чем выше уровень развития физических качеств, тем легче достичь спортивного мастерства. С совершенствованием функциональ-


мых возможностей организма увеличивается эффективность исполь­зования приемов техники и тактики игры.

Для общей физической подготовки гандболистов используют об-щеразвивающие упражнения без предметов, с предметами и на снаря­дах; упражнения из легкой атлетики (бег, прыжки, метания), гимна­стики и акробатики, тяжелой атлетики, плавания и других видов спорта. Очень полезны разнообразные подвижные игры, а также фут­бол, хоккей, бадминтон.

Упражнения, включаемые в специальную физическую подготовку, принято делить на две группы: 1) упражнения для развития силы, быст­роты, выносливости, ловкости, быстроты реакции, ориентировки и других качеств; 2) упражнения, направленные на совершенствование приемов игры.

Для развития силы используют упражнения динамического ха­рактера, выполняемые в переменном темпе, для развития «взрывной» силы- упражнения с малыми отягощениями, выполняемые в макси­мальном темпе. Наиболее эффективны упражнения с весом, составля­ющим 30% максимального. Выполнение их до отказа позволяет раз­вивать не только силу, но и силовую выносливость.

Очень полезны упражнения с небольшими отягощениями при ов­ладении основными техническими приемами игры. В этом случае уда­ется увеличить силу, не нарушая структуру техники игровых прие­мов. Поэтому в тренировке гандболистов широко используют утяже­ленный мяч (до 600 г), упражнения с набивными мячами и на блочных аппаратах (с отягощением). В тренировки включают также разнооб­разные упражнения со штангой, гантелями, эспандером, резиновыми шнурами, с преодолением собственного веса и сопротивления парт­нера, бег в усложненных условиях (по песку, снегу) и т. п.

В гандболе одинаково важна как скорость отдельного движения, так и способность длительное время действовать в максимальном темпе. Быстроту развивают с помощью упражнений, выполняемых с наи­большей частотой в течение 4-6 сек. Их периодически повторяют с ин­тервалами отдыха. Такой повторный метод работы успешно сочетается с методом переменной и интервальной тренировки.

Для развития скоростных качеств и приобретения так называемой игровой скорости используют разнообразные упражнения, выполнение технических элементов с максимальной скоростью передвижения и учебные игры с сокращением времени, уменьшением размеров площад­ки и количества играющих. Большое значение имеют также различные виды скоростного бега, и особенно рывки на 20-60 м, всевозможные игры и эстафеты.


Основой скоростной выносливости является общая выносливость, развиваемая в процессе длительного выполнения упражнений с неболь­шой интенсивностью. Для развития специальной выносливости, наобо­рот, необходимы упражнения, выполняемые с повышенной интенсив­ностью. Поэтому выносливость у гандболистов развивают в процессе переменной и интервальной работы. Тогда интенсивность упражнений должна достигать 80% максимально возможной. В конце упражнения пульс может достигать 180 ударов в минуту, а само упражнение про-


должается 30-90 сек. и примерно столько же пауза для отдыха, в ко­торой пульс снижается до 120-140 ударов.

Основные упражнения, развивающие выносливость,- это кроссо­вый бег по пересеченной местности в сочетании с ходьбой и общераз-вивающими упражнениями, подготовительные и игровые упражнения, выполняемые продолжительное время (футбол, плавание, лыжи и 1 другие виды спорта, учебные игры и соревнования).

Совершенствуют выносливость, постепенно увеличивая нагрузку, повышая ее интенсивность, увеличивая темп и продолжительность вы-;; полнения упражнения.

Ловкость совершенствуется вместе с улучшением общей координа­ции, равновесия и ориентировки. Развивать ловкость (общую и спе­циальную) необходимо систематически.

Для этого используют упражнения с мячом и без мяча на огра­ниченном пространстве, подвижные игры, акробатические упражнения, спортивные игры (футбол, регби, хоккей) и другие виды спорта (прыж- 1 ки в воду, бокс и т. п.), специальные упражнения в необычных усло­виях (с внезапной сменой ситуаций, усложнением противодействия соперника и др.).

Гандболистам необходимо постоянно совершенствовать гибкость (особенно вратарям) и прыгучесть. Для этого в тренировки включают упражнения, с помощью которых развивают гибкость в других видах спорта.

Целенаправленное развитие всех физических качеств помогает до­стичь гармонического единства их проявления в игровых, соревнова-|> тельных условиях.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!