Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Юрьев польский конезавод продажа лошадей. Спасают элиту знаменитой породы лошадей "владимирские тяжеловозы"


В 1935 году широко развертывалась работа по созданию владимирской тяжеловозной породы лошадей . И вряд ли в то время люди даже с самым богатым воображением могли представить, что через 50 лет после утверждения породы существование владимирских тяжеловозов будет поставлено под угрозу.

Сильная рабочая лошадь в России была нужна всегда. Но особенно остро такая необходимость возникла в конце XIX века, когда на смену деревянным сохе и бороне пришли тяжелые железные плуги и бороны. С ними уже не могла справиться обычная крестьянская лошадка, хоть и выносливая, но слабосильная, тем более на тяжелых суглинках так называемого Владимирского ополья - нынешних Владимирской и Ивановской областей.

В начале XX века состав Гаврилово-Посадской государственной конюшни пополнился жеребцами клейдесдальской и шайрской пород, от которых получали улучшенных крупных помесей тяжеловозного типа. Многолетнее разведение высококровных помесей (преимущественно от клейдесдальских жеребцов) вокруг Гаврилово-Посада, Юрьев-Польского, Суздаля завершилось в 1946 году официальным утверждением новой породы - владимирской тяжеловозной.

Лошади этой породы действительно хороши: высокий рост (около 166 см в холке у жеребцов и 162 - у кобыл), массивный корпус с богатой мускулатурой, выразительная слегка горбоносая голова на шее с высокими выходом и поставом, прочные сухие конечности. Добавьте к этому разнообразие оттенков гнедой масти - от золотистого до темно-вишневого, эффектные отметины на голове и ногах и обильную оброслость гривы, хвоста и щеток. Ни дать ни взять - сошли эти лошади с васнецовских полотен.

Но основная ценность владимирцев - их работоспособность. Сильные, выносливые, резвые, они способны пробежать 2 км рысью с возом в 1,5 тонны за 5 минут. А шагом преодолеют это же расстояние, но с грузом в 4,5 тонны за 13-15 минут. Шаг у владимирского тяжеловоза уникальный - широкий, с хорошим выносом, большим захватом.

Эти лошади неприхотливы к условиям содержания. Как улучшателей их широко использовали на всей территории России, вплоть до Забайкалья. Несколько лет назад на двух владимирских тяжеловозных кобылах был благополучно завершен переход от Москвы до Владивостока.

Владимирские тяжеловозы Гаврилово-Посадского конного завода не раз были признаны чемпионами породы (жеребец Курган, кобыла Криница), становились победителями ежегодных соревнований на лошадях тяжелоупряжных пород (жеребцы Певец, Курган, кобылы Коринка, Венгерка). В прошлом году кобыла Венгерка стала лучшей среди всех тяжеловозов России в испытаниях на тяговую выносливость, преодолев 420 метров с грузом в 9 тонн!

В период создания и утверждения породы владимирский тяжеловоз никто не сомневался в ее необходимости. В послевоенные годы нужно было поднимать народное хозяйство. Когда приходилось на себе пахать, о технике разве что мечтали, а думали о лошади. Без преувеличения можно сказать, что она, родимая, стала незаменимым помощником и в поле, и на ферме, да и на лесозаготовках, стройках, перевозила на первых порах грузы на фабриках и заводах... Но стремительно развивающийся научно-технический прогресс стал вытеснять лошадь. Причем так быстро и незаметно, что мы до сих пор не можем этого до конца осознать. Желание поддержать поголовье лошадей на прежнем уровне заводит коневодов в безвыходную ситуацию. Сейчас вряд ли стоит рассчитывать на то, что на лошадях будут пахать. В личном хозяйстве для этой цели, мягко говоря, не каждый захочет держать коня. А фермерам, если они действительно работают и что-то производят, не обойтись и одним трактором. Надо признать, что спрос на рабочую лошадь резко упал. Значит, уже не требуется и прежнее поголовье пород-улучшателей: русской и орловской рысистых, владимирской, советской, русской тяжеловозных и некоторых других. Поэтому на грань банкротства поставлены конные заводы, разводящие этих лошадей. Хорошо, если там есть дополнительные отрасли животноводства (в основном молочное скотоводство), которые спасают экономику хозяйств. А если нет?


И еще. За годы Советской власти, стремясь, как всегда, быть "впереди планеты всей", мы создали 87 пород сельскохозяйственных животных. За это время во всем мире не создано ни одной - там просто совершенствовали старые. Зачем изобретать что-то новое, если можно значительно улучшить то, что имеешь? Ведь если разобраться по сути, то многие наши вновь созданные породы представлены высококровными помесями, которых разводят "в себе".

Но вернемся к владимирским тяжеловозам ...

Себестоимость племенного жеребенка, родившегося в Гаврилово-Посадском конном заводе, 4200 рублей, а средняя реализационная цена лошади 2600 рублей. В прошлом году выручка от реализации лошадей составила 190 тысяч рублей, а затраты на их содержание - 680 тысяч, то есть на каждый полученный рубль вложили почти три.

Директор конного завода Владимир Васильевич Журавлев хорошо помнит те времена (до 90-х годов), когда хозяйство реализовывало по 50 голов в год, а его экономика была высокорентабельной. Раньше вызывали "на ковер" за то, что не успевал осваивать все выделенные бюджетные средства. И Журавлев спешил: за пять лет рабочие получили около 70 квартир, были построены производственные и складские помещения, подъездные пути, перекрыта крыша конюшни. Следующей очереди ждали животноводческие помещения... Не успел. Лишь возвышается сейчас железобетонная коробка комплекса для крупного рогатого скота. А в нетиповых помещениях, как и много лет назад, корм раздают вручную, потому что кормораздатчик или другая техника туда просто не могут заехать.

Подбили, как птицу на взлете, - говорит Владимир Васильевич. - Именно этих семи перестроечных лет мне не хватило. Сейчас приходится решать совсем другие вопросы, о которых раньше просто не думали: как бы отремонтировать технику, получить солярку, как бы не отключили электроэнергию... Раньше строго соблюдали технологию, следили за качеством и сроками посева, сейчас - лишь бы выехать. Перед энергетиками в долгах как в шелках. Они отключают электроэнергию - коровы стоят недоеные, воды нет, навоз не убирается. Я вынужден изыскивать где-то деньги - ей- Богу, под что угодно. Ведь это не станок - отключить никак нельзя, как говорят, таскай дрова, топи печь. Спасибо, поддерживает областное управление сельского хозяйства с администрацией. От них мы получили товарный кредит под будущий урожай - топливо, горюче-смазочные материалы, деньги на запчасти. Если бы не этот аванс, то ничего мы не посеяли бы...

Корма - зерно, сено, силос - в хозяйстве заготавливают сами. Выращивают на реализацию капусту и картофель. Казалось бы, эта статья дохода должна поправить финансовое положение. Однако и здесь густым частоколом встают сплошные "но"... Истощенные, неухоженные земли с каждым годом дают все меньший урожай: с 30-35 ц/га (в лучшие времена до 42 ц/га) "съехали" до 18-20 ц/га. А чтобы заниматься растениеводством не в убыток себе, здесь надо получать не менее 25 ц/га.

Если мало уродится капусты или картофеля - плохо. Но вот парадокс: плохо и тогда, когда собирают большой урожай овощей. Рыночные цены на них падают, а затраты на удобрения, горючее, амортизацию не снижаются.

Хотели продать одной из ближайших птицефабрик излишки зерна. А за него дают по 50 копеек за килограмм, да еще надо самим отвезти и ждать, когда поступят деньги. Выходит, что и зерном заниматься не выгодно.

Государство выделяет дотацию - 1400 рублей на племенную кобылу в год. Но спасет ли хозяйство эта помощь, когда у него вместо счета - картотека? "Живых" денег нет. Убыток в прошлом году достиг 400 тысяч рублей. Рентабельность коневодства, в доперестроечные времена достигавшая 40-70 % и более, в 1996 году составила минус 32 %, в 1997 году - минус 11 %. Задолженность по зарплате, которую работники не получают пятый месяц, приближается к 200 тысячам рублей.

Но люди держатся и продолжают работать. Почему? Потому что верят: положение должно измениться к лучшему. Потому что преданы своему делу и хотят во что бы то ни стало сохранить породу. Потому что конники - категория особая. Они приросли к лошадям и ходят на работу только потому, что те есть, а зарплата отодвигается на второй план.

Среди работников кончасти немало людей молодых, семейных. Как же они живут? Молчат в ответ, смущенно переглядываются - кто как. Но особого секрета нет: только своя земля еще и кормит селян. Пройдитесь вечером поймой местной речки, где соседствуют друг с другом частные огороды, - на каждом из них обязательно кто-то трудится. То там, то здесь пасутся козы. А к сараям спешат хозяйки с ведрами - надо накормить скотину... Все начинается с земли, землей и держится. Жаль, что эту простую истину забыли власть придержащие.

К нам часто приезжают всевозможные комиссии, руководители, представители различных организаций, банкиры, корреспонденты, - продолжает разговор Владимир Васильевич. - Несколько раз репортажи о конном заводе показывали на канале НТВ. Приезжают, снимают, восхищаются: "О, красавцы! Цены таким нет!" Действительно, устраивая выводку по всем правилам, мы показываем самых лучших лошадей. Мощные, лощеные жеребцы под 700-800 килограммов, конечно, впечатляют. Но если "цены нет", значит - бесценный, поэтому о покупке речь и не идет. Они уезжают, а мы остаемся - один на один со своими проблемами.

Покупатели заглядывают сюда все реже. Вот уже полгода прошло, а реализовано всего 12 голов. Захочет кто-то приобрести хорошую племенную рабочую лошадь - придет в кончасть. Но, узнав, что стоит она тысяч пять, разворачивается и уходит - не по карману. Иногда покупают лошадей сельскохозяйственные и промышленные предприятия (в Ивановской области в основном текстильные) для внутрихозяйственных частых перевозок, на которых не выгодно использовать автомобиль. Посещают завод и так называемые новые русские, чтобы пополнить свою коллекцию: арабы есть, тракены есть, ахалтекинцы есть, орловцы есть, вот еще владимирцев не хватает...

Последние лет пять в Гаврилово-Посадском конном заводе ежегодно проходят Всероссийские соревнования конников на лошадях тяжелоупряжных пород. Государство выделяет деньги на их проведение. Да вот незадача - поступают они слишком поздно, осенью, когда завершается сезон конно- спортивных соревнований. Поэтому приходится искать спонсоров, кто мог бы одолжить определенную сумму на небольшой срок. Один раз нашли, другой раз нашли, а на третий - уже никто не соглашается, не хочет давать беспроцентный кредит. И XII Всероссийские соревнования, что должны состояться в этом году, оказались под угрозой срыва. Банкиры не хотят выделить даже 250-500 рублей на призовые подарки, объясняя отказ неустойчивостью положения банков. Но при этом желают остаться друзьями. Возможно ли такое?

Капитан последним покидает тонущий корабль. Директор Государственного племенного конного завода "Гаврилово-Посадский" Владимир Васильевич Журавлев покидать хозяйство не хочет:

Я стою у руля государственного предприятия. Конный завод поручен мне государством. И надо спросить у правительства: нужен ли России конь? С такой политикой по отношению к племенным хозяйствам скоро и в Красную книгу некого будет заносить.

Сейчас в конзаводе 66 племенных маток, примерно столько же во Владимирской ГЗК, да еще сохранились отделения в других конных заводах. Всего же в России от силы 200 племенных кобыл владимирской тяжеловозной породы - это тот уровень, ниже которого существование породы становится проблематичным. Пришло время, когда породу надо охранять, как носорогов или тигров. Но тех стреляют браконьеры. Здесь же никто не стреляет - виновных нет. Просто с нашего молчаливого согласия и на наших глазах порода исчезает "сама по себе".

И все-таки не хочет верить Владимир Васильевич, что через несколько лет состоится примерно такой диалог с нашими внуками:

Вот эту лошадку твой дед видел своими глазами.

А почему ее не сохранили?

Да денег у государства не было...

Тьфу, ну и дураки вы...

Стоит только войти во двор Гаврилово-Посадского конного завода, как забываешь обо всем. Кажется, что время остановилось. Чарующая аура этого обширного замкнутого пространства охватывает тебя со всех сторон. Вот призывно тоненько заржал жеребенок, всхрапывает могучий жеребец, мерно пережевывают душистое сено кобылы... Все, как было много-много лет назад, когда в Гаврилово-Посаде держали царских лошадей еще при Иване Грозном. Стены заводских конюшен помнят екатерининские времена.

Но, увы, не могут многовековые стены спасти лошадей от разрушительных потрясений экономического кризиса. Тогда кто их спасет?

В мире всего несколько тысяч «владимирцев», а выводят их только на трех конезаводах — в Гавриловом Посаде, Юрьеве-Польском и во Владимире . Как отдельная порода, владимирский тяжеловоз был зарегистрирован недавно — в 1946 году.

Снег заглушил топот копыт. Все произошло очень быстро — я не слышала ничего, пока табун лошадей не влетел в открытые ворота. Десятки мощных животных неслись по плацу прямо на меня — неправдоподобно большие, с ногами-колоннами и демоническими черными гривами. От ужаса мозг переклинило, и он выдал одну-единственную картинку: Муфаса из мультика «Король Лев», окончивший свою жизнь под копытами антилоп.

Но раздался резкий свист, лошади сами разделились на группы и друг за другом вошли в конюшни по периметру плаца. У одной из конюшен стоял коренастый человек с суровым лицом — собственно тот, кто свистел. Я вознесла хвалу богам за чудо и помчалась с благодарностями к своему земному спасителю.

Могли затоптать, конечно. Не специально — один другого толкнет, тот оступится, и все, кранты — такой конь под тонну весит, — невозмутимо сказал спаситель, представившийся Юрием Владимировичем . Как выяснилось позже, Юрий Владимирович почти тридцать лет служит конюхом и тренером — у него страх перед лошадьми, обоснованный или нет, за годы притупился. Не затоптали ведь, даже не задели, что попусту рассуждать?

…Все началось с любопытства. В Гаврилов Посад, что в 30 км от Суздаля , мы приехали за материалом о старейшем из ныне действующих конезаводов в России . Лошадей здесь начали содержать еще при Иване Грозном, а архитектурный ансамбль конезавода, напоминающий небольшой замок с башней, возвели при Екатерине II. Лошади, история, архитектура — сочетание безотказное.

Пока решали, кто будет нашим проводником на местности, фотограф убежал снимать архитектурные детали, а меня «забыли» на просторах злополучного плаца — огромного внутреннего двора. Так и произошла эпическая встреча с главными обитателями Гаврилово-Посадского конного завода — их загоняли в конюшни после прогулки на свежем воздухе.

Я не зоотехник и не селекционер. Работаю конюхом, сторожем. Ухаживаю за лошадьми, кормлю их, убираю за ними. Но показать конюшни могу. С 1985 года тут, знаю все, — Юрий Владимирович, вопреки суровой внешности, оказался неожиданно дружелюбным. Он и стал нашим проводником по мрачным, едва освещенным лабиринтам старинного здания.

Папа

В конюшнях холодно и непривычно тихо — лошади не фыркают, не топают, стоят на одном месте и глядят сверху грустными глазами. Ужас от первой встречи на плацу прошел. Тогда они показались мне гигантскими, сейчас — просто огромными.

Мы знали, куда едем: в Гавриловом Посаде занимаются разведением чрезвычайно редкой породы лошадей — владимирских тяжеловозов. Но одно дело знать, другое — видеть. В мире всего несколько тысяч «владимирцев», а выводят их только на трех конезаводах — в Гавриловом Посаде, Юрьеве-Польском и во Владимире . Как отдельная порода, владимирский тяжеловоз был зарегистрирован недавно — в 1946 году, но выведением сверхвыносливой крупной лошади для работы на тяжелых нечерноземных почвах во Владимирской губернии начали заниматься еще в конце XIX века. Для этого завозили тяжеловозов из Европы- английских шайров и шотландских клейдесдалей. Владимирские тяжеловозы — потомки европейских жеребцов (шайры и клейдесдали — самые крупные лошади в мире) и местных, владимирских, кобыл.

Вы не думайте, что если он такой большой, значит, неповоротливый или какой-нибудь тугодум. Просто он несуетливый, — Юрий Владимирович подходит к каждому стойлу и медленно гладит морды с белой отметиной. Такие полосы ото лба к носу — еще одна отличительная черта владимирских тяжеловозов. — Сейчас мы не тренируем лошадей, потому что соревнований мало, денег на них не выделяют. У тяжеловозов как? Не гонки, а испытания. На выносливость, кто больше и быстрее груз провезет. Я много лет готовил лошадей к таким испытаниям, тренировал их. Так они у меня на голос отзывались, не нужно было даже за поводья браться — такие это умные лошади. Просто говоришь коню, например, «налево», — он и идет.

Юрий Владимирович открывает стойло, спокойным голосом просит коня выйти. Тот выходит, дает себя сфотографировать и погладить. Когда фотосессия окончена, конюх так же спокойно говорит коню возвращаться «домой», что тот и делает.

Владимирские тяжеловозы привыкли работать для людей. После войны только они и спасали — техники, чтобы пахать, не было, да и телегу по непроходимым дорогам лишь они вытянуть могли. Верхом на них тоже ездить одно удовольствие: тяжеловоз под тобой не дергается, а сидишь высоко, как Илья Муромец. Я вот трехлетних детей катал на тяжеловозах, когда у нас конноспортивная секция работала. Жаль, что закрыли. Людям нужно с лошадьми общаться, уж больно злые все становятся, нервные, — Юрий Владимирович грустно оглядывает стены, когда-то бывшие белыми. Их покрывает плотная паутина — кажется, что она тоже с тех, екатерининских времен. Во взгляде конюха читается сожаление о чем-то большем, не только о закрытой секции.

В советские времена стены каждый год белили, по субботникам мы тут каждую пылинку сдували. Гордились — на таком старинном конезаводе работаем. Да я и сейчас горжусь. И работу свою, хоть она и тяжелая, люблю. Тут ведь без любви не протянешь. Что на конезаводе за триста лет изменилось? Воду, какую-никакую, подвели. Свет есть. А навоз как таскали на себе в корзинках, так и таскаем. Мало охотников до такой работы. Ребята местные поедут в Москву на месяц, работают вахтовым методом и привозят денег столько, сколько я за полгода зарабатываю. Нет, сейчас платят лучше, вы не думайте, что жалуюсь. Тут сколько ни плати — чтобы с лошадьми работать, нужно, чтобы у тебя для лошади что-то в душе было. Иначе никакими деньгами сюда не заманишь.

Источник средств на содержание конезавода, по сути, один: продажа породистых жеребят. Их покупают владельцы конюшен и прочие лошадники. Тяжеловозы сейчас в моде, особенно у крупных представителей сильного пола, чей вес переваливает за центнер. Покупают и фермеры — в основном, из Сибири . Кто-то продолжает использовать лошадей в хозяйстве, другие «женят» владимирских тяжеловозов на местных кобылах и получают приплод крупных коней.

У Гаврилово-Посадского конезавода есть всё, чтобы стать очень популярной и небанальной туристической достопримечательностью — редчайшие лошади в сочетании с историей и архитектурой делают это место единственным в своем роде в России. Тем не менее, туристы здесь нечастые гости.

К нам на экскурсии иногда приезжают группы, табун смотрят, конюшни. Правда, покататься нельзя — из-за того, что мы больше не тренируем лошадей, они у нас необъезженные. Ни под верховую езду, ни чтобы их в повозку запрягать. А коням-то плохо — им двигаться нужно, а не только в загоне да стойле стоять, — Юрий Владимирович с досадой махнул рукой. — Никому ничего не надо.

У самого Юрия Владимировича лошадей нет, хоть он и держит свое хозяйство. На вопрос «почему?» парирует: «На тракторе-то быстрее пахать».

А для души?..
- Для души? — Юрий Владимирович задумывается, будто его впервые спросили о его собственной душе. Пожимает плечами. — Для души вот у меня сколько, — улыбается он, обводя рукой конюшню.

В этот момент я вспоминаю, что привезла лошадям гостинцы. Бегу к машине, достаю пакеты с яблоками и морковкой, отдаю Юрию Владимировичу. Он трогательно прижимает их к груди и смущенно говорит, что лошади к таким лакомствам не привыкли. Тем не менее, делит яблоко на несколько частей и протягивает кусок одному из тяжеловозов. Уходя, слышим, как Юрий бормочет:

Ну, давай, сынок, ешь.

Мама

От конюха зависит, какой характер будет у лошади. Если человек добрый, спокойный, то и лошадь вырастет приветливой и адекватной. Обычно конюх и его подопечные очень схожи по темпераменту, больше, чем родители с детьми, — теперь мы ходим по конюшням другого конезавода, в селе Косинское , что возле Юрьева-Польского. Роль экскурсовода взяла на себя Ольга Евсеева — главный зоотехник, селекционер и управляющий в одном лице. Тоненькая, миниатюрная Ольга работает с тяжеловозами уже двадцать пять лет.

От Гаврилова Посада до Юрьева-Польского — сорок минут на машине, хоть административно два города относятся к разным областям — Ивановской и Владимирской . Посетить оба конезавода можно за один день, включив в туристический план еще и осмотр обоих городков, в которых есть все, что нужно путешественнику: интересная старинная архитектура, провинциальное спокойствие, живописный ландшафт вокруг. А на владимирских тяжеловозов, как выяснилось, можно смотреть бесконечно. Это не животные — это чудо природы.

Вот кобыла, Верба, она у нас суперчемпионка среди всех тяжеловозов. На испытании по тягловой выносливости, когда лошадь должна провезти груз весом девять тонн на максимальное расстояние, смогла протащить его на 1203 метра. Все как в жизни — женщины самые выносливые, — смеется Ольга.

Чтобы было понятно: Верба в одиночку протащила на километр полноценный КАМАЗ.

Юрьев-Польский конезавод. Владимирский тяжеловоз и его тренер. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

У нас и покататься можно, не только посмотреть. Многие лошади объезжены, с ними тренеры работают. Можно верхом, даже если совсем не умеете — тяжеловоз никогда не понесет. Если почувствует страх седока, будет идти очень медленно. Когда в Юрьеве-Польском проходит фестиваль «Богатырские забавы», к нам всегда туристов возят. Зимой на санях редко катаем, а вот как раз летом в экипаж или телегу запрягаем лошадь. Есть даже детский туристический экипаж. Нам все это добро досталось вместо обычных государственных дотаций в конце девяностых, — словно оправдывается Ольга за такую роскошь.

Юрьев-Польский конезавод по своей ветхости не уступает историческому Гаврилово-Посадскому, хотя построили его на базе колхоза в начале 1960-х.

Цели у нас с конезаводом в Гавриловом Посаде одинаковые — разводить уникальных владимирских тяжеловозов. Только наш конезавод — это частная собственность, а там ОАО. Нас в 2005 году выкупил владелец холдинга «Монастырское подворье». Человек верующий, решил помочь сохранить породу. Он не конник, просто сделал что-то вроде благотворительного жеста. Лошади на месте остались: Владимирская область без владимирских тяжеловозов — это было бы странно. Теперь есть возможность продолжать селекционную работу, а деньги зарабатываем обычным способом — продаем жеребят, — как и Юрий Владимирович, Ольга идет по конюшне, заглядывая в каждое стойло и что-то попутно отмечая про себя.

По-хорошему, туристов нужно возить в конные клубы, а не на конезавод. Мы все-таки занимаемся селекционной работой, а для обслуживания туристов нужны отдельные люди. Нам бывает просто ни до кого — случка начинается в феврале и длится до июня. А к январю уже и жеребята рождаются — лошадь ходит беременная 11 месяцев. К тому же, сейчас почти каждый конный клуб старается приобрести хотя бы одного тяжеловоза — это, так сказать, эксклюзив. Такие ведь они статные, красивые, добрые, — Ольга улыбается, искренне любуясь лошадьми, с которыми работает каждый день. — Но если люди хотят приехать, посмотреть на целый табун наших владимирцев, то могут мне позвонить, договоримся.

Ольга приехала на Юрьев-Польский конезавод в 1988 году, после окончания института по специальности «зооинженер». Сначала думала, что будет заниматься рысаками — влюбилась в них, пока была на практике. Но увидела тяжеловозов и поняла, что новая любовь — навсегда. В 1997-м защитила по «владимирцам» диссертацию.

Мы регулярно на выставки ездим в Москву, Санкт-Петербург . Почти всегда получаем награды, наши лошади становятся чемпионами в своей породе. Накладно, конечно, возить, но это популяризация породы, ее реклама. За этим стоит обычный каждодневный труд — тяжелый, здоровья очень много уходит. Тут нужно гореть своей работой, иначе никак, — Ольга не хвастается, просто констатирует факт. — Понимаете, эти лошади мне как дети не только потому, что я ими занимаюсь ежедневно. Они — плод моего интеллектуального труда. Я — третье звено в процессе рождения нового существа, потому что от меня зависит, кто будут его родители, каким он получится. Это особое ощущение.

За кадром остается другая история: в холодных конюшнях Ольга простудилась так, что до сих пор не может восстановиться. В прошлом году повредила колено, теперь не знает, сядет ли верхом на лошадь в обозримом будущем — здоровье все чаще подводит. Но, задумчиво глядя на молодых жеребят в загоне, она рассуждает о другом:

Для чего живут люди? Чтобы что-то создать. А если не создать, то, хотя бы, сохранить. И я думаю: господи, если уж досталась мне такая судьба, я буду ей следовать. Буду созидать — я занимаюсь выводом новой линии владимирских тяжеловозов. Создать линию — то есть новый подвид, — почти так же сложно, как и породу, это занимает очень много лет. Но мне это интересно. Возможно, мою линию Литого закончат после меня. Но я положила начало.

К Ольге из-за ограждения загона тянется один из тех жеребят, в процессе рождения которого она была «третьим звеном». Ольга ласково трет его голову и с улыбкой спрашивает:

Да, сынок?

Основанный Иваном Грозным в 1564 году, при Екатерине Великой он получил современное его здание – замкнутый периметр конюшен с крытым манежем, башенкой над въездными воротами и фигурой лошади на шпиле.

Современный Гаврилово-Посадский племенной конный завод был организован в 1959 году на базе подсобного хозяйства Гаврилово-Посадской госконюшни по разведению Владимирской тяжеловозной породы лошадей.

Сайт “Племенной конный завод “Гаврилово-Посадский”

История коневодства в здешних местах восходит к очень давним временам, когда земли эти были заселены мерянскими племенами, для которых конь был тотемным животным. Пришедшие на эти земли славяне умножили коневодческие традиции, используя лошадь как основную тягловую силу в своем оседлом сельскохозяйственном бытие.

История Гавриловского Посада и окружающих селений была тесно связана с дворцовым конным заводом, возникновение которого предания соотносят с именем Ивана Грозного. Первое письменное упоминание о заводе имеется в писцовых книгах Гавриловской слободы за 1632-1633 гг., но первое косвенное упоминание о государевой конюшне в Гавриловской слободе относится к 1587 году. Стены конюшенного здания, конного манежа на протяжении длинной истории конезавода были немыми свидетелями пребывания в них гусар, «пушкарей», они слышали кандальный звон царских «ненадежных» людей, следовавших в Сибирь на каторгу.

“История конного завода и коннозаводской Дворцовой волости”

Украшающие и поныне Гаврилов Посад конюшни этого конезавода являются выдающимся памятником архитектуры екатерининского времени. Предполагаемым автором проекта был сподвижник Петра I, первый Гофф-бау-интендант Санкт-Петербурга П. М. Еропкин.

В середине XX века на Государственном племенном конном заводе «Гаврилово-Посадский» была выведена новая порода лошадей -прославленный владимирский тяжеловоз.

“История выведения породы Владимирский тяжеловоз”

“Ансамбль конного завода расположен на окраине города и хорошо просматривается на значительном расстоянии. Распределение пластических масс и пространственных акцентов в ансамбле всецело подчинено двум осям, одна из которых зафиксирована башней конного двора, а другая – объёмом манежа. Образец ансамбля конного завода характерный для гражданского провинциального зодчества конца 18 века. ” – Левичев Ф.В. Госинспекция по охране памятников исторической культуры, 12.05.1974г.

Первое упоминание о заводе имеется в писцовских книгах Гавриловской слободы за 1632 – 1633г.г. “Да в селе Гавриловой новой слободе двор государев Конюшенных, двор приказчиков, двор стремянного конюха, 2 двора задворных конюха, 11 дворов станых конюхов и людей в них 17 человек”. Для обеспечения завода и служащих при нём лиц хлебным продовольствием были приписаны к заводу несколько селений – Старопашенная слобода, Володятино, Городищи, Воймига, Ярышево, Муравкино, Закомелье, Шекшово и Бексерево – 1819 душ мужского пола. Для сбора сена на корм лошадям отведены пойменные луга по берегам рек Ирмес и Воймиги. Всего заводу, а затем удельному ведомству принадлежало до 1000 десятин земли.

Другого такого здания в России не осталось. Кирпичные стены в метр толщиной, глинобитные полы, чтобы не портить копыта лошадей, естественное отопление и вентиляция.

В настоящее время при конном заводе имеется 1960 га сельхозугодий, из них 1412 га пашни, 154 головы лошадей Владимирской тяжеловозной породы. Племенной молодняк конного завода реализуется по территории всей Российской Федерации и за ее пределы.

Лошади конного завода были постоянными участниками Ваставки Достижений Народного Хозяйства в г. Москве и награждались дипломами и медалями чемпионов породы. На Всесоюзных и Всеросийских соревнованиях конников на лошадях тяжелоупряжных пород, лошади конного завода устанавливали рекорды, становились чемпионами и занимали 1-е места.

Рекордистами породы были следующие жеребцы нашего завода:

Грозный, 1958 г.р. В 1968 году установил рекорд на срочную доставку груза рысью, расстояние 2000 метров с грузом 1,5 тонны пробежал за 4 минуты 21 секунду.

Певец, 1983 г.р. В 1988 году установил рекорд на срочную доставку груза шагом, расстояние 2000 метров с грузом 4,5 тонны прошагал за 12 минут 24 секунды.

На базе конного завода с 1992 года проводятся Всероссийские испытания всех пород тяжеловозов. За это время лоашади нашего конного завода неоднократно завоевывали первые места и были абсолютными чемпионами соревнований. Так жеребец Глухарь 1992 г.р. был двухкратным абсолютным чемпионом соревнований, а кобылы Коринка 1989 г.р., Голубка 1987 г.р., Венгерка 1990 г.р. и т.д. завоевывали первые места.

Ежегодно лошади конного завода представлялись на Всероссийский смотр-конкурс племенного животноводства и признавались чемпионами породы.

Жеребец Хинган 1993 г.р. участвовал в Международной конной выставке “Эквирос-2001″, где был признан чемпионом и награжден медалью и кубком Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

КОННОЗАВОДСТВО ВЛАДИМИРСКОГО ОПОЛЬЯ

Сорокин С.И., аспирант ВНИИ коневодства

Аннотация:

В статье рассмотрено развитие владимирской породы в основных конных заводах, Гаврилово-Посадском и Юрьев-Польском. Описаны продолжатели ведущих линий, внесшие существенный вклад в эволюцию породы.

Ключевые слова:

Владимирская порода, конные заводы, ведущие линии, выставки, соревнования.

Horse breeding at Vladimir Hills

Summary:

It is reported the evolution of Vladimir horse breed at main studs of Gavrilovo-Posadsky and Yuriev-Polsky. The continuers of the leading lines that brought the essential contribution to evolution of the breed are described.

Key words:

Vladimir horse, stud, leading lines, show, competitions.

Владимирское ополье - самый северный черноземный регион России, является исторической родиной лошадей владимирской породы и одним из центров культурного коневодства.

В современном политико-административном делении в него входят Юрьев-Польский и Суздальский районы Владимирской области и Гаврилово-Посадский район Ивановской области. Именно здесь расположены два конных завода, сыгравшие значительную роль в совершенствовании лошадей владимирской породы - Гаврилово-Посадский и Юрьев-Польский (ныне «Монастырское подворье»).

Официальное признание владимирская порода получила в 1946 году. Она была создана в колхозах и совхозах Владимирской и Ивановской областей. Основным селекционным центром по созданию новой породы являлся Гаврилово-Посадский государственный племенной рассадник.

Для более эффективного развития и совершенствования породы в 1959 году были сформированы два элитных хозяйства - конные заводы Гаврилово-Посадский и Юрьев-Польский.

Фасад Гаврилово-Посадского конного завода

Гаврилово-Посадский конный завод стал приемником племенного рассадника и получил «богатое наследство»: отличное поголовье лошадей и великолепный комплекс конюшенных построек, возведенных в конце XVIII века по проекту известного архитектора Петра Еропкина.

Гаврилово-Посадский завод выделяется и своей многовековой историей. Первое коневодческое хозяйство в Гавриловой Слободе было основано ещё до царствования Ивана Грозного, а записи о «Гавриловой Новой Слободе», где существовал «Двор государев конюшенный», встречаются в писцовых книгах 1632-1633 годов.

За время своего существования это коневодческое хозяйство претерпело множество реорганизаций. Так, в царствование Александра 1, сразу после войны 1812 года, Гаврилово-Посадский конный завод стал придворным (дворцовым) заводом. А в 1829 году он был закрыт. И только в 1886 году в Гавриловом-Посаде была организована Владимирская государственная заводская конюшня.

Поначалу в ней содержалось чуть более 30 жеребцов-производителей разных пород, но преобладали жеребцы так называемого «рабочего сорта». Постепенно количество таких жеребцов увеличивалось, и наибольшее распространение стали получать представители клейдесдальской, суффолькской и шайрской пород. К концу гражданской войны поголовье лошадей в стране значительно сократилось, и советское правительство приняло ряд мер для улучшения положения в отрасли. В 1936 году при госконюшне был организован Гаврилово-Посадский племенной рассадник тяжеловозных лошадей, который впоследствии был преобразован в конный завод.

В отличие от Гаврилово-Посадского, Юрьев-Польский завод был создан почти на пустом месте - от ликвидированного учебно-опытного хозяйства Ивановского сельскохозяйственного института остались только простые деревянные конюшни. Поголовье лошадей в заводе было собрано из различных хозяйств и основной массив составляли лошади племенных коневодческих ферм Владимирской области.

Панорама Юрьев-Польского конного завода

В IV томе ГПК лошадей владимирской породы, изданном в 1969 году, записано 70 кобыл Юрьев-Польского завода и 65 кобыл Гаврилово-Посадского.

В Гаврилово-Посадском заводе большая часть кобыл была рождена в племрассаднике и представлена чистопородными матками. В Юрьев-Польском заводе наоборот, большинство кобыл получено в колхозах и значительная часть маточного поголовья была представлена помесями разных поколений.

Таким образом, изначально, Гаврилово-Посадский завод имел более ценное поголовье и был ведущим заводом в породе.

Во владимирской породе было создано десять линий: Литого, Холода, Глен Албина, Сибарита, Стандарта, Шерифа, Аргуса, Сильвер Гоблета, Крэйджи Хайгейта, Кабестана.

Лидирующей стала линия Литого, также к основным линиям породы относились линии Холода, Глен Албина и Стандарта, за ними следовали линии Шерифа, Сибарита и другие. Линия Аргуса, получившая свое развитие через Грозного, перешла в категорию второстепенных линий породы.

Большая часть кобыл Гаврилово-Посадского завода начального периода была представлена дочерьми и внучками лучших жеребцов породы из основных линий Литого, Холода, Стандарта. Особо выдающейся среди них была кобыла Тавричанка, гн., 1950 г., дочь одного из лучших продолжателей линии Литого - Ландыша.

Сам Ландыш значительно выделялся среди потомков Литого. Он был более сухой конституции, с энергичным темпераментом, несколько облегчённым костяком, мягковатой спиной и менее массивным. Его детям были присущи та же породность, сухость, правильный экстерьер и облегчённый костяк конечностей.

678 Твричанка

Тавричанка стала чемпионкой породы на ВДНХ СССР и родоначальницей самого многочисленного семейства, давшего породе девять заводских производителей.

В дальнейшем Гаврилово-Посадский завод стал уделять меньше внимания работе с основными линиями породы, в которых сосредоточен её наиболее ценный генетический потенциал, и увлекся использованием малоценного в племенном отношении жеребца 0139 Грозного, гн., 1958 г., линии Аргуса.

0139 Грозный

Грозный был рождён от вороного жеребца II поколения 31 Василька, 1938 г.р., и кобылы II поколения 0533 Гордой. Он существенно уклонился от желательного типа породы и имел излишне возбудимый темперамент. Вместе с тем Грозный мог отлично бежать рысью, что позволило ему стать абсолютным рекордистом по срочной доставке груза рысью на Всесоюзных соревнованиях в 1968 году. Дистанцию 2000 метров с силой тяги 50 кг (условный вес груза 1,5 тонны) он преодолел за 4 мин. 34,0 сек. Этот рекорд продержался в течение 21 года. В связи с выдающимся результатом в испытаниях, Грозного, а затем и его сыновей, стали широко использовать в племенной работе в конном заводе.

В связи с этим селекционные успехи завода становились скромнее и завод постепенно терял свою лидирующую позицию.

Юрьев-Польский завод, наоборот, постоянно работал с ведущими линиями породы - Литого, Холода и Глен Албина.

Анализ изменения основных селекционных признаков - типичности и экстерьера за период эволюции породы показал в Юрьев-Польском заводе более высокие темпы селекционного прогресса, что позволило ему занять лидирующее положение в породе (таблица).

Оценки типичности и экстерьера лошадей владимирской породы и доля кобыл высокого заводского класса по периодам

Годы

Типичность

Экстерьер

Гаврилово-Посадский - Юрьев-Польский

Средний балл

% кобыл с оценкой 8 баллов и выше

С момента основания Юрьев-Польского завода в нём велась направленная селекционная работа по консолидации генофонда лучших родоначальников владимирской породы. И результат не заставил себя долго ждать. Многие лошади, полученные в заводе, были призёрами Всесоюзных соревнований, Всесоюзных и Всероссийских выставок.

Его питомцы: 347 Гомон, 834 Гордость, 272 Гранит, 267 Гордый, 379 Легант, 389 Магнит, 01537 Весна, 1102 Громкая - удостаивались звания «Чемпион владимирской породы» на ВДНХ СССР.

272 Гранит

И как показатель высшего достижения селекции - титул «Абсолютного чемпиона» среди всех тяжеловозных пород, которым были удостоены четыре лошади, рождённые в заводе.

Под управлением легендарного мастера-тренера Владимирской ГЗК Владимира Ивановича Фомина, питомцы завода - жеребцы Гомон, Магнит и Курган, четырежды приносили владимирской породе титул «абсолютный чемпион тяжеловозов Всесоюзных соревнований».

347 Гомон, тёмно-гнедой, 1964 г.р., от 258 Ветерка и 570 Гранатки, дважды в 1969 и 1970 годах был абсолютным чемпионом среди лошадей всех тяжеловозных пород СССР. Его промеры: 171-180-214-27 (см). Показатели работоспособности: срочная доставка груза на рыси - 5 мин. 15,8 сек.; доставка груза шагом - 13 мин. 04,2 сек.; тяговая выносливость - 611 метров 10 см.

389 Магнит

389 Магнит, гнедой, 1969 г.р., от 347 Гомона и Мечты, в 1974 году повторил успех своего отца и также стал абсолютным чемпионом. Промеры: 170-180-218-25. Работоспособность: рысь - 4 мин. 56 сек.; шаг - 13 мин. 13 сек.; тяговая выносливость - 532 метра 85 см.

373 Курган, караковый, 1970 г.р., от 347 Гомона и Клязьмы, в 1975 году также повторил успех отца и полубрата, взяв титул абсолютного чемпиона Всесоюзных соревнований. Его промеры: 172-180-218-25. Показатели работоспособности: рысь - 5 мин. 10 сек.; шаг - 12 мин. 34,2 сек.; тяговая выносливость 751 метр 10 см.

834 Гордость, светло-гнедая, 1964 г.р., от 258 Ветерка и 558 Гитары, под управлением тренера К.М. Гусева, стала абсолютным чемпионом в 1972 году. Её промеры: 162-167-199-24. Показатели работоспособности: рысь - 5 мин. 20,8 сек.; шаг 15 мин. 26,0 сек.; тяговая выносливость 787 метров 80 см.

Когда в Юрьев-Польском заводе главным зоотехником по коневодству стал Михаил Васильевич Малков, проработавший в хозяйстве с 1976 по 1987 годы, особенно большое внимание стало уделяться работе с линией Литого. В этот период увеличилось количество лошадей ведущей линии и значительно повысился качественный уровень поголовья.

379 Легант

К числу селекционных успехов завода можно отнести получение одного из выдающихся производителей, продолжателя линии 84 Литого, гнедого жеребца 379 Леганта, 1973 года, рождённого от тёмно-гнедого жеребца 349 Гончара, 1967 года, сына 235 Чародея и гнедой кобылы 894 Литвинки, 1962 года, также принадлежащей линии Литого через ветвь 70 Катера.

Легант был очень породным, гармонично сложенным жеребцом сухой конституции, с правильным экстерьером, хорошо развитым в длину и по обхвату корпусом (162-173-215-24). На Всесоюзных соревнованиях, под управлением Малкова М.В., он показал разностороннюю работоспособность. - Его результат в испытаниях на рыси - 6 мин. 38 сек.; на шагу - 14 мин. 27,2 сек.; тяговая выносливость - 226 метров 70 см.

К сожалению, Легант рано пал, в 1981 году, но от него успели получить целую серию заводских производителей и очень ценное маточное поголовье. Его лучшим сыном был тёмно-гнедой жеребец 466 Голос, 1980 года. А в 80-х годах через сына Леганта - 454 Галстука, ветвь линии Литого через 138 Хлебного получила своё распространение и в Гаврилово-Посадском заводе.

Несмотря на более скромные успехи, лошади Гаврилово-Посадского завода также становились победителями Всесоюзных соревнований по отдельным видам испытаний и призерами выставок.

Питомцы Гаврилово-Посадского конного завода: 387 Люкс, 394 Пуртон, 400 Тагор, 405 Терек, 407 Тугой, 922 Планка, 351 Горнист, 678 Тавричанка, 1161 Лазейка, 1263 Хорда - в разные годы удостаивались на ВДНХ СССР звания «Чемпион владимирской породы».

В результате использования разнокачественных жеребцов-производителей, продолжателей тех или иных линий, в каждом из заводов сформировался свой характерный заводской тип.

В Юрьев-Польском заводе, под влиянием целеустремленного и систематического использования производителей лучших линий, и преимущественно лидирующей линии Литого, сформировался тип массивной, костистой лошади с выдающейся шириной и глубиной груди, крепкой конституцией, хорошей выносливостью и силой. Лошади этого типа обладают спокойным темпераментом, весьма энергичны и очень добронравны.

Существенное влияние на формирование Гаврилово-Посадского типа оказали потомки 0139 Грозного, линии Аргуса и 81Ландыша, линии Литого.

Лошади Гаврилово-Посадского типа отличаются сухостью, подвижностью, высоким ростом, облегченным костяком, длинноногостью и более возбудимым темпераментом.

Но не только от селекционных успехов зависит позитивное развитие заводов. Нельзя не учитывать и такие факторы, как количество поголовья, показатели воспроизводства и общие тенденции развития отрасли в целом.

В лучшие для коневодства 80-е годы в Гаврилово-Посадском заводе содержалось около 250 голов лошадей, выход жеребят часто превышал 80 %, перевыполнялся план реализации молодняка, а уровень рентабельности превышал 40 %.

К концу 90-х годов под влиянием экономических факторов и государственной политики в отношении аграрного сектора, снизились практически все показатели работы хозяйства. Поголовье племенных лошадей сократилось более чем в два раза и на первое января 2001 года составляло 110 голов, в том числе 59 кобыл. Выход приплода в 2000 году упал до 40%. Не хватало кормов и плохо выращенный молодняк продавался за бесценок.

Ситуация в конном заводе изменилась с приходом нового директора - Андрея Александровича Жукова, руководящего заводом и в настоящее время. Полноценный рацион кормления, порядок на конюшнях, упитанные, лоснящиеся лошади и развёрнутая работа по наращиванию маточного поголовья свидетельствуют о положительной динамике развития хозяйства. По состоянию на июнь 2010 года общая численность поголовья конного завода возросла до 190 голов, племенных маток - до 70.

591 Хинган

Неоднократно питомцы завода брали титул «Чемпион породы» на ежегодной конской выставке «Эквирос» в Москве, а гнедой жеребец 591 Хинган, 1993 года, от 458 Гербария и 1433 Хрупкой, в 2001 году был удостоен титула «Абсолютный чемпион выставки «Эквирос».

Показатели воспроизводства в Юрьев-Польском конном заводе всегда выглядели скромнее Гаврилово-Посадских. Долгие годы выход жеребят держался на уровне 50%, рентабельность отрасли была невысокой или даже отрицательной. Положение удалось поправить только к концу 80-х и в 1990 году - выход приплода жеребят поднялся до 79%, а рентабельность составила 45%.

Негативный экономический климат конца 90-х не обошёл стороной и Юрьев-Польский завод. С 1996 по 2000 год численность племенных лошадей сократилась со 174 до 77 голов, племенных маток с 65 до 56, а показатель выхода жеребят снизился до 24%.

В 2005 году завод перешёл во владение агропромышленному холдингу «Монастырское подворье» и положение стало понемногу улучшаться. В настоящее время племенной конный завод располагает достаточным количеством маток, принадлежащих лучшим линиям владимирской породы, имеющим хорошие промеры, тип, экстерьер и работоспособность. По состоянию на июнь 2010 года общая численность поголовья конного завода составила 133 головы, из которых 55 племенных маток.

В двухтысячных годах питомцы завода неоднократно становились чемпионами породы и призёрами ежегодных конских выставок. В 2001 году гнедой жеребец 553 Шипучий, 1992 г.р., от 466 Голоса и 1270 Штанги, и караковая кобыла 1056 Гарба, 1985 г.р., от 458 Гербария и 810 Георгинки - получили титул чемпионов породы на выставке «Ленэкспо». В том же году гнедая кобыла 1355 Гайфи, 1994 г.р., от 474 Графика и 1054 Гаммы, взяла титул чемпиона породы на Выставке «Эквирос». А в 2002 году гнедой жеребец 557 Верный, 1994 г.р., от 471 Горошка и 1036 Веги получил золотую медаль и титул чемпиона породы на выставках и в Москве, и в Санкт-Петербурге.

577 Верный

Сегодня, когда до 65-летнего юбилея владимирской породы осталось чуть больше года, назвать её состояние стабильным трудно. В конных заводах, подвластным стихии экономических волнений в стране, постоянно возникают ситуации, угрожающие нормальному существованию породы. Кризисные явления вносят свои негативные коррективы в планы по реализации молодняка, испытаниям, заготовке кормов и развитию хозяйств. Остро ощущается недостаток высококвалифицированных кадров от специалистов высшего звена до конюхов. Тяжёлая физически и при этом мало оплачиваемая работа не привлекает молодёжь, и даже страстные лошадники не всегда могут себе позволить работать с лошадьми по финансовым причинам. В результате в хозяйствах не хватает персонала, конюхи успевают только кормить и отбивать денники на вверенном им поголовье, а заниматься оповаживанием жеребят, моционом и тренингом, так необходимым для выращивания добрых, здоровых, крепких, хорошо развитых лошадей, стало некому.

Кроме того, нуждается в реставрации старинный комплекс конюшен Гаврилово-Посадского конного завода. Несмотря на добротность старой постройки и почти метровую толщину стен, время берёт своё и необходимость капитального ремонта уже очевидна.

Немаловажные задачи встали и перед селекционерами. Резкое снижение численности племенного ядра в конце 90-х годов, серьёзно обострило проблему сохранения генетического разнообразия во владимирской породе. Недостаточное внимание к данному фактору могло привести к ослаблению жизнеспособности породы и невозможности её дальнейшего эффективного развития.

В настоящее время проводится ряд исследований, посвящённых этому вопросу, и разрабатывается централизованная селекционная программа. Одним из вариантов решения проблемы является использование потенциала, накопленного во внутрипородных типах двух конных заводов за последние 50 лет.

Несмотря на интенсификацию нашей жизни в век бурно развивающихся технологий, лошади владимирского ополья продолжают пользоваться большой популярностью среди коннозаводчиков и частных коневладельцев. Они покоряют своей эффектной внешностью - нарядной тёмной мастью с яркими белыми отметинами на голове и ногах и универсальностью использования. Кроме того, владимирцы зарекомендовали себя хорошими рабочими качествами, спокойным уравновешенным темпераментом и добронравием.

Их всё чаще можно увидеть в богатой запряжке в прогулочном фаэтоне или под седлом всадника богатырского сложения. Проявляя способности к спорту, они с удовольствием прыгают небольшие высоты в школах верховой езды, а одарённые природой красивыми свободными движениями просто неотразимы в выездке и цирковых представлениях.

Постоянно расширяется ареал владимирских лошадей, разводимых вдали от исторической родины. Хакасия, Бурятия, Челябинская область и Казахстан - вот далеко не полный список регионов, где прекрасно акклиматизировавшиеся питомцы конных заводов владимирского ополья используются как улучшатели рабочих и продуктивных качеств местных лошадей. Уже в первом поколении помеси наследуют от них крупный рост, силу и скороспелость. Отдельные лошади владимирской породы есть в Москве, Московской, Тверской, Ленинградской и других областях. В основном это частные хозяйства с небольшим поголовьем, но многие из них имеют серьёзные намерения заниматься племенным разведением.

Спрос на представителей владимирской породы с каждым годом растёт… И как знать? Возможно уже завтра лошадь, объединившая в себе красоту, силу, добрый нрав и всю широту души владимирского ополья, может стать и Вашим верным другом и помощником на долгие годы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Котомин, Н.А. Конные заводы России / Н.А. Котомин, В.В. Калашников, В.Ф. Пустовой. - Изд. ВНИИ конеовдства, Дивово. - 2007. - С. 345-348, 371-375.

2. Сорокина, И.И. О владимирской породе лошадей / И.И. Сорокина, О.С. Милько, С.И. Сорокин. - Коневодство и конный спорт, №1.- 2010. - С. 15-18.

3. Антонов, И.П. Гордость России / И.П. Антонов. - Иваново: обл. кн. Изд. «Талка», 1993. - 256 с.

4.Сорокина, И.И. Богатыри ополья / И.С. Сорокина, О.С. Милько. - Конный мир, №9. - 2007. - С. 40-46.

При перепечатке статьи и использовании информации необходимо указать автора и первоисточник публикации:

Сорокин С.И. Коннозаводство владимирского ополья / С.И. Сорокин // Коневодство и конный спорт. - 2010. - № 4. - С. 7-10.

Это довольно неприхотливая лошадь, способная жить как в условиях конного завода, так и в табуне.

В то же время владимирские тяжеловозы сохранили в своём облике схожесть с ближайшими предками — шайрами и клейдесдалями. Это крупный рост, некоторые особенности экстерьера (например, относительно длинные ноги), обилие белых отметин и сильная оброслость ног.

Происхождение: Россия
Масть: гнедая, рыжая, вороная
Высота в холке: 1, 55 - 1, 65 м
Использование: тяжелая упряжка, русская тройка

Основные сведения о породе

Владимирский тяжеловоз - это порода крупных тяжеловозов (высота в холке - 165см), выведенная во Владимирской и Ивановской областях (Гаврилово-Посадский государственный племенной рассадник) путем скрещивания местных укрупненных крестьянских лошадей с клейдесдалями, шайрами и в меньшей степени суффольками и некоторыми другими. Новая порода официально зарегистрирована в 1946году. Владимирские тяжеловозы отличаются сухостью, подвижностью, легкими свободными движениями на шагу и рыси, энергичным темпераментом, плотной, иногда грубоватой конституцией. Масть главным образом гнедая, реже вороная, часто с большими отметинами на голове и конечностях. Сильно развита оброслость ног. Грива, челка и хвост густые, пышные.

На древних, исконно русских землях Владимирского ополья издавна славилась хорошая рабочая лошадь. В таких больших промышленных центрах, как Москва, Владимир, Ярославль, велик был спрос на крупную ломовую лошадь, а для обработки довольно плодородных, но тяжелых почв она должна была быть сильной и выносливой. Еще в первой четверти XVIII века в Гаврилово-Посаде организовали казенный конный завод, в котором выращивали утяжеленных упряжных лошадей. Улучшению местного континнгента способствовало создание в 1886 году Гаврило-Посадской государственнной заводской конюшни (ГЭК). Первоначально она была укомплектована жеребцами жеребцами верхового и рысистого направления.

Затем стали поступать жеребцы тяжеловозных пород - ардены, першероны и суффольки. С 1901 года их стали вытеснять английские тяжеловозы - клейдесдали, а с 1910 года - шайры. Жеребцов этих пород широко использовали в случке с местными крестьянскими кобылами. Таким образом, в зонедеятельности Гаврило-Посадской ГЭК к началу 3--х годов образовался большой, достаточный для проведения племенной работы массив крупных, утяжеленных лошадей. С этого времени на 98 колхозных и совхозных конефермах началась племенная работа по консолидации полученного типа тяжеловозной лошади методом воспроизводительного скрещивания. Деятельность этих хозяйств возглавил Гаврило - Посадский государственный рассадник. Работа завершилась выведением новой породы лошадей, которая в 1946 году была официально утверждена и получила название владимирский тяжеловоз.

Современные лошади владимирской породы отличаются крупным ростом, крепкой конституцией, гармоничным телосложением, хорошо развитой мускулатурой, выраженным типом упряжной лошади и энергичным темпераментом. Они имеют длинную, с выпуклым профилем голову, мускулистую шею, длинную высокую холку, длинную широкую спину и круп. Ноги у них длинные, правильно поставленные, с хорошо развитыми суставами и средней оброслостью. Масть преобладает гнедая, реже вороная и рыжая, с белыми отметинами на ногах и голове. Шаг длинный и свободный, рысь хорошая.Жеребцы имеют промеры (см): высота в холке -165, косая длина туловища - 173, обхват груди - 207, пясти - 24, 5; их живая масса 760кг, кобылы - 680кг.

Лошади владимирской тяжеловозной породы выносливы в работе, от других крупных тяжеловозов отличаются значительной подвижностью и энергичность. Рекорд по срочной доставке груза рысью, установленный на владимирских тяжеловозах, является и абсолютным рекордом для тяжеловозов всех пород. Совершенствование породы ведется методом чистопородного разведения. В ней выделено несколько линий, в том числе Литого, Ландыша, Холода, Глен Альбина, Аргуса, Шерифа и, кроме того, несколько женских семейств.

Без груза Владимирский тяжеловоз настолько резв, что, несмотря, на большую массивность, многие представители породы могут пробежать рысью 1600 м за 3 минуты, что является стандартом резвости для двухлетних рысаков в России. С грузом 1,5 т Владимирский тяжеловоз может рысью пробежать дистанцию в 2 км за 5 минут или даже резвее. Очень популярны могучие и красивые владимирские тройки.

Помимо своего основного назначения — перевозки тяжестей — владимирские тяжеловозы служили хорошими улучшателями лошадей колхозов и совхозов. Основной метод племенной работы с владимирской породой лошадей — чистопородное разведение по линиям с использованием инбридинга на выдающихся родоначальников и кроссов хорошо сочетающихся линий. Основные линии — Холода (Бордер Бренд — Химера, 1925), Литого (Лорд Джемс — Тавлинка, 1923), Глен Эльбина (Эшенфлауэр — Бэллс Пэгги, 1923) и Кэпитена (Тальма — Нита, 1924).

Владимирские тяжеловозы достаточно скороспелы и плодовиты. В 3 года жеребцов и кобыл случают, в этом же возрасте на них начинают работать. При нормальных условиях кормления и содержания выход жеребят достигает 75—80 %. Лошади хорошо приспособлены к местным условиям и неприхотливы.

История

Владимирская порода создана на племенных фермах колхозов и совхозов Владимирской и Ивановской областей в результате деятельности Гаврилово-Посадской государственной заводской конюшни и Гаврилово-Посадского государственного племенного рассадника лошадей. Официально зарегистрирована в 1946 году.

Выведена владимирская порода путем скрещивания местных лошадей с клейдесдалями и шайрами. Наибольшую роль при формировании породы сыграли клейдесдали, из которых особенно ценными были Лорд Джеймс, гнедой, 1910 г., Бордер Бренд, темно-гнедой, 1910 г. и Глен Албин, гнедой, 1923 г., ставшие основными родоначальниками породы.

Клейдесдали - порода тяжеловозов Англии. Организация Общества коннозаводчиков и издание студбука (1877-1878 г.г.) положили начало утверждению клейдесдальской породы в ее современном типе. Выставки племенных лошадей способствовали формированию типа породы, сочетающей в себе крупный рост, большой вес, энергичность в работе и нарядность форм. Отбор и подбор в этом направлении подкреплялись обильным кормлением племенного молодняка. Живая масса клейдесдалей от 900 до 1100 кг. Промеры: рост 165-172 см., обхват груди 190-202 см., обхват пясти 25-28 см.

Клейдесдали энергичны, обладают производительными движениями на шагу и рыси. Для них характерны массивная, с выпуклым профилем голова, длинная шея, удлиненный, не слишком широкий корпус, косо поставленная лопатка, относительно длинные конечности и отлично развитая мускулатура. Своеобразные черты экстерьера клейдесдалей - густая оброслость ног (фризы) и темно-гнедая масть с белыми отметинами головы и конечностей. Встречаются недостатки: мягкая спина, плоские ребра, неглубокий корпус.

Значительно меньшее влияние на формирование владимирской породы оказали шайры, клички которых встречаются в родословных владимирских тяжеловозов в более отдаленных рядах предков, преимущественно по женской стороне.


Шайрская порода - старейшая и наиболее распространенная порода крупных тяжеловозов в Англии. Консолидация породы и формирование ее типа начались с организацией Общества по разведению шайров (1878 г.), которое стало систематически издавать племенные книги и устраивать выставки лошадей. На выставках демонстрировали племенных жеребцов, кобыл, молодняк и меринов.

Лошади шайрской породы очень крупные и массивные, рост жеребцов варьирует от 165 до 175 см, живая масса 1000-1100 кг.

Голова шайров большая; шея толстая; холка невысокая, широкая; спина широкая, мускулистая, крепкая; поясница короткая; круп широкий, несколько свислый, с хорошей мускулатурой; грудная клетка объемистая, ребра округлые; ноги поражают своей толщиной, впечатление которой усиливается за счет больших фриз - длинных волос, растущих от запястей и скакательных суставов и закрывающих ноги до земли. Наиболее распространенная масть - гнедая, вороная и рыжая с большими белыми отметинами на ногах и голове. Темперамент шайров спокойный. При демонстрациях на выставках они показывают высокую грузоподъемность.

Материнской основой владимирской породы тяжеловозов послужили местные лошади, которые передали породе такие ценные качества, как приспособленность к местным условиям и выносливость в работе.

Промеры жеребцов: 165 - 173 - 207 - 24, 5; промеры кобыл: 162, 7 - 169, 8 - 198, 3 - 23, 5.
Средняя живая масса кобыл конных заводов 685 кг, живая масса жеребцов 758 кг.

Для экстерьера владимирских тяжеловозов характерны: голова крупная, длинная, с выпуклым профилем; шея длинная, мускулистая; холка высокая, длинная; спина широкая, нередко несколько мягковата; круп длинный, широкий, раздвоенный, немного свислый или нормального наклона; грудь широкая; ноги длинные, сухие. У некоторых лошадей встречается значительная оброслость ног (фризы) и наклонность к развитию мокрецов. Масть гнедая, реже вороная или рыжая с белыми отметинами ног и головы; темперамент энергичный; движения на шагу и рыси размашистые, свободные. Лошади владимирской породы выносливы в работе, хорошо идут не только шагом, но и рысью.


Очень популярны могучие и красивые владимирские тройки.

Владимирские тяжеловозы достаточно скороспелы и плодовиты. В 3 года жеребцов и кобыл случают, в этом же возрасте на них начинают работать. При нормальных условиях кормления и содержания выход жеребят достигает 75-80 %. Лошади хорошо приспособлены к местным условиям и неприхотливы



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!