Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Детский спорт: занятия на дому. Динамическая гимнастика для грудничков

Со стороны это кажется невероятным и очень опасным. Карапуз летает, кувыркается, висит вниз головой... На самом деле динамическая гимнастика - продуманный комплекс упражнений, расчитанный не только на физическое развитие малютки. В первую очередь, это контакт и общение крохи с родителями, познание им своего тела и предметов вокруг. А лёжа в кроватке много ли увидишь? Комплекс основан на очень простых упражнениях, которые усложняются постепенно, причём о том, что ребёнок готов к новому уровню, он "сообщит" сам. Ведь в этом виде физической активности младенец не пассивный участник,а активный спортсмен. На первые несколько занятий пригласи иструктора,чтобы он показал тебе захваты и основные движения и рассказал о физиологических особенностях малыша. Твоя увереность и хорошая подготовка - залог того, что вы всё отлично усвоите. Приобщай и мужа. Совсем скоро ребёнок станет тяжёлым для тебя и эту обязанность придётся взять на себя папочке.

Волшебство прикосновений

Мамины руки способны сказать сыну или дочери всё. Через них крохе передаются твоя нежность и любовь. С помощью динамической гимнастики ваше общение станет ещё более насыщенным.

Упражнения подобраны так, что в процессе их выполнения и малыш, и мамочка обретают силу и уверенность в своих действиях. Ты постепено осваиваешь нагрузки и отлично чувствуешь своего ребёнка. А у него фотрмируется доверие к миру - важная основа гармоничного развития личности.

Динамическая гимнастика - это мощный инструмент коррекции мышечного тонуса. Активные движения помогают снять напряжение и нормализовать физическое развитие, а также устранить кривошею, косолапость, отрегулировать работу кишечника, справиться с коликами и запорами, укрепить сердечно сосудистую и имунную системы. Гимнастику можно делать в комплексе с массажем и водными процедурами, закаливанием.

Такие физические нагрузки необходимы младенцу, появившемуся на свет с помощью кесарева сечения, как один из способов выработки адаптационных механизмов.

Есть ли противопоказания?

Большинство педиатров и неонатологов принимают динамическую гимнастику в штыки. До сих пор она не признана медицинской наукой и практикой. Однако факты говорят сами за себя. Детки, с которыми занимаются специальными упражнениями, раньше начинают сидеть, ходить и говорить, активнее познают мир, реже болеют и легче переносят инфекционные заболевания.

И всё-таки, прежде чем приступать к занятиям, покажи малютку педиатру и ортопеду. В ердких случаях динамическая гимнастика может быть противопоказана.

Повышенное внутричерепное давление. Нервная система крохи и так сильно возбуждена, гимнастика же усугубит ситуацию.

Некомпенсированный порок сердца. При таком диагнозе следует подбирать физические нагрузки индивидуально.

Генетические заболевания суставов. Во время занятий большая нагрузка приходится на ручки и ножки ребёнка, а в данном случае это противопоказано. К тому же,если ты начинаешь заниматься с малышом уже после 6 месяцев, когда его вес уже достаточно велик, появится риск подвывихов и травмирования неокрепших суставов.

Начинаем тренировку

Осваивать динамическую гимнастику можно с первых дней жизни малыша. Начни с нежных прикосновений. Когда младенец сыт, спокоен и не хочет спать, положи его на спинку, раздень и погладь ладонями. Представь,что твои руки сливаются с телом ребёнка. Делай это каждый раз перед знаятием.

Массируй ручки и ножки маленького, разводи их в стороны и выпрямляй.

Вложи ему в ладошки свои большие пальцы. Когда он сожмёт их, слегка подтягивай его за ручки, придерживая тыльную сторону ладоней указательными пальцами. При этом большой палец должен противостоять остальным. С каждым разом увеличивай продолжительность и угол подъёма, пока карапуз не будет свободно висеть на твоих руках.

Чтобы малыш привык к упражнениям вниз головой, сядь на стул и положи грудничка на колени ногами к себе, лицом вверх. Медленно поднимаясь, ты будешь ему дополнительной опорой, и так он быстрее привыкнет к необычному положению.

Упражнения

Подними малыша за руки, раскачивай его из стороны в сторону, перенося вес с одной руки на другую, постепенно увеличивая амплитуду движений. Без переноса веса выполни покачивания вперёд-назад и повороты вокруг вертикальной оси по очереди в каждую сторону.

Специальные упражнения можно делать несколько раз в день. Главный критерий - желание и настроение малютки. Сама же будь спокойной и уверенной в своих действиях. Если малыш почувствует твою тревогу или боязнь, то у вас ничего не получится. Пользы от таких занятий не будет.

Исходное положение - кроха висит на ручках. Разведи их в стороны с энергичным движением туловища вверх, как будто он машет крыльями.

Не отказывайся от занятий, если малыш расплакался. Он просто пока ещё не понял, чего ждать от новых ситуаций. Остановись, нежно погладь его, поговори, сделай успокаивающий массаж - и продолжай.

Для пресса

Прижми ребёнка спиной к своему животу. Одной рукой рукой возьмись за его распрямлённые колени, а другой - поддерживай в области груди, медленно наклоняя и поднимая малыша. Так он напрягает мышцы живота, спинки и ножек и старается удержаться в вертикальном положении (упражнение расчитано на карапуза, который уже уверенно держит голову).

Занятия проводи в поещении или на улице при температуре воздуха 20-25°С. Одевай малыша легко или оставляй голеньким - в одном подгузнике.

Выбирай время, когда ребёнок наиболее расположен к контакту, но не раньше, чем через 30 минут после еды.

Упражнения "Маятник", "Птичка" и движения вокруг вертикальной оси в висе за руки и ноги являются базовыми. Всегда делай гимнастику, прислушиваясь к малышу и следуя за его ножками и ручками так, словно ты - их продолжение.

Круть-верть

Держа карапуза за ноги лицом от себя, начни вращательные движения вокруг вертикальной оси. Сделай несколько кругов по часовой стрелке и против.

Не бойся, если ребёночек в висе вверх ногами запрокидывает голову, - он делает это рефлекторно.

Обезьянка

Из исходного положения - вис за одну ногу - возьми малютку за противоположную руку, приподними и покачай. Сделай так же с другими ногой и рукой.

Аналогично можно выполнить упражнение сначала за левые ручку и ножку, затем - за правые.

Возьми кроху за ногу и покачивай вперёд-назад, в стороны, поворачивай вокруг ветикальной оси. Повтори то же с другой ногой. Затем увеличивай амплитуду.Оксана

Такое упражнение начинай делать только тогда, когда вы хорошо освоите вис за обе ножки.

Оксана Проскурина. Журнал "Твой малыш", август 2007г. №8(46)



текст: Аглая Юрьевская

У вас родился ребенок - он такой крошечный и нежный, что вы не знаете, как его взять на руки: а вдруг что-нибудь повредится? Не бойтесь! Ребенку необходимо движение, вот только надо его правильно организовать.

Некоторые люди старшего поколения испытывают шок, когда видят, как массажисты или инструкторы по гимнастике поднимают новорожденного за руки или за ноги, а потом еще и качают в разные стороны. На самом деле, динамическая гимнастика давно входит в общий курс оздоровительных и развивающих занятий с новорожденным - наряду с такими мероприятиями, как массаж, игры и закаливание.

Определимся с понятиями, ведь далеко не каждый родитель имеет четкое представление об этих тренингах, а стало быть, и о тех возможностях, которые они предоставляют ребенку.

Все захваты динамической гимнастики основываются на врожденном хватательном рефлексе новорожденного, который угасает обычно к году-полуторам.

Необычно, что часть упражнений проводится не на столе, а в воздухе . Многие из «воздушных» упражнений описаны еще в начале XX века, а дополнены и расширены творческой группой «Наутилус» при московском Центре «Экология семьи», в том числе Михаилом Труновым и Леонидом Китаевым , которые издали в 1993 году замечательную книжку «Экология младенчества» .

Занимаясь динамической гимнастикой с малышом, взрослый обычно держит его за две руки или за две ноги, либо за руку и ногу. Основные движения - висы, качания, вращения, перевернутые упражнения («вверх ногами») и даже забрасывания на руку, на плечо или на бедро взрослого.

Что можно сделать самому

Первое движение, которое вам следует освоить - это приподнимание ребенка. Делается это так: вкладываете большие пальцы в его цепкие ручки, запястья охватываете своими ладонями и тянете ребенка вверх, без рывков и резких движений. Заниматься лучше над диваном или кроватью во избежание травм.

Поднимать ребенка нужно плавно, почти отрывая его от поверхности. Ручки у ребенка должны выпрямляться - это способствует скорейшему избавлению от тонуса (присмотритесь к своему ребенку во время сна - у него согнуты ручки и ножки, а поза похожа на ту, в которой он находился 9 месяцев в утробе). Повторите подъемы 3-5 раз - и вы увидите, что ребенок очень рад этому новому в его жизни движению!

Кстати, именно таким образом (за руки, вложив свои большие пальцы в ладони ребенка) многие специалисты рекомендуют переносить новорожденного ребенка с места на место в повседневной жизни (даже если вы не занимаетесь динамической гимнастикой). Это полезнее и даже безопаснее, чем хватать его за ребра "кульком" (потому именно руки, а не ребра, предназначены природой для того, чтобы держать вес тела).

Вы считаете, что голову ребенка первого месяца жизни надо поддерживать? Не обязательно: сегодня некоторые педиатры считают, что чем раньше оставишь ее без поддержки, тем скорее ребенок научится держать ее сам. Парадоксально, но факт. Такие упражнения, во-первых, укрепляют мышечную систему ребенка , во-вторых - становятся прекрасным способом общения малыша с мамой или папой.

Кроме того, при усложнении упражнений, тренинг дает прекрасную стимуляцию перистальтики еще не до конца развитого желудочно-кишечного тракта ребенка, укрепляет сердечно-сосудистую и иммунную систему, адаптирует организм. В общем, готовит его к жизни в нашем непростом мире.

Когда вы поймете, что бояться нечего, то сможете давать большую нагрузку: например, из первого движения (подъема) следует полный отрыв от поверхности. Потом можно поменять положение, взяв ребенка за ноги, за этим следует «качание» - просто покачайте из стороны в сторону висящего на руках или ногах ребенка, перенося его и собственный вес с одной стороны на другую. Или вперед-назад.

Затем покружитесь с ребенком вокруг своей оси, и не забудьте покружиться в другую сторону. Конечно, перед этим упражнением следует убедиться, что у вас достаточно места, и подблизости нет никакой мебели, которую вы могли бы задеть.

Ну вот, азы пройдены. Теперь, если у вас осталось желание продолжать, лучше всего обратиться к тренеру по динамической гимнастике - без его руководства дальше идти опасно.

Кому показаны занятия динамической гимнастикой? Комментирует инструктор Леонид Китаев :

«Во-первых, деткам, которые родились при помощи кесарева сечения. Объясняется это тем, что «кесарята» приходят в этот мир без адаптационной фазы родов, и соответственно, меньше подготовлены к жизни и нуждаются в вашей помощи. Во-вторых, малыши, отстающие в физическом развитии от сверстников (например, в два месяца не держат голову). В-третьих, часто болеющие дети (динамическая гимнастика укрепляет не только мышцы, но и иммунную систему). В-четвертых, дети тех родителей, которые хотят, чтобы их сыновья и дочери выросли крепкими, гибкими и здоровыми».

Проводите занятия физкультурой в то время, когда кроха бодр и спокоен, примерно за час до кормления или 1,5 часа спустя. Перед уроком хорошенько проветрите комнату и подготовьте твердую ровную поверхность – например, расположитесь на полу на коврике. С детьми в возрасте до 3–4 месяцев удобно заниматься на покрытом одеялом столе – но будьте бдительны и в прямом смысле слова не выпускайте малыша из рук. Чтобы не перегружать ребенка, начните с 10-минутного занятия. Разучивайте по 1–2 новых упражнения в день; постепенно увеличивайте и количество повторов. Если малышу трудно выполнить всю вашу программу сразу, устраивайте несколько физкультурных пятиминуток в течение дня.

Прежде чем приступать к урокам, посоветуйтесь со своим педиатром: есть ситуации, когда физические упражнения противопоказаны (например, рахит, анемия, грыжи, заболевания костей, сердечно-сосудистой системы и др.). В некоторых ситуациях врач может посоветовать ограничить комплекс несколькими «лечебными» упражнениями или, наоборот, исключить те, которые могут навредить крохе!

Что вам понадобится для занятий? Простое спортивное оборудование не займет много места в квартире и не ударит по семейному бюджету, но поможет сделать «тренировки» с крохой эффективнее и интереснее. Выбирайте снаряды ярких цветов или в виде забавных зверушек – такие предметы лучше мотивируют малыша. Какие из них можно использовать с рождения?

  • Фитбол . Развивает баланс, прыжковые навыки, гибкость, обеспечивает массажный эффект и бережное растяжение мышц. В зависимости от возраста ребенка может быть разного диаметра, с надувными рукоятками или без них.
  • Противоударный мат . Позволяет маме и малышу комфортно располагаться на коленях, животе и спине, смягчать удары при падении (а кроме того, легко моется водой с мылом). Практичный вариант – коврик, который собирается как паззл из отдельных блоков.
  • Мячи (разного диаметра, из разных материалов). Поощряют малыша к разнообразным движениям (повернуться, дотянуться, доползти, дойти, поймать), развивают координацию движений, глазомер, ловкость.

Комплекс упражнений для грудничка (можно выполнять, начиная с первого месяца жизни):

1. «Лодочка»

Исходное положение – лежа на животе. Положите малыша на живот на 15–20 секунд. В этом положении кроха рефлекторно попытается повернуть и приподнять голову. Упражнение укрепляет мышцы спины, шеи, живота, улучшает пищеварение. Его можно выполнять перед каждым кормлением уже со второй недели жизни. С 3 месяцев – более сложный вариант: положите малыша грудью на свою руку, а второй обхватите его за лодыжки. Приподнимите ребенка и немного покачайте из стороны в сторону – он станет тянуться вверх головой и плечами, что поможет укрепить мышцы шеи и спины. После 6 месяцев – классическая «лодочка»: уложите малыша на пол, сами встаньте рядом с ним на колени так, чтобы кроха упирался в вас стопами. Возьмите малыша за кисти и подтягивайте вверх, побуждая поднимать верхнюю часть туловища и постепенно выпрямлять руки.

2. «По-пластунски»

Исходное положение – лежа на животе. Согните ноги малыша в коленях и слегка разведите в стороны «лягушкой». Прижмите его стопы к своей ладони, создавая упор, и слегка надавите пальцами на его подошвы. Малыш рефлекторно оттолкнется и попытается продвинуться вперед. Повторите 2–3 раза.

3. «Полетели!»

Исходное положение – лежа на спине. Возьмите ребенка за руки так, чтобы он сжал ладонями ваши большие пальцы. Медленно разведите его ручки в стороны, слегка встряхните их, а затем скрестите на груди. Повторите 3–4 раза. Упражнение укрепляет мышцы рук и груди, расширяет грудную клетку и увеличивает объем легких. После 3 месяцев совершайте руками малыша движения не только в стороны, но и вперед- назад, сгибая и разгибая руки, как будто боксируете ими. С 8 месяцев выполняйте упражнение сидя. С 9 месяцев добавьте круговые вращения от плеча.

4. «Велосипед»

Исходное положение – лежа на спине. Держа малыша за голени, поочередно прижимайте его согнутые в коленях ноги к груди и выпрямляйте их. Выполните по 4–5 раз каждой ногой, а затем столько же – обеими одновременно. Упражнение улучшает работу кишечника и укрепляет мышцы ног. С 6 месяцев добавьте к «велосипеду» 5–6 движений с выпрямленными ногами: поднимайте ноги ребенка (поочередно и обе одновременно) до вертикального положения так, чтобы угол между поднятой ногой и туловищем приближался к 90°.

5. «Уголок»

Исходное положение – лежа на спине. Положите малыша спиной на свои руки так, чтобы его голова находилась у вас на ладонях, а стопы упирались в вашу грудь. Опираясь локтями о поверхность пола или стола, медленно приподнимайте кроху на своих руках на 30° вверх и опускайте вниз. Упражнение укрепляет мышцы живота. С 5–6 месяцев выполняйте то же движение, поместив свои ладони не под голову, а под среднюю часть спины ребенка. Он постарается самостоятельно удержать голову, напрягая мышцы шеи и брюшной пресс; не удается – повремените с нововведением. Любой из вариантов повторяется 2–3 раза.

6. «Хорошо сидим!»

Упражнение можно выполнять, начиная с трехмесячного возраста. Исходное положение – лежа на спине. Возьмите ребенка за руки и медленно подтягивайте к себе до уровня 30°. Малыш постарается приподнять голову и верхнюю часть туловища. Выполняя то же движение, с 4–5 месяцев побуждайте кроху полностью сесть (чтобы при этом он выпрямил спину, держите его за кисти одной рукой, а пальцем другой проведите вдоль позвоночника снизу вверх). С 7–8 месяцев поощряйте его садиться, подтягивая к себе только за одну руку и фиксируя ноги. Повторяйте 3–4 раза.

7. «Топ-топ»

Исходное положение – вертикальное. Держа малыша под мышки, поставьте его ножками на твердую поверхность – кроха рефлекторно «зашагает». Проделайте вместе с ним несколько шагов; следите, чтобы малыш наступал на всю стопу, а не на цыпочки. С 4 месяцев шаговый рефлекс угасает, но кроха сможет пританцовывать, а затем и подпрыгивать на месте, отталкиваясь ногами. Примерно с 9 месяцев, так же держа малыша под мышками, поощряйте его делать 2–3 шага.

В круговороте пеленок и бутылочек. Так вы себя сможете , а малыш забавно проведет время с мамой.

Рано или поздно приходит день, когда молодая мама задумывается, . Особенно, это актуально в преддверии праздников. Хочется и быть самой красивой. И хорошо, если в гонке подгузники-каши-соски женщина успевает найти время для себя и посетить тренажерный зал, танцы или . А что делать, если на это нет сил или времени? Выход есть: упражнения для фитнеса с ребенком.


Упражнение с ребенком на руках №1


Упражнение с ребенком на руках №4

И заключительное упражнение для рук в этом комплексе . Вытяните полусогнутые руки перед собой, отводите их вправо и влево по очереди. Конечно, не забудьте перед этим взять малыша на руки.


Упражнение с ребенком на руках №5

Укрепить мышцы ног и таза помогут выпады. Возьмите ребенка на руки спиной к себе. Делайте выпады правой и левой ногой поочередно.


Упражнение с ребенком на руках №6

Приседания с ребенком тоже возможны. Возьмите малыша на руки перед собой. Поставьте ноги на нужной ширине, колени разведите в стороны и приседайте. Для лучшей работы мышц верхней части тела, ребенка можно держать на вытянутых или полусогнутых руках.

Елена Федорова

Педагог-психолог, преподаватель

кафедры педагогики и психологии детства УрГПУ

С началом четвертого месяца завершается адаптационный период, в котором кроха приспосабливался к новой среде. Постепенно ослабевает гипертонус мышц рук и ног - движения становятся более свободными и целенаправленными. Малыш, который в первые месяцы жизни мог страдать от колик, становится более спокойным, реже капризничает. Это и создает предпосылки для «рывка» в развитии ребенка.

Маленький непоседа

К четырем месяцам кроха осваивает много новых движений. С каждым днем они становятся все более разнообразными. Одним из важнейших двигательных навыков, которыми малыш овладевает в этот период, является умение переворачиваться со спины на живот и обратно. Кроха проделывает этот «трюк» в несколько этапов. C начала он, вытягиваясь в струнку, переворачивается со спины на бок, затем на живот и обратнос живота на спину. Помогите ребенку стать более ловким с помощью следующих упражнений.

Упражнение «Кручусь - верчусь»

Положив малыша спинкой на ровную поверхность, покажите ему любую яркую игрушку, перемещая вправо или влево, чтобы ребенок потянулся за ней. Вот он уже и на боку. Проведите игрушку над головой, вновь заинтересовав кроху. Пусть он постарается перевернуться на животик. Если самостоятельно не получается, помогите ему, слегка подтолкнув в нужном направлении. Вот ребенок перевернулся на живот. Пусть наградой за приложенные усилия станет игрушка, за которой он так усердно тянулся. Дайте крохе рассмотреть и потрогать ее. Таким же образом побуждаем малыша переворачиваться обратно - с живота на спину.

Упражнение «Качели»

Возьмите ребенка за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, после чего бережно положите назад. Повторите движения несколько раз. Это упражнение укрепляет мышцы живота и одновременно дает возможность крохе по-новому увидеть окружающий мир.

Следующее упражнение поможет укрепить мышцы ног, подготовить кроху к ходьбе.

Упражнение «Потанцуем?»

Держите ребенка в вертикальном положении так, чтобы его ступни касались поверхности кровати или пола (но не ставьте его на ножки!). Малыш при этом будет совершать пружинящие движения ногами, как бы пританцовывая. Можно напевать веселую пестушку: «Попляши-попляши, наши ножки хороши! Вот как! Вот как! И вот эдак и вот так!» В этом возрасте ребенок уверенно поворачивает, поднимает и удерживает голову, лежа на животе. Он опирается на предплечья, пытаясь дотянуться одной рукой до игрушки. Лежа на спине, кроха может поднимать голову и подтягивать подбородок к груди.

Упражнение «Такие разные игрушки»

Для занятия понадобится 4-5 игрушек, выполненных из разных материалов: дерева, ткани (разной фактуры), пластика, металла, резины и т.д. Каждый предмет должен быть небольшого размера, удобным для обхвата рукой и осязания. Предлагайте малышу по очереди каждую игрушку: пусть он дотянется до нее, схватит ручкой и начнет ощупывать. Когда интерес к игрушке у ребенка ослабнет, предложите ему следующую игрушку и т.д. Осязание разных по фактуре поверхностей развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

Затем можно предложить крохе предметы, разнообразные по форме, весу (тяжелый - легкий) и величине (больше - меньше). Во-первых, вы обогатите развивающую среду малыша, а во-вторых, дадите ему новые тактильные ощущения, способствующие развитию осязания и мелкой моторики.

Упражнение «Дотянись и возьми»

Следует учить ребенка брать предмет из разных положений: на спине, на боку, на животе. Причем не стремитесь дать малышу игрушку или другой заинтересовавший его предмет по первому требованию - пусть кроха постарается дотянуться до него самостоятельно. Благодаря этому упражнению укрепляются мышцы рук, спины и живота: создается основа для овладения навыками ползания.

Двигательные упражнения удобно выполнять на полу, постелив теплый коврик или одеяло. Тогда мама будет спокойна: как бы малыш ни вертелся - он не упадет и не ударится.

К четырем месяцам у младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Сначала, пытаясь схватить и удержать игрушку в ручках, малыш совершает много лишних движений: пробует схватить ее одной и двумя руками, открывает рот, промахивается. Вскоре движения становятся более ловкими и точными. Кроха не только захватывает игрушку, он пробует ощупать ее.

Отработку навыков захватывания и удерживания предметов можно осуществлять таким образом.

Упражнение «Две игрушки»

Данное занятие, как и предыдущие, требует неоднократного повторения. Предложите ребенку две удобные для захвата игрушки. Это могут быть погремушки на стержне или кольце-держателе, два шарика и т.д. Вначале вложите малышу в каждую руку по игрушке. Когда малыш освоит навык удержания предметов, можно в шутливой форме отнимать их у крохи и давать вновь. Через некоторое время, выполняя это упражнение, добивайтесь того, чтобы кроха самостоятельно дотягивался и брал игрушки. Гирлянды из игрушек можно подвешивать уже не над грудью ребенка, а на расстоянии его вытянутой руки - пусть тянется к предметам и захватывает их, прилагая мышечное усилие.

К концу четвертого месяца кроха не только хорошо удерживает игрушку в ручках, но и пробует ее на ощупь. Овладение ощупывающими действиями руки - важное достижение этого периода. Одновременно с развитием тактильной чувствительности совершенствуется мелкая моторика, осваиваются первые способы манипулирования предметами.

Пробуем на вкус

Малыш тянет в рот свои кулачки, игрушки, зажатые в руке, жует рукава кофточки - буквально все, что попадется под руку. Следует помнить - это не вредная привычка, а способ познания окружающего. Работа рецепторов языка обеспечивает крохе вкусовые ощущения. На начальном этапе прорезывания зубов эти действия помогают снять неприятные ощущения, обильное слюноотделение и зуд в деснах. Следите за тем, чтобы игрушки и другие предметы, с которыми взаимодействует ребенок, были чистыми. Также надо оценить предлагаемые ребенку игрушки с точки зрения возможности отделения мелких частей, так как ребенок может их проглотить.

Упражнение «Сожми - разожми»

Покажите малышу резиновую игрушку, удобную для захвата рукой (не слишком тугую, имеющую округлую форму и небольшой размер, подходящий для маленьких ручек). Ребенок берет игрушку в ручку и сжимает ее. Резиновая игрушка издает звук и этим привлекает внимание малыша, он пытается снова сжать ее. Если кроха не может догадаться сжать игрушку самостоятельно, помогите ему, взяв ручку ребенка в свою. Сжимая и разжимая ладошки, кроха тренирует мышцы пальчиков, развивает осязание, укрепляет кисти рук.

В этом возрасте умение пользоваться руками становится все более совершенным. Малыш осваивает новый способ взаимодействия с предметом: хватает ручкой и, разжав пальчики, роняет предмет. К концу четвертого месяца ребенок может усвоить другой способ - брать игрушки, которые предлагает взрослый, а затем с силой их выбрасывать. Таким образом, малыш познает новые способы действий с предметами.

Теперь ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с игрушками, которые после удара по ней начинают звенеть, качаться или вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до игрушек сначала руками, а затем ногами.

Развиваем восприятие

Важнейшее место в психическом развитии малыша этого возраста занимает развитие осязания, зрительного и тактильного восприятия, слуховых ощущений. Овладение ощупывающими действиями рукой помогает крохе познавать мир через тактильные ощущения. Малыш начинает сопоставлять кожные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

Информации из внешнего мира хватает малышу для получения зрительных впечатлений: кроха рассматривает все, что попадает в его поле зрения. Особенно внимательно он присматривается к новым предметам и тем объектам, которые обеспечивают сочетание зрительных и слуховых ощущений.

На этом этапе активно развивается слуховое восприятие. Малыш умеет различать звуки, интонации, голоса мамы и других близких, прислушивается к ним. Детские песенки, классическая музыка, мамино пение также способствуют развитию слухового восприятия. Музыка может использоваться как фон для других занятий, а может стать средством самостоятельных упражнений.

Упражнение «Мир звуков»

Можно познакомить кроху с новыми для него звуками, например звуками простых музыкальных инструментов (бубен, барабан, металлофон, колокольчик). Следите только, чтобы звуки были не слишком громкими, чтобы не напугать ребенка. Познакомьте малыша с новым предметом по примерной схеме: показ - действие - объяснение. То есть сначала дайте крохе возможность рассмотреть предмет, потрогать его, ощупать. Затем приведите инструмент в действие: пусть малыш прослушает новые звуки. А потом объясните ему, что это за предмет. Повторив последовательность действий еще раз, вы закрепляете полученное знание о новом звуке и предмете, который этот звук производит. Постепенно ребенок обретает способность соотносить образ предмета, его название со звучанием. Можно познакомить кроху с новыми для него звуками.

Четырехмесячный малыш любит разглядывать свои ручки и ножки. Он сводит руки вместе и подолгу может рассматривать их. На этом этапе начинается изучение тела.

Упражнение «Чей это носик?»

Возьмите ручку ребенка в свою и дотроньтесь до носа крохи со словами: «Чей это носик? Это носик (имя малыша)». Затем до своего носа: «А это мамин носик». Также покажите крохе его ручки, ножки - можно погладить их, пощекотать. Такая тактильная стимуляция в сочетании со словесными комментариями помогает ребенку соединять зрительные, тактильные и слуховые ощущения, обеспечивая целостное восприятие.

Четырехмесячный малыш начинает проявлять любопытство. Он поворачивает голову в сторону источника звука, разворачивает корпус или вытягивает шею, чтобы получше рассмотреть предмет. В поле его внимания могут одновременно находиться до 3 игрушек.

Для развития зрительного восприятия предлагайте крохе яркие игрушки контрастных цветов - теперь ребенок сосредоточенно рассматривает любой предмет, попавший к нему в руки. Играйте с крохой, показывая ему разнообразные предметы: бусы, часы, ложки. Совершайте прогулки по квартире, обращая внимание малыша на предметы, находящиеся в комнатах. Предоставьте ребенку возможность как следует рассмотреть заинтересовавший его предмет, помогите дотянуться до него, дотронуться ручкой. Можно выкладывать ребенка животиком на яркий разноцветный коврик - пусть он рассматривает рисунки и трогает их пальчиками, предлагать для просмотра детские книжки из разнообразных материалов и с четкими картинками.

В этом месяце появляется первый интерес к зеркалу.

Упражнение «Гляделки»

Подойдите с малышом на руках к большому зеркалу. Привлеките внимание к его и своему отражению: покажите ушки, носик, ручки, указывая на ребенка и на его зеркальное отражение. Состройте отражению смешную рожицу, высуньте язык - кроха замирает, внимательно рассматривая выражение маминого лица в зеркале, может тянуться к нему.

Учимся понимать друг друга.

Речевые проявления малыша стали более активными. В его голосовой репертуар добавились новые звуки: протяжные гласные и сочетание гласных и согласных звуков («е», «и», «а», «м», «б», «га», «агу», «бы», «ма»). Кроха начинает лепетать, получая удовольствие от собственного голоса. В целях развития голосовых реакций необходимо поддерживать положительное эмоциональное состояние: чаще улыбайтесь малышу, пойте песенки, разговаривайте с ним. Разговор с ребенком проводите с большим эмоциональным подъемом, много раз подряд повторяйте его имя, короткие рифмованные строки, меняя интонацию и громкость.

Речь маленького ребенка формируется по подражанию речи взрослого. Поэтому следует быть внимательным к тому, что и как вы говорите. Произносите слова медленно, четко проговаривая их и правильно называя предметы. В этот бессловесный период кроха, объединяя зрительные и слуховые ощущения, начинает соотносить образ предмета с его названием.

Упражнение «Угадай, что звенит?»

Позвените колокольчиком или погремушкой вне поля зрения ребенка, побуждая его поворачивать головку или туловище и взглядом отыскивать предмет. Похвалите малыша, когда он зафиксирует взгляд на предмете. Дайте его рассмотреть, потрогать, ощупать. Такое упражнение помогает крохе научиться по звуку определять местоположение предмета. А взаимодействие звуковых и зрительных стимулов оказывает благоприятное действие на развитие слухового восприятия, что очень важно для развития речи.

Упражнение «Как зверята разговаривают?»

Приготовьте игрушки-животные или книжку с их изображением. Показывая на животное, назовите его и произнесите звуки, имитирующие речь этого зверька. «Посмотри, это утка. Как крякает утка? Кря-кря. А это мышка. Она тоненько пищит. Пи-пи».

Упражнение «Передразнивание»

Разговаривая с малышом, улыбайтесь ему и подражайте тем звукам, которые он начинает произносить. Тем самым вы способствуете увеличению голосовой активности крохи, побуждаете его взаимодействовать с вами. Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет «говорить» с вами, тем самым тренируя речевой аппарат.

Благоприятное действие оказывает массаж пальчиков и рук малыша. Раздражение рецепторов на кончиках пальцев стимулирует работу тех участков коры головного мозга, которые отвечают за речь. Поэтому чем лучше будет развита мелкая моторика ребенка, тем быстрее он заговорит.

Показывайте малышу все, что его окружает, и ясно и четко называйте это. Кроха усваивает названия предметов, это способствует накоплению пассивного словарного запаса. Во время игры и бодрствования ребенка комментируйте свои действия, обязательно разговаривайте с ним, привлекайте внимание к игрушке словами, например: «Посмотри, что это у меня. Ах, какая игрушка!». Пытайтесь встретиться с крохой взглядом, обменяться улыбками, смейтесь вместе с ним. Кроме развития речевых навыков, это способствует формированию у младенца сопереживания, привязанности к близкому взрослому.

Смейтесь на здоровье!

Важной особенностью данного периода" является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой - родители впервые слышат его смех. Ребенок становится более общительным, он сам отыскивает взглядом лицо взрослого, улыбается, лепечет и заставляет взрослых улыбаться ему в ответ. Малыш может с интересом рассматривать других людей, пытается гулить, по-своему «разговаривать» с ними.

Также негативным эмоциональным состоянием кроха дает вам понять, что ему что-то не нравится. Он может заплакать, когда вы прерываете игру.

Уже в этом возрасте достаточно сложная эмоциональная организация заставляет ребенка подыскивать поведенческие стереотипы, поэтому особенно важно создать для малыша спокойную психологическую обстановку. Психологический климат в семье должен быть положительным, иначе ребенок вырастет неврастеничным, капризным, плаксивым.

Играя с малышом, чаще хвалите, одобряйте его, разделяйте его радость по поводу пусть даже небольших достижений.

Глядя на взрослого и выделяя его действия, обращенные к себе, младенец начинает выделять и чувствовать самого себя. В этот период формируется чувство доверия к окружающему. Благодаря эмоциональной привязанности к близким людям у ребенка закладывается чувство уверенности в себе, формируется позитивное отношение к окружающему миру.

Важные достижения четвертого месяца:

Ребенок может переворачиваться со спины на живот или с живота на спину;

Уверенно поворачивает, поднимает и удерживает голову, лежа на животе;

Фокусирует взгляд на предметах;

Захватывает ручкой игрушку, рассматривает ее или тащит в рот;

Может произвольно держать игрушку, трясти и двигать ее;

Проявляет интерес к зеркалу, подолгу рассматривая свое отражение;

По звуку определяет местоположение предмета;

Произносит новые лепетные звуки и звукосочетания («е», «и», «а», «м», «б», «га», «агу», «бы», «ма»);

Звонко смеется, когда с ним общаются или когда его щекочут;

С удовольствием произносит новые звуки и подражает различным интонациям;

Усложняются эмоциональные реакции (удовольствие, недовольство, смех и т.д.).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!