Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Как подобрать мазь держания для лыж. Мази скольжения быстрого нанесения («ленивые» мази): как с ними правильно обращаться? Разная смазка для разных видов лыж

Отправляясь на горнолыжный курорт отдохнуть или готовясь к профессиональным соревнованиям, важно позаботиться об инвентаре. Ведь от качества его подготовки зависит успех катания. Правильно подобранная лыжная мазь для пластиковых лыж обеспечит высокую скорость езды и удержание на снегу, а также предотвратит быстрый износ.

Беговые, охотничьи и горные лыжи обычно не нуждаются в смазке, пока они новые. Эксперты рекомендуют использовать мази после первого сезона катания или по необходимости. Когда пластиковые лыжи начинают хуже скользить, на них наносят парафины. Они бывают разных консистенций — жидкие, твердые и мягкие. Самый длительный эффект дают именно твердые, которые наносятся при помощи специального инструмента — утюжка. Хорошие составы способны держаться на поверхности на дистанциях до 20 км.

Выбирать парафиновые смазки нужно исходя из температуры снега. Все они условно делятся на 3 вида:

  • для холодного катания по снегу температурой ниже -12 градусов;
  • для снега температурой от -12 до -2 градусов;
  • теплые смазки для снега температурой выше -2 градусов.

В составе средств — силикон, соли, окисленные металлы, а основной компонент, ответственный за хорошее скольжение в теплую погоду — фтор. Мази с высоким содержанием этого вещества рассчитаны на мягкую и влажную погоду, с низким — на морозную и сухую. Есть и универсальные парафиновые составы, рассчитанные на использование в широком диапазоне температур от 0 до -30 градусов.

Смазка для пластиковых лыж

Для классической езды лыжи обрабатывают также средствами, которые удерживают от проскальзывания, уменьшая отдачу. Новичкам рекомендуется подбирать такую мазь держания, минимальная температура для которой на 3-4 градуса выше текущей температуры. Пример: если за окном -5 градусов, подойдет состав -1+1 или -2-0.

На выбор смазок также влияет рельеф.

Если планируется передвижение по ровной местности, наносят несколько слоев скользящих мазей. Если же маршрут пролегает по холмистой местности, понадобятся лыжи, которые будут хорошо держать. В этом случае под грузовую площадку следует подложить мягкую держащую мазь.

Нанесение мазей — техника

Инвентарь нужно почистить и тщательно высушить. Иначе частицы грязи и капли воды забьются в микропоры скользящего слоя. Смазку проводят при комнатной температуре.

Инструкция, как правильно мазать парафином пластиковые лыжи:

  1. Если состав мягкий, распределите его по поверхности. Жесткий парафин сплавляйте «капельками» с утюжка на обрабатываемую поверхность, не допуская, чтобы смазка дымилась. Оптимальная толщина слоя — от 0,3 до 1 мм.
  2. Принцип нанесения средств зависит от стиля катания. Для классики парафинируют только носок и пятку, оставляя нетронутой среднюю часть, для конькового бега — равномерно обрабатывают всю поверхность.
  3. Подготовленные лыжи оставьте на холоде на 15-20 мин.
  4. Снимите весь парафиновый состав пластиковым скребком.
  5. Пройдитесь по каждой лыже 3-4 раза нейлоновой щеткой, совершая движения от носка к пятке.
  6. Разогретый парафин заполнит поры пластика, создав ровную скользкую поверхность. Лишний воск просто удалите щеткой.

Цикл парафинирования нужно повторить несколько раз, в идеале — до 10.

При вычищении щеткой удаляется не только лишний поверхностный слой, но и некоторая часть мази, заполнившей микротрещинки пластика. При многократном повторении парафинирования состав лучше «утрамбовывает» неровности и качественнее их заполняет.

При экстренной необходимости можно воспользоваться жидкой мазью скольжения и нанести ее без утюга. Это позволит значительно сэкономить время, хотя по эффективности холодное парафинирование не сравнится с горячим. Порядок действий:

  1. Нанесите небольшой слой мази.
  2. Дайте лыжам постоять 3-5 мин.
  3. Разотрите нанесенный состав пробкой.
  4. Дайте выстояться еще 10 мин.

Если слой смазки оказался чересчур большим, стоит убрать лишнее, используя щетку. Производители заверяют, что финальная зачистка при холодном парафинировании не имеет принципиального значения. Однако необходимо просушить инвентарь в течение как минимум 1 ч., желательно в естественных условиях под солнечными лучами.

Для конькового бега лыжи смазывают одними средствами скольжения, для классического — еще и мазью держания. Инструкция:

  1. Пройдитесь шкуркой по очищенной центральной части лыжи, немного приподняв ворс.
  2. Твердую мазь разровняйте утюжком, чтобы она проникла в поры. Охладите лыжу, затем разровняйте смазку специальной пробкой.
  3. Если снег жесткий или ледянистый, растопите утюжком грунт и охладите на улице. Потом положите полутвердую мазь на грунт и разотрите слой на улице.
  4. Жидкую мазь наносите капельками с промежутками в 2 см, разравнивая в помещении скребком.
  5. Если погода мокрая либо температура около нуля, можете удлинить зону держания на 5 см по верхней границе и на столько же по нижней.
Важно! Мазь держания нельзя смешивать с мазью скольжения. После наложения первого слоя необходимо дать лыжам немного постоять на холоде, только после этого можно наносить второй.

Распространенные ошибки, которые допускают новички

Если после смазки пластмассовые лыжи тормозят или проскальзывают, причина может крыться как в некачественной мази, так и в нарушении техники нанесения. Распространенные ошибки новичков:

  1. Горнолыжники, поддаваясь на рекламу, нередко наносят холодную смазку на склоне, в промежутках между катаниями. Инвентарь необходимо высушить и почистить, иначе поры пластика останутся забитыми грязью, поэтому парафинирование не принесет ожидаемого результата. После малейшего контакта с влагой смазка обледенеет. Поэтому требуется соответствующая обработка.
  2. Неправильный подбор состава, без учета текущей температуры и влажности. При переменчивой погоде лучше использовать универсальные смазки, рассчитанные на диапазон температур от 0 до -30 градусов.
  3. Наложение нового слоя мази на старый. Перед парафинированием необходимо зачищать поверхность, чтобы смазка свободно проникла в микротрещины и хорошо заполнила все неровности.
  4. Неправильное хранение. Чтобы инвентарь прослужил долго, нужно держать его в сухом, темном и прохладном месте. Перед тем, как убрать лыжи на долгое хранение, обязательно смажьте их — это поможет защитить от преждевременного износа.

Регулярная обработка лыж требуется только профессиональным спортсменам. Тем, кто катается в свое удовольствие, достаточно смазывать инвентарь, когда ощущается ухудшение скольжения. Обычно такая необходимость появляется раз в год. При выборе лыжных мазей следует учитывать температуру и влажность: чем более холодная и сухая погода, тем меньше должно быть содержание фтора.

Способ нанесения зависит от стиля катания: при классической езде на нос и пятку наносится смазка скольжения, на среднюю часть — смазка держания для уменьшения отдачи, а для конькового бега поверхность покрывается только парафином. Соблюдайте эти правила — и ваши лыжи будут служить долго, даря вам только позитивные эмоции от катания.

Парафин для лыж необходим для улучшения скользящего момента. На каких бы лыжах мы не катались – классических или для конькового хода – без дополнительного смазывания лыжи будут давать слишком хорошее сцепление со снегом. Но хорошее сцепление нужно только при движении колес по асфальту. Для того чтобы развивать скорость на снежном склоне, лучше иметь минимальное сцепление с поверхностью. В случае равнинного катания уменьшение трения способствует снижению усилий, прилагаемых человеком при движении.

Что такое парафины

Парафины – это углеводородные смеси, образуемые в качестве побочного продукта нефтяной переработки. Парафиновые составы имеют разную степень вязкости. Бывают:

  • мягкие (жидкие) парафины, которые плавятся при комнатной температуре;
  • твердые – плавятся при нагревании в пределах 70° C;
  • кристаллические – переходят в жидкое состояние при температуре выше 70° C.

Функционально парафины – это в большинстве случаев смазывающие водоотталкивающие вещества. Их добавляют в различные смеси для придания соответствующей консистенции и свойств. Например, на основе нефтяных углеводородов делается вазелин.

Парафины используются в технических смазках. Эти вещества нашли свое применение и в лыжном спорте как средства, улучшающие скольжение лыж и сноубордов.

Лыжные парафины

Лыжные парафины традиционно делятся на:

  • смазки для холодного катания при температуре снега ниже -12° C;
  • смазки для катания при температуре снега -12° C…-2° C;
  • теплые смазки для снега температурой выше -2° C.

Ключевым веществом, обеспечивающим лучшее скольжения при высоких температурах, является фтор. Чем меньше фтора, тем на более сильный мороз (и низкую влажность) рассчитан парафин. И наоборот, высокофтористые смазки рассчитаны на мягкую и влажную погоду.

Существуют универсальные смазки, состав которых обеспечивает хорошее скольжение на любом снеге. Например, спрей TOKO Irox Fluoro, хотя и является низкофтористым, рассчитан на использование в широком температурном режиме 0° C…-30° C. Помимо фтора в состав лыжных смазок входят: силикон, различные соли, окисленные металлы.

Использование парафинов на пластиковых лыжах

Казалось бы, пластик – хорошо скользящий материал и без смазок. В отличие, например, от традиционных деревянных лыж, которые за счет низкой плотности материала обеспечивали лучшее сцепление с поверхностью и, соответственно, хуже ехали.

Новые лыжи, действительно, отлично скользят. Но по мере катания на скользящей поверхности и кантах появляются микротрещинки. Частицы льда и снега портят пластик. И хотя человеческому глазу эти изменения не заметны, под микроскопом поверхность такой лыжи напоминает горный ландшафт. Скользящие свойства из-за такого ландшафта ухудшаются.

Для того чтобы все эти микроповреждения заполнить, восстановить идеально скользкую поверхность лыжи и используют углеводородные смазки.

Почему выбирают жидкие парафины

Сразу следует отметить, что парафины в жидкой форме по своей функциональности не имеют каких-либо преимуществ перед твердыми восками. Назначение всех парафиновых восков – пропитывание скользящей поверхности лыжи. Для обеспечения наиболее эффективного катания все воски, включая жидкие, требуют термической обработки после нанесения.

Жидкие парафины выпускаются в 2 видах:

  1. жидкая мазь;
  2. аэрозоль.

Парафин в форме крема-мази, в целом, с точки зрения пользователя не имеет каких-либо отличий от твердых видов.

Аэрозольная форма представляет дополнительное удобство в плане нанесения. Правда, часть средства разбрызгивается мимо, из-за чего расход парафинов-аэрозолей всегда больший.

Применение жидких парафинов

Для нанесения жидкого парафина лыжа должна быть чистой и сухой. Частицы грязи, воды, льда, которые забиваются в микропоры скользящего слоя, не позволят нанести парафин правильно.

С термообработкой

Парафинирование лыж с термообработкой, как правило, производится в периоды между катаниями в домашне-гаражных условиях. Это изначально предполагает, что лыжи очищены и высушены.

  1. Нагреваем утюг до 150° С.
  2. Распыляем жидкий парафин на скользящий слой лыжи. Имеем в виду, что разные виды лыж, предполагают различную модель нанесения смазки. У лыж для конькового хода смазывают всю скользящую поверхность. Классические лыжи парафинят, минуя центральную часть.
  3. Утюжим лыжу по направлению от носка к пятке.
  4. Даем лыже остыть и просохнуть при температуре не ниже 0° C не менее 10 мин.
  5. Проходим слой с нанесенной смазкой щеткой.

В результате этих манипуляций разогретый парафин проникает в поры пластика, заполняет их, микроскопический «ландшафт» скользящей поверхности выравнивается. Воск, оставшийся на поверхности – лишний. Его мы удаляем щеткой.

В идеале этот цикл нужно повторить до 10 раз. Дело в том, что вычищение щеткой, помимо удаления поверхностного слоя, извлекает и часть «полезного» парафин, который заполнил микротрещины. Когда мы повторяем парафинирование несколько раз подряд, мы лучше «утрамбовываем» парафином неровности лыжи, заполняем неровности и микротрещины более качественно.

Без термообработки

Часто мы не имеем возможности воспользоваться утюгом, ограничены во времени, а смазать лыжи надо, потому что скользят они плохо. Производители жидких парафинов предлагают теоретическую возможность использования их смазок без термообработки.

  1. Сушим лыжу.
  2. Чистим скользящий слой щеткой для устранения пыли и грязи из пор пластика.
  3. Протираем, даем немного просохнуть.
  4. Наносим НЕБОЛЬШОЙ слой смазки.
  5. Даем выстояться 3-5 мин.
  6. Растираем пробкой, подушечкой или тем, чем мы привыкли пользоваться.
  7. Даем выстояться 10 мин.

Если вы все же положили слишком много смазки, то следует воспользоваться щеткой и убрать лишний слой. Однако производители смазок предупреждают, что при холодном способе нанесения парафина зачистка щеткой на финальной стадии не имеет существенного значения.

А если и будет, то продержится он не более 5 минут. Для правильного холодного смазывания нужно около 1 часа времени. Желательно наличие солнца или какого-нибудь помещения для просушки.

Следует отдавать себе отчет в том, что, даже если соблюсти все вышеперечисленные условия, холодное парафинирование – это всегда экстренная мера, которая по своей эффективности никогда не сравнится с классическим вариантом термообработки.

Стоимость жидких парафинов

Парафины в форме мазей стоят около $5 за 25 г. Спреи, особенно высокофтористые, по стоимости могут доходить до $40 за баллон объемом 50 мл.

Виды лыж не оказывают влияние на выбор того или иного парафина. Однако следует помнить, что в отличие от конькового хода, скользящая поверхность классических лыж требует смазывания дополнительной держащей мазью. Так как традиционное катание предполагает необходимость отталкивания и, соответственно, требует лучшего сцепления лыжи со снегом в месте приложения силы, то держащая мазь наносится по центру лыжи.

Давно я не катался на лыжах, лет 15 точно будет, а может и больше с того момента, когда я последний раз на старых деревянных лыжах пытался кататься с небольшой горки во дворе. Еще помню катался в парке на уроках физкультуры, а после дома усердно натирал свечой поверхность лыжи для лучшего скольжения.

Много воды утекло с того времени, но произошло чудо о котором я пожалуй напишу отдельную статью, и я встал снова на лыжи. История у меня думаю классическая, приобрел комплект лыжного снаряжения для классики и в конце спросил у продавца про мазь, так как читал как всегда перед покупкой и везде упоминались мази, продавец сказал можно и без нее…

Наступил новый день и мне не терпелось попробовать новые лыжи в деле, собрался и отправился на лыжню с предвкушением удовольствия от катания и отдыха на природе. На деле оказалось, что я промучался 40 минут, разочаровался и пошел домой, мысленно подбадривая себе, что мазь исправит ситуацию, о чем и будет эта статья.

Перед покупкой как всегда я это делаю, я прочитал в интернете все что только можно было прочитать о том, как выбрать лыжи правильно, а вот мазям обычно уделяется мало внимания в статьях по выбору лыж и это очень печально.

Очень много людей сейчас встают на лыжи, парки и загородные лыжные трассы все насыщенны лыжниками, а парковки забиты машинами, одни приезжают, другие уезжают, третьи переодеваются, а другие стоят с термосами и пью горячий чай с печеньками. Соотвественно каждый сезон тысячи людей сталкиваются с вопросом выбора лыж, экипировки, а про мазь держания вообще не слышали .

С одной стороны это верно, ведь пластиковые современные лыжи очень хорошо скользят и действительно не нуждаются для любительских прогулок в смазке. Но есть одно большое “но”, ведь мы говорим о скольжении пластика, а существует мазь держания т.е. можно сказать торможения, что это, зачем это, вот об этом и пойдет речь.

Забавная реальность действительности, большинство из нас не знают как устроены те или иные механизмы, как работают процессы и в том числе большая часть населения не знает как происходит движение на классических лыжах. При беге коньком можно догадаться как из самого названия, так и просто наблюдая на технику и понять принцип отталкивания, если вы катались ранее на роликах или коньках, а вот лыжники, которые неспешно скользят по лыжне держа в руках палки, со стороны выглядят как будто просто переставляют ноги и скользят, отсюда возникает вопрос, зачем тогда мазь держания, которая будет тормозить лыжи и они перестанут ехать.

Зачем нужна мазь держания на лыжах

Действительно, зачем мазать лыжи мазью, которая не позволяет скользить поверхности, если наши родители и мы все детство мазали всю поверхность парафином для лучшего скольжения?

Ответ на этот вопрос кроется в технике движения на лыжах классическим ходом. Современные пластиковые лыжи имеют изогнутую форму и если положить их на ровную поверхность мы увидим, что лажа касается поверхности, только ближними к краям местами, а середина высоко поднята. Середина или область, на которую давит вес лыжника во время езды называется колодкой. При правильно выбранных лыжах, область колодки соприкасается с лыжней, только в момент толчка ногой. Чтобы продолжить мысль дальше, сделаю краткую сноску, как собственно мы едем на лыжах.

Как происходит движение при классическом ходе на лыжах

Очень наглядно понять технику движения и ее физику, если представить быстро разгоняющегося лыжника без палок . Катаясь по паркам, я наблюдаю очень много людей, которые просто переставляют ноги и отталкиваются палками, вероятнее всего они не понимают технику движения на лыжах. Необходим понять простое правило, что движение происходит за счет попеременного отталкивания и последующего снятия веса с лыжи и скольжения по инерции.

Выгибающееся область колодки создана для того, чтобы нанесенная на нее мазь держания не тормозила движение во время снятия толчкового усилия с лыжи. В момент толчка ногой, большая часть спортсмена переходит на одну лыжу, прогибает колодку и лыжа всей поверхностью касается лыжни, мазь удерживает лыжу от отдачи назад во время толчка.

Таким образом мы видим, что мазь держания позволяет вам делать толчок вперед без проскальзывания лыжи назад.

Выбор мази держания для пластиковых лыж

Я надеюсь, что теперь вы стали лучше понимать как происходит движение классическим ходом. В тот день, когда после покупки я скорее поспешил в парк на лыжню, я как раз не знал техники движения и ее физики и 40 минут мучений заключались в том, что я ехал отталкиваясь только палками, при попытке отталкиваться лыжей я получал отдачу, проскальзывание и не двигался с места, а минимальные подъемы превращались в непреодолимые препятствия, выглядел я думаю забавно со стороны…

В магазинах представлено очень много разных мазей держания как и по консистенции (жидкие и густые мази), а также по температурам использования, последнее меня совсем разочаровало, так как я катаюсь как любитель, погода постоянно меняется постоянно в плане температуры, поэтому перспектива иметь несколько разных мазей с необходимостью наносить каждый раз при смене температуры, удручала.

И вот я увидел универсальную мазь держания , не густую мазь, а в удобной флакончике с губкой на конце с заявленной температурой использования от +0 до минус 20 градусов цельсия. Решил рискнуть, сумма небольшая и купил, все же на мой взгляд лучше, чем покупать несколько разных мазей, но вот как она себя покажет на лыжне?

Область колодки я зашкурил очень мелкой наждачкой и начал наносить мазь держания, делается это только в теплом помещении, так как при низкой температуре жидкая мазь становится очень густой и нанести ее из тюбика будет нереально. Поэтому лучше всего поставить на батарею, нагреть, а затем неспеша нанести на область колодки, желательно в несколько слоев.

Намазал я лыжи мазью держания и отправился в сосновый лес, я не знал будет ли там лыжня, но зная насколько он красивый и большой очень на это надеялся.

Мои надежды были не напрасны, меня ждал сказочно красивый зимний лес и многокилометровые лыжни, где можно легко заблудиться и самое главное не было людей. Именно поэтому я приобрел лыжи для катания классикой, а не сноуборд как я хотел очень давно, я пожалуй напишу отдельную статью о том, что выбрать лучше сноуборд или лыжи, вопрос это задают многие перед каждым сезоном и мне кажется я нашел на него ответ, но об этом в другой статье.

Лыжи поехали или мой отзыв о мази держания

Лыжи поехали! Я смог наконец-то полноценно отталкиваться ногами, первым делом, чтобы отточить технику, я просто взял палки в одну руку и ехал без них, ехать получалось практически с такой-же скоростью как и с палками, т.е. все движение достигалось за счет отталкивания от скользкой лыжни.

Насколько хороша универсальная мазь держания по сравнению с мазями на фиксированные температуры? Нужно понимать, что все универсальное всегда уступает по возможностям узконаправленным, специальным мазям, это же правило работает по сути везде. Но, если вы любитель и катаетесь на лыжах неспеша в удовольствие, то ваш выбор лучше остановить на универсальных мазях, густые или жидкие уже выбирать вам, я решил не заморачиваться и мне очень удобно перед выходом, дома из флакончика не пачкая руки наносить мазь.

В любом случае, если ваши лыжи без насечек, вам необходима будет мазь держания. Если вы катаетесь только в определенную погоду, можно взять мазь на фиксированную температуру -2…-5, такая температура считается лучшей для катания на лыжах классикой.

Уже прошло пару месяцев, я многократно наносил мазь поверх старой, удаляя лишь прилипшие листья и ветки. Смывать старую мазь перед нанесением новой на мой взгляд нецелесообразно , если вы не помешанный фанат лыжни. Просто делаете шероховатой поверхность области колодки наждачкой, наносите мазь, а при очередной новой выходе из дома, осматриваете лыжи и если вам кажется, что мази осталось мало, просто наносите новый слой, лично у меня он никуда не девается и я не вижу никакого смысла изматывать себя смыванием растворителем старого слоя.

Надеюсь вам была полезна моя статья и теперь ваш отдых на лыжах будет доставлять лишь одно удовольствие. Старайтесь выезжать за город в лесные массивы, там обязательно будет лыжня и прогулки по тихому зимнему лесу не идут нив какое сравнение, чем катание в городских парках. Как всегда я рад вашим комментариям и отзывам, вы можете задать вопросы или дополнить статью своей информацией, желаю удачи.

Не только деревянным, но и пластиковым лыжам нужна хорошая смазка – она делает ход более плавным и не дает лыжам проскальзывать.

Для смазки лыж используются материалы на парафиновой основе, специальный утюг, скребок из оргстекла и жесткая нейлоновая щетка.

Все смазки отличаются друг от друга наличием в составе фтора и диапазоном температур. Наиболее эффективными, а соответственно, дорогими, являются высокофтористые парафины.

В зависимости от температуры использования они имеют разные цвета: от желтого (самый мягкий, легкосплавный материал для плюсовой температуры) до синего или зеленого (наиболее твердые смазки для температур до -25 °С).

Чем ниже возможная температура применения, тем более темный цвет имеет парафин.

Перед каждым новым смазыванием скользящая поверхность лыж очищается от остатков старой смазки с помощью скребка из оргстекла и жесткой нейлоновой щетки.

Процесс смазки необходимо начинать с нанесения грунтового (желтого) слоя парафина. Осуществляется он следующим образом:



Лыжи закрепляются горизонтально скользящей поверхностью вверх, утюг нагревается до самой низкой температуры, парафин соединяется с утюгом так, чтобы его капли стекали на поверхности лыж.



Расплавленный парафин как можно аккуратней и ровней распределяется на скользящих поверхностях с помощью утюга. При этом необходимо избегать его перегрева или остановки на одном месте, чтобы не пережечь поверхности.



После застывания парафина (через 10-15 минут) его излишки снимаются с помощью скребка из оргстекла. Затем скользящие поверхности тщательно натираются жесткой нейлоновой щеткой.

Чем больше слоев грунтового парафина накладывается на скользящие поверхности лыж, тем устойчивее будет смазка.

Многократное нанесение грунтового парафина широко используется при подготовке гоночных лыж, в то время как лыжникам-любителям вполне достаточно одного слоя.

Грунтовый парафин глубоко проникает в поры скользящих поверхностей, поэтому может использоваться в качестве консервационной смазки при перевозке и хранении лыж (предотвращает «высыхание» или окисление пластика в процессе хранения).

В последнюю очередь таким же образом, как и грунтовый парафин, наносится смазка, соответствующая погоде. При этом каждый следующий слой смазки должен быть мягче и эластичнее предыдущего.



Лыжные смазки подразделяются на смазки скольжения и смазки держания. Традиционно смазками первого типа обрабатывают носовую и пяточную часть лыжи, а второго – центральную часть (колодку), чтобы избежать отдачи. Длина колодки – около 50 см от пятки ботинка, поставленного в крепление, вперед к носку лыжи.

Для начинающих возможно удлинение колодки еще на 10-15 см к носку

В качестве смазок скольжения чаще всего используются парафины, а в профессиональном спорте – еще и ускорители (порошки). Фторированные гели, пасты, спреи или эмульсии хорошо подходят для влажного климата. Смазки наносятся на скользящие поверхности лыж с помощью ватного тампона или методом распыления. После высыхания (или прогревания феном) поверхности полируются.

Лыжные мази держания могут быть твердыми (в банках) и жидкими (в тубах). Смазки данного типа обеспечивают дополнительное давление под колодкой и "прилипание" лыжи к снегу – это дает возможность оттолкнуться и начать скольжение.

Подобрать оптимальную держащую смазку в профессиональном спорте непросто, так как она должна обеспечить наилучшее сочетание держания и скольжения. Обычно слои разных мазей чередуются или накладываются в шахматном порядке.

При выборе смазки необходимо соблюдать правило: использовать ту, нижняя граница температурного диапазона которой на 3-4 градуса выше текущей температуры.

Поскольку держание, как и состояние снега, зависит не только от температуры, но и от влажности воздуха, ветра, новизны снега и даже территориального месторасположения, всегда необходимо иметь при себе пробку (пластиковую растирку), а также более теплую и более холодную мази, чем предварительно нанесенная.

При плюсовой температуре может понадобиться клистер – жидкая мазь. При минусовой лучше работают твердые мази.

Лыжные смазки RAY «Луч»

Лыжный спорт (гонки), или как называют в Европе - равнинные лыжи, подразумевает передвижение по снегу двумя способами: классическим и свободным (коньковым). В соответствии с этим производители инвентаря выпускают две основные разновидности лыж, классические (classic) и коньковые (skate), что привело к существованию двух основных типов смазок для лыж. Первый тип - смазки скольжения, второй - смазки держания.


Основные характеристики смазок скольжения
Ray «Луч»

Смазки (мази) скольжения используются для улучшения скольжения лыжи по снегу в зависимости от погодных условий (в основном от температуры окружающей среды). На коньковые лыжи они наносятся по всей поверхности, контактирующей со снегом. На классические лыжи смазки скольжения наносятся только по концам, исключая серединную часть лыжи длиной 50 - 80 сантиметров, куда наносятся смазки держания. Смазки скольжения наносятся на лыжу с помощью натирания. Твердые смазки оплавляют смазочным утюгом, давая мази стечь на скользящую поверхность. Нанесенная на лыжу смазка еще раз оплавляется смазочным утюгом до полного разравнивания. Отличие специального смазочного утюга - толстая подошва и точный терморегулятор, позволяющий поддерживать заданную температуру без больших скачков. После остывания смазки до температуры окружающей среды она счищается пластиковым скребком и полируется щетками с разнообразными набивками (нейлон, натуральный волос, тонкая металлическая проволока). После катания по снегу остатки смазки удаляются специальными растворителями.

Смазки (мази) скольжения «Ray» делятся на несколько серий. Какую серию применять зависит от влажности воздуха и наличия свободной воды в снеге.


Серия - СН carbon

Смазки этой серии не содержат фтордобавок. Они дешевле по цене и обладают хорошими рабочими характеристиками в своих диапазонах, особенно при низкой влажности воздуха. Предназначаются для детского и ветеранского спорта, туризма и обеспечения тренировочного процесса спортсменов высших разрядов.

СН-1 +10−0*С желтая смазка скольжения для мокрой, водяной лыжни, сильной оттепели.

СН-2 +3−3*С красная применяется для влажного снега любой структуры, в начале или конце оттепели при слабом морозе.

СН-22 0−5*С оранжевая смазка скольжения для слабого мороза, средней влажности, мелкозернистого и нового снега. При высокой влажности комбинируется с 0 +10*С.

СН-3 −2−7*С фиолетовая отлично работает в своем температурном диапазоне на снегу любой структуры.

СН-4 − 6−12*С голубая одна из самых универсальных мазей, хорошо работает в своем диапазоне при низкой и средней влажности воздуха на снегу любой структуры. Обладает отличной износоустойчивостью. Служит прекрасным «консервантом» при подготовке лыж для поездок, ввиду низкой температуры плавления, ширины температурного диапазона и своей универсальности.

СН-5 −10−30*С зеленая высокотемпературный синтетический парафин (температура плавления 140*С), применяется при −10*С и ниже в условиях сухого порошкообразного или мелкозернистого перемерзшего снега. Снимается циклей после оплавки через 2-3 минуты слегка теплым. Зачищается грубой щеткой, полируется нетканым материалом (фиберленом). При высокой влажности воздуха (более 80%), на новом и падающем снегу комбинируется с порошком SHF-77,78. Для этого на теплый, оплавленный парафин наносится тонкий слой порошка (примерно третья часть от того количества, когда SHF идет окончательным слоем) и оплавляется вместе повторно. Дальнейшая обработка - традиционно. Этот вариант смазки можно использовать в диапазоне −2−18*С при высокой влажности воздуха.


Серия - G graphite

Вследствие своих антистатических свойств, смазки с добавлением графита часто проявляют себя с лучшей стороны либо в грязных условиях, либо при низкой влажности. Могут снижать накопление грязи на скользящей поверхности лыжи и при влажном снеге.

GS(soft) +10−5*C мягкий антистатик - графит, базовая основа в диапазоне + 10−5*С.

GH(hard) −5−30*С морозный антистатик - графит, может работать самостоятельно при −5*С и ниже в условиях низкой влажности воздуха (менее 70%). Тугоплавкий (температура плавления 100*С), снимается и обрабатывается аналогично смазке СН-5.

LFGS(soft) +10−5*Cмягкая графитовая смазка с низким содержанием «фторорганики». Смешивается с составами «теплых» температурных рядов, предназначена для условий средней влажности: грязного снега при плюсовых температурах, нового и немного лежалого при температурах около нуля и небольшом минусе.

LFGH(hard) −5−30*C морозный тугоплавкий «графит» с небольшим содержанием «фторорганики». Возможная основа под все диапазоны мазей серии LF и HF. Работает самостоятельно при t ниже −7*С, новом снегу и влажности воздуха менее 70%. Обрабатывается так же как GH.

HFGS(soft) +10−5*C мягкий антистатик-графит с высоким содержанием «фтора», применяется как основа под высокофтористые парафины, порошки, ускорители, эмульсии.


Серия - LF low fluor

Смазки LF применяются в условиях повышенной влажности воздуха (более 65%) и снега. Введение в состав фторкомпонентов значительно улучшает скоростные характеристики и рабочую стабильность смазки. Вводимые фторкомпоненты имеют коэффициент поверхностного натяжения в 2-3 раза меньше, чем углеводородная основа.

LF-1 +10+1*C желтая фторсиликоновая смазка - наилучшие условия применения: сырой,мокрый снег при +3*С и выше. При пользовании на дистанции более 15 км нужно провести насыщение порошками SHF, либо нанести их верхним слоем.

LF-2 +3−3*С красная применяется для влажного снега любой структуры, в начале или в конце оттепели при слабом морозе. Служит хорошей основой для порошков SHF

LF-22 +5−2*C серебристая .применяется для старого, перемерзшего, фирнообразного, грязного снега по обе стороны от нуля. Твердая, устойчивая к истиранию смазка, особенно в сочетании с порошком SHF-77.

LF-3 −2−7*С фиолетовая отлично работает в своем температурном диапазоне на снегу любой структуры. При высокой влажности (более 80%) воздуха можно применять на новом и мелкозернистом снегу до − 12*С. Базовой основой служит графит GH, LFGH.

LF-4 −6−12*С голубая cмазка с большим содержанием синтетических компонентов, Универсальная, устойчива к истиранию, особенно «любит» новый, падающий снег средней влажности в диапазоне −6−10*С. Может служить базой для всех более «теплых» смазок серии HF.

LF-5 −10−30*С зеленая тугоплавкий,синтетический,слабо фторированный парафин для нового мелкозернистого и перемерзшего снега средней и повышенной влажности воздуха(60-85%). Наносится и обрабатывается аналогично СН-5.

LF-6 BASE мягкий сервисный грунт с малым содержанием фтора, t плавления 60*С, применяется для очистки (промывки), грунтовки новых лыж и лыж после циклевки. Отлично проникает в поры пластика, имеет великолепные скользящие характеристики, может работать самостоятельно в диапазоне −1−10*С и относительной влажности воздуха 65-85%. Предназначается для обработки как беговых так и горных лыж.


Серия -
HF high fluor

Мази скольжения с высоким содержанием легкоплавкой фторорганической добавки. Уникальны своим превосходным скольжением, работают в широком диапазоне температур и стойки к истиранию и грязи.Мази HF отлично работают «в одиночку», а еще лучше в комбинации с SHF-77,78,100,200. Условия высокой влажности и мокрый снег идеальны для мазей скольжения HF.

HF-1 +10+1*С желтая применяется при сыром, мокром, насыщенном водой снеге, дожде. На коротких дистанциях (до 20км) может работать без применения порошков SHF.

HF-2 +3−3*С красная универсальная смазка скольжения на снегу любой структуры по обе стороны от 0*С. Особенно «любит» падающий и немного лежалый снег при влажности более 85%. Служит хорошей основой для порошков серии SHF.

HF-22 +5−2*C серебристая применяется для крупнозернистого грязного весеннего снега, фирна, льда. Относительно HF-2 более твердая, устойчивая к истиранию смазка скольжения, обладающая высокими скоростными характеристиками в сочетании с SHF-77.

HF-3 −2−7*С фиолетовая отлично работает в своем температурном диапазоне на снегу любой структуры при высокой влажности (более 85%) воздуха. Базовой основой лучше использовать антистатик - графит LFGH. Применение завершающим слоем SHF-77 позволяет проехать более 50 км.(на подготовленной паре лыж) без ухудшения скоростных характеристик.

HF-4 −6−12*С голубая большой процент твердых синтетических добавок придает смазке «стойкость» к агрессивному и уже достаточно холодному снегу любой структуры в условиях повышенной влажности (более 85%) воздуха. При новом, падающем снеге возможно применение завершающим слоем SHF-78, на мелкозернистом - SHF-77.

HF-5 −5−25*C зеленая полностью синтетическая тугоплавкая смазка для холодного снега и влажного воздуха. На старом, а так же перемерзшем снегу во время потепления возможно применение до −2*С.


Серия -
SHF 100% fluorocarbon

Порошкообразные (эмульсионные), фторуглеродистые, химически инертные смазки скольжения с очень низким коэффициентом трения. Обладают высокой стойкостью против грязи и замасливания, и стабильностью в работе на длинных дистанциях. Предназначены для спорта высших достижений.

SHF-77 +10−10*С порошкообразная универсальная, для любой структуры снега в условиях повышенной влажности. Температура плавления 100*С.

SHF-78 +5−5*С порошкообразная может использоваться на снегу любой структуры (кроме абразивной жесткой лыжни). Особенно «хороша» на новом снегу. Температура плавления 70*С, что говорит само за себя - нет проблем с перегревом лыж. Прекрасно сочетается с мягкими парафинами.

SHF-100 +10+1*C эмульсионная фторированная смазка. Эффективна при наличии в снеге свободной воды (слякоть, все «плывет»).

SHF-200 −2−15*C эмульсионная фторированная смазка. В своем температурном диапазоне дает прибавку в скольжении при любом типе снега даже при средней влажности воздуха. На лежалом, мелкокристаллическом снеге холоднее −8*С может быть гораздо эффективнее порошка SHF-77.

Технология работы с SHF-100, 200: нанести тонким слоем на поверхность лыж, дать высохнуть, растереть «пробковой» пробкой, потом тчательно отполировать мягким фиберленовым полотном.

Технология работы с порошками SHF аналогична работе с порошками этой серии зарубежных фирм. Смазки SHF обладают высокой степенью очистки, нетоксичны при нагревании до 300*С. Запрещается работа с открытым пламенем, курение в помещении, где ведется работа с фторуглеродными смазками.


Способы нанесения смазок серии SHF

Предварительная подготовка: перед нанесением порошковых смазок SHF лыжи должны быть промыты, должна быть нанесена структура, обработаны смазкой скольжения соответствующей погодным условиям, тщательно вычищены щетками и шлифовальной тканью.

Горячий способ (оплавка): нанести тонкий,ровный слой порошка, тщательно распределив по всей скользящей поверхности лыжи. Утюг должен иметь температуру 120-130*С, только при этом можно за один проход оплавить порошок. Движение утюга должно быть равномерно-спокойным (образование мерцающих искорок и кристаллов служит признаком плавления и связи SHF с поверхностью лыжи). После охлаждения лыж следует обработка щетками: сначала из натурального конского волоса, затем мягкой нейлоновой. «Порошковые» щетки использовать только по назначению. Такой способ оплавки порошка необходим при подготовке лыж на дистанцию 30 км. и длиннее. Не допускайте остановки утюга на лыже при оплавке порошка! Не перегревайте лыжу при оплавке - это может привести к изменению структуры самого пластика!

Сухое нанесение (втирание): используется на коротких дистанциях (10-15 км) при мягкой структуре снега на лыжне. Наносится тонкий слой порошка (можно островками, пятнами) и тщательно втирается чистой пробкой или специальным полировочным фетровым блоком до образования равномерной пленки. После этого следует обработка щеткой из конского волоса, мягкой «порошковой» щеткой, фиберленом. Если дистанция достаточно длинная (20-30 км.), а снег «истирающий», и вы сомневаетесь, что «фторорганики» хватит до конца гонки, используйте промежуточный между оплавкой и сухим втиранием порошка способ. Нанесите на лыжу порошка SHF чуть больше, чем при сухом способе, немного разотрите порошок пробковой растиркой и пройдитесь несколько раз утюгом, нагретым до 100*С, чтобы лыжа стала теплой. Затем уже тщательно, с усилием разотрите смазку по лыже. Дайте лыже остыть и обработайте ее как при горячем способе.

Способ насыщения парафинов: на оплавленный парафин наносится тонкий слой порошка (в 2-3 раза меньше, чем при горячем способе) и тщательно, до появления мерцающих «звездочек», прогревается утюгом. После охлаждения лыжи обрабатываются традиционным способом. С тугоплавкими парафинами сочетается SHF-77, с мягкими SHF-78. Этот способ можно применять в диапазоне +10−15*С, что позволяет сэкономить порошок.


Подготовка лыж и выбор смазки скольжения

Новые лыжи : если на скользящую поверхность нанесен «штайнлифт» - микроструктура на определенный температурный диапазон и структуру снега, то нанесите сервис-грунт, оплавте, охладите. После этого проведите циклевку поверхности острым металлическим циклом (с легким нажимом). Циклевкой удаляйте только ворсинки, оставив рисунок микроструктуры. Нанесите второй слой (обильно) - прогрейте, охладите, снова прогрейте и после охлаждения проциклите пластиковой циклей. Зачистите (в одном направлении от носка к пятке) металлической (бронзовой, латунной) щеткой, потом отполируйте нейлоновой щеткой. После этого, в зависимости от погоды, можно нанести один из «графитов», и последним слоем основной скользящий парафин. Если скользящая поверхность новых лыж без «штайнлифта», то проциклите острой металлической циклей поверхность лыжи до полного снятия ворса, «запитайте» сервис-грунтом 2-3 раза и зачистите пластиковым скребком. После этого вручную нанесите тот или иной тип «накатки» - структуры в зависимости от погодных условий. Далее - смазка по погоде.

Если лыжи не новые - «промойте» их сервис-грунтом (можно СН-22), чтобы удалить грязную и старую смазку; если скользящая поверхность «закатана» (лыжи долго использовались без обновления скользящего пластика, часто применялись «фтористые порошки») слегка проциклите их острой металлической циклей, далее - нанесение структуры вручную. Далее - смазка по погоде.

структура снега, влажность снега и воздуха, температура снега и воздуха, наличие ветра и его скорость, альбедо поверхности снега.

Основные характеристики смазок держания (сцепления) Ray «Луч»

Смазки (мази) держания применяются на классических лыжах для предотвращения проскальзывания лыжи при отталкивании вперед. Зона нанесения смазки держания (колодка) начинается от пятки ботинка и продолжается на 50 - 80 сантиметров вперед к носку лыжи. Смазки держания так же зависят от погодных условий (в основном от температуры окружающей среды).

В настоящее время для катания по снегу по всей территории России широко используются лыжи, имеющие деревянную скользящую поверхность. Такие лыжи считаются классическими, для передвижения на них применяются только смазки держания, которые наносятся как под колодку, так и по всей скользящей поверхности.

Смазки держания имеют липкую консистенцию, натираются на лыжи несколькими слоями, каждый слой разравнивается специальной синтетической пробкой. Количество нанесенных слоев зависит от погодных условий. Снимается оставшаяся после катания смазка пластиковым или металлическим скребком и смывается специальным растворителем. Мази держания Ray делятся на две серии.


Серия твердых синтетических мазей W

Мази линии W - традиционные держащие мази для любого типа снега, предназначенные и для спортсменов, и для любителей. Сегодня в этой линии 9 наименований, от самой мягкой W-1 до наиболее твердой W-9. Небольшой шаг температурных диапазонов, особенно в районе 0*С позволяет более тщательно подобрать мазь в сложных погодных условиях. Несмотря на то, что эти мази не содержат фтористых добавок, они имеют достаточно широкий диапазон применения, просты в использовании, легко комбинируются между собой, с мазями других линий и производителей.

W-1 +4+1*С желтая мягкая мазь, предназначена для оттепельной и мокрой, глянцующейся лыжни. Не терпит сухого снега.

W-2 +2−0*С красная специальная мазь для оттепельной погоды. Лучше всего применима для лежалого мелкокристаллического снега при температуре чуть выше нуля.

W-3 0*С фиолетовая немного тверже красной мази. Используется около 0*С на новом и мелкозернистом снеге, когда тот из холодного становится влажным.

W-4 0−2*С светло-фиолетовая пригодна для применения при любом снеге и слабом морозе. При старом, зернистом снеге возможно использование до −6*С и в качестве основы под W-5.

W-5 −1−4*С голубая универсальная, охватывающая широкий диапазон температур ниже 0*С, при использовании около 0*С требует нового снега и низкой влажности воздуха. На мелкозернистом снеге работает самостоятельно до −12*С. Износоустойчива. W-6 −3−9*С светло-голубая мазь для морозной погоды и всех типов снега.

W-7 −6−13*С зеленая немного более твердая, чем W-6 мазь для нового и лежалого снега.

W-8 −10−18*С светло-зеленая мазь для умеренного мороза. Пригодна для покрытия более мягких мазей (обязательно тонким слоем), особенно на сухом новом снегу для улучшения скольжения.

W-9 −15−30*С бесцветная мазь для критической морозной погоды. Используется, в основном для покрытия более мягких мазей, чтобы улучшить скольжение лыж. Самостоятельно применяется тонкими слоями на новом порошкообразном снегу при температуре воздуха −20*С и холоднее.


Грунтовая мазь

Грунтовая мазь разработана специально, чтобы препятствовать истиранию твердых держащих мазей на грубом, абразивном снегу.

G −1−25*C оранжевый практичный и пластичный грунт для всех мазей при температурах ниже −1*С. Рекомендуется использовать для старого (гранулированного) снега, когда мазь быстро стирается. Наносится под утюг и растирается пробкой. Охлаждается. Далее наносится мазь соответствующего температурного диапазона.


Серия твердых смоляных мазей
WG (terva)

Мази линии WG (terva - смола) - гармонично дополняют линию мазей W. Мази этой группы отличаются по составу от традиционных мазей, что обеспечивает им повышенные сцепные свойства со снегом в аналогичных температурных диапазонах, содержат новые упрощенные формулы. Сегодня в этой линии 6 наименований, начиная от самой мягкой WG -1 до наиболее твердой WG-6. Добавка натуральной древесной смолы делает их особенно «катучими» без ухудшения держащих свойств на новом и чуть лежалом снегу при низкой и средней влажности воздуха.

WG-1 +3−0*С желтая для нового сырого, падающего и лежалого снега, но при этом не глянцующейся лыжни. Чем теплее погода, тем более толстым слоем следует наносить мазь.

WG-2 +1−1*C красная для нового и мелкозернистого снега. Диапазон применения может быть гораздо шире, от +2*С на новом и сухом, до −2*С на лежалом, но еще не сильно перекристализованном влажном снегу.

WG-3 0−3*C фиолетовая универсальная держащая мазь для слабо морозной погоды. На лежалом снеге диапазон применения увеличивается до −6*С.

WG-4 −2−8*C голубая используется для умеренно холодного снега любой структуры. На новом снегу дает уверенное держание уже при −2*С. На старом снегу со скругленными кристаллами и малой силой проникновения комбинируется с фиолетовой и красной мазью.

WG-5 −5−12*C зеленая универсальная мазь для холодного снега. Диапазон применения на новом и сухом снеге начинается при −4*С, а заканчивается при старом и трансформированном на −18*С. Используется в качестве грунта под все более «теплые» мази этой серии.

WG- 6 −10−25*C светло-зеленая самая холодная, твердая мазь линии. Для снега любой структуры в холодных, экстремальных условиях.


Подготовка лыж и выбор смазок сцепления

Перед началом смазки определите на лыже участок поверхности, на которую будет наноситься держащая мазь. Обычно он располагается от пятки ботинка в направлении носка лыжи на 50-90 см. вперед за крепление. Это расстояние можно четко определить уже при покупке лыж , так как держащая поверхность это та поверхность, под которой бумажка свободно двигается при равномерном распределении веса тела лыжника на обе лыжи. Зашершавте держащую поверхность наждачной бумагой 150-240 мк. Это улучшит сцепление мази и сделает ее работу особенно продолжительной. Первый слой можно положить под утюг, тем самым увеличивается контакт мази с поверхностью лыжи и делает работу смазки более продолжительной. Температура нагрева утюга около 100*С. На истирающий снег первым слоем используйте грунт G. Выбирайте держащую мазь в соответствии с погодой. Наносите несколько тонких слоев на охлажденные лыжи, тщательно растирая пробкой каждый слой.

Основные факторы, влияющие на подбор смазки: структура снега, температура снега и воздуха, влажность снега и воздуха, наличие ветра и его скорость, альбедо поверхности снега.

Использование смазок SHF вместе со смазками сцепления:

Порошки серии SHF можно использовать при работе со смазками сцепления на «классических» дистанциях. Особенно успешно они сочетаются с полутвердыми, мягкими мазями. Лыжные мази сцепления, прикрытые порошками SHF, меньше подмерзают и обладают более высокими скоростными качествами.

Обычно порошок SHF наносится верхним слоем на растертую смазку (не наносите толстый слой), разравнивается пальцами, раскатывается легким нажатием пробки. При использовании в комбинации с полутвердыми смазками порошок можно аккуратно приплавить одной проводкой утюга (пробкой после этого не растирать). Мази сцепления можно прикрывать так же на короткие дистанции эмульсиями SHF-100,200.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!