Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Какая польза от езды на велосипеде

Велоспорт в классическом понимании это спортивные дисциплины со своим сводом правил, по которым проводятся соревнования собирающие, как правило, профессиональных спортсменов. В более широком понимании это - просто активная езда на велосипеде.

Сегодня мы рассмотрим оба представления и поговорим о влиянии велоспорта на здоровье. Это поможет вам выбрать оптимальный для вас или вашего ребёнка стиль катания, и избежать потенциальных проблем со здоровьем из-за неправильного выбора.

Массовый велоспорт и здоровье

Итак, начнём с обычного катания на велосипеде, как более массового явления.

Чем же полезен велосипед, кроме возможности быстро и дёшево перемещаться на достаточно большие расстояния?

Пожалуй, самое главное его достоинство - отличная тренировка сердца и сосудов. Сердечно-сосудистые заболевания ответственны за каждую третью смерть в мире - в три раза больше чем все автомобильные катастрофы, войны и несчастные случаи вместе взятые. Всего полчаса активной езды в день, и уже через пару месяцев вероятность заболеваний сердца упадёт в 2 раза.

За эти же полчаса, кстати, сжигается около 350 ккалорий, так что велосипед ещё и отличный помощник в борьбе с лишним весом. Кроме того, интенсивная работа дыхательной и кровеносной систем очищает лёгкие, активизирует обмен веществ, помогает выводить из организма токсины. А ещё велосипед - отличный помощник в борьбе с варикозом (только не при силовом педалировании в гору). А про тренировку силы и выносливости ног, спины и плечевого пояса даже и говорить не нужно, это и так очевидно. Ну и наконец, езда на велосипеде - это просто радостно и приятно. Вспомните, когда вы в последний раз видели гневного велосипедиста? А теперь вспомните всех знакомых водителей автомобилей и их обычное настроение за рулём. Вспомнили? Вот то-то. Если хотите поправить свои нервы - велосипед к вашим услугам.

Конечно, при активном увлечении велосипедом нужно соблюдать ряд предосторожностей, первая из которых - умеренность. Парацельс говорил, что лекарство отличается от яда лишь дозой. Велосипеда это тоже касается в полной мере. Без подготовки не стоит перегружать свой организм длительной ездой. От этого в первую очередь будут страдать суставы и сухожилия.

Кроме того, при интенсивных поездках на велосипеде (особенно летом) благодаря механизмам естественной терморегуляции существенно повышается расход влаги и организму начинает грозить обезвоживание. Летом, если вы уехали дальше, чем в ближайший магазин за квасом, ВСЕГДА берите с собой воду. Обезвоживание - достаточно опасный процесс. При нехватке воды в организме легко заполучить головную боль головокружение, повышенную усталость, судороги и, что особенно чувствительно для велосипедистов - боль в суставах. Вообще, летом лучше отказаться от поездки в самое жаркое время. Лучше перенести их на утро или на вечер. Тогда основные силы вашего организма будут направлены на езду, а не на борьбу с обезвоживанием.

И ещё, запомните: чем сильнее обезвоживание, тем меньше хочется пить. Жажда - лишь начальный симптом, который проходит достаточно быстро. Так что если вы ещё недавно сильно хотели пить, а теперь отпустило - бегом к ближайшему магазину, колодцу или хотя бы просто населённому пункту.

А если вы собираетесь в длительную летнюю поездку, имейте в виду следующее: для нормального функционирования организма жизненно важна не только вода, но и соль. Летом человек теряет с потом очень много соли. И если за два часа катания в парке это может быть не слишком ощутимо, то за целый день езды по пересечённой местности солевой баланс нарушится очень существенно. Для его восстановления используйте негазированную минеральную воду, изотонические напитки, или просто подсолите обычную воду, которую взяли с собой в поездку. Кстати, в такой ситуации весьма пригодятся велосипедные рюкзаки с питьевой системой (гидраторами).

Профессиональный велоспорт

Теперь перейдём к профессиональному спорту. Если вы решили стать профессиональным велосипедистом, то к вышеизложенным факторам добавляется влияние выбранной вами велодисциплины. Об их сильных и слабых сторонах мы сейчас и поразмышляем.

"Большой" велоспорт официально делят на:
. шоссейный
. трековый
. горный
. BMX
. велокросс (также называемый циклокроссом)

Все, кроме велокросса, на сегодняшний день являются олимпийскими. В каждом из видов есть большое количество дисциплин, причём на олимпийских играх представлены далеко не все из них. Что касается велокросса - по нему проводятся соревнования различных масштабов, включая чемпионаты мира.

Для большинства дисциплин велоспорта существуют специфические спортивные велосипеды, созданные с учётом условий, в которых спортсмены каждой из дисциплин соревнуются.

С точки зрения здоровья спортсменов профессиональный велоспорт в целом не слишком отличается от других видов спорта. С одной стороны профессиональные велосипедисты - люди физически очень активные, с отлично развитой мускулатурой, сердечно-сосудистой системой, вестибулярным аппаратом, хорошо поставленным дыханием. С другой стороны, у велоспортсменов имеется ряд профессиональных заболеваний, и повышенный травматизм (особенно в горных и BMX дисциплинах).

Рассмотрим каждый из них в разрезе влияния на здоровье и физиологию спортсменов.

Шоссе

Шоссейные велогонки - самый старый и самый известный вид велосипедных соревнований. Задача спортсмена проста: крути педали так, чтобы по ровной дороге приехать к финишу раньше других. Велосипедистов-шоссейников вы легко узнаете по мощным накачанным ногам, явно выделяющимся на фоне остального тела. С остальным телом у них тоже всё в порядке, но такого явного упора на ноги нет больше ни в одном виде спорта, даже у бегунов.

Профессиональными заболеваниями шоссейников являются в первую очередь артроз коленных суставов (из-за постоянных высоких нагрузок) и неврит локтевого нерва (из-за сильных и длительных сжатий руля). И если риски второго заболевания легко снизить подбором удобного руля и периодическим расслаблением рук, то ситуация с суставами будет в первую очередь зависеть от вашей физиологии.

Кроме этого у шоссейников иногда возникают проблемы с ахилловым сухожилием, из-за слишком высоких нагрузок или из-за переохлаждения.

До недавнего времени была актуальной ещё одна проблема: при длительной езде из-за пережатий нервов и сосудов страдала промежность спортсмена. Это могло приводить к проблемам с потенцией. Однако уже больше десяти лет профессиональные велосипеды комплектуются усовершенствованными анатомическими сёдлами, что практически свело проблему на нет.

Травмы у шоссейных велогонщиков, конечно, связаны с падениями. Крейсерская скорость у них может составлять 30-50 км/ч, а на спусках легко может перевалить и за сотню. Падения на такой скорости могут представлять серьёзную опасность. К тому же, если спортсмен упал, находясь в плотной группе, то на него могут наехать следующие за ним гонщики. Получающееся в результате массовое падение вы наверняка не раз видели по телевизору или в интернете. Хотя, серьёзные травмы и смертельные случаи в этой дисциплине всё же довольно редки.

Итак, профессиональные шоссейные гонки.

Потенциальные плюсы: развитие выносливости, мускулатуры ног, рук, спины; тренировка сердца, дыхательной системы.

Потенциальные минусы: проблемы с коленными суставами.

Трек

Трековые гонки - второй классический олимпийский вид велогонки. Это гонки по замкнутому наклонному кольцу, длиной до 500 метров и наклоном до 42 градусов. Трековые гонки отличаются от шоссейных существенно меньшей продолжительностью и более высокой средней скоростью. Кроме того, на трековых велосипедах всего одна жёсткая передача и отсутствуют тормоза. Это позволяет максимально облегчить конструкцию и добиться высоких скоростей уже со старта.

С точки зрения здоровья трековые спортсмены близки к шоссейникам. Основная разница связана с меньшей продолжительностью и большей скоростью гонки. А это значит: более высокая нагрузка на сердечно-сосудистую систему; меньшая непрерывная нагрузка на руки и весь плечевой пояс; ноги больше прокачаны на силу, а не на выносливость. Нагрузка на колени в целом несколько меньше из-за меньшей продолжительности и отсутствия крутых подъёмов с силовым педалированием.

Потенциальные опасности: во-первых, в случае нештатной ситуации велосипед плохо управляем; во-вторых, упасть на наклонной поверхности легче, чем на ровной. Зато поверхность трека всегда гладкая, без всяких колдобин или случайной щебёнки, да и под колёса попадать почти некому: на трассе кроме велосипедистов нет никого и ничего.

Потенциальные плюсы трека: тренировка вестибулярного аппарата, мускулатуры ног, дыхательной системы и сердца.

Потенциальные минусы: можно здорово грохнуться, особенно на первых порах.

Маунтинбайк

В МТБ единственной олимпийской дисциплиной является кросс-кантри. По прочим "горным" дисциплинам проводится множество международных соревнований различного уровня.

Первое, что должен развивать МТБ-гонщик - это реакция. Ну и без хорошего вестибулярного аппарата здесь тоже делать нечего. Поскольку горные дисциплины даже в самом умеренном своём проявлении - кросс-кантри - предполагают резкие перепады высот и многочисленные препятствия на пути. Все профессиональные заболевания в МТБ связаны с опасностью падения, резким приземлением (и, как следствие, ударами об раму), и всяческими синяками-ссадинами от встреченных по пути веток.

Потенциальные плюсы: развитие реакции и вестибулярного аппарата, а также, в зависимости от дисциплины - выносливости.

Потенциальные минусы: по сравнению с другими видами велоспорта относительно велик риск врезаться в дерево.

BMX

BMX (как, кстати, и МТБ) был принят в семью олимпийских видов спорта только в 2008 году. И, как и МТБ, в почти самой "мягкой" своей разновидности - Race.
С точки зрения здоровья и опасности BMX можно назвать "маленьким МТБ". Здесь также присутствуют прыжки, полёты, препятствия, только, как правило, меньшие по размеру, зато большим упором на технику.
Спортсмены BMX-ники в первую очередь обладают отличной координацией и хорошей реакцией. Профессиональных болезней как таковых нет. Все проблемы со здоровьем связаны с падениями. И хотя эти падения обычно не так сильны, как в МТБ, но происходят они намного чаще.
Потенциальные плюсы: развивает координацию и вестибулярный аппарат.
Потенциальные минусы: падения - неотъемлемая часть этой дисциплины. Особенно на начальных этапах обучения. Так что прежде чем осваивать BMX - научитесь правильно падать.

Велокросс

Велокросс - это нечто среднее между шоссейными гонками, кросс-кантри, BMX-Park и... бегом! Ведь здесь есть и участки ровной дороги, и лужи, и холмы, и стволы деревьев и даже искусственные препятствия - на что только хватит фантазии у организаторов трассы. Причём не так уж много препятствий можно преодолеть на велосипеде. Нередко участникам приходится слезать со своего "коня" и в буквальном смысле тащить его на себе. Трассы, как правило, не длиннее 3-х км. Одним из самых важных умений гонщика является техника управления велосипедом. На трассе со сплошными препятствиями очень важно уметь вовремя подпрыгнуть, где надо - повернуть, и затормозить в сантиметре от препятствия, выиграв у соперника драгоценный метр.
Скорости в велокроссе, как правило, невелики, опасность травм также невысока. Основные качества, которые развивает велокросс - упорство, выносливость и координация.

Потенциальные плюсы: развитие координации и выносливости.

Потенциальные минусы: можно испачкаться в грязи. Ну и велосипед на себя уронить, перелезая через бревно. Впрочем, иногда некоторые спортсмены предпринимают попытки преодолеть некоторые препятствия, не слезая с байка. В случае неудачи они, бывает, больно падают.

ВЕЛОСИПЕДНЫЙ СПОРТ , пользование велосипедом для упражнения в езде с различной скоростью и на различные расстояния (катание, гонки и пр.) или в качестве средства передвижения при прогулках и более длительных и даже кругосветных путешествиях (туризм). В движение велосипед приводится работой ног. Сохранение равновесия и управление велосипедом достигается координированным движением рук, туловища и ног и имеет целью удержание центра тяжести. Езда на велосипеде, требующая работы всего организма, а при быстрой и продолжительной езде вызывающая сильное, часто и чрезмерное его перенапряжение, может быть использована в качестве средства улучшения здоровья и общего физ. развития, укрепления нервно-мышечной и сердечно-сосудистой систем и упражнения функции равновесия (статического чувства) только при соблюдении ряда гиг. правил. Согнутое и неподвижное положение туловища при посадке на велосипеде, особенно гоночного и полугоночного типов, с приведенными к туловищу плечами, ограничивает дыхательную экскурсию грудной клетки, затрудняет глубокое и полное дыхание, ведет к недостаточному и неправильному развитию грудной клетки и изменяет форму позвоночника (сутуловатость, круглая спина). Значительная мышечная работа при быстрой езде на велосипеде предъявляет повышенные требования к кровоснабжению и сердечно-сосудистой системе, работа к-рой, вследствие затрудненной вентиляции легких, протекает в особо неблагоприятных условиях и часто, при чрезмерном увлечении начинающих и чрезмерном напряжении у гонщиков, ведет к пат. изменениям сердечной мышцы и сосудов. Преимущественная нагрузка мышц нижних конечностей (ног и нижнего отдела поясницы) ведет к одностороннему их упражнению и развитию. Езда на велосипеде, несмотря на то, что кажется легкой, вызывает значительные изменения в организме. Изменения эти, как показывают врачебные наблюдения, носят острый характер: при быстрой езде даже на короткие дистанции тела повышается до 40°, пульс резко учащается; езда на большие расстояния сопровождается, кроме того, значительной потерей веса; поэтому тренировка в этом виде спорта должна носить осторожный и постепенный характер и ход ее должен оцениваться результатами врачебного наблюдения за состоянием организма не только непосредственно после работы, но и в состоянии покоя (размеры сердца, функциональная проба и др.). Рациональные занятия В. с, с учетом индивидуальных особенностей спортсменов (возрастных, половых, состояния здоровья и крепости физ. развития), связанные с пребыванием на свежем воздухе, с переменой обстановки, с физ. нагрузкой (что особенно ценно для работников умственного труда) и т. д., способствуют повышению обмена веществ, укреплению нервной, мышечной и серд.-сосуд, систем, упражнению мышечного чувства и выработке общей выносливости организма. Занятия В. с, в соответствии с индивидуальными особенностями, должны дозироваться в отношении общего времени езды, скорости движения, соблюдения отдыхов во время езды. Для начинающих необходимо в первый период, связанный с излишней мышечной работой при езде на велосипеде, вследствие недостаточной координации движений, ограничивать время езды (не более!-I 1 /* часа), не злоупотреблять быстрой ездой (не свыше 15 км в час) и не увлекаться гонками, стремясь занятия свои В. с. свести к систематическим неутомительным прогулкам. Женщинам в менструальный период езда на велосипеде не разрешается. Для предупреждения одностороннего влияния на физ. развитие занятий В. с. нужно настойчиво рекомендовать одновременные занятия другими видами физ. упражнений-гимнастикой, греблей, играми в ручной мяч и др. Подготовка к участию в скоростных состязаниях (ца разные расстояния от 30 до 100 км) и в длительных путешествиях (звездные пробеги, путешествия и пр.) должна проводиться под постоянным врачебным контролем, а участие в них может быть разрешено только вполне физически развитым и здоровым людям. При длительных велосипедных пробегах и путешествиях особое внимание нужно обращать на рациональное питание участников, питьевой режим, распределение времени работы и отдыха и создание наиболее благоприятных условий для использования отдыха. Более узкое значение имеет велосипедный спорт с использованием велодромов (специальных сооружений для велосипедных и мотоциклетных гонок, состоящих из деревянной, цементной или асфальтовой прямой дорожки с особо рассчитанными поворотами и трибун для публики). Лит.: Блажевич Ю., Материалы к вопросу о влиянии велосипедной езды на организм, в особенности на органы кровообращения и дыхания, СПБ, 1894; Ипполитов П., Велосипед и вело-экскуреии, М., 1925; его же, Велосипедный спорт, М.-Л., 1927; Правила велосипедных и мотоциклетных соревнований и правила организации и проведения пробегов, М., 1927.И. Залкинд.

25 причин, по которым полезно катание на велосипеде

    Улучшение самочувствия

  1. Улучшение сна. Поездка на велосипеде с утра пораньше отлично помогает быстрее проснуться. А благодаря регулярным физическим нагрузкам на велосипеде, ваш сон будет более здоровым, а значит, вы будете просыпаться отдохнувшими. Регулярные поездки на велосипеде выводят из организма стрессовый гормон – кортизол, который при частых нагрузках мешает вам уснуть. Таким образом, велопрогулки помогают вам избавиться от бессонницы.
  2. Улучшение пищеварения. Езда на велосипеде улучшает обмен веществ. Благодаря этому повышается аппетит и улучшается переваривание пищи. Помните, как хочется есть после велосипедной прогулки? Появление аппетита – признак активного обмена веществ.
  3. Повышение выносливости. Благодаря регулярным поездкам на велосипеде вы повышаете общую выносливость организма, чувствуете себя бодрее, активнее и крепче, легче переносите нагрузки во время рабочего дня, а ваш эмоциональный фон стабилизируется.
  4. Улучшение внешнего вида

  5. Снижение веса. Велосипед очень полезен тем, кто хочет сбросить лишние килограммы. Во время велосипедной поездки сжигается большое количество калорий, уменьшаются нежелательные отложения в области бедер. При этом ваш организм сжигает жир не только во время поездки, но и в течение нескольких часов после. А те, кто ездит быстро, но на короткие дистанции, сжигают в несколько раз больше жира, чем те, кто ездят долго, но более медленно.
  6. Улучшение состояния кожи. Регулярная езда на велосипеде помогает замедлить старение кожи. Происходит это потому, что ускоренная циркуляция крови доставляет кислород и питательные вещества клеткам кожи более эффективно, одновременно выводя вредные токсины. Велопрогулки также создают идеальные условия для вырабатывания коллагена, который, в свою очередь, помогает замедлить возникновение морщин.
  7. Повышение мышечного тонуса. Регулярные поездки на велосипеде помогают вам тренировать мышцы ног, груди, спины, рук. Благодаря этому улучшается их форма и одновременно повышается выносливость мышц.
  8. Улучшение психологического состояния

  9. Снижение стресса. Поездки на велосипеде – самый простой и быстрый способ получить дозу гормонов счастья. Езда на велосипеде, как и другие циклические виды спорта, - отличный способ отвлечься от неприятных мыслей. Попробуйте проехать хотя бы пару километров - все лишнее из головы вылетит тут же. Монотонные движения, размеренное дыхание - все это автоматически приводит в порядок мысли и чувства.
  10. Укрепление нервной системы. Велосипедные прогулки благотворно влияют на общее эмоциональное состояние, способствуют укреплению нервной системы – улучшается ваше настроение и общее самочувствие, вы получаете огромный заряд бодрости. Велосипед – лучший способ «выпускать пар» после рабочего дня.
  11. Улучшение мыслительных способностей. Езда на велосипеде увеличивает приток крови и кислорода к мозгу, что активизирует и восстанавливает действие рецепторов, способствует созданию новых клеток мозга в гиппокампе – области, которая отвечает за память.
    Кроме этого, писатели, музыканты, художники, руководители и многие другие профессионалы используют велопрогулки для стимулирования творческого мышления. Ведь благодаря усиленному притоку кислорода в мозг происходит активизация нейронной деятельности.
  12. Укрепление здоровья

  13. Укрепление сердечно-сосудистой системы. Кардионагрузка, которую обеспечивает катание на велосипеде, способствует укреплению сердечной мышцы, повышению тонуса сосудов, снижению уровня «плохого» и повышению уровня «хорошего» холестерина. Благодаря этому значительно снижается риск сердечных заболеваний.
  14. Обогащение клеток кислородом. Во время катания на велосипеде ваша кровь интенсивно обогащается кислородом, который вместе с другими питательными веществами поступает к клеткам головного мозга и других жизненно важных органов вашего организма. Благодаря поездкам на велосипеде улучшается кровоснабжение в органах малого таза, что особенно важно для мужчин в качестве профилактики такой коварной болезни, как аденома.
  15. Улучшение кровообращения. Велосипед в целом делает кровообращение более рациональным и эффективным. Нормальная частота сердечных сокращений у здорового человека – 65-70 раз в минуту. У людей же, которые регулярно катаются на велосипеде, эта частота снижается на 8-10 раз/мин – сердце переходит на более разумный режим работы, благодаря чему бережется «ресурс» сердца, предотвращается его преждевременный «износ» и наступление всевозможных сердечных заболеваний.
  16. Предупреждение варикоза. Людям, имеющим генетическую предрасположенность к варикозному расширению вен, очень полезно крутить педали. В момент совершения вращательных движений ногами кровь начинает активно циркулировать по кровеносным сосудам, нигде не застаиваясь. При этом при езде на велосипеде полностью отсутствует ударная нагрузка, а это полезно для суставов.
  17. Улучшение работы легких. При езде на велосипеде ваши легкие работают гораздо активнее, чем обычно – во время длительных, хотя бы в течение часа, велосипедных прогулок легкие человека работают в полную силу. Благодаря принудительной вентиляции легкие быстрее освобождаются от токсических веществ, которых в избытке практически в любом современном городе. При этом, конечно, стоит стараться прокладывать свой маршрут ближе к природе и подальше от оживленных дорог.
  18. Улучшение зрения. Катание на велосипеде очень полезно для тренировки глаз. Посудите сами: где бы ни пролегал ваш маршрут – по лесным тропам или тротуарам – вам приходится пристально следить за дорогой. Ваш взгляд постоянно фокусируется и переключается с предмета на предмет. Такая тренировка глазных мышц снижает риск возникновения близорукости и обостряет зрение.
  19. Укрепление иммунитета. Тот, кто регулярно проводит свое свободное время, катаясь на велосипеде, существенно повышает способность организма сопротивляться инфекциям (иммунитет), благодаря чему значительно реже страдает сезонными заболеваниями – гриппом, простудой и т.п.
  20. Развитие вестибулярного аппарата. Поездки на велосипеде отлично тренируют вестибулярный аппарат и координацию движений.
  21. Экономия времени и денег

  22. Экономия времени на дорогу. Велосипед – это определенно быстрее, чем ходить пешком. А если сравнивать с автомобилем, то вам не нужно стоять в пробках, из-за которых мы дольше стоим, чем едем. Велосипед позволяет самостоятельно прокладывать собственный маршрут, не подстраиваясь под расписание общественного транспорта и карту пробок.
  23. Отсутствие проблем с парковкой. Велосипед проедет там, где не проедет автомобиль. Велосипед очень легко припарковать – он занимает значительно меньше места, чем автомобиль.
  24. Экономия денег. Цены на велосипеды очень демократичны и в обслуживании велосипеды, как правило, неприхотливы. Если вы купили велосипед, вам не надо его ежедневно заправлять, не надо платить налог и страховку, если в велосипеде что-то сломается, то его ремонт не потребует много денег.
  25. Развитие детей

  26. Развитие подрастающего ребенка. Ребенок, который катается на детском велосипеде, получает всю ту пользу, что и взрослые. Велосипед закладывает основу для здоровья ребенка в будущем.
  27. Положительный пример. Кроме этого, стоит помнить, что дети находятся под влиянием своих родителей. Если ваши дети видят, как вы регулярно катаетесь на велосипеде, они скоро захотят последовать вашему примеру.
  28. Укрепление взаимоотношений

  29. Укрепление взаимоотношений. Совместное катание на велосипеде способствует выделению гормонов хорошего настроения, так что все мелкие конфликты и раздражения исчезнут без следа. Кроме того, поездка – хорошая возможность поговорить о чем-то романтичном.
  30. Времяпровождение с семьей. Велоспорт – это прекрасный семейный досуг, где найдется место каждому.Даже самый маленький ребенок может забраться на сиденье или специальное кресло и присоединиться к вашему путешествию.
  31. Знакомство с новыми друзьями. Кроме хорошего здоровья, велосипед положительно влияет и на социальную сторону вашей жизни. Велопрогулки – отличный способ познакомиться с единомышленниками, которые с высокой долей вероятности могут стать вашими друзьями, ведь вас объединяют общие интересы.

Велосипедный спорт – один из самых лучших способов оздоровления и поддержания оптимальной физической формы. О его положительном влиянии на органы и системы человеческого организма мы расскажем в этой статье.

Источник: depositphotos.com

Тренировка сердечной мышцы

Езда на велосипеде обеспечивает длительную нагрузку умеренной интенсивности для всего организма, в частности для сердечной мышцы и сосудов. Это способствует повышению тонуса миокарда и эластичности сосудистых стенок. При регулярных занятиях сердце адаптируется к постоянной работе в слегка усиленном режиме, привыкает использовать резервные возможности, увеличивая их. Велоспорт помогает снижать сердечный выброс и улучшать кровообращение.

Поездки на свежем воздухе способствуют очищению организма от лишнего холестерина. Становится лучше состав крови, снижается риск развития инсультов и инфарктов. Однообразная работа ног тонизирует венозную стенку и оптимизирует кровоток в нижних конечностях, предотвращая варикозную болезнь.

Стабилизация нервной системы

Езда на велосипеде требует высокой концентрации внимания. Во время поездки активизируется кровоснабжение всех органов, в том числе головного мозга. Быстрое движение приносит радость, вызывает выброс в кровь эндорфинов. Регулярные занятия велоспортом помогают облегчить последствия стресса, побороть бессонницу. Улучшаются память, координация движений и работа вестибулярного аппарата.

Польза для легких

Велосипедные тренировки приводят к увеличению минутного объема дыхания и улучшению вентиляции легочной ткани. У велосипедистов почти не бывает застойных явлений в бронхах и связанных с ними хронических заболеваний органов дыхания. Занятия этим видом спорта способствуют насыщению крови кислородом, что благотворно сказывается на общем тонусе. Разумеется, речь идет о поездках на действительно свежем воздухе – в лесу или парке (велосипедная прогулка по центральным улицам мегаполиса в этом смысле скорее вредна, чем полезна).

Укрепление опорно-двигательного аппарата

Велотренировки не приводят к увеличению мышечной массы, но сильно влияют на состояние связочного аппарата. При регулярной езде возрастает устойчивость мышц к напряжению. Это в первую очередь относится к мускулатуре ног, ягодиц, спины и живота. Причем позвоночник не подвергается «ударным» нагрузкам, которые возникают при беге, занятия велосипедным спортом не повышают риск развития компрессионно-корешковых синдромов, радикулита, остеохондроза и других заболеваний подобного рода.

Активизация обмена веществ

При поездке на велосипеде человек тратит изрядное количество энергии (за час тренировки – порядка 300-500 ккал.). Физическая нагрузка в сочетании с усиленным притоком кислорода активизирует обмен веществ и способствует расходованию жировых запасов организма. Именно поэтому такие тренировки считаются одним из лучших способов избавления от лишнего веса. Чтобы похудеть с помощью велоспорта, надо кататься ежедневно, постепенно увеличивая длительность поездки с 20-30 минут до 1,5 часов.

Кроме того, регулярные прогулки на велосипеде укрепляют защитные силы организма, снижают восприимчивость к простудам и сезонным инфекциям.

Велосипедный спорт (велоспорт) - перемещение по земле посредством использования транспортных средств (велосипедов - фр. velocipede, от лат. velox - быстрый и pes - нога), приводимых в движение силой мускулов человека через ножные педали или же ручные рычаги.

Велосипедный спорт, в отличие от многих олимпийских видов спорта, имеющих тысячелетнюю историю, возник не так давно - в конце XIX века. Не смотря на это, данный вид спорта был представлен в программе всех Олимпийских игр. Первые официальные соревнования по велоспорту - гонки на 2 000м - были проведены 31 мая 1868 года в пригороде Парижа Сен-Клу. Уже через год были устроены первые шоссейные гонки Париж-Руан. Для преодоления расстояния в 120 километров победителю соревнований, англичанину Дж. Муру, понадобилось 10 часов 45 минут.

Время шло, конструкция велосипедов становилась все более совершенной, а передвижение на них - быстрым и комфортным. Велоспорт обретал широкую популярность, в пользу данного утверждения свидетельствует тот факт, что с 1870 года в различных странах Европы начинается строительство треков, а уже в 1890 году в данном виде спорта произошло разделение гонщиков на профессионалов, любителей и независимых. В соответствии с вышеупомянутым разделением, проводились чемпионаты для различных категорий спортсменов. В 1893 году в Чикаго был организован первый чемпион мира по треку для спортсменов-любителей, с 1895года разыгрываются чемпионаты мира для спринтеров-профессионалов. С 1903 года проводится гонка для профессионалов "Тур де Франс" (5 000 км).

Первый чемпионат мира по шоссе для любителей был проведен в 1921г. 190км для гонщиков-профессионалов в 1927г. 185км для женщин-спортсменок в 1958 году. Как вид спорта, велосипедный спорт управляется основанным в 1900 году Международным союзом велосипедистов, штаб-кварира которого находится в Швейцарии.

Основные дисциплины велоспорта:

Гонки на треке (замкнутой овальной кольцевой дороге для соревнований, имеющей деревянное покрытие, длина которого составляет от 130 до 500 метров, ширина - от 5 до 7 метров, наклон на прямых участках - 12,5 градусов, на поворотах - 42 градусов) - преодоление дистанции за наиболее короткое время. Виды велотрековых гонок:
- Гит (с места или с ходу) на 500 или 1000 метров - индивидуальная дисциплина велоспорта, не требующая от гонщика применения особых тактик. Задача спортсменов - быстро преодолеть дистанцию (результат фиксируется до тысячной доли секунды);
- Индивидуальная гонка преследования (4000 метров для мужчин, 3000 метров для женщин), цель которой - догнать соперника или показать лучшее время. Гонка проводится по системе выбывания, включена в программу Олимпийских игр с 1964 года для спортсменов-мужчин, с 1992 года - для женщин;
- Командная гонка преследования;
- Кейрин - придуман в Японии в 1948 году. Одновременно стартуют 6-9 гонщиков, перед которыми движется мотоциклист (гонщики не имеют права его обгонять), постепенно увеличивающий скорость с 25 до 50 км/ч. Когда мотоциклист покидает трек (за 600-700 метров до финиша), гонщики стараются ехать как можно быстрее. Данный вид соревнований был впервые включен в программу Олимпиады 2000 года в Сиднее;
- Мэдисон (впервые был проведен в Мэдисон-Сквер-Гарден), 60 км - командный вид велотрековой гонки, в котором команда из двух гонщиков старается набрать как можно больше очков (начисление - через каждые 20 кругов);
- Гонка по очкам (40 км для мужчин, 25 км - для женщин) - индивидуальная гонка, олимпийский вид спорта. Количество участников не ограничено, цель - набрать максимальное количество очков (начисление - через каждые 10 кругов);
- Спринт - гонка на велотреке с участием 2-4 спортсменов, отобранных в квалификационных заездах. Самая старая дисциплина велоспорта - в программе чемпионатов мира с 1893 года (у женщин - с 1895 года), Олимпийских игр - с 1896 года (у женщин - с 1988 года);
- Олимпийский спринт;
- Скретч - групповая гонка, не относящаяся к олимпийским дисциплинам;
- Омниум - многоборье.

Шоссейный велоспорт - наиболее развитая в коммерческом отношении и чрезвычайно популярная в Европе дисциплина велоспорта. Наиболее известные велогонки ("Тур де Франс", "Джиро д"Италия", "Вуэльта") с 2005 объединены в ежегодную серию гонок с общим зачетом - "Про Тур". Виды шоссейного велоспорта:
- Командная гонка на время с раздельным стартом;
- Групповая гонка;
- Индивидульная гонка на время с раздельным стартом;
- Критериум - групповая круговая (кольцевая) гонка по улицам города. Длина одного круга - 1-3 км, количество кругов - до 50. Отличается от групповой гонки по очкам на треке тем, что в критериуме возможен индивидуальный и командный зачет, в то время как на треке учитываются лишь индивидуальные результаты спортсменов.

Гонки по пересеченной местности - соревнования, проводимые на дистанции, изобилующей искусственно созданными или естественными препятствиями (канавы, крутые подъемы и спуски, поваленные деревья и т.д.). Для данного вида спорта используются чаще всего маунтинбайки (от англ. mountain bike - "горный велосипед"), отличающиеся упрочненной рамой, амортизационной задней подвеской, толстыми покрышками, прочными колесами и т.д. В данных соревнованиях различают несколько видов езды:
- Велотриал - преодоление искусственно созданных или естественных препятствий;
- Дёрт - прыжки по каскаду трамплинов, усложненные параллельным выполнением трюков различной сложности;
- Кросс-кантри - скоростная езда по пересечённой местности;
- Велокросс - езда по пересеченной местности (средняя скорость участников не превышает 20 км/ч). Спортсмены преодолевают кольцевой маршрут длиной в 2,5 - 3,5 км, изобилующий преградами различного рода (броды, грязь, рвы, холмы и т.д.);
- Байкер-кросс, параллельный слалом - одновременный спуск нескольких гонщиков, предусматривающий возможность контактной борьбы;
- Даунхилл - скоростной спуск.
Кроме того, следует упомянуть велополо - соревнования в фигурной езде и велобол - игру в мяч на велосипедах.

Мифы о велоспорте.

Первый велосипед изобрели в Германии. Действительно, официально датой "рождения" велосипеда считается 1814 год, когда немецкий лесничий Карла фон Драйса из Мангейма построил деревянный двухколесный велосипед (на котором человек мог ездить в любую сторону, отталкиваясь ногами от земли). Патент на это изобретение был выдан в 1817г. Однако существуют упоминания о том, что еще в 1800 году крепостной мастеровой Ефим Михеевич Артамонов создал на одном из заводов Нижнего Тагила "диковинный велосипед", на котором в 1801 году проехал более 5 тысяч километров по бездорожью до Москвы. За это изобретение мастеровому была дарована свобода, но запатентовано транспортное средство не было.

Изобретение шин сделало езду на велосипеде гораздо более комфортной. Это действительно так. Первые велосипеды, не оснащенные шинами, именовались "костотрясами". Потому в 1885 году ветеринар Денлоп из Шотладндии, желая сделать транспортное средство более удобным для своего сына, приспособил к колесам "костотряса" садовый резиновый рукав, применяемый для поливки цветов. Наполнив шланг водой, изобретатель свел тряску к минимуму, однако скорость велосипеда также сильно уменьшилась. Тогда находчивый доктор накачал новоявленные шины воздухом, снабдив их особым клапаном. Современные спортсмены порой используют для накачивания шин гелий, что позволяет им развивать несколько большую скорость и, соответственно, демонстрировать лучшие результаты в соревнованиях.

В спринте не имеет значения, где находится гонщик. На самом деле лучшей позицией считается место за спиной противника. В этом случае сопернику нелегко будет просчитать маневры спортсмена, находящегося позади. Иногда передний гонщик старается какое-то время балансировать на велосипеде, уменьшая скорость, чтобы дать возможность сопернику возглавить гонку. Однако второй гонщик делает то же самое, ожидая ошибки противника. Такое положение вещей, именуемое "сюрпляс" (от фр. surplace - "на месте") порой затягивалось на час, однако в наши дни существует ограничение на вышеупомянутый маневр - не более 3 минут.

Для участия во всех подвидах гонок по пересеченной местности подойдет любой маунтинбайк. Это не совсем так. Следует четко определиться с тем, чем именно вы собираетесь заниматься, поинтересоваться, какие требования к используемому транспортному средству выдвигает та или иная дисциплина, а уж потом выбирать соответствующее транспортное средство. Ведь, например, для кросс-кантри главное достоинство велосипеда - низкий вес, а в даунхилле наиболее важна механическая прочность конструкции и хорошие амортизаторы.

Горный велосипед наиболее универсален для большинства людей. Данное транспортное средство довольно специфично, и не совсем эффективно для езды по шоссе или грунтовым дорогам. Наиболее универсальным считается велосипед типа "кросс", неплохо проявляющий себя и в езде по дорогам, и на бездорожье.

Дисковые тормоза - главное преимущество хорошего велосипеда. Действительно, дисковые тормоза лучше ободных, да и прослужат они дольше, и тормозное усилие дозируют точнее. Однако следует заметить, что вышеупомянутые преимущества действительно важны лишь во время соревнований, на высоких скоростях. В обычной жизни человек может и не заметить разницы. Кроме того, следует учесть, что на велосипед, оснащенный задним дисковым тормозом, довольно сложно установить багажник, да и обойдется такая покупка отнюдь не дешево - за велосипед придется выложить не менее 300-400 у.е. Если же вам предлагают модель подешевле - будьте осторожны, возможно, транспортное средство не совсем исправно.

Следует обязательно покупать велосипед с металлическими педалями. Этот миф родился в те времена, когда продукция советских велозаводов комплектовалась действительно очень некачественными, быстро приходящими в негодность пластиковыми педалями. Такого же качества были педали дешевых китайских велосипедов, буквально наводнивших рынок в конце прошлого века. Однако следует помнить, что современные велосипеды от известных производителей укомплектованы отличными пластиковыми педалями, которые будут служить вам верой и правдой в течение нескольких лет. Потому, покупая велосипед, следует обращать внимание не на педали, а на марку фирмы-производителя.

За хороший велосипед придется выложить довольно крупную сумму - не менее 300 у.е. Все зависит от того, зачем вы приобретаете данное транспортное средство. Скажем, прогулочный велосипед можно купить примерно за 150-200 у.е. Многоскоростной прогулочный велосипед обойдется несколько дороже - 250-350 у.е. Если же вы хотите приобрести транспортное средство для туризма или спорта - тогда действительно придется раскошелиться.

Китайские велосипеды качественными не бывают, потому лучше всего покупать транспортные средства, произведенные в Европе или Америке. Этот миф появился на свет благодаря предприимчивым дельцам, которые покупали в Китае велосипеды (точнее, модели велосипедов) по цене 10 у.е. и продавали на отечественных рынках по гораздо более высокой цене (200 - 300 у.е.). Этот товар, мягко говоря, не отличающийся высоким качеством, породил неправильное представление о том, что в китайские велосипеды хорошими не бывают. Однако следует учесть, что Тайвань - один из мировых центров высоких технологий, да и ведущие производители велосипедов разместили свои производства в странах Азии, в частности в Китае. Именно там производится около 70% велосипедов, причем очень высокого качества. Оставшиеся 30% собираются в Европе и Америке, причем, чаще всего из комплектующих, произведенных опять же в азиатских странах.

Следует использовать задний тормоз, передним опасно тормозить. Это не так, особенно если вы хотите научиться быстро и безопасно преодолевать крутые спуски. Именно передний тормоз предназначен для того, чтобы замедлять движение велосипеда вниз. Функция заднего - сдерживание заднего колеса, тем самым, улучшая управляемость на поворотах. Особо значимо умение использовать и передний, и задний тормоз в даунхиле.

На заблокированных колесах не съедешь. Действительно, вниз по скалистому или земляному холму спуститься не получится. А вот для спуска по глубокому снегу или песчаным дюнам данная техника вполне применима.

Езда на велосипеде укрепляет здоровье. Действительно, данный вид спорта оказывает положительное влияние на состояние здоровья человека (например, улучшает обмен веществ, ускоряет метаболизм, способствует похудению), однако если вы решили заняться велотуризмом или велоспортом (особенно экстремальным) серьезно, а то и профессионально - обратите внимание на некоторые важные моменты. Во-первых, езда на велосипеде предъявляет повышенные требования к костно-мышечному и связочному аппарату плечевого пояса, позвоночника и ног, так как нагрузка во время передвижения распределяется неравномерно, а постоянная вибрация и статическое положение туловища через определенный промежуток времени способны стать источником довольно неприятных ощущений. Во-вторых, сама по себе езда на велосипеде - прекрасный тренинг вестибулярного аппарата. Но если с координацией движений у вас по какой-либо причине возникают проблемы - от велотуризма (а уж тем более фрирайда или даунхилла) придется отказаться, ограничившись лишь небольшими велопрогулками на умеренной скорости. В-третьих, при потере равновесия (которое порой не удается сохранить даже опытным спортсменам) неподготовленный человек может получить ушибы, а то и переломы. Потому, собираясь освоить велотуризм или экстремальный велоспорт, следует критически оценить состояние своего здоровья, обязательно проконсультировавшись у специалиста. Кроме того, обязательно нужно за 2-3 месяца до похода или соревнований уделить внимание комплексу упражнений, укрепляющих мышцы рук, ног, спины и плечевого пояса.

На одном заднем колесе можно проехать, сидя в седле велосипеда. Нет, чтобы успешно ездить серфом (другое название - мэнуал), райдер должен стоять на педалях, слегка переместив свое тело на заднее колесо. В идеале серф должен выполняться без участия тормозов, но по началу палец на тормозной ручке все же следует держать. При этом придется удерживать равновесие не только сразу после выдергивания (т.е. перехода к балансированию на одном колесе), но и на протяжении всего серфа, используя для этого ноги (сгибая и разгибая их в нужный момент) и руль. Новичкам лучше всего тренироваться, съезжая с горки - в этом случае появляется возможность проехать серфом довольно большое расстояние.

Лучше всего выполнять прыжок (особенно с высоты около метра и более) на песок - он самортизирует удар. Да, однако следует учесть, что при этом теряется большая часть скорости. Неопытным райдерам лучше всего совершать прыжки (дропы) с большой высоты на грунт - он мягче асфальта. Амортизировать приземление вполне способна широкая покрышка с не слишком высоким давлением. Кроме того, помните: заблокированное заднее колесо - залог чрезвычайно жесткого приземления.

Если после прохождения дистанции на велосипеде у спортсмена сводит ногу, надо ущипнуть мышцу, а в промежутках между соревнованиями есть бананы (глюконат кальция, продукты, богатые калием и т.д.). На самом деле не все так просто. Ведь причиной судорог может быть, например, заболевание щитовидной железы, плоскостопие, нарушение обменных процессов в мышцах, болезни сердца, варикозное расширение вен, дефицит минеральных веществ, усталость ног, а также обильное потоотделение, в процессе которого организм теряет магний, натрий, калий и кальций. Потому, прежде всего, следует выяснить причину судорог, а уж потом изыскивать методы лечения.

Если судороги возникают просто из-за потери жидкости и полезных веществ, выделяющихся вместе с потом, специалисты советуют выпить изотонический напиток или любой солевой раствор (чайная ложка поваренной соли на стакан воды). Препараты, содержащие калий и кальций следует принимать с осторожностью, так как избыток минеральных солей в организме может привести к еще более неприятным последствиям, чем их недостаток. Лучше всего употреблять продукты, богатые необходимыми организму минеральными веществами: фасоль, крупы и творог содержат кальций, картофель и бананы - калий, семечки, йогурты и орехи богаты магнием и т.д. Однако даже в этом надо знать меру - например, чрезмерное количество бананов может спровоцировать рак почек. В том случае, когда судороги уже начались, а под рукой нет стаканчика с солевым раствором, нужно выпрямить ногу и потянуть пальцы ноги на себя вместе со ступней, ущипнуть за больное место, после чего встать на сведенную ногу. Потом следует помассировать больное место, растирая его ладонями. Перед тренировкой (особенно если вы собираетесь ездить по улице в морозную погоду) надлежит использовать разогревающие мази, нанося их на наиболее часто сводимые места.

Чтобы победить на соревновании, нужно тренироваться как можно больше. Это не совсем так. Залогом победы могут стать не просто длительные, а, к тому же, рационально построенные тренировки, основной целью которых является совершенствование тех качеств, которые необходимы для победы в той или иной дисциплине велоспорта. В любом случае, тренировки должны быть регулярными, наращивать нагрузки следует постепенно, кроме того, тренер должен учитывать индивидуальные особенности каждого спортсмена, да и сам спортсмен обязан следить за своим самочувствием, соответственно, корректируя планы занятий.

Лучше всего во время занятий велоспортом отдавать предпочтение изотоническим напиткам известных фирм-производителей. Спортивные (изотонические) напитки, иногда ошибочно называемые эрготониками, были разработаны в 1960 году в одном из университетов штата Флорида исключительно для нужд университетской футбольной команды "Gators" - чтобы уберечь спортсменов от обезвоживания, возникающего во время игры. Через некоторое время напиток, позволяющий во время длительных физических нагрузок легко пополнять запас жидкости, углеводов и солей, пробрел широчайшую популярность во всем мире. Во время спортивных соревнований такие напитки - действительно наиболее оптимальное средство для восполнения водно-солевого баланса организма, препятствующее обезвоживанию. Однако следует быть внимательным при выборе изотоника. Внимательно прочтите этикетку, на которой должен быть указан состав спортивного напитка. Он может содержать не более 4-8% углеводов (порядка 10-19г на стакан), электролиты (0,1% натрия и 0,03% калия, а также магний, кальций и др.) и воду. Кроме того, обратите внимание на тип использованных сахаров. Следует учесть, что, например, фруктоза может вызывать у некоторых людей расстройство желудка, да и усваивается она несколько медленнее. Потому желательно предпочесть изотоник с глюкозой или сахарозой. Профессиональные спортсмены, особенно в жаркую погоду, следуют таким правилам употребления жидкости: 2-3 стакана нужно выпить за 2 часа до состязания, 1 стакан - за 15 минут до гонки (можно добавить также пару соленых крекеров, если нет склонности к повышенному давлению). Во время соревнований полстакана жидкости следует употреблять каждые 15 минут, и, наконец, по окончании мероприятия необходимо выпить не менее 3-6 стаканов жидкости. Это позволяет велогонщикам надежно защитить организм от обезвоживания, теплового удара и других неприятностей такого рода.

Спортсмены-велосипедисты должны полностью отказаться от употребления алкоголя. Действительно, алкоголь вполне способен оказать негативное воздействие на организм, так как, во-первых, служит источником бесполезных калорий, которые плохо усваиваются организмом, во-вторых, способствует повышению уровня высокоплотного липопротеинового холестерина в крови (вследствие чего существенно возрастает риск сердечно-сосудистых заболеваний), может спровоцировать повышение кровяного давления, привести к инфаркту и поражению печени. Кроме того, нужно помнить, что алкоголь обладает мочегонными свойствами, следовательно, употребляемый до или после тренировки усиливает обезвоживание, снижает энергетические запасы, замедляет тонкие моторные способности. Однако все вышесказанное касается лишь спиртного, употребляемого в больших дозах. А в умеренных количествах алкоголь вполне может быть одной из составных частей спортивной диеты для взрослых. При этом следует помнить, что на каждую условную порцию спиртного должен приходиться большой стакан воды. Кроме того, нужно учитывать, что скорость расщепления алкоголя зависит от комплекции спортсмена. Например, организм высоких мужчин атлетического или плотного телосложения способен расщепить за час примерно рюмку спиртного, а вот мужчинам меньшей комплекции и представительницам прекрасного пола придется потратить для нейтрализации того же количества горячительных напитков гораздо больше времени.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!