Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Комплексы Б.К.С. Айенгара - йога для начинающих. Йога Айенгара для начинающих: познание своего духа

Н аш век богат на разнообразие. Мы живём в условиях информационной доступности и определённой свободы выбора.

С одной стороны, при таком количестве информации, зачастую противоречивой, легко потеряться и так и не найти истины, а с другой - подобная ситуация может стать самым лучшим учителем, развивающим нашу способность жить здравомысленно, формировать собственный взгляд на вещи, отличать истинное от ложного.

Говоря о разнообразии, стоит отметить, что и йога не является исключением. На сегодняшний день существует масса школ и направлений, некоторые из которых совершенно лишены общих черт с тем, что принято считать йогой. Некоторые же, находясь под гнётом ярлыков и предубеждений, не теряют при этом своей самобытности, своего достоинства и права считаться школой классического образца: к одному из таких направлений относится йога Айенгара.

Чего только не услышишь о ней: «фитнес-йога», «йога для тела», «йога для инвалидов», «мебельная йога» и прочее.

Чаще всего так рассуждают люди, либо совсем не знакомые с этим стилем, либо те, кому довелось заниматься под руководством не самого добросовестного преемника традиции, не сумевшего понять её сути и донести до своих учеников. В любом случае, такие люди попросту не удостоили себя труда познакомиться с жизненными взглядами Шри Б. К. С. Айенгара - основоположника данного направления.

Чем отличается хатха-йога от Айенгара йоги

Опираясь на вышеупомянутое здравомыслие, давайте попробуем разобраться: в чём же состоит философия данного стиля и в чём его особенности. Вообще говоря, сам Айенгар никогда не называл сформированную им систему практики йогой Айенгара. Он всегда говорил, что занимается хатха-йогой, называя её наукой воли. Таким образом, если вы спросите: «Чем отличается хатха-йога от йоги Айенгара?», ответ, вероятнее всего, будет: «Ничем». И это чистая правда, если смотреть на суть.

Однако личный опыт любого человека, даже самого просветлённого, не может не наложить отпечаток на традиции. Потому и кажется, что стиль Айенгара, мягко говоря, странноват, с точки зрения «канонической» йоги.

Возможно, в наши времена именно это и нужно: ведь человек меняется так быстро, ход времени ускоряется так стремительно, что любая практика, чтобы быть максимально эффективной, должна быть адаптирована под эти эволюционные процессы. Все мы знаем, что человек 21 века далеко не тот, что был 2500 лет назад (когда были даны основные трактаты о йоге). У нас больше ментальных проблем, больше закрепощений в теле, менее стабильная психика. Соответственно, и подход к йоге нужен несколько иной.

С этим и пришёл Айенгар в массы - с инновационным, проверенном на личном опыте и отточенном временем способом достижения внутреннего единства.

И как бы дополняя тему здравомыслия, Айенгар призывал развивать состояние непредвзятости, чтобы достичь целостности. Ведь только состояние непривязанности к форме даёт человеку возможность полной внутренней интеграции со всем окружающим миром, что впоследствии приводит к ощущению полноты, гармонии и смысла жизни.

Так что, если вы уделите время самостоятельному изучению вопроса, почитаете книги Шри Б. К. С. Айенгара, то поймёте, что для него даже простейшие асаны - это не только и не столько физические упражнения, сколько средство для достижения единения тела с умом, а ума - с душой.

«Асаны совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и железу организма, - говорит мастер. - Они обеспечивают хорошее сложение, с сильными и эластичными мышцами, не выпирающими наружу, и предохраняют тело от болезней. Они снимают усталость и успокаивают нервы. Но их главное значение заключается в тренировке и дисциплине ума. Многие артисты, акробаты, атлеты, танцоры, музыканты и спортсмены также обладают превосходным телосложением и прекрасно владеют своим телом, но не умеют владеть своим умом, интеллектом, и поэтому они находятся не в ладу сами с собой, и среди них редко можно встретить уравновешенную личность. Они часто ставят тело превыше всего. Нельзя сказать, что йог недооценивает своё тело, но он думает не только об его совершенствовании, но и о своих чувствах, уме, интеллекте и душе. Выполняя асаны, йог подчиняет себе своё тело, делает его инструментом духа. Он знает, что тело - это необходимый инструмент духа. Душа без тела подобна птице, лишённой способности летать.

Йога - путь, который развивает тело, очищает ум, воспитывает разум и наполняет душу. К сожалению, многие люди, не постигшие всей глубины йоги, видят в этом пути к самореализации лишь физическую дисциплину, а практика хатха-йоги понимается как некая гимнастика. Но йога - нечто большее, чем физические упражнения. Она охватывает всё существо человека - на клеточном, психическом, интеллектуальном и духовном уровнях,» - так говорил Айенгар.

В чём же индивидуальные особенности данного направления? Что отличает йогу Айенгара от множества других стилей? И так ли уж кардинально отличается подход Айенгара от изначальных принципов йоги? Поговорим об этом в данной статье.

А также раскроем тему ограничений (половых, возрастных, физиологических): имеются ли они для занятия данным стилем йоги?

Многие наверняка задаются вопросом: «Подходит ли йога Айенгара для начинающих»?

Да, безусловно. Это продемонстрировал сам Айенгар своей жизнью. С детских лет, страдая от множества недугов, выслушивая и безропотно принимая «пророчества» врачей о своей скорой кончине, он обладал такой силой воли, что занимался неустанно каждый день.

Именно такой подход спустя годы регулярной практики сделал его тело сильным и выносливым, дал понимание всей глубины поз. И в дальнейшем, став учителем, он был первым, подробно объяснившим и подкрепившим личным примером традиционные постулаты йоги, заново открывшим и систематизировавшим асаны и пранаямы, давшим описание терапевтического эффекта йоги.

Поначалу Айенгар занимался сверхактивной и силовой йогой. Однако, погружаясь в практику, он понял со временем, что такой жёсткий подход эффективен только для полностью здоровых людей. Проблемы со здоровьем, свойственные большинству современных людей разного возраста и пола, становились определённым препятствием. В поисках универсального способа прогрессирования в йоге, который подошёл бы всем без исключения, Айенгар открыл для себя преимущества статичной практики.

Он понял, что долгое нахождение в позе усиливает её воздействие как на мышцы, суставы и связки, так и на внутренние системы, и даже на эмоциональное состояние и ум. Таким образом, он пришёл к выводу, что асаны воздействуют не только на физическом, но и на более глубинном уровне.

Так случилось, что физические недуги преследовали мастера до конца его дней, но ни на один день он не оставлял свою практику. И большинство сложных поз ему пришлось осваивать не в процессе длительных регулярных занятий, а во время публичных показов, когда асану нужно было выполнить безупречно с первого раза.

Получив за свою жизнь немало травм, Айенгар неустанно искал методы облегчения выполнения асан для людей с ограниченными возможностями. И находил их в виде «пропсов» - вспомогательных материалов (валиков, блоков, одеял, ремней и верёвок, ковриков, стульев), - которые помогают расположить тело в пространстве правильно.

Да, этот человек, в полной мере испытавший на своём опыте провальность освоения йоги «приступом», делал серьёзный упор на «искусство осторожности», вплоть до такого подхода, как мысленная имитация асаны парализованным человеком, и, как уже было сказано выше, активное использование пропсов. Но они же (пропсы) в дальнейшем стали служить мощным инструментом совершенствования уже для опытных практиков. Каким образом?

Как изменение точки опоры в асанах (с ног на руки, например) принципиально меняет уровень всей практики, так и смена самой поверхности опоры может изменить качество сознания, открыть новый взгляд на некоторые вещи. И многие инструкторы, практикующие йогу Айенгара, используют дополнительные приспособления для освоения усложнённых асан.

Есть ещё один важный критерий. Касается он медитативного аспекта практики асан (ведь в йоге Айенгара не придаётся значение «сидячим» медитациям). Основной целью йоги, согласно Йога Сутрам Патанджали, является читта вритти ниродха (устранение колебаний ума). То есть, сознание должно очиститься от всяких представлений и постепенно превратиться в чистое самосознание. Когда медитация является частью практики асан (к чему и призывает Айенгар), то при том, что необходимо пытаться удержать какое-то положение, нужно ещё и максимально расслабить тело. И, как ни парадоксально, именно внедрение в практику пропсов позволяет уловить то самое положение, которое будет способствовать расслаблению. В дальнейшем, когда тело «запомнит» то самое положение, его с лёгкостью можно будет воспроизводить и без «костылей» (как в шутку иногда называют пропсы).

Ведь главное не создавать зависимость, а использовать предлагаемые инструменты как вызов для дальнейшего развития. Выбор здесь полностью зависит от практикующего. В общем, если вы никогда раньше не занимались йогой, можете попробовать именно этот стиль, отличающийся системным походом, мягкостью и размеренностью. Ещё интересно знать, что впервые идея использования дополнительных приспособлений принадлежала не самому Айенгару, как принято считать, а его учителю - Кришнамачарье.

Именно Кришнамачарья, встретив в трактате девятнадцатого века «Шри Таттва Нидхи» асаны, которые выполняются на канате и на перекладине, ввёл в практику пропсы для облегчения выполнения сложных асан, что уже позже стало отличительной чертой йоги Айенгара.

Кстати, отсутствие медитаций в системе Айенгара в том виде, в котором мы привыкли понимать данную практику (сидя неподвижно, с закрытыми глазами), также имеет место быть с подачи Кришнамачарьи, который учил тому, что практика асан самоценна и позволяет совершенствовать способность к самосознанию.

Что касается возрастных аспектов, то Б. К. С. Айенгар, до конца своих дней уделявший практике по 6 часов в день, призывал к тому, чтобы люди любого возраста занимались собой. В противном случае, на склоне лет нас ждут недуги и сплошное разочарование.

«Что произойдёт с ножом, если им не пользоваться? Он заржавеет, не правда ли? Чтобы он резал, его нужно постоянно точить,» - такую аналогию с практикой проводил учитель.

И на вопросы: «А не поздно ли мне в 50/60/70 лет начать заниматься йогой?» отвечает: «Почему старый греховодник не задумывается о своём возрасте? Стоит ему увидеть молодую девушку, его ум начинает блуждать, даже если физической силы ни на что не осталось. О чём он помышляет? О том, чтобы овладеть ею, не так ли? Но предложите ему немного позаниматься йогой или чем-то ещё полезным для здоровья, и он скажет: «Нет, что вы, я уже старый». Таким образом, ум созидает, и ум разрушает. С одной стороны, он создаёт вас, а с другой - занимается вашим уничтожением. Вам следует утихомирить разрушительную сторону своего ума - тогда вы сможете учиться».

Йога Айенгара для женщин

Отдельно стоит отметить такое направление, как йога Айенгара для женщин. И здесь Шри Б. К. С. Айенгар оказался новатором, впервые став обучать йоге женщин. Он немало преуспел в этом, оставив после своего ухода достойных последовательниц своей методики.

Данная практика построена таким образом, что в ней учтены все особенности женского организма, предлагается соразмерное распределение нагрузок в периоды гормональных изменений, и главной целью ставится достижение внутренней гармонии и умение управлять своей энергией.

Если говорить о теоретических основах йоги Айенгара, то свою систему мастер подробно изложил в книге «Йога Дипика. Прояснение йоги». В ней даны подробные указания по исполнению 200 основных асан с приложением 592 фотографий, включены характеристики основных бандх, крий, пранаям.

Также в книге описываются легенды о происхождении многих асан, дошедшие до нас от мудрецов древности, расшифровываются их названия.

В рамках данной статьи мы не будем их разбирать, а уделим больше внимания фундаментальным принципам практики, которые озвучивал Айенгар, объясняя свой подход.

  1. Как здание не может быть устойчивым без надёжного фундамента, так же саморазвитие личности немыслимо без соблюдения морально-нравственных принципов (ямы и ниямы). Практика асан должна базироваться на этих принципах, иначе она превращается всего лишь в гимнастику.
  2. Неотъемлемые качества каждого, кто хочет прогрессировать в практике, - вера, дисциплина, упорство, постоянство. Выполняя любую асану, следует полностью погружаться в этот процесс, не жалея себя, настойчиво и внимательно. Нужно быть честным с самим собой, и в дополнение к абсолютной честности наберитесь смелости, решимости, осознанности. Развивайте способность погружаться в любой предмет, которым вы занимаетесь, и таким образом будет развиваться целостность.
  3. Следите за своим дыханием. Вы можете вытянуть тело полностью, только если синхронизируете подвижность тела с ходом дыхания. Вхождение в асану и её выполнение на задержке дыхания требует дополнительных мышечных усилий, не позволяет расслабиться должным образом. Асана, выполняемая на вдохе, выполняется всего лишь как физическое действие, не приносящее глубинного результата. Асана же, выполняемая на выдохе, «становится жизнеспособной и органичной, оказывает воздействие на физиологическом уровне и дарит здоровье клеткам». Выдох и правда способен помочь в правильном выполнении позы, так как избавляет тело от скопившегося напряжения.
  4. «Каждую асану нужно изучать арифметически и геометрически, чтобы выявить её подлинную форму, - говорил Айенгар. - Изучайте конфигурацию асаны. Она может быть треугольной, круглой, дугообразной, овальной, прямой или диагональной. Отмечайте её форму во время практики, наблюдайте, изучайте и действуйте соответственно, чтобы тело смогло выполнить асану в её первозданной красоте». Вовлекайтесь в этот процесс полностью, подключайте всё тело, чувства, ум, сознание - действуйте всем вашим естеством.
  5. Распределяйте вес тела равномерно между мышцами, связками, суставами и костями. Должен быть баланс между движением и сопротивлением. Неправильное выполнение асан очень быстро вызывает напряжение. Правильная же методика их выполнения приносит ощущения лёгкости и бодрости.
  6. Ум новичка не готов действовать целостно. Он полностью расчленён. Вот почему так важно учиться осознавать сначала отельные участки тела: «Посмотрите на ступню, потом на лодыжку, затем объедините наблюдения за лодыжкой и ступней, потом взгляните на колено, соедините колено с лодыжкой, со ступней, перейдите к бедру, объедините наблюдения за бедром, коленом, лодыжкой и ступней, поднимитесь выше к нижней части корпуса, потом к верхней, к подмышкам, шее, лицу и так далее». Таким способом будет происходить переключение разума из состояния рассеянной концентрации к состоянию концентрации однонаправленной.Далее уже можно постепенно приучать ум ощущать движение, «узнать тело как единое».Следующим этапом будет стадия личного знания, когда к познанию тела вы подключаете разум. «Подобно тому, как двух незнакомых людей представляет друг другу третье лицо, так и ум представляет тело разуму, третьему орудию человека. Ум говорит разуму: "Посмотри, что здесь происходит. Позволь мне представить тебе колено. Позволь мне представить тебе лодыжку. Позволь мне представить тебе руки". Это и есть знакомство разума с телом, происходящее при содействии ума». Айенгар говорит, что, совершив эту работу, ум как бы исчезает, а ваш разум и тело «становятся друзьями», то есть единым целым.
  7. Как учил Айенгар, существует два способа занятий йогой. Первый - когда вы полностью погружаетесь в неё, не размышляя о прошлых впечатлениях, но занимаетесь, постоянно исправляя ошибки и стремясь к точности и совершенству. Это духовная йога. Если же вы колеблетесь, если ваш ум блуждает или возникает раскол между вашим «Я», телом, умом и мыслями, тогда это чувственная практика. «Каждый из вас новичок в йоге. Я тоже новичок - относительно того момента, на котором я закончил практику вчера. Я не переношу вчерашние позы в сегодняшнюю практику. Я помню их, но, когда я выполняю вчерашние позы сегодня, я снова становлюсь новичком. Мне не нужен вчерашний опыт. Я хочу пережить то новое понимание, которое может прийти ко мне сегодня в дополнение к тому, что я ощущал вчера. Помните, что опыт и знание, рождённое из опыта, в миллионы раз превосходят приобретённое и накопленное знание. Знание, основанное на опыте, является субъективным и реальным, в то время как приобретённое знание, будучи объективным, вводит в сомнения. Поэтому учитесь, делайте, учитесь снова с уверенностью, отвагой и ясностью» (Б. К. С. Айенгар).

Вот мы и разобрали основные особенности стиля «Йога Айенгара», и, как видите, даже в таком, на первый взгляд, терапевтическом методе заложены более глубинные принципы и идеи.

Видим также, что нет никаких ограничений для того, чтобы заниматься по системе Айенгара.

Главное - искреннее желание. Результат же зависит от вашей мотивации, изначальной цели.

Если, к примеру, вас приведут в йогу проблемы со здоровьем, она, безусловно, поможет вам его укрепить и восстановить. Но, как говорил Б. К. С. Айенгар, это лишь побочные эффекты, приятные бонусы, так сказать.

«Возьмём, к примеру, завод, построенный для производства определённого продукта, - размышлял Айенгар на эту тему. - Одновременно с главным продуктом на нём производится и ряд побочных, которые также имеют рыночную ценность. В этом случае временами забывают, ради чего возводился завод, и производят для продажи только побочные продукты. У йоги также несколько граней, и, хотя цель и кульминация йоги - видение души, она даёт множество благотворных побочных результатов, в том числе здоровье, счастье, мир и покой. Как в любом производственном процессе есть побочные продукты, так здоровье, счастье и исцеление являются побочными результатами занятий йогой».

Айенгар рассматривает «видение души», или, иными словами, «постижение себя самого» как основную цель йоги. Однако он же говорит: «Йога не кончается тогда, когда вы достигли единения с самим собой. В нужной степени дисциплинировав тело, ум, чувства, разум и сознание, йогу предстоит жить в миру, не вовлекаясь в свои действия. Между философией и практической жизнью должно установиться полное равновесие. Если вам удастся научиться этому, вы превратитесь в философа-практика. Заниматься чистой философией не самое большое достижение. Философы - те же мечтатели. Но мы должны привнести философию в повседневную жизнь - так, чтобы все её невзгоды и радости были наполнены философией. Возможно ли быть успешным членом общества, оставаясь верным собственному развитию и не сходя со стези индивидуального духовного роста? В этом и заключается практическая философия».

Таким образом, основатель «Йоги Айенгара» призывает, занимаясь саморазвитием, не забывать о главной цели жизни каждого человека - служении на благо других.

Успехов вам на этом Пути.

Используемая литература:

Б. К. С. Айенгар «Йога Дипика. Прояснение Йоги».
Б. К. С. Айенгар «Дерево Йоги. Ежедневная практика».
Николаева Мария «Ученик перед стеной».

Йога Айенгара считается одной из самых мягких статичных методик. Основное внимание она уделяет детальной отстройке правильного положения тела в асанах при помощи массы дополнительных приспособлений – валиков, одеял, кирпичей, которые подкладываются под бедра, спину, голову, ноги для обеспечения комфорта и безопасности в практике.

Неуклонный рост интереса к духовным практикам, который вот уже несколько десятилетий наблюдается по всему миру, во многом связан с именем Б.К.С. Айенгара. Его школа произвела настоящую революцию в понимании и практике , которая в интерпретации Гуруджи обрела доступность даже для новичков и людей, имеющих проблемы со здоровьем.

Данный метод обучения универсален, он предполагает концентрацию на деталях и индивидуальный подход к каждому ученику. В этом заключается секрет популярности йоги Айенгара, которая является одним из самых распространенных стилей в мире. Йога Айенгара особенно привлекает начинающих йогинов, вставших на путь гармонического развития личности и испытывающих трудности с правильной отстройкой асан.

История направления

Основателем и идейным вдохновителем этой школы является один из самых выдающихся современных гуру Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар, который с 16 лет обучался у знаменитого наставника Шри Т. Кришнамачара в созданной при содействии Махараджи Майсора Школе Йоги.

Выходец из небогатой брахманской семьи, болезненный юноша в начале своего пути изучал жесткую систему динамичной практики, предполагающую наличие силы духа, упорства и больших физических резервов у ученика, поэтому обучение давалось Айенгару очень тяжело. Но именно эта «сложность» дала ему уникальное понимание и позволила сделать свое тело сильным и выносливым уже через несколько лет после начала занятий.

Именно тогда Б.К.С. Айенгар начал проводить свои первые уроки. Интересно, что его первыми учениками были женщины, которые не могли осваивать практику под руководством взрослого мужчины, поэтому Шри Кришнамачар предложил эту работу юноше.

Последний был вынужден обратиться к многочисленным книгам и глубоко изучить мастерство выполнения асан. Так началось становление Гуруджи.

В результате многолетней практики к нему пришло понимание, что ослабленные и больные люди более остальных нуждаются в возрождающем и исцеляющем действии йоги. Айенгар в течение нескольких десятков лет изучал терапевтическое воздействие асан и на организм, многие из которых он отрыл заново для широкого йогического общества. Результатом его кропотливой работы стал новый статический стиль, представляющий собой адаптированную для европейцев «мягкую» систему развития возможностей человека.

Айенгар стремился сделать йогу доступной для большого количества учеников, однако достичь ему этого удалось только в семидесятых годах прошлого века, когда он открыл Мемориальный институт йоги имени Рамамани Айенгар, названный так в честь собственной жены. Так появилась школа – переосмысленная система обучения основам духовных и физических практик.

В конце 90-х годов прошлого года знаменитый гуру впервые посетил нашу страну по приглашению Министерства Здравоохранения. До этого времени адепты данного стиля занимались йогой в основном по книге «Йога Дипика», написанной Айенгаром. После перестройки ситуация кардинально изменилась, и новый стиль стал достоянием широкого круга лиц. Вскоре в Москве появились первые школы данного направления, а в 2003 году Ассоциация йоги Айенгара официально начала свое существование.

В настоящее время 350 ассоциаций объединяют преподавателей и практикующих этот стиль по всему миру.

Особенности стиля

Этот статический стиль уделяет особое внимание отстройке асан – тонкой и скрупулезной работе в позе, поскольку длительное нахождение в статичном положении усиливает его терапевтическое воздействие не только на мышцы, связки и суставы, оно массирует внутренние органы и гармонизирует работу всех систем организма. Осмысленная практика асан, даже при очень медленном выполнении, оказывает также благотворное влияние на ум человека и его психо-эмоциональное состояние. При отстройке асан используется множество вспомогательных материалов для максимального комфорта практикующего: валики, одеяла, ремни, подушки и т.д. При помощи этих приспособлений в асанах прорабатываются даже самые болезненные участки тела, в которых хранится память о травмах, напряжение и стресс. Йога Айенгара «раскрывает» такие места и излечивает их, наделяя здоровьем духа через здоровье тела.


Особое внимание уделяется равномерному вытяжению тела, благодаря чему оно становится не только более сильным и здоровым, но и симметричным. Выравнивание в асане является важнейшим условием эффективной практики, поскольку позволяет сохранять клетки организма здоровыми. В интервью журналу «Yogasara» Гуруджи объяснил, что самочувствие человека зависит от состояния клеточной системы, состоящей из миллиардов клеток. Статичная практика йоги позволяет этим необходимым элементам тела жить и порождать жизнь.

Выравнивание тела выполняет еще одну очень важную функцию – оно способствует постепенной корректировке энергетических центров и каналов. Последние оказывают колоссальное влияние на тонкое тело, успокаивают ум и очищают сознание. Иными словами, положительные изменения происходят на более глубоких уровнях – в психической и эмоциональной сферах.

Эти закономерности являются фундаментом и логическим обоснованием метода Айенгара.

Интересно, что данная школа, в отличие от некоторых других стилей, не акцентирует внимание на вегетарианстве, как на самой предпочтительной диете. Б.К.С Айенгар не раз подчеркивал, что отказ от пищи животного происхождения еще никого не сделал святым, однако, когда человек занимается йогой, он слышит голос своего тела, голос умеренности, который предлагает именно ту пищу, которая приятная и полезна организму. И этот голос необходимо услышать. Таким образом, человек без насилия над собой постепенно приходит к вегетарианству.

Йога Айенгара - это путь к здоровью.

Уровни йоги Айенгара

Состоит из подготовительного класса и четырех базовых уровней (начальный, начальный-2, основной и интенсивный), программы которых различаются по уровню сложности. Все практикуемые асаны разделены на категории, соответствующие различным уровням подготовки учеников.

Опытные преподаватели рекомендуют совмещать посещение базовых классов с терапевтическими. Последние предлагают антистрессовые, восстанавливающие, женские, детские и другие программы йога-терапии. Кроме того, существует учительский класс, программа для людей старшего возраста и подготовка к Пранаяме, заключающаяся в обучении наблюдению за дыханием.

Обучение происходит от простого к сложному. Опытные наставники предостерегают новичков от выполнения сложных асан, поскольку их тело и способность к концентрации еще не стабильны.

Стоячие асаны являются основополагающими инструментами метода, именно с них начинает развитие практики. Дело в том, что эти позы лучше других способствуют укреплению тела, подготавливая физическую оболочку, эмоциональное и ментальное состояние ученика к более сложным этапам программы.

Эффект

Стиль школы поднимает жизненный тонус, улучшает общее состояние здоровья и внешности, приостанавливает развитие искривлений позвоночника и возвращает подвижность суставов, укрепляет иммунитет и нормализует давление.

Регулярная практика позволяет успешно противостоять стрессам и депрессивным состояниям, она снижает нервную возбудимость и способствует общей гармонизации личности путем постепенной сознательной трансформации тела, сознания и ума.

Кому по силам йога Айенгара?
Изучать йогу возможно в любом возрасте, подготовлены мы или нет. Даже если вы знаете многое или только собираемся постигнуть эту науку. Давайте попробуем определить: что же такое йога, зачем она нам нужна? Не секрет, что увлечение йогой Айенгара все больше набирает популярность среди активных современных людей.

В ЭТОЙ СТАТЬЕ:
— Полезность и современность йоги;
— Направления йоги;
— Йога Айенгара: асаны, комплексы упражнений;
— Йога Айенгара: видео уроки.

Что такое йога?

Данное понятие пришло от наших древних предков. Это одна из систем индийской философии. В культуре Индии, ее трактовали, как науку подчинения разума. Скрытый потенциал для управления всеми функциями организма. Неоспоримые авторитеты в области йоги, такие как Патанжали, Кришнамачарьи заявляют о возможности развития исключительных способностей людей – лечить, совершенствовать тело и дух. Итог – гармония внутри человека.

Зачем нужна йога?

В результате практики мы имеем:

Улучшение здоровья,
способность управлять своим телом,
возможность предупреждения некоторых заболеваний,
активную жизнь и работоспособность,
долголетие.

Регулярно занимаясь, мы:

Избавляемся от головных болей, болей в спине и шеи,
восстанавливаем работу щитовидной железы, поджелудочной, работу кишечника,
укрепляем нервную систему.

Йога увеличивает эластичность мышц, укрепляет их. Мышцы спины начинают держать позвоночник, боли исчезают. Сильные мышцы рук и ног позволяют достаточно долго, безболезненно переносить нагрузки.

Для здоровья суставов полезны упражнения подвижности: скручивание, выгибание.

Мы учимся управлять дыханием. Оказывается, именно правильное дыхание помогает устранять фантомные боли.

Организм, нормализуя физиологию, начинает избавляться от лишних килограммов.

В некоторых направлениях есть упражнения, для омоложения лица, шеи.

Йога для беременных подготавливает женщину к родам.

Такая философия как йога помогает справиться с тяжелой депрессией.

Происходят изменения во всех жизненных аспектах. Меняется судьба!

Существует множество видов: спокойная, легкая, спортивная, ближе к акробатической.

Вот некоторые из них:

Хатха:

Наиболее известно. Если практиковать 1-2 раза в неделю, в короткое время можно стать стресcоустойчивым, научиться контролировать эмоции, обеспечить спокойный сон, хорошее настроение.

аштанга-виньяса:

Похоже на занятия аэробикой. В результате пользуется популярностью у тинейджеров. В течение часа получается сжечь 500 ккл.

инь-йога:

Показано для офисных сотрудников. Полный рабочий день нередко проходит в напряжении физическом и умственном. Мы научимся разгружать свои мысли и успокаивать тело. Мозг после занятий расслабляется. С помощью правильного дыхания достигаем душевного, психологического комфорта.

хатха, кундалини, сахаджа-йога:

Нам хочется общаться с единомышленниками, делиться опытом, вместе практиковать что-то новое? Указанные направления проводят мастер-классы, семинары. Есть возможность получать знания в коллективе.

Но, хочется остановить внимание на йоге Айенгара . Почему?

Айенгар-йога

История:

Беллура Кришнамачара Сараджа Айенгара создал собственную систему преодоления недугов. Гуру в детстве был очень слаб здоровьем и решил изучить йогу знаменитого Кришнамачарьи. Айенгар бросил вызов проблемам. Благодаря вере и упорству, обрел успех в их решении. В последствие, помог многим нуждающимся в выздоровлении.

Преимущества:

Данный вид йоги подходит даже тому, кому простые асаны (позы) на первый взгляд, кажутся невозможными: людям после операций, травм, с хроническими заболеваниями, приобретенными проблемами здоровья, пожилым, детям, беременным. Его метод — научить ослабленного и неповоротливого управлять своим телом.

Йога Айенгара является постепенной. Для безопасности и комфорта, гуру придумал подручные приспособления: одеяла, валики, ремни, деревянные кирпичи, маты. Это основное, что отличает метод занятий Айенгара, например, от аштанга-виньясы. С тем или иным дополнительным материалом можно достичь выполнения заданий.

Очень важно, что противопоказаний для обучения нет.

Достижения:

На каждом занятии достигается терапевтический эффект. В тонус приходят все группы мышц, суставы. Йога Айенгара приводит к вытягиванию человеческого тела, что положительно действует на позвоночник. Смещенные позвонки встают на место. При регулярных уроках, возможно избавление от грыж. Мы становимся гибкими, суставы не болят. Даже если человек еще совсем немного практикует занятия, он начинает ощущать душевный комфорт.

И так, цель учителя Айенгара – излечение от травм, реабилитация после операций, устранение хронических болезней, хорошее настроение и оздоровление организма .

Йога Айенгара: асаны, комплексы упражнений

Много людей открыли для себя йогу Айенгара! Занимаясь по методу оздоровительной программы гуру, мы добиваемся своих целей. Айенгар-йогу по праву можно назвать лечебной.

Перемены в жизни как результат занятий.

Каждый практикующий йогу Айенгара приводит свой ум в состоянии гармонии, что положительно влияет на эмоциональное состояние. Уравновешенный, спокойный, самодостаточный, здоровый человек мыслит позитивно. Ученые доказали — мысль материальна. Жизнь меняется к лучшему!


Йога Айенгара: Видео уроки

> Комплексы Б.К.С. Айенгара - йога для начинающих

Особенности йоги по методу Айенгара :
. статичная практика асан , симметрия, тщательное выравнивание, тонкая и глубокая работа в позе. Длительное пребывание в позе увеличивает ее воздействие на мышцы, связки, суставы, внутренние органы, системы и клетки, а также на эмоциональное состояние и ум;
. постепенное развитие практики , переход от простых поз к более сложным позам по мере того, как тело и сознание становятся готовыми к их выполнению;
. использование разнообразных вспомогательных пропсов (мягких валиков, деревянных брусков, подставок разной высоты и формы, одеял, ковриков, стульев, ремней и веревок), которые позволяют с самого начала правильно расположить тело в пространстве и создать опору, которая абсолютно необходима для правильного развития и стабильности позы.

Практика йоги Айенгара доступна каждому желающему вне зависимости от физической подготовки и жизненного опыта. При выполнении асан важно интегрировать в процесс спокойное расслабленное дыхание. Для каждой асаны оно свое, так же как и каждая асана направлена на свою цель. Асаны необходимо удерживать в течение нескольких секунд (для начинающих) или минут (для продвинутых), в результате чего мышцы, суставы и внутренние органы принимают правильное положение, постепенно "привыкая" к нему. Например, такие позы, как стойка на голове или знакомая с уроков физкультуры "березка" благотворно влияют на работу сердца, легких, печени, органов брюшной полости, пищеварительной и кровеносной систем, головного мозга. Кроме обще-оздоровительного и укрепляющего влияния на тело, йога учит обращать взгляд внутрь себя, наблюдать за собой, контролировать эмоции.
При совокупности этих физических методов, практикующий йогу Айенгара может достигнуть значительных результатов, позволяющих чутко ощущать эмоциональное и физическое состояния собственного организма и управлять ими.

Путь в йоге начинается с малого, а именно с ознакомительных занятий. Это вводные уроки йоги направленные на то, чтобы познакомить учеников с основами практики йоги, научить базовым принципам положения и работы тела в позах, обращать внимание на физиологические особенности каждого ученика, показать для чего и как используется дополнительное оборудование (ссылка на интернет-магазин, стр. с пропсами), ввести в терминологию. Немалую часть ознакомительных занятий занимают вопросы-ответы, т.к. именно в этих классах в большей степени освещена теоретическая часть. После прохождения ознакомительных занятий, ученик овладевает базовыми навыками практики йоги, и может заниматься в группах «Начального» уровня.

"Я разделяю асаны на три группы: начальный, средний и продвинутый курсы. Я группирую их в порядке, удобном для выполнения, с примерным учетом времени, которое может потребоваться для освоения всех этих трех курсов."

Айенгара-йогу можно охарактеризовать как реальную возможность приведения своего тела в безупречный, анатомически естественный вид. Данная разновидность Хатха-йоги представляет собой своеобразную методику, где основное внимание уделяется использованию дополнительных опор с целью образования наивысшей гармонии. Именно поэтому крайне важно для начинающих не упустить ни единого нюанса по выполнению поз и подготовке к ним.

Йога Айенгара: преимущества для каждого

Занятия йогой Айенгара оказывают воздействие не только на стрессоустойчивость организма, душевный лад, но также благотворно влияют на связки, суставы, мышцы, внутренние органы человека

Будучи неподвижным и статическим направлением йоги, акцент в обучении для начинающих необходимо поставить на отстройке асан. Упражнения в комплексе способны помочь в достижении весомого результата — налаживании психо-эмоционального фона — лишь в случае правильного до мельчайших деталей исполнения каждой асаны.

Выполнение требуемых поз этого витка Хатха-йоги не совсем подходит для дома. В основном, выстроить асаны можно лишь, прибегая к использованию вспомогательных предметов: специальные подушки, ремни, валики, кирпичи и другие средства, которые способствуют максимальному стимулированию или даже полному излечению болезненных зон как у женщин, так и у мужчин. Если вы всё-таки решили заниматься самостоятельно, ищите замены инвентарю из предметов домашнего обихода: книг, поясов, одеял и т.д.

Преимущественно, занятия проходят в тихом месте без посторонних факторов, способных нарушить внимание тренирующегося. В случае, когда упражнения выполняются в помещении, необходимо обеспечить проветривание. При этом во время занятий на открытом пространстве желательно уклоняться от ветра и прямых солнечных лучей.

Также, немаловажным вопросом в подготовке к обучению является выбор правильной одежды. Она должна исключать синтетические ткани и иметь свободный крой, не препятствовать кровообращению и не ограничивать движения. Практиковать асаны инструкторы по йоге советуют в купальниках или плавках.

Как подготовить свой организм?

Второй этап Айенгар йоги: Ширшасана

Начало тренировок должно сопровождаться пустым желудком. К тому же, желательно выпить стакан воды, а после — опорожнить кишечник и мочевой пузырь. Правильно будет начинать упражнения не ранее, чем через час после неплотной еды. При этом идеальным считается выстраивание асаны натощак. Однако если чувство голода всерьёз мешает сосредоточению на занятиях, то лучше всего выпить немного молока. После тяжёлого обеда необходимо подождать порядка 4 часов перед началом тренировки, и около часа желательно не принимать пищу после занятий.

Некоторые асаны по методу Айенгара для начинающих практически невозможно исполнить с первого раза. Противопоказано тренироваться насильно, заставляя свой организм перенапрягаться, ведь тело новичка ещё не готово к подобным перегрузкам. Йога и её познание заключаются в постепенном достижении каждого уровня путём безостановочного осмысленного представления конечного результата.

Айенгара-йога поэтапно: четыре уровня занятий, от простого к сложному

Йога Айенгара состоит из нескольких основных комплексов. Каждый блок имеет различия по сложности. Упражнения начального уровня представляют собой обучение простейшим асанам, в свою очередь, для двух последних блоков характерны позы посложнее.

    • Упражнения первого уровня представляют собой позы стоя, наклоны, прогибы, а также восстановительные асаны;
    • Второй этап изучает Адхо Мукха Врикшасаны, а также Ширшасаны, дыхательные упражнения;
    • Третьему уровню посвящена подготовка к Пранаяме, в мельчайших подробностях осваиваются главные виды асан;
    • Четвертый уровень направлен на совершенствование и прорабатывание самых трудных поз без напряжения.

Видео-уроки по Айенгара-йоге помогут безошибочно выполнять тренировочные упражнения на первоначальных уровнях и способствовать самосовершенствованию начинающих на последних этапах познания.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!