Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Основные показатель эффективности соревновательной деятельности. Основные показатели эффективности соревновательной деятельности пауэрлифтера. Для зачисления в группы на этапе совершенствования

соревновательный тактический нападающий спортсмен

Эффективность тренировочной и соревновательной деятельности футболистов характеризуется результатами соревнований. Неуклонный рост последних свидетельствует о методически правильной организации тренировочного процесса (Годик М.А., 1982). Однако, даже по самому высокому результату, показанному на соревнованиях в любом виде спортивной деятельности, невозможно судить об уровне каждого из комплекса показателей, характеризующих подготовленность спортсмена, выявлять его сильные и слабые стороны. Особо отчетливо это проявляется в футболе, где счет матча, выраженный в количестве забитых и пропущенных мячей, далеко не всегда соответствует и соотношению сил противоборствующих команд, и логике протекания конкретного поединка. Ю.Д. Железняк (1979) также отмечает, что спортивный результат и занятое место в турнирной таблице в игровых видах спорта, не всегда отражают уровень мастерства из-за отсутствия объективных показателей в количественном выражении, а также из-за того, что при одинаково высоком уровне мастерства спортсменов всех команд, различное положение их в турнирной таблице неизбежно. Спортивный результат, являясь моделью деятельности спортсмена, в условиях соревнований представляется интегральным показателем, по мнению автора, он лишь констатирует имеющийся факт, но не раскрывает причинно-следственных связей успеха или неудачи команды. Следовательно, помимо знания результата выступления команды, как в отдельных играх, так ив турнирах в целом, необходима дополнительная информация, получаемая непосредственно в ходе игры и характеризующая различные стороны соревновательной деятельности команды в целом, отдельных ее звеньев, линий и игроков. Разработка такой научно обоснованной системы анализа соревновательной деятельности представляет возможность глубокой и объективной оценки как структуры, так и содержания игры. Отсутствие объективной информации о количественных и качественных параметров атакующих и оборонительных действий команды, об их соотношении в зависимости от результата игры и активного противодействия со стороны противника, значительно снижают качество управления командой и в соревновательном, и в учебно-тренировочном процессе.

Особое внимание к изучению соревновательной деятельности в командных спортивных играх связано с целым рядом факторов. В числе важнейших из них можно назвать необходимость общей стратегии подготовки (выбора средств, методов и т.п.), объективизации спортивного результата команды, определения индивидуального вклада каждого из игроков, количественной оценки игровых действий, моделирования в тренировке условий протекания реальных состязаний, отдельных их фрагментов (Портнов Ю.М., 1996). Одной из наиболее важных причин, обуславливающих особую роль адекватной оценки соревновательной деятельности в командных игровых видах спорта, является отсутствие, какой-либо другой возможности, измерить вклад каждого спортсмена в общий результат выступления команды, что в свою очередь позволяет, более корректно, выявить причины успеха или поражения. Кроме того, различные параметры подготовленности, оказывающие влияние на те или иные компоненты соревновательной деятельности, нередко связаны между собой весьма слабо и требуют строго дифференцированной оценки и совершенствования. Поэтому только при условии выявления уровня отдельных составляющих можно объективно оценить сильные и слабые звенья в структуре соревновательной деятельности футболиста, разработать оптимальную для него модель и определить пути ее достижения (Шустин Б.Н., 1995).

Анализ специальной научной и научно-методической литературы показал наличие большого числа работ, посвященных различным аспектам контроля и оценки игрового процесса с позиций количественного и качественного анализа.

Результаты проведенных экспериментальных исследований, в основном, используются авторами в целях контроля уровня технико-тактической подготовленности спортсменов (Морозов Ю.А., Бесков К.И., 1977; Зонин Г.С., 1974; Скоморохов Е.В., 1980 и др.), для характеристики уровня специальной выносливости (Зонин Г.С., 1974; Скоморохов Е.В., 1980).

Наиболее согласованной представляется позиция различных авторов по общим принципиальным положениям контроля соревновательной деятельности спортивно-игровых команд. Так, в ходе измерения и оценки соревновательной деятельности практически во всех командных спортивных играх рассматриваются две основные группы показателей:

1) индивидуальные и коллективные технико-тактические действия;

2) двигательные перемещения спортсменов по полю (площадке).

Первая группа показателей в большей степени характеризует уровень технической и тактической подготовленности отдельных игроков и команды в целом. Вторая - уровень специальной физической подготовленности, их функциональных возможностей.

К основным информативным показателям первой группы относятся те, что характеризуют эффективность, объем и разносторонность (разнообразие) командных и индивидуальных технико-тактических действий. При этом объем отражает общее количество выполненных за время игры действий. Под эффективностью понимается соотношение результативных действий и их общего количества. Разносторонность определяется количеством различных вариантов исполнения игровых действий. Кроме вышеназванных показателей предлагается использовать и некоторые другие. В частности, показатели общей и результативной активности, отражающие соотношение, в первом случае, количества выполненных действий к чистому игровому времени, во втором - количества результативных действий к чистому игровому времени игры. В других исследованиях аналогичный показатель обозначается термином «плотность» технико-тактических действий. При анализе соревновательной деятельности двух противоборствующих команд предлагается рассчитывать коэффициент преимущества, как соотношение коэффициентов эффективности технико-тактических действий команд-соперников (Холодов Ж.К. и др., 1984). В работе Ю.М. Портнова (1996) говорится и о возможности расчета такого интегрального показателя игры, как полезность игрока, определяемого по соотношению коэффициентов эффективности, активности соревновательной деятельности и коэффициента надежности, эмпирически определяемого текущим состоянием игрока, степенью стабильности, безошибочности и управляемости его действий в зависимости от сложности и напряженности соревновательных ситуаций.

Объем регистрируемых показателей соревновательной деятельности определяется, в первую очередь, целью проводимого исследования: можно регистрировать возможно большее число информативных показателей, их определенную группу или какой-либо один компонент игровой деятельности, требующий углубленного анализа и оценки (Годик М.А., 1982).

Большое количество работ посвящено анализу результатов обследования двигательной активности спортсменов-игровиков в ходе матча, в частности, определению объема и интенсивности их двигательных перемещений. Получаемые таким образом данные дают возможность выявить закономерности, изучить структуру соревновательной деятельности, а также имеют большую практическую значимость, так как на их основе рассчитываются оптимальные соотношения нагрузки и отдыха в тренировочных занятиях, нормы тренировочных нагрузок для совершенствования отдельных двигательных компонентов соревновательной деятельности (Годик М.А., 1991).

Одним из показателей, также характеризующих качественную сторону игровой деятельности команд, считается и чистое игровое время, то есть то время, в течение которого мяч находится в игре. Модельные показатели чистого и общего игрового времени игры также имеют большое значение при планировании тренировочного процесса, позволяя более корректно моделировать игровую деятельность по временным характеристикам, максимально приближая ее к условиям реальных соревнований (Холодов Ж.К. и др., 1984).

Необходимым условием эффективного управления тренировочным процессом и ходом игры в процессе соревнований является максимально объективная фиксация показателей соревновательной деятельности. Для повышения точности оценки выполнения технических приемов, тактических построений и двигательной активности футболистов в ходе матча применяют различные технические средства и специально разрабатываемые протоколы. В настоящее время применяются три основных метода регистрации технико-тактических действий: видеозапись, аудиорегистрация, графическая запись. Регистрация двигательных перемещений спортсменов до сих пор чаще всего проводится на основе визуальных педагогических наблюдений, в ходе которых на бланке вычерчиваются перемещения спортсменов (направление, длина отрезков), визуально определяется и скорость бега. Возможно также комбинированное применение визуальных наблюдений и хронометрирование. Основной недостаток названных методов заключается в длительной обработки данных и невозможности оперативного получения необходимой тренеру информации. Более перспективным признается автоматизированный контроль технико-тактических действий с использованием компьютерной, а перемещений спортсменов - ультразвуковой и телевизионной техники. Однако в силу ряда объективных причин автоматизированные системы регистрации соревновательной деятельности в спортивных играх не получили пока широкого распространения в нашей стране ни в сфере научных исследований, ни, тем более, в сфере практической деятельности по подготовке спортивного резерва.

Выделяя основные группы методов регистрации технико-тактических действий спортсменов-игровиков, специалисты в то же время отмечают, что применяемые частные методики зачастую не стандартизированы, и на практике тренерам нередко приходится использовать свои эмпирически подобранные формы ведения протоколов. Отсутствие же единых подходов к регистрации показателей игровой деятельности является существенным сдерживающим фактором для дальнейшей объективизации диагностики достигнутого уровня параметров игровой соревновательной деятельности и создания единого банка данных.

Немалую сложность в спортивных играх представляет и сама оценка, то есть унифицированная мера успеха (Годик М.А., 1988), зарегистрированных и рассчитанных показателей соревновательной деятельности: они не всегда информативны по отношению к результату (матча, соревнований) - могут отсутствовать статистически достоверные различия между отдельными показателями, в частности, в выигранных или проигранных матчах, при сравнении команд разной квалификации и т.д., ввиду того, что и результат, и показатели соревновательной деятельности складываются из соотношения сил игроков двух противоборствующих команд во множестве игровых эпизодов.

В некоторых работах предлагается использовать в качестве критерия мастерства командных действий не только взятие ворот соперника или пропущенный гол, но и количество проникающих атак, количество логически завершенных атак и т.д.

В ряде работ (Амалин М.Е., Шилов О.С., Мармаз С.В., 1983) делается попытка обосновать методику объективной оценки индивидуальных технико-тактических действий игрока, связав этот показатель с размерностью результата спортивной встречи двух противоборствующих команд. Авторы выделяют три варианта конечного результата при выполнении игрового действия: положительны(заканчивающийся в пользу своей команды), отрицательный (заканчивающийся в пользу команды соперника) и временно отложенный (когда игра продолжается). Последний вариант, в свою очередь, может иметь лучшие шансы для партнеров или для соперника.

П.В. Осташев (1982) предлагает подразделять игровую активность футболистов на три уровня: высокий, средний и низкий и, установив признаки перечисленных уровней в игровой деятельности, оценивать каждого спортсмена по уровню полезной активности с возможностью проследить динамику последней на всем протяжении многолетней подготовки. Кроме того, исходя из существующих различий в долях участия футболистов на разных стадиях игры, автор считает целесообразным раздельно оценивать полезную активность спортсменов в атаке, при переходе от атаки к обороне, в обороне и при переходе от обороны к атаке (высокая - 0,25 очка, средняя - 0,1 очка, низкая - 0,05 очка).

Важной особенностью футбола является наличие игровых амплуа. Проведенные в этом направлении исследования доказали влияние выполнения различных игровых функций, проявляющегося как в переработке информации, так и в развитии специальных физических качеств, при овладении технико-тактическими приемами. Поэтому каждому игроку, помимо общей игровой подготовленности, необходимо приобрести знания, качества и навыки, необходимые для выполнения определенных функций в команде. В то же время И.Н. Новокщенов (2000), проанализировав результаты комплексного тестирования физической работоспособности и уровня развития ведущих двигательных качеств у футболистов различных игровых амплуа 13-14, 15-16 и 17-20 лет, пришел к выводу, что игровая специализация влияет на структуру функциональной подготовленности спортсменов только на поздних этапах подготовки, начиная с 17-18 лет, когда игровые амплуа вполне четко определены. На начальных же этапах многолетней подготовки существенных

различий в структуре функциональной подготовленности у спортсменов различной игровой специализации практически не наблюдается, а намечаются лишь тенденции различий, обусловленные отбором и начальной ориентацией. Автор связывает это с тем, что на начальных этапах спортивного совершенствования в тренировке практически не производится дифференцировки нагрузок для спортсменов различного игрового амплуа ни по объему, ни по характеру.

ш Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» На правах рукописи ПИКАЛОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ 10-11 ЛЕТ. Специальность 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ д и с с е р т а ц и и на с о и с к а н и е ученой с т е п е н и к а н д и д а т а п е д а г о г и ч е с к и х наук Москва - 2004 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 2 Работа выполнена в Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор Иванова Татьяпа Семеновна Официальные оппоненты - доктор педагогических наук, профессор Кулаков Вячеслав Николаевич - кандидат педагогических наук, Янчук Виктор Николаевич Ведущая организация - Всероссийская научно-исследовательский институт физической культуры и спорта Защита диссертации состоится « Об » апреля 2004г. в 13.00 час на заседании диссертационного Совета К.311.003.01 при Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: Москва 105112, Сиреневый бульвар 4, аудитория 603. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Автореферат разослан « » Ученый секретарь диссертационного совета "oz&drbf--- Т000004887 ЦОБ по ФКиС РГАФК 2004г. И.В. Чеботарева Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы. Российский теннис переживает период очевидных успехов. Мастерство Е. Кафельникова, М. Сафина, М. Южного, Е. Дементье- вой, В. Звонаревой, А. Мыскиной и ряда других заслужило международное признание. Эти успехи послужили мотивом и примером для занятий теннисом многих тысяч юных теннисистов. К примеру, в классификации участников Рос- сийского теннисного тура 2003 года, представлено более 6 тысяч юных тенни- систов. Каждый из этих участников, а также их родители, нуждается в своевре- менной и корректной оценке успехов соревновательной деятельности. В работах С.П.Белиц-Геймана, И.В.Всеволодова, А.П.Скородумовой и дру- гих отражены подходы к критериям эффективности подготовки теннисистов различных возрастов, однако они не заявлены авторами в качестве модельных характеристик, вообще, и с учетом возраста теннисистов, в частности. Юные спортсмены, проявившие себя в возрасте 10-11 лет, в дальнейшем исчезают из тенниса по ряду причин, перестают выступать в соревнованиях. Обращает на себя внимание тенденция «натаскивания» любыми средствами де- тей в этом возрасте на победу в турнирах и зарабатывания рейтинга. Однако дальнейший рост мастерства теннисистов зависит, в первую оче- редь, от улучшения подготовки в так называемый «фундаментальный период». Международный и отечественный опыт показывает, что почти 90% сильней- ших теннисистов мира начали свои занятия теннисом в возрасте 5-7 лет и толь- ко к 14-16 годам имели заметные успехи среди сверстников на международном уровне. Вместе с тем, результаты соревновательной деятельности в этом периоде далеко не всегда становятся подлинным фундаментом мастерства из-за форси- рования подготовки, диспропорций в освоении техники и тактики, недооценки развития двигательных и психических качеств. Важным условием решения этой задачи является разработка критериев эффективности соревновательной деятельности для юных спортсменов. Они t3b4W$4YP%fi№3\&Qp РГУФК и спортсменов при построе- Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 4 нии процесса спортивной подготовки и являются важным условием и инстру- ментом педагогической деятельности в части оценивания результатов деятель- ности и соответствия этих оценок адекватности и справедливости способно- стям. В связи с этим, перед нашим исследованием была поставлена следующая цель - разработка и обоснование критериев эффективности соревновательной деятельности (СД) юных теннисистов 10-11 лет. Объект исследования - процесс подготовки юных теннисистов. Предмет исследования - соревновательная деятельность юных тенниси- стов 10-11 лет. Гипотеза исследования. Мы исходили из предположения о том, что ре- зультаты соревновательной деятельности на начальном, фундаментальном пе- риоде подготовки теннисистов далеко не всегда становятся подлинной основой мастерства из-за форсирования подготовки, диспропорций в освоении техники и тактики, недооценки развития двигательных и психических качеств. Разра- ботанный нами комплекс критериев эффективности соревновательной дея- тельности будет являться ориентиром и предпосылкой дальнейшего совер- шенствования подготовки юных спортсменов. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Задачи исследования 1. Обобщить теоретический и практический опыт оценки, анализа, моде- лирования соревновательной деятельности в спорте, в частности, в теннисе. 2. Проанализировать главные критерии эффективности соревнователь- ной деятельности юных теннисистов, используемые в настоящее время в практике их подготовки. 3. Определить комплекс критериев эффективности соревновательной деятельности 10-11 лет, относящихся к различным видам подготов- ленности, а также характеризующие свойства личности спортсмена и психофизиологические особенности. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 5 4. Разработать и внедрить в практику подготовки теннисистов 10-11 лет 10-бальные оценочные шкалы по каждому из выделенных в ходе ис- следования критерию эффективности соревновательной деятельности юного теннисиста. Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: 1. Анализ литературных источников 2. Методы оценки и анализа показателей соревновательной деятельности 3. Методы оценки физической подготовленности 4. Методы оценки технической подготовленности 5. Методы оценки психофизиологических показателей и свойств личности 6. Методы математической статистики Организация исследования Исследование проходило в 6 этапов. Первый этап - анализ литературных источников позволил конкретизиро- вать задачи настоящей работы, выбрать наиболее адекватные методы исследо- вания и содержательно интерпретировать полученные данные. Второй этап - наблюдение за соревновательной деятельностью тенниси- стов 10-11 лет, а также экспертный опрос ведущих детских тренеров России. Результаты исследования на первом и втором этапах нашли свое отражение в первой главе данной работы. Третий этап был посвящен поиску, разработке и апробации методик, необ- ходимых для выявления и оценки качеств, свойств личности и показателей под- готовленности, влияющих на эффективность СД юных теннисистов 10-11 лет. Результаты этого этапа составили основу второй главы. Четвертой этап - педагогический эксперимент проходил в течение 4 лет. С 1998 по 2002 г. автор постоянно принимала непосредственное участие в ра- боте научной группы в ходе проведения смотров-конкурсов «Олимпийские на- дежды России», в результате которых были получены экспериментальные дан- ные. Всего было протестировано 200 лучших теннисистов 10-11 лет. Парал- Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 6 лелыю в этот же период велась запись и анализ соревновательной деятельности протестированных спортсменов. Пятый этап - математико-статистическая обработка экспериментальных данных, которая проводилась традиционными методами, принятыми в педаго- гических условиях. Выявление основных критериев эффективности СД тенни- систов 10-11 лет. Шестой этап - проведение заключительного тестирования юных тенни- систов в СДЮШОР ЦСКА (апрель 2003г.), в ходе которого было выявлено со- ответствие выделенных нами критериев эффективности СД теннисистов 10-11 лет, уровню их подготовленности Научная новизна работы связана с рядом оригинальных результатов, полученных в результате исследования: - выявлено и доказано, что главный, общепринятый критерий эффектив- ности соревновательной деятельности теннисиста - рейтинг, для юных спорт- сменов 10-11 лет не является самым значимым в процессе подготовки; - выделены качества, свойства личности и показатели подготовленности, влияющие на эффективность СД теннисистов 10-11 лет, а также определены их оптимальные уровни, которые можно рассматривать как основные критерии эффективности СД юных теннисистов; - выявлено соответствие выделенных нами критериев эффективности СД теннисистов, 10-11 лет уровню их подготовленности по этим показателям; - разработаны оценочные шкалы по каждому из критериев эффективности СД. Теоретическая значимость работы состоит в комплексном подходе к критериям эффективности соревновательной деятельности, базирующимся на взаимном опосредовании результата соревновательной деятельности юных теннисистов и свойств личности, необходимых для ее осуществления. Практическая значимость диссертационного исследования определя- ется его прямым предназначением для использования в процессе подготовки юных теннисистов. Разработанный и изложенный в диссертации комплекс кри- Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 7 териев эффективности СД теннисистов 10-11 лет может быть непосредственно использовап для внедрения в работу специализированных теннисных клубов. Результаты НИР по теме диссертации внедрены (в диссертации представ- лены два акта внедрения) в практику подготовки юных теннисистов СДЮШОР «Олимпиец», СДЮШОР ЦСКА. Результаты НИР по теме диссертации внедре- ны (в диссертации представлены два акта внедрения) в практику подготовки юных теннисистов СДЮШОР «Олимпиец», СДЮШОР ЦСКА, теннисного клуба «Балашиха» и в практику проведения смотров-конкурсов «Олимпийские надежды России». Также автором было подготовлено письмо в Федерацию Тенниса России (ФТР (см. приложения)), в котором изложен ряд предложений по изменению регламента Российского Теннисного Тура, а также расширению системы про- ведения смотров-конкурсов практически перед всеми основными турнирами. Письмо рассмотрено и одобрено на тренерском совете РТТФТР. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Главный критерий эффективности соревновательной деятельности теннисиста - рейтинг для юных спортсменов 10-11 лет не является значимым в процессе подготовки. 2. Основные критерии эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов относятся не только к различным видам подготовленности, но и к эмоционально-волевым, психомоторным, интеллектуально- позновательным сферам жизнедеятельности человека. 3. Использование оценочных шкал по каждому из критериев эффективности соревновательной деятельности дает возможность повысить качество отбора перспективных теннисистов и индивидуализировать их спортивную подготов- ку. Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, практических рекомен- даций, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 178 страниц текста, включает 20 таблиц, 14 рисунков. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 8 Список использованной литературы включает 260 источников, из них 37 на иностранных языках. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность исследования, его новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются цель, гипотеза и по- ложения, выносимые на защиту. В первой главе анализируется литература по интересующей нас пробле- ме. В частности, раскрывается проблема оценки и моделирования эффективно- сти соревновательной деятельности юных теннисистов, затрагивается вопрос о субъективных и объективных критериях этой деятельности. Дается психологи- ческая характеристика игры в теннис, включающая психологические особенно- сти теннисиста, способствующие эффективности спортивной деятельности. Рассматривается роль эмоций, мышления, самооценки и уровня притязаний в теннисе. Вторая глава посвящена определению задач и подбору методов исследо- вания и организации педагогического эксперимента. В третьей главе описаны результаты исследования, в четвертой главе представлено их обсуждение. Результаты исследований и их обсуждение. Возможность победы ИЛИ проигрыша сопровождает буквально каждый удар теннисиста или иное действие в рамках соревновательной деятельности (например, своевременно и обоснованно заявленный протест). Эффективность соревновательной деятельности складывается, в основном, из побед и пораже- ний в отдельных матчах, турнирах. Наиболее полно и объективно эффективность соревновательной деятель- ности отражается в различных национальных и международных классификаци- ях теннисистов, рейтингах, учитывающих возраст, пол, призовой фонд и ряд других показателей успешности. Конечной целью таких классификаций служит определение классифика- ционного номера теннисиста, его рангового места на основе протоколов сорев- Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 9 нований. Нами было предпринято исследование динамики и структуры классифи- кации группы теннисисток и теннисистов 10-11 лет в 1999 и тех же спортсме- нов, но в возрасте 13-14 лет 2003 году. Таблица 1. 1 2 3 4 5 6 7 Корреляции показателей классификации теннисисток. 1 2 Показатели 5 6 3 4 7 14 -38 -09 Число турниров в 1999 г. 82 51 91 30 Число матчей в 1999 г. 91 96 51 -31 -29 38 Число побед 1999 г. 96 54 -27 -39 82 51 07 Очки 1999 года -48 -06 51 54 30 07 -18 -77 Очки 2003 года 14 38 Рейтинг 1999 года -38 -31 -27 -48 -18 -01 Рейтинг 2003 года -09 -29 -39 -06 -77 -01 Примечание: достоверный уровень значимости выделен жирным шриф- том. Из табл.1 мы видим, что высокой корреляцией отличаются показатели числа сыгранных в 1999 году турниров, матчей и одержанных побед. В мень- шей мере, но также достоверно (р<0,05) коррелируют с этими показателями на- бранные в 1999 году очки и ранговое место (классификационный номер). Из этого следует, что все участники имеют сходные показатели числа турниров, матчей и побед, однако этот фактор менее значим для начисления очков и, со- ответственно, места в классификации. Еще одна значимая связь у показателя числа очков 2003 года с рейтингом в том же году. Одновременно, мы не видим достоверных связей в успешности соревновательной деятельности юных теннисисток 10-11 лет с их же достиже- ниями в 2003 году. Графически по методу наибольшего корреляционного пути (по Л.К. Выханду) структура показателей классификации у девочек представлена на рис. 1 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 91 5 96 -77~| 54 -48 Рис. 1 Структура показателей классификации в группе девочек Таблица 2. Факторный анализ показателей классификации теннисисток. 1 2 3 4 5 6 7 Показатели Число турниров 1999 г Число матчей 1999 г. Число побед в 1999 г. Очки 1999 года Очки 2003 года Рейтинг 1999 года Рейтинг 2003 года Собственное значение Полнота факторизации в % Фактор 1 Фактор 2 0,30 0,87 0,94 0,10 0,94 -0,01 0,66 0,36 0,47 -0,79 -0,49 -0,29 -0,43 0,84 3,60 1,63 51,5 23,3 Примечание: значимые факторные веса выделены жирным шрифтом. Факторный анализ выявил 2 значимых фактора. Полнота факторизации составляет соответственно 51,5 % и 23,3 % (в сумме 74, 8 %). В первый фактор со значимыми весами вошли все показатели числа тур- ниров, матчей и побед 1999 г. Следовательно, юных теннисисток 10-11 лет в 1999 году, прежде всего, объединяло мнение относительно числа турниров, матчей и стремления к умножению количества побед. Обратим внимание на равенство числа побед у лидеров и аутсайдеров Классификации Российского теннисного тура. Очевидно, что для формирова- ния чувства успешности юному теннисисту необходимо определенное число турниров, матчей и побед (соответственно 7-11, 29-43, 19-30 для девочек и 6- Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 11 10, 22-36 16-28 для мальчиков) в некоторой степени безотносительно к силе соперников. Фактор 2 свидетельствует о специфичности показателей 2003 года по от- ношению к показателям 1999 года. Вполне возможно, что логика эффективно- сти соревновательной деятельности 1999 г. не прослеживается в эффективности тех же теннисистов в 2003 году (корреляция близка к нулевой). Отдельно мы рассмотрели структуру аналогичных показателей классифи- каций 1999 и 2003 года у мальчиков. Здесь мы видим сходство и, одновремен- но, несколько иную структуру связей показателей классификации. Сходство состоит в высокой связи показателей числа сыгранных турни- ров, матчей и одержанных побед при одновременной связи с рейтингом. Различие состоит в связях показателей числа очков и рейтинга в 1999 и 2003 годах. При этом, как и в группе девочек, набранные очки и рейтинг досто- верно не коррелируют друг с другом в соответствующие годы. Таблица 3. Корреляции показателей классификации теннисистов. 1 2 3 4 5 6 7 Показатели Число турниров 1999 г. Число матчей 1999 г. Число побед в 1999 г. Очки 1999 года Очки 2003 года Рейтинг 1999 года Рейтинг 2003 года 1 96 83 22 -08 -69 -06 2 96 95 33 11 -79 -19 3 83 95 39 31 -81 -30 4 22 33 39 56 -61 -56 5 -08 11 31 56 -51 -75 6 -69 -79 -81 -61 -51 7 -06 -19 -30 -56 -75 50 50 Примечание: достоверный уровень значимости выделен жирным шрифтом. Эффективность соревновательной деятельности определяется не только исходом турниров, матчей и числом достигнутых побед, но и соотношением основных показателей игры. В 1-ой главе мы рассмотрели основной перечень такого рода показателей, во 2-ой главе представлена методика их определения по результатам конкретного сета, гейма, матча, сыгранных конкретным тенни- систом. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 12 Таблица 4. Корреляционные связи показателей оценки соревновательной деятельности девочек 10-11 лет. 1 2 3 4 5 6 7 8 Показатели «Эйсы» 2-е ошибки Активно выигранные Невынужденные ошибки Выходы к сетке Выигранные у сетки КС. К.Р.А. 1 0,13 0,25 -0,25 -0,06 0,06 0,10 0,36 2 0,13 -0,29 -0,05 -0,19 -0,19 -0,04 -0,31 4 3 5 6 0,25 -0,25 -0,06 0,06 -0,29 -0,05 -0,19 -0,19 0,29 0,56 0,66 0,14 0,32 0,29 0,56 0,14 0,53 0,66 0,32 0,53 -0,14 -0,53 -0,00 -0,05 0,87 -0,10 0,54 0,56 7 8 0,10 0,36 -0,04 -0,31 -0,14 0,87 -0,53 -0,10 -0,00 0,54 -0,05 0,56 0,08 0,08 Примечание: статистически значимые корреляции выделены жирным шрифтом Взаимосвязи комплекса игровых показателей в таблице 5 определяются: активно выигранными мячами, выходами к сетке, выигранными у сетки мячами и коэффициентом результативной активности. Эти показатели имеют по 3 зна- чимых корреляции с остальными. Показатели числа «эйсов», двойных ошибок и невынужденных ошибок достоверных связей не имеют. Коэффициент стабильности имеет логически объяснимую отрицательную связь с иевынужденными ошибками теннисиста. Графически по методу наибольшего корреляционного пути (по Л.К. Выханду) структура игровых показателей у девочек 10-11 лет представлена на рис. 3. Факторизация матрицы интеркорреляций игровых показателей выявила 2 значимых фактора, объясняющих 38,5% и 21,5 %, т.е. 60 % всей изменчивости задействованных показателей. В первом факторе наиболее весомо представле- ны показатели активно выигранных мячей и результативной активности. Во втором- это показатели невынужденных ошибок и стабильности. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 13 1 1 -31 66 7 36 8 1 87 3 f>6 Рис.3. Структура показателей оценки соревновательной деятельности девочек 10-11 лет По данным корреляционного и факторного анализов в группе девочек можно говорить об основных тенденциях игры юных теннисисток: повышении числа активно выигранных мячей и снижении числа невынужденных ошибок, а также о важной роли результативной активности и стабильности. Таблица 5. Основные факторы показателей оценки соревновательной деятель- ности теннисисток 10-11 лет. Показатели Фактор 1 Фактор 2 «Эйсы» 1 0,20 -0,55 2 2-е ошибки -0,39 -0,00 3 Активно выигранные 0,93 -0,00 Невынужденные ошибки 4 0,26 -0,84 -0,03 Выходы к сетке 5 0,72 -0,12 6 Выигранные у сетки 0,80 0,74 7 -0,09 К.С. 8 К.Р.А. 0,87 -0,35 Собственное значение 3,08 1,72 Полнота факторизации 38,5 21,5 Примечание: значимые факторные веса выделены жирным шрифтом. Корреляционный и факторный анализы игровых показателей в группе мальчиков выявили несколько иную структуру компонентов игры. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 14 Прежде всего, отметим сходство с данными девочек: по три статистиче- ски достоверных связи имеют показатели активно выигранных мячей, выходов к сетке и мячей, выигранных у сетки. Вместе с тем, повысилась роль «эйсов»: они пополнили активно выиг- ранные очки и оказались существенными для повышения числа выходов к сет- ке. Очевидно, владение сильной подачей стимулирует более частые выходы к сетке. Таблица 6. Корреляционные связи показателей оценки соревновательной деятельности у теннисистов 10-11 лет. Показатели 3 1 2 4 6 7 8 5 Эйсы 0,10 0,55 -0,03 0,21 0,45 0,06 0,15 2-е ошибки -0,05 0,19 -0,13 -0,02 -0,37 -0,09 0,10 0,42 0,61 0,55 -0,07 0,10 Активно выигранные 0,55 -0,05 Невынужденные ошибки -0,03 0,19 0,42 0,42 0,25 -0,21 -0,28 Выходы к сетке 0,21 -0,13 0,61 0,42 0,48 -0,09 0,35 Выигранные у сетки 0,45 -0,02 0,55 0,25 0,48 -0,11 0,16 0,06 -0,37 -0,07 -0,21 -0,09 -0,11 -0,46 К.С. К.Р.А. 0,15 -0,09 0,10 -0,28 0,35 0,16 -0,46 Примечание: значимые связи выделены жирным шрифтом. В группе мальчиков наметился также своеобразный «баланс» между ста- бильностью и результативной активностью. Эти показатели оказались обратно зависимыми. Причину этого можно найти в результатах факторного анализа. Технический арсенал современного теннисиста весьма разнообразен. Он призван решать многочисленные задачи атакующего и оборонительного харак- тера. Проведение технических приемов осложняется весьма короткими перио- дами принятия и осуществления решения этих задач, а также многочисленными требованиями к точности, силе, маскировке и адекватности условиям погоды, покрытия, позиции и передвижениям соперника и (или) партнера. В соответствии с практикой оценки.освоения техники юными тенниси- стами нами были использованы 2 группы методик (экспертная оценка и ми- шенный метод), в обоих случаях оценке подвергались 6 основных приемов: Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 15 удары слева и справа с отскока и слета, «смеш» и подача. Физическая подготовка является одной из фундаментальных предпосы- лок успешной соревновательной деятельности в подавляющем большинстве видов спорта и теннис - не исключение из правил. Оценка физической готовно- сти по ходу матча не представляется в полной мере сопоставимой и пригодной для анализа по целому ряду причин, прежде всего, в силу различий в напря- женности того, или иного матча, его технической насыщенности. С целью установления структуры физической подготовленности прове- дены корреляционный и факторный анализы (табл.7,8). В группе девочек об- ращают на себя внимание достоверно значимые связи (р<0,05) всех задейство- ванных показателей. Этот факт указывает на наличие единого физического свойства, качества, присущего всем этим показателям. Этот вывод косвенно подтверждается и уточняется результатами фактор- ного анализа. Таблица 7. Корреляция показателей физической подготовленности теннисисток 10-И лет. Показатели 6 1 3 4 5 2 Бег(6x8) 1 0,80 -0,56 0,57 -0,42 -0,67 «Веер» 2 0,80 -0,62 0,45 -0,47 -0,59 Прыжок вверх 3 -0,56 -0,62 -0,55 0,62 0,69 Бег 30 м 4 0,57 0,45 -0,55 -0,40 -0,53 Метание мяча 5 -0,42 -0,47 0,62 -0,40 0,68 Прыжок в длину 6 -0,67 -0,59 0,69 -0,53 0,68 Примечание: значимые корреляции выделены жирным шрифтом Графически, по методу наибольшего корреляционного пути (по Л.К. Выханду) структура корреляционных связей показателей физической подготов- ленности теннисисток 10-11 лет представлена на рис. 4 Выявлен всего один значимый фактор, все факторные веса которого зна- чимые и близки по своему уровню связи с данным фактором. Полнота фактори- зации одним фактором составляет почти 70 %. Фактор интерпретирован нами как проявление скоростных качеств. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 16 80 Б7 69 68 Рис.4. Структура показателей физической подготовленности теннисисток 10-11 лет В группе теннисистов-мальчиков 10-11 лет результаты корреляционного и факторного анализа иные. Наибольшим числом значимых корреляционных связей обладают показа- тели челночного бега и прыжка в длину с места. При этом, последний обладает связями со всеми показателями, кроме метания мяча. Показатель метания мяча не имеет значимых корреляций с остальными показателями, задействованными в данном наборе. Очевидно, у теннисистов 10-11 лет серьезное внимание обра- щается на работу ног (перемещение и прыжковые усилия), которые в совою очередь, отмечаются нами основными критериями эффективности соревнова- тельной деятельности. Таблица 8. Корреляция показателен физической подготовленности теннисистов 10-11 лет. Показатели 1 2 3 4 5 6 0,75 -0,27 0,69 -0,08 -0,48 -0,29 0,34 -0,28 -0,44 -0,39 -0,12 0,58 -0,19 -0,53 Бег (6x8) 1 «Веер» 2 0,75 Прыжок вверх 3 -0,27 -0,29 Бег 30 м 4 0,69 0,34 -0,39 Метание мяча 5 -0,08 -0,28 -0,12 -0,19 6 -0,48 -0,44 0,58 -0,53 0,04 Прыжок в длину Примечание: значимые корреляции выделены жирным шрифтом 0,04 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 17 Графически по методу наибольшего корреляционного пути (по Л.К. Выханду) структура корреляционных связей показателей физической подготов- ленности теннисистов 10-11 лет представлена на рис. 5. 69 4 75 1 3 58 2 | -~-чэ 6 Рис.5. Структура показателей физической подготовленности теннисистов 10-11 лет Результаты корреляционного анализа подтверждаются и уточняются дан- 4v ными факторного анализа. В группе мальчиков выявлено 2 значимых фактора с полнотой факторизации 49,2 % и 20,2 % (всего 69,4 %). В первом факторе дос- товерно значимые (р < 0,05) связи имеют показатели челночного бега, веера, бега 30 м и прыжка в длину с места (наибольший факторный вес у челночного бега 6x8 м. Во втором факторе значимым весом располагает лишь показатель мета- ния мяча. У мальчиков в используемом наборе показателей физической подготов- ленности он более специфичен, поскольку характеризует быстроту движений руками. Можно предположить, что одной из причин такого положения в группе мальчиков является игра одной рукой, как справа, так и слева, т.е. более отчет- ливое у них (по отношению к девочкам) выделение право - (или) леворукости. Эффективность соревновательной деятельности определяется не только исходом турниров, матчей и числом достигнутых побед, но и функционирова- нием центральной нервной системы. Вне всякого сомнения такие свойства нервной системы как сенсомоторное реагирование, реакция!на?движущийся объект, быстрота и приемлемый Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 18 темп движений, скорость переработки информации, подвижность нервной сис- темы, особенности внимания, а также мышечная чувствительность - несомнен- ные предпосылки игровых действий. Таблица 9. Корреляционные связи психофизиологических показателей девочек 10-11 лет. Показатели Время простой реакции РДО Быстрота движений Темп движений Переработка информации Теппинг-тест Устойчивость внимания Мышечное чувство 1 0,21 0,55 0,05 0,44 0,50 0,49 0,31 3 2 0,21 0,55 0,56 0,56 0,46 0,05 0,38 0,33 -0,05 0,06 0,35 0,48 0,25 0,40 6 4 5 7 0,05 0,44 0,50 0,49 0,46 0,38 -0,05 0,35 0,05 0,33 0,06 0,48 0,15 -0,02 -0,13 0,15 0,30 0,36 -0,02 0,30 0,63 -0,13 0,36 0,63 -0,06 0,32 0,24 0,21 8 0,31 0,25 0,40 -0,06 0,32 0,24 0,21 Примечание: статистически значимые корреляции выделены жирным шрифтом Таким образом, рассмотренные выше корреляционная и факторная струк- туры психофизиологических показателей позволяют выявить сходство и, вме- сте с тем, определенную специфику успешной соревновательной деятельности юных теннисистов 10-11 лет. Ключевым моментом игры является повышение быстроты, имеются ком- пенсаторные связи психофизиологических показателей, как в одной, так и в другой группах. Корреляционпая и факторная структуры в обеих группах за- метно различаются. Если в группе девочек сначала реакция на простую ситуа- цию, затем «взвешенно внимательная оценка», а уж затем темповой ответ, то у мальчиков она связана с внимательным реагированием (оценкой ситуации), за- тем с реакцией на мяч и последующей переработкой информации. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 19 ВЫВОДЫ 1. Анализ теоретического и практического опыта изучения соревновательной деятельности (СД) в спорте, и, в частности, в теннисе, показал актуальность и многогранность этой проблемы, обращенной к культурно-историческим кор- ням, ее высокую личностную значимость. Эффективность СД представляется нам особым мироощущением, базирую- щимся на широком комплексе свойств личности, качеств и навыков, приобре- таемых в ходе деятельности, связанной с возможностью их реализации в усло- виях спортивной борьбы. 2. Правомерность изучения СД юных теннисистов 10-11 лет базируется на уче- те возрастных особенностей детей 10-11 лет. 3. Исключительно высокие темпы развития тенниса в последние десятилетия привели к ранней специализации и большой соревновательной практике юных теннисистов, которые уже с 12-летнего возраста начинают активно участвовать в официальных чемпионатах, а с 14-летнего - вступают на профессиональный путь. Причем, главным и единственным критерием эффективности их спортивной подготовленности является место в теннисной классификации (рейтинг). 4. Проведенное исследование выявило тенденцию к общему устремлению мак- симального увеличения количества сыгранных турниров, доходящих до 20 в год. Однако, положение в рейтинге определяется не количеством сыгранных турниров, а числом побед в них. Следовательно, целесообразно при планировании календаря участия в со- ревнованиях исходить не из количества сыгранных турниров, а их качества, которое должно соответствовать уровню подготовленности юного теннисиста 10-11 лет. Исследования показали, что наиболее положительный результат достигается при участии в 7-9 турнирах, 29-40 матчах, в которых необходимо одержать 1925 побед. 5. Анализ статистических данных, лежащих в основе составления российской Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 20 теннисной классификации, показал отсутствие достоверных связей (при р<0,05) между местами, занимаемыми в рейтинге теннисистами в 10-11 лет, и затем через 4 года в возрасте 13-14 лет. Причем, за это время «потери», т.е. вы- бывание из рейтинга, и, соответственно, прекращение занятий теннисом со- ставляет 27% у девочек, а у мальчиков 25%. 6. Таким образом, в возрасте 10-11 лет рейтинг не имеет прогностической зна- чимости и не может рассматриваться как главный, а в настоящее время и един- ственный критерий эффективности СД юных теннисистов этого возраста. 7. Проведенные исследования психофизиологических качеств позволили опре- делить комплекс критериев, влияющих на эффективность СД юных тенниси- стов 10-11 лет, в число которых входят: показатели быстроты сенсомоторной реакции, точность реакции на движущийся объект, быстрота и темп движения, скорость приема и переработки информации, точность мышечио-двигательных ощущений, устойчивость внимания. Причем, их уровень и особенности взаимосвязи для девочек и мальчиков имеют определенную специфичность. 8. Активное участие в тренировочном и соревновательном процессе требует от юных теннисистов высокого уровня притязаний. Процедура определения мотивационной структуры уровня притязаний по методике Гербачевского В.К. по- зволила выявить факторную структуру мотивации, показатели которой значимо взаимосвязаны с показателями эффективности СД и выступают в роли непо- средственных побудителей субъекта к деятельности. 9. Запись СД осуществлена с помощью разработанной при участии автора ком- пьютерной методики. Полученные результаты выявили возможность рассмот- рения в качестве критериев СД показателей стабильности (КС), результативной активности (КРА). Причем, если значимость стабильности в этом возрасте не подлежит сомнению, то, как правило, формирование результативной активно- сти многие тренеры относят к более старшему возрасту. Исследования показали, что стремление и возможность играть результа- тивно активно в возрасте 10-11 лет определяет будущий победный стиль игры. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 21 Это подтверждается выделенными в результате факторного и корреляционного анализов значимые элементы техники: подача, выход к сетке, завершающий выигрыш ударами с лета. Владение этими техническими элементами может рассматриваться как критерий эффективности СД теннисистов 10-11 лет. 10. Результаты исследования показателей развития физических качеств под- тверждают общепринятые представления о доминирующей роли скоростных качеств для спортсменов этой возрастной группы. Показатели тестирования скоростно-силовых, скоростных качеств и ско- ростной выносливости, несомненно, в первую очередь, могут быть использова- ны в качестве оценки соответствия критериям эффективности СД. 11. Таким образом, критерии эффективности СД юных теннисистов 10-11 лет носят комплексный характер и характеризуют их личность, психофизиологиче- ские особенности и спортивную подготовленность. 12. Разработаны 10-бальные (процентильные) оценочные шкалы по каждому из изученных показателей, которые позволяют сопоставить экспериментальные данные между собой и с критериями СД. Это дает возможность выявить инди- видуальные особенности теннисиста 10-11 лет и дать рекомендации по отбору перспективного к достижению высоких спортивных результатов контингенту. 13. Практические рекомендации, разработанные в ходе работы по индивидуа- лизации тренировочного процесса и управлению спортсменом в ходе СД, включают комплекс игровых упражнений на корте и вне его. Также психологопедагогические рекомендации, которые были успешно апробированы и затем внедрены в практику работы спортивных школ и теннисных клубов. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 22 По теме диссертации автором были опубликованы 4 научные работы. 1. Иванова Т.С., Иванов Л.С., Пикалова А.В. Анализ соревновательной деятельности юных теннисистов в условиях повышенной психической напря- женности // Сб. научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК, посвя- щенных 80-летию академии. - М: Физическая культура, образование и наука, 1998.-С.137-142. 2. Иванова Т.С., Пикалова А.В. Использование зарубежного опыта психологической подготовки в тренировке теннисистов // Сб. научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК, посвященных 80-летию академии.- М.: Физическая культура, образование и наука, 1998. - СД20-122. 3. Иванова Т.С., Пикалова А.В. Смотр будущих чемпионов - Матчбол теннис - №5.-1999. - С.72-73. 4. Дмитров А.А., Иванова Т.С., Пикалова А.В. Особенности соревновательной деятельности и подготовленности юных теннисистов // Фи- зическое воспитание и спорт учащейся молодежи: Сб. научных и научнометодических статей. - М.: РИД МГИУ., 2001. - С.177-180. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Ill Hill Hill "" ~ " Z, Д -г T000004887 ЦОБ по ФКиС РГАФК ^ У ЦОБпоФКнС Ч.з. 4887 T000004887 П32 Пнкалова АВ. Критерии эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов 10-11 лет. - 2004 а? Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Тираж 100 экз. Объем 1,0 п.л. Заказ 170 Отпечатано в ООО «Принт Центре» 105122, г. Москва, Сиреневый бульвар, д. 4 телефон: 166-15-72. Изготовление брошюр, авторефератов.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1.1. Анализ соревновательной деятельности в спортивных играх, в том числе в теннисе.

1.1.1. Структура соревновательной деятельности в индивидуальных спортивных играх.

1.1.2. Система спортивных соревнований.

1.1.3. Календарь соревнований.

1.1.4. Индивидуальная система спортивных соревнований.

1.1.5. Соревновательный метод подготовки.

1.2 Проблема оценки эффективности соревновательной деятельности. Объективные и субъективные критерии этой деятельности.

1.3 Модельные характеристики соревновательной деятельности юных теннисистов.

1.3.1.Модельные характеристики общего соответствия подготовленности и игры принципам передовой соревновательной деятельности.

1.3.2. Модельные характеристики психологической подготовленности.

1.3.3. Модельные характеристики теоретической подготовленности

1.3.4 Модельные характеристики спортивной техники.

1.3.5 Модельные характеристики физической подготовленности

1.3.6 Модельные характеристики соревновательной деятельности, стратегии и тактики.-

1 л Психслспгчсс^с усливим эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов.

1.4.1. Психические и морфофункциональные особенности младшего школьника.

1.4.2. Психические и морфофункциональные особенности подростка.

1.5. Роль эмоций, мышления, самооценки и уровня притязаний в эффективности соревновательной деятельности юного теннисиста.

1.5.1. Эмоции.

1.5.2. Мышление.

1.5.3. Самооценка и уровень притязаний.

1.6. Резюме по главе.

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1 Задачи исследования.

2.2 Методы исследования.

2.2.1 Анализ литературных источников.

2.2.2 Методы оценки и анализа соревновательной деятельности

2.2.3 Методы оценки технической подготовленности.

2.2.4 Методы оценки физической подготовленности.

2.2.5 Методы оценки функциональных особенностей психики.

2.2.6 Мотивационная структура уровня притязаний.

2.2.7 Методы математической статистики.

2.3 Организация исследования.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ 10-11 ЛЕТ.

3.1. Результаты исследования общепринятого в теннисе критерия эффективности соревновательной деятельности теннисиста - рейтинга.

3.2. Показатели оценки соревновательной деятельности.

3.3. Показатели оценки техники.

3.4. Показатели оценки физической подготовленности.

3.5. Показатели оценки психофизиологических особенностей.

3.6 Показатели оценки уровня притязаний.

ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ 10-11 ЛЕТ.

4.1.Корреляционная структура всех критериев эффективности соревновательной деятельности в группе девочек-теннисисток 10-11 лет

4.2.Корреляционная структура всех критериев эффективности соревновательной деятельности в группе мальчиков-теннисистов

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

  • Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса юных теннисистов 8-10 лет с использованием методов саморегуляции 2004 год, кандидат педагогических наук Линькова, Анна Михайловна

  • Система формирования специальной подготовленности юных спортсменов на этапах многолетней подготовки в индивидуальных игровых видах спорта: На материале настольного тенниса 2002 год, доктор педагогических наук Матыцин, Олег Васильевич

  • Педагогические условия формирования психологической готовности юных теннисистов к соревнованиям в учебно-тренировочном процессе 2007 год, кандидат педагогических наук Жупанова, Екатерина Владимировна

  • Тактико-психологическая подготовка в зависимости от когнитивных способностей теннисистов 13-16 лет 2012 год, кандидат педагогических наук Нгуен, Куок Хай

  • Применение технических средств в учебно-тренировочном процессе теннисистов 13-14 лет 2006 год, кандидат педагогических наук Хельбик Рафал

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Критерии эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов 10-11 лет»

Актуальность темы. Российский теннис переживает период очевидных успехов. Мастерство Е. Кафельникова, М. Сафина, М. Южного, Е. Дементьевой, В. Звонаревой, А. Мыскиной и ряда других заслужило международное признание. Эти успехи послужили мотивом и примером для занятий теннисом многих тысяч юных теннисистов. К примеру, в классификации участников Российского теннисного тура 2003 года, представлено более 6 тысяч юных теннисистов. Каждый из этих участников, а также их родители, нуждается в своевременной и корректной оценке успехов соревновательной деятельности.

В работах С.П.Белиц-Геймана, А.П. Скородумовой, И.В.Всеволодова, и др. отражены подходы к критериям эффективности подготовки теннисистов различных возрастов, однако они не заявлены авторами в качестве модельных характеристик вообще, и с учетом возраста теннисистов в частности.

Юные спортсмены, проявившие себя в возрасте 10-11 лет, в дальнейшем исчезают из тенниса по ряду причин, перестают выступать в соревнованиях. Обращает на себя внимание тенденция «натаскивания» любыми средствами детей в этом возрасте на победу в турнирах и зарабатывания рейтинга.

Однако дальнейший рост мастерства теннисистов зависит в первую очередь от улучшения подготовки в так называемый «фундаментальный период». Международный и отечественный опыт показывает, что почти 90% сильнейших теннисистов мира начали свои занятия теннисом в возрасте 5-7 лет и только к 14-16 годам имели заметные успехи среди сверстников на международном уровне.

Результаты соревновательной деятельности юных теннисистов 10-11 лет не определяют основу подлинного мастерства из-за форсирования подготовки, диспропорций в освоении техники и тактики, недооценки развития двигательных и психических качеств.

Важным условием решения этой задачи является разработка критериев эффективности соревновательной деятельности для юных теннисистов. Они призваны стать важным ориентиром для тренеров и спортсменов при построении процесса спортивной подготовки, и являются важным условием и инструментом педагогической деятельности в части оценивания результатов деятельности и соответствия этих оценок способностям.

В связи с этим, перед нашим исследованием была поставлена следующая цель - разработка и обоснование критериев эффективности соревновательной деятельности (СД) юных теннисистов 10-11 лет.

Объект исследования - процесс подготовки юных теннисистов.

Предмет исследования - соревновательная деятельность юных теннисистов 10-11 лет.

Гипотеза исследования. Мы исходили из предположения о том, что результаты соревновательной деятельности на начальном, фундаментальном периоде подготовки теннисистов далеко не всегда становятся подлинной основой мастерства из-за форсирования подготовки, диспропорций в освоении техники и тактики, недооценки развития двигательных и психических качеств. Разработанный нами комплекс критериев эффективности соревновательной деятельности будет являться ориентиром и предпосылкой дальнейшего повышения эффективности подготовки юных спортсменов.

Научная новизна работы связана с рядом оригинальных результатов, полученных в результате исследования:

Выявлено и доказано, что главный, общепринятый критерий эффективности соревновательной деятельности теннисиста - рейтинг, для юных спортсменов 10-11 лет не является значимым в процессе подготовки; выделены качества, свойства личности и показатели подготовленности, значимо связанные с эффективностью СД теннисистов 1011 лет, а также определены их оптимальные уровни, которые можно рассматривать как основные критерии эффективности СД юных теннисистов;

Разработаны оценочные шкалы по каждому из критериев эффективности СД

Теоретическая значимость работы состоит в комплексном подходе к критериям эффективности соревновательной деятельности, базирующимися на взаимном опосредовании результата соревновательной деятельности юных теннисистов и свойств личности, необходимых для ее осуществления. Такой подход в теннисе впервые является предметом научного исследования.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется его прямым предназначением для использования в процессе подготовки юных теннисистов. Разработанный и изложенный в диссертации комплекс критериев эффективности СД теннисистов 10-11 лет может быть непосредственно использован для внедрения в работу специализированных теннисных клубов и детско-юношеских спортивных школ.

Результаты НИР по теме диссертации внедрены (в диссертации представлены два акта внедрения) в практику подготовки юных теннисистов СДЮШОР «Олимпиец», СДЮШОР ЦСКА, теннисного клуба «Балашиха» и в практику проведения смотров-конкурсов «Олимпийские надежды России».

Также автором было подготовлено письмо в Федерацию Тенниса России (ФТР), в котором изложены ряд предложений по изменению регламента Российского Теннисного Тура, а также расширению системы проведения смотров-конкурсов практически перед всеми основными турнирами. Письмо рассмотрено и одобрено на тренерском совете РТТФТР.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Главный критерий эффективности соревновательной деятельности теннисиста - рейтинг, для юных спортсменов 10-11 лет не является значимым в процессе подготовки.

2. Основные критерии эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов относятся не только к различным видам подготовленности, но и к эмоционально-волевым, психомоторным, интеллектуально-позновательным сферам жизнедеятельности человека.

3. Использование оценочных шкал по каждому из критериев эффективности соревновательной деятельности дают возможность повысить качество отбора перспективных теннисистов и индивидуализировать их спортивную подготовку.

Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Пикалова, Анна Владимировна

10. Результаты исследования показателей развития физических качеств подтверждают общепринятые представления о доминирующей роли скоростных качеств для спортсменов этой возрастной группы.

Показатели тестирования скоростно-силовых, скоростных качеств и скоростной выносливости несомненно в первую очередь могут быть использованы в качестве оценки соответствия критериям эффективности СД.

11. Таким образом, критерии эффективности СД юных теннисистов 10-11 лет носят комплексный характер и характеризуют их личность, психофизиологические особенности и спортивную подготовленность.

12. Разработаны 10-бальные (процентильные) оценочные шкалы по каждому из изученных показателей, которые позволяют сопоставить экспериментальные данные между собой и с критериями СД. Это дает возможность выявить индивидуальные особенности теннисиста 10-11 лет и дать рекомендации по отбору перспективного к достижению высоких спортивных результатов контингенту.

13. Практические рекомендации, разработанные в ходе работы по индивидуализации тренировочного процесса и управлению спортсменом в ходе СД, включают комплекс игровых упражнений на корте и вне его. Также психолого-педагогические рекомендации, которые были успешно апробированы и затем внедрены в практику работы спортивных школ и теннисных клубов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Пикалова, Анна Владимировна, 2004 год

1. Абельская Р. С. Мышление теннисиста в процессе решения тактических задач // Вопросы психологии спорта. М., 1955. - С. 125-155.

2. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во Казанского университета, 1987. - 262 с.

3. Авена Г.А. Поэтапный контроль функциональной готовности юных теннисистов//Теннис: Ежегодник. М., 1980. - С.6-11.

4. Алексеев A.B. Система АГИМ. М.: 1995. - 88 с.

5. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций: Сборник М.: Наука, 1973.- С. 5 - 62.

6. Асмолов А.Г. Практическая психология как фактор конструирования пространства личности / В кн. Психология с человеческим лицом. М.: Смысл, 1997.-С. 339-349.

7. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.

8. Бабаева И.Д. Оценка состояния юных теннисистов по целевой точности ударов в разных условиях: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1988. -22 с.

9. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В. А. Программирование в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1986. - 192 с.

10. Бальсевич В.К. Естественно-научные предпосылки разработки высоких технологий подготовки спортивной элиты // Моделирование управления движениями человека / Под ред. Шестакова М.П. и Аверкина А.Н. М.: СпортАкадемПресс, 2003. - С. 203 - 221.

11. Белиц-Гейман С. П. Теннис: Учебник. М.: Физкультура и спорт, 1977. - 222 с.

12. Белиц-Гейман С. П. Анализ и оценка соревновательной деятельности теннисиста // Теннис: Ежегодник. М., 1982. - С.5-8.

13. Белиц-Гейман С.П. Вопросы анализа и обоснования техники // Теннис: Ежегодник. М., 1978. - С.30-33.

14. Белиц-Гейман С.П. Искусство тенниса. М. : Физкультура и спорт, 1971.-411 с.

15. Белиц-Гейман С.П. Олимпийский прицел: мастерство поддается моделированию // Теннис: Ежегодник. М., 1984. - С. 4-9.

16. Белиц-Гейман С.П. Опыт подготовки сильнейших теннисистов и проведение соревнований в Австралии. Тенденция развития мирового тенниса, анализ выступлений советских игровиков в австралийских международных турнирах: Метод, письмо.- М.: ГЦОЛИФК, 1972. 29 с.

17. Белиц-Гейман С.П. Основные положения стратегии и тактики игры // Теннис: Ежегодник. М., 1977. - С.30-38.

18. Белиц-Гейман С.П., Заржецкий К.Л. Теннис. М.: Физкультура и спорт,19

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Высшим критерием оценки эффективности соревновательной деятельности волейболистов служат результаты соревнований (занятое место) и степень соответствия показанных результатов модельным характеристикам соревновательной деятельности, установленным на период данных соревнований.

В зависимости от масштаба и вида соревнований оценка выступления команды также производится с позиций Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК) - игрокам команды присваивается спортивный разряд или звание: юношеские разряды (I-III), спортивные разряды (кандидат в мастера спорта и I-III), звание "Мастер спорта СССР", "Мастер спорта международного класса".

Оценивается также выступление команды за определенный период времени (год, два и т. п.) суммарно в различных соревнованиях. Для этого с учетом категории соревнований и занятого места (I- IV) разрабатывается шкала оценок, где каждое выступление оценивается в баллах, которые в итоге суммируются.

Поскольку соревновательное противоборство волейболистов жестко регламентируется специальными правилами, то вполне понятно, что изменения в правилах соревнований оказывают существенное влияние на структуру соревновательной деятельности по всем ее составляющим.

Соревнования и соревновательная подготовка

Соревнования, как уже отмечалось, являются ядром спортивной деятельности. В спорте соревнования одновременно - генетический фактор, механизм функционирования, цель деятельности и ее продукт, критерий эффективности и наиболее специфическое средство подготовки спортсменов.

Для каждого коллектива спортсменов (команды) в определенные сроки есть соревнования, от результатов которых зависит главная оценка их деятельности. Для сборной страны это олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, для команд высшей лиги - это чемпионаты СССР и т. д. На таких соревнованиях спортсмены демонстрируют свои наивысшие достижения.

Для успешного выступления в соревнованиях необходима специальная соревновательная подготовка перед основными соревнованиями в годичном цикле, а также в многолетней подготовке. Одной тренировочной деятельности, какой бы она ни была, для успеха недостаточно. Регулярное участие в соревнованиях с различными по стилю игры и уровню подготовленности командами - обязательное условие для приобретения и совершенствования у волейболистов необходимых соревновательных качеств, способствующих эффективному выступлению в основных соревнованиях. В свою очередь, основные соревнования годичного цикла являются подводящими к основным состязаниям в многолетнем цикле.



Соревновательная подготовка таким образом входит составной частью в систему подготовки волейболистов и в той или иной форме существует на протяжении всей многолетней подготовки спортсменов.

Цель соревновательной подготовки заключается в том, чтобы волейболисты научились максимально реализовать в условиях основных соревнований все то, что они усвоили в процессе тренировок. Для достижения цели волейболист должен:

  • знать значение предстоящих соревнований и конкретные задачи, которые вытекают из структуры соревновательной деятельности и факторов, обусловливающих ее эффективность;
  • располагать Детальной информацией о командах соперника, уметь профессионально понимать установку на игру для команды и для себя лично и творчески, в пределах игровой дисциплины, выполнять задания;
  • знать правила соревнований, особенности их трактовки на предстоящих соревнованиях, манеру того или иного арбитра и т. д. (ритуалы построения, разминки, замен, перерывов, структуру проведения соревнований (программу) и т. п.);
  • эффективно вести игровые действия в различных условиях (смены часовых поясов, климатических зон и т. д.);
  • достигать к моменту соревнований оптимальной психической готовности к ведению спортивной борьбы с любым по силе соперником.

Задачи соревновательной подготовки решаются в тренировочной и соревновательной деятельности посредством: а) интегральной подготовки (реализация в единстве структурных компонентов соревновательной деятельности) в процессе игровых действий в двусторонней игре в волейбол; б) соревнований по технико-тактической, физической подготовке; в) соревнований по мини-волейболу (дети 8-10 лет), по волейболу 1X1, 2X2, 3X3, 4X4, 6X6 (внутри учебной группы, спортивного коллектива); г) контрольных игр с подбором спарринг-партнеров различных по стилю игры и уровню подготовленности; д) подводящих соревнований.



В процессе соревновательной подготовки следует руководствоваться следующими положениями:

  • направленность и степень трудности соревнований должна строго соответствовать задачам и особенностям построения определенных контингентов волейболистов;
  • к участию в соревнованиях допускать только достаточно подготовленных спортсменов;
  • планировать соотношение соревновательной и тренировочной Деятельности так, чтобы способствовать наиболее эффективному осуществлению процесса подготовки и возможно более полному раскрытию возможностей волейболистов в условиях соревнований;
  • состав участников и программа соревнований должны обеспечить необходимую конкуренцию и условия для максимальной реализации функциональных возможностей спортсменов.

На каждом этапе подготовки и в годичных циклах должно быть оптимальное число спортивных соревнований, чтобы задачи многолетней подготовки могли решаться успешно. Очень большое число соревнований может нарушить нормальный учебно-тренировочный процесс. Слишком малое число соревнований или их отсутствие также нарушает нормальный ход подготовки. Ориентировочные нормы соревновательной нагрузки в многолетней подготовке (в год): в командах высших разрядов - 70-80 игр, в группах спортивного совершенствования в спортивных школах - 60-70, в учебно-тренировочных группах - 30-50. Половина игр и более - календарные (подводящие и основные).

Важное значение имеет подготовка к соревнованиям и управление действиями волейболистов в процессе соревновательной деятельности. Ведущая роль здесь принадлежит тренеру. Воспитание соревновательных качеств начинается с первых шагов обучения волейболу. Вначале, например, детей приучают к игровой деятельности, затем к соревновательной.

В процессе подготовки к соревнованиям как можно полнее учитываются требования, которые определяются структурой соревновательной деятельности и факторами, обусловливающими ее эффективность.

Важное значение имеет учет условий, в которых протекает соревновательная деятельность волейболистов. Главным здесь будет следующее: во-первых, климатогеографические условия того региона, в котором проводятся соревнования; во-вторых, состав соперников, их характеристики по основным показателям соревновательной деятельности и уровню подготовленности; в-третьих, условия проведения встреч с конкретными соперниками (спортивное сооружение, время суток, удаленность от места проведения встречи, очередность игр); в-четвертых, характеристика зрителей (эмоциональный фон, особенности поведения на играх); в-пятых, судейство соревнований (подходы к судейству в целом на данных играх, особенности каждого судьи).

В конечном счете подготовка команды и каждого отдельного волейболиста проводится с учетом игры конкретной команды соперника. Для этого используют данные спортивной разведки о команде и игроках соперника, данные о возможностях своей команды. В результате составляется тактический план ведения игры. Этот план проигрывается на тренировочном занятии против модели соперника.

Непосредственно перед встречей проводится установка на игру. Определяется стартовый состав, варианты замен, даются задания каждому волейболисту и отдельным группам по взаимодействиям и т. п., определяется программа действий до начала встречи (сбор, отъезд, спортивная одежда, разминка и т. п.).

Во время встречи тренер, наблюдая за игрой, анализирует действия игроков своей команды и команды соперника и вносит коррективы по составу команды, ведению игры и т. д. Для этого в его распоряжении имеется 30 с времени в каждой партии (два перерыва), а также время после смены площадок после окончания партии. Искусство тренера вести игру, его поведение, обращение с игроками существенно влияют на исход встречи.

После окончания встречи организуют разбор игры. При этом используют результаты наблюдений за действиями волейболистов в игре, анализ технического протокола игры. Все данные сравнивают с установочными и делают соответствующие заключения по выполнению тактического плана игры командой и отдельными игроками, выявляют сильные и слабые стороны в действиях игроков, оценивают отношение спортсменов к игре и т. п. В последующих тренировочных занятиях, с одной стороны, исправляют выявленные ошибки, с другой - учитывают особенности игры соперников в предстоящей игре.

После окончания соревнований делают общий анализ проделанной работы по подготовке команды к соревнованиям и по результатам соревновательной деятельности. Общая оценка существенно зависит от характера соревнований: в основных соревнованиях главный критерий - занятое место и его соответствие запланированному; в подводящих стартах - достижение модельных показателей, установленных на этот период по всем основным параметрам.

Основные параметры соревновательной деятельности в спортивных играх выделяются и фиксируются посредством специальных, наблюдений в условиях крупнейших соревнований за действиями сильнейших спортсменов мира.

Признаки, отражавшие параметры соревновательной деятельности, называют целевыми, так как их выполнение обеспечивает достижение поставленной цели - победить в соревнованиях.

Победа в соревнованиях представляет собой конечную цель соревновательной деятельности, ее достижение складывается из последовательного решения спортсменами ряда частных задач, возникающих перед ними в процессе продвижения к главной цели. Элементы деятельности по выполнению частных задач называют действиями, которые, в свою очередь, состоят из операций. Содержание действий, операций и условия, в которых выполняет их спортсмен в процессе соревнований, и определяют структуру соревновательной игровой деятельности.

Только располагая показателями соревновательной деятельности каждого ученика, можно оценить эффективность его действий и определить пути совершенствования его мастерства в процессе тренировки.

Структуру соревновательной деятельности в спортивных играх составляют компоненты, которые иерархически расположены условно в несколько уровней. Компоненты и уровни структуры соревновательной деятельности расположены по принципу "матрешек", вложенных одна в другую; первый компонент - самая большая, в нее "вложены" все последующие

Первый компонент (верхний уровень) составляет системно-целостное противоборство спортсменов двух команд, в котором представлены все компоненты структуры, как результат их взаимосвязи.

Второй компонент составляют командные тактические действия в нападении и обороне: если в данный момент для одной команды действия нападающие, то для другой команды в этот же момент действия будут защитные. Команды поочередно находятся в роли нападающих и защищающихся. Командные тактические действия - системы игры в нападении или обороне - являются определяющим фактором для выбора технико-тактических действий и их развития во времени и в пространстве. Одна команда учитывает возможности своих игроков и особенности игры в защите команды соперника, когда выбирает ту или иную систему игры в нападении. Защищающаяся же команда, учитывая особенности системы игры команды соперника, противопоставляет свою систему обороны.

Третий компонент образуют групповые тактические действия в нападении (комбинации) и обороне - в них находят реализацию командные тактические действия. По аналогии с командными тактическими действиями групповые действия осуществляются одновременно: игроки одной команды выполняют тактическую комбинацию в нападении, игроки другой команды взаимодействуют между собой, организуя защитные действия против конкретной комбинации и ее исполнителей. Таким образом, групповые тактические действия зависят от принятой системы игры и являются ее развитием.

Четвертый компонент структуры образуют индивидуальные тактические действия в нападении и защите - следующий шаг в развитии соревновательной деятельности. Индивидуальные действия связаны с конкретными групповыми и ими обусловлены: в нападении в зависимости от тактической комбинации, с одной стороны, и защитных действий конкретных игроков команды соперника - с другой; в защите в зависимости от системы защиты и своих групповых действий, а также от конкретных исполнителей, завершающих тактическую комбинацию в нападении в команде соперника.

Пятый компонент структуры составляют приемы игры (техника), при помощи которых спортсмены осуществляют соревновательную деятельность при непосредственном воздействии на мяч, шайбу. Это практически заключительный шаг в развитии соревновательных действий: командные - групповые - индивидуальные (тактика) - прием игры (техника). Этот компонент является конечным результатом, то есть качество его выполнения непосредственно отражается на эффективности соревновательной деятельности (выигрыш мяча, очка или проигрыш). Приемы игры подразделяются на приемы игры в нападении и защите.

Шестой компонент составляют физические способности (двигательный потенциал), обеспечивающие эффективность и надежность технико-тактических действий в игровой соревновательной деятельности (скоростные, силовые, скоростно-силовые, выносливость, координационные способности, гибкость). Первостепенное значение здесь имеет уровень развития физических способностей и умение реализовать их в процессе выполнения технико-тактических действий.

Седьмой компонент составляют психические качества и свойства личности спортсменов; уровень их сформированности и степень проявления в условиях соревновательной деятельности существенно влияют на ее эффективность. Особенно это важно при равном уровне спортивного мастерства соперников.

Восьмой и девятый компоненты составляют функциональные возможности и морфологические признаки организма спортсменов, обеспечивающие им надежность и эффективность технико-тактических действий на протяжении всего времени, в течение которого развертывается соревновательная деятельность.

Важное значение имеет подготовка к соревнованиям и управление действиями учеников в процессе соревновательной деятельности. Ведущая роль здесь принадлежит тренеру. Воспитание соревновательных качеств начинается с первых шагов обучения спортивной игре. Вначале, например, детей приучают к игровой деятельности, затем к соревновательной, в конечном счете - к игровой соревновательной. При этом спортивной игре и соревнованиям предшествуют подвижные игры и соревнования по физической и технической подготовке, а также подготовительные игры к спортивной игре.

В процессе подготовки к соревнованиям, как можно полнее учитываются требования, которые определяются структурой соревновательной деятельности и факторами, обусловливающими ее эффективность.

Важное значение имеет учет условий, в которых протекает соревновательная деятельность спортсменов: климатогеографические условия региона, состав соперников, условия проведения встреч с конкретными соперниками, характеристика зрителей, особенности судейства.

В конечном счете, подготовка команды и каждого отдельного игрока проводится с учетом игры с конкретной командой соперника, против определенного игрока в той или иной ситуации. Для этого используют данные спортивной разведки о команде и игроках соперника, данные о возможностях своей команды, итогом чего является тактический план ведения игры. Этот план "проигрывается" на тренировочном занятии против "модели соперника".

Непосредственно перед встречей проводится "установка на игру". Определяются стартовый состав, варианты замен, даются задания каждому игроку, нескольким по взаимодействиям, определяется программа действий до начала встречи (сбор, отъезд, спортивная одежда, разминка).

Во время встречи тренер, наблюдая за игрой, анализирует действия игроков соперника, своей команды и вносит коррективы по составу команды, ведению игры. Для этого в его распоряжении имеются перерывы в игре в соответствии с правилами соревнований для этого конкретного игрового вида спорта. Искусство педагога вести игру, его поведение, обращение с игроками существенно влияют на исход встречи.

После окончания встречи организуется разбор игры. При этом используются результаты наблюдений за действиями участников в игре, анализ технического протокола игры, просмотр видеозаписей игры. Все данные сравниваются с установочными и делаются соответствующие заключения: по выполнению тактического плана игры командой и отдельными игроками, выявляют сильные и слабые стороны в действиях игроков, оценивают отношение спортсменов к игре. В последующих занятиях, с одной стороны, исправляются выявленные ошибки, с другой - учитываются особенности игры соперников в предстоящей игре.

После окончания соревнований делается общий анализ проделанной работы по подготовке команды к соревнованиям и по результатам соревновательной деятельности. Общая оценка существенно зависит от характера соревнований: если это основное на данный сезон, то главный критерий здесь - занятое место и его соответствие запланированному; если подводящее, то главным критерием здесь будет достижение установленных на этот период модельных показателей по всем основным параметрам соревновательной деятельности.

Из выше сказанного следует, что правильная и хорошо организованная подготовка к соревновательной деятельности, приносит отличный результат и повышает мастерство игроков принимающих участие в спортивных играх. Для того чтобы соревновательная деятельность проходила на высоком уровне, педагог должен правильно спланировать интегральную подготовку.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!