Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Плавание. Гигиена плавания. Значение плавания как средства укрепления здоровья

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: сформировать понятие о значении плавания как средства укрепления здоровья.

Основные задачи:

  • Начать формирование знаний о значении плавания как средства укрепления здоровья.
  • Ознакомить учащихся с понятиями личная гигиена и гигиена плавания.
  • Способствовать воспитанию сознательной дисциплинированности, активности, уважительного отношения друг к другу.

Место проведения: учебный класс

Необходимый инвентарь: мягкий мячик (1 шт.), карточки трех цветов (красный, оранжевый, зеленый), презентация по теме, лист бумаги.

Тип урока – комбинированный.

Этапы урока

1. Подготовительная часть.

Учащиеся достают дневники, ручку; им выдается лист бумаги. Ознакомить учащихся с темой и задачами на урок. Опрос по материалу предыдущего урока. (фронтальный. Учитель бросает мягкий мячик отвечающему ученику).

Слайд № 2

Вопрос 1: Что такое плавание как вид физических упражнений и спорта?

Ответ: плавание – это умение держаться на воде (статическое плавание) и передвигаться в нужном направлении (динамическое плавание).

Вопрос 2: Что такое статическое плавание?

Ответ: статическое плавание - держание на воде в горизонтальном положении без движения

Вопрос 3: Что такое динамическое плавание?

Ответ: динамическое плавание – передвижение по воде в горизонтальном положении с выполнением элементов техники

2. Объяснение нового материала (лекция с элементами беседы) Слайд №3 Первая подтема урока – это гигиена плавания

Учитель : “Ребята, кто знает, что это за понятие гигиена!?”

(Беседа с детьми на тему гигиены)

Это понятие сформировалось еще в древние века и пошло от имени богини Гигиеи, которая изображалась сидя на камне и кормящей змею из чаши. Она символизировала принцип здоровья во всех сферах человеческой деятельности.

Давайте с Вами закрепим, что входит в понятие личная гигиена:

  • режим дня;
  • чередование труда, отдыха и спорта;
  • чистота (уход за кожей, уход за волосами, гигиена полости рта, правильное питание).

Учитель : “Как Вы думаете, существует ли гигиена воды?”

Понятие гигиена воды также имеет место быть. Для того чтобы занятия в бассейне были комфортными и полезными для здоровья, в нем проводится комплекс мероприятий по подготовке воды и уходу за ней.

А именно:

  • подогрев воды (Необходим для поддержания комфортной температуры в чаше бассейна. Температура воды в бассейне составляет 25-28 °С);
  • обеспечение рециркуляции воды (Необходима для равномерного перемешивания воды во всех частях бассейна.);
  • обеззараживание воды (Уничтожение биологически активных загрязнителей и продуктов жизнедеятельности (микроорганизмы, водоросли, бактерии, вирусы, потожировые выделения);
  • механическая очистка воды (Очистка воды от таких загрязнителей как мусор, пыль, песок, отмершие микроорганизм. Осуществляется с помощью специальных фильтров (песочных, мембранных, угольных).

Остановимся на обеззараживании воды. Этот процесс в нашем бассейне осуществляется комплексно или комбинированным методом. А именно у нас добавляют хлор, а так же применяют ультрафиолет. В некоторых бассейнах применяются отдельно реагентные или безреагентные методы.

Итак, воду в бассейне очищают от механических включений, неорганических и органических примесей.

Теперь давайте обсудим значение плавания для укрепления здоровья.

Плавание относят к одному из лучших видов физической активности. Во-первых, плавание в бассейне, является одним из самых безопасных и полезных видов физических нагрузок. Во-вторых, плавание подходит для людей разного возраста. В-третьих, плавание помогает людям приблизиться к природе, ведь мы на 85 % состоим из воды, а человеческий плод развивается так же в водной среде.

Плавание оказывает мощный оздоровительный эффект на

  • иммунную систему

Плавание - эффективное средство закаливания. Оно повышает устойчивость к воздействию низких температур, и следовательно делает организм менее восприимчивым к простудным заболеваниям. В результате изменения состава крови при занятиях плаванием повышаются защитные свойства иммунной системы, что увеличивает сопротивляемость инфекциям.

Слайд №10

  • опорно-двигательную систему

В воде происходит полная проработка всех мышц, независимо от выбранного стиля плавания. Равномерная работа мышц всего тела способствует формированию гармоничной фигуры.

Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, это увеличивает их работоспособность и силу. Плавание требует координации всех двигающихся мышц. При этом вода создает большее сопротивление, чем воздух, значит, чтобы плыть, нам приходится напрягаться сильнее. Поэтому в результате плавания формируются более сильные и эластичные мышцы. В тоже время во время плавания тело поддерживается водой так, что не возникает чрезмерной нагрузки ни на одну группу мышц или суставов.

В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на позвоночник, он правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. Активное движение ног в воде укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия.

Плавание помогает суставам оставаться гибкими, особенно в шее, плечах и бедрах.

Слайд №11

  • дыхательную систему

Плавание способствует повышению силы дыхательных мышц и увеличению их тонуса, способствует увеличению жизненного объема легких и усиливает их вентиляцию.

Дыхание пловца согласовано с движениями его конечностей. Один цикл движений руками как правило выполняется за один вдох и выдох. Так как при плавании тратится много энергии, потребность в кислороде растет. Именно поэтому пловец стремится максимально полно использовать каждый вдох. Более полному выдоху способствует давление воды на грудную клетку, оно же способствует развитию мышц, расширяющих грудную клетку.

В итоге занятий плаванием увеличивается жизненная емкость легких и повышаются функциональные возможности дыхательной системы, увеличивается количество и эластичность альвеол.

Слайд №12

  • сердечно-сосудистую систему

Плавание способствует усилению деятельности сердечно-сосудистой системы, но при этом работа сердца протекает в благоприятных условиях. Давление воды облегчает отток крови от периферии к сердцу. Поэтому занятия плаванием показаны даже людям с ослабленным сердцем.

Плавание способствует изменению состава крови. При нахождении человека в воде у него увеличивается количество форменных элементов крови (эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина). Это наблюдается даже после однократного пребывания в воде. Через 1,5-2 часа после занятия плаванием состав крови фактически достигает нормального уровня.

Слайд № 13

И наконец, плавание оказывает оздоровительный эффект на:

  • нервную систему

Занятия плаванием способствуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности.

Плавание тонизирует нервную систему, уравновешивает процессы возбуждения и торможения, улучшает кровоснабжение мозга.

Приятные ассоциации, связанные с плаванием, поддержкой равновесия тела в воде, благотворно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона. Плавание помогает избавиться от водобоязни, снимает утомление, помогает при нервном перенапряжении, поднимает настроение. улучшает сон, внимание и память.

Регулярные занятия плаванием дисциплинируют и повышают волевые качества.

3. Обобщение и закрепление

По ходу урока учащиеся составляют таблицу – “Значение плавания на физиологические системы организма”

Подводя итог выше сказанному, мы можем сделать вывод, что плавание - прекрасный и очень полезный для здоровья вид физической активности.

5. Домашнее задание

Слайд №14

Написать рассуждение на тему: “Что для меня значит плавание”

Оценить урок:

  • если урок для Вас был полезен и интересен, покажите/нарисуйте зеленый прямоугольник
  • если урок показался Вам скучным и неинтересным, покажите/нарисуйте красный прямоугольник
  • если урок был не плох, покажите/нарисуйте оранжевый прямоугольника

Занятия лыжным спортом оказывают разностороннее функ­циональное воздействие на организм. Значительные физиологи­ческие требования предъявляются к аэробной системе (сердеч­но-сосудистой, внешнего и тканевого дыхания, крови), так как тренировочные и соревновательные нагрузки выполняются в зо­нах большой и умеренной мощности. Поскольку лыжные трассы пролегают по местности со сложным рельефом (с крутыми спус­ками и подъемами), а использование пластиковых лыж значи­тельно повысило скоростно-силовые характеристики движений лыжников, лыжные гонки требуют от спортсмена высокого уров­ня развития скоростно-силовых качеств. Для достижения высо­ких спортивных результатов им необходима высокая работоспо­собность при аэробном, смешанном аэробно-анаэробном и анаэробно-гликолитическом режимах работы. Специальная подго­товка лыжников проводится, как правило, на свежем воздухе, что оказывает закаливающее действие, однако интенсивность охлаждения воздействия может превысить меру защитных воз­можностей организма спортсмена и вызвать простудные заболе­вания.

Одежда лыжников состоит из хлопчатобумажного или шерстя­ного белья, спортивного костюма, шапочки. В тренировках уме­ренной интенсивности ветро- и влагозащитные костюмы пригод­ны только для дождливой или ветреной погоды, так как они зна­чительно затрудняют теплоотдачу.

Обувь - легкие кожаные лыжные ботинки с эластичной подош­вой, широким сандальным рантом для крепления лыж. Учитывая интенсивное воздействие лыжного спорта на организм, целесо­образно включать его в общефизическую подготовку на занятиях другими видами спорта. Значительные по объему и интенсивнос­ти нагрузки лыжников приводят к возникновению у них выра­женного утомления, сопровождающегося явлениями повышенного тонуса (плотности) мышц («забитые» мышцы). Классический мас­саж с восстановительной целью в этих случаях малоэффективен, так как его основные приемы - разминание и растирание - вы­зывают болезненные ощущения. В этом случае хорошо помогают ванны и аппаратный массаж, а после этого можно использовать ручной массаж, сократив обычную длительность процедуры напо­ловину.

Средствами восстановительной тренировки у лыжников слу­жат плавание, волейбол, теннис, баскетбол. Сауна или русская баня - слишком сильные средства, поэтому их не рекомендуется использовать чаще одного-двух раз в неделю.

Энерготраты лыжников очень высокие, поэтому для их восста­новления калорийность пищевого рациона должна составлять 70- 75 ккал/кг в день (четырехразовое питание и дополнительный при­ем соков, бульонов, чая, фруктов на тренировке).

У лыжников-гонщиков относительно часты хронические забо­левания верхних дыхательных путей - хронические тонзиллиты, фарингиты, риниты, что связано с длительным интенсивным дыханием холодным воздухом. Их гигиеническая профилактика заключается в постоянном применении комплекса закаливающих процедур (мытье ног прохладной водой перед сном, питье холод­ной воды, контрастный душ и т.д.).

Наблюдаются у лыжников и локальные перенапряжения мышц, сухожилий, суставного аппарата спины, нижних конеч­ностей. Основное средство профилактики таких состояний - со­ответствующая силовая подготовка для создания мышечного «кор­сета», достаточная разминка с включением упражнений на рас­тяжение.

Чтобы предупредить травмы, льокникам необходимо совершен­ствовать техническую подготовку, а перед скоростно-силовой на­грузкой разогревать мышцы (до 38° С).
^

Гигиеническое обеспечение занятий спортивными играми


В спортивных играх требуется высокий уровень скоростно-силовых качеств, скоростных действий, прыгучести, прыжковой вы­носливости, хорошая зрительно-моторная координация движе­ний в сочетании с высоким развитием основных психофизиоло­гических качеств (игрового мышления, способности быстро при­нимать решения и осуществлять их в рациональных двигательных действиях).

^ Основные гигиенические требования к спортивным сооружениям. Температура воздуха в спортивном зале должна находиться в пре­делах +15...+16°С; относительная влажность воздуха - 30-60%; приточно-вытяжная вентиляция должна обеспечивать 2-3-крат­ный обмен воздуха в час; уровень освещенности вертикальной и горизонтальной плоскостей - составлять не менее 200 лк.

Соревнования часто проходят в разных для спортсмена клима­тических зонах при напряженном графике и зачастую в разное время, поэтому для спортсменов важна способность быстро вос­станавливаться физически и психически, быстро адаптироваться к новым ритмам суточного режима, проявлять максимальную пси­хическую и двигательную активность в заданное время.

Тренировка в игровых видах спорта должна включать общефи­зическую подготовку, спринтерский бег, одиночные предельные прыжки для развития прыгучести, многоскоки - для прыжковой выносливости, длительный бег - для общей выносливости и дру­гие упражнения.

Специальная подготовка и соревнования проводятся в поме­щениях (залы, манежи, дворцы спорта), поэтому для закалива­ния и повышения выносливости часть общефизических и игровых тренировок необходимо проводить на свежем воздухе.

После высоких нагрузок необходимо психоэмоциональное вос­становление специальными методами психологической разгрузки и стимуляции (аутогенная тренировка и др.).

В игровых видах спорта часты разрывы и надрывы мышц, сухо­жилий и связок, возникающие в результате предельных нагрузок; травмы и ушибы из-за столкновений игроков, падений, ударов мячом. Гигиеническая профилактика травматизма спортсменов заключается в достаточной разминке, обеспечивающей разогрев мышц и повышение их эластичности, в совершенствовании тех­ники и общефизической подготовки, соблюдении гигиенических требований к местам проведения занятий и соревнований.

Для предупреждения травм экипировка футболистов и хоккеи­стов должна включать специальные защитные приспособления (щитки, прокладки, каски, маски для вратарей и др.). В волейбо­ле, баскетболе, гандболе применяются наколенники, защищаю­щие коленный сустав от травм.
^

Гигиеническое обеспечение занятий плаванием


В плавании существуют разные специализации. По физиологи­ческому воздействию их можно разделить на три группы:

Преимущественно анаэробно-гликолитической направленности (дистанции 100 и 200 м);

Смешанной аэробной-анаэробной направленности (400 м);

Преимущественно аэробной направленности (1500 м).

Движение в водной среде в горизонтальном положении оказы­вает на организм своеобразное влияние. Вода, имеющая более высокую, чем воздух, теплопроводность, повышает отдачу теп­ла, увеличивая энерготраты.

Горизонтальное положение тела спортсмена во время плава­ния способствует улучшению гемодинамики в венозной части сер­дечно-сосудистой системы, облегчая движение крови по венам из нижней половины тела. Однако вентиляция легких затруднена, так как выдох производится в воду, что создает дополнительное сопротивление, а вдох должен выполняться в относительно ко­роткий промежуток времени синхронного движения. Поэтому у пловцов должна быть высокая мощность вдоха и выдоха.

Пловцам свойственны хронические заболевания верхних ды­хательных путей: тонзиллиты, гаймориты, фарингиты, риниты, отиты. Это связано с длительным охлаждением всего тела и но­соглотки, попаданием воды в придаточные пазухи, в среднее ухо. Конъюнктивиты (воспаление слизистой глаз) связаны с раз­дражающим воздействием хлора, содержащегося в воде бассей­нов.

Гигиеническая профилактика этих заболеваний у пловцов со­стоит в закаливании организма (воздушные ванны, контрастные души, специальные процедуры закаливания носоглотки - питье холодной воды, полоскание горла холодной водой, промывание носоглотки; обмывание ног холодной водой на ночь). Наряду с этим рекомендуются солнечные ванны, а в целях закаливания - тренировки на воздухе: в теплую погоду - кроссы, гребля, езда на велосипеде; зимой - бег на коньках, лыжах. Для профилакти­ки конъюнктивитов пловцы используют специальные очки.

У прыгунов в воду относительно часто наблюдаются изменения в позвоночнике - остеохондрозы, спондилезы и др.

Гигиеническая профилактика функциональных нарушений позвоночника заключается в укреплении его мышц для усиле­ния их «корсетной» функции; эффективной разминке на суше перед тренировкой и соревнованиями с включением упражне­ний на гибкость (растяжение). У прыгунов в воду велика вероят­ность травм, связанных с ударами о вышку, трамплин, непра­вильным вхождением в воду. Их профилактика состоит главным образом в совершенствовании спортивной техники, общей фи­зической подготовке.
^

Гигиеническое обеспечение занятий борьбой, боксом, тяжелой атлетикой


Борьба требует от спортсмена высокого развития многих сило­вых качеств: абсолютной силы, силовой выносливости (статичес­кой и динамической), взрывной силы; бокс - скоростно-силовых качеств и хорошей общей выносливости (аэробная функция). В определенной мере последняя нужна и борцам, поскольку вели­ки их энерготраты во время схватки. В тяжелой атлетике ведущее качество - максимальная сила.

Во всех этих видах необходима высокая координация движе­ний, определяющая эффективность использования силового и скоростно-силового потенциала. Поэтому тренировка спортсме­нов должна быть разносторонней: занятия в зале и на свежем воздухе (кроссы, спортивные игры, лыжная подготовка, плава­ние, позволяющие развивать общую выносливость, скоростно-силовые качества, ловкость, способствующие повышению зака­ленности).

В общефизическую подготовку юных спортсменов рекоменду­ется постепенно вводить элементы специальной подготовки. В этих видах, особенно в боксе и тяжелой атлетике, в более позднем возрасте, чем в других видах спорта, начинается спортивная спе­циализация и ограничивается возраст участия в соревнованиях.

Детям и подросткам (10-14 лет), занимающимся тяжелой ат­летикой, рекомендуются ограниченные силовые нагрузки: не бо­лее трех раз в неделю с общей длительностью занятий до 90 мин. На поднятие тяжестей отводится около 30% времени трениров­ки, а масса штанги при толчке не должна превышать 60% массы тела, при жиме - 70%.

Для укрепления позвоночника, коленных и лучезапястных су­ставов тяжелоатлеты используют специальные пояса и эластич­ные повязки. Для юных боксеров предложены специальные учеб­ные перчатки, предохраняющие от травм при ударах. Частые травмы головы при ударах, особенно сопровождающихся нокдаунами и нокаутами, отрицательно сказываются на состоянии нервной сис­темы. Поэтому использование таких перчаток имеет важное значе­ние для сохранения здоровья занимающихся. Для профилактики травм кисти защищаются специальными бинтами, губы и зубы - особым приспособлением - капой.

Для профилактики травм в борьбе и боксе необходимо, чтобы у юных спортсменов общефизическая подготовка опережала овладе­ние новыми техническими приемами, при изучении которых дол­жны комплексно изучаться приемы нападения и защиты.

Чтобы перейти в другую весовую категорию или удержать свой вес в течение соревновательного сезона, спортсмен ограничивает рацион питания. Юным спортсменам необходимо избегать быст­рой потери массы тела. Быстрая потеря массы тела отрицательно сказывается на здоровье и работоспособности, а ограниченное питание не позволяет не только восстановить энергетические ре­зервы, но и обеспечить пластические процессы в структурном вос­становлении и росте тканей.

В профилактике травм важную роль играет соответствие мест занятий гигиеническим требованиям. Необходимы тщательная влажная уборка и проветривание помещений, уборка ковра, рин­га, помоста для штангистов. Для обеззараживания помещений и, главное, борцовского ковра эффективны бактерицидные лампы. Вокруг ринга и ковра должна обязательно оборудоваться зона безопасности шириной не менее 1,5-2 м.

^ Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите, каковы основные гигиенические требования к спортив­ной одежде.

2. Каковы основные гигиенические характеристики материалов, ис­пользуемых для изготовления спортивной одежды и обуви?

3. Каковы основные гигиенические требования к спортивной обуви?

4. Расскажите, какие основные гигиенические требования предъяв­ляются к спортивному инвентарю.

5. Как обеспечиваются занятия гимнастикой?

6. Как обеспечиваются занятия легкой атлетикой?

7. Как обеспечиваются занятия спортивными играми?

8. Как обеспечиваются занятия плаванием?

9. Как обеспечиваются занятия лыжами?

10. Как обеспечиваются занятия борьбой, боксом, штангой?

Литература

Алдашев А.А. Питание и высокогорье. - Алма-Ата, 1983.

Бальсевич В. К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. - Киев, 1987.

Басов А. В. и др. Образ жизни и наше здоровье. - Ярославль, 1989.

Бельцев Д. И., Бородин К. А. Физиологические основы питания. - Омск, 1977.

Биосфера, питание, здоровье / Под ред. А. И. Стоямаковой, И. О. Мартынюк. - Львов, 1982.

Бузник. И.М. Энергетический обмен и питание. - М., 1978.

Вайнбаум Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников. - М., 1991.

Вайнбаум Я. С. Гигиена физического воспитания. - М., 1986.

Воробьев Р. И. Питание и здоровье. - М., 1990.

Габович Р.Д. Гигиена: Учеб. для студентов мед. училищ. - 6-е изд. - М., 1990.

Габович Р.Д., Минх А.А. Гигиенические проблемы фторирования питьевой воды. - М., 1979.

Габович Р.Д., Познанский С. С., Шахбазян Г.Х. Гигиена: Учебник. - Киев, 1983.

Гигиена: Учебник / Под ред. Г. И. Румянцева. - М., 2001.

Граевская Н.Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему. - М., 1975.

Динейка К. В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. - Минск, 1981.

Загрядский В.П., Сулимо-Самойло З.К. Физические нагрузки со­временного человека. - Л., 1982.

Зацепина Т.Н. Физические свойства и структура воды. - М., 1987.

Игнатьев А. Д., Кономкулов Т.А. Питание: Наука и практика. - Фрун­зе, 1980.

Коваленко Е.А., Туровский Н.Н. Гипокинезия. - М., 1980.

Конышев В.А. Питание и регулирующие системы организма. - М., 1985.

Куценко Г.Н. Основы гигиены. - М., 1980.

Лаптев А. П., Полиевский С. А. Гигиена: Учеб. для ин-тов и техн. физ. культуры. - М., 1990.

Лесгафт П. Ф. Избранные труды. - М., 1987.

Луцюк Н.Б., Васильев Н.В. Витамины и иммунитет. - Томск, 1979.

Минх А. А., Малышева И.Н. Основы общей и спортивной гигиены. - М, 1972.

Моногаров В.Д. Утомление в спорте. - Киев, 1986.

Mypaвoв И. В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. - Киев, 1989.

Озолинь П. П. Адаптация сердечно-сосудистой системы к спортив­ным нагрузкам. - Рига, 1976.

Петровский К. С. Гигиена питания: Учеб. для сан.-гиг. фак. мед. ин-тов. - М., 1975.

Подшибякин А. К. Закаливание человека. - Киев, 1986.

Покровский А. А. Беседы о питании. - М., 1986.

Покровский В.А. Гигиена: Учеб. для мед. ин-тов. - М., 1989.

Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи: (Ги­гиенические аспекты). - М., 1989.

Празников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста. - Л., 1988.

Привычная физическая активность и здоровье: Пер. с англ. - М., 1982.

Романченко Н.Л. Белковое и витаминное питание юных спортсме­нов. - Ташкент, 1984.

Современные методики гигиенических исследований: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М. Н.Лопаткина. - Л., 1981.

Сорока Н. Ф. Питание и здоровье. - Минск, 1994.

Предисловие 2

Глава 1 ГИГИЕНА КАК ОТРАСЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ 3

Методы изучения внешней среды и ее влияния на здоровье населения 3

Гигиена физического воспитания и спорта 4

Глава 2 ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА 7

Современные научные представления о здоровье 7

Состояние здоровья школьников и основные тенденции его изменения 8

Физическое воспитание и здоровье 10

Глава 3 ГИГИЕНА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ 18

Физиологическое значение воздуха для человека 18

Гигиеническое значение физических свойств воздуха 19

Химический состав воздуха 23

Глава 4 ГИГИЕНА ВОДЫ 26

Роль воды в жизнедеятельности человека 26

Органолептические свойства воды 28

Эпидемиологическое значение воды 30

Очистка и обеззараживание воды 34

Глава 5 ГИГИЕНА ПОЧВЫ 35

Гигиеническое значение состава и свойств почвы 36

Самоочищение почвы 37

Эпидемиологическое значение почвы 37

Химическое и радиоактивное загрязнение почвы 40

Гигиеническое обоснование выбора почв для спортивных сооружений 40

Глава 6 ГИГИЕНА ЗАКАЛИВАНИЯ 40

Физиологические основы закаливания 41

Гигиенические принципы закаливания 42

Закаливание с помощью низких температур 43

Гигиенические нормы закаливания воздухом 44

Гигиенические нормы закаливания водой 46

Закаливание солнечным излучением 49

Глава 7 ГИГИЕНА ПИТАНИЯ 51

Понятие о достаточном и сбалансированном питании 52

Физиологическая роль и гигиеническое значение белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ 53

Глава 8 ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ 66

Энерготраты при занятиях физкультурой и спортом 66

Общие гигиенические требования к режиму питания 69

Режим питания при занятиях физкультурой и спортом 70

Особенности питания спортсменов 71

Глава 9 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ 75

Основные гигиенические требования к расположению, ориентации и планировке спортивных сооружений 76

Основные гигиенические требования к строительным материалам 77

Основные гигиенические требования к освещению спортивных сооружений 78

Основные гигиенические требования к отоплению и вентиляции спортивных сооружений 79

Основные гигиенические требования к открытым водоемам 80

Основные гигиенические требования к искусственным бассейнам 81

Основные гигиенические требования к физкультурно-оздоровительным сооружениям 82

Глава 10 ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ 83

Гигиеническое нормирование двигательной активности школьников 85

Формирование двигательной активности школьников 86

Гигиенические возрастно-половые нормативы двигательной активности школьников 88

Гигиеническое нормирование циклических нагрузок 89

Гигиеническое нормирование физических нагрузок для лиц зрелого и пожилого возраста 94

Глава 11 ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ 95

Гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями 97

Гигиенические требования к структуре, содержанию, объему и интенсивности физических нагрузок в процессе физического воспитания 98

Глава 12 ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНЫХ ТРЕНИРОВОК 101

Гигиенические требования к планированию тренировки 102

Гигиенические требования к структуре, содержанию и нормированию тренировочных нагрузок 103

Гигиеническое нормирование тренировочных занятий 106

Глава 13 ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ 108

Основные гигиенические требования к занятиям оздоровительными физическими упражнениями 108

Гигиенические требования к структуре, содержанию и нормированию нагрузок на одном занятии 109

Гигиенические требования к структуре, содержанию и нормированию физических нагрузок, к комплексу занятий оздоровительными физическими упражнениями 115

Глава 14 ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ В ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ СПОРТА 117

Общие гигиенические требования к спортивной одежде и обуви 117

Основные гигиенические требования к спортивному инвентарю, оборудованию и напольным покрытиям 121

Колебания атмосферного давления, влажности, температуры воздуха, загрязнения воды и почвы, негативное влияние производственных условий, длительные перегрузки, недостаточной или избыточный уровень двигательной активности, нерациональное питание – основные факторы, обусловливающие кратковременные или длительные негативные изменения в здоровье человека.

Важное гигиеническое значение имеет первостепенное врачебное обследование, обязательное для всех студентов 1 курса вуза. На основе полного обследования состояния здоровья, показателей физического развития и функционального состояния врач делает заключение о возможности допуска к занятиям и рекомендует заниматься в соответствующем отделении по состоянию здоровья (основном, подготовительном или специально-медицинском).

Важное гигиеническое значение имеет применение в процессе физического воспитания различных педагогических средств и методов, направленных на формирование длительной адаптации и работоспособности студентов.

Преподаватель или тренер, как лицо, ответственное за безопасность студентов, должен предотвращать травматизм, негативным воздействиям факторов окружающей среды на организм своих подопечных, создавать оптимальные гигиенические условия во время занятий.

Плавания – вид спорта, который способствует развитию всех основных функций организма, особенно дыхательного аппарата и системы кровообращения, оно положительно влияет на центральную нервную систему, нормализуя ее дияльшсть, устраняет чрезмерную возбужденность и раздражительность, повышает общий жизненный тонус, равномерно развивает большинство мышечных групп, способствует формированию осанки и гармоничной телосложения.

Занятия с плавания проводятся в естественных открытых водоемах или в открытых и крытых бассейнах для плавания

Выделим рекомендации относительно условий создания таких бассейнов. При выборе необходимо учитывать скорость течения воды, глубину водоема, особенности почвы берегов и дна, санитарное состояние водоема и берегов, условия для переодевания студентов, пути и возможности транспортных средств.

Конструкции бассейнов могут быть разными, однако все они должны быть прямоугольными длиной 25 или 50 м. Однако за природных условий возможно создание бассейна меньшего за стандарты, принятые для соревнований по плаванию.

По принятым нормам площадь водной поверхности бассейнов для массового купания и плавания в проточных водоемах 5 м 2 на взрослого, в непроточных – не менее 8 м2 на человека, независимо от возраста. Специалисты отмечают систематическом ежедневном контроле за целостностью дна и станок бассейна и регулярном их очистке.

Открытые искусственные бассейны для плавания как сооружения по сравнению с открытыми водоемами имеют ряд преимуществ гигиенического и спортивного характера. Искусственные бассейны позволяют сделать занятия по плаванию полностью безопасными, отсутствие течения и волн в них обеспечивают благоприятные условия для тренировок и соревнований.

Ванну бассейна обычно делают из железобетона, ее внутреннюю поверхность облицовывают кафельными плитами

В зависимости от размеров ванны делят на малые длиной 25 м и большие – длиной 50 м, при ширине 10; 12,5; 15; 21 и 25 м, что делает возможным создание нескольких дорожек, шириной не менее 2,25 м. Глубина бассейна зависит от его назначения. По его продольных стенках обустраивают желоба для слива в канализацию загрязненного верхнего слоя воды. На глубине 1,2 м от уровня воды делают выступление шириной 15 см для отдыха пловцов.

Температура воды в открытых бассейнах для плавания и прыжков в воду должна составлять 24-26 ° С, для водного поло – 24 ° С Закрытые искусственные бассейны строят с одной или несколькими ваннами различных размеров. Длина бассейнов 25 или 50 м и ширина – 10; 12,5; 15 и 21 м, что позволяет разделить его на 4, 5, 6, и 8 дорожек для заплывов. Рекомендуемая единовременная пропускная способность малых бассейнов – 25-30 человек, крупных – 50-60.

Вокруг ванны обустраивают обходные дорожки: продольную – шириной не менее 1,5 м, поперечную – шириной не менее м. Для предотвращения переохлаждения ног поверхность дорожек и скамейки для отдыха подогревают до 31 ° С Борт ванны маэ выступать над уровнем дорожки на 8 10 см.

Зал бассейна должен иметь хорошо естественное и искусственное освещение

Окна располагают на продольных стенах зала на высоте не менее 1,5-2 м от пола. Температура воздуха в зале должна составлять 26-27 ° С и быть на 1-2 ° С выше температуры воды.

В душевых рекомендуется устраивать ванны для ног, а в местах выхода из душевой на обходную дорожку бассейна – проходные ванны для ног с раствором хлорной извести для профилактики грибковых поражений кожи ног. В туалетах необходимо наличие ванны с теплой проточной водой.

Занятия различными видами аэробики помогают уменьшить вес тела, гармонично развить мышцы, приобрести хорошей осанки и фигуры. Существует несколько разновидностей аэробики, из которых самыми популярными в фанк-аэробика, степ-аэробика, шейпинг, аква-аэробика.

Важным эмоциональным и мобилизующим фактором аэробики является музыкальное сопровождение. Фанк – это низкоударный, низко интенсивный вид аэробики. Фанк-аэробика отражает стилистический характер движений с использованием музыки. Она является эффективным средством уменьшения веса тела. Подавляющее большинство упражнений строится на танцевальных элементах, силовые упражнения почти отсутствуют.

Шейпинг – это удачное сочетание аэробики и атлетизма

Простота атлетических упражнений шейпинга, умеренный темп их выполнения, длительные паузы для отдыха, возможность дифференцировать нагрузки делают их доступными для студенток с разным уровнем функциональной и физической подготовленности.

Специфика аква-аэробики заключается в том, что все упражнения выполняются в водной среде. Воду используют как элемент нагрузки и восстановления, она расслабляет мышцы и выполняет массажную функцию. Упражнения в воде способствуют формированию осанки, развитию сбалансированной силы мышц, повышению гибкости, улучшению координации движений и похудению. Занятия аква-аэробикой можно проводить в любом бассейне, желательно с регулируемым температурным режимом. При температуре воды 28-30 ° С целесообразно работать над гибкостью, а при 25-26 ° С – над высокоинтенсивными упражнениями (ходьба в воде, прыжки, подскоки, махи).

Занятия аэробикой и ритмической гимнастикой следует проводить в хорошо проветренном помещении, в залах для спортивных игр или в специально оборудованных помещениях. Наиболее благоприятным для гимнастических залов является температурный режим в пределах 14-16 ° С, относительная влажность воздуха 30-60%, скорость движения воздуха 0,4-0,5 м / с. Если в зале отсутствует центральная вентиляция требуется проветриваемом к занятиям (20-30 мин), после них и во время перерывов. Залы по шейпингу имеют ковровое покрытие, которое необходимо тщательно чистить пылесосом. А инвентарь (гантели, гимнатические палки и т.п.) протирать сухой тряпкой.

При отсутствии ковра, студентки имеют возможность заниматься на поролоновых ковриках.

Главным требованием для залов аэробики или ритмической гимнастики есть достаточное акустичность помещения, то есть стены должны хорошо отражать звук, быть высокую звукоизоляцию.

Проанализировав общие гигиенические особенности в процессе занятий плаванием, аква-аэробикой и ритмической гимнастикой мы выделили, учитывая территориальные условия, гигиенические требования к спортивным сооружениям: бассейнов, бассейнов для аква-аэробики и др. Перспективными для дальнейших исследований выделяем темы личной гигиены студента, начал занятия плаванием и аква-аэробикой и др.

Вконтакте



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!