Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Рекомендации начинающим преподавателям йоги. В йога-тичеры пойду, пусть меня научат

Самое счастливое для вас время - часы, проведённые в йога-студии. Вы без ума от людей, с которыми там знакомитесь и оттого, какие все они открытые и интересные. Особенно вы восхищаетесь спокойным и умиротворённым преподавателем, который и создаёт всю эту волшебную атмосферу. Возникает мысль: «А было бы здорово преподавать йогу». Идея вас захватывает и вы начинаете искать в Интернете информацию о тичерз-тренингах. Прежде чем вы возьмёте на себя какие-то обязательства и потратите кучу времени и денег, задайте эти семь вопросов.

Вопросы, которые нужно задать себе:

  1. Практикуете ли вы регулярно? Чтобы преподавать, нужно практиковать - и делать это регулярно. Если вы всё ещё не занимаетесь самостоятельно без DVD или аудиозаписи, вы, возможно, не готовы преподавать. В идеальном мире йога-тичеры должны были бы заниматься йогой самостоятельно на протяжении многих лет, прежде чем начать преподавать. В реальности принято считать, что у будущего преподавателя должна быть самостоятельная практика продолжительностью минимум в год.
  2. Нашли ли вы свой стиль йоги? Что именно и как долго вы практикуете? Возможно, вы отдаёте предпочтение таким стилям известных учителей, как йога Айенгара или Аштанга-йога или авторским стилям современных: Шива Ри, Кали Рэй, Андрея Лаппы. Как бы то ни было, пока вы не найдёте путь йоги, который вам подходит, как вы можете знать, что конкретно изучать, что практиковать - и что преподавать?
  3. Бывало ли, что обстоятельства толкали вас на путь преподавания без каких-либо усилий с вашей стороны? Говорят, что когда ученик готов, учитель приходит. Можно также сказать, что когда учитель готов, ученики приходят. Явный указатель на то, что перед вами открывается путь преподавателя - это если вы вдруг по какой-либо причине обнаруживаете, что преподаёте. Допустим, друзья попросили вас провести для них небольшое занятие - даже если вы официально ещё не инструктор. А возможно, ваши учителя советуют вам пойти на тичерз. Если вы давно занимаетесь с одним учителем, вполне может быть, что он считает, что из вас получится хороший преподаватель.
  4. Есть ли у вас ресурсы, необходимые для участия в тичерз-тренинге? Чтобы пройти тренинг, нужны деньги, время и поддержка. Это нужно чётко понимать - особенно если вы человек семейный или у вас очень много работы. Идея занять деньги на обучение может казаться очень соблазнительной, однако учитывая, что начинающим учителям йоги приходится непросто в финансовом плане, начинать свой путь преподавания в долгах - не лучшая идея. Лучше всё же немного подождать и заработать эти деньги, продолжая развивать практику. Преподавание никуда от вас не денется, а лучшие преподаватели - те, у кого за спиной годы и даже десятилетия практики. Также важно выяснить, есть ли у вас время. Не выискивайте самые короткие курсы, будьте честны с собой и лучше найдите время для качественного обучения. У вас есть постоянная самостоятельная практика, вы влюблены к какой-то стиль, к вашему распоряжению необходимые ресурсы и всё указывает на то, что преподавание йоги - ваше призвание, пора искать курсы.
  5. Хорошая ли репутация у программы? Только потому, что программа сертифицированная, не значит, что она отличная. Задавайте вопросы. Сколько уже существует тренинг? Кто на нём преподаёт? Сколько людей его прошли? Найдите кого-то, кто учился на этом тренинге и задайте ему свои вопросы.
  6. Получу ли я знания относительно всех аспектов преподавания? Учиться на учителя - гораздо большее, нежели просто знать, как правильно делать асаны. Необходимо ориентироваться в анатомии, пранаяме, медитации и философии, вам должны быть знакомы концепции тонкой анатомии. Вы также должны проходить и основные йоговские тексты: по крайней мере, «Йога-Сутру» Патанджали, «Хатха-йога Прадипику» и «Бхагавад-Гиту». Лучшие программы - те, которые помогают установить связь со своим внутренним учителем, отточить интуицию - без этого вы просто не сможете преподавать. Хорошо, если вам расскажут что-нибудь о бизнес-аспекте преподавания и об этике йога-тичера.
  7. Предоставляет ли программа поддержку ученикам, легко ли будет общаться с учителями? Очень важный момент. Тичерз-тренинг длиной в месяц - опыт, который может перевернуть всю вашу жизнь. Если затем вы вернётесь к своим повседневным делам без какой-либо поддержки и без доступа к тем людям, которые были причастны к этому перевороту, вы можете оказаться в ужасном положении. Йога - мощная техника. Йога в группе, целый день, день за днём - мощная вдвойне. Любой тренинг, который не признаёт эту силу и не помогает ученикам справляться с любыми возникающими впоследствии проблемами, грешит невнимательностью и безразличием. Особенно важна забота, если у вас в жизни были какие-то серьёзные психологические травмы или потрясения, которые тичерз мог вывести на поверхность, и которые вы ещё не успели проработать. Прежде чем записаться на тренинг, спросите, сможете ли вы после его окончания высылать преподавателям возникающие вопросы и вообще общаться с ним.

Приглашаем принять участие в !

Пре-тичерз – это 50-ти часовой подготовительный к преподавательскому курс, который поможет вывести ваше понимание и практику йоги на новый уровень.

Курс охватывает широкий спектр тем – в программе история и философия йоги, базовые параметры контроля и отстройка асан, пранаямы и медитация, основы анатомии, практические видеоуроки и многое другое. Многосторонний, системный и доступный, этот курс станет отличным стартом для тех, кто задумывается о пути преподавателя йоги.

Ведущий – , харизматичный, глубокий и заботливый преподаватель, опытнейший практик йоги. Руслан начал личную духовную практику более 15 лет назад, обучался у мастеров в ашрамах и монастырях Индии и Северной Кореи. Преподаватель 200 и 500-часовых тичерз-тренингов Йога Альянса, зарекомендовавших себя по всему миру. Сотни студентов, успешно окончивших курс, преподают в Северной и Южной Америке, Корее и Японии, а также в России. Метод обучения Руслана является системным подходом к духовному росту на основе ключевых принципов классической йоги.

Йога приобретает популярность, ведь считается, что она улучшает физическое здоровье и душевное состояние человека. Йога – древнее учение, которое покрыто ореолом тайны. Отсюда бытует мнение, что преподавать может только «посвященный» человек. Как стать инструктором по йоге и устроиться на работу? Давайте вместе найдем ответ.

В этом утверждении есть доля правды, так как йога – не просто комплекс упражнений, а определенное мировоззрение. Те, кто считает, что готов освоить учение, совершенствоваться физически и духовно, могут стать инструкторами за короткий срок. Все зависит от индивидуальных способностей.

Путь в инструкторы йоги таков. Иногда из чистого любопытства или чтобы поправить здоровье, человек отправляется на курсы. Отзанимавшись 3-5 лет поймете, что можете преподавать. Однако, не факт, что если долго заниматься йогой получится стать инструктор. Чтобы стать мастером и добиться успехов, придется пройти дополнительное обучение. Две разные вещи – тренироваться самому в домашних условиях и тренировать учеников.

При ответе на вопрос, как стать инструктором по йоге рассмотрим следующие пункты.

  1. Где получить образование?
  2. Как долго придется учиться и что получится в результате?
  3. Зачем хочется стать инструктором по йоге?

Поэтапно разберемся с вопросами и начнем с последнего.

Зачем становиться инструктором по йоге?

Точно не для того, чтобы заработать миллион , так как йога-тичер таких денег не получает. Как показывает практика, средняя оплата за человека составляет 300-500 рублей за занятие и по большей части зависит от региона преподавания. На частных уроках оплата выше. Выездные семинары стоят в среднем около 15 000 рублей за неделю.

Не стоит забывать, что имя тренера играет главную роль, а вам только предстоит завоевать известность и репутацию. Для начинающих многое непонятно, например, как скажется новая работа на качестве собственной практики. Ведь известно, что многие инструкторы сокращают собственную практику, потому что не остается моральных сил. Некогда привлекательное занятие становится просто работой и не приносит удовлетворение. Но не стоит отчаиваться, такое происходит редко, и, чаще всего, преподавание становится стимулом повысить собственный уровень мастерства.

Многие становятся инструкторами по йоге, потому что благодаря занятиям чувствуют себя счастливее. Чем не мотивация для начала практики? Однако, нет гарантий, что получится преуспеть в этом направлении. Следовательно, гарантий нет, что карьера в этой отрасли будет успешной. Поэтому, прежде чем начать практику, стоит разобраться в мотивации и представлениях, чтобы в будущем не испытать глубокого разочарования.

Видео советы

Чему нужно научиться?

Если определились с выбором и знаете, для чего нужно стать тренером по йоге, понадобятся начальные знания в таких областях:

  1. анатомия;
  2. психология;
  3. физиология человека;
  4. безопасность травм.

Кроме этого, придется изучить:

  1. историю йоги;
  2. философию;
  3. классические тексты;
  4. основные направления и школы йоги.

Начинайте с изучения теоретической базы, потому как йога – не только набор физических упражнений, но и философская и ментальная составляющая.

Краткая справка

Первые сведения о йоге найдены во время раскопок древних городов Харраппа и Мохенджо Даро. На обнаруженных печатях видны изображения божеств, сидящих в позе йога. Подобные изображения нашли и на территории Латинской Америки.

Обязательно понадобятся знания в области традиционной, сохранившейся в наши дни, системы индийской медицины – аюрведы и биомеханики. Освоить практику асан, основного комплекса упражнений как «в потоке», так и в статике. Знать базовые пранаямы, древнейшую технику йогов, которая помогает человеку контролировать прану (свободную энергию космоса) с помощью саморегуляции дыхания. Выучить шаткармы, что означает 6 ступеней очищения или очистительных действий. Это общее название очищения для тела, которое применяют в хатха-йоге. Некоторые школы шаткармы ставят на первое место и считают, пока ученик не освоит очистительную практику, ему не следует переходить к последующим ступеням обучения.

Придется освоить различные методы, которые помогут правильно скоординировать индивидуальные и групповые тренировочные последовательности, научиться замечать и исправлять ошибки учеников.

Вышеперечисленное входит в обязательный курс обучения. Для инструктора по йоге необходимо одно очень важное качество – эмпатия. Это определенная способность к сопереживанию, когда человек разделяет чужие чувства и эмоции. Эмпатия поможет предугадать действия и понять мотивы даже необъяснимых поступков окружающих людей. Если преподаватель и ученик не на одной волне, если преподаватель не чувствует учеников, не понимает их состояние и чувства, не дает полезные советы, лучше вообще не преподавать йогу.

Где получить навыки?

Если затрагивать этот вопрос и указывать учебные заведения, статья сойдет за рекламу. Сведения легко найти в интернете. Одно отмечу, что школы по подготовке инструкторов по йоге открыты во всех крупных городах России: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Новокузнецк, Хабаровск, Самара, Екатеринбург и другие.

Ценовой разбег за курсы варьируется от 30 000 до 300 000 рублей. Предложения по обучению, продолжительности и наполнению практически одинаковы, за исключением ряда курсов, где к инструкторам предъявляют довольно жесткие требования. Например, чтобы поступить на курсы в подобную школу, требуется обязательная рекомендация преподавателя, у которого вы обучались не менее 2-х лет. Обучение на таких курсах длится не менее 3-х лет.

Каждый индивидуален, не говоря об уникальности, поэтому придется подобрать ту методику, в которой особо нуждаетесь. Во время занятий проходят полный теоретический и практический курс, где знакомятся с методикой некоторых частей йоги:

  1. Оздоровительная . Укрепляет опорно-двигательный аппарат и позвоночник, производит его коррекцию и помогает перестать сутулиться .
  2. Интенсивная . Развивает максимальные возможности физического тела человека, энергетического и ментального тела.
  3. Энергетическая . Повышает энергетический потенциал человека и его сознание.
  4. Чакральная . Создает гармонию системы подсознания.
  5. Аюрведическая . Создает гармонию психофизического состояния, учит исцелять и оздоравливать тело.

Если решили стать инструктором в действительности, а не с сертификатом на руках, пройдите все этапы обучения. Согласно стандартам Международной Федерации Йоги существуют 3 уровня квалификации – инструктор, тренер и мастер. Каждый, кто решил преподавать, начинает путь с инструктора после того, как пройдет курс семинаров, сдаст экзамены и получит сертификат.

Обучение в специализированной школе инструкторов при Федерации йоги в России соответствует международным стандартам. Выпускники школы без дополнительных экзаменов получают дипломы и попадают в реестры популярных международных организаций йоги. Обучение проходит по разработанной и утвержденной программе, соответствующей международным стандартам.

Осторожно, подделка!

Некоторые центры предлагают освоить курс «работы с энергией», медитации или научиться читать прошлые жизни. Это подделка. У настоящего йога-тичера голова не забита сверхъестественным, он не загружает головы ученикам всевозможным «хламом». Духовный учитель или настоятель, это другое.

Подделку можно обнаружить и другим способом: по окончании курсов выдается «диплом государственного образца». Такого в природе нет, максимум, на что можете рассчитывать после окончания курсов, это свидетельство (иногда диплом) о повышении квалификации. Документ выдает центр, где проходило обучение. Часто, после успешного обучения, предлагают работу в этом же центре (клубе).

Чаще всего курсы выбирают, учитывая удобное местоположение и зарекомендовавший себя преподавательский состав. Если есть известные инструкторы и клубы, где программы курсов соответствуют международным стандартам, и вы им доверяете, учитесь именно в такой школе (клубе).

Необязательно получать образование, только чтобы стать инструктором. Полученные знания принесут массу новых и полезных навыков, которые пригодятся для расширения кругозора.

Как устроиться на работу

Квалифицированные преподаватели не испытывают труда при устройстве на работу в фитнес-центры (клубы). Они могут давать частные уроки, проводить семинары или мастер-классы, которые вызывают все больший интерес у населения.

Каким бы ни пошли путем, реалии мира диктуют свои условия, когда без хорошего резюме не обойтись. Составляется резюме в зависимости от способа изучения йоги. Если прошли курс «тибетский монастырь», к резюме прикрепите видео, где показано, какими навыками обладаете. Затем, смело рассылайте резюме по фитнес-центрам и спортивным заведениям. Можно стать

Говорят, что йога-инструкторами не становятся, а должно просто очень повезти с кармой.

А если серьезно, то самый популярный вариат - это такие специальные курсы для "преподавателей йоги", обычно это 200-600 часов. Международный стандарт - минимум 200 (RYT-200, с разбивкой по дисциплинам ). Остальное - вариации, допольнения, расширенные программы и, конечно, улучшения. В последнее время очень популярны курсы в 500 часов.

Чаще всего эти курсы организуют различные студии йоги, федерации, основатели собственного авторского стиля, различные институты йоги (чтобы было кого нанять в команду и позвать на замены, а также удовлетворить спрос и предложить что-то интресное для "продвинутых" любителей йоги, а также, основываясь на опыте других преподавателей, рассказать как не навредить человеку, давая празный совет на тему йоги).

Где-то требуется до зачисления на курс прозаниматься именно в данном стиле несколько лет и получить рекомендацию преподавателя, где-то достаточно уметь делать кое-какие асаны, где-то достаточно оплатить сам курс - и пожалуйста. По окончанию курса где-то экзаменов нет и даже к посещению отнесутся нестрого, но где-то надо сдавать и практику, и письменную работу писать, и на вопросы отвечать, и презентацию занятия делать.

В некоторых школах сертификат инструктора может быть выдан и безвозмездно просто по сумме занятий в данном стиле и/или рекомендации.

Некоторые фитнес-центры могут организовать "ускоренные" 10-60 часов курсы для своих трененров, чтобы и йога заодно была в расписании. Но, имхо, это самый "слабый" вариант.

Кроме того, стоит упомятнуть, что есть также преподаватели (но их все меньше и меньше), кто как бы сделал себя сам, или обучался у кого-то в индивидуальном порядке и получил благословение/разрешение напреподавание йоги в таком-то стиле.

Многие инструктора имеют довольно длинную и красивую историю о том, как, где и у кого они учились йоге, коллекцию сертификатов, дипломов, благословлений, а также большинство постоянно продолжает повышать свою квалификацию и совершенствует свою личную практику.

Часто для того, чтобы работать инструктором, кроме бумажки с надписью "интруктор по йоге", рекомендуется иметь действиельный сертификат о пройденных курсах Первой помощи и профессиональную страховку. Нужно вам это или нет - вопрос индидуальный, некоторые принципиально работают и без этого, в некоторых местах - наличие оных является обазятельным требованием для сотрудничества с вами. Мое мнение, что если вы собираетсь быть инструктором для двух-трех друзей или друзей друзей по случаю, то страховка вам не нужна. Если работа инструктором - это работа фул-тайм с очень разными людьми и в большом количестве, то лучше иметь.

Теперь о главном. Как же СТАТЬ интсруктором? Ведь наличие красочных сертификатов, еще каких-то бумажек, ряда посещенных семинаров, честно протоптанного коврика для йоги, стопки прочитанных книг, журналов и гигабайтов интренета - не гарантия чего-либо.

Кстати, популярное мнение, что стоит написать на заборе слово "йога" и тут же жаждущие прибегут со своими ковриками записывать на занятия - это прекрасные фантазии и воспоминания о том, когда слово йога на каждом заборе написано не было.

Есть вариант "парт-тайм" работы йога-инструктором, точнее хобби-работа. Вы жаждите творить великое и светлое дело интрукирования других в области йоги, вы консультируете друзей и друзей друзей, начинающих свой путь в йоге, пытаетесь для них иногда преподавать. А также вам начинают доверять заменить вашего преподавателя. Потом знакомых преподавателей становится все больше. Они вас тоже могут попросить заменить. Или позвать работать вместе и вести занятия регулярно. В конце концов вы ведете несколько занятий в неделю, после работы или в выходной день. И все бы хорошо, но клиентов становися больше, и вы задумываетсь о работе "фул-тайм" йога-интсруктором, хотя имеете полное право остановиться на данном этапе.

Есть вариант "фул-тайм" (да-да, прежде всего почитайте сколько вам нужно вести занятий в неделю, сколько денежных единиц вы готовы запросить за час работы, и сколько и где желающих будет именно столько вам уплотить, чтобы вы себя в итоге хорошо чувствовали и были довольны своей судьбой). И, так, вы работаете "на себя", а по сути ведете занятия в разных студиях, центрах, ведете корпоративные занятия в офисах больших и не очень больших фирм, в остальное время ведете прайветы для тех, кто скорее заинтресован в йога-терапии, выступаете на благотворительных фестивалях, организуете семинары, посылаете заявки на конференции. Вместо хобби и свободного времени у вас SEO-оптимизация сайта, печать визиток, размещение рекламы, написание статей про йогу, а лучше видео, изучение на практике налогового учета, хозяйственного учета, бухгатерского учета, чудеса менеджмента и внимательности при заключении контрактов.

Так как после учёбы осталось много времени, и я мог остаться в Москве, то благодаря помощи Андрея Верба смог начать практиковать полученные знания сразу в качестве преподавателя. Написать эту статью меня вдохновила сокурсница, так как поначалу мне казалось, что эти очевидные истины не имеет смысла высказывать, и сказать-то мне особо нечего. Но после её вопросов и рассказа, как прошла её первая практика, мне стало понятно, что нужно написать о своём опыте. Данная статья написана исключительно из личного опыта, и ни в коей мере не претендует на окончательную истину. Если у вас есть какие-либо замечания или уточнения, буду рад обсудить и скорректировать. Ориентирована она на начинающих преподавателей, так как со временем многое из сказанного будет глупостью или абсурдом. Но до этого нужно прожить скорее всего не один год преподавания.

Видео которое поможет вам стать преподавателем и получить сертификат:

Первая часть статьи будет посвящена асанам и логике построения занятий.

  1. Разминка, особенно в группах, ориентированных на начинающих в йоге, желательна от 20-ти минут до 40. Включать в неё можно всё что угодно, начиная от Сурья Намаскар, до различных вариаций сукшма-вьяямы. Из собственных и необъяснимых ощущений, стараюсь привносить что-либо новое в разминку каждый раз. Также пронаблюдайте за тем, чтобы были размяты все части тела, даже те, на которые вы не планируете проводить практику сегодня.
  2. Продумайте основу для каждой практики. По сути она очень даже консервативная и не подлежит особому изменению. Вариабельность для меня состоит в том, что в часовое занятие она просто не влезает по времени. Классическая последовательность: Разминка → Балансы → Асаны стоя → Асаны сидя → Асаны лежа → Перевёрнутые → Шавасана. В коротком варианте у меня получается так: Разминка → Балансы → Асаны на раскрытие чего-либо → Компенсации с этого "чего-либо" → Перевёрнутые → Шавасана. Также видел другую классическую схему, но она мне лично по ощущениям не сильно согласуется с моей практикой, хотя при этом из классической школы хатха-йоги: Разминка → Асаны сидя → Асаны лежа → Перевёрнутые → Асаны стоя (в основном балансовые) → Шавасана. Но выбирайте и пробуйте сами.
  3. Напиши два плана на практику, а лучше даже три. Особенно если это первая неделя. Подумайте, насколько они сбалансированы, есть ли в них компенсации, не содержат ли они ошибки. Почему три, объяснение в пятом пункте.
  4. Сделайте заготовки на любой отдел. То есть желательно иметь шпаргалки (небольшие листы с рисунками асан, которые можно аккуратно положить рядом с ковриком) с заготовками практики минут на тридцать с проработкой, к примеру, грудного отдела или усиление мышечного корсета рук. Но с другой стороны, не увлекайтесь сильно этим, в том смысле, что гармоничное развитие предпочтительнее быстрого удовлетворения острых недовольств. Эти шпаргалки принесут вам две пользы. Вы станете более уверенными в том, что вы способны быть компетентными, а также, в случае необходимости, будет чем занять занимающихся в форс-мажорных ситуация.
  5. Подумайте над вариантами практики, когда к вам придёт человек, который что-либо не может. Например, что вы будете делать, если занимающийся ломал позвоночник, с грыжами, с операциями на внутренних органах, с гипертонией, с ДЦП (ну это, конечно, жёстко, но мало ли)? В качестве примера, я на первое занятие всё прописал, спросил нет ли каких противопоказаний, болезней и переломов, получил ответ - Нет. И начал практику. И остаются законные сорок минут, где запланирована работа с областью пресса и перевёрнутые, и тут девушка говорит: "А мне сегодня перевёрнутые нельзя". И понятно, что на пресс ей тоже нежелательно выполнять асаны. Выручило только знание, чем такое заменять и умение быстро в голове рисовать комплексы. А у кого-то этого может и не быть. Также сразу посмотрите, как выполнять перевёрнутые для полных людей, не способных самим оторвать таз от пола.
  6. Свой первый комплекс я писал с таймингом, что и вам советую. То есть вы должны хотя бы примерно представлять, с какой по какую минуту проходят асаны по тематикам. Особо стоит отметить, что асаны на вторую сторону (К примеру, вначале мы делаем асаны на разогрев и вытяжение правой стороны тела, а потом идут асаны на левую сторону. Она здесь и называется второй) обычно короче, и в них нет определённого "клея", который был на первую сторону. Хотя смотря как напишите и планируете проводить.
  7. Старайтесь написать несколько коротких серий. Почему именно короткие? Потому что длинные серии хоть и предпочтительнее и более красиво ложатся в комплексы, но память, особенно в сочетании с волнением, очень короткая становится. Зачастую, пока сделаете одну сторону, начинаете другую, и тут понимаешь, что уже не помнишь, что давал в самом начале минут пять назад. Только поэтому предпочтительнее короткие серии с очень жёсткой логикой - почему и что за чем следует. Это позволит даже в случае забывчивость быстро восстановить последовательность.
  8. Делайте серии с виньясами. То есть переход из одной асаны в другую должен быть очень логичным и простым и с минимумом движений конечностями.
  9. Смотрите ролики других преподавателей с комплексами. Рассмотрите их логику. Я почти уверен, что у любого человека можно многому научится. Как минимум тому, что делать не стоит.
  10. Ходите на практику к другим преподавателям. Особенно это будет хорошо, если это будут люди продвинувшиеся больше вас в йоге. Но тут проявите здравомыслие. Как говорит Андрей Верба: "Задайтесь вопросом, хочется ли вам жить их жизнью?" Идите и учитесь у тех, на кого вам хотелось бы быть похожими.

Вторую часть хотелось бы посвятить самим методикам преподавания, настройке на преподавание.

  1. Не бойтесь быть хуже или оказаться в нелепой ситуации. Сядьте загодя дома, и до мелочей прокрутите в голове самые ужасные и конфузные варианты в голове. Чётко переживите их как будто на практике. Если же эти ситуации после возникнут в реальности, то они уже не будут для вас неожиданностью. У вас будут модели более правильных реакций на происходящее. Конечно, на всей планете соломку для падений не постелишь, но если вы склонны испытывать страх и теряться в форс-мажорах, то это вам поможет.
  2. Когда вам становится страшно или очень волнительно, представьте себе, что вы вышли из тела и смотрите на себя и на ситуацию, происходящую с вами, со стороны. В большинстве случаев, вы поймёте нелепость волнения, а если и не поймёте, то как минимум со стороны не так страшно.
  3. Придумайте готовые ответы на казусы. К примеру, перед первым занятием я позвонил своему первому преподавателю йоги, и мы говорили о преподавании. Один из важнейших советов был ответ на вопрос: «Что делать, если я что-либо забуду, а мне потом на это укажут?» «Сказать: "А я-то уже подумал, что никто вообще не заметит!"». В этом есть два плюса для вас: во-первых, у вас пропадёт лишний повод переживать; а во-вторых, вы этим приучаете своих занимающихся к участию в практике и в умении чувствовать Поток.
  4. Хотел бы отметить здесь рекомендацию Дениса Никифорова: «Представляешь перед собой аудиторию... и поехали! С дыханием, рекомендациями, разной степенью нагрузки, исправлениями, противопоказаниями и т.д. Очень всем рекомендую - развивает воображение, и можно сколько хочешь ошибаться:), но главное когда приходят «живые люди»:) никаких заминок уже не происходит». Также можно потренироваться на друзьях, домочадцах, они зачастую готовы один раз потерпеть, ради дорогого друга или родственника, а там глядишь и втянутся.
  5. Учитесь осознанности на себе. Следите за тем, что вы говорите, как себя ведёте и как реагируете на различные ситуации. Это очень важно, как минимум с двух позиций. Во-первых, вы должны соответствовать тому, что даёте своим занимающимся, а во-вторых, этим вы сможете изучать себя, и постигать очень глубокие слои своего сознания.
  6. Настраивайтесь на практику до занятия. Постарайтесь выдержать этот день максимально чистым, сделайте пранаяму. При возможности займитесь мантраяной, к примеру, в день авралов стараюсь читать мантру пока еду в метро. Также, можно давать на минуту-две погружение в себя для занимающихся вначале практики.
  7. Подумайте, что вы можете дать занимающимся. Осознайте свои сильные и слабые стороны. Даже если вы не скажете о том, что вас переполняет и слова, вы отдадите эти энергии занимающимся. Работайте над собой сознательно, а не как получится.
  8. Наблюдайте за залом до начала практики. Это много вам скажет о том, кто вам пришёл, что им требуется, какие у них зажимы и блоки. То, как они двигаются, сидят и общаются, иногда скажет вам больше, чем недели бесед проведённых вместе. Исходя из этого можно корректировать план практики. Вот тут вам и помогут варианты, написанные ранее.
  9. Очень хочется говорить о духовности, но, вспоминая себя, каким пришёл, и наблюдая, какие люди приходили в зал, когда был просто практикующим, понимаю, что сразу заговорив о духовности, можно вызвать только раздражение или непонимание. В качестве уловки для себя выбрал акцентирование внимания на осознанности. Начинаю с дыхания, потом старюсь вносить осознанность в мышцы и положение тела, а там недалеко и до токов энергии. Но это очень индивидуально, если у вас хватит тапаса сразу объяснить духовность, то мой вам поклон. Но что стоит делать сразу и не отступать от этого ни на йоту, так это от фразы: «Йога - это не физкультура и не физические занятия».
  10. Постоянно наблюдайте за залом. Я не преследую цель максимально избавить людей от проблем или правильно отстроить асаны. Приходят люди, которым стоит учиться двигаться, и не важно насколько правильно. Наблюдение даст вам возможность глубже понять зал, а также выделить ленивых, кого нужно стимулировать, и особо рьяных, которых нужно притормаживать, чтобы они себя не убили практикой.
  11. Говорите чаще на первых практиках. Этому есть несколько причин: во-первых, ум у занимающихся постоянно бегает, и ваш голос помогает им концентрироваться на практике; во-вторых, те комментарии о том, как выстроить асану, будут потихоньку вливаться в их головы; в-третьих, пока вы говорите, вы не успеваете волноваться. Не зря же советуют, когда очень страшно, петь. Пользуйтесь этим инструментарием. Но для уже продвинутых практиков лучше уже наслаждение тишиной в асанах. Они уже всё знают и умеют погружаться с себя.
  12. Рассказывайте им, какие должны быть ощущения. Для этого вам желательно хорошо попрактиковать эту асану, чтобы понимать, что тянется и в какой последовательности. Но тут есть два подводных камня. Во-первых, если зацикливаться на этом, то занимающиеся будут стремиться жить вашими ощущениями, а не познавать свои. Во-вторых, у всех разная физиология, и то, что вы чувствуете на данный момент, для них может оказаться пройденным этапом, а может и наоборот, вы никогда не сможете почувствовать то, что они будут ощущать всю оставшуюся жизнь.
  13. Особенно важно смотреть, кто и какие испытывает сложности в асанах. Пока у вас будут небольшие группы, то и занятия будут почти индивидуальными. Помогайте словами им, подскажите, как им лучше преодолеть сложность. Тут уместно рассказать о психосоматике, о карме, об аскезах. Важно, чтобы ваши слова были полезны и соответствовали ситуации.
  14. Учитесь играть голосом, интонацией. Фраза «Расслабляйтесь в этой асане» и «Тянем ногу выше, выше, выше!» говорятся в разной тональности, в разном ритме. Люди реагируют на это подсознательно, и это способно улучшить их практику.
  15. Вносите в практику сравнения и гиперболы. Динамику в марджариасане можно рассказывать, как детям, в сравнениях: «Злая кошка» - прогиб спины вверх; «Довольная кошка» - потягивание спиной вниз. В вирабхадрасанах можно говорить о мужественности, о силе, о воле. Гиперболы же помогают объяснять многие асаны, к примеру, показывая открытие (вирабхадрасана 2) и закрытие таза (вирабхадрасана 1) постарайтесь изобразить максимальный мах тазом, чтобы визуально у человека сложилась картинка между «плохо» и «хорошо». Гиперболы в шутливой форме помогают снять излишнее напряжение в телах занимающихся. Очень позитивно показать напряженное лицо со словами: «Такое лицо не помогает держать асану». А улыбка помогает его расслабить. Но смех нежелателен, так как сбивается дыхание и внимание.
  16. Держите контакт с людьми голосом и взглядом. По началу им важно ваше внимание, ваше одобрение или «осуждение». Когда вам нужно кого-то поправить, а человек стоит лицом вниз, или в другую сторону, просто начните говорить чуть громче, чётче и строго в его сторону. Результат сами проверите:)

Третья часть самая важная. Она, на мой взгляд, никогда не утратит своей актуальности, пока вы остаётесь в стезе преподавания.

  1. Введите для себя золотое правило, которое нарушать можно только при угрозе жизни. Личная практика обязательна после занятия до момента, пока вы уснули. Если у вас гости, родственники, наводнение, цунами, то дождитесь, пока они не улягутся, уснут или успокоятся. Чем дальше ваше состояние от спокойствия и равновесия в любую из сторон, тем больше личной практики перед сном.
  2. В конце практики, посмотрите на практикующих. Подумайте и прочувствуйте с чем вы придёте домой, и если требуются шаткармы, то решите сразу, что вам нужно. К примеру, если у вас почти все пришли с насморком или кашлем, то обычно делаю промывание носа, капалабхати, и если тяжело в груди, то симхасану с максимально резким и громким выдохом, и задержкой дыхания. Если же много энергии из свадхистаны получаю, то делаю длительные перевёрнутые с пранаямой. Но практикуйте только то, что знаете и умеете.
  3. Читайте духовную литературу в слух и с интонацией.
  4. Не взращивайте своё эго в ментальном плане. Давайте людям то, что им нужно, а не что у вас хорошо получается или вам жуть как хочется дать. Будьте скромнее в своих заслугах. Если у вас есть авторитет, то рассказывайте, что и у вас были и есть сложности, не стесняйтесь давать асаны, которые вы делаете хуже них, особенно если они важны для всех остальных.
  5. Не взращивайте эго в физическом плане. Но мой взгляд, преподавателю желательно быть на полшага впереди, чтобы помочь решить проблемы, и чтобы вы могли помнить, что эти проблемы бывают. Важно какая у вас энергия, а не куда вы можете засунуть ногу.
  6. Следите за своим питанием. Для меня сложно здесь в столице почему-то не есть много. Но очень хорошо помогает вспоминать слова сказанные Александром Степановым на эту тему: «Если я сейчас съем эту гадость, то потом с этой энергией пойду к Андрею, и потом ему будет ещё хуже». Вы уже на пути йоги, и вы должны помнить о своей связи со всеми окружающими. Будьте максимально ответственны.
  7. Знайте, что эта жизнь, грубо говоря, больше вам не принадлежит. Вам в любой момент будут задавать вопросы о любых сферах вашей жизни. Будьте готовы ответить на эти вопросы, или правильно объяснить, почему вы с них не компетентны.

Хотелось бы закончить эту статью словами мной уважаемого человека: «Квалификация преподавателя йоги - это прежде всего личная практика, генерирующая состояние единения и удовлетворенности. Это состояние возникает от комбинации: информация + практика + практика + практика в своё удовольствие. Гимнастические навыки и способность донести информацию второстепенны относительно качества (частотности) состояния преподавателя, потому что в конечном итоге, именно внутреннее состояние создаёт пространство вокруг."

С благодарностью всем учителям настоящего, прошлого и будущего! ОМ!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!