Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Самый простой способ торможения на лыжах плугом. Торможение "плугом" на лыжах: пошаговая инструкция. Возникли вопросы? Обращайтесь к эксперту! Евгений Моисеенко отвечает на них на

Торможение лыжами применяют для регулирования скорости спуска и остановок за счет постановки лыж на канты под углом к направлению движения. Сила торможения зависит от величины угла, степени закантовки лыж и давления на снег. В зависимости от направления и условий спуска тормозить можно плугом или боковым соскальзыванием на прямых спусках, а также полуплугом (упором) или боковым соскальзыванием на косых. Рекомендуя те или иные способы торможения, мы, однако, не ограничиваем лыжников в возможности пользоваться ими по своему усмотрению.

Торможения, особенно на высоких скоростях, отнимают много сил. Поэтому они чаще всего кратковременны, и лыжник подбирает наиболее подходящее из них. Из всех приемов наиболее эффективны боковые соскальзывания на параллельных лыжах. Но они не всегда применимы. Поэтому рассмотрим разные способы торможения.

Торможение плугом . В плуге лыжи образуют угол с разведенными в стороны пятками. Биссектриса этого угла совпадает с направлением движения, что достигается на прямом спуске ровной загрузкой лыж. Плугом снег уплотняется, срезается и перемещается, повышая трение и вызывая торможение. Величина тормозящих сил определяется шириной плуга и степенью кантования лыж.

Чтобы облегчить постановку лыж в положение плуга, их разгружают с помощью подскока (рис. 35). Обычно постановка лыж на ребра соответствует углу плуга, но допустимы и варианты за счет боковых движений коленей и стоп. Поскольку удержание плуга требует большого напряжения мышц, рекомендуется по возможности стопу, голень и бедро сохранять в одной плоскости, перпендикулярной скользящей поверхности лыжи.

Рис. 35. Легкий подскок (разгрузка лыж) облегчает принятие плуга

Чтобы лучше удерживать положение плуга, туловище лыжника должно быть прямым, концы палок разведены в стороны. При сильном кантовании носки лыж стремятся разойтись, что уменьшает тормозящий эффект. При плоской постановке лыж, наоборот, носки сближаются легче, но торможение также уменьшается. Поэтому надо умело регулировать угол атаки (кантования), чтобы лыжи могли подминать под себя сдвигаемый снег и достигать в то же время максимального тормозящего эффекта.

Спускаясь в плуге, уменьшением давления и раскантовкой можно вернуть лыжам параллельное положение, но для более быстрого выхода из плуга целесообразно сделать подскок.

Освоение плуга полезно начинать с имитационных упражнений на ровном месте, разводя и сводя пятки лыж с каждым подскоком. При этом надо следить, чтобы ноги по возможности не занимали иксообразного положения, а сгибались и разгибались в коленях в направлении носков лыж.

Разучивая плуг в движении, следите за симметричностью следа и четкостью переходов из одного положения к другому (рис. 36). Заканчивая упражнение остановкой на склоне, следует энергично переносить вес тела на одну из лыж с боковым проскальзыванием пятки и разворотом ее поперек склона. Верхняя лыжа приставляется в параллельное положение.


Рис. 36. Неравномерность в загрузке и кантовании лыж в плуге приводит к соскальзыванию в сторону плосколежащей и менее загруженной лыжи

Торможение упором . В отличие от плуга на прямом спуске сопротивление движению в упоре оказывает только одна лыжа, поставленная под углом к направлению движения. Назовем ее упоровой лыжей: отодвигается ее пятка, она слегка выдвигается вперед и кантуется на внутреннее ребро. Другая лыжа, также слегка закантованная, неся большую часть веса лыжника, будет ведущей лыжей. С отодвиганием пятки упоровая лыжа получает дополнительную нагрузку и начинает срезать слой снега, стремясь в поворот, а ведущая лыжа в силу своей закантованности противодействует ей. Соотношение загрузки и кантования лыж зависит от необходимости создания того или иного тормозного усилия и состояния снега.

При упоре туловище находится в основном над ведущей лыжей и опорная нога согнута больше упоровой. Палки держат соответственно положению лыж (рис. 37).


Рис. 37. Торможение упором

Торможение упором в косом спуске отличается от торможения по линии ската и осуществляется обычно нижней лыжей. Здесь вес тела предварительно переносится на верхнюю по склону лыжу, чтобы создать противодействие нижней лыже, отводимой в упор. Для достижения желаемого эффекта торможения в определенных условиях ведущая лыжа может лежать плоско или даже быть закантованной на внутреннее ребро. Крутизна склона и направление спуска будут решающими факторами в этом случае.

На пологих склонах иногда бывает удобным тормозить и верхней лыжей. Поза лыжника и положение лыж при этом очень схожи с плугом на косом спуске.

В процессе совершенствования плуга и упора лыжник должен научиться, манипулируя своим весом и кантованием лыж, свободно переходить от одного способа торможения к другому, с учетом изменения условий спуска и минимальной утомляемости.

Имитация упоровых упражнений на месте помогает быстро их освоить. Сочетания с упругими сгибаниями-разгибаниями ног, упорами верхней и нижней лыжей подводят лыжника к следующему этапу - освоению поворотов на параллельных лыжах различными способами, в частности входом в поворот из плуга или упора.

Боковое соскальзывание . Торможение боковым соскальзыванием на параллельных лыжах применяется как в прямых спусках, так и в косых. Разучивать боковое соскальзывание лучше на относительно крутом склоне из положения траверса, достаточно опустить долинные ребра лыж, как начнется боковое движение вниз - его и называют боковым соскальзыванием в отличие от скольжения. В таких соскальзываниях отрабатывается чувство канта и загрузки лыж по их длине. В разделе взаимодействия лыж со снегом мы уже говорили о влиянии угла кантования и загрузки лыж на движение при боковом соскальзывании. Здесь будет уместно повторить: плосколежащая лыжа будет быстрее соскальзывать вниз загруженной частью, а закантованная - наоборот: загруженные носок или пятка будут сильнее тормозить, а разгруженные соскальзывать вниз. Только хорошо попрактиковавшись на месте, целесообразно переходить к отработке соскальзывания в движении.

Для того чтобы поставить лыжи поперек движения прямого спуска и заставить их, соскальзывая, тормозить, лыжник сгибанием-разгибанием ног облегчает их, придав вращение ногам и лыжам. Для более быстрого действия хорошему лыжнику достаточно одного сгибания - в миг облегчения его ноги вращают лыжи (или смещают пятки), а туловище компенсаторно поворачивается грудью от склона. Такой прием требует меньше места и времени, чем разгибание-сгибание (рис. 38).


Рис. 38. Переход из свободного спуска к торможению боковым соскальзыванием

С постановкой лыж поперек хода скольжение заменяется боковым соскальзыванием с торможением, что заставляет спортсмена занять соответствующее положение с боковым сгибанием; вначале загруженной оказывается больше верхняя лыжа, а затем нижняя. В момент остановки во избежание опрокидывания лыжник может опереться на нижнюю палку.

Для перехода к боковому соскальзыванию в косом спуске одновременно с более плоской постановкой лыж смещаются под склон их пятки, а туловище компенсаторно еще больше разворачивается грудью в долину. Чем больше смещение пяток и сильнее кантование, тем энергичнее торможение. Внимание лыжника сосредоточивается на загрузке лыж, чтобы не перейти от косого соскальзывания в поворот к склону или, наоборот, вниз под склон.

Стойка бокового соскальзывания очень близка к стойке косого спуска, она отличается лишь меньшей закантовкой лыж, которая резко возрастает в момент остановки.

Совершенство владения боковым соскальзыванием (рис. 39) демонстрирует на снимке один из корифеев горнолыжного спорта в недалеком прошлом Отмар Шнайдер (Австрия). Уменьшая кантование лыж в процессе поворота на параллельных лыжах, он регулирует кривизну дуги, чтобы в нужной точке и под нужным углом обойти древко.


Рис. 39. Раскантовка лыж в основной фазе поворота приводит к боковому соскальзыванию, как при спуске наискось

Спускаясь по бугристым склонам, изъезженным «туристами», мастер, применяя боковые соскальзывания вперемежку со скольжением, виртуозно преодолевает их. Совершенствование техники комбинирования поистине беспредельно. Так родилась одна из разновидностей фристайла - спуск по бугристому склону. Умение сочетать скольжение и боковое соскальзывание полезно всем спортсменам, а также судьям, участвующим в подготовке трасс.

Упражнения в косых и прямых соскальзываниях в сочетании со скольжением, боковые сбрасывания пяток с «врубанием» кантов и другие приемы требуют четкой работы коленных и голеностопных суставов. Вариантов здесь много. Горнолыжнику очень важно уметь дозировать поперечное смещение с продольным скольжением, научиться тонкому восприятию деформаций снега под лыжами. Так, если боковое соскальзывание происходит на сильно закантованных лыжах, то его целесообразно называть «жестким соскальзыванием», а если на лыжах, лежащих почти плоско, - «мягким соскальзыванием». В первом случае торможение будет ощутимым, во втором оно будет походить больше на заглаживание снега с меньшей потерей скорости.

Разучивая боковые соскальзывания, надо всегда помнить, что они являются вспомогательными приемами, облегчающими преодоление склонов в некоторых критических ситуациях, и делают более универсальным механизм поворотов на параллельных лыжах.

Хочу подчеркнуть, что на этом этапе освоения скольжения и соскальзываний особенно зримыми становятся способности и спортивная перспектива ученика. Умение скользить, чувство снега, дозированных нагрузок, равновесия - это элементы талантливости. Нельзя упускать возможности «нащупывать» легко усваиваемые учеником приемы, учитывать его личные качества: преобладание трусости над смелостью, пассивности над активностью, инертности над агрессивностью. Так подспудно закладывается фундамент дальнейшей специализации.

По тому, насколько смело лыжник переходит от скольжения к боковому соскальзыванию, энергично ставя лыжи поперек хода и наоборот, можно видеть, на что он способен. Однако это не значит, что надо сразу ставить крест на «слабых» - многие качества наживные, если развивать их, как говорится, с умом. Даже грани врожденной смелости расширяются - она растет по мере технического совершенствования.

Тренеру следует помнить и то, что сочетание элементов скольжения и соскальзывания будет постоянно встречаться при освоении поворотов на лыжах. К числу наиболее употребимых можно отнести переход от мягкого соскальзывания к резкой закантовке в предповоротах или при остановках в конце дуги. Освоение переходов от прямолинейных спусков к торможениям или поворотам приучит ощущать эффект действия инерционных сил, возникающих при этом: в торможениях - от снижения скорости, в поворотах - от центростремительного ускорения. Поэтому не следует засиживаться на упражнениях в торможении, а смело переходить к следующему этапу.

Применение той или иной стойки спуска при равномерном распределении массы тела на обе лыжи через центр площади опоры позволяет сохранить равновесие, исключает опрокидывание тела, обеспечивает управление лыжами, уменьшает силу сопротивления встречного потока воздуха.

В зависимости от степени сгибания ног в тазобедренных и коленных суставах и угла наклона туловища принимаемые лыжником при спуске стойки условно подразделяют на высокие, средние и низкие.

Высокая стойка характеризуется небольшим сгибанием ног в коленных суставах (около 150 градусов) и почти одинаковым углом наклона туловища и голеней.

Средняя (основная) стойка обеспечивает наименьшую силу сопротивления встречного потока воздуха за счет несколько большего сгибания ног в коленных суставах (около 130 градусов) и наклона туловища почти параллельно склону.

Вариантом средней стойки является стойка отдыха , при которой лыжник несколько выпрямляет ноги в коленях, увеличивает наклон туловища, опирается предплечьями на бедра и почти соединяет кисти рук. Такое положение создает благоприятные условия для снижения степени напряжения мышц туловища, ног и рук.Стойке отдыха отдают предпочтение многие лыжники-любители.

Низкая стойка предполагает прохождение спуска с наибольшим сгибанием ног в коленных суставах и сохранением наклона туловища параллельно склону. Такое положение лыжника на склоне сильно утомляет мышцы ног, что ограничивает применение низкой стойки любителями.

К неровностям на склоне относят наиболее часто встречающиеся бугры, впадины, выкаты, встречные склоны. На этих участках склона главная задача - избежать падения из-за потери равновесия. Достигается это прежде всего выпрямлением траектории движения центра тяжести массы тела лыжника. Когда неровность поднимает лыжника, он должен присесть и принять низкую стойку. Если неровность опускает его, лыжнику надо встать в более высокую стойку. Такое сочетание приседаний на высоких участках и выпрямлений - на низких позволяет сохранить равновесие (рис. 62).

На разных участках спуска лыжник нередко встречается с резким изменением состояния снежного покрова. Весной, например, жесткая морозная лыжня в тени леса на поляне переходит в мягкую, нагретую солнцем. В морозный день твердую лыжню иногда сменяет рыхлый снег. В этих внешних условиях происходит резкое снижение скорости и, чтобы не упасть вперед, лыжнику надо отклонить туловище назад и выдвинуть одну ногу вперед.

Техника торможения

Способы торможений применяют с целью снижения развиваемой на спуске высокой скорости. которая нередко, особенно у лыжников-любителей, вызывает страх и боязнь падения.

Различают 3 классификации торможений на спусках: торможение лыжами (часто применяемое); торможение палками (редко применяемое); торможение падением (применяемое в экстренных случаях). Причем торможение лыжами делится на 3 вида: - «плугом», упором и реже боковым соскальзыванием..

Торможение « плугом » выполняют обеими лыжами на прямых спусках с достаточно плотным снежным покровом. Для этого лыжник из скольжения на параллельных лыжах плавно и симметрично разводит пятки обеих лыж в стороны, ставит лыжи на внутренние ребра, равномерно распределяет массу тела на обе ноги, на допуская скрещивания носков лыж (рис. 63, кадр 2). Степень торможения, вплоть до остановки, находится в прямой зависимости от угла разведения лыж.

Торможение упором ( «полуплугом») выполняют одной лыжей для небольшого снижения скорости (притормаживания). Лыжник переносит массу тела на идущую по направлению движения лыжу. Пятку второй лыжи отводит в сторону, ставит лыжу под углом и закантовывает ее на внутреннее ребро, (рис. 63, кадр 1). Степень снижения скорости зависит от угла отведения тормозящей лыжи в сторону, величины закантовки и загрузки ее массой тела.

Торможение боковым соскальзыва н ием применяют на крутых склонах. Лыжи ставят поперек склона, упираясь верхними кантами в склон. (рис63, кадр3).

Торможение палками используют в тех случаях, когда нет возможности или нерационально тормозить лыжами. Этот способ позволяет лишь слегка сбавить скорость, например, чтобы избежать наезда на впереди идущего со спуска лыжника. Для торможения палки энергично прижимают к снегу, обязательно удерживая их кольцами назад и ближе к туловищу (справа, слева, реже между лыж) (рис. 63, кадр 4). Эффект торможения зависит от.величины и продолжительности давления на палки. Возможно торможение изменением стойки спуска за счет использования тормозящего эффекта силы сопротивления встречного потока воздуха. Чтобы преднамеренно сбавить скорость на спуске, принимают высокую стойку спуска, иногда даже с разведением рук в стороны

Торможение управляемым падением оправданно только как крайняя мера экстренной остановки на спуске при внезапно возникшем перед лыжником препятствии, когда возникает необходимость резко затормозить или даже остановиться. Падение должно быть управляемым. Алгоритм: понизить ОЦМТ (уровень низкой стойки) ; падение на бок лыжами поперек склона, руки с палками вместе кольцами назад..

Торможение

Владение всеми способами торможения позволяет осмысленно регулировать скорость спуска и быстро останавливаться в желаемом месте.

Торможение полуплугом (односторонний упор) практикуется преимущественно при спусках наискосок по склону. Для торможения запятник лыжи, находящийся ниже по склону, отводят в сторону, а лыжу ставят на ребро; вторая лыжа скользит в направлении движения.

Для более резкого торможения необходимо нажимом каблука ботинка еще больше отвести задник нижней лыжи, поставить ее круче на ребро и усилить давление (рис. 86).

Рис. 86. Торможение полуплугом (односторонний упор)

Торможение плугом (двусторонний упор) используется на склонах средней и малой крутизны при прямых спусках: удерживая носки вместе, развести пятки лыж в стороны и поставить лыжи на внутренние ребра, что достигается некоторым сближением коленей и переносом тяжести на пятки. Для усиления эффективности торможения следует сильнее развести запятники лыж и более круто поставить их на внутренние ребра (рис. 87).


Рис. 87. Торможение плугом (двусторонний упор)

Торможение с помощью палок применяется при спусках наискосок к склону или при прямом спуске. Для этого надо сложенные вместе палки воткнуть штырьками в снег и, усиливая вдавливание, замедлять движение. Рука, находящаяся ближе к склону, обхватывает палку сверху. а другая - внизу (рис. 88). Торможение палками между ногами по ряду моментов, в том числе и из-за возможности поломки палок, не желательно.


Рис. 88. Торможение с помощью палок

К остановке падением прибегают в экстренных случаях, когда нужно быстро остановить спуск. Для этого необходимо присесть как можно ниже и свалиться набок, откинув руки с палками назад, распластаться, лыжи поставить поперек направления спуска и, уперев их в снег, затормозить дальнейшее соскальзывание. Характерная ошибка - падение без предварительной группировки тела, что может привести к ушибам (рис. 89).

Беговые лыжи являются одним из популярнейших зимних видов спорта. От горных лыж он отличается техникой и используемым снаряжением. Научиться кататься может каждый – это совершенно не сложно. В этой статье мы вам обо всем расскажем.

Где лучше учиться кататься на лыжах новичку?

Выбирая, где кататься на беговых лыжах, выбирайте близлежащий парк или на стадион. Если до вас никто не катался и лыжни нет, вам нужно будет ее проложить. Лучше выбирайте не заснеженную целину, а места с уплотненным снегом, где скольжение будет более легким, а палки не будут сильно проваливаться. Прокладывайте лыжню таким образом, чтобы у вас на пути был один-два длинных (около 50 метров), но не очень крутых подъема. При езде в горку вы хорошо укрепите мышцы.

Отлично, если есть возможность заниматься на лыжной базе. Снег здесь укатывают специальные машины, а лыжня прорезается резаком. Вам не будут мешать ни кусты, ни кочки, ни камни.

Техника катания на беговых лыжах

Сначала необходимо хорошенько размяться и разогреться. Потянитесь и напрягите все мышечные группы на ногах и руках. Особое внимание уделите растяжке бедер и голеней, а также разминке суставов ног и рук. Это позволит вам лучше контролировать движения тела.

Катание на беговых лыжах начинается с освоения правильной стойки: ваши колени, плечи и стопы должны находиться в одной вертикальной плоскости. Одна из частых ошибок новичков заключается в том, что они используют «заднюю стойку». Центр тяжести смещается назад, а шансы упасть и получить травму заметно возрастают.

Во избежание падений при обучении технике катания на лыжах нужно постоянно представлять, будто у вас за спиной стоит что-то, на что нельзя ни в коем случае сесть. Ноги слегка согните в коленях, но не смещайтесь назад – вы должны видеть кисти рук. Локти слегка прижмите к бокам своего тела. Зафиксируйте положение и повторяйте его почаще. Важно также научиться правильно падать, и об этом мы подробнее расскажем в конце статьи.

Существует два основных стиля катания на беговых лыжах:

Классический. Он задействует все мышечные группы – и нижние, и верхние.
- Коньковый ход. В основном укрепляет внутренние мышцы бедра и бока корпуса.

Сегодня мы поговорим о классическом ходе на беговых лыжах. Встав на лыжи и заняв правильную стойку, попробуйте немного поскользить. Просто резко поочередно передвиньте ноги вперед, и вы поймете, какие усилия необходимо прикладывать для скольжения. Вы поймете, что для движения вперед требуется напрягать ноги. Начинать обучение катанию на беговых лыжах можно без палок.

Для движения следует левую ногу двинуть вперед, а правой надавить вниз. Не пытайтесь оттолкнуться, а просто надавите. Далее перенесите вес на левую ногу, приподняв вторую лыжу над трассой. Руки должны повторять движения ног. Если вы начали движение с правой ноги, правая рука должна быть впереди, а левая позади тела. Для продолжения движения оттолкнитесь левой лыжей и продолжайте скользить. Поймав ритм, процесс скольжения сильно облегчится.

Когда научитесь уверенно скользить по снегу, возьмите палки. Начав движение толчком правой ноги в снег и перенеся вес на левую, воткните левую палку и сделайте толчок – вы ускоритесь. При отталкивании левой ногой ускоряйтесь правой палкой. При движении палки втыкайте поближе к себе и не вытягивайте руки.

Когда на пути попадается небольшой пригорок, взбирайтесь на него «елочкой». Выверните носки наружу, а лодыжки держите внутрь, чтобы края лыж лучше впивались в снег для лучшего сцепления. Равновесие поддерживайте с помощью палок, перенося на них часть веса тела.

Поднявшись на пригорок, с него придется спуститься. Наклонитесь вперед, но не слишком сильно, иначе можете потерять равновесие. Поначалу направляйте концы лыж так, чтобы они втыкались в снег ближним краем, и медленно спускайтесь небольшими шажками.

Как научиться выполнять на лыжах повороты и торможение

Научиться безопасно кататься на лыжах невозможно, не научившись правильно поворачивать, тормозить и падать.

Повороты

Научиться поворачивать нетрудно, но нужно потренироваться, отработав основные приемы. При движении на ровной поверхности или пологих склонах можно использовать метод поворота переступанием. Чтобы повернуть налево, необходимо перенести массу тела на правую ногу, а левую отставить под углом в сторону, и подтянуть к ней правую и т.д. Не ставьте лыжу под сильным углом, чтобы не упасть, а для быстрого поворота нужно просто чаще переступать.

Торможение

Наиболее популярным способом торможения на беговых лыжах является так называемый «плуг». Для сброса скорости или остановки необходимо пружинисто выпрямить ноги и, переместив массу тела с пяток на носки, сильным нажимом развести задние концы лыж. Они станут на внутренние ребра, а носки совместятся. Колени при этом нужно свести, а вес тела распределить на обе лыжи и слегка отклониться назад. Для усиления торможения следует разводить лыжи сильнее и больше ставить их на ребра.

Как правильно падать при катании на лыжах

Независимо от стиля катания, каждый лыжник должен уметь правильно падать, поэтому если вы решили покататься на беговых лыжах, убедитесь, что вы знакомы с техникой правильного падения.

При обучении катанию на беговых лыжах важно отработать несколько приемов, которые сделают езду безопасной и более комфортной. Падение лучше совершать на бок, широко раскидывая руки. При падении необходимо напрягать мышцы, что предотвратит вращение на склонах, а на ровной поверхности защитит от травм. Необходимо несколько раз отработать падения, научившись их контролировать. Источник -

Торможения при спусках с гор применяются в тех случаях, когда нужно уменьшить скорость спуска или остановиться.

Торможения выполняются:

1. При помощи лыж, когда обе лыжи или одна скользят под углом по направлению движения (плугом, упором, боковым соскальзыванием)

2. При помощи палок (палки между лыжами, сбоку)

3. Комбинированно (лыжами и палками одновременно).

Чаще всего лыжники пользуются торможением плугом и упором.

ТОРМОЖЕНИЕ ПЛУГОМ . Лыжник плавно раздвигает лыжи пятками в стороны и ставит на ребро, носки лыжи при этом сводятся вместе, колени в этом положении слегка согнуты и несколько сближены.

Кисти рук также слегка сближены и повернуты вовнутрь, так что нижние концы палок расходятся в стороны.

При обучении торможению плугом применяются следующие подготовительные упражнения на месте; учащиеся по команде принимают положение плуга, преподаватель проверяет правильность этого упражнения и исправляет ошибки.

Так проделывается несколько раз, после чего переходят к торможению во время спуска.

Чем шире плуг, тем сильнее торможение.

Типичные ошибки при обучении торможению плугом:

1) Носки лыж не сведены вместе, из-за этого лыжи разъезжаются в стороны, и лыжник падает.

2) Давление на одну лыжу больше, чем на другую. Это вызывает поворот в сторону.

3) Недостаточное разведение пяток лыж в сторону.

4) Недостаточное сгибание ног.

5) Резкое торможение на глубоком снегу, что приводит к падению вперед.

В конце обучения следует установить на склоне ориентиры (флажки) и учить проходить определенные отрезки дистанции с различной скоростью, а также останавливаться в определенном месте.

ТОРМОЖЕНИЕ УПОРОМ применяется во время спуска в косом направлении.

Для торможения задний конец нижней лыжи отводится вперед - в сторону и ставится на ребро, носки лыж сближены.

Верхняя нога сильнее сгибается в колене, и на нее переноситься тяжесть тела.

Предварительно учат принимать положение упора на ровном месте.

Типичные ошибки:

1) Сгибание отведенной в сторону ноги в колене.

2) Недостаточный перенос веса тела на верхнюю ногу и ее выпрямление.

3) Перенос веса тела на нижнюю ногу.

4) Разведение лыж в сторону.

Устранению ошибок в торможении упором помогают подготовительные упражнения на месте.


Анализ техники ПОПЕРЕМЕННОГО ЧЕТЫРЕХШАЖНОГО ХОДА. Методика обучения. Типичные ошибки и их исправление.

Цикл движений попеременного четырехшажного хода состоит из четырех скользящих шагов и двух попеременных отталкивании руками на два последних шага.

Длина – 7-10м, средняя скорость в цикле на равнине - 4,0- 6,0 м/с,

Одновременно с первым толчком ногой гонщик выносит вперед-вверх одноименную руку с палкой. Толчок ногой в этом ходе делается так же, как и в двухшажном попеременном. К окончанию толчка лыжник должен поднять кисть выносимой вперед полусогнутой руки до уровня плеч. Нижний конец палки при этом обращен назад.

С окончанием толчка ногой и выноса одноименной руки гонщик начинает скользить на одной ноге и выносить вперед вторую руку и освободившуюся после толчка ногу.

Делается эти с таким расчетом, чтобы к концу второго толчка ногой рука и нога закончили движение одновременно.

Во время выноса второй руки и ноги после первого толчка лыжник рукой, начавшей движение раньше, переводит палку в положение кольцом вперед.

После окончания второго толчка гонщик готовится к третьему толчку ногой.

С началом третьего толчка одноименную толчковой ноге палку следует ставить в положение кольцом от себя. На протяжении третьего толчка ногой она ставится под острым углом.

Четвертый толчок ногой лыжник делает аналогично третьему. С началом его лыжник ставит в снег палку для второго толчка рукой. Во время четвертого толчка ногой он делает движение другой рукой, похожее на движение первой руки в момент третьего толчка ногой, а поэтому к окончанию четвертого толчка ногой создаются условия для начала толчка второй рукой.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Попеременный четырехшажный ход по своему ритму довольно сложен.

Цикл движений в этом ходе состоит из поочередных четырех шагов и двух попеременных толчков палками на два последних шага. Вынос палок перед отталкиванием выполняется поочередно на первые два шага в цикле хода.

При передвижении по равнине лыжник проходит за цикл до 8-10 м при средней скорости 4-6 м/с. Чаще всего попеременный четырехшажный ход применяется на равнине и пологих подъемах при плохой опоре для палок (при движении с рюкзаком в туристских походах), когда передвижение попеременным двухшажным ходом и одновременными ходами затруднено. По координации этот способ передвижения является одним из самых сложных.

В начале следует попытаться обучить школьников данному ходу, применяя целостный метод обучения.

Порой это приносит желаемые результаты, учитывая то, что школьники большую часть элементов попеременного четыоехшажного хода уже освоили, изучив попеременный двухшажный ход.

Затем ученикам предлагается самостоятельно выполнить этот ход в целом на учебном кругу.

Передвигаясь по учебному кругу, ученики по полученному представлению пытаются выполнять ход в целом. В первое время не следует требовать от учеников точности движений во всех элементах хода, главное здесь - освоить хотя бы общую схему координации движений, согласованность в работе рук и ног. Пусть ученики пройдут несколько кругов, не оставляя попыток наладить согласованность движений. В это время можно на ходу поправлять учащихся, подсказывать им отдельные моменты, давать указания.

Порой целесообразно сопровождать движения командами "Вынос-вынос!" "Толчок-толчок!" Очень важно, чтобы эти команды были поданы своевременно в сочетании с работой ног - на каждый шаг.

В этом ходе вынос палок несколько замедленный, а ученики порой допускают ошибку, которая нарушает всю координацию движений, - сразу на один шаг выносят палку вперед и удерживают ее в статическом положении; аналогичное движение выполняется и другой рукой.

Исправить указанный недостаток и добиться согласбванности позволяет следующий методический прием.

Учитель предлагает школьникам выносить палки маятникообразным движением с большей, чем необходимо, амплитудой: вперед до горизонтального положения и даже чуть вверх.

Затем палка спускается вниз и ставится на снег. Такое движение отнимает больше времени, и ученики своевременно выполняют длинные скользящие шаги.

В дальнейшем обучение идет по пути устранения ошибок в цикпе хода и его совершенствования в различных условиях. Затем ученики пробуют сами это сделать по команде учителя.

Целесообразно впереди шеренги обучающихся поставить школьника, хорошо владеющего ходом.

Движения по разделениям выполняются следующим образом: на счет "раз" - шаг правой в положении одноопорного скольжения (закончен толчок левой ногой и правой рукой) и вынос вперед левой палки; на счет "два" - шаг левой ногой и вынос вперед правой палки; на счет "три" - шаг правой ногой и постановка левой палки на снег; на промежуточный счет "и" - толчок левой палкой, который несколько опережает толчок ногой; на счет "четыре" - вновь шаг левой ногой, на снег, ставится правая палка, положение скольжения на левой лыже; на промежуточный счет "и" -толчок правой палкой.

Когда ученики овладевают полной координацией движений в переменном четырехшажном ходе, можно приступить к его совершенствованию на учебной лыжне с разнообразным рельефом.

При совершенствовании хода в целом обращается внимание на усиление толчков руками и ногами и удлинение скользящих шагов (все это повышает скорость передвижения).

При изучении попеременного четырехшажного хода у учащихся могут появляться следующие ошибки : отсутствие согласованности в движениях рук со скользящими шагами, передвижение на прямых или недостаточно согнутых ногах, подпрыгивающий ход, общая скованность движений, непрямолинейный вынос палок, короткие "подбегающие" шаги, напряженный вынос палок.

Устранение указанных ошибок происходит на учебном круге. Учитель останавливает учеников, делающих ошибки, объясняет и показывает правильные движения. Иногда целесообразно вновь вернуться к расчлененному методу и к движениям под счет или даже повторить скользящий шаг с короткими отталкиваниями палками на третий-четвертый шаг в цикле хода.



©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!