Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Чем отличается самбо от дзюдо: сравнение приемов и правил. Чем отличаются виды боевых искусств друг от друга



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Боевые искусства – различные системы единоборств и самозащиты разного, часто восточноазиатского происхождения; развивались главным образом как средства ведения рукопашного поединка. В настоящее время практикуются во многих странах мира в основном в виде спортивных упражнений, ставящих своей целью физическое и сознательное совершенствование.

Классификация

Боевые искусства подразделяются на направления, виды, стили и школы. Существуют как довольно старые боевые искусства, так и новые.

  1. Боевые искусства делятся на борцовские , ударные и восточные единоборства (включают в себя не только изучение приемов, но и философию боя и жизни).
  2. С оружием или без. К единоборствам с применением оружия относятся: все виды стрельбы, метание ножей, дротиков и т.п., ножевой и палочный бой, фехтование (рапира, сабля), различные восточные боевые искусства (например, ушу, кунг-фу, кендо) с использованием нунчак, шестов, сабель и мечей. К единоборствам без применения оружия относятся все остальные, в которых используются только различные части рук, ног и голова.
  3. Виды борьбы по странам (национальные). У каждого народа есть свои виды единоборств.

Рассмотрим самые известные из них.

  • Японские карате, дзю-дзюцу (джиу-джитсу), дзюдо, айкидо, сумо, кендо, кудо, иайдо, кобудзюцу, нунчаку-дзюцу, ниндзюцу (комплексная система подготовки средневековых японских шпионов, включающая в себя рукопашный бой, изучение оружия ниндзя, способы маскировки и т.д.).
  • Китайские ушу и кунг-фу. Кроме того в Китае также существуют различные стили, которые имитируют поведение животных, птиц, насекомых, а также стиль, подражающий поведению нетрезвого человека (стиль «пьяницы»).
  • Корейские хапкидо, тхэквондо (таэквондо).
  • Таиландский муай-тай или тайский бокс.
  • Русские самбо и боевое самбо, рукопашный бой.
  • Европейские бокс, французский бокс (сават), вольная и греко-римская (классическая) борьба.
  • Бразильские капоэйра, джиу-джитсу.
  • Израильская крав-мага.
  • Смешанные виды . ММА (миксфайт), К-1, кик-боксинг, грэпплинг – это смешанные виды, приемы в которых взяты из других боевых искусств и единоборств.
  • Олимпийские виды единоборств . Часть видов борьбы, единоборств и боевых искусств включены в программу Олимпийских игр. К ним относятся бокс, вольная и греко-римская борьба, дзюдо, таэквондо, различные виды стрельбы.

Отличие спортивного единоборства от боевого искусства

Все спортивные боевые искусства отличаются от реально боевых тем, что они всегда направленны на бой с одним человеком (поэтому и называются единоборствами), который всегда является честным и хорошим спортсменом, и действует всегда в рамках определенных заранее четко оговоренных правил.

Также в спортивных единоборствах чаще всего есть разделение по весовым категориям, там не применяется оружие, подлые приемы и эффект неожиданности, а также приемы способные очень сильно травмировать человека.

Но естественно в реальном бою на улице подобные прекрасные условия боя встречаться редко. Тут могут напасть и втроем, могут приставить нож к горлу или вообще ударить сзади, не предупреждая заранее, поэтому давайте дальше попробуем обсудить более эффективные и прикладные виды боевых искусств.

Айкидо

Эта система самообороны была создана мастером Морихэем Уэсибой (1883–1969) на основе одного из направлений джиу-джитсу. Отдельные приемы айкидо были заимствованы из китайского ушу т.н. мягких стилей, где вектор приложения силы к противнику совпадает с направлением движения самого противника. Принципиальное отличие айкидо от других видов боевых искусств заключается в отсутствии наступательной техники. Основная последовательность действий бойца сводится к тому, чтобы, захватив руку или запястье противника, бросить его на землю и уже здесь, с помощью болевого приема, окончательно нейтрализовать. Движения в айкидо совершаются обычно по круговой траектории.

По айкидо не проводятся соревнования и чемпионаты. Тем не менее, оно очень популярно как искусство самозащиты и быстрого выведения противника из строя. Как каратэ и дзюдо, айкидо широко распространено за пределами Японии, в том числе в России.

Американский кик-боксинг

Другой разновидностью бокса является «американский кик-боксинг» по легенде его название и даже разработку стиля боя предписывают знаменитому актеру и естественно многократному чемпиону по кик-боксингу Чак Норису. Переводиться кик-боксинг почти дословно как «Удары ногами и руками».

Потому что кик-боксинг стал смесью единоборств ушу, английского бокса, муай тай, карате и тхэквондо. В идеале бои должны проходить в полную силу и по всем уровням, то есть удары ногами и руками разрешены в полную силу по всему телу. Что позволяет кик-боксерам становиться довольно опасными противниками как в ринге, так и за его пределами, но все-таки это спортивная система и под уличный бой она изначально не заточена.

Английский бокс и французский бокс

Хотя тот современный Английский бокс, который мы знаем, примерно с 1882 года признали в прежнем виде опасным для здоровья и стали вести по известным сегодня правилам, что окончательно снизило его боевую эффективность. Но после этого времени еще стали известными куча подобных боевых «боксерских» систем различных стран мира.

Из самых известных видов бокса можно отметить: французский бокс «Сават», когда-то был вообще одной из лучших уличных боевых систем Европы.

Сават – это европейское боевое единоборство, известное также как «французский бокс», характеризуется эффективной техникой ударов руками, динамичной техникой ударов ногами, мобильностью и тонкой стратегией. Сават имеет длинную историю: этот вид боевого искусства зародился как синтез французской школы уличного рукопашного боя и английского бокса; в 1924 году был включен в Олимпийские игры в Париже в качестве демонстрационного вида спорта.

Греко-римская борьба

Классическая борьба представляет собой европейский вид единоборства, в котором сходятся в схватке два участника. Основная задача каждого спортсмена – с помощью ряда различных элементов и приёмов уложить своего противника на лопатки. Главное отличие греко-римской борьбы от других подобных единоборств – это запрет на осуществление каких-либо приёмов ногами (подножки, зацепы, подсечки и т.д.). Также, нельзя делать захваты ног.

Дзюдо

Дзюдо в переводе с японского языка означает «мягкий путь». Это современное спортивное единоборство родом из Страны восходящего солнца. Основной дзюдо являются броски, болевые приемы, удержания и удушения. Дзюдо базируется на принципе единения духа и тела и отличается от других единоборств меньшим применением физической силы при выполнении различных технических действий.

Профессор Дзигоро Кано основал дзюдо в 1882 г., в 1964 г. дзюдо вошел в программу летних Олимпийских игр. Дзюдо – кодифицированный вид спорта, в котором разум управляет движениями тела, он носит наиболее ярко выраженный воспитательный характер в олимпийской программе. Помимо соревнований дзюдо включает в себя исследование техники, ката, самооборону, физическую подготовку и совершенствование духа. Дзюдо как спортивная дисциплина – это современный и прогрессивный вид физической активности. Международная Федерация дзюдо (IJF) включает в себя 200 дочерних национальных федераций на пяти континентах. Более 20 миллионов человек занимаются дзюдо, спортом, в котором великолепно сочетается воспитание и физическая активность. Ежегодно IJF организует более 35 мероприятий.

Джиу-джитсу

Джиу-джитсу – общее название, применяемое для системы ведения боя, практически не поддающейся четкому описанию. Это рукопашный бой, в большинстве случаев, без применения оружия, и лишь в некоторых – с оружием. Техника джиу-джитсу включает в себя удары ногами, руками, кулаками, броски, удержание, блокировку, удушье и связывание, а также использование определенных видов оружия. Джиу-джитсу опирается не на грубую силу, а на сноровку и ловкость. Применение минимальных усилий для достижения максимального эффекта. Этот принцип позволяет любому человеку, вне зависимости от его физической формы или телосложения, контролировать и использовать свою энергию с наибольшей эффективностью.

Капоэйра

(Capoeira) – афро-бразильское национальное боевое искусство, синтез танца, акробатики и игры, и все это сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке в 17-18 в.в.

Но все же о родине и времени возникновения такого уникального искусства эксперты спорят до сих пор. Никто точно не знает, откуда она появилась, кто был основателем древнего мастерства и, как капоэйра, от столетия к столетию достигла стремительной популярности.

Существуют несколько основных гипотез ее возникновения:

  1. Прототипом воинственных движений стал африканский танец зебр, который был распространен у местных племен.
  2. Капоэйра – слияние древних культур — латиноамериканских и африканских танцев.
  3. Танец рабов-невольников, который постепенно перерос в боевое искусство. Связано с высадкой европейцев на континент и зарождение работорговли.

Каратэ

Каратэ («путь пустой руки») – японское боевое искусство, которое предлагает разные способы боя руками и несколько техник с применением оружия, включая холодное оружие. В этом единоборстве не применяются захваты и броски. Главный принцип – быстрота и скорость, а основная задача – сохранение на протяжении долгого времени основной стойки. Поэтому в первую очередь в карате играет роль равновесие.

Кэндо

Во время спортивных поединков фехтовальщики держат упругие бамбуковые мечи, а их голову, грудь и руки прикрывают специальные тренировочные доспехи. За чисто выполненные удары по определенным частям тела противника участникам поединка начисляются очки.

В настоящее время кэндо не только популярный вид спорта, но и входит составной частью в физкультурную программу японских школ.

Кобудо

Термин «кобудо» в переводе с японского языка означает – «старинный воинский путь». Первоначальное название – «кобудзюцу» – «старинные воинские искусства (умения)». Под этим термином сегодня представлены искусства владения различными видами восточных видов холодного оружия.

В настоящее время существует разделение кобудо на два автономных самостоятельных направления:

  1. Нихон-кобудо – направление, объединяющее системы распространенные на основных островах Японии и использующие в своем арсенале холодное оружие самурайского происхождения и оружие из арсенала ниндзюцу.
  2. Кобудо (другие названия Рюкю-кобудо и Окинава-кобудо) – направление, объединяющее системы ведущие происхождение с островов архипелага Рюкю (современная префектура Окинава, Япония) использующие в арсенале орудия (предметы) крестьянского и рыбацкого обихода жителей указанных островов.

Самбо

Самбо принадлежит к уникальным видам единоборств, получивших распространение по всему миру. Он стал единственным видом спортивных состязаний, где международное общение проводится на русском языке. Различают два вида самбо, первым из них является боевое, используемое для защиты и выведения из строя противника. Второй вид этой борьбы – спортивное самбо, способствует развитию личностных характеристик, закаляет характер и организм, позволяет выработать самообладание и дисциплину.

Сумо

Правила сумо очень просты: для победы достаточно либо заставить противника потерять равновесие и коснуться ринга любой частью тела, кроме ступней, либо просто вытолкнуть его с ринга. Обычно исход поединка решается за несколько секунд. Сопутствующие обряды могут занимать гораздо больше времени. Борцы одеты только в особую набедренную повязку.

В древние времена чемпионы сумо почитались наравне со святыми; по поверьям японцев борцы, сотрясая землю, не только делают ее более плодородной, но и отпугивают злых духов; борцов сумо иногда нанимали для «изгнания болезней» из богатых домов и даже целых городов.

Поэтому такое внимание придается весу борца (в сумо нет весовых категорий). С древнейших времен сохранились разнообразные диеты и упражнения, позволяющие наиболее эффективно набрать максимальный вес. Возраст профессиональных борцов колеблется между 18 и 35 годами. Большая часть чемпионов сумо становятся народными кумирами.

Таиландский бокс

Муай-тай разрабатывался как воинское и армейское боевой искусство, бойцы которого с оружием и без должны были входить в личную охрану короля и реально противостоять на поле боя целым армиям превосходящего по численности врага.

Но сегодня, как и предыдущие спортивные виды боевых искусств, тайский бокс подвергся довольно сильным изменениям в сторону спорта, в нем также очень сильно изменились современные правила, которые стали намного более лояльными и сделали это сверхжёсткое и даже смертельное боевое искусство на порядок менее эффективным.

Хотя в более закрытых школах и даже можно сказать сектах, даже за пределами Таиланда, в которых также изучается тай-бокс, есть еще люди, обучающие более эффективным его видам.

Таэквондо (тэквондо, тхэквондо)

Таэквондо – корейское единоборство. Его характерной особенностью является то, что ноги в поединке используются более активно, чем руки. В таэквондо можно с равной скоростью и силой наносить как прямые удары ногой, так и удары ногой с разворотом. Боевому искусству таэквондо более 2000 лет. С 1955 года это единоборство считается видом спорта.

Ушу

Ддословно переводится как воинское искусство. Это общее название традиционных китайских боевых искусств, чаще называемых на западе кунфу или китайским боксом. Существует множество различных направлений, ушу, которые условно делятся на внешние (вайцзя) и внутренние (нейцзя). Внешние, или жесткие стили предполагают хорошую спортивную форму бойца и большие затраты физической энергии во время тренировок. Внутренние, или мягкие стили требуют особой сосредоточенности и пластичности.

Как правило, философской основой внешних стилей служит чань-буддизм, а внутренних – даосизм. Так называемые монастырские стили традиционно относятся к внешним и ведут свое начало из буддийских монастырей, один из которых – знаменитый монастырь Шаолинь (основан ок. 500 до н.э.), где сформировался стиль шаолиньцюань, повлиявший на развитие многих стилей японского каратэ.

Какое беоевое искусство выбирать?

Выбор занятий зависит, прежде всего, от ваших предпочтений и физических особенностей. Талица поможет определить тип вашего телосложения и подходящий по этому соответствию вид борьбы. Однако не стоит забывать, что приводятся только общие рекомендации. Изучение боевых искусств – процесс длительный, на протяжении которого ваше тело будет привыкать, адаптироваться к новым условиям и приобретать опыт в том единоборстве, которое вы выберете.

Эктоморф

Тай чи чуан (тай цзи цюань)

Это изящное ненаступательное китайское единоборство делает акцент на стабильность, баланс, равновесие и идеально подходит для худощавых людей. Комплекс контролированных плавных движений обучит все ваши мышцы работать вместе и слаженно. Не путайте тай чи чуан и тай чи, который предлагают в фитнес клубах. Настоящие школы – более стимулирующие и позволяют своим ученикам освоить множество разных видов оружия, включая обоюдоострый меч.

Этот китайский стиль еще называют кунг-фу. Существует более 300 разновидностей ушу. Из них вин чун (юнчунь, «вечная весна») подходит людям с недостатком веса и габаритов. Этот стиль позволяет небольшому, легкому человеку победить более крупного соперника, воздействуя на чувствительные места тела, которые не защищаются мышцами (глаза, горло, пах, колени и специфические нервные точки). Особая гибкость не требуется, поскольку большинство ударов наносится низко (коленные чашечки или голень).

Таэквондо (тэквондо, тхэквондо)

Для этого корейского единоборства желательно быть худощавым, легким и свободным, так как оно наиболее известно своим обширным разнообразием высоких эффектных ударов ногами. Этот стиль в схватке полагается больше на ноги, чем на кулаки. Обычными являются удары в голову, поэтому нужно как минимум быть в состоянии поднять ногу на высоту лица противника. На занятиях нужно быть готовым к тому, что вы получите пару болезненным ударов, но в общем случае контакты не бывают очень жестокими. Кроме того, изучающие таэквондо тренируются не только в сражениях друг с другом, поскольку это один из видов боевых искусств, где разбивание руками и ногами досок и кирпичей – часть тренировочного режима.

Мезоморф

Айкидо

Айкидо не фокусируется на изнуряющих ударах руками и ногами. Основное внимание уделяется использованию собственной энергии оппонента против него самого, для того, чтобы вывести его из строя (используя замки на запястье или захват рук) или отбросить его назад. Этот стиль более легок для людей с атлетическим телосложением, поскольку большинство наступательных движений более эффективны при наличии развитой мускулатуры. Кроме того, в отличие от большинства боевых искусств, в которых требуется пройти 10 разрядов, прежде чем получить черный пояс, это японское единоборство имеет только 6 уровней.

Кэндо

Японское боевое искусство, которое позволяет овладеть бамбуковым мечем, одеваться как самурай и неоднократно наносить удары в шею и голову соперника. Звучит угрожающе, но в этом единоборстве тело защищается броней, похожей на рыцарскую, что сводит повреждения к минимуму. Скорость, крепкие плечи и руки – необходимые атрибуты бойцов на мечах, поэтому худощавое мускулистое телосложение будет идеальным.

Муай-тай (тайский бокс)

Тайское боевое искусство с полным контактом с соперником. Вместо того чтобы просто использовать кулаки и ноги, сопернику наносится серия ударов по локтям и коленям. Наиболее подходит людям атлетического сложения с развитой мускулатурой вокруг суставов. Желающим освоить этот вид единоборства следует быть готовым к ранней отставке, так как серьезные практики имеют довольно короткую карьеру (4-5 лет максимум).

Эндоморф

Дзюдо

Японское боевое искусство, которое ставит целью нарушить равновесие противника и бросить его на ковер. Коренастые люди имеют в нем преимущество, выполняя оборонительные маневры, так как дополнительный вес помогает более устойчиво стоять на ринге. Появление задышки не будет проблемой на начальных стадиях занятий, которые посвящаются усовершенствованию захватов, маневров схваток и того, как правильно падать. Для достижения более продвинутого уровня вам понадобится развить выносливость.

Каратэ

Базируясь на комбинации культур (корни идут и из Японии, и с Окинавы), карате также является смесью разных боевых методов. Учащиеся изучают способы боя руками, несколько техник с применением оружия, включая нунчаки. Хотя в этом единоборстве не применяются захваты и броски, коренастые люди получают преимущество за счет более прочной и устойчивой позиции, которая придает большую мощь их ударам и блокам. Большинство разновидностей каратэ стоят выбора, но, если вы боитесь боли, то будьте осторожны со стилями, в названии которых есть «кенпо», «кемпо», «американский фристайл», «полный контакт».

Сёриндзи-кэмпо

Этот боксерский стиль каратэ больше подходит крупным людям по нескольким причинам. Во-первых, он использует серию ударов руками, как в боксе, где устойчивость на ринге за счет мощного телосложения важнее, чем крепкие кулаки. Крепкое телосложение также будет полезно для освоения техник уклонения от ударов соперника. Нанесение ударов потребует гибкости, но удары обычно выполняются не выше пояса.

Джиу-джитсу (дзюдзюцу)

Эта японская техника объединяет много опасных приемов нападения и обороны. Этот вид единоборства является беспощадным, так как первоначально разрабатывался для обучения безоружного человека нейтрализовать вооруженного солдата. Освоить джиу-джитсу будет легче тем, кто привык к нагрузкам, обладает выносливостью и гибкостью.

Глава 5 Дзюдо против джиу-джитсу

Любой рассказ об истории японской системы самозащиты неизменно начинается такой сакраментальной фразой: «Происхождение джиу-джитсу не вполне ясно, так как его корни уходят в седую древность». Биография у джиу-джитсу действительно запутанная. Эта боевая система стала результатом сложного синтеза, в основу, которого легли как рожденные в самой Японии, так и чужеземные, «импортные» приемы. Приемы эти должны были совершить длительное и совсем не простое путешествие, прежде чем их узнали в Стране восходящего солнца.

«Самое интересное и излюбленное в Японии спортивное упражнение - джиу-джитсу; оно известно также и в Европе, по крайней мере по названию. Уже давно оно является основой японского воспитания… Так же, как и все в Японии, джиу-джитсу происходит из Китая».

Эти с явным скептическим оттенком слова - принадлежат Карлу Гагеману, немецкому искусствоведу двадцатых годов, который в джиу-джитсу тем не менее разбирался куда лучше многий современных ему патентованных специалистов. Приемы, положившие начало джиу-джитсу, действительно пришли некогда из Китая, об этом говорят сами японцы. И все же Гагеман здесь был прав только наполовину. Даже заимствованным у Китая формам японцы сумели придать свой собственный национальный характер. Учение о защите и нападении в Стране восходящего солнца было существенно переработано в чисто японских традициях и поднято на новый, более высокий уровень. Едва ли возможно найти такую книгу о джиу-джитсу или дзюдо, в которой не содержалось бы полулегендарного рассказа о средневековом японском враче Широбеи Акаяма. Отправившись в Китай совершенствовать свое врачебное искусство, он познакомился там с одной из школ ушу.

И с той самой поры уже боевое, а не врачебное мастерство увлекло его. Гуляя однажды по саду после небывало сильного снегопада, Акаяма увидел, как толстая и прочная ветвь сакуры - вишневого дерева, сплошь облепленная мокрым снегом, не выдержала навалившейся на нее тяжести и обломилась. А тонкая, но гибкая ивовая ветка покорно клонилась вниз до тех пор, пока тяжелая снеговая шапка не соскользнула с нее на землю, и тотчас же выпрямилась как ни в чем не бывало.

Мысли Широбеи уже давно были заняты боевыми приемами, способами их наилучшего использования, и то, что он увидел сейчас, внезапно подсказало ему основной тактический принцип схватки. Восхищенный своей догадкой, он даже не удержался и воскликнул: «Нужно не противоборствовать бессмысленно превосходящей силе, но притворно уступить ей, чтобы потом наверняка одержать победу!»

А потом на целых три года бывший врач заперся от всех в своем доме. Когда же это добровольное затворничество окончилось, Акаяма всенародно объявил, что знает триста неотразимых приемов рукопашного боя, с помощью которых можно побеждать даже значительно превосходящего в силе врага. Это и было якобы днем рождения знаменитого джиу-джитсу.

Опровергать романтичные старые легенды не очень-то благодарная работа, но приходится тем не менее отметить, что у Широбеи не было никакой необходимости глубокомысленно созерцать заснеженное дерево для того, чтобы понять и сформулировать несомненно важный тактический принцип.

Прежде всего этот принцип был хорошо известен в Китае, где он только что побывал. Но самое главное, что и во времена Широбеи, и за сотни лет до него в самой Японии тот же тактический прием широко использовался в популярнейшем национальном виде спорта. Это борьба сумо, где очень широко применялись уловки, позволявшие использовать силу противника против него самого. Именно из этой древней борьбы они и пришли в джиу-джитсу точно так же, как ряд других приемов и даже их названий.

Насчитывающее более чем тысячелетнюю историю сумо живет и сегодня, являясь одним из самых любимых видов спорта в Японии. Борьба происходит на специальной глинобитной площадке в кругу. Побеждает тот, кто вытеснит противника из круга или заставит коснуться земли любой частью тела, кроме ступней. При таких правилах вес борца приобретает очень большое значение. Профессионалы сумо питаются по особой диете, рассчитанной ни более ни менее как на ожирение. Вес сумоиста в 160–180 килограммов отнюдь не редкость. «Он разжирел как сумоист», - говорят японцы, когда хотят сказать об очень толстом человеке. Стоит отметить, что избыточный вес не лишает борцов ни быстроты, ни гибкости. Двухцентнерные толстяки «крутят» кульбиты и без всякого труда выполняют шпагат.

Понятно, что одолеть, грузного, изо всех сил старающегося вытолкнуть вас из круга противника можно только хитростью, ловко отступив под его напором и использовав в быстром приеме инерцию его собственного движения. И вот в азартных схватках сумоистов очень часто можно увидеть, как более тяжелый яростно наступающий, но нерасчетливый или неумелый борец, перевернувшись в воздухе, шлепается на глиняную площадку или даже вообще вылетает вон за пределы круга.

Кроме истории Акаяма Широбеи, существует и второй такой же точно полулегендарный рассказ о китайце Чин Генпине, который в 1638 году поселился в Японии и обучил нескольких самураев боевым приемам ушу. Очень может быть, что и Акаяма и Чин Генпин действительно существовали, а заимствование китайских боевых навыков имело неоднократный характер. Однако история рождения джиу-джитсу никак не укладывается в столь немудрящие рамки. Ведь еще древние исторические хроники и даже японские мифы говорят о приемах, использовавшихся в боевых и состязательных схватках. А уже к середине XVI века прославленный японский борец Такеуци разработал оригинальную систему защиты и нападения без оружия, называвшуюся «когосоку-косино-мовари» (интересно отметить, что поклонники этой системы существуют в Японии даже сейчас). Еще через 90 лет другой выдающийся мастер борьбы, Секигуди Дзюсин, создал свою систему «явара» (кулак), построенную на бросках с использованием силы самого нападающего противника. Эти две системы и китайское ушу стали основой как для множества заимствований, так и оригинальных творческих разработок в течение последующих столетий. В Японии появляется очень большое количество различных систем и их школ, которые, исходя из уже имевшегося наследия, разрабатывали наиболее целесообразные приемы единоборства без оружия. При этом одни делали упор на приемы, которые теперь называются болевыми, другие совершенствовали технику бросков, третьи уделяли главное внимание ударам в особо уязвимые точки на теле противника. И конечно, каждая держала свои достижения в строгом секрете. Со временем одна система или школа давала жизнь другой, новой. Так из «кэндин-кумиуци» родилось «кюсинрю», а из «циоку-синрю» - получившее в будущем такую широчайшую международную известность «дзю-дзюцу», которое в европейском произношении прозвучало как «джиу-джитсу». По-японски «дзю-дзюцу» означает «утонченное искусство ловкости».

Той самой ловкости, которая была способна принести победу даже над более сильным противником.

Если сведения о рождении джиу-джитсу довольно отрывочны и туманны, то история заката этой системы и ее драматической предсмертной борьбы за право существования известна достаточно хорошо. Вторая половина прошлого века была особым периодом в истории Японии. Феодальная Страна восходящего солнца, не желая оставаться на полуколониальных задворках, всеми силами старалась перейти на путь современного капиталистического развития. На фоне этого джиу-джитсу, как и многое другое, уходившее корнями в средневековье, постепенно сходило на нет, умирало вместе с феодализмом. И наверное, древняя японская система исчезла бы почти бесследно, забылась бы точно так же, как старинные боевые приемы европейцев, прочно погребенные бурным развитием современной военной техники. Если этого все-таки не случилось, то только благодаря доктору Дзигаро Кано. Этот человек, убивший джиу-джитсу, вместе с тем дал ему вторую, куда более яркую жизнь.

Еще в шестнадцать лет Кано со всем пылом юности увлекся древним искусством самозащиты. Его интересовала поначалу только чисто практическая сторона: хотелось стать сильнее любого обидчика и уметь надежно постоять за себя. Однако совсем незаметно это приобрело характер глубочайшего увлечения. Годами он настойчиво разыскивал и скупал старинные манускрипты. Беседовал со многими специалистами и в конце концов досконально изучил наследство нескольких школ, еще хранивших древние боевые навыки. Умный и широко образованный человек, он не мог не видеть, какую ценность представляло это умирающее уже искусство самозащиты. И не только прикладную, но и чисто воспитательную. У Кано, который к этому времени уже имел диплом преподавателя, возникает мысль создать на базе джиу-джитсу самобытную систему воспитания японской молодежи. Воспитания как физического, так и мораль но-волевого. Но чтобы иметь возможность выполнить эту задачу, было необходимо в самом буквальном смысле разгромить в открытой схватке наиболее искушенных специалистов джиу-джитсу, доказав преимущество новой системы.

Наверное, каждый, кому довелось посмотреть «Гения дзюдо», надолго запомнил этот отличный фильм, поставленный по сценарию известного японского кинематографиста Акиры Куросавы. Там в сцене упорнейшего борцовского состязания среди множества зрителей-японцев можно было заметить одного-единственного европейца. И хотя авторы фильма отнюдь не собирались снимать документальную ленту, а скорее экранизировали легенду, которой окружены имена их национальных героев, в этих кадрах они не погрешили против истины.

Кто слишком часто слышал о мистической таинственности японских приемов, будет, конечно, удивлен и даже слегка разочарован, узнав, что у колыбели дзюдо стоял европеец с университетским образованием - известный немецкий врач Эрвин Бальтц, преподававший в то время в Токио. Дзигаро Кано был достаточно образованным, просвещенным человеком и, отбирая приемы в арсенал дзюдо, постоянно консультировался с Бальтцем относительно степени их опасности для человеческого организма.

Однако прежде чем перед «отцом дзюдо» открылось заслуженно широкое поле деятельности, он должен был доказать абсолютное превосходство созданной им системы над всеми остальными. Предмет спора являлся таким, какой невозможно доказать ни в одной теоретической дискуссии, его можно было разрешить только на татами. Предстояли жестокие схватки со сторонниками джиу-джитсу и иных старинных школ японской самозащиты. И хотя такие школы влачили жалкое существование, уже умирали, у этих «умирающих» было еще вполне достаточно сил для того, чтобы жестоко иска-

лечить или даже убить того, кто становился на их пути, отнимая последние средства существования.

Ученики Кано, однако, с честью вышли из самых суровых испытаний и наголову разгромили всех своих соперников в публичных состязаниях. Последняя из таких конкурентных встреч была проведена в 1886 году и вошла в историю японского спорта как блестящая победа дзюдо. Тринадцать мастеров джиу-джитсу школы «То-цука-рю» были вынуждены признать себя побежденными, и только двое сумели добиться почетной ничьей. Настоящим героем таких состязаний был лучший ученик Кано - Сиро Сайго - «гений дзюдо». Этот феноменально одаренный и отлично подготовленный борец не знал поражений, и, хотя авторы посвященного ему фильма не сочли удобным сказать об этом, Сиро сумел нанести поражение даже своему учителю, самому Дзигаро Кано. На татами произошла та же самая история, о которой Ласкер, выиграв звание чемпиона мира у Стейница, самокритично заметил: «Игрок победил мыслителя!»

Одержав блестящую победу в матче дзюдо против джиу-джитсу, Дзигаро Кано получил в Японии общее признание и возможность достаточно широко развернуть свою деятельность. Правда, организованный им «Кадокан дзюдо» еще очень долгое время помещался в небольшом деревянном домишке с «залом» площадью около 20 квадратных метров. Можно ли было поверить тогда, что этот крохотный «институт дзюдо» превратится впоследствии в многоэтажную громадину из стекла и бетона, которую называют «фабрикой неуязвимых»? Детище Кано сделалось в конце концов всемирно известным учебным и научным центром популярной японской борьбы.

Кано умер в конце тридцатых годов, так и не дожив до того времени, когда дзюдо превратилось в широко распространенный и признанный международный вид спорта. Но было бы неправильно думать, что имя Кано связано только с созданием этой увлекательной борьбы в одежде. Он был человеком достаточно широких взглядов и отлично понимал ту огромную пользу, которую способна принести народу физическая культура во всех ее формах. Хотя в то время понять эту, казалось бы, очевидную истину было дано далеко не каждому. Развитие не только дзюдо, но и всего японского спорта многим обязано Дзигаро Кано. Именно он еще в 1909 году организовал Олимпийский комитет Японии и стал его первым председателем. Легкоатлетический союз Страны восходящего солнца также обязан ему своим рождением. Ведь патриарх дзюдо никогда не замыкал свою деятельность узкими рамками только лишь своего вида спорта.

Если многочисленные шарлатаны-«профессора», преподававшие джиу-джитсу вне Японии, всячески старались набросить на свои совершенно «неотразимые» и «смертельные» приемы доходный покров мистической таинственности, то Дзигаро Кано действовал совсем иначе, открыто пропагандируя свою систему. Он мечтал о том, чтобы дзюдо пользовалось в Европе такой же большой популярностью, как и у него на родине.

Но, каким это ни покажется странным, все его усилия остались втуне. Европейцы оказались на редкость недальновидными. В континентальной Европе в те годы безраздельно царствовала театрализованная, доведенная до виртуозного совершенства цирковая французская, а в Америке и Англии - вольная борьба. И никакой иной больше не требовалось. Другое дело «неотразимые» приемы джиу-джитсу, пользуясь которыми, как утверждала реклама, можно было одному победить целую толпу нападающих. Потребовалось не одно десятилетие, чтобы на Западе признали вид спорта, созданный Кано. А пока там джиу-джитсу явно брало запоздалый реванш у дзюдо.

Японской системе самозащиты выпала на Западе по-истине необычайная судьба. На рубеже этого столетия джиу-джитсу привлекло к себе всеобщее внимание, завоевывая признание во всем мире. Его беззастенчиво расхваливали, приписывая прямо-таки фантастические достоинства, которыми оно, естественно, никогда не обладало. Столь же бездоказательно критиковали, отрицая какую бы то ни было пользу, и даже в полной запальчивости объявляя японскую систему всего лишь хитроумной мошеннической фальсификацией.

Проходит всего лишь несколько лет, и экзотическая система становится невероятно модной. Ей уже служит даже исконная столица мировой моды - Париж. Под яркий фейерверк беззастенчивой рекламы начинается триумфальное шествие джиу-джитсу по странам Европы и Америки, не минуя даже самые маленькие и захолустные из них. Японской самозащитой увлекаются спортсмены и мюзик-холльные примадонны, полицейские и скучающие аристократы, артисты цирка, офицеры, известные литераторы и, конечно же, всегда поспевающие в ногу с модой вездесущие обыватели. О джиу-джитсу пишут, говорят, спорят. О его приемах, таинственных и неотразимых, рассказывают своим читателям даже самые далекие от спорта издания. И поют при этом восторженную хвалу.

Азиатский новичок откровенно заставил потесниться и старое «благородное искусство самозащиты» - английский бокс, и его галльского, собрата - «сават» - бокс французский. В атмосфере небывалого ажиотажа под спекулятивным девизом «Что лучше?» околоспор-тивные дельцы устраивают единоборства джиу-джитсе-ров с боксерами, борцами вольного и классического, французского стиля. Видам спорта, из арсенала которого давно были изгнаны опасные захваты и удары, противопоставлялся не спорт, а система самозащиты, допускавшая какой угодно прием и удар в любую уязвимую часть тела. Эти гладиаторские состязания, лишенные какого бы то ни было спортивного и имевшие только коммерческий смысл, вызывают огромный инте-pec и собирают множество зрителей. И никто не задумывался о том, что подобные схватки не имеют даже того сомнительного значения, которое им старались придать.

Из книги Ордынский период. Голоса времени [антология] автора Акунин Борис

Глава шестая. О войне и разделении войск, об оружии и хитростях при столкновении, об осаде укреплений и вероломстве их против тех, кто сдается им, и о жестокости против пленных § I. О разделении войск О разделении войск скажем таким образом: Чингисхан приказал, чтобы во

Из книги Сталин. Красный монарх автора Бушков Александр

Как боролись право-троцкисты против В. И. Ленина, против дела социализма Как боролись троцкисты и зиновьевцы против Ленина, против социализма, против героических усилий пролетарской революции построить в СССР новое, социалистическое общество, – показали с

Из книги Сломанный меч Империи автора Калашников Максим

ГЛАВА 16 «БЫСТРОЕ ОРУЖИЕ» ИМПЕРИИ. «ТУНГУСКИ» И С-300 - ПРОТИВ «ТОМАГАВКОВ». РАЗЯЩИЕ «КОРТИКИ» И НАДЕЖНЫЕ «ПАНЦИРИ». ДАЖЕ ПРОТИВ РОБОТОВ НА ВОСЬМИ СКОРОСТЯХ ЗВУКА… 1 Три американские подлодки, затаившись, лежат на дне ледяного Баренцева моря в тридцати километрах от

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

6.4. Создание военного союза против Царь-Града и против «античной» Трои В «античной» версии Троянская война начинается с того, что троянский царевич Парис совершает морское путешествие в Грецию и увозит (похищает) в Трою Елену, жену греческого царя Менелая. Менелай

Из книги Путь воина [Секреты боевых искусств Японии] автора Маслов Алексей Александрович

ДЗЮДО: ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ДОКТОРА КАНО ЕЩЕ ОДНА ШКОЛА ДЗЮ-ДЗЮЦУ «Я счастлив, что имею возможность представить вам имя моего учителя – человека, который в последнее время получил широкую известность в связи со своей новой системой дзю-дзюцу и который приложил самые

Из книги От Петра I до катастрофы 1917 г. автора Ключник Роман

ГЛАВА 5. Близкие против Петра и Петр против близких У кровавого деспота и монстра были интересные отношения со своими близкими людьми. Мы наблюдали ранее - Петр ради душевного спокойствия своей любовницы Анны Монс и своего постриг в монахини и сослал в дальний монастырь

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Фамильный раздор в доме Колонна. - Кардиналы Иаков и Петр враждуют с Бонифацием VIII. - Оппозиция против папы. - Оба кардинала лишены их звания. - Фра Джакопоне из Тоди. - Манифест против папы. - Колонна отлучены. - Пандульфо Савелли пытается быть посредником. -

Из книги Власть и оппозиции автора Роговин Вадим Захарович

XI Сталин - против «троцкистов». «Троцкисты» - против Сталина Одновременно с решением о высылке Троцкого было принято решение провести по всей стране массовые аресты оппозиционеров, в том числе находящихся в ссылке. В центральных газетах под рубрикой «Хроника» было

Из книги Польша против СССР 1939-1950 гг. автора Яковлева Елена Викторовна

Глава 7. «Украина золотая...» УПА против AK, АК против УПА

Из книги Влияние морской силы на историю 1660-1783 автора Мэхэн Алфред

Из книги Террористическая война в России 1878-1881 гг. автора Ключник Роман

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Запад против востока. Западники против славян. Славянофилы против западников Давно существует ошибочное мнение, что противостояние славянофилов и западников возникло в России в 30-40-х годах 19-го века и это спор интеллектуалов, интеллигентов по поводу оценки

Из книги История Монгалов, именуемых нами Татарами автора Карпини Джованни Плано

ГЛАВА ШЕСТАЯ О войне и разделении войск, об оружии и хитростях при столкновении, об осаде укреплений и вероломстве их против тех, кто сдается им, и о жестокости против пленных Сказав о власти, надлежит сказать о войне следующим образом: сперва о разделении войск,

Из книги Пешки в чужой игре [Тайная история украинского национализма] автора Бердник Мирослава

«УПА воюет не против немцев, а только против Красной Армии…» С самого начала формирования УПА руководители как высшего, так и низшего ее звена налаживали связи с немцами, а также с их союзниками. Да и иначе быть не могло. Ведь весь центральный провод ОУН был сформирован

Из книги Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи о дагестанских войнах в период Шамиля [Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах] автора ал-Карахи Мухаммед Тахир

Глава о сборе войск Шамилем для сражения против русских, когда они устремились в Хунзах, и о сражении жителей Ыиша против Шамиля Затем жители Хунзаха испугались того, что счастье дней повернется против них с возвышением дела религии и ее народа. А они уже совершили то, что

Из книги Полное собрание сочинений. Том 1. 1893–1894 автора Ленин Владимир Ильич

Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? (Ответ на статьи «русского богатства» против марксистов){20} Написано весной – летом 1894 г. Печатается по текстуНапечатано в 1894 г. на гектографе гектографированного издания 1894

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

13.2. Савей Вениамитянин против Давида и Иван Веньяминов против Дмитрия Донского «Оба» проиграли и казнены Проанализируем библейский рассказ.1) Ветхий Завет описывает МЯТЕЖ против царя Давида, возглавленный «негодным человеком» Савеем Вениамитяниным. Таким образом,

Есть два вида борьбы, которые берут начало в японском дзю-дзюцу: дзюдо и BJJ. Оба популярны, практически в каждом городе, и в Москве в том числе, есть школы BJJ и секции дзюдо. Но находятся спортсмены, которые до сих пор спорят, какой из видов борьбы лучше. Насколько уместен это спор? Попробуем разобраться.

Сходства и различия

Бразильское джиу-джитсу и дзюдо схожи друг с другом лишь в том, что оба берут начало в боевом искусстве, созданном несколько столетий назад японским врачом А. Широбеи. В XX в. они приобрели большую популярность как к Европе, так и в России, и сегодня вряд ли найдется такой человек, который совершенно ничего ни разу не слышал о BJJ или дзюдо.

Оба вида борьбы, если говорить обобщенно, отличаются друг от друга по целому ряду параметров:

  • преподавание;
  • оценка уровня мастерства спортсмена;
  • ориентация на силу или мягкость.

Преподавание

Сегодня бразильское джиу-джитсу преподносится спортсменам в трех видах. И тому, кто посещает , придется сделать выбор между соревновательным BJJ, самообороной и тем бразильским джиу-джитсу, которое изучается на занятиях по смешанным единоборствам.

Дзюдо – двух видов: Олимпийское (название говорит само за себя) и дзюдо Кодокан – ката (оно построено на знании терминологии, приемов, традиций).

Уровень мастерства

Тех, кто занимается в клубе, оценивают по умению в партере заставлять противника играть по его (спортсмена) правилам. У дзюдоистов другой критерий. Им важнее, как спортсмен ведет бой в клинче. При этом для дзюдоиста время, которое отводится на бой в партере ограничено, а джитсер намеренно переводит поединок именно в партер, где через некоторые время и решается, кто победил, а кто проиграл.

Важность

Для тех, кто ходит на занятия, важным будет умение действовать мягко, технично. Иное наблюдаем у дзюдоистов: им важна сила.

Заметим, что и экипировка борцов является различной. У дзюдоистов, например, есть специальная куртка дзюдога, которая помогает сделать захват.

К слову сказать, нередко на тренировке по бразильскому джиу-джитсу в Москве можно увидеть и дзюдоиста, и джитсера. Опытные спортсмены не ведут каких-либо споров, да и подтвердить свои аргументы фактами вряд ли кому-то удастся, поскольку спортсмены тренируются в разных условиях, и одинаковых по всем параметрам борцов найти просто невозможно. Одно понятно: вне зависимости от того, каким видом борьбы вы решите заняться, вы в любом случае получите навыки самообороны и хорошую физическую подготовку.

Занятия дзюдо могут улучшить ваше джиу-джитсу, ровно как и наоборот. Тем не менее, у каждого из этих видов спорта свои правила и цели. Например, в дзюдо схватку можно выиграть иппоном, бросив человека на лопатки, или же удержанием на протяжении более 20 секунд. Дзюдоистам в БЖЖ следует подумать над тем, как правильно адаптировать свои навыки в новом виде спорта. Matt D’Aquino является многократным чемпионом Австралии и Океании по дзюдо, он также боролся на Олимпиаде 2008. А дзюдо он изучает на протяжении 23 лет. У него черный пояс 3 дан по дзюдо и фиолетовый по БЖЖ.

В своем блоге он часто отвечает на вопросы подписчиков и вот один из них.

«Мэтт, как по-твоему, что будет лучше для джитсера, который хочет улучшить свою стойку: изучать тейкдауны специально для БЖЖ или же походить на дзюдо?»

Ответ Мэтта:

«Было бы здорово пару раз в неделю ходить на занятия по дзюдо, но, к сожалению, у большинства из нас не так уж много свободного времени, и посвятить его мы можем лишь одному виду спорта. В таком случае я рекомендую джитсерам изучать модифицированные под БЖЖ техники, с учетом джитсерской стойки, правил и т.д. Должны ли джитсеры изучать традиционное дзюдо? Нет. Только модифицированные техники, которые дадут им преимущества в джиу-джитсу. Многие техники дзюдо в результате приводят вас в отличную позицию для правил дзюдо, но никак для БЖЖ. Важно выбрать наиболее подходящие техники дриллить именно их. Как отличный пример я могу привести работу в стойке Родолфо Виейры.»

Адаптация дзюдо для джиу-джитсу:

Сайд контроль из дзюдо для БЖЖ:

Дзюдоистские атаки против черепахи:

Различия работы в партере между дзюдо и БЖЖ:

Бразильское джиу-джитсу (порт. Jiu-Jitsu Brasileiro) - боевое искусство и международное спортивное единоборство, основой которого является борьба в партере, а также болевые и удушающие приёмы. Это искусство возникло в начале ХХ-го столетия из дзюдо Кодокан, которое было самостоятельной молодой системой (основано в 1882 году), сформированной многочисленными школами (рю) японского джиу-джитсу.

Данное искусство основывается на принципе, по которому человек слабо развитого телосложения может успешно защититься от более сильного противника, используя надлежащую технику (болевые приёмы и удушения), и победить его. Бразильскому джиу-джитсу (БЖЖ, БДД) можно обучаться для разных целей: самообороны, спорта, соревнований (как в ги, так и без) и смешанных единоборств (Mixed Martial Arts). Спарринг (в БЖЖ также именуемый роллингом) и полноконтактная тренировка играют главную роль в обучении и при подготовке к соревнованиям.

Возникновение

Бразильское джиу-джитсу берёт своё начало от Мицуё Маэды (яп. 前田光世) - мастера японского дзюдо, ученика Дзигоро Кано (яп. 嘉納 治五郎). Для Дзигоро Кано дзюдо было не просто боевым искусством - это был и спорт, и способ поддержания человека в хорошей физической форме, и метод развития силы воли, и, самое главное, путь к достижению душевного умиротворения. Искусство, которое со временем будет названо «бразильское джиу-джитсу», также впитало в себя эти принципы.
Мицуё Маэда, будучи одним из лучших японских мастеров борьбы на земле (в партере), в 1904 году отправился в путешествие по миру. Во всех странах, где бы он ни оказался, мастер принимал участие в показательных поединках с практиками разных стилей и направлений единоборств - борцами, боксёрами, саватёрами, и в ноябре 1914 года он прибыл в Бразилию.

Считается, что БЖЖ - это развитие традиционного японского джиу-джитсу, и что Мицуё Маэда практиковал его. Однако Маэда никогда не обучался джиу-джитсу (хотя он действительно обучался в Кодокане дзюдо, которое частично произошло из японского джиу-джитсу). Поначалу, будучи подростком, он обучался искусству сумо, но, впечатлившись историями об успехе дзюдо на соревнованиях между борцами дзюдо и джиу-джитсу, которые проходили в то время, он сменил сумо на дзюдо, начав обучаться у Кано в Кодокане. Он стал 7-м даном в дзюдо Кодокан за день до смерти. Мицуё Маэда умер в 1941 году.

Название

Когда Маэда уехал из Японии, дзюдо всё ещё часто упоминалось как «джиу-джитсу Кано» или просто как «джиу-джитсу».

Вне Японии, однако, это различие было отмечено даже меньше. Различие между понятиями «дзю-дзюцу» и «дзюдо» является очень тонким, и их часто объединяют. Таким образом, когда Маэда и Соисиро Сатакэ прибыли в Бразилию в 1914 году, газеты объявили о «джиу-джитсу» несмотря на то, что оба японца были дзюдоистами Кодокана.
Само японское правительство до 1925 года официально не регламентировало, что правильное название для боевого искусства, преподававшегося в японских государственных школах, должно быть «дзюдо», а не «джиу-джитсу». В Бразилии это искусство по-прежнему называют «джиу-джитсу». Когда Грейси прибыли в Соединенные Штаты, чтобы распространить своё искусство, система стала называться «бразильское джиу-джитсу» и «Грейси джиу-джитсу». Jiu-jitsu, более старое написание названия искусства на Западе, - более старая романизация, но она по-прежнему используется вместе с современной романизацией Хэпбёрна — jujutsu. Другие правильные написания - jujitsu и ju-jitsu.

Это искусство иногда упоминается как Грейси Джиу-Джитсу (GJJ), но это название - лишь торговая марка, зарегистрированная Хорионом Грейси (порт. Rorion Gracie), которая определённо относится к стилю, преподававшемуся им и его учителями. Другие члены семьи Грейси часто называют свой стиль персонифицированными названиями, такими как «Чарльз Грейси Джиу-Джитсу» или «Хензо Грейси Джиу-Джитсу», и точно так же братья Мачадо называют свой стиль «Мачадо Джиу-Джитсу» (MJJ). В то время как у каждого из этих стилей и их преподавателей есть собственные уникальные подходы, они все базируются на бразильском джиу-джитсу. Сегодня есть три главных ветви БЖЖ: Грейси Хумаита (Gracie Humaita), Грейси Баха (Gracie Barra), и Карлсон Грейси Джиу-Джитсу (Carlson Gracie Jiu-Jitsu). Корни каждой ветви находятся в дзюдо Маэды и джиу-джитсу семьи Грейси.

Развитие

В 1914 году Мицуё Маэда приехал в Бразилию, где и обосновался на несколько последующих лет. Там он встретил Гастао Грейси (порт. Gastão Gracie), местного аристократа. В 1916 14-летний сын Гастана - Карлос Грейси (Carlos Gracie) - наблюдал демонстрацию искусства Маэды в Театре Мира (порт. Teatro da Paz) и решил изучить его. Маэда принял Карлуша в ученики, тот стал мастером и вместе со своим младшим братом Хелио Грейси (Hélio Gracie) заложил основу современного бразильского Грейси Джиу-Джитсу.

В 1921 году Гастао Грейси и его семья переехали в Рио-де-Жанейро. Карлос, которому было 17 лет, передал знания, полученные от Маэды, своим братьям - Освальду (Osvaldo), Гастао (Gastão) и Жоржи (Jorge). Элиу был тогда слишком молод и болен для того, чтобы заниматься этим искусством, он не мог участвовать в тренировках из-за медицинского запрета. Несмотря на это, Элиу учился, наблюдая за братьями. Свои недуги он всё же смог преодолеть. Он считается многими основателем бразильского джиу-джитсу (хотя другие, например Карлоса Грейси (порт. Carlson Gracie), называют Карлоса основателем этого искусства).

Хелио участвовал в нескольких соревнованиях по дзюдо до сдачи (submission judo), и большинство поединков с его участием закончились вничью. Одно поражение ему было нанесено японским дзюдоистом Масахико Кимурой (яп. 木村 政彦) во время посещения им Бразилии (в 1951 году); фамилией победителя Грейси позже назвали болевой приём на плечевой сустав, которым был побежден Хелио. Семья Грейси продолжала развивать систему БЖЖ в течение всего XX столетия, часто борясь на соревнованиях Vale Tudo (предшественники современного MMA), что помогло сконцентрировать её на борьбе на земле и усовершенствовало её технику. Многие полагают, что Хелио Грейси имеет 6-й дан по дзюдо. Однако в Кодокане нет никаких записей о том, что Хелио Грейси имел какой-либо дан в дзюдо.

Сегодня главное различие между стилями бразильского джиу-джитсу (традиционным Грейси Джиу-Джитсу, специализирующемся на самообороне, и спортивной ориентацией бразильского джиу-джитсу) - это борьба за очки. Эти стили имеют много общего. Кроме того, существует много разнообразных техник при обучении в различных школах с точки зрения её использования против того, кто сильнее.

Известность

Бразильское джиу-джитсу получило известность в сфере боевых искусств в начале 1990-х, когда бразильский мастер джиу-джитсу Ройс Грейси выиграл первый, второй и четвёртый Ultimate Fighting Championship (UFC) - единственный на тот момент турнир, объединявший представителей различных единоборств. Ройс часто боролся против очень серьёзных противников, которые практиковали другие стили, включая бокс, каратэ, дзюдо, тхэквондо и борьбу. Особенно впечатляющими были его победы над бойцами, значительно превосходившими бразильца в росте и весе. С тех пор БЖЖ стало основным искусством для многих бойцов MMA и заслужило большое уважение за то, что обратило внимание на важность борьбы на земле.

Стиль

Бразильское джиу-джитсу специализируется на переводе противника в партер (на землю) и использовании техники борьбы на земле. Этот стиль борьбы включает в себя болевые приёмы и удушения, с помощью которых можно заставить противника сдаться (спортивное джиу-джитсу) или обезвредить его (боевое джиу-джитсу). Считается, что большой и сильный человек теряет большинство своих преимуществ во время борьбы на земле.

БДД использует разнообразные виды бросков после взятия захвата. Как только противник оказывается на земле, можно применить множество манёвров (и контрманёвров), чтобы управлять противником, переводя его в подходящее положение, а затем использовать болевой приём и заставить сдаться. Достижение доминирующего положения на земле является одним из принципов стиля бразильского джиу-джитсу и включает эффективное использование положения «гард» (guard), чтобы защититься во время борьбы на земле, и прохождение «гарда», чтобы доминировать в ключевых позициях: сайд маунт (side mount или, используя терминологию самбо, «удержание сбоку»), маунт (mount) и бэк маунт (back mount или «удержание со спины»). Этот стиль маневрирования и манипуляций похож на шахматы, в которые играют два опытных шахматиста. Болевой приём (удушение) и последующая сдача - эквивалент шаха и мата в шахматах. Однако в некоторых случаях борьба может быть продолжена, несмотря на полное осуществление приёма.

Хензо Грейси писал в своей книге «Mastering Jujitsu»:

«У классического джиу-джитсу старой Японии, казалось, не было никакой общей стратегии ведения борьбы для её участника. Действительно, это было одним из самых фундаментальных и проницательных критических замечаний Кано к классической программе. Мицуё Маэда не только преподавал искусство дзюдо Карлосу Грейси, но также и преподавал специфическую философию о природе боя, развитого Кано, и далее усовершенствованное Маэдой, основанное на его международных путешествиях, схватках против борцов, владеющих большим разнообразием боевых искусств.»

Книга разъясняет теорию Мицуё Маэды, и автор утверждает, что в схватке могут быть выделены различные фазы: фаза ударов, фаза захвата, фаза на земле и так далее. Таким образом, первостепенная задача умного борца - держать борьбу в той фазе боя, что лучше всего подходит для его возможностей. Хензо Грейси заявил, что этот фундаментальный принцип оказал влияние на стиль Грейси, совершенствуя бразильское джиу-джитсу. Позже эти положения в течение долгого времени совершенствовались семьей Грейси и другими, что стало прекрасным подспорьем в современном MMA.

Техника

Существуют две основные категории приёмов в бразильском джиу-джитсу: рычаги (узлы) и удушения. Создание рычага (узла) - это изоляция конечности противника к определённому положению тела, которое вынудит сустав двигаться по прямой (вращается по своей оси) вне его нормального диапазона движения. При увеличении давления на конечность-рычаг, противник, не сумевший избежать данного положения, сдаётся. Он может сдаться устно или похлопать по противнику несколько раз (хлопать по себе опасно, потому что противник может не услышать). Удушение используется, чтобы нарушить снабжение кислородом мозга противника, что может вызвать его бессознательное состояние, если он не сдастся достаточно скоро. Менее популярный приём - ущемление, при котором мускул противника сжимается между костями (обычно голени и запястья), либо ущемление, которое расширяет, разделяет сустав, причиняя существенную боль противнику. Эти приёмы обычно не разрешены на соревнованиях из-за высокого риска травмы.

Особенности тренировки

Спортивное бразильское джиу-джитсу специализируется на борьбе до сдачи без использования ударов, чему способствует метод обучения, который позволяет практикам действовать на полной скорости и в полную силу, как на реальном соревновании. Учебные методы включают тренировочные техники, которые осуществляются на несопротивляющемся партнере: ограниченный спарринг, обычно называемый позиционной тренировкой, где используется только определённая техника или наборы методов; используется и полный спарринг, в котором каждый противник пытается использовать любую разрешённую технику. Улучшение физических кондиций - также важная часть обучения во многих клубах.

Некоторые отличия БДД от дзюдо и самбо в правилах соревнований и технике

Правила\техника Дзюдо Самбо БДД
Захваты ног Запрещены Разрешены Разрешены
Удушающие приемы Запрещены Разрешены
Болевые приёмы на ноги Запрещены Разрешены Разрешены, но ограничены правилами
Прием «Ножницы» Запрещён Разрешён Разрешён
Бросковая техника Развита Развита
Техника борьбы в партере Слабо развита из-за ограничений в правилах Слабо развита из-за ограничений в правилах Развита
Система обозначения ранга Пояса и степени, разряды и звания (в России) Разряды и звания Пояса и степени

Аттестация

Стандарты и традиции

Стандарты для аттестации на пояса разнятся между школами, но в большинстве случаев используются следующие способы определения навыка человека и его степени в бразильском джиу-джитсу:

  • владение техникой, которое они должны продемонстрировать;
  • владение техникой, которое они должны продемонстрировать.

Владение техникой должно быть оценено с точки зрения количества приёмов, которые человек может выполнить, а также уровня навыка, с которым он выполняет их в спарринге и соревновании. Учащиеся поощряются за приспособление приёмов к их типу телосложения, стратегического предпочтения и уровня атлетизма. Окончательный критерий - способность выполнить приём успешно, а не строгое техническое соответствие.

Соревнования играют важную роль в градации студентов бразильского джиу-джитсу, поскольку они позволяют преподавателю определить уровень своего спортсмена против спортсмена того же уровня из другой школы. Представление на пояс может быть дано после успеха на соревновании, особенно на более низких уровнях поясов. Оно также может быть выдано учащемуся, который в своей школе побеждает всех спортсменов своего уровня и начинает побеждать некоторых спортсменов на уровень выше. Пример: белый пояс заставляет сдаться всех белых поясов его школы, а также заставляет сдаться некоторых синих поясов его школы.

Считается, что высокий соревновательный уровень между школами и его важность для предоставления пояса являются ключевым фактором, который препятствует понижению стандартов и возможности покупать пояса. Преподаватели могут также принять во внимание поведение человека за пределами школы и отказать ему в предоставлении пояса, если он проявляет антисоциальные и деструктивные наклонности. Именно в соответствии с этими и другими критериями большинство преподавателей продвигает своих студентов. У некоторых школ также может быть формальное тестирование, которое может включать в себя устные или письменные экзамены.

Также возможно использование другой системы цветных поясов до синего пояса, но на соревнованиях используется единый стандарт градации поясов. Есть минимальные возрастные требования для выдачи поясов. Синие пояса никогда не выдаются никому моложе 16 лет. Для получения чёрного пояса студент должен быть не моложе 19 лет, согласно регламентирующим документам Международной федерации бразильского джиу-джитсу.

Некоторые школы используют систему полос, чтобы определить рост мастерства студента в пределах его пояса. Полосы могут быть выданы любому поясу ниже чёрного, но, так же как и пояса, они выдаются по усмотрению преподавателя, к примеру за сильный прогресс или за победу на турнире. Однако не все школы выдают полосы или выдают их последовательно. Таким образом число полос, которые имеет человек, не всегда является показателем его класса. Использование их - ориентир для студента, ведь нужно получить четыре полосы, чтобы быть представленным на следующий пояс.

Занимающиеся с чёрным поясом могут получать степени (даны) - до 9-й. В 7-й степени чёрный пояс становится чёрно-красным. В 9-й степени пояс становится красным. Только Хелио, Карлос и их братья Грейси имели когда-либо 10-ю степень. Членами семьи Грейси, которые имеют 9-ю степень, являются Карлсон Грейси, Рейлсон Грейси (Reylson Gracie), Релсон Грейси (Relson Gracie), Рейсон Грейси (Reyson Gracie) и Рорион Грейси.

БДД отличается от других единоборств методами выдачи поощрений, которые основываются на практике (спарринг, борьба) и на результатах участия студента в соревнованиях. Почти всегда любой обладатель чёрного пояса является экспертом в практическом применении навыков бразильского джиу-джитсу и прекрасно выступает на соревнованиях. Меньше внимания уделяется теоретическому и факультативному обучению. Редко аттестационный тест не основывается на наблюдении за каждой тренировкой спортсмена. Этим БДД отличается от дзюдо, в котором теоретическое знание требуется наравне с практическим (к примеру, демонстрация ката).

Школы также различаются по времени прогресса студента. Более традиционные школы, особенно Грейси, полагают, что чёрный пояс не может быть достигнут менее чем за 8-10 лет, в то время как некоторые новые школы позволяют студентам достигать чёрного пояса быстрее. Синий пояс можно получить после 1-2 лет тренировок, в зависимости от частоты тренировок студента и его обучаемости. Пурпурный пояс можно получить в течение 2-4 лет. Это в значительной степени зависит от студента и частоты обучения. Пурпурный пояс является низшим уровнем, который может иметь преподаватель. Время, по прошествии которого можно получить коричневый пояс, - 5-8 лет, чёрный - от 8 лет.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!