Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Что такое финансовый fair play

Предлагаем ознакомиться с материалом обозревателя ESPN Габриэле Маркотти, который пытается разобраться в тонкостях нового проекта УЕФА.

На прошлой неделе у меня возникла возможность провести немного времени в Монако с Мишелем Платини и другими топ-менеджерами УЕФА. Финансовый фэйр-плей (ФФП) был одной из главных тем разговоров, и это неудивительно. Очевидно, что ФФП — одно из самых важных нововведений Платини в роли президента УЕФА. От успеха проекта во многом зависит, будут ли у француза шансы возглавить ФИФА либо же он исчезнет со сцены, когда истечет срок его мандата.

Основная задача ФФП — уменьшить убытки клубов. Если вы из тех интеллектуалов, которые зачитываются юридической литературой, то можете попытаться разобраться в тонкостях новой системы на официальном сайте УЕФА. Несоблюдение ФФП может повлечь за собой лимит на состав команды при участии в Лиге чемпионов и Лиге Европы, штрафы, изъятие призовых денег и, в конце концов, дисквалификацию.

Ключевые моменты ФФП до сих пор вызывают много вопросов. В некоторых разобраться довольно легко, другие требуют предположений и умозаключений. Вот моя попытка немного прояснить ситуацию.

Вопрос . Что помешает богатому владельцу попросту заключить фиктивную сделку между одной из своих компаний и своим клубом, чтобы завышать доходы? К примеру, владелец может подписать спонсорский договор на 200 миллионов долларов между своими фирмой и клубом, получив большое количество денег на трансферы.

Ответ . Многие говорят об очень выгодной спонсорской сделке, которую Ман Сити подписал с Etihad, авиакомпанией, которая принадлежит Шейху Мансуру, как и сам клуб. УЕФА пристально следит за подобными договорами. В правилах говорится, что такие сделки будут регулироваться, учитывая контракты других клубов. Например, если у Барселоны есть спонсорская поддержка в размере 50-ти миллионов евро, то клуб, который имеет намного меньший доход, чем каталонцы, может рассчитывать на сделку в размере 200 млн. Скорее всего УЕФА подсчитает необходимую пропорцию, которая будет применима для всех.

Представители УЕФА четко дают понять, что лазеек, по которым можно обойти ФФП, не существует. Никаких транзакций между клубами и «сторонними» компаниями. Вновь приводя в пример Ман Сити — клуб не может продать условную ручку другой компании Мансура или ему самому за сто миллионов долларов. А если и может, то лишь за цену, которая будет подсчитана согласно правилам ФФП.

Вопрос . Вы действительно думаете, что УЕФА сможет добиться выполнения этих правил? Не дойдет ли до судебных процессов?

Ответ . В УЕФА убеждены, что ФФП будет работать. В правилах четко расписано, какие действия являются законопослушными, а какие нет. Недовольный клуб может подать прошение в Арбитражный суд по делам спорта, но не более. Никаких апелляций.

Я не юрист, но могу представить лишь один судебный процесс — против легальности ФФП как такового, а не конкретных его моментов. Думаю, все возможно, но, учитывая, что и клубы, и Европейская комиссия поддерживают ФФП, УЕФА уверен в своих начинаниях. Впрочем, даже если до суда и дойдет, то дело будут рассматривать на протяжении нескольких лет.

Вопрос . Учитывая скорое введение ФФП и тот факт, что владельцы клубов не смогут покрывать серьезные финансовые потери, как объяснить траты Челси, Ман Сити, ПСЖ и, к примеру, Зенита, выложившего 100 миллионов евро за Халка и Акселя Витселя?

Ответ . Это довольно сложно объяснить. Видимо, у руководства этих клубов есть план, согласно которому резко возрастут доходы. Этот момент многие упускают. В Дополнении XI официальных правил ФФП предполагается, что у клубов, имеющих четкие проекты по достижению уровня безубыточности, проблем не возникнет. Тем более, все трансферы совершаются с одобрения УЕФА.

Вопрос . А никого не волнует, что Зенит поддерживается Газпромом, который также спонсирует УЕФА? А ПСЖ из Франции — родины Платини, потому будет иметь поблажки со стороны президента…

Ответ . Честно говоря, я не понимаю этих аргументов. Платини уже не раз говорил, что правила ФФП применимы к ПСЖ точно так же, как и ко всем остальным клубам. В авторитете Мишеля и достоверности его слов сомнений нет, тем более, не забывайте, что его амбиции идут далеко за пределы кабинета президента УЕФА. Что касается Газпрома, это большая компания, спонсирующая множество проектов. Но ведь она не владеет УЕФА, да и спонсорство россиян не выглядит определяющим. К примеру, такое же соглашение с УЕФА заключил и Unicredit, который, по сути, владеет половиной акций Ромы. Но почему-то римский клуб никаких подозрений не вызывает.

Вопрос . Но Платини ведь не хватит смелости исключить из Лиги чемпионов клубы с такой солидной базой фанов как Ман Сити, Челси и ПСЖ, не так ли? Спонсоры и ТВ-компании, платящие большие деньги за права на показ матчей, устроят настоящий скандал.

Ответ . Думаю, все забыли, что правила ФФП обсуждались и утверждались при поддержке Европейской ассоциации клубов. Главными активистами в этой организации являются большие прибыльные клубы — например, Бавария и МЮ. Конечно, у них есть свои причины поддерживать ФФП — им ничего не грозит, а у конкурентов могут возникнуть проблемы.

Но если Платини каким-то образом пойдет на уступки, то те влиятельные клубы, с чьими финансами все в порядке, естественно выступят против. Представьте угрозу игнорировать ЛЧ из уст представителей Баварии и МЮ! Это ударит по прибыли ТВ-компаний и спонсоров куда больше, чем отсутствие в турнире условных ПСЖ и Ман Сити.

К тому же, исключение из Лиги чемпионов — последняя, самая жесткая санкция. Это не только снижение престижа клуба, но и огромный удар по его бюджету. Скорее всего, до этого дойдет только в крайней ситуации. УЕФА даст клубам большие шансы оставаться на плаву. Честно говоря, я думаю, если кто-то продолжит сорить деньгами из года в год, найдутся другие способы остановить его.

Вопрос . И какие же?

Ответ . Штрафы. Скорее всего, в этом направлении и будут действовать. Нечто вроде «налога на роскошь», который существует в NBA и MLB. Допустим, убытки клуба составляют 50 миллионов евро, а ФФП позволяет потерять лишь 20. В такой ситуации логичным было бы, к примеру, выплатить по доллару за каждый доллар «за лимитом». 30 миллионов долларов в пользу УЕФА как «налог на роскошь». Эти деньги могут пойти на благотворительные инициативы, на помощь другим клубам, в призовые фонды турниров.

Таким образом, богатые владельцы клубов, вроде Шейха Мансура и Романа Абрамовича, могут продолжить тратить, сколько захотят, но будут действовать куда осторожнее.

Конечно, это только один из возможных сценариев. Представители УЕФА ведут себя очень уклончиво и лишь утверждают, что никаких проблем с введение ФФП не возникнет. То есть, нет даже смысла столь пристально пытаться разобраться в его правилах. Но не стоит верить им на слово. Все-таки мы хотим понять, как изменится футбольный мир в ближайшие годы.

Материал Габриэле Маркотти, soccernet.espn.go.com

ПСЖ традиционно много тратит на трансферном рынке с тех пор, как клуб перешел в собственность катарских шейхов. Тем не менее то, что произошло прошлым летом, выходит за рамки привычного даже по их меркам.

Всего за какой-то месяц парижане взорвали трансферный рынок целых два раза, сделав две крупнейшие покупки футболистов в истории футбола - сперва за 222 миллиона евро у Барселоны был выкуплен Неймар, а затем за 180 миллионов на Парк де Пренс перебрался воспитанник Монако Килиан Мбаппе.

Такая политика ПСЖ вызвала возмущение у ряда футбольных деятелей и целых организаций. Впрочем, для самих парижан куда важнее другое - против клуба открыл дело УЕФА. Причина - подозрение в несоблюдение правил финансового фэйр-плей (ФФП). И хотя ПСЖ уже высказал уверенность, что клуб сможет доказать свою невиновность, в этом деле есть много нюансов и вопросов, на которые мы постараемся дать ответы.

1. Что такое финансовый фэйр-плей и почему УЕФА медлит?

Правило ФФП было введено в действие в 2011 году по инициативе тогдашнего президента УЕФА Мишеля Платини. Французский функционер считал, что таким образом организация сможет обеспечить равную конкуренцию на трансферном рынке, а также уберечь его от чрезмерного раздувания и, как следствие, краха.

Суть правила состоит в том, что раз в три года УЕФА проверяет финансовое здоровье клубов. Если клуб завершает трехлетку с убытком в размере более 30 миллионов евро, то его ждут санкции. Какие? От штрафов до исключения из еврокубков.

В прошлом за несоответствие ФФП УЕФА уже наказывал многие клубы Восточной Европы. Также в 2014 году попадал под прицел организации и ПСЖ, но тогда парижане смогли отделаться штрафом в размере 20 миллионов евро и сокращением заявки на сезон ЛЧ с 25 до 21 футболиста. Неприятно, но не смертельно.

Так вот, текущая трехлетка заканчивается следующим летом, и до этого времени у УЕФА нет законных оснований наказывать ПСЖ, даже если парижане на данный момент и не вписываются в правило. В конце концов, впереди еще целый сезон и теоретически за это время клуб может так нарастить прибыль, что даже выйдет в плюс.

2. Как именно ПСЖ собирается выпутываться из ситуации?

Во-первых, трансфер Килиана Мбаппе, вероятно, вообще не будет учтен в документах за текущую трехлетку. Дело в том, что ПСЖ взял форварда в аренду с обязательством выкупа, но сам выкуп за 180 миллионов евро будет произведен уже следующим летом, на старте новой трехлетки. Такую уловку ранее не раз применяли итальянские клубы. Правда, тогда речь шла о не столь внушительной сумме, но сути это не меняет. И УЕФА, при всем желании, будет трудно к этому придраться.

Что касается перехода Неймара, то и здесь есть нюансы. Дело в том, что согласно правилу ФФП сумма трансфера не рассчитывается как один платеж, а разбивается на количество лет в контракте. Учитывая, что Неймар подписал с ПСЖ пятилетний контракт, а сумма сделки составила 222 миллиона евро, парижанам он по бумагам будет обходиться в 44,4 миллиона евро в год не считая зарплаты.

Почему им это выгодно? Ответ очевиден - через год текущая трехлетка завершается, так что и отчитываться перед УЕФА ПСЖ придется не за 222, а лишь за 44,4 миллиона евро. Основная же нагрузка на бюджет парижан от перехода бразильца ляжет уже на следующую трехлетку.

Президент ПСЖ Нассер Аль Хелаифи рядом с самым дорогим футболистом мира, Getty Images

3. Почему ПСЖ все равно рискует не вырулить?

Актуальные финансовые показатели ПСЖ все еще остаются тайной. В последний раз парижане публиковали их аж два года назад, и тогда чистая прибыль клуба составляла 10 миллионов евро при обороте в 542,4 миллиона. Но с того времени много изменилось.

Зарплата Неймара обходится ПСЖ в почти 60 миллионов евро в год, плюс еще 44,4 ежегодно за сам трансфер - это очень много. Парижане не скрывают, что надеются перекрыть это за счет наращивания оборота - по их мнению, переход бразильца поможет увеличить его на треть всего за год. Но пока что это только неподтвержденная теория.

Если же она провалится, тогда ПСЖ останется только одно - заполнить брешь в бюджете за счет новых спонсорских контрактов. Сделать это будет непросто - все же, чемпионат Франции не настолько популярен, как АПЛ или Примера. Соответственно - и суммы там ходят гораздо более скромные.

Теоретически Аль-Хелаифи может попробовать провернуть нечто на подобие фиктивной сделки с одной из компаний своей семьи, однако это может быть чревато еще более крутыми последствиями. Не стоит забывать, что в 2014 году собственник ПСЖ уже пытался проделать похожий трюк с Катарским туристическим агентством, однако УЕФА тогда разобрался в ситуации, признал сумму сделки завышенной и все равно оштрафовал парижан.

Ну а пока следственная палата Комитета УЕФА по финансам изучает документы ПСЖ. Предполагается, что это займет несколько месяцев и, учитывая резонанс дела, можно не сомневаться, что аудиторы будут из шкуры вон лезть, дабы хоть что-то найти.

Ведь в сущности для широкой публики не так важны детали. Она и без них абсолютно уверена в виновности парижан и хочет увидеть для них хоть какое-то наказание. И если Хелаифи таки удастся от него уйти, то, прежде всего, это будет удар по УЕФА как регулятору, а также всей сложившейся на футбольном рынке системе.

И нельзя исключать, что этот удар будет настолько мощным, что уже в ближайшее время повлечет за собой очень серьезные последствия.

От частного, как всегда перешли, к общему, а от сильного – к слабому. «Барса» сосредоточилась на УЕФА и финансовом фэйр-плей. Продавить европейских чинуш проще, чем сломать президента ПСЖ и изолировать катарские деньги. ФФП стал героем первых полос. Венгер, Чеферин, Перес, Меркель… Кажется, точка невозврата пройдена. Изменения неотвратимы.

И это неправильно. Финансовый фэйр-плей – пустышка. Его нужно отменить, а не корректировать.

Не потому, что его не соблюдают, и не потому, что его легко обойти. Не по одной из тех причин, о которых много говорили те, кто не умеет покупать. Финансовый фэйр-плей не работает. Хуже того: служит не тем целям, которые декларирует.

Цели ФФП общеизвестны. О них много говорят, их ставят в пример, их публикуют на официальном сайте УЕФА. Их пять, и провалились все.

1. Снижение инфляционного эффекта и давления на зарплаты и трансферные расходы.

ФФП действует шесть лет. Максимальная трансферная стоимость с 2005-го по 2011-й выросла на 25%. С 2011-го по 2017-й – на 136%.

2. Содействие долгосрочным инвестициям в детско-юношеский футбол и развитие спортивной инфраструктуры.

Расклад сил в футболе не изменился – и глупо было рассчитывать, что изменится. Были и остались клубы, которые покупают, и клубы, которые выращивают. Доноры живут за счёт тех, кто платит. И чем больше заплатят, тем лучше будут жить. ФФП – против «хайдуков» и «монако», а не за них.

3-4. Содействие своевременному погашению задолженностей и обеспечение стабильности клубов в долгосрочной перспективе.

За восемь лет случились «Парма», «Рейнджерс» и много чего ещё. Банкроты случаются, как случались и раньше, и случаются не потому, что владельцы уходят – потому, что их политика не продумана. Клубы покупали футболистов, а не активы.

ПСЖ это не грозит. «Сити» – тоже.

Неймар – актив. Он стоит 222 миллиона. Если шейхам надоест парижская игрушка – ПСЖ продаст его, накупит игроков по новой мерке и откатится на прежние позиции.

5. Поощрение здоровой конкуренции между клубами в финансовой области.

Об этом пункте есть отличная отписка на сайте УЕФА: «Почти все основные действующие лица в футбольном мире выразили абсолютную поддержку данным начинаниям». Какую конкуренцию собрались поощрять «основные действующие лица»? Кто и по какому праву определил разницу между основными и второстепенными?

Конкуренция осталась в 90-х, в тех добосмановских временах, когда одни клубы могли удержать лидеров, а другие – не способны были скупить всех из-за лимита. Сейчас, как и раньше, есть маленькие клубы и большие. ФФП не исправил эту ситуацию. Но закрепил разницу между ними.

Я не заметил, чтобы за восемь лет «Осасуна» приблизилась к «Барселоне». Но раньше она могла сделать это: достаточно было богатого спонсора. Сейчас «Осасуна» не сможет сколотить звездный состав, даже если найдется новый скучающий шейх. Уйдут годы, пока футбольные прибыли клуба позволят закупить топов.

Почему вдруг деньги на трансферы должны приходить из футбола? Потому что деньги не из футбола проходят мимо тех, кто привык к преимуществу?

Финансовый фэйр-плей – игрушка топ-клубов. Намеренно, нечаянно – неважно. Важно то, что 5-й пункт не способствует конкуренции – он убивает ее.

«Основные действующие лица» получают преимущество по умолчанию. Популярность – это спонсоры, болельщики, реклама: огромные легальные доходы. Но «Барса» популярна не по праву рождения. Традиции, история – плод нефутбольных денег, которые в прошлом веке приводили великих игроков в нынешние топ-клубы.

Так почему сейчас должно быть иначе?

Финансовый фэйр-плей недееспособен. Не нужно ужесточать его, не нужно прописывать в правилах кнут подлиннее. Есть и другие варианты. Потолок зарплат и лимит на трансферы: ограничение максимальной стоимости и максимальных трат. Потолок задушит инфляцию и уравняет клубы: игроки будут выбирать между проектами, а не деньгами.

Такой вариант решит многое. Возможно, кое-какой излишек попадет в академии, а не в карманы. Но «Осасуна» всё равно не станет «Барселоной». Это красивая сказка, которой не суждено сбыться без больших денег. А большие деньги в маленькие клубы приходят не из футбола.

Любой лимит сейчас – самообман. Зачем УЕФА ограничивает инвестиции, если сам живет ради них? Не нужно обманывать себя ложными целями. Клубы-богачи были и будут всегда. Босман изменил правила игры, и теперь они могут купить кого угодно. Уравниловки не случится, даже если ввести в футболе коммунизм – он обязательно накроется, и семидесяти лет не пройдет. Единственный способ поддержать конкуренцию – убрать запреты.

Мы живём в эпоху суперклубов. Так пусть их будет больше.

Вопросы и ответы: пояснение к финансовому "фэйр-плей"

1) Как объяснить суть финансового "фэйр-плей" одним предложением?

Финансовый "фэйр-плей" направлен на улучшение общей финансовой стабильности европейского клубного футбола.

2) Когда возник финансовый "фэйр-плей"?

Финансовый "фэйр-плей" был одобрен в 2010-м и действует с 2011 года. С тех пор клубы, которые получают право на участие в турнирах УЕФА, должны доказывать, что не имеют просроченных финансовых обязательств на текущий сезон перед другими клубами, своими игроками и социальными/налоговыми службами. Иными словами, они должны подтвердить, что у них оплачены все счета.

С 2013 года клубы должны подтверждать свою безубыточность - то есть, что они не тратят больше, чем зарабатывают. Для оценки этого УЕФА создал Инстанцию по финансовому контролю клубов (ИФКК), которая каждый год проверяет показатели всех участников еврокубков за последние три года. Первые санкции в отношении клубов, не выполнивших требований по безубыточности, были применены после первой оценки финансовых показателей в мае 2014 года. Первые санкции, вызванные несоответствием с критериями безубыточности, вступили в силу с сезона 2014/15.

В июне 2015 года в правила финансового "фэйр-плей" были внесены поправки. Главная цель - обеспечение более стабильного финансирования клубов при сохранении контроля над чрезмерными тратами. Новая редакция правил ФФП учитывает ситуации, когда клубы подверглись недавней реструктуризации или поглощению, а также неблагоприятные условия, в которых могут оказаться клубы из-за экономических потрясений или тяжелого положения их регионального рынка. С этого момента в поле зрения ИФКК впервые попали не только участники еврокубков, но также клубы, которые только собираются играть в еврокубковых турнирах в будущем.

3) Клубам больше не позволяется иметь убытки?

Клубам разрешено тратить за расчетный период (три года) на пять миллионов евро больше, чем они зарабатывают. В определенной степени они могут тратить даже больше этого лимита, если только все траты полностью покрываются напрямую вложениями/платежами владельца (или владельцев) клуба или связанной с ним компании. Это помогает клубам избежать неконтролируемого роста долгов.

Пока существует следующие лимиты:
45 миллионов евро в сезонах 2013/14 и 2014/15
30 миллионов евро в сезонах 2015/16, 2016/17 и 2017/18

Для стимуляции инвестиций в стадионы, тренировочные базы, развитие детско-юношеского и с 2015 года женского футбола траты в этих сферах не учитываются при подсчетах безубыточности.

4) Будет ли несоответствие критериям финансового "фэйр-плей" означать автоматическое исключение клуба?

Если клуб не соответствует критериям, решение о санкциях принимает Инстанция УЕФА по финансовому контролю клубов.

Нарушение критериев не означает автоматическое исключение клуба, но санкции будут применяться ко всем. В зависимости от различных факторов, в том числе положительной динамики выравнивания расходов и доходов, к нарушителям будут применяться конкретные дисциплинарные меры. Ниже приведен список возможных санкций:
a) предупреждение
b) выговор
c) штраф
d) снятие очков
e) лишение призовых в турнирах УЕФА
f) запрет на регистрацию новичков в турнирах УЕФА
g) ограничение количества игроков в заявке на турниры УЕФА, в том числе ограничение общих расходов на игроков в заявочном списке А
h) исключение из текущих и/или будущих турниров
i) лишение завоеванных трофеев и наград

При этом существует целый ряд случаев, когда ИФКК склоняется к применению не конкретных санкций, а заключает с нарушителями мировые соглашения, оговаривающие финансовые взносы и ограничивающие условия, что помогает клубам достичь безубыточности с будущем.

5) Могут ли владельцы инвестировать в клуб на свое усмотрение или посредством спонсорских контрактов?

Если владелец клуба делает инвестиции посредством спонсорского соглашения со своей компанией, компетентные органы УЕФА проведут проверку и, если это необходимо, сравнят соотношение расходов и доходов от данного соглашения с рыночными ценами.

Согласно поправкам, если юридическое лицо или несколько таких лиц, имеющих отношение к одному и тому же владельцу или одной и той же государственной структуре, обеспечивает более 30% от всех поступлений в клуб, то такое юридическое лицо автоматически попадает в категорию заинтересованной стороны.

6) Кто выдает лицензии, разрешающие клубам выступать в турнирах УЕФА?

Каждому клубу, попавшему в Лигу чемпионов УЕФА или Лигу Европы УЕФА, требуется лицензия, выданная национальной ассоциацией (либо в некоторых случаях - лигой). Такой порядок установлен Правилами УЕФА по лицензированию клубов и финансовому "фэйр-плей". Затем УЕФА проверяет документы и показатели всех клубов, зарегистрированных в том или ином турнире УЕФА.

7) Некоторые клубы имеют огромные долги или не платят свои долги. Могут ли такие клубы, несмотря на это, соответствовать принципам финансового "фэйр-плей"?

Иметь определенные долги - нормальная практика в любом бизнесе. Однако рост долгов контролируется правилами безубыточности, которые требуют от инвесторов рекапитализации и погашения любых потерь. Вдобавок, клубы, заключающие соглашения с ИФКК, должны изыскивать средства на погашение планирующихся задолженностей заранее, а не постфактум. Плюс, за определенными долговыми обязательствами (вроде зарплат игрокам и сотрудникам, социальных и налоговых обязательств) ИФКК следит регулярно.

8) Уже были случаи, когда клубу отказывали в участии в турнире УЕФА из-за несоблюдения принципов финансового "фэйр-плей"?

Система клубного лицензирования была введена в сезоне 2003/04. С того момента 53 клубам, в 57 эпизодах получившим путевки в Лигу чемпионов УЕФА или Лигу Европы УЕФА согласно спортивным принципам, было отказано в участии в связи с тем, что они не соответствовали критериям лицензирования. Финансовый "фэйр-плей" был введен и добавлен в качестве критерия лицензирования в 2011 году. С того момента шести клубам было отказано в участии в турнирах УЕФА из-за того, что они не заплатили своим игрокам или же другим клубам за трансферы. Один клуб был исключен из еврокубков из-за несоответствия критериям безубыточности.

9) Укладывается ли финансовый "фэйр-плей" в европейское законодательство?

УЕФА ведет непрерывный диалог с Европейской комиссией о финансовом "фэйр-плей" и ощущает с ее стороны постоянную поддержку в этом вопросе. Президент УЕФА и комиссар ЕС по вопросам конкуренции выступили с совместным заявлением, подчеркивающим соответствие между правилами и целями финансового "фэйр-плей" и политикой Еврокомиссии в области государственной поддержки.

10) Не приведет ли финансовый "фэйр-плей" к тому, что малые клубы будут не в состоянии соперничать с большими в плане финансов?

Существуют огромные различия между благосостоянием различных клубов и государств. Такое положение дел сложилось ранее и не зависит от финансового "фэйр-плей", цель которого не в том, чтобы уравнять клубы в размерах и достатке, но в том, чтобы стимулировать их к планомерному развитию для достижения успеха вместо постоянного поиска "быстрых решений". Футбольные клубы нуждаются в условиях, при которых имеют больше уверенности в отдаче долгосрочных инвестиционных проектов и в которых инвестиции в будущее более плодотворны.

Система оценки безубыточности выстроена так, что имеет меньше ограничений для малых и средних клубов, так как поощряет инвестиции в юношеский футбол и развитие инфраструктуры, а также устанавливает объем допустимого дефицита бюджета в абсолютных показателях (миллионах евро), нежели в относительных (процентах). Со временем для большего числа малых и средних клубов откроется потенциал для роста.

11) Почему ИФКК пошла на мировые соглашения с клубами?

Следственная палата ИФКК может предложить клубам мировое соглашение - это общепринятый инструмент для финансовых регуляторов, которые таким образом способствуют достижению компромисса. Статья 15 процедурного регламента Инстанции УЕФА по финансовому контролю клубов говорит, что мировые соглашения могут устанавливать предписания, которые должны быть выполнены ответчиком, включая возможные дисциплинарные меры и (где необходимо) специальные временны е ограничения. Главный следователь ИФКК следит за тем, чтобы мировое соглашение исполнялось должным образом в оговоренные сроки. Если ответчик не выполняет условия соглашения, главный следователь ИФКК должен передать дело в арбитражную палату.

12) Можете пояснить механизм наложения штрафов и определения их величины?

Штрафы взыскиваются в индивидуальным порядке и зависят от суммы бонусов за участие в еврокубках в рамках рассматриваемого периода.

13) Можете ли вы объяснить, почему также были введены лимиты на регистрацию футболистов и как определялась их величина?

По замыслу ИФКК, клубы, которые не стремятся соответствовать нормам финансового "фэйр-плей", должны наказываться не только в финансовой плоскости, но также в спортивной. Следствием этого стали ограничения на регистрацию новых футболистов в списки А, что снижает положительный эффект от избыточных трансферов для клубов-нарушителей. Это подталкивает их к улучшению финансовой среды, поскольку таким образом клубы смогут повлиять на размер ограничений или полностью от них избавиться. Согласие на реализацию условий мировых соглашений должно помочь клубам в достижении безубыточности.

14) Каким образом клубы могут оспорить решение?

Любое решение главного следователя ИФКК о подписании мирового соглашения или вынесении дисциплинарного наказания может быть пересмотрено Арбитражной палатой по запросу одной из заинтересованных сторон, оформленному в течение десяти дней после обнародования решения.

15) Как клубы, которые нарушили правила финансового "фэйр-плей", подталкивают к тому, чтобы становиться безубыточными?

Клубы должны привести свои показатели в соответствие с правилами финансового "фэйр-плей" в кратчайшие сроки. Если этого не происходит, дела автоматически передаются в Арбитражную палату.

Напротив, если клуб выполняет какое-то требование мирового соглашения, с него могут снять запрет по заявке игроков на следующий розыгрыш еврокубков. Если клуб становится безубыточным в соответствии с оговоренным в мировом соглашении курсом, с нового сезона с него снимаются все санкции, исключая финансовые.

16) Куда уходят штрафы, взысканные с клубов-нарушителей?

Все деньги УЕФА использует для выплат солидарности европейским клубам в соответствии с принятым механизмом. Конкретная формула перераспределения утверждается Исполнительным комитетом УЕФА в оговоренные сроки.

17) Как правила финансового "фэйр-плей" относятся к кредитам?

Управляемые кредиты, взятые под проекты долгосрочного развития (строительство стадиона, академии, инфраструктуры и т. д.), являются эффективной частью финансового планирования и остаются стандартной практикой для большинства отраслей. А вот кредиты под будущие доходы, которые берутся для поддержания ежедневной активности, выплат заработной платы и трансферных сумм, а также погашения краткосрочных обязательств, могут оказаться проблемными и нуждаются в чутком менеджменте.

Правила финансового "фэйр-плей" и стремление к безубыточности ограждают клубы от роста долгов и неуправляемых кредитов.

Вопросы и ответы: пояснение к финансовому "фэйр-плей"

1) Как объяснить суть финансового "фэйр-плей" одним предложением?

Финансовый "фэйр-плей" направлен на улучшение общей финансовой стабильности европейского клубного футбола.

2) Когда возник финансовый "фэйр-плей"?

Финансовый "фэйр-плей" был одобрен в 2010-м и действует с 2011 года. С тех пор клубы, которые получают право на участие в турнирах УЕФА, должны доказывать, что не имеют просроченных финансовых обязательств на текущий сезон перед другими клубами, своими игроками и социальными/налоговыми службами. Иными словами, они должны подтвердить, что у них оплачены все счета.

С 2013 года клубы должны подтверждать свою безубыточность - то есть, что они не тратят больше, чем зарабатывают. Для оценки этого УЕФА создал Инстанцию по финансовому контролю клубов (ИФКК), которая каждый год проверяет показатели всех участников еврокубков за последние три года. Первые санкции в отношении клубов, не выполнивших требований по безубыточности, были применены после первой оценки финансовых показателей в мае 2014 года. Первые санкции, вызванные несоответствием с критериями безубыточности, вступили в силу с сезона 2014/15.

В июне 2015 года в правила финансового "фэйр-плей" были внесены поправки. Главная цель - обеспечение более стабильного финансирования клубов при сохранении контроля над чрезмерными тратами. Новая редакция правил ФФП учитывает ситуации, когда клубы подверглись недавней реструктуризации или поглощению, а также неблагоприятные условия, в которых могут оказаться клубы из-за экономических потрясений или тяжелого положения их регионального рынка. С этого момента в поле зрения ИФКК впервые попали не только участники еврокубков, но также клубы, которые только собираются играть в еврокубковых турнирах в будущем.

3) Клубам больше не позволяется иметь убытки?

Клубам разрешено тратить за расчетный период (три года) на пять миллионов евро больше, чем они зарабатывают. В определенной степени они могут тратить даже больше этого лимита, если только все траты полностью покрываются напрямую вложениями/платежами владельца (или владельцев) клуба или связанной с ним компании. Это помогает клубам избежать неконтролируемого роста долгов.

Пока существует следующие лимиты:
45 миллионов евро в сезонах 2013/14 и 2014/15
30 миллионов евро в сезонах 2015/16, 2016/17 и 2017/18

Для стимуляции инвестиций в стадионы, тренировочные базы, развитие детско-юношеского и с 2015 года женского футбола траты в этих сферах не учитываются при подсчетах безубыточности.

4) Будет ли несоответствие критериям финансового "фэйр-плей" означать автоматическое исключение клуба?

Если клуб не соответствует критериям, решение о санкциях принимает Инстанция УЕФА по финансовому контролю клубов.

Нарушение критериев не означает автоматическое исключение клуба, но санкции будут применяться ко всем. В зависимости от различных факторов, в том числе положительной динамики выравнивания расходов и доходов, к нарушителям будут применяться конкретные дисциплинарные меры. Ниже приведен список возможных санкций:
a) предупреждение
b) выговор
c) штраф
d) снятие очков
e) лишение призовых в турнирах УЕФА
f) запрет на регистрацию новичков в турнирах УЕФА
g) ограничение количества игроков в заявке на турниры УЕФА, в том числе ограничение общих расходов на игроков в заявочном списке А
h) исключение из текущих и/или будущих турниров
i) лишение завоеванных трофеев и наград

При этом существует целый ряд случаев, когда ИФКК склоняется к применению не конкретных санкций, а заключает с нарушителями мировые соглашения, оговаривающие финансовые взносы и ограничивающие условия, что помогает клубам достичь безубыточности с будущем.

5) Могут ли владельцы инвестировать в клуб на свое усмотрение или посредством спонсорских контрактов?

Если владелец клуба делает инвестиции посредством спонсорского соглашения со своей компанией, компетентные органы УЕФА проведут проверку и, если это необходимо, сравнят соотношение расходов и доходов от данного соглашения с рыночными ценами.

Согласно поправкам, если юридическое лицо или несколько таких лиц, имеющих отношение к одному и тому же владельцу или одной и той же государственной структуре, обеспечивает более 30% от всех поступлений в клуб, то такое юридическое лицо автоматически попадает в категорию заинтересованной стороны.

6) Кто выдает лицензии, разрешающие клубам выступать в турнирах УЕФА?

Каждому клубу, попавшему в Лигу чемпионов УЕФА или Лигу Европы УЕФА, требуется лицензия, выданная национальной ассоциацией (либо в некоторых случаях - лигой). Такой порядок установлен Правилами УЕФА по лицензированию клубов и финансовому "фэйр-плей". Затем УЕФА проверяет документы и показатели всех клубов, зарегистрированных в том или ином турнире УЕФА.

7) Некоторые клубы имеют огромные долги или не платят свои долги. Могут ли такие клубы, несмотря на это, соответствовать принципам финансового "фэйр-плей"?

Иметь определенные долги - нормальная практика в любом бизнесе. Однако рост долгов контролируется правилами безубыточности, которые требуют от инвесторов рекапитализации и погашения любых потерь. Вдобавок, клубы, заключающие соглашения с ИФКК, должны изыскивать средства на погашение планирующихся задолженностей заранее, а не постфактум. Плюс, за определенными долговыми обязательствами (вроде зарплат игрокам и сотрудникам, социальных и налоговых обязательств) ИФКК следит регулярно.

8) Уже были случаи, когда клубу отказывали в участии в турнире УЕФА из-за несоблюдения принципов финансового "фэйр-плей"?

Система клубного лицензирования была введена в сезоне 2003/04. С того момента 53 клубам, в 57 эпизодах получившим путевки в Лигу чемпионов УЕФА или Лигу Европы УЕФА согласно спортивным принципам, было отказано в участии в связи с тем, что они не соответствовали критериям лицензирования. Финансовый "фэйр-плей" был введен и добавлен в качестве критерия лицензирования в 2011 году. С того момента шести клубам было отказано в участии в турнирах УЕФА из-за того, что они не заплатили своим игрокам или же другим клубам за трансферы. Один клуб был исключен из еврокубков из-за несоответствия критериям безубыточности.

9) Укладывается ли финансовый "фэйр-плей" в европейское законодательство?

УЕФА ведет непрерывный диалог с Европейской комиссией о финансовом "фэйр-плей" и ощущает с ее стороны постоянную поддержку в этом вопросе. Президент УЕФА и комиссар ЕС по вопросам конкуренции выступили с совместным заявлением, подчеркивающим соответствие между правилами и целями финансового "фэйр-плей" и политикой Еврокомиссии в области государственной поддержки.

10) Не приведет ли финансовый "фэйр-плей" к тому, что малые клубы будут не в состоянии соперничать с большими в плане финансов?

Существуют огромные различия между благосостоянием различных клубов и государств. Такое положение дел сложилось ранее и не зависит от финансового "фэйр-плей", цель которого не в том, чтобы уравнять клубы в размерах и достатке, но в том, чтобы стимулировать их к планомерному развитию для достижения успеха вместо постоянного поиска "быстрых решений". Футбольные клубы нуждаются в условиях, при которых имеют больше уверенности в отдаче долгосрочных инвестиционных проектов и в которых инвестиции в будущее более плодотворны.

Система оценки безубыточности выстроена так, что имеет меньше ограничений для малых и средних клубов, так как поощряет инвестиции в юношеский футбол и развитие инфраструктуры, а также устанавливает объем допустимого дефицита бюджета в абсолютных показателях (миллионах евро), нежели в относительных (процентах). Со временем для большего числа малых и средних клубов откроется потенциал для роста.

11) Почему ИФКК пошла на мировые соглашения с клубами?

Следственная палата ИФКК может предложить клубам мировое соглашение - это общепринятый инструмент для финансовых регуляторов, которые таким образом способствуют достижению компромисса. Статья 15 процедурного регламента Инстанции УЕФА по финансовому контролю клубов говорит, что мировые соглашения могут устанавливать предписания, которые должны быть выполнены ответчиком, включая возможные дисциплинарные меры и (где необходимо) специальные временны е ограничения. Главный следователь ИФКК следит за тем, чтобы мировое соглашение исполнялось должным образом в оговоренные сроки. Если ответчик не выполняет условия соглашения, главный следователь ИФКК должен передать дело в арбитражную палату.

12) Можете пояснить механизм наложения штрафов и определения их величины?

Штрафы взыскиваются в индивидуальным порядке и зависят от суммы бонусов за участие в еврокубках в рамках рассматриваемого периода.

13) Можете ли вы объяснить, почему также были введены лимиты на регистрацию футболистов и как определялась их величина?

По замыслу ИФКК, клубы, которые не стремятся соответствовать нормам финансового "фэйр-плей", должны наказываться не только в финансовой плоскости, но также в спортивной. Следствием этого стали ограничения на регистрацию новых футболистов в списки А, что снижает положительный эффект от избыточных трансферов для клубов-нарушителей. Это подталкивает их к улучшению финансовой среды, поскольку таким образом клубы смогут повлиять на размер ограничений или полностью от них избавиться. Согласие на реализацию условий мировых соглашений должно помочь клубам в достижении безубыточности.

14) Каким образом клубы могут оспорить решение?

Любое решение главного следователя ИФКК о подписании мирового соглашения или вынесении дисциплинарного наказания может быть пересмотрено Арбитражной палатой по запросу одной из заинтересованных сторон, оформленному в течение десяти дней после обнародования решения.

15) Как клубы, которые нарушили правила финансового "фэйр-плей", подталкивают к тому, чтобы становиться безубыточными?

Клубы должны привести свои показатели в соответствие с правилами финансового "фэйр-плей" в кратчайшие сроки. Если этого не происходит, дела автоматически передаются в Арбитражную палату.

Напротив, если клуб выполняет какое-то требование мирового соглашения, с него могут снять запрет по заявке игроков на следующий розыгрыш еврокубков. Если клуб становится безубыточным в соответствии с оговоренным в мировом соглашении курсом, с нового сезона с него снимаются все санкции, исключая финансовые.

16) Куда уходят штрафы, взысканные с клубов-нарушителей?

Все деньги УЕФА использует для выплат солидарности европейским клубам в соответствии с принятым механизмом. Конкретная формула перераспределения утверждается Исполнительным комитетом УЕФА в оговоренные сроки.

17) Как правила финансового "фэйр-плей" относятся к кредитам?

Управляемые кредиты, взятые под проекты долгосрочного развития (строительство стадиона, академии, инфраструктуры и т. д.), являются эффективной частью финансового планирования и остаются стандартной практикой для большинства отраслей. А вот кредиты под будущие доходы, которые берутся для поддержания ежедневной активности, выплат заработной платы и трансферных сумм, а также погашения краткосрочных обязательств, могут оказаться проблемными и нуждаются в чутком менеджменте.

Правила финансового "фэйр-плей" и стремление к безубыточности ограждают клубы от роста долгов и неуправляемых кредитов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!