Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Для чего нужны упражнения. Как правильно делать упражнение — стульчик у стены

Глава 6

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ УПРАЖНЕНИЯ?

"Больше занимайтесь упражнениями на воздухе, дабы активизировать силы мышц тела. Это не значит, что ум должен онеметь или оградить себя от своей деятельности. Просто нужно, чтобы человек был более ровным, более уравновешенным как в физическом отношении, так и в умственном..." (341-31)

"Лучший способ приобретения должного количества энергии - это выполнение упражнений!" (288-38)

"Всем и каждому полезно выполнять упражнения, чтобы дать себе отдых от рутинной повседневной деятельности". (416-1)

Эдгар Кейси

В ходе эволюции человеческой расы человеку приходилось выполнять различные физические упражнения ради своего выживания. Он должен был уметь убегать от врага, ловить себе пищу, лазать по деревьям и горам и переходить вброд реки. Каждый момент жизни покупался ценой физических усилий. Наши предки не нуждались в специальном комплексе упражнений. Им было достаточно физической борьбы за свое существование. Тело, которое мы сегодня имеем - это конечный продукт процесса выживания, генетического отбора, происходившего тысячелетия, и на протяжении всей этой долгой и удивительной истории выживание было связано с физическим трудом и движениями.

По мере развития цивилизации и нашего перехода в век механизации и автоматизации, мы обнаруживаем, что в повседневной жизни тело становится нам нужно все меньше и меньше. Тем не менее, наша потребность в движении никак не уменьшилась. Наши мышцы, железы, органы, ум и душа продолжают каждый день требовать движений, чтобы нормально функционировать.

Наши шестьсот с лишним мышц должны быть в тонусе и сохранять способность растягиваться и сокращаться. Каждая из них ежедневно требует движений (упражнений), позволяющих сохранять эластичность, силу, молодость и энергию. Мышцы должны поддерживать органы в правильном положении, чтобы они могли нормально функционировать. Упражнения крайне важны для желез, чтобы они могли выполнять свои сложные задачи. Они также нужны для поддержания сексуальной энергии, нормального кровообращения и противодействия силе тяготения, под действием которой выпячиваются отдельные части тела, провисают мышцы, опускается желудок, замедляется работа печени, в сердце плохо поступает кровь, закупориваются артерии и образуется жир. Это лишь немногие из пагубных последствий отсутствия физической активности. Вялая осанка, неправильное развитие и использование мышц каждый год становятся причиной более семи миллионов случаев проблем со спиной и других ортопедических болей, которые теперь вытеснили на второе место простуду, как основную причину невыхода на работу.

Человеку всегда приходилось развивать свои физические способности, которые могли бы стать для него полноценной поддержкой в выполнении всех остальных действий - мышления, творчества, выполнения обязанностей на работе, в профессиональной жизни, в социальной жизни, а также в воспроизведении потомства и воспитании детей. Для тех, кто достиг духовных, интеллектуальных и материальных высот, я процитирую хороший совет, который Кейси часто давал в своих сеансах считывания и, благодаря которому, столь многим удалось восстановить свое здоровье.

Будь человеком гармоничным. Выполняй определенные упражнения утром и вечером. Дай организму физическую и умственную нагрузку, и те факторы, которые вызывали такие состояния как сонливость, вялость и скопление ядов в организме в результате плохого выведения шлаков, исчезнут. И организм будет реагировать на диету. (341-31)

Лучше всего, чтобы каждый человек сам распределял свое время. Уделите как можно больше времени изучению, как можно больше времени расслаблению, как можно больше времени умственному ТРУДУ. как можно больше времени физической деятельности, как можно больше времени чтению, как можно больше времени социальной деятельности... каждый из перечисленных видов деятельности способствует созданию лучшего равновесия. (440-2)

Упражнения - это одно из самых мощных средств профилактической медицины, предупреждающее инвалидность в среднем и пожилом возрасте, а также важное терапевтическое средство восстановления разрушительных последствий болезни. Они чрезвычайно важны для поддержания здоровья, красоты, способности к воспроизведению потомства, контроля веса, долголетия, душевного равновесия и духовной гармонии.

Для контроля веса упражнения настолько же важны, насколько важна диета. Доктор Роджер Дж. Уильяме, знаменитый исследователь-биохимик, занимавшийся вопросами питания, в своей замечательной книге "Питание против болезни" писал о лабораторных экспериментах над крысами. Крыс, которые в своем естественном состоянии не имеют склонности к ожирению, держали в теплой комнате в очень маленькой клетке, где они едва могли шевелиться, в результате чего жирели. В конце концов, они набирали вес в два или три раза больший, чем вес крыс, помещенных в клетку большего размера, у которых была возможность двигаться. Когда животных держали в очень маленьких клетках, но в холодной комнате, они проявляли физическую активность, которая выражалась в извивании и дрожи, и это не давало им слишком разжиреть.

"Выполняйте больше упражнений, - призывает доктор Уильяме, - Это хороший совет тем, кто не хочет растолстеть".

"Недостаточность занятий физкультурой по своей серьезности можно сравнить с дефицитом витаминов" - предостерегает знаменитый авторитет в области физиотерапии доктор Ханс Краус. "Физически неактивные люди (те, которые не занимаются физкультурой) раньше стареют и умирают, и они более подвержены болям в спине, язвам, раку легких, аппендициту, нарушениям функции простаты, психическим (душевным) заболеваниям, циррозу печени и геморрою. Физически неактивные люди в два раза чаще умирают от коронарной недостаточности" - добавляет доктор Краус.

Мы знаем, что мышцы могут атрофироваться из-за отсутствия упражнений. Свидетельство тому - больные, находящиеся в больнице, которые едят отлично сбалансированную пищу, но встают с постели ослабленными и еле ходят. Причина в том, что мышцы получают питание через систему капилляров длиной в тысячи километров, которые передают им питание и выводят отходы.

У взрослых, ведущих сидячий образ жизни, большое число этих капилляров ослаблено, и они едва функционируют. Упражнения уже сами по себе могут раскрыть их и обеспечить мышцам лучшее питание.

Вот уже десять лет доктор Лоуренс А. Голдинг, директор Лаборатории прикладных физиологических исследований при факультете здоровья, физического воспитания и реабилитации Кентского государственного университета, проводит экспериментальную программу упражнений для взрослых мужчин, которая, в свою очередь, является частью программы изучения эффекта ежедневных упражнений в отношении сердечно-сосудистых заболеваний, рассчитанной на двадцать лет.

Теперь, после того как пройдено полпути в этих исследованиях, доктор Голдинг утверждает, что результаты предварительных анализов доказали, что ежедневные упражнения снижают кровяное давление, уровень холестерина и предотвращают ожирение у взрослых мужчин в возрасте от тридцати до сорока лет.

В августе 1973 года в "Нью-Йорк Тайме" вышла статья с кричащим заголовком: "У ВСЕХ БОЛИТ СПИНА, НО СТРАНА ПРОДОЛЖАЕТ БЕЗДЕЙСТВОВАТЬ". В этой статье, написанной Вирджинией Ли Уоррен, говорилось: "Мы все больше убеждаемся в том, что привычные жалобы на боль в спине ближайшие три года станут таким же распространенным недугом среди американцев, как простуда".

"Это проклятие нашего времени" - заявляет доктор Ховард Раек, директор Института реабилитационной медицины. "Это состояние больше чем какое-либо другое является причиной дискомфорта, потери рабочего времени и недееспособности".

Если вы не хотите, чтобы у вас каждый день заканчивался болью в спине, то вам совершенно необходимо выполнять ежедневный комплекс упражнений. Правильная осанка, правильные движения тела или механика тела, тонус брюшных, бедренных и латеральных мышц, разгибающих мышц спины и мышц ног - все должно быть задействовано в том, чтобы не дать спине разболеться.

Физическая форма - понятие, применимое не только к работоспособности мышц, но и к активизации питательных веществ в организме, то есть к тому, что заставляет их выполнять свою функцию.

"Упражнения стимулируют тонус тела, направляют минеральные вещества в мышцы, кожу, органы, кровеносные сосуды и другие части тела", - пишет Карлсон Уэйд в книге "Магия минералов: ключ * укреплению здоровья". Упражнения способствуют тому, чтобы Минеральные вещества позволяли организму сохранять необходимую гидратацию, избавляться от шлаков, а также функционировать на оптимальном уровне, чтобы мы почти не испытывали усталости И сохраняли эффективность.

Когда минералы стимулируются упражнениями, они помогают Пище проходить по пищеварительному тракту, помогают вдыхать Воздух в легкие и регулировать деятельность кровеносных сосудов, когда в критических ситуациях необходимо создание в них большего давления.

Минералы, которые активизируются посредством упражнений, ускоряют кровообращение, что позволяет доставить больше кислорода миллиардам клеток тела и помочь вывести из них отработанный материал. Чем быстрее минералы приносят в клетки кислород, тем лучше мы себя чувствуем. Мы "возвращаемся к жизни". Кроме того, благодаря усилению активности минералов, в мозг поступает больше крови, что делает нас более бдительными, а бдительность необходима, чтобы быть сильной личностью!

Вдобавок, ускоренное действие минералов в системе кровообращения помогает функционированию внутренних органов. Ваше сердце становится сильнее и начинает работать более стабильно. Ваши легкие, получая питание от минералов, становятся способны получать больше кислорода. Регулируется выведение шлаков из организма. Без упражнений минералы остаются инертными и бездеятельными, и то же самое происходит с вами! В большинстве случаев люди устают, потому что минералы направляются не во все части организма. Это вызывает постепенное разрушение всего тела и ума. Теперь вы понимаете, насколько ценны движения?

Два года назад в Космическом центре Линдона Джонсона в Хьюстоне, штат Техас, ученые сделали важное открытие, которое до сих пор остается загадкой: астронавты за время своих космических полетов теряют калий. (Калий, природный элемент, - самый основной электролит, содержащийся в клетках тела, и он крайне важен для реакций, необходимых для сокращения всех мышц, включая мышцу сердца, которая перекачивает кровь через весь наш организм.)

Невесомость, действие которой испытывает на себе астронавт, находясь в космосе, создает для него серьезные последствия. Кровь, которая обычно накапливается в ногах, теперь перераспределяется по всему телу. Ему легче двигаться и работать, потому что теперь он не поднимает предметы, но только направляет их, а это снижает обычную физическую нагрузку. Это приводит к серьезному калиевому истощению.

Калий обычно содержится в изобилии в подвижной части циркулирующей крови. Однако в определенных условиях усиливается его выведение с мочой. Продолжительная неподвижность, как в случае астронавтов, приводит к избыточному выведению калия из организма. Поэтому, чтобы помочь астронавтам уберечь себя от потери калия, им советуют выполнять специальные упражнения. (Кстати, количество упражнений, рекомендуемых астронавтам, существенно увеличилось между первым и вторым полетами космической станции.)

Дефицит калия проявляет себя в мышечной слабости, замедленных рефлексах и запутанности мыслей. Он также приводит к вырождению и смерти сердечных волокон.

Около 90 процентов калия, содержащегося в организме, располагается в клетках. В кровяной плазме и лимфе его содержится лишь около 8 процентов, и снижение содержания этого внеклеточного калия обязательно влечет за собой проблемы, связанные с сердцем.

Оказывается, физические упражнения активизируют выведение калия из клеток и увеличивают содержание плазменного калия, который используется сердцем.

По сути, этому способствует любая мышечная деятельность, при условии, что она выполняется регулярно и без излишнего перенапряжения.

Психологическая польза упражнений также была четко подтверждена исследованиями и опытом. В результате недавно проводившегося эксперимента в Университете штата Висконсин было сделано открытие, что после выполнения упражнений тревожность снижается как у нормальных людей, так и у невротиков.

Одним из способов поддержания подвергавшихся пыткам военнопленных во время войны во Вьетнаме, особенно тех, которые были схвачены Вьетконгом и которым приходилось выдерживать колоссальное давление, как в психологическом, так и в физиологическом и эмоциональном смысле, было усиленное выполнение физических упражнений. Один из заключенных поставил рекорд, сделав триста отжиманий и шестьсот или семьсот приседаний, сгибая колени.

Они смогли это выдержать, потому что поняли, что, находясь в тесных камерах, они все равно могут выполнять некоторое количество упражнений посредством изменения позы. Они упражнялись по два-три часа в день, поскольку поняли, что это один из способов, помогающих им не сойти с ума.

Стало быть, если вы в очередной раз почувствуете себя подавленными или побежденными - выполняйте упражнения!

За счет стимуляции кровообращения и жизненных сил органов вполне возможно противостоять многим негативным проявлениям Жизни. Если мы поддерживаем хорошее физическое состояние, то "успокоительный" эффект энергичной зарядки может граничить с Чудом. Даже длительное негативное давление на человека может быть уменьшено благодаря упражнениям. Но, если вы не в состоянии выполнять весь комплекс упражнений, вы можете использовать те упражнения, которые равноценны гидротерапии, электротерапии и манипуляционной терапии. Эти упражнения способны усиливать выведение токсинов из организма, стимулировать кровообращение и жизненные силы, а также расслаблять нервы. Когда состояние здоровья делает выполнение упражнений невозможным, их можно заменить эквивалентами упражнений, которые так же приносят облегчение и освобождение от давления и напряжения современной жизни. Эти эквиваленты упражнений, или "ЭУ", как я их называю, объясняются в других главах данной книги.

Работа над этой главой напоминает мне о событии, которое мне пришлось пережить в первые годы Великой депрессии. Параллельно с работой в своем городском лечебном заведении, я принимал пациентов на "Ферме здоровья". Однажды к нам пришел один посетитель, мужчина в возрасте за пятьдесят, который, как оказалось, был очень популярным и известным артистом развлекательного жанра. В ходе нашей беседы я узнал, что ему некогда удалось накопить состояние в триста тысяч долларов, но во время кризиса в 1929 году он потерял более двух третей этого состояния. Я заметил, как он раскачивает руками и головой в то время, когда говорит, и как он загребает ногой во время ходьбы. Разговаривая со мной, он то и дело потряхивал кистями рук, заламывал их и совершал движения, словно их моет. Его нервный тик был сильнее, чем у собаки, которую заели блохи. Он не мог есть, спать и делать многие другие вещи. Потеря большей части его сбережений лишила его не только денег, но и духа, чувства безопасности, чувства юмора и полностью расстроила его здоровье. После того, как мы немного побеседовали, он спросил меня, не могу ли я ему помочь. Я сказал, что смогу, при условии, если он согласится выполнять все то, что я ему скажу, если он будет со мной полностью сотрудничать и останется здесь как минимум на три недели. Он дал обещание, и мы приступили к лечению.

Несмотря на нервы и состояние здоровья, подорванное беспокойствами и недостаточным сном (успокоительные и снотворные, которые он принимал, уже давно не оказывали даже временного эффекта), его сердце и состояние артерий при медицинском обследовании были признаны удовлетворительными. Первый день на пути к улучшению физического состояния был поистине трудным. Ему было трудно долго сосредотачиваться на чем-либо, и мы выполняли рутинную работу, дабы побудить его выполнять упражнения и трудотерапию. К концу дня я чувствовал себя как Свенгали.

Наряду с физической деятельностью, мы постарались обеспечить пациенту хороший отдых. В конце дня мы проводили расслабляющие и снимающие усталость водные процедуры и массаж. Это дало облегчение его уставшим мышцам и помогло расслабиться. В этот первый день у него был плохой аппетит, и ночью он почти не спал. Он говорил, что настолько устал, что даже не может уснуть. Когда я спросил, что он думает по поводу своей бессонницы в первую ночь, он ответил: "Я так ужасно устал, что даже не мог ни о чем думать, хотя был просто рад тому, что мне ничего не нужно делать: я просто лежал в кровати, и мое старое уставшее тело отдыхало. Это было весьма хорошо".

На следующий день мы приступили к выполнению упражнений и трудотерапии (пилили деревья, копали огород, расчищали тропинки в парке и так далее), после которых проводили водные процедуры и массаж. После легкого ужина он сразу пошел спать. Той ночью мы знали, что он спит, ибо слышали его храп. На третий день у него появился аппетит, а на четвертый день он соревновался со всеми нами в еде и сне.

"Знаете, Рейли, я потерял более пятидесяти тысяч долларов. Что там ни говори, но это большие деньги. В ближайшие недели я закончу свою пародию, которую я показывал своему импресарио. Думаю, они все будут кататься со смеху". Он вернулся на сцену и после этого много лет смешил всех до упаду.

Меры по улучшению физического состояния облегчили напряжение и нервный тик и восстановили нормальные привычки питания и сна. Но самое главное, это дало ему энергию, оптимистический взгляд на жизнь и способность радоваться тому, что имеешь, и не отчаиваться и скорбеть о том, что потерял. Разумеется, если бы нам пришлось потерять все свое состояние, но при этом сохранить Хорошее здоровье и физическую форму, то мы не чувствовали бы себя совсем побежденными. Мы все равно обладали бы разумом и внутренним импульсом, которые в первую очередь нужны для успеха, и у нас было бы дополнительное преимущество в опыте. Только наша физическая неполноценность может воспрепятствовать нашему возвращению. Чтобы почувствовать себя полностью полноценными в этом постоянно меняющемся мире, мы должны обладать Некоей основополагающей безопасностью. Многие ее находят в религии и философии. Улучшение здоровья и физической формы укрепит и усилит безопасность во всех других отношениях.

Упражнения могут быть очень эффективным терапевтическим средством, какой бы природы не были нарушения - психосоматической или физиологической.

Многие из моих самых впечатляющих исцелений произошли со звездами музыкального мира, недуги которых поставили под серьезную угрозу их карьеру.

Б. X. был оперным басом-баритоном, которого приветствовали бурными аплодисментами на оперных сценах Израиля, Европы и Пуэрто-Рико, а также на концертных подмостках Америки, где он в течение нескольких лет появлялся вместе с Гилбертом и Саллива-ном. Когда Б. Ч. пришел ко мне, он страдал тяжелой формой тромбофлебита, и ему, с целью облегчения этого чрезвычайно тяжелого состояния, была назначена операция. Хирург просто ждал, когда спадет опухоль, чтобы провести операцию по удалению внешних вен на ногах, вызывавших это состояние. Этот высокий мужчина, молодой и энергичный, был похож на хромого гиганта, который на своих больных ногах не мог ни ходить, ни стоять.

Вот что сказал в своем интервью Б.Х. госпоже Брод. "Доктор Рейли сказал мне, что, если мне удалят внешние вены, то, вполне возможно, что через год внутренние вены начнут помимо своей функции выполнять функцию внешних вен и будут испытывать такую перегрузку, что в них также разовьется варикоз, и тогда их тоже придется удалить. А это приведет к тому, что я останусь калекой на всю жизнь. Он сказал, что если я дам обещание преданно выполнять определенные упражнения два или три раза в день, буду делать специальный массаж ягодиц и стоп (но не ног от бедра до ступни), правильно питаться и принимать сидячие ванны, то я смогу заставить клапаны внешних вен снова заработать, и тогда необходимость в удалении вен отпадет.

Главная особенность диеты - это есть такую пищу, которая содержит в себе много рутина, то есть, все цитрусовые фрукты, зеленый перец, зелень горчицы, зелень одуванчика... все это легко добыть. Доктор Рейли посоветовал мне отказаться от кофе и перейти на травяные чаи, которыми я теперь поистине наслаждаюсь. Мясо я никогда особенно не любил и предпочитал ему морепродукты, поэтому мне было не трудно перестроиться, хотя он разрешил мне есть немного молодой баранины и курицы.

Он дал мне пять разных упражнений. Сначала я выполнял каждое по шесть раз, а теперь я выполняю каждое по шестнадцать раз два раза в день. Это занимает около тридцати пяти тминут, и в промежутке я устраиваю себе отдых и выполняю дыхательные упражнения. [Эти упражнения вы найдете в главе 7.]

После выполнения вечерних упражнений, то есть после хорошей разминки, я на минуту или на полторы минуты погружался в сидячую ванну с холодной водой.

Раз в месяц я приходил на осмотр и массаж. Доктор Рейли наблюдал, как я выполняю упражнения. Он думал, что одно из них плохо влияет на мой голос, поскольку вызывает напряжение голосовых связок, и сказал, чтобы я больше не делал его. Он обладает удивительным пониманием тех вещей, которые я делаю. [Упражнение, о котором здесь упоминается, "круговые движения обеими ногами", описано в главе 7.]

Через месяц после начала лечения я получил фантастические результаты. Вены ушли внутрь. Прежде они выступали наружу и когда я снова пришел на прием к специалисту, ему пришлось дважды осмотреть меня, чтобы понять, какая нога была больной (больными были обе ноги, но левая была хуже правой). Этот хирург обследовал меня и сказал, что вены все равно могут выступить и что он все-таки назначил бы операцию. Я сказал ему, что если такое произойдет, то я позвоню ему и сообщу об этом. С тех пор я ему так и не звонил. Теперь нога полностью пришла в норму.

Еще до окончания первого месяца лечения у доктора Рейли я знал, что должен продолжать выполнять упражнения, поскольку у меня уже появился избыток энергии, который напоминал мне о том, что я должен делать это всю жизнь.

Я до сих пор принимаю сидячие ванны и сплю теперь гораздо лучше, чем прежде: это очень хорошая профилактика. У меня всегда было плохое кровообращение, из-за чего я ужасно страдал каждую зиму. Сколько бы свитеров и пальто я на себя не надевал, мне все равно было холодно. Мне было холодно всегда. И после того как я перешел на режим доктора Рейли и стал выполнять упражнения, я за всю зиму ни разу не замерз и не простудился.

Я прочел много книг о Кейси и был хорошо подготовлен к тому, чтобы принять его методы лечения. Тем не менее, мне было приятно услышать от доктора Рейли следующие слова: "Вы осознаете, что сделали это сами. Все, что я смог сделать, это сказать, какие Упражнения и ванны полезны для Вас, но Вы исцелились сами, потому что обладали силой воли и намерением".

Я всегда считал, что, в конце концов, больной сам исцеляет себя. Мой стандартный рецепт - это ежедневная доза "РИУ" (решимость, информация и упорство). "Принимайте это через каждые четыре часа - говорю я своим пациентам. Когда встаете утром - упражнения. Перед каждым приемом пищи (питайтесь правильно и не переедайте), а также перед сном - упражнения, и поменьше думайте о надписи "покойся с миром", которую мы давно привыкли видеть на надгробиях".

Б. X. был хорошим примером, подтверждающим целительные свойства "РИУ". Еще более яркой иллюстрацией того же самого служит случай с Ф.Л., знаменитым виолончелистом, который смог только дважды посетить меня до своего отъезда в Европу. Он периодически страдал мышечным напряжением, что затрудняло для него выполнение жесткого графика репетиций и концертов, когда он бывал на гастролях. Я научил его упражнению для руки и плеча (см. главу 7), прописал примочки с английской солью, душ, чтобы вода, которая льется на его плечи, была как можно горячее, а также самомассаж с арахисовым маслом. Пока он был в Европе, он самостоятельно соблюдал режим с решимостью и упорством.

"Напряжение и судороги в плечах прошли, - сообщил Ф. Л. госпоже Брод. - Я чувствовал себя легко и свободно. Я мог часами играть и давать концерты на протяжении всего гастрольного турне по Европе".

Известный американский композитор и дирижер Алан Ховга-несс несколько лет страдал тяжелым бурситом и артритом. В конце концов, малоподвижность рук поставила его концертную карьеру под угрозу. Но через несколько недель, после своего появления у меня, он стал совершенно другим человеком. Ему помогли массаж и манипуляции. Но поистине спасло Ховганесса то, что он самостоятельно выполнял прописанные мною упражнения на растяжки и сгибания (см. главу 7). "Это дало новую жизнь моим рукам и ногам", - говорил этот композитор писателю Джессу Стерну, который написал об этом в книге "Эдгар Кейси. Спящий пророк".

Недавно Ховганесс писал доктору Рейли: "... я всегда думаю о Вас и, не пропуская ни одного дня, выполняю Ваши упражнения, которые занимают у меня от двадцати минут до получаса. Ваша удивительная помощь вот уже несколько лет обеспечивает мне успех в моей музыкальной карьере, и я хочу поблагодарить Вас за это...

Мы желаем Вам больших успехов в работе с новой книгой и надеемся, что Вы преуспеете во всех своих начинаниях. Огромное спасибо за все, что Вы для меня сделали..."

Госпожа Е.Р., художник-оформитель интерьера в большом универмаге, была вынуждена оставить свою работу, поскольку ее кровоточащий геморрой принял такую тяжелую форму, что она целых полтора месяца была прикована к постели. После курса промывания толстой кишки, применения горячих компрессов и, прежде всего, ежедневного выполнения упражнений, которые советовал Кейси для лечения геморроя, она смогла вернуться на работу.

Доктор Х.Р.Д., завуч частной школы в Коннектикуте, был направлен к нам другим пациентом, который был директором Королевского колледжа в Нью-Йорке. Оба эти мужчины любили играть в гольф и страдали артритом, который сковывал их движения и деятельность. Этому больному был дан поэтапный комплекс физических упражнений, сходных с теми, которые вы найдете в следующей главе, а также назначена правильная диета. Ему проделали всего несколько сеансов массажа и манипуляции, поскольку он не мог часто посещать меня. Через несколько месяцев он сообщил нам, что ему настолько легче стало играть в гольф, что почти всем стало интересно, как он этого достиг. Еще более замечательно то, что его врач сказал, что эффект этого комплекса упражнений равноценен трем или четырем годам физической активности и превзошел те прогнозы, которые в данном случае были сделаны на основе рентгена.

Рут Хэги Брод окулист сказал, что у нее начинает развиваться катаракта в левом глазу. После практики рекомендованных Кейси упражнений типа "голова-шея", а также упражнений для глаз, которые показал ей Рейли, она снова пошла к окулисту. Он признался, что очень удивлен. Катаракта не только перестала прогрессировать, но частично рассеялась. В дальнейшем ей не потребовались более сильные очки.

Пациентка Х.Х., домохозяйка из Нью-Джерси, в течение некоторого времени регулярно приходила ко мне за помощью с жалобами на деформацию бедра. Однажды она пожаловалась на то, что ей тяжело дышать, и медицинское обследование подтвердило тот факт, что у нее развивается эмфизема. Когда я попросил ее надуть несколько воздушных шаров и сказал ей, чтобы она взяла их домой и продолжала надувать по несколько раз в день, она решила, что я Шучу. На самом деле, это очень эффективное упражнение при астме, эмфиземе и других заболеваниях легких и органов дыхания. Вдобавок, я научил ее дочь делать матери "баночный" массаж, который очень эффективен для устранения застойных явлений в груАи и спине. (Этот массаж, который так полезен при простудном бронхите, описан в главе 8.)

Отжимания на брусьях, когда используются увеличивающие ваш вес дополнения, прекрасно нагружают низ груди, передние дельты, трицепс, а в негативной амплитуде и спинной пласт.

Тяга утяжеления при наклоненном вперед корпусе поможет разработать спину, увеличивая толщину спинного массива, хорошо прорабатывая трапецию и даже заднюю часть шеи.

Становая тяга разрабатывает разгибатели спины – два мышечных столба, окружающих позвоночник, также хорошо идет нагрузка на сгибатели бедра и ягодицы. Остановимся поподробнее на некоторых из этих упражнений.

№1. Приседания со штангой.

Для большинства начинающих качков, день ног – это ужас и боль, так как внешнего эффекта от него не так много, а вот конечности жалуются и отказываются служить хозяину. Но все равно, приседания со штангой – первостатейное упражнение из базы.

Штанга обычно лежит на плечах, ноги широко расставлены, спина выпрямлена. Отставляя ягодицы назад, сгибаются ноги, и атлет как будто садится на стул, после чего полностью распрямляется. При отсутствии штанги используются две гири. Их поднимают на уровень груди, прижимают и приседают с ними.

Экзотический вариант – присед с партнером. Его закидывают на плечи, как в борцовском приеме мельница, где одна рука просовывается между ног партнера, а другая прихватывает его трицепс. И когда груз оказывается на плечах, там же где должна быть штанга – производится присед.

Также можно использовать мешок с песком и другие имеющиеся тяжести. Можно для утяжеления одевать пояс или ремень с привязанной гирей или блином от штанги. Гирю лучше расположить у себя между ног.

№2. Становая тяга.

Для разработки целого мышечного массива отлично подходит становая тяга. Обычно берется штанга, атлет при прямой спине отводит таз назад и сгибает ноги в коленях, после чего распрямляется, штанга при этом доходит ему чуть выше колен. Далее штанга идет вниз, зависая над самым полом.

Также можно работать с гирей – если масса снаряда не так важна, как количество повторений. В этом случае лучше встать ногами на какие-нибудь возвышения, для увеличения амплитуды наклонов.

№3. Король грудных – жим лежа.


Эффективные упражнения для разработки груди – различные виды жимов. Самый распространённый – жим лежа штанги на прямой скамье. Тело лежит на скамье параллельно полу, руки держат снаряд над собой широким хватом, штанга опускается до груди и поднимается обратно, именно в этот момент и идет основная нагрузка на середину грудных.

Существуют разные варианты жимов штанги, некоторые атлеты работают в лифтерской схеме – становятся на мостик, и упираясь ногами в пол жмут тяжелые веса, кто-то советует работать внутри амплитуды движения, не выпрямляя руки полностью.

Также эффективными является работа с тяжелыми гантелями и гирями. При их жиме амплитуда движения увеличивается, что позволяет лучше проработать целевую группу.

№4. Плечи и жим штанги стоя – братья навек.

Разрабатывая дельтовидные пучки, вам не пройти мимо жима штанги. При широко расставленных ногах, штанга держится перед собой у груди. Производится толчок ее вертикально вверх, при этом немного изгибается поясница. Затем снаряд возвращается в начальное положение. Эта же концептуальная схема подходит и когда употребляются гантели или гири.

Прочитав все вышесказанное и создав общее понимание того, что такое базовые упражнения, можно для себя решить, в каком направлении развития вы хотите двигаться.

В настоящее время гимнастические мячи (фитболы) в связи с их превосходными оздоровительными качествами, присутствуют практически в любом фитнес-центре и пользуются большой популярностью у людей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, у лиц, страдающих излишней массой тела, а также у беременных и детей, начиная с грудного возраста. Тренировки с гимнастическим мячом не относятся к силовым, и поэтому являются отличными помощниками в борьбе с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, варикозом и др.

Правильный выбор

Для того чтобы начать тренироваться с гимнастическим мячом необходимо правильно его выбрать. При покупке следует учитывать, что качественные мячи изготавливают из эластичного материала высокой прочности – ледрапластика, которые могут реализоваться через ортопедические салоны или спортивные магазины. Именно в этих местах лучше приобретать фитбол.

Как правило, товар находится в сдутом состоянии и упакован в коробку. Для того чтобы надуть гимнастический мяч, вам непременно понадобится насос: будь то специальный, велосипедный или «ножной» насос. Это неважно. В надутом состоянии мяч способен выдерживать до 300 кг веса, поэтому не бойтесь, что он лопнет, как только вы сядете на него.

Заострите своё внимание на цвете мяча. Если вы страдаете пониженным артериальным давлением и по этой причине ощущаете нехватку бодрости, возьмите оранжевый или красный фитбол, а если вы постоянно напряжены и подвергаетесь частым стрессам – голубой или зелёный. Не приписывая целительных свойств отдельным цветам, нужно отметить, что эта мелочь играет немаловажную роль в формировании вашего настроения. В любом случае, необходимо останавливать свой выбор на тех цветах, которые не будут раздражать и напрягать зрение.

Ну и самое главное, как выбрать диаметр мяча? Правильно в этом вопросе было бы ориентироваться на собственный рост и длину руки.

Зависимость диаметра мяча (д. м.) от роста:

Особенности хранения

Храниться гимнастический мяч должен вдали от легковоспламеняющихся веществ и любых источников тепла, а также, невзирая на то, что фитбол не так уж просто проколоть и сдуть, следует избегать его соприкосновения с режущими или колющими предметами и острыми поверхностями.

Суть упражнений

В том или ином случае упражнения с фитболом приносят огромную пользу здоровью и являются эффективной профилактикой многих заболеваний. Занятия с его использованием:

  • улучшают вестибулярный аппарат,
  • укрепляют мышечный корсет,
  • стимулируют кровообращение,
  • способствуют снижению веса,
  • нормализуют обмен веществ,
  • оказывают обезболивающее действие,
  • повышают перистальтику кишечника и работу желудка.

Какую ещё пользу несут упражнения с фитболом, будем разбираться дальше, так как представим некоторые примеры использования мяча людьми, желающими поправить своё здоровье, сбросить лишний вес, а также беременными женщинами и детьми грудного возраста. Разумеется, это не говорит о том, что остальными категориями населения гимнастический мяч не может быть использован с оздоровительными целями. Тренировки с ним очень полезны детям любого возраста, лицам, имеющим высокую занятость и напряжённую работу, пожилым людям и т.д.

Упражнения на разные мышечные группы

Первый гимнастический мяч появился ещё в 50-х годах прошлого века в Швейцарии с целью реабилитации пациентов, имеющих церебральный паралич. В 80-х же годах мяч использовался преимущественно для лечения больных, имеющих проблемы с опорно-двигательным аппаратом, поэтому для начала познакомимся с некоторыми упражнениями, благотворно влияющими на различные группы мышц.

Грудные мышцы

Сделайте упор на прямых руках, а гимнастический мяч расположите под голенями. Спина должна находиться в прямом состоянии и составлять одну прямую линию с ногами. Ладони установите немного шире плеч. Сгибая локти, опуститесь максимально низко, после чего вернитесь в начальную позу. Если вам трудно держать равновесие на мяче, обопритесь на него не голенями, а бёдрами. Со временем пододвигайте мяч ближе к щиколоткам. Не стоит прогибаться в пояснице.

Мышцы ягодиц и ног

Встаньте спиной к мячу. Руки вытяните вперёд. Приподнимите стопу правой ноги и держите её на высоте 20-30 см над полом. Затем медленно согните колено левой ноги и приседайте до лёгкого касания поверхности мяча ягодицами. Мяч зафиксируйте, чтобы он не выскакивал из-под тела. Голову необходимо держать прямо. Упражнение повторяется 10-15 раз с поочерёдным использованием обеих ног.

Мышцы спины

Лягте животом на гимнастический мяч, расположив ладони на полу на ширине плеч. Перебирая руками, перенесите немного вперёд корпус, при этом мяч должен находиться под коленями, а тело – образовать прямую линию. Ноги должны оставаться прямыми. Стопы следует держать вместе, а кисти – под плечевыми суставами. Для сохранения равновесия попробуйте напрячь мышцы корпуса, но шея и голова должны находиться в расслабленном виде. Пребывая в таком положении, напрягите пресс и поднимите вверх бёдра (при этом ноги не должны быть согнутыми) так, чтобы подъёмом стоп упереться в мяч. Очень медленно вернитесь в начальную позу. Повторите упражнение 8 – 10 раз.

Мышцы пресса

Сядьте на гимнастический мяч. Стопы ровно поставьте на пол, скрестив на груди руки. Переступая ногами, аккуратно опуститесь вперёд так, чтобы спина находилась на мяче, а колени – под лодыжками. Голову следует держать на весу и не откидывать её назад. Затем начинайте постепенно «скручиваться»: сначала подогните голову, потом плечи и, наконец, середину спины – пока не почувствуете полное сокращение брюшных мышц. Медленно вернитесь в начальную позу. Упражнение повторяется 8 – 10 раз.

Мышцы рук

Облокотитесь о мяч прямыми руками. Руки должны располагаться на ширине плеч. После этого отойдите назад и широко расставьте ноги. Напрягите пресс и опуститесь вниз, согнув руки. При этом старайтесь держать локти максимально близко к корпусу. Вернитесь в начальную позу. Упражнение повторяется 10 раз. Необходимо сохранять спину прямой.

Упражнения для стройности

В формировании стройной фигуры отлично помогают мячи, имеющие рельефную поверхность и оказывающие во время занятий массажное действие. Заниматься нужно регулярно (2-4 раза в неделю). Между занятиями нужно делать перерывы, чтобы не воз
никло ощущения перенапряжения и усталости. Одна тренировка должна длиться 30-60 минут в зависимости от индивидуального уровня готовности. Упражнений с фитболом великое множество. Вы можете сделать для себя «выжимку» и заниматься, периодически заменяя одни упражнения другими.

  • В качестве разогрева сделайте в каждую сторону по 30 приставных шагов, а затем, взяв в руки гимнастический мяч, повторите их. С каждым шагом вытягивайте руки с мячом в сторону движения, поднимая его до уровня плеч.
  • В качестве начального упражнения лягте на пол, вытяните ноги и поставьте пятки на гимнастический мяч. Пребывая в таком положении, поднимайте бёдра вверх, напрягая мышцы пресса и ягодиц, одновременно подкатывая мяч к себе с помощью пяток. В верхней точке тело до колен должно быть в виде прямой линии, а колени – согнутыми под прямым углом. Примите начальную позу. Проделайте упражнение 10-15 раз. Данное упражнение поможет убрать всё «лишнее» с бёдер.
  • Находясь в положении «стоя», как можно сильнее внутренней поверхностью бёдер зажмите гимнастический мяч между ног. Затем втянув в себя живот, напрягите мышцы бёдер и удерживайте это напряжение примерно минуту. После этого, не выпуская мяч, проделайте 20-30 прыжков на носках. Данное упражнение направлено на улучшение состояния бёдер и живота.
  • Теперь можно проделать отжимания на гимнастическом мяче. Для этого лягте вниз лицом и положите бёдра или ноги на мяч. Руки должны упираться в пол, локти – оставаться прямыми. Затем напрягите пресс и при помощи рук опуститесь на максимальную глубину, не дотрагиваясь плечами пола. Спина при выполнении упражнения всё время должна оставаться прямой. Повторите 10-12 раз.
  • Встаньте прямо перед гимнастическим мячом. Положите на него левую стопу. Колено должно оставаться прямым. Откатите в сторону мяч до положения, когда тело будет похоже на букву «Т». Правая нога должна быть немного согнутой. Вытяните руки вперёд и из этой позиции проделайте 20 приседаний. Затем поменяйте ногу и повторите. Это упражнение помогает подтянуть ягодицы.

Упражнения для беременных

Беременным женщинам упражнения с гимнастическим мячом рекомендуются по причине того, что они развивают гибкость, уменьшают мышечные боли, улучшают кровообращение, обеспечивают прилив сил и т.д. Занимаясь, беременные женщины укрепляют не только своё собственное здоровье, находясь на любом триместре, но и организм будущего малыша. Противопоказанием для занятий с мячом могут стать лишь осложнения в период беременности. Собираясь тренироваться, обязательно проконсультируйтесь со своим гинекологом.

  • Сядьте на гимнастический мяч и, удерживая равновесие, обопритесь об него руками. Необходимо совершать покачивания таза в разные стороны. Это простое упражнение также можно проделывать, не используя рук.
  • Сядьте на мяч. Руки при этом должны быть вытянуты и лежать на мяче. После этого повернитесь вправо, заведя левую руку за правую ногу. Зафиксируйтесь в этом положении. Развернувшись в другую сторону, повторите упражнение.
  • Сядьте на гимнастический мяч и нагнитесь вперёд, вытянув руки перед собой. Выпрямитесь. Руки поднимите вверх, слегка разведя их в стороны (держать руки над головой прямо беременным не рекомендуется).
  • Сядьте на мяч. Ноги должны быть согнуты в коленях и стоять на полу. Вытяните правую ногу, поставив её на пятку. После этого потянитесь к ней всем своим телом так, чтобы до носка можно было дотронуться рукой. Повторите упражнение, задействовав левую ногу.
  • В положении «стоя» вытяните правую ногу вперёд, а левую – назад, придерживая левой рукой гимнастический мяч. Согните левую ногу в колене (при этом левая рука должна опираться на мяч) и снова выпрямитесь. Выполните в другую сторону.
  • Сядьте на мяч и отведите правую ногу в сторону. Правой рукой потянитесь к правой ноге. Займите исходное положение, а затем выполните упражнение в другую сторону.
  • Стоя, согните спину и руками обопритесь на гимнастический мяч. Ноги поставьте на ширину плеч. Катайте мяч вперёд, перебирая руками, а затем возвращайтесь назад.
  • Сядьте на мяч и постарайтесь лечь на него спиной, при этом слегка расставив ноги в стороны.
  • Сядьте на гимнастический мяч, руки положите на бёдра. Начните двигаться на мяче пружинистыми движениями сначала вперёд-назад, влево-вправо, а затем по кругу.
  • В положении «стоя» удерживайте мяч в вытянутых вперёд руках. Сожмите его в руках и постарайтесь максимально приблизить к себе, а затем снова отодвиньте от себя.

Упражнения для грудных детей

Занятия на фитболе невероятно полезны и для малышей грудного возраста, причём независимо от того, имеют они проблемы со здоровьем или являются здоровыми по всем показателям, тем более что такие про
блемы как кишечные колики, как правило, не обходят стороной ни одного из них. Дело всё в том, что с помощью «фитбольных» упражнений у ребёнка стимулируется моторика желудочно-кишечного тракта, формируется и нормально функционирует нервная система, уменьшается тонус сгибательных мышц, правильно развивается опорно-двигательная система, тренируется гибкость, укрепляется иммунная система, улучшается работа печени, надпочечников и других органов. Каждый день упражнения выполнять необязательно – достаточно 2-3 раз в неделю.

  • не занимайтесь с малышом, если не зажила пупочная ранка,
  • не занимайтесь с ребёнком в случае его болезни и высокой температуры,
  • отложите занятие, если малыш не в настроении,
  • не принуждайте ребёнка к занятиям, если они ему не по душе,
  • проводите занятия с ребёнком в первой половине дня,
  • проводите занятия с малышом через 1-1,5 часа после еды,
  • начинайте с нескольких минут, постепенно увеличивая время,
  • в случае наличия того или иного заболевания у ребёнка перед началом занятий посоветуйтесь на счёт них с педиатром.

1 – 6 месяцев

  • Уложите ребёнка на гимнастический мяч животиком вниз. Затем возьмите его за ручки или ножки и начните слегка покачивать – вперёд-назад, в стороны. Тут важно помнить о том, что суставы малыша ещё совсем слабые, поэтому нельзя тянуть его за стопы или кисти.
  • Переверните ребёнка на спинку. Затем, придерживая ладонями его грудь и животик, покачайте из стороны в сторону.
  • Уложите малыша на животик или спинку, а затем, слегка надавливая на тело и придерживая другой рукой обе его ножки, начните производить толчкообразные движения, надавливая на мяч.
  • Уложите ребёнка на колени или любую твёрдую поверхность, а к его ножкам подкатите гимнастический мяч, который он сразу начнёт отталкивать.

6 – 12 месяцев

  • Для выполнения упражнения требуется 2 взрослых. Следует уложить малыша на животик. Один взрослый должен взять его за ручки, другой – за ножки. Затем нужно поочерёдно притягивать к себе ребёнка так, чтобы он касался мяча то ручками, то ножками.
  • Установите гимнастический мяч так, чтобы он не ускользал из-под ног малыша, так как вам предстоит дать ему возможность попрыгать. Для этого просто обхватите ребёнка обеими руками за корпус и держите его так, пока он не устанет.
  • Уложите малыша на мяч животиком вниз. При этом ручки его должны упираться в мяч, а корпус – находиться в приподнятом состоянии. Возьмите ребёнка за ножки и осторожно качайте его вперёд-назад и в стороны.
  • Уложите малыша на животик и возьмите его за ножки. Затем опустите ребёнка так, чтобы он мог достать с пола игрушку.
  • Уложите ребёнка на животик ножками к себе. Затем возьмитесь за них и подкатывайте сначала к себе, согнув ножки малыша в коленках, а затем от себя, отталкивая и выпрямляя их.
  • Уложите ребёнка спинкой на гимнастический мяч и держите его за предплечья. Затем, слегка за них потянув, усадите малыша и держите несколько секунд, после чего снова опустив его на спинку. Это упражнение можно начинать выполнять с 9-месячного возраста.

И напоследок…

Не забудьте перед началом тренировки сделать короткую разминку, которая подготовит ваши мышцы и связки к нагрузке, а также предотвратит получение травм.

Закончив тренироваться, проделайте расслабляющие упражнения в течение нескольких минут, которые помогут закрепить положительный результат.

И ещё один момент: для того чтобы повысить эффективность занятий, взрослым гимнастический мяч можно использовать даже вместо стула или кресла.

Заботиться о собственном здоровье необходимо в самых разных направлениях. Не исключение и интимная сфера. Многие слышали про для женщин. Как выполнять их самостоятельно и можно ли освоить эту

Кому полезен этот комплекс?

Комплекс Кегеля разработан для поддержания в форме мышц Эта мускулатура практически не тренируется естественным путем. Со временем же мышечные волокна неминуемо теряют эластичность, и если своевременно не заняться их тренировкой, они способны удивить вас самыми неприятными и неожиданными сюрпризами. как выполнять которые, вы можете прочитать ниже, заметно повышают качество сексуальной жизни. Если мышцы промежности и влагалища в порядке, не только повышается чувствительность, но и во время полового акта можно приятно удивить партнера. Необходимы такие тренировки тем, кто страдает недержанием мочи или кала. При этом комплекс могут выполнять не только женщины, но и мужчины. Помогут упражнения Кегеля после беременности вернуть тонус мышцам. Полезны они и до родов в качестве подготовки к появлению ребенка на свет.

Общие условия тренировок интимных и тазовых мышц

Заниматься можно в любое время, но начинать тренировки стоит в спокойной домашней обстановке, когда вас ничто не будет отвлекать. Со временем вы научитесь делать упражнения публично, возможно, даже не совсем осознанно, не отвлекаясь от основного занятия. Тренироваться лучше с пустым мочевым пузырем. Сжатие, выталкивание и сокращение - именно на такие группы делятся все упражнения Кегеля для женщин. Как выполнять комплекс и с чего начать? Не стоит делать много повторений во время освоения методики. Когда вы достаточно натренируете мышцы тазового дна, в день можно выполнять и по 200 повторов. Но начать необходимо буквально с минуты на каждый вид тренировки.

Упражнения Кегеля для женщин: как выполнять и сколько раз делать?

Сжатие необходимо делать медленно: постепенно напрягайте мышцы так, как будто пытаетесь остановить мочеиспускание. Когда напряжение будет максимальным, задержите это состояние на три секунды и полностью расслабьтесь. Сокращение - это исключительно женское упражнение для влагалища. Напрягать и расслаблять мышцы требуется очень быстро. Выталкивание могут выполнять представители обоих полов, необходимо потужиться как при дефекации, после чего следует полностью расслабиться. Упражнения Кегеля для тазовых мышц желательно дополнить тренировкой для ягодиц. Для этой группы мышц подходят как сокращения, так и сжатия. Медленно напрягите мышцы ягодиц и задержите их в этом положении на несколько секунд, а затем быстро напрягайте и расслабляйте их. Весь цикл следует повторить несколько раз. Начинать тренироваться можно сразу после пробуждения. Попробуйте сделать одно упражнение, не вставая с кровати, затем перед завтраком другое, а третье - по дороге на работу. Если желание тренироваться не пропадет, вы начнете свободно заниматься в течение дня и совсем скоро заметите результат.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

« ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА»

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста Здоровьесберегающие технологии

Для чего нужна дыхательная гимнастика

  1. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям.
  2. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.
  3. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.
  4. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, болезней, улучшает пищеварение.

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.

Дыхательная гимнастика способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

Развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшает деятельность сердечно -сосудистой системы.

Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.), но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.

  • нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя) ;
  • среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается) ;
  • верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного - средняя часть) ;
  • смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких) .

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила:

Воздух набирать через нос;

Плечи не поднимать;

Выдох должен быть длительным и плавным;

Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) ;

Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;

Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие.

С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы утреней гимнастики, оздоровительной гимнастики после сна, на НОД, по физическому развитию и физкульт. минутках, во время проведения непосредственно образовательной деятельности.

Примеры упражнений для гимнастики правильного дыхания.

  1. «ТРУБАЧ»
  • Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить: « д-у - у -у» (повторить 4-5 раз).
  1. «ЧАСИКИ»
  • И. п. Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить
  • 1-взмах руками вперёд-тик (вдох)
  • 2-взмах руками назад-так (медленный выдох) - повторить 4-5 раз.
  1. «ПЕТУХ»
  • Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны сделать «вдох», а затем медленно
  • опуская руки, выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». - повторить 5-6раз.
  1. «КАША КИПИТ»
  • Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох.
  • Выдыхая, громко произносить: « ф -ф» (повторить 3-4 раза)
  1. «ПАРОВОЗИК»
  • Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая: « чух - чух - чух» . (20-30 секунд) .
  1. «НАСОС»
  • Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону—выдох, руки скользят вдоль туловища (с -с-)
  1. «РЕГУЛИРОВЩИК»

*Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая

  • отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить « р-р-р-р-р-р» (5-6 раз)
  1. «ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ»
  • Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки—вдох
  • опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». (4-5 раз) .
  1. «МАЯТНИК»
  • Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, руки открыты встороны. Наклонять туловище в право и влево.
  • При наклоне—выдох, произносить: « т -у-у-у-х-х» (3-4 наклона) .
  1. «ГУСИ ЛЕТЯТ»
  • Медленная ходьба в течение 1—2 минут. Поднимать руки в стороны — вдох, руки вниз—выдох, произносить: « г - у-у-у-у» .

Дыхательные упражнения - эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

Правильное дыхание.

Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста - умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох - грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.

Ваша задача - научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.

Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).

Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри - тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.

Во время прогулки в сквере, за городом, в лесу, у реки покажите, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух. Одновременно развивайте восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?»

Как избавить ребёнка от кашля с помощью дыхательной гимнастики

У детей сильно развит кашлевой центр, поэтому их довольно часто мучает кашель. Чтобы этого не допустить нужно с самого раннего детства укреплять дыхательные пути и лучше делать это играючи!
Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки. Очень полезная для развития лёгких игрушка - свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится - весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 - 10 минут.

Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю вам игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2-х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Выполнять лучше до завтрака или после ужина. Итак, проветрите помещение и приступайте.

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки - пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 - 3 раза.

Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает - вдох, выпрямляется - выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 - 4 раза.

Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту - ту - ту - ту.
Как машинка гудит? Би - би. Би - би.
Как « дышит» тесто? Пых - пых - пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Упражнение 4. САМОЛЁТ .
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу-жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу - жу - жу (делает поворот влево)
Жу- жу -жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза

Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА .
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки - очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 - 4 раза.

Упражнение 6. ВЕТЕРОК .
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.

Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх - вдох. Повторить 5 раз.

Упражнение 8. ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ .
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево - выдох, вправо - вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 - 4 раза.

Привожу пример еще некоторых упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по-своему.

Шагом марш!

Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6-8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.

Летят мячи .
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

Лыжник.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5-2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

Семафор.
Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны — вдох, медленно опустить вниз — длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3-4 раза.

Эти упражнения дошкольники могут выполнять утром и в середине дня. В летнее время — лучше на воздухе во время прогулки.

Курс ЛФК должен продолжаться 3-4 месяца. Приведенный комплекс упражнений назначают детям дошкольного возраста с частыми ОРВИ, при хроническом насморке, гайморите, ларинготрахеите не только способствует быстрому выздоровлению ребенка от недугов, но и предупреждает возникновение повторных ОРВИ и обострений хронических заболеваний верхних дыхательных путей.
Комплексы необходимо выполнять два раза в день, не ранее чем через 1 час после еды и за 1-1, 5 часа до сна. Общая продолжительность занятия 10-15 минут.

Перед началом занятия необходимо проветрить комнату и сделать влажную уборку. Занятия проводятся при открытой форточке.

Ходьба по комнате в сочетании с движениями рук. При вдохе - руки в стороны, при выдохе - руки по швам. Дыхание через нос. Рот закрыт. Ходьба может переходить в медленный бег. При беге на 3 счета - вдох, на 3 счета - выдох.

  1. «Наклон вперед». ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом), выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом). Повторить 6-8 раз.
  2. «Вырасти большой». ИП - стоя; ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох носом). Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох ртом). Повторить 5-6 раз.
  3. «Дотянемся до пяток». ИП - Сидя на скамейке. Спина прямая, ноги вместе, руки на поясе. Выпрямить ноги, ладонями вытянутых вперед рук достать тыльную поверхность стоп (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 5-6 раз.
  4. «Сигнальщик». ИП - сидя на стуле, откинувшись на его спинку. Поднять руки в стороны - вверх, скрещивая их над головой, как бы подавая сигнал флажками (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
  5. «Пружинка». ИП - лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
  6. «Тюлень». ИП - лежа на животе; руки вытянуты вдоль туловища. Положить руки на пояс, приподнять верхнюю часть груди, плечи и голову, потянуться (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
  7. «Прямая спинка». ИП - сидя на стуле; руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох полной грудью, выпрямляя спину. Лопатки и плечи опустить вниз (плавный выдох носом). Повторить 6-8 раз.
  8. «Чистый носик». ИП - сидя на стуле. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.
    Ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: спереди, над головой и за спиной. Рот плотно закрыт. Дыхание произвольное, через нос.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа « Не навреди!»

Педагог должен обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку.

Надо помнить, что положительные результаты возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости дыхательной гимнастики в работе с детьми.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!