Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Древняя линия духовного учения или королевская раджа йога. История появления и особенности раджа-йоги

Раджа-йога. Практика медитации. Первые уроки для начинающих.

ВВЕДЕНИЕ

Здесь я предлагаю Вам серию «ментальных упражнений», примеров размышлений, которые позволят Вам испытать богатство и красоту Раджа-йоги, этой древнейшей культуры и философии, и почувствовать себя счастливыми, здоровыми и удовлетворенными. Жизнь бессмысленна, если мы не имеем покоя, счастья и добрых взаимоотношений.
Техника Раджа-йоги не связанна с положением тела, поэтому ее могут практиковать люди любого возраста и физического состояния, в том числе с ослабленным здоровьем, и в любое время: за работой и во время отдыха, утром или вечером, сидя, стоя или двигаясь.
Слово «медитация» имеет два значения: первое - положительное мышление, второе - исцеление. Исцеление души.
Цель практики йоги - сделать душу чистой и сильной. Душа, утратившая свою чистоту и духовную силу, должна снова получить их от Всевышнего Отца.
Некоторые во время медитации держат руки ладонями вверх, считая, что таким образом они получат энергию. Но духовную силу невозможно получить через ладони из космоса.
Первый и самый важный аспект йоги - это связь интеллекта с Богом. И если Ваш интеллект не соединен с Всевышним Отцом, а Вы сконцентрировали его на какой-то другой мысли, или он находится в состоянии вакуума, то это не йога. Вы не получаете духовную силу от Бога и не закрываете свои счета.
Раджа-йога - интеллектуальная йога, и главное в ней - постоянно сохранять легкое, ненапряженное и сильное состояние ума.
Итак, если Вы решили изменить свою жизнь к лучшему (чему и учит Раджа-йога), то не отступайте - и успех Вам обеспечен!
Чтобы усилия были результативны, рекомендую Вам с первой же темы такой порядок занятий: внимательно читайте и продумывайте каждый аспект.
Постарайтесь почувствовать каждую мысль. Поработайте над каждым упражнением как минимум полчаса, прежде чем следовать дальше. Проведите целый день, не упуская из памяти какое-либо упражнение - и Вы сразу почувствуете результат. В процессе медитации сжигаются старые санскары (точного перевода с санскрита этого слова нет, приблизительно: отпечатки в памяти, привычки) и обретаются новые.
Когда Вы сидите в медитации, не следует закрывать глаза, лучше держать их открытыми. В этом мире действий мы живем не зажмурившись, поэтому лучше бы сразу привыкнуть сохранять такое состояние. Ведь Раджа-йога - это образ жизни, а не практика на 1-2 часа. Знание ведет к пониманию. Понимание же следует превратить в практический опыт. Знание, понимание и опыт - триада, которая сделает свое дело: Вы преобразите себя и получите ответы на свои вопросы, обнаружив источник безграничного покоя, радости, чистоты и силы - Бога, Всевышнего отца. Погружайтесь глубоко в себя и играйте с драгоценностями Знания.

Станьте любимыми Богом. Станьте полезны Богу. И пусть никогда, ни при каких обстоятельствах, в Ваших глазах не гаснет свет!

нулевой цикл -

Раджа-йога основывается на классическом труде «Йога-сутры» Патанджали. Раджа-йогу называют также восьмиступенчатой системой развития, поэтому иногда обозначают через термин «Аштанга-йога».

Главная цель раджа-йоги – это достижение освобождения через работу с сознанием, освобождение от омрачений с помощью осознания.

Происхождение названия «раджа-йога»

Почему раджа-йога?

Прежде всего, раджа йога – это работа с умом. С санскрита «раджа» переводится как «царь». Покоривший свой ум становиться так же свободен и независим, как раджа. Независимость от ума, контроль над ним считается высшим достижением в раджа-йоге. Иногда раджа-йогу можно рассматривать как высший уровень хатха-йоги, так как, только достигнув хорошей физической формы, очистив тело от загрязнений, успокоив свой ум, можно приступать к раджа-йоге, то есть к еще более серьезным практикам.

8 ступеней Практика раджа-йоги

Как уже было сказано, раджа-йогу иногда называют восьмиступенчатой йогой, по количеству тех предписаний, которым нужно следовать. Существуют более детальные описания, но в этой статье они даны очень кратко и сжато для понимания общего смысла. Это так называемые восемь ступеней, которые нужно практиковать именно в последовательности, приведенной ниже:

  1. Яма . Представляет собой моральные принципы, которые уберегают человека от негативных эмоций, от неприятных переживаний, неблаговидных поступков и их следствий – несчастья. Основных принципов ямы пять: ахимса (ненасилие по отношению к себе и по отношению ко всему живому), сатья (правдивость, отказ ото лжи), брахмачарья (воздержание от болтливости, эмоциональности, сексуальных отношений), астея (неприсвоение чужого), апариграха (непринятие даров, самодостаточность).
  2. Нияма . Предписания ниямы предполагают развитие определенных добродетелей. Таких предписаний тоже пять: шауча (очищение на всех планах – тела, ума и духа), сантоша (удовлетворение тем, что есть), тапас (аскеза, самодисциплина), свадхья (изучение священных писаний), ишварапранидхана (служение Богу).
  3. Асана. Это объединение тела и ума с помощью физических упражнений. Асана переводится как «удобная, устойчивая поза». Эта ступень подразумевает раскрепощение тела и успокоение ума.
  4. Пранаяма . Следующая ступень – это контроль и управление своим дыханием, практики работы с дыханием.
  5. Пратьяха р а. Это отвлечение своих чувств от внешних объектов, контроль над чувствами, приобретение духовной силы, увеличение силы воли и достижение умственного сосредоточения.
  6. Дхарана . Это определенный уровень концентрации. Суть йоги состоит именно в умении концентрироваться на объекте, фиксировать свое внимание.
  7. Дхьяна. Эта ступень слияния объекта и субъекта, то есть медитация. Овладевший медитацией, то есть умением пребывать в состоянии не думания, может переходить на следующую ступень.
  8. Самадхи. Эта самая последняя ступень в Аштанга-йоге, но именно с нее начинается настоящая йога для серьезных практиков. Самадхи обозначает просветление, то есть освобождение от омрачений, обретение своего истинного я, полное освобождение. И с этого начинается абсолютное служение другим людям.

Заключение

Человек, ставший на путь саморазвития, поставивший перед собой цель – понять свое предназначение в этом мире и в этом воплощении, – отважен. Ему все время нужно преодолевать сопротивление толпы, неприятные ощущения, связанные с процессом очищения тела, упадок сил, депрессии, неверие в себя, сомнения и муки во время очищения ума. Необходимо постоянно бороться со страстями, которые приходят в гости, желаем мы этого или нет. Важно понимать и осознавать, что все это делается для того, чтобы стать лучше и чище, чтобы потом протянуть руку помощи другим людям на пути освобождения. И это логично, так как невозможно обрести счастье и свободу и наслаждаться ими, когда вокруг люди больны и несчастны.

Есть такое изречение.

РАДЖА-ЙОГА (Санскр.) Истинная система развития психических и духовных сил и единения со своим Высшим Я - или Верховным Духом, как его называют непосвященные. Упражнение, управление и сосредоточение мысли. Раджа-Йога противопоставляется Хатха-Йоге , физической или психофизиологической тренировке в аскетизме.

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

Единственно только Алайа, обладающая абсолютным и вечным существованием, может обладать абсолютным знанием; и даже Посвященный в своем Нирманакая теле может иногда совершить ошибку, принимая ложное за истину при своих исследованиях «Беспричинного» Мира. Один только Дхармакая Бодхисаттва непогрешим, когда он находится в действительному Самадхи. Алайа или Пьинг-по, будучи корнем и основой всего, невидимая и непостижимая человеческому глазу и разуму, – она может отражать только свое отражение, а не Самое Себя. Таким образом, это отражение будет отражаться, подобно луне в спокойных и ясных водах, только в бесстрастном интеллекте Дхармакаи, и будет искажаться мелькнувшим изображением всего, воспринятого в ум, который сам подвержен нарушению.

Короче говоря, эта доктрина есть доктрина Раджа Йоги в ее практиковании двух видов состояния Самадхи; один их этих «Путей» ведет в сферу блаженства (Сукхавати, или Дэвачан), где человек наслаждается совершенным, ничем не омраченным счастьем, но все же остается связанным с личным существованием; другой – Путь, который ведет к полному освобождению от миров иллюзии, Я и нереальности. Первый открыт всем и достигается просто заслугами; второй – в сто раз быстрее – достигается через познание (Посвящение).

Это обещание Менандром «воскресения», разумеется, имело в виду просто переход из тьмы невежества во свет истины, пробуждение человеческого бессмертного Духа и внутренней и вечной жизни. Это есть Наука Раджа Йогов – Магия.

Каждый, кто читал Неоплатоническую Философию, знает, как ее главные Адепты, такие как Плотин, и особенно Порфирий, боролись против феноменальной Теургии. Но, помимо всех их, Ямблих, автор «De Mysteriis», высоко поднимает завесу над настоящим термином «Теургия» и показывает нам в ней истинную Божественную Науку Раджа Йоги.

< ... >

Посредством Теургии, или Раджа Йоги, человек достигает:

  1. Пророческое Прозрение через нашего Бога (соответственного Высшего Эго каждого из нас), открывающее нам истины того плана, на котором нам приходится действовать;
  2. Экстаз и Озарение;
  3. Действие в Духе (в Астральном Теле или через Волю);
  4. Власть над низшими бессознательными демонами (элементалами) посредством самого естества наших очищенных Эго. Но это требует полного очищения последних. И это названо им Магией через посвящение в Теургию.

в развитии Раджа Йоги ни один из публичных трудов не годится; в лучшем случае они могут дать намеки по Хатха Йоге, что в лучшем случае может развить медиумизм, а в худшем – довести до туберкулеза легких.

< ... >

две высшие Таттвы и их соответствия [в Хатха Йоге] игнорируются и исключаются; и так как они являются главными факторами в Раджа Йоге, то никакой духовный или интеллектуальный феномен высшей натуры не может иметь место.

< ... >

Наука о Пяти Дыханиях – влажном, огненном, воздушном и т. д., имеет двойное значение и два применения. Тантрики принимают это буквально, как касающееся регулирования жизненного, легочного дыхания, тогда как древние Раджа Йоги понимали это как относящееся к ментальному или «волевому» дыханию, которое одно только ведет к высочайшим силам ясновидения, к функционированию Третьего Глаза, к приобретению истинно Оккультных Сил Раджа Йоги. Разница между этими двумя огромна. Первые, как показано, пользуются пятью низшими Таттвами, последние же начинают с применения одних только трех высших для ментального и волевого развития и пользуются остальными только после того, как полностью овладевают этими тремя; следовательно, из тантрических пяти они пользуются только одной (Акаша Таттвой).

< ... >

И если, как учит индусская философия, в начале космической эволюции «Свара преобразилась в форму Акаши», а затем последовательно в формы Вайю (воздуха), Агни (огня), Апас (воды) и Притхиви (плотной материи) , то ясно, что нам следует начинать с высших сверхчувственных Таттв. Раджа Йог не спускается на планы субстанции ниже Сукшма (тонкой материи), тогда как хатха йог развивает свои силы и пользуется ими только на материальном плане.

< ... >

Тот, кто изучил обе системы, Раджи и Хатха Йоги, обнаруживает огромную разницу между ними: одна чисто психофизиологическая, другая же чисто психодуховная. Кажется, что тантрики не идут выше шести зримых и известных плексусов, каждому из которых они присоединяют Таттву; а то большое значение, которое они придают главному из них, Муладхара Чакре (крестцовому плексусу), показывает материальный и эгоистический уклон их усилий к приобретению сил. Их пятеро Дыханий и пятеро Таттв главным образом сосредотачиваются на предстательном, надчревном, сердечном и ларинговом плексусах. Почти игнорируя Аджну, они безусловно не знают о синтезирующем ларинговом плексусе. Но у последователей старой школы дело обстоит по-другому. Мы начинаем с овладения тем органом, который расположен у основания мозга, в глотке, и западными анатомами называется Гипофизом.

Раджа-йога - это йога работы исключительно с сознанием, т.е. медитация. В раджа-йоге нет асан, и в ней всего несколько популярных пранаям. Считается, что раджа-йога - это последние 4 ступени восьмиступенчатой Патанджали. В буквальном переводе "раджа-йога" означает "царица среди йог", что указывает на её исключительный наивысший статус среди всех видов йоги, а не на то, что она предназначена только для раджей (царей).

В древности в состав раджа-йоги входили также практики визуализации, но в настоящее время они присутствуют только в тантре (шактийском учении), отделённом догматиками от йоги более 2 тысяч лет назад. Главным инструментом раджа-йоги служит самьяма (санъяма), для применения которой вначале необходимо овладеть .

Также крайне важен этический момент личностного (духовного) роста, выражаемый в развитии 4-ого тела (виджнянамайя-коши), или тела мудрости, до выстраивания 5-ого тела (анандамайя-коши), или тела святости, на чём делается большой акцент в буддизме, в то время как в индуизме этому аспекту на практике не уделяют заметного внимания (многие современные чудотворцы-индуисты предпочитают жить по принципу "сила есть - ума не надо")

Раджа-йога так называется потому, что она направлена на работу с умом. Ум традиционно считается «царём» психо-физической структуры индивида, который, сознательно или нет, следует его приказам. Из-за существующих взаимоотношений между телом и умом, тело должно быть сначала поставлено под контроль посредством самодисциплины и очищено различными способами (см. ).

Высокий уровень общего физического и психологического здоровья должен быть достигнут перед началом практики более возвышенных аспектов йоги. Разного рода дурные привычки не дают возможности достичь духовной уравновешенности. Через практики воздержания, такие как целибат, отказ от алкоголя и наркотиков и постоянное внимание ко всем своим действиям на уровне тела, речи и ума, человек становится способным заниматься медитацией. Подобная аскеза или самодисциплина является другим значением слова «йога».

Раджа-йога - это йога воспитания сознания.Человек, практически изучающий эту йогу, приобретает сознание своего Я, а вместе с ним - необыкновенные внутренние силы и способность влиять на других людей.

Раджа-йога по отношению к психическому миру человека, к его самосознанию, представляет собою то же самое, что хатха-йога по отношению к миру физическому. Хатха-йога - йога преодоления тела, приобретения контроля над телом и его функциями; раджа-йога - йога преодоления ума, т.е. иллюзорного, неправильного самосознания человека, йога приобретения контроля над сознанием. Раджа-йога учит человека прежде всего тому, что составляет основу всей философии мира - познанию самого себя.

Как хатха-йога смотрит на физическое тело как на несовершенное и нуждающееся в изменении к лучшему, точно так же и раджа-йога рассматривает психический аппарат человека совсем не как идеальный, но нуждающийся в изменении к лучшему и совершенствовании. Задача раджа-йоги - это "постановка ума", сознания, аналогичная "постановке голоса" у певцов.

Обычная западная мысль совершенно не понимает необходимости постановки сознания, считая, в общем, что обычное сознание вполне достаточно для человека, что он и не может иметь другого сознания.Раджа-йога находит, что даже очень сильный ум, как и сильный голос, нуждается в правильной "постановке", удесятеряющей его силы и способности и умножающей его производительность, заставляющей его "лучше звучать" и лучше воспроизводить и по-иному распределять взаимоотношения идей, охватывать за раз больше материала.

Раджа-йога утверждает, что человек совсем не знает себя, что у него совершенно ложная, искаженная идея себя. Непонимание себя - главное препятствие человека на его пути, главная причина его слабости. Представьте себе человека, который не знает своего тела, его членов, их числа и относительного положения, не знает, что у него две руки, две ноги, одна голова и т.п., - это будет точной копией нашего отношения к своему психическому миру.

Психика человека, с точки зрения раджа-йоги, - это система искривленных и затемненных стекол, через которые сознание на мир и на себя, получая совершенно не соответствующее действительности изображение.

Главное несовершенство психики - это то, что она заставляет человека считать отдельным то, что она полагает отдельным. Человек, верящий своей психике, - это человек, который верит в поле зрения бинокля, через который он смотрит, убежденный, что то, что входит в поле зрения бинокля, отличается от того, что в него не входит.

Новое самопознание достигается в раджа-йоге путем изучения принципов психического мира человека и продолжительных упражнений сознания. Изучение принципов психической жизни показывает человеку, что для него возможны четыре состояния сознания; в индийской психологии они называются: глубокий сон, сон со сновидениями (осознанное сновидение), бодрственное состояние, турья, или состояние просветления.

В эзотерических учениях эти состояния сознания определяются несколько иначе, но число четыре остается неизменным; их взаимные отношения также близки к приведенной выше схеме. После этого следует изучение психических функций - мышления, чувств, ощущений и т.д., как в отдельности, так и в их взаимоотношениях; изучение снов; изучение полусознательных и бессознательных психических процессов; изучение иллюзий и самообманов; изучение разных форм самогипноза и самовнушения - с целью освобождения себя от них.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!