Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Как называют лошадей в тройке. История русской тройки. Борьба с привычкой свистеть

Помните, Гоголя "Мертвые души" и чудесный отрывок, который многие из нас учили в школе и запомнили на всю жизнь... пусть не весь... пусть кусочки... но запомнили!

"И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: "черт побери все!" - его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, - только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух".

Эй ты, тройка удалая!
Возродись! Лети вперёд!
Пусть, преграды все сметая,
Дух России оживёт!

Самарская Елена Михайловна

Ах! Ты тройка удалая,
Да чего же хороша.
Мчится тройка, эта тройка -
Словно русская душа!

Песня Людмилы Зыкиной. Стихи О.Левицкий
Композитор В. Темнов

Самарская Елена Михайловна

Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет,
И хохочет, и визжит.
(П. Вяземский).Но, Боже, как люблю я,
Как тройкою ямщик кибитку удалую
Промчит - и скроется…
И долго, мнится мне,
Звук колокольчика трепещет в тишине.
(А. Фет)

Самарская Елена Михайловна.

Какой же русский не любит быстрой езды? А быстрая езда в нашей традиции неразрывно связана с русской тройкой. Она может развивать скорость до шестидесяти километров в час, что недостижимо ни для одной упряжи в мире.

Само слово "тройка" стало применяться по отношению к лошадиной упряжке еще 200 лет назад. В то время количество лошадей в запряжке зависело исключительно от того, сколько пассажиров перевозилось в кибитке.

Если ехал один человек, то впрягали одну лошадь, если два - то две лошади, ну и, соответственно, если в кибитку садились трое человек, то запрягали тройку лошадей.

В царские времена на тройке ездили не только богачи, но и те, кому по профессии было положено быстро передвигаться: почтальоны, пожарные и др. Очень часто тройку запрягали для свадьбы или других пышных праздников, на которых кучеру даже разрешалось немного "полихачить" и пустить коренника в галоп.

Самарская Елена Михайловна

Тройка - это старинная русская запряжка лошадей. Русскую тройку придумали для того, чтобы езда была максимально быстрой на длинные расстояния. Эта тройка является единственной в мире разноаллюрной запряжкой. Давайте разберемся, в чем же особенности русской тройки, как она устроена и как появилась.

Михаил Николаевич Щрилев.

1. Тайна появления

Когда появилась русская тройка? Историки говорят, что в начале XVIII века, когда троечная упряжь стала применяться царской курьерской службой. Однако, учитывая, что в консервативной Руси любая инновация порой «настаивалась» веками прежде, чем поступить в «массовое производство», эта дата вызывает некоторые сомнения. Есть версия, что тройка была позаимствована государственными службами из тайных «лошадиных» культов, посвященных Илье Пророку, которые испокон веков практиковались в некоторых местностях Севера Руси. Каждый год в Ильин день устраивались ритуальные скачки на тройках, которые символизировали «колесницу огненную и коей огненных», что вознесли Илию на небо. Разбиться во время «вознесения» считалась проявлением Благодати: говорили, «Илья на небо унес».

Михаил Николаевич Щрилев

2. Уникальность

Инновации тройки заключалось в том, что все лошади бежали разным аллюром.

В центре находится лошадь - коренник , которая должна идти четкой и быстрой рысью, сбоку - пристяжные лошади. Они обычно скачут галопом. В результате упряжка может развивать довольно большую скорость до 60 километров. Главный механизм тройки заключается в том, что центрального коренника словно "несут" за собой пристяжные лошади. Именно по этой причине лошади медленно устают и могут долгое время поддерживать развитую скорость.

3. Скорость

Тройка способна была развивать скорость до 60 км в час. Ни одна упряжь в мире не могла достигнуть такого результата. Есть такая байка. Однажды во времена Екатерины II в Петербург прибыл с визитом австрийский император Иосиф. Императрица вознамерилась поразить высокого гость и прокатить его на тройке. Во дворец доставили самого удалого ямщика, у которого Екатерина поинтересовалась: «Отвезешь императора в Москву за тридцать шесть часов?» Удалец ответил царице: «Довезу, матушка. Только не уверен, что довезу его душу». Осталось добавить, что в среднем путь от Питера до Москвы на перекладных составлял двое-трое суток.

неизвестный художник.

4. Порода лошадей

Как правило, в русской тройке использовались лошадиные силы выносливой породы вятской лошади. Состоятельные господа могли себе позволить запрягать в тройку орловских рысаков.

А.И.-Шелоумов «Гуляние-на-тройках».

Самая лучшая русская тройка - это та, где все три лошади подобраны в масть.

Коренник, кстати, должен быть гораздо крупнее пристяжных. Начиная с 1840 года в Москве на ипподроме начали устраивать конные соревнования, где в быстроте состязались тройки. В 1911 году русскую тройку впервые увидели в Европе, а именно - в Лондоне на Всемирной выставке. В составе тройки были: коренник - орловский рысак Ратник Турецкий, победитель Императорского приза и верховые стрелецкие лошади в качестве пристяжных. Мастеров, которые владели необходимыми навыками было очень мало, впрочем, как и подходящих рысаков. Однако все же удалось спасти один из главных символов России.

Если обратиться к сегодняшнему времени, то соревнования, где участвуют русские тройки, очень популярны.

Как правило, они проходят в два этапа.

1 этап. Нарядные, украшенные лентами, бубенцами и колокольчиками лошади (кстати, наездники тоже должны одеться соответствующе) выезжают соревноваться в фигурной езде. Один наездник управляет сразу тремя лошадьми, которые должны выполнять разнообразные фигуры, например, "вольты", "восьмерки" и т. д.

2 этап. Это так называемое испытание скоростью. Лошадей запрягают в специальную упряжь, надевают защитные приспособления от травм. Наездник и его помощники облачаются в обычную спортивную форму с защитными шлемами. Именно в этой части соревнований наезднику, как никогда, нужна помощь ассистентов: он сам управляет коренником, а помощники контролируют пристяжных лошадей.

5. Применение

Троечная упряжь, как уже говорилось, использовалась в курьерской службе. В конце XVIII века на тройке стали перемещать и важных пассажиров. Со временем тройка стала непременным атрибутом свадеб и народных гуляний в большие праздники.

6. Украшение

Троечная упряжь обязательно богато украшалась. Например, поначалу дугу коренника окрашивали позолотой. Это было не просто пижонство: золото символизировало молнию, которые сопровождали вознесение Илии Пророка.

Позднее дуги стали расписывать орнаментами и художественной резьбой. Причем это было не просто украшательство: шорники наносили на упряжь так называемые защитные росписи, способные уберечь тройку от злых сил, от дикого зверя и от разбойников.

Константин Коровин.

7. «Ямская гармонь»

Если позолоченная дуга коренника символизировала молнию, то сопровождаемый тройку звон колокольчиков и бубенцов являлся метафорой раскатами грома. В народе этот «музыкальный набор» называли «ямкой гармонью». Почти каждая тройка имела уникальное звучание. Интересно, что в некоторых местах России считалось, что прокатившись на «громкой» тройке, человек способен избавиться от насланных ведьмами и колдунами заклятий. Считалось, что чаще всего недобрые люди наводят порчу на свадьбах, поэтому поездка новобрачных на тройке с бубенцами стала непременным свадебным обрядом.

Пётр Грузинский Рождественская ярмарка

Для русского человека тройка лошадей всегда была национальным символом. Русская тройка множество раз упоминается в стихах (Н. Некрасов "Тройка", А. Пушкин "Зимняя дорога", П. Вяземский "Еще тройка" и др.), песнях (романс "В лунном сиянии", "Вот мчится тройка почтовая" и др.), литературных произведениях (например, всем известный отрывок о русской тройке в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души").

У меня лично "русская тройка" всегда ассоциируется с замечательным кинофильмом "Крепостная актриса"

Зимушка-зима из к/ф "Крепостная актриса"

Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дороге столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудит уныло под дугой.
Ямщик лихой - он встал с полночи,
Ему взгрустнулося в тиши -
И он запел про ясны очи,
Про очи девицы-души:
"Ах, очи, очи голубые!
Вы сокрушили молодца;
Зачем, о люди, люди злые,
Вы их разрознили сердца?
Теперь я бедный сиротина!.."
И вдруг махнул по всём по трём -
И тройкой тешился детина,
И заливался соловьём.

Фёдор Глинка

Симонова Ольга Георгиевна

А.Баумгартнер-Стойлоф

Егоров, Андрей Афанасьевич Поездка по заснеженному пути.

Мчащаяся тройка - Самокиш Н. С.

Творческое объединение Artemis Творческое Объединение.

Туркевич Татьяна Александровна

Классическое выражение «Какой же русский не любит быстрой езды?» давно прижилось в народном лексиконе. Тем не менее, на тройках, кроме нашего человека, больше не ездит никто. Почему?

В поле белом тройка мчится

Ехать так быстро, чтоб захватывало дух. Мчаться по просторам родной Руси, задыхаясь от восторга. Это ли не величайшее удовольствие! Итак, конская тройка – действительно быстрое средство передвижения. Оно способно развить скорость в 60 км/час. Откуда же пошел такой удивительный принцип упряжки? Когда же появилась тройка на Руси?

Историки утверждают, что случилось это на заре 18 столетия с развитием почтово-курьерской службы. Однако если учесть, что наш человек всегда «долго запрягает», резкое появление нового средства передвижения маловероятно.

Имеет место версия, что тройная упряжь была «украдена» (или подсмотрена) и древнерусского Культа Пророка Илии, характерного северным районам. Ведь именно в Ильин День устраивались массовые гонки на конских тройках. Такая упряжь символизировала «огненную колесницу», вознесшую святого на Небеса. Именно поэтому несчастные случаи в ходе гонок считались Благодатью. Старики сопровождали их словами: «Илия в небо забрал».

Инновационность изобретения

Тройка – не просто принцип комбинирования, а полноценная инновация. В чем же она заключалась? Да в том, что каждое животное двигалось собственным аллюром. Центральное (коренник) – только рысью, а боковые (пристяжные) – только галопом, отвернув головы в разные стороны и полностью доверяя центровому рысаку.

Удивительная комбинация состояла в том, что животные берегли собственные силы. Коренник задавал темп, а боковые – «несли» его. Так лошади меньше уставали, а скорость получалась внушительной.

Скорость движения

60 км/ч – довольно солидная скорость, особенно в старину. Ни одна упряжка (соло или пара) не достигла бы подобного результата. А если бы достигла, животные непременно бы пали от усталости.

Существует такая история. В екатерининские времена прибыл в столицу австрийский король Иосиф. Матушка решила сразить его русскими традициями и предложила прокатить тройкой.

Во дворец был вызван самый удалой из местных ямщиков. Императрица спросила его: «Доставишь гостя в Москву за полтора суток?». На что тот ответил: «Прикажите, матушка! Только душу потерять по дороге можем». К слову, дорога до Москвы в то время занимала 2-3 дня на перекладных.

Порода

Для тройки, как правило, использовали выносливых вятских лошадей. В упряжках богачей стояли орловские рысаки. Все зависело от степени состоятельности. Однако традиции были немаловажным фактором. Да и кому захочется экспериментировать с породой, коль есть риск замерзнуть насмерть в полях, если плохие кони падут?

Как применялась тройка

Считается, что первое применение тройки связано с курьерской службой. К концу 18 столетия появились и пассажирские экипажи. Правда, были они не слишком распространенными, перевозили важных людей и ценные грузы.

Постепенно на тройках начали «летать» свадьбы. Гулянья без празднично украшенных упряжек признавались бедными. То же можно сказать и о всенародных гуляньях.

Как украшались детали

Богатое украшение – непременное условие. Коренную дугу часто красили позолотой. Хотя простой народ этого не понимал и считал вычурным. Ведь золото традиционно ассоциировалось с Илией.

Позднее на дугах начала появляться резьба и искусные орнаменты. То же касалось конских шор. На них наносили знаки оберегов, чтоб Лихо не попортило скотину, не сбило с пути, не угробило и в чащу не заманило.

«Гармонь ямская»

Обязательной деталью украшения упряжи были бубенцы под дугой коренного. Их звон символизировал гром Илии Пророка. Компоновались особые колокольчики, а весь набор назывался «ямская гармонь». И любая тройка имела собственную, с уникальным мелодичным звучанием.

Примечательно, что в ряде российских регионов существовала практика избавления от «ведьминых чар». Помогала этому «громкая тройка». Именно поэтому шумная езда под аккомпанемент колокольчиков стала обязательным атрибутом каждой русской свадьбы.

Русская тройка

«Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать у бойкого народа ты могла только родиться...» «И какой же русский не любит быстрой езды?» Н. В. Гоголь

Тройка издавна пользуется любовью русских людей и всегда вызывала удивление иностранцев, находивших, что нет более лихой езды, чем русская троечная.

Потребность в тройках особенно проявилась в середине прошлого столетия, в ту эпоху, когда внутренний и внешний товарооборот страны, становившейся на капиталистические рельсы, быстро возрастал, железных дорог еще не существовало, а впоследствии сеть их была незначительна.

Особой породы троечных лошадей в России не было. Ямские тройки подбирались из лошадей разных пород, обладавших силой, выносливостью и достаточной резвостью. Славились по всей стране тройки вятские и башкирские, киргизские и забайкальские, донские и черноморские. Красота аллюра для ямских троек было делом второстепенным.

Однако от троек любительских, как их называли «охотницких» требовалось, чтобы или вся тройка летела вскачь или чтобы коренник шел правильной рысью, а пристяжные стелились галопом. Применялись и такие тройки, когда все три лошади шли размеренной рысью.

Сообразуясь с обычаями русского народа и существовавшей широкой практикой троечной езды, были введены соревнования троек, для которых назначались специальные призы в Москве, Петербурге, Лебедяни,. Полтаве, Ромнах, Курске, Воронеже, Туле, Пензе, Саратове и других городах.

Вот как описывал В. Коптев интерес населения к троечным испытаниям . «Почти каждодневно выезжали и выходили московские жители на широкое Ходынское поле любоваться отличными рысаками, которые красиво и быстро носились по бегу. Но вот, 2 июля 1847 года выехало и вышло еще больше любопытных: они густо усеяли все поле, они залезли на крыши маленьких домиков, стоявших близ бега, вскарабкались на трубы, унизали заборы, и все единодушно, с напряженным вниманием ждали национального зрелища - быстрой езды лихих и удалых троек».

Это интересное соревнование проводилось на трехверстном Ходынском ипподроме на 11 кругов или 33 версты. Выиграла ямская тройка Караулова, прошедшая 35,2 км (33 в) за 1 час 21 мин. 18 сек. Тройка победила выносливостью. Это была тройка, много верст на своем веку проскакавшая по большой дороге. Лошади ехали некрасиво, они скакали, бежали и опять скакали.

Вторая тройка, составленная из донских лошадей, хорошо съезженных, бежавших отлично, должна была по общему мнению победить. 97г круга или 30,4 км тройка донцов вела за собой остальные тройки и... заплатила за это поражением. По песку, по жаре уставшие лошади не смогли больше везти довольно легкую тележку и встали, позволив обскакать себя ямской тройке, ехавшей им в спину почти всю дистанцию.

Вороная тройка Опытного конного завода ВНИИК на Московском ипподроме.

Из города в город отправлялись тройки за сто и более верст с тем, чтобы утром на другой день вернуться обратно. Известно, например, что тройка башкирских лошадей содержателя почтовой станции проходила расстояние от Уфы до Стерлитамака-120 км-за 8-9 часов, то есть 115 км в час.

До постройки сибирской железной дороги большинство сибирского населения концентрировалось вдоль большой почтовой дороги. Крестьяне занимались почтовой гоньбой и извозом, или обслуживали нужды и. потребности тракта.

Ехавшие летом на Кяхту, а зимой на Ирбитскую ярмарку могли по достоинству оценить чудные русские тройки, проносившие путника по степным дорогам по 70 верст за 4 часа. Про Забайкальских лошадей, отличающихся подвижностью и выносливостью, писали, что в упряжи они более пригодны для троечной езды и что по тракту от Байкала до Сретенска лихие тройки известны каждому едущему из России.

Собрать хорошую тройку - это своего рода мастерство; лошадей нужно выровнять по темпераменту, по складу и аиле. Для лошадей разных пород нужны свои приемы съездки и особые условия езды, связанные как с конституцией, типом высшей нервной деятельности и размерами самих лошадей, так и с преобладающим рельефом местности, климатом и т. д.

Для того чтобы коренник, идя рысью, поспевал за скачущими пристяжными, он должен быть хорошего класса. Если у него не окажется достаточно энергии и резвой рыси, он будет сбиваться, не будет везти, переложит всю работу на пристяжных в «зарежет» их. Если пристяжные окажутся слабоваты и будут только скакать, не натягивая постромок, и не везти - коренник выдохнется. Много умения, внимательности, силы требуется от ездового. При остановке тройки важно одновременно и постепенно сдерживать всех трех лошадей, чтобы пристяжные не мешали, не сбивали коренника и наоборот.

Если тройка купца Караулова, о которой мы говорили вначале, прошла 35,2 км за 1 час 21 мин. 18 сек., то на следующий год все изумлялись тройке Смагина, очень резво проехавшей 28,8 км (27 верст) за 57 мин. 01 сек., что составляет 2 мин. на 1 км.

Однако тройки кровных лошадей нередко показывали еще лучшую резвость, проходя 30 верст за 1 час 13 мин. Тройка С. С. Ланского, с большим знанием дела составленная из чистокровных скаковых лошадей и превосходно выезженная, обскакивала тройки всех других пород с такой легкостью, что всякая мысль о соперничестве с нею сделалась невозможной. Эта тройка прошла в Москве по шоссе 30 верст за 56 мин. 42 сек. Резвость на каждые 10 верст была: 17 мин., 19 мин. и 20 мин. 42 сек. Таким образом, в среднем эта тройка проходила 1 км за 1 мин. 46 сек.

Победы скаковых троек хотя и доказали превосходство их резвости и невиданный дотоле в упряжи изумительно длинный мах, которому нет равного, не убедили, однако, в том, что десятки тысяч русских троек, разъезжавших по всем направлениям тысячеверстных расстояний России, могли бы быть хотя частично заменены скаковыми тройками. Поэтому, в целях поощрения троек, формируемых из сибирских, вятских, донских, калмыцких, киргизских, башкирских, черноморских или битюгских лошадей (объединявшихся в те времена под условным наименованием простых русских пород) и устранения ненужного соперничества, запрещено было пускать с ними кровных скаковых лошадей.

Особое внимание уделялось тройкам с коренниками, шедшими правильной рысью. По мысли организаторов испытаний, орловская рысистая порода, быстро распространявшаяся по всей России, хорошо приспосабливавшаяся к условиям различного климата, особенностям местности, работе в упряжи, должна была вполне отвечать возникшей потребности в красивых, сильных и быстрых лошадях для дальних разъездов, способных рысью пробегать в одну упряжку до 35 километров.

В России применялись и чисто рысистые тройки, когда три лошади, подобранные по типу и росту, идут всю дистанцию рысью. В этом случае у пристяжных головы слегка повернуты.

Однако чаще только от коренника требовалась устойчивая правильная рысь, тогда как пристяжные шли галопом (или произвольным аллюром). Коренник должен нести голову высоко поднятой, а пристяжные - часто это бывали лошади верховые - должны были гнуть шею в кольцо и, повернув головы в стороны, склонять их низко - «есть снег». При такой эффектной, но утомительной для лошадей системе резвость, естественно, снижались и лошади не могли очень долго выдержать аллюр.

Троечные испытания проводились зимой - в январе, феврале и начале марта, и летом - в июне, июле и августе.

Обычно пускали враз по две тройки. Если на один приз записывалось 4 или 5 троек, то пускали сначала первые две, а после вторые две или три; устанавливался флаг 60 и 200 метров. Победители соревновались между собой на перебежке, которая устраивалась на более короткую дистанцию. Но бывало и так, что тройка ехала в одиночку. В этом случае, чтобы выиграть приз, нужно было обязательно проехать резвее нормы, которая составляла в зависимости от дистанции 2-3 минуты на 1 км. Дистанцию от 6,4 км до 10,7 км тройки с рысистыми коренниками проходили с резвостью от 3 мин. 02 сек. до 3 мин. 16 сек. на 1600 м.

Эта резвость с современной точки зрения может показаться недостаточной. Однако нельзя забывать главного - длины дистанции. Если вводить ипподромные троечные соревнования на 5-8 км, то не следует требовать высокой резвости.

Хорошо подобранные и съезженные тройки показывали отличную работоспособность. Так, в Петербурге тройка Салтыкова с кровными пристяжными при езде вскачь успешно выступала на 10 верст с такой периодичностью: 13 и 27 января, 3, 47 и 24 февраля со средней резвостью 17 мин. 43 сек. На следующий год эта же тройка выступала 29 января,

2, 9, 23 февраля и 2 марта с той же средней резвостью. Тройка скакала то через неделю, то через две недели. При этом пристяжные оставались те же самые, а два коренника сменялись; на третий год тройка скакала еще резвее.

Наилучшим возрастом для троечных лошадей является 6-8 лет. Примерно три четверти всех троечных лошадей было этого возраста. Моложе 5 лет лошадей для троек совсем не брали.

В последнее время возникают иногда споры о том, какого пола и масти должны быть лошади, чтобы тройка считалась хорошо подобранной.

Среди разобранных нами 186 троечных лошадей было 97 меринов, жеребцов-45 голов и кобыл-44 головы. Эти тройки бывали либо симметричные - чаще всего жеребец в корню и два мерина на пристяжку, либо несимметричные - чаще мерин коренник, а пристяжные мерин и жеребец. Бывало и так, что за коренника шла рысистая кобыла.

Однако встречалось много разномастных и не симметрично подобранных троек. Попадались, например, такие: коренник вороной, одна пристяжная пегая, другая рыжая или коренник гнедой, а пристяжки вороная и серая.

Чаще всего разномастными были тройки ямщицкие. Это объяснялось тем, что а ямскую тройку подбирали лошадей прежде всего по рабочим качествам. Наоборот, любительские «охотницкие» тройки тщательно подбирались по всем признакам, в том числе и по масти.

Если бы кто-нибудь взялся подобрать из произведений русских и советских писателей отрывки, касающиеся троек и троечной езды, и дополнил бы их репродукциями с картин и рисунков наших художников, то могла бы получиться интересная работа, отражающая одну из ярких сторон жизни русского народа. Приведем только один небольшой пример в связи с вопросом о масти.

Н. В. Гоголь, очень тонкий наблюдатель, неспроста дал своему Чичикову тройку простых, немудрящих лошадей с гнедым коренником, каурым (рыже-саврасым) и чубарым меринами в качестве пристяжных («Мертвые души»).

Г. П. Данилевский, касаясь поездки на долгих, писал о «мерном шаге тройки сытых, весело фыркающих саврасок» («Сожженная Москва»). М. Ю. Лермонтов в письме писал о тройке саврасых башкирок, подаренных ему его бабушкой Е. А. Арсеньевой: «они так выносливы, что чудо. До Петербурга (из Царского Села) скачу - а приеду, они и не вспотели». Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» неоднократно и очень верно описывает тройки и троечную езду.

У него Николай Ростов ездит на тройке саврасых, управляющий Алпатыч отправляется в дальнюю дорогу на тройке сытых саврасых и т. д. Вячеслав Шишков пишет «Тройка каурых несется быстро, не лошади-зверье» (Угрюм-река). Константин Седых рассказывает, как тысяцкий Платон Волокитин вырывается вперед на тройке своих каурых, чтобы знал поселок, чьи кони лучше всех» (Даурия).

Количество примеров можно было бы во много раз увеличить, но не в этом дело. Интересно то, что писатели, правдиво отражающие жизнь даже в мелочах, дают нам в немногих словах характеристику конституционально крепких, обязательно хорошо держащих тело, то спокойных, то строгих, но всегда неутомимых лошадей местных пород «диких» мастей. Саврасые, каурые, мышастые, чубарые - это те лошади, на которых можно изо дня в день, из года в год ездить в дальнюю дорогу, не опасаясь что они подведут.

Русские тройки не раз демонстрировались за рубежом нашей родины. В 1911 году, в связи с коронацией английского короля Георга V в Лондоне в огромном манеже «Олимпия» была устроена международная конская выставка и конские соревнования. Там демонстрировались, в частности, различные виды запряжек: четверки, пары, городские одиночки и т. д. Были показаны и две русские тройки - серая и вороная. Коренником серой тройки ходил 13-летний Ратник-Турецкий, известный призовой рысак, победитель ряда дистанционных призов. Пристяжными были стрелецкие жеребцы - родные братья, погодки. Отлично подобранная и съезженная тройка производила очень хорошее впечатление. Коренником вороной тройки был тоже призовой рысак Муций II, а пристяжными орлово-ростопчинцы Лимаревского завода. Тройка была ровная-лошади крупные, видные- но в целом все же менее элегантная, чем серая.

Русские тройки произвели столь необычайное впечатление, что, несмотря на симпатии английских судей к своим лошадям, серая получила в «Олимпии» первый приз, а вороная- второй. Один лондонский спортивный клуб предложил состязание на красоту и резвость запряжек, и, в частности, троек. Русская серая тройка и здесь получила первый приз как за красоту, так и за резвость (приехали примерно в 2 мин. 26 сек. 1600 м). Наши тройки имели такой успех, что приходилось показывать их ежедневно, хотя по программе им надлежало выехать только однажды.

За последние десятилетия тройки время от времени демонстрировались на ипподромах, принимали участие в различных пробегах, езда троек показывалась на стадионах и сельскохозяйственных выставках, однако проводилось все это от случая к случаю.

При подборе лошадей в тройки следует учитывать, что коренник в. рысистой тройке должен быть несколько крупнее пристяжных, должен идти правильной, четкой, размеренной рысью, нести голову высоко, красиво. В коренники должны подбираться сильные, выносливые, достаточно резвые и правильно сложенные рысистые лошади, которые не требуют наглазников, муфт или щитков, рогачей, нагавок, кабуров и т. п. предметов сбруи, не соответствующих стилю русской троечной езды. Это будет способствовать отбору лошадей сильного, уравновешенного типа высшей нервной деятельности, с правильным строением конечностей, четкими, ритмичными движениями. Пристяжные должны быть очень хорошо подобраны с тем, чтобы быть максимально однотипными между собой и, в то же время, гармонировать с коренником тройки.

Подбор пристяжных несколько облегчается, если взять родных братьев мши сестер-погодков, или хотя бы полубратьев. Для троек заводских пород, в первую очередь рысистых, желателен подбор одномастных или, если и разномастных, то с соблюдением симметрии. Для троек аборигенных, наряду с обычными мастями, может быть рекомендовано привлечение лошадей саврасой, каурой, чубарой масти.

В тройках, собранных из лошадей местных пород , коренником может быть и иноходец, или тройка может идти произвольным аллюром. В тройках с рысистыми коренниками, пристяжные могут быть верховых пород.

Троечные испытания проводятся летом в тележках, тарантасах, пролетках, колясках; зимой - в санях ямских или ковровых и т. д.
В. Липпинг, кандидат сельскохозяйственных наук


Прошел почти век с тех времен с улиц городов России проносились тройки запряженных лошадей, олицетворяющих удалую русскую душу. Они навсегда остались национальным символом, а крылатое выражение Николая Гоголя: "Какой же русский не любит быстрой езды?" ,- актуально и по сей день.

Приезжие иностранцы, впервые воочию увидевшие русскую тройку , летящую по мостовой, замирали в изумлении: такой красоты и головокружительной скорости нельзя было увидеть ни в одной стране мира. Память об этой уникальной знаменитой упряжке, благодаря живописным полотнам художников, сохранилась и сегодня.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0011.jpg" alt="Илья Пророк в огненной колеснице." title="Илья Пророк в огненной колеснице." border="0" vspace="5">


По одной из версий идея упряжи в три лошади была позаимствована с былин и мифов северных народов относящихся к Илье Пророку. С древних времен в некоторых селениях русского Севера ежегодно в Ильин день местные жители устраивали ритуальные скачки на тройках, которые являлись символом огненной колесницы, что вознесла Илью на небо.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/image-02.jpg" alt=" «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 году». Автор: Н.Е.Сверчков." title=" «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 году».

Появление парной упряжи лошадей «на отлет» стало предпосылкой появления тройной запряжки, которая не сразу прижилась и была крайне редким явлением на извечно плохих русских дорогах. Однако со временем тройка приобрела широкую популярность и на рубеже 17-18 столетия стала успешно использоваться в почтовых целях, что значительно уменьшило сроки доставки почтовых отправлений и багажа.


Оценив неимоверную скорость, удивительную выносливость, большую грузоподъемность и хорошую проходимость, тройку официально узаконили и начали использовать не только для доставки почты. Ими перевозили госслужащих, курьеров и пассажиров, используя сани, тарантасы, кибитки, коляски. Однако тройку никогда не впрягали в упряжь карет.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0007.jpg" alt="

По центру упряжки впрягали "коренника"- сильную и крупную лошадь, которая должна была идти "четкой и быстрой рысью", а по бокам - "присяжных" лошадей, скачущих галопом и изогнувших головы в сторону. Такая расстановка «лошадиных сил» в запряжке давала возможность лошадям развивать головокружительную скорость. Выходило так, что коренника как бы несли за собой пристяжные лошади. Это и было секретом малой утомляемости и огромной скорости русских троек. Ну а ежели удалой кучер хотел немного "полихачить", он пускал коренника в галоп и тогда, казалось, что тройка летит над землей.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0013.jpg" alt="Тройка.

До сих пор бытует история, которая гласит, что во времена царствования Екатерины Великой в Петербург пожаловал с визитом император Австрии Иосиф. Русская императрица решив удивить высокого гостя, захотела прокатить его на русской тройке в Москву.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/image-03.jpg" alt="Понесли.

И здесь в пору будет вспомнить слова русского классика Н.В. Гоголя, который так описал образ России, сравнив ее с «птицей-тройкой»: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади... Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?"

Отбор рысаков для тройной упряжи

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0004.jpg" alt="Русская тройка орловских рысаков.

Украшение русской тройки

Украшение упряжи это особая статья культа русской тройки, поэтому невозможно было себе представить коренника без дуги, украшенной позолотой. Немногим позже дуги украшали орнаментальной росписью или резьбой. Причем это носило не только эстетический характер, но и служило оберегом от злых сил, от дикого зверя и от разбойников.


Каждый кучер-«троечник» старался украсить свою тройку необычно, ярко и узнаваемо, поэтому тройки были уникальны. Во второй половине 19 века позолоченные дуги были заменены живописными, резными, инкрустированными медью, а к концу столетия их стали окрашивать в один цвет и обвивать разноцветными лентами.

Тройки со звоном поддужных колокольчиков

С течением времени конный транспорт наполнял улицы городов, а так как правил дорожного движения не существовало, то для скоростной тройной упряжи начали использовать бубенцы и колокольчики, которые можно было услышать за 2 версты. Это давало возможность горожанам и извозчикам вовремя освободить дорогу для стремительно несущейся «птицы-тройки».


В самом начале их разрешалось вешать лишь на почтовые тройки и курьерские, перевозящие важные государственные депеши. Заслышав звон колокольчика, почтовые работники успевали приготовить сменную тройку лошадей, чтобы не задерживать доставку срочной почты. А немногим позже езда на тройках с бубенцами стала широко популярной не только среди почтовых ямщиков.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0001.jpg" alt="Паутов Игорь. Русская тройка" title="Паутов Игорь. Русская тройка" border="0" vspace="5">


Эпоха знаменитых русских троек подошла к концу в средине 19 века, их постепенно начала вытеснять железнодорожный и автомобильный транспорт в сельские местности. А а начале 20 века был положен конец двухсотлетней истории тройки, однако она осталась популярной и незаменимой в традиционных народных гуляньях.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0006.jpg" alt=" Народное гулянье.

Популярность троек не имела границ и всегда вызывала дух соревнования. Поэтому, начиная с 1840 года в Москве на ипподроме начали устраиваться конные состязания. А в 1911 году русскую тройку впервые увидели в Европе, а именно - в Лондоне на Всемирной выставке. Во времена советской власти тройки для соревнований почти всегда составляли из орловских рысаков, которые выглядели невообразимо шикарно.

Русские тройки также были достойным презентом для высокопоставленных лиц многих государств. И по сей день соревнования, где участвуют русские тройки, очень зрелищны и популярны.

В мире существует множество невообразимо , которые восхищают своим экзотическим видом.

Тройка лошадей и все, что с ней связано — это исконно русское, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Иностранец, впервые приехавший в Россию и увидевший русскую тройку буквально замирал в изумлении.
И было от чего! На его родине не существовало упряжки, равной по быстроте и красоте русской тройки.

Рекордная, по меркам лошадиной упряжки, скорость, 45-50 км/ч, достигалась за счет своеобразного сочетания аллюров лошадей. Центральная лошадь, называемая «коренник», пускается быстрой рысью, а пристяжные лошади (пристегнутые по бокам от коренника) скачут галопом и как бы «несут» на себе коренника. При такой разноаллюрной езде все три лошади медленнее устают, могут долгое время поддерживать высокую скорость.

Русская троечная упряжь исключительно рациональна, и в ней нет ни одной лишней детали. Обычно на роль коренника выбирался рослый и мощный рысак, а пристяжными были более мелкие и легкие лошади, которым во время бега приходится красиво изгибать шеи в сторону и вниз.

Если верить письменным источникам, первые русские тройки начали появляться во второй половине XVII века. До этого лошадей запрягали в упряжку по одной, а если требовалось несколько лошадей, то гуськом. Потом появились парная, «на отлет» запряжка в ряд, а на ее основе — тройка. Но упряжка по три лошади в ряд прижилась не сразу и применялась крайне редко.

К началу XVIII века тройку оценили по достоинству. Среди достоинств — высокая скорость, выносливость, большая грузоподъемность и хорошая проходимость. Благодаря этим качествам к концу XVIII века применение тройки лошадей для перевозки почты, курьеров и пассажиров официально узаконили.

С тех пор тройки лошадей возили с ветерком сани, телеги, кибитки и тарантасы. Первая половина XIX века – период настоящего пика популярности русской тройки. По мнению иностранцев, она олицетворяла удалую русскую душу и стала символом России.

Эпоха знаменитых русских троек подошла к концу, когда конный транспорт вытеснила железная дорога и автомобили. С середины XIX столетия поезда начали вытеснять русскую тройку с почтовых трактов в сельские местности. XX век положил конец двухвековой истории тройки – она утратила свое государственное значение, но, тем не менее, сохранила популярность как неизменный атрибут народных гуляний.

Русская тройка всегда отличалась обилием декора. Каждый «троечник» стремился добиться того, чтобы его тройка была самой яркой и узнаваемой.

Деревянные клещи хомутов покрывали росписями и резьбой, а кожа седелок, шлей, узд и шорок украшали тиснением и металлическим набором из литых деталей разной формы. Чаще всего использовались сплавы меди с никелем или цинком, посеребренная медь, а в более богатых упряжках — серебро. К уздам и шлеям крепились яркие кисти.

Вряд ли житель начала XIX века мог представить себе русскую тройку без знаменитой дуги коренника. Эту самую значимую часть упряжки богато украшали резными геометрическими фигурами и расписывали золотой краской, чтобы сверкала на солнце и была видна издалека. Позднее поверх «золота» начали прорисовывать тонкие черные или красные графические узоры и растительный орнамент.

В 60-е годы XIX века на смену золоченым дугам пришли живописные — их расписывали красными розанами, синими гроздями винограда и зеленью трав. Живописные дуги выглядели не менее ярко, чем золоченые.
Мода на крупные розаны прошла к концу XIX века. К этому времени дуга стала тоньше, поэтому места для росписи стало меньше. Рисунки стали более мелкими, пестрыми, а со временем дуги начали окрашивать в один цвет, в особых случаях одноцветные дуги перевивали цветными лентами.

Конный транспорт наполнял улицы городов, правил дорожного движения как таковых не было, к тому же нужно было как-то решить проблему оповещения сотрудников почтовых станций о прибытии почтовой тройки, чтобы они готовили смену уставшим лошадям.

В то время в Западной Европе широко использовался почтовый рожок, но в России это устройство не прижилось, хотя указ о его применении почтовыми службами издал еще Петр I.

Ямщики по старой русской привычке предупреждали о своем появлении свистом и криками, не смотря на штрафы и побои. Таким образом, почтовый рожок стал эмблемой российской почты, но роль сигнального устройства досталась опять-таки русскому изобретению — бронзовому колокольчику. Его туго крепили к средней части дуги над головой коренника тройки сыромятным кожаным ремнем.

Начиная с конца XVIII века, звон колокольчика оповещал о приближении «птицы-тройки» за две версты, поэтому пешеходы и другие экипажи знали, что нужно немедленно освободить дорогу для курьерской или почтовой повозки, несущейся с бешеной скоростью. Также такое раннее оповещение существенно сократило время перепряжки лошадей на станции — персонал успевал подготовиться к прибытию тройки.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!