Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Олимпиады и конкурсы по триз. Публикации по триз. Результаты проверки логических заданий

Школьные олимпиады по ТРИЗ

В 1995 году впервые прошла первая школьная олимпиада по ТРИЗ в 612 школе, в которой приняли участие 600 школьников, изучающих ТРИЗ.

В апреле 1996 года состоялась первая межшкольная олимпиада , в которой приняло участие 18 учеников 6-7 классов из трех школ города (534, 612 и школа “Экстерн”). Подготовили и провели олимпиаду учителя ТРИЗ школы №612 Таратенко Т.А. и Смирнова Л.Г. и учитель ТРИЗ школы №534 Китенко Т.Н.

В 1996 года на съезде Российской ассоциации ТРИЗ Таратенко Т.А. представила материалы о проведении олимпиады по ТРИЗ в школе Санкт-Петербурга. Это выступление вызвало живейший интерес участников съезда и одобрение Г.С. Альтшуллера, который высказал пожелание о развитии олимпиадного движения по ТРИЗ в Санкт-Петербурге.

Опираясь на полученный опыт проведения межшкольной олимпиады, методический совет международного Университета научно-технического творчества и развития принял решение о проведении в 1997 году первой городской олимпиады по ТРИЗ для учащихся 1-7 классов.

Городские олимпиады по ТРИЗ проводятся с 1997 года.

Организатором первых трех городских олимпиад по ТРИЗ был Международный университет научно-технического творчества и развития (МУНТТР). Олимпиада проводилась силами педагогов школ города. В Оргкомитет вошли Таратенко Татьяна Александровна, Котова Анна Александровна и Трофименко Раиса Викторовна, которые и по сегодняшний день организуют и проводят эти олимпиады.

В таблице приведены некоторые характеристики первых олимпиад

С 2001 года олимпиада получила название городской конкурс — олимпиада по ТРИЗ. Учредителем олимпиады стал Комитет по образованию СПб, а организатором — Санкт-Петербургский центр детского технического творчества (СПбЦДТТ). Олимпиады до 2005 проводились на базе школ, а с 2006 в СПбЦД(Ю)ТТ.

С 2005 года конкурс-олимпиада по ТРИЗ является отборочным этапом Всероссийской научно-технической олимпиады и с 2007 года городская олимпиада получила название «Научно- техническая олимпиада по ТРИЗ».

В олимпиадах последних лет участвуют школьники 3-11 классов, знакомые с основами ТРИЗ, ставшие победителями районных олимпиад по ТРИЗ.

Сложились определенные традиции проведения городских олимпиад по ТРИЗ.

Олимпиада имеет свой логотип. Перед началом олимпиады участникам предлагаются творческие конкуры, в которых могут принять участие все желающие. Конкурсы формируют творческую атмосферу и хорошее настроение участников. Конкурсы пользуются большой популярностью у школьников всех возрастов.

Олимпиада включает три этапа:

  • 1 этап — логические задания, номинация «Умею логически мыслить»;
  • 2 этап — решение изобретательских задач, номинация «Умею решать изобретательские задачи»;
  • 3 этап — творческое задание, номинация «Умею фантазировать».

Итоги олимпиады проводятся в виде мастер-класса с разбором некоторых заданий олимпиады. После этого проводится церемония награждения победителей.

Абсолютными победителями олимпиады становятся участники, набравшие максимальное число баллов по сумме трех этапов. Во время торжественной церемонии каждый абсолютный победитель имеет возможность высказать свое впечатление об олимпиаде.

Участники, ставшие абсолютными победителями трех олимпиад, получают аттестат «Специалист по ТРИЗ», выдаваемый Международной ассоциацией ТРИЗ.

Такой сертификат сегодня имеют 6 школьников: Краянов Никита, школа 314; Котова Мария, школа 321; Котова Екатерина, Санкт-Петербургский центр детского технического творчества; Червинский Семен, физико-техническая школа при РАН; Бикулова Динара, Дом детского творчества Красносельского района; Вихрова Ксения, школа 347.

Победители городской Олимпиады из параллелей 9-11 классов принимают участие в ежегодной Всероссийской научно-технической Олимпиаде.

В 2006 году Команда Санкт-Петербурга, состоящая из 3 победителей городского тура олимпиады, заняла 2 место. В 2007 году команда заняла 1 место, и Червинский Семен занял 2 место в индивидуальном зачете. В 2008 году Котова Екатерина заняла 3 место в индивидуальном зачете. В 2009-2010 команда Санкт-Петербурга в олимпиаде не участвовала. В 2011 году Румянцева Мария заняла 2 место, а Синица Александр получил грамоту Оргкомитета олимпиады.

Многократные победители городских олимпиад могут номинироваться на премию по поддержке талантливой молодежи в рамках реализации национального проекта «Образование» в номинации «Научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность». В 2011 году премию Президента получила Вихрова Ксения, которая с блестящими результатами стала абсолютным победителем четырех олимпиад.

17 и 18 февраля в Санкт-Петербургском центре детского (юношеского) технического творчества проведена 15 Городская научно-техническая олимпиада по ТРИЗ.

Учредителями и организаторами 15 городской научно-технической олимпиады по ТРИЗ (далее олимпиады) являлись: Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга и Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Санкт-Петербургский центр детского (юношеского) технического творчества (далее СПбЦД(Ю)ТТ).

Олимпиада по ТРИЗ проводилась с целью выявления талантливых детей в области научно — технического творчества, способностей учащихся к решению изобретательских задач, фантазированию, сформированности логического мышления и создания единого образовательного пространства по ТРИЗ в городе.

Всего в олимпиаде участвовало 286 школьников.

В олимпиаде участвовали школьники 3 —11 классов 53 образовательных учреждений из 15 районов города. В их числе:

  • 31 школы (2 лицея (Аничков лицей и 590);
  • 9 гимназий;
  • 8 учреждений дополнительного образования детей.

Говоря о разработанном Г. С. Альтшуллером , мы отмечаем не только стройность научной теории, но и её способность без перебора приводить к сильному решению. В этом несомненное преимущество , ведь она располагает большим количеством практических инструментов для решения творческих задач и производственных кейсов любой сложности.

Чтобы наглядно это продемонстрировать, мы собрали задачи и упражнения и объяснили их решение, применяя методику ТРИЗ. Несмотря на то, что теория предназначена для работы с техническими задачами, примеры подобраны так, что даже человек без специального образования сможет по достоинству оценить её эффективность.

На этой странице приведены некоторые задачи и упражнения, которые Г. Альтов (псевдоним, под которым Г. С. Альтшуллер писал научную фантастику) публиковал в газете «Пионерская правда» для юных изобретателей. И, как часто бывает в таких случаях, не каждый взрослый мог справиться с этими задачами, в чём вы сможете убедиться самостоятельно. Подобраны и кейсы - описания реальных ситуаций, когда возникшие противоречия были решены при помощи ТРИЗ. Они более сложные для решения, но позволяют завершить представление о теории, как практическом инструменте.

Марсоход

Условие . Во время научной экспедиции на Марс, космический корабль произвёл посадку в долине. Астронавты снарядили марсоход для лучшего изучения планеты, но как только покинули корабль, столкнулись с проблемой. Дело в том, что по поверхности было сложно передвигаться - этому мешали многочисленные холмы, ямы, большие камни. На первом же склоне колёсный вездеход с надувными шинами перевернулся на бок. С этой проблемой астронавты справились - они прицепили снизу груз, что усилило устойчивость машины, но стало причиной новой проблемы - груз задевал неровности, что усложняло движение. Итак, что нужно сделать, чтобы повысить проходимость марсохода? При этом у космонавтов нет возможности изменять его конструкцию.

Предполагаемое решение

Решение . Техническое сформулировано в условии задачи. Идеальный конечный результат - достичь абсолютной проходимости. При этом космонавты действуют в условиях Марса, у них нет возможности изменять конструкцию марсохода. Исходя из этого, ресурсом выступает груз. Не стоит также забывать и о , и следить за тем, чтобы изменение одной части не влияло на функционирование других элементов. Памятуя об этом, становится очевидным, что поднять груз в кабину или на крышу невозможно, так как произойдёт смещение центра тяжести и проблему решить не удастся. Спустить воздух из шин также нельзя - устойчивость немного повысится, но пострадает проходимость, усилится тряска.

Чтобы понять, как поступить с грузом, и получить сильное решение, нужно вспомнить, как мы обычно поступаем в условиях нехватки места? Стараемся разместить всё максимально компактно: объединить, сложить одно в другое. В ТРИЗ такой приём получил название «матрёшка». С её помощью задача про марсоход легко решаема: груз (металлические шарики, тяжёлая жидкость) нужно поместить внутрь шин. Этот способ имеет применение на практике, его предложил использовать японский изобретатель П. Шохо, для повышения устойчивости и проходимости кранов и погрузчиков.

Вода в трубе

Условие. Достаточно простая и известная задача. Есть металлическая труба, проложенная под землёй, по которой течёт вода. Для устранения неполадок в работе системы, часть трубы раскопали и столкнулись с необходимостью определить, в какую сторону движется вода. Попытки выяснить это путём простукивания, на слух, завершились неудачей. Вопрос: как понять в какую сторону течёт вода в трубе? Нарушать герметичность трубы (сверлить, резать) нельзя.

Предполагаемое решение

Решение. Эта задача решается очень просто. ТРИЗ предусматривает не только строгий алгоритм решения, но и чёткую проработку условий задания. Г. С. Альтшуллер всегда советовал перед началом работы попробовать сформулировать условия задачи другими словами. В нашем случае есть труба и вода, которая по ней движется. Воздействовать на трубу нельзя, значит нужно воздействовать на воду. Отсюда самое простое решение - нагреть трубу в одном месте, и по тому в какую сторону будет течь подогретая жидкость, нагревая и трубу, определить направление.

Безопасный бассейн

Условие . Это скорее не задача, а упражнение на способность находить . Цель - предложить максимально безопасный бассейн для людей, которые не умеют плавать.

Предполагаемое решение

Решение . Используя метод , можно найти ряд приемлемых решений, поскольку условия задачи не ограничивают нас в выборе средств. Так, можно построить бассейн уникальной конструкции (с небольшой глубиной, верёвочными ограждениями для каждой дорожки, выталкивающими фонтанами). Также можно снабжать пловцов вспомогательными плавсредствами, к примеру, спасательными жилетами. С точки зрения идеальности наиболее удачным вариантом можно считать предложение наполнить бассейн раствором концентрированной поваренной соли. В нём тело будет выталкиваться на поверхность без дополнительных усилий. Кстати, на эту тему существует : «В каком море невозможно утонуть?». Поскольку физическую составляющую необходимого условия вы уже знаете, в качестве дополнения к упражнению подумайте над географической.

Лекарства для космонавтов

Условие. Не многим известно, что «морской болезнью» страдают не только моряки и путешествующие по морю, но и космонавты. Лекарства от данного недуга существуют, но есть оговорки по его применению в условиях космоса. Так, малые дозы нужно принимать часто, что неудобно, а большие - вредно. Как решить эту проблему?

Предполагаемое решение

Решение . Противоречие заключается в необходимости подачи в организм нужного количества лекарства без постоянного отвлечения на этот процесс космонавта. Для его решения был применён Лекарство представили как толпу людей, желающих попасть в нужное место. Очевидно, что для совершенствования этого процесса нужна определённая организация - очередь, постепенное продвижение. Эту идею реализовали в препарате, придя к выводу, что он должен усваиваться по частям, а не сразу. По этому принципу и были изобретены таблетки со скополамином, помогающие космонавтам справиться с «морской болезнью». Они имеют форму плоского диска, который, как пластырь, крепится за ухом. При этом активное вещество вследствие диффузии нормировано попадает в организм.

Одуванчики

Условие. Одуванчики имеют набор хромосом очень качественно близкий к человеческому. Как это можно использовать при контроле работы атомной электростанции?

Предполагаемое решение

Решение . Здесь, как видим, не совсем традиционная задача. Тем не менее, решается она достаточно просто, всё что нужно - применить один из - закон согласования ритмики частей системы. И одуванчик, и человек - системы, а тот факт, что их хромосомы похожи, даёт возможность судить о достоверности результатов экспериментов на растениях и в случае с людьми. Но ритмика у одуванчика чаще (смена поколений раз в год), что за достаточно короткий период времени позволяет проследить генетические изменения экземпляров, растущих рядом с АЭС, и сделать соответствующие выводы и о влиянии на человека.

Корм для рыбок

Условие. У вас есть аквариум с рыбками, которые питаются циклопами. Вам нужно уехать на несколько дней и решить проблему с кормлением. Попросить помочь вы никого не можете. Запустить много циклопов за один раз нельзя - рыбки их съедят, и всё равно будут голодать. Как поступить в этом случае?

Предполагаемое решение

Решение. Бытовая ситуация, с которой (с возможными вариациями - кошки, попугаи и т.д. вместо рыбок) сталкивался каждый. По аналогии с предыдущей задачей становится очевидным, что приток корма в аквариум должен быть постоянным. Другими словами, в данном случае ИКР - независимое статическое поступление корма. Как это сделать? Знакомые с физикой, и в частности, с термодинамикой, должны найти решение достаточно быстро, используя описание мыслительного эксперимента Дж. Максвелла, известного как «Демон Максвелла». В переносе на наш случай решением может служить перегородка аквариума стенкой из органического стекла с небольшими отверстиями - достаточными для движения циклопов сквозь них и, в то же время, ограничивающие движения рыбок на «сторону циклопов».

Лёд на проводах

Условие . Напоследок сложная задача, с которой справляются очень немногие. В наших климатических условиях зимой существует опасность нарастания льда на проводах линии электропередач. Со временем образовавшаяся глыба может оборвать своей тяжестью провода, да ещё и повредить то, что находится на земле под ними. Какими методами бороться с обледенением?

Предполагаемое решение

Решение . Как и было анонсировано, решение данного кейса потребовало от изобретателей значительных усилий. Сначала высказывались предложения очищать провода внешними способами, например, с помощью человека. Но такие методы были откинуты в силу своей нецелесообразности. Появилась идея нагревать провода, пуская по них ток под сильным напряжением. Но это рождало новое противоречие, ведь в такое время пользователи не смогли бы пользоваться энергией. В данном случае сам ресурс (ток) был выбран правильно и учёные начали развивать идею нагрева проводов его посредством. Вскоре решение нашли - по всей линии на расстоянии в 5-6 м на провода надели специальные кольца из материала, обладающего магнитными свойствами - феррита. Под воздействием переменного тока магнит нагревался, что исключало обледенение.

Но и это решение не оказалось оптимальным. Дело в том, что провода продолжали греться и в тёплую пору, что было ненужным. Изобретение было усовершенствовано - кольца начали делать из магнита с точкой Кюри (П. Кюри первым заметил, что разные магниты сохраняют свои свойства до разных температур) равной нулю градусов. Такие магниты не грелись, когда температура воздуха поднималась выше 0°.

Больше интересных задач и кейсов по ТРИЗ ищите на официальном сайте фонда Г. С. Альтшуллера, на сайте «Креативный мир », в книге Н. и А. Нарбут «Учебник и сборник задач по ТРИЗ». Желаем вам успехов в практике решения изобретательских задач!

А также предлагаем сыграть в нашу игру на развитие нестандартного подхода в решении задач.

В апреле 1996 года состоялась первая межшкольная олимпиада , в которой приняло участие 18 учеников 6-7 классов из трех школ города (534, 612 и школа “Экстерн”). Подготовили и провели олимпиаду учителя ТРИЗ школы №612 Таратенко Т.А. и Смирнова Л.Г. и учитель ТРИЗ школы №534 Китенко Т.Н.

В 1996 года на съезде Российской ассоциации ТРИЗ Таратенко Т.А. представила материалы о проведении олимпиады по ТРИЗ в школе Санкт-Петербурга. Это выступление вызвало живейший интерес участников съезда и одобрение Г.С. Альтшуллера, который высказал пожелание о развитии олимпиадного движения по ТРИЗ в Санкт-Петербурге.

Опираясь на полученный опыт проведения межшкольной олимпиады, методический совет международного Университета научно-технического творчества и развития принял решение о проведении в 1997 году первой городской олимпиады по ТРИЗ для учащихся 1-7 классов.

Городские олимпиады по ТРИЗ проводятся с 1997 года.

Организатором первых трех городских олимпиад по ТРИЗ был Международный университет научно-технического творчества и развития (МУНТТР). Олимпиада проводилась силами педагогов школ города. В Оргкомитет вошли Таратенко Татьяна Александровна, Котова Анна Александровна и Трофименко Раиса Викторовна, которые и по сегодняшний день организуют и проводят эти олимпиады.

В таблице приведены некоторые характеристики первых олимпиад

С 2001 года олимпиада получила название городской конкурс — олимпиада по ТРИЗ. Учредителем олимпиады стал Комитет по образованию СПб, а организатором — Санкт-Петербургский центр детского технического творчества (СПбЦДТТ). Олимпиады до 2005 проводились на базе школ, а с 2006 в СПбЦД(Ю)ТТ.

С 2005 года конкурс-олимпиада по ТРИЗ является отборочным этапом Всероссийской научно-технической олимпиады и с 2007 года городская олимпиада получила название «Научно- техническая олимпиада по ТРИЗ».

В олимпиадах последних лет участвуют школьники 3-11 классов, знакомые с основами ТРИЗ, ставшие победителями районных олимпиад по ТРИЗ.

Сложились определенные традиции проведения городских олимпиад по ТРИЗ.

Олимпиада имеет свой логотип. Перед началом олимпиады участникам предлагаются творческие конкуры, в которых могут принять участие все желающие. Конкурсы формируют творческую атмосферу и хорошее настроение участников. Конкурсы пользуются большой популярностью у школьников всех возрастов.

Олимпиада включает три этапа:

    1 этап — логические задания, номинация «Умею логически мыслить»;
    2 этап — решение изобретательских задач, номинация «Умею решать изобретательские задачи»;
    3 этап — творческое задание, номинация «Умею фантазировать»

Итоги олимпиады проводятся в виде мастер-класса с разбором некоторых заданий олимпиады. После этого проводится церемония награждения победителей.

Абсолютными победителями олимпиады становятся участники, набравшие максимальное число баллов по сумме трех этапов. Во время торжественной церемонии каждый абсолютный победитель имеет возможность высказать свое впечатление об олимпиаде.

Участники, ставшие абсолютными победителями трех олимпиад, получают аттестат «Специалист по ТРИЗ», выдаваемый Международной ассоциацией ТРИЗ.

Такой сертификат сегодня имеют 6 школьников: Краянов Никита, школа 314; Котова Мария, школа 321; Котова Екатерина, Санкт-Петербургский центр детского технического творчества; Червинский Семен, физико-техническая школа при РАН; Бикулова Динара, Дом детского творчества Красносельского района; Вихрова Ксения, школа 347.

Победители городской Олимпиады из параллелей 9-11 классов принимают участие в ежегодной Всероссийской научно-технической Олимпиаде.

В 2006 году Команда Санкт-Петербурга, состоящая из 3 победителей городского тура олимпиады, заняла 2 место. В 2007 году команда заняла 1 место, и Червинский Семен занял 2 место в индивидуальном зачете. В 2008 году Котова Екатерина заняла 3 место в индивидуальном зачете. В 2009-2010 команда Санкт-Петербурга в олимпиаде не участвовала. В 2011 году Румянцева Мария заняла 2 место, а Синица Александр получил грамоту Оргкомитета олимпиады.

Многократные победители городских олимпиад могут номинироваться на премию по поддержке талантливой молодежи в рамках реализации национального проекта «Образование» в номинации «Научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность». В 2011 году премию Президента получила Вихрова Ксения, которая с блестящими результатами стала абсолютным победителем четырех олимпиад.

17 и 18 февраля в Санкт-Петербургском центре детского (юношеского) технического творчества проведена 15 Городская научно-техническая олимпиада по ТРИЗ.

Учредителями и организаторами 15 городской научно-технической олимпиады по ТРИЗ (далее олимпиады) являлись: Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга и Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Санкт-Петербургский центр детского (юношеского) технического творчества (далее СПбЦД(Ю)ТТ).

Олимпиада по ТРИЗ проводилась с целью выявления талантливых детей в области научно — технического творчества, способностей учащихся к решению изобретательских задач, фантазированию, сформированности логического мышления и создания единого образовательного пространства по ТРИЗ в городе.

Всего в олимпиаде участвовало 286 школьников.

В олимпиаде участвовали школьники 3 —11 классов 53 образовательных учреждений из 15 районов города. В их числе:

    31 школы (2 лицея (Аничков лицей и 590);
    9 гимназий;
    8 учреждений дополнительного образования детей.

Таратенко Татьяна Александровна , [email protected]
методист городского Центра детского технического творчества,
Санкт- Петербург

Доклад на научно-практической конференции
"Творчество во имя достойной жизни",
Великий Новгород, 11-12 июля 2001 года

В работе содержится информация о состоянии олимпиадного движения школьников Санкт-Петербурга, особенностях проведения четвертой городской олимпиады, приводятся результаты анализа качества олимпиадных работ, обозначены пути повышения эффективности олимпиад.

Олимпиады по ТРИЗ школьников Санкт-Петербурга

Целесообразность проведения олимпиад по ТРИЗ в Санкт-Петербурге теперь уже ни у кого не вызывает сомнения. Для учащихся - это возможность проявления интеллектуальных и творческих способностей, не используемых на предметных олимпиадах. Для педагогов - это знакомство с состоянием ТРИЗ-педагогики в городе, обмен опытом, расширение круга единомышленников.

Городские олимпиады по ТРИЗ проводятся с 1997 года. В первой олимпиаде участвовало 86 школьников 1-7 классов. Во второй приняли участие 132 ученика 1-10 классов. В третьей городской олимпиаде участвовало 65 школьников 2-3 классов из 18 школ города.

При постоянно возрастающем числе участников и стабильном интересе школьников к олимпиаде до 2001 года не был определен ее статус. Лишь в 2001 году определилась организация - Городской центр детского технического творче-ства (ГЦДТТ), в план которой вошло проведение городской олимпиады по ТРИЗ. Первым шагом оргкомитета олимпиады "ТРИЗ-2001" было проведение анализа итогов трех городских олимпиад .

Анализ позволил оценить уровень интеллектуальных и творческих способ-ностей школьников, определить школы, в которых преподаватели уделяют долж-ное внимание развитию креативного мышления учащихся и обучению их прие-мам решения изобретательских задач, оценить динамику качества олимпиадных работ. Выявилась весьма тревожная тенденция: при решении изобретательских задач количество слабых работ стабильно составляют 40-50%.

При подготовке и проведении четвертой олимпиады результаты анализа были максимально учтены.

Подготовка олимпиады включала в себя следующие этапы: разработка положения по проведению олимпиады и определение требований к знаниям участников; определение контингента и норм представительства участников; формирование комиссий по разработке и проверке заданий; определение структуры и объема заданий, их вариативность для различных возрастов, разработка со-держания заданий; разработка критериев выявления победителей и оценки заданий; работа с педагогами.

Разработка заданий. Комиссией по разработке заданий было разработано два варианта заданий: для 5-7 и 8-10 классов. В каждый вариант вошло три блока за-даний: изобретательские задачи; логические задачи и задания; задания, характе-ризующие способность к фантазированию. Формулировка заданий позволяла уче-никам, обучающихся по различным программам, имеющим разный объем знаний по ТРИЗ, успешно справиться с ними. Семь из восьми задач были разработаны учениками школы № 612, что способствовало их привлекательности для детей. Учитывая малый опыт решения изобретательских задач некоторых участников, был разработана "Подсказка", позволяющая лучше понять суть задачи, сформулировать ИКР и противоречие, правильно оформить решение задачи. Задания по логике включали набор привычных тестовых заданий, но в непривычной форме, в форме логикона, что позволило выявить не только логику мышления, но и его гибкость, а также логические задачи. Задания на фантазирование выявляли спо-собность к вербально-образному представлению информации, и умение использовать приемы генерации идей для получения оригинальных решений конкретной задачи.

Проведение олимпиады. Четвертая городская олимпиада для учащихся 5 -10 классов состоялась 10 апреля 2001 года. В ней приняло участие 108 школьников из 5 учреждений дополнительного образования и 16 школ города и области. Работа оргкомитета проводилась. В ней приняло участие 108 школьников из 5 учреждений дополнительного образования и 16 школ города и области. В проведении этой олимпиады впервые участвовали совместно Городской центр детского технического творчества (ГЦДТТ) и школа 321. Такое сотрудничество позволило провести олимпиаду на высоком методическом и организационном уровне.

Для выполнения заданий участники были разделены на 5 групп: 5 классы - 31 человек; 6 классы - 20 человек; 7 классы - 22 человека; 8 классы - 20 человек; 9-10 классы - 15 человек. Каждый этап заданий выполнялся в течение 35 минут.

Программа проведения предусматривала не только работу над заданиями, но и возможность блеснуть своими умениями в интеллектуальных и игровых конкурсах во время перерывов. Пока ребята выполняли задания, педагоги и гости олимпиады собрались за круглым столом, где они познакомились с новостями ТРИЗ-движения. После завершения последнего этапа олимпиады школьникам была предложена анкета. Результаты этого опроса приведены в таблице 1.

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что ребятам понравились задания и организация олимпиады.

Анализ качества выполнения заданий. Результаты проверки задач представлены в таблице 2. В зависимости от полученных за решение задач баллов, каждый участник попадает в определенный интервал. Цифры в колонках групп соответствует количеству школьников, попавших в интервал в абсолютных величинах (слева) и процентах (справа).

Баллы (max-150) 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 -10класс
Более100 - - - 2 (10%) -
80-99 4 (13%) 1 (5%) 4 (18%) 1 (5%) 1 (7%)
60-79 7 (23%) 6 (30%) 8 (36%) 1 (5%) 5 (33%)
40-59 6 (19%) 5 (25%) 7 (32%) 6 (30%) 2 (13%)
20-39 13 (42%) 7 (35%) 1 (5%) 7 (35%) 6 (40%)
0-19 1 (3%) 1 (5%) 2 (9%) 3 (15%) 1 (7%)

Как видно из таблицы, доля работ высокого уровня (более 80 баллов) составляет лишь 7-18%, а среднего (40-79 баллов) - 35-68%. Работы низкого уровня составляют 40-50%. Возможной причиной большого процента слабых работ является отсутствие умения пользоваться инструментарием ТРИЗ. Таблица 3 показывает использование участниками инструментов ТРИЗ при решении задач.

Инструментарий 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 -10класс
Конфликт. пара 21% 30% 35% 25% 56%
Противоречие 24% 25% 25% 15% 72%
ИКР 48% 50% 25% 40% 70%
Приемы 12% - - 10% 42%

Как видно, активно используют инструментарий ТРИЗ лишь 5 и 9-10 классы, причем основным инструментом является ИКР. Доля участников, умеющих формулировать противоречие и пользоваться приемами их разрешения, составляет лишь 25%, что коррелирует с большой долей слабых работ.

Результаты проверки логических заданий.

Баллы (max-100) 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 -10класс
Более 76 2 (6%) 2 (10%) 7 (32%) - -
61-75 6 (19%) 3 (15%) 7 (32%) 4 (20%) 3 (20%)
46-60 6 (19%) 4 (20%) 5 (23%) 3 (15%) 4 (27%)
31-45 6 (18%) 8 (40%) 3 (13%) 7 (35%) 5 (33%)
16-30 10 (32%) 3 (15%) - 6 (30%) 3 (20%)
0-15 2 (6%) - - - -

Отличные результаты показали школьники 7 классов, для учеников 8-10 клас-сов задание оказалось трудным. Наибольшие трудности вызвало решение логических задач. С ними справилось около 25% школьников.

Результаты проверки заданий на фантазирование.

Баллы (max-100) 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 -10класс
Более 76 6 (19%) 3 (15%) 1 (5%) 1 (5%) 4 (27%)
61-75 6 (19%) 1 (5%) 4 (20%) 3 (15%) 1 (6%)
46-60 6 (19%) 8 (40%) 8 (35%) 6 (30%) 5 (33%)
31-45 9 (30%) 5 (25%) 8 (35%) 7 (35%) 2 (14%)
16-30 4 (13%) 3 (15%) 1 (5%) 2 (10%) 3 (20%)
0-15 - - - - -

Как видно из таблицы, отлично (более 76 баллов) задания выполнили 15-27% школьников, для 7,8 классов доля таких работ составила лишь 5%. Достаточно велика доля работ высокого и близкого к высокому уровню работ среднего уровня (46-75 баллов), она составляет 35-55%. Слабые работы (0-30 баллов) представили менее 20% участников.

Выводы по анализу:

  1. Умение решать изобретательские задачи на высоком уровне характерно для учащихся лишь нескольких школ. Более половины участников не используют инструментарий ТРИЗ, велика доля (до 50%) слабых работ, хотя доля совсем слабых работ уменьшилась. Отрадным фактом является то, что 95% участникам понравилось решать задачи, а значит, есть возможность улучшения сложившейся ситуации.
  2. Логические задания вызвали интерес у 82% школьников, однако легче всего они справились с привычными тестовыми заданиями. Решение логических задач представляет трудность для большинства участников.
  3. Умение фантазировать на заданную тему, в целом, оказалось на достаточно высоком уровне. Задания понравились 88% участников. Анализируя результаты этапа, можно с уверенностью сказать, что систематическое обучение ТРИЗ позволяет сформировать высокий уровень выполнения творческих заданий.

Проведенная олимпиада позволила выявить талантливых "решателей", "фантазеров" "логиков" среди учащихся школ и учреждений дополнительного образования, способствовала пропаганде ТРИЗ, определила направления работы по повышению эффективности следующей олимпиады и созданию единого образовательного пространства по ТРИЗ в городе и области.

Литература

1. Городские олимпиады школьников Санкт-Петербурга по ТРИЗ. "Анализ олимпиадных работ", ГЦДТТ, 2000.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!