Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Ознакомиться с биографией валентин бианки приключения муравьишки. Бианки виталий приключения муравьишки. IV. Решение учебных задач



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Дидактическая цель: создать условия для осмысления содержания книги В.В. Бианки «Приключения Муравьишки» и понимания основной мысли произведения.

Задачи:

образовательные:

  • расширять и накапливать читательский опыт;
  • создать условия для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения;

развивающие:

  • создать условия для развития навыков работы с художественным текстом, исследовательских умений, умений сравнивать, анализировать, обобщать, коммуникативных умений;
  • развивать навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;
  • развивать речь детей;
  • расширять представления об окружающем мире живой природы;

воспитательные:

  • создать условия для формирования умения работать в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.

Планируемые результаты:

  • осознанно читать текст с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
  • использовать такие виды чтения, как изучающее, поисковое;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о прочитанном тексте, о поступках героев;
  • находить в тексте примеры, доказывающие подтверждение приведённого утверждения;
  • преобразовывать информацию из сплошного текста в схему, дополнять схему информацией из текста;
  • сопоставлять полученную информацию с информацией, полученной из других источников и жизненным опытом.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая, работа в группах и в парах.

Оборудование:

Для учителя:

  • Книга В.В. Бианки «Приключения Муравьишки», другие книги писателя для выставки;
  • портрет В.В. Бианки;
  • презентация;
  • компьютер;
  • экран;
  • проектор;
  • колонки.

Для учащихся:

  • Пособие «Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс»
  • карточки, на которых записано начало произведения (Приложение 1 );
  • карточки с заданиями для групповой работы (Приложение 2 );
  • карточки с ответами (для выбора правильного) (Приложение 3 );
  • разноуровневые тестовые задания (Приложение 4 );
  • ручка.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Вступительная беседа.
  4. Решение учебных задач.
    1) Речевая разминка.
    2) Работа с текстом (Чтение начала текста).
    3) Работа с иллюстрацией.
    4) Работа в группах.
    5) Проверка работы групп.
    6) Обобщение. Анализ поведения героев.
  5. Физминутка.
  6. Решение учебных задач.

    2) Работа в парах. Разноуровневые тесты.
    3) Проверка правильности выполнения тестов.
  7. Подведение итогов.
    1) Работа с пособием «Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс».
    2) Рефлексия.
  8. Домашнее задание (разноуровневое).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня на уроке мы отправимся в интересное путешествие.

– Давайте вместе с вами попробуем определить маршрут нашего путешествия.

Презентация

Слайд 2 (Включить звук!)

Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях –
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтешь.
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.

– Итак, куда мы отправляемся в путешествие? (В лес .)

– Лес – это сказочный уголок живой природы, который нас радует в любое время года, завораживает и притягивает своей красотой, тайнами и загадками.

– В путешествие мы отправимся с героями книги, которую вы читали дома.

– Как называется эта книга? Расставив правильно буквы, вы вспомните её название.

Слайд 3

РЕКЯЛИЧПЮНИ УИАШРЬКМВИ

(«Приключения Муравьишки»)

– О чём рассказывается в этой книге?

– Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, кого мы называем настоящими друзьями? И есть ли такие друзья у животных?

И поможет нам в этом книга «Приключения Муравьишки», которую написал… (В.В. Бианки)

III. Вступительная беседа.

Слайд 4

– Родился Виталий Валентинович Бианки в 1894 г. в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Любовь к природе, к животным передалась и маленькому Виталию.

В. Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений, которых он написал около трёхсот.

Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные научные сведения о природе.

IV. Решение учебных задач.

1) Речевая разминка.

Слайд 5

2) Работа с текстом (Чтение начала текста).

В процессе работы над произведением проводится словарная работа.

– Итак, вместе с героями В.В. Бианки мы отправляемся в путешествие.

– Прочитайте начало произведения. Приложение 1

(Дети вслух «цепочкой» читают начало произведения).

– Какие научные сведения содержит этот отрывок?

(У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат, – все домой бегут. Сядет солнце,– муравьи все ходы и выходы закроют – и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй .)

– А что вы узнали о самом Муравьишке?

3) Работа с иллюстрацией.

– Кто же первым пришёл на помощь Муравьишке?

(Гусеница-Землемер ).

– Найдите в тексте и прочитайте этот эпизод.

Слайд 6

– А кто ещё помогал Муравьишке?

4) Работа в группах. Приложение 2, Приложение 3

– По описанию узнайте героя произведения, помогавшего Муравьишке.

– Положите карточку с названием и изображением этого героя.

(Дети читают описание животного, выбирают карточку, соответствующую его названию).

5) Проверка.

Дети выходят к доске и прикрепляют таблички с названием и изображением животных в том порядке, который соответствует сюжету.

Сообщения детей.

Дополнительная научная информация об этих животных.

Дети рассказывают о том, что они узнали об этих насекомых из научной литературы, из Интернета.

– Что узнали о насекомых из книги В.В. Бианки?

– Что нового об этом узнали из рассказов детей?

Слайды 7 – 14

6) Обобщение. Анализ поведения героев.

– Кто же помог Муравьишке добраться домой?

Слайд 15

– Можем ли мы назвать этих животных друзьями Муравьшки? Обоснуйте своё мнение.

– Все ли насекомые сразу соглашались помочь Муравьишке?

– Кто отказал ему? (Гусеница – Листовёртка ).

– Почему она отказала? (Она была занята работой ).

– Как на это отреагировал Муравьишка? (Укусил гусеницу ).

– Прочитаем этот отрывок по ролям .

– Давайте попробуем рассудить, кто из них (Муравьишка или Гусеница – Листовёртка) поступили не совсем правильно?

– Какой вывод для себя мы должны сделать, проанализировав поступки этих героев?

(Надо просить о чём-то вежливо. И отказывать надо в том случае, если действительно ничем не можем помочь. Но отказывать надо так, чтобы не обидеть другого.)

V. Физминутка

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше!

VI. Решение учебных задач.

1) Работа с пособием «Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс»

Задание для суперчитателя (Задание А, с. 10).

– Ребята, давайте проложим маршрут Муравьишки.

Продолжается работа с текстом (выборочное чтение ).

Дети определяют маршрут путешествия Муравьишки, рисуют его в пособии (Задание А, с. 10).

– Кто помогал Муравьишке на каждом из этапов его путешествия?

Слайд 16

2) Работа в парах. ТЕСТ «Приключения Муравьишки» Приложение 4

– Ребята, а теперь я предлагаю вам ответить на вопросы теста. Посоветовавшись с соседом по парте, вы должны выбрать правильный ответ на вопрос.

Тесты двух уровней:

Уровень 1 – есть картинки-подсказки.

Уровень 2 – нет картинок-подсказок.

Двое учащихся работают с интерактивным тестом (Уровень 2 , нет картинок-подсказок. Картинки появляются при нажатии на кнопку с правильным ответом).

Слайды 17–22

3) Проверка правильности выполнения тестов.

Слайд 23

– Ребята, а по каким признакам вы догадались, что события происходят летом?

(Скошенная трава, картофельная ботва…)

VII. Подведение итогов.

– Понравилось вам произведение В.В. Бианки «Приключения Муравьишки»?

– Что нового о жизни животных вы узнали?

– Что вас удивило?

– Что заинтересовало?

– Вернёмся к вопросу, которые мы задали себе вначале урока: есть ли друзья у муравьёв, жучков и других насекомых?

– Оказывается, и животным свойственны такие качества, как взаимовыручка, взаимопомощь.

– Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор своим произведением?

– Произведения В.В. Бианки сказочные, потому что в них и животные, и растения могут разговаривать, думать, переживать. Но во многих сказках есть научное обоснование многих явлений природы и особенностей жизни растений и животных!

И мы должны заботиться и бережно относиться ко всему живому, будь то огромное красивое животное или крошечное, неприметное насекомое!

1) Работа с пособием «Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс».

Работа с «Экраном читателя». Заполнение таблицы (с. 35).

Дети вписывают название книги «Приключения Муравьишки» в столбике «Рассказы о животных» Виталия Бианки. Смайликом отмечают свои впечатления об этой книге.

2) Рефлексия.

Слайд 24

  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Теперь я знаю, что…

VIII. Домашнее задание.

– Если вы не хотите расставаться с героями произведения «Приключения Муравьишки», дома вы можете выполнить задания (на выбор):

  1. Задания для суперчитателя (Задание Б, с. 10) и заселить муравейник друзьями Муравьишки.
  2. Приготовить пересказ понравившегося отрывка от лица Муравьишки.

– Можно выполнить оба задания.

– А ещё к следующему занятию я предлагаю вам познакомиться с другим произведением В.В. Бианки – «Лесные домишки».

– Если книге встретятся непонятные слова, запишите их в «Толковый словарь» «Портфеля читателя» (с. 30)

Слайд 25

– И мы продолжим знакомиться с удивительным миром природы, раскрытым в рассказах и сказках этого замечательного писателя.

Использованные ресурсы:

  • ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8,_%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
  • www.novafisha.ru/images/kino/news_b1996.jpg

Залез Муравей на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.
Муравьишка сел на листок и думает:
«Отдохну немножко - и вниз».
У муравьев ведь строго: только солнышко на закат, - все домой бегут. Сядет солнце, - муравьи все ходы и выходы закроют - и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.
Солнце уже к лесу спускалось.
Муравей сидит на листке и думает:
«Ничего, поспею: вниз ведь скорей».

А листок был плохой: жёлтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.
Несётся листок через лес, через реку, через деревню.
Летит Муравьишка на листке, качается - чуть жив от страха.
Занёс ветер листок на луг за деревней, да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб.
Лежит и думает:

«Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров - сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, хоть землю кусай».
Смотрит Муравей: рядом Гусеница-Землемер лежит. Червяк-червяком, только спереди - ножки и сзади - ножки.
Муравьишка говорит Землемеру:
- Землемер, Землемер, снеси меня домой. У меня ножки болят.
- А кусаться не будешь?
- Кусаться не буду.
- Ну садись, подвезу.
Муравьишка вскарабкался на спину к Землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост - к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лёг на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нём росту, и опять в дугу скрючился. Так и пошёл, так и пошёл землю мерить. Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх.
- Не могу больше! - кричит. - Стой! А то укушу!
Остановился Землемер, вытянулся по земле. Муравьишка слез,
еле отдышался.
Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу Паук-Сенокосец шагает: ноги, как ходули, между ног голова качается.
- Паук, а Паук, снеси меня домой! У меня ножки болят.
- Ну что ж, садись, подвезу.

Пришлось Муравьишке по паучьей ноге вверх лезть до коленки, а с коленки вниз спускаться Пауку на спину: коленки у Сенокосца торчат выше спины.
Начал Паук свои ходули переставлять - одна нога тут, другая там; все восемь ног, будто спицы, в глазах у Муравьишки замелькали. А идёт Паук не быстро, брюхом по земле чиркает. Надоела Муравьишке такая езда. Чуть было не укусил он Паука. Да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку.
Остановился Паук.
- Слезай, - говорит. - Вот Жужелица бежит, она резвей меня. Слез Муравьишка.
- Жужелка, Жужелка, снеси меня домой! У меня ножки болят.
- Садись, прокачу.
Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у неё ровные, как у коня.
Бежит шестиногий конь, бежит, не трясёт, будто по воздуху летит.
Вмиг домчались до картофельного поля.
- А теперь слезай, - говорит Жужелица. - Не с моими ногами по картофельным грядам прыгать. Другого коня бери.
Пришлось слезть.
Картофельная ботва для Муравьишки - лес густой. Тут и со здоровыми ногами - целый день бежать. А солнце уж низко.
Вдруг слышит Муравьишка, пищит кто-то:
- А ну, Муравей, полезай ко мне на спину, поскачем. Обернулся Муравьишка - стоит рядом Жучок-Блошачок, чуть
от земли видно.
- Да ты маленький! Тебе меня не поднять.
- А ты-то большой! Лезь, говорю.
Кое-как уместился Муравей на спине у Блошака. Только-только ножки поставил.
- Влез?
- Ну влез.
- А влез, так держись.
Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки, - а они у него, как пружинки складные, - да щёлк! - распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит. Щёлк! - на другой. Щёлк! - на третьей.
Так весь огород и отщёлкал до самого забора.
Муравьишка спрашивает:
- А через забор можешь?
- Через забор не могу: высок очень. Ты Кузнечика попроси: он может.
- Кузнечик, Кузнечик, снеси меня домой! У меня ножки болят.
- Садись на загривок.
Сел Муравьишка Кузнечику на загривок.

Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись у него за спиной крылья, перенесли Кузнечика через забор и тихонько опустили на землю.
- Стоп! - сказал Кузнечик. - Приехали.

сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Виталий Бианки
Приключение Муравьишки (сборник)

© Бианки В. В., насл., 2016

© ООО Издательство «Родничок», 2016

© ООО «Издательство АСТ», 2016

* * *

Сова

Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт – молоком белит. Летит мимо Сова.

– Здоро́во, – говорит, – друг!

А Старик ей:

– Ты, Сова, – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, – какой я тебе друг!

Рассердилась Сова.

– Ладно же, – говорит, – старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, – сам лови.

А Старик:

– Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.

Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.

Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:

– Погляди-ка, кума, не летит ли Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?

Мышь Мыши в ответ:

– Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.



А Сова из дупла:

– Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.

– А пускай идут, – говорит Старик. – Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.

А Сова из дупла:

– Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

– А пускай летят, – говорит Старик. – Что от них толку: ни мёду, ни воску, – волдыри только.

Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.

А Сова из дупла:

– Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок переносить.

– И ветер разнесёт, – говорит Старик, а сам в затылке скребёт.

По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, – не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.

А Сова из дупла:

– Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, – трава, слышь, без клеверу, что каша без масла.

Молчит Старик, ничего не говорит.

Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.



А Сова из дупла:

– Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.

Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.



Нечем стало Старику чай белить, – пошёл Старик Сове кланяться:

– Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай.

А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.

– То-то, – говорит, – старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей ловить.

Мыши со страху попрятались в норы.

Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.

Клевер красный стал на лугу наливаться.



Корова пошла на луг клевер жевать.

Молока у коровы много.

Стал Старик молоком чай белить, чай белить – Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.


Лис и Мышонок


– Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?

– Землю копал.

– Для чего землю копал?

– Норку делал.

– Для чего норку делал?

– От тебя, Лис, прятаться.

– Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!

– А у меня в норке спаленка.

– Кушать захочешь – вылезешь!

– А у меня в норке кладовочка.

– Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою.

– А я от тебя в отнорочек – и был таков!


Хвосты


Прилетела Муха к Человеку и говорит:

– Ты хозяин над всеми зверями, ты всё можешь сделать. Сделай мне хвост.

– А зачем тебе хвост? – говорит Человек.

– А затем мне хвост, – говорит Муха, – зачем он у всех зверей, – для красоты.

– Я таких зверей не знаю, у которых хвост для красоты. А ты и без хвоста хорошо живёшь.



Рассердилась Муха и давай Человеку надоедать: то на сладкое блюдо сядет, то на нос ему перелетит, то у одного уха жужжит, то у другого. Надоела, сил нет! Человек ей и говорит:

– Ну, ладно! Лети ты, Муха, в лес, на реку, в поле. Если найдёшь там зверя, птицу или гада, у которого хвост для красоты только привешен, можешь его хвост себе взять. Я разрешаю.

Обрадовалась Муха и вылетела в окошко.



Летит она садом и видит: по листу Слизняк ползёт. Подлетела Муха к Слизняку и кричит:

– Отдай мне твой хвост, Слизняк! Он у тебя для красоты.



– Что ты, что ты! – говорит Слизняк. – У меня и хвоста-то нет: это ведь брюхо моё. Я его сжимаю да разжимаю, – только так и ползаю. Я – брюхоног.

Прилетела к речке, а в речке Рыба и Рак – оба с хвостами.



Муха к Рыбе:

– Отдай мне твой хвост! Он у тебя для красоты.

– Совсем не для красоты, – отвечает Рыба. – Хвост у меня – руль. Видишь: надо мне направо повернуть – я хвост вправо поворачиваю. Надо налево – я влево хвост кладу. Не могу я тебе свой хвост отдать.



Муха к Раку:

– Отдай мне твой хвост, Рак!

– Не могу отдать, – отвечает Рак. – Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий и сильный. Я как шлёпну хвостом по воде, так меня и подбросит. Шлёп, шлёп – и плыву, куда мне надо. Хвост у меня вместо весла.

– Отдай мне твой хвост, Дятел! Он у тебя для красоты только.



– Вот чудачка! – говорит Дятел. – А как же я деревья-то долбить буду, еду себе искать, гнёзда для детей устраивать?

– А ты – носом, – говорит Муха.

– Носом-то носом, – отвечает Дятел, – да ведь и без хвоста не обойдёшься. Вот гляди, как я долблю.

Упёрся Дятел крепким, жёстким своим хвостом в кору, размахнулся всем телом да как стукнет носом по суку – только щепки полетели!

Муха видит: верно, на хвост Дятел садится, когда долбит, – нельзя ему без хвоста. Хвост ему подпоркой служит. Полетела дальше. Видит: Оленуха в кустах со своими оленятами. И у Оленухи хвостик – маленький, пушистый, беленький хвостик. Муха как зажужжит:

– Отдай мне твой хвостик, Оленуха!



Оленуха испугалась.

– Что ты, что ты! – говорит. – Если я отдам тебе свой хвостик, так мои оленятки пропадут.

– Оленяткам-то зачем твой хвост? – удивилась Муха.

конец ознакомительного фрагмента

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".


Для чтения сказки "Приключения Муравьишки" в полноэкранном режиме нажмите на прямоугольник в правом нижнем углу. Для выхода из полноэкранного режима нажмите клавишу ESC или прямоугольник. Для переключения страниц кликайте по картинке

Текст сказки "Приключения Муравьишки" читать


Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, - а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.
Муравьишка сел на листок и думает: "Отдохну немножко - и вниз". У марвьев ведь строго: только солнышко на закат - все домой бегут. Сядет солнце, - муравьи все ходы и выходы закроют - и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.
Солнце уже к лесу спускалось. Муравей сидит на листке и думает: "Ничего, поспею: вниз ведь скорей".
А листок был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки. Несется листок через лес, через реку, через деревню. Летит Муравьишка на листке, качается - чуть жив от страха.
Занес ветер листок на луг за дедервней, да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб.
Лежит и думает: "Пропала моя головушка! Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров - сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, - хоть землю кусай".
Смотрит Муравей: рядом Гусеница - Землемер лежит. Червяк червяком, только спериди - ножки и сзади - ножки.
Муравьишка говорит Землемеру:
- Землемер, Землемер, снеси меня домой! У меня ножки болят.
- А кусаться не будешь?
- Кусаться не буду.
- Ну садись, подвезу.
Муравьишка вскарабкался на спину к Землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост - к голове. потом вдруг встал во весь рост, да так и лег на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нем росту, и опять в дугу скрючился. так и пошел, так и пошел землю мерить. Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх.
- Не могу больше! - кричит. - Стой! А то укушу!
Остановился Землемер, вытянулся по земле. Муравьишка слез, еле отдышался. Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу Паук-Сенокосец шагает: ноги как ходули, между ног голова качается.
- Паук, а Паук, снеси меня домой! У меня ножки болят.
- Ну что ж, садись, подвезу.
Пришлось Муравьишке по паучьей ноге вверх лезать до коленки, а с коленки вниз спускаться Паууку на спину: коленки у Сенокосца торчат выше спины. Начал Паук свои ходули переставлять, одна нога тут, другая там: все восемь ног, будто спицы, в глазах у Муравьишки замелькали. А идет Паук не быстро, брюхом по земле чиркает. Надоела Муравьишке такая езда. Чуть было не укусил он Паука, да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку. Остановился Паук.
- Слезай, - говорит. - Вот Жужелица бежит, она резвей меня.
Слез Муравьишка.
- Жужелка, Жужелка, снеси меня домой! У меня ножки болят.
- Садись, прокачу.
Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у нее ровные, как у коня. Бежит шестиногий конь, бежит не трясет, будто по воздуху летит. Вмиг домчались до картофельного поля.
- А теперь слезай, - говорит Жужелица. - Не с моими ногами по картофельным грядам прыгать. Другого коня бери.
Пришлось слезть. Картофельная ботва для Муравьишки - лес густой. тут и со здоровыми ногами - целый день бежать. А солнце уж низко.
Вдруг слышит Муравьишка, пищит кто-то:
- А ну, Муравей, полезай ко мне на спину. Поскачем.
Обернулся Муравьишка - стоит рядом Жучок-Блошачок, чуть от земли видно.
- Да ты маленький! Тебе меня и не поднять.
- Ты-то большой! Лезь, говорю!
Кое-как уместился Муравей на спине у Блошачка. Только-только ножки поставил.
- Влез?
- Ну влез.
- А влез, так держись.
Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки, - а они у него - как пружинки складные, - да щелк! - распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит. Щелк! - на другой. Щелк! - на третьей. Так весь огород и отщелкал до самого забора.
Муравьишка спрашивает:
- А через забор можешь?
- Через забор не могу: высок очень. Ты Кузнечика попроси: он может.
- Кузнечик, Кузнечик, снеси меня домой! У меня ножки болят.
- Садись на загривок.
Сел Муравьишка Кузнечику на загривок. Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись в него за спиной крылья, перенесли Кузнечика через забор и тихонько опустили на землю.
- Стоп! - сказал Кузнечик. - Приехали.
Муравьишка глядит вперед, а там широкая река: год по ней плвыи - не переплывешь. А солнце еще ниже.
Кузнечик говорит:
- Через реку и мне не перескочить: очень уж широкая. Стой-ка, я Водомерку кликну: будет тебе перевозчик. Затрещал во-своему, глядь - бежит по воде лодочка на ножках. Подбежала. Нет, не лодочка, а Вдомерка-клоп.
- Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят.
- Ладно, садись, - перевезу.
Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху, А солнце уж совсем низко.
- Миленький, шибче! - просит Муравьишка. - Меня домой не пустят.
- Можно и пошибче, - говорит Водомер.
Да как припустит! Оттолкнется, оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду. Живо на том берегу очутился.
- А по земле не можешь? - спрашивает Муравьишка.
- По земле мне трудно, ноги не скользят. Да и, гляди-ка, впереди-то лес. Ищи себе другого коня.
Посмотрел Муравьишка вперед и видит: стоит над рекой лес высокий, до самого неба. И солнце за ним уже скрылось. Нет, не попасть Муравьишке домой!
- Гляди, - говорит Водомер, - вот тебе и конь ползет.
Видит Муравьишка: ползет мимо Майский Хрущ - тяжелый жук, неуклежий жук. Разве на таком коне далеко усачешь?
Все-таки послушался Водомера:
- Хрущ, Хрущ, снеси меня домой! У меня ножки болят.
- А ты где живешь? - В муравейнике за лесом.
- Далеконько... Ну что с тобой делать? Садись, довезу.
Полез Муравьишка по жесткому жучьему боку.
- Сел, что ли?
- Сел.
- А куда сел?
- На спину.
- Эх, глупый! Полезай на голову.
Влез Муравьишка Жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жестких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевернутые корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних.
Стал Жук пыхтеть, надуваться: "Уф, уф, уф!" Будто мотор заводит.
- Дяденька, - просит Муравьишка, - поскорей! Миленький, поживей!
Не отвечает Жук, только пыхтит:
- Уф, уф, уф!
Вдруг затрепетали тонкие крылышки, заработали.
- Жжж! Тук-тук-тук!.. - поднялся Хрущ на воздух.
Как пробку, выкинуло его ветром вверх - выше леса. М
уравьишка сверху видит: солнышко уже краем землю зацепило. Как помчал Хрущ - у Муравьишки даже дух захватило.
- Жжж! Тук-тук-тук! - несется Жук, буравит воздух, как пуля. Мелькнул под ним лес - и пропал. А вот и береза знакомая, и муравейник под ней. А над самой вершиной березы выключил Жук мотор и - шлеп! - сел на сук.
- Дяденька, миленький! - взмолился Муравьишка. - А вниз-то мне как? У меня ведь ножки болят, я себе шею сломаю.
Сложил Жук тонкие крылышки вдоль спины. Сверху жесткими корытцами прикрыл. Кончики тонких крыльев аккуратно под корытца убрал.
Подумал и говорит:
- А уж как тебе вниз спуститься - не знаю. Я на муравейник не полечу: уж очень больно вы, муравьи, кусаетесь. Добирайся сам, как знаешь.
Глянул Муравьишка вниз: а там под самой бероезой его дом родной. Глянул на солнышко: солнышко уже по пояс в землю ушло. Глянул вокруг себя: сучья да листья, листья да сучья. Не попасть Муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся! Вдруг видит: рядом на листке Гусеница-Листовертка сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает.
- Гусеница, Гусеница, спусти меня домой! Последняя мне минуточка осталась, - не пустят меня домой ночевать.
- Отстань! Видишь, дело делаю: пряжу пряду.
- Все меня желели, никто не гнал, - ты первая!
Не удержался Муравьишка, кинулся на нее да как куснет! С перепугу гусеница лапки поджала, да кувырк с листа - и полетела вниз. А Муравьишка на ней висит - крепко вцепился. Только недолго они падали: что-то их сверху - дерг! И закачались они оба на шелковой ничтоке: ничточка-то на сучок была намотана. Качается Муравьишка на Листовертке, как на качелях. А ниточка все длинней, длинней делается: выматывается у Листовертки из брюшка, тянется, не рвется. Муравьишка с Листоверткой все ниже, ниже, ниже опускаются.
А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы-выходы закрывают. Все закрыли - один, последний вход остался. Муравьишка с гусеницы кувырк - и домой! Тут и солнышко зашло.

В лесу, в муравейнике жил муравьишка. Он был весь черный-черный, только на голове красная шапочка. Ежедневно, чуть только сквозь ветки густых деревьев пробивалось солнышко, муравьишка вместе с друзьями принимался за работу. Надоела ему такая жизнь. Стал он лениться. И муравьи прогнали его из дома.

Плохо без дома и друзей вот и за новой беззаботной жизнью. Шел, шел по лесу долго, пока дорогу ему не перегородил ручей, по берегам которого, склонившись над водой, росли ивы.

Как перебраться на противоположный берег? — думает муравьишка. Ведь не умею я ни летать, ни плавать!

На ветке ивы сидела сорока, я тебе помогу, затрещала она. Нагну над водой длинную ветку, и ты поползешь по ней, как по мостику. Сорока так и сделала. Муравьишка оказался на другом берегу. И тут же, на тропинке, встретился с большим черным жуком.

Эй, жук! крикнул муравьишка. — Может, научишь меня летать? Но жук сердито загудел — убирайся прочь лентяй! Мне работать надо! Он грозно шевельнул рогами и раскрыл челюсти. Муравьишка испугался и бросился изо всех сил бежать по лесной тропинке.

На опушке, он услышал нарастающий гул и остановился. Гудит так сильно как ракета, прокричал муравьишка и уставился в небо. Я не ракета, захохотала толстая божья коровка, подлетая к муравьишке, она с грохотом плюхнулась рядом с ним.

Божья коровка, здорово ты летаешь! Научи меня, пожалуйста! Конечно, научу, согласилась божья коровка. Нашла она щепку, положила поперек коряги. Получилась стартовая площадка. Залез муравьишка на конец щепки и с нетерпением ждет.

Раз, два, три! Крикнула божья коровка. Старт! Божья коровка была намного тяжелее муравья. Наступила она на другой конец щепки, и муравьишка кубарем полетел вверх и упал, ударившись о землю. Шлепнулся муравьишка на листья папоротника. С мягкой посадкой засмеялась божья коровка и умчалась по своим делам. Да, без крыльев далеко не улетишь, с грустью подумал муравьишка и пошел дальше. За поворотом он снова услышал гул.

«Наверняка реактивный самолет», — подумал муравьишка. Однако он ошибся. Это был не самолет, а стрекоза с прозрачными крылышками. Здравствуй, стрекоза, крикнул муравей. Ты замечательно летаешь! Хочешь, прокачу? Залезай ко мне на спину да крепче держись!

Забрался муравьишка на спину стрекозы, и она понеслась над ручьем, как настоящий реактивный самолет. При такой скорости муравьишка не удержался на спине стрекозы, лапки разжались, и он стремительно полетел вниз, в ручей. Хорошо, что зацепился за кувшинку и не утонул.

Сидит муравей на цветке и думает: « Как отсюда выбраться!» И тут видит: плывет ветка с одним-единственным листочком. Перебрался муравьишка на ветку, а . К счастью, дул попутный ветер, и муравьишка благополучно добрался до берега.

Солнце уже было низко над лесом, пора домой, подумал муравьишка и тут же вспомнил, как рано утром его прогнали из муравейника. Может, муравьи меня простят? Я так соскучился по своим друзьям! — сказал муравьишка и зарыдал. Слезы ручьем лились из его глаз. Вдруг он заметил в песке воронку и сразу почувствовал опасность. В центре воронки торчали челюсти личинки муравьиного льва.

Какой ужас, заметался муравьишка. Это же самый прожорливый хищник. А что, если муравьи попадут в ловушку чудовища! Надо их срочно предупредить! Муравьишка нашел листок и нацарапал на нем: «Внимание, внимание! Всем муравьям! Здесь муравьиный лев устроил засаду». И подписался «Муравьишка».

Он воткнул листок в песок недалеко от воронки и помчался к муравейнику. Надо же остальных предупредить! Когда муравьи возвращались с работы, они наткнулись на листок с предупреждением и прошли мимо засады муравьиного льва.

Возле муравейника они встретили заплаканного муравьишку. Он стоял у двери, не решаясь войти. Спасибо тебе, муравьишка, ты спас нам жизнь, благодарили муравьи. Добро пожаловать домой! Так муравьи снова приняли муравьишку в свою семью.

Приключения муравьишки план рассказа для 3 класса

  1. Как выглядел муравьишка, где он жил и почему муравьи выгнали его из муравейника.
  2. Зачем отправился муравьишка в путешествие .
  3. Какое первое препятствие встретил муравьишка на своем пути и кто помог ему его преодолеть.
  4. Почему жук рассердился на муравьишку.
  5. Как и почему божья коровка посмеялась над муравьишкой.
  6. На ком летал муравьишка.
  7. Как поступил муравьишка, чтобы не утонуть в ручье.
  8. Кто такой муравьиный лев и почему он угрожал друзьям героя рассказа Бианки.
    О том, что за зверь муравьиный лев .
  9. Почему муравьишка плакал.
  10. Хороший муравьишка друг или плохой, почему его снова приняли в муравейник.

Скачать бесплатно рассказ с картинками
Размер файла для скачивания 322 Кбайт, формат pdf, упакован в zip архив. Можно читать на планшетнике.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!