Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Плавание - история, интересные факты, достижения. Сколько зарабатывает самый быстрый пловец в мире майкл фелпс

Ученые, занимающиеся вопросами развития и истории плавания в человеческой культуре, выделяют каждый год несколько любопытных фактов. Таких, что одно их существование вызовет интерес к бассейну! Например, существует гипотеза, что наши «обезьяньи» предки уже 8 000 000 лет назад (!) хорошо плавали, добывая рыбу и моллюсков на мелководье. Считается даже, что именно это привело к постепенному исчезновению меха на всем теле и сохранению волос на голове. Причем у женщин волосы длиннее, это позволило бы детенышам крепко схватиться за маму в случае бега от хищников в водоем.

Плавание в древних государствах

И хотя «водного племени» обезьян не существует в наши дни, найденные в Египте таблички и летописи сообщают нам о том, что люди умели плавать еще 10 000 лет назад. Кроме египтян хороши в воде были персы и греки – им полагалось плавать, поскольку большую часть жизни мужчины проводили на кораблях. Что касается других культур, например, в Японии соревнования среди пловцов проводились уже 56 столетий (5600 лет) тому назад. В средневековой Англии рыцари должны были обязательно показать себя в воде, это входило в так называемое «турнирное семиборье». Ну и впервые на интернациональном уровне плавание показалось в 1896 году: именно тогда его включили в программу международных Олимпийских Игр.

Плюс 10 любопытных фактов о плавании

  1. Этот вид спорта помогает сжигать больше всего калорий. Даже необязательно продвигаться наплывом: лежа на поверхности воды или «барахтаясь» в ней вертикально, вы сожжете до 300 калорий в час. Вот почему с отпуска на пляже все возвращаются подтянутыми!
  2. Наилучшей температурой для тела в воде считается +23…+26 градусов. Более теплая вода не столь полезна для тела.
  3. Только погрузившись и постояв минутку в водоеме с температурой +20 градусов, вы насыщаете кровь новой порцией гемоглобина;
  4. Плавание улучшает работу сердца, повышая количество ударов в минуту в среднем на 3-5 ударов;
  5. Плавая кролем, можно добиться появления красивого силуэта «песочные часы» у девушек и «треугольник» — у мужчин. Потому что плечевой пояс развивается, а талия уменьшается;
  6. Среди пловцов действительно вдвое меньше тех, кто жалуется на гипертонию и головные боли;
  7. Детям с 5-летнего возраста особенно полезно заниматься плаванием. Это не только положительно влияет на развитие спинных мышц, корсета, вытяжение позвоночника, но также приносит в кровь порцию соматотрофина – важного для роста гормона;
  8. Оптимально совершать визиты в бассейн в период 7.00-9.00 утра или 18.00-20.00 вечера. В это время наше тело и мозг наиболее подготовлены к упражнениям;
  9. Находясь в воде, мы нагружаем наши мышцы собственным весом в 10 раз меньшим, чем на суше. Это как делать гимнастику на Луне, спросите вы? Не совсем, но даже эффективнее. Потому что плавание помогает бороться с ожирением, декомпрессией позвоночника и подходит даже беременным до конца третьего триместра;
  10. Лучшим для сжигания калорий считается даже не баттерфляй, а брасс. В этом стиле удается задействовать до 75% мышц всего тела, сжигая до 380 ккал за полчаса активной тренировки.

ПЛЫТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ

Плавание как важное средство физического воспитания впервые стало использовать в Древней Греции. Сейчас, наверно, это единственный вид спорта, лечебное воздействие которого отмечается многими специалистами. Во время занятий плаванием осуществляется профилактика и исправление осанки, развивается дыхательный аппарат и мышечная система, укрепляется костная ткань. Вот некоторые факты.

1.У пловцов значительно снижается риск развития гипертонии.

2.В Японии плавание является обязательным школьным предметом для детей.

3.Человек, погружаясь в воду, чувствует себя на 90% легче. Это позволяет опорно-двигательному аппарату разгрузиться, что значительно улучшает осанку. Не зря после травм и при проблемах с позвоночником рекомендуют заниматься именно плаванием.

4.Ученые выяснили, что ежедневные даже 30-минутные занятия плаванием повышают либидо, как у мужчин, так и у женщин.

5.Новорожденные могут научиться плавать уже на третьей неделе жизни. Но после трех месяцев ребенок теряет способность держаться на воде.

6.Регулярные занятия плаванием у детей повышают объем их кратковременной памяти.

7.Плавание, как и бег на лыжах, тренирует абсолютно все группы мышц.

8.Плавание намного эффективнее различных видов фитнеса в борьбе с лишним весом. Плавание кролем формирует тонкую талию, а за 30 минут плавания брасом можно сжечь больше 360 ккал. При этом расход энергии зависит от расстояния плавания и мощности гребка.

9.Даже одна минута, проведенная в воде температурой +20 градусов, будет способствовать повышению уровня гемоглобина в крови. А плавание в холодной воде улучшает кровообращение в тканях и в мозге и замедляет процесс клеточного старения.

10.Психологи доказали, что плавание способствует не только физическому, но и психологическому развитию. Плавание развивает целеустремленность, решительность, смелость, настойчивость и самообладание

В общем, плавать - это хорошо! Не правда ли?

Вот несколько интересных фактов о том, как плавание влияет на наше здоровье и физическую форму.

1. Плавание полезно для сердца и сосудов

Плавание полезно для здоровья сердечно-сосудистой системы. У людей, регулярно занимающихся плаванием, частота сердечных сокращений в покое снижается с 60 до 55 уд./мин. Для сравнения: у тех, кто не любит водные виды спорта, этот показатель составляет 65-57 уд./мин.

Интересно, кстати, что среди пловцов в два раза меньше гипертоников, чем среди представителей других видов спорта и тем более среди людей, не занимающихся спортом.

2. Плавание полезно при фибромиалгии

Группа исследователей из университета города Эстремадура в Испании и португальского университета Эворы в течение 8 месяцев наблюдала за 33 женщинами, страдающими фибромиалгией - редким заболеванием, которое характеризуется хроническими диффузными симметричными мышечно-скелетными болями. У участниц проекта, которые тренировались в бассейне 3 раза в неделю не менее часа, за время эксперимента боль в суставах и мышцах снизилась - в отличие от тех, кто не ходил в бассейн.

3. Плавание положительно влияет на либидо

Плавание в холодной воде улучшает кровообращение и выработку половых гормонов. Всего 30 минут плавания в день достаточно, чтобы повысить либидо и у мужчин, и у женщин.

В крови у детей благодаря плаванию почти в 20 раз увеличивается гормон роста соматотропин. Уровень гемоглобина благодаря плаванию тоже повышается - как у детей, так и у взрослых.

4. Плавание - отличная тренировка

Во время плавания работают и развиваются практически все мышцы тела, а поскольку в воде масса тела человека в 10 раз уменьшается, плавание позволяет тренировать мышцы, не напрягая при этом суставы. Именно поэтому плаванием можно заниматься даже тем, кому другие виды спорта противопоказаны, в том числе и беременным женщинам (если у них нет осложнений и противопоказаний).

Во время плавания можно сжечь примерно 200-300 ккал за один час, так что при желании и при правильном питании плавание может даже помочь не только равномерно развить мышцы, но и похудеть.

5. Даже маленькие дети могут научиться плавать

Через три недели после рождения младенца можно начать обучать плаванию - он очень быстро научится. Однако после третьего месяца жизни врожденная способность держаться на воде утрачивается.

Интересно, кстати, что плавание, по мнению некоторых ученых, положительно влияет на сообразительность детей. Австралийские ученые в ходе любопытного исследования проверили 180 детей от 3 до 5 лет на сообразительность и выяснили, что дети, которые с ранних лет занимались плаванием, были гораздо умнее, чем их сверстники, которые боятся воды.

Инструктор по плаванию

Самые интересные факты о плавании:

1. Держась на поверхности воды (даже не обязательно плавая), вы можете сжечь до 200-300 калорий в час. Именно поэтому, говоря о том, что дает плавание, стоит заметить эффективность плавания при похудении.

2. +23 ... +25 C это наиболее комфортная температура воды в море. Более теплая морская вода теряет многие свои полезные свойства.

3. Плавание повышает в 20 раз уровень гормона роста соматотрофина в крови у детей. Таким образом, к плюсам плавания можно отнести то, что оно способствует правильному развитию детского организма.

4. По сравнению с другими спортсменами среди пловцов встречается в 2 раза меньше людей, страдающих гипертонией.

5. Плавание кролем помогает сделать талию более тонкой.

6. Плавание полезно для сердечно-сосудистой системы. У людей, которые регулярно занимаются плаванием, частота сердечных сокращений составляет от 60 до 55 ударов в минуту. У людей, которые не любят плавание, сердечный ритм обычно находится в пределах 65-57 ударов в минуту.

7. Австралийские ученые провели исследование с участием 180 детей от 3 до 5 лет с целью излучить их находчивость и изобретательность. В результате выяснилось, что дети, занимавшиеся плаванием в раннем возрасте, были намного развитее интеллектуально, чем их сверстники, которые не занимались плаванием. Этот интересный факт о плавании может помочь многим родителям определиться с видом спорта для своего ребенка.

8. Лучшее время для плавания - от 7 до 9 часов и от 18 до 20 часов. В начале дня организм расслаблен и наиболее восприимчив к нагрузкам. А вечером, в свою очередь, упражнения сжигают максимум калорий.

9. Масса человеческого тела в воде уменьшается до 10 раз. Людям, которые никогда не занимались спортом, могут начинать как раз с плавания. Занятие плаванием это лучшее решение для тех, кому противопоказаны другие виды спорта в связи с проблемами с суставами, спиной, а также людям с ожирением и беременным женщинам.

11. Даже если вы проводите только одну минуту в воде температурой 20 ° C, уровень гемоглобина в крови повышается.

12. Наиболее полезный стиль плавания - брасс. 30 минут активного плавания сжигает 360 калорий и вовлекает в процесс 70% мышц.

Интересно:
""Водная гипотеза обезьян’’ предполагает, что восемь миллионов лет назад предок современных людей вел полуводный образ жизни, основанный на поиске пищи для еды на мелководье. Мех, не являющийся эффективным изолятором в воде, мы потеряли, заменив его относительно высоким уровнем жировой прослойки. Одна привлекательная особенность этой гипотезы - то, что она объясняет, почему мы сохранили волосы на голове, особенно женщины. Поскольку если искали бы убежище от хищников, ныряя в воду, наши волосы на голове дали бы младенцам что-то, за что можно было бы держаться. Нет никаких доказательств существования водных обезьян, но люди плавали в течение по крайней мере 10 000 лет. Именно тогда были нарисованы горные изображения живописи в ""пещере пловцов’’ около Вади Сура в юго-западном Египте. Египтяне, персы и греки были всеми искусными пловцами: Платон сказал, что любой, кто не умеет плавать, испытывает недостаток в надлежащем образовании. Японцы проводили соревнования по спортивному плаванию с 36 года нашей эры. Средневековые английские рыцари плавали в броне. Это считалось одним из обязательных ""семи умений’’. Капитан Мэтью Вебб, (1848-1883) первым переплыл Ла-Маншав 1875 году, используя брасс. Плавание стало частью Олимпийских Игр с 1896.

На первых Олимпиадах было немало странных по сегодняшних меркам видов спорта. Например, метание копья обеими руками и толкание булыжника. На играх 1900 года в Париже было плавание с препятствиями на 200 метров — пловцам надо было пробираться среди погруженных в воду брёвен и нырять под поставленные на якорь лодки.

Пользу плавания для здоровья легко доказывают биографии многих спортсменов:

Например:

Трехкрактная олимпийская чемпионка, австралийская пловчиха Дон Фрезер занялась плаванием после перенесенного полиомиелита;
-чемпионка Европы и СССР Тина Леквеишвили пришла в бассейн, чтобы исправить осанку;
-шестикратный олимпийский чемпион Майкл Фелпс начал плавать, борясь с психическим отклонением (он был неспособен сосредоточиться и скоординировать свои движения, постоянно натыкался на предметы).

Причины заняться плаванием


Плавание оказывает большое оздоровительное влияние на человека. Благодаря систематическим занятиям плаванием устраняется чрезмерная возбудимость и раздражительность, укрепляется нервная система, воспитывается уверенность в себе, развивается умение управлять своими движениями в сложных условиях.

Связанное с погружением в воду охлаждение тела пловца и давление воды заставляют сердце работать энергичнее. В то же время давление воды облегчает приток крови к сердцу, а горизонтальное положение, которое принимает человек при плавании, значительно облегчает условия работы сердца. Таким образом, плавание, с одной стороны, побуждает сердце к усиленной деятельности и, с другой, — улучшает условия его работы.

Благодаря тому, что интенсивность мышечной работы при плавании может варьироваться в очень широких пределах (от пребывания в воде без движений до плавания с максимальной скоростью), упражнения в воде могут применяться с целью укрепления сердечно-сосудистой системы людьми самой различной физической подготовленности. Огромное влияние плавания на развитие сердечно-сосудистой системы подтверждается данными медицинских осмотров и наблюдений. По развитию сердца и мощности его работы пловцы стоят на одном из первых мест среди спортсменов всех видов cпopтa.

Плавание положительно влияет и на развитие дыхательной системы человека. Жизненная емкость легких у пловцов больше, чем у остальных спортсменов. При плавании активно работают почти все мышцы тела человека. Это благоприятствует развитию мышечного аппарата пловца, активизирует обмен веществ и улучшает функциональную деятельность внутренних органов.

Занятия плаванием повышают стойкость организма человека, закаливают его, уменьшая опасность получения заболеваний, связанных с простудой. Доставляют человеку большое удовольствие; для многих людей они являются средством здорового, активного, культурного отдыха и развлечения.

О пользе плавания

Плавание полезно всем и в любом возрасте, а обучение этому навыку желательно начинать как можно раньше.
Водная среда уникальна. В ней исключена возможность получения травм. Здесь человек находится в состоянии, напоминающем невесомость. Возникающая сила выталкивания позволяет уменьшить вес тела, испытываемый на суше. Во время плавания суставы лишены опорной нагрузки, что способствует росту костной ткани у детей.
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание организма: совершенствуется терморегуляция, повышается иммунитет, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Также укрепляется нервная система, поднимается общий тонус, совершенствуются движения.
Плавание благотворно воздействует не только на физическое развитие, но и на формирование личности ребенка.

Во время и после занятий плаванием, пусть даже в бассейне, а не море, происходит восстановление нервной системы. Как известно именно вода отлично снимает психологические переутомления, стрессы, помогает успокоить нервы, а также прекрасно борется с депрессией и бессонницей . Взаимодействие с водой помогает обрести душевное равновесие. После работы такой вид деятельности как плавание в бассейне многим помогает зарядиться новыми идеями, а также выпустить весь негатив после тяжелого дня, избавиться от разрушительных эмоций, гармонизируя свою личность.

Оздоровительное плавание снимает усталость душевную и физическую (конечно если не переусердствовать). Человек ощущает себя более бодрыми и готовым идти вперед. Это происходит и потому, что во время плавания воображение людей расширяется: они представляют себя в водном пространстве в глубине естественной природы, т. е. в чистом природном водоеме . Именно это перенесение души в иное пространство освежает и обновляет человеческое начало. Самое главное, что такой позитивный заряд энергии люди могут получить даже в бассейне. Особенно это эффективно, когда человек взрослеет. В этот период он часто теряет связь с природой, заложенную с самого рождения. Можно вспомнить, как в детстве многие из вас очень часто проводили свое лето в деревне у бабушки или на даче, и постоянно бегали купаться в различных водоемах: на речку, пруд или озеро. Почти каждый из нас с улыбкой может вспомнить, как наши родители и близкие люди выманивали нас из воды, а мы все купались до тех пор, пока не посинеют губы! Многие ходили в детстве в бассейн и с удовольствием вспоминают радостное приятное чувство, которое приносило нам купание в прозрачной и чистой воде. Это не удивительно, ведь после занятий в воде у человека поднимается настроение, так как повышается уровень гормона счастья - эндорфина.

Плавание оказывает мощный оздоровительный эффект не только на нервную систему, но и на сердечно-сосудистую, дыхательную, опорно-двигательную, имунную. Люди, которые систематически посещают бассейн, намного меньше страдают простудными заболеваниями и легче переносят перепады температуры.

Здоровый человек ближе к природе, а больной - к врачам и поликлинике.

Чем раньше вы начнете заниматься оздоровительным плаванием, тем дольше останетесь здоровым и красивым.

Польза плавания для физического здоровья просто колоссальна, а для души тем более. Попробуйте и убедитесь в этом сами!

Среди многообразия видов спорта плавание является одним из наиболее доступных для детей и подростков. Поэтому обучение плаванию лучше начинать в дошкольном или младшем школьном возрасте. Однако если ваш ребенок старше, это не значит, что время утеряно. Научиться плавать можно в любом возрасте.
В процессе регулярных занятий плаванием развивается, укрепляется и закаляется весь организм. Ни в одном другом виде спорта так гармонично не соединяются полезное и приятное. Ведь при занятиях плаванием достигается комплексное воздействие естественных факторов природы - солнца, воздуха и воды.

Обучение ребенка плаванию на открытой воде.

Занятия плаванием сопряжены со значительными для ребенка физическими нагрузками. Поэтому прежде чем приступить к ним, проверьте состояние здоровья своего ребенка у врача, получите его разрешение, прислушайтесь к его рекомендациям. С первых занятий обращайте внимание на постановку дыхания. Решить эту задачу помогают специальные упражнения пловца, которые можно изучить до начала плавательного сезона. Это выдохи через рот и нос под струями душа, выдохи в сомкнутые ладони, наполненные водой, при утреннем умывании, а также в любой сосуд, наполненный водой. За каждое такое занятие ребенок должен выполнить не менее 80-120 глубоких вдохов и выдохов в воду. Перед началом занятий желательно запастись простейшим инвентарем: 1-2 резиновыми мячами различной величины, доской из пенопласта размером 40х60 см (с закругленными краями) или надувным кругом диаметром 50-70см, 1-2 небольшими (не плавающими), ярко окрашенными и легко различимыми в воде предметами.

Обучая ребенка плаванию, следует помнить, что лучше всего занятия проводить в специально отведенных для этого местах - пляжах, зонах отдыха и т. д. Однако во всех случаях водоем должен удовлетворять следующим требованиям: вода достаточно чистая, глубина в водоеме увеличивается постепенно, дно плотное (лучше песчаное), без ям, впадин. На дне не должно быть предметов, которые могут стать причиной травмы. Если дно покрыто галькой, крупными и мелкими ракушками, необходимо запастись специальными резиновыми тапочками соответствующего размера. Для начального обучения необходимо выбрать участок без течения и волн. Ребенок, обучающийся плаванию, должен находиться под постоянным контролем родителей. Не забывайте, что теплоемкость воды гораздо выше теплоемкости воздуха и даже обычное пребывание в воде сопряжено с большими теплопотерями организма. Поэтому занятия с детьми младшего и среднего возраста следует проводить в воде температуры 20-21 °С, а с детьми старшего возраста - температуры 18-19 °С. Температура окружающего воздуха должна быть на 4-5 °С выше температуры воды. Не допускайте переохлаждения ребенка. Признаками переохлаждения являются «гусиная кожа», посинение губ, дрожь. При появлении хотя бы одного из этих признаков прекратите занятия, выведите ребенка на берег, вытрите его полотенцем и предложите сделать несколько физических упражнений, которые помогут ему согреться.
Продолжительность первых занятий в воде не должна превышать 6-10 мин для детей младшего и среднего возраста и 10-15 мин для детей старшего возраста. В последующем продолжительность занятий увеличивается. Она зависит от возраста и степени закаленности ребенка, температуры воды и воздуха.

Обучение плаванию следует начинать с так называемых общеразвивающих упражнений, выполняемых для мышц и суставов туловища, рук и ног. Выполнение детьми комплекса общеразвивающих упражнений способствует развитию силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. Эти упражнения являются хорошим средством коррекции позвоночного столба, грудной клетки, конечностей, улучшают осанку, целенаправленно воздействуют на развитие отдельных мышечных групп, повышают функциональные возможности организма. В качестве общеразвивающих упражнений используется ходьба, бег, подскоки, прыжки, упражнения с предметами и без предметов и т. д. Количество повторений, длительность выполнения упражнений от занятия к занятию необходимо постепенно увеличивать. Общая нагрузка на организм должна соответствовать физическому развитию, физической подготовленности детей и их возрасту.
Особенно благотворно влияние плавания на растущий детский организм. И чем раньше ребенок приобщится к плаванию, тем больше пользы получит его организм. Регулярные занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки, равномерно развивают все группы мышц. Вследствие горизонтального положения тела во время плавания и активных движений руками улучшается гибкость позвоночного столба, что позволяет широко использовать данный вид физической деятельности как средство предупреждения и лечения нарушений осанки, а также как эффективный фактор лечебной физической культуры. Велико закаливающее воздействие плавания. Особенно проявляется оно при занятиях в открытых водоемах, где температура воздуха и воды непостоянна. Это создает хорошие условия для адаптации организма человека к изменениям условий внешней среды. Дети-пловцы гораздо меньше подвержены воздействию простудных заболеваний. Кроме того, закаливание оказывает положительное влияние на деятельность центральной и периферической нервной системы - дети становятся более спокойными, хорошо спят. Преодолевая боязнь прохладной воды, естественное чувство усталости, наступающее после физических нагрузок, ребенок развивает силу воли, настойчивость, целеустремленность.

Пребывание в воде сопряжено с большой теплоотдачей организма, что в свою очередь усиливает кровообращение. А давление и сопротивление воды, возникающее во время плавания, оказывает специфическое влияние на работу сердца и циркуляцию крови. Так, например, при спокойном лежании на воде тело испытывает дополнительную нагрузку, равную 0,02-0,05 кг/см 2, возникающую в результате давления воды. При нырянии давление воды увеличивается пропорционально глубине погружения. В результате систематических нагрузок в воде укрепляется мышечная ткань предсердий и желудочков сердца, равномерно увеличивается объем полостей сердца, нормализуется артериальное давление, повышается эластичность стенок сосудов. Плавание оказывает большое влияние на деятельность пищеварительного аппарата. Экспериментальные данные, полученные в последнее десятилетие, показали, что дозированные физические нагрузки в плавании изменяют всасывательную функцию пищеварительного канала. Влияние плавания на органы дыхания Процессы обмена веществ и функционирования сердечно-сосудистой системы при плавании требуют достаточного снабжения организма кислородом. Однако дыхание в плавании затруднено вследствие давления воды на грудную и брюшную полости, а также тем, что при большинстве способов плавания рот и нос находятся относительно долгое время в воде. Полноценное дыхание в плавании достигается правильной его постановкой в процессе занятий. В результате этого укрепляются мышцы органов дыхания, растет жизненная емкость легких. Наблюдения, проведенные на детях, длительное время занимающихся плаванием, показывают, что они превосходят своих сверстников по всем показателям развития органов дыхания.

При начальном обучение плаванию детей и взрослых, нередко сталкиваются с проявлениями у своих учеников повышенной чувствительности и других нежелательных реакций при нахождении в водной среде. Обычно это называют водобоязнью, формой страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека.

Беспокойство взрослых за детей, не умеющих плавать, вполне понятно: ежегодная статистика несчастных случаев на воде довольно высока.
Как же оградить ребенка от несчастного случая на воде?
Есть только один способ – научить его плавать, чтобы вода стала для него родной стихией. Если, начиная обучение, мы видим, что малыш отчаянно сопротивляется и ничуть не разделяет нашего педагогического порыва, – значит, он боится воды!
Надо сказать, что чувство страха – это нормальная защитная реакция, основанная на инстинкте самосохранения.
Обычно страх возникает, если у человека уже существует биологическая предрасположенность, а причиной для его развития могут быть несколько обстоятельств.
Очень часто виновниками возникновения детских страхов становятся взрослые. Постоянно тревожась за благополучие своих чад, за их успехи в обучении, они невольно заражают своими страхами и ребят. Например, если педагоги и родители слишком эмоционально реагируют на каждую неудачу малыша в обучении плаванию, могут назвать его трусишкой, посмеяться, заставляют насильно что-либо выполнять или показывают ему свой испуг и т. д.
Чаще бывают такие случаи, когда после первой неудачной попытки в обучении маленький человек не хочет идти в бассейн, начинает капризничать, говорит, что он там утонет, что вода ему попадает в рот, нос, уши. Вместо того чтобы поддержать ребенка, объяснить, что эти неприятные ощущения пройдут, он к ним привыкнет, родители идут у него на поводу, разрешая ему не ходить на занятие. И так происходит многократно. В результате, когда у малыша вдруг появляется намерение пойти в бассейн, он видит, что его сверстники выполняют более сложные, по его мнению, упражнения, и у мнительного ребенка закрепляется еще больший страх перед водой и напрочь уходит желание посещать занятия.
Подобный страх иногда остается на всю жизнь.
Чаще всего боязнь воды возникает у детей после пяти лет. Так что учить плаванию предпочтительнее до этого возраста. Позднее обучение станет проходить сложнее и ребенку будет тяжелее преодолевать страх. Поэтому лучше начинать с рождения ребенка, а в дошкольном учреждении – не позднее чем со II младшей группы.

Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и особенно в глаза, в постоянном желании держаться за твердую опору. Давление воды и температурное воздействие вызывают особенности в движении, появляется затрудненность дыхания. Т. е. страх перед водой обычно связан с теми необычными ощущениями, которые вызывает у человека эта среда.

Поэтому очень важным этапом обучения является освоение водной среды, знакомство с физическими свойствами воды - плотностью, вязкостью, сопротивлением, выталкивающей силой, температурой. Поэтому на первых занятиях боязливых детей нельзя стыдить и насильно заставлять входить в воду. Постепенно, после того, как новички вошли в воду, им нужно дать возможность освоиться с местом купания, температурой воды, разогреться.

Водобоязнь - это субъективное проявление опыта ярких болезненных двигательных, физических, интеллектуальных и духовных страданий сохранившихся на сознательном, бессознательном, разноплановом уровнях предшествующих поколений людей, находившихся на грани жизни и смерти в условиях взаимодействия с водной средой.
Люди, страдающие водобоязнью, мучаются от осознания своего неумения плавать, от беспомощного состояния в воде и под водой, безысходности и надежды самому когда-либо научиться плавать.
В этой связи водобоязнь, прежде всего, отражает беспомощность проявить духовную силу, победить себя, выдержать испытание. Водобоязнь частично вызывает чувство обиды на других - умеющих плавать.
Водобоязнь включает и чувство вины, проявляясь снижении самооценки и социальной значимости, состояния постоянной тревоги при приближении к воде.
Исторический диапазон водобоязни очень широк - от изначальных страхов дикаря перед водой из-за незнания законов природы, до таких распространенных признаков, как страх беспомощного одиночества, бесполезности усилий, отсутствия твердой опоры. Наконец, неуверенность при обучении плаванию, страх перед неудачей, боязнь самого процесса обучения плаванию, и даже боязни самой водобоязни.
Водобоязнь, проявляясь индивидуально, может привести к неприятным переживаниям человека, лично не испытавшего опыт утопления, а увидевшего или услышавшего о печальной и негативной ситуации, случившейся с кем-либо другим и окончившейся смертью человека.

Водобоязнь имеет следующие основные особенности возникновения:
-страх смерти, как результата утопления
-ужас неведомого и невиданного
-генетически наследованные реакции на прошлые утопления
-личный опыт утопления (захлебывания), в том числе приобретенный в младенческом возрасте
-личный опыт оказания доврачебной помощи пострадавшему и окончившейся смертельным исходом
-общественный опыт предшествующих утоплений и несчастных случаев на воде, зафиксированный в книжных описаниях, кино, видеофильмах
-боязнь незавершенности дел и невыполненного долга, потеря детей (родителей)

В общем виде симптомы фобий могут включать:

нервозность и сильное волнение
головокружение
холодный пот
сухость во рту
дрожь
тошнота и рвота
расширение зрачков
мышечное напряжение
состояние оглушенности
обморок или близкое к нему состояние одышка
онемение
повышение давления и учащенное сердцебиение
приступ паники
чувство неизбежности и обреченности
потеря самоконтроля
дезориентация в пространстве
неспособность правильно оценить ситуацию и мыслить логически.

Со всеми вышеперечисленными трудностями водобоязни человек справляется при ее индивидуальном преодолении и последующим начальным обучении плаванию с помощью опытного тренера.

Часто бывает и так: ребенок систематически и успешно плавает в домашней ванне или в бассейне. Но летом, когда родители поехали с ним отдыхать и предложили искупаться в море, он не решился самостоятельно войти в воду. В этом случае сыграли свою роль психологические факторы: необозримость водного пространства, неизвестная глубина, "высокое небо", множество купающихся.

Особо следует отметить, что ребенка чаще пугает не сама вода, а ее обилие. В воде внимание детей рассеивается, в результате они плохо воспринимают незнакомый материал. Поэтому более целесообразным представляется ознакомление с новым материалом в раздевалке до начала занятий на воде, там же подводятся итоги и дается задание на дом.
Весь спектр новых ощущений в водной среде — состояние «полувесомости», легкость, плавучесть, раскованность мышц и суставов, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, повышение глубины дыхания, массирующее воздействие воды на кожу — сам по себе оказывает мощное воздействие на психику и организм ребенка. Задача взрослого (педагога-инструктора, родителя) — умело придать этим впечатлениям позитивную окраску и разумно использовать их в дальнейшем обучении.
Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками — это поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения. Инструктор-педагог должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать. Часто именно похвала ведет к заметному улучшению результата, способствует росту уверенности в собственных силах и развитию волевых качеств ребенка.

Главная задача инструктора по плаванию и родителей – помочь детям освоиться в воде, не испытывать боязни и страха, чувствовать себя уверенно и совершенно свободно.
Как победить боязнь воды?
Начинать надо с профилактических мер. Когда ребенок приходит в ясельную группу и еще не посещает занятия по плаванию, инструктор проводит совместную работу с воспитателями. Для детей младшего возраста организовываются несколько экскурсий в бассейн, где они вначале знакомятся с помещением, рассматривают игрушки, плавательные средства, узнают, для чего нужны надувные круги, нарукавники, мячи и обручи. В следующий раз они приходят, когда чаша бассейна наполнена водой, по ней плавают надувные игрушки, и малыши наблюдают за их передвижением, рассматривают предметы на дне бассейна. Инструктор объясняет ребятам, почему игрушки не тонут, знакомит их с некоторыми свойствами воды. На следующей экскурсии дети присутствуют на занятии средней группы, где наблюдают за играми других ребят, воспитатель акцентирует внимание дошкольников на правилах поведения в бассейне.
Во время первых активных занятий инструктор внимательно наблюдает за поведением детей в воде и определяет, кто из них боится воды и по какой причине.

Шаг за шагом

Для того чтобы процесс избавления от чувства страха проходил наиболее успешно, выделяют следующие этапы:

Свободное передвижение по дну бассейна с различными положениями рук разными способами. Знакомство со свойствами воды. Постепенное погружение в воду частей лица (подбородок, губы, нос, лоб, лежа на спине – уши). Умение делать вдох ртом и выдох через рот и нос одновременно. Задержка дыхания на несколько секунд (не закрывая носа пальцами). Выполнение выдоха в воду. Погружение всей головы в воду и открывание глаз в воде. Принятие горизонтального положения с использованием досок, надувных нарукавников. Выполнение упражнений «Стрела», «Звезда», «Медуза».

Решение каждой задачи проходит последовательно. Однако если ребенок уже свободно владеет умениями определенного этапа, то он пропускается и проводится работа по достижению следующей цели.
Для того чтобы познакомить детей со свойствами воды, быстрее научить их свободно передвигаться по дну бассейна с различными положениями рук в разных направлениях, используют дополнительное оборудование: большие и маленькие мячи, теннисные шарики, обручи, нарукавники, мелкие плавающие игрушки.
Огромное значение по преодолению страха перед водой на всех этапах работы имеет предварительная подготовка на суше. Эти занятия дают возможность ребенку понять конкретные упражнения или движения, а затем быстрее и правильнее освоить их в воде. Упражнения на суше выполняются большое количество раз с целью прочного закрепления навыка движений. На «сухих занятиях» дети учатся задерживать дыхание. Сначала закрывают нос пальчиками, чтобы понять, что такое не дышать. Делают шумные вдохи и выдохи. Затем повторяют это уже без помощи пальчиков. С этой целью используются игровые упражнения: «Надуем воздушный шарик », «Шарик лопнул и сдулся», «Подуй на перышко», «Остудим горячий чай», «Подуем в трубочку», «Пускаем мыльные пузыри».
Для занятий в бассейне дети делятся на подгруппы, во вторую из которых входят малыши, испытывающие страх перед водой.
Освоение задач первых трех этапов ведется одновременно и параллельно. Для этого используют подвижные игры и упражнения для ознакомления со свойствами воды: «Маленькие и большие ножки», «Рыбки резвятся», «Волны на море», «Найди свой домик», «Найди себе пару», «Медвежонок Умка и рыбки»; игры с погружением в воду для младшего возраста: «Поезд в тоннель», «А мы смелые ребята», «Море волнуется»; для старшего возраста: «Ловишка с мячом», «Охотники и утки», «Насос».
На третьем этапе дети учатся делать пузыри. Для этого малышам надо погрузить нижнюю часть лица в воду и понемногу выпускать воздух изо рта. Получается что-то вроде фонтанчика из пузырьков. Специально создаются игровые ситуации, в которых ребенок все глубже заходит в воду, опуская в нее голову и делая фонтан, таким образом избавляясь от страха.
Большое место в мышлении дошкольника занимают ролевые игры и образные сравнения. Такие приемы необходимы на четвертом и последующих этапах обучения, если страх ребенка перед водой закреплен в подсознании и в его основе лежит какой-то неприятный опыт. Чаще всего это боязнь опустить голову в воду, потерять дно под ногами, страх, что вода попадет в нос или рот.

Образные сравнения помогают при выполнении таких упражнений, как «Глазки в воде», «Нос утонул», «Крокодил». После игры я обязательно хвалю малыша, рассказывая воспитателям и родителям в присутствии ребенка, как смело он себя вел и какие подвиги совершал.

Ролевые игры. Дети учатся многому, подражая другим, в том числе и персонажам игр. Игры помогают ребенку справиться со страхом. Их использование способствует обеспечению эмоциональности занятий, раскрепощению и освобождению от страхов.
На шестом и седьмом этапах очень важен показ упражнений, проводимых в бассейне. В таком случае дети не только зрительно воспринимают структуру движения, но и убеждаются в том, что его выполнение в воде вполне возможно. Это, в свою очередь, порождает уверенность и смелость, способствует скорейшему формированию новых навыков. Поэтому как на первом, так и на последующих занятиях необходимо многократно применять такой способ (с выполнением упражнений умеющим плавать дошкольником, а не инструктором). Малыш думает: «Раз получилось у моего сверстника – значит, получится и у меня», – а инструктор во время показа может одновременно давать комментарии и страховать ребенка.


Самые интересные факты о плавании:

1. Держась на поверхности воды (даже не обязательно плавая), вы можете сжечь до 200-300 калорий в час. Именно поэтому, говоря о том, что дает плавание, стоит заметить эффективность плавания при похудении.

2. +23 ... +25 C это наиболее комфортная температура воды в море. Более теплая морская вода теряет многие свои полезные свойства.

3. Плавание повышает в 20 раз уровень гормона роста соматотрофина в крови у детей. Таким образом, к плюсам плавания можно отнести то, что оно способствует правильному развитию детского организма.

4. По сравнению с другими спортсменами среди пловцов встречается в 2 раза меньше людей, страдающих гипертонией.

5. Плавание кролем помогает сделать талию более тонкой.

6. Плавание полезно для сердечно-сосудистой системы. У людей, которые регулярно занимаются плаванием, частота сердечных сокращений составляет от 60 до 55 ударов в минуту. У людей, которые не любят плавание, сердечный ритм обычно находится в пределах 65-57 ударов в минуту.

7. Австралийские ученые провели исследование с участием 180 детей от 3 до 5 лет с целью излучить их находчивость и изобретательность. В результате выяснилось, что дети, занимавшиеся плаванием в раннем возрасте, были намного развитее интеллектуально, чем их сверстники, которые не занимались плаванием. Этот интересный факт о плавании может помочь многим родителям определиться с видом спорта для своего ребенка.

8. Лучшее время для плавания - от 7 до 9 часов и от 18 до 20 часов. В начале дня организм расслаблен и наиболее восприимчив к нагрузкам. А вечером, в свою очередь, упражнения сжигают максимум калорий.

9. Масса человеческого тела в воде уменьшается до 10 раз. Людям, которые никогда не занимались спортом, могут начинать как раз с плавания. Занятие плаванием это лучшее решение для тех, кому противопоказаны другие виды спорта в связи с проблемами с суставами, спиной, а также людям с ожирением и беременным женщинам.

11. Даже если вы проводите только одну минуту в воде температурой 20 ° C, уровень гемоглобина в крови повышается.

12. Наиболее полезный стиль плавания - брасс. 30 минут активного плавания сжигает 360 калорий и вовлекает в процесс 70% мышц.

Интересно:
""Водная гипотеза обезьян’’ предполагает, что восемь миллионов лет назад предок современных людей вел полуводный образ жизни, основанный на поиске пищи для еды на мелководье. Мех, не являющийся эффективным изолятором в воде, мы потеряли, заменив его относительно высоким уровнем жировой прослойки. Одна привлекательная особенность этой гипотезы - то, что она объясняет, почему мы сохранили волосы на голове, особенно женщины. Поскольку если искали бы убежище от хищников, ныряя в воду, наши волосы на голове дали бы младенцам что-то, за что можно было бы держаться. Нет никаких доказательств существования водных обезьян, но люди плавали в течение по крайней мере 10 000 лет. Именно тогда были нарисованы горные изображения живописи в ""пещере пловцов’’ около Вади Сура в юго-западном Египте. Египтяне, персы и греки были всеми искусными пловцами: Платон сказал, что любой, кто не умеет плавать, испытывает недостаток в надлежащем образовании. Японцы проводили соревнования по спортивному плаванию с 36 года нашей эры. Средневековые английские рыцари плавали в броне. Это считалось одним из обязательных ""семи умений’’. Капитан Мэтью Вебб, (1848-1883) первым переплыл Ла-Маншав 1875 году, используя брасс. Плавание стало частью Олимпийских Игр с 1896.

На первых Олимпиадах было немало странных по сегодняшних меркам видов спорта. Например, метание копья обеими руками и толкание булыжника. На играх 1900 года в Париже было плавание с препятствиями на 200 метров - пловцам надо было пробираться среди погруженных в воду брёвен и нырять под поставленные на якорь лодки.

Пользу плавания для здоровья легко доказывают биографии многих спортсменов:

Например:

Трехкрактная олимпийская чемпионка, австралийская пловчиха Дон Фрезер занялась плаванием после перенесенного полиомиелита;
-чемпионка Европы и СССР Тина Леквеишвили пришла в бассейн, чтобы исправить осанку;
-шестикратный олимпийский чемпион Майкл Фелпс начал плавать, борясь с психическим отклонением (он был неспособен сосредоточиться и скоординировать свои движения, постоянно натыкался на предметы).

Причины заняться плаванием

Плавание оказывает большое оздоровительное влияние на человека. Благодаря систематическим занятиям плаванием устраняется чрезмерная возбудимость и раздражительность, укрепляется нервная система, воспитывается уверенность в себе, развивается умение управлять своими движениями в сложных условиях.

Связанное с погружением в воду охлаждение тела пловца и давление воды заставляют сердце работать энергичнее. В то же время давление воды облегчает приток крови к сердцу, а горизонтальное положение, которое принимает человек при плавании, значительно облегчает условия работы сердца. Таким образом, плавание, с одной стороны, побуждает сердце к усиленной деятельности и, с другой, - улучшает условия его работы.

Благодаря тому, что интенсивность мышечной работы при плавании может варьироваться в очень широких пределах (от пребывания в воде без движений до плавания с максимальной скоростью), упражнения в воде могут применяться с целью укрепления сердечно-сосудистой системы людьми самой различной физической подготовленности. Огромное влияние плавания на развитие сердечно-сосудистой системы подтверждается данными медицинских осмотров и наблюдений. По развитию сердца и мощности его работы пловцы стоят на одном из первых мест среди спортсменов всех видов cпopтa.

Плавание положительно влияет и на развитие дыхательной системы человека. Жизненная емкость легких у пловцов больше, чем у остальных спортсменов. При плавании активно работают почти все мышцы тела человека. Это благоприятствует развитию мышечного аппарата пловца, активизирует обмен веществ и улучшает функциональную деятельность внутренних органов.

Занятия плаванием повышают стойкость организма человека, закаливают его, уменьшая опасность получения заболеваний, связанных с простудой. Доставляют человеку большое удовольствие; для многих людей они являются средством здорового, активного, культурного отдыха и развлечения.

О пользе плавания

Плавание полезно всем и в любом возрасте, а обучение этому навыку желательно начинать как можно раньше.
Водная среда уникальна. В ней исключена возможность получения травм. Здесь человек находится в состоянии, напоминающем невесомость. Возникающая сила выталкивания позволяет уменьшить вес тела, испытываемый на суше. Во время плавания суставы лишены опорной нагрузки, что способствует росту костной ткани у детей.
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание организма: совершенствуется терморегуляция, повышается иммунитет, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Также укрепляется нервная система, поднимается общий тонус, совершенствуются движения.
Плавание благотворно воздействует не только на физическое развитие, но и на формирование личности ребенка.

Во время и после занятий плаванием, пусть даже в бассейне, а не море, происходит восстановление нервной системы. Как известно именно вода отлично снимает психологические переутомления, стрессы, помогает успокоить нервы, а также прекрасно борется с депрессией и бессонницей. Взаимодействие с водой помогает обрести душевное равновесие. После работы такой вид деятельности как плавание в бассейне многим помогает зарядиться новыми идеями, а также выпустить весь негатив после тяжелого дня, избавиться от разрушительных эмоций, гармонизируя свою личность.

Оздоровительное плавание снимает усталость душевную и физическую (конечно если не переусердствовать). Человек ощущает себя более бодрыми и готовым идти вперед. Это происходит и потому, что во время плавания воображение людей расширяется: они представляют себя в водном пространстве в глубине естественной природы, т.е. в чистом природном водоеме. Именно это перенесение души в иное пространство освежает и обновляет человеческое начало. Самое главное, что такой позитивный заряд энергии люди могут получить даже в бассейне. Особенно это эффективно, когда человек взрослеет. В этот период он часто теряет связь с природой, заложенную с самого рождения. Можно вспомнить, как в детстве многие из вас очень часто проводили свое лето в деревне у бабушки или на даче, и постоянно бегали купаться в различных водоемах: на речку, пруд или озеро. Почти каждый из нас с улыбкой может вспомнить, как наши родители и близкие люди выманивали нас из воды, а мы все купались до тех пор, пока не посинеют губы! Многие ходили в детстве в бассейн и с удовольствием вспоминают радостное приятное чувство, которое приносило нам купание в прозрачной и чистой воде. Это не удивительно, ведь после занятий в воде у человека поднимается настроение, так как повышается уровень гормона счастья - эндорфина.

Плавание оказывает мощный оздоровительный эффект не только на нервную систему, но и на сердечно-сосудистую, дыхательную, опорно-двигательную, имунную. Люди, которые систематически посещают бассейн, намного меньше страдают простудными заболеваниями и легче переносят перепады температуры.

Здоровый человек ближе к природе, а больной - к врачам и поликлинике.

Чем раньше вы начнете заниматься оздоровительным плаванием, тем дольше останетесь здоровым и красивым.

Польза плавания для физического здоровья просто колоссальна, а для души тем более. Попробуйте и убедитесь в этом сами!
Среди многообразия видов спорта плавание является одним из наиболее доступных для детей и подростков. Поэтому обучение плаванию лучше начинать в дошкольном или младшем школьном возрасте. Однако если ваш ребенок старше, это не значит, что время утеряно. Научиться плавать можно в любом возрасте.
В процессе регулярных занятий плаванием развивается, укрепляется и закаляется весь организм. Ни в одном другом виде спорта так гармонично не соединяются полезное и приятное. Ведь при занятиях плаванием достигается комплексное воздействие естественных факторов природы - солнца, воздуха и воды.

Обучение ребенка плаванию на открытой воде.

Занятия плаванием сопряжены со значительными для ребенка физическими нагрузками. Поэтому прежде чем приступить к ним, проверьте состояние здоровья своего ребенка у врача, получите его разрешение, прислушайтесь к его рекомендациям. С первых занятий обращайте внимание на постановку дыхания. Решить эту задачу помогают специальные упражнения пловца, которые можно изучить до начала плавательного сезона. Это выдохи через рот и нос под струями душа, выдохи в сомкнутые ладони, наполненные водой, при утреннем умывании, а также в любой сосуд, наполненный водой. За каждое такое занятие ребенок должен выполнить не менее 80-120 глубоких вдохов и выдохов в воду. Перед началом занятий желательно запастись простейшим инвентарем: 1-2 резиновыми мячами различной величины, доской из пенопласта размером 40х60 см (с закругленными краями) или надувным кругом диаметром 50-70см, 1-2 небольшими (не плавающими), ярко окрашенными и легко различимыми в воде предметами.

Обучая ребенка плаванию, следует помнить, что лучше всего занятия проводить в специально отведенных для этого местах - пляжах, зонах отдыха и т. д. Однако во всех случаях водоем должен удовлетворять следующим требованиям: вода достаточно чистая, глубина в водоеме увеличивается постепенно, дно плотное (лучше песчаное), без ям, впадин. На дне не должно быть предметов, которые могут стать причиной травмы. Если дно покрыто галькой, крупными и мелкими ракушками, необходимо запастись специальными резиновыми тапочками соответствующего размера. Для начального обучения необходимо выбрать участок без течения и волн. Ребенок, обучающийся плаванию, должен находиться под постоянным контролем родителей. Не забывайте, что теплоемкость воды гораздо выше теплоемкости воздуха и даже обычное пребывание в воде сопряжено с большими теплопотерями организма. Поэтому занятия с детьми младшего и среднего возраста следует проводить в воде температуры 20-21 °С, а с детьми старшего возраста - температуры 18-19 °С. Температура окружающего воздуха должна быть на 4-5 °С выше температуры воды. Не допускайте переохлаждения ребенка. Признаками переохлаждения являются «гусиная кожа», посинение губ, дрожь. При появлении хотя бы одного из этих признаков прекратите занятия, выведите ребенка на берег, вытрите его полотенцем и предложите сделать несколько физических упражнений, которые помогут ему согреться.
Продолжительность первых занятий в воде не должна превышать 6-10 мин для детей младшего и среднего возраста и 10-15 мин для детей старшего возраста. В последующем продолжительность занятий увеличивается. Она зависит от возраста и степени закаленности ребенка, температуры воды и воздуха.

Обучение плаванию следует начинать с так называемых общеразвивающих упражнений, выполняемых для мышц и суставов туловища, рук и ног. Выполнение детьми комплекса общеразвивающих упражнений способствует развитию силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. Эти упражнения являются хорошим средством коррекции позвоночного столба, грудной клетки, конечностей, улучшают осанку, целенаправленно воздействуют на развитие отдельных мышечных групп, повышают функциональные возможности организма. В качестве общеразвивающих упражнений используется ходьба, бег, подскоки, прыжки, упражнения с предметами и без предметов и т. д. Количество повторений, длительность выполнения упражнений от занятия к занятию необходимо постепенно увеличивать. Общая нагрузка на организм должна соответствовать физическому развитию, физической подготовленности детей и их возрасту.
Особенно благотворно влияние плавания на растущий детский организм. И чем раньше ребенок приобщится к плаванию, тем больше пользы получит его организм. Регулярные занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки, равномерно развивают все группы мышц. Вследствие горизонтального положения тела во время плавания и активных движений руками улучшается гибкость позвоночного столба, что позволяет широко использовать данный вид физической деятельности как средство предупреждения и лечения нарушений осанки, а также как эффективный фактор лечебной физической культуры. Велико закаливающее воздействие плавания. Особенно проявляется оно при занятиях в открытых водоемах, где температура воздуха и воды непостоянна. Это создает хорошие условия для адаптации организма человека к изменениям условий внешней среды. Дети-пловцы гораздо меньше подвержены воздействию простудных заболеваний. Кроме того, закаливание оказывает положительное влияние на деятельность центральной и периферической нервной системы - дети становятся более спокойными, хорошо спят. Преодолевая боязнь прохладной воды, естественное чувство усталости, наступающее после физических нагрузок, ребенок развивает силу воли, настойчивость, целеустремленность.

Пребывание в воде сопряжено с большой теплоотдачей организма, что в свою очередь усиливает кровообращение. А давление и сопротивление воды, возникающее во время плавания, оказывает специфическое влияние на работу сердца и циркуляцию крови. Так, например, при спокойном лежании на воде тело испытывает дополнительную нагрузку, равную 0,02-0,05 кг/см 2, возникающую в результате давления воды. При нырянии давление воды увеличивается пропорционально глубине погружения. В результате систематических нагрузок в воде укрепляется мышечная ткань предсердий и желудочков сердца, равномерно увеличивается объем полостей сердца, нормализуется артериальное давление, повышается эластичность стенок сосудов. Плавание оказывает большое влияние на деятельность пищеварительного аппарата. Экспериментальные данные, полученные в последнее десятилетие, показали, что дозированные физические нагрузки в плавании изменяют всасывательную функцию пищеварительного канала. Влияние плавания на органы дыхания Процессы обмена веществ и функционирования сердечно-сосудистой системы при плавании требуют достаточного снабжения организма кислородом. Однако дыхание в плавании затруднено вследствие давления воды на грудную и брюшную полости, а также тем, что при большинстве способов плавания рот и нос находятся относительно долгое время в воде. Полноценное дыхание в плавании достигается правильной его постановкой в процессе занятий. В результате этого укрепляются мышцы органов дыхания, растет жизненная емкость легких. Наблюдения, проведенные на детях, длительное время занимающихся плаванием, показывают, что они превосходят своих сверстников по всем показателям развития органов дыхания.

При начальном обучение плаванию детей и взрослых, нередко сталкиваются с проявлениями у своих учеников повышенной чувствительности и других нежелательных реакций при нахождении в водной среде. Обычно это называют водобоязнью, формой страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека.

Беспокойство взрослых за детей, не умеющих плавать, вполне понятно: ежегодная статистика несчастных случаев на воде довольно высока.
Как же оградить ребенка от несчастного случая на воде?
Есть только один способ – научить его плавать, чтобы вода стала для него родной стихией. Если, начиная обучение, мы видим, что малыш отчаянно сопротивляется и ничуть не разделяет нашего педагогического порыва, – значит, он боится воды!
Надо сказать, что чувство страха – это нормальная защитная реакция, основанная на инстинкте самосохранения.
Обычно страх возникает, если у человека уже существует биологическая предрасположенность, а причиной для его развития могут быть несколько обстоятельств.
Очень часто виновниками возникновения детских страхов становятся взрослые. Постоянно тревожась за благополучие своих чад, за их успехи в обучении, они невольно заражают своими страхами и ребят. Например, если педагоги и родители слишком эмоционально реагируют на каждую неудачу малыша в обучении плаванию, могут назвать его трусишкой, посмеяться, заставляют насильно что-либо выполнять или показывают ему свой испуг и т.д.
Чаще бывают такие случаи, когда после первой неудачной попытки в обучении маленький человек не хочет идти в бассейн, начинает капризничать, говорит, что он там утонет, что вода ему попадает в рот, нос, уши. Вместо того чтобы поддержать ребенка, объяснить, что эти неприятные ощущения пройдут, он к ним привыкнет, родители идут у него на поводу, разрешая ему не ходить на занятие. И так происходит многократно. В результате, когда у малыша вдруг появляется намерение пойти в бассейн, он видит, что его сверстники выполняют более сложные, по его мнению, упражнения, и у мнительного ребенка закрепляется еще больший страх перед водой и напрочь уходит желание посещать занятия.
Подобный страх иногда остается на всю жизнь.
Чаще всего боязнь воды возникает у детей после пяти лет. Так что учить плаванию предпочтительнее до этого возраста. Позднее обучение станет проходить сложнее и ребенку будет тяжелее преодолевать страх. Поэтому лучше начинать с рождения ребенка, а в дошкольном учреждении – не позднее чем со II младшей группы.

Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и особенно в глаза, в постоянном желании держаться за твердую опору. Давление воды и температурное воздействие вызывают особенности в движении, появляется затрудненность дыхания. Т.е. страх перед водой обычно связан с теми необычными ощущениями, которые вызывает у человека эта среда.

Поэтому очень важным этапом обучения является освоение водной среды, знакомство с физическими свойствами воды - плотностью, вязкостью, сопротивлением, выталкивающей силой, температурой. Поэтому на первых занятиях боязливых детей нельзя стыдить и насильно заставлять входить в воду. Постепенно, после того, как новички вошли в воду, им нужно дать возможность освоиться с местом купания, температурой воды, разогреться.

Водобоязнь - это субъективное проявление опыта ярких болезненных двигательных, физических, интеллектуальных и духовных страданий сохранившихся на сознательном, бессознательном, разноплановом уровнях предшествующих поколений людей, находившихся на грани жизни и смерти в условиях взаимодействия с водной средой.
Люди, страдающие водобоязнью, мучаются от осознания своего неумения плавать, от беспомощного состояния в воде и под водой, безысходности и надежды самому когда-либо научиться плавать.
В этой связи водобоязнь, прежде всего, отражает беспомощность проявить духовную силу, победить себя, выдержать испытание. Водобоязнь частично вызывает чувство обиды на других - умеющих плавать.
Водобоязнь включает и чувство вины, проявляясь снижении самооценки и социальной значимости, состояния постоянной тревоги при приближении к воде.
Исторический диапазон водобоязни очень широк - от изначальных страхов дикаря перед водой из-за незнания законов природы, до таких распространенных признаков, как страх беспомощного одиночества, бесполезности усилий, отсутствия твердой опоры. Наконец, неуверенность при обучении плаванию, страх перед неудачей, боязнь самого процесса обучения плаванию, и даже боязни самой водобоязни.
Водобоязнь, проявляясь индивидуально, может привести к неприятным переживаниям человека, лично не испытавшего опыт утопления, а увидевшего или услышавшего о печальной и негативной ситуации, случившейся с кем-либо другим и окончившейся смертью человека.

Водобоязнь имеет следующие основные особенности возникновения:
-страх смерти, как результата утопления
-ужас неведомого и невиданного
-генетически наследованные реакции на прошлые утопления
-личный опыт утопления (захлебывания), в том числе приобретенный в младенческом возрасте
-личный опыт оказания доврачебной помощи пострадавшему и окончившейся смертельным исходом
-общественный опыт предшествующих утоплений и несчастных случаев на воде, зафиксированный в книжных описаниях, кино, видеофильмах
-боязнь незавершенности дел и невыполненного долга, потеря детей (родителей)

В общем виде симптомы фобий могут включать:

нервозность и сильное волнение
головокружение
холодный пот
сухость во рту
дрожь
тошнота и рвота
расширение зрачков
мышечное напряжение
состояние оглушенности
обморок или близкое к нему состояние одышка
онемение
повышение давления и учащенное сердцебиение
приступ паники
чувство неизбежности и обреченности
потеря самоконтроля
дезориентация в пространстве
неспособность правильно оценить ситуацию и мыслить логически.

Со всеми вышеперечисленными трудностями водобоязни человек справляется при ее индивидуальном преодолении и последующим начальным обучении плаванию с помощью опытного тренера.

Часто бывает и так: ребенок систематически и успешно плавает в домашней ванне или в бассейне. Но летом, когда родители поехали с ним отдыхать и предложили искупаться в море, он не решился самостоятельно войти в воду. В этом случае сыграли свою роль психологические факторы: необозримость водного пространства, неизвестная глубина, "высокое небо", множество купающихся.

Особо следует отметить, что ребенка чаще пугает не сама вода, а ее обилие. В воде внимание детей рассеивается, в результате они плохо воспринимают незнакомый материал. Поэтому более целесообразным представляется ознакомление с новым материалом в раздевалке до начала занятий на воде, там же подводятся итоги и дается задание на дом.
Весь спектр новых ощущений в водной среде - состояние «полувесомости», легкость, плавучесть, раскованность мышц и суставов, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, повышение глубины дыхания, массирующее воздействие воды на кожу - сам по себе оказывает мощное воздействие на психику и организм ребенка. Задача взрослого (педагога-инструктора, родителя) - умело придать этим впечатлениям позитивную окраску и разумно использовать их в дальнейшем обучении.
Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками - это поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения. Инструктор-педагог должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать. Часто именно похвала ведет к заметному улучшению результата, способствует росту уверенности в собственных силах и развитию волевых качеств ребенка.

Главная задача инструктора по плаванию и родителей – помочь детям освоиться в воде, не испытывать боязни и страха, чувствовать себя уверенно и совершенно свободно.
Как победить боязнь воды?
Начинать надо с профилактических мер. Когда ребенок приходит в ясельную группу и еще не посещает занятия по плаванию, инструктор проводит совместную работу с воспитателями. Для детей младшего возраста организовываются несколько экскурсий в бассейн, где они вначале знакомятся с помещением, рассматривают игрушки, плавательные средства, узнают, для чего нужны надувные круги, нарукавники, мячи и обручи. В следующий раз они приходят, когда чаша бассейна наполнена водой, по ней плавают надувные игрушки, и малыши наблюдают за их передвижением, рассматривают предметы на дне бассейна. Инструктор объясняет ребятам, почему игрушки не тонут, знакомит их с некоторыми свойствами воды. На следующей экскурсии дети присутствуют на занятии средней группы, где наблюдают за играми других ребят, воспитатель акцентирует внимание дошкольников на правилах поведения в бассейне.
Во время первых активных занятий инструктор внимательно наблюдает за поведением детей в воде и определяет, кто из них боится воды и по какой причине.

Шаг за шагом

Для того чтобы процесс избавления от чувства страха проходил наиболее успешно, выделяют следующие этапы:


  1. Свободное передвижение по дну бассейна с различными положениями рук разными способами. Знакомство со свойствами воды.

  2. Постепенное погружение в воду частей лица (подбородок, губы, нос, лоб, лежа на спине – уши).

  3. Умение делать вдох ртом и выдох через рот и нос одновременно. Задержка дыхания на несколько секунд (не закрывая носа пальцами).

  4. Выполнение выдоха в воду.

  5. Погружение всей головы в воду и открывание глаз в воде.

  6. Принятие горизонтального положения с использованием досок, надувных нарукавников.

  7. Выполнение упражнений «Стрела», «Звезда», «Медуза».
Решение каждой задачи проходит последовательно. Однако если ребенок уже свободно владеет умениями определенного этапа, то он пропускается и проводится работа по достижению следующей цели.
Для того чтобы познакомить детей со свойствами воды, быстрее научить их свободно передвигаться по дну бассейна с различными положениями рук в разных направлениях, используют дополнительное оборудование: большие и маленькие мячи, теннисные шарики, обручи, нарукавники, мелкие плавающие игрушки.
Огромное значение по преодолению страха перед водой на всех этапах работы имеет предварительная подготовка на суше. Эти занятия дают возможность ребенку понять конкретные упражнения или движения, а затем быстрее и правильнее освоить их в воде. Упражнения на суше выполняются большое количество раз с целью прочного закрепления навыка движений. На «сухих занятиях» дети учатся задерживать дыхание. Сначала закрывают нос пальчиками, чтобы понять, что такое не дышать. Делают шумные вдохи и выдохи. Затем повторяют это уже без помощи пальчиков. С этой целью используются игровые упражнения: «Надуем воздушный шарик», «Шарик лопнул и сдулся», «Подуй на перышко», «Остудим горячий чай», «Подуем в трубочку», «Пускаем мыльные пузыри».
Для занятий в бассейне дети делятся на подгруппы, во вторую из которых входят малыши, испытывающие страх перед водой.
Освоение задач первых трех этапов ведется одновременно и параллельно. Для этого используют подвижные игры и упражнения для ознакомления со свойствами воды: «Маленькие и большие ножки», «Рыбки резвятся», «Волны на море», «Найди свой домик», «Найди себе пару», «Медвежонок Умка и рыбки»; игры с погружением в воду для младшего возраста: «Поезд в тоннель», «А мы смелые ребята», «Море волнуется»; для старшего возраста: «Ловишка с мячом», «Охотники и утки», «Насос».
На третьем этапе дети учатся делать пузыри. Для этого малышам надо погрузить нижнюю часть лица в воду и понемногу выпускать воздух изо рта. Получается что-то вроде фонтанчика из пузырьков. Специально создаются игровые ситуации, в которых ребенок все глубже заходит в воду, опуская в нее голову и делая фонтан, таким образом избавляясь от страха.
Большое место в мышлении дошкольника занимают ролевые игры и образные сравнения. Такие приемы необходимы на четвертом и последующих этапах обучения, если страх ребенка перед водой закреплен в подсознании и в его основе лежит какой-то неприятный опыт. Чаще всего это боязнь опустить голову в воду, потерять дно под ногами, страх, что вода попадет в нос или рот.

Образные сравнения помогают при выполнении таких упражнений, как «Глазки в воде», «Нос утонул», «Крокодил». После игры я обязательно хвалю малыша, рассказывая воспитателям и родителям в присутствии ребенка, как смело он себя вел и какие подвиги совершал.

Ролевые игры. Дети учатся многому, подражая другим, в том числе и персонажам игр. Игры помогают ребенку справиться со страхом. Их использование способствует обеспечению эмоциональности занятий, раскрепощению и освобождению от страхов.
На шестом и седьмом этапах очень важен показ упражнений, проводимых в бассейне. В таком случае дети не только зрительно воспринимают структуру движения, но и убеждаются в том, что его выполнение в воде вполне возможно. Это, в свою очередь, порождает уверенность и смелость, способствует скорейшему формированию новых навыков. Поэтому как на первом, так и на последующих занятиях необходимо многократно применять такой способ (с выполнением упражнений умеющим плавать дошкольником, а не инструктором). Малыш думает: «Раз получилось у моего сверстника – значит, получится и у меня», – а инструктор во время показа может одновременно давать комментарии и страховать ребенка.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!