Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Ритм боя. Контроль боя. Для правильной ритм-партий на электрогитаре

Чувство ритма – одна из важнейших черт, которая должна присутствовать у любого музыканта. Вырабатывать его следует с самых первых занятий на инструменте, поскольку, чем дальше вы будете продвигаться в своем обучении, тем сложнее будет привить его. Ритмов на гитаре существует огромное количество, и, по сути, для каждой песни он свой. Тем не менее, существует ряд уже принятых канонов, от которого отталкиваются все композиторы, и именно им и посвящена данная статья. В ней мы рассмотрим стандартные , объясним, как играть внутри них и как ориентироваться в размерах и тактах.

Виды ритмов на гитаре по стилю

Стандартный ритм под гитару 4/4

Еще его называют 2/4, в зависимости от количества тактов. Это самый стандартный ритмический рисунок, в котором записано большинство музыкальных произведений. Именно в этом размере играются такие известные бои как «четверка», «шестерка» и «восьмерка».

Вальсовый ритм на гитаре

Этот размер еще называют 3/4. Также очень популярный ритм, на котором построено огромное количество произведений. Рассчитывается он так: «Раз-два-три», и каждый такт включает в себя три полных удара.

Ритм на счет 123-123-12

Стандартный рок и поп-ритм, в котором акцент выставляется на первую, четвертую и седьмую проигрываемые ноты. Разумеется, существуют и исключения – все зависит от того, какие акценты раздают ударные, и какие требуются композиции.

Галоп

Жесткий и прямолинейный ритм, под который часто играются металические . Этот рисунок был популяризирован олдскульными метал-командами и применяется и по сей день.

Классический рисунок, от которого пошли многие другие Представляет из себя последовательные удары медиатором с акцентом на первую и третью доли. Именно с него начинают свое обучение большая часть новичков.

Ска-панковый ритм

Довольно интересный рисунок, который применяет в себе не очень распространенную технику апстроука. Акцент в данном случае выставляется не на сильную, как делали бы другие , а на слабую долю, благодаря чему достигается интересная и необычная пульсация. При этом очень часто используются аккорды без баса вообще.

Регги

Родоначальник ска-ритма, здесь акцент так же выставляется на слабую долю. Разница в том, что здесь используется бас, а также все играется не чесом, а ударами вверх и вниз.

Фанк

Ритм, который характерен для одноименного жанра музыки. Его фишка в отрывистом звучании всех аккордов, с паузами между ними. Это довольно сложный рисунок, к которому надо привыкать, и, тем не менее, он значительно разнообразит вашу игру.

Кантри

Ритмический рисунок, в котором главной фишкой является особая басовая мелодия, сыгранная на гитаре. В кантри он как бы акцентирует отдельные ноты аккорда, расширяя и дополняя их. Кроме того, часто используется прием легато, за счет чего и достигается та самая мелодика, характерная для кантри.

Блатной ритм

Очень похожий на кантри ритм, который, тем не менее, значительно упрощен. Здесь все играется пальцами, при этом по струнам может делаться несколько ударов. Благодаря этому достигается характерная раскачка мелодии и своеобразная ритмика.

Как научиться ритму на гитаре. Краткая теория ритма

Вступительная часть. Измерение скорости ритма – темп

Темп – это то, с какой скорость отсчитываются восьмые ноты внутри всей песни. По сути, это скорость композиции, в которой существуют все инструменты. Обычно он отсчитывается при помощи метронома. , и как его использовать, можно прочитать в соответствующей статье. Композиция может менять свой темп по ходу игры, однако ни один инструмент не должен выбиваться из него.

Темп секундной стрелки

Если у вас под рукой нет , то попробуйте ориентироваться по темпу секундной стрелки на любых настенных часах. Он составляет 60 ударов в минуту. Если вы в один удар будете играть сразу две ноты, то тогда темп станет 120, и так далее.

Счет на 4 удара

Самый простой способ отсчета темпа, который используется в размерах, кратных 4. Вы просто считаете в уме «раз-два-три-четыре», и акцентируете ноты на первый и третий удар, либо на второй и четвертый.

Счет на 3 удара 123 (раз-два-три)

Вальсовый отсчет. То же самое, что и отсчет на четыре, но внутри такта вы отсчитываете «Раз-два-три». Чаще всего акцент выставляется на каждый первый удар – как в метрономе, так и на самом инструменте.

Сильные и слабые доли такта. Паузы

В каждом такте существуют так называемые сильные и слабые доли. На первые выставляются акценты – как правило, это удары в бас-барабан, либо более сильный удар по струне. На слабую идет удар в малый барабан, а также отсутствие акцента. В паузах каждой партии инструмент продолжает играть, при этом каждая пауза тоже равна какой-то части такта. То есть, при паузах вы все равно слушаете метроном и считаете, сколько ударов он делает.

Разделение ритма на два с помощью «И» (раз и два и)

Очень удобным способом считается разделение ритма при помощи фразы «и», то есть вы считаете как «Раз – и – два – и – три – и – четыре». Таким образом, каждая пауза удара метронома фиксируется и разделяется, благодаря чему вы будете понимать, в какой момент вам нужно играть, а в какой – нет.

Счет 123-123-12

Этот счет можно сгруппировать по нотам. Первые шесть ударов – это шесть восьмых нот. Последние два – две восьмых. Таким образом, мы имеем восемь восьмых нот, которые равны четырем четвертым. В этом случае отсчет выглядит таким образом – «Раз и два» «и три и» «четыре и», и так далее.

Как играть в ритме 123-123-12

Способ игры в этих ритмах под гитару ничем не отличается от остальных – вы играете восьмыми нотами вверх и вниз, однако имеется несколько нюансов.

  1. Акцент выставляется на первом ударе, он же играет по всем струнам.
  2. Второй удар играет только басовые ноты, без первой и второй струны.
  3. При игре любого рисунка, отличного от пункта 1 – глушите струны.

Где пригодятся на практике знания ритмов гитары

Для полноценной игры в музыкальной группе

Вам необходимо выучить различные ритмические рисунки, чтобы ваша музыка звучала ровно и едино. Если вы сбиваетесь с темпа, постоянно вылетаете из него, то тогда вам определенном стоит еще попрактиковаться, прежде чем организовывать свой коллектив.

Для правильной ритм-партий на электрогитаре

Опять же, чтобы правильно играть в такт барабанщику и правильно выставлять акценты, вам необходимо выучить все имеющиеся здесь ритмы. Кроме того, важно научиться играть под метроном, а также понимать, как строится ритмическая партия. Помимо прочего, разучивание разных ритмов разнообразит ваш стиль игры.

Для игры боем и исполнения аккомпанемента

Поскольку все виды боев, так или иначе, находятся внутри размеров, то очень важно привить себе чувство ритма для правильного исполнения песен. Особенно это критично при игре в несколько гитар, когда вылет одного музыканта из темпа чувствуется особенно остро.

Д ля игры перебором

Опять же, даже укладываются в определенный размер. А поскольку ноты внутри них играются раздельно, то и моменты, когда вы не успеваете или торопитесь, будут ощущаться еще более остро. Именно для того, чтобы этого избежать, и надо прививать себе чувство ритма.

Для исполнения перкуссионных приемов на акустической гитаре

Для правильного подбора перкуссии и стуков по акустической гитаре, вам надо понимать, когда это нужно сделать, а когда нет. Вопрос стоит даже в том, какой звук извлечь в конкретный момент. Здесь вам поможет знание долей и того, на какие из них нужно выставлять акценты.

Заключение

Как уже было сказано выше, ритм – основа любой музыки. Именно поэтому в первую очередь вам стоит озаботиться выработкой чувства ритма и ровной игры. Играйте под метроном, учите различные рисунки, и тогда вы не только станете играть четко, но и значительно расширите свой музыкальный кругозор, а также найдете множество интересных ходов.

«Суть не в том, какие удары ты бьешь, суть в том, как ты их бьешь.»

Это звучит как эта заезженная фраза, которую ты слышишь на протяжении всей своей жизни о том, что качество превыше количества. Что ж, это высказывание справедливо и в отношении к боксу. Выбрасывание качественных ударов (с точностью и таймингом) намного полезнее, чем выбрасывание ударов в гроздьями (растрачивая энергию и оставляя себя уязвимым).

Но суть не в одном только качестве. Выбрасывание ударов в разных ритмах сбивает соперников с толку. Ты можешь использовать разные ритмы, чтобы сделать свои атаки эффективнее, без изобретения новых ударов или использования лишней энергии.

Ты можешь создать бесконечное число комбинаций, даже пробивая одни и те же удары снова и снова…просто изменяя свой атакующий ритм!

Почему Тебе Нужно Менять Свой Ритм Атаки

Пробивание комбинаций с одним и тем же ритмом, это самый простой способ стать предсказуемым. Умные соперники могут предчувствовать, когда вылетит следующий удар и знают как реагировать на него, еще задолго до того, как ты пробил этот удар.

Вопрос: Какой самый предсказуемый атакующий ритм?

Ответ: ЖЕСТКО-ЖЕСТКО-ЖЕСТКО

Выбрасывание безостановочных жестких ударов это то, как будут атаковать большинство новичков. Это не кажется разумным, но это в точности то, что я раньше делал. Я выбрасывал ничего, кроме жестких ударов на протяжении месяцев. Мои удары стали быстрее и сильнее, но они по-прежнему были предсказуемыми. После спарринга с про боксером, он сказал мне: «Джонни, я могу чувствовать, когда вылетают твои удары. Ты постоянно бьешь одним и тем же образом.»

Он имел в виду, что я выбрасывал комбинации в одном и том же ритме — каждая комбинация звучала, как *бам!-бам!-бам!*. Каждый мог понять мой ритм и знал когда я буду атаковать. Благодаря этому небольшому моменту всем было легче уходить от моих атак. К счастью, я научился менять свой ритм, путем изменения скорости и сдерживанием своей мощи в определенных ударах. За эти годы я пришел к осознанию этих 7 основных ритмов атаки, использование которых вы будете видеть снова и снова.

Ритм Атаки #1. (быстро-ЖЕСТКО-быстро-ЖЕСТКО)

Примеры комбинаций:

  • 1-2-1-2
  • 2-3-2-3

Этот ритм простой, но он работает. Представь, как кто-то пробивает комбинацию 1-2-1-2. Вместо того, чтобы пробить все четыре удара мощно, ты пробиваешь джебы супер быстро и затем вбиваешь удар справа. Вместо бам-БАМ-бам-БАМ, твоя комбинация будет звучать, как баБАМ!-баБАМ!

Эта комбинация сразу же становится более эффективной, потому что ты делаешь больший упор на удары справа, подводя их к сопернику быстрее. Твой соперник сильно занят уходом от твоего джеба, и он пропускает удар справа. Это отличный ритм для бойцов с очень сильными кроссами. Быстрый джеб и ЖЕСТКИЙ кросс, снова и снова.

Ты можешь также быть оригинальным, как некоторые бойцы и пробивать комбинации 2-3-2-3 с этим ритмом. Как это работает — ты будешь пробивать легкие джебы справа, за которыми будут следовать жесткие левые хуки. Я помню, как Рой Джонс с легкостью перебоксировал своих соперников на Олимпийских Играх, используя такую же комбинацию.

Ритм Атаки #2. (быстро-быстро-ЖЕСТКО)

Примеры комбинаций:

  • 1-1-2
  • 1-2-3
  • 3-1-2

Это простая комбинация, но многие бойцы боятся пробивать ее в точности так, как она описана. Они боятся дожидаться третьего удара, который будет первым жестким ударом. Так или иначе, вот как это делается: пробей 2 очень быстрых удара, чтобы сбить соперника с толку и затем заканчивай 3-им жестким ударом. В первом примере комбинаций, ты пробиваешь 2 очень быстрых джеба, чтобы сбить своего соперника. Второй джеб будет неожиданным для соперника, если ты пробиваешь его достаточно быстро, что в свою очередь идеально подготовит почву для удара справа.

Как показано выше, ты также можешь пробивать комбинации 1-2-3 и 3-1-2 с этим же ритмом. Первые два быстрых удара должны заставить соперника поднять свою защиту, в то время как 3-ий удар доносит урон.

Ритм Атаки #3. (уход-быстро-быстро-быстро)

Примеры комбинаций:

  • уклон-2-3-2
  • уклон-2-1-1
  • блок-3-2-1
  • оттяжка-1-2-1

Это простой увертливый ритм атаки, который работает на удивление потрясающе. Все, что тебе нужно делать, это уйти от первого удара соперника, таким образом сбивая его ритм, и затем разгромить его быстрой трех-ударной контр-комбинацией прежде, чем он придет в чувство. Выше я привел несколько примеров простых комбинаций. Не беспокойся о том, что он бьет; уходи от первого удара и контери своими тремя. Продолжай делать так снова и снова.

Это превосходный ритм для высокоскоростных бойцов или бойцов с быстрыми руками. Я попросту подхожу к своему сопернику в манере преследователя. Как только он пробивает удар, я оттягиваюсь и затем возвращаюсь с 3 ударами. Делай так снова и снова для максимального урона. Попробуй!

Ритм Атаки #4. (быстро-уход-ЖЕСТКО)

Примеры комбинаций:

  • 1-уклон-2
  • 2-уклон-2
  • 2-заворот-2

Быстрый контр-атакующий ритм, который будет держать твоих соперников настороже. Пробей быстрый удар, уйди от контр-удара, затем жестко контери в ответ. Пробей джеб, уклонись от контр-удара, пробивай контр-удар справа. Или пробей удар справа, завернись от контр-удара, затем пробей жесткий контр-удар справа. Помогает действовать быстро и ловко. Эта комбинация лучше всего работает в начале боя, когда еще слишком рано вкладываться в удары, и в конце боя, когда соперники становятся ленивыми с нанесением контр-ударов.

Ритм Атаки #5. (быстро-быстро-уход-ЖЕСТКО)

Примеры комбинаций:

  • 1-1-1-уклон-2
  • 1-2-1-уклон-3
  • 1-1-2-заворот-2
  • 1-2-3-заворот-3

Еще один отличный атакующий ритм с уходом и ЖЕСТКИМ контр-ударом в конце. Пробей 3 быстрых удара, чтобы вызвать соперника на размен, уклонись от контр-удара соперника, и затем возвращайся с ЖЕСТКИМ контр-ударом. Сделай так правильно несколько раз и ты запугаешь своего соперника так, что он будет бояться бить в ответ.

В первом примере комбинаций, я уклоняюсь от контр-джеба. Во втором примере, я уклоняюсь от контр-удара справа. В третьей и четвертой комбинациях, я заворачиваюсь под контр-ударами справа и левыми хуками. Эти комбинации лучше всего работают против агрессивных бойцов и панчеров. Они охотно идут в размен, поэтому ты побеждаешь их нанесением быстрых ударов, чтобы заставить их наносить контр-удары, затем уходишь от них и жестко пробиваешь в ответ.

Ритм Атаки #6. (быстро-ЖЕСТКО-ЖЕСТКО-быстро)

Примеры комбинаций:

  • 1-2-3-1
  • 1-2-3-2-1 (быстро-ЖЕСТКО-ЖЕСТКО-ЖЕСТКО-быстро)

Этот ритм атаки, это серия жестких ударов, которая начинается и заканчивается быстрыми ударами. Быстрый удар в начале подготавливает тебе почву, а быстрый удар в конце помогает тебе уйти. Заключительный удар в конце должен быть быстрым, чтобы сбить контр-удар соперника. Теоретически, ты можешь пробивать бесконечные жесткие удары и пробивать быстрый удар, только когда ты чувствуешь, что твой соперник собирается пробить контр-удар.

Ритм Атаки #7. (ЖЕСТКО-ЖЕСТКО-ЖЕСТКО-уход-быстро-быстро-уход)

Примеры комбинаций:

  • 1-2-3-движение-1-1-движение
  • 2-3-2-движение-1-1-движение

Этот ритм очень увлекательный и чрезвычайно раздражающий для твоих соперников. Пробей 3 жестких удара, сместись, сдвоенный джеб, смещайся снова. Твой соперник будет терять баланс, потому что ты продолжаешь переключаться между жесткими и быстрыми комбинациями. Ты жестко попадаешь по нему и затем убегаешь, затем пробиваешь два джеба, когда он ожидает еще больше силовых ударов. При повторной атаке он вероятно будет ожидать размена против джебов, но теперь ты снова пробиваешь силовые удары. Твое постоянное движение будет сбивать его контр-атаки. Он будет защищаться не в то время и пытаться размениваться не в то время.

Некоторые из вас желают знать о разнице между быстрым ударом и жестким ударом. Разве не ВСЕ удары должны быть быстрыми и жесткими? В какой-то степени, да. Но также, невозможно перемещать свой вес с каждым ударом НА ПОЛНОЙ СКОРОСТИ. Что образует ударный ритм, это смешивание ударов руками для скорости и полное перемещение веса для мощи. Использование ритма сбивает твоего соперника, потому что некоторые удары летят быстрее или жестче, чем другие. Он не будет знать где сконцентрировать свою защиту и один только факт, что ты продолжаешь все постоянно менять, будет сбивать его с толку.

Быстрые Удары Подготавливают Жесткие Удары

Быстрые удары необязательно должны ложиться в цель. Они применяются для подготовки твоих жестких ударов. Поэтому, вместо того, чтобы стараться попасть, ты можешь пробовать пробивать в разные места (локоть, лоб, противоположная сторона, и тд), чтобы заставить его защищать разные плоскости и раскрыться для твоих жестких ударов. Ты можешь также пробивать быстрые удары по защите соперника или использовать финты, чтобы держать его в защите.

Комбинируй Разные Ритмы

Если ты еще не заметил к этому моменту, возможно переходить с одного ритма на другой. Используй разные ритмы, чтобы составлять разные комбинации, чтобы твой соперник не мог тебя просчитать. Ты можешь выигрывать целые бои, пробивая ничего, кроме одной двойки снова и снова, если ты используешь разные ритмы. Черт побери, это именно то, что делают некоторые чемпионы мира. 😉

Ритм – это основа любой мелодии. Поэтому перед тем, как приступать к подбору боя на акустической или электронной гитаре, убедитесь, что чувство ритма у вас достаточно развито.

Чувство ритма – это умение выделить в музыкальном потоке слабые и сильные доли и их длительность. Иметь чувство ритма гораздо важнее, чем наличие чуткого слуха.

Когда вы уверены наверняка, что уже владеете данным навыком, начинайте подбирать бой к песне с отстукивания ритма. Каждая мелодия имеет слабые и сильные доли. Попробуйте выявить их. Сделать это можно хлопками. Хлопайте в ладоши, попадая в ритмический рисунок, пока песнь будет играть. Через определенное время вы почувствуете, на каком моменте вас тянет хлопнуть ярче – это и будет сильная доля.

Простое упражнение

Самое простое упражнение, которое научит вас выявлять ритмический рисунок, не займет много времени. Вам понадобиться метроном (его можно купить в магазине музыкальных инструментов) и ладоши.

Запустите метроном на медленном режиме, например 45-50 ударов в минуту, и прохлопывайте каждый удар, просчитывая вслух. Затем старайтесь каждый четвертый удар выделять (хлопать сильнее) и ускорять удары метронома.

Это упражнение ни столько поможет вам правильно подобрать бой к песне, сколько даст понять, что ритм. Для более глубоко изучения следует обратиться к репетитору или к свободным материалам в интернете.

Гитарный бой

После того как вы разучите аккорды, можете преступать к подбору боя. В основном бой состоит из четырех элементов: удар по струнам вниз, удар вверх, глушение и пауза. Сильные доли обычно приходятся на удар по струнам вниз, слабые – вверх. А глушения и пауза – это «исполнительские украшения».

Подобрать аккорды самостоятельно способен только человек с чутким слухом и музыкальным образованием. Если вы не относитесь к данной категории людей, то воспользуйтесь уже готовыми подборками в интернете.

Не забывайте, что бой – это повторение одного и того же ритмического отрезка. В каждой песне есть определенный цикл, который постоянно повторяется. Почувствовав это, вы легко подберете бой.

Не пренебрегайте теми боями, которые повсеместно используются: бой, простая шестерка и т.д. На их основе вы сможете составить свой бой.

Будьте оригинальны!

Почему-то существует распространенное мнение, что, перепевая исполнителя, обязательно нужно делать все точь-в-точь. Безусловно, великие поэты и музыканты, перед тем великими, начинали с подражания.

Но подражание так и останется подражанием, если не вкладывать в исполняемое свою индивидуальность. Это все к тому, что, подбирая самостоятельно бой на гитаре к понравившейся песне, необязательно стремиться к полному копированию. Да, возможно, вместо удара вниз по струнам, как у автора, у вас будет пауза или удар вверх. Главное в песне – руководствоваться ритму. А подбирать точный бой необязательно.

Чтобы научиться играть боем на гитаре, нужно быть не только гитаристом, но и немножко барабанщиком. Бой – это не что иное, как совокупность отдельных штрихов, соединённых в определённых ритмический рисунок. Его характер во многом зависит от конкретного стиля (фламенко, рок, поп, регги, марш, танго) и размера (2/4, 4/4, 6/8). Также необходимо различать партии ритмического аккомпанемента для одной гитары и гитары в инструментальном окружении (группа, оркестр, диксиленд).

Ритмические рисунки

С чего же начать освоение игры боем? Как бы это странно не прозвучало, с того, что гитару нужно отложить в сторону и ознакомиться с основами ритмики. Для этого необходимо проанализировать длительности и размер в упражнении 1,а затем прохлопать в ладоши, записанные ритмические фигуры. Только не нужно пугаться нотной записи, если вы в ней ещё не разбираетесь, то самое время начать разбираться – это просто, а в помощь вам – « ».

Размер 4/4 в такте 4 доли, каждую долю отсчитываем ударом ноги и проговариваем 1 и … 2 и … 3 и … 4 и … В первом такте 4 четвертных ноты, значит на каждую долю (удар ноги) нужно сделать один хлопок. Необходимо чётко выдерживать ритм.

Освоив рисунок первого такта, можно переходить ко второму. Здесь на каждую долю такта приходится две восьмых ноты. На счёт это выглядит так: на “1” (одновременно с ударом ноги) – первая восьмая нота, на “и” (нога подымается) – вторая восьмая. Другими словами говоря, на каждый удар ноги два хлопка.

В третьем такте идёт чередование четвертной ноты и двух восьмых. На практике это выглядит следующим образом: 1 доля – “1 и” (одновременно с ударом ноги 1 хлопок), 2 доля (восьмые) – на “1” (одновременно с ударом ноги 1-ая восьмая), на “и” (нога подымается 2-ая восьмая). Третья доля играется как первая, четвёртая как вторая. Получается один длинный хлопок (1 и), затем два коротких (“2” – хлопок, “и” – хлопок) и опять длинный (3 и) и два коротких (4 и).

Теперь нужно повторить рисунок в 4-ом такте. Это собственно ритм боя, который будет рассматриваться в упражнении 4. Первые три доли такие же, как и во втором такте. Восьмые – на каждый удар ноги 2 хлопка, четвёртая доля (4 и) – четвертная нота, на удар ноги 1 хлопок.

Учимся играть боем на гитаре – упражнение 1

Теперь можно выученные рисунки сыграть на гитаре. Все упражнения рассматриваются на примере одного аккорда Am, чтобы сконцентрироваться на освоении приёма.

Кстати, если вы ещё не знаете, как сыграть аккорд Am на гитаре, то специально для вас у нас есть вводный урок – « », учитесь скорее!

В нотах, латинскими буквами указано, какими пальцами нужно ударять по струнам (схема обозначений – смотрим рисунок с рукой). Стрелочка указывает направление удара – вниз или вверх. Вверху над каждым ударом обозначена доля такта.

Первый такт играем переменным штрихом четвертными, удар вниз большим пальцем p (1 и), затем удар вверх указательным пальцем i (2 и) и аналогично 3 и 4 доли. Второй такт этим же штрихом, только уже восьмыми на “1” удар вниз p, на “и” удар вверх i. На каждою долю такта (удар ноги) получается два удара по струнам. В третьем такте чередуется четвертная с восьмыми – один длинный удар большим пальцем вниз (1 и) и два коротких указательным вверх (на “2” – удар и на “и” – удар).

Учимся играть боем на гитаре – упражнение 2

Это упражнение поможет освоить приём глушения струн, который очень часто используется при игре боем. В упражнении он обозначен символом X, который стоит вместо нот. Аккорд не снимается с грифа, пальцы левой руки сохраняют аппликатуру аккорда, в данном случае Am, а правая рука приглушает струны.

Теперь подробней о приёме: указательный палец (i) перед ударом по струнам находится в согнутом состоянии, а в момент удара выгибается в плоскости струн. И сразу же вслед за ударом на струны ложится ладонь, пальцы при этом выпрямлены. Должен получиться абсолютно глухой короткий звук, без всяких посторонних призвуков.

Во втором и третьем такте идёт чередование ударов: глушение i указательным (вниз) и удар вверх, этим же пальцем. Сначала четвертными, затем восьмыми. Третий такт является полноценным боем. К примеру, им можно играть частушки, и быстрые весёлые песни в ритме польки.

Учимся играть боем на гитаре – упражнение 3

А этим боем (2 такт упражнения) играется песня В.Цоя “Звезда по имени Солнце”. Помните, что это за музыка? Посмотрите это видео:

Ну а теперь перейдём к самому упраженнию:

Чтобы было легче осваивать бой, нужно взять его первую часть и отдельно проработать (1 такт упражнения). На первую долю (удар ноги) идёт два удара по струнам на “1” большим пальцем вниз, на “и” указательным вверх. На вторую долю (2 и) – глушение (один удар) и т.д.

И теперь полностью бой, вспоминаем ритмический рисунок из 4-го такта первого упражнения. Первая доля “1” – p вниз, “и” – i вверх; Вторая доля – “2” – глушение i вниз, “и” – i вверх; Третья доля – делаем два удара, как в первой доле; Четвёртая доля – глушение i вниз “4 и” один удар.

Чем больше будет практических занятий, тем лучше. Штрихи необходимо довести до автоматизма, чтобы они не отвлекали во время перестановки аккордов. Также очень полезно слушать, как играют аккомпанемент профессиональные гитаристы, анализировать рисунки и в дальнейшем применять их в своей исполнительской практике.

Итак, вы много потрудились, чтобы научиться играть боем на гитаре, теперь после всех этих упражнений можно сыграть что-нибудь интересное. Например, ту же песню В.Цоя. Вот вам на всякий случай её подробный видео-разбор:

Если вы учитесь играть на гитаре, вам, возможно, будет полезна и такая информация – « »

Один на один с врагом [Русская школа рукопашного боя] Кадочников Алексей Алексеевич

Ритм и деятельность человека

Ритм и деятельность человека

Ритм является кардинальным свойством природы, формой движения материи. В нашей стране пионером хронобиологии был ленинградский физиолог Н. Я. Пэрна. Он раскрыл ритмическую структуру психоэмоциональной жизни человека и показал значение биоритмов для творческой деятельности.

В этом разделе мы затронем лишь те вопросы, которые непосредственно касаются ритмов нашей жизни, труда и здоровья.

Основоположник учения о биосфере В. И. Вернадский подчеркивал «всюдность» ритмики – от атомов до галактик. Родоначальник гелиобиологии В. Л. Чигиевский также считал, что каждый атом живого резонирует на соответствующие колебания в природе.

Ритм универсален и проявляется на всех уровнях организации биосферы. Как известно, различают несколько уровней биологической организации. Микросистемы включают молекулярный, субклеточный и клеточный уровни. Мезосистемы представлены тканевым, органным и организменным уровнями. К макросистемам относят популяционный (видовой), биоценотический (сообществ) и биосферный (или глобальный) уровни. Однако характер проявления основных свойств жизни (обмен веществ, энергии, информации) на любом уровне имеет качественные особенности и собственную упорядоченность. Поэтому в процессе эволюции установилась определенная структура взаимодействия систем разного рода и ранга между собой и внешней средой во времени и пространстве.

Представление об уровнях организации жизни имеет прямое отношение к пониманию биологических ритмов. Системный подход позволяет смотреть на организм и его биоритмы как на единый, но в то же время весьма сложный иерархический механизм, где все части тонко «подогнаны» между собой и взаимодействуют с окружающей средой.

Биологическим ритмом называют равномерное чередование во времени различных состояний организма, биологических процессов или явлений. Но не всякое повторяющееся явление может быть названо биоритмом. Биоритм – это самоподдерживающийся и в известной мере автономный процесс. Ритмичность работы организма тесно связана с колебаниями энергетических процессов, причем это свойство присуще как растениям, так и животным. Отсюда и универсальность ритмики живого, ее прогностическая направленность.

Биоритмология тесно смыкается с физиологией труда и эргономикой. Еще в древности люди поняли важность ритмической организации труда. При постройке пирамид египтяне подчиняли музыкальному ритму свои движения. Неразрывны были труд и песня на Руси.

Современная жизнь отличается ускоренными темпами, механизацией многих трудовых процессов, автоматизацией трудоемких и сложных производственных операций и т. п. По мере роста технической оснащенности производства резко возрастают его эффект и ценность каждой рабочей минуты; с учетом этого строится научная организация труда, которая невозможна без хронобиологических исследований.

Это касается как ручных операций, так и работы с автоматами. Л. Н. Толстой в романе «Анна Каренина» так описывал состояние Левина во время покоса: «И чаще, и чаще приходили те минуты бессознательного состояния, когда можно было не думать о том, что ты делаешь. Коса резала сама собой… В середине работы на него находили минуты, во время которых он забывал то, что делал, ему становилось легко, и в эти же минуты ряд его выходил ровен и хорош… Но только он вспоминал о том, что он делает, и начинал стараться сделать лучше, тотчас же испытывал всю тяжесть труда, и ряд выходил дурен».

Все это свидетельствует об экономической целесообразности подключения подсознательной ритмической организации движений. В свою очередь, это важно для нас при подготовке военнослужащего к рукопашному бою, при развитии у него умения чувствовать свой ритм и ритм движения противника, умения подстраиваться к чужому ритму и в конечном счете управлять им.

Выполнение каждой двигательной операции может быть быстрым или медленным. В первом случае человек скорее утомляется, а при меньшей напряженности повышается эргономичность его движений. Повышение темпа движения даже на 5 % может не иметь никаких отрицательных последствий для организма, но если изменится равномерность движения хотя бы на несколько процентов, то это сразу же скажется на состоянии выполняющего эти действия. Характер движений необходимо совершенствовать до тех пор, пока не будет найден наилучший ритм.

Фактор времени играет главенствующую роль в любом деле, в том числе и в рукопашном бою. Любая экономия сводится прежде всего к экономии времени. Что бы вы ни делали, важно время работы, важен ее ритм и темп, поскольку они тут же сказываются на результатах этой работы.

От умения оценивать время зависит правильность планируемых действий, распределения нагрузки, порядка действий и предвидение возможных результатов.

При подготовке к рукопашному бою необходимо научиться лучше ориентироваться во времени, воспринимать сигналы и быстрее реагировать на них.

В эргономике сведения о биологических ритмах нужны и для обоснования и совершенствования производственных процессов. Они рас крывают некоторые стороны поведения человека в трудовой обстановке, его действия в системе «человек-машина». Учет биоритмов необходим при оптимизации работ в условиях искусственного навязывания человеку чужих ритмов.

Включение в методологию физической культуры и воспитания, в тренерскую работу и спортивную медицину биоритмологических данных является одним из важных звеньев увеличения надежности достижений, в частности, спортивных. Для преодоления разницы в доли секунды одного желания победить мало, нужно соответствующее состояние организма в каждый данный момент. Конечно, оно достигается прежде всего тренировками. Но эффективность вырабатываемых на этих тренировках навыков и умений в нужный момент зависят от умения специалиста чувствовать и использовать биоритмологическую волну, ее фазы, подъем (гребень) или спад.

Кроме этого, необходимо учитывать и время суток. Известно, что к вечеру возрастает гибкость и даже несколько уменьшается рост человека. Максимум возбудимости и наивысшая мускульная сила, а также способность наиболее эффективно регулировать дыхание отличаются между 11–12 и 16–18 часами, минимумы этих функций наблюдаются около 8, 10 и 14 часов. Время от 10 до 12 и от 17 до 19 часов в большинстве случаев совпадает с естественными подъемами работоспособности. Все это просто необходимо знать для тех, кто занимается рукопашным боем, чтобы правильно распределять время тренировок, энергозатраты на них, а также чтобы знать, на какие болевые зоны и точки и когда воздействовать во время рукопашной схватки.

Каковы энергетические основы биоритмов физической подготовленности организма? Поставщиком энергии в живом организме являются глюкоза и ее полимер – гликоген, животный сахар. В результате окисления глюкозы образуются углекислый газ и вода и освобождается энергия, за счет которой и осуществляется мышечная деятельность и другие энергетические процессы в организме. Свободная энергия в результате «сгорания» глюкозы в клеточной топке запасается в особой химической форме молекул АТФ – аденозинтрифосфата. По первому требованию АТФ моментально отдает мышцам необходимую энергию.

При кратковременных физических нагрузках, скажем, при нанесении удара, достаточно той энергии, которая запасена АТФ, но при длительном физическом напряжении убыстряются процессы окисления глюкозы – гликогена. В первую половину суток печень расходует запасенный ею углевод – гликоген, организм превращает его в простые сахара – главный источник энергии нашего организма. Гликоген и сахара быстро включаются в цикл окисления, выделяя много энергии, и не требуют дополнительных затрат на процессы энергообмена. Поэтому в первой половине дня мы можем сразу же включаться в работу и выполнить в короткие сроки значительную физическую и умственную нагрузку.

Bo второй половине дня печень начинает работать впрок, клетки ее увеличиваются в объеме иногда в 2–3 раза. Создание энергоресурсов продолжается и в начале ночи. Поэтому максимум гликогена в печени приходится на 3 часа ночи. В 9 часов утра, когда мы приступаем к работе, в кровь поступает наибольшее количество сахара, чтобы быстрейшим образом можно было его сжигать в мышечных клетках.

После обеда в крови преобладают жиры. Эти поставщики энергии сгорают медленно, но зато обеспечивают выполнение большой по объему работы. Из этого следует, что во второй половине дня целесообразно выполнять работу, которая требует изрядных энергозатрат (но не экстренного исполнения).

Закладка энергетических резервов происходит в основном ночью, причем в начале нарастает запас гликогена, а затем жиров. Порядок их расхода также имеет свои суточные особенности. Вечером человек обычно более подготовлен к продолжительной физической нагрузке, а утром легче выполняются кратковременные усилия. Прослеживается прямая зависимость состояния организма от времени суток. Поэтому необходимо учитывать время суток как при ведении рукопашного боя, так и в период подготовки к нему.

Однако организм человека и его энергетические системы достаточно лабильны, чтобы при известных условиях, скажем, при изменении времени тренировок или эмоциональном подъеме, изменять свое энергетическое состояние.

В современном спорте для улучшения состояния спортсмена нередко применяют аутогенную тренировку, основанную на внушении определенных задач организму (как правило, расслабление, успокоение, снятие напряжения или, наоборот, взятие рекорда и т. п.). Такая психомышечная тренировка производится обычно при переходе от сна к бодрствованию и обратно, т. е. в переходные фазы суточного ритма. Именно с учетом этого для значительного ускорения процессов расслабления и оптимизации деятельности организма боксеров, улучшения их спортивной формы Л. И. Куприянович из Института гигиены труда и профзаболеваний АМН РФ использовал ритмические воздействия различных физических факторов (электротоки, свет, звук).

Однако настоящий спортсмен, учитывая биоритмы, работает на пределе человеческих возможностей, а наша задача – научиться, используя биоритмы, добиваться победы над противником при оптимальных энергетических затратах. Говоря о биоритмах, нельзя не сказать о их связи с искусством. Платон считал, что ритм и гармония особенно трогают душу, Аристотель также связывал ритм и эмоциональное состояние человека, отмечая, что ритм и мелодия содержат в себе отображение гнева и кротости, мужества и умеренности, а также прочих нравственных качеств. Все виды искусств, в том числе и боевые, своими ритмическими построениями воздействуют на психическое состояние, впечатляют, вызывают определенные эмоции и создают соответствующее настроение, стимулируя тем самым развитие творческих возможностей человека.

Музыкальный ритм есть соразмерность звуков во времени, отличающаяся особой их стройностью и последовательностью чередования.

Мы понимаем музыку как особую ритмическую организацию, которой присущи благозвучность, выразительность. Именно благодаря ритмическим приемам меняется рисунок музыки, создаются определенные музыкальные образы.

Музыка – истинно ритмический раздражитель. С помощью музыки можно целенаправленно воздействовать на общественное самочувствие, настроение человека или коллективов людей, их здоровье.

Маршевая музыка, особенно военная, настроена на поднятие боевого духа. Совсем по-другому звучат ритмы похоронного марша. Резко отличны от них ритмы колыбельных песен.

Благодаря особым ритмическим построениям мелодии мы можем отличить и национальный характер музыки. Использование музыки на занятиях по рукопашному бою помогает ускорить процесс обучения, правильно распределить физическую нагрузку обучаемых, настроить на обработку различных учебных вопросов и т. п.

Танец – древнейший вид искусства. Под стук палок и дробные звуки барабана первобытные люди совершали ритмические движения головой, телом, ногами и руками. Используя совпадение внутренних колебаний своего организма с ритмом музыки или напева и танца, наши предки могли «войти» в состояние боевого транса, выполнять различные движения с огромной скоростью (работать на сверхскоростях), понижать или повышать порог чувствительности.

Близок к музыкальному ритму и стихотворный ритм. Но нас интересуют ритмы искусства не сами по себе, а в связи с психофизиологической ритмикой труда и жизни.

Трудовые ритмы возникли в процессе осознанного и активного соприкосновения человека с природой. Люди приспосабливались к циклам окружающей среды, к ритмам собственного организма, чтобы меньше уставать. Великий Гёте говорил, что ритм усиливает связи человека с действительностью.

«Я не знаю, существует ли ритм вне меня или только во мне, скорее всего – во мне. Но для его пробуждения должен быть толчок – так от неизвестно какого скрипа начинает гудеть в брюхе у рояля, так, грозя обвалиться, раскачивается мост от одновременного муравьиного шага», – рассуждает В. Маяковский.

Сущность ритма – упорядоченность во времени различных форм движения.

Исследователи утверждают, что ритм весьма различен по восприятию его человеком. Он может быть безжизненно монотонным, но может быть и сигналом для тончайших переживаний, стимулом эмоциональных реакций и одним из организующих моментов творческого процесса. Подчас нарушение ритма воспринимается нами исключительно остро, что свидетельствует о глубокой связи психоэмоциональной структуры личности с ритмикой окружающей среды.

Н. Я. Пэрна в своих исследованиях о биоритмах исходил из того, что ритмичность присуща всем без исключения жизненным явлениям, в том числе и психической деятельности человека, которую можно рассматривать как ряд параллельно текущих волнообразных процессов, часто не совпадающих между собой. Он впервые высказал идею о связи ощущения времени с биоритмами и зависимости течения земного («мирового») времени и космических ритмов.

Известный психолог и психотерапевт В. Л. Леви советует: «Проникнитесь идеей о естественности колебаний волевого тонуса… Подлавливайте хорошее время и ценно выкладывайтесь… Быть может, изменятся ваши ритмы, когда появится возможность рассчитывать и управлять ими».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Профессиональные приемы вождения кроссового мотоцикла и эндуро автора Бэйлз Донни

Глава 10. Волны Координация и ритм – вот ключи Волны – один из наиболее сложных элементов в мотокроссе, и именно в сложности заключен их смысл. Они создаются, чтобы испытать мастерство и выносливость гонщика, способность правильно выбирать траекторию движения и настройки

Из книги Теория и методика детско-юношеского дзюдо автора Шестаков Василий Борисович

3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Профессиональную ориентацию тренера-преподавателя по дзюдо можно считать многолетним педагогическим процессом, влияющим на ее выбор и формирование основ профессионального мастерства,

Из книги Вокруг света на «Полонезе» автора Барановский Кшиштоф

1. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Целью учебно-тренировочной деятельности является подготовка к соревнованиям, направленная на достижение максимально возможного для дзюдоиста уровня подготовленности, соответствующего запланированному соревновательному

Из книги Специальный армейский рукопашный бой. Часть 1. автора

2. СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Дзюдо относится к видам спорта, в которых, несмотря на лимитированное регламентом время поединка, возможно ускоренное достижение победы над соперником. Спортивный результат в дзюдо является количественной мерой итогов

Из книги Один на один с врагом [Русская школа рукопашного боя] автора Кадочников Алексей Алексеевич

Ритм Северного моря Наконец мы оторвались от суши, и жизнь на яхте пошла по распорядку, подчиненному переменам ветра и сменам вахт. Ночь… «Полонез», переваливаясь с борта на борт, идет под полными парусами. Мелькающие вокруг огни либо принадлежат судам, спешащим в порты

Из книги Танцующий феникс: тайны внутренних школ ушу автора Маслов Алексей Александрович

2.4.1. Жизнь и деятельность полководца Суворова Горжусь, что я русский! А. Суворов Первый офицерский чин Суворов (1729-1800) получил в 26 лет (его сверстники из знати были уже генералами). В 34 года после возведения на престол Екатерины II ему был пожалован чин полковника. Уже в те

Из книги Бег с Лидьярдом автора Гилмор Гарт

Ритм и деятельность человека Ритм является кардинальным свойством природы, формой движения материи. В нашей стране пионером хронобиологии был ленинградский физиолог Н. Я. Пэрна. Он раскрыл ритмическую структуру психоэмоциональной жизни человека и показал значение

Из книги Основы гиревого спорта: обучение двигательным действиям и методы тренировки автора Тихонов Владимир Федорович

Ритуал и ритм Построение тренировок в ушу направлено на введение человека в состояние высокого эмоционального и духовного напряжения, когда задействуются слои его сознания и психики. Хотя идеальной формой обучения ушу считалась «передача от сердца к сердцу»,

Из книги Красной карточкой по мягкому месту автора Эпштейн Арнольд

Шумы в сердце и неадекватная сердечная деятельность Как мы уже говорили ранее, пульс в покое колеблется от 60 до 80 уд/мин. Но на него может влиять целый ряд факторов, в частности физическое упражнение, нервозность, температура, большое возбуждение и лихорадка. При

Из книги Бег ради жизни (3-е издание) автора Гилмор Гарт

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович

6. ВО ИМЯ ЧЕЛОВЕКА, НА БЛАГО ЧЕЛОВЕКА «И я знаю этого человека!» - хочется порой под стать герою одного из северных анекдотов воскликнуть во время иных матчей, когда болельщиков можно пересчитать по пальиам.На самом же деле нас, конечно, больше. Во много раз больше. Ведь не

Из книги Учебник верховой езды автора Мюзелер Вильгельм

Из книги К бою готов! Стрессоустойчивость в рукопашном бою автора Кадочников Алексей Алексеевич

Из книги Бег и ходьба вместо лекарств. Самый простой путь к здоровью автора Жулидов Максим

Как научиться входить в ритм движения лошади Все трудности приходят только с переходом на рысь, когда лошадь начинает подбрасывать всадника. Одни лошади подбрасывают больше, другие меньше. Чем медленней движение, тем легче всадник справляется с этим подбрасыванием. Если

Из книги автора

Совершенствование настройки на тренировочную и профессиональную деятельность Необходимость в специальной настройке рукопашников возникает практически на всех тренировках. Она нужна для мобилизации рукопашников на преодоление высоких тренировочных нагрузок или на



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!