Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Техника туммо обучение. А что характерно для обычного дыхания? Что же мы упускаем

Практику Туммо – йоги мистического внутреннего огня - относят к одной из самых загадочных йогических практик, распространенных в Тибете. Смысл её на предварительном этапе заключается в пробуждении внутреннего тепла, в результате чего йогин перестаёт быть чувствителен к холоду, и носит из одежды только хлопчатобумажную накидку "репа", что в условиях снежных гималайских зим является определенным вызовом природе.

Часть имени знаменитого тибетского буддийского сподвижника Миларепы указывает на то, что он был реализованным практиком Туммо, и носил из одежды только хлопковую накидку. Такие накидки являются отличительным признаком практика йоги внутреннего тепла, и носить их непосвященным не полагается.
Чтобы получить право носить такую накидку, йогины выполняют специальный ритрит-затвор, который может длиться 49 или 100 дней в традиции Бон (до буддийская религия Тибета), где практикуют минимум по 4 сессии в сутки, по окончании затвора обязательно сдают своеобразный выпускной экзамен - на сильном морозе сушат своим телом мокрые простыни. А на заключительном этапе практики трансформации восприятия должен видеть недвойственную реальность, как союз Блаженства и Пустоты. В отличие от многих древних практик, от которых в наше время остались лишь легенды и мифы - приводящих к якобы способности летать, или ходить сквозь стены, практики Туммо существуют и достаточно распространены до сих пор. Они передаются из поколение в поколение, от Мастера к Мастеру, в различных школах и линиях передачи, но наиболее известными являются "Шесть Йог Наропы", восходящие к величайшему индийскому йогину-махасиддхе Наропе.
Помимо этого, есть ещё менее распространенный цикл практик йогини Нигумы, которая по разным источникам, была либо сестрой, либо супругой Наропы. Этот цикл отличается необыкновенной простотой, и при том большой эффективностью.
До буддийская религиозная традиция Тибета Бон также использует практики Туммо. Более того, в последние годы появилась возможность практиковать эти техники даже в России, не выезжая в Гималаи. Есть примеры успешного завершения ритритов русскими мужчинами и женщинами, в том числе и по Туммо. Про некоторые из этих Традиций и линий передачи мы расскажем вам подробнее

дальше. Надо сразу же сказать, что практика Туммо является не оздоровительной физкультурой, а глубокой и сакральной духовной практикой, хотя у неё при корректном выполнении есть сильнейший лечебный эффект - внутренний огонь буквально "выжигает" все болезни в теле, включая хронические, но при этом практически все тибетские йогические практики являются также очень опасными для неподготовленного человека, и должны выполняться только с разрешения квалифицированного Учителя, самого реализовавшего ранее эти техники. По счастью, теперь даже у европейцев есть такая возможность.

Практика Туммо не для всех

Следует отметить, что практики Туммо до сих пор не передаются непосвященным, и для доступа к ним необходимо разделять философию и воззрение Дхармы, принять Прибежище у своего ламы и получить соответствующие Посвящения, для каждой школы и линии передачи - свои. У учеников существуют также определенные обязательства, с которыми их знакомит Учитель. Совершенно невозможно получить эти тайные практики, не следуя общему правилу. Они надежно защищены от недобросовестного использования благословением Линии Передачи и Просветленных.

Современные ученые

Иногда в интернете и попадаются статьи и видеофильмы о якобы раскрывших самостоятельно тайны Туммо современных учёных. Не вдаваясь в подробности, можно только заметить, что многие их взгляды на механизм Туммо ошибочны, и не имеют никакого отношения к настоящей йоге. Даже если им удаётся разогреть тело на морозе, и не мерзнуть - они неправильно понимают сам механизм Туммо, и при попытке следовать их смелым экспериментам человек сильно рискует. А желания использовать эффекты практики для согревания в экстремально холодных условиях землемеров, нефтяников и геологов обнуляют и заземляют истинное предназначение йоги мистического огня - Туммо.



Предварительные практики

В традиционных системах, прежде чем приступить к таким серьезным и опасным практикам с энергиями, как Туммо, ученик вначале выполняет подготовительные практики - нёндро, в которые, в частности, выходят как 100 тысяч простираний, так и другие 100-тысячные практики, в каждой линии - свои. А также должна быть достигнута четкая уверенность в том, что живя обычной жизнью, счастья не обретешь, вера в закон кармы, понимание ценности рождения человеком для практики Дхармы и ясное ощущение непостоянства феноменов.

Такое количество простираний и молитв успокаивают ум практикующего и укрепляют его тело, после чего, например, в традиции Бон ученик обязательно проходит ритрит по одной из Шести Йог - Пхове - переносу сознания, в конце которого в макушку головы вставляется соломинка (трава кушу), как знак корректно выполненной практики.
В результате Пховы у практикующего устанавливается центральный канал, и он обретает возможность воспользоваться во время смерти (то есть непосредственно нужно практиковать) техникой переноса своего сознания по центральному каналу и переходу его в Высшие Миры, после чего, согласно воззрениям тибетских йогов, может не бояться перерождения в Низших Мирах. А при удачном стечении обстоятельств достичь Полной Реализации.

Магические вращения - трулкоры

Далее тело практикующего укрепляется и очищается постоянными тренировками специальной тибетской йоги - трулкхор . Например, в Бон это 80 отдельных упражнений, каждое из которых очень динамично выполняется на задержке дыхания.

В каждой Традиции существуют свои магические вращения - трулкхоры, они относятся к одним из самых тайных, и только недавно их стали давать более-менее открыто, но всё равно, в их выполнении существует несколько уровней практики, помимо внешнего уровня, есть ещё контроль дыхания и визуализации, поэтому изучать их лучше всего с Учителем, а не по книгам и видеокурсам - в них многое упущено. Книги и видеофильмы могут дать только начальное представление, и пробудить у практика интерес заняться тибетской йогой - всерьез и надолго. В результате таких упражнений йогин должен быть способен выполнить их все 80 подряд, не отдыхая в промежутке между упражнениями. Вдох - задержка на вдохе - упражнение, которое может длиться 1,5 - 3 минуты каждое - затем выдох, снова вдох-задержка на вдохе - и сразу же следующее упражнение. В цикл упражнений входят как достаточно легкие, которые под силу выполнить каждому, так и достаточно сложные, например, знаменитый "ваджрный бэп", или прыжок, когда йогин в прыжке складывает ноги в позу лотоса, и приземляется на землю уже в этой "ваджрной"позе.
Эти упражнения призваны "выпрямить" все энергетические каналы тонкого тела практика, убрать из тела все блоки и болезни. Успешно выполнившие этот цикл йогины, по их же собственным отзывам, практически перестают болеть. После этого идёт обучение задержкам дыхания, так называемой "кумбхаке" - когда йогин учится задерживать дыхание на длительное время, повторяя эти упражнения много раз подряд, обычно кратно священному йогическому числу "108" - это может быть 54 задержки подряд, или даже полный круг буддистских чёток - все 108. И только после успешного освоения всех этих непростых практик Ученик считается готовым к настоящему ритриту по Туммо.

Ритрит по Туммо

Для выполнения ритрита по йоге внутреннего огня - Туммо - выбирается холодное время года, лучше всего - снежная зима. В день выпускного экзамена, как рассказывали реализованные практики, они в Гималаях выполняли специальные разогревающие упражнения, после чего поднимались на крышу монастыря, где их уже ждали экзаменаторы с помощниками. Задача помощника - намочить и отжать простыню в бочке с водой, и затем накинуть её на испытуемого. Практик Туммо "на зачёт" должен был высушить своим телом не менее 4х мокрых простыней. По словам участников подобных испытаний, в среднем высушивалось от 4 до 8 простыней, прежде чем они начинали остывать. Но холода испытуемые не чувствовали - напротив, им было скорее приятно, простыни охлаждали разгоряченные тела. А замерзать они начинали, только когда испытания заканчивались, и участники спускались в теплое помещение - только тогда они начинали чувствовать, что вокруг не жарко))) У помощников же скрючивало пальцы от ледяной воды в бочках для намачивания простыней - за ночь эта вода на улице покрывалась от холода льдом. Таким образом, овладение практиками Туммо не является чем-то невозможным, хотя и относится к достаточно сложным и серьезным практикам, которые по силу только молодым, целеустремленным и достаточно спортивным людям. Впрочем, для пожилых людей существуют свои, упрощённые и более доступные практики - говорится же, что "успеха в йоге может достичь как старый, так и очень старый человек", и "старый" здесь - это возраст 60 лет, а ""очень старый" - 90. Бывали и такие истории, что йогины достигали успеха в Туммо просто силой благословения своих учителей, не выполняя никаких физических упражнений - особенно такие истории относятся ко времени начала оккупации Тибета Китаем, когда множество лам оказалось в застенках тюрем, и некоторые из них ухитрялись передавать свои знания ученикам даже оттуда. Так что нет ничего невозможного.

Практики перехода на праническое питание

Более того, у практик Туммо существует и продолжение - это практики перехода на праническое питание. Хотя это звучит ещё более неправдоподобно, такие техники также существуют и используются, но, в основном, они предназначены для йогинов (налджорпа), которые отреклись от всего мирского (включая и жизнь в монастыре), и уходят далеко в горы для завершения своих практик, никогда больше не планируя возвращаться в социум. Для обычных людей, ведущих активный городской образ жизни, эти техники малоприменимы, увы, в том числе и из-за плохой экологии. Так что нам с вами остаётся только мечтать о таких способностях))) К тому же, эти практики ещё более сложны и опасны, самостоятельно и в городских условиях достичь в них успеха практически нереально. Ну, не будем о грустном - теперь о приятном и всё же доступном для нас всех, городских европейцев.

Йога туммо (санскр. Чандали-Йога, тиб. Туммо) — йога внутреннего огня, одна из «Шести йог Наропы» (ок. X в. н.э) – древнего тантрического учения, переданного Махасиддхой Тилопой своему ученику Наропе. От Наропы практике туммо научился его ученик Марпа, а позже она перешла и к Миларепе, с учениями которого распространилась практически во всех школах тибетского буддизма.

Миларепа — один из самых известных практиков туммо в истории тибетского буддизма, а также тот, кто достиг Просветления в течение одной жизни благодаря медитации.

Текстовая версия:

Намасте, и вас приветствует Илья Кюри. Практика сидха – йоги. Сегодня мы выполняем практику наули крийя, то есть наули для разжигания внутреннего огня. Практически это практика туммо. Выполняется она вот так. Глубокий вдох, выдох. Именно так выполняется практика туммо. То есть мы разжигаем внутренний огонь. И в Тибете, и в Индии есть экзамен для молодых монахов и вообще садху. Их уровень практики кундалини йоги проверяется именно так, что всю ночь в горах, в снегу они должны просидеть и растопить жаром своего тела около трех-пяти мокрых простыней за ночь. Вокруг них тает снег благодаря их огню кундалини. Но так как мы начинающие практики, мы только растираемся снегом, занимаемся йогой, медитируем и вообще пропагандируем здоровый образ жизни. С вами был Илья Кюри. Практика сидха йоги. Добро пожаловать в мир садху. Намасте.

Грубых и тонких каналов, пронизанных энергией, - с ледует взять их под контроль.

Тилопа «Устные наставления по Шести йогам»

В наше время всё воспринимается с точки зрения материализма: йога – это фитнес, асаны – путь к здоровью, медитация – способ расслабления, а понятия «духовность» и «духовные практики» — лишь побочное условие в развитии тела и психической устойчивости организма. В поиске материала по «йоге туммо», я в очередной раз столкнулась с довлеющей массой информации, которая отражает лишь физические, материально выгодные стороны изучаемого вопроса. Древняя тибетская практика йоги туммо сейчас представлена лишь как нетрадиционный, но очень эффективный способ согреться на морозе, снизить уровень холестерина в крови и повысить холодоустойчивость организма. Доклады, выступления, конференции, дорогостоящие экспедиции, уйма последователей – всё лишь ради того, чтобы снова и снова разобрать в нюансах физиологическую сторону йоги ради максимально результативной работы с телом. И ни слова в этих многочасовых лекциях, семинарах, видеоматериалах о духовной стороне вопроса. Но ведь в прошлом йогины годами практиковали туммо и передавали тонкости из уст в уста явно не ради возможности обнаженными сидеть на снегу в лютый мороз, закаляться и на пересчёт сушить простыни. А потому стоит разобраться, что же есть йога туммо, где её истоки и какое место она занимает в йогической практике.

В одной из песен Миларепа говорил о туммо:

Уравновесь колебания красного и белого

В пупочном центре,

И ум озарится постижением,

переживая

Тепло как блаженство…

К чему мне благородный шёлк

И тонкая, мягкая шерсть?

Наилучшая одежда - Согревающий огонь блаженства туммо…

Физический аспект туммо

На физическом уровне практикующие йогу туммо в результате работы с внутренними энергиями способны излучать тепло и быть абсолютно невосприимчивыми к холоду. Туммо предполагает сосредоточение медитирующего на образе огня и ощущениях теплоты, которые связаны с непосредственным чувствованием живого пламени. Используется концентрация на энергетическом центре, находящемся в области пупка. В Тибете йогинов, практикующих туммо, называют «репа» (дословно – «белая юбка») за то, что они даже в лютые холода облачены лишь в тонкие хлопковые ткани и обходятся без тёплой одежды.

Тилопа в «Устных наставления по Шести йогам» так описывал практику йоги внутреннего огня.:

Тело йогина - собрание больших и малых,

Грубых и тонких каналов, пронизанных энергией, -

Следует взять под контроль.

Метод начинается с физических упражнений.

Жизненные энергии-ветры втягиваются,

Заполняют, удерживаются и растворяются.

В теле два боковых канала: лапана и расана,

Центральный канал авадхути и четыре чакры.

Языки пламени вспыхивают от огня чандали в пупе.

Поток нектара стекает вниз из слога ХАМ в темени,

Порождая четыре восторга.

Четыре результата подобны четырём причинам,

А шесть упражнений усиливают их».

А так описывала самих практикующих йогинов писательница и исследовательница Тибета Александра Давид-Неэль:

«Кандидат «Респа» должен тренироваться каждый день до рассвета и заканчивать относящиеся непосредственно к «тумо» упражнения до восхода солнца. Как бы ни было холодно, он абсолютно наг, или же имеет на себе один единственный покров из очень легкой бумажной материи. Разрешаются две позы - либо обычная поза медитации со скрещенными ногами, либо сидячая поза на западный лад, при этом руки лежат на коленях. В качестве вступления служат несколько дыхательных упражнений. Одна из преследуемых ими целей - обеспечить свободный проход воздуха через ноздри. Затем вместе с выдыханием мысленно извергаются гордость, гнев, ненависть, алчность, лень и глупость. При вдохе привлекаются и усваиваются благословения святых, дух Будды, пять мудростей, все, что существует в мире благородного и высокого. Сосредоточившись на некоторое время, нужно отрешиться от всех забот и размышлений, погрузиться в глубокое созерцание и покой, затем вообразить в своем теле на месте пупка золотой лотос. В центре лотоса стоит сияющий слог «рам». Над ним находится слог «ма». Из этого последнего слога появляется богиня Дорджи Налджорма. Как только вы представили себе образ Дорджи Налджормы, возникающий из слога «ма», нужно отождествиться с ней. Медленные глубокие вдыхания, действуя наподобие кузнечных мехов, раздувают тлеющий под пеплом огонь. Каждый вдох дает ощущение воздушной струи, проникающей в живот до пупка и раздувающей огонь. За каждым глубоким вдохом следует задержка дыхания, причём продолжительность её постепенно возрастает. Мысль продолжает сосредоточенно следить за рождением пламени, поднимающимся по вене «ума», проходящей вертикально в центре тела. Все упражнение состоит из десяти этапов, следующих один за другим без перерыва».

Технически практика йоги туммо представляет собой комплекс из активных физических и дыхательных упражнений, концентрации, визуализации мантрических слогов и созерцания тела. Переживание состояния внутреннего огня связано с сублимацией праны в пупочном центре в ходе её поднятия из нижних чакр и опускания из верхних чакр по центральному энергетическому каналу, называемому в йоге «сушумна». Через втягивание и растворение тонких физических энергий - ветров в центральном канале зажигается «внутренний жар». Практика внутреннего огня используется для перехода к дальнейшим практикам «Шести йог» - созерцанию иллюзорного тела и йоги ясного света.

Физиологический аспект туммо

Состояние «внутреннего огня» во время практики йоги туммо сопровождается локальным повышением температуры в верхней части тела. Именно этот физиологический эффект сейчас так колоритно демонстрируется и пропагандируется как йога туммо. Практикующие за счёт увеличения температуры сушат на теле мокрые простыни во время минусовых температур во внешней среде.

В 1981 году впервые были проведены научные исследования феномена «туммо». Руководил проектом профессор Гарвардского университета Герберт Бенсон. Он обследовал трёх тибетских монахов, живущих в предгорьях Гималаев и практикующих туммо. У йогинов измеряли температуру кожи в разных местах тела и ректальную температуру во время практики. По итогу эксперимента было резюмировано, что «монахи обладают способностью повышать температуру пальцев рук и ног более чем на 8,3 0 С».

Многочисленные современные исследования эффекта туммо ссылаются на термоморегуляцию теплокровного человеческого организма за счёт нагревания крови в лёгких посредством специфических дыхательных упражнений во время выполнения практики и отведения разогретой крови на периферию тела.

Однако нужно обратить внимание, что после 1981 года научные эксперименты непосредственно с тибетскими монахами, передающими именно буддийскую традицию Шести йог, не проводились, и официального заключения по феномену туммо на сегодняшний день нет.

Духовный аспект туммо

На духовном уровне йога туммо является подготовительным этапом для дальнейшей тантрической практики «Шести йог», результатом которой является состояние, в буддизме называемое Пробуждением или Просветлением. Конечная цель практики «Шести йог Наропы» — развитие контроля за энергетическими потоками в теле и сохранение в момент смерти ясности сознания йогина при переходе души в промежуточное состояние Бардо.

«Шесть йог можно практиковать с тремя целями: для достижения Пробуждения в этой жизни, для достижения Пробуждения в бардо, и для освобождения в одной из следующих жизней. Независимо от того, какой путь вы изберёте, начинать надо прямо сейчас. Практик с высшими способностями реализует в этой жизни, со средними - освободится в бардо, остальные - через несколько перерождений ».

Чтобы понять место туммо в традиции Шести йог, необходимо рассмотреть, какие этапы для реализации природы ума она включает:

1. Йога внутреннего огня

2. Йога иллюзорного тела — медитация, во время которой практик учится все объекты внешнего мира воспринимать лишь как проявления ума, находящегося в заблуждении. Предназначена для обретения Самбхогакайи — состояния Будды на благо всех живых существ.

3. Йога ясного света – практика очищения от сансарических привязанностей и двойственного восприятия. Предназначена для достижения Дхармакайи – состояния Истины, абсолютной реальности, пустоты, и Рупакайи – состояние всецело просветленного Будды.

4. Йога бардо и йога сновидений – практика достижения Пробуждения в промежуточном состоянии бардо между сном и явью, и бардо между смертью и новым рождением.

5. Йога переноса ума (или пхова) – медитация осознанного умирания в сознании, которая применяется в момент смерти. Предназначено для перенесения сознания в Чистую Землю Будды или в более высокие сферы для более благоприятного воплощения.

6. Йога переселения сознания в другое тело – практика переселения души в новое тело в том случае, если йогин не сумел завершить все практики, ведущие к Пробуждению, а смерть уже близка.

Путь Шести йог направлен на быстрое достижение Пробуждения, чтобы в нынешнем воплощении суметь перенести часть будущего Просветления в сегодняшнее непросветлённое состояние и, таким образом, вызвать полное внутреннее преображение личности. Идея состоит в том, что Пробуждение никогда не бывает вдали от человека, а абсолютная и относительная реальность у него всегда под рукой. Практики Шести йог направлены на переживание тех состояний, которые будут происходить с человеческим сознанием во время умирания и которые наяву возможно намеренно вызывать посредством йоги внутреннего огня и последующих техник обретения иллюзорного тела и достижения состояния ясного света сознания.

Из перечисленных Шести йог главными для достижения Пробуждения в этой жизни являются йога иллюзорного тела и йога ясного света. Но отправной точкой является именно йога внутреннего огня, потому что посредством её постижения йогин обретает контроль над грубыми и тонкими энергиями тела. Во время практики йоги туммо энергии угасают, вызывая появление внутренних и внешних знаков, сопровождаемых соответствующими видениями вплоть до возникновения ума ясного света - совсем как во время умирания.

С точки зрения духовного развития, йога внутреннего огня – не самоцель, не красочная демонстрация повышения температуры организма на морозе, не практика эффективной работы с материальной оболочкой, а лишь первоначальный этап длительного тантрического пути к внутреннему Пробуждению. Йога туммо — это тот двигатель, который заставляет все оставшиеся йоги вращать шестеренки понимания и осознавания природы реальности. Постепенно овладевая грубыми и тонкими энергиями тела, йогин со временем учится проживать стадии умирания, принимать смертность собственного тела, осознавать пустотность и иллюзорность окружающего его мира. Именно поэтому практики Шести йог традиционно передавали из уст в уста, от учителя к ученику. Только под присмотром и чёткими наставлениями гуру ученик был способен адекватно пережить этот опыт преобразования внутреннего мира.

Очень важным моментом в овладении как практики туммо, так и остальных пяти йог было предварительное освоение учеником основ Учения Махаяны: практикующему необходимо было вначале прочно утвердиться в буддизме, созерцать непостоянство, обдумывать драгоценность человеческого рождения, постигать кармический закон, созерцать любовь и сострадание, полностью созреть для выполнения обетов бодхисаттвы, и лишь затем получать или задействовать тантрические посвящения.

В современной йоге практика туммо стоит особняком. Она является специфическим тантрическим течением, и наверное, должна таковым остаться. Можно пытаться объяснять её с физиологической точки зрения, можно пытаться осваивать на уровне тела, проводить эксперименты и исследования, демонстрировать достижения, но получить передачу духовной составляющей от Учителя могут только души, по карме воплотившиеся для такой специфической практики. Во время описания практики Шести йог лейтмотивом прослеживается, что возможность управлять энергиями необходима йогину не ради собственного освобождения, а ради достижения состояния Будды во благо всем живым существам. А на это способны лишь избранные…

Всем практикам, стремящихся постичь Шесть йог Наропы, тибетский Учитель Цонкапа в своем трактате дал драгоценный совет-предупреждение словами йогина Миларепы:

Если не созерцаешь природу закона кармы, который состоит в том,

Что проступки и благодеяния приводят к сходным с ними результатам,

Власть незаметно созревающей неумолимой кармы

Может увлечь в перерождения, полные невыносимого страдания.

Развивай же осознание действия и его последствий.

Если не научишься замечать ошибки потакания чувственному восприятию

И с корнем не вырвешь из самого сердца цепляние за чувственные объекты,

Никогда не разобьёшь оковы сансарной тюрьмы.

Развивай же в себе ум, который воспринимает всё как иллюзию,

И применяй противоядие к источнику страдания.

Если не способен отплатить добром всем обитателям шести миров,

Каждый из которых успел хоть раз побывать твоим родителем,

Застрянешь в узкой колее от Малой колесницы - хинаяны.

Поэтому развивай всеобъемлющую бодхичитту -

Великое сострадание и материнскую заботу ко всем и каждому .

Давайте практиковать на Благо всех живущих! Ом!

Необычайная выносливость тибетских отшельников объясняется их умением вырабатывать внутреннее тепло. Мистики умеют впадать в , которое именуется «тумо », но для обозначения понятия тепла в повседневной речи этот термин не употребляется. Отшельники Тибета способны провести всю зиму в пещере на высоте до 5000 метров в легкой одежде и чувствовать себя при этом вполне комфортно.

Действие практики тумо направлено не только на согревание тела аскета. Последователям тайных тибетских учений известны различные виды тумо. Окутываясь в теплый "божественный покров", аскет может наблюдать . Ему не нужно опасаться подхватить простуду, пока он находится под защитой тумо.

Как правильно выполнять дыхание тумо

В упражнение входят десять этапов, которые следуют один за другим, без перерыва. Ниже приведено их краткое изложение:

  • В воображении создается ментальный образ в виде артерии, толщиной в человеческий волос. Она проходит через центр тела и постепенно наполняется пламенем (или теплой воздушной струей).
  • Диаметр артерии увеличивается до толщины мизинца.
  • Артерия постепенно расширяется до размеров руки.
  • Артерия приобретает вид трубы и заполняет собой все тело.
  • Расширившаяся вена способна вместить в себя всю вселенную. Ощущение тела отсутствует, практик входит в состояние экстаза. Он чувствует себя развеваемым ветром пламенем в пылающих волнах огненного океана. Для достижения пятого этапа тумо даже самый способный ученик тратит не меньше часа. После прохождения этой стадии наблюдается повторение субъективных видений в обратном порядке.
  • Постепенно волны пламени уменьшаются и спадают, стихает буря. Наконец пылающий океан поглощается телом.
  • Сосуд сужается до размера руки.
  • Артерия не превышает толщины мизинца.
  • Толщина артерии равна толщине волоса.
  • Вена пропадает. Становятся невидимыми огонь и другие образы и формы. Существующие представления о каких-либо предметах также рассеиваются. Постепенно сознание растворяется в «Великой Пустоте».

Утро считается идеальным временем для занятия тумо. Но фактически практиковать это упражнение можно в любое время суток.

Экзамен тумо

Период обучения, во время которого оттачивается техника тумо, заканчивается экзаменом. Лунной зимней ночью полностью уверенные в своем умении ученики приходят с учителем на берег не замерзшей горной речки. Если все водоемы скованы льдом, то пробивается полынья.

Ночь должна быть морозной и ветреной, что для Тибета не редкость.Совершенно голые кандидаты на звание «респа» рассаживаются на земле, скрестив ноги. Погруженные в ледяную воду простыни вытаскивают из проруби и закутывают ими ученика. Задача аскета - отогреть определенное количество простыней своим телом и высушить их. Когда ткань высыхает, ее повторно замачивают в воде, и вся процедура повторяется до рассвета.

Победителем становится тот, кому удалось высушить на себе наибольшее количество простыней.Некоторые ученики подобным образом просушивают за ночь до сорока простыней. Впрочем, размеры отрезков ткани бывают чисто символическими. Но, нужно признать, что настоящие «респа» способны высушивать телом куски материи, размером с огромную шаль.

Таинство "Тшед"

Это еще один очень интересный ритуал, проводимых анахоретами Тибета. Его смысл заключается в том, чтобы "подарить" свое тело упырям и вурдалакам для последующего съедения. Мистики Тибета верят, что эта техника помогает им очиститься духовно и приблизиться к просветлению. Чтоб выполнять , нужно иметь стальные нервы!

Проводится обряд следующим образом - маг отправляет своего ученика в глухое и безлюдное место. Подойдет старое заброшенное кладбище или густой лес. Там ученик должен трубить в специальную трубу канглинг и призывать демонов на "пиршество". В скором времени на зов являются жуткие твари, и начинают пожирать ученика заживо.

Разумеется, все это происходит только лишь в сознании практикующегося. Но в процессе выполнения таинства Тшед ученик находится в гипнотическом трансе. Поэтому есть все основания предполагать, что он действительно чувствует, как его поедают неведомые монстры. Исследователь Тибета Александра Дэвид-Ниль писала, что среди монахов, практикующих Тшед, встречаются сильно изможденные люди, находящиеся в невероятно подавленном психическом состоянии.

Самое поразительное в экзотической, поразительной йоге Туммо - то, что это не какие-то полупроверенные легенды «из дебрей Индостана», а научно доказанные факты, неодкратно наблюдавшиеся нашими и западными учеными в контролируемых условиях. У йоги Туммо немало русских последователей - и даже есть мастера. Материал блога призван в целом обрисовать картину этой практики, а практическое применение рекомендуется под наблюдением опытного ведущего, носителя традиции: т.е. ламы в традиции тибетского буддизма Ваджраяны. Ведь одно дело - мокрые простыни спиной сушить, а другое - практиковать утончённую «Йогу Внутреннего тепла», да ещё и уметь передать эти не всегда понятные умом практики другим людям. К сожалению, при неверном использовании йоги Туммо можно погибнуть от переохлаждения! Гарантия безопасности лишь получение навыков от настоящего Мастера.

К чему мне благородный шёлк
И тонкая, мягкая шерсть?
Наилучшая одежда -
Согревающий огонь блаженства Туммо...
(песни Миларепы)

Йога Туммо относится к пришедшим к нам из холодного и сурового Тибета «Шести Йогам Наропы», которые включают также Йогу осознанных сновидений, Йогу переноса сознания в момент смерти и другие утончённые практики. (Более подробно о традиции Туммо можно почитать здесь). Йога Внутреннего тепла - то есть, как раз Туммо - в этой 6-ступенчатой системе является начальной, предварительной. И эта йога действительно доступна многим, и никаких особых данных: обостренного интеллекта или выдающейся духовной силы - для нее не требуется, по крайней мере на первых порах.

Попробовать Туммо может каждый - при условии нормального физического здоровья, конечно. С другой стороны, как отмечают практикующие, принадлежащие к буддистским традициям, для того чтобы практика стала полноценной системой духовного развития, серьёзно заинтересовавшимся потребуется пройти особые подготовительные практики (в т.ч. Нёндро) и посвящения, гарантирующие, с одной стороны, аутентичность получаемых знаний, а с другой создающие подушку безопасности в работе с мощными, иногда полностью трансформирующими жизнь и сознание, энергиями. Как и в случае с Хатха-йогой, это вечное противоборство «физиков», которые хотят знать и пробовать, и «лириков», которые уверяют что без целого ряда посвящений от просветленного Учителя, религиозной веры в принципы практики и щедрого благословения свыше мало чего добьёшься - разве что, и правда, пару простыней на спине высушишь, на потеху себе и другим.

Суть самой практики в том, что мы выбираете уединённое место на природе (эту йогу нельзя превращать в шоу!) и выполняете последовательность физических (Трул-Кхор), дыхательных (Агнисара-пранама и другие) и медитативных (визуализация каналов Иды и Пингалы) упражнений. Некоторые мастера Туммо (такие, как известнейший отечественный практик Ринад Минвалеев) даже раскрывают такие последовательности для желающих попробовать свои силы!

Какой же результат всего этого? Первый и самый заметный результат, что такие техники, как ступенчатое дыхание или Агнисара действительно приводят к повышенному выделению тепла - и даже если вы не ощутите в себе силы сушить мокрые простыни на морозе, то само тело наверняка согреется. В принципе, такое открытие не ново ни для кого, кто увлеченно практиковал обычные йоговские пранаямы. Но есть и другие моменты - специальные визуализации, используемые в йоге Туммо, сокращают количество посторонних мыслей, ведут ум к состоянию однонаправленности, медитации.

Увлекшись практикой, вы в какой-то момент забудете и про холод, и про ваши планы хорошенько согреться, да и про все на свете. Приходит состояние цельности, сосредоточения в полном покое и расслаблении. Вы одновременно внутренне собраны, и совершенно отпустили всё (включая вечную озабоченность своим здоровьем). Это крайне целительное - на всех уровнях! - состояние ума. В повседневной жизни такие практики ослабляют идентификацию «я» с телом (которая в философии Йоги считается ложной!). Опытные практикующие йоги Туммо переживают глубокие медитативные состояния: Самадхи и т.п., в которых могут находиться долгое время. Буддисты, практикующие Шесть йог Наропы, развивают в себе почти сверхчеловеческую возможность к состраданию, сосредоточению и мудрости, наравне с выдающимися православными святыми. А уж контроль над умом и духовная чистота точно хороши в любую погоду, в любой сезон и на любых широтах!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!