Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Японское оружие и его виды. «Душа самурая»: как в Японии возник культ меча

Основная часть японских войн велась между японцами, то есть, в рамках одного народа и одной культуры. С обеих сторон использовалось схожее оружие и близкие военные тактики и стратегии. В этих условиях особое значение приобретали такие, обычно не очень значительные факторы, как личные умения воинов во владении оружием (владение боевыми искусствами) и полководческие таланты командующих армиями.
Военные периоды истории Японии поддаются самостоятельной классификации на основе используемых в тот или иной период видов оружия. Если для европейской истории изменения вооружения и методов его использования имели последствия политического значения (а потому они не могут изучаться в отрыве от политики), то для истории Японии эти изменения имели исключительно культурное значение, а потому могут изучаться самостоятельно и отдельно.

В военной истории классической Японии можно выделить три основных периода: лука , копья и меча .

Эпоха Лука

Лук (юми) - это древнейшее японское оружие. Он активно использовался еще в доисторические времена. Стрельба из лука традиционно была известна в двух видах - как важная часть синтоистских обрядов (кюдо - "Путь лука") и собственно как военное искусство (кюдзицу - "Искусство стрельбы из лука"). Первое, как правило, практиковали аристократы, второе - самураи.

Японский лук асимметричный, верхняя половина примерно в два раза длиннее нижней. Длина лука - 2 м и более. Традиционно плечи лука делаются композитно, то есть, наружная часть - деревянная, а внутренняя - бамбуковая. В результате этого стрела практически никогда не летит прямо, что делает точное прицеливание делом большой практики. Обычная дистанция прицельного полета стрелы - около 60 метров, для мастера - до 120 метров.

Часто наконечники стрел делались полыми, чтобы при полете они издавали свистящие звуки. Считалось, что это отпугивает злых духов.

В древние времена существовали луки, которые натягивались не одним человеком, а несколькими (известны луки, которые натягивали семь человек!). Эти тяжелые луки использовались не только против людей, но и в морских сражениях для уничтожения лодок противника.

Помимо просто стрельбы из лука, важным искусством была стрельба с лошади (бакюдзицу).

Эпоха Копья

В XVI веке в Японии получили распространение европейские мушкеты, завезенные из Португалии . Они снизили значение кюдзицу практически до нуля. Одновременно с этим поднялось значение копья (яри). Поэтому период Гражданской Войны называют Эпохой Копья.

Основным тактическим приемом при использовании копья было сбивание конных самураев с коня. Падая на землю, такой воин становился практически беззащитен. Обычно копья использовались пешими воинами. Длина такого копья составляла примерно 5 метров, и владение им требовало значительной физической силы. Различные самурайские кланы использовали копья разной длины и конфигурации наконечника.

Эпоха Меча

С установлением в 1603 году Сёгуната Токугава военное искусство как искусство "победы любой ценой" отошло в прошлое. Оно стало самодостаточным искусством самосовершенствования и спортивного соревнования. Поэтому физическую силу мастеров владения копьем заменило мастерство владения мечом (кэндзюцу).

Именно в этот период самурайский меч стал считаться "душой самурая". Он затачивается с одной, выпуклой, стороны, а вогнутая сторона служит своего рода "щитом" во время фехтования. Особые технологии многослойной ковки делают меч поразительно крепким и острым. Его производство очень долго и трудоемко, поэтому даже совершенно новый меч всегда стоил огромные деньги. Древний же меч, созданный великим мастером, - целое состояние. Распределение мечей между сыновьями всегда оговаривалось специальной строкой в завещаниях самураев.

Основными разновидностями меча были:

Древнейший прямой меч.

Кэн - древний прямой обоюдоострый меч, имевший религиозное применение и редко использовавшийся в бою.


- кинжал или нож длиной до 30 см.


Вакидзаси , Сёто или Кодати - малый меч (от 30 до 60 см).


- большой меч (от 60 см), носившийся острием вниз.


или Дайто - большой меч, носившийся острием вверх.


или О-дати - сверхбольшой меч (от 1 м и до 1,5-1,8 м), носившийся за спиной. Чаще встречается в манге, аниме и видеоиграх, чем встречался в реальной жизни.


Для тренировок также использовались бамбуковые мечи-синай (введенные Оно Такадой) и деревянные мечи-боккэн (введенные Миямото Мусаси). Последние также использовались самостоятельно как оружие для боя с "недостойным" противником, например, с грабителем.


Мужчины низших сословий имели право носить только малые мечи или кинжалы - для самообороны от бандитов. Самураи имели право на ношение двух мечей - большого и малого. Фехтовали при этом, однако, только большим мечом, хотя существовали и школы фехтования обоими мечами зараз. Считалось, что мастер определяется по умению расправиться с противником наименьшим количеством взмахов мечом. "Высшим пилотажом" считалось умение убивать, только достав меч из ножен - одним движением (искусство иайдзюцу). Такие поединки продолжались буквально доли секунды.

Менее значительные виды самурайского оружия

К вспомогательному и второстепенному оружию относились, в частности:

Бо - боевой шест. В настоящее время используется как спортивное оружие. Существует во множестве вариантов различной длины (от 30 см до 3 м) и сечения (от круглого до шестиугольного).


- оружие в виде двузубой железной "вилки". Использовалась полицией эпохи Токугава для захвата меча разбушевавшегося (обычно пьяного) самурая, а также как боевая дубинка.


- "кинжал милосердия", разновидность стилета, которая использовалась для добивания раненых.


- женский боевой нож. Использовался девушками из знатных семей как оружие для самоубийства при покушении на их честь.
- боевой нож. Часто использовался как бытовой.


- японская алебарда. Шест с прикрепленным к нему плоским лезвием. Изначально использовалась пехотинцами для повреждения ног коней противника. В XVII веке стала считаться оборонительным оружием девушек из самурайских семей. Обычная длина нагинаты составляет около 2 м.


Тэссэн ) - боевой веер. Веер со стальными спицами. Оружие военачальников. Использовался по прямому назначению, а также как небольшой щит. Иногда спицы затачивались, и тогда такой веер можно было применять как боевой топор.


Огнестрельное оружие - наибольшее распространение оно получило во времена Гражданской Войны. Речь идет об однозарядных ружьях-аркебузах, которые обычно использовали легкие пехотинцы (асигару).


После установления сёгуната Токугава огнестрельное оружие быстро вышло из употребления как "недостойное настоящего воина".

Все прошлое древней и феодальной Японии - это нескончаемые сражения. Основное отличие от битв на континенте состоит в том, войны разгорались среди японцев, другими словами, в пределах одной национальности и культуры. Враждующие применяли одно оружие и похожие стратегии и хитрости ведения войны. В такой ситуации большую важность имело искусство владения оружием самураев и индивидуальные тактические качества военачальников.
Виды японского холодного оружия
В японском боевом прошлом выделяют три определяющих эпохи: эра лука, эра копья и эра меча.
Период Лука

Лук (юми) - старейшее оружие Японии. Луки применялись в качестве оружия с древнейших времен. Стрельба из лука делилась на две формы - как необходимая часть синтоистских церемоний кюдо (Путь лука) и как боевое мастерство кюдзицу (Навых стрельбы из лука). В кюдо обычно упражнялась знать, кюдзицу практиковали самураи.
Японский лук асимметричной формы, верхняя часть которого приблизительно вдвое длиннее нижней. Длиной лук от двух метров. Как правило, части лука изготавливают композитно, другими словами, снаружи лук сделан из дерева, а внутри - из бамбука. Из-за этого стрела почти никогда не движется по прямой траектории, в результате чего меткая стрельба становится возможной только после накопления большого опыта. Среднее расстояние меткого полета стрелы - примерно 60 метров, для профессионала - вдвое дальше.

Зачастую наконечники стрел изготовлялись пустыми для того, чтобы в полете они испускали свист, который по верованиям отгонял злых демонов. В старину иногда применялись японские луки, которые необходимо было натягивать не в одиночку, а несколькими воинами (например луки, для натяжения которых требовалась сила семи лучников!). Такие луки применялись не только для отстрела пехоты, но и в битвах на море для потопления вражеских лодок. Кроме обычной стрельбы из лука, особым мастерством являлась бакюдзицу - верховая стрельба с лошади.
Эра Копья
В 16 столетии в Японское государство из Португалии были привезены мушкеты. Они практически полностью вытеснили луки. Вместе с тем повысилась важность копья (яри). Из-за этого эпоху междоусобиц именуют Эрой Копья.


Преимущественно копья применялись для сбивания всадников с лошади. После падения такой боец оказывался незащищенным. Как правило копья применяла пехота. Копье яри было 5 метров в дляну, и чтобы его использовать, нужно было обладать большой силой и выносливостью. Различные самурайские кланы использовали копья разной длины и конфигурации наконечника.

Эра Меча
С приходом к власти сёгуната Токугава в 1603 году значение военного мастерства как умения "победы любой ценой" ушло в историю. Оно превратилось в самостоятельную технику самосовершенствования и состязания. Благодаря этому физическую мощь профессионалов копья сменило кэндзюцу - искусство владения мечом. Именно в эту эпоху самурайский меч стал называться "душой самурая". Меч самурая оттачивался с выпуклого наружу края, а другая грань является своеобразным "щитом" во время сражения. Меч, изготовленный специальными методами многослойной ковки удивительно прочный и острый. Его изготовление занимает длительное время и требует огромных трудовых затрат, поэтому новый самурайский меч всегда имел огромную стоимость. Старинный же меч, произведенный знаменитым мастером, стоил целое состояние. В завещании самурая в специальном разделе всегда указывалось распределение мечей между отпрысками.

Дайсё - большой и маленький меч

Известно, что самурай носил два меча - длинный и короткий . Такая пара называлась Дайсё (букв. "больший и меньший") и состояла из Дайто ("большего меча"), мы будем называть его Катана, бывшего основным оружием самурая, и Сето ("меньшего меча"), в будущем Вакадзаси, служившего запасным или дополнительным оружием, применявшимся в ближнем бою, для отрубания голов или харакири, если у самурая отсутствовал специально для этого предназначенный кинжал Кусунгобу или Танто. Если ношение большого меча Катана разрешалось только войнам самураям и аристократам, то Вакадзаси имели право носить и ремесленники и торговцы.

Кусунгобу - кинжал для ближнего боя

Итак, длинный меч назывался Дайто (Катана) - 95-120 см, короткий - Сето (Вакадзаси) - 50-70 см. Рукоять Катаны рассчитана обычно на 3,5 кулака, Вакадзаси - на 1,5. Ширина лезвия у обоих мечей - около 3-х см, толщина спинки - 5 мм, в то время как лезвие имеет остроту бритвы. Рукоять обычно обтягивается акульей кожей или обматывается таким образом, чтобы рукоять не скользила в руках. Вес Катаны около 4-х кг. Гарда у обоих мечей была небольшой, лишь слегка прикрывающей руку, имела круглую, лепестковую или многогранную форму. Называлась она "цуба".

Катана и другие японские мечи хранили на специальной подставке - Катанакакэ.

Катана, имеет несколько разновидностей, одна из них - Ко-катана (кокатана) - вариант короткого катана, входящего вместе с катаной в обычный самурай-комплект холодного оружия. Рукоять кокатана прямая без дужки, клинок мало изогнутый. Описанный в отечественной литературе экземпляр имеет длину 690 мм, длину клинка 520 мм.

Кокатана разновидность катаны

Катана крепился на поясе или за спиной. Привязывался специальным шнуром Сагэо, этот шнур мог также использоваться для связывания противника. Для ношения катана за спиной использовались специальные ножны (Ватаримаки часть ножен японского клинкового оружия, касающаяся спины при ношении).На ножнах есть Муфта - кольцо, охватывающее ножны, с помощью которого и производится крепление к портупее или поясу.

Катана - это наиболее современный и совершенный вид японского холодного оружия, его производство совершенствовало веками, предшественниками катана были:


    Тати - меч, распространенный в Японии с X по XVII в, по длине равный Катана. Хотя мечи Катана также имеют приличную кривизну лезвия, в общем целом она меньше, чем у Тати. Отличается также их внешняя отделка. Она гораздо проще и строже, чем у Тати. Имеет круглую цубу. Тати обычно носился клинком вниз в паре с косигатаной.


    Танто - малый самурайский меч.


    Козука - японский боевой нож, используемый как холодное или метательное оружие. В повседневной жизни выполнял роль бытового ножа.


    Та-чи - однолезвийный меч малой кривизны, носимый за спиной. Общая длина 710 мм.


Помимо Дайсе самурай мог носить еще и Нодати - "полевой меч" с лезвием длиной больше метра и общей длиной примерно в 1,5 м., иногда его длина достигала трех метров! Таким мечем орудовало сразу несколько самураев и единственное применение его было - поражение конных войск.

Нодати

Метательные звёзды

Сюрикены использовались для отвлечения противника

Проблема метательных звёзд в том, что они имеют очень мало общего с ниндзя. Более известные как сюрикены, они предстают в двух основных формах: в форме звезды, и прямой. В то время как они летят во врага, у самурая появляется время, чтобы достать свой меч и убить противника. Они являются одной из форм оружия отвлечения. Сюрикенами пользовались самураи каждой самурайской школы, давшие им различные названия в зависимости от их формы. Их связь с ниндзя не прослеживалась до 20-го века, поэтому называть их «звёздами смерти ниндзя» неправильно.

Кастет с шипами

Такие «кастеты» использовались во время ближнего боя

Самураи использовали для нападения шипы, чтобы наносить увечья противнику. Пример на картинке показывает, что шип может перемещаться из скрытой позиции против запястья, тем самым нанося смертельные раны врагу. В дополнение к этому, есть кольца с шипами, используемые для нанесения ударов и захватов при попытке захвата противника. Так называемые «кастеты», являющиеся куском железа, зажатым в руках, использовались для поражения тела или защиты от других видов оружия.

Цепи в умелых руках были грозным оружием

У самураев были цепи и веса разных длин и стилей. Их главным образом можно было разделить на два основных типа: цепи с меньшими весами на обоих концах и цепи с увесистым грузом на одном конце. Первый в основном используется, чтобы захватить и удерживать людей. Второй тип может легко убить человека, если цель была достигнута. Версию этого оружия можно увидеть в фильме «Убить Билла», где Чёрная мамба (героиня Умы Турман) дерётся с японской школьницей. Это оружие используется для удара, сдерживания и удушения противника.

Металлическая дубинка

Дубинка является одним из старинных видов оружия в Японии

В древней Японии оружием было всё: от простых деревянных дубинок до металлических мечей. Самураям часто приходилось оставлять свои мечи с сопровождающим или в специальной комнате на вечере. Хозяин мог даже попросить убрать их короткие мечи. В этой ситуации самурай мог взять для защиты дубинку, а имея на ней тяжёлый металлический «вентилятор», он смело мог отражать любое внезапное нападение. Кроме того, так называемая «полиция»(некоторые самураи и военные) использовала дубинки, чтобы ловить преступников.

Трость с железным крюком

Такие трости использовались не только огнеборцами

Так как дома и крупные здания в Японии были сделаны из дерева, огонь постоянно угрожал городам и населённым пунктам. Чтобы противостоять этому, были созданы команды пожарных. Часть их работы заключалась в разрушении здания вокруг пожара так, чтобы он не распространялся. Такую работу выполняли абсолютно все — от самураев до простолюдинов. Одним из основных инструментов был тяжёлым железный башмак в форме клюва. Люди разбивали ими стены и препятствия, снося участки зданий, чтобы огонь не распространялся. Тем не менее, некоторые из этих банд сформировали плохую репутацию, и этот инструмент стал ассоциироваться как разрушительное оружие.

Серп с цепью

Серп с цепью использовался как многофункциональное оружие

Серп представляет собой изогнутое лезвие, используемое для резки растений и травы; он был распространён во всём средневековом мире. Воины Японии прикрепили цепь к валу серпа, превратив его в грозное оружие. Цепь могла держать противника на расстоянии или его опутывать, в то время как серпом можно было резать врага. Ниндзя тоже использовали серпы, но не для боевых действий. С их помощью они прорывались через заборы и барьеры, а в некоторых кланах были раскладные версии, которые можно было носить в рукавах кимоно.

«Быстрая» верёвка

Такая верёвка использовалась для поимки преступников

Если предполагаемый оппонент самурая или полицейского должен был быть живым, «быстрая» верёвка — то, что нужно. Она состоит из острого железного крючка на конце разворачивающейся с большой скоростью длинной и тонкой верёвки. Крючок можно было воткнуть в ухо, щёку или руку противника. После того как враг пойман, для связывания цели использовалась более надёжная верёвка. В Японии существовала сложная система традиций о том, как связать заключённого в зависимости от его социального статуса. Считалось, что самураев сразу связывали верёвкой. Это не так. На самом деле, в начале ареста использовалась «быстрая» верёвка, и только после того, как оппонент уже ничему не угрожал, его связывали согласно статусу.

Боевой ухват

С таким оружием можно было держать врага на расстоянии

Если подойти к цели было слишком опасно или она очень далеко, то задержание проводилось с помощью боевого ухвата. Это набор из трёх длинных шестов с различными насадками. Наконечником старались поймать противника за ногу, шею или сустав, или зацепить часть одежды, чтобы задержать его, пока остальные не поймают и свяжут. На древке делались шипы, чтобы противник не мог ухватиться за него. Такие эффективные инструменты использовались для поимки особо опасных самураев, воров или преступников.

Личный нож с шипом

Нож с шипом использовался не только в бою

Вы когда-нибудь видели, что на некоторых самурайских мечах есть тонкий шип на одной стороне ножен и маленьким ножом на другой, мягко скользящим в нужном положении с помощью рукояти? Существуют различные теории для их использования, но школа самураев под названием Натори-рю говорит нам, что шип использовался для прокалывания уха обезглавленного противника, чтобы можно было прикрепить записку с именем жертвы. Шип также используется, чтобы затолкнуть язык обратно в рот, поскольку это считается неприличным. Нож для самурая был персонализированным оружием и часто использовался в качестве доказательства. Если самурай проник вглубь вражеской территории, он мог оставить его спрятанным, чтобы доказать, что он был там, когда союзники возьмут вражеские земли, или если самураю необходимо отправить важное сообщение, он может послать личный нож в качестве доказательства справедливости. Этот набор был чем-то вроде швейцарского армейского ножа времён самураев.

Только настоящим воинам разрешалось их носить

Многие знают, что ношение двух мечей (более короткий меч называется вакидзаси, а более длинный меч называется катана) является символом самураев, и только воинам было разрешено нести эти мечи. Тем не менее, до конца 16-го века мечами мог обладать почти любой человек. Победа в бою могла означать продвижение в самураи. Тем не менее с объединением Японии в 16-м веке произошло угнетение крестьян и затвердевание системы класса. Правительство самураев издало указ «Охота за мечами», лишивший простой народ своего оружия. Издав данный указ, правительство пыталось предотвратить возможные восстания. Только в период Эдо — последний век самураев — меч действительно стал их символом. До этого им были в первую очередь копье и лук. Итак, мы рассказали вам о видах самурайского оружия. Теперь вы знаете, что самураи орудовали не только своими катанами. Каждым из приведённых в списке оружий они владели в совершенстве, что делало их крайне опасными противниками.

Стоит только взять в руки хорошую книгу, так сразу ищешь в окружающем мире что-то схожее. К сожалению, после книги «Сёгун», очень трудно найти в ближайшем окружении настоящего самурая. Меча-то не найдешь нормального. Редакция мужского журнала «Репутация в жизни», соединив свои знания с книгой, составила список 10-ти самых известных самурайских фактов, из которых собирается образ настоящего японского воина.

Количество

Многие думают, что самураи – это некие рыцари или элитные войска. Тем не менее, практически весь состав японского войска состоял из самураев. Изначально, термин «самурай» означал «те, кто часто посещают дворян». Со временем значение изменилось и стало ассоциироваться с солдатами.

Это означает, что таких воинов было довольно много. На пике своего расцвета до 10% населения Японии принадлежали к самураям. Так что, по крайней мере, у половины современных жителей Японии в жилах течёт кровь самураев.

Физические характеристики

Если вспомнить фильмы о самураях, то там они изображаются просто гигантами. Понятно, броня делает их массивнее и страшнее. Однако, все довольно скромно. Самураи 16 века имели хрупкое тонкое тело. Рост от 160 до 165 см. Европейский рыцарь в среднем был от 180 см и выше.

Броня

Самурай в боевых латах – похож на страшного робота. Но в отличие от европейских доспехов, самурайская броня была более мобильной. Она была прочной, но при этом гибкой, чтобы воин свободно двигался во время битвы.

Броня состояла из кожаных и металлических пластин, покрытых лаком. Пластины хорошо подогнаны друг к другу кожаными или шёлковыми шнурками. Руки защищали большие прямоугольные щитки, а на локте оставался просвет. Правая рука часто оставалась не защищенной для более свободного движения. Кто не знал, армия США переняла у японцев конструкцию брони для своих бронежилетов.

Дошли до самой странной части – шлем кабуто. Чашу шлема делали из скованных вместе металлических пластин, а лицо и лоб защищали доспехи, привязанные по кругу за головой и под шлемом. Шлем Дарта Вейдера – самая популярная реконструкция. Кроме того, шлемы украшали усатыми демоническими масками менгу, которые ещё и защищали лицо и пугали малодушного врага.

Оружие

Самураи использовали различные виды оружия. Катану, пожалуй, можно назвать самой знаменитой разновидностью меча в мире и, безусловно, самым знаковым оружием самураев. Кодекс самураев бусидо говорил, что душа самурая заключена в его катане, и это делало её самым важным оружием. Обычно, катану носили со вторым мечом, дайсё – укороченной копией основного меча. Но дайсё больше служил для статуса, ведь его могли носить только самураи.

Часто использовали луки – юми. Когда же в 16 веке в Японии появился порох, самураи пересмотрели пункты о чести в бусидо и стали применять огнестрельное оружие в бою.

Мода

Самураев можно назвать рок-звёздами своего времени: их стиль одежды сильно влиял на моду той эпохи. Но в «домашней» обстановке, сами самураи одевались неброско. Хотя, даже повседневная одежда была очень сложной.

Одежда всегда должна была обеспечивать скорость передвижения. Наряд состоял из штанов хакама и кимоно или хитатарэ – двуполый жилет на плечах. Стандартной частью гардероба было оружие. Кимоно делали из шелка, который закупали в Китае. К слову, до прихода европейцев, которые выступили в качестве посредников между двух враждующих стран, шелк стоил очень дорого. Как и любой импортный товар. На ноги надевали деревянные башмака или сандалии.

Самая популярная прическа – пучок. Только буддийские монахи брили головы. Остальные сословия носили пучок, а лоб и темя выбривали. Возможно, это привычка возникла из-за необходимости носить шлем.

Образование

Класс самураев умел не только воевать. Большинство были блестяще образованы. В Европе 16 века грамотных можно было уместить в современную среднюю школу. А уровень грамотности японцев был очень высок.

Бусидо диктовал самураю необходимость постоянно самосовершенствоваться. Они знали математику, писали стихи и картины, были специалистами в чайной церемонии. Изучали литературу, каллиграфию и флористику.

Гомосексуализм

У самураев законом и моралью не запрещалось иметь однополые сексуальные отношения. Как и другие культуры воинов, типа спартанцев, самураи считали однополые отношения нормальными. Такие связи часто возникали между молодыми учениками и учителем. Но в современном мире, подобные факты и традиции не афишируются.

Правда, европейцу 16 века было дико слышать о подобных традициях. Когда главному герою книги «Сёгун» предложили такое, ну, вдруг, понравится, он очень разозлился и заботы не оценил.

Самоубийство

Самой пугающей вещью, является сэппуку - ритуал, также известный как харакири. Если попал в плен или не смог выполнить приказ, или просто попал в немилость у своего начальника, самурай должен был покончить с собой. Сэппуку мог быть как добровольным актом, так и наказанием, но в любом случае он рассматривался как очень почётный способ умереть.

По телевизору показывают обычную, «полевую версию». Нужно пронзить живот коротким мечом и сдвинуть его слева направо. Обычно ему помогал выполнить ритуал другой самурай, который в этот момент отрубал первому голову, поскольку иначе воин умирал бы крайне долго и мучительно.

Но полный ритуал намного длиннее и сложнее. Начинали с купания. Потом самурай одевался во все белое и кушал любимую пищу. Потом он писал стихи – песнь смерти, последние слова. Их часто использовали как эпитафию.

При сэппуку нужно схватить лезвие, обернув руку тканью, чтобы не порезаться, и вспороть живот. Друг, который ждет с мечом, при отрубании головы стремился оставить небольшую полоску кожи впереди в области шеи. Важно, чтобы голова упала вперед и осталась в руках мертвого самурая. Если голова откатилась в сторону – вечный позор каждому.

Западные самураи

При особых обстоятельствах не-японец мог сражаться на стороне самураев или даже сам стать таковым. Таким стал и главный герой Джон Блэксорн или Анджин-сан. Было большой честью получить данный титул, оружие и нового японского имени. Кроме того, самурай наделялся денежным содержанием.

Женщины-самураи

Ну и напоследок. Оказывается, самураи – это не только про мужчин. Традиции позволяли учить боевым искусствам и женщин – их называли онна-бугейся («Онна» — женщина, яп.). Таковой была и главная героиня романа Марико-сан. Они принимали участие в войнах вместе с мужчинами. Они так же носили мечи. В бою вооружали их копьями нагината – выше человеческого роста с лезвием в виде блинного кривого меча. Оружие было довольно легким и эффективным. Хотя женщин-самураев было мало. Большинство женщин выбирало роль домохозяек. Кроме того, нужно было иметь дворянское происхождение.

Самураи были легендарными воинами, и, пожалуй, это наиболее знаменитый класс Японии. Они были благородными бойцами, сражающимся против зла (и друг против друга) с помощью мечей и в устрашающей броне, и следовали строгому моральному кодексу, который управлял всей их жизнью.

На самом же деле, популярные легенды рассказывают о самураях далеко не всё. Например:

1. Женщины-самураи

Слово «самурай» традиционно применяется только по отношению к мужчинам. Японский класс буси, к которому они принадлежали, делал возможным учить боевым искусствам и женщин - такие женщины назвались онна-бугэйся и участвовали в войнах наряду с мужчинами. Их оружием, как правило, была нагината - копьё выше человеческого роста с лезвием, напоминающим длинный кривой меч. Это оружие по сравнению с остальным было относительно лёгким и вполне эффективным.

Исторические тексты заставляют предположить, что женщин-воительниц среди всех женщин Японии дворянского происхождения было мало - традиционно японские дворянки довольствовались ролью домохозяек. Тем не менее, последние исследования доказывают, что женщины участвовали в боевых действиях гораздо чаще, чем написано в учебниках по истории. Например, был проведён анализ ДНК останков участников одного крупного сражения, и оказалось, что 35 из 105-ти принадлежали женщинам.

2. Броня

Самым необычным атрибутом самураев является, пожалуй, их странная, но красивая и богато изукрашенная броня. В отличие от доспехов европейских рыцарей, самурайская броня предназначалась в основном для мобильности.

Хорошая броня должна была быть прочной, но при этом достаточно гибкой, чтобы позволить владельцу свободно двигаться на поле боя. Она представляла собой пластины из кожи или металла, покрытые лаком, тщательно подогнанные друг к другу с помощью кожаных или шёлковых шнурков. Руки были защищены массивными прямоугольными щитками, а на месте локтевого сгиба оставался просвет. Правую руку часто оставляли без защиты для обеспечения максимальной свободы движений.

Самая странная часть брони - это шлем кабуто: чаша делалась из скованных вместе металлических пластин, в то время как лицо и лоб защищались доспехами, привязываемыми по кругу за головой и под шлемом. Самой популярной конструкцией был шлем, похожий на знаменитый шлем Дарта Вейдера - такой головной убор мог защитить владельца от мечей и стрел со всех сторон.

Также на многих шлемах были украшения и присоединяемые отдельно части, в том числе усатые демонические маски менгу, одновременно защищающие лицо и устрашающие врага. Для обеспечения мягкости в качестве подшлемника использовался кожаный платок.

Хотя самурайская броня с течением времени претерпела значительные изменения, внешний вид для неопытного наблюдателя в целом оставался одинаковым. На самом деле, броня самураев была настолько эффективна, что армия США переняла у них конструкцию своих бронежилетов.

3. Гомосексуализм

Самураи были незакомплексованными людьми, когда дело доходило до сексуальных отношений. Как и многие другие культуры воинов, например, спартанцев, самураи не только считали однополые отношения нормальными, но и активно поощряли их. Сексуальные отношения возникали, как правило, между молодыми учениками и учителем, который их тренировал - эта практика была известна как вакасюдо («путь молодёжи») и практиковалась почти всеми представителями класса буси.

Хотя вакасюдо считалась одним из основополагающих аспектов пути самурая, история сохранила об этом мало сведений - например, в массовой поп-культуре этот факт почти никогда не афишируется.

4. Западные самураи

Читатели, которые видели фильм «Последний самурай», знают, что при особых обстоятельствах не-японец мог сражаться на стороне самураев или даже сам стать таковым. Это была особая честь, включающая в себя получение самурайского оружия и нового японского имени. Оказать её могли только особые лидеры вроде даймё (лордов-землевладельцев) или сёгуна (военачальника).

Известны четверо западных мужчин, получивших звание самурая: авантюрист Уильям Адамс, его напарник Ян Йостен ван Лоденстейн, офицер ВМС Евгений Колач и торговец оружием Эдвард Шнелл. Адамс был самым состоятельным и влиятельным человеком из всех четверых - он стал советником самого сёгуна.

5. Количество

Многие думают, что самураи были немногочисленными элитными войсками вроде современного российского спецназа или же небольшой, строго определённой дворянской кастой. Тем не менее, фактически весь социальный класс буси состоял из самураев. Первоначально слово «самурай» означало «те, кто часто посещает дворян». Со временем значение изменилось и стало ассоциироваться с представителями класса буси среднего и высшего уровня, в частности, с солдатами.

Это означает, что таких воинов было довольно много. На пике своего расцвета до 10% населения Японии принадлежали к самураям. Так что, по крайней мере, у половины современных жителей Японии в жилах течёт кровь самураев.

6. Мода

Самураев можно назвать рок-звёздами своего времени: их стиль одежды сильно влиял на моду той эпохи. Тем не менее, за исключением торжественных случаев, сами самураи в повседневной жизни одевались неброско. Хотя их повседневный костюм был сложным, каждый аспект был разработан в соответствии с потребностями воинов.

Костюм должен был обеспечивать скорость и свободу передвижения. Обычный наряд состоял из штанов хакама и кимоно или хитатарэ - двуполого жилета, набрасываемого на плечи. Обычной частью костюма было оружие, а хитатарэ мог быть мгновенно сброшен в случае нападения. Кимоно были сделаны из шёлка, что обеспечивало как красивый внешний вид, так и прохладу. В качестве обуви использовались деревянные башмаки или сандалии.

Самой распространённой причёской был пучок. За исключением буддийских монахов, которые брили головы, люди всех сословий носили пучок в течение сотен лет. Привычка объединения пучка волос с частично выбритой головой, возможно, развилась из необходимости - с выбритым лбом было удобнее носить шлем.

7. Оружие

Самураи использовали различные виды оружия. Первоначально оружием служил меч под названием тёкуто - тонкая уменьшенная версия прямых мечей, позже использовавшихся средневековыми европейскими рыцарями. По мере совершенствования оружейного дела самураи постепенно перешли на изогнутые мечи, которые в конечном итоге превратились в катаны. Катану, пожалуй, можно назвать самой знаменитой разновидностью меча в мире и, безусловно, самым знаковым оружием самураев.

Кодекс самураев бусидо диктовал, что душа самурая заключена в его катане, и это возводило её в ранг самого важного оружия. Обычно катаны использовались в паре с дайсё, укороченной копией основного меча, бывшей символом статуса - дайсё имели право носить исключительно самураи.

Однако мечи были не единственным оружием. Не менее часто использовались юми или луки, поскольку, в конечном счёте, личная храбрость на поле боя стала цениться меньше, чем тактика и планирование. Когда в XVI-м веке появился порох, самураи отказались от луков в пользу огнестрельного оружия и пушек. Предпочтение отдавалось танэгасима - кремневым ружьям, популярным среди самураев эпохи Эдо и их слуг.

8. Образование

Члены класса самураев были гораздо большим, чем простые воины - большинство из них получали блестящее образование. В то время читать могли очень немногие европейцы, а вот уровень грамотности среди самураев был чрезвычайно высок, также они обучались и математике.

Бусидо диктовал, что самурай должен стремиться к самосовершенствованию множеством способов, в том числе не связанных с боевыми искусствами. Вот почему самураи оказали немалое влияние на культуру: они писали стихи, картины монохромными чернилами и были специалистами в чайной церемонии - всё это было обычными аспектами их культуры. Также они изучали такие предметы, как каллиграфия, литература и флористика.

9. Физические характеристики

Внушительная броня и оружие часто заставляют самураев казаться гигантами, и именно так они изображаются в современной поп-культуре. Однако это далеко от истины: большинство самураев были низкорослыми - так, самураи XVI-го века имели хрупкое тонкое тело и рост от 160-ти до 165-ти см. Для сравнения - рост европейских рыцарей того же периода варьировался от 180-ти до 196-ти см.

Более того, благородные самураи, возможно, не были настолько чистокровными, как им хотелось бы. По сравнению со среднестатистическими японцами, их кожа была заметно светлее, а на теле было больше волос. Их профиль, а именно форма носа, также заметно напоминали европейские. По иронии судьбы, это может означать, что самураи на самом деле произошли от этнический группы айна, считавшейся низшими японцами, часто становящимися объектами дискриминации.

10. Самоубийство

Одной из самых пугающих вещей, известных о Пути самурая, является сэппуку - ритуал, также известный как харакири. Самурай должен был покончить с собой, если был не в состоянии следовать бусидо или попал в плен. Сэппуку мог быть как добровольным актом, так и наказанием, но в любом случае он рассматривался как очень почётный способ умереть.

Большинству людей известно о «полевой» версии харакири - быстром и грязном деле. Нужно было пронзить себе желудок коротким лезвием и сдвинуть его слева направо - по сути, самурай потрошил сам себя. Обычно ему помогал выполнить ритуал другой самурай, который в этот момент отрубал первому голову, поскольку иначе воин умирал бы крайне долго и мучительно.

Однако полный ритуал сэппуку - процесс гораздо более длительный и сложный. Начинался он с торжественного купания, затем самурай облачался в белые одежды и принимал любимую пищу, по окончании трапезы ему нужно было положить лезвие на пустую тарелку. После этого он писал песнь смерти - фактически, свои последние слова. Когда стихотворение было написано, самураю нужно было схватить лезвие, обернув предварительно руку тканью, чтобы не порезаться, и вспороть себе живот.

Разумеется, при заключительной части ритуала должен был присутствовать друг с мечом, который при отрубании головы стремился оставить небольшую полоску плоти в области шеи, чтобы голова упала вперёд и осталась в объятиях мёртвого самурая. А если бы голова откатилась в сторону случайных зрителей, это могло бы означать вечный позор.

Душа Самурая
Холодное оружие Японии удивительно не только своим многообразием (уступающим разве что китайскому), но и тем, какое место в культуре оно занимало на протяжении веков. С доисторических времён оружие было тесно связано с мифологией и обрядами, являлось атрибутом, указывавшим на благородный стату с владельца. Великому разнообразию японского оружия способствовали и богатая войнами история, и многовековое господство самурайского сословия, и длительные контакты с китайской цивилизацией, и существование тысяч школ боевых искусств, каждая из которых стремилась путём совершенствования вооружения приобрести преимущество перед конкурентами.

Древнейшие японские мечи, обнаруженные археологами, относятся к эпохе Яёй (III в. до н. э. - III в. н. э.).
Они изготовлялись из бронзы, были обоюдоострыми (цуруги), с прямым клинком длиной 30-40 см и короткой рукоятью. В конце I в. появились железные мечи дайто - узкие и довольно длинные (около 1 метра), с односторонней заточкой. Предназначались они для нанесения уколов, причём их длина позволяла сражаться даже конному воину. Рубить таким оружием было невозможно, так как от сильного удара мечи разлетались вдребезги. Самые ранние дайто сделаны в Китае, но в III в., благодаря освоению технологии выплавки железа из железистого песка, их начали производить и в Японии.

В период Кофун (IV-V вв.) преобладали дайто с односторонней заточкой типа хира-дзукури (с плавным переходом клинка в лезвие). Деревянную рукоять и ножны дайто украшали позолоченными бронзовыми пластинками с изображениями драконов, виньеток, колец, папоротников. На конце рукояти первоначально крепили кольцо, позже его стали заменять шариком, многоугольником, птичьей головой и т. д. В VII в. появились мечи типа кириха- дзукури (с плоским клинком, резко переходящим в лезвие).

Поединок самураев. Ксилография. Япония. XIX в.

Хрупкость дайто заставляла японских оружейников искать новые технологии изготовления клинка. Прорыв был совершён в середине эпохи Хэйан (794-1185 гг.), когда произошёл переход от прямых к изогнутым мечам классического японского типа (нихонто). Такие мечи называли «тати» и носили на специальной подвеске лезвием вниз. Честь создания первого «японского» меча легенды приписывают оружейнику по имени Амакуни. К X в. мечи тати уже получили широкое распространение, что совпало по времени со становлением военного самурайского сословия и переходом к использованию тяжёлых доспехов типа оёрои. Значительно более прочные тати давали фехтовальщику огромные преимущества в бою. К тому же они были удобнее в конном сражении, обладали лучшими аэродинамическими свойствами и обеспечивали колоссальную силу удара.
В 1192-1333 гг. лучшие мечи производили оружейники, работавшие в буддийских монастырях. Эти мечи отличали широкие массивные клинки, почти не сужающиеся к концу, и очень высокое качество. Мастера из провинций Бидзэн и Ямасиро разработали особую технологию закалки лезвия. Для создания характерного рисунка «гвоздичное дерево» тонкие полоски густой пасты накладывались до самой режущей кромки лезвия.

«Окружённый врагами, он разил без промаха, то рубил мечом вкруговую, то крест- накрест, то приёмом «Паучьи лапы», то «Стрекозиным полётом», то «Мельничным колесом», и, наконец, как будто рисуя в воздухе замысловатые петли «Два».

В одно мгновение уложил он восьмерых человек…»

«Повести о доме Тайра» (XIII в.)

В результате получался ряд тонких секторов мягкой стали, которые ограничивали область повреждения в случае, если твёрдое лезвие начинало трескаться. Эта технология обеспечивала высокую прочность и красот) лезвия, благодаря чему школы Бидзэн и Ямасиро захватили монополию на рынке мечей.
В первой половине эпохи Муромати (1336-1568 гг.) появились большие мечи нодати длиной от 1,2 м до 2,1 м (!), рассчитанные на настоящих богатырей. Вторая половина этой эпохи была отмечена бесконечными междуусобными войнами и потому называлась эпохой «Сражающихся княжеств» - Сэнгоку (1467-1568 гг.).
В это время широкое распространение получили мечи катана, приблизительно равные по длине тати (около 66 см), но имевшие меньший изгиб клинка. Их носили заткнутыми за пояс лезвием вверх. Как правило, в паре с катана обязательно был короткий (40-50 см) меч вакидзаси. В этом случае рукоять короткого меча располагалась ближе к центру тела, а длинного - направлялась несколько влево. Нередко использовали также специальный крепёж (косиатэ), предназначенный для одного или двух мечей. Он представлял собой кусок кожи со шнурами для привязывания к талии и петлями для мечей. Закреплённый в косиатэ или засунутый за пояс меч крепко прилегал к телу и не бился о бедро при верховой езде или ходьбе. Неподвижность рукояти позволяла быстро найти её и моментально обнажить меч. Так возникло специфическое, чисто японское боевое искусство иайдзюцу, сутью которого является умение молниеносно выхватывать меч из ножен для нанесения неожиданного атакующего удара или для защиты от внезапного нападения противника.

«Душа самурая» - меч был не только грозным оружием, но и изысканным произведением искусства. Меч ценили превыше всех богатств, берегли и пе редавали по наследству.

Футляр для перевозки меча. Япония. Эпоха Момояма. Конец XVI — начало XVII в.

Снижение роли конных лучников, появление более лёгких и удобных доспехов способствовали быстром)7 развитию искусства фехтования кэндзюцу. Во второй половине XIV-XV вв. возникли основные школы: Нэн-рю, Катори Синто-рю, Тюдзё-рю и Кагэ-рю. В них обучали фехтовальщиков, умевших противостоять врагу, вооружённому не только мечом, но и различными видами древкового оружия. Здесь изучали приёмы боя с алебардой, копьём, шестом, а также борьбы без оружия. Техника была рассчитана на схватку с противником, облачённым в доспехи, а удары нацеливались на неприкрытые части: шею, небольшую зону в месте соединения нагрудника и подола- кусадзури, запястья и локтевые сгибы с внутренней стороны, внутренние стороны бёдер и щиколотки. Чтобы избежать поломки меча, его берегли от ударов оружия противника, для чего использовали разнообразные приёмы и способы маневрирования, позволявшие уклоняться от атак.
Рубежом в истории японского меча считается эпоха Адзути-Момояма (1568-1603 гг.). В предшествующий период потребность в оружии возросла настолько, что оружейникам приходилось трудиться не покладая рук. Это не могло не сказаться на качестве работы: появилось огромное количество мечей крайне низкого уровня, которые продавали буквально охапками. Полководец Тоётоми Хидэёси провёл «охоту за мечами», изъяв из обращения тысячи некачественных клинков. Произошла определённая унификация мечей, так как оружейник^л стали ориентироваться в основном на лучшие образцы XIII-XIV вв. Классическим был признан меч катана с длинным (около 70 см) широким клинком и маленьким кончиком. По мнению специалистов, качество клинков различалось настолько, что мечи, созданные до периода Кэйтё (1596-1615 гг.), называют «старинными» (кото), а позже - «новыми» (синто).

Одна из наиболее влиятельных школ кэндзюцу — Нитэн Ити-рю была создана Миямото Мусаси (1584- 1645), величайшим фехтовальщиком в истории Японии. Мусаси делал упор на фехтование двумя мечами — д линным и коротким — одновременно, что обеспечивало бойцу преимущество в бою, но главное, формировало необхо димый в конной схватке навык манипуляций мечом одной рукой.

С установлением власти сёгуната Токугава статус меча среди других видов оружия резко повысился. Во многом это связано с политикой новых правителей, стремившихся ослабить многочисленных князей - своих конкурентов в борьбе за власть. Войны второй половины XVI в. показали, что самым эффективным оружием являются мушкеты. Сознавая могущество огнестрельного оружия, Токугава Иэясу и его преемники сделали всё для снижения численности мушкетёров в армиях князей. Одним из аспектов этой политики стала реклама истинно «благородного оружия», «души самурая» - меча, который противопоставлялся мушкету - подлому, коварному, недостойному самурая. Усилия не прошли даром: первая половина XVII в. ознаменовалась настоящим бумом кэндзюцу, захватившим лидерство среди боевых искусств; канонизируется искусство оценки качества меча и даже «пробной рубки» - тамэсигири. Первоначально мечи испытывали на осуждённых преступниках или на трупах казнённых. Позже для этой цели стали использовать связки соломы и бамбука, близкие по сопротивлению к человеческому телу. Высшим шиком считалось разрубание самурайского шлема.
С конца XVI в. право ношения мечей имели только самураи и приторные аристократы, а горожане и крестьяне были лишены оружия. За исполнением этого закона следили очень строго. На рубеже XVI-XVII вв. сформировался особый этикет меча. Обнажение оружия на улице, удар ножнами о ножны, бряцание воспринимались как вызов, за которым могло последовать нападение без предупреждения. Полагают, что даже левостороннее движение в Японии возникло именно благодаря этикету меча. Ведь в этом случае два самурая, двигаясь навстречу друг другу, застрахованы от случайного удара ножнами или прикосновения к оружию другого (это считалось смертельным оскорблением). Кроме того, выхватив меч, легче нанести удар вправо.

Отличительной особенностью катаны является гарда, так называемая цуба. Обычно она имела округлую форму и богато украшалась. Очень популярна была техника нанако («рыбья икра»), когда на поверхности цубы размещались крошечные металлические полушария, похожие на икринки.

Положенный справа от себя рукоятью вперед и лезвием к себе меч означал доверие к собеседник), так как из этого положения было труднее всего обнажить его для боя. С длинным мечом за поясом в дом самурая мог войти только князь или самурай более высокого ранга. В остальных случаях меч оставляли в прихожей или отдавали слуге, который с соответствующими почестями устанавливал его на специальную подставку. В гостях у друга короткий меч также вынимали из-за пояса и клали справа от себя клинком к хозяину дома. Поворот меча рукоятью к собеседнику мог расцениваться как знак неуважения к его способностям фехтовальщика и восприниматься как вызов.
Однако в мирное время навыки обращения с оружием находили всё меньшее применение и не приносили заработка самураям. Постепенно они превращались в гражданских чиновников или, и того хуже, в торговцев. Уже с середины XVII в. спрос на мечи неуклонно падает, а кэндзюцу утрачивает практическое значение. Влиятельные школы фехтования середины эпохи Эдо делали упор на психологическую закалку и достижение состояния мунэн - безмыслия. Ямада Хэйдза- эмон Котоку разработал защитное снаряжение для учебных поединков с применением бамбуковых мечей, позже перенятое большинством школ, благодаря этому широчайшее распространение получили бои на бамбуковых мечах. Так началось перерождение кэндзюцу в популярный вид спорта.
В XVIII в. искусство изготовления мечей пришло в упадок, и даже усилия сёгуна Токугава Есимунэ, направленные на поддержку оружейников, не дали существенных результатов. Только в сак конце эпохи Эдо блеснул Суйсинси Масахидэ, создавший немало прекрасных мечей, которые принято называть «новейшими» (синсинто). Падение сёгуната в 1868 г. и последующие реформы Мэйдзи - введение всеобщего призыва в армию, упразднение прежней системы сословного деления и самурайских привилегий, запрет ношения мечей и т. д. - подорвали традиционное ремесло.
Лишь немногие оружейники старались сохранить секреты древнего мастерства. Отчасти они использовались при изготовлении мечей гунто, состоявших на вооружении офицеров японской императорской армии. После Второй» мировой войны массовое производство мечей прекратилось.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!