Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Е батуриной спасаем мяч. План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: «Рассматривание картины «Спасаем мяч» Е. Батурина. Под дождём остался зайка

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №102»

Конспект занятия

Тема: «Рассматривание картины «Спасаем мяч» Е. Батурина.

Чтение «Мяч» А. Барто»

ОО «Речевое развитие»

Развитие речи

(младший дошкольный возраст)

Воспитатель:

Галиева Н.Н.

Конспект занятия

ОО «Речевое развитие»

Развитие речи

Задачи:

Образовательные:

формировать умение рассматривать картину, отвечать на вопросы по содержанию; упражнять в отчётливом произнесении звука [д] изолированно и в словах; упражнять в совместном с воспитателем чтении знакомого стихотворения.

Развивающие:

развивать умение сопоставлять натуральные предметы с изображёнными на картине.

Воспитательные:

воспитывать сочувствие, желание помочь.

Интеграция ОО:

ОО «Познавательное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Физическое развитие».

Материал:

картина «Спасаем мяч» Е.Батурина; дидактическая кукла Таня; мяч;иг- рушки и предметы, в названиях которых есть звук [д]; музыкальные инстру-менты-колокольчик, дудочка; палочка.

Предварительная работа:

игры-эксперименты (Д/и «Тонет-не тонет»); игры с мячом.

Планируемые результаты:

Дети имеют элементарные представления о свойствах предметов тонуть или плавать; договаривают слова и фразы при чтении воспитателем зна-комого им стихотворения; могут произносить звук [д] в словах и изолированно.

Ход занятия

I.Организационный момент. Игровая мотивация.

Воспитатель:

Ребятки, к нам в гости пришла кукла Таня. Она очень рада вас видеть, давай-те и мы её поприветствуем.

Дети:

Здравствуй, Таня, мы тебе тоже рады.

II.Основная часть.

Воспитатель:

Ребятки, Танечка принесла вам игрушку. Что это?

Дети:

Мяч.

Воспитатель:

Опишите мяч. Назовите его качества.

Дети:

Мяч круглый, он катится. Красный. Лёгкий и т.д.

Воспитатель:

Молодцы!

Воспитатель:

А что с ним можно делать?

Дети:

Играть.

Воспитатель:

Ребятки, помните, как мы играли с ним в воде. Мяч тонул в воде? Почему?

Дети:

Он лёгкий. В нём воздух.

Воспитатель:

Молодцы! Какие вы наблюдательные, всё помните. Давайте посмотрим на

эту картину и Таню позовём.

(Воспитатель даёт время рассмотреть картину и задаёт детям примерные во-просы)

Кто уронил в воду мяч?

Кто покажет Таню?

Что она делает?

Почему Таня плачет?

Вам её жалко?

Давайте её утешим, скажем: « Не плачь, Таня, не утонет в воде мяч!»

Кто ей помогает?

Как мальчик ей помогает?

Что у него есть?

Покажите, как он достаёт из воды мяч?

Кто рядом с Таней?

Что она делает? и т.д.

Воспитатель:

Ребятки, скажите нашей куколке, почему же мяч не тонет в воде.

Дети:

Мяч не тонет, потому что он лёгкий.

Воспитатель:

Молодцы, ребятки!

(Проводится игра с музыкальными инструментами)

Ребятки, Танечка хочет поиграть с вами. У неё есть музыкальные инструменты. Она будет вам их показывать, а вы будете изображать игру на них.

(Показывается колокольчик-изображается игра на нём, сопровождающаяся пением « динь-динь-динь», дудочка- « ду-ду-ду»)

Воспитатель:

Молодцы, ребятки! Танечке очень понравилось с вами играть.

А теперь пойдёмте к этому столу. Посмотрите на эти предметы. Сейчас каждый из вас будет доставать понравившийся предмет палочкой, как мальчик на картине, и называть его.

(Проводится д/и «Скажи, что это?». Воспитатель обращает внимание на про-изнесение звука [д] в названиях предметов)

Воспитатель:

Молодцы, ребятки!

III.Заключительная часть.

Воспитатель:

Ребятки, кто сегодня был у нас в гостях?

Дети:

Кукла Таня.

Воспитатель:

Ребятки, что она нам принесла? Расскажите, что вы знаете о мяче. А какое стихотворение про мяч вы знаете, расскажите его Танечке.


Карлова Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: п.Тикси, Булунский район, Республика саха (Якутия)
Наименование материала: "Конспект открытого занятия в ДОУ в соответствии с ФГОС"
Тема: "Мой весёлый мяч"
Дата публикации: 05.12.2017
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО» п.ТИКСИ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БУЛУНСКИЙ УЛУС (РАЙОН)»

РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

Конспект НОД

По развитию речи

Во второй младшей группе:

«Мой весёлый мяч»

Воспитатель: Карлова Н.М.

Вид детской деятельности:

Коммуникация.

Познавательная.

Восприятия художественного слова.

Физическое развитие.

Цели :

Помочь детям понять содержание картины, учить делать самостоятельные выводы.

Отвечать на вопросы воспитателя и высказывать свои суждения по поводу

изображённого.

выразительность речи,

вызвать радость от знакомого стихотворения, желание активно

договаривать слова и фразы;

Учить детей чётко произносить гласные звуки а, у; развивать речевое дыхание, тренируя

детей в произношении звуков длительно и на одном выдохе.

Продолжать учить различать цвета (красный, синий, зелёный) и форму (круглый);

Сравнивать два предмета по величине (большой, маленький);

Учить правильно держать фломастеры, стараться передавать в рисунке округлую форму.

Отрабатывать кругообразное движение рук;

Желание заниматься на занятиях, развивать память, внимание.

Активизация словаря:

Мяч, мячик, большой, маленький, круглый, зелёный, красный, синий, не тоне, плавает,

Упражнение по звукопроизношению:

Звук: а-а-а, у-у-у

Оборудование:

Мячи (большой, маленький), картина «Спасаем мяч», фломастеры (красный, синий,

зелёный), веточка, кукла, бассейн надувной, ватман с рисунком тазика.

Предварительная работа: Рассказывание и показ иллюстраций о лете, игры с мячом

Ход занятия

Игра «Тонет, не тонет»

На столе стоит бассейн с водой, возле бассейна сидит кукла Маша, рядом корзина с

мячами. Не далеко от бассейна на видном месте стоит паровоз.

Воспитатель:

:Дети, у нас сегодня гости, поздоровайтесь. (Здороваются).

Ой, посмотрите бассейн, подойдите все сюда. И кукла Маша к нам пришла в гости.

Посмотрите, что она принесла (достаёт корзину).

Что в корзине? (мячи)

Воспитатель: (берёт большой мяч в руки).

Посмотрите, что это? (мяч)

Какой мяч? (большой)

Какого цвета? (красный)

Правильно, дети, это мяч. Он большой, красный, круглый. А давайте отпустим мяч в воду

(кладут). Что мяч делает? (плавает). Правильно, мяч не тонет, плавает (хоровые,

индивидуальные ответы).

Машенька всем принесла мячики (Показывает карзинку с маленькими мячами).

Дети, какие мячики в корзине? (маленькие). (Раздаёт их детям, закрепляет цвет, форму).

Давайте и эти мячи опустим в воду (кладут). Мяч большой не тонет. Что делает?

(плавает). А маленькие мячики? (плавают).

Правильно, молодцы! Маленькие мячи тоже плавают, не тонут. Давайте скажем хором:

вся мячики не тонут, плавают. (Обращает внимание на паровоз).

Дети, а паровозик тоже хочет поплавать, положим его в воду, пусть поплавает (кладут).

Утонул! Паровозик, дети, утонул. А мячики? (плавают) Паровозик не умеет плавать,

скорее надо его спасти. (вынимают из воды).

А сейчас мы на этом паровозике поедим к Маше в гости. Все встают в паровозик

Поехали (игра «Поезд»).

Воспитатель: Дети, как паровозик гудит?

Дети: ту-ту-ту.

Воспитатель: молодцы, давайте произнесём звук у, громко- тихо потом, снова громко-

тихо. Вот мы приехали к Машеньке в гости.

Рассматривание картины «Спасаем мяч»

Стулья полукругом, на фланеграфе картина (иллюстрацией вниз).

Воспитатель:

Детки, сейчас все сели на стулья, Машенька тоже сядет с нами. Молодцы, как вы все

хорошо сидите. А Маша приготовила нам картину (разворачивает её).

Посмотрите все на картину. Что изображено? (девочка, мальчик, мяч).

Кто на картине? (Мальчик Миша, девочка Таня плачет…).

Почему Таня плачет? (Уронила мяч в лужу. Боится, что мяч утонет).

Иди Вова, покажи, где мяч (приглашает детей к картине).

Дети, Таня боится, что мяч утонет. Скажите ей: «Тише, Танечка не плачь, не утонет в речке

мяч!» (хоровое, индивидуальное повторение).

А что делает девочка Катя с куклой? (Присела, смотрит, как мальчик Миша достаёт мяч).

Покажите, как Миша достаёт мяч (иллюстрирует движения).

Молодцы (собирают веточки, приглашает сесть на стулья).

Воспитатель- Сейчас я вам расскажу про девочку Таню:

Дети играли в мяч и уронили его в большую лужу. Испугалась Катя и присела около лужи.

«А-а-а! -заплакала Танюша,- бедный мой мяч! Он утонет, утонет в луже!» «НЕ плачь, не

плачь! Мяч я достану» - успокоил Таню Миша. Он взял веточку и стал толкать мяч к краю

лужи. Ещё, ещё немножко и мяч будет спасён. Хорошие у Тани друзья.

Чем играли дети?

Куда уронили мяч?

Как плакала Таня?

Кто испугался?

Что сказал Миша Тане?

Что взял мальчик Миша?

Какие друзья у Тани?

У Тани хорошие друзья, дружные.

Давайте мы для нашей Маши прочитаем стихотворение про Таню

Чтение стихотворения «Мячик» А. Барто

Читают вместе стихотворение,(Спросить одного- двух прочесть наизусть).

Рисование «Мячики»

На столе лежит картина с иллюстрацией «Тазик», фломастеры на каждого ребёнка.

(Красные, синие, жёлтые, зелёные)

Воспитатель:

А ещё Маша принесла нам красивые фломастеры и рисунок, на котором

нарисован тазик. Подойдите все к столу. (Вот какой большой, красивый тазик).

Мы свами будем рисовать мячики. Они будут плавать в тазике. А как мы умеем

рисовать? Покажите мне и Машеньке (делают круговые движения в воздухе).

Вот, как мы умеем рисовать (раздать фломастеры, закрепить цвет).

Самостоятельная работа детей (рисуют мячи).

Рефлексия: Рассмотреть мячи, похвалить детей и пригласить играть в мячики.

Текущая страница: 4 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Занятие 6. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Был у Пети и Миши конь»

Цель. Совершенствовать умение детей слушать рассказ без наглядного сопровождения.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает детям о двух братьях – Пете и Мише, которым мама купила игрушечного коня. «Как вы себе представляете этого коня?» – интересуется педагог и заслушивает ответы детей. «И вот однажды, – продолжает разговор воспитатель, – дети поссорились и стали вырывать коня друг у друга. Как вы думаете, чем закончилась эта история?»

Педагог читает рассказ три раза.

Затем воспитатель спрашивает: «Мама поступила правильно, забрав у драчунов коня? Как можно играть одной игрушкой вдвоем?» Заслушивает и корректирует ответы детей.

Занятие 7. Игры и упражнения на звукопроизношение (звук у ). Чтение песенки «Разговоры»

Цель. Закрепить правильное произношение звука у (изолированного и в звукосочетаниях).

Ход занятия

Воспитатель показывает детям куклу доктора, напоминает, как Айболит проверял, не болят ли у детей горлышки: «Покажите, как вы открывали рот и произносили: „А-а-а“». (Хоровой и 3–4 индивидуальных ответа.)

Воспитатель расставляет елочки, между которыми «ходит» кукла Аленка и собирает грибы.

«Как бы Аленка не заблудилась», – говорит педагог и предлагает покричать: «Ау! Ау!» Малыши зовут Аленку хором и индивидуально. Воспитатель следит за тем, чтобы дети достаточно громко, а главное, слитно произносили звуки (а-а-ау-у-у).

Воспитатель показывает детям игрушечный паровоз, объясняет, как он гудит (у-у-у-у – произносится достаточно громко и протяжно), и просит малышей погудеть.

Педагог организует игру «Позови паровоз».

«У-у-у-у», – гудит ребенок, и паровоз «едет» на этот звук. Если малыш гудит тихо или «песня» получается очень короткой, паровоз может «не услышать» ее. Воспитатель обращает на это внимание ребенка и предлагает погудеть погромче или подольше. К детям, которые не произносят звукосочетание, паровоз, естественно, не приезжает.

Воспитатель читает детям чувашскую песенку «Разговоры» (пер. Л. Яхнина):


Кукушка кукует:
– Ку-ку! Ку-ку!
Голубь воркует:
– Гу-гу! Гу-гу!
Петух зорюет:
– Ку-ка-ре-ку!
Филин кричит
В ночи:
– Угу!
А рыба молчит -
Ни гу-гу.

Педагог повторяет песенку (1–2 раза), побуждая детей проговаривать звукоподражательные слова.

Занятие 8. Рассматривание сюжетных картин

(по выбору воспитателя)

Цель. Учить детей понимать, что изображено на картинке; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи.

Рассматривание картины «Спасаем мяч»
Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину «Спасаем мяч» (автор серии Е. Батурина). Малыши перечисляют, кто (что) на ней изображен (изображено): девочка плачет, мяч упал в лужу, мальчик достает мяч и т. п.

Педагог кратко описывает картину. Затем спрашивает: «Почему плачет Таня? (Боится, что утонет мяч, – хоровой и несколько индивидуальных ответов.) Надо Таню успокоить. Скажите ей: „Тише, Танечка, не плачь! Не утонет в речке мяч!“ (Хоровое и несколько индивидуальных повторений.)

Мальчик (показывает) помогает Тане достать мяч. Покажите (приглашает детей к картине) мальчика, который достает мяч. Он его веточкой достает. А теперь покажите, как мальчик веточкой достает мяч. А что делает девочка с куклой? (Смотрит, как мальчик достает мяч.) Она присела (покажите как) и смотрит».

Дети возвращаются на свои места.

Воспитатель предлагает малышам послушать рассказ о Тане и ее друзьях (он значительно подробнее первого рассказа педагога): «Дети играли в мяч и уронили его в большую лужу. „Ой!“ – испугалась девочка и присела около лужи. „А-а-а! – заплакала Танюшка. – Мяч утонет, утонет в луже!“ „Не плачь, не плачь! Я достану мяч“, – успокоил Танечку мальчик в полосатой рубашке. Он взял веточку и стал толкать мяч к краю лужи. Еще, еще немножко, и мяч будет спасен. Хорошие у Танюши друзья. Находчивые!»

Педагог повторяет рассказ. Дети договаривают выделенные слова.

Не убирая картину, воспитатель читает стихотворение А. Барто «Мячик». Дети активно помогают педагогу читать знакомое стихотворение.

Желающие малыши рассматривают картину самостоятельно.

Рассматривание картины «Возле Большого Пня»
Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассказать, что (кто) нарисовано (нарисован) на картине «Возле Большого Пня». Педагог одобряет реплики малышей, дополняет их. Затем он кратко, не спеша, рассказывает о картинке: «Каждый день Малыш ходит гулять к Большому Пню.

Там Малыша ждут, ему рады. Он разговаривает со всеми, кто живет возле Большого Пня».

Воспитатель уточняет: «А кто же живет возле Большого Пня?» (Синички, белочка, лягушка, пчелка, улитка.)

«Покажите, – продолжает беседу педагог, – как Малыш поднял руку, приветствуя своих маленьких друзей и Большой Пень.

– Здравствуй, лягушечка, – кричит Малыш. А она в ответ… (ква-ква-ква).

Доброе утро, птички-синички! – А они: „Чив-чив, чив-чив! Ждем тебя, ждем тебя!“

Пчелка зажужжала… белочка зацокала… Большой Пень заулыбался. Видишь его добрые глаза?

Только улитка продолжает спать, ничего не видела, ничего не слышала. Потом, когда я приглашу вас поближе, чтобы рассмотреть картинку, советую вам разбудить ее. Как вы это сделаете? Что вы скажете улитке? А вдруг это не улитка, а спрятавший голову ежик? Тогда осторожнее, не уколитесь!»

Воспитатель, похвалив детей за то, что они помогли ему рассмотреть картину, предлагает послушать рассказ о Малыше и его друзьях, живущих вблизи Большого Пня: «Каждый день Малыш ходит гулять к очень доброму Большому Пню. Там его ждут маленькие друзья. „Идет, идет, чив-чив, идет!“ – радуются птички-синички. „Ква-ква-ква! Доброе утро, Малыш!“ – приветствует его зеленая лягушка.

„Ж-ж-ж, – жужжит пчелка. – Сегодня чудесный день, Малыш“.

„Доброе утро! Доброе утро, мой дорогой, любимый Большой Пень ! – кричит Малыш. – Доброе утро, мои замечательные маленькие друзья. Будем играть?“»

Педагог повторяет рассказ, предоставляя детям возможность договаривать выделенные слова.

Воспитатель приглашает детей подойти поближе к картине и рассмотреть ее. Он обращает внимание малышей на то, как красиво вокруг Большого Пня, как много здесь цветов, ягод; слушает реплики и рассуждения детей.

Рассматривание картины «В песочнице»
Ход занятия

Воспитатель рассказывает о том, что все дети любят играть с песком, что песок можно копать, насыпать в ведерки, делать из него куличики и т. д.

«Хотите, я покажу вам детей, которые с удовольствием играют в песочнице», – продолжает разговор педагог и демонстрирует картинку. Воспитатель дает детям возможность рассмотреть ее и обменяться впечатлениями.

«Видите, какая большая песочница, – говорит воспитатель. – Какие широкие у нее бортики. А сколько песка в песочнице? (Много. Целая гора.) Какого цвета песок? (Желтого.)

Целая гора песка, а на вершине горы… (полосатая машина.) Чья это машина, как вы думаете? Я тоже думаю, что это машина черноволосого мальчика с синим совком в руке. Черноволосый мальчик разговаривает… (с мальчиком, который играет с зеленой машиной). Интересно, о чем они договариваются? (Воспитатель выслушивает и уточняет ответы детей.)

А что делает в песочнице девочка в красном платье? Она украсила уголок песочницы мелкими цветными игрушками. Девочка делает… (куличики).

Нравится детям играть в песочнице? Они довольны? Вы это видите?» (Да, дети улыбаются.)

Можно закончить занятие примерно таким рассказом: «Хорошо играть в песочнице, интересно. Песочница большая, с широкими бортиками, с чистым желтеньким песочком. Песка много, целая гора. Мальчики с машинами расположились по разные стороны горки. Договариваются прорыть туннель, чтобы ездить друг к другу в гости.

Хорошенькая девчушка в красном платьице печет куличики. Она приглашает вас угоститься куличами. Придете?»

Занятие 1. Дидактическая игра «Кто пришел? Кто ушел?». Чтение потешки «Наши уточки с утра…»

Цель. Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками, развивать внимание. Учить детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке.

Ход занятия

Воспитатель выставляет на фланелеграф картинки и беседует с детьми по их содержанию: «Выглянуло солнышко (показывает картинку) и проснулись уточки (картинка). Проснулись, закрякали: „Кря-кря-кря“. Как закрякали уточки?» (Хоровой и 3–4 индивидуальных ответа.)

Воспитатель повторяет фразу, побуждая детей договаривать слова: «Выглянуло… (солнышко), проснулись… (уточки), проснулись и… (закрякали) ».

Педагог продолжает рассказ: «Проснулись и гуси (картинка). Пошли на пруд поплавать. Идут, кричат: „Га-га-га“. Как гуси кричат? Куда они идут?

Выглянуло солнышко, проснулся индюк. Вот он какой этот индюк (картинка): сам большой, хвост колесом. По двору индюк ходит, сам с собой разговаривает: „Бал-бал-бал, бал-бал-бал!“ Как индюк сам с собой разговаривает?

И курочки (картинка) проснулись. „Ко-ко-ко, – говорят. – Вот мы, ко-ко-ко“. Кто проснулся? Как вы догадались, что курочки проснулись?»

Затем педагог читает потешку «Наши уточки с утра…». Он повторяет потешку 1–2 раза, поощряя попытки малышей повторять звукоподражания.

Воспитатель проводит дидактическое упражнение «Кто пришел? Кто ушел?».

«Выглянуло солнышко, и во двор вышла маленькая девочка, – рассказывает педагог. – Вот она (показывает картинку). Девочка вышла покормить птиц. Сначала пришли к ней… (уточки). Потом пришли… (гуси), затем пришел… (индюк), прибежали… (курочки).

Наелись птицы и собрались кто куда. Сначала ушел… закройте глаза (дети не должны закрывать глаза руками)». Воспитатель убирает картинку и говорит: «Откройте глазки. Скажите, кто ушел? (Индюк.) Зажмурьте глаза. А теперь откройте. Что скажете? (Гуси ушли. На пруд ушли.) Еще раз закройте глаза. Откройте. Что теперь видите? (Ушли курочки, а пришел петушок.)» И так далее. (Вернулись гуси, прилетели голуби, убежала девочка и т. п.)

С детьми младшей подгруппы занятие на этом заканчивается.

Детям старше 2 лет 6 месяцев можно предложить поработать воспитателем. Оставив на фланелеграфе 4 картинки (остальные лежат рядом), педагог приглашает желающего ребенка, объясняет, что нужно сделать и сказать.

Малыш просит детей закрыть глаза (Пожалуйста, закройте глаза. Не подглядывайте!), убирает (добавляет) картинку и разрешает сверстникам открыть глаза.

Воспитатель приглашает еще 2–3 детей, которые интересуются у сверстников, что изменилось на мольберте.

Занятие 2. Дидактическое упражнение «Ветерок». Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит»

Цель. С помощью султанчиков учить детей медленно выдыхать воздух через рот (подготовительные упражнения для развития речевого дыхания). Познакомить детей со стихотворением-загадкой, совершенствовать речевой слух.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям: когда дует ветер, листочки на деревьях шелестят. Показывает им султанчик (палочка длиной 13–15 см, к концу которой приклеены (привязаны) полоски тонкой бумаги (6–7 штук). Длина полоски 4–5 см, ширина 0,5 см.)

Педагог говорит детям, что палочка – это дерево с листьями. Он дует на листочки, показывая ребятам, как они шелестят. Затем предлагает 3–4 малышам подуть на султанчик.

Педагог раздает султанчики всем детям. Проверяет, правильно ли малыши их держат: расстояние от султанчика до губ ребенка должно быть около 8–10 см. Дети одновременно дуют на листочки. Потом отдыхают и дуют снова.

Воспитатель предлагает посмотреть и послушать, как шелестят листочки на Олином дереве (на Павлушином и т. д.). При этом он следит, чтобы ребенок выдыхал воздух только через рот, дул длительно (больше секунды), не добирая воздуха, выдыхал плавно, не поднимая плеч. Воспитатель замечает детей со слабым выдохом, чтобы позже позаниматься с ними индивидуально.

Педагог предлагает детям обменяться султанчиками, интересуется, кто с кем поменялся. Затем малыши еще раз одновременно дуют на листочки, после чего воспитатель собирает султанчики.

Воспитатель несколько раз читает детям стихотворение А. Барто «Кто как кричит». Затем говорит: «Сейчас проверю, умеете ли вы отгадывать загадки. Будьте внимательны. Не спешите отвечать, чтобы не ошибиться: „Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу“. Кто так кричит?» И так далее.

Завершая занятие, воспитатель еще раз читает стихотворение.

Занятие 3. Дидактическая игра «Это я придумал». Чтение детям русской народной потешки «Пошел котик на торжок…»

Цель. Закрепить умение детей объединять действием 2–3 любые игрушки, озвучивать полученный результат при помощи фразовой речи; познакомить с народной песенкой «Пошел котик на торжок…».

Ход занятия

Игра «Это я придумал» – усложненный вариант игры «Поручения».

Перед детьми – 6–8 игрушек (по выбору воспитателя). Например, небольшая кукла, тарелка, медвежонок, бант, мячик, зайчик, шарманка, расческа.

Воспитатель просит детей назвать игрушки. Объясняет, что они могут действовать с игрушками как захотят: «Например, я могу подарить бант медвежонку и сказать ему: „Тебе, медвежонок я подарю красивый зеленый бант“».

Педагог вызывает желающего ребенка, помогает ему осуществить задуманное и озвучить действие («Зайчик играет на шарманке», «Куколка танцует», «Медвежонок взял мяч», «Медвежонок собирается есть» и т. п.).

Воспитатель убирает игрушки и показывает детям игрушечного кота. Малыши рассматривают игрушки, а педагог читает потешку: «Пошел котик на торжок…» и называет имя присутствующего на занятии ребенка «Самому ли есть, либо Сашеньке снесть? Я и сам укушу, да и Сашеньке снесу». (Сашенька «принимает» подарок, благодарит кота.)

Педагог читает потешку еще 3–4 раза, адресуя ее всем детям или кому-то персонально. Заканчивая занятие, предлагает малышам сказать котику что-нибудь хорошее, покормить его, поиграть с ним.

Занятие 4. Дидактические упражнения и игры с кубиками и кирпичиками

Цель. Упражнять детей в различении и назывании цветов (красный, синий, желтый), выполнении заданий воспитателя («сделайте так-то»), рассчитанных на понимание речи и ее активизацию.

Ход занятия

Дети сидят за сдвинутыми в ряд столами. У каждого ребенка кубики и кирпичики (у детей старшей подгруппы – трех цветов, у детей младшей подгруппы – двух цветов).

Воспитатель уточняет, что лежит на столах, какого цвета предметы, сколько их. (Много.)

Педагог предлагает взять какой-нибудь один предмет, затем уточняет, кто какой предмет взял.

Дети возвращают предметы на место.

Воспитатель просит малышей взять по одному кирпичику и уточняет их цвет. Затем предлагает детям поменяться кирпичиками и рассказать, кто с кем поменялся и что получил взамен. (С Сашей поменялся. Теперь у меня красный кирпичик.)

Педагог предлагает взять по одному кубику и уточняет, у кого какой кубик.

Мальчики отдают свои кирпичики девочкам, а девочки передают мальчикам кубики (можно заранее посадить мальчиков и девочек напротив друг друга, и тогда это и последующее задание будет выполнить легче);

Девочки строят из кирпичиков дорожку, а мальчики «едут» по этой дорожке на своих автомобилях (кубиках) на противоположную сторону стола.

Занятие 5. Чтение сказки «Козлятки и волк»

Цель. Познакомить детей со сказкой «Козлятки и волк» (в обр. К. Ушинского), вызвать желание поиграть в сказку.

Ход занятия

Педагог читает сказку. Затем интересуется у детей: «Как маленькие козлятки догадались, что в дверь стучится волк?» Соглашается, что волк запел толстым-претолстым голосом: «Вы детушки, вы батюшки». Просит детей пропеть эту фразу толстым голосом, как пропел ее волк (хоровые и индивидуальные ответы).

«А еще, – продолжает воспитатель, – умные козлята заметили, что волк поет песню неправильно. Что коза детям принесла? (Молочка.) А волк все перепутал. Послушайте:


Ваша мать пришла,
Молока принесла…
Полны копытца водицы!»

Воспитатель предлагает детям стать козлятками: «Я буду сказку читать, а вы двери запирать-отпирать, с волком разговаривать…» (Педагог, исполняющий роль волка, может надеть соответствующую шапочку.)

Педагог читает сказку, подсказывая детям, когда и как запереть (отпереть) дверь (жест и звукоподражание: «Трик-трак»),

Выслушав волка, дети, как могут, с помощью педагога говорят примерно следующее: «Слышим-слышим! Не матушкиным голосом поешь: матушка поет тоньше и не так причитает».

Завершая занятие, воспитатель достает игрушки (фигурки настольного театра) и предлагает желающим поиграть в сказку.

Занятие 6. Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка»

Цель. Рассказать детям о том, как лучше встретить вечером маму, вернувшуюся с работы, что сказать ей (или любому другому родному человеку).

Воспитателю на заметку. Малыши испытывают тревогу, когда вечером родители начинают приходить за детьми: «А где моя мама? Скоро придет?» Иногда, увидев маму, ребенок, успокаивается и убегает играть, и ей долго приходится ждать его, чтобы пойти домой.

Иногда, увидев маму, ребенок начинает капризничать, что-то требовать от нее. Скорее всего, он просто устал.

Игра-инсценировка дает малышам некие ориентиры – первые шаги к более светским взаимоотношениям с родителями.

Ход занятия

Перед детьми игрушечные зайчик и мишка.

Воспитатель напоминает малышам о том, как они вместе со зверушками учились утром прощаться с мамами, говорить им добрые слова.

«А сегодня зверушки пришли поучиться у вас встречать мам с работы, – говорит педагог. – Допустим, на пороге появилась мама зайчонка. Как вы думаете, что скажет ей зайка? (Ответы детей.) Не угадали. Маленький зайка скажет: „Добрый вечер, мамочка!“ А потом добавит: „Ты сегодня очень красивая. Я по тебе соскучился“. Мама, услышав такие хорошие слова, удивится, обрадуется, улыбнется».

Появляется мама зайца.

«Моя мама пришла, моя мама пришла!» – радуется зайка.

Вдруг он испуганно произносит: «Ой-ой-ой, я забыл, что надо сказать моей милой мамочке. Помогите, подскажите».

Дети напоминают, что маме надо улыбнуться, сказать: «Добрый вечер», и рассказать, какая она красивая и как зайка по ней соскучился (хоровые и несколько индивидуальных ответов).

Зайка повторяет эти слова с помощью детей. Мама обнимает и целует его.

Появляется мама-медведица. Дети подсказывают медвежонку, что надо сказать маме.

«А что вы сегодня скажете своим мамам? – спрашивает воспитатель у детей. – Не забудьте сказать ей слова, после которых мама улыбнется, обнимет и поцелует вас».

Заканчивая занятие, воспитатель может прочитать детям отрывок из стихотворения И. Косякова «Все она»:


Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит
И заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз?
«Мама дорогая!»

Занятие 7. Рассматривание сюжетных картин

(по выбору воспитателя)

Цель. Помочь детям понять содержание картины; в процессе рассматривания активизировать речь детей; учить договаривать слова, небольшие фразы.

Рассматривание картины «Таня и голуби»
Ход занятия

Воспитатель показывает детям картину «Таня и голуби» (серия «Наша Таня», составитель О. Соловьева), дает возможность рассмотреть ее и обменяться впечатлениями. Затем кратко рассказывает о содержании картины: «Танюша пошла гулять и захватила с собой хлеб и зернышки для голубей. На прогулке она собрала красивый букет из листьев».

Воспитатель уточняет:

– Какая погода на улице, если на Тане теплые вещи? Какие именно?

– Голуби сами прилетели к Тане или она их позвала? Как позвала? (Гули-гули-гули, – хоровой и 3–4 индивидуальных ответа). Зачем Таня позвала голубей?

– А откуда у Тани листочки в ведерке? Красивый получился букет? (Красивый.)

В заключение воспитатель вновь рассказывает детям о картине: «Наступила осень. Стало холодно. Таня надела рейтузы, ботинки и теплую кофту. Она собрала букет из листьев и осенних цветов. Девочка решила поставить букет в ведерко. Заглянула в него, а там хлебные крошки. Таня их голубям принесла. „Гули, гули, гули!“ – позвала Танюшка и стала кормить прилетевших к ней птиц».

Если останется время и ребята не устали, можно раздать им султанчики, чтобы отработать длинный плавный выдох через рот (это упражнение направлено на совершенствование речевого дыхания).

Рассматривание картинки «Прятки»
Ход занятия

Воспитатель показывает детям картину «Прятки» и интересуется, узнали ли они мальчика в синих штанишках и синей шапочке. «А откуда вы его знаете? – уточняет педагог. – И чего это он на Большой Пень забрался?» Заслушивает ответы детей и сообщает: «Малыш, птички и зверушки играют в прятки. Малыш водит. Он кого-то увидел и кричит: „Вижу, вижу!“ Что кричит Малыш?

Как думаете, кого он увидел? (Похоже – зайчика. Зайка спрятался, а белые ушки торчат.) А теперь расскажите, кто куда спрятался?»

Педагог называет животное, а дети определяют его местоположение. (Белочка – за дерево, дятел – в дупло, ежик – под дерево, лягушка – под листик, мышки – в цветы.)

«Можете показать, в какой позе стоит Малыш, как улыбается и держит руку?» – интересуется педагог.

Затем обобщает наблюдения детей: «Малыш и его друзья играют в прятки. Водит Малыш. Чтобы всех видеть, он взобрался на Большой Пень. Кричит: „Вижу, вижу! Ты, зайка, в кустиках сидишь , а белочка – за деревом. Дятел – в дупле , а ежик – в норке-ямке. Мышата в цветах замерли“. А лягушку Малыш долго бы искал. Ее, зеленую, под зеленым крупным листом вообще не разглядеть. Всем хорошо, всем весело. И это замечательно!»

Педагог повторяет рассказ, а дети помогают ему, договаривая выделенные слова.

Рассматривание картины «Делаем машину»
Ход занятия

«Строить из кубов машины, домики, крепости любят все дети, – начинает занятие педагог. – И таких детишек я вам сейчас покажу».

Воспитатель показывает детям картинку «Делаем машину». Дети рассматривают картину, рассказывают о том, что заметили. Педагог, не вмешиваясь, слушает их.

«Как вы догадались, что дети делают машину? – уточняет воспитатель. (Вот колеса. У мальчика руль и т. п.)

Мальчик с рулем в руках чем-то озабочен, о чем-то задумался , не так ли? Может быть, в машине чего-то не хватает? (Нет кабины.)

Дети не знают, как сделать кабину. Вы можете посоветовать, куда поставить куб, который держит мальчик в зеленом свитере ?

Молодцы! Теперь у машины будет кабина!

А девочка что делает? Правильно. Она большим веником подметает пол в кузове машины. Теперь в кузове очень чисто.

Вам нравятся эти дети? Мне они тоже очень-очень нравятся. Приятно смотреть на малышей, которые умеют играть вместе, не ссорясь».

В заключение можно предложить детям примерно такой рассказ: «Дети решили сделать машину. Кузов они сделали быстро. Красивый кузов получился: малыши взяли синий, красный, желтый, зеленый кубики. Стали дети думать, как сделать кабину.

Пока мальчики решали, куда поставить очередной куб, девочка в кузове пол подмела, чистоту навела.

Одно удовольствие смотреть на дружных трудолюбивых малышей».

Дина Бондарева
Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины Е. Батуриной «Спасаем мяч»

Конспект занятия по развитию речи на тему :

«Рассматривание картины Е . Батуриной «Спасаем мяч » . Чтение стихотворения «Мячик» А. Барто.

младшая группа

Составитель :

Бондарева Д. Л.

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад» №37

Мальвинка

Программное содержание :

1. Помочь детям понять содержание картины (Таня плачет. Она уронила в лужу мяч. Мальчик достал его.)

2. Отвечать на вопросы по содержанию картины , активно повторяя за воспитателем отдельные слова и формы.

4. Вызвать у детей сочувствие к девочке Тане.

Предварительная работа. Чтение стихотворения А. Барто «Мячик»

Оборудование. Картина Е . Батуриной «Спасаем мяч » , кукла Таня, мяч.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом.

Дети, к нам сегодня в гости пришла кукла Таня. Посмотрите какая она красивая, нарядная!

Кто пришел к нам на занятие ? (кукла Таня)

Таня любит играть с мячом. Но однажды Таня играла, играла и мяч упал в лужу. Вот посмотрите (показ картины )

Кто это? (Таня)

Правильно, дети. Наша кукла играла в мяч и вот он упал в лужу.

Что сделал мяч? (упал)

Куда упал мяч? (в лужу)

Что это? (мяч, А это что? (лужа)

Что делает Таня? (плачет)

Имитация слез. Таня плачет. Она боится, что мяч утонет.

- Давайте ей скажет : «Тише, Танечка, не плачь! Не утонет в речке мяч» (Хоровое и индивидуальное повторение)

А кто поможет нашей Тане доставь мяч?

Мальчик (показываю) помогает Тане достать мяч.

Иди, Никита, покажи кто помогает Тане достать мяч. Он его веточкой достает.

Дети, покажите, как мальчик веточкой достает мяч (дети, сидя на стульчиках, имитируют движение)

А что делает девочка с куклой? (Смотрите, как мальчик достает мяч)

Дети, давайте встанем и покажем, как девочка присела и смотрит.

Дети, послушайте рассказ про Таню и ее друзей :

«Дети играли в мяч и уронили его в большую лужу.

«Ой» - испугалась девочка с куклой и присела около лужи.

«А-А-А! – заплакала Танюша, - бедный мой мяч! Он утонет, утонет в луже!»

- «Не плачь, не плачь! Мяч я достану» , - успокоил Танечку мальчик в полосатой рубашке. Он взял веточку и стал толкать мяч к краю лужи. Еще, еще немножко, и мяч будет спасен . Хорошие у Танюшки друзья. Находчивые.

Не убирая картину , читаю стихотворение А. Барто «Мячик» .

В старшей подгруппе прошу одного-двух детей рассказать стихотворение наизусть нашей гостье – кукле Тане.

А кукла Таня вам поможет.

Дети, Тане очень понравилось у нас. Вы очень хорошо слушали, рассказывали по картине , читали стихотворение.

Кукла гладить своей ручкой деток по головке.

А теперь Таня хочет поиграть с вами в мяч.

Вы хотите с Таней поиграть? (получив утвердительные ответы, дети начинают играть в мяч : кукла просит каждого ребенка по очереди подойти к столу и покатать мяч к ней, а она к малышу).

Публикации по теме:

Цель: Помочь детям понять содержание картины. Задачи: - учить детей отвечать на вопросы воспитателя, составлять небольшой рассказ по картине;.

Конспект НОД по речевому развитию в первой младшей группе «Рассматривание картины «Весна» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №71» Конспект развивающей образовательной деятельности по речевому развитию в группе раннего.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Рассматривание картины «Весна, подснежники» Рассматривание картины «Весна, подснежники». Цель: Формировать интерес к творчеству художников, познакомить детей с картиной Штефан Елены.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе с элементами ТРИЗ. Рассматривание сюжетной картины «Дети играют» Тема: Рассматривание сюжетных картины «Дети играют» Дидактическое упражнение на звукопроизношение дидактическая игра «Что изменилось».

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Рассматривание картины «Путаница» художника Л. Филлипова» Тема: «рассматривание картины "путаница" художника Л. Филлипова» Цель: Формировать умение анализировать юмористические рисунки. Задачи: формировать.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!