Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Формула 1 айртон сенна авария. Айртон Сенна: биография, личная жизнь и семья, карьера автогонщика, трагическая гибель

Айртон Сенна, 1994 год. Фото www.globallookpress.com

Машина Айртона Сенны после столкновения со стеной

Самая известная авария в истории автоспорта унесла жизнь лишь одного человека, но какого. 1 мая 1994 года на седьмом круге Гран-при Формулы-1 в Сан-Марино погиб трёхкратный чемпион мира бразилец Айртон Сенна.

За день до гонки в квалификации погиб ещё один пилот, австриец Роланд Ратценбергер. Но гонку всё равно было решено проводить. Уже на втором круге в результате столкновения других пилотов появилась необходимость выпустить на трассу автомобиль безопасности, снижавший скорость пилотов, чтобы дать возможность службам трассы убрать разбросанные по дорожному полотну обломки автомобилей.

Гонка была продолжена на шестом круге, а уже на седьмом автомобиль Айртона Сенны на всей скорости вылетел с трассы, протаранив ограждения. Гонка была приостановлена, а тело Сенны, не подающего признаков жизни на вертолёте транспортировали в госпиталь. В госпитале выяснилось, что мозг Сенны уже мёртв и на выход из комы нет никаких шансов. Было принято решение отключить его тело от средств, искусственно поддерживавших в нём жизнь.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Айртон Сенна да Силва (порт. Ayrton Senna da Silva, 21 марта 1960, Сан-Паулу, Бразилия - 1 мая 1994, Болонья, Италия) - бразильский автогонщик, трёхкратный чемпион мира по автогонкам в классе Формула-1 (1988, 1990 и 1991).

По итогам опроса, проведённого британским еженедельником Autosport среди бывших и действующих участников чемпионата Формулы-1, Сенна был признан лучшим гонщиком в истории Формулы-1. Всего за десять лет выступлений он выиграл более 40 гонок и установил рекорд по числу поул-позиций. Он получил от прессы прозвище «Волшебник». Наиболее яркая страница биографии Сенны - его соперничество с другим великим гонщиком, Аленом Простом, в конце 1980-х - начале 1990-х.
Сенна погиб в 1994 году в аварии на Гран-при Сан-Марино в Имоле.

Айртон Сенна был признанным мастером квалификаций своего времени. За свою карьеру в Формуле-1 он 65 раз занимал в них первые места, что на тот момент было рекордом. Этот рекорд держался и после смерти Сенны в течение 12 лет и был превзойдён Михаэлем Шумахером только в 2006 году на Гран-при Сан-Марино, причём Шумахеру потребовалось для этого провести 236 Гран-при, тогда как Сенна за всю свою карьеру в Формуле-1 принял участие только в 162. Стоит, однако, заметить, что вопреки широко распространённому заблуждению, и по этому показателю Айртон не на первом месте в Формуле-1. Как минимум трое пилотов в истории имеют относительные результаты (соотношение поулов и количества проведённых гонок) лучше, чем у Сенны.

Считается, что в Формуле-1 гонки в дождевых условиях выравнивают шансы участников - скорости сильно уменьшаются, и преимущество более мощного мотора или лучшей аэродинамики нивелируется. Однако Айртон Сенна именно в этих условиях не раз демонстрировал большое преимущество над другими гонщиками. За многочисленные примеры высоких достижений в дождевых гонках спортивные журналисты и болельщики дали Сенне прозвище «Человек дождя».

Сенна жертвовал миллионы долларов на борьбу с бедностью в Бразилии и завещал для той же цели всё своё состояние (которое на момент его смерти оценивалось примерно в 400 миллионов долларов). При жизни Айртон предпочитал не говорить об этом публично, и о его пожертвованиях стало известно лишь после его смерти.

Фрэнк Уильямс, в команде которого Сенна провёл свой последний сезон, говорил о нём: «Айртон был очень неординарной личностью. На самом деле он был ещё более великим человеком вне гонок, нежели в них».

На старте гонки болид финна Юрки Ярвилехто заглох и в него набирая скорость врезался Педру Лами (при этом разлетевшимися обломками были ранены трое зрителей, один из них тяжело), и на трассу выпустили машину безопасности, чтобы скорость движения болидов снизилась и можно было убрать обломки. Гонщики ехали за машиной безопасности до 6-го круга. На 7-м круге, втором после ухода машины безопасности и рестарта гонки, машина Сенны сорвалась с трассы в повороте «Тамбурелло» и на огромной скорости врезалась в бетонную стену. Согласно показаниям телеметрии, в момент срыва скорость машины была около 310 километров в час, после этого Сенна успел затормозить и замедлить машину, но всё же скорость в момент удара о стену составляла примерно 218 километров в час.

Когда стало понятно, что Сенна остаётся неподвижным в машине, гонка была остановлена, к месту аварии прибыли медики. Когда Сенну достали из обломков машины, он практически не подавал признаков жизни, ему сделали трахеостомию и на вертолёте доставили в госпиталь, подключив к аппарату искусственного дыхания.
После проведённого обследования стало ясно, что мозг Сенны мёртв и шансов на его выход из комы не осталось. Поэтому медики приняли решение прекратить искусственно поддерживать жизнь его тела. Как выяснилось позже, при столкновении правое переднее колесо оторвалось вместе с куском подвески и ударило Сенну по голове, при этом металлический кусок подвески пробил его шлем и нанёс смертельную травму.

Смерть Сенны стала трагедией для многих болельщиков во всём мире, и в особенности в Бразилии. Бразильское правительство объявило трёхдневный национальный траур. В день похорон Сенны в Сан-Паулу траурную процессию сопровождали несколько миллионов человек.

Завоевав звание чемпионов мира по футболу в 1994 году, бразильская сборная развернула на поле плакат, посвящающий этот титул Айртону Сенне.

В 2000 году в Бразилии был проведён социологический опрос, в котором бразильским гражданам предлагали назвать лучшего бразильца за всю историю страны.
Результаты опроса показали, что самым великим из бразильцев считается Айртон Сенна, несмотря на то, что к тому времени было известно немало выдающихся бразильцев (например, Пеле).

Журнал F1 Racing дважды после смерти Сенны, в 1997 и 2004 годах, проводил опросы экспертов для определения лучших гонщиков за всю историю Формулы-1. В опросах участвовали 77 экспертов, каждый из которых должен был назвать 10 гонщиков, которых он считает лучшими, затем результаты сводили, и список ста лучших гонщиков публиковался в журнале. По результатам обоих опросов Сенна занимал первые места, опережая таких известных гонщиков, как Михаэль Шумахер, Ален Прост, Хуан Мануэль Фанхио и Джим Кларк. В том же году, в десятилетие смерти Сенны, в Бразилии вышла книга Эрнесто Родригеса Ayrton, the Hero Revealed (в португальском варианте Ayrton, o Her;i Revelado), в которой описывалась жизнь и карьера Сенны, включая неизвестные ранее подробности.

Задача данной статьи - выяснить, как заложена трагическая гибель в аварии знаменитого бразильского автогонщика АЙРТОНА СЕННЫ по его коду ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

1 11 28 47 62 76 94 100 114 128 129 134 135 153 163 175 178 179
А Й Р Т О Н С Е Н Н А д а С И Л В А
179 178 168 151 132 117 103 85 79 65 51 50 45 44 26 16 4 1

5 6 24 34 46 49 50 51 61 78 97 112 126 144 150 164 178 179
д а С И Л В А А Й Р Т О Н С Е Н Н А
179 174 173 155 145 133 130 129 128 118 101 82 67 53 35 29 15 1

АЙРТОН СЕННА да СИЛВА = 179 = 129-В ГОНКАХ РАЗБИТА + 50-ГОЛОВА.

Слово ГОЛОВА мы видим открыто: 46 = ГОЛО...; 49 = ГОЛОВ...; 50 = ГОЛОВА.

179 = 62-УДАР ГО\ ловой \ + 117-УДАР ГОЛОВОЙ.

179 = 47-УДАР Г\ оловой \ + 132-УХОД ИЗ ЖИЗНИ.

179 = 56-УМЕР + 123-КАТАСТРОФА.

Чтобы найти цифры 56 и 123, код буквы "И", равный 10 (в предложении да СИЛВА АЙ...) делим на 2.

10: 2 = 5. 51 = УБИТ + 5 = 56 = УМЕР. 118 = РАЗБИВАЕТСЯ + 5 = 123 = КАТАСТРОФА.

179 = 78-БЕЗЖИЗНЕН + 101-РАЗБИЛСЯ.

179 = 128-\ 59-УБИЛО, МЁРТВ, ОТ УД (ара) + 69-КОНЕЦ \ + 51-ЖИЗНИ.

128 - 51 = 77 = ОТ УДАР\ а \.

179 = 101-УМЕРШИЙ + 78-ОТ УДАРА.

179 = КОМА ГОЛОВНОГО МОЗГА.

179 = 144-СМЕРТЬ МОЗГА + 35-НАЕЗД.

144 - 35 = 109 = КРУШЕНИЕ, РАЗБИТА ГОЛОВА.

179 = 34-В КАТ\ астрофу \ + 145-В КАТАСТРОФУ.

145 - 34 = 111 = 47-ПОГИБ + 64-АВАРИЯ = 35-НАЕЗД + 76-НА ПРЕГРА\ ду \.

179 = 94-ПОГИБЕЛЬ + 85-В АВТОГОНК\ ах \.

Код ДАТЫ ГИБЕЛИ: 1.05.1994. Это = 1 + 05 + 19 + 94 = 119 = ЛИШЁН ЖИЗНИ.

179 = 119 + 60-УМИР\ ание \.

Код полной ДАТЫ ГИБЕЛИ = 109-ПЕРВОЕ МАЯ + 113-\ 19 + 94 \-\ код ГОДА ГИБЕЛИ \ = 222.

222 = 144-СМЕРТЬ МОЗГА + 78-ОТ УДАРА.

222 - 179-\ код ПОЛНОГО ИМЕНИ \ = 43 = УДАР.

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 123-ТРИДЦАТЬ, КАТАСТРОФА + 100-ЧЕТЫРЕ = 223.

223 = 63-ГИБЕЛЬ + 160-АВТОКАТАСТРОФ\ а \ = ПОГИБШИЙ В КАТАСТРОФЕ.

223 = 101-РАЗБИЛСЯ + 122-КАТАСТРОФ\ А \.

Смотрим столбец:

153 = ТРИДЦАТЬ ЧЕ\ тыре \
_______________________________
44 = ПАГУБА, БЕЗЖИЗ\ нен \

153 - 44 = 109 = КРУШЕНИЕ.

Когда через два с половиной месяца после трагедии в Имоле сборная Бразилии в серии послематчевых пенальти победила итальянскую команду, футболисты посвятили триумф погибшему соотечественнику. На могилу Сенны приходит больше народу, чем к Джону Кеннеди или Элвису Пресли. Как на днях признался бывший президент Макс Мосли, после Гран-при Сан-Марино политики всерьёз заговорили о запрете Формулы-1 как таковой. Считается, что незаменимых нет, но заменить Айртона Сенну было невозможно - после его гибели меняться пришлось Формуле-1, а остальному миру - лишь скорбеть об утрате настоящего героя…

Расцвет автоспорта

Во времена Айртона Сенны Формула-1 переживала один из бурных периодов расцвета. Началась эра турбодвигателей, гонщики и инженеры были одержимы скоростью, компромиссы здесь презирались. Когда пришёл Сенна, на трассах блистал Ники Лауда, «Макларен» был неудержим. Но в 1986-м на тестах погиб Элио де Анжелис, с которым Айртон выступал в «Лотусе».

Нельзя сказать, что это стало большой неожиданностью. Всего четыре года назад погибли Жиль Вильнёв и Рикардо Палетти. Публика помнила, что автогонки сами по себе небезопасны. Правда, граунд-эффект к тому моменту уже был запрещён: хотя генерируемая им прижимная сила и давала явное преимущество, недостатки идеи делали машину неуправляемой и опасной.

После сезона 1988 года - через два с половиной года после гибели де Анжелиса - в Формуле-1 запретили турбодвигатели. Вместо укрощения мощностей инженеры занялись тем, чтобы оптимизировать поведение машины. Появилось множество электронных помощников - активной подвески, антипробуксовочной системы и ряда других. В гонки добавился элемент программирования, «Макларен» потерял лидерство в чемпионате, и на первый план вышел «Уильямс».

С «Маклареном» Сенна выиграл уже три чемпионата, но последние два года уверенно доминировал «Уильямс», приведший к титулу Найджела Мэнселла и Алена Проста. Перед сезоном 1994 года в Гроув перебрался и Сенна. Правда, вспомогательные системы тоже запретили, и Эдриану Ньюи пришлось перестраиваться и менять подход, как и всем остальным.

Без трэкшн-контроля и активной подвески FW16 была практически неуправляемой - очень нервной и нестабильной. Автомобиль был эффективен лишь в очень узком диапазоне условий, и стоило им измениться - машину срывало с траектории. Тем не менее Сенна намерен был сражаться за чемпионский титул и завоевал поулы к трём первым Гран-при сезона.

Чёрный уик-энд в Имоле

Гран-при Сан-Марино начался с жёсткой аварии Рубенса Баррикелло в тренировках. Бразилец отделался повреждением рёбер и сломанным носом. Уже на следующее утро Баррикелло был в паддоке, хотя за руль не садился. Однако в квалификации после удара об отбойник на скорости 315 км/ч погиб Роланд Ратценбергер - перелом основания черепа. Он умер не приходя в сознание.

На следующий день на втором после рестарта круге вылетает в «Тамбурелло» и врезается в отбойник. Гравийная ловушка немного сбила скорость, но в момент столкновения она составляла свыше 200 километров в час. Рычаг подвески пробил шлем и вошёл в череп Сенны. Когда его доставили в больницу, мозг был уже мёртв, врачи оказались бессильны.

Айртон Сенна да Силва родился в 1960 году в Сан-Паулу, Бразилия, и с раннего детства увлекался машинами. Будущий трехкратный чемпион мира «Формулы-1» впервые сел за руль картинга в возрасте 4 лет – этому поспособствовал отец гонщика, занимавшийся в то время продажей земли и имевший неплохой заработок.

В 13 лет Айртон принял участие в своей первой гонке на картинге. Она проходила на городских улицах. В качестве квалификации молодые гонщики вытягивали «в слепую» бумажки со стартовыми номерами. Сенне повезло, ему досталась бумажка с номером один, и он стартовал с «поула». Во время гонки неопытный пилот медленно проходил повороты, однако на прямых маленький Сенна был быстрее всех: все остальные гонщики были больше него и, как следствие, тяжелее, а значит, могли развить меньшую максимальную скорость. В одном из поворотов в Айртона врезались сзади, и он вылетел с трассы, сойдя со своей первой гонки.

Первая неудача никак не отразилось на дальнейших успехах Сенны: спустя 4 года гонщик выиграл чемпионат Южной Америки по картингу. После победы на своем континенте пилот принял участие в чемпионате мира, однако ни разу не смог выиграть гонку, семь раз заняв второе место по ходу сезона.

В 1978 году гонщик переехал в Европу, где пересел в формульную машину и принял участие в серии «Формула-Форд 1600», где в первом же сезоне одержал уверенную победу. Затем, в 1982 году Сенна выиграл британский и европейский чемпионаты в серии «Формула-Форд 2000» и продолжил приближаться к мечте стать гонщиком «Формулы-1», перейдя в британский чемпионат F3. Там он выиграл 13 гонок из 20.

История только начинается...

По ходу выступления в «Формуле-3» в 1983 году гонщик тестировал машины различных команд F1: «Уильямс», «Макларен», «Брэбем», «Тоулман». В итоге он получил место боевого пилота в последней из них на сезон 1984 года. Интересный факт: до выступления в F3 пилот выступал под фамилией отца - Да Силва, но так как она была достаточно сильно распространена в Бразилии, он начал использовать фамилию матери - Сенна.

Первое Гран-При за команду Toleman для Сенны закончилось сходом. Однако уже со второго этапа, в Кьялами, гонщик начал показывать свой талант пилота и занял 6 место, продемонстрировав отличный результат по ходу заезда, несмотря на более технически совершенные болиды своих соперников. Гонщик три раза оказывался на подиуме за весь сезон. В самом престижном Гран-При Монако Айртону удалось занять второе место, показав невероятную езду по мокрой трассе и опередив соперников на более быстрых машинах. По итогам сезона гонщик набрал 13 очков и 9 место в личном зачете.

В следующем году, несмотря на двухлетний контракт с Toleman, Айртон Сенна перешел в команду Lotus, где должен был продемонстрировать выдающиеся результаты. Однако болид Lotus оказался слишком прихотливым и ломучим, поэтому из 16 гонок пилот смог доехать до финиша лишь в девяти, выиграв из них всего две: в Португалии и Бельгии. По итогу сезона Айртон принял решение продолжить выступать в F1 на автомобиле Lotus, заняв при этом 4 место в чемпионате.

Перед следующим сезоном 1986 года инженеры Lotus хорошо поработали над машиной. В первом Гран-При в Бразилии Айртон смог занять второе место, уступив лишь своему соотечественнику Нельсону Пике. На втором же этапе гонщик одержал первую долгожданную победу. Но счастье продлилось недолго: уже на третьем Гран-При у «Лотуса» снова начались проблемы с надежностью, и лидировавший на тот момент в чемпионате Сенна вынужден был сойти с дистанции.

По ходу сезона пилот еще 5 раз не сможет завершить гонку из-за технических неполадок, в результате чего «Формула-1» станет «полем битвы» между «Уильямс» и «Макларен». Несмотря на еще одну победу и 6 подиумов за сезон, Айртон Сенна закончил выступление лишь на 4 строчке в личном зачете.

Последний сезон в Lotus для Айртона Сенны закончился дисквалификацией в финальной гонке. Сначала компания Renault, поставлявшая для команды двигатели, объявила об уходе из автоспорта, и вместо них в команде начали использовать более надежную и мощную Honda. Однако начало сезона для гонщика все равно выдалось «не очень», но затем ему удалось выиграть подряд Гран-При Монако и США, что сразу сделало его лидером чемпионата.

«Уильямс», в свою очередь, тоже не дремала, и вскоре Мэнселл и Пике опередили Сенну по количеству побед. После Гран-При Мексики, где Айртон вылетел с трассы и не смог завершить гонку, соперники полностью лишили его возможности завоевать долгожданное чемпионство. Однако на подготовке к предпоследней гонке сезона в Японии Найджел Мэнселл получил серьезные повреждения во время аварии и не смог продолжить выступление в текущем году.

Это давало Сенне шанс выйти по итогу сезона на второе место.

За последние две гонки пилот два раза подряд занял второе место, однако после Гран-При Австралии стюарды дисквалифицировали пилота: отверстия для охлаждения тормозов на «Лотусе» были шире, чем оговорено в регламенте. В результате Сенна довольствовался лишь третьим местом по итогу чемпионата.

Заклятые враги: Ален Прост и Айртон Сенна

С 1988 года Айртон Сенна перешел в McLaren, где на тот момент в качестве боевого пилота уже находился двухкратный чемпион мира Ален Прост. Так было положено начало одному из самых жестких противостояний в автоспорте за всю его историю. Из 16 Гран-При гонщики «Макларен» выиграли 15. Восемь побед принадлежало Сенне, семь Просту.

По итогам сезона для подсчета очков бралось лишь 11 лучших гонок у каждого пилота, поэтому чемпионство «Формулы-1» 1988 года досталось Айртону Сенне.

За чемпионство 1989 года боролись те же двое. Сенна показывал отличную езду на «мокрых» Гран-при и часто брал поул-позицию, а Прост лидировал на сухой трассе и часто не давал Сенне пройти себя.

Чемпионом в итоге стал Ален Прост после инцидента на трассе в Судзуке. Сенна совершил опасный маневр в попытке обогнать Проста, в результате чего гонщики столкнулись. Сенна смог доехать до боксов, поменять антикрыло и выиграть гонку, однако после финиша он был дисквалифицирован.

После инцидента Айртон заявил, что он был «грубо ограблен». FIA такое высказывание не понравилось: Сенну оштрафовали на 100 тысяч долларов и временно лишили лицензии на участие в F1. К началу следующего сезона конфликт между гонщиком и федерацией автоспорта был улажен, и ему вернули суперлицензию.

В 1990 году Прост ушел в Ferrari, объяснив это тем, что в «Макларен» ему предпочли Сенну. Но в итоге исход сезона решился на той же трассе, что и в прошлом году. Оба пилота вновь столкнулись в борьбе и, не желая уступать друг другу, столкнулись на первом круге. Обоюдный сход Сенны и Проста привел к тому, что Айртон снова стал чемпионом, поскольку на момент аварии у него в запасе было больше очков.

Позже, по данным телеметрии выяснилось, что в момент аварии Сенна даже не пытался затормозить. Спустя год гонщик признался, что намерено спровоцировал аварию в качестве мести Просту за 1989 год.

Новый сезон, новый соперник

1991 год запомнился зрителям борьбой между пилотами McLaren и Williams: Айртоном Сенной и Найджелом Мэнселлом. В начале сезона Айртон одержал 4 победы, но уже к середине года удача повернулась лицом к Мэнселлу. К концу сезона между пилотами восстановилось равновесие по очкам. Все решилось на Гран-при Японии, где Мэнселл вылетел с трассы и не смог продолжить гонку. По результатам сезона чемпионский титул в третий раз достался Айртону Сенне.

В сезоне «Формулы-1» 1992 года преимущество было за Williams. В межсезонье инженеры команды отлично поработали над болидом. Мэнселл выиграл 9 Гран-При из 16 и досрочно стал чемпионом мира. Сенне удалось одержать лишь три победы, одну из которых, в Монако, он смог «завоевать» лишь из-за прокола колеса у Мэнселла за 10 кругов до окончания гонки.

На сезон 1993 года у Сенны не было контракта ни с одной командой F1. У Mclaren открылась новая проблема: «Хонда» ушла из «Формулы-1», а значит, нужно было искать новые моторы.

Renault сразу отказались поставлять двигатели для Mclaren, по причине того, что их моторы уже использовались в Williams. В итоге выбор команды пал на Ford, однако в контракте сразу оговаривалось, что для Mclaren они будут поставлять менее мощные моторы, чем для их давних клиентов из «Бенеттон». Но выбора не было, и в McLaren согласились с условиями, надеясь на то, что им удастся сделать более легкое и усовершенствованное шасси.

В межсезонье автомобиль был готов, и за его рулем на тестах оказался Сенна, который понял, что инженерам удалось приложить много усилий и получить достойный результат, но скорости у болида все равно было недостаточно. Оценив ситуацию, гонщик хотел покинуть «Макларен» и перейти в Williams, откуда Мэнселл ушел в Indycar, а на его место вернулся Прост. Но Ален убедил команду, что кандидатура Сенны не лучшая, и в итоге команда отказала Айртону. Тогда Mclaren предложил не подписывать контракт на весь сезон, а заключать соглашение на каждую гонку по отдельности.

В результате первые три гонки сезона 1993 года для Сенны выдались удачными: второе место и две победы подряд.

Самая яркая из них - на Гран-При Европы, которое проходило под проливным дождем. Сенне удалось совершить несколько блестящих обгонов по ходу гонки. После данного этапа пилот получил прозвище «Человек дождя» за невероятное мастерство пилотирования в тяжелые погодные условия.

После четвертого удачного этапа в Монако Сенна заключил с Mclaren контракт на весь оставшийся сезон, но к тому моменту Ален Прост смог лучше приспособиться к машине Williams, и к концу сезона в его багаже было больше очков. Сенна в этом году довольствовался лишь титулом вице-чемпиона.

Роковой Williams

К сезону 1994 года Williams оказалась самой продвинутой и технологически совершенной командой. Внутри болида устанавливался самый надежный и мощный двигатель от Renault, который в прошлом сезоне привел Алена Проста к чемпионству. Но в первом же Гран-при за Williams Сенна сошел с дистанции, уступив победу новичку - Михаэлю Шумахеру. Второй этап сезона закончился для Айртона на первом круге, после аварии с Микой Хаккиненом, а затем и с Николой Ларини.

Третье Гран-при в Сан-Марино стало для Айртона Сенны роковым.

Гран-при Сан-Марино 1994 года

Уик-энд в Сан-Марино стал самым страшным событием в автоспорте за всю его историю. В пятницу на тренировке в аварию попал Рубенс Барикелло. Он сломам нос и ребра, и не смог продолжить выступление в текущем уик-энде. Затем, на квалификации трагически погиб Роланд Ратценберг, врезавшись в стену в повороте Villeneuve на скорости 320 км/ч. И после всего, на седьмом круге гонки в повороте «Тамбурелло» в стену врезался Айртон Сенна.

Машину гонщика сорвало с траектории. После аварии пилот остался неподвижно сидеть в разбитой машине, что свидетельствовало лишь об одном: у Айртона серьезные повреждения. В скоро времени зрители смогли увидеть, как голова Сенны шевельнулась, но, к сожалению, это оказался лишь мышечный спазм: мозг пилота был сильно поврежден.

Стюардам удалось вытащить истекающего кровью гонщика из машины, после чего он был загружен в вертолет и доставлен в больницу, где врачи после электроэнцефалограммы констатировали биологическую смерть мозга. Такой диагноз означал, что жизненные функции тела Айртона смогут функционировать, но вернуться к обычной жизни или хотя бы открыть глаза он уже никогда не сможет. В рукаве комбинезона у пилота нашли австрийский флаг: вероятно, Сенна хотел посвятить свою победу погибшему за день до него гонщику Ратценбергу, но никому об этом не сказал.

Врачи приняли решение отключить тело Сенны от аппарата жизнеобеспечения. В 18 часов и 40 минут смерть величайшего пилота современности, Айртона Сенны, была официально констатирована.

После расследования происшествия эксперты пришли к выводу, что во время удара переднее правое колесо вместе с рычагами подвески отлетело в голову болида и пробило шлем. Пилот получил травму, несовместимую с жизнью.

Жизнь Айртона Сенны оборвалась с той же молниеносной скоростью, с которой он показывал высший пилотаж на лучших трассах мира.

Память о величайшем пилоте современности увековечена в скульптуре мастера Стефано Пьеротти на автодроме в Имоле, а также в фильме «Сенна» режиссера Асифа Кападиа.

Айртон Сенна да Силва родился 21 марта 1960 года, умер 1 мая 1994 года. Он был одним из легендарнейших бразильских гонщиков. Публика знала его больше под именем Айртон Сенна .

Айртон вырос в известной и уважаемой семье бразильского плантатора. С детства отец баловал его дорогими подарками, в том числе и автомобилями. Особым пристрастием отца Айртона были автогонки. Он уделял этому виду спорта не только много внимания, но и вкладывал в его развитие не малые деньги.

По настоянию отца Айртон сел за руль гоночного карта, на тот момент ему только исполнилось 4 года.

Айртон Сенна перенял страсть отца к автогонкам. С каждым годом он все сильнее отдавался тренировкам, а его скорости приближались к максимально возможным, для тех лет.

В 1973 году Айртон Сенна(Ayrton Senna) дебютировал в гоночном чемпионате. А в 1977 году он уже занял место победителя чемпионата по картингу в Южной Америке.

В 1981 году имя Айртона победно зазвучало на британском чемпионате в классе Формула-Форд 1600. А в следующем году ему покорился чемпионат Формулы-Форд 2000.

В 1983 году Айртон Сенна стал первым в Великобритании. Он победил в Формуле-3.

В конце 1983 года молодой, но уже широко известный бразильский гонщик начал карьеру в Формуле-1. Он был принят в команду «Тоулман».

В 1985 году Сенна перешел в спортивный клуб «Lotus». Он был намного сильнее его прежней команды. В первом же сезоне в новой команде он стал обладателем «Большого шлема», мастерски победив в гонке в Эшториле. В конце сезона у Айртона Сенны постоянно возникали технические проблемы на трассе. То откажет электроника, то начнет подводить механика. Серия неудачных заездов так и преследовала талантливого спортсмена.

В 1986 году сезон для Айртона оказался более удачным. На гонках в Бразилии он стал вторым, а на мировом чемпионате занял четвертое место.

В 1988 году Сенна уже выступал за клуб «Макларен». А в 1994 году гонщик решил перейти в команду «Уильямс-Рено».

Сезон 1994 года стал последним в карьере легендарного гонщика. Айртон Сенна принял участие в своей последней гонке 1 мая 1994 года, гонка Гран-при Сан-Марино. Болид Сенны на огромной скорости столкнулся с бетонным ограждением. Водитель получил несовместимые с жизнью травмы и скончался после госпитализации в больницу.

Для многих смерть Айртона Сенны(Ayrton Senna) стала шокирующим событием. Ведь тогда смерть гонщика во время соревнований была редким событием.

За карьеру в профессиональном автоспорте Айртон Сенна стал трехкратным чемпионом мира в классе «Формула-1».

"Я думаю, вы можете представить себе, о чем идет речь - об опасности, опасности получить тяжелую травму, погибнуть. Вы знаете, что можете столкнутся с такой ситуацией, но это часть вашей жизни. Когда это происходит, становится мысль все бросить, уйти, но вы продолжаете гоняться. Мне нравятся гонки, как их бросить. Гонки, состязания - это моя кровь, часть меня. Я занимаюсь этим всю свою жизнь." (из интервью Айртона Сенны 1993 года)

Чемпионы не уходят. Они остаются навсегда...

Мы готовы соглашаться с тем, что в игре с опасностью есть какой-то высший смысл. Готовы превращать рискующих жизнью в своих кумиров. Готовы, до того момента, когда эта опасность вдруг оказывается победителем в этой игре. Перед началом сезона, в одном из интервью, на вопрос об изменении правил "Формулы-1" Айртон Сенна сказал "Предстоит сезон со множеством аварий. Я даже рискнул бы сказать, что если ничего не произойдет, мы будем счастливы"

АВАРИЯ

На 16-й минуте пятничной квалификации Рубенс Баррикелло на «Джордане» врезается в заграждение. Перелом носа и ребра. В тот же день Сенна навестил его в медицинском центре трассы. На девятнадцатой минуте субботней квалификации Роланд Ратценбергер на машине «Симтек-Форд» на скорости 340 км/ч в конце виража "Villeneuve" бьется левой стороной об ограничитель трассы. Через час он умер. У Сенны было очень плохое предчуствие. Столкновение на старте Лехто («Бенеттон») и Лами («Лотус») - ранено трое зрителей. Один - в коме.

Перед стартом Гран-при Сенна пожал руку Просту, который сказал: «Мы были соперниками, и даже больше чем соперниками. Мы не были друзьями, но может быть мы сможем стать ими в будущем». 1 мая 1994, на седьмом круге Гран-при Сан-Марино, на трассе имени Энцо и Дино Феррари лидер гонки - Айртон Сенна на «Вильямсе-FW16» вошел в резкий левый поворот "Тамбурелло". Пройдя вершину поворота он внезапно сорвался с него и перелетев восемьдесят метров вспаханной зоны безопасности ударился в бетон. По данным телеметрии скорость в момент удара составляла 220 километров в час.

По результатам компьютерного моделирования аварии болида Айртона Сенны и результатам медицинского заключения физической причиной смерти гонщика послужил рычаг подвески, вонзившийся в стык шлема. По заключению технической комиссии, возглавляемой деканом инженерного факультета Болонского университета профессором Лоренцини, которому следствием было поручено разобраться в аварии Сенны, причиной явилась неисправность рулевого управления. Рулевая колонка "Вильямса" была повреждена до столкновения с бетонным ограждением. Через четыре часа после аварии, в госпитале «Маджиоре», не приходя в сознание Айртон Сенна скончался.

Трагедия вызвала настоящий шок. Горе нависло над Бразилией. Президент страны Итамар Франке объявил трехдневный национальный траур и отменил свои официальные встречи. Министр иностранных дел Селсо Аморим старался ускорить перевозки тела Сенны и предложил свой самолет, чтобы доставить его домой. Толпа в тридцать тысяч человек собралась у ворот итальянского госпиталя. Никто не мог поверить. Со смертью Сенны закончился один из самых ярких этапов в истории Формулы-1. Утренние газеты в Англии и Италии, не слишком сдерживаясь, распределяли вину между трассой, надежностью шлемов и подготовкой машины командой «Вильямс». Френк Вильямс, который оставался в Италии, прилетел в Англию, на завод команды вскоре после полудня в понедельник, глаза его были красными, его немедленно отвезли на завод. Ему нужно было время, чтобы подобрать нужные слова. Позже он сказал: «Айртон полностью доверял нам, а мы ему. Он любил свои автогонки и разделял эту страсть с каждым нашим служащим. Мы - команда Гран-при, связанная со спортом, продолжим нашу работу, я уверен, это именно то, чего желал бы Айртон. Он стал ключевым членом нашей команды за очень короткое время, и все, что мы достигнем в будущем, будет посвящено его памяти. В настоящее время мы изучаем имеющиеся данные, чтобы выяснить причину аварии. FIA и полиция расследуют аварию, и проверяют всю относящуюся к делу информацию».

FIA объявила, что она организует заседание в Париже в среду. Было сказано, что «FIA собирает отчеты своего технического, медицинского, контролирующего штата и штата службы безопасности, а также имеющей отношение к делу команды и персонала трассы. Как только эти отчеты будут получены, их станут изучать в срочном порядке». В Италии магистраты распорядились сделать вскрытие Сенны и Ратценбергера, изъять машины и взять под охрану трассу. Они конфисковали всю съемку гонки. Шел разговор о возможном уголовном деле, касающемся менеджера трассы, должностных лиц «Вильямса» и «Симтека».

ВЕРСИИ

Во вторник, 3 мая газеты взорвались заголовками типа «РОКОВАЯ ОШИБКА СЕННЫ!» Технический директор «Вильямса» Патрик Хед цитировался итальянскими и бразильскими газетами: «Айртон Сенна сделал ошибку. Мы проверили телеметрическую информацию. Он слегка поднял ногу, как раз на уклоне, в месте, где гудронированное шоссе изменяется. Это вызвало потерю силы давления на заднее крыло, поэтому машина продолжала двигаться прямо».

Итак первая версия - ошибка пилота. После двух подряд побед Шумахера в начале сезона-94, главный и, как многие считали, единственный фаворит чемпионата, Сенна не мог не нервничать. "Бенеттон" немца на трассе выглядел почему-то быстрее "Вильямса" бразильца. Кроме того, многочисленные аварии на квалификационных заездах в Имоле и смерть пилота Роланда Ратценбергера в субботу угнетающе действовали на пилотов. Все это вывело Сенну из равновесия и в решающий момент он не удержал машину на трассе.

Именно с 1994 года FIA запретила использование на автомобилях Формулы - 1 активной подвески. А именно электроника помогала сохранить неизменным дорожный просвет под днищем, создавая тем самым необходимую аэродинамическую силу, прижимающую "формулу" к дороге в повороте. В случае, если эта сила исчезла хотя бы на мгновение, автомобиль могло сорвать с дороги - он становился неуправляемым.

Получается, довольно стройная схема: Сенна, раздосадованный предыдущими неудачами, хотел оторваться от преследовавшего его Шумахера и в какой-то момент, неверно оценив ситуацию, слишком сильно надавил на "газ". В этом месте, как назло, асфальт оказался чуть неровным и автомобиль подкинуло. Но, к тому моменту, Сенна проехал на «Вильямсе-FW16» уже сотни километров, в том числе и в условиях Бразильского этапа и на многочисленных тестах. Теперь про видеозапись. На официально распространяемой пленке запись изображения с машины Сенны обрывается примерно за полторы секунды до аварии. Объясняют это тем, что режиссер просто переключил запись на другую машину. Но на пленке ясно видно, что запись попросту стерта. Но пленкой этой заинтересовались, спустя полгода после аварии. А у Вильямса эта пленка уже была на следующий день. Говорят, что пресс-атташе FIA Франческо Лонганези видел запись последних секунд. Утверждали даже, что на экране ясно видно было, как руки пилота крутят руль, но колёса не слушаются. Однако сам Лонганези слухи решительно опроверг.

Была и версия номер два. Покрытие трассы в Имоле весной 1994 года полностью обновили. И многие команды жаловались на недостаточное сцепление колес с асфальтом. Чтобы его увеличить, обычно чуть снижают давление в шинах, добиваясь большего пятна контакта с дорогой. Однако в этом случае уменьшается клиренс, машина начинает скрести днищем по неровностям дороги. Весьма важно также, что из-за аварии на старте первые пять кругов пилотов по трассе "возил пейскар". Температура шин на небольших скоростях могла понизится, а давление - упасть до опасного уровня. Но к моменту аварии пилоты уже разогрели резину на шестом круге, так что эта версия тоже сомнительна.

Гораздо более вероятной поначалу казалась версия номер три. Злополучное столкновение "Лотоса" Педро Лами и "Бенеттона" Юрки-Яхви Лехто привело к тому, что конец стартовой прямой и вход в Тамбурелло оказался усыпан обломками разбитых машин. Один из них и мог повредить покрышки.

Однако, представитель «Гудьира», после осмотра покрышек разбитой машины, опроверг это предположение. Но все эти версии, были отвергнуты при продолжении рассмотрения дела в суде.
Четвертой причиной аварии могло стать физическое состояние пилота. При гигантских перегрузках (боковые ускорения, действующие на водителя «Формулы 1» в повороте, достигают 4 - 4,5 g) не исключена возможность мгновенной потери сознания. Подтвердить или опровергнуть эту догадку невозможно. Причем не помогут даже результаты вскрытия - медицина не всесильна. Но тут масла в огонь подливают люди, знавшие Айртона по гонкам. Они вспоминают, что иногда, для обострения реакции он надолго задерживал дыхание. И все же обморок здорового, сильного, тренированного спортсмена выглядит весьма маловероятным.

Оставалась еще версия, которая и была подтверждена технической экспертизой - поломка рулевого управления. Камера, установленная на "Бенеттоне" следовавшего за лидером Шумахера, ясно показала, что машина Сенны в какой-то момент внезапно сошла с траектории поворота и пошла прямо. Такое могло произойти, если сломалась рулевая колонка.

Мало того, на многочисленных снимках с места трагедии можно ясно различить рядом с разбитым кузовом рулевое колесо и фрагмент рулевой колонки. Именно эта версия показалась специалистам наиболее вероятной.

СУД

Официальное следствие о гибели Айртона Сенны возглавил судья городского магистрата Болоньи Маурицио Пассарини. Его постановлением была создана специальная группа во главе с профессором Лоренцини. В январе 1995 года группа экспертов во главе с Лоренцини свою работу закончила: на стол судьи Пассарини лег доклад на 600 страницах. Из него стало ясно, что непосредственно перед столкновением с бетонным блоком рулевая колонка была повреждена.
Оказалось, что после гонок в Бразилии и Японии Сенна жаловался на тесноту в кокпите "Вильямса" своему гоночному инженеру. После допроса инженеров и механиков выяснилось: для того, что бы увеличить пространство для рук пилота, рулевое колесо решили слегка поднять. Трубку рулевой колонки разрезали и вварили внутрь нее трубку меньшего диаметра. Но, по данным экспертизы, эта трубка была из стали плохого качества и имела дефекты, вызванные усталость металла.
Дело усложнялось тем, что механики «Вильямса» унесли с места аварии два «черных ящика». Конструктора "Вильямса" допросили, но оказалось, что забрать электронные накопители данных позволил комиссар FIA Чарли Уайтинг для проверки возможности продолжения гонки Деймоном Хиллом.

В ходе судебного заседания версий становилось все меньше и меньше. Бывший пилот «Феррари» Мигеле Альборето, вызванный на суд в апреле 1997 года заявил, что он уверен в том, что причиной аварии Айртона Сенны следует винить техническую неисправность, а не состояние трассы. После просмотра видеозаписи, улучшенной с помощью компьютера и запечатлевшую аварию Сенны, Альборето сказал суду, «что отклонение машины Сенны вправо заставляет меня думать о механической поломке, а незначительные проблемы» с асфальтом в повороте «Тамбурелло» - недостаточно серьезная причина для того, чтобы выбросить с трассы машину класса «Формулы-1». В мае 1997 года, после очередного заседания суда, судья Пассарини заявил журналистам: «Я уверен, что видеозапись, предоставленная суду Ассоциацией конструкторов «Формулы-1», не полная, и в ней намеренно уничтожены последние секунды, компрометирующие команду «Вильямс».

В апреле 1997 года были названы главные обвиняемые: технический директор «Вильямса» Патрик Хэд, бывший главный конструктор команды Эдриан Ньюи, и официальные представители автодрома в Имоле Федерико Бендинелли и Джорджио Погги. Все они, конечно же, отрицают выдвинутые обвинения. Хэд, Ньюи и шеф команды Фрэнк Уильямс отрицают утверждения прокуратуры, будто бы сломанная соединительная пластина на рулевой колонке машины Сенны привела к его смерти. Процесс продолжался. В суде выступили Дэймон Хилл и Берни Экклстоун. В Италии за убийство по неосторожности грозит тюремное заключение сроком в полтора года. А ведь речь еще может идти о препятствии в проведении следствия, подтасовке фактов и уничтожении улик. Вспомним еще и о тридцати трех миллионах долларов, которые выплатило родственникам Сенны "Страховое общество Ллойда". Но Айртона не вернуть. И нам остается лишь вспоминать его.

ИТОГ

16 декабря 1997 года судья Антонио Костанцо подвел итог делу, которое журналисты всего мира называют не иначе, как "самой черной главой в блистательной истории" "Формулы-1". Чуть более минуты понадобилось председателю суда. чтобы огласить приговор, оправдавший всех шестерых "подельщиков". обвиненных прокурором Болоньи Маурицио Пассарини в непредумышленном убийстве трехкратного чемпиона мира Айртона Сенны 1 мая 1994 года во время "Гран-при Сан-Марино" на автодроме имени Энцо и Дино Феррари в Имоле: "Согласно статье 530 Уголовного кодекса Италии оправдываю подсудимых Фрэнка Уильямса. Патрика Хэда и Эдриана Ньюи по причине отсутствия доказательств вины: оправдываю подсудимых Федерико Бендинелли, Джорджио Поджи и Ролана Брюинсереда, поскольку в их действиях не обнаружено состава преступления. Устанавливаю 90-дневный срок для подачи апелляции как защитой, так и обвинением, если таковая покажется необходимой", - таков дословный текст решения синьора Костанцо, оглашенный во вторник в 15.00 по местному времени в Имоле. В общей сложности заключительное заседание в городской дискотеке Имолы. переоборудованной в зал суда на время слушании (напомню, что начаты они были 22 февраля уходящего года), длилось пять минут.

Роберто Каузо, представлявший в суде сторону Ролана Брюинсереда, бывшего директора гонок от FIA. сказал: "Вердикт восстанавливает репутацию "Формулы-1". Отныне можно считать, что автогонки юридически признаны невероятно опасным видом спорта". Пожалуй, единственным человеком, которого не удовлетворило решение синьора Костанцо и его заседателей, был прокурор Маурицио Пассарини. Он дал понять, что намерен добиться пересмотра дела.

Со стороны FIA и президента Макса Мосли пока последовал весьма сдержанный комментарий, смысл которого сводится к следующему: Международная федерация вроде бы удовлетворена вынесенным оправдательным приговором. но от официальных комментариев до того момента, как станет возможным ознакомиться с полным текстом заключения по делу, воздерживается. Воздерживается от них и семейство трехкратного чемпиона мира. ни один из членов которого не был вызван в суд в качестве свидетеля и ни разу не присутствовал в Имоле хотя бы в роли наблюдателя. Однако нельзя сказать, что родители, брат и сестра Сенны не проявляли уж совсем никакого внимания к процессу. Их интересы в Имоле представлял европейский адвокат бразильцев Джованни Каркатерра. отметивший в интервью Тимоти Коллинзу из лондонской The Telegraph: "Родственники Сенны не были заинтересованы в решении, которое вынесет суд. они просто надеялись, что в ходе разбирательства станут ясны причины, повлекшие за собой фатальную аварию. Мое личное мнение - вряд ли мы когда-нибудь вообще узнаем это. Да и что это даст? Ни одно даже самое длинное, самое профессиональное и самое продуктивное разбирательство не вернет того, кого хотят все - великого и неповторимого гонщика". Дело закрыто? Хотелось бы верить, что - да. Потому что никакого вразумительного заключения по нему сделать невозможно. Как невозможно и отыскать удовлетворительные ответы на массу вопросов, сопутствовавших аварии и расследованию. Так что, возможно, смелый вердикт Антони Костанцо и в самом деле к лучшему. Как сказал Дерек Уорвик. экс-пилот "Формулы- 1": "Теперь по крайней мере перестанут на каждом углу трепать имя Айртона. перестанут без конца обсуждать, как и почему он угодил в эту дурацкую аварию, и снова начнут вспоминать то, что только и нужно помнить, - его победы и "поулы", его потрясающий талант и стиль пилотирования и его удивительный, ни с чем несравнимый человеческий шарм".

При подготовке материалов использовались материалы журналов "Автомотоспорт", "Формула-1", газет "Спорт-Экспресс", "Авторевю", "Команда", материалы из книги Юхи Кяркккянена "Формула-1. Звезды" и Джона Типлера "Формула-1. История побед", переводные материалы с различных сайтов, посвященных Айртону. Фото - ICN и REUTERS.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!