Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Логоритмика про овощи и ягоды. Картотека логоритмических, пальчиковых игротренингов, диалогов по всем темам. Логоритмика по методике Екатерины Железновой

Тема: «Овощи»

Логоритмическое упражнение: «Урожай»

В огород пойдём

Идут по кругу, взявшись за руки,

Урожай соберём

Мы морковки натаскаем

«таскают»

И картошки накопаем

«копают»

Срежем мы качан капусты

« срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный

показывают круг руками (3 раза)

Щавеля нарвём немножко

И вернёмся по дорожке

идут по кругу, взявшись за руки.

Пальчиковый игротренинг

Тук – тук – тук-тук!

ритмичные удары ребром ладоней

Раздаётся в доме стук

Мы капусту порубили

Перетёрли

трут кулачок о кулачок

Посолили

указательный и средний пальцы трутся о большой

И набили плотно в кадку

удары обеими руками по колену

Всё теперь у нас в порядке

Отряхивают руки

Диалог: «Перец»

Дети: «Говорят, ты острый перец,

Что, и вправду ты как нож?»

Перец: « Ну, не веришь, так не веришь…

Надкуси, тогда поймёшь!»

Тема: «Осень»

Логоритмическое упражнение: «Мы листочки»

Мы листики осенние

Стоя, машут руками,

На ветках мы сидели

(присели)

Ветер дунул - полетели

Поднялись, бег по кругу

Мы летели, мы летели

Бегут, кружатся

И на землю тихо сели

приседают

Ветер снова побежал

поднялись

И листочки все поднял

покружились

Пальчиковая гимнастика «Листочки»

Загиб пальцев с большого

Будем листья собирать

Сжимают и разжимают кулачки

Листья берёзы

Листья осины

Листики тополя

Листья рябины

Листья дуба мы соберём

Шагают по столу 2 и3 пальцами

Маме осенний букет отнесём

Разводят руки

Диалог: «Здравствуй, Осень!»

Дети надевают шапочки осени и дождика

Здравствуй, Осень!

Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла!

У тебя мы осень просим

Что в подарок принесла?

Принесла я вам муки

Значит будут пирожки

Принесла я гречки

Будет каша в печке

Принесла я мёду

Полную колоду

А хорошую погоду ты нам, Осень, принесла?

Дождику вы рады

Не хотим, не надо!

Тема: «Лес – наше богатство»»

Логоритмическое упражнение «За малиной»

За малиной в лес пойдём, в лес пойдём

Идут в хороводе, взявшись за руки

Спелых ягод наберём, наберём

Идут по кругу, обеими руками собирая воображаемые ягоды

Солнышко высоко, а в лесу тропинка

Встают лицом в круг, тянутся руками вверх, затем пальчиками достают тропинку, сделав наклон.

Сладкая ты моя ягодка - малинка

Бегут по кругу, взявшись за руки

Логоритмическое упражнение «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке

Ритмично на каждое слово стучат кулачками по коленям

Продаёт она орешки

Лисичке - сестричке

Загибают по одному пальчику, начиная с большого

Воробью, синичке

Заиньке усатому

Мишке толстопятому

Диалог «Лис и мышонок»

- «Мышонок, мышонок, почему у тебя нос грязный?»

Землю копал

А для чего землю копал?

Норку делал

А для чего норку делал?

А чтобы от тебя лис спрятаться. В.Бианки

Тема: «Откуда хлеб на стол пришёл?»

Пальчиковый игротренинг «Ватрушки»

Мы для милого Ванюшки

Испекли бы три ватрушки.

Только нет у нас пока

Кулачки правой и левой руки сжимать и разжимать одновременно, начиная слов: «только нет у нас пока…»

Ни муки и ни песка,

Ни яиц, ни соли,

Ни дрожжей, ни молока.

Поочерёдно сгибать пальцы, начиная с большого

Логоритмическое упражнение «Каравай»

В землю зёрнышко посадим

Наклон вперёд

Очень малое оно

присесть

Но как солнышко засветит

Постепенно встаём

Прорастёт моё зерно

Сожнёт косарь зерно

«косит» зерно

И размелет его

Правой рукой, сжатой в кулак, круговые движения

А хозяйка из муки испечёт нам пирожки

«печь» пирожки

И большой каравай

Руки соединить в круг

Всем на радость раздавай

Развести в стороны

Диалог «Калачи»

Вы откуда, калачи?

Как откуда? Из печи.

И куда же вы идёте?

К тем, кто в поле, на работе,

Пусть вдоволь поедят, а лентяи поглядят.

Тема: «Транспорт»

Логоритмическое упражнение: «Теплоход»

От зелёного причала оттолкнулся теплоход

Шаг вперёд, руки опущены

Он назад шагнул сначала - раз, два

2 шага назад

А потом шагнул вперёд – раз, два

2 шага вперёд

И поплыл, поплыл по речке. набирая полный ход

Руки вперёд, ладони сомкнуты «нос» теплохода.

Движения по кругу мелкими шагами

Логоритмическое упражнение «Самолёт»

Руки в стороны – в полёт

(дети бегут на носочках по кругу, расставив, руки в стороны)

Отправляем самолёт

Правое крыло вперёд

поворот через правое плечо

Левое крыло вперёд

поворот через левое плечо

Полетел наш самолёт

бегут по кругу, руки в сторону

«Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня

Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга (попеременно)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты

Вездеход,

Самосвал, подъёмный кран – настоящий великан.

Сколько вместе?

Хлопают попеременно в ладоши и ударяют друг о

Диалог «Паровоз»

Паровоз, паровоз

Что в подарок нам привёз?

Я привёз цветные книжки, пусть читают ребятишки!

Я привёз карандаши, пусть рисуют малыши.

Тема: «Быт человека»

Пальчиковая гимнастика «Бытовая техника»

Загибают пальцы на двух руках

Много техникивокруг:

Телевизор, холодильник,

Загибают пальцы, начиная с большого

Чайник, миксер и утюг -

Много техники вокруг.

Хлопки рук

Логоритмическое упражнение «Стулья»

Хоть у нас четыре ножки

Поднимают ноги, согнутые в коленях (4 раза)

Мы не мышки, и не кошки

Грозит пальцем

Хоть мы все имеем спинки

Нагнуться, показать спинку

Мы не овцы, и не свинки

Встаём, грозим пальцем

Мы не кони, хоть на нас

Приседаем со слов «хоть на нас»

Вы садились много раз

Диалог: «Пылесос»

Пылесос, пылесос, ты куда суешь свой нос?

Жу-жу-жу, жу-жу-жу – я порядок навожу!

Тема: « Наша Родина»

Пальчиковая гимнастика

«Пальчики – солдатики»

Командир позвал солдат

Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого,

«Становитесь дружно в ряд!»

Первый встал, за ним - второй

Большим пальцем касаться всех остальных

«Безымянный, быстро в строй!»

А мизинчик очень мал, он чуть – чуть не опоздал!

Встали пальчики: «Ура!»

С восклицанием: «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

На парад идти пора!

Раз, два – дружно в ногу

Маршируют в ритм

Три, четыре – твёрже шаг

На парад идут солдаты,

И чеканят дружно шаг

Логоритмическое упражнение:

«Пограничники»

Поднести руку ко лбу, сначала правую, затем левую

Я границу сторожу

Ши-ши-ши – зашуршали камыши

Наклоны влево - вправо

Жу-жу-жу – я в дозор хожу

Шаги на месте в ритм

Диалог: «Что мы Родиной зовём?

Все дети: «Что мы Родиной зовём?

Один ребёнок: «Дом, где мы с тобой живём!»

Все дети: «Что мы Родиной зовём?»

Ребёнок: Поле с тонким колоском!

Все дети: Что мы Родиной зовём?

Всё что в сердце бережём,

И под небом синим- синим,

Флаг России над кремлём!

Тема: « Я вырасту здоровым»

Пальчиковый игротренинг: «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Руки сцеплены в замок, сжимаем и разжимаем

Мы с тобою подружились маленькие пальчики

Поочерёдное прикосновение пальцев друг с другом, начиная с большого,

Раз, два, три, четыре, пять

Загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого,

Стряхивают пальчики

Раз, два, три, четыре, пять

Загибают пальчики на обеих руках

Стряхивают пальчики.

Логоритмическое упражнение + диалог

Что умеют наши ножки?

Мы шагаем по дорожке (шагают)

Что умеют наши ножки?

Побежим –ка по дорожке (бег на месте)

Что умеют наши ножки?

Приседают на дорожке (приседают)

Что ещё умеют ножки?

Пусть попляшут на дорожке («Пружинки»)

Все мы разом встанем в круг

Повернулись разом вдруг

Кто-то скажет: «Скок – скок-скок»

Тема: «Азбука питания»

Пальчиковая гимнастика «Ай да суп!

Глубоко – не мелко

Ладошки согнуть, сложить вместе, изображая кораблик

Корабли в тарелке,

Луку головка,

Загибают пальчики, начиная с большого

Красная морковка

Петрушка, картошка

И крупы немножко

Вот кораблик плывёт,

Ладошки согнуть, изображая кораблик, немного покачивая.

Заплывает прямо в рот!

Логоритмическое упражнение: «Винегрет и борщ»

Торопился на обед

Бег на месте

Винегрет

Так старался, так спешил

Что в кастрюлю угодил:

Наклонились, опустили вниз, свесили.

В кипяток свалился – винегрет сварился

Вот большая ложка- попробуйте немножко

Имитация еды, в руках ложка

Показывают большой палец

Диалог: «Домовята и каша»

За столом кричит Дуняшя:

«Не хочу, не буду кашу!»

Мама с папой: «Что с тобой?»

Деда с бабой: «Ой-ё-ёй!

Тётя с дядей: «Съешь Дуняш!»

Домовята: «Завтрак наш!»

«Маша варежку надела»

Маша варежку надела: (Сжать пальцы в кулачок.)

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал, (Все пальцы разжать, кроме одного.)

в свой домишко не попал».

Маша варежку сняла: (Разогнуть оставшийся согнутым палец.)

«Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдешь, (Сжать пальцы в кулачок.)

здравствуй, пальчик, как живешь?»

«Ох, испачкалась одежда»

Ох, испачкалась одежда, (Дети сопровождают текст стихотворения соот-

Мы ее не берегли, ветствующими движениями)

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти

И в порядок привести.

В тазик воду наливаем,

Порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочим,

Пятна тщательно потрем,

Постираем, прополощем,

Отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко

Все развесим на веревках.

А пока одежда сушится,

Мы попрыгаем, покружимся.

Тема: «Вещи человека»

Логоритмическое упражнение: «Сарафанчик»

Купила Оле мама пёструю панаму (руки у головы)

Дети сгибают руки в локтях, совершают ритмичные

Купила Сарафанчик - (руки вниз, показывают сарафан)

поочерёдные движения, имитирующие движения рук робота

На боку карманчик (руки на боку)

(текст произносится в ритм, чётко)

На зелёном сарафанчике,

Руки внизу, показывают сарафанчик

Как на поле – одуванчики,

Колокольчики, ромашки,

Наклон вперёд, ритмичные поочерёдные движения рук

На ромашках – по букашке.

Выйдет Оля на опушку, не найдут её подружки

Шаг на месте

Пальчиковый игротенинг «Вяжем шарфик»

То крючок, то петелька,

Вяжем шарфик Петеньке.

(Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать тоже с другими пальцами: безымянный с безымянным, средний со средним, указательный с указательным)

Диалог: «Перчатки»

Воспитатель: «Потеряли котятки по дороге перчатки.

И в слезах прибежали домой.

Котятки: «Мама, мама, прости,

Мы не можем найти.

Мы не можем найти перчатки.

Кошка – мама: Потеряли перчатки?

Вот какие котятки.

Я вам нынче не дам пирога

Воспитатель: «Побежали котятки,

Отыскали перчатки

И, смеясь прибежали домой.

Котятки: «Мама, мама, не злись!

На дороге нашлись, на дороге нашлись перчатки!

Мама- кошка: «Отыскали перчатки!

Вот спасибо, котятки,

Я за это вам дам пирога!

Мур-мур- мур пирога!

Мур-мур-мур, пирога!

Я за это вам дам пирога!

Тема: «Моя семья»

Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре мы считалочку учили»

Раз, два, три, четыре,

Сжимание в кулачок и разжимание пальцев обеих рук

Мы считалочку учили:

Бабушка и мамочка,

Загибают по одному пальцу, начиная с большого пальца правой руки

Дедушка и папочка,

Вот братишка и сестрёнка,

Он – Антон, она – Алёнка.

Вот и вся моя семья,

Рассказал считалку я!

Логоритмическое упражнение: «Мама»

Маме надо отдыхать

Всё логоритмическое упражнение дети идут на

Маме хочется поспать

носочках, руки на поясе. На слова: «Я на цыпочках хо

Я на цыпочках хожу

жу» - говорят шёпотом.

Маму я не разбужу

Логоритмическое упражнение «Помощники»

Маме надо печь топить

Дети идут друг за другом, руки на поясе.

Чтоб обед нам всем сварить

Я дрова ей нарублю

Поворачиваются лицом, руки сцеплены в замок и

Маму я свою люблю

делают наклон вперёд, имитируя рубку дров.

На слова «маму я свою люблю» - обнимают себя обеими руками

Диалог: «Сыночек»

Сыночек, пойди потолки пшена на кашу.

Ох, матушка, живот болит.

Сыночек, иди есть кашу.

Что ж, раз мать велит, надо идти.

Тема: «Зимушка – зима»

Кружатся, кружатся снежинки,

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижёра в оркестре

Как белые перья ложатся в перинки,

Руки стороны,плавно их опускают и постепенно приседают.

Перинки, подушки, лежат на опушке

Взмахи руками влево-вправо снизу, у пола,

И зайца следы - как петельки.

Перекрёстный шаг на месте.

Украсили эти постельки.

Пальчиковый игротренинг: «Рубим дрова»

Чтобы печку истопить,

Имитировать движения рук дровосека,

Надо дров нам нарубить.

Пальцы « сплести», соединить ладони и стиснуть

Рубим, рубим мы дровишки -

Их как можно сильнее.

Пусть тепло будет детишкам.

Развитие диалогической речи

Инсценирование р.н сказок, отрывков из сказок по выбору воспитателя – развиваем интонационную выразительность речи

Тема: «Зимние виды спорта»

Логоритмическое упражнение «Санки»

Ух! Ух!Ух!

«Тарелочки»

Мчатся сани

Хлопок справа, слева

Во весь дух.

2 раза топают

Ух! Ух! Ух!

«тарелочки»

Снег под горкой

Хлопки справа, слева

Словно пух.

2 хлопка над головой

Логоритмическое упражнение: «Разминка»

Мы руки поднимаем

руки вверх

Мы руки опускаем

руки вниз

Потом мы приседаем

присесть, руки на поясе

И дружно все встаём

подняться

Мы руки повернём

поворот туловища

И поворот кругом

Вокруг себя поворот

Пальчиковая гимнастика «Поклоны»

Руки сомкнуты в локтях, пальцы направлены вверх, ладони развёрнуты друг к другу. Пальцы правой и левой руки поочерёдно кланяются друг другу, трижды сгибаясь и выпрямляясь.

Диалог: «Футбол»

Вед: сказала тётя

Тётя: - Фи, футбол! (с пренебрежением)

Вед: сказала мама

Мама: - «Фу, футбол!» (с отвращением)

Вед: - «Фу, футбол!» (разочарованно)

Вед: А я ответил!

Я: Во, футбол! (восторженно)

Тема: «Новый год»

Логоритмическое упражнение: «Снежинки»

Мы снежинки, мы снежинки

Кружаться, делая плавные движения руками

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки балеринки

Руками описывают круг

Мы танцуем день и ночь

Встанем вместе все в кружок,

Образуют узкий круг, присели

Получается снежок

Мы деревья побелили

Плавно поднимают руки

Землю бархатом укрыли

Руки опускают

И от стужи сберегли

Сидят, ручками прикрыв голову.

Пальчиковый игротренинг

Дали мы Антошке

(имитация игры на детских музыкальных интсрументах)

Весёлую гармошку

Взял наш Петя барабан,

Коле нравится баян

На трубе дудит Егор-

Веселится весь наш двор.

«Бусинки»

Рассыпались у Люсеньки

Все маленькие бусинки

Их соберём в коробочку,

Наденем на верёвочку.

(для индивидуально работы с детьми по развитию мелкой моторики)

Ребёнок собирает бусинки на ниточку и приговаривает слова.

Диалог «Снегурочка»

Снег лежит на улице

Все вместе

Вышли мы во двор

«Давай лепить Снегурочку!»

Предложил Егор!

воспитатель

Приделаем Снегурочке мы длинную косичку

Мальчик продолжает

А из тонких веточек пушистые реснички.

Воспитатель

Кругленькие пуговки шубку украшают,

А вот щёчки бледные - солнышка не знают

Говорит вдруг Маша:

воспитатель

«Чтоб Снегурка наша порумяней стала,

Свеколку из погреба бабушка достала

Ведь чудеса бывают всегда под Новый год,

Все хором.ъ

А вдруг наша Снегурочка возьмёт и оживёт

Тема: «Зимующие птицы»

Воробей по лужице

Движения выполняем в соответствии со словами

Прыгает и кружится

Прыгают, кружатся, наклоняются, хвостиками машут

Пёрышки взъерошил он,

хлопают в ладоши;

Хвостик распушил

Погода хорошая: «Чив» , «Чив»

Пальчиковый игротренинг «Птенчики»

Приносила пташка

Птенчикам букаше

Птенчики ждали -

Рты разевали,

Громко кричали

(Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создаёт впечатление живых птенцов в гнезде)

Возле ёлочки зелёной, скачут, каркают вороны

(каркают тихо, изображая воробьёв)

Из-за корочки подрались, во всё горло раскричались.

(каркают громко)

Тема: «Зимовье зверей»

Пальчиковый игротренинг «Заяц»

Сидит заяц под кустом

Поочерёдно сжимать и разжимать кулачки,

Здесь семья его и дом

Руки на уровне плеч

И верхушки длинных ушек

Все трепещут на макушке

В его доме нет дверей

Как спастись от злых зверей?

Логоритмическое упражнение: «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

Круговые движения головой в разные стороны

Головой они крутили,

Вот так, вот так!

Медвежата мёд искали,

Наклоны в стороны

Дружно дерево качали,

Руки вперёд

Вперевалочку ходили

Ходьба по - медвежьи

И из речки воду пили

Наклоны вперёд

Вот так, вот так

А потом они плясали

пружинки

Выше лапы поднимали

Поднимают ноги высоко

Вот так, вот так

Диалог «Лиса и заяц»

Слыхал, заяц, как охотники мой лисий хвост называют?

Заяц: Трубой! Хи-хи!

А мой заячий хвост охотники прозвали цветком. Цветком, цветиком, цветочком!

Да ну-у-у! А ну, зайка, дай мне цветочек понюхать?

Но-но-но! Я твою лисью морду знаю! Цветок понюхаешь, а ногу откусишь. Уходи, уходи, со своей трубой!

Н. Сладков.

Тема: «Дикие животные жарких стран»

Пальчиковый игротренинг «Я по Африке гулял»

Я по Африке гулял

«Ходим» по коленям указательными и средними пальцами рук обеих рук)

И зверей там повидал

Длинношеего жирафа

(Пальцы рук складываем в кулаки, большие пальцы выставляем вверх)

Высотою аж в три шкафа

Черепаху, тигра, льва и огромного слона

Я катался на Слоне…

Попеременно ударяем, то кулачок о кулачок, то ладошку о ладошку

Жаль, что было всё во сне.

Логоритмическое упражнение: «Мартышки»

На арене цирка – вышка,

Сложить руки в кулачки, имитировать движения рук

А на вышке – две мартышки.

По верёвке вверх, а затем вниз.

И они влезают ловко,

Вверх под купол – на верёвке.

Вниз скользят, как акробаты,

Очень ловкие ребята!

Тема: «Подворье»

Логоритмическое упражнение: «Щенок»

Папа мне купил щенка,

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочерёдные движения, имитирующие робота, текст читается скандированно.

Как смешон малыш пока!

Очень мил щенок и весел,

Ушки длинные развесил,

Брюшко –шарик, мокрый нос

Назову его Трезор,

Будем с ним ходить в дозор!

Пальчиковый игротренинг: «Курица»

Как на нашей улице пробегала курица,

«Шагают» пальцами по подушке

Растеряла всех цыплят -

Шустрых, маленьких ребят!

Первый цыплёнок – следит за лягушкой,

Загибают по очереди пальцы

Второй и третий – возле кадушки

Бабочку ловят – четвёртый и пятый

Эх, попадёт вам от мамы ребята!

Грозят пальцем!

Диалог «Разговор с котом»

Почему ты чёрен кот?

Лазил ночью в дымоход.

Почему сейчас ты бел?

Из горшка сметану ел.

Почему ты серым стал?

Меня пёс в пыли валял.

Так какого же ты цвета?

Я и сам не знаю это.

Тема: «Рыбы»

Логоритмическое упражнение: «Рыбы»

Щука в речке жила

Показ руками движений рыбы

Щёткой воду мела

Наклон. Руками в разные стороны «метёт»

Щи варила для гостей

Показ помешивания

Угощала пескарей

Руки в стороны «угощаем»

Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть

Сложенными вместе ладонями изобразить как плавает рыбка

Рыбка, рыбка, озорница

Грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать

Медленно сближают ладони, хлопок

Рыбка спинку изогнула

Изображают как плавает рыбка

Крошку хлебную взяла

Делают хватательные движения обеими руками

Рыбка хвостиком махнула

Изображают двумя ладонями, сложенными вместе, как плавает рыбка

Рыбка быстро уплыла.

Диалог: «Пескарик и фонарик»

Для чего тебе пескарик нужен маленький фонарик?

Чтобы ночью не попасть острозубой щуке в пасть!

Тема: «Профессии»

Пальчиковый игротренинг: «Повар»

Повар готовил обед, а тут отключили свет

ребром ладони стучат по коленям

Повар леща берёт и опускает в компот

загибают большой палец на правой руке

Бросает в котёл поленья

указательный

В печку кладёт варенье

Мешает суп кочерёжкой

Угли берёт поварёшкой

Сахар сыплет в бульон

И очень доволен он!

разводят руками

Логоритмическое упражнение «Я шофёр»

Я шофёр – помыл машину

топающий шаг

Сел за руль и выгнул спину

«руль» в руки,

Загудел мотор и шины

спина прямая

Зашуршали у машины

«р-р-р – произносят; «ш-ш-ш – произносят.

Подметает дворник двор,

руками машет в разные стороны

Убирает дворник сор.

Наш охранник на посту смело смотрит

Повороты в разные стороны, ладонь ко лбу

А сапожник сапоги для любой сошьёт ноги.

Присесть, встать, выставляя ногу на пятку.

Диалог: «Кузнец»

Эй, кузнец, молодец,

Расковался жеребец!

Ты подкуй его опять.

Отчего не подковать!

Вот гвоздь, вот подкова,

Раз, два – и готово!

(Ребёнок показывает на гвоздь, на подкову, ставит гвоздь на подкову и стучит по гвоздю молотком)

Тема: «Защитники Отечество»

Пальчиковая гимнастика «Пальчики – солдатики»

Командир позвал солдат:

«Становитесь дружно в ряд!»

Первый встал, за ним – второй,

Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого.

«Безымянный - быстро в строй!»

Затем большим пальцем касаться всех остальных -

А мизинчик очень мал,

«Будить»

Он чуть- чуть не опоздал.

«Встали пальчики – Ура!»

Одновременно с восклицанием: «Ура!», кулачок

На парад идти пора!

разжать, широко расставив пальцы в стороны.

Логоритмическое упражнение: «На парад»

Раз, два – дружно в ногу,

Маршируют в ритм

Три, четыре – твёрже шаг

На парад идут солдаты,

И чеканят дружно шаг

Логоритмическое упражнение «Пограничники»

Жу-жу-жу – я границу сторожу

Руки ко лбу, смотрят по сторонам

Ши-ши-ши – зашуршали камыши

Наклоны влево-вправо

Жу-жу-жу – я в дозор хожу.

Руки ко лбу, смотрят в разные стороны

Логоритмическое упражнение: «Пилоты»

Мы летаем высоко

Руки вверх, стоя

Мы летаем низко

присесть, руки в стороны

Мы летаем далеко

встать, руки в стороны

Мы летаем близко

руки прижать к груди

Диалог: «Что мы Родиной зовём?»

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над кремлём.

Тема: «Мамин праздник»

Логоритмическое упражнения: «Помогаю маме»

Свою маму я люблю

Руки в стороны и прижать к груди (2р)

И всегда ей помогу

Вот так! Вот так!

Свою маму я люблю

Имитация колки дров (руки в замок – 2р)

Я ей дров наколю

Вот так! Вот так!

Свою маму я люблю

Руки в стороны и прижать к груди

И всегда ей помогу

Вот так! Вот так!

Пальчиковый гимнастика «Помощники»

Мы бельё стирали сами

Мы его прополаскали

и не капли не устали

Будем снова полоскать

Будем маме помогать

Диалог: «Весна»

Ну, весна, как дела?

Весна: У меня уборка

Дети: «Для чего тебе метла?»

Весна: « Снег смести с пригорка!»

Дети: «Для чего тебе ручьи?»

Весна: «Мусор смыть с дорожек»

Дети: «Для чего тебе лучи?»

Весна: «Для уборки тоже. Всё промою, просушу. Вас на праздник приглашу.

Тема: «Народные промыслы»

Логоритмическое упражнение: «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник

(«надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник

Другая изогнута, как носик.

Вот фарфоровые чашки,

Приседать, одна рука на поясе

Очень хрупкие, бедняжки

Вот фарфоровые блюдца,

(кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

Потянуться, руки сомкнуть над головой.

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принёс.

(сделать большой круг)

Пальчиковы игротренинг « Чудо Гжель»

Ай да посуда, что за диво, хороша, и та, и та,

Прикасаются одновременно пальцами обеих рук

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Поочерёдные удары (ладонь – кулачок)

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

Загибают поочерёдно пальцы обеих рук

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

большой и указательный пальцы, согнуты в колечки, «подносят» колечки к глазам

Сотворили это чудо не за тридевять земель

удары кулачок о кулачок (молоточки)

Расписали ту посуду на руси, в местечке Гжель.

рисуют пальчиком у себя на ладошке.

Тема: «Народный фольклор»

Пальчиковая гимнастика: «Родные братья»

Ивану большому – дрова рубить,

Загибаем пальцы, начиная с большого.

Ваське – указке – воду носить,

Мишке среднему – печку топить,

Гришке – сиротке – кашу варить,

А Крошке – Тимошке – песенки петь,

Песни петь и плясать,

Хлопки (чередование ладонь – кулачок)

Родных братьев потешать.

Логоритмическое упражнение: «Баба сеяла горох»

Баба сеяла горох -

Прыг – скок, прыг-скок!

Обвалился потолок -

Прыг – скок, прыг – скок!

Баба шла, шла, шла,

ходьба на месте

Пирожок нашла

Наклон, коснуться пола

Села, поела

Опять пошла

ходьба на месте

Баба стала на носок,

Ноги вперёд, нога на носок

А потом на пятку

на пяточку

Стали русского плясать

другая нога на носок, потом на пятку

А потом присядку.

присядка

Диалог: « Чей нос»

Один ребёнок нажимается на кончик носа другому и приговаривает:

Чей нос? - Савин

Где был? – славил

Что славил? – Копейку

Что купил? – Конфетку,

С кем ел? – С козой.

Не ешь с козой, а ешь со мной.

Тема: «Народные праздники и традиции»

Пальчиковый гимнастика: «Масленница – кривошейка»

Масленница – кривошейка,

Встретим тебя хорошенько,

Потирают рука об руку

С блинцами, каравайцами, с вареничками,

загибаю пальцы по одному

С сыром, с маслом, с калачом и печёным яйцом!

В первый день её встречают, весёлой песней зазывают.

Машут обеими кистями рук – «зазывают»

Логоритмическое упражнение: «Колядушки»

Лада- ладушки-ладошки

А пойдём – ка по дорожке

Ходьба на месте

Да к соседям с Колядой

За подарками гурьбой

Лада-ладушки - ладки

А послушай те колядки

руки поочерёдно подносят к ушам – «слушают»

Нас поздравьте,

Разводят руки

Обнимите,

Обнимают себя руками

И гостинцы подарите.

руки соединяют, показывая круг – «подарок»

Развитие диалогической речи: Хороводная игра: «Где был Иванушка?»

Где был, Иванушка? (Иванушка в центре круга)

На ярмарке.

Что купил, Иванушка?

Курочку.

Курочка по сеничкам (дети показывают, как курочка клюёт)

Зёрнышки клюёт

Где был, Иванушка?

На ярмарке.

Что купил, Иванушка?

Уточка по лужице (дети изображают как уточка плывёт)

Взад-вперёд плывёт

Иванушка в горенке песенки поёт.

Где был, Иванушка?

На ярмарке.

Что купил, Иванушка?

Ослик на лужайке (дети показывает как ослик щиплет травку)

Травушку жуёт,

Иванушка в горенке

Песенки поёт.

Где был, Иванушка?

На ярмарке.

Что купил, Иванушка?

Тетёрку (выходит тетёра (взрослый) и заводит хоровод.

Тема: «Весна»

Пальчиковая гимнастика «Весна идёт»

На сосну взобрался Миша

имитация взбирания на дерево

С ветки даль ему видна

Ладошку приставить «козырьком ко лбу

Смотрит на холмы и крыши

рукой сделать волнообразные движения, а

затем сложить руки над головой – «крыша»

Не идёт ли к нам весна?

ходьба на месте

За деревней, за долиной

посмотреть влево, вправо

Где прозрачен небосвод

показать руками небо

Клин увидев журавлиный

сомкнуть кончики пальцев вытянутых перед собой рук

Закричал: «Весна идёт»

вскинув руки вверх, в стороны.

Логоритмическое упражнение: «Весенняя телеграмма» - Азбука Морзе

Дятел сел на толстый сук – тук-тук-тук

стучат кулачками в ритм

всем друзьям своим на юг – тук-тук-тук

Телеграммы срочно шлёт – туки-туки-тук

Что весна уже настала – туки – туки - тук

Ручейки давно бегут – туки – тук - тук

И подснежники растут – туки – тук-тук-тук

Дятел зиму зимовал – тук - тук

И на юг он не летал – тук-тук

Вот понятно почему дятлу скучно одному

Рассказ – диалог (инсценирование) : «Медведь и солнце»

Просочилась в берлогу вода – Медведю штаны промочила.

Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! – заругался медведь. – Вот я тебе сейчас!

Не я, Медведушка, виноват. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное – теку под уклон.

Ах, это снег виноват? Вот я его сейчас! – взревел медведь.

Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу.

Не я винова, Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло – растаешь тут!

Ах, это ты солнце мне штаны промочило? – рявкнул медведь, - Вот я его сейчас!

А что сейчас? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе, с8нег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.

Делать нечего – убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать.

Тема: «Космос»

Логоритмическое упражнение: «Ракета»

А сейчас мы с вами дети улетаем на ракете

В соответствии со словами текста выполняют движения

На носки поднимись, а потом руки вниз,

Раз, два, три, потянись.

Вот летит ракета ввысь.

Пальчиковая гимнастика «Ракета»

1,2,3,4,5 – начинаем мы взлетать

Загибают пальцы обеих рук

На ракете улетим

Пальцами изображают нос ракеты

И всю землю облетим

пальцами изображают круг

На луне мы прилунимся

Поочерёдные хлопки (кулак – ладонь)

И на землю возвратимся

Повторить диалог «Медведь и солнце» (см. тему: «Весна»

Тема: «Перелётные птицы»

Логоритмическое упражнение: «Веснянка»

А уж ясно солнышко припекло, припекло

Медленно поднимают руки.

И повсюду золото разлило, разлило

Дети идут по кругу, взявшись за руки,

Медленно опускают руки.

Ручейки по улице

Бегут по кругу, в противоположную сторону на носочках, держа руки на поясе

Всё журчат, всё журчат

Журавли курлыкают

Идут по кругу, в противоположную сторону,

И летят и летят.

высоко поднимая колени, руками изображая взмахи крыльев.

Пальчиковая гимнастика: «Птенчики в гнезде»

Улетела птица- мать

Все пальчики правой руки обхватить левой ладонью.

Малышам жуков искать.

Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой

Ждут малютки - птенцы

руки, создаёт впечатление живых птенцов.

Мамины гостинцы

«Скворечник»

Скворец в скворечнике живёт и песню

Ладошки вертикально поставить друг к другу,

звонкую поёт.

мизинцы прижать (как лодочка),

а большие пальцы согнуты вовнутрь.

« О чём поют воробушки»

О чём поют воробушки в последний день зимы?

Воробушки:

Мы выжили! (хлопают в ладоши)

Мы дожили (прыжки на месте)

Мы живы! Живы мы! (шаг на месте)

Тема: «Опасности вокруг нас»

Логоритмическое упражнение: «Кран, откройся»

Кран, откройся!

«открывают кран»

Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

моют глаза

Мойтесь ушки!

Мойся шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обмывайся!

Грязь, смывайся! Грязь смывайся!

Топают ногами в ритм

Пальчиковая гимнастика: «Голубые варежки»

Подарю я бабушке голубые варежки

Я из ниток шерстяных, десять дней вязала их

Имитируют вязание

Пусть она их носит, руки не морозит!

Чередование (хлопок – кулачок)

Тема: «Человек охраняет природу» (ср.гр)

Пальчиковый игротренинг: «Жук»

Жук сидит на веточке

Сжать кулачок.

Вы не бойтесь, деточки

Попробуйте-ка сами!

Указательный и мизинец развести в стороны (усы)

Пошевелить усами.

Шевелят указательным и мизинцем.

Логоритмическое упражнение: «Воробей»

Поскорей, поскорей

дети сгибают руки в локтях, совершают поочередные

Прилетай к нам, воробей!

действия, имитирующие движения рук, робота или

Тебе на дорожке

Буратино.

Мы насыплем крошки.

Текст произносят скандировано и чётко.

Прыг-прыг-прыг, чик – чирик.

Воробей наш невелик

Прыгает, летает, устали не знает

Диалог: «Воробей и синица»

Угадай, синица, какое у людей самое страшное оружие?

Э-Э – не угадала!

Опять не угадала!

Какое же тогда, воробей?

Рогатка. Из пушки-то по воробьям не стреляют, а из рогатки – только успевай отскакивать! Я -тоъ уж знаю, я –то стреляный воробей!

Н. Сладков

Тема: «Человек охраняет природу»

Логоритмическое упражнение: «В лесу»

Тишина в лесу, покой,

руки совершают плавные встречные движения,

Вот и водоём лесной,

имитируя движение рук дирижёра в оркестре.

Мощные расправив крылья,

Лебедь над водой парит,

Изогнув изящно шею,

Как волшебное виденье,

По поверхности скользит,

И на солнце оперенье

Словно снежное блестит.

Пальчиковый игротренинг: «Птичка»

На ладонь посадим птичку,

Пальцы сложены ввиде клюва.

Кормим милую синичку.

Ритмично наклонять кисть к ладошке,

Птичка зёрнышки клюёт

имитируя движение, как птичка клюёт зёрнышки.

Деткам песенку поёт.

Тень,тень, по-тетень.

Я летаю целый день.

Детки в гнёздышках сидят.

И конечно есть хотят.

«Дуб и рябина»

Ой, Рябинушка - Рябина, что взгрустнула ты?

Была я, дуб, тонкой рябиной, а стала сухой корягой. Ободрали меня ребятишки, как липку. Ни ягод на мне, ни сучков, ни веток – хоть в костёр с головой! Хоть бы ты, дуб, меня защитил.

Что ты, что ты! Я сам, теперь голубушка, такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю осень жёлуди с меня сшибали, камнями да палками по голове молотили. Всю душу вытрясли! Был я дубом, стал дубиной!

Тема: « Цветы»

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Наши алые цветы распускают лепестки

плавно разжать пальцы

Ветерок чуть дышит, лепестки колышит.

помахать руками перед собой

Наши алые цветы закрывают лепестки,

плавно сжать пальцы

Тихо засыпают, головой качают.

плавно опустить их на стол

Логоритмическое упражнение: «Цветы»

(дети присели, имитируя нераскрывшиеся бутоны цветов).

Воспитатель: 1,2,3. – выросли цветы! (дети медленно приподнимаются, поднимают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальцами).

К солнцу потянулись высоко:

тянутся на носочках, смотрят вверх.

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал

Ребёнок «ветер» пролетает среди детей

Стебельки качал.

Влево пригнулись

Вправо качнулись

Низко пригнулись

Как красивы они,

руки в стороны, садятся на свои места.

В лесу красота и покой,

А нам пора уже домой.

Тема: «Лето»

Логоритмическое упражнение: « Радуга – дуга»

Здравствуй, радуга-дуга.

Дети выполняют поклон.

Разноцветный мостик!

Широко разводят руки в стороны, «рисуя» в воздухе дугу.

Здравствуй радуга-дуга!

Вновь выполняют поклон.

Принимай нас в гости.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы по радуге бегом

Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая

Пробежимся босиком.

Через радугу -дугу

Встают яйцом в круг, делают четыре прыжка на носках.

Перепрыгнем на бегу

Делают ещё 4 прыжка на носках

И опять бегом, бегом

Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени

Пробежимся босиком.

Пальчиковый игротренинг: «Лето»

Вот за что люблю я лето?

Хлопают в ладоши

Лето солнышком согрето.

Загибают пальцы, начиная с большого.

Два – в лесу растёт ромашка,

Три – ромашки – посмотри!

А четыре – это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идёт,

Землянику нам несёт.

Десять – все вокруг в листву одето.

Вот за что люблю я лето.

Хлопки в ладоши

Тема: «Насекомые и пауки»

Логоритмическое упражнение: «Насекомые над лугом»

Жу-жу-жу – жужжит пчела

Дети раставляют руки в стороны,

Я лечу издалека

Ритмично помахивают руками.

Зу-зу-зу – комар пищит

Указательные пальцы выставляют вперёд, остальные сжимают.

Укусит скорей спешит.

Делают ритмичные выбросы рук попеременно вперёд.

Уф-уф-уф - как паровоз,

Ритмично притопывают ногами.

Шмель пыхтит, - пыльцу повёз.

Жук гудит: гу-жу, гу-жу

Делают ритмичные хлопки.

Я любого разбужу.

Пальчиковая гимнастика: «Пчела»

Прилетела к нам вчера -

Машут ладошками.

Полосатая пчела.

За нею шмель-шмелёк,

Загибаем по очереди пальцы, начиная с большого.

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза,

Делают кружки из пальцев и подносят к глазам.

Пожужжали, полетали,

машут ладошками.

От усталости упали.

Роняют ладони на стол.

Малахова С.В., учитель-логопед

МДОУ «Краснояружский детский сад общеразвивающего вида»

Логоритмическое занятие в средней группе

Тема: Огород. Овощи

Задачи:

    развитие чувства ритма;

    развитие речевого и двигательного подражания;

    совершенствование ритмических движений;

    развитие артикуляционной моторики;

    развитие мелкой моторики;

    формирование слоговой структуры слова;

    обогащение словаря по данной теме;

    побуждение детей к декламации вместе со взрослым;

    коррекция дыхания, координации движений, слухового внимания.

Ход деятельности

    Оргмомент (свободная деятельность детей, педагог обращает на себя внимание предложением рассказать интересную историю)

    Здравствуйте, ребята, я хочу вам сегодня рассказать интересную историю. Хотите её послушать, тогда давайте присядем на коврик и немножко меня послушаем. (педагог начинает рассказ стихотворения. В конце стихотворения раздаётся телефонный звонок)

Хозяйка однажды с базара пришла

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох!.. (по ходу предъявляются рисунки овощей)

Вот овощи спор завели на столе

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свёкла?

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свёкла.

Ох!..

И суп овощной оказался не плох!

    (Телефонный звонок) (Телефон может зазвонить и в середине стихотворения, тогда педагог обещает вернуться к стихотворению и рассказать попозже)

Педагог: Але, слушаю. Это кто?

    Ребята, поможем бабушке Лиде собрать урожай? А какой урожай мы будем собирать? Что растёт на огороде? (ответы детей)

    Ритмическая разминка (координация речи с движением, развитие речевого дыхания)

Ребята, станем в круг, повернёмся друг за другом и пойдем, высоко поднимая колени, как лошадка.

«ЕДЕМ НА ЛОШАДКЕ»

текст Т.Боровик

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой-гладкой.

Листья шуршат. (2р.)

Дятел стучит.

А мы едем на лошадке

По дорожке гладкой-гладкой.

Листья шуршат. (2р.)

Дятел стучит. (2р.)

Ветер шумит.

А мы едем на лошадке

По дорожке гладкой-гладкой.

Листья шуршат. (2р.)

Дятел стучит. (2р.)

Ветер шумит. (2р.)

Ежик пыхтит.

    Артикуляционная гимнастика под музыку (развитие артикуляционной моторики)

Вот мы и приехали к бабушке. А как мы ехали? (на лошадке).

Упр-е «Лошадка»

А теперь посмотрим, как красиво вокруг. Упр-е «Окошко»

    Дыхательная гимнастика (развитие речевого дыхания)

А какой тут воздух!

Делаем вдох, руки вверх, делаем выдох и произносим: «Ах!» (2 раза)

    Упражнение «Раздели слово ладошками» (развитие чувства ритма, профилактика и коррекция нарушения слоговой структуры) (словарь по теме)

Ребята, предлагаю вам вспомнить, какие бывают овощи, чтобы знать, что мы будем собирать. Присаживайтесь на коврик, приготовьте свои ладошки.

Со словами мы играем,

Их хлопками разделяем. (можно показывать картинки)

    Подвижная игра с музыкальным сопровождением «Пугало» (сл. и муз. Т.В. Бокач) (координация речи с движением под музыку)

Ой, ребята, а кто это стоит? Это пугало, оно охраняет огород. И, наверное, не разрешит нам собирать урожай. Сейчас это проверим

(Дети идут по кругу хороводным шагом, пугало – в центре)

В огороде пугало,

Пугало стоит

Огурцы нам пугало

Рвать с грядки не велит.

Мы тихонько пойдём

И огурчиков нарвём!

Пугало: Огурцы нельзя здесь рвать,

В огороде пугало,

Пугало стоит

Помидоры пугало

Рвать с грядки не велит.

Мы тихонько пойдём

Помидорчиков нарвём!

Пугало : Помидоры нельзя здесь рвать,

Буду я вас догонять! (догоняет детей)

    Пение - хоровод

Песня «Урожайная» на слова и музыку Г. Вихраевой. (развитие чувства ритма, слухового внимания; обучение музыкально-ритмическим движениям)

    Пальчиковая гимнастика «Мы капустку чистим, чистим» (развитие мелкой моторики, координация речи с движением) (Трек «Капуста» диск N 33 Железновых «Игровой»)

Мы собрали богатый урожай. И теперь мы поможем бабушке его заготовить на зиму. Слушаем внимательно и повторяем движения за мной.

Мы капустку чистим, чистим, мы капустку

чистим, чистим.

Мы капустку рубим, рубим, мы капустку рубим, рубим,

Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

Мы капустку давим, давим, мы капустку давим, давим

Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

Мы капустку солим, солим, мы капустку солим, солим,

Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

лёгкие скользящие движения всех пальцев, как бы рвать траву

попеременное постукивание рёбрами обеих ладоней

нажимаем осторожно ладонью с небольшим вращением

легко постукиваем кончиками расслабленных пальцев

    Ритмическая разминка (коррекция координации движений, слухового внимания)

Молодцы ребятки, помогли бабуле. Можно и в обратный путь.

Педагог. Отправляемся в поход,

Покидаем огород. (Ходьба по кругу)

Встали дружненько на пятки:

Пошагаем через грядки. (Ходьба на пятках)

Если к речке подойдем,

На носочках перейдем. (Ходьба на носках)

Пойдем с горки осторожно,

С горки ушибиться можно. (Бег на носках «с горки»)

Завернем за поворот -

Там нас конь с телегой ждет. (Бег с высоким подниманием коленей).

Конь устал, пусть отдохнет -

Нас машина подвезет.

(«Топотушки» с имитацией движений руления)

Все! Приехали в детский сад.

(В. Кныш)

    Релаксация «Овощи» (снятие мышечного напряжения, чередование мышечного напряжения и расслабления)

А сейчас станьте на коврик кто где желает (врассыпную)

Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте.

Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение.

Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол.

Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку.

Повторить расслабление.

Список литературы

    Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников / авт.-сост. В. А. Кныш [и др.]. - Минск: Аверсэв, 2009

    Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей/Авт.-сост. О.В.Клезович. - Мн.: Аверсэв, 2005.

    Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2007

Краткая аннотация: В ходе занятия по логоритмике дети закрепляют знания по теме «Овощи», учатся образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, учатся развивать слухомоторную координацию, упражняются в употреблении слов сложной слоговой структуры. Занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста.

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста.

  • формировать двигательные умения, оптимизировать мышечный тонус;
  • развивать слухомоторную координацию, чувство музыкального ритма.
  • закрепление знаний по теме «Овощи»;
  • координация движения рук с речью и музыкой, формирование четкой артикуляции;
  • работа над слоговой структурой слов;
  • образование уменьшительно – ласкательной формы слов;
  • работа над диафрагмальным дыханием и чистотой интонации.

Оборудование:

  • «Волшебный мешочек» с овощами.
  • Шапочки овощей: помидор, баклажан, огурец, капуста, морковь, свекла.
  • Обручи, мячи.

Ход занятия

Муз.рук. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем необычное занятие, которое называется «Веселые овощи».

Логопед: Вы, конечно, все знаете названия разных овощей? А где они растут? Что ж отправляемся на огород.

Муз.рук. А огород находится далеко, предлагаю поехать на паровозе:

Вокальное упражнение «Едет, едет паровоз» Стоп, остановка.

Логопед: А за забором наш огород
(речь с движением)

Мы пришли на огород (ходьба на месте)
Сколько здесь всего растет! (ходьба на месте)
Вот созреют очень скоро (хлопки)
Огурцы и помидоры («колечки» из пальцев)
И большой качан капусты — (круг из рук перед собой)
Белый- белый, вкусный – вкусный. (руки вперед, ладони вверх)
Свекла, лук, морковь, горох (загибаем поочередно пальцы)
И картофель тут неплох!

Муз.рук. (звук металлофона)

Ребята, огород то у нас не простой. Посмотрите, среди овощей оказалась волшебная горошинка. (кладет на тарелочку)

Давайте скажем: «Ты горошинка катись, сказкой с нами поделись»

Логопед: Давным — давно в одной сказочной стране, в городе с веселыми домиками и в таком же веселом домишке жили три друга:

Муз.рук. Интересно, а ребята смогут отгадать загадки чтобы узнать, кто жил в этом домике?

Игра «Отгадай овощ» (работа над слоговой структурой)

Я пойду, пойду, пойду. Все в корзинку соберу.

(Берет большой обруч(корзинка) подходит к ребенку и просит угадать какой он овощ.

Ты круглый, красный, сочный ………… (помидор). Ты зеленый, хрустящий, соленый ……….. (огурец). Ты фиолетовый, овальный, гладкий……… (баклажан). Отгадав загадку, ребенок отстукивает слово мячом по слогам, возвращает мяч и пролезает через обруч.

Муз. рук. Вот молодцы, все отгадали. Хотите послушать дальше?

Звали их помидорчик – Чик, огурчик – Тик и баклажанчик – Ток. Жили они очень дружно и очень любили ходить в гости, особенно в домик по соседству. Вы хотите знать, кто там жил? Придется отгадать загадки.

Как на нашей грядке выросла загадка.
Толстая и круглая. Вот такая крупная. (капуста)

За кудрявый хохолок лису из норки поволок.
На ощупь — очень гладкая,
На вкус, как сахар сладкая. (морковь)

Вверху – зелено,
Внизу – красно, в землю вросло. (свекла)

Что же можно приготовить из этих овощей? Приготовим салат.

Пальчиковое упражнение «Капуста»

Мы капусту режем, режем,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.

Вот молодцы, все отгадали, еще и салат витаминный приготовили, хотите послушать дальше?

Вы угадали, в домике по соседству жили капуста Виолетта, морковка Криста и свекла Тильда. Они тоже любили ходить в гости и когда встречались больше всего им нравилось танцевать.

Молодые люди танцевали так р.н.м. обр. Н.Чайкина «Пляска молодцев»

А барышни танцевали так р.н.м. обр. И.Прача «Белолица круглолица»

И вот однажды они получили приглашение в гости к колобку, недолго думая, они отправились в путь. Но они заблудились и вышли к болоту. А в болоте чудище лесное, которое просто так не отпустит.

Нужно выполнить трудные задания. Нашим героям нужна помощь им без вас не обойтись!

1. Задание на образование уменьшительно – ласкательной формы.

Помидор – помидорчик, огурец – огурчик, морковь – морковка и т.д.

2. Задание на внимание (присятет тот, кого назову)

3. Игра «Чудесный мешочек»

На ощупь определить овощ и пропеть название.

Вы справились с заданиями вот и домик Колобка, да и сам Колобок всех встречает (упражнение на расслабление позвоночника «Покати колобок»)

Что мы с вами сегодня делали? Какие задания понравились вам больше всего? Чему вы научились?

Бокова Е.А.,
учитель-логопед

ФРУКТЫ.

1. Организационный момент

Педагог. Шли ребята по тропин ке,

Глянули: стоит корзинка. -

Что в корзинке? Угадай!

Фрукты смело называй!

Дети достают из корзинки и надевают медальоны с изобра​женными фруктами

2. Ритмическая разминка

«Груша». Я на лампочку похожа, И вкусна я, и сочна. А на вкус, как сладкий мед. Кто узнал, тот назовет!

Педагог. Идут красиво в ряд груши. (Обычным шагом)

«Яблоко». У меня румяный бок,

Откуси и брызнет сок.

Кислый или сладкий,

Кто узнал, ребятки?

Педагог. Важно идут яблочки. (Ходьба на носках)

«Слива». Я на дереве синею,

Только к осени поспею,

Буду кисло-сладкой,

Не шершавой, гладкой.

Педагог. Осторожно идут сливы. (Ходьба на всей поверхности стопы).

«Виноград». Родился на лиане я,

Нас в грозди целая семья!

От сорта все: и вкус, и цвет.

Люблю тепло, а холод - нет.

Педагог. Легко идут виноградинки. (Ходьба на носках)

«Апельсин». Кожура оранжевого цвета

На меня совсем не зря одета,

Видно, чтобы кисло-сладкий сок

Из меня пролиться бы не смог.

Педагог. Не торопятся апельсины. (Ходьба на пятках)

«Лимон». На вкус я кислый очень,

Добавьте в чай кусочек -

И будет чай вкусней вдвойне.

Как я зовусь? Скажите мне.

Педагог. Скачут молодцы лимоны. (Поскоки).

3. Упражнение «Ослик в саду» (на координацию речи с движениями под музыку)

Педагог вносит игрушечного ослика. Звучи мелодия русской народной песни «Во саду ли в огороде».

Хором. Во саду ли в огороде

У Ивана ослик бродит.

Выбирает, выбирает -

Что сначала съесть, не знает. (Ходьба на месте).

Наверху созрела слива, (Встать на носки, потянуться, руки вверх)

А внизу растет крапива. (Присесть на корточки)

Мучается бедный ослик!

Что сначала съесть, что после? (Руки развести в стороны, приподнять плечи)

Впереди лимоны зреют, (Шаг вперед, руки вперед)

Позади бананы спеют. (Шаг назад, руки за спину)

Голоден до полусмерти,

Ослик головою вертит. (Круговые вращения головой)

Слева - персик, справа - груша, (Повороты туловища влево-вправо)

Как же выбрать, что покушать.

Закружилась голова,

Кружится в глазах листва. (Круговые вращения головой)

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю лег.(Прилечь на коврик)

Ослик глубоко вздохнул, (Вдох)

Так голодным и уснул. (Положить голову на сомкнутые ладони)

4. Пение. Исполняется песня «Осенний хоровод» (слова и музыка С. Галкиной).

5. Дыхательная гимнастика «Аромат яблок»

Педагог подводит детей к макету яблони с яблоками и читает стихотворение:

Расцветает яблоня

В молодом саду.

Я от этой яблоньки

Глаз не отведу!

Солнышко пригреет,

Дунут ветерки.

Опадут, осыплются

Наземь лепестки.

Станет наша яблонька

Проще и бедней,

А зато завяжутся

Яблочки на ней.

И подарит яблонька

Людям за труды

Крупные, румяные,

Сладкие плоды.

(По Е. Благининой)

Педагог. Что это за аромат? Вы чувствуете? Понюхайте, как пахнут яблоки.

Дети делают спокойный вдох через нос, задерживают дыха​ние и продолжительно выдыхают, произнося: «Ах!»

6. Артикуляционная гимнастка

Педагог. Мы поели, а сейчас приведем себя в порядок.

Упражнения: «Оближем верхнюю губу» (для выработки подъ​ема широкой передней части языка) - рот открыт, губы в улыбке.

Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз;

«Почистим зубки» (для укрепле​ния мышц языка, развития его подвижности) - рот открыт, кон​чиком языка провести по нижним зубам с внутренней стороны.

7. Упражнение «Красное - желтое» (на переключаемость внимания)

Дети становятся в 2 шеренги напротив друг друга. Звучит му​зыка. По сигналу передают в одну сторону красное яблоко, а в другую - желтое.

8. Хороводная игра «Яблоня». Дети идут по кругу, взявшись за руки; под яблонькой стоит один ребенок.

Дети. Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

Заморозил их мороз?

Или ветер их унес?

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

И куда они пропали?

Ребенок. Не морозил их мороз,

И не ветер их унес,

Не спалило их огнем,

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали.

Дети оборвали!

Звучит венгерская народная мелодия «Воробушки». Дети раз​бегаются, ребенок бежит за ними, «пятнает».

9. Упражнение «Яблочки» (на развитие тонких движений)

Педагог. Жалко нашу яблоньку. Нет на ней ни одного яблочка. А может, мы ей поможем? Смотрите, у меня есть бу​мага желтого, зеленого и красного цвета, такого же как и настоящие яблоки. Давайте сделаем яблочки из бумаги и прикрепим к яблоне. Дети сжимают бумагу в комок, похожий по форме на яблоко, и прикрепляют его к яблоньке скрепкой.

10. Релаксация.

Педагог. Разноцветные сны. Тому, кто лег на правый бочок, может присниться белый бычок. Тому, кто лег на левый бочок, может присниться черный бычок. А тому, кто спит на спинке, красные яблоки снятся в корзинке. (А. Седучик). Дети расслабляются. Звучит спокойная плавная музыка.

Март 9th 2010 -

САД. ФРУКТЫ .

1. Приветствие. Начало.

По залу развешены плоскостные картонные макеты веток, фруктовых деревьев с плодами. Используется кукла Ванюша.

Педагог.
Вот стоит чудесный сад:
Сливы, вишни, виноград,
Яблоки и груши
Для нашего Ванюши.
(В. Кныш)

- Как можно назвать такой сад? (Ответ: фруктовый).

2. Упражнение «Тише дуй, ветерок» (на координацию речи с движением)

Педагог. Вдруг поднялся сильный ветер.

Успокоим его, дети?

Тише дуй, ветерок.

Тише дуй на наш садок.

(Погрозить указательным пальцем правой, затем левой руки)

Сами садик мы садили,

Сами поливали, (Имитация движений копания и полива)

Стерегли, (Ладонь с сомкнутыми пальцами приставить ребром ко лбу)

Берегли. (Обнять себя за плечи руками)

3. Ритмическая разминка

Педагог. Поднимая выше ножки,

Пошагаем по дорожке. (Ходьба по кругу с высоким подниманием коленей)

Видим мы - в саду живет

Очень маленький народ:

Бегают мурашечки, (Бег на носках)

Ползают букашечки, (Ходьба в полуприсяде)

Птички летают, (Бег на носках, руки в стороны)

Бабочки порхают. (Медленный бег на носках, взмахи руками в стороны)

Кузнечики: скок-прыг-скок. (Прыжки с продвижением вперед по кругу под музыку) Гусеницы: топ-топ-топ. (Топающий шаг)

4. Упражнение «Озорные листья» (на развитие слухового внимания, чувства темпа)

Педагог. Ветер с деревьев листочки срывает,

Листья то кружатся, то отдыхают. Под быструю музыку дети кружатся, передвигаются по залу (листочки летают»), под медленную - приседают («отдыхают»).

5. Игра «Корни, ствол, ветки» (на развитие слухового и двигательного внимания)

Игра проводится под звучание русской народной песни «Как под яблонъкой».

Педагог. Какие части дерева вы знаете? (Ответ: корни, ствол, ветки.)

На каждую команду педагога дети выполняют определенное движение:

«ствол» - стоя прижимают руки к туловищу,

«корни» - приседают,

«ветки» - стоя разводят руки в стороны.

6.Упражнение «Компот для Ванюши» (на развитие мелкой моторики)

Упражнение выполняется под мелодию русской народной припевки «Ворон».

Исходное положение: дети сидят на стульях.

Педагог. Ребята, мы совсем забыли про Ванюшу. Давайте сва­рим для него компот.

Хором. Будем мы варить компот.

Фруктов нужно много.

Вот: (Левая ладонь «ковшиком», указательным пальцем правой руки «помешивать компот» в «ковшике»)

Будем яблоки крошить,

Будем ананас рубить,

Отожмем лимонный сок.

Слив положим мы в компот.

Бросим и кусочек груши

Для сластены для Ванюши.

(По Н. Пищевой)

На название каждого фрукта дети должны загибать в кулак по одному пальцу, начиная с большого.

7.Пение. (с одновременным отхлопыванием слоговых рядов)

Хором. От-от-от-от,

Вкусным вышел наш компот.

Ок-ок-ок-ок,

Режем яблоки в пирог.

Ать-ать-ать-ать,

Будем Ваню угощать.

8. Мимическая и артикуляционная гимнастика

Педагог. Угостили Ваню, а теперь угостимся сами.

Выполняются упражнения «Кислый лимон» (сморщиться, как будто попробовал и лимон), «Защипало язычок» (дуть на высунутый язык со звуком «ф-ф-ф...»), «Вкусный банан» (имитация жевательных движений), «Оближем губы» (облизывать по кругу верхнюю и нижнюю губу, рот открыт).

9.Музыкальная минутка .

Звучит мелодия песни «Яблонька» (слова и музыка Г. Вихарей). Педагог предлагает детям определить характер, громкость мелодии.

Педагог. Какой вы представляете себе яблоньку?

10.Игра «Хоровод»

Дети становятся в круг и берутся за руки.

Педагог. Нынче праздник в огороде,

В огороде и в саду.

Пляшут фрукты в хороводе,

Напевая на ходу.

Под музыку дети идут по кругу и поют:

Вместе в сад мы пойдем,

Много яблок наберем.

Дети останавливаются, отхлопывают:

Педагог. Дети, яблоки какие?

Большие... (Растянуть круг) и маленькие. (Сузить круг)

Игра продолжается с называнием других фруктов и ягод (гру­ши, сливы, вишни).

11. Релаксация

Звучит мелодия «Воскресное утро» Т. Гомез (аудио сборник «Воскресное утро»). Дети с закрытыми глазами лежат на ковре, затем не спеша встают и «прощаются» с Ванюшей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!