Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Лошади для русской тройки. Почему русские ездили именно на тройке лошадей

Русская тройка

«Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать у бойкого народа ты могла только родиться...» «И какой же русский не любит быстрой езды?» Н. В. Гоголь

Тройка издавна пользуется любовью русских людей и всегда вызывала удивление иностранцев, находивших, что нет более лихой езды, чем русская троечная.

Потребность в тройках особенно проявилась в середине прошлого столетия, в ту эпоху, когда внутренний и внешний товарооборот страны, становившейся на капиталистические рельсы, быстро возрастал, железных дорог еще не существовало, а впоследствии сеть их была незначительна.

Особой породы троечных лошадей в России не было. Ямские тройки подбирались из лошадей разных пород, обладавших силой, выносливостью и достаточной резвостью. Славились по всей стране тройки вятские и башкирские, киргизские и забайкальские, донские и черноморские. Красота аллюра для ямских троек было делом второстепенным.

Однако от троек любительских, как их называли «охотницких» требовалось, чтобы или вся тройка летела вскачь или чтобы коренник шел правильной рысью, а пристяжные стелились галопом. Применялись и такие тройки, когда все три лошади шли размеренной рысью.

Сообразуясь с обычаями русского народа и существовавшей широкой практикой троечной езды, были введены соревнования троек, для которых назначались специальные призы в Москве, Петербурге, Лебедяни,. Полтаве, Ромнах, Курске, Воронеже, Туле, Пензе, Саратове и других городах.

Вот как описывал В. Коптев интерес населения к троечным испытаниям . «Почти каждодневно выезжали и выходили московские жители на широкое Ходынское поле любоваться отличными рысаками, которые красиво и быстро носились по бегу. Но вот, 2 июля 1847 года выехало и вышло еще больше любопытных: они густо усеяли все поле, они залезли на крыши маленьких домиков, стоявших близ бега, вскарабкались на трубы, унизали заборы, и все единодушно, с напряженным вниманием ждали национального зрелища - быстрой езды лихих и удалых троек».

Это интересное соревнование проводилось на трехверстном Ходынском ипподроме на 11 кругов или 33 версты. Выиграла ямская тройка Караулова, прошедшая 35,2 км (33 в) за 1 час 21 мин. 18 сек. Тройка победила выносливостью. Это была тройка, много верст на своем веку проскакавшая по большой дороге. Лошади ехали некрасиво, они скакали, бежали и опять скакали.

Вторая тройка, составленная из донских лошадей, хорошо съезженных, бежавших отлично, должна была по общему мнению победить. 97г круга или 30,4 км тройка донцов вела за собой остальные тройки и... заплатила за это поражением. По песку, по жаре уставшие лошади не смогли больше везти довольно легкую тележку и встали, позволив обскакать себя ямской тройке, ехавшей им в спину почти всю дистанцию.

Из города в город отправлялись тройки за сто и более верст с тем, чтобы утром на другой день вернуться обратно. Известно, например, что тройка башкирских лошадей содержателя почтовой станции проходила расстояние от Уфы до Стерлитамака-120 км-за 8-9 часов, то есть 115 км в час.

До постройки сибирской железной дороги большинство сибирского населения концентрировалось вдоль большой почтовой дороги. Крестьяне занимались почтовой гоньбой и извозом, или обслуживали нужды и. потребности тракта.

Ехавшие летом на Кяхту, а зимой на Ирбитскую ярмарку могли по достоинству оценить чудные русские тройки, проносившие путника по степным дорогам по 70 верст за 4 часа. Про Забайкальских лошадей, отличающихся подвижностью и выносливостью, писали, что в упряжи они более пригодны для троечной езды и что по тракту от Байкала до Сретенска лихие тройки известны каждому едущему из России.

Собрать хорошую тройку - это своего рода мастерство; лошадей нужно выровнять по темпераменту, по складу и аиле. Для лошадей разных пород нужны свои приемы съездки и особые условия езды, связанные как с конституцией, типом высшей нервной деятельности и размерами самих лошадей, так и с преобладающим рельефом местности, климатом и т. д.

Для того чтобы коренник, идя рысью, поспевал за скачущими пристяжными, он должен быть хорошего класса. Если у него не окажется достаточно энергии и резвой рыси, он будет сбиваться, не будет везти, переложит всю работу на пристяжных в «зарежет» их. Если пристяжные окажутся слабоваты и будут только скакать, не натягивая постромок, и не везти - коренник выдохнется. Много умения, внимательности, силы требуется от ездового. При остановке тройки важно одновременно и постепенно сдерживать всех трех лошадей, чтобы пристяжные не мешали, не сбивали коренника и наоборот.

Если тройка купца Караулова, о которой мы говорили вначале, прошла 35,2 км за 1 час 21 мин. 18 сек., то на следующий год все изумлялись тройке Смагина, очень резво проехавшей 28,8 км (27 верст) за 57 мин. 01 сек., что составляет 2 мин. на 1 км.

Однако тройки кровных лошадей нередко показывали еще лучшую резвость, проходя 30 верст за 1 час 13 мин. Тройка С. С. Ланского, с большим знанием дела составленная из чистокровных скаковых лошадей и превосходно выезженная, обскакивала тройки всех других пород с такой легкостью, что всякая мысль о соперничестве с нею сделалась невозможной. Эта тройка прошла в Москве по шоссе 30 верст за 56 мин. 42 сек. Резвость на каждые 10 верст была: 17 мин., 19 мин. и 20 мин. 42 сек. Таким образом, в среднем эта тройка проходила 1 км за 1 мин. 46 сек.

Победы скаковых троек хотя и доказали превосходство их резвости и невиданный дотоле в упряжи изумительно длинный мах, которому нет равного, не убедили, однако, в том, что десятки тысяч русских троек, разъезжавших по всем направлениям тысячеверстных расстояний России, могли бы быть хотя частично заменены скаковыми тройками. Поэтому, в целях поощрения троек, формируемых из сибирских, вятских, донских, калмыцких, киргизских, башкирских, черноморских или битюгских лошадей (объединявшихся в те времена под условным наименованием простых русских пород) и устранения ненужного соперничества, запрещено было пускать с ними кровных скаковых лошадей.

Особое внимание уделялось тройкам с коренниками, шедшими правильной рысью. По мысли организаторов испытаний, орловская рысистая порода, быстро распространявшаяся по всей России, хорошо приспосабливавшаяся к условиям различного климата, особенностям местности, работе в упряжи, должна была вполне отвечать возникшей потребности в красивых, сильных и быстрых лошадях для дальних разъездов, способных рысью пробегать в одну упряжку до 35 километров.

В России применялись и чисто рысистые тройки, когда три лошади, подобранные по типу и росту, идут всю дистанцию рысью. В этом случае у пристяжных головы слегка повернуты.

Однако чаще только от коренника требовалась устойчивая правильная рысь, тогда как пристяжные шли галопом (или произвольным аллюром). Коренник должен нести голову высоко поднятой, а пристяжные - часто это бывали лошади верховые - должны были гнуть шею в кольцо и, повернув головы в стороны, склонять их низко - «есть снег». При такой эффектной, но утомительной для лошадей системе резвость, естественно, снижались и лошади не могли очень долго выдержать аллюр.

Троечные испытания проводились зимой - в январе, феврале и начале марта, и летом - в июне, июле и августе.

Обычно пускали враз по две тройки. Если на один приз записывалось 4 или 5 троек, то пускали сначала первые две, а после вторые две или три; устанавливался флаг 60 и 200 метров. Победители соревновались между собой на перебежке, которая устраивалась на более короткую дистанцию. Но бывало и так, что тройка ехала в одиночку. В этом случае, чтобы выиграть приз, нужно было обязательно проехать резвее нормы, которая составляла в зависимости от дистанции 2-3 минуты на 1 км. Дистанцию от 6,4 км до 10,7 км тройки с рысистыми коренниками проходили с резвостью от 3 мин. 02 сек. до 3 мин. 16 сек. на 1600 м.

Эта резвость с современной точки зрения может показаться недостаточной. Однако нельзя забывать главного - длины дистанции. Если вводить ипподромные троечные соревнования на 5-8 км, то не следует требовать высокой резвости.

Хорошо подобранные и съезженные тройки показывали отличную работоспособность. Так, в Петербурге тройка Салтыкова с кровными пристяжными при езде вскачь успешно выступала на 10 верст с такой периодичностью: 13 и 27 января, 3, 47 и 24 февраля со средней резвостью 17 мин. 43 сек. На следующий год эта же тройка выступала 29 января,

2, 9, 23 февраля и 2 марта с той же средней резвостью. Тройка скакала то через неделю, то через две недели. При этом пристяжные оставались те же самые, а два коренника сменялись; на третий год тройка скакала еще резвее.

Наилучшим возрастом для троечных лошадей является 6-8 лет. Примерно три четверти всех троечных лошадей было этого возраста. Моложе 5 лет лошадей для троек совсем не брали.

В последнее время возникают иногда споры о том, какого пола и масти должны быть лошади, чтобы тройка считалась хорошо подобранной.

Среди разобранных нами 186 троечных лошадей было 97 меринов, жеребцов-45 голов и кобыл-44 головы. Эти тройки бывали либо симметричные - чаще всего жеребец в корню и два мерина на пристяжку, либо несимметричные - чаще мерин коренник, а пристяжные мерин и жеребец. Бывало и так, что за коренника шла рысистая кобыла.

Однако встречалось много разномастных и не симметрично подобранных троек. Попадались, например, такие: коренник вороной, одна пристяжная пегая, другая рыжая или коренник гнедой, а пристяжки вороная и серая.

Чаще всего разномастными были тройки ямщицкие. Это объяснялось тем, что а ямскую тройку подбирали лошадей прежде всего по рабочим качествам. Наоборот, любительские «охотницкие» тройки тщательно подбирались по всем признакам, в том числе и по масти.

Если бы кто-нибудь взялся подобрать из произведений русских и советских писателей отрывки, касающиеся троек и троечной езды, и дополнил бы их репродукциями с картин и рисунков наших художников, то могла бы получиться интересная работа, отражающая одну из ярких сторон жизни русского народа. Приведем только один небольшой пример в связи с вопросом о масти.

Н. В. Гоголь, очень тонкий наблюдатель, неспроста дал своему Чичикову тройку простых, немудрящих лошадей с гнедым коренником, каурым (рыже-саврасым) и чубарым меринами в качестве пристяжных («Мертвые души»).

Г. П. Данилевский, касаясь поездки на долгих, писал о «мерном шаге тройки сытых, весело фыркающих саврасок» («Сожженная Москва»). М. Ю. Лермонтов в письме писал о тройке саврасых башкирок, подаренных ему его бабушкой Е. А. Арсеньевой: «они так выносливы, что чудо. До Петербурга (из Царского Села) скачу - а приеду, они и не вспотели». Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» неоднократно и очень верно описывает тройки и троечную езду.

У него Николай Ростов ездит на тройке саврасых, управляющий Алпатыч отправляется в дальнюю дорогу на тройке сытых саврасых и т. д. Вячеслав Шишков пишет «Тройка каурых несется быстро, не лошади-зверье» (Угрюм-река). Константин Седых рассказывает, как тысяцкий Платон Волокитин вырывается вперед на тройке своих каурых, чтобы знал поселок, чьи кони лучше всех» (Даурия).

Количество примеров можно было бы во много раз увеличить, но не в этом дело. Интересно то, что писатели, правдиво отражающие жизнь даже в мелочах, дают нам в немногих словах характеристику конституционально крепких, обязательно хорошо держащих тело, то спокойных, то строгих, но всегда неутомимых лошадей местных пород «диких» мастей. Саврасые, каурые, мышастые, чубарые - это те лошади, на которых можно изо дня в день, из года в год ездить в дальнюю дорогу, не опасаясь что они подведут.

Русские тройки не раз демонстрировались за рубежом нашей родины. В 1911 году, в связи с коронацией английского короля Георга V в Лондоне в огромном манеже «Олимпия» была устроена международная конская выставка и конские соревнования. Там демонстрировались, в частности, различные виды запряжек: четверки, пары, городские одиночки и т. д. Были показаны и две русские тройки - серая и вороная. Коренником серой тройки ходил 13-летний Ратник-Турецкий, известный призовой рысак, победитель ряда дистанционных призов. Пристяжными были стрелецкие жеребцы - родные братья, погодки. Отлично подобранная и съезженная тройка производила очень хорошее впечатление. Коренником вороной тройки был тоже призовой рысак Муций II, а пристяжными орлово-ростопчинцы Лимаревского завода. Тройка была ровная-лошади крупные, видные- но в целом все же менее элегантная, чем серая.

Русские тройки произвели столь необычайное впечатление, что, несмотря на симпатии английских судей к своим лошадям, серая получила в «Олимпии» первый приз, а вороная- второй. Один лондонский спортивный клуб предложил состязание на красоту и резвость запряжек, и, в частности, троек. Русская серая тройка и здесь получила первый приз как за красоту, так и за резвость (приехали примерно в 2 мин. 26 сек. 1600 м). Наши тройки имели такой успех, что приходилось показывать их ежедневно, хотя по программе им надлежало выехать только однажды.

Русская тройка — это старинная конная упряжка, ставшая национальным символом России. Мы трижды целуемся, прощаясь, мы часто говорим: «Бог любит Троицу». У нас в дозоре стоят три богатыря, и выбираем мы из трех дорог. Естественно, под окном всегда сидят три девицы-невесты. А недалеко хлопочут о том о сём три сватьи. Наконец, трехголовый змей трижды теряет по одной голове, а золотая рыбка выполняет только три желания. Русский герой проходит три испытания, прежде чем обрести надежное и полное счастье семейное. Эта наша любовь к тройственности и Троице материализовалась в уникальной, известной всему миру, запряжке лошадей, имя которой — Русская Тройка...

Кто из нас не помнит знаменитые гоголевские слова: «Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи...». Нет никакого сомнения, что образ Птицы-Тройки Николая Васильевича Гоголя питала не только особенная русская езда на тройке, но и народная традиция, которая проявила себя в сказках, былинах и житиях святых.

Так что же важно для нас в этом образе? Почему нас так волнуют эти слова, как заунывно-печальный романс «Однозвучно гремит колокольчик...» или народные ямщицкие длинные песни? Простор, дорога, огромное пространство — все эти образы из нашей души перелились в плоть русской культуры, кроме того, стали ее физическим и метафизическим наполнением: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!»

Просто фантастический русский карнавал рисует Гоголь: летящие кони, ужас движения, дымом дымится (снежной пылью) дорога, несутся навстречу друг другу русские огромные пространства, белое безмолвие полей, пробиваемые медными грудями коней... И столько в нём силы — крепкой, животной (в старорусском понимании «живот» — это жизнь), и, столько в нем мощи — таинственной и «ужасной». Образ Птицы-Тройки (могучей Руси-России) Николай Гоголь не придумал — он только его укрепил.

Русская тройка — единственная в мире разноаллюрная запряжка. Коренник (центральная лошадь) должен идти быстрой чёткой рысью, а пристяжные (лошади сбоку) должны скакать галопом. Тройка развивает очень высокую скорость — до 45-50 км/ч. В то время как в середине XIX века быстрой считалась езда в 18-20 км в час. «Механизм тройки заключается в том, — говорит специалист, — что идущего широкой, размашистой рысью коренника, как бы «несут» на себе скачущие галопом пристяжные, пристёгнутые к кореннику постромками. Благодаря этому все три лошади медленнее устают, но поддерживают высокую скорость».

Русская тройка — это старинная конная упряжка, ставшая национальным символом России. Появилась она примерно в середине XVIII века и зарекомендовала себя как самый быстрый вид транспорта. В XIX столетии тройка достигла всеобщей популярности: повозки, запряженные тройкой, стали олицетворением русской удали, широкой натуры. Троечная упряжка декорировалась (хомуты — красочные, покрытые резьбой и росписью), снабжалась кистями на уздах и шлеях, особенно красивой была дуга центральной лошади (коренника). Дуги расписывались так, что издалека были видны — расписывались зелеными травами, красными розанами, синими виноградными гроздьями. На ней закреплялся колокольчик, который помимо сигнальной функции, выполнял, безусловно, душевную. Радовал звоном. Русские тройки не имели аналогов в мире. Образ тройки сохранила и музыка, романсы, народные песни, литература.

Масти или расцветки лошадей упоминаются в десятках произведений русской классики. Такие масти, как белый, серый, рыжий, бурый, естественно, не требуют объяснения.

Буланый — светло‑желтый, с черным хвостом и гривой.
Вороной — сплошь черный.
Гнедой — темно‑рыжий, с черным хвостом и гривой. В чичиковской тройке гнедым был коренник.
Игреневый — рыжий, со светлой гривой и хвостом. У старого графа Ростова в «Войне и мире» игреневый меринок.
Караковый — темно‑гнедой, почти вороной, со светлыми (желтоватыми) пятнами, так называемыми подпалинами — в паху и на шее.
Карий — масть средняя между вороной и гнедой. Грива и хвост при этом обычно черные.
Каурый — светло‑каштановый, рыжеватый. (В чичиковской тройке каурый — левый пристяжной).
Мухортый — гнедой, с желтоватыми подпалинами.
Пегий — в крупных пятнах.
Половый — бледно‑желтый.
Саврасый — темно‑желтый, с черной гривой и хвостом.
Сивый — серый, темно-сизый.
Соловый — желтоватый, со светлым хвостом и гривой. (Наполеон в «Войне и мире» Л. Толстого разъезжает на соловом иноходце).
Чагравый — темно‑пепельный.
Чалый — серый с примесью другой шерсти. (Ленский едет к Онегину в пушкинском «Евгении Онегине» «на тройке чалых лошадей »).
Чубарый — с темными пятнами на светлой шерсти или вообще с пятнами другой шерсти, хвост и грива черные. (В чичиковской тройке чубарый — правый пристяжной).
(По материалам: Ю. Федосюк «Что непонятно у классиков», 2012)

«Закладывать лошадей» означало запрячь их в экипаж. А вот распрячь — называлось раскладывать, «перекладывать» — значит перепрячь, заменить одних лошадей другими. Потому и ехали наши предки на перекладных.

Упряжки были разными — все зависело от количества лошадей и от порядка их расположения. Помимо знаменитой «тройки», ездили на «четвернях» — четыре лошади запрягались в ряд, но такая упряжка требовала широкой дороги, которые, как известно, всегда плохи в России, а потому лошадей чаше запрягали парами. Упряжка в четыре лошади, где одна пара располагалась за другой, называлась «цугом».

В «шестерни», «восьмерки» лошади тоже впрягались парами, в линию. Те пары лошадей, что впрягались справа и слева от дышла (одиночной оглобли), назывались дышловыми. Совершенно замечательно именовалась передняя пара лошадей — уносной. Заметим, что цугом (не менее четырех, впряженных попарно) разъезжали очень богатые или важные (сановитые) люди. Вспомним Фамусова, который с восторгом говорит о важном вельможе — некоем Максиме Петровиче: «...Весь в орденах, езжал‑то вечно цугом».

Другой тип упряжки назывался «гусем». До пяти лошадей запрягались одна за другой — так ездили за городом и на узкой зимней дороге (всюду были сугробы).

Но вот что значили слова о «плоских рессорах» в стихотворении Некрасова «Гадающей невесте», нам сегодня понять труднее. Мы слышим скорее иронию...и недоумеваем: при чем тут «плоские рессоры»? Некрасов-автор пишет стихотворение в форме обращения к молодой девушке, влюбленной в модного хлыща:

У него прекрасные манеры,
Он не глуп, не беден и хорош,
Что гадать? Ты влюблена без меры,
И судьбы своей ты не уйдешь. (...)

Не из тех ли только он бездушных,
Что в столице много встретишь ты,
Одному лишь голосу послушных —
Голосу тщеславной суеты? (...)

Он твои пленительные взоры,
Нежность сердца, музыку речей —
Все отдаст за плоские рессоры
И за пару кровных лошадей!

Дело в том, что в XIX веке усовершенствованные рессоры были признаком достатка владельца экипажа и свидетельством его изысканной привязанности к комфорту, то есть, по сути, они были «предметом гордости и зависти окружающих». Теперь понятно, почему образ столичного повесы- соблазнителя Некрасов дополняет страстью к «плоским рессорам». Нынешний поэт воспел бы, очевидно, рессоры BMW, если таковые имеются...

Звон колокольчиков и бубенцов многократно описан в русской литературе. На почтовой тройке мчался в Москву Чацкий, о чем и рассказывал Софье в таких словах:

...Звонками только что гремя
И день, и ночь по снеговой пустыне
Спешу к вам голову сломя.

А вот А. С. Пушкин в «Графе Нулине» передает другое состояние:

Кто долго жил в глуши печальной,
Друзья, тот верно знает сам,
Как сильно колокольчик дальный
Порой волнует сердце нам
.

Звенел колокольчик — значит, приближался почтовый экипаж; значит — провозил письма друзей и жены. Колокольчик привешивался под дугой коренника, а у пристяжных прямо к сбруе подвешивались бубенцы. Между прочим, песня ямщика была еще и охранной, оздоровительной. Если бы он не пел (не открывал рта) — он бы попросту оглох от постоянного колокольного звона, что так привлекателен для тех, кто ждал почтовую тройку... Мчится тройка почтовая... И тешится детина-ямщик быстрой ездой... И гудит колокольчик — дар Валдая...

«Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства»...

Вероника Иконникова

Практика троечной езды за два с лишним века претерпела лишь незначительные изменения. Модели троечных экипажей менялись вслед за модой и вкусами, но сам принцип запряжки и главные элементы сбруи остаются неизменными. Среднюю, коренную лошадь, запрягают первой, точно также как и в одноконном варианте: в две оглобли с хомутом, седелкой и дугой. Именно присутствие дуги в запряжке коренника делает русскую тройку уникальной – больше нигде в мире нет таких троек. На коренника приходится основная нагрузка: он определяет направление движения запряжки, разгоняет на прямой и сдерживает накат экипажа на спусках. Две другие лошади - пристяжки (в тройке они припрягаются по бокам при помощи хомутов или шорок с постромками, которые пристегиваются к специальным валькам, надетым на крючки повозки) помогают кореннику двигать экипаж и маневрировать им. Кучер тройки управляет лошадьми при помощи четырех вожжей - длинных поводьев из кожи или тесьмы. Двумя центральными вожжами кучер управляет коренником. По одной вожже приходится на пристяжных лошадей, которые при езде галопом движутся в сборе – «лебединые» шеи изогнуты в сторону от направления движения тройки. Именно этот бешеный изгиб пристяжек, неукротимая мощь коренника создают иллюзию полета какой-то мифической трехголовой птицы.

Еще одной уникальной отличительной особенностью троечной упряжи , являются ее обильные украшения. Красочно декорировались хомуты, украшавшиеся росписью, резьбой и тисненой кожей. Широко использовался в упряжи металлический набор из литых деталей разной формы, давая красивые сочетания с кожей седелок, шлей, узд, шорок. Помимо него упряжь снабжалась кистями, которые прикреплялись на уздах и шлеях, свисая спереди и по бокам лошадей.

Но предметом особой гордости являлась дуга коренника, богато украшенная художественной росписью и резьбой. Поначалу особой популярностью пользовались дуги, расписанные золотой краской, «горевшей» на расстоянии и резко выделявшейся на фоне поля или леса. Позднее на золотой фон стали наносить тонкий графический узор черной или красноватой красками. Во второй половине XIX века золоченые дуги были вытеснены живописными, расписанными красными розанами, зелеными травами и синими гроздьями винограда. Яркие живописные дуги были заметны издалека так же, как золоченые.

Появление поддужного колокольчика было призвано сменить громкий свист и крики ямщиков более благозвучным предупредительным сигналом.

С расцветом езды на тройках возникла потребность в специальных сигнальных средствах. Тройка, особенно курьерская, мчалась с большой скоростью, а правил дорожного движения в те времена не существовало. Велика была опасность столкновения с людьми и повозками. Еще одной задачей было известить персонал очередной почтовой станции о необходимости подготовить смену уставшим лошадям.

Попытки внедрить при Петре I в российской почте европейский почтовый рожок успеха не имели. Ямщики предпочитали пользоваться собственным свистом и молодецкими криками, за что их наказывали штрафами и побоями. Лишь в конце XVIII века кто-то придумал использовать для сигнальных нужд бронзовый колокольчик, миниатюрную копию церковного колокола. Удобным местом для его подвески стала дуга над головой коренника. Такой колокольчик стали называть поддужным, а также почтовым или ямским. Кроме сигнальной функции, звон колокольчика скрашивал однообразие утомительной езды, которая нередко растягивалась на много дней.

Родоначальником кустарного промысла по изготовлению почтовых колокольчиков стал город Валдай Новгородской губернии, выгодно располагавшийся посреди Петербургско-Московского тракта, главной почтовой магистрали России. Поэтому поддужные колокольчики часто называли валдайскими. На них делались надписи: «Купи – не скупися, езди – веселися!» или «Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей».

Как это часто бывает в России, скоро выяснилось, что почтовая служба не готова обслуживать всех любителей езды со звоном, принявшей массовый характер. Ямщики на почтовых станциях, заслышав звон колокольчика, не могли определить, едет ли это почта или какое-то частное лицо.

В результате русское правительство в течение XIX века пыталось запретить частным лицам езду с колокольчиками, сделав ее привилегией государственных экипажей. Для обхода таких запретов на шеи лошадей в тройке стали надевать кожаные ошейники с укрепленными на них гирляндами бронзовых бубенцов – глухих полых шаров с дробиной внутри, издававших менее сильный звук, чем колокольчики.

Из бубенцов, подобранных по размеру и по тону, стали создавать гаммы - созвучные группы, производившие при езде «согласный» звон. С отменой в конце XIX века запрета на применение колокольчиков на тройках стали одновременно употребляться и бубенцы, и колокольчики. 2-3 десятка бубенцов вместе с 1-3 колокольчиками специально подбирались в созвучие, получившее в народе название «ямской гармони».

Утратив своё транспортное значение, езда на тройке превратилась в национальный вид спорта.

С интенсивным строительством в России железных дорог тройка оказалась вытеснена с почтовых трактов на сельские дороги, где долго еще сохраняла популярность на свадьбах и народных гуляньях.

Однако тройка издавна использовалась в России в различных соревнованиях, а также для катания на выставках и ярмарках. Троечные бега были чрезвычайно популярны в России в середине XIX века, особенно зимой. Чаще всего в них демонстрировали свою удаль извозчики-лихачи - элита дореволюционного городского транспорта. В середине 1950-х годов троечный спорт стал возрождаться. Первые соревнования троек по доработанным дореволюционным правилам были возобновлены в Москве на ВДНХ и Центральном Московском ипподроме Одно из традиционных соревнований троек проходило во время фестиваля «Русская Зима» в Москве. В фигурной езде тройками управляли только кучера-наездники.

Тогда же на Тамбовском областном ипподроме было создано несколько троек, регулярно участвовавших в столичных соревнованиях, а также в показательных выступлениях на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве и на XX летних Олимпийских играх.

В наши дни по инициативе Российской ассоциации «Содружество» в некоторых городах России, таких как Ярославль, Кострома, Москва, Вологда были учреждены этапы «Кубка России» для русских троек с финалом в Москве. В 2000 году в рамках «Дней Франции» на Московском ипподроме был разыгран приз Венсеннского ипподрома для троек, где приняли участие три тройки. В ответном визите в Париж в декабре того же года русские тройки впервые выступили на крупнейшем в мире беговом ипподроме Венсенн.

Розыгрыши этих призов стали постоянным мероприятием «Дней России» во Франции и «Дней Франции» в России. В розыгрыше приза Венсеннского ипподрома в 2006 году на Московском ипподроме приняло участие семь троек. Их пришлось разделить на два заезда, поскольку все они одновременно не могли уместиться на дорожке Московского ипподрома.

Тройка лошадей и все, что с ней связано — это исконно русское, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Иностранец, впервые приехавший в Россию и увидевший русскую тройку буквально замирал в изумлении.
И было от чего! На его родине не существовало упряжки, равной по быстроте и красоте русской тройки.

Рекордная, по меркам лошадиной упряжки, скорость, 45-50 км/ч, достигалась за счет своеобразного сочетания аллюров лошадей. Центральная лошадь, называемая «коренник», пускается быстрой рысью, а пристяжные лошади (пристегнутые по бокам от коренника) скачут галопом и как бы «несут» на себе коренника. При такой разноаллюрной езде все три лошади медленнее устают, могут долгое время поддерживать высокую скорость.

Русская троечная упряжь исключительно рациональна, и в ней нет ни одной лишней детали. Обычно на роль коренника выбирался рослый и мощный рысак, а пристяжными были более мелкие и легкие лошади, которым во время бега приходится красиво изгибать шеи в сторону и вниз.

Если верить письменным источникам, первые русские тройки начали появляться во второй половине XVII века. До этого лошадей запрягали в упряжку по одной, а если требовалось несколько лошадей, то гуськом. Потом появились парная, «на отлет» запряжка в ряд, а на ее основе — тройка. Но упряжка по три лошади в ряд прижилась не сразу и применялась крайне редко.

К началу XVIII века тройку оценили по достоинству. Среди достоинств — высокая скорость, выносливость, большая грузоподъемность и хорошая проходимость. Благодаря этим качествам к концу XVIII века применение тройки лошадей для перевозки почты, курьеров и пассажиров официально узаконили.

С тех пор тройки лошадей возили с ветерком сани, телеги, кибитки и тарантасы. Первая половина XIX века – период настоящего пика популярности русской тройки. По мнению иностранцев, она олицетворяла удалую русскую душу и стала символом России.

Эпоха знаменитых русских троек подошла к концу, когда конный транспорт вытеснила железная дорога и автомобили. С середины XIX столетия поезда начали вытеснять русскую тройку с почтовых трактов в сельские местности. XX век положил конец двухвековой истории тройки – она утратила свое государственное значение, но, тем не менее, сохранила популярность как неизменный атрибут народных гуляний.

Русская тройка всегда отличалась обилием декора. Каждый «троечник» стремился добиться того, чтобы его тройка была самой яркой и узнаваемой.

Деревянные клещи хомутов покрывали росписями и резьбой, а кожа седелок, шлей, узд и шорок украшали тиснением и металлическим набором из литых деталей разной формы. Чаще всего использовались сплавы меди с никелем или цинком, посеребренная медь, а в более богатых упряжках — серебро. К уздам и шлеям крепились яркие кисти.

Вряд ли житель начала XIX века мог представить себе русскую тройку без знаменитой дуги коренника. Эту самую значимую часть упряжки богато украшали резными геометрическими фигурами и расписывали золотой краской, чтобы сверкала на солнце и была видна издалека. Позднее поверх «золота» начали прорисовывать тонкие черные или красные графические узоры и растительный орнамент.

В 60-е годы XIX века на смену золоченым дугам пришли живописные — их расписывали красными розанами, синими гроздями винограда и зеленью трав. Живописные дуги выглядели не менее ярко, чем золоченые.
Мода на крупные розаны прошла к концу XIX века. К этому времени дуга стала тоньше, поэтому места для росписи стало меньше. Рисунки стали более мелкими, пестрыми, а со временем дуги начали окрашивать в один цвет, в особых случаях одноцветные дуги перевивали цветными лентами.

Конный транспорт наполнял улицы городов, правил дорожного движения как таковых не было, к тому же нужно было как-то решить проблему оповещения сотрудников почтовых станций о прибытии почтовой тройки, чтобы они готовили смену уставшим лошадям.

В то время в Западной Европе широко использовался почтовый рожок, но в России это устройство не прижилось, хотя указ о его применении почтовыми службами издал еще Петр I.

Ямщики по старой русской привычке предупреждали о своем появлении свистом и криками, не смотря на штрафы и побои. Таким образом, почтовый рожок стал эмблемой российской почты, но роль сигнального устройства досталась опять-таки русскому изобретению — бронзовому колокольчику. Его туго крепили к средней части дуги над головой коренника тройки сыромятным кожаным ремнем.

Начиная с конца XVIII века, звон колокольчика оповещал о приближении «птицы-тройки» за две версты, поэтому пешеходы и другие экипажи знали, что нужно немедленно освободить дорогу для курьерской или почтовой повозки, несущейся с бешеной скоростью. Также такое раннее оповещение существенно сократило время перепряжки лошадей на станции — персонал успевал подготовиться к прибытию тройки.

Если о становлении какой-то традиции целого народа достоверно ничего не известно, то наступает время для рождения легенды. Необязательно она будет содержать какие-то фантастические нюансы, - очень часто это вполне обычная история, можно даже сказать - обыденная. Но так же часто эта история снабжается каким-нибудь значимым именем - для пущей убедительности.

Вот вам “живой” пример. Весна, распутица, непролазная грязь на далеких от слова “асфальт” российских дорогах времен императорской династии. А движение по дорогам никто не отменял. Из-за густой хлюпающей жижи под ногами передвигаться тяжело и людям, и животным. А если это животное запряжено в телегу, как случилось с лошадью безымянного крестьянина, то шанс увязнуть увеличивается многократно.

Все попытки вытянуть телегу самостоятельно не увенчались успехом, но мужчине повезло: следом ехали другие селяне, двое из которых выпрягли своих саврасок и отправили их на помощь увязшему. Тот привязал одну лошадь слева от своей, а вторую - справа, и телега успешно преодолела трудный участок.

Согласно легенде, свидетелем этой ситуации был не кто иной, как граф Алексей Орлов. Его настолько заинтересовал крестьянский способ, что он вдохновился и “придумал» новую упряжку. Коренник - центральная лошадь - должен был передвигаться исключительно рысью или шагом, так как на него ложилась основная тяжесть груза. Пристяжные - лошади слева и справа - могли передвигаться любым аллюром, то есть походкой. Считается, что так появилась знаменитая русская тройка .

Тройка на службе почтовой

До появления железных дорог важные грузы отправлялись почтовыми каретами. Чиновники и путешественники передвигались на них же, и изначально в эти кареты запрягалась максимум пара лошадей. С появлением орловского рысака пара сменилась тройкой. Это было весьма целесообразным решением, потому что в таком виде упряжки лошади уставали гораздо меньше, так как нагрузка распределялась на троих, к тому же развиваемая хорошей тройкой скорость (до 50 км/ч) ничуть не влияла на маневренность.

Последний фактор был весьма значимым в городах, где зачастую на довольно узкой улочке приходилось разъезжаться нескольким экипажам одновременно.

Борьба с привычкой свистеть

Из записок Адама Олеария, известного немецкого ученого и дипломата, можно узнать некоторые нюансы повседневной жизни в России 1630-х годов. В числе прочего Олеарий рассказывал, что ямщик, приближаясь к почтовой станции, закладывал два пальца в рот и оглушительно свистел. Сегодня свист расценивается не иначе, как хулиганство и проявление плохих манер, а в то время звонкий сигнал обозначал приближение почтовой кареты - значит, на станции пора было готовить свежих лошадей, чтобы ямщик не терял времени.

Условный знак, от которого, по мнению аристократии, так и несло “мужичьем”, было решено поменять на самом высоком государственном уровне: Петр I издал указ, согласно которому ямщик обязан был не свистеть, а подавать сигнал с помощью специального рожка. Его изображение даже нанесли на двери почтовых экипажей, а к ямщикам применяли вполне серьезные наказания в виде штрафов - известное дело, что порой наказание рублем гораздо действеннее физической расправы, которая, кстати, тоже приветствовалась. Только вот не действовало это: как свистели, так и продолжали свистеть.

Единственное средство, которое способствовало отказу ямщиков от свиста - колокольчик. Он появился одновременно с орловским рысаком и тройкой, и предназначался исключительно для почтовых карет - больше никто не имел права его вешать. Звон от такого колокольчика разносился на пару верст, и должен был предупреждать передвигающихся по дороге путников о том, что неплохо было бы ее уступить, а тем, кто ненароком заплутал на российских просторах - указывал верный путь к тракту, а с ним - и к жилью.

Тройка в творчестве

В 1826 году началась история песни “Зимняя дорога”. В ее основу легло стихотворение Пушкина, впечатленного упряжкой: “По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит”. В том же “Московском вестнике”, где состоялся дебют стихотворения в 1826, в 1831 году оно было опубликовано еще раз, но уже вместе с нотами и изображением тройки. Вскоре песня стала одной из самых любимых в народе.

К творчеству, связанному с русской тройкой, относятся и произведения крепостного крестьянина, Ивана Макарова. Помещик Всеволожский, во владениях которого проживал крепостной, не стал мудрить и пытаться оценивать творчество Макарова, а сразу отправил его в солдаты - дурь из головы выбить.

В армии мужчину определили в ямщики, и прикомандировали к конвойной роте, которая сопровождала сосланных в Сибирь. В 1852 году, когда ему исполнился всего 31 год, Макаров замерз насмерть в пути. Откуда же стало известно, что он писал стихи? Когда его нашли, то среди прочих вещей в сумке ямщика обнаружили талантливые стихи, которые попали к Александру Гурилеву, композитору. Он не смог пройти мимо и убрать бумаги в долгий ящик: вместо этого на свет появилась замечательная песня, “Однозвучно звенит колокольчик”. Прошло полтора века с хвостиком, а произведение до сих пор входит в репертуар многих исполнителей и хоров.

Упряжка, как знак благосостояния

Наличие настоящего орловского рысака в деревне можно было объяснить только приездом помещика, а потому ни о каких колокольчиках там и речи не было. К тому же в тройки там начали собирать лошадей с незапамятных времен, только вот провидению было угодно приплести к этому графа Орлова. Вместо колокольчиков крепились бубенчики из бронзы, которые тщательно подбирались по размеру и звучанию, чтобы во время езды создавался мелодичный, созвучный перезвон.

Из-за отсутствия чистокровных рысаков никто особо не расстраивался - в деревне ценилась не столько порода, сколько способность лошади разделять с крестьянином тяжелый труд, но вот дуги на тройки все-таки крепились. Дугу делали плоской, и обязательно широкой, чтоб было место для красивой росписи. Чаще всего это был какой-нибудь хитрый национальный рисунок, выполненный красной, белой и черной краской, к которому щедро добавлялись яркие ленты и цветы.

Со временем лошадей перестали использовать в таких масштабах. На полях их заменила техника, вместо почтовых карет появились поезда. Но, несмотря на повсеместные “инновации”, тройка все же осталась. Не везде, конечно, да и замена лошадей железом шла постепенно. Тройку использовали на ярмарках и праздниках, ни одни зимние гулянья не обходились без заветной упряжки.

Лошадей в нее тщательно выбирали по росту и масти, и запрягали “на отлет”: коренной бежал рысью, а пристяжные - мелким галопом, причем левый начинал ход с правой ноги, а правый - с левой. Зажиточные купцы не скупились: дуги на их упряжках покрывались сусальным золотом, и буквально сияли на солнце. А еще можно было купить разрешение, и повесить коренному колокольчик (пристяжных снабжали бубенцами). Тогда такую тройку было и слышно, и видно за несколько верст. Но ведь негоже такую красоту держать только для праздника! Летом для забав особо нет времени, а вот зимой, когда лед был достаточно крепок, на реках устраивали настоящие соревнования - выясняли, чья тройка резвее. Посмотреть на такие забеги собирались целые деревни.

Официально же первое соревнование троек прошло в 1840 году на Московском ипподроме. В 1911 русская тройка покорила Европу: люди были поражены маневренностью и скоростью упряжки, бегущей разным аллюром, и аплодировали стоя невероятным поворотам и восьмеркам, которые выписывали грамотно подобранные лошади.

http://slavyanskaya-kultura.ru/zhizn/nemnogo-o-russkoi-troike.html



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!