Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Тайцзицюань стиль ян, занятия тайцзи оздоровительное, тайцзи стиль ян. Что такое тай цзи? Шаг "Ци гонг" с ударами по мячу

Тайцзицюань переводится, как Великий предел кулака или есть еще один перевод – кулак Великого Предела. Тайцзицюань является китайским внутренним боевым «мягким» искусством, то есть одним из видов ушу, которое популярно во всем мире.

История возникновения тайцзицюань до сих пор спорна, на сегодняшний день существует две версии древней истории возникновения тайцзицюань. Первая версия и официальная на сегодняшний день – это то, что боевое искусство взяло свое начало и развивалось в семье Чэнь. Вторая версия рассказывает о том, что патриархом Тайцзицюань – был легендарный даосский отшельник по имени Чжан Саньфэн и это подтверждают многочисленные научные исследования.

На сегодняшний день существует несколько стилей тайцзицюань.

Первый стиль тайцзицюань, стиль ян , который взял свое начало от Яна Лучаня и сейчас уже существует несколько разновидностей этого стиля, а именно, Ян-цзя, то есть семейный стиль и Ян-ши – спортивный стиль. Если верить версии приверженцев Чэнь, то стиль Ян является переработанной версией Чэнь, которая была упрощена для нужд богатой аристократии. Второй стиль - стиль семьи Чэнь, третий стиль У Юйсяна, четвертый стиль У Цзяньцюаня и последний пятый, стиль семьи Сунь, который произошел от Сунь Лутана.

Кроме основных стилей, так же можно отметить и такие не мене известные, как тайцзицюань уезда Хундун провинции Шаньси, тайцзицюань деревни Чжаобао и семейный стиль под названием Шень. И это еще далеко не все стили, который существуют нас сегодняшний день.

Воздействие тайцзицюань на здоровье человека заключается в том, что если регулярно выполнять все упражнения, то можно гармонизировать внутреннее «Ци», то есть внутреннюю энергию, улучшить проходимость энергетических каналов и повысить иммунитет. Любое заболевание, согласно представлениям традиционной медицины, является не чем иным, как дисбалансом в человеческом организме «Ци». Тайцзицюань являясь боевым искусством, обеспечивает высокую степень равновесия, физического расслабления и душевного покоя. И что самое главное, она в силе улучшить внутреннюю циркуляцию энергии, тем самым способствуя укреплению здоровья и избавлению от многих заболеваний.

Все знают, что малоподвижный образ жизни имеет негативные последействия для здорового человека. При помощи занятий тайцзицюань можно полностью разрешить эту проблему. Отличный эффект достигается благодаря гармоничным, плавным и красивым движениям, которые сочетаются с правильным и глубоким дыханием. Физическое тело получает нужную физическую умеренную нагрузку, а сознание удовольствие и отдых. .

Тайцзи оздоровительное

Тайцзи является самой древней и самой эффективной в мире оздоровительной гимнастикой, в ее основе лежат традиции кулачных боев. Тайцзи переводится, как высокое действие и великий предел.

Основные движения тайцзи, как предполагается, разработали даосские монахи в восемнадцатом веке. Предания даже донесли до нашего времени имя основателя школы боевых искусств – это всем известный Чжан Саньфен. Если верить легенде, то однажды один почтенный отшельник выглянул из окна кельи и увидел, как журавль атакует змею. Отшельник сразу подумал, что у змеи нет шансов, но змея, ни останавливалась, ни одну долю секунды и извивалась грациозно, не давая журавлю нанести очередной удар. Мудрый отшельник сразу понял, что именно таким и должно быть новое боевое искусство, а именно, оно должно подражать природе, движениям птиц и животных, движения должны быть непрерывными, изящными, они должны походить на танец. Методы народной медицины, легли в основу этой оздоровительной гимнастики.

В оздоровительной гимнастике тайцзи, существуют следующие принципы.

Самый важный принцип оздоровительного тайцзи, который доступен каждому – это правильный выбор и приготовление пищи. В этом случае господствует принцип гармонии, а именно, еда должной быть не холодной, не сильно соленой, не слишком горячей, каждая порция должна быть среднего размера. Каждый сезонный продукт следует вводить в организм постепенно.

Лучше использовать те продукты, которые выращиваются и производятся в том регионе, где вы проживаете постоянно, так как они обладают хорошей и близкой энергетикой. Рекомендуется сочетать гармонично те продукты, которые питают органы янь и инь. К инь, относятся такие органы, как печень, сердце, почки и селезенка, к янь – мочевой и желчный пузырь, толстая и тонкая кишка и желудок.

Существует еще один способ гармонизировать организм – это боевая гимнастика, на сеансы которой рекомендуется тратить в день минут тридцать. Взгляды на тайцзи оздоровительное , в отношении положения тела, до сих пор разнятся: одни считают, что тело должно обращаться лицом к северу, а другие считают, что человек должен следовать за солнцем, поглощая сознательно его энергию.

Но и у этой гимнастики есть противопоказания, а именно, не рекомендуется заниматься оздоровительной гимнастикой тем, кто страдает прогрессирующим тромбофлебитом или имеются другие поражения вен ног, так как в комплекс входят упражнения с опорой на конечности, а это может привести еще к большему появлении сосудистых «звездочек».

Тайцзицюань

Тайцзицюа́нь (кит. трад. 太極拳 ) - буквально: «кулак Великого Предела»; китайское внутреннее боевое искусство, один из видов ушу (происхождение тайцзицюань - исторически спорный вопрос, разные источники имеют разные версии). Популярно как оздоровительная гимнастика, но приставка «цюань» (кулак) подразумевает, что тайцзицюань - это боевое искусство.

История

История возникновения тайцзицюань - спорная тема, так как в различные моменты времени были различные официальные точки зрения, что способствовало распространению различных, не слишком правильных, а порой и полностью ошибочных интерпретаций.

Существует две конкурирующие версии древней истории тайцзицюань. Одна из них, которая сегодня является официальной версией китайского правительства, считает, что это боевое искусство развивалось внутри семьи Чэнь, с XIV века проживавшей в деревне Чэньцзягоу уезда Вэньсянь северокитайской провинции Хэнань, и что основал его в XVII веке Чэнь Вантин, от которого можно проследить непрерывную линию передачи традиции.

Другая, более древняя версия, которой придерживаются представители стиля Ян, У, Хао и Сунь, говорит о том, что патриархом Тайцзицюань является легендарный даосский отшельник Чжан Саньфэн, что подтверждается большинством независимых современных научных исследований в этой области.

Согласно современным исследованиям первые упоминания о боевых техниках, подобных Тайцзицюань связываются с даосом Сюй Сюаньпином (618-907 гг. н. э., династия Тан), приёмы которого имели названия, абсолютно схожие с сегодняшними названиями некоторых форм. Его искусство боя развивалось и передавалось устно среди даосов-отшельников. Называли эти техники по-разному, общими оставались принципы и требования к исполнению, которые впервые изложил в «Классическом тексте по тайцзицюань» Чжан Саньфэн (960-1279 гг. н. э., династия Сун). Существует множество историй и легенд о том, как Чжан Саньфэн создал тайцзицюань. По легенде, патриарх родился в девятый день четвёртой луны 1247 года (этот день по всему миру отмечают как день рождения тайцзицюань) и прожил, по преданию, более 200 лет.

Следующая замечательная личность в ряду передающих традицию - Ван Цзунъюэ, живший в династию Мин (1368-1644 гг. н. э.). Он был известным полководцем и оставил после себя тексты «Руководство по тайцзицюань», «Разъяснение духовной сути 13 форм» и «Об Истинном свершении», которые вместе с трактатом Чжан Саньфэна составляют классическое наследие Тайцзицюань. Считается, что от Ван Цзунъюэ через Цзян Фа традиция была передана Чэнь Чжансину из рода Чэнь, представители которого с 1949 года стали продвигать другую версию истории этого искусства. Чэнь Чжансин передал искусство Ян Лучаню, а через Яна искусство унаследовали его сыновья и внуки, а также многие другие впоследствии известные мастера.

Стиль Чэнь

По версии китайского правительства и семьи Чэнь основателем Тайцзицюань является Чэнь Вантин. Он был воином императорской гвардии, но вскоре после прихода к власти маньчжурской династии Цин в 1644 г. ушёл из армии. Будучи великолепным мастером ушу, он решил систематизировать те сведения, которые получил в армии. За основу нового стиля Чэнь Вантин взял формы кулачного боя, известные ему из «Трактата о кулачном искусстве» Ци Цзигуана (1528-1587), служившего учебным пособием для императорской гвардии. Из 32 позиций Чэнь отобрал 29 и составил несколько комплексов, в том числе пять комплексов тайцзицюань. Он представил новый стиль как момент соположения внешнего и внутреннего - боевых приёмов и их философского осмысления. Постепенно стиль семьи Чэней упорядочивался, усиливалось его философское звучание. Уже не требовалось столь много комплексов, чтобы открыть для себя метафизическую глубину реальности ушу. Для этого достаточно было и нескольких десятков движений, выполненных с полным соблюдением принципов тайцзицюань. С течением времени из первоначального творения Чэнь Вантина сохраняются лишь первый комплекс тайцзицюань и комплекс паочуй («взрывающиеся удары»), которые сейчас считаются первым и вторым комплексами стиля Чэнь.

Стиль Ян

Официальная версия китайского правительства и семьи Чэнь:

Долгое время тайцзицюань не выходил за пределы семьи Чэней, им занимались вдали от любопытных взоров. Первым посторонним человеком, которому удалось приобщиться к новому стилю, стал Ян Лучань (1799-1872) - воистину человек-легенда. Он происходил из обедневшей семьи из уезда Юннянь провинции Хэбэй. Хотя Ян с детства испытывал тягу к ушу, заботы о близких не позволяли ему систематично заняться этим делом. И все же, узнав о необычном стиле Чэней, Ян Лучань отправился к ним в деревню и попросился в ученики. После долгих уговоров Яна взяли в дом, но не учеником, а в качестве слуги. Ян тайно наблюдал за занятиями и через три года рискнул показать то, чему научился украдкой. Чэни были искренне поражены той тщательностью и упорством, с которыми Янь Лучань подошёл к тренировкам. Вместо того чтобы строго наказать его (а за подглядывание за занятиями тогда полагалась смерть), они позволили ему продолжать занятия вместе с ними.

После шести лет обучения Ян Лучань возвращается в родной уезд и начинает преподавание. В то же время он работает над развитием стиля. Так, постепенно меняя характер движений, он делает их более плавными и растянутыми. Стиль приобретает всё более возрастающее оздоровительное значение, что позволило одному из учеников Ян Лучаня написать: «Что является высшей целью тайцзицюань? Сохранение здоровья и продление жизни».

Версия стиля Ян:

Семья Чэнь издавна практиковала Паочуй, не имеющий отношения к Тайцзицюань. Чэнь Чжансин (1771-1853), представитель четырнадцатого поколения семьи Чэнь, благодаря случайной встрече с самим Цзянь Фа, получил от него передачу Тайцзицюань и стал практиковать и передавать тайцзицюань, за что был отлучён от рода Чэнь, с запретом преподавать это искусство внутри семьи.

Именно у него, Чэнь Чжансина, передачу традиции получил самый знаменитый в тайцзицюань человек, не принадлежащий к роду Чэнь - Ян Лучань. Благодаря трём поколениям его семьи, семьи Ян, тайцзицюань стал известен миру и приобрёл популярность как непревзойдённое воинское искусство и система духовного и физического самосовершенствования. Ян изучал медицину, даосские практики и боевое искусство у Ченя в общей сложности тридцать лет, и стал величайшим мастером своего времени.

Впоследствии Ян Лучань был приглашён в столицу и начал преподавать своё искусство в императорских казармах, а в последующем - во дворце принца. Естественно ему пришлось сдавать «экзамен» на личное мастерство, в результате которого, после многочисленных побед над ведущими мастерами Пекина, он получил прозвище Ян Уди - «Ян непобедимый». У Ян Лучаня было три сына, младший из которых умер в детстве и к традиции не был причастен, двое других - Ян Баньхоу(1837-1892) и Ян Цзяньхоу (1839-1917) были известны в Поднебесной, как непревзойденные мастера.

Младший сын - Ян Цзяньхоу - был нравом мягок и учеников любил. Поэтому многие из приходивших к нему в ученики смогли получить линию передачи и стать мастерами. Ян Лучань очень высоко оценивал умственные способности Ян Цзяньхоу, и чаще всего использовал его как партнёра в туй-шоу. Ян Цзяньхоу имел талант объяснять технику, смысл и боевое применение Тайцзицюань просто и доступно. Он великолепно владел оружием, в особенности копьём - фамильной гордостью и секретом семьи. Умер в 1917. Почувствовав приближающуюся смерть, умылся, переоделся, собрал семью и учеников, попрощался, и ушёл с улыбкой на лице.

Создание стиля Ян завершил его сын Ян Чэнфу (1883-1936). Родившийся в обеспеченной семье, имевший все, что пожелает, он вырос огромным для Китая - под 2 метра и 130 кг - человеком. Однако это не помешало ему принять эстафету непобедимых мастеров семьи Ян. Ян Чэнфу владел семейными секретами техники и применения внутренних усилий. В силу возросшего спроса на тайцзицюань, очень много преподавал по всей Поднебесной, чем внес огромный вклад в популяризацию тайцзицюань.

Учеников у Ян Чэнфу было очень много, но настоящими мастерами стали немногие. Самые известные из учеников Ян Чэнфу - Цуй Иши, Фу Чжунвэнь, Дун Инцзе, Ван Юнцюань, Чжэн Маньцин и др.

Традиции-ветви стиля Ян

После смерти Ян Ченфу искусство стиля Ян распределилось на «традиции», «ветви» или «линии передачи», называемые по имени мастера, получившего передачу искусства в семье Ян. Так существуют: традиция Цуй Иши, традиция Фу Чжунвэня, традиция Ван Юнцюаня, традиция Чжэн Маньцина и пр. Хотя все традиции исходят из одного источника, каждая из них имеет своеобразные отличия, и зачастую, используя одинаковые названия, по-разному интерпретируют принципы тайцзицюань.

Стиль У Юйсяна

Впервые многочисленные труды по тайцзицюань были сведены в единый канон в лоне третьего крупного стиля тайцзицюань, созданного У Юйсяном (1812-1880). Стиль У, как его называли по фамильному иероглифу основателя, характеризовался быстрыми и короткими движениями.

Стиль Сунь

В 1912 г. ученик У Юйсяна Хао Хэ, приехав в Пекин, тяжело заболел. За ним ухаживал знаменитый мастер ушу Сунь Лутан (1861-1932). В благодарность за искреннюю помощь Хао Хэ показал ему полный комплекс своей школы У. Переработав старый комплекс, Сунь Лутан создаёт собственное направление - стиль Сунь, основанный на принципе «открытия-закрытия», то есть сочетания движений назад и вперёд, концентрации и выброса сил. За быстрые короткие передвижения стиль также получил название «подвижный тайцзицюань открытого и закрытого».

Стиль У Цзяньцюаня

Последний из крупнейших стилей тайцзицюань - стиль У - был основан У Цзяньцюанем (1870-1943). Его отец Цюань Ю, маньчжур по национальности, был уроженцем провинции Хэбэй и обучался у Ян Лучаня, когда тот преподавал в Пекине. Цюань Ю обучил этому направлению своего сына У Цзяньцюаня. Однако тот решает реформировать стиль Ян: делает движения более плавными, исключает прыжки, притоптывания, резкие движения; изменилась немного и форма стоек, движение как бы волной пробегало по телу. Стиль вскоре был признан самостоятельным направлением тайцзицюань.

Дальнейшее развитие

После буржуазной революции 1911 года в китайском обществе произошёл всплеск интереса к национальным воинским искусствам, и с 1916 года по всей стране начали открываться общества по изучению ушу. Благодаря этому Тайцзицюань начал постепенно распространяться по Китаю с севера на юг.

После Второй мировой войны и последовавшей за ней гражданской войны в 1949 году была основана Китайская Народная Республика. Во время «Культурной революции» было провозглашено пренебрежительное отношение к культурным ценностям, и многие мастера ушли из жизни, не передав своего искусства следующим поколениям. В замен, в качестве одной из мер оздоровления нации Коммунистическая Партия Китая поручила Госкомспорту разработать упрощённый комплекс оздоровительной гимнастики тайцзицюань, доступный для массового преподавания. Был создан «Пекинский стиль», и в августе 1956 года Госкомспортом КНР была опубликована книжка, в которой описывался комплекс из 24 движений (24 форма), составленный на основе книги «Тайцзицюань стиля Ян». В 1957 году для тех, кто освоил комплекс из 24 движений и хотел совершенствоваться дальше, был опубликован комплекс из 88 движений. В тот же период некоторые мастера бежали из континентального Китая на Тайвань, в Австралию, в США, а потом это искусство распространилось в Европу и Россию.

Особенности техники

Особенности тайцзицюань стиля Чэнь: мягкий, перекатывающийся шаг с плавными и непрерывными движениями и «толкающие руки» (туй-шоу). Мягкий, перекатывающийся шаг позволяет сохранять равновесие при всех передвижениях, кроме прыжков, а «толкающие руки» (туй-шоу), известные также и как «липкие руки» (чи-сао на кантонском наречии) в винчун (юнчунь), способствуют наработке умения чувствовать и предугадывать движения противника по прикосновению и умения мгновенно переходить от защиты к атаке, одновременно сковывая движения нападающего. Это создаёт неудобства для противника, привыкшего только бить и не привыкшего к тому, что удары вязнут в защите. Плавность и непрерывность движений, обычно нарабатываемая медленным выполнением комплексов, позволяет тщательно отработать технику движений и добиться большей скорости в бою, за счёт правильности техники и рациональности движений (разумеется, чтобы скорость действительно была высокой, помимо оттачивания техники, требуется ещё и отработка скорости, чему специально посвящён упоминаемый ниже комплекс пао-чуй).

Являясь многогранным искусством, одним из проявлений которого является прикладное (боевое) применение, тайцзицюань совмещает в себе доходящие до своего предела мягкие и жёсткие техники. Существует ряд развитых тренировочных методик в стиле Чэнь, а также в даосских стилях тайцзицюань, не ведущих своего начала от Чэнь, направленных на акцентированное развитие качеств мягкости и жёсткости. Именно к методикам развития жёсткости относятся последовательности Пао Чуй (пушечных кулаков) и бьющие руки (продвинутая стадия туй шоу)

Особенности тайцзицюань стиля Ян. Основное отличие тайцзицюань (и др. внутренних стилей ушу) от большинства других направлений боевых искусств - это победа над физически более сильным и быстрым противником, без применения собственной грубой физической силы (Ли). В трактате Ян Чэнфу «Десять принципов тайцзицюань» сказано: «Не применять Ли, но использовать И и Ци». Понимание сути того, чем является И и Ци является предметом наибольшего интереса и исследования в Тайцзицюань. Применение на практике этого принципа даёт эффект, описанный в более древнем классическом трактате Ван Цзуньюэ «Сдвинуть 10 тонн усилием в 2 грамма», «Начинать вторым, но приходить первым», «Быть в движении, но пребывать в покое», «Противник не знает меня, но я знаю его». Наиболее распространённый перевод понятий И и Ци - это Намерение и Энергия. По сути же оба этих понятия являются сложными категориями-качествами, нарабатываемыми в процессе особой психофизической тренировки, которой по сути является любое упражнение тайцзицюань.

В тайцзицюань изначально существовала одна единственная универсальная форма (комплекс), состоящая из 37 оригинальных приёмов (существует мнение, что большего количества приёмов не содержится ни в одном боевом искусстве). При этом в форме некоторые приёмы повторялись по нескольку раз, за счёт чего количество движений и время их выполнения увеличивалось. Это давало возможность наработки тех самых уникальных принципов Тайцзицюань, благодаря которым это искусство овеяно легендами. В зависимости от того, как считались движения, и сколько в форме было повторений, её называли по разному: 108 форма, 86 форма, 43 форма, 37 форма и др. Наиболее древнее название этой формы - Лао Лю Лу (старые шесть дорог), так как форма делилась на шесть равных частей. Однако по сути и приёмам это была та же форма. В зависимости от уровня подготовки практикующего различия были также в манере и способе выполнения - приёмы могли быть более развёрнуты и менее развёрнуты, выполняться со всеми промежуточными элементами или более схематично. Если комплекс выполнялся с оздоровительными целями, то его выполнение было медленным и плавным (от 20 до 40 мин.), для наработки боевой техники существовал малоамплитудный и быстрый способ выполнения (до 2 мин.).

Занимаясь тайцзицюань, практикующий избавлялся от многих проблем, очищал свою энергию и сознание, укреплял и балансировал свою эмоционально-чувственную сферу, обретал крепкое здоровье. Действие на принципах Тайцзи постепенно становилось качеством его обычной жизни, и лишь тогда практикующего называли Мастером.

В применении тайцзицюань удивителен тем, что его действие приятно, а иногда даже целительно для противника. Когда действие гармонично, оно не встречает неприятия, в том числе и на физическом уровне. При этом существуют различные воздействия тайцзицюань: учебное (оздоровительное), предупреждающее (не травмирующее), боевое.

Помимо одиночной формы в тайцзицюань существует парная работа туй-шоу и работа с оружием: пика (впоследствии была заменена на шест), прямой меч цзянь, сабля дао. Во всех дисциплинах непременно должны соблюдаться и нарабатываться особые принципы тайцзицюань, иначе они становятся ни чем не отличающиеся от большинства других видов боевых искусств.

Каждый из приёмов тайцзицюань является проявлением одного из сочетаний восьми базовых техник-усилий (цзинь). Каждое из этих усилий являет собой многоаспектное понятие. К тому же интерпретации этих усилий могут различаться в некоторых стилях и традициях.

Восемь Врат (Ба Мэнь) - Восемь Базовых усилий Тайцзи:

Четыре Направления:

o 乾 Цянь - Юг - Небо - Пэн, Расширение.

o 坤 Кунь - Север - Земля - Люй, Притягивание, пропускание.

o 坎 Кань - Запад - Вода - Цзи, Внутреннее толкание.

o 離 Ли - Восток - Огонь - Ань, Внешнее толкание.

Четыре Угла:

o 兌 Дуй - Юго-Восток - Металл - Чжоу, Локтевое усилие.

o 震 Чжэнь - Северо-Восток - Гром - Ле, Вращение, разведение.

o 巽 Сюнь - Юго-Запад - Ветер - Цай, Опускание.

o 艮 Гэнь - Северо-Запад - Гора - Као, Усилие спины, плеча.

Стили

Сегодня выделяют пять основных стилей Тайцзицюань.

Тайцзицюань стиля Чэнь (кит. 陈式太极拳 ) - боевое искусство созданное семьей Чэнь. Впервые о его существовании было объявлено в 1949 году.

Тайцзицюань стиля Ян (кит. 杨式太极拳 ) - происходит от Ян Лучаня. Семья Ян назвала свое искусство стилем Ян после того, как все остальные стили отделились и провозгласили свои названия. Изначально существовало просто Тайцзицюань.

Тайцзицюань стиля У Юйсяна (кит. 武式太极拳 ) - происходит от У Юйсяна, который учился как у Чэнь Чжансина, так и у Ян Лучаня.

Тайцзицюань стиля У Цзяньцюаня (кит. 吴式太极拳 ) - происходит от маньчжура Цюань Ю, учившегося у Ян Лучаня в императорском дворце; после буржуазной революции его семья взяла себе китайскую фамилию У.

Тайцзицюань стиля Сунь (кит. 孙式太极拳 ) - происходит от Сунь Лутана, изучавшего внутренние стили ушу, и утверждавшего, что все они (Тайцзицюань, Багуачжан и Синицюань) когда-то были одним искусством.

Помимо них существуют и другие, менее известные направления - например «Тайцзицюань деревни Чжаобао», «Тайцзицюань уезда Хундун провинции Шаньси», семейный стиль Шэнь и т. д

ТАЙ ЦЗИ
"Великий предел". Категория китайской философии, выражающая идею предельного состояния бытия, антонимичная категории "у цзи" - "Отсутствие предела", "Беспредельное" или "Предел отсутствия/небытия". Общий для обоих антонимов иероглиф "цзи2" несет понятие предела (высшей и главной позиции или степени), охватывающее два смысла: "край" ("оконечность, полюс, конец крыши") и "центр". Термин "тай цзи" впервые встречается в Чжоу и (Си цы чжуань), где сказано, что изначальные и универсальные "перемены (и4) имеют тай цзи", из которого путем последовательного удвоения рождаются сначала "два образца" - инь ян, а затем все сущее (см. рис. 1).

Древнейшая комментаторская традиция трактует тут "тай цзи" как синоним "тай чу" ("Великого начала"), "тай и" ("Великого единого") и "дао", то есть обозначение исходно-целостного, хаотически-недифференцированного состояния мирообразующей "пневмы" (ци1), и в то же время как конец пракосмического единства, начало космогенеза и его причину. Ян Сюн (1 в. до н.э. - 1 в. н.э.), чтобы подчеркнуть безмерность и непостижимость истоков бытия, заменил "тай цзи" альтернативным понятием "тай сюань" - "Великая тайна", которому посвятил специальное сочинение - Канон Великой тайны (Тай сюань цзин). Мыслителями философского течения сюань сюэ ("учение о таинственном"), в том числе Ван Би (3 в.), "тай цзи" отождествлялся с "отсутствием/небытием". Кун Инда (8 в.) в противоположность Ван Би и его единомышленникам объяснил суть "тай цзи" с по мощью понятия "юань ци1" - "изначальная пневма". В основополагающем для неоконфуцианства лапидарном трактате Изъяснение плана Великого предела (Тай цзи ту шо) Чжоу Дуньи (11 в.) сопряг "тай цзи" с понятием "у цзи", восходящим к Дао дэ цзину и укоренившимся в даосизме, где оно выражает нерасчлененную и неисчерпаемую первозданность как "Отсутствие/небытие предела" ("Беспредельное", аналог древнегреческого апейрона) или "Предел отсутствия/небытия". Представив космогенез следствием движения самого "тай цзи", Чжоу Дуньи положил начало трактовке последнего в китайской традиционной науке как "генотипа", или "преднебесной" (сянь тянь), априорной программы мировых трансформаций. Лу Цзююань (12 в.) истолковал антонимичное сопряжение "у цзи" и "тай цзи" в качестве последовательности - первичного и вторичного соответственно (по модели Дао дэ цзина: "наличие/бытие рождается из отсутствия/небытия"), а Чжу Си (12 в.) - как сущностное тождество. По Чжу Си, тай цзи есть совокупность всех "принципов" (ли1), единая и одновременно присутствующая в каждом человеке и каждой вещи, подобно отражению луны на всякой водной поверхности. Фэн Юлань (1895-1990) усмотрел в этой трактовке аналог идеи Блага у Платона и Перводвигателя у Аристотеля. В 20 в. Сунь Ятсен (1866-1925) использовал термин "тай цзи" для передачи западного понятия "эфир" (итай). Как элемент общеметодологического "учения о символах и числах" (см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ) "тай цзи" имеет не только смысловую, но и изобразительную ипостась, то есть выступает в качестве визуального символа, известного в трех различных видах: 1) пустого (белого) круга, выражающего тождественность "тай цзи" и "у цзи", 2) круга, разделенного на две половины и три концентрических пояса, зеркально противоположных друг другу по пустотности и заполненности (белизне и черноте) центрально-симметричных элементов, и, видимо, представляющего собой соединение закругленных до полукруга триграмм Ли (огонь, солнце, ян) и Кань (вода, луна, инь) (см. рис. 2), что выражает признание "тай цзи" следующим после "у цзи" этапом космогенеза, внутри которого уже произошло разделение инь и ян. Первый и второй виды идентифицируются соответственно с верхним и расположенным под ним кругами "Плана Великого предела", т.е. диаграммы, "изъяснением" к которой является трактат Чжоу Дуньи (см. рис. 3, 4). Прототипами этой диаграммы, соединяющей двоичную модель "инь ян" с пятеричной моделью "у син" (пяти элементов/фаз), отсутствовавшей в исходном для "тай цзи" тексте Чжоу и, были аналогичные мироописательные схемы, сложившиеся в даосской алхимической традиции: У цзи ту (План Беспредельного или План предела отсутствия/небытия) даосского наставника Чэнь Туаня (около 906-989), Тай цзи сянь тянь чжи ту (Преднебесный план Великого предела), входящий в Дао цзан (Сокровищницу дао) из даосского трактата, созданного не позднее середины 8 в., Шан фан да дун чжэнь юань мяо цзин ту (Планы чудесного канона высочайшего и величайшего проникновения в истинное начало). 3) К Чэнь Туаню также восходит получивший наибольшее распространение и мировую популярность третий вид изображения тай цзи в форме круга, состоящего из двух различно окрашенных "запятых" или "рыб", знаменующих собой циркуляцию роста и упадка с взаимным переходом в противоположность двух мировых сил - инь и ян, а также их внедренность друг в друга, представленную инородными точечными вкраплениями в их "головах". Диаграмма Чэнь Туаня под названием Сянь тянь тай ту (План преднебесного Великого предела) носила эзотерический характер и не имела широкого хождения, однака была узнана и передана Чжу Си его единомышленником ученым-нумерологом Цай Юаньдином (1135-1198).



Рис. 3. "ПЛАН ВЕЛИКОГО ПРЕДЕЛА" Чжоу Дуньи.




Чжу Си связал данное изображение, на котором круг тай цзи соотнесен со странами света и соответствующими им гексаграммами и триграммами (гуа, см. рис. 5), с изображением тай цзи в "плане" Чжоу Дуньи, сделав эту идентификацию канонической. Хотя прототипы подобного S-образного символа (см. рис. 6) обнаруживаются в древнейших произведениях китайской материальной культуры, восходящих к неолиту, его последний (третий) вид был либо выработан, либо рассекречен и распространен в эпоху Сун (10-12 вв.), видимо, не без влияния буддийских мандал. Западные интерпретаторы (М.Гране, 1884-1941, за которым следовал, в частности, С.М.Эйзенштейн) усматривают в нем фундаментальную для всей мировой культуры схему логарифмической спирали (см. рис. 7), Н.Бор признал в нем наилучшую иллюстрацию для своего физического принципа дополнительности, а его современные изображения фигурируют в широком диапазоне символов и эмблем от флага Южной Кореи до рекламы пепси-колы.


Рис. 5. "ПЛАН ПРЕДНЕБЕСНОГО ВЕЛИКОГО ПРЕДЕЛА" Чэнь Туаня.






ЛИТЕРАТУРА
Еремеев В.Е. Чертеж антропокосма. М., 1993 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Чжоу Дуньи. Объяснение схемы Великого Предела. - В кн.: Буддийский взгляд на мир. СПб, 1994 Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994 Голыгина К.И. "Великий предел". Китайская модель мира в литературе и культуре (I-XIII вв.). М., 1995 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Довольно часто на улице можно услышать такой термин, как «тайцзи» или «тайцзи цигун». Данная фраза обозначает саморазвитие, которое первыми начали практиковать еще древние китайцы. Сегодня это «ремесло» стало успешным, можно даже сказать модным, его преподают в спортивных учреждениях (ШБИ) и детских центрах оздоровления. Одни люди преподносят технику tai как вид боевого искусства, а некоторые говорят, что это гимнастика для дыхательных путей, третьи вообще рассуждают об этом, как о духовном практикуме. Как понять, чем в действительности является тайцзи? Нужно подчеркнуть, что данная техника действительно является категорией боевого искусства, а не каким-нибудь видом гимнастики.


Тайцзи цигун — тайцзи-цюань

Термин или фраза «тайцзи цигун» (taiji) переводится как «великий предел», а «Тайцзи-цюaнь» (quаn) – «кулак большого предела». Данная боевая техника не применяет при борьбе оружие. На тренировках воспитанники спортивных школ не занимаются отработкой боевых ударов и приёмов. Здесь, по сути, они просто отсутствуют как таковые.

Воспитанников тренера учат выполнять не удары, а taolu (формы). Таолу – это последовательные шаги длинных, деликатных и философских движений. Когда смотришь на ученика тaйцзи цигун, кажется, что он находится в загадочном танце. Поэтому, все те, кто не знаком с этим боевым искусством, ассоциируют его с гимнастическими упражнениями, что неправильно.


На тренировке «формы боя» и их элементы повторяются много раз. Каждое движение ученик может повторять очень долго, иногда даже год. Движения тайцзи должны напрочь основаться в органическом естестве личности, стать его частицей, как, допустим движение рук во время ходьбы. Среди элементов «форм» цигун находятся силовые приёмы, это может быть захват, залом, подсечка, удар или защитный блок. И это далеко не все. Но чем тогда принципиально цигун отличается от остальных разновидностей борьбы?

Тайцзи цигун — сила энергии ЦИ

Внешняя стилистика заставляет человека управлять мышцами посредством физиологии (силы), используя мышцы. А упражнения тайцзи цигун (внутренняя стилистика боя) применяют не физиологию, а энергию, которая и наречена китайцами, как ЦИ, или ЧИ. Она может пронзить почти всё, как и мировой эфир. Такой энергией обладает неодушевлённый предмет (камень). Или наоборот живой (вода, трава, деревья, животные, люди, планеты).

Энергия тайчи – это непрекращающийся поток, «холода», «тепла», «бури» или «спокойствия». А может «тьмы», «света», «земного» или «небесного». Гимнастика тайцзи цигун является буквально жизненной энергией. Здоровая и сильная личность обладает ею в большом количестве.


А слабая или больная личность препятствует свободному потоку этой энергии по телу. Тайцзи цигун (оздоровительная гимнастика) довольно тонко воспринимается организмом. Даже скептики здесь молчат, поскольку методы тайчи хорошо исследованы и измерены. Человек при рождении получает небольшое количество естественной энергии тайчи, но из-за урбанизированного образа жизни, люди ее понемногу теряют. Этому также способствуют и стрессовые ситуации, алкогольные напитки, груз быта и много чего другого. Простой человек практически не обладает тайчи.

Тайцзи цигун — это

Чтобы в «формах» тайчи научится управлять энергетикой и контролировать тело, нужно иметь большое количество ЧИ. Также надо уметь перемещать энергетику по организму, чтобы оно слушалось и делало движения посредством энергии, а не мышц. После этого, ученик сможет работать с внешней энергией ЧИ. Искусство тайцзы тесно связано с тайчи: каждое движение наполнено энергетикой.

Если этому не научиться, тогда искусство боя будет обыкновенной бессмысленной гимнастикой, никак не связанной с боями. Существует 18 форм тайцзи цигун (видео) благодаря которым можно управлять телом и искусством боя. Чтобы накопить и развивать тайчи есть большое количество практик и техник цигун. Например «Гун», то есть «труд». Это значит трудиться, чтобы взрастить и воспитать в себе ЧИ.


Цигуном называется комплекс с последовательными упражнениями. В каждом упражнении кроме силовой моторики присутствуют и внутренние элементы работы (концентрация и внимание). Например, если сосредоточиться на затылке, то именно там количество тайчи увеличится. Энергия тайчи взаимодействует с мыслями человека. Проще говоря, куда мастер направляет свои мысли, там и накапливается тайчи.

Если свое внимание ученик или мастер медленно двигает по телу или определенному его участку, следом за вниманием и направляется тайчи. Чтобы этого достичь, необходимо изучить и пройти 18 форм тайцзи цигун. Если концентрироваться на другом объекте, то даже можно и отдать ему частицу собственной тайчи. Энергия ЧИ вещь объективная, но развивать и улучшать ее качество можно мыслями.

Природа наделила каждого человека тремя центральными точками энергетики. Это резервуары первичной энергии, дарованные человеку при рождении. Нижний резервуар, средний и верхний. В нижнем резервуаре, у здоровой личности находится больше всего энергии. Ее взращивание здесь и начинается.

Цигун практикуется разными методами. 18 упражнений тайцзи цигун виде – это основа, благодаря которой можно достичь не одну цель. Одна из практик – это «тайцзи-цигун». С ее помощью можно перемещать энергию по всем органам, и вести их за тайчи. Это нужно, чтобы выполнять и отрабатывать боевые «формы» тайцзи. Также есть упражнения, посредством которых можно укреплять гибкость мышц и развивать сухожилия («цигун Бодхидхaрмы»).

Тайцзи цигун — для здоровья

Каждую практику тайцзи цигун (видео) можно изучить самостоятельно, но все же каждый учебник рекомендует мастера. Ведь именно у китайского или у какого-либо другого тренера есть опыт владения телом через энергию, который он может передать каждому воспитаннику. Что касается влияния этого искусства на здоровье. Тайчи улучшает жизненную энергетику, этим и не только он полезен для здоровья.

Поэтому пожилые люди, практически занимаются изучением и владением цигун. Если начать регулярно заниматься с юности, энергии накопится больше, чем достаточно, что и уменьшит риски заболеваний. Врачи, не преувеличивая, заявляют, что эта методика является лучшим лекарством практически от всех заболеваний и лучшим средством повышения духа. Также цигун улучшает и жизненный тонус.

Тайцзи цигун — видео

Видели ли вы когда-нибудь, как сотни людей, собравшись вместе в каком-нибудь парке, делают медленные плавные движения под лучами восходящего солнца, пробивающимся сквозь туман?

Такую картину можно наблюдать каждое утро в крупных и мелких городах Китая. Эти люди занимаются тай цзы , релаксационной гимнастикой, которая включает, наверное, самые спокойные и грациозные упражнения в мире.

Удивительно, но метод тай цзы возник как военное искусство! Появившись более 400 лет тому назад, эта гимнастика и сейчас входит в программу подготовки китайских космонавтов. Учение тай цзы по

традиции посвящено излечению болезней путем балансирования "Ци" ("Ки" или "Чи") - энергии тела, или жизненной энергии.

Наиболее ценным преимуществом этого метода является возможность понижения кровяного давления, устранения заболеваний в области груди, развития гибкости и обретения глубокого чувства спокойствия.

Занятия тай цзы настолько приятны, что не нужно никакой серьезной мотивации, чтобы их начать. Вы почувствуете большое удовлетворение, когда сможете последовательно и плавно выполнять одно движение за другим, медленно перемещаясь вперед. Для тай цзы требуется немного места. Однако при выполнении всей серии движений человек перемещается вперед на несколько метров, поэтому тай цзы и занимаются обычно вне дома.

Если ваши нервы не позволяют вам

заниматься упражнениями в местном парке, - не отчаивайтесь! Выберите у себя дома наиболее длинный путь, раскрыв двери комнат, вплоть до коридора и кухни.

Движения по методу тай цзы значительно легче, чем йога, и их могут выполнять практически все. Даже те, кто прико-ван к инвалидной коляске, могут делать эти движения верхней частью тела Нагрузка, которую дают движения по методу тай цзы , помогает женщинам предотвратить заболевание несовершенным остеогенезом и остеопорозом в менопаузе.

Существует несколько вариантов движений продолжительностью от 5 до 25 минут, причем некоторые выполняются на

согнутых ногах. Если вам трудно сгибать сразу оба колена, попробуйте сгибать их по одному или не очень сильно - это не играет большой роли.

Балансирование "Ци", или жизненной энергии

Лучше изучать гимнастику тай цзы в группе или с помощью видеокассет, хотя для этого имеются и книги.

Начиная подготовительные движения, нужно расслабить колени и

выпрямить спину.

Все время дышите полной грудью с участием живота и согласованно с движениями.

Движение по методу тай цзы с палкой

Сконцентрируйте свое внимание на "центре" тела, то есть на точке,

находящейся ниже пупка.

Держите 30-сантиметровую линейку между ладонями перед животом, параллельно полу.

Медленно перемещайте линейку плавными круговыми движениями на несколько сантиметров вверх, затем от себя, вниз и опять в начальное положение.

Это упражнение можно сочетать с ходьбой, выполняя при каждом шаге одно круговое движение руками.

Шаг "Ци гонг" с ударами по мячу

Делая вдох, согните локоть правой руки и медленно поднимите руку, не напрягая кисть, ладонью вниз, до уровня плеча.

Одновременно поднимите колено правой ноги. Смотрите прямо перед собой.

При выдохе опустите руку, имитируя медленный удар по мячу.

Одновременно опустите правую ногу.

При следующем вдохе поднимите другую руку и колено другой ноги.

Повторите это упражнение 10 раз или больше, пока не устанете.

Источник - Энциклопедия современной женщины



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!