Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Эдипов комплекс у взрослых мужчин как проявляется. Проявление Эдипа у мальчиков и девочек. Легенда об Эдипе

Эдипов комплекс, то, согласно Фрейду, этот комплекс обязателен и универсален для всех в детстве. Эдипов комплекс, что одно из понятий, используемых Фрейдом в классическом психоанализе для того, чтобы обозначить противоречивое отношение ребенка к своим родителям. То есть таким образом объясняется проявление у ребенка неосознанных влечений, которые сопровождаются выражением чувств одновременно и любви, и ненависти к родителям.

Древнегреческая трагедия, легшая в основу комплекса Эдипа

Эдипов комплекс, что это, можно объяснить с помощью времени Софокла «Царь Эдип». В этой трагедии рассказывается о несчастной судьбе Эдипа. Бессознательно он сначала убивает своего отца Лая, чтобы потом стать мужем своей матери Иокасты. После того как он узнает от оракула о деяниях, совершенных им, он ослепляет себя.

Именно из этого мифа Фрейд почерпнул идею того, откуда появился Эдипов комплекс у мужчин. И, как считал Фрейд, этот комплекс присущ каждому человеку. Он утверждал, что наши сны доказывают, что все без исключения направляют свое первое на мать и свое первое желание причинить насилие - на отца.

Изучая воспоминания взрослых и наблюдая за детьми, Фрейд сделал вывод, что проявление Эдипова комплекса универсально. Мальчик в детстве эротически привязан к своей матери и хочет овладеть ею. В этом случае отец им воспринимается как помеха. Девочка же испытывает потребность в устранении матери, так как испытывает теплые чувства к своему отцу.

Эдипов комплекс, что это по Юнгу

В психоаналитической литературе, чтобы обозначить Эдипов комплекс у женщин, часто используют понятие, введенное Юнгом К.Г,- комплекс Электры. И это название также берет свои истоки у древнегреческого мифа о дочери Агамемнона. В этой трагедии Электра помогла убить свою мать, которая была виновна в смерти отца.

Но Фрейд, рассуждая на тему "Эдипов комплекс, что это?", считал, что он в равной степени свойственен всем людям независимо от того, к какому полу они принадлежат. Фрейд обосновывал это тем, что человек имеет мужское и женское начало, и его бисексуальность приводит к тому, что ребенок может занимать позицию активную или пассивную.

Вытеснение Эдипова комплекса

Согласно Фрейду, Эдипов комплекс начинает проявляться у детей в возрасте от 3 до 5 лет. И задача каждого - его преодоление, так как этот процесс обязателен для развития ребенка, характеризующегося переходом от фазы детской сексуальности к нормальному пути развития человека. Если он сохранится в бессознательном ребенка, то это может стать причиной невротизации ребенка и скажется на его психологических расстройствах уже во взрослом возрасте.

Но, несмотря на универсальность комплекса, Фрейд все-таки считал, что у мальчиков и девочек он развивается и изживается по-разному. Страх мальчика перед кастрацией как наказанием за влечение к матери приводит к его отвращению от Эдипова комплекса. И мальчик сублимирует свои влечения на другие, социально допустимые цели.

Девочка же, по мнению Фрейда, нормально реагирует на то, что у нее отсутствует пенис, но при этом она испытывает зависть к тому органу, которого у нее нет, и желает получить его от отца. сохраняется достаточно длительный период, поэтому с Эдиповым комплексом девочки расстаются медленно. Но продолжительное сохранение у девочек этого комплекса способствует подготовке женщины к ее половому созреванию.

Должно существовать неравенство, и верховенство мужчины - меньшее из двух зол.

Фрейд
(Worthis. Фрагмент анализа с Фрейдом)

Общество, в котором женщины были бы в полном смысле слова равноправны с мужчинами… было совершенно немыслимо для Фрейда.

Фромм. Величие и ограниченность теории Фрейда

Смена привязанности

Как уже разбиралось в разделе , и мальчик и девочка рождаются и вскармливаются матерями, и мать является первым объектом привязанности для детей обоих полов. «В этой фазе отец представляется, прежде всего, надоедливым соперником (“О женской сексуальности ”. Фрейд). Эту фазу развития Фрейд называет доэдиповой .

Но как получается так, что девочка меняет свое предпочтение с матери на отца?

«Варьируя выражение Наполеона, можно сказать: . Клитор девочки аналогичен , но ребенок, сравнивая себя со сверстником мужского пола, находит, что "он слишком мал", и ощущает этот факт как нечто неприятное для себя, как основу для малоценности . В течение некоторого времени девочка утешает еще себя ожиданием, что, когда она подрастет, у нее будет такой же большой придаток, как и у мальчика.»
(“Введение в психоанализ ”. Фрейд)

В случае фиксации на этой фантазии в детстве, взрослая женщина ведет себя как мужчина, отвергая свою женственность, бессознательно "надеясь", что у нее клитор еще достигнет нормальных размеров пениса мужчины. В этом Фрейд видит причину женского гомосексуализма ("О женской сексуальности "). Такую фиксацию следует рассматривать как отклонение психосексуального развития женщины.

Вариант нормального психосексуального развития маленькой девочки в изложении Фрейда выглядит не менее фантастичным:

«Но ребенок женского пола учитывает свой актуальный дефект не как половой характер, а объясняет его тем, что некогда раньше он обладал таким же большим членом и затем потерял его вследствие кастрации. Он не распространяет этого вывода с себя на других, взрослых женщин, а предполагает, совсем в духе фаллической фазы, наличие у них больших и неповрежденных, то есть мужских, гениталий.»
(“Гибель Эдипова комплекса ”. Фрейд)

У девочки, смирившиеся с ужасной потерей, еще остается убеждение, что у любимой матери должен наличествовать полноценный пенис , как у всех "нормальных" людей. Но маленькую девочку на пути ее психосексуального развития ждет еще одно страшное разочарование, которое заставляет ее отвернуться от матери:

«Отход от матери происходит, правда, не сразу, так как девочка считает кастрацию сначала своим индивидуальным несчастьем, она лишь постепенно распространяет ее на другие женские существа и, наконец, также на мать. Ее любовь относилась к фаллической матери ; с открытием того, что мать кастрирована , она отказывается от нее как от объекта любви, так что берут верх. Таким образом, это означает, что открытие отсутствия пениса обесценивает женщину в глазах девочки, как и мальчика, а позднее, возможно и мужчины.»
(“О женской сексуальности ”. Фрейд)

Девочка оказывается разочарованной в своей матери, которая, как выясняется, также как и она, уже кастрирована. Более того, по мнению Фрейда «девочка считает мать ответственной за отсутствие пениса и не может простить ей этой своей обделенности« (“Введение в психоанализ ”).

«…В качестве сильнейшего мотива к отходу от матери возникает упрек в том, что она не наделила ребенка правильными гениталиями, то есть родила девочкой
(“О женской сексуальности ”. Фрейд)

И тогда маленькая девочка обращается к отцу, счастливому обладателю пениса ‒ предмету "общечеловеческого достоинства".

«Желание, с которым девочка обращается к отцу, это ведь первоначально желание иметь пенис, в котором ей отказала мать и которого она ждет от отца. Но женская ситуация восстанавливается только тогда, когда желание иметь пенис замещается желанием иметь ребенка , …а затем и мужчину как носителя пениса и дающего ребенка»
(“Введение в психоанализ ”. Фрейд)

Так, по мнению Фрейда, девочка встает на путь зрелой сексуальности, заменяя желание обрести пенис желанием заполучить ребенка.

А открытая девочкой позже «вагина приобретает ценность как » (“Инфантильная генитальная организация ”. Фрейд). У женщины оказывается только одна альтернатива развития собственной сексуальности: желать заполучить себе пенис в процессе полового акта или «отказаться от фаллической деятельности и, тем самым, от сексуальности вообще…» (“О женской сексуальности ”).

Кастрационный комплекс

«Эдипов комплекс мальчика, когда он желает свою мать, а отца хотел бы устранить как соперника, развивается из фазы его фаллической сексуальности. Но угроза кастрации принуждает его отказаться от этой установки. Под влиянием опасности потерять пенис Эдипов комплекс оставляется, вытесняется и в наиболее нормальном случае разрушается до основания, а в качестве его наследника вступает в силу строгое Супер-Эго.»
(“Введение в психоанализ ”. Фрейд)

По мнению Фрейда, когда у мальчиков Эдипов комплекс уже закачивает свое существование, у девочек он только начинается :

«У девочки происходит почти противоположное. Комплекс кастрации подготавливает Эдипов комплекс, вместо того чтобы его разрушать, под влиянием зависти к пенису нарушается связь с матерью, и девочка попадает в эдипову ситуацию как в какую-то гавань. С устранением страха кастрации отпадает главный мотив, который заставляет мальчика преодолеть Эдипов комплекс. Девочка остается в нем неопределенно долго и лишь поздно, да и то не полностью освобождается от него.»
(там же)

Опишем предысторию девочки подробнее. Как уже говорилось в двух предыдущих статьях, ребенок любого пола в младенческом возрасте формирует (симбиоз) с матерью в силу природы рождения и грудного вскармливания. Исходя из концепции как сексуальной энергии, девочка изначально находится с матерью в (Вейко Тэхкэ), то есть изначально у девочки формируется негативный Эдипов комплекс , и отец оказывается соперником, отвлекающим внимание матери. Далее, по Фрейду, девочка обнаруживает свою "кастрированность", а потом "кастрированность" матери, и сменяет свою привязанность с матери на отца. То есть, по Фрейду, получается, кастрационный комплекс девочки формирует позитивный Эдипов комплекс , при этом с некоторым запаздыванием относительно мальчика: когда мальчик вследствие угрозы кастрации отказывается от матери и выходит из эдиповой стадии развития, девочка вследствие обнаружения собственной "кастрированности" только вступает в Эдипов комплекс.

«Эдипов комплекс девочки является гораздо более односторонним, нежели Эдипов комплекс маленького обладателя пениса…. [У девочки] отказ от пениса происходит не без попытки вознаграждения себя. Девочка переходит символическим путем от пениса к ребенку , ее Эдипов комплекс выражается до сохраняющегося в течение долгого времени желания получить в подарок от отца ребенка, родить ему ребенка.»
(“Гибель Эдипова комплекса ”. Фрейд)

Получается, по Фрейду, желание девочки в эдипов период существенно отличается от желания мальчика. Если мальчик «желает свою мать» , то для девочки объектом желания, по Фрейду, получается, не сам отец, а только его пенис .

Исходя из этой концепции можно сделать вывод, что для взрослой женщины ребенок является только суррогатом пениса .

Супер-Эго

Как мы уже разобрали в статье , по мнению Фрейда, страх кастрации побуждает мальчика отказаться от инцестуозных притязаний на мать. А как же девочка преодолевает эдипово желание, если ей уже нечего терять ? Ведь «нельзя говорить о кастрационной тревоге в настоящем смысле тогда, когда кастрация уже совершена» (“Торможение, симптом, тревога ”. Фрейд).

В этой связи, Фрейд вспоминает , которое "забыл" упомянуть в качестве меры воспитания мальчиков.

«Маленькая девочка, которая считает себя любимицей, предпочитаемой отцом, должна пережить однажды строгое наказание , наложенное отцом, и чувствовать себя сброшенной с небес.»
(“Гибель Эдипова комплекса ”. Фрейд)

Преодолению Эдипова комплекса у девочки способствуют все другие факторы воспитания, которые Фрейд отнес к в преодолении Эдипова комплекса у мальчика. Разница заключается в эффективности , потому что, только страх кастрации, по мнению Фрейда, «становится самой мощной движущей силой дальнейшего развития» (“Введение в психоанализ ”).

«С устранением страха кастрации отпадает и весьма веский мотив для образования … Эти изменения ‒ гораздо больше, чем у мальчиков, ‒ являются результатом воспитания, внешнего запугивания , угроз утраты родительской любви
(“Гибель Эдипова комплекса ”. Фрейд)

«В этих условиях должно пострадать образование Супер-Эго, оно не сможет достичь той силы и независимости, которые и придают ему культурное значение»
(“Введение в психоанализ ”. Фрейд)

«Я говорю об этом неохотно, но не могу отделаться от мысли, что нормальный уровень нравственности у женщины ‒ иной. Супер-Эго никогда не будет столь неумолимо, столь безлично и столь независимо от своих аффективных источников, как мы этого требуем от мужчины. Характерные черты, которые критика издавна ставила в упрек женщине, что она менее способна испытывать чувство справедливости, нежели мужчина, что она менее способна подчиняться настойчивым жизненным необходимостям, что она в своих решениях чаще руководствуется нежными и враждебными чувствами ‒ эти характерные черты находят себе достаточное обоснование в вышеприведенной модификации образования Супер-Эго женщины»
(“”. Фрейд)

Кастрационный комплекс у взрослых женщин

Кастрационный комплекс является причиной формирования Эдипова комплекса у девочки, но получается, что для девочки первостепенное значение играет не собственно эдипальная конкуренция в любовном треугольнике, как описывает Фрейд в случае мальчика, а вполне конкретное желание заполучить пенис . С этой "потерей", по мнению Фрейда, многие (если не все) женщины не могут смириться всю свою жизнь.

«…Анализ может показать, что в бессознательном оно осталось и сохранило значительный запас энергии. Желание все таки получить, в конце концов, долгожданный пенис может способствовать возникновению мотивов, которые приведут зрелую женщину к психоанализу…»
(“Введение в психоанализ ”. Фрейд)

К психоанализу, который окажется «бесконечным », как было цитировано .

Такой "дефект" влечет за собой серьезные последствия для самооценки женщины :

«После того, как девочка преодолевает первую попытку объяснить отсутствие у нее пениса понесенным ею лично наказанием и узнает об общераспространенности этого характерного полового признака, она начинает разделять пренебрежение мужчины к полу, имеющему дефект в столь важной части организма…”
(“Некоторые психические следствия анатомического различия полов ”. Фрейд)

Стыдом в связи с «дефектом в столь важной части организма» Фрейд объясняет стыдливость женщин. Даже изобретение ткачества Фрейд приписывает женщинам, объясняя это их стремлением скрыть волосами на лобке упомянутый "дефект" (“Введение в психоанализ ”).

По мнению Фрейда женщины более нарциссичны, чем мужчины, «так что быть любимой для женщины ‒ более сильная потребность, чем любить. В физическом тщеславии женщины все еще сказывается действие зависти к пенису, поскольку свои прелести она тем более высоко ценит, что они представляются ей компенсацией за первоначальную сексуальную неполноценность« (там же).

В связи с отсутствием известного органа, по мнению Фрейда, «зависть и ревность играют еще большую роль в душевной жизни женщины, чем у мужчины. Не то чтобы эти качества отсутствовали у мужчин или они не имели бы у женщины никакого другого корня, кроме зависти к пенису, которой мы склонны приписывать большее значение для женщин.» (там же).

Нежность женщины Фрейд тоже связывает с кастрационным комплексом. «Незначительное участие садистского компонента в сексуальном влечении (что следует, конечно, поставить в связь с утратой пениса) облегчает превращение непосредственных сексуальных стремлений в нежные, заторможенные в смысле достижения цели стремления» (“Гибель Эдипова комплекса ”). Здесь Фрейд подразумевает психологическую защиту : злость, связанная с "утратой" пениса превращается в нежность, обусловленную пассивностью женщины вследствие указанной "утраты". Грубо говоря, "кастрированной" женщине все что остается ‒ это быть нежной.

И социальные интересы у женщин слабее, а способность к влечений меньше, чем у мужчин. (“Введение в психоанализ “)

Отсутствие пениса у женщины, по мнению Фрейда, имеет далеко идущие последствия не только для нее самой, но и для мужчин:

«Известно также, насколько большая доля унижения женщины, жуткого чувства перед ней, предрасположения к гомосексуальности проистекает из окончательного убеждения в отсутствии пениса у женщины.”
(“”. Фрейд)

Так Фрейд объясняет формирование мужского гомосексуализма , как страха и ужаса перед "фактом" существования кастрации. В результате возможность кастрации, и один из мужчин в гомосексуальной паре принимает на себя роль фаллической женщины .

Кажется, что можно сделать вывод, основываясь на этой концепции Фрейда о кастрационном комплексе, что маскулинность и патриархальность культуры является исключительным следствием «явившегося, в конце концов, убеждения в отсутствии пениса у женщины» (“Три очерка по теории сексуальности ”. Фрейд).

«Это все, что я хотел вам сказать о женственности. Разумеется, все это неполно и фрагментарно, да и не всегда приятно звучит. Не забывайте, что мы описали женщину лишь в той мере, в какой ее сущность определяется ее сексуальной функцией. Это влияние заходит, правда, очень далеко, но мы имеем в виду, что отдельная женщина все равно может быть человеческим существом .”

Так Фрейд завершает тридцать третью лекцию “Введения в психоанализ ” Нового цикла, посвященную женской сексуальности, опубликованную в 1933 г, которая подытоживает результаты всех его исследований по проблематике психосексуального развития девочки.

Эта концепция Фрейда о психическом развитии девочки и кастрационном комплексе у женщин является логическим завершением его концепции о , краеугольном камне классического психоанализа. Складывается такое впечатление, как будто Фрейду было некуда деваться: введя понятие , он был вынужден логически прийти к параллелям примата фаллоса у девочек , не обращая внимания на абсурдный параллелогизм своих выводов. Но, учитывая тот полет фантазии, который продемонстрировал Фрейд в описании кастрационного комплекса у взрослых женщин, приходится согласиться с Фроммом, что этот «комплекс немыслимых вещей заключался в буржуазной и авторитарнопатриархальной установке Фрейда» (“Величие и ограниченность теории Фрейда ”). Возможно, не последнее значение в его пренебрежительном отношении к женщинам сыграло , некогда горячо любимой невесте. (Или может ?)

Надо заметить, что фаллоцентризм и, даже, пенис-центризм , описанный Фрейдом, ‒ правда, встречается у мужчин, и женский кастрационный комплекс тоже не является редкостью (чему будут посвящены другие мои ). Поэтому жаль, что этот «комплекс немыслимых вещей » стыдливо опускается во всех учебниках и словарях по психоанализу, а работа Фрейда “О женской сексуальности ” (1931) до сих пор не опубликована в рунете. Ведь чтобы лучше понимать современный психоанализ ‒ нужно знать историю развития психоаналитической мысли!

Первые подробные рассуждения об Эдипове комплексе встречаются в эпохальной работе Зигмунда Фрейда “Толкование сновидений ” (1899). На первой странице книги рукой автора написано: «Нет никакого лекарства против смерти, и против ошибки никакое правило не было найдено» . Будто бы, при публикации этой работы, автор, сомневаясь в верности своих концепций, предварил книгу изречением, дающим ему . Думаю, что и у моего читателя осталось ощущение сомнения в полноте и последовательности теории Эдипова комплекса с точки зрения классического психоанализа. Является ли эта концепция ошибочной или неполной?

© 2017 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт

примечания

Говорил: «География ‒ это судьба » . География определяет ход истории, география позволяет государству проводить ту или иную политику.

« эта [фаллическая] фаза, как известно, характеризуется тем, что он умеет доставлять себе наслаждение с помощью своего маленького пениса, связывая его возбужденное состояние со своими представлениями о половых сношениях. То же самое делает девочка со своим еще более маленьким клитором. Кажется, что все онанистические акты происходят у нее с этим эквивалентом пениса, а собственно женское влагалище остается еще не открытым для обоих полов. Правда, есть отдельные свидетельства о ранних вагинальных ощущениях, но их трудно отличить от анальных или от ощущений преддверия влагалища; они ни в каком отношении не могут играть большой роли. Мы смеем настаивать на том, что в фаллической фазе девочки ведущей эрогенной зоной является клитор
(“Введение в психоанализ ”. Фрейд)

« весь ряд мотивировок отхода от матери , которые выявляет анализ: что она не оснастила девочку единственно правильными гениталиями, что она недостаточно ее кормила, заставляла делиться материнской любовью с другими, что она так никогда и не исполнила всех ожиданий любви, и, наконец, что сначала она побудила девочку заняться сексуальной деятельностью [в результате гигиенических процедур], а затем запретила [мастурбировать], ‒ то все они окажутся недостаточными для оправдания конечной враждебности. […] Возможно, получается так, что привязанность к матери должна исчезнуть как раз потому, что она является первой и столь интенсивной … и потому она терпит крушение от неминуемых разочарований и накопленных поводов к агрессии.»
(“О женской сексуальности ”. Фрейд)

«В пику этой попытке объяснения тотчас встает вопрос: почему же мальчикам удается спокойно придерживаться своей, несомненно, не менее интенсивной привязанности к матери? Также быстро готов ответ: потому что им удается покончить со своей амбивалентностью к матери, поместив все свои враждебные чувства в отца. Но,… вообще более осмотрительно будет признаться, что эти процессы, с которыми мы только что познакомились, пока еще далеко не ясны.»
(там же)

«… клитор совсем или частично уступает влагалищу свою чувствительность, а следовательно, и значение. И это одна из двух проблем, которые предстоит решать женскому развитию, в то время как более счастливый мужчина ко времени половой зрелости должен только продолжать то, чему он предварительно научился в период раннего сексуального созревания.»
(“Введение в психоанализ ”. Фрейд)

Чаще называют фаллоцентризмом , в соответствии с фаллической стадией развития, в результате которой развивается кастрационный комплекс. Но Фрейд, хотя и ввел понятие фаллической стадии , если Вы обратили внимание, чаще использует, все же, термин пенис , видимо, подчеркивая этим именно биологическую подоплеку страстей, связанных с кастрацией. Фаллос ‒ греческое слово, а пенис ‒ латинское. Фаллос ассоциируется с мифологией , а пенис ‒ с биологией . Это называют биологизаторским подходом Фрейда, на котором настаивают многие его последователи, при этом, почему-то, предпочитая использовать термин фаллос .

« , что феминисты среди мужчин, но также и наши аналитики-женщины , не согласятся с этими рассуждениями. Они едва ли смогут удержаться от возражения, что такие теории происходят от "комплекса мужественности " мужчины и должны служить тому, чтобы создать теоретическое оправдание его врожденной склонности к принижению и подавлению женщины.»
(“О женской сексуальности ”. Фрейд)

« различия полов полностью отступают на задний план, и мы должны признать, что маленькая девочка ‒ это как бы маленький мужчина
(“Введение в психоанализ ”. Фрейд)

Подавляющее число психоаналитиков ‒ это женщины . Может быть, потому кляйнианский психоанализ самый популярный в России сегодня?

:

«Берегись, моя Принцесса! Когда я приеду, то зацелую тебя до синяков и откормлю так, что ты станешь совсем пухлой. А если ты будешь непослушной, то увидишь, кто из нас двоих сильнее: нежная маленькая девочка, которая плохо ест, или высокий пылкий господин с кокаином в теле.»
(“Жизнь и творения Зигмунда Фрейда ”. Джонс)

Зигмунда Фрейда “По ту сторону принципа удовольствия “ (1920), в которой Фрейд вводит другое ключевое понятие психоанализа ‒ инстинкт смерти . Свою работу Фрейд предваряет эпиграфом Фридриха Рюккерта из “"Макамы" Харири ”: «До чего нельзя долететь , надо дойти хромая » , в котором также чувствуются сомнения автора в оправданности предлагаемой теории. Можно ли сделать из этого вывод, что весь психоанализ построен на « :: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу
:: Google-author


Эдипов комплекс


Эдип – герой древнегреческой мифологии, главный персонаж Фиванского цикла мифов. По преданию, ему было произнесено страшное пророчество – будто бы он убьёт своего отца и женится на своей матери. Всю свою жизнь Эдип пытался избежать неумолимого рока, но древние боги были неумолимы в своём приговоре – и могущественный герой и царь в конце своей жизни узнал, что женат на матери и ещё в молодости убил своего отца.
Именно этот древнегреческий сюжет имел в виду гениальный австрийский психиатр Зигмунд Фрейд, когда формулировал название для только что открытого им психологического феномена. Он назвал своё открытие – Эдипов комплекс.

Эдипов комплекс – это понятие, обозначающее бессознательное сексуальное влечение ребёнка к родителю противоположного пола и амбивалентное (двойственное, противоречивое) отношение ребёнка к родителю одного с ним пола. В своей сути Эдипов комплекс описывает универсальное эротическое влечение, которое зарождается у ребёнка на первых порах формирования его сексуальности.


Фрейд осознал существование такой протосексуальности после смерти своего отца, напряжённо рефлексируя, вспоминая свои детские годы и анализируя воспоминания, связанные с родителем. Фрейд пришёл к выводу, что его детская привязанность и любовь к отцу была не лишена некоего минимального эротизма, эротическое же чувство, испытываемое им по отношению к матери, вообще было практически неприкрытым. Размышления и наблюдения за пациентами, посвящённые этой теме он и попытался проанализировать в своих работах.

Фрейд выделяет две, гендерные разновидности Эдипового комплекса:
- Эдипов комплекс у мальчиков – характеризуется испытанием ребёнком сексуального влечения к своей матери и, одновременно, враждебных чувств по отношению к своему отцу, как к сопернику, также претендующему на мать. Ребёнок боится показывать отцу свою злость, поскольку опасается наказания в форме кастрации. Вследствие того, что боящийся ребёнок вынужден постоянно держать себя в узде, у него формируется Сверх-Я, психологическая институция, подавляющая инцестуальное влечение к матери и буквально принуждающая его идентифицировать себя с отцом. При правильном подходе грамотный отец должен мягко показать ребёнку, что его мать на инстинктивном уровне принадлежит к ему, а для мальчика это не повод расстраиваться – у него будет другая женщина, когда подрастёт;

- Эдипов комплекс у девочек – характеризуется тем, что малышки также испытывают сексуальное влечение к своей матери, но не к отцу. Однако в возрасте трёх лет, когда они обнаруживают, что у них нет полового члена, начинают испытывать так называемую «зависть к пенису» и переносят своё сексуальное желание на отца, начиная видеть в матери соперницу, также претендующую на его любовь. В конечном счёте «зависть к пенису» перерождается у девочки в желание иметь ребёнка.

Комплекс Электры


Согласно древнегреческой мифологии Электра – дочь царя Агамемнона и жены его Клитемнестры, которая, негодуя на свою мать за то, что последняя состояла в заговоре, целью которого было убийство Агамемнона, разрушила планы заговорщиков, сумев уберечь от гибели малолетнего сына великого микенского царя – Ореста. Позже Орест снова явился в Микены в качестве прямого наследника престола и в заговоре с Электрой убил Клитемнестру, свою мать, отомстив таким образом за смерть своего отца.

На стадии осознания девочкой отсутствия у себя пениса (три-четыре года) Эдипов комплекс перерастает в ней в комплекс Электры – когда она начинает испытывать к матери откровенно враждебные чувства на подсознательном уровне, перед отцом же просто благоговеет. Термин впервые был введён Карлом Густавом Юнгом в его работе «Опыт описания психоаналитической теории». Фрейд благосклонно отозвался о самом наименовании – комплекс Электры – которое, по его мнению, подчёркивало зеркальные отношения между девочкой и матерью, девочкой и отцом, однако считал понятие не имеющим под собой никаких смыслов, лишним, поскольку считал, что в своём Эдиповом комплексе отобразил закономерности психосексуального развития, актуальные для обоих полов. Фрейд говорил, что комплекс больше подходит для мальчиков, чем для девочек.

Большинство крупных специалистов отвергают наличие в психоанализе такого термина, как «комплекс Электры», отмечая его излишность и бессодержательность. Они предпочитают пользоваться термином «женский Эдипов комплекс», хотя и вносят в это понятие многочисленные корректировки по сравнению с первоначальным смыслом, который вкладывал в него Зигмунд Фрейд.
Тем не менее, термин «комплекс Электры» Карла Юнга получил широкое распространение в массовой культуре, используется до сих пор в околонаучных и популярных изданиях по психологии.

Эдипов комплекс – это бессознательное или редко – осознанное стремление ребёнка к родителю противоположного пола, имеющее сексуальный характер. И связанное с этим двойственное чувство по отношению к родителю того же пола, что и ребёнок. Данное явление описал Зигмунд Фрейд, и оно стало одним из ключевых понятий в психоанализе.

Многие понятия Фрейд описывал, основываясь на своём опыте и своих переживаниях, трансформируя и обобщая их. Таким же образом он заметил и специфические переживания по отношению к своим родителям.

Позднее он обобщает их, считая, что стремление мальчиков к матери имеет скрытый сексуальный подтекст. Отец же, в этом случае, воспринимается как соперник. Ревность, возникающая в ситуации, когда объект желания оказывается в сексуальных отношениях с соперником, вызывает первые ранние невротические переживания, которые в последствии могут стать причинами серьёзных неврозов.

Вообще же название Эдипов комплекс было позаимствовано из жизни древнегреческого царя Эдипа, который, не зная правду, убил своего отца – царя Лая и женился на своей матери Иокасте.

Особенности Эдипова комплекса у мальчиков

По мнению создателя классического описания, комплекс Эдипа проявляется во влечении к матери, имеющем сексуальную природу, и в соперничающем отношении к отцу, как сексуальному партнёру матери. Но, понимая неравенство сил, мальчик старается скрыть такие проявления. И важнейшим наказанием со стороны отца, которого боится мальчик, это кастрация.

Именно страх кастрации формирует в психике ребёнка инстанцию Супер-Я (Супер-Эго), которая постепенно искореняет инцестуозные стремления и заставляет соотносить себя с отцом.

Особенности Эдипова комплекса у девочек

У девочек первые сексуальные влечения также проявляются к маме, но уже к трём годам они обнаруживают у себя отсутствие пениса. Зависть к пенису обуславливает их стремление к отцу и враждебность к маме, как к сопернице. Компенсация этой зависти, у девочек формируется стремление рожать.

Многие психологи склонны также называть женский вариант – комплексом Электры. Автором такого названия был Густав Юнг, использовавшей имя дочери микенского царя, которая отомстила своей матери за убийство своего папы. Хотя сам Фрейд никогда не вводил такого понятия. Более того, из-за разногласий с Юнгом считал такое название «ненужным».

Почему эдипов комплекс различается у женщин и мужчин?

В соответствии с этим, и можно выделить основные различия в становлении и формировании комплекса у мальчиков и девочек. Так, движущей силой у представителей мужского пола является страх кастрации, тогда как женщины проявляют зависть к пенису.

Кроме того, многие психологи говорят о разной природе ответной материнской и отцовской любви. Мужчины склонны любить своих детей «за что-то». Материнская любовь без оценок и существует только потому, что существует ребёнок. Поэтому, «выбирая» отца, ребёнок любого пола стремится работать над собой, достигать и постигать.

Предпочитая привязанность к матери и отстраняясь от отца, ребёнок становится сверх податливым. Это, кстати, демонстрируют и мифы. Электра собирается для мести и достигает успеха, тогда как Эдип теряет рассудок.

Как развивается и трансформируется

Зигмунд Фрейд считал, что превращение ребёнка во взрослую личность происходит как раз благодаря переживанию такого явления как Эдипов комплекс. Мальчик, испытывая страх кастрации, образует Супер-Эго, вырабатывая моральные авторитеты и то, что мы называем «совесть». Он начинает дистанцироваться от матери и подражать отцу.

Таким образом, научаясь «быть мужчиной» и происходит нормально разрешение комплекса к шести годам. Если же отец проявляет мягкость, а мать начинает выделять сына больше, чем мужа, значимость ролей у ребёнка смешивается. Чувство вины по отношению к отцу вызывает невротические переживания, а излишняя привязанность к матери провоцирует настоящие «показательные выступления» в подростковом возрасте и невозможность перестать быть «маменькиным сыночком», переживая фиаско в длительных отношениях с женщинами.

Девочки же переживают зависть к пенису и винят мать в том, что его у них нет. Но, постепенно видя, что отец предпочитает мать, начинают подражать ей. Нормальное разрешение такого конфликта Фрейд видит в идентификации девочки со своей матерью, как следствие – более спокойное отношение с отцом и возникновение компенсаторного желания иметь впоследствии детей.

Если отец по каким-то причинам выделяет девочку больше, чем жену, то девушка может попасть в ситуацию неразрешённого комплекса. Идеализация отца и близкие отношения не позволяют заводить прочные семьи, ведь «такого как папа» второго быть не может. Кроме того, у них могут быть психологические проблемы с деторождением. А также происходят ужасные конфликты с матерью во время гормонального взросления. Девушка склонна всячески выставлять мать в неприглядном свете: высмеивать её возраст, вес, манеру одеваться и т.д.

Отсюда можно выделить основные этапы комплекса:

  • возникновение первых переживаний в возрасте 2-3 лет;
  • импульсивное проявление сексуальных переживаний и переживаний ненависти и соперничества;
  • возникновения соответствующего страха;
  • становление Супер-Эго и начала идентификации себя с родителем того же пола;
  • разрешение комплекса или, наоборот, его неполное разрешение.

И, таким образом, главная опасность кроется в недостаточно чётком разграничении ролей в семье. Если ребёнок осознаёт, что между отцом и матерью может «влезть ещё кто-то», то впоследствии такому ребёнку сложно сохранить свои отношения со своим спутником жизни. Поэтому, если ребёнок начинает высмеивать отца или проявлять к нему агрессию, не стоит его ругать, но стоит настойчиво демонстрировать иерархию.

Кстати, на любые нелестные замечания что по отношению матери, что по отношению к отцу, лучшим ответом будет один: «Ты прав (права), но мама (папа) любит меня и таким (такой), а ещё мы оба очень любим тебя». Чем больше вы будете «жалеть» ребёнка и скрывать проявления своих отношений, тем сложнее малышу будет пережить этот период.

И самым неподходящим вариантом будет «временный» раздельный сон супругов. Малыш не в полной мере понимает, что такое интимные отношения, но усваивает право супругов на них. Вы же не хотите прятаться всю жизнь?

Эдипов комплекс и современная наука

Наибольшей критике в настоящий момент, конечно, являются взгляды Фрейда на вариант женского комплекса. Причём критику высказывают как яркие феминистки, так и женщины-психологи, старающиеся менее категорично подходить к постулатам. И главным объектом критики является описанная Фрейдом «зависть к пенису».

Кейт Миллет и Джульет Митчелл заявляют, что подобное изобретение было возможно только мужчиной и только в контексте фаллоцентричной культуры. Данные сторонницы феминистических взглядов считают, что в такой теории выявляется лишь мужской взгляд на ценность данного органа, тогда как для женщины никакой ценности он не представляет. Ряд психологов так же отмечает тот факт, что странно настолько переживать про отсутствие той части тела, которой никогда у тебя не было, и ценность которой сложно понять.

Так же психологи, более склонные к психофизиологическим течениям критикуют возможность самой сексуальности у детей, гормональное развитие которых сильно отличается от половозрелых людей.

В этом же контексте стоит вспомнить мнение Б. Малиновского, наблюдавшего за дикарями Тробриановых островов. Он говорил, что в их культуре воспитанием детей (мальчиков) занимается брат матери, а не отец. Таким образом сексуальных отношений между значимым мужчиной и матерью нет, но проявления, подобные комплексу Эдипа присутствуют. Он объясняет это не сексуальным влечением и ревностью, а соперничеством и стремлением «проверить на прочность» авторитет.

Таким образом, современные психологи стремятся рассматривать комплекс Эдипа в более широком понимании, чем чистое сексуальное стремление. Так же несколько скептично воспринимается зависть пениса у девочек. Тем ни менее, проявление описанных Фрейдом поведенческих моментов имеет место, следовательно полностью теория не отбрасывается.

Коррекция и психотерапия

В случае с Эдиповым комплексом не совсем уместно говорить про «лечение», поскольку сам комплекс рассматривался Фрейдом как необходимый этап развитие личности. Скорее всего можно говорить про коррекцию поведения в случае не полного прохождения всех этапов данных переживаний. А также вмешательства психолога в случае, если такие переживания уж слишком навязчивы из-за особенностей личности самого ребёнка (например, в случае навязчивых кошмарных снов с монстрами, великанами и огромными зверями).

В иных, самых распространённых случаях, можно предложить:

  • обратить внимание на понятие доверия и адекватного общения, то есть стоит объяснять различия между отношениями взрослых и отношением к ребёнку, иначе дети будут додумывать свою «ненужность» и протекание комплекса будет усугублено;
  • не обделять ребёнка вниманием со стороны обоих родителей, так как повышенная ревность может возникать из-за занятости матери; кроме того, невозможность вовремя от неё дистанцироваться может быть следствием незаинтересованности и невнимательности отца.

Психотерапия рассматривает Эдипов комплекс как отправную точку возникновения ряда неврозов, поэтому целесообразно обратится к психотерапевту в ситуациях сильных эмоциональных переживаний на фоне невозможности наладить длительные отношения с противоположным полом, а также в случае навязчивых и пугающих снов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!