Гонки серии наскар. Как устроены американские гонки Nascar? Репортаж с трассы
Современные машины участники гонок NASCAR - это кузов из стекловолокна и наполнение по особой спецификации. Единственное, что объединяет эти машины с образцами из салонов — так это название модели, красующееся на заднем бампере и, пожалуй, фары и наклейка в виде решетки спереди над бампером.
Так было не всегда. В течение нескольких десятилетий команды выезжали на все самые важные гонки не просто на автомобилях, идентичных своим копиям в массовом производстве (отсюда, кстати, и произошло выражение «гонки на серийный автомобилях»). В некоторых случаях, участвовали машины с заводской сборкой. Особенно часто это можно было видеть, когда Национальная ассоциация гонок серийных автомобилей только образовалась и в гонках принимали участие автомобили разных классов..
Давайте посмотрим на пять самых странных и самых необычных автомобилей, участвовавших .
1. Citroën ID 19
Любопытно, но не один, а целых два седана Citroën ID 19 участвовали в гонках Crown America 500 в городе Риверсайд, Калифорния в 1958 году. Модель ID 19 была не такая эффектная и продвинутая, как версия DS, которая продавалась по более доступной цене. Кроме того, у ID 19 была традиционная ручная коробка передач, в отличие от гидравлической коробки передач у ее современного близнеца. С мощностью 70 лошадиных сил и максимальной скоростью 160 километров в час, эта пара пришла к финишу 18-й и 19-й, победив в своем классе.
2. AMC Matador
Интересно, можно ли сказать, что AMC Matador — это самая уродливая машина из когда-либо участвовавших в гонках NASCAR? Неказистый Matador существовал в двух поколениях. Это купе, похожее на кусок кирпича с большими фарами и грубоватым фастбэком, и именно на нем Роджер Пенске предпринял первую попытку добиться высот в гонках NASCAR. Несмотря на свою внешнюю непривлекательность, в середине 70-х этой машине удалось стать первой в пяти гонках за три года. Конечно, за победу стоит поблагодарить гонщиков мирового класса Марка Донохью и Бобби Эллисона, а также инновационные для того времени дисковые тормоза на всех четырех колесах. American Motors Corporation завершила эксперименты с Matador в 1978 году, а через десять лет компания слилась с Chrysler.
3. Lincoln Mark III
Lincoln Mark III была последней столь впечатляющей машиной бренда класса люкс с ее 32 клапанами, двигателем V8 мощностью 290 лошадиных сил и регулируемой пневматической подвеской. В середине 80-х, когда компания Ford была на пороге завершения производства своей модели Thunderbird, команды NASCAR искали для себя потенциальную замену. Именно это и заставило команду Майкла Кранефусса начать разработку платформы Mark VIII. NASCAR тоже были в деле при разработке концепции. Проверка прошла Charlotte Motor Speedway. Однако Ford закрыла программу, так в компании боялись, что солидный имидж автомобиля будет испорчен гоночным успехом. Нелогичное решение со стороны автопроизводителя, который собирался вывести модель Taurus из того же класса.
4. Chrysler Imperial
В начале 80-х Chrysler предложила своим придирчивым клиентам полноразмерное купе Dodge Mirada и еще более шикарный Chrysler Imperial. То, что неконкурентная Mirada участвовала удивляет мало, но странно, что Imperial тоже ждала эта участь. За рулем сидел ветеран гонок Бадди Аррингтон, и это, несмотря на отсутствие официального разрешения от самой компании Chrysler. Высказывается мнение, что компанию больше интересовало то, как убедить людей старшего возраста приобрести большой и дорогой автомобиль серии Sinatra, а не 10 очков, заработанных в NASCAR на Dodge Mirada в 1982 году.
5. Tucker Torpedo
Tucker 48 или Tucker Torpedo — это автомобиль, созданный Престоном Такером в конце 1940-х в попытке продемонстрировать самые передовые характеристики безопасности, усовершенствованную трансмиссию и стиль за пределами Детройта. Было создано всего 51 автомобильное чудо и эти машины сегодня большая редкость. На гонки этот автомобиль вывел Джо Мерола в Огайо в 1950 году. К сожалению, у Такера сломалась задняя правая полуось на круге для прогрева, поэтому, официально машина не участвовала в гонках.
NASCAR (НАСКАР) - гоночная серия, которая представляет собой американское видение гонок на выносливость. Так к примеру во всемирно известном чемпионате гонок на выносливость Le Mans, пилоты, периодически меняясь, управляют болидом в течении 24 часов без перерыва. В Le Mans существует несколько классов и используются обычные гоночные извилистые трассы. Пилоты за 24 часа успевают проехать более 5000 км. Рекорд 2010 года составляет 5410 км и средняя скорость 225 км/час.В NASCAR все обстоит несколько иначе. Трассы не извилистые, а овальные, с поворотом все время в одну сторону. Места поворотов, имеют большой наклон к центру трассы, чтобы улучшить сцепные свойства болида и препятствовать вылету с трассы на больших скоростях. Благодаря таким трассам гоночные болиды NASCAR могут двигаться все время с почти максимальными скоростями и даже в поворотах, держать полностью открытым "дроссель" двигателя. Самая высокая средняя скорость круга в NASCAR была установлена на трассе California Speedway и составляет 388.537 км/ч, что является самой высокой средней скоростью прохождения круга в автоспорте. Средняя скорость за гонку, на той же трассе 333 км/час включая пит-стопы, для смены шин и дозаправки. Выносливость этих гонок определяется, не временем нахождения болида на гоночной трассе, а скорей по времени нажатия полного дросселя двигателя! Что касается гоночного автомобиля NASCAR, то здесь все одновременно и просто и сложно. Просто, потому что рамки правил не позволяют сильно усложнять конструкцию машины и внедрять сверх современные и очень дорогие технологии. Так например одним из таких правил является обязательное использование карбюратора в конструкции двигателя (до 2012 года). Сложно, потому, что нельзя просто взять и усовершенствовать какой либо заводской автомобиль, до состояния гоночного болида NASCAR. Автомобиль должен быть создан с нуля, так как все агрегаты и узлы базируются на очень прочной пространственной раме из стальных труб, довольно большого сечения.
С проектирования такой рамы и начинается создание болида NASCAR. Силовая рама обеспечивает безопасность пилоту при авариях, на скоростях близких к 400 км/час. Причем такие случаи не являются редкостью и происходят постоянно. Высокая аварийность возникает из - за очень близкого движения болидов друг относительно друга. Пилоты машин едут буквально в полкорпуса, чтобы как можно эффективней использовать зону разряжения, образуемую впереди идущим автомобилем. Задний спойлер как раз и создан для образования области низкого давления за задней частью болида NASCAR. Что является еще одним отличием от всех имеющихся гоночных серий. Ни в ноной из них, машины не собираются в такие длинные колонны, для поддержания высокой скорости движения друг друга. Передний спойлер создает баланс автомобиля и позволяет более тонко настроить болид, для большей устойчивости и лучшей аэродинамики. Основные размеры корпуса автомобиля строго регламентированы и проверяются по шаблонам, при аттестации болида. Все панели покрывающие болид изготовляются вручную из листового металла, с помощью так называемого "английского колеса". (металлические ролики между которыми катают лист метала, до получения нужной, округлой формы) После чего листы привариваются к раме, а швы зачищаются до образования гладкой поверхности. Фары и двери в машине НАСКАР отсутствуют. Фары наклеены пленкой либо покрашены, в качестве двери для пилота, используется окно болида.
Радиальные шины должны выдерживать высокие скорости и иметь хорошие сцепные поверхности. В NASCAR используют радиальные слики которых в жестких условиях гонки хватает на 60-100 миль, при стоимости за штуку около 350$. Для скоростных трасс, обязательна установка дополнительных шин, внутри основных, что повышает безопасность при взрыве основной покрышки. Износ шин зависит от месторасположения на машине, (внешние к повороту изнашиваются гораздо быстрее) от типа трассы, от шероховатости покрытия трассы, погодных условий и др. В отличии от Формулы один, механики NASCAR должны откручивать по 5 гаек, при смене каждого колеса болида и поднять автомобиль можно только с одной стороны. В среднем им хватает 13-14 скунд чтобы сменить все колеса. Количество человек на пит - стопе ограничено семью, однако может быть задействовано и больше людей, если они не заходят за линию пит-стопа и пользуются при работах очень длинными ручками с инструментом.
Дозаправки
Забудьте о заправочных машинах, здесь баки наполняют из тяжелых канистр, которые вручную подносят из боксов. Из-за внушительного веса баллонов «заправщиками» становятся самые крепкие ребята. За время остановки на пит-лейне им нужно залить в бак болида содержимое двух канистр, но из-за отсутствия современной телеметрии команды не знают в точности, сколько топлива в машине у пилота.
Двигатель автомобилей N.A.S.C.A.R.
Двигатель NASCAR имеет строгие ограничения по рабочему объему в 5.86 (358 куб. дюймов) литра V8 с нижним расположением распределительного вала. Хоть в 2012 году обязательное использование карбюратора и было отменено все равно система питания напоминает 4 дроссельный карбюратор, с использованием впускного коллектора подобного карбюраторному. Мощность двигателей составляет около 770 лс. на плавных и быстрых трассах мощность мотора ограничивают, ставя ограничения на впуске, что понижает мощность до 450 лошадей. Конструкторам в таких условиях приходится делать упор на аэродинамику, максимально улучшая ее. V8, 16V (2 клапана на цилиндр), объемом 358 куб.дюйма (5,86 литра, до 1971 года использовались двигатели объемом 429 куб.дюйма - 7 литров), не используются турбины, компрессоры и т.п., степень сжатия 12:1, мощность этого американского атмосферного монстра по разным данным от 750 л.с. до 865л.с. Крутящий момент составляет 530 foot-pounds. что равняется примерно 718 Н/м.Трансмиссия болида NASCAR механическая 4 ступенчатая, тормозная система не допускает установку каких либо ABS систем. Используются обычные металлические тормозные диски с дополнительным охлаждением, набегающим потоком воздуха, через специальные воздуховоды. Сиденье водителя современного НАСКАР автомобиля, смещено ближе к центру и оборудуется шести или семиточечными ремнями безопасности, для большей сохранности пилота при аварии.
Регламент NASCAR: 2013
Стальная трубчатая рама изготовленная в строгом соответствии с стандартами стандартам NASCAR Двигатель - Конфигурация объем 5.86 л (5860 куб.см) (358 CID) с верхним расположением клапанов, 90-градусный развал блока V8, два клапана на цилиндр Трансмиссия: Четырех-ступенчатая механическая Вес: не менее 1451 кг (без водителя и топлива); не менее 1542 кг (с водителем и топливом) Максимальная мощность: максимум 865 л.с. для трасс Daytona и Talladega 445 л.с. с ограничителем на впуске Крутящий момент: 718 n/m Топливо: E15 (15% этанола) высокооктановый гоночный бензин Объем топливного бака: 67 литров Подача топлива: Электронный впрыск топлива, дроссельный узел Степень сжатия: 12:1 Тип двигателя: Атмосферный (без турбонагнетателя или нагнетателя) Рулевое управление: Усилитель, циркулирующие шарикоподшипники Шины: тип Slick поставщик шины для NASCAR компания Goodyear Колесная база: 2794 мм Длина: 5283 мм Высота: 1358 мм Ширина: 1943 мм Оборудование для обеспечения безопасности: шлем, шести-или семи точечные ремни безопасности Тормозные диски должны быть изготовлены из магнитного чугуна или стали и не могут превышать диаметр 320 мм Напоследок стоит заметить что NASCAR в Америке по популярности уступает лишь американскому футболу!Мы не раз упоминали американскую гоночную серию NASCAR — зрелищные соревнования сток-каров. И вот наконец редакция добралась непосредственно до гонки, посмотрев на этот странный для европейского болельщика спорт изнутри, из боксов, из трейлеров команд и с трибун знаменитого американского Колизея — 858-метрового овального трека Bristol Motor Speedway.
2) Заправочный трейлер Sunoco – официального поставщика топлива Nascar. Заправляется Dodge Вилли Аллена (младшая серия Nationwide). Правда, квалификацию Аллен в итоге так и не прошел.
Зритель, привыкший к классическим трассам, болельщик «Формулы-1» или WTCС, с первого взгляда NASCAR всерьез не воспринимает. «Что может быть проще — поворачивать в одну сторону!» — говорит он. Это распространенное заблуждение, связанное с тем, что европейские зрители крайне редко бывают на овальных треках — в Европе таких трасс всего несколько, и они чаще всего простаивают. Например, британская трасса Rockingham Motor Speedway использовалась в овальной конфигурации лишь в начале 2000-х, когда принимала гонки американской серии Champcar, а сейчас эксплуатируется в другой форме; для европейских гонок пригоден только небольшой участок овального трека.
Особенность овального трека действительно заключается в том, что поворачивать нужно только в одну сторону — по часовой стрелке или против нее. Но на деле это нисколько не проще, чем постоянно «перекладывать» машину из стороны в сторону. Для движения по овалу требуются своеобразные настройки — подвеска делается асимметричной, причем разница есть и между сторонами болида, и между передним и задним мостом. Это связано с тем, что овальные трассы имеют наклон дорожного полотна от бортов к центру. В Бристоле он доходит до 30° в поворотах и до 10° на прямых; таким образом, требуется компенсация наклона автомобиля.
Овальные трассы имеют чёткую классификацию по длине и конфигурации. По длине бывает три вида овалов: шорт-треки (менее мили), мильные овалы (1,61 км), средние овалы (1,61−3,22 км) и суперспидвеи (свыше 2 миль). Самый длинный и скоростной суперспидвей НАСКАРА — Talladega Superspeedway (4,28 км). По конфигурации овалы делятся на 9 типов: классические овалы, овалы в форме канцелярской скрепки, три-овалы («скрепка» с изломом одной из прямых), «доглеги» (асимметричный три-овал), куод-овалы («скрепка» с двумя изломами на прямой), D-овалы (в форме буквы D), концентрические овалы (два овала разной длины, «сплетённые» в одну трассу), комбинированные овалы (с элементами дорожной трассы) и «ровалы» (прочие овалы).
При этом совокупность сил (включая центробежную) постоянно стремится вынести машину на внешний радиус, в то время как более выгодным для обгонов является внутренний. В этом и состоит искусство — нужно не просто «наяривать круги», но постоянно рассчитывать траекторию движения соперников, чтобы не давать им лазеек для обгона, и при этом контролировать автомобиль: едва ослабишь руку на руле, как под действием центробежной силы машину унесет в стену. Таким образом, сложность движения по овалу достигается не столько конфигурацией трассы, сколько плотностью борьбы — сами соперники становятся частью трека, естественными препятствиями гораздо в большей степени, нежели, например, в той же F1. Пелатон из 43 машин, «вписанных» в 858-метровый трек, — это очень серьезное испытание, которое выдерживают далеко не все.
1) Первая стадия просушки: комплекс из трёх машин класса Jet Dryer — они сдувают с трассы воду и мусор сильным потоком горячего воздуха. За «реактивными сушилками» обычно идёт сейфти-кар, контролирующий процесс.
Пятница
Первую гонку NASCAR трасса Bristol Motor Speedway приняла 30 июля 1961 года — ее выиграл Джек Смит на «Понтиаке». С тех пор конфигурация трассы-стадиона поменялась всего дважды: до 1969 года ее длина составляла полмили (804 м), затем одна-единственная гонка прошла на 848-метровом треке, и, наконец, финальная длина трека стала составлять 858 м — трасса неизменна уже более сорока лет. Бристоль считается одним из самых зрелищных овалов чемпионата, поскольку с любой точки на трибунах виден весь трек целиком — все четыре поворота и две прямые. Пропустить какое-либо событие решительно невозможно. А событий хватает.
2) Комплекс Air Titan, инновация 2014 года. Машина, идущая по апрону, содержит запас сжатого воздуха, а пикап, движущийся по виражу, «срезает» с трассы воду по тому же принципу, по котором работает известная сушилка Dyson Airblade. Таких пар по трассе одна за другой движется четыре штуки.
NASCAR — это не одна серия, а гоночная ассоциация, включающая комплекс различных серий, вершиной которого является «старший» чемпионат Sprint Cup. По убывающей далее идут два младших чемпионата — Nationwide Series (менее мощные машины схожей конфигурации) и Camping World Truck Series (пикапы). В обеих младших сериях выступают как пилоты, которые борются за титул в каждом из чемпионатов, так и «гости» из старшей серии. Например, Мэтт Кинсет, Брэд Кеселовски, Тони Стюарт и другие именитые гонщики Sprint Cup регулярно выступают и в младших сериях вне зачета, и тут сразу становится виден их уровень. Из 33 гонок Nationwide Series 2013 года «гости» выиграли 29! Но очков они за победы не получали, поскольку гонщик NASCAR официально может выступать только в одной серии — и чемпионом стал Остин Диллон, не выигравший ни одной гонки. Вот такая странная система. Помимо того, есть еще шесть различных региональных чемпионатов NASCAR.
3) Третья стадия — вакуумный пылесос Elgin Crosswind, удаляющий воду и мусор с апрона.
Первые дни гоночного уикенда NASCAR — четверг и пятница — это «разминочное» время. В четверг проходили свободные заезды младшего чемпионата K&N Pro Series East (одного из региональных), в пятницу — свободные заезды Nationwide Series и Sprint Cup, а также квалификация Sprint Cup. Формат квалификации схож с форматом в «Формуле-1»: она состоит из двух или трех в зависимости от трека сессий, по итогам которых слабейшие выбывают, а сильнейшие переходят в следующий раунд для сражения за поул. По показанному времени расставляются только первые 36 позиций. Остальные семь квалифицируются автоматически (они вообще могут не показывать никакого времени) — по сумме очков, заработанных командой в предыдущих гонках сезона. Интересно, что если кто-то из прошлых чемпионов серии почему-либо не прошел квалификацию (в Бристоле, например, на 43 позиции претендовали 45 пилотов), то он имеет право заявить свое право на участие в гонке «по прошлым заслугам», выдавив со старта кого-то, кто показал лучшее время, но не был чемпионом. И так — шесть раз за сезон. Сперва вы работаете на авторитет, а потом авторитет работает на вас.
4) Финализация процесса: пара малых пылесоса для паркингов Tymco AirSweeper 210. За ними идёт второй сейфти кар.
Суббота
Овальный трек имеет стандартное устройство независимо от размеров и формы (поскольку «овалом» называется любая трасса с поворотом в одну сторону, форма может быть даже треугольной). Наружная, наклонная часть трассы — так называемый вираж (или бэнкинг); наклон может колебаться от 2−3° до 35°. Внутренняя часть трассы наклона не имеет и называется апроном — апрон предназначен для ухода с траектории при заезде и выезде из боксов, а в случае аварии искореженный автомобиль сам скатывается с виража на апрон, освобождая трассу.
Внутри апрона находится инфилд (in-field, «внутреннее поле») — там размещаются боксы команд, пит-лейн, подиум и сцены для выступлений и концертов. Площадь инфилда Бристольского спидвея весьма незначительна, поэтому трейлеры команд стоят с невероятной плотностью. Интересно, что после окончания субботней гонки Nationwide Series те команды, которые не выставляют машину в основном чемпионате, сворачиваются и уезжают, чтобы освободить хоть чуть-чуть места для воскресных событий, установки сцен и кафе. В пятницу и субботу инфилд — сугубо рабочий, технический.
Профессиональный архаизм
NASCAR — необыкновенно консервативные гонки. В частности, её три года назад в автомобилях был не впрыск топлива, а морально устаревший карбюратор; телеметрию команды начали использовать лишь в 2013 году, а иные команды до сих пор ориентируются в плане технических неполадок на звук двигателя и слова пилота. Приборы внутри машины — механические, стрелочные; создаётся ощущение, что никакой электроники нет вообще.
При этом тонкости настроек в болидах NASCAR совершенно невероятные. Кузов варьируется от трассы к трассе, рассчитываются миллиметровые изменения в конфигурации бампера или каком-либо незначительном с виду выступе на крыше. Чем чётче сконфигурирована машина, тем проще гонщику выполнять монотонную работу, чётко лавируя между обгоняемыми соперниками и проходя одинаковые повороты. Некоторые овалы можно пройти целиком, ни разу не воспользовавшись тормозом (правда, только на пустой трассе, например, во время квалификации).
Из-за тесноты инфилд имеет четкую структуру: трейлеры команд — гигантские капотные «Петербилты» и «Мэки» — стоят «носами» друг к другу. Внутри каждый трейлер делится на две части по горизонтали. Нижняя чуть выше человеческого роста — тут работает команда, тут находится кухня, зона отдыха. Верхняя, под крышей — пониже, там транспортируются сам болид и сопутствующее оборудование. Трейлеры имеют «лифты» для подъема машин. Между трейлерами и пит-лейном — довольно широкая зона, по которой гуляют зеваки, и здесь же производится ремонт машин в случае необходимости. Вдоль зон пит-лейна по краям инфилда по прямым выстраиваются командные мостики, генераторы, шкафы с оборудованием. В отличие от большинства европейских гонок, в NASCAR все оборудование — быстросворачиваемое, транспортируемое. Отчасти это связано с параметрами треков, отчасти — с календарем. Следующая после Бристоля гонка проводится в Фонтане (Калифорния) — это 3600 км! Трейлеры уезжают со спидвея вечером в воскресенье, после гонки, а утром в четверг они уже должны быть на следующей трассе — представляете, какая плотность работы?
1) Боксы — рабочее место команды (на примере боксов пилота Брайана Викерса). На первом этаже — инструментальные ящики, рабочая зона, экраны с трансляцией. Здесь во время квалификации дежурят и трудятся механики. На втором — командный мостик, телеметрия, место руководителя команды. Для транспортировки пункт сворачивают до первого этажа, а во время дождя полностью накрывают тентом. Справа — ручные заправочные баллоны.
В субботу гонщики Sprint Cup, которые не принимают участия в младших сериях, отдыхают: их ждут только две сессии свободных заездов с утра. Зато здесь же последовательно проводятся гонки Nationwide Series и K&N Pro Series East (которую никто особо не смотрит). В гонке Jeff Foxworthy’s Grit Chips 300 (Nationwide) в очередной раз победил выступавший вне зачета Кайл Буш — вообще способность гонщиков NASCAR в три дня провести порой не то что две, а целых три полноценных гонки поражает. Но основное столпотворение в боксах царит не возле машины победителя, а около трейлера Даники Патрик — единственной девушки-пилота. Призывая голосовать за себя в конкурсе «Самый популярный пилот гонки», все гонщики, сговорившись, начинали свои речи с фразы: «Я, конечно, понимаю, что вы будете голосовать за Данику, но мне тоже нужны голоса…» Даника действительно пользуется популярностью независимо от результатов, потому что — девушка. Кстати, воскресную гонку она проехала слабо, финишировав 18-й и по ходу дела спровоцировав аварию.
2) Курт Буш, чемпион серии 2004 года, протерся правым бортом о борт овала. Гонка продолжается, механики спешно ликвидируют последствия. Это типовая «травма» для овала — половина машин имеют после гонки потертый правый бок.
Воскресенье
В воскресенье начался дождь. В отличие от дорожных трасс, езда по овалам в дождевых условиях запрещена категорически. Связано это с тем, что создать дождевые шины для овала невозможно: вода стекает с трека по наклонной, покидая канавки, шины перестают охлаждаться и очень быстро разрушаются. А аварии на треках — дело значительно более страшное, чем на обычных трассах. Обычно в случае потери управления или столкновения машины выносит на внешний радиус и бьет о барьер. Умелый гонщик сводит аварию к «притирке» боком (как минимум у половины машин после гонки были потерты или помяты бока), но такой удачный исход возможен далеко не всегда. От внешнего радиуса машину отбрасывает на апрон — это самое опасное, потому что в момент пересечения трека в болид на полной скорости может въехать другой гонщик, а за ним — еще один, и из-за высокой плотности движения возникает завал. Поэтому при абсолютно любом, даже самом мелком инциденте на трассу тут же выезжает автомобиль безопасности (под сейфти-каром прошло 95 из 500 кругов бристольской гонки). В Бристоле один сейфти-кар выезжал, например, из-за прилетевшего на трассу пластикового пакета.
3) Ford Майкла Макдауэлла. Обратите внимание, что правый домкрат поднят выше левого, — это связано с тем, что при движении по овалу подвеску настраивают асимметрично, чтобы компенсировать износ шин и действующие на автомобиль силы.
В запланированное время гонка не началась — дождь шел проливной. Примерно через полтора часа он притих, и на овал выехал комплекс машин для просушки трассы. В Европе такого не бывает, даже в F1 честно ждут, пока трасса подсохнет естественным путем. Сначала по внешней стороне трассы идут четыре машины с «реактивными сушилками»: они сдувают с покрытия излишки воды с помощью направленных потоков горячего воздуха (заодно сметая и мусор). За ними движутся четыре пикапа с системами просушки трассы Air Titan — это нововведение сезона 2014 года, устройства, которые направляют непосредственно на бетонное покрытие «лезвия» сжатого воздуха, доводя трассу до идеально сухого состояния. Если реактивную просушку можно сравнить с феном, то Air Titan — cо знаменитыми сушилками Dyson Airblade. Вода таким образом частично испаряется, частично — уходит на апрон. За Air Titan следует вакуумный пылесос Crosswind, разработанный компанией Elgin Sweeper, — он движется по апрону, всасывая скопившуюся там воду. Завершают процессию два простых воздушных пылесоса для паркингов Tymco AirSweeper 210, и сейфти-кар, контролирующий состояние трассы. Суммарно процессия занимает половину трека, а до состояния полной сухости пылесосы должны совершить три круга. И вот — все готово к старту!
В это время в пресс-центре организаторы гонки уже скандируют в микрофон классическую фразу: «Джентльмены, заводите моторы!» И — старт. Старт на овалах делается не с места, а под сейфти-каром. Точнее, под двумя. Пелатон делится на две части (22 и 21 машина соответственно), и два сейфти-кара по очереди выводят их на трассу. Через пару кругов второй сейфти-кар уходит в боксы, пелатон сливается в одну «гусеницу». Затем уходит второй сейфти-кар — и гонка стартовала!
1) Колеса, ожидающие своей очереди на установку, обязательно накрывают картонными кругами. Дело в том, что пять крепежных болтов до установки просто лежат в пазах, и допущенные на трассу зеваки регулярно их воруют в качестве сувениров.
Гонка на овале — это очень медитативное зрелище. Если нет никаких эксцессов, и сейфти-кар не собирает пелатон за собой, машины рассредоточиваются по трассе: можно расфокусировать зрение и смотреть на равномерный бег цветных точек по кругу. Первые круговые появляются уже через 10−12 кругов, а через 100 кругов совершенно невозможно по положению на трассе понять, кто лидирует, — все смешалось. Помогают удобные информационные табло на трибунах и в центре инфилда. Но есть и другая методика просмотра гонок на овалах — ею пользуются искушенные болельщики. Они выбирают себе гонщика (обычно того, за кого болеют) и следят за ним и за окружающей его группой. Можно выбрать несколько групп на трассе, сориентироваться в их положении друг относительно друга и распределять свое внимание между ними. Как ни странно, это работает. Постепенно берешь во внимание все больше и больше групп — и через пару минут ситуация на трассе кажется ясной, как шахматная позиция. Везде свои хитрости!
2) Заправочный трейлер Sunoco — официального поставщика топлива Nascar. Заправляется Dodge Вилли Аллена (младшая серия Nationwide). Правда, квалификацию Аллен в итоге так и не прошел.
Аварий довольно много: кто-то кого-то подталкивает, кто-то теряет машину сам по себе — далее следует касание бортика, притирка, разворот. Случаются взрывы моторов с эффектным отрыванием капотов, бывают и возгорания резины, но достаточно редко. Когда на трассу выезжает сейфти-кар, гонщики массово бросаются на пит-стопы. Во время пит-стопа машину дозаправляют с помощью ручного баллона, причем количество топлива вычисляется «на глаз»: баллон взвешивается до заправки и после — становится известно, сколько залили. Умелый заправщик может рассчитать количество топлива практически до грамма. Колеса нередко меняют только с одной стороны — внешней, где больше износ, иногда меняют и все четыре колеса, но в любом случае по очереди, а не одновременно, как в F1.
На 120-м круге гонку прервали красными флагами, потому что дождь опять припустил. В течение четырех часов ждали рестарта — за это время пилоты беспрерывно общались с болельщиками, шутили, давали автографы. Мэтт Кинсет, чемпион 2003 года, показывал каким-то детям болид. Все это — обязательная часть NASCAR: открытость, общение, обязательное дружелюбие к болельщикам. Доходит до того, что фанаты во время гонки болтаются на пит-лейне, мешая механикам, а иногда откручивают гайки с колес. Поэтому ждущие своей очереди колеса накрыты картонными дисками — для защиты от поклонников-клептоманов.
По причине задержки с началом событий и 3,5-часового перерыва из-за нового дождя окончание гонки пришлось на темное время суток. Это очередная особенность овалов — если вода им мешает, то темнота — нет. Ввиду небольшой площади большинство овалов оборудованы мощной системой прожекторов, освещающих трассу от первого до последнего метра. Кроме того, ночью почти все элементы спидвея взрываются россыпью разноцветных огней: даже таблички с номерами боксов при заезде на пит-лейн оформлены в традиционном американском стиле с неоновой подсветкой.
Клетчатый флаг. Гонка закончена. Все машины заезжают на пит-лейн, кроме победителя, Карла Эдвардса на Ford. Эдвардс паркуется на стартовой прямой, спиной выбирается через окно (дверей в болидах нет) и, резко оттолкнувшись, делает обратное сальто, идеально приземляясь на ноги. Публика ликует: это коронный трюк Эдвардса в случае победы в гонке. Ему сбрасывают клетчатый флаг, он садится в машину, разворачивается и проезжает круг почета по часовой стрелке — против движения, чтобы быть ближе к публике.
Гонки, организуемые NASCAR, — это в первую очередь зрелищное, безумно красивое и интересное шоу. Гонщики, которые постоянно общаются со зрителями, фотографируются и дают автографы; мощные, ревущие машины; эффектные вылеты и аварии — все это придает гонкам сток-каров особый колорит, практически не встречающийся в европейских гонках. Обычно гонки интереснее смотреть по телевизору, чем «вживую», но с NASCAR ситуация прямо противоположная. Show must go on — лозунг, заданный бессмертным Меркьюри, работает и тут. И даже с клетчатым флагом ничего не заканчивается, потому что всего через неделю — новая гонка.
” является частным предприятием, финансируемое американской семьей Франс. Зарождение соревнования началось с 1948 г., Билл Франс объединил заезды полупрофессионального уровня Южной и Восточной части Америки и ввел 3 категории соревнований Nascar: Strictly Stock (участие принимают только серийные автомобили), Modified (доработанные модели) и Convertible (кабриолеты). Вторая версия привлекла максимальное внимание автогонщиков но со временем уступила место категории Strictly Stock. Этому послужила возможность участия всех желающих, отсутствие обязательных расходов на модификацию машин и вместе с тем наличие большого призового фонда.
В 1959 г. сооружен “Daytona International Speedway”, где популярность приобрела американская кольцевая гонка – “Daytona 500”, на ней был поставлен рекорд скорости – 365 км/ч. Со временем встал вопрос о безопасности пилотов которые для контроля состояния резины прорезали отверстия в днище автомобиля. Создавались команды выступавшие под именами автомобильных компаний снабжающих участников Nascar необходимым оборудованием.
После топливного кризиса и нововведений в правилах ассоциации, автомобильные концерны перестали участвовать в оснащении команд но к соревнованиям стали привлекаться именитые гонщики. Среди них “Король Nascar” – Ричард Петти, которого отстранили от соревнований из-за намерения организовать свою ассоциацию для снабжения гоночных автомобилей.
В 1979 г. гонка становится популярнее NFL благодаря трансляции “Daytona 500” на ТВ. Наскар состоит из нескольких серий и региональных дивизионов. Разница – в мощности двигателя, размере колесной базы и размерах авто.
Болиды и безопасность пилотов
Болиды Nascar создаются по регламенту:
- длина кузова и КБ – 5283 и 2794 мм
- снаряженная масса машины – минимум 1542 кг, без водителя и топлива – 1451 кг
- объем двигателя – 5,86 л
- ограничение мощности – 865 л. с
- V8 с развалом блока цилиндров в 90 градусов
- механическая трансмиссия с 4 ступенями
- крутящий момент – 718 н/м
Рассчитаны на качественное сцепление с дорожным полотном и преодоление высоких и средних скоростей. Конструкцией болидов занимаются заводы-партнеры: Ford, Chevrolet и Toyota, которые поставляют (на сегодняшний день) исключительно блоки цилиндров или капоты. Остальные элементы авто команды производят и настраивают сами.
Оборудованы карбюраторными с установленными на них рестрикторами, ограничивающими максимальную скорость. В , команды применяют металлические диски с воздушным охлаждением к которым поток воздуха поступает по специальным воздуховодам.
Основой гоночных автомобилей выступает стальная рама из труб, которая защищает пилота во время столкновений. Спереди и сзади авто тоньше чем посередине, что обеспечивает оптимальное поглощение энергии от возможного удара. Передний спойлер придает устойчивость и улучшает аэродинамику, а задний служит для снижения давления, фары и двери отсутствуют.
Сиденье водителя размещено почти посередине салона и оборудовано шести- либо семи-точечными ремнями безопасности. Во время движения гонщики испытывают резкие перепады давления и сильное напряжение во всех группах мышц, что способен выдержать не каждый человек и спортсмен. Для создания комфортных условий, пилот Наскар обеспечивается специальными памперсами.
Овальные трассы
Особенностью гонок является использование овальных трасс с бэнкингом (высокий угл наклона дорожного полотна в повороте), что требует искусности и высокого профессионализма гонщика. Во время заезда пилоты часто , рассчитывая на ошибку оппонента, что позволит вырваться вперед не смотря на отсутствие преимущества в скорости. В любой момент может произойти столкновение влекущее за собой массовую аварию. В одном круге движется пелотон из 43 машин, которые становятся частью трека и естественными препятствиями друг для друга.
Длина трасс соответствует нормам, установленным ассоциацией Наскар:
- шорт-треки
- мильные овалы или спидвеи
- средние овалы
- суперспидвеи (знаменитая “500 миль Дайтоны”)
Кольцевые автодромы Nascar классифицируются по следующим типам конфигураций:
- классические овалы
- в виде канцелярской скрепы
- три-овалы (апоминают скрепу с изломом в одной из прямых)
- доглеги (асимметричный три-овал)
- куод-овал (два изломами на прямой)
- d-овалы (форма буквы D)
- концентрические (2 овала сплетены в 1 трек, длина – разная)
- комбинированные овалы (включают элементы общественных дорог)
- ровалы (рочие треки)
Иногда в инфлиде трека прокладывается гоночная трасса, которая соприкасается с участками овала. Также трек может оказаться за границей овала и не иметь общих с ним участков.
Особенности календаря
Календарь включает 36 зачетных и 2 не зачетных этапа.
Budweiser Shootout
Проводится на “Daytona International Speedway”, за один уик-энд до первого этапа. Участники – победители предыдущих сезонов.
Sprint All-Star
Начинается за одну неделю до масштабного соревнования Coca-Cola 600 (проводится на “Lowe’s Motor Speedway”). На старт выпускают чемпионов прошлых лет и победившего в результате зрительского голосования пилота.
Рестрикторные гонки
Традиционный календарь состоит из 4 “рестрикторных” гонок (с дополнительными ограничениями), которые стартуют на Дайтона и Талладега-суперспидвеях. На треке в Индианаполисе, на трассе в Поконо и шорт-треках в Ричмонде, Бристоле, Мартинсвилле.
Начисление очков
Разработанная в 1975 г. очковая система выглядела так: 185 баллов получал лидер гонки, 175 – серебряный призер. Дальше баллы снижались и последнее 45 место награждалось 35-ю очками.
С 2011 года очки начисляются по упрощенной схеме и за Кубок сражаются 43 участника. Разница между позициями финалистов составляет 1 очко. За 43 место пилот получает 1 балл, за 42 – 2, 41 – 3. За первое место на 4 балла больше, чем за второе. Дополнительная система премирования повышает квалификацию команды которая имеет высокий балл и заняла свою позицию на пит-лейн.
За Кубок сейчас соревнуются 12 гонщиков, 2 последних места присваиваются занявшим 11-20 места. Лучшие пилоты награждаются 2000 очков (взамен заработанных). Пилот из 1-й десятки, попавший в Погоню (Chase), получает в течение всего сезона 3 очка за победу в каждой гонке. Кубок завоевывает набравший по итогам десятой гонки максимум очков.
Разновидностьи гоночных серий
Monster Energy Nascar Cup Series
Титульный спонсор гонок Наскар. Monster Energy является высшим дивизионом для завоевания Кубка и состоит из 36 зачетных этапов.
Nascar Xfinity Series
Второй дивизион автогоночной серии. Меняла наименование несколько раз: “Budweiser Late Model Sportsman Series” (с 1982 по 1983гг.), “Busch Grand National Series” (с 1984 по 2003гг.), “Busch Series” (с 2003 по 2007гг.).
Camping World Truck Series
Серия в которой участвуют 32 пикапа, возникла в 1991 г. и имеет собственную квалификационную систему.
Whelen Euro Series
Серия международного уровня которую создала французская команда. Автомобили европейской серии оборудованы двигателем V8 Chevrolet мощностью 450 л. с. Дистанция гонок составляет 60 км, что в несколько раз меньше длины треков в США. Российские пилоты принимают участие и показывают высокие результаты именно в этой серии.
NASCAR расшифровывается как National Association of Stock Car Auto Racing (Национальная Ассоциация гонок серийных автомобилей). Это частная компания. Она организовывает гонки и обеспечивает их. Компания была основана в 1948 году Биллом Франсем-старшим. Примечательно, что до сих пор NASCAR остается во владении семьи Франс.
История NASCAR
Возникновение
Все началось в 1948 году, когда уже имевший определенный вес в гоночной сфере Билл Франс-старший решился на объединение всех гонок, которые проводились на полулюбительском уровне в юго-восточной части США. Но на его пути встало нежелание организаций из области автоспорта санкционировать такие мероприятия. В итоге Франс оригинально решил эту проблему, основав такую организацию самостоятельно и получив от самого себя разрешение.
Первые шаги
Первоначально было 3 категории выступлений:
- Strictly Stock – исключительно серийные авто;
- Modified – модифицированные модели;
- Convertible – открытые автомобили.
На первых порах наиболее популярной категорией стала Modified, но достаточно скоро она уступила место версии Strictly Stock. Это объяснялось тем, что принять участие в этих гонках мог практически любой, так как владельцам почти не приходилось переделывать свои автомобили. Следовательно, расходы на участие оказались достаточно низкими, что, вместе с внушительными призовыми фондами, привлекало не только новичков, но также и знаменитых пилотов. А возможность посоревноваться на гоночном треке с известным профессионалом льстила начинающим, способствуя росту популярности гонок.
Все это, наряду с грамотно продуманной маркетинговой политикой, способствовало увеличению авторитета заездов. Но их положение окончательно окрепло лишь в 1959 году, когда был открыт громадный автодром – Daytona International Speedway. На нем проводились соревнования NASCAR, а особенно популярной стала гонка Daytona 500.
Переход в следующую категорию
Как бы там ни было, но существование гонок из чисто серийных машин продлилось недолго, так как рост скорости и нагрузок требовал серьезного подхода к вопросам безопасности. Естественно, уже тогда определенную роль играли гоночные команды, негласно поддерживающие автомобили «своих» компаний. Доходило до того, что гонщикам приходилось прорезать отверстия в днище, чтобы наблюдать за колесом. Ведь правое переднее колесо являлось наиболее нагруженным из всех, так что в выборе момента смены резины лучше всего было ориентироваться по нему.
Фото: Daytona International Speedway
Но ситуация кардинально изменилась после того, как крупнейшие автомобильные компании начали открыто поддерживать свои команды. Скорости и оснащение автомобилей стали расти очень быстро. Но все ограничивалось термином «серийный автомобиль», из-за чего три крупнейшие автомобильные корпорации США пошли на уловку – они стали выпускать гоночные машины серийно, но очень ограниченными партиями – немного больше установленного правилами минимума в 500 автомобилей.
В начале 70-х эта ситуация достигла апогея, когда на треке стали появляться автомобили типа Plymouth Superbird. В целях борьбы с этим Ассоциация приняла соответствующие ограничения. А еще один удар нанес топливный кризис, разразившийся в 1973 году, который и заставил автомобильные концерны свернуть свое участие в гонках.
Тем не менее, соперничество продолжалось и постепенно вылилось в привлечения именитых гонщиков в команды. Все это отдаляло первоначальную цель, а пилоты становились настоящими знаменитостями. Однако все попытки гонщиков создать свою собственную ассоциацию, целью которой была бы борьба за безопасность, потерпели фиаско. Подобные действия сразу встречали решительный отпор Билла Франса-старшего, который даже изгнал из гонок нескольких именитых пилотов. Не удержался и сам Ричард Петти, 7-кратный чемпион, обладавший непререкаемым авторитетом.
Возвышение
Оно произошло в 1979 году. К этому времени NASCAR уже была достаточно популярной гонкой, но подлинный прорыв состоялся в 1979 году, когда гонка Daytona 500 была показана по телевидению. Это и привело к резкому взлету.
Некоторое время NASCAR соперничала со своим основным конкурентом – гонками серии CART. Но только до 1996 года, так как в этом году CART раскололся, в результате чего дорога в вершине популярности для NASCAR оказалась открытой. А известность Daytona 500 стала на порядок выше, чем у Indy.
Это и стало переломом. На данный момент NASCAR является самым популярным состязанием после NFL, обходя даже бейсбол и баскетбол. А Дейл Эрнхардт-младший считается наиболее востребованным и известным спортсменом в США.
Изменения в техническом плане
Все началось в 1981 году, когда представители Ассоциации анонсировали перемены в техническом аспекте гонок. С этого момента начали вводиться ограничения, направленные на то, чтобы сделать автомобили гонщиков максимально равными в возможностях. Так что инновации и новые технические решения часто не находят места в гонках. В целом NASCAR перешел на автомобили с трубчатой рамой, что значительно отдалило их от базовых вариантов.
Автомобили
Сегодня они прошли долгий путь становления и трансформации от серийных моделей до гоночных. Сейчас все гоночные болиды, выступающие в NASCAR, базируются на стальной трубчатой раме. Конечно, без помощи автоконцернов не обходится, так как именно они гарантируют поставки блоков цилиндров, а также других компонентов силовых агрегатов, шасси и КПП. Однако основная масса работы ложится именно на гоночные команды, которые сваривают кузов, обшивку и другие элементы.
Традиции
Двигатели унифицированы, чтобы максимально уравнять шансы гонщиков и выставить на первый план талант пилота. Все болиды комплектуются V-образными «восьмерками», объемом в 5,87 литра. Еще с 60-х годов их конструкция «застыла» – чугунный блок и распредвал с нижним расположением. Дошло и до того, что до 2012 года в оснащении обязательно использовались карбюраторы!
КПП 4-ступенчатые, впрочем, эти передачи необходимо переключать лишь в 2-х случаях:
- в езде за пейскаром;
- заезд на пит-стопы;
Car of Tomorrow
Гоночные автомобили с такими претенциозными названиями появились в 2007 году, когда было одобрено их участие на коротких овальных трассах длиной до 1,33 мили, но всего год спустя они попали во все этапы гонок.
Изменений в них достаточно, однако характерной чертой стала еще большая унификация характеристик.
Кузов
Так, кузов стал более габаритным. Увеличились его длина, ширина и высота, в то время как колесная база достигла отметки в 2794 мм. Также были заменены аэродинамические элементы – место заняло , а в передке появился , хотя на классических болидах бампера были исключительно вертикальным. Подобные решения позволяют оптимально настроить аэродинамические показатели и сузить арсенал выпускаемых автомобилей всего до 3-х категорий:
- Для медленных треков;
- Для быстрых трасс;
- Для гонок европейского типа.
Подобные оптимизационные мероприятия в отношении аэродинамики должны, согласно мнению организаторов, сделать гонку более динамичной и оживленной за счет большего числа обгонов.
Двигатель
Силовые агрегаты на автомобилях Car of Tomorrow практически идентичны – это 8-цилиндровые, V-образные моторы с нижним расположением распределительного вала. Их объем составляет 5,87 литра, тогда как мощность варьируется около отметки в 770 л. с.
Безопасность
Ей уделили максимум внимания. Так, пилота разместили несколько ближе к центральному сектору автомобиля, а еще были расширены зоны энергопоглощения.
Экстерьер
Трансформации в этой области идут не слишком быстро. Однако болиды типа Car of Tomorrow также совершенствуются. В частности, с 2010 года, а именно после очередного этапа в Мартинсвилле, обычный спойлер заменил привычное всем антикрыло. Еще через год последовало обновление переда болида. В 2013 году презентовали болиды 6-го поколения, это событие прошло в рамках Sprint Cup.
Фото: Car of Tomorrow — Dodge Cherger (2008 год)
Календарь гонок
За все время чемпионата Sprint Cup организаторы проводят 36 зачетных этапов, хотя в это число не включены гонки на овалах в Уоткинс-Глен и Сономе. Также имеется 2 внеочередных гонки – Budweiser Shootout и Sprint All-Star. Обе они чрезвычайно престижные, причем первая проводится за 7 дней до старта сезона, а вторая – за 7 дней до гонки Coca-Cola 600, которая является самой длинной во всем сезоне.
Budweiser Shootout и Sprint All-Star
Budweiser Shootout проходит на фирменном треке Daytona International Speedway, тогда как для Sprint All-Star выделяется трек Lowe’s Motor Speedway, причем там же проходит и гонка Coca-Cola 600.
В каждом случае есть строгий отбор. Так все гонщики, которые завоевали первые позиции в предыдущем сезоне, выступают на Budweiser Shootout, вместе со всеми, кто выигрывал этот заезд в прошлом. Для участия в Sprint All-Star допускаются лидеры гонок минувшего сезона, пилоты, выигрывавшие ранее эту же гонку, а еще пилот, за которого отдает голос большинство зрительской аудитории.
Отдельные гонки
Они проводятся несколько раз на суперспидвеях, способных развивать огромную скорость. Это «рестрикторные» гонки, а всего их 4.
Система очков
Она изначально была достаточно запутанной, а разработали ее в 1975 году. Максимальное количество очков – 185. Это баллы за 1-е место. Серебряная строчка означает 175 очков, далее же «шаг» постепенно уменьшается до 3 очков. Однако в 2011 году эта система была в значительной мере переработана, что позволяет не только проще подсчитывать набранные баллы, но также и сделать гонку более непредсказуемой.