Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Гонки серии наскар. Как устроены американские гонки Nascar? Репортаж с трассы

Современные машины участники гонок NASCAR - это кузов из стекловолокна и наполнение по особой спецификации. Единственное, что объединяет эти машины с образцами из салонов — так это название модели, красующееся на заднем бампере и, пожалуй, фары и наклейка в виде решетки спереди над бампером.

Так было не всегда. В течение нескольких десятилетий команды выезжали на все самые важные гонки не просто на автомобилях, идентичных своим копиям в массовом производстве (отсюда, кстати, и произошло выражение «гонки на серийный автомобилях»). В некоторых случаях, участвовали машины с заводской сборкой. Особенно часто это можно было видеть, когда Национальная ассоциация гонок серийных автомобилей только образовалась и в гонках принимали участие автомобили разных классов..

Давайте посмотрим на пять самых странных и самых необычных автомобилей, участвовавших .

1. Citroën ID 19

Любопытно, но не один, а целых два седана Citroën ID 19 участвовали в гонках Crown America 500 в городе Риверсайд, Калифорния в 1958 году. Модель ID 19 была не такая эффектная и продвинутая, как версия DS, которая продавалась по более доступной цене. Кроме того, у ID 19 была традиционная ручная коробка передач, в отличие от гидравлической коробки передач у ее современного близнеца. С мощностью 70 лошадиных сил и максимальной скоростью 160 километров в час, эта пара пришла к финишу 18-й и 19-й, победив в своем классе.

2. AMC Matador

Интересно, можно ли сказать, что AMC Matador — это самая уродливая машина из когда-либо участвовавших в гонках NASCAR? Неказистый Matador существовал в двух поколениях. Это купе, похожее на кусок кирпича с большими фарами и грубоватым фастбэком, и именно на нем Роджер Пенске предпринял первую попытку добиться высот в гонках NASCAR. Несмотря на свою внешнюю непривлекательность, в середине 70-х этой машине удалось стать первой в пяти гонках за три года. Конечно, за победу стоит поблагодарить гонщиков мирового класса Марка Донохью и Бобби Эллисона, а также инновационные для того времени дисковые тормоза на всех четырех колесах. American Motors Corporation завершила эксперименты с Matador в 1978 году, а через десять лет компания слилась с Chrysler.

3. Lincoln Mark III

Lincoln Mark III была последней столь впечатляющей машиной бренда класса люкс с ее 32 клапанами, двигателем V8 мощностью 290 лошадиных сил и регулируемой пневматической подвеской. В середине 80-х, когда компания Ford была на пороге завершения производства своей модели Thunderbird, команды NASCAR искали для себя потенциальную замену. Именно это и заставило команду Майкла Кранефусса начать разработку платформы Mark VIII. NASCAR тоже были в деле при разработке концепции. Проверка прошла Charlotte Motor Speedway. Однако Ford закрыла программу, так в компании боялись, что солидный имидж автомобиля будет испорчен гоночным успехом. Нелогичное решение со стороны автопроизводителя, который собирался вывести модель Taurus из того же класса.

4. Chrysler Imperial

В начале 80-х Chrysler предложила своим придирчивым клиентам полноразмерное купе Dodge Mirada и еще более шикарный Chrysler Imperial. То, что неконкурентная Mirada участвовала удивляет мало, но странно, что Imperial тоже ждала эта участь. За рулем сидел ветеран гонок Бадди Аррингтон, и это, несмотря на отсутствие официального разрешения от самой компании Chrysler. Высказывается мнение, что компанию больше интересовало то, как убедить людей старшего возраста приобрести большой и дорогой автомобиль серии Sinatra, а не 10 очков, заработанных в NASCAR на Dodge Mirada в 1982 году.

5. Tucker Torpedo

Tucker 48 или Tucker Torpedo — это автомобиль, созданный Престоном Такером в конце 1940-х в попытке продемонстрировать самые передовые характеристики безопасности, усовершенствованную трансмиссию и стиль за пределами Детройта. Было создано всего 51 автомобильное чудо и эти машины сегодня большая редкость. На гонки этот автомобиль вывел Джо Мерола в Огайо в 1950 году. К сожалению, у Такера сломалась задняя правая полуось на круге для прогрева, поэтому, официально машина не участвовала в гонках.

NASCAR (НАСКАР) - гоночная серия, которая представляет собой американское видение гонок на выносливость. Так к примеру во всемирно известном чемпионате гонок на выносливость Le Mans, пилоты, периодически меняясь, управляют болидом в течении 24 часов без перерыва. В Le Mans существует несколько классов и используются обычные гоночные извилистые трассы. Пилоты за 24 часа успевают проехать более 5000 км. Рекорд 2010 года составляет 5410 км и средняя скорость 225 км/час.

В NASCAR все обстоит несколько иначе. Трассы не извилистые, а овальные, с поворотом все время в одну сторону. Места поворотов, имеют большой наклон к центру трассы, чтобы улучшить сцепные свойства болида и препятствовать вылету с трассы на больших скоростях. Благодаря таким трассам гоночные болиды NASCAR могут двигаться все время с почти максимальными скоростями и даже в поворотах, держать полностью открытым "дроссель" двигателя. Самая высокая средняя скорость круга в NASCAR была установлена на трассе California Speedway и составляет 388.537 км/ч, что является самой высокой средней скоростью прохождения круга в автоспорте. Средняя скорость за гонку, на той же трассе 333 км/час включая пит-стопы, для смены шин и дозаправки. Выносливость этих гонок определяется, не временем нахождения болида на гоночной трассе, а скорей по времени нажатия полного дросселя двигателя! Что касается гоночного автомобиля NASCAR, то здесь все одновременно и просто и сложно. Просто, потому что рамки правил не позволяют сильно усложнять конструкцию машины и внедрять сверх современные и очень дорогие технологии. Так например одним из таких правил является обязательное использование карбюратора в конструкции двигателя (до 2012 года). Сложно, потому, что нельзя просто взять и усовершенствовать какой либо заводской автомобиль, до состояния гоночного болида NASCAR. Автомобиль должен быть создан с нуля, так как все агрегаты и узлы базируются на очень прочной пространственной раме из стальных труб, довольно большого сечения.

С проектирования такой рамы и начинается создание болида NASCAR. Силовая рама обеспечивает безопасность пилоту при авариях, на скоростях близких к 400 км/час. Причем такие случаи не являются редкостью и происходят постоянно. Высокая аварийность возникает из - за очень близкого движения болидов друг относительно друга. Пилоты машин едут буквально в полкорпуса, чтобы как можно эффективней использовать зону разряжения, образуемую впереди идущим автомобилем. Задний спойлер как раз и создан для образования области низкого давления за задней частью болида NASCAR. Что является еще одним отличием от всех имеющихся гоночных серий. Ни в ноной из них, машины не собираются в такие длинные колонны, для поддержания высокой скорости движения друг друга. Передний спойлер создает баланс автомобиля и позволяет более тонко настроить болид, для большей устойчивости и лучшей аэродинамики. Основные размеры корпуса автомобиля строго регламентированы и проверяются по шаблонам, при аттестации болида. Все панели покрывающие болид изготовляются вручную из листового металла, с помощью так называемого "английского колеса". (металлические ролики между которыми катают лист метала, до получения нужной, округлой формы) После чего листы привариваются к раме, а швы зачищаются до образования гладкой поверхности. Фары и двери в машине НАСКАР отсутствуют. Фары наклеены пленкой либо покрашены, в качестве двери для пилота, используется окно болида.

Радиальные шины должны выдерживать высокие скорости и иметь хорошие сцепные поверхности. В NASCAR используют радиальные слики которых в жестких условиях гонки хватает на 60-100 миль, при стоимости за штуку около 350$. Для скоростных трасс, обязательна установка дополнительных шин, внутри основных, что повышает безопасность при взрыве основной покрышки. Износ шин зависит от месторасположения на машине, (внешние к повороту изнашиваются гораздо быстрее) от типа трассы, от шероховатости покрытия трассы, погодных условий и др. В отличии от Формулы один, механики NASCAR должны откручивать по 5 гаек, при смене каждого колеса болида и поднять автомобиль можно только с одной стороны. В среднем им хватает 13-14 скунд чтобы сменить все колеса. Количество человек на пит - стопе ограничено семью, однако может быть задействовано и больше людей, если они не заходят за линию пит-стопа и пользуются при работах очень длинными ручками с инструментом.

Дозаправки

Забудьте о заправочных машинах, здесь баки наполняют из тяжелых канистр, которые вручную подносят из боксов. Из-за внушительного веса баллонов «заправщиками» становятся самые крепкие ребята. За время остановки на пит-лейне им нужно залить в бак болида содержимое двух канистр, но из-за отсутствия современной телеметрии команды не знают в точности, сколько топлива в машине у пилота.

Двигатель автомобилей N.A.S.C.A.R.

Двигатель NASCAR имеет строгие ограничения по рабочему объему в 5.86 (358 куб. дюймов) литра V8 с нижним расположением распределительного вала. Хоть в 2012 году обязательное использование карбюратора и было отменено все равно система питания напоминает 4 дроссельный карбюратор, с использованием впускного коллектора подобного карбюраторному. Мощность двигателей составляет около 770 лс. на плавных и быстрых трассах мощность мотора ограничивают, ставя ограничения на впуске, что понижает мощность до 450 лошадей. Конструкторам в таких условиях приходится делать упор на аэродинамику, максимально улучшая ее. V8, 16V (2 клапана на цилиндр), объемом 358 куб.дюйма (5,86 литра, до 1971 года использовались двигатели объемом 429 куб.дюйма - 7 литров), не используются турбины, компрессоры и т.п., степень сжатия 12:1, мощность этого американского атмосферного монстра по разным данным от 750 л.с. до 865л.с. Крутящий момент составляет 530 foot-pounds. что равняется примерно 718 Н/м.

Трансмиссия болида NASCAR механическая 4 ступенчатая, тормозная система не допускает установку каких либо ABS систем. Используются обычные металлические тормозные диски с дополнительным охлаждением, набегающим потоком воздуха, через специальные воздуховоды. Сиденье водителя современного НАСКАР автомобиля, смещено ближе к центру и оборудуется шести или семиточечными ремнями безопасности, для большей сохранности пилота при аварии.

Регламент NASCAR: 2013

Стальная трубчатая рама изготовленная в строгом соответствии с стандартами стандартам NASCAR Двигатель - Конфигурация объем 5.86 л (5860 куб.см) (358 CID) с верхним расположением клапанов, 90-градусный развал блока V8, два клапана на цилиндр Трансмиссия: Четырех-ступенчатая механическая Вес: не менее 1451 кг (без водителя и топлива); не менее 1542 кг (с водителем и топливом) Максимальная мощность: максимум 865 л.с. для трасс Daytona и Talladega 445 л.с. с ограничителем на впуске Крутящий момент: 718 n/m Топливо: E15 (15% этанола) высокооктановый гоночный бензин Объем топливного бака: 67 литров Подача топлива: Электронный впрыск топлива, дроссельный узел Степень сжатия: 12:1 Тип двигателя: Атмосферный (без турбонагнетателя или нагнетателя) Рулевое управление: Усилитель, циркулирующие шарикоподшипники Шины: тип Slick поставщик шины для NASCAR компания Goodyear Колесная база: 2794 мм Длина: 5283 мм Высота: 1358 мм Ширина: 1943 мм Оборудование для обеспечения безопасности: шлем, шести-или семи точечные ремни безопасности Тормозные диски должны быть изготовлены из магнитного чугуна или стали и не могут превышать диаметр 320 мм Напоследок стоит заметить что NASCAR в Америке по популярности уступает лишь американскому футболу!

Мы не раз упоминали американскую гоночную серию NASCAR — зрелищные соревнования сток-каров. И вот наконец редакция добралась непосредственно до гонки, посмотрев на этот странный для европейского болельщика спорт изнутри, из боксов, из трейлеров команд и с трибун знаменитого американского Колизея — 858-метрового овального трека Bristol Motor Speedway.

2) Заправочный трейлер Sunoco – официального поставщика топлива Nascar. Заправляется Dodge Вилли Аллена (младшая серия Nationwide). Правда, квалификацию Аллен в итоге так и не прошел.

Зритель, привыкший к классическим трассам, болельщик «Формулы-1» или WTCС, с первого взгляда NASCAR всерьез не воспринимает. «Что может быть проще — поворачивать в одну сторону!» — говорит он. Это распространенное заблуждение, связанное с тем, что европейские зрители крайне редко бывают на овальных треках — в Европе таких трасс всего несколько, и они чаще всего простаивают. Например, британская трасса Rockingham Motor Speedway использовалась в овальной конфигурации лишь в начале 2000-х, когда принимала гонки американской серии Champcar, а сейчас эксплуатируется в другой форме; для европейских гонок пригоден только небольшой участок овального трека.

Особенность овального трека действительно заключается в том, что поворачивать нужно только в одну сторону — по часовой стрелке или против нее. Но на деле это нисколько не проще, чем постоянно «перекладывать» машину из стороны в сторону. Для движения по овалу требуются своеобразные настройки — подвеска делается асимметричной, причем разница есть и между сторонами болида, и между передним и задним мостом. Это связано с тем, что овальные трассы имеют наклон дорожного полотна от бортов к центру. В Бристоле он доходит до 30° в поворотах и до 10° на прямых; таким образом, требуется компенсация наклона автомобиля.


Овальные трассы имеют чёткую классификацию по длине и конфигурации. По длине бывает три вида овалов: шорт-треки (менее мили), мильные овалы (1,61 км), средние овалы (1,61−3,22 км) и суперспидвеи (свыше 2 миль). Самый длинный и скоростной суперспидвей НАСКАРА — Talladega Superspeedway (4,28 км). По конфигурации овалы делятся на 9 типов: классические овалы, овалы в форме канцелярской скрепки, три-овалы («скрепка» с изломом одной из прямых), «доглеги» (асимметричный три-овал), куод-овалы («скрепка» с двумя изломами на прямой), D-овалы (в форме буквы D), концентрические овалы (два овала разной длины, «сплетённые» в одну трассу), комбинированные овалы (с элементами дорожной трассы) и «ровалы» (прочие овалы).

При этом совокупность сил (включая центробежную) постоянно стремится вынести машину на внешний радиус, в то время как более выгодным для обгонов является внутренний. В этом и состоит искусство — нужно не просто «наяривать круги», но постоянно рассчитывать траекторию движения соперников, чтобы не давать им лазеек для обгона, и при этом контролировать автомобиль: едва ослабишь руку на руле, как под действием центробежной силы машину унесет в стену. Таким образом, сложность движения по овалу достигается не столько конфигурацией трассы, сколько плотностью борьбы — сами соперники становятся частью трека, естественными препятствиями гораздо в большей степени, нежели, например, в той же F1. Пелатон из 43 машин, «вписанных» в 858-метровый трек, — это очень серьезное испытание, которое выдерживают далеко не все.


1) Первая стадия просушки: комплекс из трёх машин класса Jet Dryer — они сдувают с трассы воду и мусор сильным потоком горячего воздуха. За «реактивными сушилками» обычно идёт сейфти-кар, контролирующий процесс.

Пятница

Первую гонку NASCAR трасса Bristol Motor Speedway приняла 30 июля 1961 года — ее выиграл Джек Смит на «Понтиаке». С тех пор конфигурация трассы-стадиона поменялась всего дважды: до 1969 года ее длина составляла полмили (804 м), затем одна-единственная гонка прошла на 848-метровом треке, и, наконец, финальная длина трека стала составлять 858 м — трасса неизменна уже более сорока лет. Бристоль считается одним из самых зрелищных овалов чемпионата, поскольку с любой точки на трибунах виден весь трек целиком — все четыре поворота и две прямые. Пропустить какое-либо событие решительно невозможно. А событий хватает.


2) Комплекс Air Titan, инновация 2014 года. Машина, идущая по апрону, содержит запас сжатого воздуха, а пикап, движущийся по виражу, «срезает» с трассы воду по тому же принципу, по котором работает известная сушилка Dyson Airblade. Таких пар по трассе одна за другой движется четыре штуки.

NASCAR — это не одна серия, а гоночная ассоциация, включающая комплекс различных серий, вершиной которого является «старший» чемпионат Sprint Cup. По убывающей далее идут два младших чемпионата — Nationwide Series (менее мощные машины схожей конфигурации) и Camping World Truck Series (пикапы). В обеих младших сериях выступают как пилоты, которые борются за титул в каждом из чемпионатов, так и «гости» из старшей серии. Например, Мэтт Кинсет, Брэд Кеселовски, Тони Стюарт и другие именитые гонщики Sprint Cup регулярно выступают и в младших сериях вне зачета, и тут сразу становится виден их уровень. Из 33 гонок Nationwide Series 2013 года «гости» выиграли 29! Но очков они за победы не получали, поскольку гонщик NASCAR официально может выступать только в одной серии — и чемпионом стал Остин Диллон, не выигравший ни одной гонки. Вот такая странная система. Помимо того, есть еще шесть различных региональных чемпионатов NASCAR.


3) Третья стадия — вакуумный пылесос Elgin Crosswind, удаляющий воду и мусор с апрона.

Первые дни гоночного уикенда NASCAR — четверг и пятница — это «разминочное» время. В четверг проходили свободные заезды младшего чемпионата K&N Pro Series East (одного из региональных), в пятницу — свободные заезды Nationwide Series и Sprint Cup, а также квалификация Sprint Cup. Формат квалификации схож с форматом в «Формуле-1»: она состоит из двух или трех в зависимости от трека сессий, по итогам которых слабейшие выбывают, а сильнейшие переходят в следующий раунд для сражения за поул. По показанному времени расставляются только первые 36 позиций. Остальные семь квалифицируются автоматически (они вообще могут не показывать никакого времени) — по сумме очков, заработанных командой в предыдущих гонках сезона. Интересно, что если кто-то из прошлых чемпионов серии почему-либо не прошел квалификацию (в Бристоле, например, на 43 позиции претендовали 45 пилотов), то он имеет право заявить свое право на участие в гонке «по прошлым заслугам», выдавив со старта кого-то, кто показал лучшее время, но не был чемпионом. И так — шесть раз за сезон. Сперва вы работаете на авторитет, а потом авторитет работает на вас.


4) Финализация процесса: пара малых пылесоса для паркингов Tymco AirSweeper 210. За ними идёт второй сейфти кар.

Суббота

Овальный трек имеет стандартное устройство независимо от размеров и формы (поскольку «овалом» называется любая трасса с поворотом в одну сторону, форма может быть даже треугольной). Наружная, наклонная часть трассы — так называемый вираж (или бэнкинг); наклон может колебаться от 2−3° до 35°. Внутренняя часть трассы наклона не имеет и называется апроном — апрон предназначен для ухода с траектории при заезде и выезде из боксов, а в случае аварии искореженный автомобиль сам скатывается с виража на апрон, освобождая трассу.


Внутри апрона находится инфилд (in-field, «внутреннее поле») — там размещаются боксы команд, пит-лейн, подиум и сцены для выступлений и концертов. Площадь инфилда Бристольского спидвея весьма незначительна, поэтому трейлеры команд стоят с невероятной плотностью. Интересно, что после окончания субботней гонки Nationwide Series те команды, которые не выставляют машину в основном чемпионате, сворачиваются и уезжают, чтобы освободить хоть чуть-чуть места для воскресных событий, установки сцен и кафе. В пятницу и субботу инфилд — сугубо рабочий, технический.

Профессиональный архаизм

NASCAR — необыкновенно консервативные гонки. В частности, её три года назад в автомобилях был не впрыск топлива, а морально устаревший карбюратор; телеметрию команды начали использовать лишь в 2013 году, а иные команды до сих пор ориентируются в плане технических неполадок на звук двигателя и слова пилота. Приборы внутри машины — механические, стрелочные; создаётся ощущение, что никакой электроники нет вообще.
При этом тонкости настроек в болидах NASCAR совершенно невероятные. Кузов варьируется от трассы к трассе, рассчитываются миллиметровые изменения в конфигурации бампера или каком-либо незначительном с виду выступе на крыше. Чем чётче сконфигурирована машина, тем проще гонщику выполнять монотонную работу, чётко лавируя между обгоняемыми соперниками и проходя одинаковые повороты. Некоторые овалы можно пройти целиком, ни разу не воспользовавшись тормозом (правда, только на пустой трассе, например, во время квалификации).

Из-за тесноты инфилд имеет четкую структуру: трейлеры команд — гигантские капотные «Петербилты» и «Мэки» — стоят «носами» друг к другу. Внутри каждый трейлер делится на две части по горизонтали. Нижняя чуть выше человеческого роста — тут работает команда, тут находится кухня, зона отдыха. Верхняя, под крышей — пониже, там транспортируются сам болид и сопутствующее оборудование. Трейлеры имеют «лифты» для подъема машин. Между трейлерами и пит-лейном — довольно широкая зона, по которой гуляют зеваки, и здесь же производится ремонт машин в случае необходимости. Вдоль зон пит-лейна по краям инфилда по прямым выстраиваются командные мостики, генераторы, шкафы с оборудованием. В отличие от большинства европейских гонок, в NASCAR все оборудование — быстросворачиваемое, транспортируемое. Отчасти это связано с параметрами треков, отчасти — с календарем. Следующая после Бристоля гонка проводится в Фонтане (Калифорния) — это 3600 км! Трейлеры уезжают со спидвея вечером в воскресенье, после гонки, а утром в четверг они уже должны быть на следующей трассе — представляете, какая плотность работы?


1) Боксы — рабочее место команды (на примере боксов пилота Брайана Викерса). На первом этаже — инструментальные ящики, рабочая зона, экраны с трансляцией. Здесь во время квалификации дежурят и трудятся механики. На втором — командный мостик, телеметрия, место руководителя команды. Для транспортировки пункт сворачивают до первого этажа, а во время дождя полностью накрывают тентом. Справа — ручные заправочные баллоны.

В субботу гонщики Sprint Cup, которые не принимают участия в младших сериях, отдыхают: их ждут только две сессии свободных заездов с утра. Зато здесь же последовательно проводятся гонки Nationwide Series и K&N Pro Series East (которую никто особо не смотрит). В гонке Jeff Foxworthy’s Grit Chips 300 (Nationwide) в очередной раз победил выступавший вне зачета Кайл Буш — вообще способность гонщиков NASCAR в три дня провести порой не то что две, а целых три полноценных гонки поражает. Но основное столпотворение в боксах царит не возле машины победителя, а около трейлера Даники Патрик — единственной девушки-пилота. Призывая голосовать за себя в конкурсе «Самый популярный пилот гонки», все гонщики, сговорившись, начинали свои речи с фразы: «Я, конечно, понимаю, что вы будете голосовать за Данику, но мне тоже нужны голоса…» Даника действительно пользуется популярностью независимо от результатов, потому что — девушка. Кстати, воскресную гонку она проехала слабо, финишировав 18-й и по ходу дела спровоцировав аварию.


2) Курт Буш, чемпион серии 2004 года, протерся правым бортом о борт овала. Гонка продолжается, механики спешно ликвидируют последствия. Это типовая «травма» для овала — половина машин имеют после гонки потертый правый бок.

Воскресенье

В воскресенье начался дождь. В отличие от дорожных трасс, езда по овалам в дождевых условиях запрещена категорически. Связано это с тем, что создать дождевые шины для овала невозможно: вода стекает с трека по наклонной, покидая канавки, шины перестают охлаждаться и очень быстро разрушаются. А аварии на треках — дело значительно более страшное, чем на обычных трассах. Обычно в случае потери управления или столкновения машины выносит на внешний радиус и бьет о барьер. Умелый гонщик сводит аварию к «притирке» боком (как минимум у половины машин после гонки были потерты или помяты бока), но такой удачный исход возможен далеко не всегда. От внешнего радиуса машину отбрасывает на апрон — это самое опасное, потому что в момент пересечения трека в болид на полной скорости может въехать другой гонщик, а за ним — еще один, и из-за высокой плотности движения возникает завал. Поэтому при абсолютно любом, даже самом мелком инциденте на трассу тут же выезжает автомобиль безопасности (под сейфти-каром прошло 95 из 500 кругов бристольской гонки). В Бристоле один сейфти-кар выезжал, например, из-за прилетевшего на трассу пластикового пакета.


3) Ford Майкла Макдауэлла. Обратите внимание, что правый домкрат поднят выше левого, — это связано с тем, что при движении по овалу подвеску настраивают асимметрично, чтобы компенсировать износ шин и действующие на автомобиль силы.

В запланированное время гонка не началась — дождь шел проливной. Примерно через полтора часа он притих, и на овал выехал комплекс машин для просушки трассы. В Европе такого не бывает, даже в F1 честно ждут, пока трасса подсохнет естественным путем. Сначала по внешней стороне трассы идут четыре машины с «реактивными сушилками»: они сдувают с покрытия излишки воды с помощью направленных потоков горячего воздуха (заодно сметая и мусор). За ними движутся четыре пикапа с системами просушки трассы Air Titan — это нововведение сезона 2014 года, устройства, которые направляют непосредственно на бетонное покрытие «лезвия» сжатого воздуха, доводя трассу до идеально сухого состояния. Если реактивную просушку можно сравнить с феном, то Air Titan — cо знаменитыми сушилками Dyson Airblade. Вода таким образом частично испаряется, частично — уходит на апрон. За Air Titan следует вакуумный пылесос Crosswind, разработанный компанией Elgin Sweeper, — он движется по апрону, всасывая скопившуюся там воду. Завершают процессию два простых воздушных пылесоса для паркингов Tymco AirSweeper 210, и сейфти-кар, контролирующий состояние трассы. Суммарно процессия занимает половину трека, а до состояния полной сухости пылесосы должны совершить три круга. И вот — все готово к старту!

В это время в пресс-центре организаторы гонки уже скандируют в микрофон классическую фразу: «Джентльмены, заводите моторы!» И — старт. Старт на овалах делается не с места, а под сейфти-каром. Точнее, под двумя. Пелатон делится на две части (22 и 21 машина соответственно), и два сейфти-кара по очереди выводят их на трассу. Через пару кругов второй сейфти-кар уходит в боксы, пелатон сливается в одну «гусеницу». Затем уходит второй сейфти-кар — и гонка стартовала!


1) Колеса, ожидающие своей очереди на установку, обязательно накрывают картонными кругами. Дело в том, что пять крепежных болтов до установки просто лежат в пазах, и допущенные на трассу зеваки регулярно их воруют в качестве сувениров.

Гонка на овале — это очень медитативное зрелище. Если нет никаких эксцессов, и сейфти-кар не собирает пелатон за собой, машины рассредоточиваются по трассе: можно расфокусировать зрение и смотреть на равномерный бег цветных точек по кругу. Первые круговые появляются уже через 10−12 кругов, а через 100 кругов совершенно невозможно по положению на трассе понять, кто лидирует, — все смешалось. Помогают удобные информационные табло на трибунах и в центре инфилда. Но есть и другая методика просмотра гонок на овалах — ею пользуются искушенные болельщики. Они выбирают себе гонщика (обычно того, за кого болеют) и следят за ним и за окружающей его группой. Можно выбрать несколько групп на трассе, сориентироваться в их положении друг относительно друга и распределять свое внимание между ними. Как ни странно, это работает. Постепенно берешь во внимание все больше и больше групп — и через пару минут ситуация на трассе кажется ясной, как шахматная позиция. Везде свои хитрости!


2) Заправочный трейлер Sunoco — официального поставщика топлива Nascar. Заправляется Dodge Вилли Аллена (младшая серия Nationwide). Правда, квалификацию Аллен в итоге так и не прошел.

Аварий довольно много: кто-то кого-то подталкивает, кто-то теряет машину сам по себе — далее следует касание бортика, притирка, разворот. Случаются взрывы моторов с эффектным отрыванием капотов, бывают и возгорания резины, но достаточно редко. Когда на трассу выезжает сейфти-кар, гонщики массово бросаются на пит-стопы. Во время пит-стопа машину дозаправляют с помощью ручного баллона, причем количество топлива вычисляется «на глаз»: баллон взвешивается до заправки и после — становится известно, сколько залили. Умелый заправщик может рассчитать количество топлива практически до грамма. Колеса нередко меняют только с одной стороны — внешней, где больше износ, иногда меняют и все четыре колеса, но в любом случае по очереди, а не одновременно, как в F1.


На 120-м круге гонку прервали красными флагами, потому что дождь опять припустил. В течение четырех часов ждали рестарта — за это время пилоты беспрерывно общались с болельщиками, шутили, давали автографы. Мэтт Кинсет, чемпион 2003 года, показывал каким-то детям болид. Все это — обязательная часть NASCAR: открытость, общение, обязательное дружелюбие к болельщикам. Доходит до того, что фанаты во время гонки болтаются на пит-лейне, мешая механикам, а иногда откручивают гайки с колес. Поэтому ждущие своей очереди колеса накрыты картонными дисками — для защиты от поклонников-клептоманов.

По причине задержки с началом событий и 3,5-часового перерыва из-за нового дождя окончание гонки пришлось на темное время суток. Это очередная особенность овалов — если вода им мешает, то темнота — нет. Ввиду небольшой площади большинство овалов оборудованы мощной системой прожекторов, освещающих трассу от первого до последнего метра. Кроме того, ночью почти все элементы спидвея взрываются россыпью разноцветных огней: даже таблички с номерами боксов при заезде на пит-лейн оформлены в традиционном американском стиле с неоновой подсветкой.


Клетчатый флаг. Гонка закончена. Все машины заезжают на пит-лейн, кроме победителя, Карла Эдвардса на Ford. Эдвардс паркуется на стартовой прямой, спиной выбирается через окно (дверей в болидах нет) и, резко оттолкнувшись, делает обратное сальто, идеально приземляясь на ноги. Публика ликует: это коронный трюк Эдвардса в случае победы в гонке. Ему сбрасывают клетчатый флаг, он садится в машину, разворачивается и проезжает круг почета по часовой стрелке — против движения, чтобы быть ближе к публике.

Гонки, организуемые NASCAR, — это в первую очередь зрелищное, безумно красивое и интересное шоу. Гонщики, которые постоянно общаются со зрителями, фотографируются и дают автографы; мощные, ревущие машины; эффектные вылеты и аварии — все это придает гонкам сток-каров особый колорит, практически не встречающийся в европейских гонках. Обычно гонки интереснее смотреть по телевизору, чем «вживую», но с NASCAR ситуация прямо противоположная. Show must go on — лозунг, заданный бессмертным Меркьюри, работает и тут. И даже с клетчатым флагом ничего не заканчивается, потому что всего через неделю — новая гонка.

” является частным предприятием, финансируемое американской семьей Франс. Зарождение соревнования началось с 1948 г., Билл Франс объединил заезды полупрофессионального уровня Южной и Восточной части Америки и ввел 3 категории соревнований Nascar: Strictly Stock (участие принимают только серийные автомобили), Modified (доработанные модели) и Convertible (кабриолеты). Вторая версия привлекла максимальное внимание автогонщиков но со временем уступила место категории Strictly Stock. Этому послужила возможность участия всех желающих, отсутствие обязательных расходов на модификацию машин и вместе с тем наличие большого призового фонда.


В 1959 г. сооружен “Daytona International Speedway”, где популярность приобрела американская кольцевая гонка – “Daytona 500”, на ней был поставлен рекорд скорости – 365 км/ч. Со временем встал вопрос о безопасности пилотов которые для контроля состояния резины прорезали отверстия в днище автомобиля. Создавались команды выступавшие под именами автомобильных компаний снабжающих участников Nascar необходимым оборудованием.




После топливного кризиса и нововведений в правилах ассоциации, автомобильные концерны перестали участвовать в оснащении команд но к соревнованиям стали привлекаться именитые гонщики. Среди них “Король Nascar” – Ричард Петти, которого отстранили от соревнований из-за намерения организовать свою ассоциацию для снабжения гоночных автомобилей.


В 1979 г. гонка становится популярнее NFL благодаря трансляции “Daytona 500” на ТВ. Наскар состоит из нескольких серий и региональных дивизионов. Разница – в мощности двигателя, размере колесной базы и размерах авто.


Болиды и безопасность пилотов

Болиды Nascar создаются по регламенту:

  • длина кузова и КБ – 5283 и 2794 мм
  • снаряженная масса машины – минимум 1542 кг, без водителя и топлива – 1451 кг
  • объем двигателя – 5,86 л
  • ограничение мощности – 865 л. с
  • V8 с развалом блока цилиндров в 90 градусов
  • механическая трансмиссия с 4 ступенями
  • крутящий момент – 718 н/м





Рассчитаны на качественное сцепление с дорожным полотном и преодоление высоких и средних скоростей. Конструкцией болидов занимаются заводы-партнеры: Ford, Chevrolet и Toyota, которые поставляют (на сегодняшний день) исключительно блоки цилиндров или капоты. Остальные элементы авто команды производят и настраивают сами.


Оборудованы карбюраторными с установленными на них рестрикторами, ограничивающими максимальную скорость. В , команды применяют металлические диски с воздушным охлаждением к которым поток воздуха поступает по специальным воздуховодам.




Основой гоночных автомобилей выступает стальная рама из труб, которая защищает пилота во время столкновений. Спереди и сзади авто тоньше чем посередине, что обеспечивает оптимальное поглощение энергии от возможного удара. Передний спойлер придает устойчивость и улучшает аэродинамику, а задний служит для снижения давления, фары и двери отсутствуют.

Сиденье водителя размещено почти посередине салона и оборудовано шести- либо семи-точечными ремнями безопасности. Во время движения гонщики испытывают резкие перепады давления и сильное напряжение во всех группах мышц, что способен выдержать не каждый человек и спортсмен. Для создания комфортных условий, пилот Наскар обеспечивается специальными памперсами.


Овальные трассы

Особенностью гонок является использование овальных трасс с бэнкингом (высокий угл наклона дорожного полотна в повороте), что требует искусности и высокого профессионализма гонщика. Во время заезда пилоты часто , рассчитывая на ошибку оппонента, что позволит вырваться вперед не смотря на отсутствие преимущества в скорости. В любой момент может произойти столкновение влекущее за собой массовую аварию. В одном круге движется пелотон из 43 машин, которые становятся частью трека и естественными препятствиями друг для друга.





Длина трасс соответствует нормам, установленным ассоциацией Наскар:

  • шорт-треки
  • мильные овалы или спидвеи
  • средние овалы
  • суперспидвеи (знаменитая “500 миль Дайтоны”)




Кольцевые автодромы Nascar классифицируются по следующим типам конфигураций:

  • классические овалы
  • в виде канцелярской скрепы
  • три-овалы (апоминают скрепу с изломом в одной из прямых)
  • доглеги (асимметричный три-овал)
  • куод-овал (два изломами на прямой)
  • d-овалы (форма буквы D)
  • концентрические (2 овала сплетены в 1 трек, длина – разная)
  • комбинированные овалы (включают элементы общественных дорог)
  • ровалы (рочие треки)

Иногда в инфлиде трека прокладывается гоночная трасса, которая соприкасается с участками овала. Также трек может оказаться за границей овала и не иметь общих с ним участков.



Особенности календаря

Календарь включает 36 зачетных и 2 не зачетных этапа.

  • Budweiser Shootout

Проводится на “Daytona International Speedway”, за один уик-энд до первого этапа. Участники – победители предыдущих сезонов.


  • Sprint All-Star

Начинается за одну неделю до масштабного соревнования Coca-Cola 600 (проводится на “Lowe’s Motor Speedway”). На старт выпускают чемпионов прошлых лет и победившего в результате зрительского голосования пилота.


  • Рестрикторные гонки

Традиционный календарь состоит из 4 “рестрикторных” гонок (с дополнительными ограничениями), которые стартуют на Дайтона и Талладега-суперспидвеях. На треке в Индианаполисе, на трассе в Поконо и шорт-треках в Ричмонде, Бристоле, Мартинсвилле.


Начисление очков

Разработанная в 1975 г. очковая система выглядела так: 185 баллов получал лидер гонки, 175 – серебряный призер. Дальше баллы снижались и последнее 45 место награждалось 35-ю очками.


С 2011 года очки начисляются по упрощенной схеме и за Кубок сражаются 43 участника. Разница между позициями финалистов составляет 1 очко. За 43 место пилот получает 1 балл, за 42 – 2, 41 – 3. За первое место на 4 балла больше, чем за второе. Дополнительная система премирования повышает квалификацию команды которая имеет высокий балл и заняла свою позицию на пит-лейн.


За Кубок сейчас соревнуются 12 гонщиков, 2 последних места присваиваются занявшим 11-20 места. Лучшие пилоты награждаются 2000 очков (взамен заработанных). Пилот из 1-й десятки, попавший в Погоню (Chase), получает в течение всего сезона 3 очка за победу в каждой гонке. Кубок завоевывает набравший по итогам десятой гонки максимум очков.


Разновидностьи гоночных серий

  • Monster Energy Nascar Cup Series

Титульный спонсор гонок Наскар. Monster Energy является высшим дивизионом для завоевания Кубка и состоит из 36 зачетных этапов.


  • Nascar Xfinity Series

Второй дивизион автогоночной серии. Меняла наименование несколько раз: “Budweiser Late Model Sportsman Series” (с 1982 по 1983гг.), “Busch Grand National Series” (с 1984 по 2003гг.), “Busch Series” (с 2003 по 2007гг.).


  • Camping World Truck Series

Серия в которой участвуют 32 пикапа, возникла в 1991 г. и имеет собственную квалификационную систему.




  • Whelen Euro Series

Серия международного уровня которую создала французская команда. Автомобили европейской серии оборудованы двигателем V8 Chevrolet мощностью 450 л. с. Дистанция гонок составляет 60 км, что в несколько раз меньше длины треков в США. Российские пилоты принимают участие и показывают высокие результаты именно в этой серии.


NASCAR расшифровывается как National Association of Stock Car Auto Racing (Национальная Ассоциация гонок серийных автомобилей). Это частная компания. Она организовывает гонки и обеспечивает их. Компания была основана в 1948 году Биллом Франсем-старшим. Примечательно, что до сих пор NASCAR остается во владении семьи Франс.

История NASCAR

Возникновение

Все началось в 1948 году, когда уже имевший определенный вес в гоночной сфере Билл Франс-старший решился на объединение всех гонок, которые проводились на полулюбительском уровне в юго-восточной части США. Но на его пути встало нежелание организаций из области автоспорта санкционировать такие мероприятия. В итоге Франс оригинально решил эту проблему, основав такую организацию самостоятельно и получив от самого себя разрешение.

Первые шаги

Первоначально было 3 категории выступлений:

  • Strictly Stock – исключительно серийные авто;
  • Modified – модифицированные модели;
  • Convertible – открытые автомобили.

На первых порах наиболее популярной категорией стала Modified, но достаточно скоро она уступила место версии Strictly Stock. Это объяснялось тем, что принять участие в этих гонках мог практически любой, так как владельцам почти не приходилось переделывать свои автомобили. Следовательно, расходы на участие оказались достаточно низкими, что, вместе с внушительными призовыми фондами, привлекало не только новичков, но также и знаменитых пилотов. А возможность посоревноваться на гоночном треке с известным профессионалом льстила начинающим, способствуя росту популярности гонок.

Все это, наряду с грамотно продуманной маркетинговой политикой, способствовало увеличению авторитета заездов. Но их положение окончательно окрепло лишь в 1959 году, когда был открыт громадный автодром – Daytona International Speedway. На нем проводились соревнования NASCAR, а особенно популярной стала гонка Daytona 500.

Переход в следующую категорию

Как бы там ни было, но существование гонок из чисто серийных машин продлилось недолго, так как рост скорости и нагрузок требовал серьезного подхода к вопросам безопасности. Естественно, уже тогда определенную роль играли гоночные команды, негласно поддерживающие автомобили «своих» компаний. Доходило до того, что гонщикам приходилось прорезать отверстия в днище, чтобы наблюдать за колесом. Ведь правое переднее колесо являлось наиболее нагруженным из всех, так что в выборе момента смены резины лучше всего было ориентироваться по нему.

Фото: Daytona International Speedway

Но ситуация кардинально изменилась после того, как крупнейшие автомобильные компании начали открыто поддерживать свои команды. Скорости и оснащение автомобилей стали расти очень быстро. Но все ограничивалось термином «серийный автомобиль», из-за чего три крупнейшие автомобильные корпорации США пошли на уловку – они стали выпускать гоночные машины серийно, но очень ограниченными партиями – немного больше установленного правилами минимума в 500 автомобилей.

В начале 70-х эта ситуация достигла апогея, когда на треке стали появляться автомобили типа Plymouth Superbird. В целях борьбы с этим Ассоциация приняла соответствующие ограничения. А еще один удар нанес топливный кризис, разразившийся в 1973 году, который и заставил автомобильные концерны свернуть свое участие в гонках.

Тем не менее, соперничество продолжалось и постепенно вылилось в привлечения именитых гонщиков в команды. Все это отдаляло первоначальную цель, а пилоты становились настоящими знаменитостями. Однако все попытки гонщиков создать свою собственную ассоциацию, целью которой была бы борьба за безопасность, потерпели фиаско. Подобные действия сразу встречали решительный отпор Билла Франса-старшего, который даже изгнал из гонок нескольких именитых пилотов. Не удержался и сам Ричард Петти, 7-кратный чемпион, обладавший непререкаемым авторитетом.

Возвышение

Оно произошло в 1979 году. К этому времени NASCAR уже была достаточно популярной гонкой, но подлинный прорыв состоялся в 1979 году, когда гонка Daytona 500 была показана по телевидению. Это и привело к резкому взлету.

Некоторое время NASCAR соперничала со своим основным конкурентом – гонками серии CART. Но только до 1996 года, так как в этом году CART раскололся, в результате чего дорога в вершине популярности для NASCAR оказалась открытой. А известность Daytona 500 стала на порядок выше, чем у Indy.

Это и стало переломом. На данный момент NASCAR является самым популярным состязанием после NFL, обходя даже бейсбол и баскетбол. А Дейл Эрнхардт-младший считается наиболее востребованным и известным спортсменом в США.

Изменения в техническом плане

Все началось в 1981 году, когда представители Ассоциации анонсировали перемены в техническом аспекте гонок. С этого момента начали вводиться ограничения, направленные на то, чтобы сделать автомобили гонщиков максимально равными в возможностях. Так что инновации и новые технические решения часто не находят места в гонках. В целом NASCAR перешел на автомобили с трубчатой рамой, что значительно отдалило их от базовых вариантов.

Автомобили

Сегодня они прошли долгий путь становления и трансформации от серийных моделей до гоночных. Сейчас все гоночные болиды, выступающие в NASCAR, базируются на стальной трубчатой раме. Конечно, без помощи автоконцернов не обходится, так как именно они гарантируют поставки блоков цилиндров, а также других компонентов силовых агрегатов, шасси и КПП. Однако основная масса работы ложится именно на гоночные команды, которые сваривают кузов, обшивку и другие элементы.

Традиции

Двигатели унифицированы, чтобы максимально уравнять шансы гонщиков и выставить на первый план талант пилота. Все болиды комплектуются V-образными «восьмерками», объемом в 5,87 литра. Еще с 60-х годов их конструкция «застыла» – чугунный блок и распредвал с нижним расположением. Дошло и до того, что до 2012 года в оснащении обязательно использовались карбюраторы!

КПП 4-ступенчатые, впрочем, эти передачи необходимо переключать лишь в 2-х случаях:

  • в езде за пейскаром;
  • заезд на пит-стопы;

Car of Tomorrow

Гоночные автомобили с такими претенциозными названиями появились в 2007 году, когда было одобрено их участие на коротких овальных трассах длиной до 1,33 мили, но всего год спустя они попали во все этапы гонок.

Изменений в них достаточно, однако характерной чертой стала еще большая унификация характеристик.

Кузов

Так, кузов стал более габаритным. Увеличились его длина, ширина и высота, в то время как колесная база достигла отметки в 2794 мм. Также были заменены аэродинамические элементы – место заняло , а в передке появился , хотя на классических болидах бампера были исключительно вертикальным. Подобные решения позволяют оптимально настроить аэродинамические показатели и сузить арсенал выпускаемых автомобилей всего до 3-х категорий:

  • Для медленных треков;
  • Для быстрых трасс;
  • Для гонок европейского типа.

Подобные оптимизационные мероприятия в отношении аэродинамики должны, согласно мнению организаторов, сделать гонку более динамичной и оживленной за счет большего числа обгонов.

Двигатель

Силовые агрегаты на автомобилях Car of Tomorrow практически идентичны – это 8-цилиндровые, V-образные моторы с нижним расположением распределительного вала. Их объем составляет 5,87 литра, тогда как мощность варьируется около отметки в 770 л. с.

Безопасность

Ей уделили максимум внимания. Так, пилота разместили несколько ближе к центральному сектору автомобиля, а еще были расширены зоны энергопоглощения.

Экстерьер

Трансформации в этой области идут не слишком быстро. Однако болиды типа Car of Tomorrow также совершенствуются. В частности, с 2010 года, а именно после очередного этапа в Мартинсвилле, обычный спойлер заменил привычное всем антикрыло. Еще через год последовало обновление переда болида. В 2013 году презентовали болиды 6-го поколения, это событие прошло в рамках Sprint Cup.

Фото: Car of Tomorrow — Dodge Cherger (2008 год)

Календарь гонок

За все время чемпионата Sprint Cup организаторы проводят 36 зачетных этапов, хотя в это число не включены гонки на овалах в Уоткинс-Глен и Сономе. Также имеется 2 внеочередных гонки – Budweiser Shootout и Sprint All-Star. Обе они чрезвычайно престижные, причем первая проводится за 7 дней до старта сезона, а вторая – за 7 дней до гонки Coca-Cola 600, которая является самой длинной во всем сезоне.

Budweiser Shootout и Sprint All-Star

Budweiser Shootout проходит на фирменном треке Daytona International Speedway, тогда как для Sprint All-Star выделяется трек Lowe’s Motor Speedway, причем там же проходит и гонка Coca-Cola 600.

В каждом случае есть строгий отбор. Так все гонщики, которые завоевали первые позиции в предыдущем сезоне, выступают на Budweiser Shootout, вместе со всеми, кто выигрывал этот заезд в прошлом. Для участия в Sprint All-Star допускаются лидеры гонок минувшего сезона, пилоты, выигрывавшие ранее эту же гонку, а еще пилот, за которого отдает голос большинство зрительской аудитории.

Отдельные гонки

Они проводятся несколько раз на суперспидвеях, способных развивать огромную скорость. Это «рестрикторные» гонки, а всего их 4.

Система очков

Она изначально была достаточно запутанной, а разработали ее в 1975 году. Максимальное количество очков – 185. Это баллы за 1-е место. Серебряная строчка означает 175 очков, далее же «шаг» постепенно уменьшается до 3 очков. Однако в 2011 году эта система была в значительной мере переработана, что позволяет не только проще подсчитывать набранные баллы, но также и сделать гонку более непредсказуемой.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!