Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Индюк упражнение логопеда. Артикуляционная гимнастика. Фото и описание упражнений артикуляционной гимнастики для детей

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

Рекомендации:
Каждый день играйте перед зеркалом в логопедическую зарядку;
- нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды;
- взрослый следит за качеством и точностью выполняемых движений;
- заниматься по 3-5 минут каждый день.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Ах, какое наслажденье
Есть вишнёвое варенье!

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Вот грибок на тонкой ножке -
Ты клади его в лукошко!

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – ножку гриба.

Ловко кисточкой забор
Красят Петя и Егор.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка “покрасить” нижние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх. (Только верхние зубы).

«Заборчик»

У щенка – малютки
Уже большие зубки.
Как покажет их Трезорка,
Сразу в дом бежит Егорка.

Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произнести звук ”и”. Удерживать в таком положении губы на счет от 1до 5.

Язычок наш молодец
Достаёт он леденец!

1. Приклеить кусочек леденца к небу, достать его кончиком языка.
2. Предложить ребёнку улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка дотянуться до леденца. Губы остаются неподвижными.

«Трубочка»

Смастерим мы дудочку,
Дудочку – погудочку.

Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от 5 до 7.

«Орешки»

Собираем мы без спешки,
Словно белочка – орешки.

Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя выдавливание шариков.

Наливаем воду в бочку -
Надуваем сильно щёчки

Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. “Полоскать” рот воздухом.

Не нужны сейчас улыбки –
Делай ротик, как у рыбки.

Губы сжаты, щеки втянуты.

«Блинчик»

Мы печём, печём блиночки
И для сына, и для дочки.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звукосочетание: “пя-пя-пя”.


Петя встал сегодня рано
И стучит по барабану.

Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом чётко произносить звук; “ д-д-д-д…” - сначала медленно, затем темп увеличить.



На лошадках по дорожке
Скачут Аня и Серёжка.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать.(Как лошадка цокает копытами).

«Часики»

тик-так, тик- так –
Ходят часики -
Вот так!

Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.



На качелях мы качались
И друг другу улыбались!

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти, затем поднять широкий языка верхние зубы и удерживать под счёт от одного до пяти. Поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.

Мы с моей подружкой Светкой
Жуём мятные конфетки.

Улыбнуться, приоткрыть рот, “пожевать” передними зубами, широкий кончик языка.

«Индюк»

Ходят по двору подружки -
Две болтливые индюшки.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживать её. Сначала производить медленные движения, затем ускорить темп и добавить голос, пока не послышится “бл-бл-бл…”.

И –У, И- У, И- У
Взяли в садик мы дуду.

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть вперёд (“трубочка”). Чередовать движения 6-7 раз.

На нижней губке язычок
Расстелим, как половичек.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет от 5 до 10.

«Гармошка»

Эй, дружок, Антошка!
Сыграй нам на гармошке!

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

«Иголочка»

Как волшебник наш Николка –
Лопатку превратил в иголку.

«Молоко»

Лида, Оля и Наташка
Пили молоко из чашки.

Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть вперёд язык, кончик языка загибать вверх.

«Чистим зубки»

По утрам мы чистим зубки,
Любим песенки и шутки.

Водить кончиком языка по верхним и нижним зубам. Совершать по 5 движений справа налево и слева направо.



Потолок покрасил гномик,
Приглашает нас в свой домик.

Улыбнуться, открыть рот, “погладить” кончиком языка твёрдое небо, совершая движения вперёд и назад.

«Пароход»

Быстро по реке плывёт
И гудит наш пароход - “ыыыы”!

Приоткрыть рот и длительно произносить звук “ыыыыыы” - имитация гудка парохода. Обратить внимание ребёнка, что широкий кончик языка прижат к небу и не двигается.

Чистить зубки тщательно
Всем деткам обязательно.

Облизывать зубы снаружи и внутри по 3-5 движений в каждую сторону.

Язычок играет в прятки –
Поиграйте с ним, ребятки!

Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть как можно дальше язык между зубами, быстро убрать внутрь рта. Повторять 5-6 раз.

Лопаткой ямку я копаю,
Цветы иголкой вышиваю.

Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым.

Опускать и поднимать нижнюю челюсть.

«Бублик»

Юля бублик быстро съела,
Земляничку захотела.

Округлить губы как при произнесении звука “о”. Затем имитировать захват губами ягоды земляники.

«Киска сердится», «Горка».
Мурка спинку выгибает,
Глазки щурит и зевает.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, выгнув при этом спинку языка.

Киска сердится на Машу:
Хочет рыбку, а не кашу.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, при этом спинку языка поднимать и опускать.

«Катушка»

Эта круглая катушка
Ниткам верная подружка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперёд и убирается вглубь рта.

«Чашечка»

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

При отработке правильного звукопроизношения педагогу необходимо четко знать артикуляционный уклад каждого звука, т.е. в каком положении при произнесении того или иного звука находятся губы, зубы, язык и голосовые связки. Поэтому перед началом работы с детьми педагогу следует изучить поло жение всех органов артикуляционного аппарата, произнося изучаемый звук изолированно от других перед зерка­лом. Если при этом возникают затруднения, педагогу следует воспользовать­ся учебными пособиями по логопедии.

Когда артикуляционный уклад звука будет педагогом усвоен, следует заняться подбором артикуляционных уп­ражнений, необходимых для постанов­ки звуков. Упражнения к основным зву­кам даны в приложении. Они помогут выработать правильный артикуляцион­ный уклад.

Обучая детей, необходимо каждое упражнение, которое имеет название, соотнести с каким-либо визуальным об­разом, например с предметом, изобра­женным на картинке (широкий кончик языка - лопаточка, узкий кончик языка - иголочка и т.п.). В последующей ра­боте при показе картинки дети будут выполнять соответствующие упражне­ния без дополнительных объяснений со стороны педагога.

В дошкольных учреждениях нужно проводить и артикуляционную гимнастику - систему упражнений для ре­чевых органов. Ее цель - совершенствование движений артикуляцион­ных органов, необходимых для пра­вильного произношения звуков, и под­готовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты еще слабо, поэто­му следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способст­вуют развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо диф­ференцированное развитие более мел­ких мышц. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых на­рушений.

Правильное и систематическое про­ведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии - усвоению слов сложной слоговой конструкции.

к проведению артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика с детьми среднего дошкольного возра­ста проводится ежедневно два раза:

в утренние часы и после дневного сна, по инструкции педагога. Дети выполня­ют артикуляционные упражнения пе­ред зеркалом. Продолжительность гим­настики - 5 минут.

Комплекс артикуляционной гимнас­тики предварительно разрабатывается педагогом (см. приложение) в соответ­ствии с разрабатываемым звуком.

В комплекс входят 4-5 упражне­ний: 2-3 статических и 2-3 динамических. Например, комплекс «Артикуляционные упражнения к постановке звука Ш»: статические: «Трубочка» и «Чашечка»; динамические: «Маляр», «Дятел» и «Лошадка».

Комплекс артикуляционной гим­настики планируется на неделю. На следующей неделе он частично меняет­ся: одно из упражнений, хорошо освоенное детьми, заменяется новым, направленным на постановку того же звука (например, в вышеприведенном комплексе упражнение «Дятел» можно заменить упражнением «Вкусное варенье»).

В результате педагог каждую педелю знакомит детей с одним новым упраж­нением и отрабатывает его в артикуля­ционной гимнастике.

Знакомство с новым артикуляцион­ным упражнением желательно начинать с небольшой сюжетной зарисовки. Например, упражнение «Вкусное варе­нье» целесообразно проиллюстрировать таким рассказом.

«Сластена Карлсон летом навещал свою бабушку, которая жила в дерев не. Однажды он приехал к пен и по­хвалился, что научился хорошо счи­тать. Карлсон предложил бабушке посчитать ее банки с вареньем. Ба­бушка согласилась и пустила Карлсо­на в кладовку, где на полках стояли банки с вареньем. Спустя немного вре­мени Карлсон вышел оттуда, облизы­вая свои губы. Вот так (показ педаго­га).

Затем педагог предлагает выполнить упражнение (обязательно с визуальным контролем). При этом он контро­лирует правильность его выполнения каждым ребенком.

После этого педагог показывает кар­тинку, изображающую это упражнение, и называет его. Дети выполняют но­вое упражнение еще раз, по уже не по показу, а по картинке. Педагог опять проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каж­дым ребенком.

Артикуляционную гимнастику жела­тельно проводить в зале, где имеются настенные зеркала. Дети выстраивают­ся перед ними - педагог встает за их спинами. Все видят друг друга в зер­кале. Общение, показ артикуляцион­ных поз также происходит через них. В таком положении дети видят, как они выполняют упражнения, как его показывает педагог; видят картинки, которые демонстрирует педагог. А педаго­гу видно, как дети выполняют предло­женные артикуляции.

Предлагается использовать в арти­куляционной гимнастике упражнения, описания которых приводятся ниже.

Статические упражнения

1. «Улыбочка».

Цель. Развивать круговые мышцы губ.

Губы растянуты (улыбка), видны со мкнутые зубы. Удерживать губы в та­ком положении следует 10-15 секунд.

2. «Трубочка».

Цель. Та же.

Губы сомкнуты и вытянутыв виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 се­кунд.

3. «Хоботок».

Цель. Развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряже­нием вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положе­нии следует 10 секунд.

4. «Лопаточка».

Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.

Расслабленный широкий кончик язы­ка положить па нижнюю губу и удер­живать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

5. «Иголочка».

Цель. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать его в таком положе­нии.

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1до 10.

6. «Сердитая кошечка».

Цель. Развивать подвижность мышц спинки языка.

Рот приоткрыт, копчик языка упира­ется в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, боковые края при жаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1до 10.

7. «Желобок».

Цель. Вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы язы­ка.

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на копчик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 секунд.

8. «Парус».

Цель. Развивать растяжку подъя­зычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положе­нии.

Рот широко раскрыть, широкий кон­чик языка поставить за передние верх­ние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержи­вать язык в таком положении на счет от 1до 10. Выполнять 2-3 раза.

9. «Чашечка».

Цель. Упражнять в умении удержи­вать широкий язык в верхнем положении.

Рот широко раскрыть, широкий кои чик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), бо­ ковые края языка прикасаются к верх ним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3-4 раза.

10. «Заборчик».

Цель. Развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать кру­говые мышцы губ.

Зубы плотно сжаты, губы в положе­нии улыбки. Выполнять 5-6 раз по 10-15 секунд.

Динамические упражнения

11. «Утиный клювик».

Цель. Развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной по­зиции в другую.

Губы сложены трубочкой. Щеки вчя-нуть, губы несколько расслабляются и производят смыкательпые и размыка-тельные движения.

12. «Шторки».

Цель. Та же.

Рот приоткрыт, нижняя губа закры­вает нижние зубы,а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. За­тем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зу­бы, а верхняя губа опускается, закры­вая верхние зубы. Выполнять 5-6 раз.

13. «Лошадка».

Цель. Учитьрастягивать подъязыч­ную связку языка.

Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменени­ем темпа (медленно - быстрее - очень быстро). Выполнять 10-15 раз.

14. «Грибок».

Цель. Та же.

Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю че­люсть. Выполнять 5-6 раз.

15. «Маляр».

Цель. Разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.

Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в мед­ленном темпе 5-6 раз.

16. «Дятел».

Цель. Разрабатывать подвижность копчика языка.

Широко открыть рот. Языком с си­лон ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д». подражая дятлу: д-д-д-д-д (15-20 секунд).

17. «Утюжок».

Цель. Та же.

Рот чуть приоткрыт. Широким кон­чиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперед. Выполнять 20-25 раз.

18. «Прогони комарика».

Цель. Учить вызывать самостоятель­ное дрожание копчика языка под дей­ствием сильной воздушной струи.

Верхняя инижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная па кон­чик языка, приводит его в движение - язык дрожит.

19. «Покусывание кончика языка».

Цель. Активизировать мышцы кончика языка.

Губы в положении улыбки. Покусы­вание кончика языка производится 8-10 раз.

20. «Качели».

Цель. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координацию движений кончика языка (вверх – вниз).

Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зу­бы. Выполнять 15-20 раз.

21. «Катание шарика».

Цель. Укреплять боковые мышцы языка.

Губы сомкнуты, язык делает круго­вые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5-6 кругов); затем против часовой стрелки (5-6 кругов). Ско­рость движения языка можно менять.

22. «Часики».

Цель. Развивать боковые мышцы языка и координацию движений (справа - налево).

Рот приоткрыт. «Узкий» язык дви­жется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время выполнения - 20 секунд.

23. «Мясорубка».

Цель. Отрабатывать позиции «тон кий и широкий язык» с механической помощью (зубы).

Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдви­нуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3-4 раза.

24. «Прятки».

Цель. Развивать подвижность спин­ки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижни­ми зубами.

Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы, Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, затем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Выполнять 10раз.

25. «Вкусное варенье».

Цель. Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Вы­полнять 5-6 раз.

26. «Змейка».

Цель. Развивать боковые мышцы языка.

Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально вы двигать и убирать в глубь рта. Движе­ния производятся в медленном темпе, выполнять 5-6 раз.

27. «Настроение».

Цель. Вырабатывать подвижность губ.

Губы растянуты в улыбке, зубы за­борчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).

«Музыкальные занятия при речевых нарушениях» - Логоритмические занятия. Учитель– логопед. Р Не напрягайтесь! Выводы. Шкиттина Светлана Георгиевна. Элементы, имеющие оздоровительную направленность. И воспитателями логопедических групп. Музыкально-ритмические движения. Для сеанса достаточно нескольких минут. Рекомендации. Музыка лечит тело и душу.

«Алалия» - Формирование навыков выделения и опознавания ещё нескольких гласных и простых согласных Работа проводится с предъявлением. Е. Н. Негневицкая, А. М. Шахварович предлагают создавать на занятиях естественные ситуации общения. В первую очередь предлоги в, на, за, под, перед Далее предлоги с, через, по, о, об, к и т.д.

«Логопедия» - «Осень». Подготовка к празднику. Логопедические заключения на детей, зачисленных в логопедическую группу. Упражнения с су-джоком. Логопед Хараб Алла Марленовна. Официальные документы. Логопедическая служба в ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 27. Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.

«Нарушение речи у детей» - Участие в работе методических объединений. Взаимодействие с родителями. 5. Методики формирования навыков фонематического анализа, синтеза, представлений. СИДОРОВА МАРГАРИТА ВЛАДИМИРОВНА Учитель-логопед. Значимые события в профессиональной деятельности. Направления деятельности. 2. Методики формирования лексико-грамматического строя речи дошкольников.

«Программа БОС» - МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 85». Составлен список особо нуждающихся в коррекции диафрагмально-релаксационного дыхания. Был составлен упрощенный диагностический шаблон. Из 6 групп были взяты дошкольники в возрасте от 4-7 лет, т.е дети средней, старшей, подготовительной групп. Использование аппаратно-программного комплекса БОС в условиях дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи.

«Артикуляционная гимнастика» - Артикуляционное упражнение «Футбол». Указания к проведению артикуляционной гимнастики. Артикуляционное упражнение «Расческа». Формирование артикуляционной моторики. Вот футбол, Футбольный матч – Загони в ворота мяч. Я – индюк «балды - балда». А зовут меня …….. расческа. Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастики.

Всего в теме 9 презентаций

Фото артикуляционной гимнастики для детей и описания упражнений помогут родителям выполнять задания логопеда правильно, опираясь на фотографии-образцы.

Артикуляторная гимнастика

На зарядку становись!

Чтобы произносить звуки правильно и чисто, язычок должен быть гибким и сильным. Для этого нужно заниматься артикуляционной гимнастикой – делать различные упражнения для языка. К зарядке готовы!

Правила выполнения упражнений артикуляционной гимнастики

  • Артикуляционную гимнастику для детей нужно разучивать перед зеркалом. Ребенок должен копировать ваши движения. В дальнейшем, ког​да порядок действий будет усвоен, зеркало нужно убрать.
  • При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребен​ ка работали только те мышцы, которые необходимы для соверше​ния движения. Ребенок не должен делать лишних движений - округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные дви​жения другими речевыми мышцами.
  • Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут со​вершенствоваться.
  • Некоторые упражнения выполняются под счет, ко​торый ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
  • Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызы​вает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а до​статочно бывает лишь сказать «Поиграем в змейку» или «Поиграем в лошадку».

Фото и описание упражнений артикуляционной гимнастики для детей

Упражнения для языка

«ЛОПАТКА»

Язычок наш, как лопатка:
Закругленный, плоский, гладкий.

Описание: Высунуть широкий язык, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 секунд.

«ИГОЛОЧКА»

Язычок наш, как иголка,
Отойди, уколет колко!

Описание: Открыть рот. Высунуть далеко вперед язык, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 секунд.

«ЧАШЕЧКА»

Любим пить мы крепкий чай,
Ну-ка, чашку подставляй!

Описание: Широко раскрыть рот. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.

«ГОРКА»

Выше, горка, поднимись,
Мы помчимся с горки вниз!

Описание: Приоткрыть рот. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 секунд.

«ГРИБОК»

Язычок у нас грибок,
Подставляйте кузовок!

Описание: Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.

«КАЧЕЛИ»

Вот веселые качели –
Выше крыши подлетели.
На качелях вверх и вниз
Ты качаться не ленись!

Описание: Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет взрослого 10-15 раз.

«МАЛЯР»

Мы покрасим потолок,
Маляром стал язычок,
Будет чистым (вот дела!)
Все, до дальнего угла!

Описание: Высунуть язык, приоткрыть рот. Облизать сначала верх​нюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направ​ление.

«ТРУБОЧКА»

Трубочка, гуди сильней
Созовем мы всех друзей!

Описание: Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Источники:

1.​ Ирина Горохова. Речевая гимнастика для малышей. – ПИТЕР, 2010.- 44с.
2.​ Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения.- Москва: ЭКСМО, 2005.-146с.
3.​ Протопович Л. Уроки домашнего логопеда.- Ростов-на-Дону:Феникс, 2009.- 49с.
4.​ Фотографии: из личного архива Дудковой А.О.

Дудкова Анна Оскаровна,
учитель-логопед,
МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Салют»,
город Смоленск

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органовартикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики:

Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
  2. Лучше выполнять упражнения3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
  3. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  4. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положениb).
  5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  6. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  7. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  8. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  9. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики.

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
  4. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
  5. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему - шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.
  6. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Упражнения для губ.

  1. "Улыбка" - Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
  2. "Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
  3. "Хоботок" - Вытягивание сомкнутых губ вперед.
  4. "Бублик", "Рупор" - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
  5. "Трубочка", "Бублик", "Улыбка", "Хоботок" - Чередование положений губ.
  6. "Кролик" - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ:

  1. Покусываниеи почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
  2. «Улыбка-трубочка ». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
  3. «Пятачок ».Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
  4. «Рыбки разговаривают ».Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
  5. Сжать большим пальцеми указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
  6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».
  7. «Уточка ».Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
  8. «Недовольная лошадка ».Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
  9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
Если губы совсем слабые.
  • Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.
  • Удерживать губами карандаш, пластмассовую трубочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат).
  • Удерживать губами марлевую салфетку – взрослый пытается ее выдернуть.

Упражнения для губ и щек

  1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
  2. «Сытый хомячок ». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
  3. «Голодный хомячок .» Втянуть щеки.
  4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка.

  1. «Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
  2. «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  3. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
  4. «Иголочка», («Стрелочка», «Жало»). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
  5. «Горка», («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
  6. «Трубочка ».Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
  7. «Грибок».Рот открыт.Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

  1. «Часики», («Маятник»). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
  2. «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
  3. «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
  4. «Футбол», («Спрячь конфетку»). Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
  5. «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
  6. «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
  7. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
  8. «Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
  9. «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
  10. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
  11. «Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю,затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.

  1. «Трусливый птенчик». Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик » сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
  2. «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» - челюсть опущена на место, на «четыре» - челюсть двигается влево, на «пять» - челюсть опущена, на «шесть» - челюсть выдвигается вперед, на «семь» - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
  3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
  4. «Обезьяна».Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
  5. «Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее – с шепотным произнесением этих звуков.
  6. «Силач». Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.
  7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
  8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).
  9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.
  10. «Дразнилки ». Широко, часто открывать рот и произносить – «па-па-па».
  11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
    • ааааааааааааа
    • яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
    • ооооооооооооо
    • ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
    • иииииииииииии (рот слегка открыт).
  12. Произнесите гласные звуки с голосом:
    • аaaaaaaaaaaaa
    • яяяяяяяяяяяяяя
    • ооооооооооооо
    • ёёёёёёёёёёёёё
    • иииииииииииии
  13. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
    • аааааэээээ
    • аааааеееее
    • аааааиииии
    • иииииааааа
    • ооооояяяяя
    • аааааииииииооооо
    • иииииээээээааааа
    • аааааиииииэээээоооооо и т.д.
  14. Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
  15. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
    • Мал, да удал.
    • Два сапога - пара.
    • Нашла коса на камень.
    • Знай край, да не падай.
    • Каков рыбак, такова и рыбка.
    • Под лежачий камень вода не течет.
    • У ужа ужата, у ежа ежата.
    В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

  1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
  2. Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
  3. Произвольно покашливать.
    Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
    Покашливать с высунутым языком.
  4. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
  5. Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).
  6. Глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков).
  7. Глотать капли воды, сока.
  8. Надувать щеки с зажатым носом.
  9. Медленно произносить звуки "к", "г", т, д.
  10. Подражать
    • стону,
    • мычанию,
    • свисту.
  11. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.
    • Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.
    • Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.
  12. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.
  13. Произносить гласные звуки "а", "э", "и", "о", "у" на твердой атаке.
  14. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, "и-а". Звук "и" отделяется от звука "а" паузой.
  15. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльнык пузыри.
  16. Если у ребенка нарушено произношение звуков, то необходимо выполнять только те упражнения, которые способствуют выработки правильного артикуляционного уклада для тогоили иного звука.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука "P" .

«Чьи зубы чище?».

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание!
  • Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
  • Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
  • Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

«Маляр».

Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание: Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
Внимание!
  • Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
  • Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

«Кто дальше загонит мяч».

Цель:
Описание:
Внимание!
  • Нельзя надувать щёки.
  • Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук x, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

«Вкусное варенье».

Цель:
Описание:
Внимание!

«Индюк».

Цель:
Описание:
Внимание!
  • Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

«Барабанщики».

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук д: дд. Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно убыстрять темп.
Внимание!
  • Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
  • Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара – не был хлюпающим.
  • Кончик языка не должен подворачиваться.
  • Звук«д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука «Л».

Цель:
Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя.… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание!
  • Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
  • Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

«Вкусное варенье».

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!
  • Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
  • Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
  • Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык ». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

«Пароход гудит».

Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание: Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
Внимание!
  • Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

«Индюк».

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет).
Внимание!
  • Следить, чтобы язык был широким и не сужался
  • Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
  • Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Качели».

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными "а", "ы", "о", "у".
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Внимание!
  • Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

«Лошадка».

Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание!
  • Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
  • Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
  • Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

«Лошадка едет тихо».

Цель: Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука «л».
Описание: Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Внимание!
  • Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
  • Кончик языка не должен загибаться внутрь.
  • Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

«Дует ветерок».

Цель: Вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
Внимание!
  • Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков («ш», «ж», «щ», «ч»).

«Наказать непослушный язычок».

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание!
  • Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
  • Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
  • Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

«Сделать язык широким».

Цель: Выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание!
  • Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
  • Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
  • Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
  • Боковые края языка должны касаться углов рта.

«Приклей конфетку».

Цель: Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.
Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Внимание!
  • Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.
  • Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.
  • Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
  • Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

«Грибок».

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)
Внимание! /
  • Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
  • Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.
  • При повторении упражнения надо открывать рот шире.

«Кто дальше загонит мяч».

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Внимание!
  • Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
  • Нельзя надувать щёки.
  • Следить, чтобы ребёнок произносил звук «ф», а не звук «х», т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

«Вкусное варенье».

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!
  • Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
  • Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
  • Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

«Гармошка».

Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
Внимание!
  • Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
  • Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.
  • Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

«Фокус».

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Внимание!
  • Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
  • Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
  • Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики.

В дополнение к общепринятым упражнениям артикуляционной гимнастики я рекомендую упражнения,опубликованные в книгaх " "Хлоп-топ" и "Хлоп-топ-2" .Авторы Коноваленко С.В, и Коноваленко В.В. и изданные издательством "Гном" .

Упражнения с шариком.

(диаметр шарика 2 - 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел).
  1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо - влево.
  2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
  3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
  4. Язык - «Чашечка», цель - поймать шарик в «Чашечку».
  5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.
  6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
  7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.
Примечание . Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

Упражнения с ложкой.

  1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
  2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
  3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
  4. Язык - «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
  5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
  6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
  7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.
  8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
  9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
  10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения для языка с водой. «Не расплескай воду»

  1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.
  2. «Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.
  3. «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.

Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом

(бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25 - 30 см, ширина - 4 - 5 см)
  1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд.
  2. Выполняется по аналогии с упражнением №1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.
  3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т. д. Выполняется 10 раз.
  4. В отличие от упражнения 1 бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10 - 15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз.
  5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.
  6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или «лопатки» (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10 - 15 секунд. Повторяется до 10 раз.
  7. В отличие от упражнения №6 бинт прижимается «языком-ковшом» («лопаткой», «блинчиком») не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения №1, №2
  8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки» («блинчика»).

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Рекомендации для проведения дыхательной гимнастики
  1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
  2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
  3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
  4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Упражнения дыхательной гимнастики

  1. «Снег».
  2. Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки,пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
  3. «Кораблики».
  4. Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
  5. «Футбол».
  6. Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».
  7. «Буль - бульки».
  8. Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «Буль -бульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.
  9. «Волшебные пузырьки».
  10. Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
  11. «Дудочка».
  12. Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
  13. «Губная гармошка».
  14. Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
  15. «Цветочный магазин».
  16. Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.
  17. «Свеча».
  18. Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
  19. «Косари».
  20. Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».
Рекомендуемая литература по теме, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает занятия интереснее, веселее.
  1. Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие »
  2. Издательство: Корона-Принт
  3. 2. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»
  4. Издательство: "АСТ"
  5. Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет
    Издательство: "Карапуз"
    Год издания: 2003
  6. Костыгина Валентина «Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)»
    Издательство: "Карапуз"
    Год издания: 2007
  7. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей».
    Издательство: "Каро"
    Год издания: 2006
  8. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М, 2005
  9. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родинова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. – М., 2006


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!