Как воспитать чемпиона: интервью с мамами Олимпийцев. Есть ли секрет, как воспитать в ребенке чемпионский дух? Были ли у чемпионов серьезные травмы? Как вы им помогали справиться с ними
Это заветное желание можно реализовать, открыв для ребенка мир спорта. Но как в его многообразии выбрать тот вид физической активности, который подойдет
вашему ребенку? А потом подготовить его к соревнованиям?
В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ…
У античных философов не возникало сомнений — занятия физической культурой укрепляют не только тело, они благотворны для духа, стабилизируют психологическое состояние. Но чем спорт полезен для детей?. Спорт придает уверенность в себе.
«Движение — первое, что новорожденный осваивает сразу после своего появления на свет, а спорт, которым он начнет заниматься через несколько лет, научит его управлять своим телом, — объясняет спортивный психолог Александр Веракса, куратор специализации «Психология спорта» (факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова). — Именно спорт придает уверенность в движении, которая превращается в уверенность в себе. Так у детей формируется собственный телесный образ, который будет особенно остро переживаться в подростковом возрасте».
Способствует социализации ребенка.
Особенно если он занимается командными видами спорта (футбол, баскетбол, хоккей). «Ведь он должен точно осознавать свое место в команде и уметь с этой позиции взаимодействовать с другими участниками игры, — продолжает Александр Веракса. — Ребенок оказывается членом сообщества сверстников и на равных участвует в общении с ними».
Спортивные занятия предполагают соблюдение режима и правил.
Ребенок учится в нужный момент концентрироваться и правильно распределять силы. «Эти навыки пригодятся ему не только в учебе, — добавляет спортивный психолог. — Они будут востребованы и в других жизненных ситуациях».
КАК ВЫБРАТЬ ВИД СПОРТА
ской активностью детям с 4-х лет. «Задача родителей в не том, чтобы приобщить ребенка к определенному виду спорта, — считает Александр Веракса, — а выявить его интерес, понять, что приносит ему наибольшее удовольствие». Иными словами, прислушайтесь… к самому ребенку. «Часто его способности проявляются в безотчетном желании заниматься каким-то конкретным видом спорта», — говорит психолог Асыл Габбазова, преподаватель Российского государственного университета физкультуры и спорта. Вот на него-то и стоит обратить повышенное внимание.Характер и вид спорта
ВИД СПОРТА | НЕОБХОДИМЫЕ КАЧЕСТВА |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ Легкая и тяжелая атлетика, плавание, велогонки, лыжные гонки, гребля | Способность мобилизовать волю, упорство, стойкость |
Фигурное катание, спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду, велоспорт | Артистичность, активное творческое начало, смелость, самообладание, решительность, восприимчивость |
ИНДИВИДУАЛЬНО-ИГРОВОЙ
Теннис, бадминтон, фехтование, настольный теннис | Тактическое чутье, умение предвосхитить действия противника, более развитая координация движений |
ИНДИВИДУАЛЬНО-КОНТАКТНЫЙ
Бокс, дзюдо, борьба | Тактическое чутье, способность к принятию решений, психическая выносливость |
КОЛЛЕКТИВНЫЙ Футбол, волейбол, хоккей на льду и на траве, водное поло | Умение предвосхитить действия противника, коммуникабельность,
способность к сотрудничеству |
ВСЕ ДЕЛО В НЕРВАХ
Понаблюдайте за ребенком, выясните, каковы свойства его нервной системы (НС). «Занятия спортом приравниваются к экстремальной деятельности, — объясняет спортивный психолог Асыл Габбазова. — Спортсмену на соревнованиях и на тренировках часто приходится действовать с риском для здоровья, в ситуации лимита времени».
Сильная нервная система характеризуется выносливостью и стрессоустойчивостью, слабая — неумением терпеть, при длительном напряжении человек допускает ошибки.
В таких условиях более успешны люди с сильной НС, ведь они, мобилизуясь, правильно реагируют на стрессовую ситуацию. Люди со слабой нервной системой плохо выдерживают экстремальные нагрузки, они их дезорганизуют. Если у вашего ребенка слабая нервная система, это не повод опустить руки. Среди спортсменов высокой квалификации по разным данным от 5% до 20% людей именно с такой — слабой — НС.
Быстро реагируют на изменения в окружающей среде люди с подвижной нервной системой.
Они лучше проявляют себя в спортивных играх и единоборствах, когда необходимо быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, перестраивать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, быстро принимать решения. Но, по словам спортивного психолога Асыл Габбазовой, они плохо выносят монотонную работу, которая свойственна лыжным гонкам, бегу на длинные дистанции, художественной гимнастике. В этих видах спорта лучше проявляют себя спортсмены с инертной нервной системой.
ИЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЫ
Ваш ребенок занимается, например, хоккеем, успешен, на тренировках и соревнованиях забивает шайбы, находится в контакте с другими членами команды… Но наступает день, когда тренер говорит о том, что мальчику надо бы перейти из обычной школы в спортивную. Мол, дальше он автоматически попадет в юношескую сборную, а там, глядишь, и другие горизонты нарисуются. Что делать родителю, который и не мечтал о спортивной карьере своего отпрыска? Принимать ли столь заманчивое предложение?1. Взвесьте все за и против.
«Спорт — это ежедневные многочасовые тренировки, подчинение своей жизни определенному режиму, — объясняет Асыл Габбазова. — Сборы, соревнования, которые связаны с частыми отъездами из дома, возможность травмы, которая может быть несовместима с дальнейшей спортивной карьерой, неизбежные пробелы в образовании… Век спортсмена очень короток, однажды придет день, когда даже самая успешная спортивная карьера закончится».
2. Постарайтесь услышать своего ребенка, почувствуйте его отношение к этому виду спорта. «Если он отказывается идти на тренировки, испытывает негативные эмоции, — полагает психолог Александр Веракса, — не проявляет интереса к занятиям, стоит задуматься: а необходимо ли тратить время именно так?»
3. Помните о том, что спортивный талант ребенка не является величиной постоянной.
«Физические данные со временем меняются, — продолжает психолог. — Успешный в начальной школе юный футболист в подростковом возрасте может столкнуться с тем, что с его телом происходят изменения, которые могут поставить крест на его карьере». Ребенок-спортсмен не должен терять связь с реальным миром. Тогда он всегда может вернуться туда, уйдя из спорта.
ГАЛИНА МАЛЬЧУГИНА
МАМА ОЛИМПИЙСКОЙ ЧЕМПИОНКИ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ ЮЛИИ ЧЕРМОШАНСКОЙ
ДО: Вы мечтали о том, что ваша дочь станет олимпийской чемпионкой?
Галина Мальчугина: Юля родилась в спортивной семье, мы с мужем профессиональные спортсмены, поэтому то, что она будет заниматься каким-либо спортом, было решено задолго до начала занятий. Был момент, когда я поняла, что Юлю ждет успех.
ДО: Были ли у вас сомнения, когда встал вопрос о том, чтобы заниматься спортом профессионально?
ГМ: В 9 лет она пошла на теннис, но что-то у нее не заладилось. Она часто бывала на моих тренировках, и постепенно ее любопытство к легкой атлетике переросло в интерес. В 11 лет она самостоятельно решила, что будет ею заниматься. Мы ее поддержали.
ГМ: Безусловно, у Юли были хорошие данные. Но успех достигается только упорными тренировками, поэтому без стремления задатки — ничто. Задача родителей — вовремя присмотреться к своему ребенку, понять, в чем он себя проявляет лучше
ДО: Занятия спортом требуют дисциплины, детям не всегда можно объяснить, почему нужно постоянно тренироваться, им хочется погулять с друзьями, сходить в кино…
ГМ: Мне не пришлось ее убеждать. Глядя на меня, Юля знала, ради чего тренируется и к чему стремится, она понимала, что ей придется чем-то жертвовать. В подростковом возрасте ей, конечно, не хватало общения с друзьями. Подружки идут на дискотеку, она — мне: «Мама, можно?» — «Нет, нельзя, завтра тренировка». Она, конечно, обижалась, но потом поняла, что это для ее блага.
ДО: Бывали моменты, когда вам казалось, что спортивная карьера дочери не сложится?
ГМ: Да, и связаны они с травмами и неудачными выступлениями. Я всегда была рядом, поддерживала ее. До Олимпиады в Пекине Юля получила серьезную травму колена. Даже встал вопрос о том, что дочь не будет в ней участвовать. Мы были подавлены. Но решили идти до конца — использовать по полной тот короткий отрезок времени. Активно лечили колено, восстанавливали ногу. В результате Юля выступила в Пекине блестяще.
ДО: Как вы поддерживали дочь, если она проигрывала?
ГМ: Я всегда ее успокаивала. Ведь главное, чтобы у нее вера в себя и свои силы не пропала.
ГМ: Нужно давать ребенку возможность выбирать. Если ребенок талантливый, его обязательно заметят, нужно дать ему возможность проявить свои сильные качества, и обязательно мамам нужно поощрять даже самую маленькую победу, в дальнейшем это поможет стать успешным, построить карьеру, стать уверенным в себе, жизнерадостным. Ни в коем случае нельзя прессовать: «Ты должен заниматься…» Если ребенок из школы идет на тренировку с радостью, значит, это его.
|
|
Идеальная мама для будущего чемпиона
КАК РАЗОБРАТЬСЯ С СОБОЙ
Постарайтесь осознать те мотивы, которые толкают вас выбрать для ребенка тот или иной вид спорта. «Самая адекватная мотивация — физическое и эмоциональное развитие вашего сына или дочери, — полагает спортивный психолог Александр Веракса. — К неадекватным мотивам относятся стремление обеспечить свое будущее за счет спортивных успехов своего ребенка, гордость за него». Помните, что из многих тысяч спортсменов только единицы становятся знаменитыми и высокооплачиваемыми. Вы хотите в будущем гордиться успехами своих детей? «Это значит, что вы, не осознавая этого, хотите, чтобы ваш ребенок реализовал вашу мечту», — продолжает психолог. Нужно ли говорить, что дети далеко не всегда испытывают тяги к тому виду спорта, о котором мечтали их родители? С другой стороны, у нас всегда есть в запасе мнение профессионала. «Сомневаетесь? Покажите ребенка опытному тренеру», — советует спортивный психолог Асыл Габбазова.
КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К СОРЕВНОВАНИЯМ
Многие из нас полагают, что главное в спорте — победа. Измените свое отношение к этой ситуации: важно участие в соревновании! Это даст возможность вашему ребенку… победить. «В психологии спорта уже доказано, что, когда спортсмен ориентирован не на достижение победы любой ценой, а например, на овладение новым техническим элементом, занятия спортом приносят ему гораздо больше позитивных эмоций, — считает Александр Веракса. — И в конечном счете приводят к более эффективным действиям». Другой важный момент — стоит освоить методику так называемой внутренней речи. Каждый из нас ежедневно внутренне комментирует то, что делает, обдумывает происходящее. «Если ваш ребенок думает о том, что ему не удастся достойно выступить, это может привести к тому, что он будет испытывать тревогу, переживать и в результате действительно не сможет полностью выложиться, — объясняет Александр Веракса. — Поэтому так важно объяснить ему необходимость переводить негативные мысли в позитивные». Вместо того чтобы думать: «У меня ничего не получится», — следует говорить себе: «У меня все получится». Такая «внутренняя речь» поддержит ребенка, он будет более точен, и это приведет его к победе. «Спортсмены, которым удалось взять под контроль силу своего воображения, используют его для улучшения своих результатов, — продолжает психолог. — Мысленно прорабатывая перед каждым соревнованием свою программу, они тем самым готовятся к нему, представляя свои самые лучшие выступления, спортсмены меньше волнуются и ощущают большую уверенность».КАК ПЕРЕЖИТЬ ПОРАЖЕНИЕ
Известный американский баскетболист Майкл Джордан говорил: «Я промахнулся более 9 тысяч раз. Я проиграл почти 300 игр. 26 раз мне доверяли бросок, который мог решить исход игры в нашу пользу, и я промахивался. Я в своей жизни много раз проигрывал, вот почему я так успешен». В каждом поражении заложены точки роста, главное — их увидеть. В этом задача родителя и тренера, которые могут внести коррективы в программу подготовки ребенка к следующей серьезной игре. Перестаньте давить на ребенка, постарайтесь также не выказывать ему своей тревоги. Все это вызывает у него неуверенность в себе, сомнения в собственных успехах.КАК ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ, КОТОРЫЙ ПОБЕДИЛ
Если он выиграл соревнования, значит, смог собраться и выложиться. «Его победа говорит о том, что до этого момента он много работал, он — трудяжка, — говорит семейный психолог Инна Хамитова. — Ребенка, который почувствовал вкус победы, не страшно хвалить, для него лучше всякой похвалы станет следующая победа, к которой он будет стремиться. Ведь спорт вырабатывает в человеке упорный характер и привычку к каждодневному тяжелому труду». Хвалите вашего ребенка и не бойтесь, что от ваших похвал он может зазнаться.ИРИНА ИЩЕНКО
МАМА ОЛИМПИЙСКОЙ ЧЕМПИОНКИ ПО СИНХРОННОМУ ПЛАВАНИЮ НАТАЛЬИ ИЩЕНКО
ДО: Вы мечтали о том, что ваша дочь станет олимпийской чемпионкой?
Ирина Ищенко: Нет, но я, как любая мама, знала, что моя дочь уникальна и обязательно в чем-то будет лучшей.
ДО: Сколько лет было дочке, когда вы отдали ее заниматься спортом?
ИИ: Когда Наташе исполнилось 6 лет, я отвела дочь в школу синхронного плавания. Одновременно — в секцию художественной гимнастики, но совмещать занятия очень сложно. Остановили выбор на плавании — дочь начала делать первые успехи. Задатки чемпиона в Наташе тренеры разглядели не сразу. Она была тихой и скромной, ничем не выделялась. Но тренерам нравились ее исполнительность и тщательность, с которой она выполняла все задания. К 10 годам Наташа стала лидером в Калининграде. В 12 лет ее заметили в Москве, а в 14 — пригласили тренироваться в юниорскую сборную России по синхронному плаванию. В 15 лет Наташа стала чемпионкой России среди юниоров, а в 16 — чемпионкой мира.
ДО: Вы понимали, что у дочери есть задатки выдающейся спортсменки?
ИИ: Не мама приводит ребенка в большой спорт. Когда мы с Наташей пришли в бассейн, я даже не думала об этом. Задача родителя — дать толчок, а дальше ребенок, если у него есть талант и стремление, добьется успеха.
ДО: Занятия спортом требуют дисциплины и воли, детям не всегда можно объяснить, почему нужно постоянно тренироваться, им хочется погулять с друзьями, сходить в кино…
ИИ: Наташа была очень собранным ребенком, обожала выступать, поэтому, когда начались первые успехи, мне не пришлось ее убеждать соблюдать дисциплину. Дети обязательно должны знать, что их любят не за спортивные успехи, а просто за то, что они у нас есть.
ДО: Бывали ли моменты, когда вам казалось, что спортивная карьера дочери не сложится?
ИИ: Я никогда не сомневалась в Наташе, наоборот, всегда подбадривала ее и говорила, что все получится. Иногда слова поддержки — это все, что нужно, чтобы преодолеть кризис.
ДО: Как вы поддерживали дочь в тех случаях, когда она проигрывает?
ИИ: В начале ее карьеры она проиграла испанской синхронистке Джемме Менгуаль на чемпионате Европы. Это было очень обидно, ведь Наташа была сильнее. Я знала, что она очень переживает. И тогда сказала дочке: «Все знают, что ты лучшая и ты сама знаешь это, и жизнь обязательно все расставит на свои места». Так и получилось.
ДО: Как воспитать олимпийского чемпиона?
ИИ: Всегда говорю своим детям, что любое дело надо делать хорошо, доводить его до конца и постараться все делать лучше других. А еще всегда повторяла им слова моей мамы: «Учиться хорошо легче, чем плохо!»
|
|
Как только отзвенели весной ручьи и подсох асфальт, во двор высыпало десять ребят: сбросив куртки в аккуратную кучку, они играли «в вышибалу», «в резиночку», на углу выстроилась очередь прыгать через скакалку, а около самого подъезда, где «мелом был расчерчен асфальт на квадратики», весело скакали на одной ноге, подвигая банку из-под гуталина. Одни гоняли на великах, другие радовались футболу, третьи – стучали мячом о стену магазина…
Так было в моем детстве... Сейчас же, когда большинство родителей опасается выпускать ребенка на прогулку одного, а понятие «двор» вообще как-то стерлось, ребята, по большей части, остаются дома. Львиную долю своего свободного времени современные городские дети проводят в положении сидя: в лучшем случае – с книгой, в худшем – с «мышкой» или джостиком в руках. Чтобы обеспечить чадо необходимой растущему организму двигательной активностью, многие родители отдают его в спортивные школы или секции. Некоторые настолько воодушевляются первыми спортивными победами чада, что загораются идеей вырастить из него чемпиона.
И это понятно, ведь занятия спортом в школьном возрасте:
Полезны для общего физического развития, укрепления здоровья, улучшения координации движений, поддержания в необходимом тонусе мышечной системы;
Помогают почувствовать уверенность, выработать силу воли, умение постоять за себя и товарища, найти применение своей «упертости», научиться преодолевать усталость, а порой и болевые ощущения;
Прививают навыки работы в команде;
Это возможность хорошенько размяться после многочасового сидения за уроками, выплеснуть накопившуюся энергию.
Тем не менее к выбору вида спорта, в который вы планируете отдать малыша, необходимо подходить вдумчиво и ответственно.
Сколько видов спорта вы можете назвать навскидку – десять, двадцать? А все потому, что на слуху у нас, благодаря СМИ, во-первых, наиболее зрелищные (что не всегда синоним полезных для здоровья), во-вторых – олимпийские. Если мечта всей вашей жизни – увидеть свое чадо по телеку на пьедестале в сверкающем блестками трико – тогда, конечно, отдайте его в художественную гимнастику, фигурное катание или синхронное плаванье. Если же ваша цель – укрепить здоровье и характер малыша, копните чуть глубже: мир спорта – гораздо шире и многообразнее, чем нам иногда кажется.
Так, среди игровых различают индивидуальные (например, теннис и бадминтон) и командные (гандбол, хоккей на траве). Но ведь есть еще и циклические виды спорта (бег на коньках, гребля, велоспорт), спортивные единоборства (карате, фехтование) и непосредственно борьба (айкидо, греко-римская, сумо). Не забывайте и о силовых видах (тяжелая атлетика, гиревой спорт); сложнокоординационных (прыжки в воду, фристайл, прыжки на батуте); экстремальных (скалолазание, спортивный туризм); технических (картинг, стрельба из лука); прикладных (конный и парусный спорт) и авиационных (парашютизм, дельтопланерный спорт), а также прочих, не менее увлекательных (паркур, дартс и т.д.).
Контактным детям, которые умеют найти себе товарища везде и всюду, подойдут командные виды, наиболее типичные представители которых – футбол, волейбол, баскетбол. Официально они не делятся на чисто мужские и чисто женские, но команд женского футбола или хоккея – все еще чрезвычайно мало. Специалисты советуют: если парнишка никак не определится, какой вид спорта ему ближе, – начните с командного.
Что же выбрать?
Пробежимся хотя бы по тем видам спорта, которые постоянно на слуху.
Например, теннис. Для занятий необходимы выносливость (чтобы чего-то достигнуть, тренироваться придется не менее 3 раз в неделю), настойчивость и упорство. Во время занятий задействованы практически все группы мышц, развивается координация движений. Минус – неравномерная кардионагрузка.
При занятиях водными видами спорта вырабатываются хорошая осанка , укрепляется мышечный костяк. Подходит практически всем и во всех возрастах, формирует хорошую фигуру у мальчиков (и непопулярную – у девочек). Минус – возможная аллергия на хлорку и болезни ЛОР-органов от пребывания в прохладной воде.
Лыжи и все, что с ними связано: постоянная работа на свежем воздухе и развитие большинства групп мышц – безусловный плюс. Минус – возможный травматизм, который, впрочем, подстерегает практически в любом виде спорта.
Фигурное катание – спорт-мечта, большее количество болельщиков у экрана телевизора собирает разве что футбол. Хорошо развиваются мышцы ног, координация, вырабатывается отличная осанка. Однако фигурное катание относится к наиболее сложным видам спорта, а ошибки (читай, падения) – болезненны, поэтому психологическая поддержка важная как нигде. Поскольку данный вид спорт очень популярен, конкуренция здесь – гораздо ощутимее, чем, например, в стендовой стрельбе, поэтому и спрос тренера к ребенку – выше.
Работать приходится не только на катке, занятия хореографией – также обязательны.
Занятия гимнастикой гарантируют осанку, развивают координацию; становятся стройными и грациозными, их фигура наиболее гармонично развита (ноги – не перекачаны, плечи – не развиты сверх меры). Гимнастика – своеобразный трамплин для тех, кто в силу каких-то причин решил сменить вид спорта. Минус – ограничения по росту и очень строгая диета.
Определить ребенка в секцию дзюдо, самбо или айки- до – как минимум научить его приемам самообороны. Боевые искусства развивают отличную реакцию, координацию движений, мускулатуру и, что немаловажно, учат правильно падать. При этом уровень травматизма – не выше, чем в других видах спорта (при занятиях с нормальным тренером).
Спортивная секция – хорошее начало
Вам еще рано в спортшколу, да и вообще непонятно, что выбрать? – начните со спортивной секции. Но и к ее выбору нужно подходить не только по территориальному принципу.
Давайте посмотрим, с какого возраста принимают детей в столичные спортивные секции. Ребенка 3 лет берут на горные лыжи, а также плаванье с пометкой «с родителями». В четыре года можно заняться ушу, в пять пред карапузом открывается целая палитра элитных видов – теннис, хоккей, фигурное катание.
С шести есть возможность отдать ребенка на акробатику, футбол и художественную гимнастику. Первоклашку, уже самостоятельно, без взрослых, примут в секцию плавания и велоспорта; с восьми – смело отправляемся на волейбол и баскетбол, с девяти – на и фехтование. С десяти неплохо заняться легкой атлетикой, а с двенадцати – попробовать свои силы в боксе.
Бывает, что преподавать нанимают мастера спорта, но без специального образования (включающего знание детской физиологии, детских норм нагрузок, методику преподавания) – ясно, что он неплохой спортсмен, но вот правильно ли он поведет себя с детьми – вопрос.
В детстве я часто болел, и мама отвела меня в секцию
Именно эту причину, как ни странно, называют чемпионы, развивая тему «как я попал в большой спорт». Лично мне кажется, что отвести часто простужающегося ребенка туда, где много льда, – это как-то нелогично. Это к тому, что многие родители «ведутся» на слова великих и бездумно отдают малыша именно в тот вид спорта, где добился успеха в прошлом маленький и тщедушный мальчик, выросший в чемпиона.
Спорт как панацея от всех болезней – это одна крайность. Другая – «у ребенка нелады со здоровьем, значит, спорт – не для нас». Специалисты убеждены: только серьезная степень инвалидности может заставить отказаться от занятий спортом раз и навсегда.
В остальных случаях спортивные врачи советуют:
Если у ребенка диагностирована бронхиальная астма, отметаем беговые нагрузки, но пробуем свои силы в плаванье и некоторых видах борьбы, а также йоге и ушу;
При проблемах с давлением и/или сосудами, сразу же отказываемся от единоборств, однако не исключаем горные лыжи и волейбол;
В случае близорукости (рассматривается не только ее степень, но и состояние глазного дна) противопоказаны виды спорта, где не избежать резких наклонов, прыжков, и вообще любая активность, при которой есть риск падения.
Самые строгие требования к состоянию здоровья будут предъявлены, если вы решили отдать ребенка на борьбу, бокс, в тяжелую атлетику, хоккей, все виды прыжков, лыжные виды спорта.
Специалисты Научного центра здоровья детей РАМН Сергей Поляков и Ирина Корнеева отмечают, что «для гимнастики, плавания, фехтования, фигурного катания, тенниса оптимальный возраст начала занятий – 7–9 лет; для баскетбола, батута, лыжного и парусного спорта – 9–11 лет; для борьбы, водного поло, волейбола, академической гребли, конькобежного спорта, легкой атлетики, прыжков в воду, современного пятиборья, футбола, хоккея – 10–11 лет; для санного спорта, пулевой стрельбы, стрельбы из лука, гребли на байдарках и каноэ – 11–12 лет; для велосипедного спорта, бокса – 12–13 лет».
При этом «специализация (учебно-тренировочные занятия) должна начинаться после начальной подготовки – с 8 до 15 лет, в зависимости от вида спорта», добавляют врачи, уточняя, что «самая ранняя специализация – в плавании (с 8 лет), гимнастике, теннисе, фигурном катании (с ), самая поздняя – в боксе, велоспорте, тяжелой атлетике (с 14 лет)».
По словам психологов, до десяти лет дети не могут четко осознать, подходит ли им тот или иной вид спорта, им сложно определиться между двумя-тремя секциями, они находятся под влиянием сверстников. Поэтому разговаривать о предпочтениях необходимо как можно мягче, чтобы не отвратить малыша от занятий.
Кстати, о темпераменте
Спортивные психологи считают, что ребенку-флегматику гораздо ближе фехтование, бег, велосипедный спорт, верховая езда, а также гимнастика на снарядах, гребля, плавание (причем именно заплывы на длинные дистанции).
Флегматики – обладатели такого ценного для этих видов спорта качества, как выносливость.
Между тем, холерику больше подойдут художественная гимнастика, легкая атлетика (бег и быстрая ходьба), игровые виды спорта, коньки, конный спорт, стрельба из лука, а также все, что связано с водой – плавание, парусный спорт, виндсерфинг, водные лыжи, даже плавание на каноэ. Холерики – любители походов, поэтому их увлечет спортивное ориентирование.
В то же время меланхоликам скорее придутся по душе йога, цигун, тай цзы, ходьба, бег на короткие дистанции, ролики, прыжки с трамплина или с шестом, гребля, езда на велосипеде, художественная гимнастика и непродолжительная аэробика. Меланхолики в силу своего темперамента приемлют лишь легкие упражнения – на растяжку и равновесие.
А сангвиникам, напротив, по сердцу быстрая ходьба и бег трусцой на длинные дистанции, альпинизм, бокс, борьба (как различные виды непосредственно борьбы, так и восточные боевые искусства), лыжи и коньки, метание диска или копья, прыжки в воду и подводное плавание, а также все командные виды спорта (футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, водное поло и даже крикет).
Сангвиники, за редким исключением, хорошо физически развиты, поэтому обожают соревнования, в особенности командные, с элементами риска.
СДЮШОР или ДЮСШ?
В российской столице работает более ста пятидесяти спортивных школ. Большая часть из них – это детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР).
По словам первого вице-президента Федерации самбо России Рената Лайшева, «формально, СДЮШОР имеет более высокий статус, чем ДЮСШ. Но с чего начинать, большого значения не имеет».
В группы начальной подготовки принимают практически всех желающих подходящего возраста (при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья!). В течение трех-четырех лет ребенок тренируется не более трех раз в неделю примерно по полтора-два часа. За эти годы многое становится ясно:
совместно с тренером и окрепшим отпрыском родители решают – продолжать ли ему заниматься в секции для укрепления здоровья, оставив мысль о большом спорте, или же начать тренироваться профессионально, перейдя в спецкласс.
Однако переход в спецкласс означает, что к серьезным физическим нагрузкам трижды в день прибавится изучение общеобразовательных предметов по программе средней школы. При этом нагрузки будущего олимпийца постоянно (хоть и постепенно) увеличиваются – в среднем до шести часов в день! Иначе не стать человечку профессиональным спортсменом. (Поэтому прощайте, танцы, рисование и английский язык…).
Существуют и центры образования (ЦО) спортивной направленности – удачный симбиоз спортивной и общеобразовательной школ: здесь дают базовое образование и тренируют детей, «не отходя от кассы». Большой плюс подобной работы – взаимопонимание тренеров и педагогов-предметников. Ложка дегтя: даже в Москве их – всего пять.
Внемлю тебе, учитель!
При выборе тренера родителям не нужно стесняться: расспрашивайте о нем знакомых, напрашивайтесь на занятия, задавайте все вопросы, которые хотели бы прояснить. Обязательно поинтересуйтесь, есть ли у тренера специальное образование, а у образовательного учреждения – гослицензия.
Бабушка и дедушка, скорее всего, определят внука к тренеру своего возраста – для них определяющим является опыт. Родители предпочтут молодого и амбициозного наставника, причем маме будет спокойнее вручить дитё мягкому тренеру, отец остановит выбор на строгом. Цель родителей также играет немаловажную роль: если старшие стремятся просто оздоровить ребенка, подойдет мягкий тренер, а вот чемпиона, скорее всего, воспитает только педагог с характером. Рассказав о своих планах, вы непосредственно в школе получите совет, к какому наставнику проситься.
Больше не пойду!!!
Ему не понравилось? Вернулся разочарованным с первого же занятия – причин тому может быть несколько: слишком строгий тренер, более удачливые одногруппники; или ребенок просто не имел представления об обратной стороне спорта и на полном серьезе думал, что сразу встанет на коньки в ярком костюме и красиво поедет… А может, вы мечтали сделать из него спринтера, а ему по душе шахматы? Тогда долой собственные амбиции, пусть пробуется в других видах спорта.
Будьте готовы и к тому, что малыш захочет бросить занятия, угробив на них целый год. Казалось бы, странно: ходил-ходил, и вдруг – на тебе! Стоит поговорить по душам, возможно, дело не в самом спорте, а в конфликте с членами команды или наставником. Если конфликт неразрешим, придется перевестись в другую секцию, не изменяя выбранному виду спорта.
Другое дело, когда сын или дочь просто пошли на поводу у приятеля, решившего сменить одну секцию на другую. Тогда неплохо бы поговорить о перспективах различных видов спорта, с учетом комплекции и занятости ребенка, или предложить ему попробовать пару недель позаниматься в другой секции, взяв под благовидным предлогом небольшой тайм-аут в предыдущей, не сжигая мостов.
Отсоветовать заниматься выбранным видом спорта может и сам тренер: инструкторы анализируют данные ребят не только при знакомстве, но уже и в ходе занятий.
Мырзагали Айтжанов рассказал, в каком возрасте лучше всего приводить ребенка в бокс и как его к этому подготовить.
Как воспитать из мальчика чемпиона, достойного лавров Головкина? Бокс давно является одним из самых популярных видов спорта в Казахстане, но что необходимо учесть, чтобы он по максимуму дал нужный "выхлоп", знают далеко не все родители, которые планируют отдать свое чадо в секцию бокса. Обо всем этом рассказал главный тренер сборной Казахстана по боксу Мырзагали Айтжанов, сообщает корреспондент .
Бокс давно уже перестал быть просто боксом. Это образ, а у кого-то – смысл жизни, это способ доказать себе и другим, на что ты способен, это мечта, к воплощению которой приходят самые стойкие и упорные. И это все имели возможность увидеть на минувших выходных, когда друг против друга во второй раз вышли два классных бойца наших дней – Геннадий Головкин и Сауль Альварес. Именно благодаря таким выдающимся спортсменам бокс будут любить всегда. Однако не Головкиным единым славится казахстанский бокс: все знают, кто такие Серик Сапиев, Галиб Джафаров, Данияр Елеусинов, Бахтияр Артаев, Бекзат Саттарханов, Ермахан Ибраимов и многие другие звезды ринга.
Наверняка многие из отцов, которые приводят сыновей в секции бокса, хотят, чтобы они достигли уровня самого GGG. На самом старте важно учесть массу факторов, которые могут повлиять на подготовку молодого бойца.
Основные и полезные советы назвал главный тренер казахстанской сборной по боксу Мырзагали Айтжанов.
В первую очередь, сказал он, прежде чем привести ребенка в бокс, необходимо его подготовить к этому виду спорта.
"Сейчас такое время, что уже в 10 лет приводят в секцию бокса. Я думаю, что желательно с 12-13 лет начинать заниматься боксом. Это самый хороший и подходящий возраст, когда уже юноша окрепнет, будет более подготовленным, зрелым.
В целом родителям необходимо еще в детском саду начинать прививать ребенку любовь и интерес к спорту, далее в школе тоже привлекать к занятиям спортом
В первую очередь необходимо, чтобы, придя в бокс, юноша умел владеть собой, телом, то есть физическая подготовка должна быть. Можно перед тем, как отдать в бокс, водить ребенка на плавание, акробатику, гимнастику, игровые виды", – порекомендовал Айтжанов.
По его словам, многие родители отдают детей в какие-то подвижные виды спорта. Это как раз поможет в будущем быть более координированным и разнообразным.
По словам Айтжанова, многие ошибочно воспринимают бокс как драку, а сам он называет бокс искусством.
"У нас есть такие знаменитые спортсмены, как Бахтияр Артаев, Ермахан Ибраимов, Серик Сапиев, Данияр Елеусинов и другие. Эти ребята показали, что бокс – это не драка, а искусство. Поэтому в ринге надо уметь все – моментально думать, изучать соперника. Такие моменты бывают, что надо быстро принимать решения – доли секунды – защититься и ответить сопернику, атаковать, вовремя уйти с такой-то позиции, поэтому это нелегкий вид спорта", – отметил спикер.
Бокс, по его мнению, не самый травмоопасный вид спорта, как это кажется многим.
"Не стоит бояться травмы. Многие говорят, что будут проблемы с головой, так как удары приходятся и на голову.
Если так разобраться, бокс по травматизму, по моим данным, занимает 17-е место. Самые первые в этом списке хоккей, футбол и гимнастика
Есть боксеры, которые сейчас являются депутатами, в министерствах и других сферах работают. Главное – грамотно заниматься и следить за собой", – считает Мырзагали Айтжанов.
По его словам, только тренер сможет разглядеть способности и потенциал в подопечном. В случае если у ребенка есть большое желание, но нет соответствующей "физики", то общими усилиями спортсмена и тренера можно будет подтянуть физическую подготовку. Но на то, чтобы стать чемпионом, как правило, уходят многие годы тренировок. В первую очередь это зависит, уверен Айтжанов, от самого спортсмена.
"Сейчас бокс развит в нашей стране. Во всех областях и городах есть секции бокса.
Талантливых и хороших тренеров не так много, но одаренный спортсмен все равно рано или поздно попадет в поле зрения
Если он будет расти, лучшие тренеры его все равно заметят, если он будет прогрессировать", – заверил главный тренер сборной по боксу.
По всему Казахстану, подчеркнул он, доступны и бесплатные секции по боксу. Во всех городах есть ДЮСШ, школы бокса.
"Можно бесплатно ходить, но когда уже спортсмены начинают заниматься, показывать результаты, то могут попасть в детско-юношеские спортивные школы, потом их переведут в другую школу, школы общего мастерства по боксу. После 18 лет высшее достижение как итог. Другими словами, по порядку, как будет спортсмен показывать результаты, расти, так и будет переводиться в спортивные школы. Есть также для одаренных детей спортивные интернаты. Как сам спортсмен будет заниматься, так и будет продолжаться его спортивная карьера. У каждого своя судьба, если будет хорошо заниматься, стремиться, все двери открыты", – сказал Мырзагали Айтжанов.
Также он отметил, что бокс – это недорогой вид спорта, но приходить в зал поначалу придется со своими перчатками и другим спортивным снаряжением. Если спортсмен будет с юных лет показывать результат, например, на чемпионатах области, чемпионате Казахстана, то он уже полностью будет обеспечиваться государством тренировочной одеждой, экипировкой, начиная от бинтов, скакалки, шлема и заканчивая другими необходимыми вещами.
По словам Айтжанова, ранее к нему в секцию приходили по 100-120 человек и только три-четыре спортсмена сразу выделялись на их фоне.
"Даешь им задания, наблюдаешь. Если четко, грамотно на лету схватывают и стараются, как правило, они талантливые", – говорит тренер.
Имена будущих чемпионов он не назвал, но сообщил, что талантливых ребят в национальной сборной по боксу много.
"Не могу кого-то выделить. Это пять-шесть человек. Они должны на Олимпийских играх занять медали", – поделился Айтжанов.
Он также рассказал, что как и все, болел за Геннадия Головкина во время его второго боя с Саулем Альваресом.
"Болели, немного расстроились, что так получилось. Но это спорт, у каждого бывает. Даже у великих боксеров... Скажу только за бокс. У тех же великих Мохаммеда Али, Майка Тайсона, у всех были поражения, поэтому мы должны понять это. Некоторые после поражения отворачиваются от спортсмена. В спорте все бывает.
Но наш Гена – настоящий батыр, герой, он должен всегда оставаться таким, каким был в нашем понимании, в нашем сердце
Потому что он все сделал для победы, но спорт иногда таким бывает. Я не скажу, что он бой проиграл, но судьи так решили... ", – сказал Мырзагали Айтжанов.
Он уверен, что третий бой GGG-Канело обязательно состоится, и даже назвал примерные, по его соображениям, сроки – через полтора-два года.
- Бывают ли безнадежные случаи, когда чемпиона не получится?
На старте опыта и навыков, которые есть у ребят, может не хватить, чтобы начать работу или обучение. Но однозначно безнадежен только случай, когда человеку неинтересно то, что он делает. Он пока пробует и ищет себя. Это вопрос мотивации, если дизайнер заинтересован, остальное - вопрос багажа.
- Какой должна быть программа развития специалиста, и как встроить его в команду?
Redmadrobot проходили момент активного роста, и нам нужно было набрать большое количество людей, сохраняя планку качества. Тогда мы разработали глобальный план. Он включал несколько частей: теоретическую - книги, статьи, гайды платформ, которые нужно было законспектировать, и практическую - дизайнеры должны придумать и развивать идеи собственных продуктов, а также каждую неделю представляли экспресс-концепты для решения нетривиальных задач: отдельных функций или редизайн существующих приложений. Этот план выматывал и воспринимался как каторга. В какой-то момент мы поняли, что это жесть.
Сейчас от плана осталась только организационная часть: знакомство со структурой компании, методологией ведения проектов и так далее. Помимо этого есть домашняя часть, она более исследовательская. Когда человек изучает материалы и прокачивает свои скиллы в определенном направлении.
Дальше у каждого специалиста своя траектория. Дизайнер может подтянуть навыки в области тестирования приложений или развиваться как арт-директор. Важно, что план не в голове у дизайнера - мы ведем таблицу, где отслеживаем прогресс специалиста и корректируем программу, если нужно. Но обучение всегда должно сочетаться с хорошими результатами по боевым проектам. Если у специалиста хороший опыт, он может сразу стать ведущим дизайнером проекта. Так было, например, с нашим дизайнером Настей Смирновой. С первого дня в компании она получила проект мобильного приложения для стартапа из Лондона.
Ребята с меньшим опытом приходят в команды, где уже есть ведущий дизайнер и, в зависимости от своих компетенций, решают конкретные задачи: доработка экранов, поддержка UI-кита, рефакторинга и так далее.
- Что нужно, чтобы вырастить звездного дизайнера?
Здесь как в спорте. В спортшколах на каждого тренера приходится по 30-50 человек - вырастить олимпийского чемпиона в таких условиях невозможно.
Поэтому я за индивидуальный подход. У каждого, кто приходит в команду Redmadrobot, есть ментор. Раз в неделю мы встречаемся с каждым из новичков, чтобы просто поговорить, причем не только о работе. Ментор и специалист могут работать над разными проектами, и такие беседы помогают подсветить моменты, которые команда проекта не видит. Сейчас у меня четыре дизайнера и один арт-директор, и железно пять часов в неделю на общение с ними. Мне кажется, это оптимальное соотношение. При этом наше общение не исчерпывается часом в неделю - ментор всегда в курсе того, что происходит у дизайнеров. Важно также, что дизайнер может сменить ментора, потому что на конкретном этапе для него важно прокачать другие навыки. Иначе чемпиона не вырастить.
А так за три месяца (в исключительных случаях) или год (в среднем) можно вырастить специалиста.
При выборе вида спорта учитывайте не только природные данные и характер ребенка, но и его вкусы и желания. Конечно, дошкольник еще не слишком хорошо ориентируется в тонкостях спортивных дисциплин, но понять, нравится ему хоккей или прыжки в воду, он уже в состоянии.
2. Следите за образом жизни
Убедитесь, что юный спортсмен успевает не только тренироваться и учиться, но и отдохнуть, даже побездельничать. Если после тренировки школьник вынужден до полуночи готовиться к контрольной, возможно, стоит обсудить с учителями ребенка возможность гибкой формы обучения.
3. Тщательно выбирайте клуб и тренера
Хороший руководитель — один из гарантов успеха. Тренер должен уметь объективно оценивать возможности ребенка, создавать равные возможности для группы детей, стараться раскрыть талант каждого. Кстати, и критика, и мотивация — тоже задачи тренера, а родителям стоит направить усилия на создание комфортного тыла и обеспечение психологической поддержки.
4. Помните о радости
Конечно, в спорте больше работы, чем развлечений, но удовольствие от занятий — важнейший аспект спортивной жизни. Именно поэтому, например, на тренировках для дошкольников больше игры, чем серьезных упражнений, а цель первых соревнований — не конкуренция и победа, а возможность почувствовать азарт, единение с командой, восторг от успехов.
5. Ставьте реалистичные цели
Постоянное требование быстрых и высоких результатов без учета индивидуального темпа может привести к противоположному эффекту — потере ребенком интереса и веры в себя. И не забывайте хвалить даже за незначительные на первый взгляд достижения — абсолютное большинство детей лучше реагирует на поощрение, а не на постоянную критику и жесткое давление.
Как вырастить чемпиона? Наталья БОБРОВА, мама фигуристки Екатерины Бобровой:
CАМОЕ ВАЖНОЕ для юного спортсмена — самодисциплина, и без поддержки семьи ему в этом не обойтись. Ведь предстоит строго соблюдать режим, научиться экономить время, дорожить свободными минутами, правильно распределяя силы и возможности! Мама ребенка-спортсмена должна быть психологом, интуитивно знать, когда и как поддержать его. У всех бывают и спады, и поражения, несколько раз дочь в сердцах даже говорила: «Брошу!» Но тренер однажды сказала им замечательную фразу: «Дети, вы себе не принадлежите. Вы принадлежите стране». И это так. Родителям же хочу сказать: да, будут тяжелые времена, вам придется жить надеждами имечтами ребенка. Но самая большая награда — видеть, как ребенок идет к заветной цели, как побеждает, и услышать: «Спасибо вам за ваших детей!»
Благодарим компанию P&G и программу «Спасибо, мама!» за помощь в организации интервью.
Еще 5 важных советов
6. Создайте «зону развития»
Вместе обсуждайте соревнования, читайте тематические книги, смотрите фильмы и видео-ролики, изучайте теорию спорта и знакомьтесь с жизнью знаменитых спортсменов. Все это и расширяет кругозор, и повышает интерес к выбранной области, и стимулирует желание развиваться.
7. Поддерживайте решения ребенка
Пусть он имеет возможность попробовать разные дисциплины. Правило «не бросай на середине» тут может сыграть против вас: возможно, настаивая на продолжении нелюбимых занятий, вы лишаете его шанса достичь успеха в другом виде спорта. С пониманием отнеситесь к тому, что ребенок может прекратить занятия: в конце концов, его задача — вырасти счастливым, а не реализовать родительские амбиции. И, даже бросив тренировки, он не перестанет ставить и достигать цели.
8. Не зацикливайтесь на победе
Хотя соревнования, турнирные таблицы и рейтинги — это значительная часть жизни спортсмена, ориентировать его строго на выигрыш — не самая удачная стратегия. Есть риск заработать «комплекс отличника»: завышенные требования к себе будут держать ребенка в постоянном стрессе, а поражение приведет к краху самооценки. Дайте ему понять, что ценен любой результат — ведь он помогает выявить слабые стороны и поставить новые цели.
9. Научите переживать волнение и страх
Будьте рядом: напомните ребенку, что тревога и неуверенность — чувства, имеющие право на существование, что вы любите его вне зависимости от результата. Помогут техники расслабления, например, чередование ритмов дыхания. А еще можете придумать особый ритуал, о котором будете знать только вы (скажем, смешное рукопожатие). Важно научить ребенка осознавать свои эмоции, называть их: «я расстроен», «я чувствую волнение».
10. Помогайте справляться с неудачами
Ошибки и поражения неизбежны! Но не ищите причины проигрыша во внешних обстоятельствах: строгом судействе, погодных условиях. Пусть спортсмен проанализирует ситуацию и ошибки, почувствует желание продолжать заниматься.