Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Каким должно быть отношение к спорту у православных христиан? Церковный дневник

Спорт прочно вошел в жизнь современного человека и общества. Причем давно уже спорт - это не только здоровый образ жизни, но и бизнес, политика и даже культ. А как православным относиться к спорту? Допустимо ли участвовать в спортивных состязаниях? Стоит ли смотреть соревнования и «болеть», и если да, то как «болеть»? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

И занимаясь спортом, можно молиться

Я думаю, что отношение православного человека к спорту должно быть не азартное, умеренное. Спорт - это всё же телесные упражнения, а для нас важнее душа. Хотя и о теле нужно заботиться, но не в первую очередь.

Давайте вспомним, что говорили о спорте святые отцы и учители Церкви, например те, кто жил в XIX-XX веках. Так, святитель Феофан Затворник рекомендовал людям умственного труда заниматься гимнастикой и физкультурой. А святитель Василий, епископ Кинешемский, писал: «Цель гимнастики (физкультуры) состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Ему принадлежат и такие слова: «Всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе, при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость».

С духовной же точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги, кроссом или физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться. Любой атлет способен мысленно взывать: «Господи, помилуй!» - во время тренировки. Именно так поступали святые: их руки работали, а ум непрестанно творил молитву. В этом смысле даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой. Воистину чистому - всё чисто.

Не стоит заниматься экстремальными видами спорта: рисковать жизнью ради забавы - безусловная глупость и грех

Хотелось бы сказать и об экстремальных видах спорта. Рисковать жизнью ради забавы - безусловная глупость и грех. Например, прыжки с высотных зданий и тому подобные рискованные увлечения. Подобный спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать, и может привести к несчастному случаю.

Лично для меня нагляднейший пример православного отношения к спорту - Федор Емельяненко. Хотя он и участвует в боях без правил, но его отношение к соперникам и православная вера помогают ему оставаться христианином всегда. О чем сам Федор и говорит. Слова полководца А.В. Суворова для него правило: «Победи себя - и будешь непобедим! Молись Богу - от Него победа!»

Православный христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона.

Напомню и слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). А сам по себе спорт не опасен.

Спорт дисциплинирует и учит преодолению трудностей

Надо различать так называемый «спорт высоких достижений» и спорт в значении массовой физической культуры. И если первое - это совершенно отдельная тема, мало общего имеющая со здоровьем и связанная с крайними перегрузками, а также с амбициями, карьерой, деньгами и т.д., то второе - это насущная необходимость современной (особенно городской) жизни с ее испорченной экологией, нездоровым питанием, катастрофическим недостатком движения и т.д. Умеренные занятия спортом для поддержания здоровья в условиях современной жизни кажется и разумным, и правильным.

Кроме того занятия спортом, во-первых, дисциплинируют, а это немаловажное в любом деле качество - умение правильно организовать свой труд во славу Божию и на пользу людям. А во-вторых, занятия спортом учат преодолению трудностей на пути к достижению поставленных целей. Это очень важно и в духовной жизни - умение понуждать себя на всякое благое дело, несмотря на препятствия, и терпеливо двигаться вперед для достижения результатов. Только если у спортсменов эти результаты связаны с физическими успехами, то наш главный результат в любом деле - это стяжание благодати Духа Святого, научение кротости и смирению. Так что все, чему учит спорт: самодисциплина, настойчивость, терпение и постоянство в достижении поставленных целей, - все это полезно и применимо в духовной жизни.

Занятия спортом не должны нарушать мир в душе

- «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Наше отношение к спорту должно быть рассудительным и основанным на этих словах апостола Павла. Занятия спортом не должны нарушать мир в душе и становиться причиной развития греховных страстей.

Не должно быть спорта ради спорта

Это отношение должно быть очень простым: не должно быть спорта ради спорта. Мы не должны гробить свое здоровье, дарованное нам Богом, чтобы достичь нечеловеческих результатов. Не делать ни из одного вида спорта золотого тельца, которому некоторые спортсмены приносят всю свою жизнь, забывая о Боге. Отсюда и допинги, и разные дорогостоящие биодобавки, и изнурение здоровья. Но с другой стороны - спортом мы можем прославлять Бога, славить Родину, показывать привлекательность здорового образа жизни. Здесь очень тонкая грань, на которой можно балансировать, посвящая всю свою деятельность без остатка Единому Богу.

Спорт необходим для поддержания здоровья

Каким должно быть у православных отношение к спорту? Положительным. В условиях современной жизни спорт может стать альтернативой физическому труду, который христианину просто необходим для его совершенствования. Утомленная плоть не так ко греху будет удобосклонна, а последующее физической активности хорошее самочувствие и здоровье христианин сможет употребить на добрые дела и помощь ближним.

Если можешь удержаться от азарта - смотри соревнования, если нет - лучше воздержись

Спорт в древнем мире и спорт сейчас - разные вещи. Раньше спорт был более честным и менее азартным. И ставил целью честное соревнование. Сейчас все гораздо сложнее: в ход идут различные уловки и методики. Большой спорт стал все же средством заработка на ажиотаже и азарте. Поэтому православному христианину нужно себя очень чутко беречь - от азарта, от осуждения (что связано с проигрышем любимой команды) и от тщеславия (если любимая команда выиграла). Если человек может себя беречь и видит только красоту игры - то смотреть спортивные состязания можно, если не умеет - то лучше не стоит.

А заниматься самому спортом не только можно, но и необходимо. Наши тела - храмы Духа Святого. И за храмом нужно следить. Современные люди слишком мало двигаются, и поэтому спорт необходим, но с оговорками. Можно и участвовать в соревнованиях - но без азарта, без осуждения и тщеславия.

Спорт – любопытнейшее явление. Спорт современный – явление сложное и во многом противоречивое. А потому интересно знать, что думает о нем христианство, как воспринимает и что в этой области рекомендует. С одной стороны, к олимпийской сборной России приставлен священник – известный московский батюшка, призванный окормлять спортсменов. С другой стороны, люди, близкие к спортивным кругам, признают, что у спортсменов далеко не часто возникает потребность задуматься о душе. Грешно ли заниматься спортом? О том нужен ли спорт современному человеку, если он думает о душе, рассказывает диакон храма преподобного Максима Исповедника отец Сергий Будников.

- Отец Сергий, как православному человеку относиться к занятиям спортом?

Прежде чем ответить на этот вопрос нужно разделить понятия спорт и физкультура. Физкультура без сомнения всегда полезна и православному человеку ничем не грозит, а на вопрос о том, как православный христианин должен относиться к спорту, я не готов однозначно ответить: «вот именно так и никак иначе». Здесь очень много «но». Например, говоря о детском спорте, нужно понимать, что в эпоху мегаполисов детям как никогда необходимо полноценно развиваться физически. И в этом смысле спорт - просто спасение. С другой стороны, большой спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать. Конечно же, христианину не должно принимать это. Господь заповедует нам: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». (Мф 11:29). Кротость и смирение противопоставляются в спорте необходимости выигрывать, подниматься на пьедестал. И если говорить о детском спорте, то совершенно очевидно, что нельзя упустить тот момент, когда занятия для здоровья становятся чрезмерными и превращаются в греховную страсть.

Нужно понимать, что в профессиональном спорте существует намного больше проблем, чем в любительском. Это и вред, который спорт может нанести здоровью. Спортсмены-профессионалы, как правило, работают на пределе физических и психических возможностей. Ради результата они готовы употреблять медицинские препараты, даже подрывающие здоровье.

Это и отношение к славе. Если для человека спорт - смысл жизни, то я бы сказал, что он ему, скорее всего, противопоказан. Другое дело, если человек остается нормальным, если спорт не отбирает без остатка и физические, и духовные силы. А ведь от последних двух составляющих зависит результат - как говорится, в здоровом теле здоровый дух.

Наконец, это отношение к самому себе. Тело спортсмена должно всегда быть в хорошей форме - это аксиома. Но, увы, часто забота о физическом состоянии своего тела перерастает в его культ. Согласитесь, что для христианина это действительно опасно! Ведь тело должно служить бессмертной душе, а не наоборот. И не состояние тела должно быть поставлено во главу угла, а состояние души. Святые отцы иногда сравнивали тело с ослом: перекормишь его - он будет упрям, недокормишь - ослабнет. В спорте же через заботу о теле часто вырабатываются страсти и пороки. Бывает, что вся жизнь оказывается направленной на удовлетворение потребностей тела. Тут-то и совершаются непоправимые ошибки.

Самую большую опасность, которую таит в себе спорт, я все-таки вижу в том, что он способен усугубить человеческие пороки и страсти. Если человек по своему характеру тщеславен, самолюбив, горд - в спорте эти болезни души очень быстро и качественно разовьются. Наверное, через эту призму вопрос, может ли православный христианин заниматься спортом, звучит и острее и проблемнее. Становится очевидна его истинная суть.

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» - писал апостол Павел в послании к Коринфянам. Спорт сам по себе не опасен. Ведь и человеку для поддержания жизненных сил требуется пища. Это естественная потребность. Но когда она перерастает в чревоугодие, то превращается в смертный грех. Так же и спорт способен стать страстью, иссушающей душу, способен стать разрушающей силой. Поэтому занятия профессиональным спортом нужно оставлять, если это губит душу.

Однако, если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры. Как мне кажется, только таким образом можно минимизировать отрицательные явления в спорте.

Положительного в занятиях спортом тоже немало: спорт приучает к упорному труду, послушанию, умению во многом себе отказывать, учит быть честным, и просто объединяет людей.

- Что говорили о спорте святые отцы и учители Церкви?

Некоторые святые, жившие в 19-20 веках, - одним из них был святитель Феофан Затворник - рекомендовали людям умственного труда заниматься гимнастикой и физкультурой. А святитель Василий епископ Кинешемский писал: «Цель гимнастики (физкультуры) состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Перу святителя Василия принадлежит и такие слова: «…всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость». С духовной же точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги, кроссом или физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться. Любой атлет способен мысленно взывать: «Господи помилуй!», - во время тренировки. Именно так поступали святые: их руки работали, а ум непрестанно творил молитву. В этом смысле даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой. Воистину, чистому - всё чисто.

В советское время очень популярным был лозунг «В здоровом теле – здоровый дух». Каково ваше мнение об этом крылатом выражении?

Хотелось бы произнести полностью, ведь оборвано первое слово этого лозунга: «Молись, чтобы в здоровом теле был здоровый дух!», это будет точнее. А там - как Бог даст. Здоровое тело не признается величайшим благом в христианстве. Мы знаем множество примеров святых, подвижников, праведников, которые не имели здорового тела, но у них был здоровый дух, и они достигали высокой духовной жизни.

- Как вести себя православному спортсмену во время поста? Нужно ли спортсмену поститься?

Здесь человек должен сделать для себя выбор однажды: что ему дороже для души – спорт или пост. Можно такой пример привести. В армии ведь многие были. Знаете, как в армии кормят – мяса ведь практически нет. Ушел в армию худой, пришел в три раза шире. На чём? На каше! Можно вспомнить отца Василия Рослякова – иеромонаха, мастера спорта международного класса по водному поло. Он ел постоянно одну гречневую кашу. По поводу мяса сегодня ходит много легенд – о его стопроцентной необходимости. И вообще, если сводить пост только лишь к диете, к не вкушению скоромных продуктов, то он будет мало плодотворен. Пост – это более широкое понятие, включающее в себя исполнение многих христианских добродетелей.

Отец Сергий, как вы относитесь к Федору Емельяненко? Слышал, что он своим примером привел многих к вере во Христа, и к занятию спортом, сам являюсь большим его поклонником, интересно ваше мнение.

По отношению к Федору Емельяненко могу сказать одно - это нагляднейший пример православного отношения к спорту, тем более к боям без правил в которых он участвует. Его отношение к соперникам и православная вера помогает ему оставаться христианином всегда. О чем собственно Федор сам говорил, и слова полководца Суворова были для него правилом: «Победи себя - и будешь непобедим! Молись Богу – от Него победа!».

Ну и в заключение хочу сказать, что христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона. Желаю всем нашим читателям в наш век гиподинамии непременно заниматься физкультурой и посещать Церковь, следить за своим телесным и духовным здоровьем! Храни вас Бог!

беседовал Латышев Дмитрий

Будь сильным духом и телом!

Здоровый образ жизни и занятия спортом становятся модным увлечением современных людей. Сидячая работа, малоподвижный образ жизни, вредная пища привели к тому, что даже молодые люди стали страдать от заболеваний, которые раньше встречались только у стариков.

Какая польза от спорта для христианина

Очень часто в православной среде, особенно среди недавно уверовавших людей, бытует мнение, что любые занятия спортом - это культ тела. Человек считает, что любое совершенствование свое тела является греховным, поскольку тело - это тлен, и заботиться надо только лишь о здравии своей души.

Занятия спортом

Это заблуждение основано на преувеличении: действительно, православному христианину не пристало стремиться во что бы то ни стало иметь идеальную фигуру, а все силы тратить на укрепление здоровья и продление жизни. Но, с другой стороны, тело - это сосуд души, и оно тоже нуждается в любви и заботе.,

О христианской жизни:

Важно! Совершенно неправильно полностью отсекать любую заботу о теле, нужно просто выстроить правильную иерархию ценностей и целей в жизни.

Конечно же, для любого православного христианина главная цель - спасение души. И крепкое здоровье (если не делать его главной заботой всей жизни) может очень помочь в этом деле. Физически крепкому и выносливому человеку легче стоять на долгих службах, легче совершать поклоны и молитвенные правила. Здоровый человек может позволить себе тратить много сил на помощь ближним, его активность можно использовать для миссионерской и просветительской деятельности.

Любое дело в жизни важно совершать с Господом в сердце, и спорт - не исключение. Если человек не ставит цель накачать красивые мышцы, чтоб потом соблазнять ими всех вокруг - спорт пойдет только на пользу.

Еще один огромный плюс занятий спортом - тренировка терпения и силы воли. Как невозможно без усилий добиться результатов физических упражнений, так невозможно и в духовной жизни чего-либо достичь без терпения и упорства. А эти качества личности как нельзя лучше взращиваются регулярными тренировками.

Система здорового образа жизни не только не противоречит православным канонам, но даже помогает их выполнять. Каноны в широком понимании направлены на искоренение основных грехов и страстей. С другой стороны, все грехи и страсти негативно сказываются на здоровье человека.

К примеру, чревоугодие вызывает массу проблем со здоровьем, но не меньше вредит и душе. Итак, любой грех, любая страсть действует и на духовном уровне, и на физическом. Очищая душу, человек облегчает и функционирование организма. Но есть и обратная закономерность - укрепление тела можно использовать как путь для укрепления духа.

С чего начать здоровый образ жизни

Каким спортом можно заниматься православному христианину

По словам апостола Павла, верующему человеку все позволительно, но не все полезно. Для того, чтобы занятия спортом принесли пользу, нужно сразу исключить направления, связанные с языческими или другими антихристианскими учениями . В первую очередь, это йога , различные виды восточных гимнастик, где тесно соединяются физические и духовные практики.

Важно! Занятия оккультными практиками, направленными на активизацию различных энергий в человеке, чревато серьезными духовными проблемами. Православный христианин должен избегать таких занятий, тем более что, не составит труда найти безопасный вид спорта.

Если человек не является профессиональным спортсменом, а хочет заниматься исключительно для собственного здоровья, отлично подойдут занятия лечебной физкультурой, групповые фитнес-тренинги, тренажерный зал.

Очень полезно приобщаться к физической культуре всей семьей - это не только объединяет, но и оздоравливает всех членов семьи. Если есть маленькие дети, отлично подойдут командные увлечения - лыжи, коньки или ролики, велосипед.

Семейные виды спорта

Выбор того или иного направления - дело очень индивидуальное, и нужно учитывать как физическую форму и подготовку, так и духовное состояние человека.

Практические советы по организации здорового образа жизни для православных

Здоровый образ жизни включает в себя не только физическую нагрузку. Это целый комплекс мероприятий по оздоровлению и поддержанию организма в хорошей форме. И первое, с чего надо начинать - это питание.

О вреде чревоугодия православие говорит очень много, поэтому духовных препятствий для выстраивания полезного рациона нет. Православный человек, соблюдающий посты, со временем привыкает ограничивать себя в пище и ему гораздо легче будет отказать себе в чем-либо запретном.

Многие верующие говорят, что для начала им было достаточно просто соблюдать все посты и постные дни , согласно уставу церкви, и они очень быстро начинали чувствовать улучшение своего здоровья.

Животная пища необходима человеку, как источник незаменимых питательных веществ, однако, ее избыток так же вреден, как и недостаток. Временное ограничение такой пищи очищает организм, помогает бороться с лишним весом. С духовной точки зрения, пост - необходимый инструмент духовного роста и борьбы со страстями.

Питание спортсменов в пост

Многие современные тренера говорят о вреде поста для тех, у кого повышены физические нагрузки. Это обусловлено тем, что для эффективной мышечной работы требуется большое количество аминокислот, которые содержатся в пище животного происхождения (в основном, в мясе). Поэтому не следует во время поста ставить себе какие-то серьезные спортивные цели. Лучше их перенести на дни мясоеда, а в пост давать щадящие нагрузки.

Кроме развития силы воли, пост помогает очистить рацион от вредной еды. Большинство колбас, кондитерских изделий, майонезов, полуфабрикатов является не только вредной, но и непостной пищей. Исключая на время пищу животного происхождения, человек автоматически оздоравливает свой рацион. Временный отказ от мяса не будет вреден для здорового человека, а вот польза от исключения вредных продуктов очевидна.

О питании во время поста:

  • Что можно готовить и есть в первую неделю Великого поста

Для того чтобы не впасть в крайность и не сделать здоровый образ жизни кумиром, нужно внимательно следить за своей внутренней духовной жизнью. Православный человек должен постоянно задавать себе вопрос «Зачем я это делаю?». Если ответ уходит в плоскость тщеславия, гордыни, если личные достижения выставляются на всеобщее обозрение с целью получения похвалы - нужно пересмотреть подходы к ЗОЖ.

Практически, если человек ведет внимательную духовную жизнь и регулярно посещает храм , у него не должен сформироваться перекос в сторону заботы о своем теле. Духовная жизнь требует много усилий и времени, и верующий человек должен, прежде всего, удовлетворять духовные потребности.

В жизненной иерархии христианина Бог всегда должен быть на первом месте, поэтому, если стоит выбор, куда отправиться - в храм или на тренировку - христианин всегда выберет храм. Но при этом никто не запрещает ему так выстроить график занятий, чтобы они не попадали в одно время с церковными богослужениями.

Важно! Таким образом, занятия спортом и в целом организация здорового образа жизни не только не противоречит канонам православной церкви, но даже способствует их выполнению.

Телесное и духовное в человеке тесно взаимосвязано, и глупо считать, что влияние на тело не сказывается на душе. И, напротив, очищая себя духовно, мы укрепляем себя и физически.

Протоиерей Андрей Ткачёв о занятиях спортом

Как православному относиться к занятиям спортом? Может ли христианин быть профессиональным спортсменом? Какую опасность таит в себе спорт? С этими вопросами в преддверии зимней олимпиады мы обратились к священнику Сергию Поперечному , настоятелю храма Святого пророка Илии в селе Барково Пушкинского района Московской области, мастеру спорта международного класса по греко-римской борьбе, двукратному чемпиону России, обладателю Кубка мира.

На вопрос о том, как православный христианин должен относиться к спорту, я не готов однозначно ответить: «вот именно так и никак иначе». Здесь очень много «но». Например, говоря о детском спорте, нужно понимать, что в эпоху мегаполисов детям как никогда необходимо полноценно развиваться физически. И в этом смысле спорт — просто спасение. С другой стороны, спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать. Конечно же, христианину не должно принимать это. Господь заповедует нам: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. (Мф 11:29). Кротость и смирение противопоставляются в спорте необходимости выигрывать, подниматься на пьедестал. И если говорить о детском спорте, то совершенно очевидно, что нельзя упустить тот момент, когда занятия для здоровья становятся чрезмерными и превращаются в греховную страсть.

Еще сложнее ответить на вопрос, может ли православный христианин быть профессиональным спортсменом. А если этот человек — профессионал, а спорт для него является работой и профессией, но при этом он верующий? Конечно же, в каждом отдельном случае должен быть свой ответ.

Нужно понимать, что в профессиональном спорте существует намного больше проблем, чем в любительском. Это и вред, который спорт может нанести здоровью. Спортсмены-профессионалы, как правило, работают на пределе физических и психических возможностей. Ради результата они готовы употреблять медицинские препараты, даже подрывающие здоровье.

Это и отношение к соревнованиям. У каждого спортсмена оно свое. Один спокоен перед боем: пришел, увидел, победил… и забыл. Другой нервничает, переживает, не спит ночами, иссушая свою душу, в сущности, попусту.

Это и отношение к славе. Если для человека спорт — смысл жизни, то я бы сказал, что он ему, скорее всего, противопоказан. Другое дело, если человек остается нормальным, если спорт не отбирает без остатка и физические, и духовные силы. А ведь от последних двух составляющих зависит результат — как говорится, в здоровом теле здоровый дух.

Наконец, это отношение к самому себе. Тело спортсмена должно всегда быть в хорошей форме — это аксиома. Но, увы, часто забота о физическом состоянии своего тела перерастает в его культ. Согласитесь, что для христианина это действительно опасно! Ведь тело должно служить бессмертной душе, а не наоборот. И не состояние тела должно быть поставлено во главу угла, а состояние души. Святые отцы иногда сравнивали тело с ослом: перекормишь его — он будет упрям, недокормишь — ослабнет. В спорте же через заботу о теле часто вырабатываются страсти и пороки. Бывает, что вся жизнь оказывается направленной на удовлетворение потребностей тела. Тут-то и совершаются непоправимые ошибки.

Существует мнение, что главный грех спортсменов — тщеславие. Возможно, но тут мне сразу вспоминается Александр Карелин, с которым я пять лет провел в сборной России. Читал недавно в «Фоме» интервью с ним, в котором тот в очередной раз показал себя чрезвычайно скромным человеком. А ведь он — личность легендарная, имеющая все мыслимые и немыслимые спортивные титулы. Как же он умеет себя вести! С каким уважением относится к любому, даже самому молодому члену команды! И никакой заносчивости, пренебрежения и тем более тщеславия.

Самую большую опасность, которую таит в себе спорт, я все-таки вижу в том, что он способен усугубить человеческие пороки и страсти. Если человек по своему характеру тщеславен, самолюбив, горд — в спорте эти болезни души очень быстро и качественно разовьются. Наверное, через эту призму вопрос, может ли православный христианин заниматься спортом, звучит и острее и проблемнее. Становится очевидна его истинная суть.

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор 6:12) — писал апостол Павел. Спорт сам по себе не опасен. Ведь и человеку для поддержания жизненных сил требуется пища. Это естественная потребность. Но когда она перерастает в чревоугодие, то превращается в смертный грех… Так же и спорт способен стать страстью, иссушающей душу, способен стать разрушающей силой. Поэтому занятия спортом или профессиональный спорт нужно оставлять, если это губит душу.

Впрочем, если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры. Как мне кажется, только таким образом можно минимизировать отрицательные явления в спорте.

Положительного в занятиях спортом тоже немало: спорт приучает к упорному труду, послушанию, умению во многом себе отказывать, учит быть честным, и просто объединяет людей.

Мы свободны в своей воле. И чем бы мы ни занимались, отвечать всегда будем сами. Потому приходящий в спорт должен сознавать те искушения и соблазны, которые рано или поздно встанут на его пути, и самому решать, сообразуется ли жизнь спортсмена с жизнью христианина.


Не случайно сегодня в церковной тематике очень часто поднимается вопрос об отношении к физической культуре и спорту. Почему именно сейчас, как никогда актуален этот вопрос? Сегодня эту на эту тему рассуждает преподаватель физического воспитания, кандидат в мастера спорта по легкой атлетике, вице-президент Ассоциации православных родителей Николай Соколов.

Почему возникает вопрос о полезности или не полезности занятий физической культурой и спортом среди православных людей? Казалось бы, все из нас хотят быть здоровыми, сильными, не болеть. Но полемику в этом вопросе заводят некоторые противники здорового образа жизни, которые считают, что физическая культура и спорт не нужны для спасения души человека, а может быть, даже являются греховными занятиями для православного христианина. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

«Когда мы читаем евангельские отрывки о том, как Христос воскресил мертвого или исцелил тело человека, мы редко задумываемся о том, что человеческое тело означает для Самого Бога, с любовью создавшего его для вечной жизни, и что оно должно бы означать для нас самих»,- говорил в своей проповеди митрополит Антоний Сурожский. И действительно, наши тела сотворены Богом, сотворены физически совершенными, в которые Господь «вложил свою любовь». Апостол Павел писал: "Прославляйте Господа и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии." (1 Кор.6,20)

По сути, здоровье нашего тела, отличные физические данные - это бесценный дар Божий. Так стоит ли верующему пренебрегать этим даром? Ответ на этот вопрос мы находим в православной аскезе, которая учит, что жизнь тела должна быть организована вокруг жизни души, и достижение телесного здоровья – не цель для христианина. Потому правильнее было бы говорить не о том, мешает ли тело спасению, а о том, как тело может ему помочь. Об этом мы и поговорим.

Святы отцы о физкультуре

В святоотеческих творениях есть конкретные рекомендации христианам, занимающимся физкультурой. Например, знаменитый учитель христианской Церкви Климент Александрийский в своем знаменитом «Педагоге» писал: «Юношам нужно иметь телесное упражнение. Не будет никакого зла, если они будут упражнять свое тело в том, что полезно для здоровья - лишь бы подобные занятия не отвлекали их от лучшего». Отцы Церкви порицали в спорте то, что уводит человека от Бога, иссушает и убивает его душу, иными словами, то, что противоречит истинным христианским ценностям.

На оздоровительное значение лечебной физкультуры указывал и святитель Феофан Затворник. Он рекомендовали людям умственного труда заниматься гимнастикой. К примеру, святой советовал прочитать книжку о «комнатной гимнастике», где приводятся различные упражнения для рук, ног, туловища, шеи и головы. В письме к своему духовному чаду он писал: «Здоровье надо беречь. Здоровье – что лошадка. Загонишь – ехать не на чем». Святитель рекомендовал каждый день хотя бы час гулять на свежем воздухе, спать и есть строго по потребности организма, воздерживаться от винопития, отказаться от сидячего образа жизни и по возможности заниматься интенсивной физической работой. Всё это надо четко исполнять, дабы «сделаться совсем недоступным для немощей».

И святой праведный Алексий Мечев своему духовному чаду советовал заниматься физическими упражнениями. Он рекомендовал «заниматься гимнастикой, чтобы бороться с праздностью и развивать в себе волю, а некоторые современные миряне ,- писал святой,- о физкультуре даже слышать не хотят. Вероятно, это связано с тем, что они неверно понимают христианский аскетизм и в буквальном смысле стараются умертвить свою плоть ». Хотя, по выражению преподобного Пимена Великого: «Мы убийцы не тела, а страстей ».

К сожалению, действительно бывает так, что сами христиане не понимают этого, и страдают от своих болезней, которые возникают от безответственного отношениия к своему здоровью. У таких людей зачастую не находится уже сил и к духовным упражнениям. Да еще и распространенный стереотип «скорбности и внешнего смирения» христианина бывает своеобразным аргументом не укреплять своё здоровье через физические упражнения, которые, по их мнению, не совместимы с Православием. При всех тех положительных моментах, которые происходят от болезни в духовном состоянии человека, все же нельзя согласиться, что попустительство в отношении своего здоровья это благо. И если говорить о православном подходе к этому вопросу, то противники телесного оздоровления не должны забывать «социальный» аспект физического здоровья. Ведь если мы болеем, то не можем помогать не только другим, но часто нашим близким приходиться смотреть за нами. Мы должны помнить, что нашим хорошим здоровьем мы служим ближним: рожаем и воспитываем детей, имеем возможность много трудиться, содержать семью, помогать окружающим и, в конце концов, в старости не быть обузой для родных.

Мне кажется, в определенном смысле ответом на вопрос о цели занятий физкультурой являются слова святителя Игнатия(Брянчанинова): «Позволительно искать и просить у Бога исцеления при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху». Иначе говоря, врачевать движением и поддерживать свой организм в хорошей спортивной форме православным нужно для того, чтобы с полной отдачей служить Богу и близким. Ведь как ни крути, но помочь другим в бытовых нуждах или экстремальных ситуациях в полной мере может лишь тот, кто сам крепок духом, здоров и силен.

Известно, что святая преподобномученица Елисавета занималась спортом, плавала, играла в теннис, и нередко, поздравляя своих близких с церковными праздниками, желала им помимо душевного спасения еще и крепкого здоровья, которое необходимо, - как она писала,- «чтобы были силы молиться». Впоследствии ее физическая подготовка позволяла ей выдерживать очень тяжелые нагрузки настоятельницы Марфо-Мариинской обители.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский по утрам старался выходить в сад, где совершал перед началом напряженного дня прогулку и читал свое молитвенное правило.

Святитель Иоанн Златоуст отмечал, что в изнеженном и расслабленном теле чувства находятся «не в здравом состоянии, но слабы и безжизненны; а без этого нет и приятного ощущения здоровья». Всё в мире портится от бездействия. Вода стоячая загнивает, и железо, лежащее на открытом воздухе без применения ржавеет. Так и человек.

Роль физкультуры в нашей жизни

«Физический труд играет важную роль в формировании нашей личности и преодолении греховности, потому что учит нашу душу сосредоточенности, целенаправленности, активности и многому другому,- писал священник Георгий Рябых. К сожалению, сейчас люди, живущие в больших городах, не имеют возможности трудиться физически: скорее, упор делается на ум и на эмоциональную сферу. Тело в условиях комфортабельной жизни просто деградирует... А страдает в итоге душа: расслабленный организм быстро устает и чаще болеет, оттого человеку становится трудно молиться, трудно общаться с людьми и делать добрые дела. Поэтому жизненно необходимо давать телу какую-то нагрузку, тренировку. Но важен тут, конечно, не сам спорт как таковой – тем, кто превращает физические нагрузки в самоцель, он может быть и не полезен. Если же спорт дает возможность донести до других людей некие важные, с христианской точки зрения, ценности, занятие им может способствовать спасению. Но когда спорт – только зрелище, когда цель человека – исключительно демонстрация красоты и мощи своего тела, жажда победы, известности – тогда спорт лишь уводит человека от Истины».

Православный врач К.В. Зорин утверждает, что «рациональные занятия физкультурой и спортом воспитывают твердость, целеустремленность и мужество характера, умение владеть собой в экстремальных ситуациях и преодолевать неизбежные жизненные трудности, развивают силу, пластичность и выносливость. А праздность и леность делают человека вялым, незакаленным. Хилое, нетренированное или, наоборот, изможденное неумеренными нагрузками тело нередко калечит и психику: расслабляет волю, формирует комплекс неполноценности, снижает жизненный тонус, доводит до депрессии… Таким образом, христианство провозглашает разумное физическое воспитание действенным методом укрепления здоровья, повышения и сохранения высокой работоспособности, бодрости и творческой активности. Слава Богу, когда люди развивают физические дарования и таланты, вложенные Творцом в природу человека».

Апостол Павел напоминал, что телесное здоровье – не самодостаточно и не есть самоцель. Оно призвано лишь обеспечить нормальную жизнедеятельность человека. При этом духовное здоровье несомненно важнее. Для его приобретения телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно (1 Тим.4,8). Но обратим внимание: «мало полезно» - не значит «вредно».

По мысли апостола, видя стремление спортсменов выиграть состязания, христиане должны делать для себя нравственные выводы, воодушевляться на подвиг веры. Подобно спортсменам, все мы призваны быть, во-первых, такими же упорными, но в борьбе с грехом, а во-вторых, - такими же усердными, но в достижении духовных побед. Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного (1 Кор.9,24-25).

«Безголовая педагогика»

Колоссальные психические нагрузки, которые предъявляет нам сегодня современный мир, требуют от человека большого запаса и прочности жизненных и физических сил, чтобы противостоять всем негативным воздействиям.

Cегодня даже дети начальных классов находятся в состоянии постоянного стресса в необъявленном эксперименте по определению прочности неокрепшей нервной системы ребенка. Долго ли еще выдержит организм ребенка, у которого школьный день с серьезными учебными нагрузками длится, как ненормированный рабочий день взрослого человека? Плюс различные кружки и секции, в основном, творческие, где дети опять сидят : рисуют, играют на музыкальных инструментах, учат иностранные языки и т.д. А вечером дома – домашнее задание, и если остается время, то непременно телевизор и компьютер, - и так каждый день. Даже если при этом дети правильно питаются, достаточно спят, их организм все равно с возрастом истощается из-за нехватки движения. И как результат, сегодня многие дети уже к среднему школьному возрасту становятся слабыми, имеют нарушения осанки и различные психосоматические расстройства. Движение - это не полезная добавка для улучшения состояния здоровья, а необходимое условие нормальной работы организма.

То количество часов, которое выделено в школьной программе на физкультуру совершенно недостаточно. Сегодня специалисты единодушны в том, что растущему организму необходимо никак не меньше 8 часов физкультурных занятий в неделю, а оптимально около двух часов физической активности в день. Из них на занятия физкультурой в пределах школьного расписания отводится всего 1,5 часа (два урока) в неделю. Дай Бог, чтобы ситуация в ближайшее время изменилась, и в школах добавили еще хотя бы один час занятий физкультурой в неделю. Кстати, и распределять эти часы нужно грамотно, распределяя их равномерно в течение всей неделе, а не делать подряд два-три урока в один день. Я не говорю здесь о качестве уроков, когда во многих школах до сих пор преподаватель бросает детям мяч и те ближайшие 45 минут занимаются, то ли регби, то ли баскетболом, но никак не физической культурой. Кроме уроков физкультуры хорошо бы ввести за правило перед уроками делать несложные упражнения, а также небольшие на 1-2 мин. паузы и во время занятий для разгрузки глаз и снятия мышечного напряжения. Остальные же часы помимо уроков нужно добирать самостоятельно за счет занятий в спортивных кружках, секциях, прогулками на свежем воздухе. И если из этого времени хотя бы часть времени родители проведут вместе с сыном или дочкой это будет и полезное семейное общение, и общий вклад в сохранение здоровья не только ребенка, но и родителей.
В свое время К.Д.Ушинский писал: "Для нас любая нехристианская педагогика - вещь немыслимая, безголовый урод, деятельность без цели и без результата впереди". Думаю, что педагогика в области физкультуры у нас сейчас именно такая - " безголовая" и однобокая.

Почему сейчас много внимания уделяется этому вопросу? Да потому что раньше, когда физический труд был в нашей жизни, человек развивался органично: в старину люди не знали половины современных болезней. Поэтому надо стремиться привить понимание того, что физические упражнения - это ежедневная необходимость, благодаря которым утверждается жизнелюбие и здоровый образ жизни, а не пассивная жизненная позиция и хроническая усталость. Физическая культура должна быть средством решения жизненных задач.

О православной культуре и культуре здоровья

Недавно Святейший Патриарх Кирилл, выступая на встрече с молодежью в Нижнем Новгороде, в частности, сказал: «Занятие физической культурой так же важно, как и овладение духовной культурой. Богу было угодно соединить духовное и физическое в единой человеческой личности – как Божественное и человеческое было соединено в единой богочеловеческой Личности Господа Иисуса Христа. На этом сочетании того и другого строится вся человеческая жизнь …Я очень положительно отношусь к физкультуре и спорту, и вот почему: физическая культура направлена на развитие, на совершенствование нашего физического естества. И это действительно так, иначе мы не употребляли бы слово «культура» по отношению к спорту», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.

Неслучайно этот вопрос был затронут в молодежной среде. Ведь для детей, учащейся молодежи физическая культура должна быть несравненно больше, чем обычный школьный урок. Это немаловажная часть формирования целостной культуры человека. Достаточно ли знать историю и литературу, получить высшее образование, чтобы называться культурным человеком? И разве включает культура поведения лишь умение пользоваться ножом и вилкой, здороваться и уступать место в транспорте? Оказывается, существует и необходимы человеку еще культура тела, культура питания, культура движений, культура поведения, составляющие в целом культуру здоровья. И чтобы быть здоровым во взрослой жизни, познавать эту культуру надо с самого раннего детства, а еще лучше, если познавать её будут будущие родители, намереваясь рожать здоровых, крепких детей.

Так нужна ли православному, церковному человеку культура тела? К сожалению, в православном сознании закрепился односторонний закоренелый взгляд на физическую культуру, как на сферу развития только двигательных способностей человека, которое часто способствует развитию тщеславия и других греховных наклонностей.

Иван Ильин в своей работе « Основы православной культуры» ставит наболевший вопрос: «Не объясняется ли процесс отхода масс от православной Церкви помимо массового духовного кризиса, еще и тем, что христианство доселе не побороло в себе мироотречного уклона, который не учит ответственно входить в мир и радостно творить в нем во славу Божию». Мне кажется, именно об этом говорил Святейший Патриарх перед молодежью в Нижнем Новгороде.

Православный человек должен быть примером для всех, не только проявляя свою порядочность, честность, доброту и другие добродетели, но и быть образцом физически гармоничного человека. Христианин не имеет права быть бескультурным по отношению к своему телу и здоровью. Еще раз хочется привести известные слова апостола Павла, который, говоря о грехах против тела предельно ясно обозначил, «что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа …» (1 Кор.6.,20.) А физическая культура – непременное условие гармоничного развития, как человеческой личности, так и здорового тела.

«Все мне позволительно, но не все полезно…»

В Основах социальной концепции РПЦ сказано, что «… для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом ». Хочу обратить внимание, что здесь речь идет именно о профилактике заболеваний и поддержании здоровья. Что же касается профессионального спорта, где преобладают колоссальные физические нагрузки, способные надорвать здоровье и психику человека, и особенно молодого, и где, кроме того, через желание победы возбуждаются и поощряются в душе спортсмена такие сильнейшие и губительные страсти, как азарт, ненависть к сопернику, гордыня, тщеславие и сребролюбие, то вряд ли эти занятия направлены на поддержание здоровья и будут спасительными. Вспомним также и об использовании запрещенных наркодопингов со всеми разрушительными для психики человека последствиями.

По поводу того, каким видом спорта можно заниматься, а каким нежелательно единого мнения нет. Но практически всегда в зону критики попадают такие виды, как аэробика, фитнес, спортивные танцы, синхронное плавание и т.п., поскольку они состоят из сексуально-чувственных телодвижений, представляющих собою соблазн, как для самого спортсмена, так и для окружающих его людей. Мода на фитнес, культуризм пришла к нам с Запада. Культ красивого тела – явление чисто языческое, свойственное античной культуре. Сейчас это целая индустрия, которая имеет под собой некий культ, свою религию, своих богов и иконы – изображения обладателей лучших, наиболее красивых тел, свои атрибуты, принципы питания и т.п., - вся жизнь человека посвящена здесь возделыванию своего тела. Если из занятий спортом делать культ, возводить это на уровень страсти, прилепляться к этому всей душой, и кроме развития своего тела ничего вокруг другого не видеть, это, естественно, не душеполезно.

Не приветствуются также занятия восточными единоборствами, боевыми поединками, где повреждается лицо и тело человека, как носителя Образа Божьего.

Еще один важный аспект: профессиональный спорт – это шоу, связанное с огромными деньгами. На эти зрелища ходят фанаты, которые на трибунах во время матчей впадают в массовый экстаз. Так дается коллективный выход темным эмоциям толпы: неистовые крики, душераздирающий блатной свист и безобразный мат-перемат. Это называется - "культурно провести время". А что делается при этом в душе самого спортсмена-кумира, какие душепагубные страсти овладевают всем его существом болельшики даже и не ведают. Об этом писал еще Иоанн Златоуст, когда некоторые из его слушателей после беседы с ним отправлялись на скачки, где «впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, или лучше, плач».

Каким видом спорта заняться?

Перед православными педагогами и родителями непременно рано или поздно встанет вопрос, как организовать детский досуг с пользой для здоровья. Наверное, надо решать этот вопрос родителям и педагогом совместно с опытными священниками. Примечателен ответ на этот вопрос игумена Евмения, который сказал, что надо выбирать те виды, которые не вызывают чувства агрессии, где меньше травматизма, где проявляется командное единство… Занятия боксом могут нанести увечья и развить грех рукоприкладства; в занятиях регби – много шума и толкотни; акробатика – это повышенная опасность падений и травматизма. Наиболее оптимальные виды спорта – это игровые, такие как: волейбол, баскетбол, водное поло и др. Занимаясь ими, юноша или девушка чувствуют свою ответственность перед командой; эти виды спорта развивают игровое мышление, двигательную координацию, наблюдательность и подвижность… Спортсмены этих видов менее заносчивы и агрессивны, чем хоккеисты или футболисты. Кроме игровых видов спорта хотелось бы порекомендовать виды, где спортсмены преимущественно занимаются на свежем воздухе. К ним отнесем лыжный спорт и биатлон, греблю, конькобежный спорт, велоспорт и ходьба. Эти спортсмены, ласково называемые «циклики», обычно миролюбивы, спокойны и ответственны в своих поступках.

Что же касается обычной физкультуры, то для христиан вполне приемлем целый ряд самых простых и эффективных упражнений, которые мы все разучивали еще в школе. Но, занимаясь физкультурой, христианин должен всегда чувствовать меру. Обычные физкультурные занятия мужчины не должны перерастать в страсть накачивать мышцы, а забота женщины о теле – переходить в самоцель получения вожделенной талии для пленения окружающих своей телесной красотой.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, отмечу: православным можно и нужно разумно заниматься физкультурой и спортом во славу Божию, то есть поступать так, как сказано в Писании: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию». И если нашей целью будет воспитание, оздоровление собственной души, в том числе и через физические нагрузки, то этот внутренний ориентир не даст нам сбиться с правильного пути.

И еще одно важное замечание: физическая сила как развитие двигательного аппарата – это одно, но еще есть сила духа, которой славились и богатыри, и святые. Очень много примеров, когда физически человек очень силен, но слаб духом, и не может оказать достойного сопротивления даже уличному хулигану. А бывало, что человек немощен, физически слаб, но настолько силен духом, что перед ним отступали полчища воинов.

Но даже, если по разным причинам человек не занимается физкультурой или спортом, и если святая Православная вера потребует однажды от российских мужчин-христиан самоотверженного физического подвига для защиты Отечества, его православных святынь и всех наших ближних - женщин, стариков и детей, - наверняка, многие из них, с помощью Божией, сумеют повторить добрый пример святых иноков Пересвета и Осляби, святого праведного воина Феодора Ушакова, которые, хоть и не занимались спортом, но отличились в истории на века тем, что соединив свою отменную физическую силу с несокрушимой духовной молитвенной мощью, деятельно способствовали возрождению Святой Руси.

Внимание: C декабря в Академгородке организуются занятия по оздоровительной гимнастике для детей с нарушениями осанки и всех желающих укрепить свое здоровье. Тренер-преподаватель, инструктор ЛФК - Соколов Николай Николаевич. Расписание занятий и запись по тел: 213-27-12



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!