Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Кулачный бой

Во все времена и во всех культурах кулачный бой считался достойным и популярным спортом. В Древней Греции кулачный бой включали в программу Олимпийских игр. На Руси же традиция рукопашного боя существовала издревле. Славяне всегда были известны Европе как сильные и умные воины: мужчины из любого сословия и любого рода занятий с самого детства обучались ратному делу.

Основные правила

Русский кулачный бой никогда не был беспринципной рукопашной схваткой. Существовал целый свод правил и уставов, регулирующий поведение бойцов. Так, запрещено было добивать упавших на землю - никакого партера в те времена не практиковалось. Участнику схватки было достаточно присесть на корточки, чтобы сдаться. Нападение со спины также не допускалось, как и удары ниже пояса.

Экипировка бойца

Все участники боев должны были одеваться подобающим образом. Никаких особенных правил к типу одежды не предъявлялось - лишь бы не голый - но без меховой шапки, смягчающей удар, и меховых рукавиц человека в схватку не пускали.

Подготовка к бою

К схватке готовились заранее. Бойцы относились к грядущему побоищу весьма ответственно: прекращали употреблять спиртное за неделю до назначенной даты, проводили больше времени за физической работой, ежевечерне расслабляя уставшие мускулы в бане. Менялся и рацион - его основу составлял хлеб и мясо, что позволяло поединщику в короткие сроки набрать подходящий вес.

Пляска горбатого

Русский кулачный бой - явление, скорее, культурного порядка. Участники никогда не отходили от негласного свода ритуалов подготовки. В Древней Руси, например, бойцы практиковали особый танец, «пляску горбатого» или «ломание». Человек старался передать движениями повадки медведя, надеясь, в ответ, получить силу этого зверя.

Проход и задирание противника

Перед схваткой «воины» устраивали показательный проход по улицам города. Во время него участники пели боевые песни, а толпившийся люд старался раззадорить бойцов как можно сильнее. Конечной точкой маршрута становилось место схватки: здесь мужики выстраивались в несколько рядов и начинали хулить оппонентов непотребными жестами и возгласами. Первыми в рядах стояли молодые мальчишки, которые кидались в драку еще до начала основного боя. Зрелище их побоища доводило бойцов до нужной кондиции - глава отряда выкликивал ритуальное «Даешь боя!» и потеха начиналась.

Как и куда били

Никакого оружия на поле не было. Любому, кого уличали за кусочек свинца в перчатке, грозила очень серьезная кара. Существовало три основных типа ударов: костяшками, основанием кулака (дробящий удар сверху вниз) и головками фаланг. Бить старались в голову и солнечное сплетение: в условиях окружающего хаоса общей драки, нужны были максимально действенные, быстрые и простые удары.

Надежи

Каждый отряд имел в своем составе нескольких опытных, сильных и выносливых бойцов. «Надежы» использовались в качестве основного ударного средства для разрыва строя противника. Удачный таран создавал брешь в отряде, куда и устремлялись все остальные бойцы. Чтобы нейтрализовать опытного надежу, требовалась отточенная тренировками тактика. Бойца впускали за первую линию строя, сразу смыкая ее за его спиной. Здесь надежу встречали опытные мастера индивидуального боя.

Сцеплялка-свалка

Этот тип массовой драки требовал от участников не только силы, но и завидного умения хладнокровно оценивать постоянно меняющуюся диспозицию. Сцеплялка-свалка, на первый взгляд, выглядит хаотичным побоищем большого количества людей - здесь не соблюдают строя и не стараются вытеснить отряд противника. Каждый выступает сам за себя, каждому противостоят все остальные.

Стенка на стенку

Самым распространенным типом кулачной схватки была стенка на стенку, регулируемая строго соблюдаемыми правилами. Эта драка напоминала сражение двух отрядов противников на настоящем поле боя: вожаки использовали тактику, руководя бойцами таким образом, чтобы заставить врагов-поединщиков обратиться в бегство. Индивидуальные схватки не поощрялись, всех своих «солдат» атаман приучал неукоснительно следовать приказам на благо всего отряда и следил за тем, чтобы опытные, излишне самоуверенные бойцы не лезли вперед в одиночку, где их могли бы нейтрализовать количеством.

Сам на сам

Индивидуальные бои, само собой, считались наиболее уважаемой схваткой. Здесь на первый план выходили личные качества поединщиков. Очень часто такие бои могли использоваться для определения правоты ответчика в суде: считалось, что правый человек более уверен в себе - то есть гарантированно побеждает. При поединке «сам на сам» нельзя было противника добивать: упавший проигрывал автоматически.

Запрет кулачного боя

Первые запреты общественных кулачных боев начались уже после крещения Руси. Дело в том, что славяне-язычники посвящали драки Перуну, покровителю воинов и боевых искусств (о вере наших и не только наших предков вы можете почитать в ). Его, естественно, в христианском пантеоне видеть никто не желал. Митрополит Кирилл в 1274 году постановил даже отлучать от церкви участвующих в боях мужчин. Несмотря на все препоны, кулачные бои никуда не ушли. Не помешали даже очень серьезные меры уголовного характера, предусмотренные для бойцов в XVII веке. Петр I, напротив, всячески поощрял схватки и даже несколько раз устраивал их сам, «дабы показать удаль русского народа». После него традиции боев практически не притеснялись, однако правление Николая I стало началом окончательного забвения этой славной традиции. Император категорично запретил кулачные бои, а после 1917 года коммунисты сочли эту практику еще одним наследством царского режима - что было равносильно прямому запрету.

Очень много видов спорта берет свое начало из древней Греции. Оттуда же ведутся корни многих единоборств.

Распространяясь по миру, они принимали окрас своих регионов и народов, проживавших там, частично отличаясь своими техникой и правилами от культуры боев своих соседей.

Ещё в древности на Руси были кулачные бои. По всей Европе славяне славились своей силой. Помимо генетики, этому способствовали как традиции, так и быт, уклад жизни того времени.

Правила


Начиная с детского возраста, у русских подростков и юношей преобладали игры с демонстрированием своей физической силы.

По мере их взросления, правила становились суровее, что, в конечном итоге, становилось увлечением в кулачных боях. Эта забава имела множество видов со своими правилами.

Самым частым видом был «стенка на стенку». Мастерами своего дела были закаленные в боях мужчины, которые не испытывали страха даже перед очень опытными и суровыми соперниками.

Целью соревновательного процесса было заставить соперника начать отступать или же принудить к бегству. У каждой команды был свой лидер, задачами которого были определить тактику в бою и поднять мораль своих бойцов.

На штурм пускали самых сильных и рослых бойцов, которые по плану должны были разорвать полное кольцо вражеского строя, а те, в свою очередь, нацелены были на вышесказанных, чтобы помешать планам своих соперников.

Для проведения боев существовали определенные места. Например, зимой часто в качестве поля боя использовали замерзшую реку.

Масштабность боев «стенка на стенку» была самой разной по количеству участников, начиная с улицы на улицу (примерно 30 человек), заканчивая деревней на деревню (несколько сотен, а бывало и до 1000 участников).

Часто проходили рукопашные бои в рамках «один на один» или «сам на сам». Этот вид очень схож с английским боксом, но с некоторыми отличиями. Проводился после оговаривания места и времени, либо становился спонтанным украшением ярмарок, на которых присутствовало много зрителей. После проведения мероприятия, выявлялся свой чемпион. Часто это было способом и личного выяснения отношений. Такой вид просуществовал до смерти Ивана Грозного.

Запреты и ограничения

Духовная элита Руси была противником кулачных боев и препятствовала всеми возможными путями, вплоть до отказа отпевать погибших в этом процессе.

Хотя такие случаи в истории скорее были исключением, чем правилом, но все же и такое происходило. После смерти Ивана IV настал период, когда не было ни одного состязания (1584-1598).

Последующий век был на нелегальном положении, а в 1686 г. был принят указ о запрете, в котором предусматривались наказания за проведение боев. Несмотря на это, граждане все равно находили способы для проведения традиционной забавы.

Есть информация, что Петр Великий испытывал интерес к кулачным боям, обосновывая это тем, что так русские люди могут показать свою силу. Бои вышли на полулегальный уровень. Но уже к середине 18 века императрица Елизавета была вынуждена принять постановление, которое препятствовало проведению подобных мероприятий в крупных городах, например, в Москве.

А все это произошло из-за ожесточенного побоища на улице под названием Миллионная.
Но уже при Екатерине Великой эти состязания приобрели новый размах. Но не прошло и века, как при Николае I, боявшегося бунтов, бои стали запрещены окончательно.

После революции интерес к данному виду единоборств был утрачен и постепенно забывался людьми. В конце 20 в. во многих кружках возрождения славянской культуры были попытки возобновить бои «стенка на стенку». В нынешнее время в некоторых регионах можно увидеть подобные состязания на празднике Масленица.

Олимпийские виды спорта во многом схожи с боями «сам на сам», в котором участвующие обязаны продемонстрировать свою силу, выносливость и ловкость. Сейчас этот способ очень популярен для выяснений отношений среди футбольных фанатов. Но в силу Российского законодательства, во многих случаях это предотвращается стражами порядка.

Искусство

Кулачные бои также были проявлены и в искусстве. Они описывались в художественной культуре, особенно в творчестве писателей золотого века, таких как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и т.п.
Интересно, что С.Т. Аксаков видел кулачные бои в Казани, проводимые на озере Кабан. Он описал их в «Рассказе о студенческой жизни».
Также существует множество картин, написанных художниками.

Например, отразили кулачные бои М.И. Песков, В.М. Васнецов, а также другие живописцы.
Во многих фильмах, снятых в позднем Советском Союзе и в нынешней России, есть сцены, посвященные кулачному бою. Кулачные бои – это весомая часть истории русской культуры, которая определяла характер народа.

Кула́чный бо́й (также кулачки́ , навкулачки́ , бойови́ще , <кула́чная > бо́йка ) - древняя потеха, увеселение. Уже во времена Гомера был популярен в Древней Греции, а с 688 до н. э. кулачный бой был включён в соревнования античных Олимпийских игр. Существует на Руси с глубокой древности. Бои проводились обычно с Масленицы до Троицы, реже с Коляды до Петрова дня.

Первое сообщение о кулачном поединке на Руси можно встретить в «Повести временных лет» монаха Нестора. В нем Нестор пересказывает историю знаменитого кулачника Яна Усмошвеца, известного более как Кожемяка. Последний, демонстрируя свою силу печенегу, одним ударом кулака убил взрослого быка, а затем и самого печенега.

Подготовка к кулачным боям начиналась у славян с детства. Такие игры как «куча-мала», «царь горы», «на ледяной горке», «лапта», «рюхи» и т.д. способствовали развитию у подростков и юношей кулачных навыков. Наиболее сильных из них со временем допускали и до настоящих кулачных боев.

В летнее время бои происходили на ярмарочной площади, в зимнее время — на льду рек или озер. Наши далекие предки различали три вида кулачных боев:

«сам на сам»
«сцеплялка-свалка» (как варианты: «свалочный бой», «сцепный бой», «свалка врассыпную», «сцепельная схватка»)
«стенка на стенку» (как варианты: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу»).

«Сам на сам» — наиболее почетная разновидность кулачного боя. В нем противники сходились один на один. Часто к этому бою прибегали в качестве способа выявить правого в затруднительном судебном деле. Этот способ носил в суде название «полем». По сравнению с жестоким традиционным английским боксом в русском кулачном бою было множество ограничений:

Не бить лежачего,
не ставить подножек,
не хватать за одежду,
не бить со спины,
не бить ногами,
не бить между ног,
не бить, если у противника пошла кровь,
не использовать камни в руках, «кастеты» и т.д.

«Сцеплялка-свалка» — самая старая разновидность кулачного боя. Существовала в двух вариантах:

«бой толпа на толпу» — поединок двух групп бойцов-кулачников между собой; обычно в таких боях четкая организация отсутствовала;

«один против всех» (как вариант: «сам за себя») – каждый боец-кулачник сражался сам за себя.

«Стенка на стенку» — наиболее распространенный и любимый вид кулачного боя. Начинали бой обычно подростки, затем наставала очередь юношей и, наконец, последними вступали в битву взрослые бойцы. Во время боя каждая сторона («стенка») старалась вытеснить противную сторону с ее территории («поля»).

Каждая из сторон обязательно имела своего руководителя. Он назывался «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», реже «вожак» или «атаман». В его обязанности входило определение тактики боя и корректировка боя по ходу поединка. Каждая «стенка» состояла из рядовых бойцов и «надежы» — одного или нескольких опытных бойцов.

Во время кулачного боя бойцы старались ударить, главным образом, в 3 места:

«в главу» (в голову),
«под микитки» (под ребра),
и «в душу» (в солнечное сплетение).

Среди основных ударов бойцы-кулачники использовали:

«под силу» — короткие боковые удары в голову или корпус,
«затрещина» — длинные боковые удары в голову или корпус,
«прямой с подтока» — прямые короткие удары в корпус в ближнем бою,
«с крыла» — боковые удары с вложением корпуса.

В Древней Руси часто проводились кулачные бои.Существовади они в России начиная с глубокой древности до начала XX века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины.

Для обозначения состязаний кроме термина «кулачный бой» использовались такие как: «кулачки», «бойовище», «навкулачки», «кулачная бойка», «бойка».


История

В России существуют собственные традиции боевых единоборств. Славяне были известны всей Европе как доблестные войны.Так как войны на Руси были частым явлением, каждому мужчине следовало владеть ратными навыками. Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои».

Первые упоминания о таких поединках были сделаны летописцем Нестором в 1048 году:
« Себо не погански ли живемъ… нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела. »
Правила и виды кулачного боя

Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой - на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку». Считающийся видом кулачного боя «сцеплялка-свалка», в действительности - самостоятельное единоборство, русский аналог панкратиона, бой без правил.

Самый древний вид боя - «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Представляла собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».

Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них - неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые. Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой.У каждой «стенки» был свой руководитель - «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд также существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Воины, встречавшие «надежу» были опытными мастерами боя «сам на сам».

Упоминания о кулачном бое, без подробностей, есть в Повести временных лет. Можно утверждать, что в средневековой Руси кулачный бой был не просто потехой, а важным элементом воинского воспитания. История не сохранила ни стилей, ни имён великих бойцов, чему в немалой степени способствовали позиция РПЦ и правящего класса. Кулачный бой был густо «замешан» на языческих традициях. Например, ещё в XIX веке перед состязанием бойцы исполняли «ломание», имитирующее движения медведя (который был предметом культа на селе на протяжении веков). Функционально «ломание» можно сравнить, с большой долей натяжки, с уай-кру из тайского бокса – это танец-разминка, своего рода медитация в движении.

Первые дошедшие до нас сведения о попытке запретить кулачный бой относятся к 1274 году, когда митрополит Кирилл собрал во Владимире собор, постановивший: «отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать». Во времена Фёдора Иоанновича (1584-1598) не зафиксирован ни один эпизод кулачного боя. XVII век стал временем настоящих гонений на «кулачки», чему способствовали бесконечные народные бунты, в которых участвовали кулачные бойцы. Застигнутых при кулачном поединке били батогами, штрафовали, а «рецидивистов» ссылали в пограничные земли. А вот Пётр I, напротив, поощрял кулачный бой. Он даже издал указ в 1727 году, регулирующий правила боёв. Богат на запреты и XIX век, но масленичные кулачные бои стали частью народной культуры, и церкви пришлось смириться с таким положением вещей.

В средние века кулачный бой на Руси был и вариантом ордалии – Божьего суда – когда победитель поединка считался правым, а проигравший – виновным.

Вырождению кулачного боя способствовало и создание массовых армий, вооружённых огнестрелом, когда личная выучка каждого бойца была не столь критична, как в сече на холодном оружии.

Николай I в 1832 году полностью запретил кулачные бои. После установления советской власти кулачный бой рассматривался как пережиток царского режима и постепенно уходит из жизни, вытесненный, например, боксом и самбо.

Кулачный бой продержался в уголовных кругах до пятидесятых годов, но потом вошло в обиход пускать ножи или огнестрел и боевое искусство окончательно кануло в Лету.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!