Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

План работы лфк в доу. Лечебная физкультура для детских садов

Движение – это жизнь – гласит народная мудрость. Еще в древние времена на Востоке знали, что для лишения энергии необходимо ограничить двигательную активность. Если человека поместить в небольшое помещение, где он может только сидеть и лежать, то через несколько месяцев он полностью ослабнет. Отсутствие движения приводит к атрофии мышц.

На сегодняшний день люди добровольно ведут сидяче-лежачий образ жизни, при этом жалуются на отсутствие времени для занятия физкультурой. Это ведет к развитию хронической усталости, нехватке сил и всеобщего ухудшения самочувствия. Двигательная активность нужна как взрослым, так и детям.

Согласно статистическим данным, в России в дошкольных учреждениях только 10 человек из ста являются полностью здоровыми детьми. Какая причина этому? Рассмотрим более подробно.

С каждым годом экологическая обстановка на земле имеет тенденцию к ухудшению. При этом новорожденные, уже при рождении, имеют проблемы со здоровьем.

Вместе с этим снижается двигательная активность детей. Прогулки на свежем воздухе, езда на велосипеде, игра в мяч и иные активные игры замещаются сидением за компьютером.

Стремление родителей заработать на жизнь приводит к недостатку времени для активного времяпровождения с детьми. Как результат – развитие гиподинамии.

Родители больше ориентируются на интеллектуальное развитие детей. Игры и занятия на кружках зачастую проводят сидя. Это ведет к проблемам со здоровьем: к искривлению позвоночника, развитию плоскостопия, а также нарушениям работы органов дыхания. В данном случае требуется проведение ряда профилактических процедур, и начинать их необходимо уже с детского сада.

Длительность проведения комплекса упражнений зависит от возрастных особенностей малышей:

  • для детей 3-4 лет – на протяжении 20-25 минут;
  • для детей 5-6 лет – 30-35 минут.

Оздоровительный комплекс проводится на протяжении длительного времени с небольшими изменениями в программе. Основная часть неизменна, меняется только подготовительная и завершительная часть.

Перед проведением процедуры комнату необходимо предварительно проветрить. Гимнастика проводится на ковриках. На ребенке должны быть носки и легкая одежда, не стесняющая движений.

Какие есть преимущества у лечебной гимнастики

Занятия ЛФК в детском саду имеют ряд преимуществ:

  1. Позволяют улучшить состояние опорно-двигательного аппарата ребенка.
  2. Укрепляют здоровье, осуществляют всестороннее физическое развитие, а также своеобразную закалку организма.
  3. Препятствуют развитию лордоза, сколиоза и плоскостопия.
  4. Способствуют правильной работе дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
  5. Формируют правильную осанку, а также знания, как правильно ее держать.
  6. Корректируют патологические состояния.
  7. Приобретают базовые двигательные навыки и умения, которые пригодятся в дальнейшем.

Для получения положительного эффекта важно учитывать ряд факторов:

  1. Методика и длительность занятий подбирается индивидуально для каждой возрастной группы.
  2. Системное воздействие на весь организм благодаря последовательности упражнений.
  3. Регулярность нагрузок.
  4. Для достижения максимального эффекта упражнения должны выполняться на протяжении длительного времени. Восстановить работу органов можно только при постоянном упорном повторении.
  5. Программа ЛФК в детском саду предполагает постепенное увеличение нагрузки. Первые 10 дней нагрузка нарастает, далее она находится на одном уровне, и на завершительном этапе немного ослабевает.
  6. Важно разнообразие упражнений для задействования мышечного аппарата всего тела. Через каждую неделю упражнения обновляются.
  7. Выполнение упражнений с цикличностью. Отдых сочетать с занятиями на расслабление.
  8. Разница в возрасте для детей не должна превышать одного года. В группах детского сада этого принципа придерживаются.

Основные упражнения лечебной гимнастики заложены в людях самой природой. К примеру, потягивания по утрам, которому никто детей не учит. Данное движение выполняется каждое утро и помогает организму взбодриться. Достаточно всего нескольких секунд выполнения.

При увеличении времени проведения до 10 минут упражнение принесет заряд бодрости и активизирует восстановительные силы организма.

Если присмотреться за поведением котов и собак, можно увидеть, что они демонстрируют естественные движения постоянно. К примеру, потягивания кошки в разных вариантах – это и есть основа комплекса упражнений.

ЛФК в детском саду должна проводиться в обязательном порядке для профилактики и лечения проблем опорно-двигательного аппарата и укрепления мышц.

Примеры лечебной гимнастики в детском саду

Рабочая программа по ЛФК в детском саду должна быть разработана специалистом и состоять из определенного комплекса упражнений.

Ниже приведен перечень занятий, которые подходят для применения в детском саду.

Упражнения подобраны от простого к сложному, и основаны на принципе подражаний и имитации.

Подготовительный этап:

  1. Сесть на скамейку и сидеть ровно и правильно.
  2. Встать. Проверить, у всех ли носочки на одной линии.
  3. Ходьба. Стараться идти в ногу со всеми, при этом педагог ведет счет.
  4. При команде «стоп2 остановиться.
  5. Лечь на ковер, на живот. Кисти рук сложить под подбородком. Дыхание равномерное.

Комплекс упражнений для корректировки плоскостопия:

  1. Чередовать разжимание и сжимание пальцев на нижних конечностях и имитировать ползание гусеницы.
  2. Сидя на коврике, ноги соединены стопами. Мысленно пилить дрова.
  3. Исходное положение то же; разводить сначала носки в стороны, потом пятки.

Комплекс упражнений для корректировки проблем опорно-двигательного аппарата:

  1. Сесть на пол, ступни соединить вместе. Стараться опустить колени как можно ниже и дотронуться до пола, имитируя взмахи крыльев бабочки.
  2. Сесть на пол, ноги на ширине плеч. Левой рукой достать правый носок и наоборот.
  3. Всем известное упражнение «березка». Лечь на спину, ноги поднять вверх и стараться держать их ровно.
  4. Лежа на спине, ноги поднять на расстояние 40 см. от пола и выполнять махи ногами, имитируя движение ножниц.
  5. В положении лежа на животе руки выпрямить вперед. Поднимать руки с ногами и головой вверх. При этом голову не запрокидывать. Имитировать кораблик.
  6. Лежа на спине, поднять голову и руки. Выполнять упражнение, имитирующее плаванье.
  7. Упражнение «кошка». Стоя на четвереньках, изобразить добрую кошку, прогнуть спину и посмотреть вверх, злую – округлять поясницу и посмотреть вниз.
  8. Лежа на спине, стараться достать головой до ног, прогибая при этом спину.

Упражнений ЛФК большое количество. Педагог, подбирая программу, ориентируется на возраст и физическое развитие детей.

Выводы

В программе оздоровления детей должны принимать участие родители, работники детского сада, педагог, проводящий программу ЛФК. Эта работа должна быть сплоченной и длительной.

На сегодняшний день практикуют проведения кружка ЛФК в детском саду по программе, которая предполагает командное участие в играх. В качестве дополнительных приспособлений используют спортивный инвентарь, поролон, палочки, карандаши и так далее. Дети охотно посещают подобный кружок и тщательно выполняют упражнения за педагогом.

Дополнительная образовательная программа "Лечебная физкультура" разработана для детей дошкольного возраста. В ее содержание входит большое количество физических упражнений, нацеленных на содействие правильному физическому развитию детей, имеющих отклонения в здоровье, а именно: нарушение осанки, плоскостопие. Учебный материал программы предполагает не только исправление дефектов в физическом развитии дошкольников, но и укрепление здоровья детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная часть программы……………………………………………..2

Пояснительная записка…………………………………………………………...3 Содержание программы………………………………………………………….6

Учебный план по программе «Лечебная физическая культура»………............8 Ожидаемые результаты освоения программы………………………………...20

Методическое обеспечение образовательной программы…………………...21

Список используемых источников……………………………………………..23

Информационная часть программы

Тип программы - авторская

Вид программы - оздоровительная

Направление программы - лечебная физкультура

Период обучения - 1 год

Состав обучающихся воспитанников - постоянный

Используемые методы:

  • оздоровительные
  • лечебные
  • практические (игровые);
  • развития;
  • моделирования;
  • воссоздания;
  • преобразования;

Форма реализации программы : регламентированная образовательная деятельность в рамках кружка «Лечебная физкультура» в соответствии с ФГТ.

Условия реализации программы - естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада.

Пояснительная записка

Программа «Лечебная физкультура»

Рассчитана на 4 года обучения

Возраст детей от 3 до 7 лет.

Программа составлена в соответствии с ФГТ и программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Дополнительная образовательная программа "Лечебная физкультура" разработана для детей дошкольного возраста. В ее содержание входит большое количество физических упражнений, нацеленных на содействие правильному физическому развитию детей, имеющих отклонения в здоровье, а именно: нарушение осанки, плоскостопие. Учебный материал программы предполагает не только исправление дефектов в физическом развитии дошкольников, но и укрепление здоровья детей. В основное содержание программы входят:

Упражнения различной направленности, развивающие физические способности дошкольников;

Подвижные игры, формирующие умение к анализу и принятию решений, что положительно сказывается на развитии оперативного мышления и умственного развития ребенка в целом.

Учебный материал, представленный в программе, доступен младшим дошкольникам, соответствует их возрастным особенностям и, в значительной степени, может восполнить недостаток движения, а также поможет предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время обучения.

Цель программы: содействие правильному физическому развитию, укрепление здоровья, формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже есть.

Задачи программы:

Развитие физических качеств, двигательных умений и навыков;

  • развитие и формирование правильной осанки и правильного развития сводов стопы;
  • формирование мышечного корсета;
  • выработка силовой и общей выносливости мышц туловища;
  • развитие координационных способностей;
  • нормализация эмоционального тонуса;
  • приобретение необходимых знаний в области лечебной физической культуры и их применение в повседневной жизни;
  • воспитание потребности самостоятельно заниматься упражнениями лечебной гимнастики с целью укрепления здоровья и физического совершенствования.

Разработана на основе программы «Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки» под редакцией Г.А.Халемского (2001 г.) и «Примерных программ дошкольного общего образования по физической культуре», составлена в соответствии с ФГТ.

Срок реализации программы 4 года. Возраст от 3 до 7 лет. Отличительная особенность данной программы заключаются в том, что она состоит из трех разделов: знания о спортивно-оздоровительной деятельности, физическое совершенствование с оздоровительной направленностью,

Данная программа рассчитана на 36 учебных часа в год, два занятия в неделю продолжительностью 0,5 часа, разработана для дошкольников, имеющих отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. В ее реализации участвуют не только младшие дошкольники, имеющие отклонения в физическом развитии (нарушение осанки, неправильное развитие сводов стопы), но и дошкольники, стремящиеся улучшить физическое развитие и физическую подготовленность. Набор в группу проводится на основании медицинских заключений и желания родителей (законных представителей) детей посещающих детский сад Основным содержанием программы являются общеразвивающие упражнения на развитие силы, гибкости, упражнения на дыхание, для профилактики плоскостопия и подвижные игры, нацеленные на развитие у дошкольников координационных способностей. В программе предусмотрено регулярное отслеживание результатов воздействия упражнений на организм дошкольника посредством мониторинга физического развития и физической подготовленности. Запланированы воспитательные задачи: приучение к сознательной дисциплине, воспитание у дошкольников желания физического самосовершенствования.

1. Знания о спортивно-оздоровительной деятельности - 1 час.

Правила поведения на занятиях лечебной физической культуры, гигиенические требования. Техника безопасности во время занятий. Что такое лечебная физическая культура и ее роль в физическом развитии дошкольников, имеющих отклонения в здоровье. Что такое правильная осанка.

Значение занятий на открытом воздухе, температурный режим. Правила приема воздушных и солнечных ванн. Правила проведения подвижных игр.

Физические упражнения:

  • упражнения в положении стоя;
  • упражнения в положении сидя;
  • упражнения в положении лежа на спине и животе;
  • упражнения в положении стоя на четвереньках и упражнения в равновесии;
  • упражнения с гимнастическими палками;
  • упражнения для формирования и закрепления правильной осанки;
  • упражнения для профилактики и лечения начальных форм плоскостопия;
  • упражнений дыхательной гимнастики.

Упражнения на открытом воздухе: ходьба ступающим шагом, спуски и подъемы на небольшие склоны.

Подвижные игры и игры малой подвижности: «Мы веселые ребята», «Ловишки», «Хвостики», «Два Мороза», «Подковка», «Ручейки и озера», «Найди предмет», «Совушка», «Будь внимательней!».

3. Контрольные испытания и врачебный контроль - 1 занятие
Программа предусматривает несколько видов контроля:

  1. Предварительный (устное собеседование с целью получения сведений об исходном уровне знаний и умений дошкольников, мониторинг физического развития и физической подготовленности дошкольников медицинским работником детского сада и педагогам физической культуры);
  2. Периодический (контроль выполнения упражнений в процессе проведения занятий в виде наблюдений);
  3. Итоговый (мониторинг физического развития и физической подготовленности дошкольным медицинским работником и педагогам физической культ уры);

Контрольные испытания и врачебный контроль проводятся в начале и конце учебного года. По результатам проверки определяется влияние содержания занятий на здоровье дошкольников. Показатели являются положительными, если у занимающихся в конце учебного года будет наблюдаться улучшение результатов мониторинга.

Контрольные нормативы

Учебный план

Возраст с 3 до 4-х лет

п/п

Тема занятия

Кол - во

Виды деятельности

Формы контроля

Беседа

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении стоя, подвижная игра «Медведь, заяц и волк».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении сидя, подвижная игра «Лиса и зайцы».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении стоя и сидя, подвижная игра «Медведь и пчелы».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении лежа на спине и животе, подвижная игра «Найди гнездышко».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении стоя и стоя на четвереньках, подвижная игра «Нам не страшен серый волк».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ с гимнастическими палками, подвижная игра «Лошадки».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Ходьба разными видами шага.

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе. Подвижная игра «Кошки - мыши».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика. Научить выполнению комплекса ОРУ с испольнием фитбола в едином для всей группы темпе. Рекомендуемые упражнения: комплексы ОРУ в соответствии с возрастными требованиями к занимающимся. Подвижная игра «Лохматый пес».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика.

Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии. Подвижная игра «Огуречик - огуречик».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ лежа и стоя на четвереньках, подвижная игра по желанию детей. Подвижная игра «Солнечные зайчики и тучка».

Контрольные испытания и врачебный контроль.

Контрольные испытания: наклон вперед из положения сидя на полу, челночный бег, прыжок в длину с места. Подвижная игра «Волк во рву».

Всего часов

Учебный план

Возраст с 4 до 5 лет

п/п

Тема занятия

Кол - во

Виды деятельности

Формы контроля

Знания о спортивно – оздоровительной деятельности (в процессе занятий)

Беседа

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении стоя, подвижная игра «Мы веселые ребята».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении сидя, подвижная игра «Ловишки».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении стоя и сидя, подвижная игра «Хвостики».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении лежа на спине и животе, подвижная игра «Два Мороза».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении стоя и стоя на четвереньках, подвижная игра «Подковка».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ с гимнастическими палками, подвижная игра «Ручейки и озера».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Ходьба разными видами шага.

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола. Подвижная игра «У медведя во бору».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе. Подвижная игра «Водяной».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика. Научить выполнению комплекса ОРУ с испольнием фитбола в едином для всей группы темпе. Рекомендуемые упражнения: комплексы ОРУ в соответствии с возрастными требованиями к занимающимся. Подвижная игра «Солнышко и тучка».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика.

Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии. Подвижная игра «Мышеловка».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ лежа и стоя на четвереньках, подвижная игра по желанию детей. Подвижная игра «Волк во рву».

Контрольные испытания и врачебный контроль.

Проверка состояния физического здоровья дошкольным медицинским работником детского сада.

Контрольные испытания: наклон вперед из положения сидя на полу, челночный бег, прыжок в длину с места. Подвижная игра «Хитрая Лиса».

Всего часов

Учебный план

Возраст с 5 до 6 лет

п/п

Тема занятия

Кол - во

Виды деятельности

Формы контроля

Знания о спортивно – оздоровительной деятельности (в процессе занятий)

Беседа

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении стоя, подвижная игра «Клей».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении сидя, подвижная игра «Водяной».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении стоя и сидя, подвижная игра «Мышеловка».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении лежа на спине и животе, подвижная игра «Пень, елка, сноп».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении стоя и стоя на четвереньках, подвижная игра «Тихо - громко».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ с гимнастическими палками, подвижная игра «Ракетыа».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Ходьба разными видами шага.

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола. Подвижная игра «Ловишки со стеной».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе. Подвижная игра «Ловишки с ленточками».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика. Научить выполнению комплекса ОРУ с испольнием фитбола в едином для всей группы темпе. Рекомендуемые упражнения: комплексы ОРУ в соответствии с возрастными требованиями к занимающимся. Подвижная игра «Собери мячи ногами».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика.

Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии. Подвижная игра «Хоп».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ лежа и стоя на четвереньках, подвижная игра по желанию детей. Подвижная игра «Охотники и утки.

Контрольные испытания и врачебный контроль.

Проверка состояния физического здоровья дошкольным медицинским работником детского сада.

Контрольные испытания: наклон вперед из положения сидя на полу, челночный бег, прыжок в длину с места. Подвижная игра «Елка, пенек, тропинка».

Всего часов

Учебный план

Возраст с 6 до 7лет

п/п

Тема занятия

Кол - во

Виды деятельности

Формы контроля

Знания о спортивно – оздоровительной деятельности (в процессе занятий)

Беседа

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении стоя, подвижная игра «Тихо - громко».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении сидя, подвижная игра «Охотники за приведениями».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении стоя и сидя, подвижная игра «Положи мешочек, но не на пол».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении лежа на спине и животе, подвижная игра «Медведи и пчелы».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении стоя и стоя на четвереньках, подвижная игра «Липкие пеньки».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ с гимнастическими палками, подвижная игра «РНеболейка.

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Ходьба разными видами шага.

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола. Подвижная игра «Быстро - возьми».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе. Подвижная игра «Мышеловка».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика. Научить выполнению комплекса ОРУ с испольнием фитбола в едином для всей группы темпе. Рекомендуемые упражнения: комплексы ОРУ в соответствии с возрастными требованиями к занимающимся. Подвижная игра «Флажки».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика.

Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии. Подвижная игра «Мороз».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ лежа и стоя на четвереньках, подвижная игра по желанию детей. Подвижная игра «Ловишки с мячом».

Контрольные испытания и врачебный контроль.

Проверка состояния физического здоровья дошкольным медицинским работником детского сада.

Контрольные испытания: наклон вперед из положения сидя на полу, челночный бег, прыжок в длину с места. Подвижная игра «Море волнуется».

Всего часов

Ожидаемые результаты освоения программы

В результате освоения программы дошкольников:

Будет знать: правила поведения на занятиях ЛФК, что такое лечебная гимнастика, ее роль и влияние на организм ребенка. Что такое правильная осанка. Гигиенические требования к занятиям лечебной физической культуры и самостоятельным занятиям в домашних условиях. Правила приема воздушных и солнечных ванн. Значение занятий на открытом воздухе, температурный режим. Знать правила подвижных игр, изученных на занятиях.

Будет уметь: выполнять упражнения лечебной физической культуры не только на занятиях в детском саду, но и самостоятельно в домашних условиях. Играть в подвижные игры.

Будет иметь: прирост показателей развития основных физических качеств; показывать хорошие умения и навыки в выполнении упражнений лечебной физической культуры.

Учащиеся будут уметь демонстрировать: общеразвивающие упражнения: в положении стоя, сидя, лежа, стоя на четвереньках, с гимнастическими палками, дыхательные упражнения.

Методическое обеспечение образовательной программы

Целью программы является: укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию, формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже есть. Она содержит в себе не только комплекс мероприятий и упражнений, направленных на устранение и профилактику данных нарушений в общем развитии дошкольников, но и на укрепление опорно-двигательного аппарата в целом.

В процессе обучения рекомендуется использовать такие методы обучения как: словесный, практический метод и метод наглядного восприятия. В практической части занятий целесообразным является использование различных способов выполнения упражнений (поточный, поочередный и одновременный). Основными формами организации занятий в целом являются: групповая, индивидуальная и фронтальная.

Упражнения лечебной физической культуры дают результаты только тогда, когда они проводятся систематически, длительно и беспрерывно. Выполнять их необходимо в соответствии с методическими указаниями. Неправильное положение тела или неверное выполнение движений часто переносит нагрузку с мышц, которые необходимо тренировать, на другие мышечные группы.

Общеразвивающие упражнения и упражнения дыхательной гимнастики, упражнения на координацию движений, на выработку навыка правильной осанки применяют независимо от индивидуальных особенностей развития ребенка. Но при проведении занятий необходимо учитывать функциональные возможности организма дошкольников, потому что в группе могут быть дошкольники различной физической подготовленности и физического развития. Поэтому с целью правильного дозирования нагрузки следует применять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Перед тем как приступать к самостоятельным занятиям дети должны уметь правильно выполнять упражнения. Это также является одной из главных задач лечебной физической культуры в детском саду. Для наилучшего усвоения содержания программы и получения положительного эффекта от физических упражнений важными элементами обучения являются: постоянная посещаемость, дисциплина, соблюдение техники безопасности и требование от дошкольников качественного выполнения упражнений.

Список используемых источников

  1. Болонов Г.П., «Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения», М.: ТЦ «Сфера», 2003 год;
  2. Велитченко В.К., «Физкультура для ослабленных детей», М.: Терра-спорт, 2000 год;
  3. Дубровский В.И., «Лечебная физическая культура», М.: Владос, 2004 год;
  4. Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г., «Лечебная физкультура и массаж. Методика оздоровления детей младшего дошкольного возраста», Практическое пособие, 2002 год;
  5. Кириллов А.И., «Сколиоз: эффективное лечение и профилактика» М.; АСТ; СПб.: Сова; Владимир:ВКТ,2008 год;
  6. Красикова И.С. «Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки», 3-е изд.-СПб.:КОРОНА-Век,2007 год;
  7. Ловейко И.Д., «Формирование осанки у дошкольников» (пособие для педагогов и дошкольных врачей). М.: Просвещение, 1970 год;
  8. Мачинский В.И., «Гимнастика, исправляющая осанку»; М., 1984 год;
  9. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А., «Лечебная гимнастика при нарушении осанки у детей», М.: «Эксмо», 2003 год;

10.Минаев Б.Н., Шиян Б.М., «Основы методики физического воспитания

дошкольников», Москва, «Просвещение», 1989 год; 11.Николайчук Л.В., Николайчук Э.В., «Остеохондроз, сколиоз,

плоскостопие», Минск: Книжный Дом, 2004 год;

  1. «Примерные программы начального общего образования по физической культуре» (2006 г);
  2. Страковская В.Л., «300 подвижных игр для оздоровления детей от 1года до 14 лет», М.: Новая школа, 1994 год;

14.Халемский Г.А., «Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки», министерство образования Российской Федерации, управление социального образования, Москва, ЭНАС, 2001 год;

15. Халемский Г.А., «Коррекция нарушений осанки у дошкольников», методические рекомендации, Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2001 год;


Знакомя молодых пап и мам с работой по лечебной физкультуре и ее требованиями, мы нередко наталкивались на недоверие с их стороны. Они заявляли, что дети маленькие и не могут выполнять указанные упражнения. Поэтому мы решили уделить особое внимание ознакомлению родителей с постановкой ЛФК в детском саду и дома.
Составили перспективный план работы с родителями.
Каждый учебный год мы начинаем с практического семинара для родителей. Проводились такие семинары: «Особенности физического и психического развития детей преддошкольного возраста», «Организация занятий ЛФК в детском саду и в семье»и др. Перед проведением семинаров знакомили родителей с особенностями физического развития детей. Одновременно

Врач - ортопед проводила индивидуальные беседы с родителями. В систему работы детского сада прочно вошла утренняя гимнастика с коррекционными упражнениями, которая проводится с музыкальным сопровождением. Мы познакомили родителей со структурой утренней гимнастики, проведя ее на родительском собрании. Разработали примерные комплексы утренней гимнастики на субботние и воскресные дни, с указанием дозировки, постепенного усложнения упражнений. Сделали подборку статей по данному вопросу и оформляли папки-передвижки. Родителям показывали физкультурные занятия и занятия по ЛФК и приемы обучения некоторым видам движений, оборудование, которое можно использовать в домашних условиях. Давали советы по проведению занятий в выходные и праздничные дни, соблюдая дома санитарно-гигиенические условия.

Проводим видео съемку занятий в течении года, и показываем родителям динамику овладения детьми разных упражнений.

Посмотрев подготовленные занятия, и попробовав упражнения на семинаре – практикуме для родителей, они еще раз убедились, что систематические занятия приносят большую пользу. После родительских собраний они стали более внимательно прислушиваться к рекомендациям инструкторов, воспитателей, советоваться с ними.

Так же мы составили памятку для родителей

В условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же четкий распорядок дня и занятий детей, что и в детском саду:

  • прежде всего необходимо, чтобы у малыша была своя мебель, со-
    ответствующая его росту (стол, стул, кровать);когда ребенок сидит, ступни должны полностью касаться пола или подставки, ноги согнуты в коленях под прямым углом.
  • Следите, чтобы ребенок сидел за столом прямо, опираясь на обе руки (нельзя, чтобы один локоть свисал со стола), можно откинуться на спинку стула. Нельзя наклоняться низко над столом; расстояние от глаз до поверхности стола должно быть равно длине от локтя до кончиков пальцев. Если ребенок продолжает ниже наклонять голову во время чтения, рисования или письма, его необходимо показать врачу-окулисту;
  • правильную осанку у ребенка надо терпеливо воспитывать, она
    не только благотворно влияет на внешний вид, но и на его здоровье, на
    органы, расположенные в грудной клетке и брюшной полости;
  • не рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с
    прогибающейся сеткой. Лучше приучать детей спать на спине.
  • обратите внимание, чтобы дети не спали на высокой подушки, позвоночник прогибается и формируется неправильная осанка;
  • последите за походкой ребенка. Не следует широко шагать и
    сильно размахивать руками, разводить носки в стороны, «шаркать»
    пятками, горбиться и раскачиваться. Такая ходьба увеличивает напряжение мышц и вызывает быстрое утомление. Чуть пораньше выходите
    в детский сад, чтобы ребенку не пришлось всю дорогу бежать за папой
    или мамой, которые часто тянут его за руку, в большинстве случаев за
    одну и ту же каждое утро. Так может развиться дисбаланс мышечного
    корсета и нарушение осанки.

В летнее время необходимо обучать детей плаванию, дошкольники хорошо усваивают технику. А самые маленькие пусть учатся плавать в ванной с помощью мамы и папы после консультации с детским врачом.

Плоскостопие

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности стопы. Под плоскостопием понимают деформацию, сопровождающуюся уплощением сводов стопы.

Плоская стопа встречается у детей чрезвычайно часто, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и принять профилактические меры.

Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного или поперечного свода, а в дальнейшем появляются тягостные симптомы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии.

Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но причиной плоскостопия может стать и тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, так как они лишают стопу ее естественной гибкости.

Поэтому в основе профилактики плоскостопия лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод; во-вторых, ношение рациональной обуви и, в-третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности.

Противопоказания при плоскостопии:

  1. 1.бег, соскоки, подскоки на жесткой поверхности
  2. 2.ходьба босиком

показания при плоскостопии:

  1. правильно подобранная обувь
  2. ежедневная гигиена стоп

Специальные упражнения при плоскостопии в домашних условиях

Специальные упражнения в исходном положении лежа

  • Руки за голову, отведение и приведение ноги, пятка пола
    не касается, носок на себя, стопа удерживается вертикально. Повторить 4-6 раз каждой ногой, темп медленный, средняя амплитуда движения.
  • «Строим два моста - большой и маленький» - согнуть правую ногу и пальцы стопы, поставить на пол с опорой на пятку и пальцы. Средний отдел стопы не касается пола. Вернуться в и. п., то же другой ногой. Повторить 4-6 раз каждой ногой, темп средний, дыхание произвольное.
    • «велосипед»- руки вдоль туловища, правый носок на себя, согнуть правую ногу в тазобедренном суставе, затем в коленном и вернуться в и. п., то же левой ногой. Повторить по 4 раза, темп средний, полная амплитуда движения.
    • «Маятник часов» - стопы касаются стены или стоп партнера, одновременные повороты стоп вправо-влево. Повторить 6-8 раз, темп средний. Стопы держать строго вертикально.
    • «Танец жука, лежащего на спине» - ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, руки согнуты в локтях. Попеременное сгибание и разгибание рук и ног с произношением звука «ж-ж-ж». Повторить 3-4 раза, темп средний. Звуки произносить на выдохе.
    • «Паровоз» - лежа на боку. Сгибание и разгибание ноги,
      носок на себя. Повторить 6-8 раз на каждом боку, ускоряя
      и замедляя темп.
    • «Чей шарик больше?» - лежа на правом боку, правая нога согнута, левая прямая. Не отрывая пятки от пола, рисовать круг в одну, затем в другую сторону только передним отделом стопы. Повторить по 8 раз каждой ногой, темп средний.
    • «Строим норку» - лежа на животе, пальцы под подбородок, стопы стоят на носках, минимально сгибая колени, отгребать пальцами песок назад. Повторить 8 раз, темп средний.
    • «Я на солнышке лежу» - лежа на животе, ноги согнуты в
      коленях, руки под подбородком, попеременно сгибать и разгибать стопы. Повторить 8-10 раз, темп средний.

«Хвост самолета» - лежа на животе, руки под подбородком, согнуть ноги, колени в стороны, стопы соединить подошвами друг к другу. Вернуться в и. п. Повторить 6-8 раз,темп средний.

Специальные упражнения с мячом- обычным или массажным

(постепенно от занятия к занятию диаметр мяча уменьшается)

  • «Шагающий на мяче» - лежа на спине с опорой на предплечья, стопы на мяче, попеременное перекатывание мяча стопами вперед и назад. Повторить 6 раз, темп медленный.
  • Удерживая мяч в голеностопных суставах, приподнять ноги, согнуть и поставить на пол. Затем поднять, выпрямить и вернуться в и. п. Повторить 8 раз в среднем темпе.
  • Ноги согнуты, стоят на мяче. Надавливая на мяч, выполнять круговые вращения в правую и левую сторону. Повторить 4-6 раз в каждом направлении. Все время удерживать стопы на мяче.
  • Массажный мяч между стопами, с надавливанием выполнять массаж данной области. Повторить 10-12 раз, темп медленный.
  • «Башня из кубиков» - ноги прямые, мяч в голеностопных
    суставах. Поставить правую ногу на мяч, носок на себя, на нее поставить левую ногу и спокойно вернуться в и. п. Повторить 6 раз, темп средний.

Специальные упражнения, выполняемые сидя на полу, руки в упоре сзади

Носки на себя, согнуть ноги, поставить стопы только на пятки. Носки не касаются пола. Вначале выполнять попеременно, затем одновременно. Повторить 8-10 раз, темп средний.

Платочки лежат на уровне коленей. Согнуть правую ногу и взять платочек у левого колена, вернуться в и. п., тоже левой ногой. Повторить 8 раз каждой ногой, темп средний.

Ноги согнуты, стоят на полу. «Малая гусеница» - сгибая пальцы, плавно подтягивать пятку, передний и задний отделы стопы от пола не отрывать. Выполнять движение вперед и назад. Повторить 6-8 раз в медленном темпе.

  • «Большая гусеница» - максимально согнуть стопы, носки на себя,

Перекатиться на носки и подтянуть пятки. Повторить8 раз, темп медленный.

  • Ноги прямые на ширине плеч, стопы вертикально, соединить большие пальцы, развести в стороны, мизинцем коснуться пола. Повторить 3-4 раза.
    • Пальцы стоп широко расставить и сжать. Повторить10-12 раз,

То же, но удерживать согнутые пальцы на 6 счетов. Проверять степень работы всех пальцев. Повторить 4-6 раз, темп медленный.

Руки на пояс. Перед ребенком большой лоскут ткани, собрать пальцами стоп ткань под средний отдел стопы и затем, отталкивая ткань, вернуть ее в и. п. Повторить 4 раза, темп средний.

  • «Кто сильнее?» - взять пальцами стоп шарф, поднять ноги и тянуть шарф в разные стороны. Повторить 3-4 раза, темп средний.

Пальцами одной ноги захватить карандаш и нарисовать на полу геометрическую фигуру (треугольник, круг, квадрат и т. п.). Затем то же другой ногой. Повторить 4 раза, темп средний.

Специальные упражнения в исходном положении сидя на стуле

  • Руки на пояс, перекаты с пятки на носок. Большая ампли-
    туда. Повторить 10 раз, темп средний.
  • Одна нога выпрямлена вперед, другая под стулом, смена
    положения ног. Повторить 4-6 раз, темп средний.
  • Стопы стоят на полу, развести пятки в стороны, вернуться в и. п. Повторить 4-6 раз, темп средний.
  • Имитация подгребания песка пальцами, пятки стоят на полу. Движение выполняют все пять пальцев. Повторить 10-12 раз каждой ногой, темп средний. То же, отгребание песка.
  • Стопы «склеены» вместе внутренним сводом, поднимать и
    опускать пятки. Повторить 12 раз, темп средний.
  • Перекаты гимнастической палки(скалки), кисти на коленях, надавливают, усиливая воздействие. Повторить 10-12 раз.
  • Поднимать за веревку груз и удерживать его, пока он не коснется пола. Вес груза 200-300 г, длина веревки 25-30 см

АДМИНИСТРАЦИЯ БАЛАХНИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 20

УТВЕРЖДЕНО:

Протокол заседания

педагогического совета

№ 3 от 10.04.2009г

председатель педагогического

совета, заведующая

МДОУ «Детский сад № 20»

_________________/Быкова О.А./

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

“ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА”

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА

Голубева М.В. - тренер-преподаватель

по лечебной гимнастике,

МДОУ ДЕТСКИЙ САД 20

г. Балахна.

Я не боюсь ещё раз повторить:

Забота о здоровье-

это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

Зависит их духовная жизнь,

Мировоззрение, умственное развитие,

Прочность знаний, вера в свои силы

В.А. Сухомлинский

До недавнего времени для профилактики различных заболеваний и поддержания здоровья ребенка использовали преимущественно различные физиотерапевтические средства, элементы закаливания. Лечебная физическая культура (ЛФК) в дошкольном учреждении - новая форма реабилитации детей 5 -7 лет, имеющих различные патологические и предпатологические состояния.

ЛФК позволяет получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях. В дошкольном учреждении она показана всем детям с нарушением осанки, так как это – единственное средство, позволяющее эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхностей туловища и бедер. Противопоказания могут носить лишь временный характер. К ним можно отнести общее недомогание, высокую температуру.

Причины, вызвавшие внедрение ЛФК в практику дошкольных учреждений, многообразны. Среди главных можно выделить следующие: резкое ухудшение качества здоровья новорожденных и как следствие - детей дошкольного возраста; ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции ребенка. Наряду с глобальными социальными проблемами, влияющими на здоровье ребенка, можно выделить и более частные проблемы, к которым относится повышенная профессиональная занятость родителей. Ограниченность свободного времени, строгий режим работы поликлиник и кабинетов ЛФК, порой удаленность их от места проживания и ожидание в очереди не способствуют уменьшению числа детей, нуждающихся в немедикаментозной терапии.

Физические упражнения – это главное средство ЛФК, а лечебная гимнастика – одна из форм ЛФК

Пояснительная записка

Результат опроса специалистов позволяют сделать вывод, что наиболее распространены в дошкольном возрасте следующие отклонения: нарушение осанки и плоскостопие, часто болеющие дети, бронхолегочная патология, неврологические заболевания, остаточные явления врожденной патологии, угроза миопии (особенно в подготовительных группах).

Лечебное действие физических упражнений объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. Лечебная гимнастика улучшает нарушенные болезнью функции, ускоряет восстановительные процессы, уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии. Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и степени нагрузки.

Различают четыре основных механизма лечебного действия физических упражнений: тонизирующее влияние, трофическое действие, формирование компенсаций и нормализация функции. Эти механизмы достаточно подробно описаны в специальной литературе. Мы лишь коротко остановимся на каждом из них.

Механизм тонизирующего влияния. После заболевания у ребенка отмечается преобладание в ЦНС процессов торможения, вызванное, с одной стороны, заболеванием, а с другой - вынужденным снижением двигательной активности. Снижаются функции всех систем организма. Применение специальных и общеразвивающих упражнений способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения. На этом фоне улучшается обмен веществ, усиливается функция внешнего дыхания и кровообращения, активизируются защитные реакции организма. Повышается психоэмоциональное состояние ребенка, улучшается настроение, усиливая действие физических упражнений. Таким образом оказывается общетонизирующее действие на весь организм ребенка в целом и на определенные органы и системы. Так, дыхательные упражнения улучшают бронхолегочную проходимость и вентиляцию легких, а упражнения для мышц брюшного пресса нормализуют перистальтику кишечника.

Механизм трофического действия. Под влиянием заболевания ухудшаются обмен веществ, кровообращение, дыхание. Физические упражнения в данном случае активизируют обменные процессы, ускоряют процессы регенерации, задерживают развитие атрофии мышц и тугоподвижности в суставах. Так, при сахарном диабете трофическое действие физических упражнений проявляется в том, что увеличивается потребление мышцами глюкозы и снижается ее содержание в крови. При легких формах сахарного диабета это позволяет снизить уровень сахара до нормальных величин.

Механизм формирования компенсаций. Данный механизм проявляется в развитии временных или постоянных замещений нарушенных функций. Физические упражнения способствуют ускорению формирования компенсаций, которые становятся более совершенными. Так, при нарушениях дыхательной системы появляются одышка, тахикардия. Под действием физических упражнений укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность диафрагмы, ребер и как следствие закрепляются навыки глубокого и редкого дыхания.

Механизм нормализации функции. После клинического выздоровления ребенку требуется еще определенное время для восстановления пострадавшей функции организма. Правильно подобранные и точно дозированные физические упражнения в этот период позволяют нормализовать деятельность основных систем организма: дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной, создают условия для их оптимального функционирования. Вот почему так важно начать занятия лечебной гимнастикой в первые же дни после возвращения ребенка в сад. Эффект от таких занятий будет значительно выше, нежели в случае, если они начнутся через две недели.

Лечебное действие физических упражнений многообразно и проявляется комплексно.

Цель программы:

Оказать общеукрепляющее воздействие на организм ребёнка, реабилитация детей после перенесенных заболеваний и профилактика различных заболеваний опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада.

Основные задачи программы:

1. оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребенка;

2. своевременная коррекция имеющегося патологического и предпатологического состояния опорно-двигательного аппарата;

3. формирование и закрепление навыка правильной осанки;

4. обучение детей правильному дыханию.

5. повышение неспецифической реакции организма.

6. приобщение детей к здоровому образу жизни и воспитание потребности в нём.

7. удовлетворение естественной биологической потребности в движении.

Программа лечебной гимнастики строится на принципах:

· Принцип индивидуальности - контроль за общим состоянием ребенка, за дозировкой упражнений;

· Принцип систематичности - подбор специальных упражнений и последовательность их проведения;

· Принцип длительности - применение физических упражнений, способствующих восстановлению нарушений функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;

· Принцип разнообразия и новизны - обновление физических упражнений через 2-3 недели;

· Принцип умеренности - продолжительность занятий 25-30 мин в сочетании с дробной физической нагрузкой;

· Принцип цикличности - чередование физической нагрузки с отдыхом, с упражнениями на расслабление.

Прогнозируемая результативность:

Предполагается, что результатом внедрение программы физической реабилитации будет уменьшение % детей имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата и стопы, укрепление мышечной системы, особенно показателей силы кисти, снижение частоты респираторных заболеваний, повышение мышечной памяти ребенка, снижение агрессивности и повышение эмоционального благополучия.

Учебно-тематический план

Занятия проходят в дневное время, два раза в неделю длительность 20-30 минут Место проведения занятий – музыкальный зал.

Группы комплектуется с учетом желания родителей и детей. Наполняемость группы 10-15 человек.

Дети могут заниматься курсом лечебной гимнастики без перерыва в течении 8-12 месяцев

Длительность занятия составляет от 20-25 мин до 30-35 мин.

Занятие состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной.

Задача вводной части – организация детей для предстоящих занятий. Используются упражнения строевого характера, короткие игровые задания и упражнения по коррекции осанки. Вводная часть длится 5-7 минут.

В основной части задачей является укрепление мышечного корсета и индивидуальная коррекция деформаций позвоночника. Продолжительность основной части – 15-20 минут. Все упражнения выполняются как без предметов, так и с предметами (гимнастические палки, мячи - массажные и простые, булавы и т.д.). Ортопедические мячи включаются в занятия для повышения психоэмоционального состояния ребенка.

Заключительная часть – осуществляет совершенствование двигательных навыков, закрепление навыков осанки в различных условиях и приведение организма в спокойное состояние. Для этого используются различные игры, построения, перестроения и ходьба с правильной осанкой. Продолжительность заключительной части – 3-5 минут.

Для определения эффективности занятий используются легковоспроизводимые и доступные методики и тесты: динамометрия, калиперометрия, спирометрия, плантография, определение ЧСС и частоты дыхания, углометрия, тесты физической подготовленности с учетом возраста ребенка и имеющихся навыков. Определяется также уровень физической работоспособности и оценка эмоционального благополучия ребенка.

В конце курса лечебной гимнастики родителям предлагается цикл упражнений для самостоятельного применения с целью сохранения мышечной памяти и поддержания достигнутого уровня физической работоспособности детей.

Приложение 1

Тестовая карта для выявления нарушения осанки

(по Г. Н. Сердюковской)

1. Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью
Да
Нет

2. Голова, шея отклонены от средней линии. Плечи, лопатки, таз установлены несимметрично
Да
Нет

3. Выраженная деформация грудной клетки: «грудь сапожника», впалая – «куриная»
Да
Нет

4. Выраженное увеличение или уменьшение физиологических изгибов
Да
Нет

5. Сильное отставание лопаток – «крыловидные» лопатки
Да
Нет

6. Сильное выступание живота (более 2 см от линии грудной клетки)
Да
Нет

7. Нарушение осей нижних конечностей, О- и Х-образные ноги
Да
Нет

8. Неравенство треугольников талии
Да
Нет

9. Вальгусное положение пяток или пятки
Да
Нет

10. Явные отклонения в походке: прихрамывающая, «утиная»
Да
Нет

Как оценить полученные результаты тестирования?

1. Нормальная осанка – при всех отрицательных ответах.

2. Незначительные нарушения осанки – при положительных ответах на вопросы 3, 5, 6, 7 (один или несколько). В данном случае необходимо наблю-дение врача в дошкольном учреждении.

3. Выраженные нарушения осанки – при положительных ответах на вопросы 1, 2, 4, 8, 9 (один или несколько). В этом случае необходима консультация врача-ортопеда.

Приложение 2

Частные методики лечебной гимнастики при различных видах нарушений осанки

Сутуловатость

Задачи лечебной гимнастики:

1) укрепление ослабленных мышц туловища;

2) растягивание мышц передней поверхности туловища;

3) увеличение подвижности позвоночника.

Примерный комплекс лечебной гимнастики для детей 5-6 – летнего возраста (6-7-занятий)

Подготовительная часть занятия (2-3 мин)

1
Проверка правильной осанки

у стены, перед зеркалом.
12 раз
Излишне не напрягать

2
Ходьба, кисти к плечам:

прогнуться, соединить лопат-ки, локти в стороны; прижать локти к туловищу.
2-3 раза
Дыхание произвольное.

3
Руки на пояс, ходьба на носках; на пятках,
по 4 счета
Стремиться удерживать туловище ровно.

Основная часть (18-20 мин)

4
И. п. – лежа на спине, руки

вдоль туловища, ладони вверх;

1-3 – руки через стороны вверх – потянуться;

4 – и. п.
4-6 раз, медленный
При движении кисти рук касаются пола.

5
И. п. – лежа на спине, кисти рук под шеей; «велосипед».
4 раза вперед, 4 раза назад
Локти лежат на полу. Движение ногами выпол-няется с полной амплиту-дой. Дыхание произволь-ное.

6
И. п. – лежа на спине, диафрагмальное дыхание.
2-3 раза, средний
Шар надулся и сдулся.

7
И.п. – лежа на спине, руки в стороны, ладони вверх;

1 – поднять правую ногу;
2-3 раза, медленный
Угол подъема ноги 30-35°.

Дыхание произвольное

Приложение 3

Специальные упражнения при нарушениях осанки сагиттальной

плоскости

Сутулая и круглая спина

1
И.п. – о.с. (в руках гимнастическая палка):

1-3 – палку завести за лопатки, подтянуть живот;

4 – и.п.
5 раз
Следить за дыханием.

2
И.п. – о.с.1-3 – «крылышки» руками; 4 – и.п.
5 раз
Следить за осанкой.

3
И.п. – лежа на животе.

1-2 – руки в «крылышки»;

3-4 – фиксировать положение.
6 раз
Голову высоко не поднимать.

4
И.п. – лежа на животе.

1-3 – ноги поднять, руки в «крылышки»; 4 – и.п.
5 раз
Голову высоко не поднимать.

5
И.п. – лежа на животе, в руках гимнастическая палка.

1-4 – прокатывание палки по спине от плеч до ягодиц и обратно.
6 раз
Следить за дыханием.

6
И.п. – лежа на спине.

1-2 – приподнять на предплечьях спину, прогнуться; 3-4 – фиксировать положение.
5 раз
Исправление ошибок.

7
И.п. – лежа на спине, под область грудного кифоза положить валик.

1-3 – приподняться на предплечьях над валиком;

4 – и.п.
6 раз
Исправление ошибок.

8
И.п. – лежа на спине.

1-3 – круговые движения ногами (по часовой стрелке);

4 – и.п.; 5-7 – круговые движения ногами (против часовой стрелки); 8 – и.п.
4 раза
Позвоночник прямой.

9
И.п. – на четвереньках.

1-3 – прогнуться в грудном и поясничном отделах, голову приподнять; 4 – и.п.
6 раз
Голову высоко не поднимать.

10

1-3 – через левое плечо посмотреть на правую пятку; 4 –и.п.; 5-7 – через правое плечо посмотреть на левую пятку; 8 – и.п.
6 раз
Следить за дыханием.

11
И.п. – то же, что в упражнении № 9.

1-3 – поднять правую руку и левую ногу одновременно, прогнуться в грудном отделе позвоночника; 4 – и.п.;
5 раз

12
И.п. – то же, что в упражнении № 9.

1-3 – поднять правую руку и правую ногу; 4 – и.п.;

5-7 – поднять левую руку и левую ногу; 8 – и.п.
5 раз
Следить за положением туловища.

Приложение 4

Кругловогнутая спина

1
И.п. – лежа на животе, под живот положен валик: 1-3 – поднимание головы; 4 – и.п.
6 раз
Голову высоко не поднимать.

2

1-3 – поднять голову, локти согнутых рук отвести назад, лопатки приблизить к позвоночнику; 4 – и.п.
5 раз
Выполнять медленно

3
И.п. – то же, что в упражнении № 1.

1-3 – поднять голову, вытянуть руки вперед; 4 – и.п.
5 раз
Следить за дыханием.

4
И.п. – лежа на животе; под живот положен валик, в руках гимнастическая палка. 1-2 – вытянуть палку вперед; 3-4 – согнуть руки с палкой перед грудью.
5 раз
Темп медленный.

5
И.п. – то же, что в упражнении № 4. палка в вытянутых руках, руки на середине палки. 1-4 – перехват рук к концам палки и обратно до ее середины.
5 раз
Темп медленный.

6
И.п. – то же, что в упражнении № 4, гимнастическая палка в горизонтально вытянутых руках. 1-4 – палку за голову на лопатки с переносом обратно через голову вперед.
6 раз
Следить за положением туловища.

7
И.п. – лежа на спине. 1-3 – поднять голову, носки на себя; 4 – и.п.
5 раз
Поясница прижата к полу.

8

1-2 – поднять голову, вытянуть руки влево; 3-4 – поднять голову, вытянуть руки вправо.
6 раз
Голову не опускать.

9
И.п. – то же, что в упражнении № 7.

1-7 – согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах, прижать их к груди; 8 – и.п.
5 раз
Поясница прижата к полу.

10
И.п. – лежа на спине. 1-2 – согнуть в колене правую ногу, прижать ее к груди; 3-4 – согнуть в колене левую ногу, прижать ее к груди.
6 раз
Следить за осанкой.

11

1-3 – поднять обе прямые ноги под углом 45?; 4 – и.п.
5 раз
Следить за дыханием.

12
И.п. – то же, что в упражнении № 10.

1-3 – сесть с махом рук вперед, руки в «крылышки»; 4 – и.п.
6 раз
Удержать руки.

13
И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, в опоре:

1-3 сесть руки на пояс; 4 – и.п.
5 раз
Следить за осанкой.

14
И.п. – лежа на спине, под грудным отделом валик. 1-3 – приподнять над валиком грудной отдел позвоночника;

4 – и.п.
5 раз
Прижать поясницу к полу.

Приложение 5

Плоская спина

1
И.п. – лежа на животе.

1-3 – поднять голову, руки в «крылышки»; 4 – и.п.
6 раз
Голову не запрокидывать, чтобы затылок и позвоночник находились на одной линии.

2

1-3 – поднять голову, руки вперед; 4 – и.п.
6 раз
Голову не запрокидывать, хлопки руками.

3
И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-4 – «брасс» руками.
5 раз
Следить за положением тела.

4
И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-4 – «бокс» руками.
5 раз
Следить за дыханием.

5
И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-3 – поднять прямые ноги, одновременно; 4 – и.п.
6 раз
Выполнять медленно.

6
И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-2 – поднять прямые ноги, руки вперед; 3-4 – держать ноги, руки в «крылышки»;

5-7 – держать ноги, руки на поясе; 8 – и.п.
5 раз
Исправлять индиви-дуальные ошибки.

7
И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-2 – руки в «замок», ноги прямые, поднять;

3-7 – ползанье на животе путем бокового движения туловища; 8 – и.п.
5 раз
Исправление ошибок.

8
И.п. – лежа на спине.

1-3 – поднять голову и руки, носки ног на себя; 4 – и.п.
6 раз
Прижать позвоночник к полу.

9

1-2 – поднять голову, вытянуть руки влево;

3-4 – поднять голову, вытянуть руки вправо.
5 раз
Следить за дыханием.

10
И.п. – то же, что в упражне-нии № 8.

1-7 – поднять ноги под углом 45?; 8 – и.п.
6 раз
Прижать позвоночник к полу.

11
И.п. – лежа на спине.


5 раз
Локти прижаты.

12


5 раз
Ноги поднимать под углом не более 45?.

13
И.п. – то же, что в упражне-нии № 11. 1-4 – выполнять ногами вертикальные «ножницы».
5 раз
Живот подтянуть.

14
И.п. – стойка на четвереньках. 1-2 – «кошечка ласковая», голову поднять;

3-4 – «кошечка сердитая», голову опустить.
6 раз
Прогибаться в грудном и поясничном отделах позвоночника. Выполнять в медленном темпе.

15
И.п. – то же, что в упражне-нии № 14.

1-3 – «кошечка под забором»; 4 – и.п.
6 раз
Медленно, поочередно прогнуться от шейного до поясничного отделов позвоночника.

Приложение 6

Плосковогнутая спина

1
И.п. – лежа на животе, под животом небольшой валик.

1-3 – приподнять голову, руки вперед; 4 – и.п.
6 раз
Голову сильно не запрокидывать. Сгибание и разгибание пальцев.

2
И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-4 – приподнять голову, руки вдоль туловища, круговые движения вперед, в плечевых суставах.
5 раз
Следить за осанкой.

3
И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-4 – руками «брасс».
5 раз
Подбородок не опускать.

4
И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-4 – руками «брасс» с задер-жкой.
5 раз
Исправление ошибок.

5
И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-4 – «рыбка». Поднять руки и прямые ноги и держать однов-ременно.
5 раз
Выполнять медленно.

6
И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-2 – приподнять прямые ноги, руки в «крылышки»; 3-4 – ноги держать, руки в стороны; 5-6 – ноги держать, руки вверх; 7-8 – и.п.

5 раз
Тянуть носки.

7
И.п. – на спине.

1-3 – приподнять голову;

4 – и.п.
5 раз
Тянуть носки на себя.

8

1-2 – согнуть правую ногу в колене, прижать ее к груди;

3-4 – то же левой ногой.
5 раз
Следить за дыханием.

9
И.п. – то же, что в упражне-нии № 7.

1-3 – согнуть в коленных суставах обе ноги одновре-менно, прижать их груди, нагнуть голову; 4 – и.п.
5 раз
Следить за положением тела.

10
И.п. – то же, что в упражне-нии № 7.

1-3 поднять прямые ноги вверх под углом 45?; 4 – и.п.
5 раз
Прижать поясницу к полу.

11
И.п. – лежа на спине.

1-4 – «велосипедные» движения ногами.
5 раз
Прижать поясницу к полу. Выполнять медленно.

12
И.п. – то же, что в упражне-нии № 11.

1-4 – выполнять ногами горизонтальные «ножницы».
5 раз
Темп медленный.

13
И.п. – то же, что в упражне- нии № 11.

1-4 – выполнять ногами вертикальные «ножницы».
5 раз
Прижать поясницу к полу.

14
И.п. – то же, что в упражне-нии № 11.

1-7 – сесть с махом рук вперед; 8 – и.п.
5 раз
Следить за осанкой в положении «сидя».

15
И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы упираются в пол.

1-7 – сесть руки в

«крылышках»; 8 – и.п.
5 раз
Следить за осанкой.

Еще одной причиной такой тенденции является то, что родители больше ориентированы на развитие интеллектуальных способностей ребенка: компьютерные игры и разнообразные кружки, в которых дети занимаются по большей части сидя. Эти и некоторые другие причины приводят к тому, что у многих деток нарушается осанка, развиваются плоскостопие и заболевания органов дыхания. В связи с этим, для предотвращения развития заболеваний и их коррекции необходимы профилактические мероприятия.

Эффективный метод коррекции заболеваний органов дыхания и аппарата опорно-двигательной системы - это лечебная физкультура в детском саду.

Оздоровительную гимнастику для коррекции заболеваний проводят в виде занятий. Одно занятие для детей трех-четырех лет длится около двадцати-двадцати пяти минут, для детей пяти-шести лет - тридцать-тридцать пять минут. Упражнения выполняются в течение двух недель: основная часть комплекса упражнений не меняется, изменяются только первая, подготовительная, и последняя, заключительная, части. Занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении на ковриках. Дети должны быть без обуви (в носках) и в легкой одежде.

Лечебная физкультура в детском саду главным образом проводится с целью профилактики и коррекции заболеваний органов дыхания и аппарата опорно-двигательной системы.

Данная цель достигается при помощи выполнения следующих задач:

  • Улучшение работы аппарата опорно-двигательной системы.
  • Укрепление здоровья, создание условий для всестороннего физического развития и закаливания организма.
  • Предупреждение развития плоскостопия и сколиоза.
  • Активизация работы дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
  • Формирование правильной осанки и закрепление ее в этом положении: жизненно необходимые положения и движения должны выполняться автоматически.
  • Овладение базовыми двигательными умениями и навыками.
  • Повышение неспецифической реакции организма.
  • Своевременная коррекция патологического состояния.

При выполнении упражнении необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Методика и дозировка физических упражнений должна подбираться индивидуально для каждого ребенка в зависимости от заболевания и общего состояния организма.
  • Воздействие должно быть системным и с определенным набором упражнений, и выполняться упражнения должны последовательно.
  • Воздействие должно быть регулярным, чтобы обеспечить развитие и восстановление функциональных возможностей организма.
  • Выполнение физических упражнений осуществляется в течение длительного времени. Это связано с тем, что восстановление нарушенной работы различных органов возможно лишь только при упорном и длительном повторении упражнений. Целесообразно выполнять упражнения через день.
  • Физическая нагрузка должна нарастать постепенно: в первые семь-десять дней нагрузка плавно вырастает, затем некоторое время находится на одном уровне, а в течение последней недели постепенно понижается.
  • Физические упражнения должны быть разнообразны и обновляться через некоторое время. Рекомендуется обновлять порядка двадцати-тридцати процентов упражнений через две-три недели занятий.
  • Воздействие упражнений должно быть умеренно: продолжительность занятия около двадцать пять - тридцать минут в сочетании с дробной нагрузкой.
  • При проведении занятий необходимо соблюдать цикличность: упражнения с отдыхом необходимо сочетать с упражнениями на расслабление.
  • Воздействие на организм должно быть всесторонним.
  • При проведении занятий необходимо учитывать возрастные и другие особенности: группы с детьми должны формироваться по диагнозам, а возраст детей не должен разниться больше чем на один год.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!