Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Правила безопасности по легкой атлетике в школе. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. II. Требования безопасности перед началом занятий

ИНСТРУКЦИЯ №25

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ по легкой атлетике

1. Общие требования к безопасности.


1.1. Занятия легкой атлетикой на спортивной площадке (стадионе) проводятся в сухую, теплую погоду.
1.2. К занятиям легкой атлетикой допускаются обучающиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.
1.3. Всем обучающимся необходимо уметь оказывать первую доврачебную помощь. Они должны знать, что во время занятий легкой атлетикой чаще всего травмы возникают при:
- падении на скользком грунте или твердом покрытии;
- нахождении в зоне броска во время выполнения метаний;
- выполнении упражнений без разминки.
1.4. У учителя (тренера) должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.
1.5. При переходе через улицу (дорогу) обучающиеся обязаны соблюдать правила дорожного движения.


2. Требования к безопасности перед началом занятий .


2.1. Перед началом занятий обучающиеся обязаны:
надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой;
тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме (место приземления), проверить отсутствие на нем посторонних предметов;
протереть сухой тряпкой снаряды для метания (диск, ядро, гранату и т.д.);
провести разминку.
2.2. Перед выполнением метания обучающийся обязан убедиться, что в секторе для метания нет людей.


3. Требования к безопасности во время занятий .


3.1. Во время занятий обучающиеся обязаны:
при групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке. При этом дорожка должна выходить не менее чем на 15 м за финишную отметку;
бег по кругу выполнять только в направлении против часовой стрелки; во время бега во избежание столкновений исключить резкие остановки.
3.2. Во время занятий обучающимся запрещается:
выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте;
приземляться при прыжках на руки;
производить метания без разрешения учителя (тренера);
оставлять без присмотра снаряды для метания;
стоять справа от метающего (при метании левой рукой - слева) и находиться в зоне броска;
подбирать снаряды для метания без разрешения учителя (тренера);
подавать друг другу снаряд для метания броском;
снимать спортивную обувь и бегать босиком;
покидать спортивную площадку (стадион) без разрешения учителя.


4. Требования к безопасности после завершения занятия .


После завершения занятия обучающиеся обязаны:
убрать спортивный инвентарь в места для его хранения;
снять спортивную форму и спортивную обувь;
принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.


5. Требования к безопасности в особых ситуациях .


1. При плохом самочувствии обучающийся должен прекратить занятия и сообщить об этом учителю (тренеру).
2. О получении травмы в ходе занятия обучающийся должен немедленно сообщить учителю (тренеру).
3. При резком ухудшении погоды прекратить занятия и по команде учителя (тренера) вернуться в спортивный зал.


Легкая атлетика — идеальный вид спорта, так как именно он является самым естественным видом физической нагрузки для человека. Так какие существуют правила соревнований по легкой атлетике? На первый взгляд, кажется, что их нет, и в этом нет ничего сложного, но так ли это? Чтобы быть «подкованным» в этом вопросе, необходимо детально разобрать этапы соревнования и подготовки к ним.

Виды дисциплин

На самом деле бег — это не вся легкая атлетика. Правила соревнований (бег, прыжки, метание) немного похожи, но все-таки отличаются друг от друга. Так как бег — это основной легкоатлетический вид спорта, следует именно на нем заострить внимание.

Беговые дисциплины практикуются не только у профессиональных спортсменов, но и у людей, которые просто хотят поддержать свое здоровье и улучшить свое физическое состояние. Бег — это идеальный баланс между энергетическими затратами и напряжением.

  • Спринт. Забеги на короткие дистанции на расстояние от 100 до 400 метров.
  • Бег с препятствиями. Дистанции тоже короткие и обычно не превышают 400 метров.
  • Средние дистанции и длинные. Максимальное расстояние — 3 км. Еще иногда устраиваются длинные забеги с препятствиями.
  • Кросс (по пересеченной местности).
  • Эстафета. Бывает на различные расстояния. Бывают даже до 10 км.
  • Марафон. Длинные забеги на расстояние до 42 км.

Не стоит и говорить о том, что, в зависимости от расстояния дистанции, существуют и разные требования к спортсмену. Если проводится спринт, тогда у атлета должна быть развита координация и мышцы ног, а вот марафонские забеги требуют повышенной выносливости.

Основные правила соревнований по легкой атлетике

В зависимости от вида бега применяются различные правила.

  1. Если атлетам предстоит пробежать короткую дистанцию, то дорожка обязательно должна быть прямой. Более большие расстояния проводятся на круговых дорожках.
  2. Если забег установлен на расстоянии до 400 метров, то каждый спортсмен бежит по строго выделенной полосе. Если расстояние забега более 600 метров, то все атлеты начинают движение по своему треку и до поворота, где разрешено выходить на общую дорожку.
  3. Существуют и другие правила соревнований по легкой атлетике в беге. Например, если дистанция больше 1000 метров, тогда атлетам разрешен общий старт, то есть с одной дорожки.
  4. Если правилами соревнований предусматривается забег строго по дорожкам, то их количество должно четко совпадать с количеством заявленных атлетов.
  5. Если расстояние забега более 200 метров, в соревновании не может участвовать более 8 человек.

Победителем в соревновании называется тот спортсмен, который быстрее всех преодолеет финишную черту. Если дистанции длинные, то фиксируется несколько пересечений финишной черты.

Казалось бы, что может быть проще старта? Но правила проведения соревнований по легкой атлетике регламентируют и этот этап.

Если забег осуществляется на расстояние не более 400 метров, то дается три команды:

  • «На старт». Спортсмены занимают исходное положение.
  • «Внимание». Атлеты занимают позицию для предстоящего рывка.
  • «Марш». Начинается движение.

Если спортсмен начал движение не во время соответствующей команды, тогда он получает первое предупреждение. Услышав предупреждение, участник соревнования должен поднять руку вверх. Стоит отметить, что если предупреждение было сделано дважды, тогда атлет дисквалифицируется.

В беговых многоборьях допускается получение до трех предупреждений.

Правила соревнований по легкой атлетике разъясняют, как спортсмены должны передвигаться.

Итак, если забег предусматривает движение спортсменов строго по полосам, то атлет должен бегать строго по выделенной дорожке. Нарушением не считается тот факт, если спортсмен нечаянно перешел на соседнюю дорожку, но только в том случае, если он сразу же вернулся на свою полосу и не создал помеху другому участнику соревнования.

На поворотах запрещается переход атлета на соседнюю дорожку. Если же спортсмен нарушает это правило и на повороте совершил на соседнем треке слева несколько шагов, то ему грозит дисквалификация, так как это считается сокращением дистанции. Если же несколько шагов было совершено на полосе справа, то за такое действие наказания не предусмотрено.

Как должен правильно финишировать атлет, также освещают составленные правила соревнований по легкой атлетике.

Победителем признается тот участник, который первый пересек полосу. Обычно она воображаемая. Пересекать полосу можно любой частью тела, кроме головы, шеи, рук. Если атлет пришел первым и упал, то такой результат тоже засчитывается, но только в том случае, если он самостоятельно пересек линию финиша.

Бывает и такое, что линия пересекается одновременно несколькими спортсменами. Иногда делается фотофиниш, но если и он не помогает определить победителя, то в таком случае судьи принимают решение о перебежке.

Если соревнования проводятся, а время на них отмеряется секундомером, то, как правило, результат округляется до десятых, например, атлет пробежал 100 метров за 12,36 сек, то ему засчитывается результат 12,4 сек. При этом для каждого спортсмена должен быть отдельный секундомер, а время победителя сверяется по трем секундомерам.

Этап подготовки

Перед подготовкой к бегу на длинные дистанции, необходимо проводить определенные тренировки. Дело в том, что забеги на несколько километров сильно нагружают сердечную мышцу и сосуды, поэтому спортсмен должен уметь правильно распределять свои усилия. К длинным расстояниям необходимо длительно готовиться, чередуя темп тренировок.

Правила соревнований по легкой атлетике позволяют подготавливаться атлетам самостоятельно по собственной методике. Этот этап не регламентируется.

Бегуны на короткие дистанции, в первую очередь, тренируются на развитие мышц в ногах и руках.

Еще отдельного этапа подготовки требуют спринтерские забеги. На очень короткие расстояния выпускают только отлично подготовленных атлетов, которые не только хорошо развиты физически, но и умеют концентрироваться, и обладают отличной координацией движений. Как правило, победители спринтерских соревнований — это опытные бегуны с большим потенциалом.

по охране труда при проведении занятий по легкой атлетике

1. Общие требования безопасности

1.1. К занятиям легкой атлетикой допускаются дети дошкольного возраста и учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. При проведении занятий по легкой атлетике соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

1.3. При проведении занятий по легкой атлетике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

— травмы при падении на скользком грунте или твердом покрытии;

— травмы при нахождении в зоне броска во время занятий по метанию;

— выполнение упражнений без разминки.

1.4. При проведении занятий по легкой атлетике должна быть медаптечка, с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.5. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю), который сообщает об этом администрации учреждения. При неисправности спортивного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).

1.6. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.

1.7. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. Требования безопасности перед началом занятий

2.1. Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

2.2. Тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме — месте приземления, проверить отсутствие в песке посторонних предметов.

2.3. Протереть насухо спортивные снаряды для метания (диск, ядро, гранату и т.п.).

2.4. Провести разминку.

3. Требования безопасности во время занятий

3.1. При групповом старте на короткие дистанции бежать только до своей дорожке. Дорожка должна продолжаться не менее чем на 15 м за финишную отметку.

3.2. Во избежание столкновений исключить резко «стопорящую» остановку.

3.3. Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки.

3.4. Перед выполнением упражнений по метанию посмотреть, нет ли людей в секторе метания.

3.5. Не производить метания без разрешения учителя (преподавателя), не оставлять без присмотра спортивный инвентарь.

3.6. Не стоять справа от метающего, не находиться в зоне броска, не ходить за снарядами для метания без разрешения учителя (преподавателя).

3.7. Не подавать снаряд для метания друг другу броском.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю).

4.2. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании занятий

5.1. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.

5.2. Снять спортивный костюм и спортивную обувь.

5.3. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

План -конспект по легкой атлетике 11 класс

Задачи Урока: 1. Закрепление школы лёгкой «школы» атлетике 2. Обучение техники метания гранаты. 3. Обучение техники низкого старта 4. Бег на короткие дистанции (60 метров).План-конспект урока 11класс.

План-конспект урока. Предмет физическая культура. Класс 11.Тематическое планирование для 8 класса к учебнику Н.Д. Угриновича. 1 ч. в неделю.34 ч. за год…

Инструкция для учащихся по мерам безопасности при занятиях лёгкой атлетикой Занятия по лёгкой атлетике проводятся на оборудованных для этого спортивных площадках и в спортзале. План-конспект урока физической культуры для учащихся 10 класса.

План легкоатлетического занятия разработан с целью развивать выносливость и скоростно-силовые качества, совершенствовать техникуТакая форма проведения комплексного урока в старших классах подходит в неделимых (малочисленных) классах, где работает только один…

Конспект урока по Легкой Атлетике. Выполнил Задачи Студент 3-курса 1- Научить технике бега …Конспект урока по легкой атлетике № 1 для 6 класса., План-конспект урока по легкой атлетике …

По легкой атлетике (9КЛАСС). Тема: «Передача эстафетной палочки, метание теннисного мяча с разбега».рабочая программа 9 — 11 кл… План-конспект занятия физкультурно-спортивного направления “Оздоровительная аэробика” для учащихся 9–11-х классов.Группа: 10-11 класс…

Урок№1 Легкая атлетика Задачи урока: 1.Совершенствование техники высокого старта. 2.Развитие общей выносливости (равномерный.План-конспект урока физкультуры 10 класс по теме:“Баскетбол: Передача

dreadmime2011.tumblr.com

Правила безопасности по лёгкой атлетике для школы

по охране труда обучающимся (воспитанникам)

при проведении занятий по легкой атлетике

  • по команде учителя встать в строй для общего построения.
  • грабли класть зубьями вниз;

Не передавайте снаряд друг другу броском. Не метайте снаряд в не оборудованных для этого местах.

  • вымыть с мылом руки.

Техника безопасности на уроках легкой атлетики.

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

по охране труда обучающимся (воспитанникам)

при проведении занятий по легкой атлетике

1.Общие требования безопасности:

Занятия по легкой атлетике проводятся на оборудованных для этого спортивных площадках и в спортзале.

К занятиям допускаются учащиеся:

Отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

Прошедшие инструктаж по мерам безопасности;

Имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.

Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. При сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям.

Бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;

Не оставлять без присмотра спортинвентарь для прыжков и метаний, в том числе инвентарь, который не используется в данный момент на уроке;

Быть внимательным при перемещениях по стадиону;

Знать и выполнять настоящую инструкцию.

За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранен от участия в учебном процессе.

2. Требования безопасности перед началом занятий

Переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, висячие сережки и т. д.);

Убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние предметы;

Под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;

Убрать в безопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии;

Под руководством учителя инвентарь, необходимый для проведения занятий, переносить к месту занятий в специальных приспособлениях;

Не переносить к месту занятий лопаты и грабли острием и зубьями вверх;

По распоряжению учителя убрать посторонние предметы с беговой дорожки, ямы для прыжков и т. д.;

по команде учителя встать в строй для общего построения.

3. Требования безопасности во время занятий

При групповом старте на короткие дистанции бежать по своей дорожке;

Во время бега смотреть на свою дорожку;

После выполнения беговых упражнений пробегать по инерции 5-15 м, чтобы бегущий сзади имел возможность закончить упражнение;

Возвращаться на старт по крайней дорожке, при старте на дистанции не ставить подножки, не задерживать соперников руками;

В беге на длинные дистанции обгонять бегущих с правой стороны;

При беге по пересеченной местности выполнять задание по трассе или маршруту, обозначенному учителем;

Выполнять разминочный бег по крайней дорожке.

Песок в яме для приземления должен быть влажным, хорошо взрыхленным, а его поверхность должна находиться на одном уровне с поверхностью дорожки для разбега. Перед выполнением прыжков необходимо убрать из ямы грабли, лопаты и другие посторонние предметы.

Техника прыжка должна соответствовать учебной программе и обеспечить приземление учащегося на ноги.

Грабли класть зубьями вниз;

Не выполнять прыжки на неровном и скользком грунте;

Выполнять прыжки, когда учитель дал разрешение и в яме никого нет;

Выполнять прыжки поочередно, не перебегать дорожку для разбега во время выполнения попытки другим учащимся;

После выполнения прыжка быстро освободить прыжковую яму и вернутся на свое место для выполнения следующей попытки с правой или левой стороны дорожки для разбега.

Необходимо быть внимательным при упражнениях в метании.

Перед метанием убедиться, что в направлении броска никого нет;

Осуществлять выпуск снаряда способом, исключающим срыв;

При групповом метании стоять с левой стороны от метающего;

В сырую погоду насухо вытирать руки и снаряд;

Находясь вблизи зоны метания, следить за тем, чтобы выполняющий бросок был в поле зрения, не поворачиваться к нему спиной, не пересекать зону метаний бегом или прыжками;

После броска идти за снарядом только с разрешения учителя, не производить произвольных метаний;

При метании в цель предусмотреть зону безопасности при отскоке снаряда от земли.

Не передавайте снаряд друг другу броском. Не метайте снаряд в необорудованных для этого местах.

4 . Требования безопасности в аварийных ситуациях

При получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

С помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

При возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

По распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

5. Требования безопасности по окончании занятий

Под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

Организованно покинуть место проведения занятия;

Переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

  • Госпошлина на развод в 2018 через суд в спб 2017-2018 год: Сколько стоит развод через суд или ЗАГС? Сумма госпошлины при разводе Устная консультация по разводу - 1 000 руб. Письменная консультация - от 2 000 руб. Подготовка искового заявления о расторжении брака - от 3 000 руб. Представление интересов у […]
  • Как посчитать госпошлину по исковому заявлению В этой статье мы расскажем, когда и как платить обязательный денежный сбор при обращении в суд. Государственная пошлина – это обязательный денежный сбор, который придется заплатить при обращении в суд. Пошлина уплачивается в размерах, установленных Налоговым кодексом. […]
  • Госпошлина в суд Госпошлина в суд является обязательным платежом. Реквизиты госпошлины можно найти на сайте того суда, куда подается заявление. Правила уплаты госпошлины одинаковы для мирового суда, городского (районного) суда, суда субъекта РФ, а также Верховного Суда РФ. Давайте разберемся: сколько платить […]
  • Ответственность за продажу сигарет без акциза На территории РФ реализации подлежит только акцизная сигаретная продукция. Если маркировки нет, товар считается контрабандным. Нарушение условий торговли сигаретами чревато для предпринимателя привлечением к уголовной или административной ответственности. Санкции […]
  • Бухгалтерского учет для малых предприятий 2017-2018 Упрощенный баланс и отчет о прибылях и убытках Содержание С 2017 года нужно указывать новый ОКВЭД(ОКВЭД2 (ОК 029-2014)) в декларации. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" Ст. 20 п.3) упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую […]
  • как вычесть подоходный налог с з/п наемного рабочего.з/п составляет 4500,нет детей. 13% с зп если нет налоговых вычетов. 4500*13% =. Например по заявлению работника можно применить стандартный налоговый вычет 400 рублей 4500 - 400 = 4100*13% =. Вопрос задан в 2011 году. Это нужно знать наизусть! Регистрация […]
  • Размер госпошлины в суд Расчет и оплата госпошлины в суд общей юрисдикции (районный, мировой) Госпошлина в суд общей юрисдикции включается законодателем в сумму судебных расходов, связанных с рассмотрением дела. Данная статья поможет гражданам правильно рассчитать размер федеральной пошлины и узнать порядок ее […]
  • Статья 17. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О страховых пенсиях" Статья 17 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ. Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии Статья 17. Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии 1. Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, […]

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

К занятиям по легкой атлетике учащиеся допускаются с 1-го класса. Обязательны инструктаж по безо­пасности и медицинский осмотр. Учитель должен быть убежден, что у детей нет противопоказаний по состоя­нию здоровья.

Занятия по легкой атлетике проводят на школьном стадионе (или на пришкольной спортивной площадке) и в спортивном зале.

Опасные факторы, которые могут привести к травмам:

Низкая температура воздуха, повышенная влажность воздуха, сильный зетер;

Скользкий грунт, скользкое твердое покрытие;

нахождение в зоне броска во время метания мяча, снаряда;

выполнение упражнений в беге, прыжках и метаниях без разминки, что может привести к растяже­нию, надрыву связок и мышц опорно-двигателького аппарата.

^ Типичные травмы. На занятиях по легкой атлетике возможны: растяжение связок локтевого к плечевого суставов - при метании малого мяча и гранаты; растяжение связок голеностопного и коленного суставов; растяжения и надрывы двуглавой и четырехглавой мышц бедра - при беге на короткие дистанции с максимальной скоростью, прыжках в длину и в высоту с разбега; ушибы пятки при отталкивании в прыжках в высоту и в длину с разбега, воспаления надкостницы большеберцовой кости; мышечные боли; ослабление свода стопы.

При занятии легкоатлетическими упражнениями иногда случается «гравитационный шок» - кратковре­менная потеря сознания в результате резкой остановки занимающегося после интенсивного бега, когда замед­ляется циркуляция крови и, значит, уменьшается приток кислорода к головному мозгу.

Разминка. Разминку проводят с целью функциональной подготовки организма к предстоящей основной работе. Как правило, разминка состоит из медленного бега, комплекса общеразвивающих упражнений, беговых и прыжковых упражнений, ускорений.

Длительность медленного бега - 2-3 мин. В жаркую погоду она сокращается, а в холодную увеличива­ется. После бега выполняют общеразвивающие упражнения в течение 6-8 мин.

Необходимо соблюдать следующие методические правила:

При разминке поочередно воздействуют на основные группы мышц (сверху вниз) и постепенно увеличивают нагрузку - потягивания; упражнения для мышц рук и плечевого пояса: упражнения для мышц ту­ловища и ног; прыжки; дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

Подбор упражнений должен быть соотнесен с предстоящей основной деятельностью на уроке. Уп­ражнения по координационным механизмам и характеру физических нагрузок должны соответствовать особен­ностям основных упражнений.

В комплексе должно быть не менее 6-8 упражнений различной направленности; выполнять каждое упражнение 6-8 раз.

Упражнения в беге выполняют: для подготовки мышц и связок к интенсивной работе; для коррекции техники бега; для настройки на работу. Достаточно 3-5 упражнений на дистанции 30-40 м, по 2-3 серии.

Спортивная ходьба. В спортивной ходьбе наибольшая нагрузка падает на мышцы задней поверхности бедра и стопы, поэтому при помощи упражнений разогрейте и растяните их. Смотрите всегда на 4-5 шагов вперед, особенно при ходьбе вне стадиона, чтобы вовремя заметить неровности и ямки, дабы не поставить на место ногу. Контролируйте свои движения, при монотонной работе длительное время можно расслабиться и получить травму. Особое внимание обратите на удобную обувь и одежду, чтобы не было потертостей - это основная беда ходоков.

Бег. Перед занятием осмотреть и очистить трассу. При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке. При беге на стадионе надо соблюдать следующие правила:

не бегать против часовой стрелки;

Не стоять на рабочей дорожке (по которой бегут);

Обгонять всегда справа;

При обгоне нельзя резко принимать влево;

Помнить, что первая дорожка для всех бегунов.

В тренировочных занятиях в барьерном беге ставьте барьеры на 4-5 дорожки по прямой и на до­рожки при беге по кругу.

При беге вне стадиона надо всегда смотреть себе под ноги, чтобы вовремя увидеть помехи или неровности и избежать их. Нельзя толкать соперника или товарища (даже в шутку), особенно в лесу.

^ Прыжки в длину. В легкоатлетических прыжках в первую очередь обратите внимание на место призем­ления. В прыжках в длину и тройных прыжках яма с песком должна быть вскопана. Необходимо проверить, нет ли в песке травмоопасных предметов (стекла, щепки, камни и т. п.). Грабли и лопаты убрать подальше от прыжковой ямы. Грабли класть на землю зубьями вниз.

Причиной травм может быть мокрый или выступающий над дорожкой брусок для отталкивания. Также опасно выполнять прыжки, если дорожка неровная, рыхлая или скользкая.

Поточные прыжки в длину при разбеге по одной дорожке или по двум дорожкам, расстояние между которыми мало, могут привести к столкновениям. Даже широкая яма с песком, позволяющая использоватъ две дорожки, не является гарантией безопасного приземления. Ученик, прыгнувший первым, может упасть в сторону и оказаться на месте приземления другого ученика, разбегающегося рядом. Параллельный разбег возможен только в случае, если достаточно велико расстояние между линиями разбега.

Прыжки надо выполнять поочередно, не мешая друг другу, нельзя перебегать дорожку разбега, когда выполняются прыжки. Не начинать разбег, пока в месте приземления находится другой прыгун. Чтобы не по­лучить травму при приземлении, научить прыгуна сначала правильно приземляться.

^ Прыжки в высоту. Если они проводятся в спортзале, правильно уложить гимнастические маты на месте приземления (толщина поролоновых матов должна соответствовать установленным нормам, маты должны плотно состыковываться друг с другом); места разбега и отталкивания должны быть ровными и сухими.

Иногда одновременно начинают разбег с разных сторон двое занимающихся. В полете или при приземлении они могут столкнуться. Поэтому следует регулировать порядок выполнения прыжков: допускать к прыжкам сначала учеников, разбегающихся с одной стороны (толчковая нога - левая), а затем – с другой (толчковая нога - правая).

^ Метание мячей, снарядов. Легкоатлетические метания требуют к себе особого внимания. При выполнении метаний следует неукоснительно выполнять следующие требования:

В секторе не должно быть посторонних;

В поле для метаний нельзя стоять или идти спиной по направлению к метателю;

Нельзя стоять со стороны метающей руки метателя (если правша, то справа и наоборот);

При метаниях группой - шеренгой (фаната, мяч), метать надо поочередно справа налево, если все правой рукой. Метнул и отошел назад. Если есть метающие левой рукой, они становятся на левый фланг и метают после всех поочередно слева направо. После метания последнего в шеренге все идут за снарядами.

Помните, метания самые опасные виды в легкой атлетике с точки зрения нанесения ущерба здоровью, причем другому спортсмену.

Необходимо включать в разминку упражнения для растягивания мышц и связок, активно участвующих в броске. Не проводить встречных метаний. Выполнять упражнения целесообразно в шеренге, разомкнутой на вытянутые руки, а если это невозможно, располагать группы так, чтобы между ними было достаточно большое расстояние. Строго устанавливать очередность метаний снарядов. После того как все выполнят метание, дать команду собирать снаряды.

Во избежание травм локтевого сустава необходимо следить за тем, чтобы во время броска кисть со снарядом (мяч, фаната) проносилась над плечом, а не через сторону.

После занятия по легкой атлетике следует убрать спортивный и другой инвентарь в отведенное для хранения место, а затем тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

Говоря о профилактике травматизма, следует отметить, что травмы в основном появляются из-за бес­печности самих занимающихся, но есть и моменты, которые надо обязательно учитывать.

Существует несколько групп причин возникновения травм, знание которых позволяет провести соот­ветствующие меры профилактики:

Неправильная методика проведения занятий, несоблюдение принципов последовательности и постепен­ности в увеличении нагрузок и сложности упражнений, недостаточный учет возрастных и половых особенно­стей, несоблюдение принципа индивидуализации, недостаточное или полное отсутствие страховки, слабая подготовка организма к предстоящей деятельности и т. п.

Недочеты в организации занятий, перегрузка мест занятий, встречное движение, слишком большое коли­чество занимающихся в одной группе, проведение занятий без преподавателя и т.п.

Неудовлетворительное состояние мест занятий, оборудования, инвентаря, одежды и обуви спортсменов.

Неблагоприятные метеорологические условия (сильный дождь и ветер, снегопад, очень высокая или низ­кая температура воздуха).

Нарушение правил врачебного контроля, допуск к занятиям без разрешения врача, неправильное распре­деление по группам без учета возраста, пола, физической подготовленности, преждевременное начало занятий после травмы, болезни или длительного перерыва, несоблюдение правил личной гигиены.

Нарушение спортсменами дисциплины и установленных правил во время уроков, тренировок и соревно­ваний.

Создание оптимальных условий для проведения учебного, тренировочного процесса к соревновании, постоянный контроль со стороны учителя, тренера и самоконтроль, соблюдение всех правил и дисциплины на занятиях является основой для занятий легкой атлетикой без травм и других нарушений в жизнедеятельности спортсменов.

В целях безопасности занятия по легкой атлетике следует проводить с соблюдением следующих требований:

Бег на стадионе проводить только в направлении против часовой стрелки;

В качестве финишной ленточки использовать только легко рвущиеся ткани, шерстяные нитки. Использование капроновых, нейлоновых тканей и ниток запрещено;

При групповом старте на короткие дистанции бежать следует только по своей дорожке. Дорожка должна выходить не менее чем на 15 м за финишную отметку;

Во избежание столкновений исключить резкие остановки во время бега;

Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки;

Перед выполнением метания посмотреть, нет ли людей в секторе для метания;

Не производить метание без разрешения учителя;

Не оставлять без присмотра снаряды для метания;

Не стоять справа от метающего (при метании левой рукой - слева);

Не находиться в зоне броска;

Не подбирать снаряды для метания без разрешения учителя;

Не подавать друг другу снаряд для метания броском;

Запрещается проводить одновременно занятия несовместимыми видами спорта (например, футбол и метание, футбол и бег).

В чем различие между скоростными и силовыми качествами человека, с помощью каких упражнений можно их развить?

Обычно выделяют пять видов физических качеств: быстроту, силу, выносливость, гибкость и ловкость. В процессе биологического созревания организма человека наблюдаются периоды особенно интенсивных качественных и количественных изменений его органов и структур, которые получили название сенситивных или критических (наиболее благоприятных) периодов развития. Эти периоды развития двигательной функции у детей школьного возраста приходятся: в силе на 9-10, 12-13, 14- 15 лет, а в быстроте на 9-10, 11-15 лет.

Чтобы судить о различии между скоростными и силовыми качествами человека, рассмотрим их подробнее.

Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий называется силой. Силовые возможности человека оценивают двумя способами. Первый способ основан на использовании специальных измерительных приборов - динамометров. Второй заключается в выполнении специальных контрольных заданий на силу: подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, приседания со штангой и т. д. Для развития силы надо правильно подбирать величины дополнительного отягощения (сопротивления). Его рассчитывают в зависимости от конкретных задач силовой тренировки. Вначале определяют максимальные силовые возможности, а затем в соответствии с конкретной задачей определяют вес дополнительного отягощения. Величины таких отягощений выражаются в процентах к максимальным показателям силы занимающихся. Выполнение упражнений с индивидуально дозированной нагрузкой позволяет даже самым слабым занимающимся наглядно видеть реальные успехи. На начальном этапе силовой тренировки рекомендуется использовать метод непредельных отягощений. По мере повышения тренированности должен преобладать метод максимальных отягощений.

Способность человека выполнять движения в минимально короткий отрезок времени называется быстротой.

Быстрота проявляется через скоростные способности, которые выражаются в элементарных и комплексных формах. К элементарным формам относятся быстрота двигательной реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Комплексные формы проявляются во всех спортивных движениях. Это быстрота бега, движений боксера, волейболиста, фехтовальщика, футболиста и т. д. В процессе занятий необходимо развивать все формы проявления быстроты. Так, для совершенствования времени реакции можно использовать подвижные игры с внезапной остановкой, бег из различных исходных положений по внезапному сигналу. Менять длительность пауз между предварительной и исполнительной командами при выполнении стартов из различных исходных положений. Для поддержания высокого темпа движений большое значение имеет умение быстро сокращать и расслаблять мышцы, для чего используется повторное выполнение движений с возможно большей частотой, без излишнего напряжения. Чтобы выполнить эти движения технически правильно надо предварительно хорошо их разучить. Выполнять упражнения, развивающие быстроту, можно не более 6-10 с. Отдых после выполнения упражнений 20-25 с. Большое количество повторений надо делить на серии. Отдых между сериями должен составлять 2-3 мин.

Упражнения, где сочетаются быстрота и сила, называются скоростно-силовыми.

Раскройте особенности организации и проведения индивидуальных закаливающих процедур (расскажите, как делаете это вы).

С древних времен человек использует естественные факторы природы для закаливания, т. е. для повышения стойкости организма к неблагоприятному влиянию внешней окружающей среды. Закаливание предохраняет организм от гриппа, заболеваний верхних дыхательных путей, ангины, воспаления легких и др. Смысл закаливания заключается в том, что под влиянием солнца, воздуха и воды организм привыкает к этим воздействиям. Основными принципами при закаливании являются систематичность, постепенность, меняющаяся интенсивность и разнообразие средств.

Влияние солнечного света на организм многообразно: улучшается обмен веществ, снижается артериальное давление, углубляется дыхание, усиливается потоотделение, увеличивается количество красных кровяных шариков и гемоглобина, повышается поглощение кислорода и выделение углекислоты. При этом появляется чувство бодрости и увеличивается работоспособность. Все это может произойти при одном обязательном условии - правильном пользовании солнечными лучами. Неумелое и неумеренное использование солнечной энергии приносит вред организму, приводит к тяжелым заболеваниям нервной системы, внутренних органов, ожогам кожи. При солнечных ваннах надо строго соблюдать ряд правил. Принимать солнечные ванны спустя 2-2,5 ч после еды. Вначале продолжительность солнечных ванн не должна превышать 5-6 мин, затем допустимо прибавлять с каждым днем 3-4 мин, доводя длительность процедуры до 30 мин. Принимая солнечные ванны, нужно лежать определенное время на спине, затем на одном боку, на другом и, наконец, на животе. Находиться с непокрытой головой на солнце категорически запрещается. При первых признаках недомогания, выражающихся в плохом самочувствии, головной боли, тошноте, сердцебиении и др., надо немедленно прекратить пребывание на солнце. Наиболее подходящее время для приема солнечных ванн - 9-12 ч утра в южных районах России и 10-13 ч в средней полосе.

Воздушные процедуры основаны на постепенном привыкании организма к температуре окружающего воздуха, его влажности и движению (ветру). Рекомендуется воздушные ванны принимать в движении, например во время утренней гигиенической гимнастики (при температуре воздуха не ниже 16- 18 °С), во время походов или прогулок в лесу, в поле. Эти ванны следует проводить через 1-1,5 ч после еды. При появлении озноба надо быстро согреться с помощью энергичных движений. Принимая ванны, необходимо защищаться от влияния прямых солнечных лучей. Начинать закаливание воздухом следует летом, затем продолжить осенью и зимой, и так круглый год без перерыва. При слишком обильном потоотделении, вызванном высокой температурой воздуха, надо прекратить воздушные ванны.

Вода - прекрасное средство закаливания, дающее быстрый результат. Во время купания в море, приема душа, при обливании оказывает механическое действие. Вода также обладает способностью растворять в себе минеральные соли и газы. Закаливающее влияние воды начинается с кожи. Через нервный аппарат, заложенный в коже, вода оказывает влияние на всю нервную систему, а через нее на организм в целом, воздействуя при этом на различные процессы, совершающиеся в клетках и тканях.

Надо избегать наступления озноба, так как он приводит к появлению чувства усталости, общей разбитости, бессоннице, головным болям. Относительно простой формой водного закаливания является обтирание. Губкой или куском грубой материи обтирают сначала руки, затем шею, грудь, живот, спину, ноги. Направление движений при обтирании должно быть от «периферии» (ног, рук) к «центру» (сердцу). После обтирания необходимо сухим полотенцем досуха вытереть кожу до появления чувства теплоты. Первые обтирания проводят слегка тепловатой водой, а затем постепенно понижают температуру воды до холодной. Процедура обтирания должна занимать не более 5-8 мин. Подготовив свой организм обтираниями, можно приступить ко второму виду закаливания - обливаниям. Для этого надо встать в ванну или таз с водой и из кувшина медленно обливать сначала спину, а затем грудь. После этого необходимо обтереться сухим полотенцем. После обливания и обтирания рекомендуется провести массаж. При обливании температуру воды следует понижать постепенно. Душ вызывает большее возбуждение, чем обливание, поэтому не рекомендуется принимать его сразу после большой физической нагрузки. Продолжительность душа должна быть 2-3 мин в зависимости от температуры воды. К холодному душу привыкать следует постепенно. Сильное закаливающее действие оказывает купание в озерах, реках, морях. Температура воды должна быть такой, чтобы начинающий мог спокойно ее переносить. Продолжительность первого пребывания в воде - до 5 мин. В дальнейшем время купания постепенно увеличивают до 20 мин. Вначале следует купаться один раз в день, а если позволит врач, 2 раза с интервалом между купаниями не менее 4-5ч.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ЗАНЯТИЯХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

К занятиям легкой атлетикой допускаются:

    учащиеся 1 - 11-х классов, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий легкой атлетикой;

    прошедшие инструктаж по технике безопасности;

    ознакомленные с инструкциями по выполнению легкоатлетических упражнений;

    одетые в спортивную одежду и обувь, соответствующие проводимому виду легкоатлетических упражнений.

При занятиях легкой атлетикой учащиеся обязаны соблюдать Правила поведения для учащихся. График занятий легкой атлетикой определяется календарным планированием, утвержденным директором школы.

Опасными факторами при занятиях легкой атлетикой являются:

    физические (спортивное оборудование и инвентарь; система вентиляции; динамические перегрузки; метательные снаряды);

    химические (пыль).

При занятиях в зале учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

Учащиеся должны уметь оказывать первую доврачебную помощь, а при занятиях в зале знать расположение аптечки.

О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить работнику, проводящему занятия по легкой атлетике.

Учащимся запрещается без разрешения работника, проводящего занятия по легкой атлетике, подходить к спортивному оборудованию и инвентарю и пользоваться им.

Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей Инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с Положением о поощрениях и взысканиях для учащихся.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ

Надеть спортивный костюм и спортивную обувь на нескользкой подошве (при занятиях в зале - не оставляющую следов на полу).

Убедиться в наличии и правильности расположения гимнастических матов (их поверхность должна быть ровной, между матами не должно быть промежутков) в секторе для прыжков в высоту.

Убедиться в достаточности песка в секторе для прыжков в длину, его достаточной рыхлости и равномерности распределения.

Запрещается приступать к занятиям непосредственно после приема пищи.

Запрещается приступать к занятиям легкой атлетикой при незаживших травмах и общем недомогании.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

Во время занятий учащийся обязан :

    соблюдать настоящую инструкцию;

    неукоснительно выполнять все указания работника, проводящего занятия;

    при выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений;

    при групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке;

    во избежание столкновений исключить резкую остановку;

    перед выполнением упражнений по метанию убедиться в отсутствии людей в секторе метания;

    использовать спортивное оборудование и инвентарь только с разрешения и под руководством работника, проводящего занятия;

    выполнять только те виды легкоатлетических упражнений, которые указаны работником, проводящим занятия.

Учащимся запрещается:

    выполнять упражнения с использованием неисправных спортивных снарядов;

    стоять справа от метающего, находиться в зоне броска, ходить за снарядами для метания без разрешения работника, проводящего занятия по легкой атлетике;

    подавать снаряд для метания друг другу броском;

    производить метание без разрешения работника, проводящего занятия;

    выполнять метание снарядов с влажными ладонями;

    выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, приземляться при прыжках на руки;

    самостоятельно осуществлять переход к выполнению другого легкоатлетического упражнения;

    выполнять любые действия без разрешения работника, проводящего занятия;

    использовать спортивное оборудование и инвентарь не по прямому назначению;

    производить самостоятельно разборку, сборку и ремонт спортивных снарядов.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

При возникновении во время занятий болей в суставах, мышцах, появлении покраснения кожи и (или) потертостей на ногах, а также при плохом самочувствии прекратить занятие и сообщить об этом работнику, проводящему занятия по легкой атлетике.

При возникновении чрезвычайной ситуации (обнаружении неисправности спортивных снарядов и (или) приспособлений, появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании и т.п.) немедленно сообщить об этом работнику, проводящему занятия по легкой атлетике и действовать в соответствии с его указаниями.

При получении травмы сообщить об этом работнику, проводящему занятия.

При необходимости и возможности помочь работнику, проводящему занятия, оказать пострадавшему первую медицинскую помощь.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ

Сдать использованный инвентарь работнику, проводящему занятия по легкой атлетике.

С разрешения работника, проводящего занятия, пойти в раздевалку.

Принять душ, переодеться, просушить волосы под феном.

При обнаружении неисправности спортивного оборудования, а при занятиях в зале, кроме того, при обнаружении неисправности системы вентиляции, работы сантехнических систем, нарушения целостности окон проинформировать об этом работника, проводящего занятия по легкой атлетике.

Разработчик: _______________ __________________ ______________________________

число, месяц, год подпись Ф.И.О.

Согласовано: _______________ _______________ ___________ ______________________

_______________ _______________ ___________ ______________________

число, месяц, год подпись Ф.И.О. должность



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!