Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Шаткармы – очистительные практики в хатха-йоге. Шаткармы

Шаткарма («Шат» (санскр.) – «шесть», «карма» (санскр.) – «действие») – это шесть очистительных техник в йоге , призванных улучшить работу организма и психики. Они позволяют обрести гармонию в уме и теле, отлично подготавливают занимающегося к выполнению асан и медитации. Эти техники были предложены ещё в средние века и развиты в XX веке на волне популяризации йоги.

Классификация и обзор шаткарм

Многих начинающих практиков смущает то, что несмотря на уверение, которое содержится в названии, реально шаткарм далеко не шесть, а намного больше. Так откуда взялись эти «лишние» техники?

В средневековом тексте по йоге «Хатхайогапрадипика» (предположительно датируется XV веком) описываются следующие техники:

  1. нети,
  2. дхоути,
  3. басти,
  4. тратака,
  5. ноули и
  6. капалабхати.

В более позднем тексте «Гхеранда самхита» (датируется предположительно XVII веком) указаны всё те же техники, но наули там носит название лаулики.

У каждой шаткармы есть несколько форм выполнения, которые подробно описываются в современных текстах по йоге:

  • в книге «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха», написанной основателем Бихарской школы йоги Свами Сатьянанда Сарасвати (1923-2009) и
  • в комментарии Свами Муктибодхананды Сарасвати (род. 1959) при участии Свами Сатьянанды Сарасвати к тексту «Хатхайогапрадипика».

По сути, шаткарма в современном виде – творение одного человека, жившего в XX веке, опирающееся на описания техник в нескольких средневековых трудах по хатха-йоге.

В средневековых текстах шаткарма подаётся как одна из нескольких ветвей йоги наравне с , и .

Существует около 20 техник шаткарм, из которых разные авторы «собирают» шесть групп или категорий согласно списка выше. Конечно, можно ограничиться этим пониманием. Но для того, чтобы найти подходящие техники и подобрать их правильное сочетание, необходимо знать, к какой подгруппе они относятся, какие аналоги и варианты выполнения они имеют. Для этого необходимо вспомнить, как описывают шаткармы «классические» тексты йоги. Только такой осознанный и вдумчивый подход поможет исключить риск навредить своему организму и позволит даже оздоровить себя. Тут следует отметить, что средневековая йога не была нацелена на оздоровление, а скорее на успокоение нервной системы.

Итак, разберём шесть категорий шаткарм.

Абсолютно всё о шаткарме: что такое, вред, польза, техники, показания, противопоказания.

1. Нети

Нети – это процедуры, направленные на промывание носовых проходов.

Согласно тексту «Хатхайогапрадипика», её выполнение «разрушает все болезни, которые проявляют себя выше горла».

«Хатхайогапрадипика» и «Гхеранда самхита» дают две техники очищения носоглотки: джала нети и сутра нети, «мокрый» и «сухой» соответственно.

В комментариях Свами Муктибодхананды Сарасвати к этому тексту говорится, что существует ещё два варианта выполнения «мокрой» практики: гхрита нети (масляная) и дудха нети (молочная). Свами из Бихарской школы добавил от себя два более изящных способа промывки носоглотки. Его мотивы нам не известны, равно как и эффект от взаимодействия молока или топлёного масла со слизистой.

  1. джала нети (очищение водой),
  2. сутра нети (очищение нитью).

Джала нети («джала» (санскр.) – «вода», «нети» (санскр.) – «нос») – это процедура, призванная очистить носовые пазухи от слизи и загрязнений при помощи воды. Она будет полезна в период простуд и синуситов. Также данная техника будет полезна лицам, страдающим от головных болей и воспаления глаз. Выполнение Джала нети позволит вернуть потерянную чувствительность к запахам.

Сутра нети («сутра» (санскр.) – нить, «нети» (санскр.) – «нос») – это очищение носа нитью. Для этой процедуры используется либо кусок хлопковой ткани, протертый расплавленным пчелиным воском, либо специальный резиновый катетер. Эту процедуру желательно выполнять после джала нети, чтобы быть уверенным, что ноздри очищены от основных загрязнений. По сравнению с джала нети, выполнение сутра нети позволяет более эффективно очистить слизистую носа.

2. Дхоути

Дхоути – это техники очищения желудочно-кишечного тракта и дыхательных путей. В тексте «Хатхайогапрадипика» (XV век) говорится, что в результате её выполнения излечиваются «кашель, астма, болезни селезенки, проказа и двадцать видов других заболеваний, вызванных избытком слизи».

Согласно «Гхеранда-самхите», существует 4 типа дхоути:

  1. Антар дхоути (внутреннее очищение),
  2. Дант дхоути (очищение частей головы),
  3. Хрид дхоути (очищение живота) и
  4. Мула Садхана (гигиена заднего прохода).

Антар дхоути

Антар дхоути – это «внутреннее» очищение, а точнее чистка кишечных полостей, которая имеет 4 формы:

  1. Ватасара дхоути (очищение воздухом),
  2. Варисара дхоути (очищение водой, более известное как Шанкх Пракшалана),
  3. Агнисара дхоути (очищение огнем),
  4. Бахиш Крита (очищение руками).

Ватасара дхоути представляет процесс медленного вдыхания воздуха через рот, последующее его удержание внутри в течение некоторого времени и затем выведение его из организма.

В тексте «Гхеранда самхита» предлагается удалять его через толстую кишку. В комментарии Свами Муктибодхананды Сарасвати к тексту «Хатхайогапрадипика» предлагается удалять воздух через задний проход, находясь при этом в перевернутой позе. А вот в книге «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха» процедуру Ватасара дхоути предлагается завершать выведением воздуха через рот, с помощью отрыжки. Правда с чем связано такое видоизменение в проведении процедуры, автор, Свами Сатьянанда Сарасвати, умалчивает.

Варисара дхоути или Шанкх Пракшалана («Шанкх» (санскр.) – «раковина», «Пракшалана» (санскр.) – «жест») — это эффективный способ очищения желудочно-кишечного тракта, который заключается в выполнении специальных упражнений после употребления внутрь большого количества подсоленной воды. Это позволяет очистить пищеварительный тракт путем пропускания воды через кишечник. Выполнение Шанкх Пракшаланы позволяет очистить желудок и кишечник, удалить избыточную слизь из организма, избавиться от запоров, гастритов и несварений желудка. Данная техника благотворно влияет на печень, тонизирует железы внутренней секреции и укрепляет иммунную систему. Для тех, кто по каким-то причинам не может выполнить полную версию этой техники, существует ее сокращенный вариант – Лагху Пракшалана.

Агнисара дхоути , которая также известна как агнисара крия , представляет собой практику движения мышц и органов брюшной полости. Она может служить подготовкой к пранаямам капалабхати и Бхастрике. Агнисара Джоути выглядит как быстрое дыхание животом с одновременными притягиванием пупка к позвоночнику. В современной интерпретации предлагаются два ее варианта: упрощенный и усложненный. Во втором данную технику предлагается выполнять на задержке дыхания, удерживая Джаландхара-бандху. В «Гхеранда самхите» предлагается выполнять технику Агнисара дхоути сто раз, однако в современных текстах говорится о допустимости уменьшения количества повторов этих движений.

Дант дхоути

Дант дхоути – это очищение участков тела выше шеи: правильный уход за зубами, ушами, кожей головы и глазами. Здесь 5 техник:

  1. Данта мула дхоути (очищение корней зубов, чистка зубов при помощи зубного порошка),
  2. Джива Садхана (очищение корня языка, протирание его пальцами),
  3. Чакшу дхоути (очищение глаз и их промывание водой),
  4. Капала Рандха дхоути (очищение кожи головы) и
  5. Карна дхоути (очищение ушей).

Хрид дхоути

Хрид дхоути разъясняется в «Гхеранда самхите» как очищение сердца. На самом деле из описания этих техник видно, что это не что иное как способы очищения желудка .

Существует 3 их варианта:

  • Данда дхоути,
  • Вастра дхоути и
  • Вамана дхоути.

Данда дхоути – это очищение пищевода при помощи «палки». Для этой цели используют сердцевину бананового дерева, стебель сахарного тростника, корень куркумы или тонкий катетер.

Внимание: данная процедура может выполняться только под присмотром квалифицированного инструктора!

Вастра дхоути – это очищение пищевода платком или матерчатым бинтом. При помощи воды этот бинт медленно заглатывают и постепенно запускают в желудок, оставляя на поверхности лишь небольшую его часть. После этого рекомендуется выполнить наули . Ткань удерживается в желудке всего 5-20 минут, после чего аккуратно извлекается наружу. Недопустимо удержание материала внутри на большее время, так как это чревато его попаданием в кишечник. Вместе с тканью из желудка удаляется слизь, что позволяет улучшить работу органов пищеварения.

Внимание: Эту технику недопустимо выполнять самостоятельно, без опытного инструктора!

Если два предыдущих способа достаточно специфичны для современного человека и могут выполняться только под присмотром квалифицированного специалиста, то следующая – вамана дхоути – достаточно проста в выполнении, хотя и не менее эффективна.

Вамана дхоути – это очищение желудка подсоленной водой с помощью рвоты, имеющее 2 формы выполнения:

  1. Кунджала крия и
  2. Вьягхра крия.

Кунджала крия выполняется утром натощак. Эта шаткарма позволяет очистить желудок путем сознательно вызванной рвоты. Выполняется данная техника после принятия внутрь от одного до нескольких литров соленой воды. Соленая вода, которая извергается из организма, помогает выводить излишнее количество соляной кислоты и желчи, остатки пищи и желудочные загрязнения. Выполнение техники кунджала крия избавляет от болезней органов пищеварения и приносит облегчение во время приступов астмы.

Если кунджала крия выполняется на пустой желудок, то вьягхра крия выполняется с полным желудком, после приема пищи. Перед выполнением вьягра крии необходимо выждать 3 часа с момента последнего приема пищи. Данную процедуру сравнивают с типичным пищевым поведением тигра (что видно из ее названия, ведь «вьягра» переводится с санскрита как «тигр»), который извергает остатки непереваренной пищи спустя 3-4 часа после ее приема. Считается, что непереваренная за это время пища имеет минимальное количество питательных веществ, поэтому польза от нее гораздо меньше тех усилий, которые организм прикладывает для ее переработки.

Мула cадхана

Мула cадхана – это четвертая дхоути, которая означает очищение заднего прохода. Оно может производиться при помощи среднего пальца или стебля куркумы.

Капалабхати

Капалабхати («капала» – (санскр.) череп, «бхати» (санскр.) – сияющий) – это одна из техник пранаямы, которая также является шаткармой. Это еще один способ очистить носовые пазухи и проходы от скопившихся там загрязнений. Считается, что помимо очищения носовых каналов она также позволят «очистить» переднюю часть мозга, то есть активизировать его и пробудить в нем центры ответственные за тонкое восприятие.

В «Гхеранда самхите» говорится: «капалабхати бывает трёх видов: ваткрама, вьюткрама, шиткрама. Этим устраняются болезни слизи».

Итак, капалабхати состоит из техник:

  1. ваткрама капалабхати,
  2. вьюткрама капалабхати и
  3. шиткрама капалабхати.

Ваткрама капалабхати («ват» – воздух, «крама» – результат действия) – это техника пранаямы, позволяющая очистить носовые каналы воздухом. Особый акцент в ней делается на выдохе, а вдох происходит естественным образом. Такое дыхание сравнивается с работой кузнечных мехов: когда они сжимаются, то воздух выталкивается наружу, а при их раскрытии воздух всасывается внутрь. Так и в капалабхати: вдох – это реакция на принудительный выдох.

Вьюткрама капалабхати («вьют» – жидкость, «крама» – результат действия) – напоминает по выполнению джала нети и также является способом очищения носа от слизи и загрязнений при помощи соленой воды. В данной шаткарме вода поступает через ноздри, а удаляется через рот.

Шиткрама капалабхати («шит» – «холодный, пассивный») – данная форма шаткармы является противоположной вьюткрама капалабхати, Во время нее соленая вода поступает через рот, а удаляется через нос.

Наули (Лаулики)

Наули («Нала» – «нить пупка», «трубчатый сосуд») или Лаулики («Лола» – «вращение», «взбалтывание») — это массаж брюшной полости, который проводится за счет движений мышц живота.

В «Гхеранда самхите» она описывается следующие образом:

«Сильными толчками двигай (мышцы) живота то в одну, то в другую сторону. Это называется Лаулики-йога; она устраняет всякие болезни и разжигает огонь пищеварения».

Наули позволяет улучшить пищеварение и нормализовать работу эндокринной и выделительной системы . Результатом выполнения наули станет избавление от запоров, поносов, повышенной кислотности и метеоризма . Она стимулирует и поддерживает работу половых органов .

Существует три варианта этой шаткармы:

  1. мадхьяма наули,
  2. вама наули и
  3. дакшина наули.

Перед тем как приступать к ним необходимо освоить уддияна бандху и агнисара крию.

Мадхьяма наули – это напряжение и стягивание мышц живота с одновременным их выпячиванием вперед.

Вама наули – это передвижение мышц живота в левую сторону.

Дакшина наули – это передвижение мышц живота в правую сторону.

После того, как все три варианта будут освоены, можно переходить к круговому наули, который также называют «взбалтывание». Во время нее совершаются круговые движения животом сначала по часовой стрелке (вама наули), а потом против часовой (дакшина наули). Вариант кругового наули желательно выполнять только под контролем опытного инструктора.

Тратака

Тратака («тратака» – «пристально созерцать») – это практика созерцания объекта, позволяющая не только развить сосредоточение, но и улучшить зрение. Согласно тексту «Хатхайогапрадипика», это «пристальное вглядывание немигающим взглядом в маленькую точку до появления слез». В «Гхеранда самхите» говорится, что благодаря ей «исчезают болезни глаз и достигается божественная сила зрения».

Считается, что глаза – это врата разума. Поэтому пребывание их в сосредоточенном состоянии способно успокоить ум, сдерживая его колебания. Тратака делится на:

  1. Бахиранга тратака (внешняя тратака) и
  2. Антаранга тратака (внутренняя тратака).

Чаще всего объектом для бахиранга тратаки выбирается пламя свечи , хотя также это может быть кончик носа, полная луна, стеклянный шар, мандала и многие другие предметы. Считается, что любой объект, который способен поглотить ум созерцающего и активизировать его внутренний потенциал, может быть объектом для бахиранга тратаки.

Антаранга тратака – это визуализация с помощью внутреннего зрения при закрытых глазах. Продвинутые практики могут выполнять её и с открытыми глазами, но тогда их внутренняя концентрация должна быть максимально высокой, чтобы внешние объекты не отвлекали внимание.

Басти

Басти – это шаткарма, которая выполняет роль йогической клизмы.

«Хатхайогапрадипика» обещает, что в результате практики басти «улучшается аппетит, разогревается тело, разрушаются избыточные доши и очищаются дхату, чувства и ум». Согласно «Гхеранда самхите» существует 2 вида басти:

  1. Джала басти (водная клизма) и
  2. Сукшма басти (сухая клизма).

Перед тем, как выполнять эту технику, необходимо освоить наули и уддияна бандху.

Джала басти должна выполняться в воде. Выполняющий эту практику захватывает воду мышцами сфинктера, одновременно выполняя Уддияна Бандху и наули . Некоторое время вода удерживается внутри, после чего выпускается наружу. Так как для многих людей это трудновыполнимо, в комментарии Свами Муктибодхананды Сарасвати к тексту «Хатхайогапрадипика» предлагается выполнять эту технику при помощи катетера.

Сукшма басти выполняется без воды. Очищение кишечника здесь происходит при помощи воздуха, который втягивается в кишечник через анус и спустя какое-то время выводится через него обратно. Данная процедура отчасти напоминает по технике выполнения Ватасара дхоути, но там воздух поступает в организм через рот. Так как Сукшма басти весьма сложна в выполнении, ее рекомендуют выполнять уже после полного освоения Джала басти.

Выполнение басти весьма полезно для пищеварительной системы. Благодаря ей происходит избавление от слизи, газов, бактерий и остатков пищи, оздоравливается кишечник; улучшается пищеварение; исчезают расстройства стула.

Однако несмотря на всю пользу этой техники, многим современным практикам она может показаться отталкивающей. К тому же она весьма сложна для выполнения, особенно по сравнению с «нейоговским» вариантом клизмы.

Видимо, осознавая это, Свами Сатьянанда Сарасвати решил предложить облегченный вариант басти. В своей книге «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха» он написал, что не меньшую пользу для пищеварительной системы приносит обычное пребывание в прохладной и чистой воде с одновременным выполнением Ашвини Мудры.

Итак, собрав все термины и техники воедино, мы получим следующую полную классификацию:

  1. Нети
    1. Джала нети (очищение водой),
    2. Сутра нети (очищение нитью).
  2. Дхоути
    1. Антар дхоути (очищение живота),
      1. Ватасара дхоути (очищение воздухом)
      2. Варисара дхоути (очищение водой, Шанкх Пракшалана)
      3. Агнисара дхоути (очищение огнем)
      4. Бахиш Крита (очищение руками)
    2. Капала дхоути (очищение частей головы)
      1. Дант мула дхоути (очищение корней зубов)
      2. Джив Садхана (очищение корня языка, протирание его пальцами)
      3. Чакшу дхоути (очищение глаз и их промывание водой)
      4. Капала Рандха дхоути (очищение кожи головы)
      5. Карна дхоути (очищение ушей)
    3. Хрид дхоути (очищение груди)
      1. Данда дхоути (с помощью палки)
      2. Вастра дхоути (с помощью бинта)
      3. Вамана дхоути (с помощью рвоты)
        1. Кунджала крия (с утра натощак)
        2. Вьягхра крия (через время после еды)
    4. Мула Садхана (гигиена заднего прохода)
  3. Капалабхати
    1. Ваткрама капалабхати (прочистка вдыхаемым воздухом)
    2. Вьюткрама капалабхати (прочистка жидкостью через нос)
    3. Шиткрама капалабхати (прочистка жидкостью через рот)
  4. Ноули
    1. Мадхьяма наули (втягивание и выпячивание живота)
    2. Вама наули (движнеие живота налево)
    3. Дакшина наули (движнеие живота направо)
  5. Тратака
    1. Бахиранга тратака (внешняя тратака)
    2. Антаранга тратака (внутренняя тратака)
  6. Басти
    1. Джала басти (водная клизма)
    2. Сукшма басти (сухая клизма)

Шаткармы: как выбрать свою технику?

Это и есть шесть шаткарм с их классическими и современными разновидностями. У тех, кто разобрался в них, наверняка появился вопрос: «Так какую же технику или техники стоит выбрать?» . Здесь существует универсальный ответ: «Необходимо практиковать те шаткармы, которые подходят лично вам» .

Чайник для шаткармы должен быть нежным в первый раз.

То есть вариант: моя мама практикует Шанкх Пракшалану и я тоже буду – не подходит. Необходимо тщательно изучить не только технику выполнения очистительных практик, но и показания и противопоказания к ним. Ведь любое лекарство, используемое не к месту и не ко времени, становится ядом .

Поэтому не торопитесь пробовать что-то только ради праздного интереса. Не спешите без достаточных на то оснований отказываться от лекарств, которые вам помогают и переходить на йоговские методы очищения и оздоравления организма. Не выполняйте шаткармы по принципу «чем больше – тем лучше». Ведь эти подходы могут принести больше вреда, чем пользы.

Но если вы имеете какую-то проблему, которая не поддается или плохо поддается медикаментозному лечению, и не имеете противопоказаний (это очень важно) к определенной шаткарме – попробуйте её. И, возможно, вам удастся в полной мере ощутить на себе всю прелесть проверенных временем йоговских техник.

Если у Вас после прочтения остались вопросы, задавайте их в комментариях. Мы с удовольствием ответим на все Ваши вопросы!

В древнем трактате Йога сутры Патанджали дается классификация ямы и ниямы как принципов морально-нравственного и этического поведения йогина. Одним из принципов ниямы является шауча, что можно трактовать как Чистота. Понятие чистоты можно рассмотреть в широком смысле как чистота тела и ума. В более поздних трактатах, таких как Хатха-йога прадипика и Гхеранда самхита описываются конкретные упражнения, которые предназначены для создания и поддержания той самой чистоты (Шауча), о которой упоминает Патанджали. Этим упражнением дано название Шаткармы (санскр. Sat-karman: шат – шесть, карма – действие). Шесть действий подразумевает 6 типов упражнений, целью которых является поддержание здоровой гигиены конкретных органов и специфическое для этих техник психо-эмоциональное и энергетическое воздействие.

Вот что сказано о Шаткармах в Хатха-йога прадипике:

Шлока 21. Когда жир или слизь избыточны, пранаяме должна предшествовать шаткарма.

Шлока 23. Шаткарма – секретная практика, приносящая чудесные результаты.

Эти практики шаткармы, которые очищают тело являются секретными. Они дают много результатов и высоко ценятся выдающимися йогинами.

Практики шаткармы являются очень мощными, и им нельзя научиться из книг или от неопытных людей. В Индии существует традиция – других людей может учить лишь тот, кто сам, в свою очередь, был обучен гуру. Если люди учатся у неквалифицированного учителя, то они, скорее всего, будут совершать серьезные ошибки. Практикующий будет совершать ошибки и в том случае, когда он практикует самостоятельно, без руководства гуру. Говорят, что практики шаткармы являются секретными, потому что практикующий должен получать персональные инструкции о том, что ими действительно следует заниматься, и о том, как их выполнять, - и все это в соответствии с индивидуальными потребностями. Для этого важно иметь квалифицированного и опытного учителя. Практики шаткармы никогда не разрабатывались специально для лечения, но лишь для создания гармонии в теле и уме и для подготовки к дальнейшим практикам.”

Выделяют следующие виды шаткарм:

  1. Дхоути – набор техник очищения пищеварительного тракта
  2. Басти – метод промывания и тонизирования толстого кишечника
  3. Нети – набор методов очищения носовых ходов
  4. Тратака – практика созерцания, очищающая слезные каналы, укрепляющая мышцы глаз и оптические нервы
  5. Наули – массаж органов брюшной полости
  6. Капалабхати – техника очищения носовых каналов и стимуляции головного мозга

Рассмотрим каждый тип техник подробнее.

Дхоути

Дхоути нацелено на очищение желудочно-кишечного тракта. Данный тип практик можно разделить на следующие подтипы:

Антар дхоути (внутренняя)

  • Ватсара дхоути – выталкивание воздуха через анус
  • Варисара дхоути (шанкхпрокшалана) – прокачивание большого количества воды через кишечник
  • Вахнисара (агнисара) дхоути – быстрое расширение и сжатие брюшной полости
  • Бахистрита дхоути – мытье прямой кишки в руках

Данта дхоути (зубная)

  • Джихва –чистка языка
  • Карна – чистка ушей
  • Капалрандхра – очищение синусовых ходов
  • Чакшу – очищение глаз

Хрид дхоути (сердечная)

  • Данда дхоути – введение мягкого бананового ствола в желудок
  • Вастра дхоути – глотание длинной тонкой веревки
  • Ваман дхоути – извергание содержимого желудка

Мула шодхана (очищение прямой кишки)

Мы рассмотрим наиболее доступный и эффективный метод – ваман дхоути, который также называют куньджала.

Пошаговая техника выполнения ваман дхоути:

  1. Приготовить соленый раствор теплой воды примерно 1-2 л на человека (Пропорции ~1 л воды/ 1чл соли)
  2. Выпить раствор быстрыми маленькими глотками (натощак)
  3. Сделать мягкий вариант агнисара дхоути
  4. Склонившись над ванной или раковиной, вызвать рвотный рефлекс, надавив пальцами на корень языка.
  5. Вывести содержимое желудка наружу. Надавите на корень языка столько раз, сколько потребуется, для того чтобы полностью вывести всю воду.

Эффекты и показания к применению ваман дхоути

Шлока 25 Дхоути исцеляет многие болезни. Нет сомнений, что кашель, астма, болезни селезенки, проказа и двадцать видов других заболеваний, вызванных избытком слизи, устраняются посредством дхоути кармы.

Основными эффектами от ваман дхоути являются:

  1. Выведение избыточной слизи из дыхательных путей (простудные заболевания на стадиях завершения, бронхиальная астма, хронический бронхит, хронический синусит, аллергические реакции)
  2. Стимуляция работы желудка, кишечника. Стимуляция секреции желудочного сока и ферментов поджелудочной железы (при недостаточной активности пищеварения)
  3. Регуляция деятельности желчевыводящих путей, желчного пузыря, поджелудочной железы (дискинезия желчных протоков, гипофункция желчного пузыря)

Процедуру лучше проводить утром, натощак. Регулярность повторения процедуры обусловлена личными особенностями организма. В среднем процедуру можно проводить с регулярностью раз в месяц или ежедневно курсами для получения быстрого устойчивого эффекта.

Противопоказания ваман дхоути:

  1. Острые и обострения хронических воспалительных заболеваний желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь)
  2. цирроз печени
  3. опухоли пищеварительного тракта
  4. желчно-каменная болезнь
  5. склонность к гиперсекреции желудка и низкий уровень капхи согласно аюрведической конституции (относительное противопоказание)

Особые указания к выполнению ваман дхоути

Если при выполнении вамана дхоути, вода выходящая из желудка имеет красноватый оттенок, есть сгустки крови или твердые кровяные частицы – это свидетельствует о том что слизистая желудка повреждена. В этом случае необходимо прервать выполнение и предпринять меры по восстановлению слизистой желудка.

Басти

Басти – это йогическая клизьма, нацеленная на очищение нижних отделов пищеварительного тракта. Выделяют два варианта выполнения:

  • джала (водяная) басти – всасывание воды в толстую кишку через анус, а затем выталкивание содержимого кишечника
  • стхала (сухая) басти – всасывание воздуха в толстую кишку и выталкивание содержимого кишечника.

Рассмотрим более подробно Джала басти, которая оказывает самый мощный эффект на тело и сознание человека.

Основным отличием басти от клизьмы является то, что при выполнении клизьмы вода вводится под давлением и стенки кишечника растягиваются, что может приводить к запорам и застою венозной крови. Басти же выполняется за счет создания низкого давления в брюшной полости посредством выполнения мадхьяма наули, что тренирует мышцы кишечника и препятствует застойным явлениям.

Пошаговая техника выполнения басти:

  1. наполнить ванну водой, присесть на корточки (можно выполнять с тазом, поставив таз на стул)
  2. смазать задний проход маслом или кремом и ввести трубку диаметром 5-15 мм
  3. выполнить мадхьяма наули
  4. когда вода перестанет поступать в кишечник, закрыть отверстие трубки пальцем
  5. восстановить дыхание и повторить п.3,4 несколько раз
  6. когда кишечник достаточно наполнится водой извлечь трубку из заднего прохода
  7. выполнить несколько агнисара дхаути или вама-дакшима наули
  8. опорожнить кишечник
  9. Повторять процедуру до тех пор, пока вода не начнет выходить абсолютно чистой и прозрачной.

Эффекты и показания к применению басти

Шлока 27 . Увеличение желез и селезенки и все болезни, возникающие от избытка ветра, желчи и слизи, удаляются из тела посредством практики басти

Шлока 28 . В результате практикования джала басти улучшается аппетит, разогревается тело, разрушаются избыточные доши и очищаются дхату, чувства и ум.

Основными эффектами от Джала басти являются:

  1. Очищение прямой и сигмовидной кишок, толстого кишечника
  2. Стимуляция деятельности кишечника (при запорах)
  3. Стимуляция венозной системы малого таза (при геморрое в стадии ремиссии, хроническом простатите, других хронических воспалительных заболеваниях органов малого таза)
  4. Успокаивающий эффект (при неврастении, бессоннице)

Краткие курсы Басти в профилактических целях можно проводить 1-2 раза в год. При показаниях можно проводить ежедневно.

Противопоказания к басти:

  1. Обострение геморроя
  2. Острые воспалительные заболевания брюшной полости и органов малого таза
  3. Злокачественные опухоли любой локализации
  4. Беременность, месячные

Особые указания к практике басти

При возникновении кровотечений кишечника выполнение басти нужно прекратить и принять меры к восстановлению стенок кишечника.

Нети

Нети – техники очищения носа.

Выделяют два типа:

  • Джала нети – промывание носа соленым раствором воды.
  • Сутра нети – прочищение носа хлопчатобумажным шнурком или резиновым катетером.

Рассмотрим обе эти техники подробнее.

Джала нети – промывание носа соленым раствором воды

Пошаговая техника выполнения джала нети

  1. Раствор ~1чл соли на литр теплой воды
  2. Пролить (из чайника) или втянуть (из миски) воду одной ноздрей
  3. выводить воду через другую ноздрю (чайник) или глотку (миска), наклонив голову и дыша через рот
  4. Проделать п. 2,3 для другой ноздри
  5. Прочистить носовые пазухи упражнением капалабхати/бхастрика с открытым ртом, вращая головой

Эффекты и показания к применению джала нети

Шлока 30 . Нети прочищает череп и дарует ясновидение. Она также разрушает все болезни, которые проявляют себя выше горла.

  1. Очищение носовых ходов (гайморит, синусит)
  2. Стимуляция кровеносной системы и нервных окончаний слизистой носа
  3. Улучшение работы мозга (бессонница, предменструальный синдром)
  4. Стимуляция умственного тонуса и памяти

Противопоказания к джала нети

Противопоказанием к этой технике могут являться многочисленные пункции гайморовых пазух, что может вызвать воспалительный процесс при попадании соленой воды в пазухи.

Сутра Нети – очищение носа хлопчатобумажным шнурком.

Пошаговая техника выполнения сутра нети

  1. Закапать 2-3 капли растительного масла в нос за несколько часов до процедуры
  2. Резиновый катетер или хлопчатобумажный шнур смазать растительным маслом или поместить в соляной раствор воды
  3. поместить кончик шнура в ноздрю и мягко проталкивать до момента когда шнур не войдет в носоглотку
  4. зацепить шнур пальцами и вывести конец шнура через рот
  5. Несколько раз потянуть шнур туда-обратно, стимулируя слизистую.
  6. Проделать п.3-5 для другой ноздри или делать одновременно двумя шнурами

Эффекты и показания к применению сутра нети

  1. Очищение и стимуляция слизистой носоглотки (хронический синусит, гайморит)
  2. Улучшение капиллярного кровообращения и местного иммунитета (головные боли сосудистого происхождения, мигрени)
  3. Стимуляция нервных окончаний слизистой носа
  4. Улучшение работы мозга (функциональные расстройства менструального цикла, нарушение сна)
  5. Стимуляция умственного тонуса и памяти (снижение умственного тонуса, повышенная утомляемость, выраженные интеллектуальные нагрузки)
  6. искривление носовой перегородки

При указанных показаниях технику следует выполнять ежедневно. Для профилактики достаточно делать 1-2 раза в неделю.

Противопоказания к сутра нети

  1. опухоли и полипы носовых ходов
  2. носовые кровотечения неизвестного происхождения

Тратака

Тратака – это тренировка глаз посредством неподвижно фиксации глазных яблок в том или ином положении.

Выделяют 2 вида тратаки:

  • бахиранга, или внешняя тратака
  • антаранга, или внутренняя тратака.

Бахирангу практиковать проще, потому что в ней вы должны просто вглядываться в некий объект или символ, а антаранга тратака включает в себя ясную и устойчивую визуализацию некого объекта. В качестве внешнего объекта фиксации могут быть использованы межбровье, кончик носа, пламя свечи, река, восходящее солнце и т.д.

Рассмотрим подробнее выполнение тратаки с фиксацией на пламени свечи в сочетании 2х вариантов выполнения (внешней и внутренней концентрации)

Пошаговая техника выполнения тратаки

  1. поставить свечу на уровень глаз
  2. созерцать пламя свечи до:
  3. обильного слезотечения, исключая моргание
  4. легкого жжения в глазах с периодическим редким смаргиванием
  5. закрыть глаза, наблюдая световое пятно, не допуская его перемещения и раздваивания
  6. теплыми ладонями накрыть глазные яблоки, усиливая яркость светового пятна
  7. созерцать световое пятно до его исчезновения
  8. п.1-5 повторить 2-3 раза

Практиковать тратаку можно непрерывно от 5 до 20 минут на ежедневной основе при отсутствии противопоказаний.

Эффекты и показания к применению тратаки

Шлока 32. Тратака искореняет все глазные болезни, утомление и лень; она закрывает пути для появления этих проблем. Она должна держаться в секрете подобно золотой шкатулке.

  1. Очищение носослезных каналов
  2. Активация парасимпатической нервной системы (релаксация, успокоение)
  3. Расслабление мышц глаз

Противопоказания к тратаке

  • Глаукома
  • Острые воспалительные заболевания глаз

Наули

Наули – это массаж внутренних органов посредством сокращения и изолирования прямых мышц живота.

Предваряющими техниками к наули является агнисара-дхаути и удияна бандха.

Выделяют 3 вида наули:

  • Мадхьяма наули – выделение срединного жгута мышц живота
  • вана наули – сокращение левой прямой мышцы живота (вращение слева направо)
  • дакшина наули - сокращение правой прямой мышцы живота (вращение справа налево)

Пошаговая техника выполнения наули

Шлока 34. Наули является главной практикой очищения в хатха-йоге. Она воспламеняет пищеварительный огонь, устраняя нарушения пищеварения, вялое пищеварение и все беспорядки в дошах, а также рождает счастье.

  1. выдох, задержка
  2. втягивание живота при перекрытой горловой щели
  3. выделение прямых мышц живота
  4. сокращение левой прямой мышцы живота
  5. сокращение правой прямой мышцы живота
  6. расслабление живота

Эффекты и показания к применению наули

  1. Улучшение венозного оттока (при варикозе)
  2. Стимуляция толстого кишечника (при запорах атонического типа)
  3. Укрепление дыхательной мускулатуры
  4. Стимуляция периферийного кровообращения
  5. Включение парасимпатической нервной системы (успокоение, расслабление)
  6. Снижение артериального давления
  7. Улучшение кровообращения в органах малого таза
  8. Стимуляция эндокринной системы (гипофункция поджелудочной железы и печени)
  9. Стимуляция систем выделения
  10. Желчегонный эффект (дискинезия желчных протоков, гипофункция желчного пузыря)

При отсутствии противопоказаний Наули можно выполнять ежедневно, одинаковое количество раз в каждую сторону.

Противопоказания к наули

  1. месячные
  2. беременность
  3. миома матки (кровоточащая или растущая)
  4. острые инфекционные заболевания органов брюшной полости и малого таза
  5. обострения хронических заболеваний пищеварения (гастриты, язвы)
  6. тромбоэмболическая болезнь
  7. злокачественные опухоли любой локализации

Капалабхати

Капал означают «череп» или «лоб». Слово «бхати» означает «свет» или «блеск, великолепие», а также «восприятие и знание». Капалабхати представляет собой технику пранаямы, которая придает силы всему мозгу и пробуждает дремлющие центры, ответственные за тонкое восприятие.

Согласно «Гхеранд Самхите» существуют три формы капалабхати:

  • ваткрама - ритмичные вдохи и выдохи с упором на выдох
  • вьюткрама – втягивание воды ноздрями с выведением через рот
  • шиткрама – втягивание воды ртом с выведением через нос.
Рассмотрим подробнее технику ваткрама.

Пошаговая техника выполнения капалабхати

Шлока 35. Быстро выполняйте вдохи и выдохи подобно (кузнечным) мехам. Это называется капалабхати, и это разрушает все расстройства, вызванные слизью.

  1. Легкий активный ритмичный выдох с подтягиванием живота
  2. пассивный вдох
  3. повторять комфортное количество раз. Начинать освоение рекомендуется с 30.

Важно выполнять капалабхати короткими циклами с компенсацией в виде полного йоговского дыхания или задержки дыхания, чтобы предотвратить гипервентиляцию.

Эффекты и показания к применению капалабхати

  1. активизация симпатической нервной системы (при гипотонии, утомляемости, ожирении)
  2. массаж слизистых оболочек дыхательных путей, выведение слизи (при хронических бронхитах, бронхиальной астме, гайморитах, фронтитах, этмоидитах)
  3. стимуляция кровообращения дыхательной системы и головного мозга (при головных болях, связанных с дисбалансом сосудистого русла, мигренях, умственной утомляемости, функциональных отклонениях гипотоламо-гипофизарной системы)

Выполнять капалабхати можно ежедневно при отсутствии противопоказаний.

Противопоказания к капалабхати

  1. беременность
  2. месячные
  3. артериальная гипертония
  4. серьезные заболевания головного мозга в т.ч. травмы
  5. эпилепсия
  6. острые воспалительные болезни органов, прилегающих к диафрагме, брюшной полости
  7. тромбоэмболия

Совокупное воздействие шаткармы на организм можно суммировать одним словом - очищение. Когда различные системы тела очищены, общим результатом является то, что энергия может свободно течь по телу. Возрастают способности человека работать, думать, переваривать пищу, ощущать вкус, чувствовать, переживать и так далее, а также развивается большая осознанность. И не удивительно, что йоги, достигшие совершенства и знающие реальную степень человеческих способностей, очень высоко оценивают шаткарму.

Без преувеличения можно сказать что, освоив эти упражнения йоги, практикующий сможет гармонизировать свое физическое и психоэмоциональное состояние. Осваивать данные техники нужно постепенно, «без фанатизма». Нужно быть морально готовым, что некоторые техники не получатся с первого и даже со второго раза, но при регулярной практике и должной степени упорства вы обязательно достигните положительного результата. Важно помнить о противопоказаниях и, если что-то пойдет не так, ни в коем случае не нужно «переть напролом» и мучить свое тело, помните про ахимсу – первый принцип ямы. Признаками того что, нужно остановиться могут быть, например, кровотечения, острые боли, сильные головокружения, повышение температуры. Однако сдаваться если что-то просто не получается тоже нельзя иначе вы не добьетесь успеха.

Йога имеет в своем арсенале множество упражнений, призванных улучшать здоровье тела и приносить спокойствие уму. Уникальность этой системы в том, что она предлагает упражнения не только для мышц, но и для внутренних органов, что способствует очищению и тонусу всего организма. Очистительные практики в йоге называются шаткармами (в переводе с санскрита – шесть действий).

shutr.bz

Эти упражнения просты в выполнении и при регулярной практике позволяют поддерживать тело в здоровом состоянии. Давай рассмотрим, что к ним относится.

1. Капалабхати – очищение дыхательных путей

Способствует очищению дыхательных путей от застойных явлений, пробуждению энергии и тонусу тела и ума, укрепляет мышцы живота и помогает похудеть. Рекомендуется выполнять утром от 12 до 20 раз.

Техника. Делаем интенсивные выдохи носом, напрягая живот, вдох происходит самопроизвольно. При этом удерживай в тонусе мышцы тазового дна. Важно следить, чтобы не кружилась голова, если это происходит, уменьшай количество повторений.

Противопоказания. Сердечно-сосудистые заболевания, повышенное внутричерепное давление, плохое самочувствие.

Городским жителям нужно делать это упражнение регулярно, так как воздух, которым мы дышим в городе, очень загрязнен.


shutr.bz

2. Нетти – очищение носа

Йоги для этого используют специальный чайник с длинным носиком, который удобно помещается в ноздре. Для промывания подходит слегка теплая, подсоленная вода. Будет удобней, если ты станешь использовать специальный сосуд для промывания носовых ходов.

Техника. Наклони голову в сторону и наливай воду в одну ноздрю так, чтобы она выливалась из другой. Затем повтори то же самое через другую ноздрю.

Противопоказания. Воспалительные процессы дыхательной системы, в холодное время года не делать, если предстоит выход на улицу. Часть воды может задержаться в носовых пазухах и вызвать простуду и другие заболевания.


shutr.bz

3. Тратака – очищение глаз

Это одновременно и очистительное, и созерцательное упражнение.

Техника. В темном помещении поставь перед собой свечу, сядь с ровной спиной и смотри на пламя, не моргая, стараясь отпустить все мысли. Выполняй практику до появления слез, затем расслабь и закрой глаза, еще некоторое время наблюдай свое состояние. Это упражнение помогает очистить слезные протоки и успокаивает ум, помогает сосредоточиться.


shutr.bz

4. Дхаути – очищение желудка

Часто выполняется в случае переедания или сильного эмоционального стресса. Один из вариантов – «скорая помощь» сразу после избыточного приема пищи. Однако стоит избегать таких манипуляций на постоянной основе, иначе это может превратиться в булимию – расстройство пищевого поведения. Профилактика – утром натощак.

Техника. Выпей полтора-два литра теплой воды, нажми на корень языка, вызывая рвотный рефлекс, повторяй, пока вода не выйдет полностью.

Противопоказания. Заболевания желудочно-кишечного тракта, людям с худощавым телосложением не злоупотреблять.


shutr.bz

5. Наули – массаж внутренних органов

На мой взгляд, лучшая практика в йоге! Это физическое упражнение, которое позволяет выполнить массаж, тонус и очищение внутренних органов при регулярной тренировке. Выполняется после освоения бандх (внутренних замков), о которых написана отдельная статья. До этого выполнять наули нет смысла.

Техника. Прими положение стоя с опорой на бедра. Выдохни, задержи дыхание и подтяни все бандхи (мышцы тазового дна в тонусе, живот втянут под ребра, подбородок прижат к ключицам, кончик языка на верхнем небе за зубами). Затем сразу сделай жгут из прямой мышцы живота, выдвигая ее вперед. Это Мадхьяма наули – волна посередине.

Когда освоишь это упражнение, пробуй сдвигать жгут вправо и влево, и постепенно ты сможешь выполнить наули по кругу – Вама и Дакшина наули.

Таким образом делай несколько подходов наули с фиксацией по центру и 27, 54 или 108, 216 вращений в каждую сторону, заканчивая всегда влево.

Количество повторений – до 108-216 раз ежедневно (кроме дней с противопоказаниями) – позволит избавиться от застойных процессов, похудеть и очистить организм без насилия над собой.

Освоить это упражнение может каждая, не переживай, если сразу не получилось, главное – совершать ежедневные попытки, и со временем ты почувствуешь нужные мышцы. Вначале качественно осваивай бандхи (внутренние замки), затем наули по центру и только потом обучайся делать наули по кругу.

Противопоказания. Беременность, критические дни, острые заболевания брюшной полости, первые шесть месяцев после родов, слабость мышц живота и тазового дна, грыжи в брюшной полости, сердечно-сосудистые заболевания.

Выполняя регулярно эти практики, можно больше ничего не делать для мышц пресса, живот будет подтянутым! Но, чтобы правильно освоить технику, стоит пройти инструктаж у специалиста по йоге.


shutr.bz

6. Басти – очищение кишечника

В отличие от клизм, эта процедура не является насилием над организмом, так как происходит абсолютно естественно. Если выделительная система работает нормально, в этой практике нет необходимости, имеет смысл освоить и использовать ее при застойных процессах.

Техника. Сядь в ванну с водой по пояс на корточки. Расслабь тазовое дно и сделай наули по центру (жгут посередине), таким образом за счет вакуума вода засасывается в кишечник; когда почувствуешь, что достаточно, – выпусти ее. Повторяй так, пока вода не будет выходить чистой. Также можно использовать специальную бамбуковую трубочку и не садиться в ванну, а всасывать воду из ведра или тазика и выпускать в туалет.

Противопоказания. Заболевания желудочно-кишечного тракта.


shutr.bz

Практикуй очистительные йогические практики и будь здорова!

1. Актуальность темы

В настоящее время очень многие люди интересуются йогой, но очень немногие из них знают о важности выполнения шаткарм, или очистительных техник. В современном мегаполисе жизнь человека сопряжена со стрессами, неправильным и нерегулярным питанием, нарушением режима дня, неблагополучной экологией и другими неблагоприятными факторами, которые могут привести к нарушению здоровья и «зашлакованности» организма. Для того, чтобы практика йоги могла дать более быстрый результат, имеет смысл остановиться на теме шаткарм наиболее подробно и доказать их важность. Поэтому данная тема является чрезвычайно актуальной, особенно для начинающих практикующих.

2. Определение и виды очистительных техник йоги

Шаткарма – это «шесть действий» (в переводе с санскрита), или шесть очистительных процедур Хатха-йоги, применяемых с целью очищения тела, энергетических каналов (нади), избавления от болезней благодаря достижению баланса между дошами и других специфических эффектов.

Согласно одному из первоисточников йоги – «Хатха-йога прадипике», шаткарму (шесть очистительных техник) рекомендуется выполнять перед тем, как приступить к практике асан и пранаям. Все потому, что очищенное тело от токсинов и последствий дисбаланса дош (слизи, желчи и ветра) способствует более быстрым и стойким результатам от перехода к последующим ступеням Хатха-йоги (Асанам и Пранаяме). Некоторые источники, наоборот, придерживаются мнения, что делая только пранаямы и асаны можно добиться того же результата очищения организма. «Хатха-йога прадипика», при этом, соглашается с этим фактом, но утверждает, что в этом случае энергия от пранаямы излишне расходуется только на очищение, хотя в чистом теле она бы пошла на более тонкие изменения. Т.е. практика будет идти более эффективно, если человек прибегает к шаткармам в начале своего движения по пути йоги.

Существует шесть видов шаткарм: дхоути, нэти, басти, наули, капалабхати и тратака. Каждая из указанных шаткарм имеет свои подвиды.

1. Дхоути , или практика, благодаря которой достигается внутреннее очищение.

Она делится на:

· Антар дхоути (внутренняя): ватсара (заглатывание воздуха ртом и его прохождение по толстой кишке, выход через прямую кишку и анус), варисара (шанкхапракшалана, или потребление подсоленой воды и выведение ее из кишечника); вахнисара (агнисара крийя – «полоскание» живота), бахискрита (промывание прямой кишки руками);

· Данта дхоути (зубная): джихва (прочищение языка), карна (чистка ушей), капалрандхра (очищение передних синусов), чакшу (очищение глаз);

· Хрид дхоути (сердечная): вастра (заглатывание длинной полоски ткани в желудок), данда (погружение в желудок мягкого бананового стебля), ваман (йогическая рвота);

· Мула шодхана (очищение ануса).

2. Нэти (очищение носовых ходов): сутра (нитью), джала (подсоленной водой), дугдха (молоком), гхрита (топленым маслом).

3. Басти (клизма йогов): джала (прохождение воды через анус) и стхала (втягивание им воздуха).

4. Наули (овладение прямыми мышцами живота и интенсивное вращение ими): мадхьяма (выпячивание прямых мышц посередине), дакшина (вращение вправо), вама (вращение влево).

5. Капалабхати («свечение черепа»): ваткрама (активный выдох и пассивный вдох), вьюткрама (втягивание соленой воды носом и стекание ее через рот), шиткрама (обратный процесс, вода через рот выталкивается в нос).

6. Тратака (пристальное сосредоточение на определенной точке, например, на пламени свечи): бахир (сосредоточение на внешнем объекте), антар (сосредоточение на внутреннем образе этого или любого другого объекта).

3. Тратака. Техника выполнения

Одной из разновидностей шаткармы является тратака. На ней мы остановимся более подробно.

Тратака – это «пристальное вглядывание», «сосредоточение» на каком-либо объекте или предмете. Это может быть точка на стене, неяркое солнце, луна, изображение божества, портрет Гуру или любой другой неподвижный символ или образ. Чаще всего в качестве объекта для концентрации используют пламя свечи.

Различают два вида тратаки : бахир тратака, или сосредоточение на внешнем объекте, и антар тратака, или сосредоточение на внутреннем объекте.

Для выполнения бахир тратаки необходимо сесть в удобную медитативную позу в темном помещении без сквозняков и других отвлекающих факторов. Неподвижное пламя свечи должно располагаться на расстоянии около метра на уровне глаз. В «Хатха-йога прадипике» описан вариант концентрации на средней части пламени (немного выше фитиля). В книге «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха» Свами Сатьянанда Сарасвати рекомендует сосредоточиться на самой яркой части, кончике фитиля. В этом вопросе следует придерживаться рекомендаций Гуру или преподавателя той школы, в рамках которой практикует ученик. Взгляд немигающий, тело неподвижно. Следует как можно дольше вглядываться в пламя свечи, возможно, при этом, станут проступать слезы. При утомлении глаз, необходимо их закрыть и сохранять образ пламени свечи перед закрытыми глазами на уровне межбровья. Время выполнения – 15-20 минут или дольше.

Отличие антар тратаки в том, что практикующий удерживает внимание на индивидуальном внутреннем символе сразу с закрытыми глазами (при высоком уровне овладения концентрацией и техникой, глаза могут сохраняться открытыми) и на всем протяжении техники.

Как и любую другую практику йоги, данную шаткарму лучше выполнять на пустой желудок.

4. Воздействие тратаки

Практика тратаки оказывает положительное воздействие как на физическое тело, так и на ментальное, тонкое тело. Тратака является средством профилактики и лечения заболеваний глаз, избавляет от головных болей, уравновешивает нервную систему, успокаивает, помогает справиться с бессонницей и стрессом, замедляет сердцебиение. Тратака, при регулярном ее выполнении, способна улучшить состояние и качество психических процессов (восприятия, памяти, волевых процессов).

На более тонком уровне, уменьшаются умственные колебания, можно достичь однонаправленности ума. Поэтому, можно сказать, что тратака хорошо готовит к медитации.

Согласно «Гхеранда Самхите», тратака развивает ясновидение, яснослышание, телепатию и др. за счет активирования аджна-чакры. По Сватмараме, тратака способна пробудить сушумну, или центральный энергетический канал, который отвечает за поднятие энергии Кундалини и проявление Высшего Сознания.

5. Заключение

Таким образом, становится очевидной неоценимая польза выполнения шаткармы. Так, практикуя только тратаку, ученик может достичь удивительных результатов в практике йоги в целом и в собственном самочувствии. Но если ее дополнить всем спектром шаткарм, то эффект усилится в разы.

«Хатха-йога прадипика» говорит следующее: «Совокупное воздействие шаткармы на организм можно суммировать одним словом – очищение. Когда системы тела очищены, энергия может свободно течь по телу. Возрастают способности человека работать, думать, переваривать пищу, ощущать вкус, чувствовать, переживать и так далее. Кроме того, развивается большая осознанность. И не удивительно, что йогины, достигшие совершенства и знающие реальные пределы человеческих способностей, ценят шаткарму очень высоко».

Древние тантрические техники йоги и крийи. Мастер-курс Сатьянанда Сарасвати

Тема 3 Пранаяма. Капалабхати

Пранаяма. Капалабхати

Капалабхати – это техника пранаямы, хотя в некоторых текстах йоги она упоминается как одна из шаткарм(1). Она похожа на бхастрика пранаяму(2). Однако она обладает отличительными особенностями и в технике выполнения, и в том, что касается полезных свойств. Это прекрасная практика, которая очищает переднюю часть мозга, массирует органы брюшной полости и улучшает дыхание. Кроме того, это мощный метод пробуждения ума. После выполнения десяти циклов капалабхати невозможно спать. Попробуйте сами! Поэтому ее можно использовать с целью подпитки ума энергией для умственной работы, когда вы чувствуете усталость, а также для избавления от сонливости рано утром. Она идеально подходит для выполнения непосредственно перед переходом к медитативным техникам.

Шаткармы и Бхалабхати

Согласно тексту Гхеранд Самхита, существуют шесть групп очистительных техник йоги. Они именуются шаткармами; к числу шаткарм относятся дхоути, басти, нети, наули, тратака и бхалабхати. В некоторые из этих групп входит множество различных техник. В тексте Хатха Йога Прадипика упоминаются те же шаткармы, что перечислены выше, но в качестве шестой шаткармы вместо бхалабхати названа капалабхати. Их нередко считают одной и той же практикой с разными названиями, но в действительности, они полностью различны. В этих двух классических текстах в качестве шестой шаткармы выбраны две совершенно разные практики.

Бхалабхати ясно объясняется в тексте Гхеранд Самхита:

«Бхалабхати бывает трех видов. Это ваткрама, вьюткрама и шиткрама. Они полезны для удаления из тела мокроты и избыточной слизи. Ваткрама представляет собой вдыхание через левую ноздрю и выдыхание через правую, затем вдыхание через правую ноздрю и выдыхание через левую. Дыхание должно быть медленным и контролируемым. Вьюткрама – это втягивание воды через нос и ее выведение через рот; это удаляет слизь из носовой полости. Шиткрама включает в себя забор воды ртом и ее выбрасывание через нос посредством чихания. Бхалабхати сделает твое тело подобным телу Купидона».

(шлоки 1:56-60)

Ваткрама представляет собой в точности ту же практику, как вторая стадия пранаямы нади шодхана(3). Вьюткрама и шиткрама похожи на джала нети(1). Однако мы считаем, что джала нети превосходит их во всех отношениях. Поэтому мы не учим бхалабхати, поскольку она входит в другие практики. Вьюткрама и шиткрама могут оказаться полезными тем, кто не может достать подходящий нети лота.

Капалабхати – последняя из шаткарм, описываемых в этой книге. Это, несомненно, метод пранаямы, но он упоминается в тексте Хатха Йога Прадипика в качестве шаткармы потому, что очищает и пробуждает мозг.

Все шаткармы служат прекрасными средствами очищения тела и достижения первоклассного здоровья.

Определение

Слово капала означает «лоб» или «передняя доля мозга»; бхати означает мехи – инструмент, который использует деревенский кузнец для создания поддува воздуха в своем горне. Поэтому название капалабхати можно перевести как «продувка передней части мозга». В этой практике легкие подобны мехам, втягивающим воздух в тело и выбрасывающим его наружу. С этим потоком воздуха связаны тонкие течения праны. Некоторые из этих течений можно ясно ощущать внутри лба. Они пульсируют в ритме продувающего действия легких; то есть в передней части мозга происходит продувка праной – отсюда и название практики. Она обеспечивает очищение всей этой области.

Упоминание в традиционных текстах

Согласно тексту Хатха Йога Прадипика:

«Вдох и выдох следует делать быстро, подобно тому как работают кузнечные мехи. Это очень известная практика капалабхати, которая устраняет болезни, вызываемые избытком слизи в теле».

(шлока 2:35)

Это не слишком подробное описание практики, и было бы чрезвычайно трудно научиться ей с помощью одной только этой цитаты.

Сидите в любой удобной асане с прямой спиной. Самые лучшие асаны – это падмасана, сиддхасана, сиддха йони асана и ваджрасана(4).

Вспомогательные практики

Полная практика капалабхати включает в себя три бандхи: джаландхара(5), уддияна(6) и мула(7). Они выполняются вместе, образуя маха бандху(8). Прежде чем пытаться делать капалабхати, следует освоить эти практики.

Способ быстрого дыхания

В бхастрика пранаяме и вдох, и выдох акцентируются и производятся с силой. В капалабхати сильным должен быть только выдох, при совершенно пассивном вдохе. То есть при выдохе воздух с силой изгоняется из легких путем сокращения мышц живота, а вдыхание воздуха происходит за счет пассивного движения мышц живота наружу.

Весь процесс быстрого дыхания должен в максимально возможной степени осуществляться животом, при минимальном движении грудной клетки.

Техника выполнения

Сядьте в удобную асану.

Держите спину прямо.

Закройте глаза.

Расслабьте все тело.

Начинайте первый цикл.

Делайте выдох путем энергичного сокращения мышц живота.

Вдыхайте, пассивно позволяя животу расширяться; не следует делать никаких усилий.

Сделайте лишь столько быстрых вдохов, сколько вам удобно – не больше.

Затем сделайте один глубокий и медленный вдох.

Потом сделайте как можно более полный выдох, опустошив легкие.

Выполняйте маха бандху.

Задерживайте дыхание так долго, как вам удобно.

Затем прекратите маха бандху, поднимите голову и медленно вдохните.

Это конец первого цикла.

Если вы чувствуете, что задыхаетесь или устали, сделайте несколько нормальных вдохов.

Затем начинайте второй цикл.

В начале практики должно быть быстрое дыхание с акцентом на выдохе. Затем сделайте один глубокий вдох и один полный выдох. Во время выполнения маха бандхи задерживайте дыхание. При необходимости, дышите нормально перед началом второго цикла. В течение всей практики дышите носом; не дышите ртом.

После завершения маха бандхи вам, возможно, окажется немного трудно сделать вдох. Легкие как будто замкнулись. Эту проблему можно преодолеть, сделав перед вдохом очень небольшой выдох. Помните: быстрое дыхание должно осуществляться животом, а не грудной клеткой.

Осознание

Фиксируйте свое внимание на чидакаше, темном пространстве, которое вы будете видеть перед закрытыми глазами. Ощущайте пранические течения в чидакаше, вызываемые продувкой легких. Ощущайте, как очищается вся область переднего мозга.

Количество быстрых вдохов

Начинающим следует делать не более 20 быстрых вдохов за один цикл. Это количество можно увеличивать на 5 или 10 вдохов в неделю, в зависимости от способности. При достаточной практике возможно делать до нескольких сотен быстрых вдохов за цикл, но мы рекомендуем большинству людей поставить себе целью, в конечном итоге, достичь 60-100 вдохов. На протяжении всего процесса не должно быть никакого перенапряжения.

Продолжительность задержки дыхания

Выполняя маха бандху, задерживайте дыхание лишь настолько, насколько вам удобно – не дольше. По мере практики продолжительность задержки можно постепенно увеличивать. Полезное действие возрастает с увеличением задержки, однако не перенапрягайтесь.

Количество циклов

Человек, имеющий сильное и очищенное тело, может выполнять сотни циклов в течение нескольких часов. Однако среднему человеку мы рекомендуем заниматься не более 10-20 минут. Если вы хотите практиковать капалабхати в течение более длительного времени, мы настоятельно рекомендуем вам обратиться за руководством к специалисту. Начинающим следует делать 2 или 3 цикла, прибавляя по одному циклу каждые несколько дней.

Последовательность и время

В вашей ежедневной программе практика капалабхати должна непосредственно предшествовать медитативным техникам. В ином случае, можно заниматься в любое время дня, но не в течение примерно четырех часов после еды. Не занимайтесь на ночь, или вам может оказаться трудно уснуть.

Меры предосторожности

Немедленно прекращайте практику при появлении любого дискомфорта в форме боли, головокружения, обморочного состояния и так далее.

Благотворное действие

Полезные свойства капалабхати очень похожи на свойства бхастрика пранаямы. Вкратце они таковы:

Пищеварение: практика массирует органы пищеварения и улучшает их функционирование.

Мозг: капалабхати очищает передние доли мозга за счет ускорения кровотока. На более тонком уровне, она также стимулирует течение праны в этой же области.

Дыхание: капалабхати очищает легкие. Она повышает их эластичность и обеспечивает более эффективный обмен кислорода и углекислого газа. Ее безусловно следует делать людям, страдающим респираторными заболеваниями, вроде бронхита, туберкулеза и т.п. Люди, страдающие астмой и эмфиземой, по привычке и в силу необходимости прибегают к акцентированному выдоху, чтобы выбрасывать воздух из легких. Это, как правило, вызывает сильное мышечное утомление. Занятия капалабхати в промежутках между приступами могут быть полезны для укрепления дыхательных мышц, а также улучшения общего тонуса легких.

Медитативная практика

Капалабхати – одна из лучших подготовительных техник для медитативной практики. Она освобождает ум от мыслей, эмоциональных чувств и чрезмерных видений. Она вызывает безмятежное, восприимчивое состояние ума. По нашему опыту, после капалабхати идеально заниматься практикой чидакаша дхараны.

Обращение нервных рефлексов

Нормальное дыхание характеризуется активным сокращением только вдыхательных мышц, в частности, диафрагмы и наружных межреберных мышц; выдох происходит пассивно при прекращении этого сокращения. Капалабхати обращает этот процесс вспять: выдох становится активным, а вдох – пассивным. Это вызывает обращение потока нервных импульсов от мозга и к мозгу. Это одна из причин стимулирующего действия капалабхати на мозг, по крайней мере на физиологическом уровне. Следует заметить, что выдыхательные мышцы обычно приходят в действие только при возникновении затруднений дыхания, или когда организм очень сильно нуждается в дополнительном кислороде.

Из книги Пранаяма. Сознательный способ дыхания. автора Ранджит Сен Гупта

Из книги Древние тантрические техники йоги и крийи. Вводный курс автора Сатьянанда Сарасвати

Тема 4 Пранаяма. Дыхание Дыхание – это процесс, на который мы обращаем очень мало внимания. Оно происходит автоматически, без участия сознания, но в то же время большинство людей дышат неправильно. Но как можно неправильно дышать, если дыхание – это самопроизвольное

Из книги Древние тантрические техники йоги и крийи. Продвинутый курс автора Сатьянанда Сарасвати

Тема 6 Пранаяма. Самавета пранаяма Внутри нас существуют разнообразные формы энергии, которые пронизывают и окружают наши тела. Они тесно связаны с нашим здоровьем, мышлением и тем как мы реагируем на внешний мир. Некоторые из этих видов энергии хорошо известны: нервная

Из книги Древние тантрические техники йоги и крийи. Мастер-курс автора Сатьянанда Сарасвати

Тема 3 Пранаяма Обычное определение пранаямы – управление дыханием. Хотя с точки зрения используемых техник такая интерпретация может показаться правильной, она не передает полного значения пранаямы. Если помнить то, что мы уже говорили о пране и о биоплазменном теле,

Из книги Лечебное дыхание. Практический опыт автора Геннадий Петрович Малахов

Тема 4 Пранаяма. Правила Читателю следует придерживаться следующих правил.Позой для пранаямы может быть любое удобное сидячее положение, предпочтительно – на одеяле, постеленном на земле. Для этого начального этапа лучше всего подходят две медитативные асаны –

Из книги автора

Тема 5 Пранаяма. Уджайи пранаяма и Кхечари мудра В большинстве техник, основанных на тантрической йоге, используется практика пранаямы под названием уджайи, которая дополняется языковым замком, именуемым кхечари мудра. Хотя выполнение этого сочетания крайне просто, оно

Из книги автора

Тема 3 Пранаяма. Практика В следующем уроке мы собираемся описать 3-ий этап практики пранаямы нади шодхана(1). Он включает в себя задержку дыхания в конце каждого вдоха. Мы хотим, чтобы в качестве подготовки к этому этапу вы включили задержку дыхания на непродолжительное

Из книги автора

Тема 5 Пранаяма. Практика Продолжайте регулярно практиковать пранаяму нади шодхана, как было описано ранее(1). Мы считаем нади шодхану самой важной техникой йоги. Именно поэтому мы уделяем ей так много времени. Мы легко могли бы описать все этапы нади шодханы в одном уроке,

Из книги автора

Тема 4 Пранаяма. Практика Если пранаямой заниматься регулярно и в течение достаточно длительного времени каждый день, то она может пробуждать силу кундалини. Об этом ясно говорится в традиционных текстах хатха йоги: «Те, кто властен над своим процессом дыхания,

Из книги автора

Тема 4 Пранаяма. Бхастрика пранаяма До сих пор мы описали в этой книге четыре типа техник пранаямы. Это:1. самавета(1);2. уджайи(2);3. бхрамари(3);4. нади шодхана(4).Все эти техники обладают своими отличительными особенностями и полезными свойствами. Доведение до совершенства

Из книги автора

Тема 4 Пранаяма. Мурчха Пранаяма Существуют различные методы выполнения мурчха пранаямы. В этом разделе мы опишем два из них, которые особенно упоминаются в писаниях йоги и которым мы учим в нашем ашраме. Оба они представляют собой прекрасные техники, которые приносят

Из книги автора

Тема 4 Пранаяма. Сурья Бхеда Пранаяма Сурья бхеда пранаяма предназначена для стимуляции и пробуждения энергии в физическом и праническом телах. Эту практику можно назвать психическим активатором. Слово сурья означает «солнце», а бхеда означает «пронзать, пробуждать».

Из книги автора

Тема 3 Уджайи Пранаяма с АУМ Уджайи пранаяма – это психическое дыхание(1). В сочетании с АУМ она представляет собой прекрасную расслабляющую и предмедитативную технику. Ей легко научиться, и ее могут практиковать все, молодые и старые, в любое время дня или ночи. Вы можете

Из книги автора

Тема 4 Пранаяма. Чатуртха Пранаяма Чатуртха пранаяма – это одновременно и пранаяма, и медитативная практика. В ней сочетаются осознание дыхания, мантры и чакр. Это очень мощная техника, которой учат довольно редко.ОпределениеСлово чатуртха на санскрите означает

Из книги автора

Бхастрика и капалабхати пранаяма Бхастрика пранаяма. «Бхастрика» означает «кузнечные меха»: воздух с силой вводится и выводится из легких, как при работе кузнечных мехов. Во всех остальных видах пранаямы вдох задает длину, качество и ритм выдоху, но в бхастрике выдох

Из книги автора

Капалабхати пранаяма «Капала» означает «череп», а «бхати» – «свет» или «блеск». Капалабхати аналогична бхастрике, но мягче ее. В капалабхати вдох медленный, выдох сильный, а после каждого выдоха на долю секунды – задержка дыхания. Выполняйте капалабхати вместо



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!