Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

В чем секрет энергии Шакти? Что говорят тантра и йога о роли женщины? Божественная энергия шакти

Тантра основана на поклонении Шакти - Великой богине, Матери мироздания. Культ Богини-Матери уходит вглубь веков и тысячелетий, принимая образы многоликих женских божеств, и находит самое полное воплощение в возлюбленной супруге Господа Шивы – Дурге, известной и почитаемой под разными именами, которых насчитывается около тысячи. Богиня Шакти проявлена в каждом живом существе, но ее сила и мощь более всего сконцентрирована в женщине - матери, носительнице красоты, любви и доброты этого мира. Шива и Шакти – две половинки одного целого, существующие сами по себе и одновременно нуждающиеся друг в друге. Их раздельность и единство и есть та непостижимая бхеда-абхеда-таттва, на которой и держится все мироздание. Калидаса писал, что Шакти и Шива соотносятся друг с другом, как слово с его смыслом и не отделимы друг от друга, как жар огня от самого огня. Шива – чистое, блаженное, неизменное, статическое Сознание, пронизывающее собой все. Шакти – его вечно меняющаяся динамичная Сила, приводящая в движение материю. В основе слова «Шакти» - корень «шак», который переводится как «быть способным». Иными словами, Шакти – это способность сознания активно действовать и меняться. Поэтому ее называют подвижным аспектом сознания Шивы. Шакти – изначальная Сила, поэтому ее называют Адья Шакти (или Ади Шакти). Это универсальный поток Сознания, который приводит в движение все сущее, творит и разрушает миры, приводит к бытию вещи и поглощает их в конце каждой манвантары. Шакти – Лоно мироздания, она же и есть Семя, падающее в Лоно и дающее начало всему живому. Шакти – Начало всего, Прародительница богов, Источник концепции божественности. Она и есть сам бог, которому поклоняются; она и есть та Истина, которую ищут; она и есть та Цель, к которой стремятся... В «Деви Упанишад» Шакти дает себе такое определение: «Я - сущностная форма Брахмана. От меня произошел весь мир, состоящий из пуруши и пракрити, из пустоты и непустоты. Я - и в блаженстве, и в неблаженстве. Я - и в постижении, и в непостижении. Я должна быть постигнута и в Брахме, и в Брахмани. Я - пять космических элементов и вне пяти элементов. Я - весь этот необъятный мир. Я - Веда и неВеда. Я - Знание и незнание. Я - рожденная и нерожденная. Снизу и сверху и повсюду вокруг - везде Я». У божественных стоп Вселенской Матери плавают миллиарды вселенных, каждая из которых находится под ее контролем. Шакти-Деви управляет тремя материальными гунами и внимательно следит за божественным творением. *** Ребенок в течение девяти месяцев находится в материнской утробе, после рождения он питается материнским молоком, а как только начинает говорить, первое, что он произносит - «мама». Мать вынашивает дитя, кормит, заботится, защищает, утешает, любит, ведет по жизни, оберегая от нужды и невзгод. Мать – воплощение нежности и ласки, любви и всепрощения. Когда ребенку плохо – он бежит к матери. Когда он что-то просит – обращается к ней. Маленький ребенок больше привязан к матери, нежели к отцу, зная, что она не откажет, поймет, приласкает; а отец может быть очень строгим и суровым. Земная мать есть воплощение Матери Божественной... В одной красивой молитве есть такие слова: jagadamba vichitra matra ki.n paripuurNaa karuNaasti chenmayi . aparaadhaparamparaapara.n na hi maataa samupekshate sutam.h («О Мать вселенной, чье сияние и совершенство пронизывает всю вселенную! Твоя любовь и милость ко мне не знает предела! Только Мать никогда не оттолкнет ребенка из-за его ошибок!») Но как земная мать может гневаться на своих детей, продолжая любить их, так и божественная Шакти-Деви имеет формы, которые не страшны ее детям, постигшим ее нежную и любящую природу. Черепа на груди Матери Кали – это головы ее преданных, к которым она настолько привязана, что не может расстаться с ними даже на секунду. Шива безразличен к тому, что происходит в мире, и полностью «непривязан» - не случайно на многих изображениях он сидит с закрытыми глазами, погруженный в состояние самадхи. Шива занят непрестанным самосозерцанием, не отвлекаясь на внешние события. Шакти внимательно относится к происходящему в мире, заботясь о каждом живом существе. И, тем не менее, Шива – изначальный Вдохновитель всех вселенских лил, которые творит и поддерживает Шакти. *** «О Мать Богов и всех живых существ, ты – Женское начало, проявленное в богинях и женщинах; ты – творческая сила, живущая в каждом атоме; ты – душа мира, его опора и защита! О Мать, ты – Шодаши, Трипурасундари, Шакти-сварупа Брахмана, Повелительница всех миров! Ты - воительница Дурга, уничтожившая демона Махиши. Как Парвати ты добилась любви Шивы, который был сражен твоей преданностью и красотой. Ты – Сати, защитившая честь своего супруга. В образе Кали ты разрушаешь невежество и поддерживаешь мировой порядок. Ты – Чамунда, рожденная из лба Дурги, отрубившая головы демонам Чанде и Мунде. Как Лакшми ты даруешь людям и богам процветание и богатство. В образе Сарасвати ты являешься воплощением всех знаний и искусств. Как Савитри ты - Покровительница красноречия и мудрости. Ты – лучезарная Тара, богиня сострадания, спасающая человечество от бед и опасностей! Ты – Амба, Вселенская Мать, защищающая своих детей от злых сил. Ты - чарующе прекрасная Лалита, воплотившая в себе все мантры, тантры и янтры. В облике маленькой девочки Балы Трипурасундари ты одна убила тридцать сыновей Бандасуры. Ты – Минакши, слившаяся с Лингамом во время космического танца Шивы. В образе грозной Бхайрави ты носишь гирлянду из отрубленных человеческих голов. Ты исполняешь любовные желания как сладострастная Камакши. Как устрашающая Чанди ты сотрясаешь гневом мироздание. Ты – Бхуванешвари, символ божественного Провидения, и Раджараджешвари, присутствующая в каждом сознании как джняна-шакти. Ты – Кундалини, пробуждающая в человеке божественное начало. О Мать, ты – своенравная и капризная Бхавани, Ума, проклявшая Куберу, девственно-чистая Кумари. Ты - обезглавленная Чиннамаста, пьющая свою собственную кровь; Багала-мукхи, опутывающая живых существ сетями иллюзии; Матанги – сила господства и власти. Ты - Дхумавати – Божественная Мать во время Вселенского потопа; ты - Камала, богиня красоты и удачи, восседающая на розовом лотосе и приносящая радость и счастье всему живому...» *** Божественную Мать называют третьим глазом Шивы, потому что именно она помогает нам увидеть истину. Она проливает милость на своих преданных, даруя им вечное блаженство и мокшу. Без милости Шакти невозможно достичь ни знаний, ни освобождения. Ее величие невозможно описать. Ее красоту и великолепие невозможно выразить словами. Ее природу невозможно постичь. Поэтому имя Дурга переводится как «труднодостижимая». Без осознания природы Деви садхака не в состоянии реализовать себя в духовном плане. В «Нируттара-тантре» написано: «Без постижения природы Шакти нирвана не достигается». Восторженное, трепетное почитание Божественной Матери, полная и безусловная преданность ей и постоянное служение ее стопам – залог спасения в век Кали. «Шакта-прамода» утверждает, что «тот, чье сердце наполнилось блаженством Калики, а ум - преданностью ей, тот становится бхактой Кали, воистину обладателем всех богатств и совершенств. В Кали-югу лишь Кали, в Кали-югу лишь Кали, в Кали-югу лишь Кали дарует все желаемое! В Кали-югу лишь Кали, в Кали-югу лишь Кали, в Кали-югу лишь Кали должна быть почитаема! О Божественная Мать, мы приносим тебе свои преданные сердца, прославляем твои прекрасные имена и твои великие деяния! Утри наши слезы, протяни нам свою нежную руку, будь нашей защитницей и заступницей. Яви нам возможность познать тебя и никогда не расставаться с тобой!»

Шива («благосклонный», «милостивый», «благой») - в индуизме олицетворение разрушительного начала вселенной и трансформации (созидательное разрушение); одно из божеств верховной триады (тримурти), наряду с творцом Брахмой и поддержателем Вишну. Согласно Шива-пуране, является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. Является одной из древнейших божественных сущностей человечества; сохранились упоминания о нём в доарийской (дравидийской) мифологии. Традиция поклонения Шиве называется шайвизм. Известен под именами Рудра, Шанкара, Шамбху, Махадев. Также является основателем Йоги.

Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета, с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим змею на шее, голове, руках и ногах (как браслеты), на поясе и переброшенную через плечо (как аналог священного шнура). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает на тигровой шкуре. На лбу - третий глаз, а также трипундра из священного пепла (бхасма или вибхути).

Функции
В шиваизме является верховным богом, творцом, поддержателем и разрушителем, защитником праведности, победителем демонов, подателем всех благ и управителем всего сущего, которому подчиняются все остальные боги;
в других направлениях индуизме на первый план выходит его ипостась разрушителя Вселенной в конце мирового цикла - махаюги, с целью создания пространства для нового творения;
считается создателем сакрального звука («ом») и санскрита, языка культа;
имеет ипостась целителя и избавителя от смерти (Махамритйунджайа);
его свита - духи и демоны; бескорыстно служа ему, они получают возможность отработать свою карму и обрести лучшее воплощение.

ШАКТИ
Ша́кти (санскр. शक्ति śakti? - мощь, сила) - в тантре, шиваизме и шактизме - супруга бога Шивы.

В индуизме каждый бог имеет свою шакти, и все вместе они представляют Личности (персонализации) и Силы (энергии) единого Брахмана.

Слово «шакти» имеет много значений. Шакти называют великую вселенскую бесконечную Божественную энергию, которая является творящей и исполнительной силой океана Божественного Сознания (Шивы); при этом Шакти находится в непрерывном слиянии с Шивой, представляя с ним два неразделимых аспекта одной реальности. Шакти - это Божественная Мать. Шакти - это проявленный мир. Шакти называют Мать-Природу. Шакти называют богиню, супругу бога Шивы. Шакти - это внутренняя энергия человека. Шакти - это космический женский принцип. Шакти - это женское начало человека, его женская половина. Шакти - это женщина-партнёр практикующего тантрийскую йогу. Кали, Дурга, Лакшми, Сарасвати, Парвати, Чамунда, Деви, Бхавани, Трипурасундари, Бхайрави, Чанди, Тара, Минакши, Лалита, Камакши, Раджараджешвари - различные формы Шакти; каждая из этих форм олицетворяет какой-либо её аспект.

Шива - это вечный океан Высшего Божественного Сознания, единый Бог.
Шива - это один из трёх главных богов индуистского пантеона (два других - Вишну и Брахман).
Шива символизирует один из трёх аспектов Божественного совершенства - аспект Божественной силы (при этом Вишну символизирует Божественную любовь, а Брахман - Божественную мудрость).
Шива - это Сила, разрушающая Вселенную в конце её существования (при этом Брахман - это Сила, создающая Вселенную, а Вишну - Сила, поддерживающая её существование).
Шива - это космический мужской принцип.
Шива - это высшее сознание человека.
Шива - это сила, которая разрушает пороки в процессе духовного совершенствования.
Шива - это историческое лицо, один из основоположников тантры и йоги как системы.
Шива - это название высшей ступени духовной эволюции человека, а также того, кто этой ступени достиг.

Есть и другие значения слова Шива.

Шакти - это великая вселенская бесконечная Божественная энергия, которая является творящей и исполнительной силой океана Божественного Сознания (Шивы); при этом Шакти находится в непрерывном слиянии с Шивой, представляя с ним два неразделимых аспекта одной Реальности.
Шакти - это Божественная Мать.
Шакти - это проявленный мир.
Шакти - это Мать-Природа.
Шакти - это богиня индуистского пантеона, супруга бога Шивы.
Шакти - это внутренняя энергия человека.
Шакти - это космический женский принцип.
Шакти - это женское начало человека, его женская половина.
Шакти - это женщина-партнёр практикующего тантрийскую йогу.

Кали, Дурга, Лакшми, Сарасвати, Парвати, Чамунда, Дэви, Бхавани, Трипура, Сундари, Бхайрави, Чанди, Тара, Минакши, Лалита, Камакши, Раджараджешвари - являются различными формами Шакти; каждая из этих форм олицетворяет какой-либо аспект Шакти.

О Шиве и Шакти

· ...Пребывающие в неведении по глупости своей заявляют, что Шива и Любовь - две разные вещи и не знают, что только Любовь есть Шива. Если человек познает, что Любовь и Шива - одно, то он навсегда становится Любовью, как и Шива. Всюду пребывает Божественная Форма, Всюду - Шива-Шакти... Всюду - Божественный Танец. Как Шива пребывает всюду, так и Милость Шивы вездесуща. Всё, всё является Его Божественной игрой... (из "Тирумандирама")

· ...О Шакти! Ты - солнце, освещающее внутреннюю тьму неведения, Ты - источник сладости осознавания, текущий для неведения, ...ради которого стоило погружаться в океан рождений и смертей... Ты - единственная, кто даёт свободу от страха и исполняет желания... О Хранительница миров! Ты способна подарить больше, чем мы способны пожелать... Поистине счастливы те, кто поклоняются Тебе, волне сознания и блаженства, чья обитель - то ложе, на котором пребывает Высший Шива... О Божественная, пронзившая землю в муладхаре, воду в свадхистане, огонь в манипуре, воздух в сердце, эфир над сердцем и сознание меж очей и так идущая вверх - в тайном лотосе сахасрары ты наслаждаешься со своим повелителем Высшим Шивой... (из "Ананда лахари")

БУДДА

, шиваизме и шактизме - супруга бога Шивы .

Слово «шакти » имеет много значений. Шакти называют великую вселенскую бесконечную Божественную энергию, которая является творящей и исполнительной силой океана Божественного Сознания (Шивы); при этом Шакти находится в непрерывном слиянии с Шивой , представляя с ним два неразделимых аспекта одной реальности. Шакти - это Богиня-мать . Шакти - это проявленный мир. Шакти называют Мать-Природу. Шакти называют Богиню , супругу бога Шивы . Шакти - это внутренняя энергия человека. Шакти - это космический женский принцип. Шакти - это женское начало человека, его женская половина. Шакти - это женщина-партнёр практикующего тантрийскую йогу . Кали , Дурга , Лакшми , Сарасвати , Парвати , Чамунда , Деви , Бхавани, Трипурасундари , Бхайрави, Чанди , Тара , Минакши , Лалита , Камакши, Раджараджешвари - различные формы Шакти ; каждая из этих форм олицетворяет какой-либо её аспект.

Словари

Шакти (śakti, от глагольного корня śak – мочь, быть способным) – «потенция», «сила», «энергия». В индийской философской традиции всякая деятельная активность неизменно ассоциируется с женским началом, и потому творческая энергия, благодаря которой развертывается вселенная, обычно персонифицируется в образе Шакти – супруги или возлюбленной бога Шивы. В монистической адвайта-веданте Шанкары , где основой мира выступает высший Брахман , с которым на самом деле ничего не происходило, сама Шакти рассматривается как своего рода оборотная сторона Брахмана, как его собственная сила, тождественная космической иллюзии – майе . Однако в других системах, монизм которых существенно ослаблен или сменяется дуализмом, Шакти становится более или менее самостоятельным началом, ответственным за творение мира. В кашмирском шиваизме в основе реальности лежит пульсирующее единство Шивы и Шакти (в этом живом единстве Шива воплощает собой чистое, пассивное созерцание – «пракаша », тогда как Шакти представляет активный, динамичный аспект сознания – «вимарша », т.е. его внутреннюю интенциональность, готовность создавать и воспринимать свои объекты). Вместе с тем Шакти выступает в трех аспектах (в религиозном направлении «трика » они даже рассматриваются как триада отдельных богинь) – Пара-шакти (Высшая), Пара-апара-шакти (Высшая-низшая) и Апара-шакти (Низшая). В первом аспекте Шакти все потенции еще свернуты и присутствуют в виде чистой интенциональности, свободного и ничем не обусловленного желания (иччха-матра) верховного Господа. Во втором своем аспекте Шакти уже содержит внутри себя всю вселенную, сохраняя ее как собственное видение, как отражение в зеркале; субъект и объект уже появились, но еще не разведены, не отделены друг от друга. Наконец, третий аспект Шакти соответствует уровню раздробленности; сознание здесь напрягается изнутри стремлениями и отторжениями, и многообразным восприятиям соответствуют многообразные объекты. Пульсация сознания, постоянно порождающая новые формы, представлена вращением «колеса Шакти» (шакти-чакра), спицы которого соответствуют различным силам и энергиям; в центре этого колеса пребывает вечный Шива – та единственная осевая точка, которая неизменно остается в состоянии покоя. В качестве такой творящей, «дробящей» силы Шакти отождествляется с Речью (Вач) и «Праматерью» (Матрика) всего сущего, а развертывание мира внутри очередного вселенского цикла начинается с выплескивания фонической энергии, создающей буквы алфавита и священные тексты в виде парадигмы, по образцу которой творится мир. Активная и пульсирующая сила становления, которая проявляется в человеческих существах, отождествляется в кашмирском шиваизме, а также других направлениях

Уважаемые обитатели и гости Вайкунхи Ру! Огромная просьба в обсуждении любых, даже спорных вопросов - не "переходить на личности" . Некоторым может казаться, что обширные познания и супер-крутая инициация у супер-крутого Гуру позволяют неуважительно относиться к собеседнику. Но это не так. Ещё Кришна в Бхагавад Гите сказал: "Мудрый видит одно и то же и в собаке и в слоне и брахмане, наделённом смирением и учёностью, и в поедателе собак". Будьте мудрее! На всё - Воля Единого Господа!

Внимание! Материалы, размещённые на сайте, получены из открытых источников и опубликованы обитателями Вайкунтхи по тем или иным причинам.
Если Вы претендуете на авторство
и хотите, чтобы под материалом была проставлена ссылка на ПЕРВОисточник, Вы можете зарегистрироваться на сайте и проставить ссылку на свой ресурс в комментариях к публикации самостоятельно. Все исходящие ссылки в комментариях индексируются ПС.

Добавить Топик/Блог

Популярные блоги ↓

Рейтинг
Ведическое наследие. 14.62
Устраняем границы (Нет сектантству!) 12.70
Мантры, Баджаны MP3 10.15
Ом Нама Шивая! 9.17
Притчи 7.77
Боготворения (Стихи о Боге и...) 6.83
Буддизм 6.02
Ганеша 5.90
Аватары и Экспансии Бога 5.65
Мантра Йога 5.61
Шива-Лингам 5.38
Шиваиты (Шайвы) 5.30
Обсудим? 5.29
Ответы на вопросы 4.75
Харе Кришна 4.65
Блог искренних путешествий 4.22
Ведическая Астрология 4.19
Гуру, Духовные Учителя 3.92
Блог Kalki 3.73
А-двайта 3.64

Тантра и Шактизм → Единство Шивы и Шакти

Ольшевский А. П.

ТРАДИЦИЯ ТАНТРИЧЕСКОГО ШАКТИЗМА

Среди множества тантрических традиций Шакта занимает исключительное положение. Поэтому Тантру часто отождествляют с Шактой. Название этой школы указывает на то, что главным объектом поклонения в ней является Шакти.

Санскритское слово «шакти» происходит от глагола «шак» (иметь силу, быть способным). В Гаятри-тантре (гл.2) говорится: «С помощью соединения с Пракрити вся вселенная (брахманда) обладает энергией (шакто бхавати сарватра), поэтому она называется „шакти“. Шакти выражает непроявленный Абсолют (брахман) в его проявленном аспекте. Поскольку Шива по своей природе - ниргуна (не имеющий качеств), он может быть познаваем через его энергию (шакти), которая проявляется как сагуна (обладающая качествами)».

«Высший Абсолют свободен от всяких качеств (гунатитам парам брахма) и не имеет стремления к деятельности. Из милости к шактам и для блага всех садхаков (адептов) Парама Видья (шакти) в форме Кали и в других образах проявляет себя как сагуна». (Мундамала-тантра 1.59-60)

Для блага садхаков Брахман принимает женскую и мужскую форму. В Вишну-ямале есть следующие слова Вишну, обращенные к Деви: «О мать, твою высшую форму не знает никто. Небожители читают твою проявленную форму в образе Кали и других формах». (Шактананда-тарангини 3)

Поэтому любая религиозная практика (садхана) обращена исключительно к шакти: шакти-мулам парам карма. (Мундамала-тантра -10.8)

В Ниррутара-тантре сказано:
Шакти-гьянам вина деви
нирванам найва джаяте

«Невозможно достичь освобождения без познания Шакти».

В той же тантре (гл.2) говорится: «Существует два вида шакти: сагуна и ниргуна. Ниргуна-шакти, состоящая из безграничного сияния, есть вечная форма высшего Брахмана (парам-брахма санатана)».

В Ямале сказало: «Есть два вида Махамайи: сагуна и ниргуна. Сагуна соединена с майей; ниргуна свободна от нее».

Шива говорит своей супруге Парвати: «Когда Деви проявляет себя как сагуна, я в форме Садашивы также обладаю качествами (гуна). Когда ты не имеешь качеств, я также остаюсь без качеств. Поклонение, связанное с сагуной, быстро приводит к достижению ниргуны.» (Мундамала-тантра 1.56 - 58)

Гаури-самхита указывает три вида шакти: гъяна-шакти (энергия знания), иччха-шакти (энергия воли) и крия-шакти (энергия действия), которые персонифицируются как Гаури, Брахми и Вайшнави, источником которых является безграничное сияние (джйоти) Брахмана, обозначаемого слогом «ОМ».

Поскольку Брахма, Вишну и Шива свободны от влияния качеств материальной природы (гунатитах сада), они создают, поддерживают и разрушают вселенную с помощью своих шакти (Гьянарнава-тантра 4.22).

Согласно Сваччханда-тантре (11.52), эти три божества означают три вида шакти: гъяна-шакти - Брахма, крия-шакти - Джанардана (Вишну), иччха-шакти - Рудра.

Одним из главных теоретических положений Шакты является концепция шабда-брахмана.

«Следует знать две формы Брахмана (две брахмани хи мантавьях): шабда-брахма и пара-брахма. Тот, кто постигает шабда-брахму, достигает Высшего Брахмана». (Трипуратагаши-упанишад)

В Радха-тантре (гл.15) сказано: «неизменный и лишенный качеств абсолют называется парам-брахма. Сагуна-брахма называется шабда-брахма».

Шабда-брахма означает вечную звуковую вибрацию Брахмана, которая проявляет себя в форме 50-ти букв (варна, матрика) санскритского алфавита.

Согласно Пхеткарини-тантре (гл. 1), эти 50 букв являются формами Вишну и Рудры с их персонифицированными энергиями.

В первой главе Канкаламалини-тантры Бхайрава говорит Бхайрави: «Слушай теперь о том, зная что, боги достигают ниргуны, чья истинная природа - шабда-брахма, состоящий из букв от „а“ до „кша“, который есть сам Владыка Вселенной (3-4), Все эти 50 букв от „а“ до „кша“ есть формы Шивы и Шакти. Они есть вечные формы Брахмана (брахма-рупах санатанах), без знания которых невозможно достичь сиддхи» (11 - 12).

В другой тантре говорится: «Все мантры являются формами букв алфавита, которые являются формами Шакти. Шакти следует знать как Матрику. Она есть форма Шивы. В этом мире она проявляет себя как матрика, обладающая высшей энергией (пара-теджах-саманви-та). Ею пронизан весь этот мир, начиная с Брахмы». (Тантра-садбхава)

Матрика также означает «мать» (матри). В форме букв алфавита Шакти порождает все материальное творение. «Сама Высшая Кундалини (сваям парама кундали), состоящая из букв от „а“ до „кша“, порождает все движущееся и неподвижное во вселенной как проявление букв алфавита (варнатма суяте дхрувам)». (Камадхену-тантра)

Проявлением Шабда-брахмана в теле дживы (живого существа) является Кундалини-шакти.

«От муладхары до верхушки головы располагается (главный энергетический канал) сушумна. Шакти, которая находится внутри него (в его основании), это Деви Кундалини, имеющая форму змеи (кунда-рупини). Всегда украшенная 50-ю буквами». (Тодала-тантра 9.13-14)

Пятьдесят букв, источником которых является Кундалини, расположенные (на лепестках шести лотосов) в тонком теле дживы, образуют целую вселенную (состоящую из 14-ти миров) со своими божествами и планетами. (Шактананда-тарангини гл.1)

Тантры описывают различные виды практики, связанной с энергией Кундалини. В Тантрараджа-тантре Шива говорит Деви: «Садхака, познавший Кундалини-шакти в своем теле согласно наставлениям своего гуру, знает Высшего Брахмана, меня и тебя» (30.69).

В процессе космической эволюции Шакти проявляет себя как пракрита (материальная природа): Брахма шактир эва пракритих (Нираламба-упанишад).

«То, что называется изначальной материей (прадхана), называется Пракрити». (Прапанчасара-тантра 1.26)

В Гаятри-тантре (гл. 2) говорится: «Слог „пра“ означает главную причину творения; процесс творения называется „крити“, поэтому мудрецы, видящие истину, называют ее „Пракрити“».

Пракрити, которая появляется из Высшего Брахмана, рассматривается как его материальное отражение:
Пара-брахмач ча пракритих
пратибимба-сварупини
(Шактисангама-тантра)

Согласно Каулавали-тантре (гл.11): «Пракрити имеет женскую природу (стри-бхава), пуруша - мужскую природу (пум-бхава). Высший из садхаков постигает их как знание и объект познания».

В Гандхарва-тантре (гл. 37) говорится: «Пуруша не является причиной творения, поскольку он не имеет качеств (ниргунатват), поэтому пуруша не является действующим и создающим. Действующей и создающей является Пракрити».

Продолжение в комментариях ниже.

Человеку нужны обе составляющие - и Сознание (Шива) и Энергия (Шакти). Шива (санскр.शिव, śiva, «благой», «милостивый») символизирует сознание - мужской принцип. Шакти (санскр.शक्ति śakti - мощь, сила) олицетворяет женский принцип - активную силу и энергию.

«Шива без Шакти есть шава (труп)». К этому часто забывают добавить, что Шакти без Шивы это безумная, не приложенная ни к чему и не центрированная сила, часто саморазрушительная.
Шива сказал: «О Богиня, без Шакти Я [был бы] всегда подобен трупу (шава). Когда Я соединён с Шакти, Я – Шива. … Я – Шива лишь благодаря единению с Шакти. Если успех (сиддхи) не достигается пребыванием с женщиной, тогда, о Всевышняя, [всё], что Я говорю – бесполезно… Следует оставить все святые места и, во что бы то ни стало, идти в общество женщины. [Ибо] сказано Мною: успех достигается лишь в обществе женщины и не иначе». Гуптасадхана-тантра 5.10-17)
Шакти - это сила, которая позволяет Шиве проявиться как форме. Шакти - это трансформация, изменение, время, которое бежит и постоянно меняется. А Шива - это пространство, стабильность, вечность.

Среди различных атрибутов чакр мы встретимся с двумя особенно важными символами. Это божества Шива и Шакти .

Уджвала Ниламани (Ujjvala Niilamani) - ОМ НАМАХ ШИВАЯ
  • Шива символизирует сознание - мужской принцип.
  • Шакти олицетворяет женский принцип - активную силу и энергию.
  • Там, где сила становится активной и где есть энергия, работает Шакти.
  • Другие названия этих первичных принципов - пуруша и пракрити ;

Обычно Господа Шиву изображают с трезубцем. Он символизирует триаду «Ишвара - пуруша - пракрити» (Бог, «Я» и Природа).

Ишвара - это вездесущий, вечный, не имеющий формы божественный принцип; пуруша - это атма, а пракрити - это проявленное бытие, природа. Для объяснения их взаимосвязи можно использовать электрический свет. Электрический ток, который является источником света, - это ишвара, свет - пуруша, а освещаемый объект - пракрити.

Пуруша - это сознание, а пракрити - природа.

Шакти (или пракрити) - это энергия, сила, движение, изменчивость, природа. Это материнское начало - кормящее, изобильное. В царстве людей, как и в царстве животных, мать дает пищу, тепло и защиту. Не существует большей любви, чем материнская. Мать вынашивает и вскармливает дитя в своем собственном теле. Когда ребенок появляется на свет, она кормит его своим молоком и самоотверженно заботится о нем, пока тот не сможет обходиться без нее.

Шива (или пуруша) - это чистое сознание, никогда не изменяющийся, ничем не ограниченный, беспристрастный наблюдатель. Пуруша вообще не подвержен никаким желаниям: они существуют лишь в пракрити. Пуруша - это пустой, чистый экран, на котором пракрити показывает свой цветной фильм.

Шива и Шакти выступают как проявление неделимого божественного сознания, как разные стороны одной монеты. На традиционных индийских иконах эти две первозданные силы изображаются как божество, у которого одна половина тела и головы женская, а другая мужская.

Левая половина - Божественная Мать, Парвати, «женская» энергия, а правая - Шива, «мужское» сознание.

В начале творения посредством разделения изначального принципа проявилась дуальность нашего бытия. Но одновременно возникла и мощная сила постоянного стремления к воссоединению разделенных половин.

Только при слиянии Шивы и Шакти становятся возможными действие, движение и созидание. Пока энергия не оплодотворится сознанием, она лишена знания, структуры, цели, она «слепа». Сама по себе энергия не способна созидать; это сознание придает ей содержание, форму и направление движения. И наоборот, сознание без энергии - это сила, находящаяся в состоянии покоя, сила спящая, которая сама по себе не способна стать толчком к чему-либо. Как пракрити не может действовать без пуруши, так и пуруша без пракрити не способен к созданию чего-либо.

Шива и Шакти присутствуют в нас как мужское и женское начала

Значение Шивы и Шакти понимается неверно, когда на них смотрят как на «мужчину» и «женщину», а их союз рассматривается в свете сексуальных отношений. Сексуальность - это совершенно естественное, природное влечение; неправильное понимание возникает тогда, когда сексуальность путают с духовностью.

  • Сексуальность - это союз мужчины и женщины.
  • Духовность - это союз человеческого сознания и Божественного Сознания.

На физическом уровне их взаимодействие выражается как сексуальное влечение. В мужчине существует тяга к женским качествам, а в женщине - к мужским. Благодаря этому мужское сознание притягивается женским, и наоборот. Если оба находятся в уравновешенном состоянии, то влечение к противоположному полу отсутствует. Если же в мужчине преобладает сила влечения к мужскому началу или в женщине - к женскому, это выражается в том, что они предпочитают гомосексуальные связи.

Шива обитает в сахасрара- чакре, а Шакти - в муладхара- чакре.

Когда пракрити и пуруша соединяются в сахасраре чакре, знание, знающий и объект познания становятся единым.

При переживании этого опыта в нас больше не остаётся никаких желаний, потому что мы с абсолютной ясностью понимаем: все, к чему мы когда-либо стремились, содержится в нас самих. Такое состояние абсолютной осознанности лишено полярности, и, следовательно, в нем больше нет места для печали; оно наполнено лишь непреходящей радостью, безусловной любовью, безграничным состраданием и совершенным пониманием всех живых существ.

Поскольку сознание привязано к физическому телу, оно не может постоянно находиться в сахасрара-чакре и возвращается к месту обитания атмы в сердечном центре (анахата-чакре). Мысли, чувства и действия Реализованного человека всегда идут от сердца. Погруженный в переживание чувства непреходящей любви и непрестанного счастья, он всегда осознает бессмертную атму, этот океан блаженства, и его сознание навсегда соединяется с Божественным Сознанием.

  • Шакти - это материнская любовь Бога, которая окружает нас теплом, заботой и защитой.
  • Шива - это отцовская любовь Бога, которая дает нам осознанность, ясность и знание.

Я желаю вам благословений Божественной Матери, которая живет внутри вас как энергия и жизненная сила, и Божественного Отца, обитающего в вас как сознание и знание. Да пребудет с вами всегда их забота, защита и руководство, и в своей бесконечной любви да ведут они вас к Космическому Сознанию!

Отрывок из книги: Парамханс Свами
«Скрытые силы человека: Чакры и кундалини» Махешварананда»

Свами Махешварананда - один из самых знаменитых современных учителей йоги, автор системы «Йога в повседневной жизни». В этом труде содержатся глубокие прозрения в механизм действия энергетических центров и скрытых в нас сил, определяющих нашу судьбу. Свамиджи учит нас искать не вовне, а внутри самих себя. Он не просто передает нам теоретические познания, а побуждает нас к тому, чтобы божественная реальность стала нашим личным опытом. Его наставления указывают нам путь к освобождению из круговорота смертей и новых воплощений.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!