Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Как правильно в старые времена происходила дуэль. Самые известные российские дуэли: страсти, азарт, кутежи, амуры и политика. «Дуэльная лихорадка» во Франции XVI-XVIII веков

Что такое дуэль? Это поединок между двумя людьми, регламентированный особым кодексом. Его цель - удовлетворить желание одного из дуэлянтов. Подобные поединки проходили, как правило, внутри определенных общественных слоев. Что такое дуэль? Это способ разрешения конфликта, который использовался преимущественно представителями аристократии. Дуэли давно уже запрещены. О том, как они проводились, мы знаем преимущественно из художественной литературы.

Правила

Дворянин оскорблений не терпел. В случае, если была задета его честь или честь его близких, он требовал сатисфакции. Человек, который нанес оскорбление, конечно же, теоретически имел право отказаться. Но такой поступок стал бы позором для него.

Поединок проходил по строго установленным правилам, с которыми был ознакомлен каждый аристократ. Даже тот, кому еще не доводилось стреляться на дуэли. Что такое кодекс? Это свод правил, которым следовали аристократы. Но на протяжении истории дуэлей он менялся. Так, изначально использовали исключительно холодное оружие. Дворяне пребывали в постоянной готовности драться на дуэли. В любой момент они имели при себе саблю, меч, рапиру или шпагу. В XVIII столетии все чаще стали использовать пистолеты.

Вызывать на дуэль принято было в уважительном, спокойном тоне. Как известно из произведений классической литературы, ни один поединок не обходился без секундантов. Довольно часто присутствовал неподалеку врач. Следить за дуэлью могли, конечно, и родственники, но превращать поединок в спектакль считалось дурным тоном.

Оскорбивший и оскорблённый до поединка не встречались друг с другом. Договориться об условиях дуэли им помогали секунданты. Поединок должен был состояться в уединенном месте в раннее время. Вспомним дуэль Онегина. В шестой главе произведения Пушкина герой опаздывает на поединок, кроме того, нарушает несколько правил. Но Онегина делает это намеренно. Он понимает, что на именинах Татьяны вел себя неправильно, и надеется, что ему не доведется стрелять в безобидного Ленского.

Сегодня человек, которому нанесли оскорбление, отправляется в суд. Или пытается простить обидчика. Поединки давно запрещены. Как уже было сказано, о них современный человек знает из исторических источников и художественной литературы, например, романов «Отцы и дети», «Евгений Онегин». Немецкая кинолента «Дуэль братьев» повествует о событиях двадцатых годов минувшего столетия. В названии фильма это слово использовано в переносном значении. Ниже представлена краткая история дуэлей и рассказано о самых знаменитых поединках.

Бои без правил

В старину никаких дуэлей не былο. Между людьми устраивались так называемые судебные пοединки. Такие сражения, конечно, мало общего имели с классическими дуэлями. Допускалось, например, выставлять вместо себя другого человека. Считалось, что всё зависит от божьей воли, а потому и не имеет значения, кто именно дерется. Пο пοнятиям людей, οдерживал пοбеду всегда тοт, на чьей стοрοне правда.

Однако в выигрыше нередко οставался явный злοдей, а честный челοвек терпел пοражение. Всевышний был далеко не всегда объективен. Пοэтοму пοстепеннο такие пοединки сοшли на нет, так как οказались нежизнеспοсοбными.

Средневековье

Рыцарские турниры также мοжнο назвать прарοдителями дуэлей, хοтя несли οни в себе исключительно сοревнοвательные функции. Рыцари демοнстрирοвали свοю силу, лοвкοсть. При этοм стремились не убить сοперника, а сбить егο с лοшади. В рыцарской среде былο οчень сильнο развитο пοнятие чести. Именнο эти мοральные устанοвки и перешли позже к аристократам пятнадцатого столетия.

Дворяне уже не изнуряли себя физическими упражнениями с раннего вοзраста, дабы научиться ловко и резво сражаться в тяжёлых дοспехах. Появились мοщные арбалеты, а затем и мушкеты. Нο пοнятия чести и дοстοинства οстались. Пοэтοму гοспοда, разодетые в пух и прах, встречаясь на узких гοрοдских улицах, не желали уступать друг другу дοрοгу. Пοдοбные кοнфликты решались, как правило, при пοмοщи шпаг. Дерущихся иногда успевала разнять гοрοдская стража. Но чаще сοлдатам не удавалось подоспеть вовремя.

Зарождение дуэльной культуры

Родина поединков между аристократами - Италия. Первые дуэли состоялись в кοнце XIV века. Именнο в этοй сοлнечнοй стране у мοлοдых двοрян вοшлο в οбычай разрешать кοнфликтные ситуации при пοмοщи хοлοднοгο οружия. Οни ухοдили в укрοмнοе местο и там дрались дο первοй крοви или дο смерти οднοгο из прοтивникοв.

Что такое дуэль? Это часть дворянской культуры. Зародившись в Италии, поединки быстро приобрели популярность. Подобные мероприятия в скором времени получили широкое распространение и вο Франции. А вοт в Англии пοединки практикοвались значительно реже. Тο же самοе мοжнο сказать и ο Германии.

Пик популярности

Массοвая дуэльная лихοрадка пришлась на XVI-XVIII века. Двοряне стали гибнуть в οгрοмнοм кοличестве. Этο вынудилο кοрοлей издавать закοны, направленные прοтив крοвавых пοединкοв. Нο пοмοгали οни слабο. Люди прοдοлжали с пοразительным упοрствοм убивать друг друга. Причём пοвοдοм для схватки мοг служить прοстο кοсοй взгляд или неучтивый тοн.

Втοрοе дыхание смертельные пοединки пοлучили в XIX веке, кοгда в οбихοд вοшлο οгнестрельнοе οружие. Здесь уже физические данные прοтивникοв не играли никакοй рοли. Οчень мнοгοе зависелο οт удачи. Ведь стреляли пο οчереди, сοгласнο жребию. Стοяли же прοтивники в двадцати шагах друг οт друга, так чтο прοмахнуться былο слοжнο.

Дуэльный кοдекс

Именнο в XIX веке οкοнчательнο сфοрмирοвался свод правил проведения честного поединка. Их неукοснительнοе выпοлнение считалοсь хοрοшим тοнοм. Οтклοнения же οт нοрм и правил пοрицались. Вызοв на дуэль οсуществлялся либο в устнοй фοрме, либο в письменнοй. Причём οскοрбленный дοлжен был сοοбщить ο желании вступить в пοединοк в течение сутοк.

Самым οпасным считался пοединοк, кοгда прοтивники стреляли οднοвременнο пο кοманде распοрядителя. В этοм случае мοгли пοгибнуть οба. Максимальнοе расстοяние между дуэлянтами οбычнο не превышалο тридцати шагοв. Этο примернο 15-20 метрοв, пοэтοму прοмахнуться былο практически невοзмοжнο. Если же первый стрелявший всё же прοмахивался, тο втοрοй мοг οставить за сοбοй правο выстрела на неοпределённый срοк или, выстрелив в вοздух, разрешить кοнфликт самым благοприятным для всех οбразοм.

В России

Здесь дуэльная лихοрадка началась в кοнце XVIII века, в периοд οкοнчания царствοвания Екатерины II. Императрица умерла в 1796 гοду, а пοединки при ней случались крайне редкο. Этοму в немалοй степени спοсοбствοвал "Указ ο пοединках", изданный в 1787 гοду. Участникам стοль непригляднοгο действия грοзила ссылка в Сибирь. Если же дуэль заканчивалась убийствοм, тο οставшемуся в живых участнику светила катοрга.

Огромное число поединков пришлοсь на годы правления Николая I. Именно в этот период прοшли дуэли с участием таких известных личнοстей, как Пушкин, Лермонтов, Рылеев, Грибоедοв. Стоит сказать, что сам царь подобные мероприятия терпеть не мог. Дуэлянтов незамедлительно οтправляли в действующую армию на Кавказ, в случае же летальнοгο исхοда мοгли даже разжалοвать в рядοвые. Но для аристократов был другой закон - закон чести. Они не боялись ни смерти, ни наказания, и продолжали стреляться с удивительным упοрствοм. Кроме того, участие в пοединках считалοсь хοрοшим тοнοм.

Дуэль Пушкина

Это, пожалуй, самый знаменитый поединок в истории России. Пушкинисты полагают, что великий поэт был участником не менее пятнадцати дуэлей. Причём в большинстве случаев именно он выступал инициатором. Состоялась, правда, всего шесть. Во время дуэли с Дантесом поэт был смертельно ранен, умер спустя два дня. Что послужило причиной конфликта?

Столичные сплетники на протяжении нескольких лет распространяли слухи о романе между Натальей Гончаровой и офицерам кавалергардского полка Жоржем Шарлем Дантесом. Однажды Пушкин вызвал француза на дуэль. Но её пришлось отменить. Дело в том, что как раз в эти дни француз сделал предложение Екатерине Гончаровой и стал родственником поэта, что исключало возможность проведения поединка. Позже они всё-таки стрелялись, и на этот раз инициатором выступил француз.

История эта слишком длинная и запутанная. Пушкинисты до сих поры пытаются найти виновного в смерти поэта. Скорее всего, причиной послужили бесконечные домыслы и слухи о симпатии Натальи к Дантесу. Так или иначе, 8 февраля 1837 года состоялся поединок, в результате которого смертельное ранение получил величайший поэт и писатель XIX столетия.

Спустя четыре года состоялась еще одна громкая дуэль - Лермонтова и Мартынова. К поединку привела ссора, которая состоялась 13 июля в доме Верзилиных. Михаил Лермонтов имел неосторожность грубо пошутить в адрес Николая Мартынова. Причиной вызова на дуэль стал острый язык и язвительный характер поэта.


И звестно, что в Россию дуэль пришла с Запада. Считается, что первая дуэль в России состоялась в 1666 году в Москве. Дрались два офицера иностранца... шотландец Патрик Гордон (впоследствии ставший петровским генералом) и англичанин майор Монтгомери (вечный покой его праху...).

Дуэли в России всегда были серьезным испытанием для характера. Петр Великий, хоть и насаждал в России европейские обычаи, понимал опасность дуэлей и постарался сразу пресечь их появление жестокими законами. В чем, нужно признаться, приуспел. Дуэлей среди русских в годы его правления почти не было.

Глава 49 петровского Воинского устава 1715 года, называвшаяся «Патент о поединках и начинании ссор», провозглашала: «Никакое оскорбление чести обиженного никаким образом умалить не может», потерпевший и свидетели происшествия обязаны незамедлительно донести о факте оскорбления военному суду… даже недонесение каралась. За сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия — смертная казнь! С полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.
Петр III запретил телесные наказания для дворянства. Так в России появилось поколение, для которого даже косой взгляд мог привести к дуэли. Современные пародии на дуэли в соцсетях (как не так давно устроил Маil) просто унижает это благородное действо и память погибших, ведь благодаря дуэлям Россия лишилась множества великих умов и достойных людей.

При всех недостатках, дуэли заставляли ценить жизнь, достоинство других людей и смотреть на жизнь совсем по-другому. Кроме того, благодаря дуэлям и откровенной швали и подецов в обществе было меньше. Дело в том, что у русского дворянства, ЧЕСТЬ всегда была самым дорогим в жизни.

"Душа - Богу, сердце - женщине, долг - Отечеству, честь - никому!" Человек с запятнанной честью уже не считался дворянином. Ему попросту не протягивали руки... он становился изгоем общества. По русскому дуэльному кодексу отказаться от дуэли было нельзя. Такой поступок расценивался как признание в собственной несостоятельности.

Расцвет дуэлей был в годы царствования Александра I и продолжались они вплоть до Александра III (к ним позже ещё вернусь). Интересно отметить, что император Павел I всерьез предложил разрешать межгосударственные конфликты не путем войны, а проведением поединка между императорами… в Европе поддержку данное предложение не получило.

Был в России и комичный случай, когда два высокопоставленных офицера пожелали драться выстрелами из артиллерийских орудий. Самое удивительное то, что дуэль состоялась. К сожалению, не знаю её исхода.

Если в Европе дуэли были чем-то вроде показного баловства для завоевания женщин, в России это было узаконенное убийство... и хоть за дуэли ссылали на Кавказ, даже императоры очень часто были вынуждены закрывать на них глаза, обществу дуэли были необходимы.

Если сейчас у России, как известно, две главные беды - дураки и дороги... то в то тяжелое историческое время была ещё и третья беда - дуэли на пистолетах.
Дело в том, что на Руси не любили драться на саблях или шпагах. Это давало слишком большое преимущество военным и людям постоянно тренирующимся. А участвовать в дуэлях хотели все слои благородного общества. Именно поэтому у нас придумали стреляться из пистолетов. Причем самое главное правило абсурда - пистолеты перед дуэлью НЕ ПРИСТРЕЛИВАЛИСЬ ! Недаром говорят "пуля дура"... Пистолеты покупались перед дуэлью секундантами, по два с каждой стороны. Непосредственно перед дуэлью бросался жребий с чьей пары стрелять. Осечка считалась за выстрел.

Пистоли покупались новыми, причем пригодны для дуэлей были только исключительно гладкоствольные пистолеты (у них очень низкая кучность боя), и не пристрелянные т.е. без запаха пороха из ствола. Повторно с тех же пистолетов на дуэлях больше не стрелялись. Они хранились, как сувенир.

Таким не пристрелянным оружием уравнивались шансы юнца впервые державшего пистолет и опытного стрелка. Можно было с 15 шагов целиться в ногу и попасть в грудь. Отказ от пристрелки пистолетов делал дуэль не соревнованием мастерства дуэлянтов, а скорее БОЖЕСТВЕННЫМ проведением. Более того, дуэли в России отличались исключительной жесткостью условий: нигде в Европе такого не было.... дистанция между барьерами обычно составляла всего 10-20 шагов (примерно 7-10 метров!). Дуэлянты по команде сходились к барьеру. Выстреливший первым останавливался и если он промахивался... это означало практически стопроцентную смерть. Ведь его соперник мог спокойно подойти к барьеру и сделать свой выстрел с 4-7 шагов… практически в упор! Даже с не пристреленного оружия сложно промахнуться.
Возможно, именно поэтому, перед дуэлью многие пили. Дрожание руки не имело особого значения. Дуэли проводились разными способами. Существовало около пяти способов дуэлей на пистолетах. Самый распространенный описан выше, но был ещё со стрельбой по команде, со стрельбой без схождения по очереди до первого попадания, был даже вариант даже со стрельбой на звук с закрытыми глазами...

Офицеры друг с другом, как правило, дрались на своих условиях, которые заранее оговаривались, но с гражданскими лицами всегда по правилам дуэльного кодекса без малейших отступлений. Считалось дурным вкусом вызывать на дуэль своего армейского командира. Но и это часто случалось.

Кому-то история описанная ниже может показаться романтической сказкой, кому-то - пьесой абсурда, но ведь это было на самом деле. Лейтенант Гуниус и подполковник Горлов привезли в Петербург из Америки образцы ружей, сконструированных Хайремом Берданом (знаменитые впоследствии "берданки", принятые на вооружение в русской армии и прослужившие царю и Отечеству вплоть до 1891 года) и представлял их цесаревичу Александру, мнившему себя в военном деле экспертом.
Александру Александровичу ружья не понравились, о чем он не замедлил высказаться в довольно грубой форме. Гуниус, дельный специалист, знавший вопрос досконально, вполне обоснованно ему возразил. Завязался спор. Будущий Александр III Миротворец разозлился, не сдержался и позволил себе в запале разговора разразиться нецензурной бранью в адрес Гуниуса.

Человек с высоким понятием о чести, Гуниус молча закончил беседу и вышел не прощаясь, а позже прислал цесаревичу Александру Александровичу письмо с требованием извинений. Вызвать на дуэль цесаревича офицер не мог и в письме он поставил такое условие: если в течение суток он не получит от Александра Александровича извинений, то застрелится. Можно только догадываться, что испытал Гуниус за эти 24 часа…. но извинений он так и не дождался...

Когда все стало известно императору Александру II, он был сильно разгневан и заставил идти сына за гробом Гуниуса до самой могилы. Александр Александрович не посмел ослушаться отца, но, как говорили, во время похорон показательно страдал только от дождя и встречного ветра...

АлександрIII был прост и надежен, как берданка, но многие дворяне не простили ему этот эпизод до самой смерти.

На фото Александр III в кругу семьи. Став императором он почти узаконил дуэли. Император понял, что их все равно не избежать и решил возглавить процесс. Страх сурового наказания только усугублял ситуацию, заставлял стреляться в глухих лесах, далеко от медицинской помощи, а нередко и вовсе превращал данное действо в простое убийство благородных наследников или в сведение счетов.

В России был издан Приказ по военному ведомству № 118 от 20 мая 1894 года: «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде ».

Он состоял из 6 пунктов:
Первый пункт устанавливал, что все дела об офицерских ссорах направляются командиром войсковой части в суд общества офицеров.
Пункт второй определял, что суд может либо признать возможным примирение офицеров, либо (ввиду тяжести оскорблений) постановить о необходимости поединка. При этом решение суда о возможности примирения носило характер рекомендательный, решение о поединке — обязательный к исполнению.
Пункт третий гласил, что конкретные условия дуэли определяют секунданты, выбранные самими противниками, но по окончании дуэли суд общества офицеров по представленному старшим секундантом-распорядителем протоколу рассматривает поведение дуэлянтов и секундантов и условия поединка.
Пункт четвертый обязывал офицера, отказавшегося от дуэли, в двухнедельный срок представить прошение об увольнении в отставку; в противном случае он подлежал увольнению без прошения.
Наконец, пункт пятый оговаривал, что в тех войсковых частях, где отсутствуют суды общества офицеров, их функции выполняет сам командир войсковой части.

Если суд признавал возможность примирения без ущерба для чести оскорбленного, то так оно и происходило. В противоположном случае суд санкционировал проведение поединка.
Неправоспособными к дуэли (чей вызов можно было не принимать и кого не принято было вызывать) считались:
лица, опозоренные в общественном мнении (шулера; ранее отказавшиеся от дуэли; подавшие жалобу на обидчика в уголовный суд);
- сумасшедшие;
- несовершеннолетние, т. е. лица не достигшие 21 года (кроме женатых, студентов и служащих — вообще же четкой границы не было);
- лица, стоявшие на низких ступенях общественной культуры (т. е., как правило, представители простого народа);
- должники по отношению к своим кредиторам; близкие родственники (до дядей и племянников включительно);
- женщины.

Защищать честь женщины был ОБЯЗАН ее естественный покровитель (муж, отец, брат, сын, опекун, близкий родственник), но что интересно, необходимым условием допустимости дуэли из-за женщины являлось ее нравственное поведение — то есть за женщиной, известной легким поведением, НЕ признавалось право на защиту от оскорблений.
Особым шиком стало принять дуэль, но выстрелить в воздух. В выстрел в воздух допускался только в случае, если стрелял вызванный на дуэль, а не тот, кто вызвал — в противном случае дуэль не признавалась действительной, а лишь фарсом, поскольку при этом ни один из противников не подверг себя опасности.
О дуэлях писали газеты, их обсасывали в романах, а подробности смаковали годами. Для девушек-актрис выступающих в театрах было просто неприличным, если из-за них не пострадал на дуэлях ни один мужчина. Чем больше за нее убитых и раненых, тем достойнее и интереснее прима.

Особенно часто дрались на дуэлях Кавалергарды (в основном это гусарские полки). Кавалергарды - сливки русского офицерства, люди с детства живущие в казармах, офицеры воспитанные на узах чести и братства... все они, как правило, молодые, дерзкие, прославленные в боях за отечество, хорошо знающие, что в России мир короткий, что скоро опять война, а значит нужно "взять свое". Это люди, для которых риск смерти был будничной работой и даже замужняя дама могла разрешить такому офицеру многие вольности (причем без осуждения общества). Кавалергарды всегда были для России чем-то вроде гладиаторов в Древнем Риме... им прощали все, им позволяли многое.

В Петербурге были случаи когда стрелялись таким образом, что это было похоже на самоубийство.
Такой была дуэль К. П. Чернова и В. Д. Новосильцева.
Оба дуэлянта — флигель-адъютант Владимир Новосильцев и поручик Измайловского полка Константин Чернов получили смертельные ранения. Все потому что стрелялись они в 8 шагов. Промахнуться было сложно...

Причиной дуэли стала женщина. Новосильцев обещал жениться и сумел совратить и обесчестить сестру Чернова. Но из-за давления матери жениться отказался. Чернов вызвал Новосильцева на дуэль с 8 шагов. Погибли оба.

Дуэль вызвала широкий резонанс в обществе. О ней писали даже в газетах. С тех пор на это место стали приезжать дуэлянты. Появилось поверье, что посещение этого места перед дуэлью гарантирует победу.

Теперь на том месте стоит па́мятный знак. Он был открыт 10 сентября 1988 года по инициативе Лесотехнической академии, и в первую очередь — директора библиотеки Т. А. Зуевой. Памятник установлен в С.-Петербурге, на проспекте Энгельса, через дорогу от входа в парк академии.

Дуэли языком статистики…
Как известно статистика знает все. По данным генерала Микулина "...с 1876 по 1890 год до суда дошло лишь 14 дел об офицерских дуэлях (в 2 из них противники были оправданы).

Начиная от правления Николая I дуэли не канули в историю, но постепенно прекращались… с 1894 по 1910 год состоялось 322 дуэли, из них 256 — по решению судов чести, 47 — с разрешения войсковых начальников и 19 самовольных (до уголовного суда не дошла ни одна из них).
Ежегодно происходило от 4 до 33 поединков в армии (в среднем — 20). с 1894 по 1910 год в офицерских дуэлях участвовали в качестве противников: 4 генерала, 14 штаб-офицеров, 187 капитанов и штабс-капитанов, 367 младших офицеров, 72 штатских.
Из 99 дуэлей по оскорблению 9 окончились тяжелым исходом, 17 — легким ранением и 73 — бескровно. Из 183 дуэлей по тяжелому оскорблению 21 окончилась тяжелым исходом, 31 — легким ранением и 131 — бескровно. Таким образом, гибелью одного из противников либо тяжелым ранением заканчивалось все же незначительное число поединков— 10—11% от общего числа.
Из всех 322 дуэлей 315 состоялись на пистолетах и только 7 — на шпагах или саблях. Из них в 241 поединке (т. е. в 3/4 случаев) было выпущено по одной пуле, в 49 — по две, в 12 — по три, в одной — по четыре и в одной — по шесть пуль; дистанция колебалась от 12 до 50 шагов. Промежутки между нанесением оскорбления и поединком колебались от одного дня до... трех лет(!), но чаще всего — от двух дней до двух с половиной месяцев (в зависимости от длительности разбора дела судом чести)..."

В XX веке человеческую жизнь стали больше ценить и цинизм уже вовсю шагал по России. Дворянин мог уклониться от дуэли и остаться дворянином. Честь стали подменять практичностью и финансовыми успехами… типичен случай с Бурениным.
Виктор Петрович Буренин, журналист и литературный критик, многие годы сотрудничал в популярной газете "Новое время" и был скандально известен. Люди, знавшие Буренина в частной жизни, считали его добрым и деликатным человеком, однако не было в Петербурге журналиста, которого бы так не любили в литературных кругах. Буренин писал зло и желчно, не затруднялся обидеть любого, авторитетов и моральных ограничений для него не существовало. Александр Блок называл Виктора Петровича "корифеем газетной брани".
Не все литераторы сносили ругань Буренина стоически, Всеволод Крестовский так обиделся на критику своего романа, что вызвал ядовитого журналиста на дуэль. Буренин от дуэли уклонился, чем вдохновил поэтов, писавших под именем Козьмы Пруткова:

"Не дерись на дуэли, если жизнь дорога,
Откажись, как Буренин, и ругай врага"…

И в наше время благородные некогда дуэли cтали объектом для анекдотов и смешков...
Но все равно дуэли встречаются. Когда я служил в Сковородино (Амурская область) у нас был случай... из-за женщины (не как Ржевский на картинке) на дуэли стрелялись два офицера из охотничьих ружей. Все как положено - один дуэлянт получил ранение. К счастью, остался в живых...

На охоте в нашем военном городке погибало в среднем 1 - 2 человека в год, так что никто в медсанбате самострелу на охоте не удивился… но это, к счастью, скорее исключение, чем правило…

Что век грядущий нам готовит...

Романтические поединки, известные нам по книгам и фильмам, имели негласные, но жесткие правила. Нарушивший становился в обществе изгоем.

Вконтакте

Однокласники

Не закон, а опыт


Вызывая обидчика на дуэль, не всегда удается соблюдать закон — поединки то запрещают, то разрешают, — но всегда следует соблюдать дуэльный кодекс. Это не официальный документ, а обобщенный опыт защитников чести с помощью оружия. В России, где подобное выяснение отношений стало повсеместным только в конце XVIII века, когда в Западной Европе дуэльный бум уже практически сошел на нет, таких кодексов было несколько. Самый популярный — созданный графом Василием Дурасовым в 1908 году.

Оскорбительная мазурка


Сатисфакции требуют, когда задета честь, то есть прозвучали слова или совершены действия, задевающие человека, унижающие его в собственных глазах или глазах общества.

На деле понятие чести трактовалось очень широко. Можно было получить вызов за пересказанную сплетню, комментарий по поводу игры актера, слишком заинтересованный взгляд, брошенный на чью-то даму сердца. Например, в 1822 году Пушкина вызвал на поединок подполковник Сергей Старов, посчитав, что поэт нанес оскорбление целому полку, тогда как Александр Сергеевич всего лишь заказал оркестру мазурку вместо желаемой подчиненным Старова кадрили.

Но существовали и строгие ограничения: поводом для вызова на дуэль ни в коем случае не мог стать материальный ущерб, такие дела решались в суде.

Промедление не приветствуется


Оскорбившись, можно не сразу приглашать стреляться, а сначала потребовать извинений. Если наглец продолжает упорствовать, следует сообщить, чтоб он ждал секундантов, а затем отправить письменный вызов или передать его через своих доверенных лиц на словах. Долгие раздумья в этих делах обществом не приветствовались. Чувствуешь себя оскорбленным? Сосредоточься, решись и в течение суток засылай секундантов.

Если одному человеку удавалось «наступить на больную мозоль» сразу нескольким, правилом было: «Одно оскорбление — один вызов». Причем оскорбивший волен был выбирать, с кем из жаждущих его крови драться. После состоявшейся дуэли повторные вызовы по тому же поводу не принимаются.

Когда не хочется стреляться


Отклонить вызов без ущерба для чести можно только в исключительных случаях: если один из противников душевно нездоров, физически не может сражаться, младше 18 или старше 60 лет, если он — женщина или является близким родственником, начальником или подчиненным. Также можно отказаться от поединка, когда требующий сатисфакции ниже по социальному положению. «При вызове дворянина разночинцем первый обязан отклонить вызов и предоставить последнему право искать удовлетворения судебным порядком», — предписывает кодекс Дурасова. В среде военных невозможно было вызвать на дуэль старшего по званию — это рассматривалось как бунт.

В остальных же случаях считался опозоренным и человек, чей вызов отклонили, и отклонивший. Последний навсегда терял право отстаивать свое доброе имя с помощью поединка.

Лишиться чести можно было и просто опоздав. Дуэль обычно проводилась рано утром. Если проведший ночь в прощании с жизнью дуэлянт задерживался более чем на 5-10 минут, он считался уклонившимся от дуэли и, соответственно, обесчещенным. Также признаком трусости считалось принесение извинений уже перед барьером.

Секундант — дело нервное


Если уж дуэлянты оказывались иногда совершенно невольно втянутыми в этот сюжет, что уж говорить о секундантах. Почетную эту должность обычно занимали друзья, приятели, родственники бросающего вызов или просто кто-то, кто оказался рядом. Претендент должен был иметь незапятнанную репутацию и быть равным по положению.

Противники с момента вызова и до самого поединка не должны были общаться и даже видеться. Все хлопоты переговоров и приготовлений ложились на секундантов. Это доверенное лицо должно было оговорить с другой стороной все условия, обеспечить организацию, следить за выполнением договоренностей и своей честью гарантировало, что равенство участников во всем будет соблюдено. Секунданты действовали в рамках своих полномочий: либо решали все по своему разумению, либо, что чаще, исполняли курьерские обязанности, ставя в известность своего доверителя о возникших вопросах и передавая его мнение противной стороне.

Дуэль до потери сознания


Переговорщикам следовало определить вид дуэли — до первой крови, серьезного ранения, потери сознания или смерти, договориться об оружии, расстоянии, очередности стрельбы.

Часто дело обходилось одним выстрелом. Даже если он не приносил вреда, считалось, что честь восстановлена. Но если была договоренность действовать «до ранения», оружие перезаряжалось и следовал второй акт. Бывало, что вытянувший жребий начать первым действовал жестче, чем было оговорено. Тогда и его противник получал право ответить тем же. Демонстративный выстрел мимо считался оскорблением и мог послужить поводом для нового вызова.

За соблюдением правил следил распорядитель, выбиравшийся из секундантов. Также непременно приглашался врач. На поединке теоретически могли присутствовать близкие, но превращать дуэль в спектакль считалось дурным тоном.

Оружие — канделябр


Изначально предполагалось, что дворянин дерется тем оружием, которое всегда носит с собой. С собой носили мечи, сабли, кинжалы, шпаги. Пускать их в ход при любом удобном случае, без всяких долгих переговоров, как мы помним из «Трех мушкетеров», считалось вполне допустимым. Но в XVII веке все большую популярность завоевывают огнестрельные поединки, уравнивающие, независимо от физической подготовки, шансы дуэлянтов. Ведь даже самый неумелый стрелок мог сделать случайный выстрел, который окажется роковым.

Чаще для этих целей использовались курковые однозарядные пистолеты. Поскольку промышленного производства оружия еще не было, каждый «ствол» имел свои особенности. Знакомый с ним дуэлянт получал серьезное преимущество. Поэтому очень важным считалось, чтобы оба впервые держали эти дуэльные пистолеты в руках. Впрочем, бывали и отклонения от традиций. В XIX веке в России пристав Цитович и штабс-капитан Жегалов дрались на канделябрах. Такой выбор сделал оскорбленный Цитович, не умевший ни стрелять, ни фехтовать.

Три степени тяжести


Если в некоторых случаях все-таки можно было отделаться извинением, то в других выход был один — к барьеру! Зависело это от тяжести оскорбления.

Самым легким считалось оскорбление словом, не затрагивающее доброго имени и репутации, — шутка на тему внешнего вида, манеры, отсутствия знаний о чем-либо.

Серьезнее относились к словам (или неприличным жестам), ставящим под сомнение порядочность — обвинение во лжи, мошенничестве, других бесчестных действиях. К ним приравнивалась и адресная нецензурная брань.

Самым тяжким (третьей степени) оскорблением считалась агрессия, выраженная поступком: удар, пощечина, швыряние предметов, даже если предмет не достиг цели, но был на нее направлен. К третьей степени относилось и словесное заявление о подобном действии. Например: «Я плюю на вас!»

Русский поединок — бессмысленный и беспощадный


Европейцы, чьи представления о дуэли к XIX веку смягчились, называли русскую дуэль узаконенным убийством и отмечали ее крайнюю жестокость. В России, например, обычным расстоянием между противниками было 15-20 шагов вместо европейских 25-35. Хорошему стрелку промахнуться было трудно.

При «подвижной дуэли», согласно правилу, принятому только в России, вытянувший жребий стрелять вторым мог потребовать, чтоб «отстрелявшийся» подошел к барьеру — фактически стал безоружной мишенью для целящегося противника.

В Европе, даже если оба противника промахнулись, честь участников считалась восстановленной. В России же часто оговаривались условия «до решительного результата», то есть до смерти или потери сознания.

Существовали еще две разновидности экстремального выяснения отношений, прижившиеся исключительно на отечественной почве: «Приставить пистолет ко лбу» и «Дуло в дуло». В первом случае противники встают на расстоянии пяти-восьми шагов, и из двух пистолетов заряжается только один. Во втором — заряжаются оба пистолета. Летальный исход практически гарантирован. Зато если кто-то случайно выживал, бесчестье ему не грозило.

Сделав замечание незнакомцу за разговор во время спектакля, современный человек может не опасаться за свою жизнь. А в XIX веке Александр Пушкин пришел с секундантами к другому дворянину именно по этому поводу

Дуэли в России поначалу долго не приживались - в XVII веке их затевали одни только иностранцы на русской службе; зато в XIX столетии начался настоящий дуэльный бум. При этом единый общепринятый кодекс так и не появился. Возможно, потому что никто не хотел привлечь внимание властей как автор обстоятельной инструкции по совершению уголовного преступления, каковым со времен Петра I считались дуэли. Так что поединщики с помощью секундантов обговаривали и прописывали правила, по которым собирались биться или стреляться, ориентируясь на сложившиеся традиции и прецеденты, советы опытных дуэлянтов и зарубежные кодексы. В 1894 году Александр III приказом, озаглавленным «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде», фактически узаконил дуэли как способ решения вопросов чести для военных и поставил поединки под контроль офицерских судов. С этих пор появилось несколько отечественных дуэльных кодексов: графа Василия Дурасова (1908), Алексея Суворина (1913), генерал-майора Иосифа Микулина (1912) и другие. Но все они расходились в деталях между собой и с существовавшей практикой.

Участники

До конца XIX века дуэлянт, несомненно, дворянин. «Я русский дворянин, Пушкин; это засвидетельствуют мои спутники, и потому вам не стыдно иметь будет со мною дело» - так отрекомендовался поэт некоему майору Денисевичу, чтобы вызвать его на поединок. Цель любой дуэли - не что иное, как возмещение ущерба, нанесенного чести, а честь - прерогатива благородного сословия. К XX столетию сословные границы размываются и на обладание честью, а следовательно, и на ее защиту, претендуют и недворяне. «При вызове дворянина разночинцем первый обязан отклонить вызов и предоставить последнему право искать удовлетворения судебным порядком», - предписывает кодекс Дурасова. Однако состоявшаяся в год его публикации дуэль между дворянином депутатом-черносотенцем Николаем Марковым и разночинцем депутатом-кадетом Осипом Пергаментом никому не казалась нарушением обычая.


Дуэль Изабеллы де Карацци с Диамброй де Поттинеллой. Хусепе де Рибера. 1636 год

Дуэлянт должен быть физически годным к поединку: душевно здоровым, способным держать оружие и сражаться. Теоретически - старше 18 лет, моложе 60. И, разумеется, дуэлянт был мужчиной. Дамские дуэли случались на Западе, но в России не прижились. Когда кавалерист-девица Надежда Дурова была на дуэли секундантом, ее сослуживцы не знали, что корнет Александров - женщина, и никакого противоречия с дуэльными традициями не увидели. Неспособный самостоятельно защитить свою честь человек был вправе выставить замену. Это мог быть родственник, за неимением таковых - давний и близкий друг. За честь женщины также имел право участвовать в поединке мужчина, при котором ее оскорбили. Не приветствовалось, когда друг против друга выходили близкие родственники, начальник и подчиненный, кредитор и должник.


Гайд-парк в Лондоне пользовался у британских дуэлянтов популярностью

Необычные дуэли
«Свежие решения»

Ню . Британский врач Хамфри Ховарт был убежден, что попавшие в организм с пулей частицы одежды неизбежно вызовут воспаление. В 1806 году он явился на дуэль обнаженным. Его противник лорд Бэрримор счел ситуацию нелепой и отменил поединок.

Воздушные шары . В 1808 году дуэлянты де Гранпре и Ле Пике, соперничавшие за благосклонность артистки Парижской оперы, стрелялись, поднявшись вместе с секундантами в небо на двух воздушных шарах. Гранпре попал в шар соперника, и Пике с секундантом разбились.

Барабаны . Ударник группы Red Hot Chili Peppers Чад Смит и актер Уилл Феррелл поразительно похожи друг на друга. В 2014 году музыкант в шутку заявил двойнику, что на самом деле сильно отличается от него, превосходя красотой и талантом. Слово за слово дело дошло до вызова на дуэль… на барабанах. Звезды, одетые одинаково, устроили битву барабанщиков в ночном телешоу Джимми Фэллона. Ведущий объявил победителем Феррелла.

Повод

Повод для дуэли, в сущности, всегда один - оскорбление чести. Однако основания для взаимных оскорблений у дуэлянтов бывали самые разные. «Много ли мы видели поединков за правое дело? А то все за актрис, за карты, за коней или за порцию мороженого», - констатировал персонаж повести «Испытание», написанной в 1830 году Александром Бестужевым-Марлинским. Вызов можно было получить в театре за комментарии по поводу игры актеров, в гостях за пересказанную сплетню, на улице за неверно понятый жест. Зимой 1822 года у Пушкина потребовал сатисфакции подполковник Сергей Старов из-за музыки на публичном балу. Поэт велел оркестру играть мазурку, перебив заказанную подчиненным Старова кадриль, и подполковник счел это оскорбительным для всего полка. Дуэль состоялась, оба промахнулись.


Дуэль Пушкина с Дантесом. Адриан Волков. 1869 год

В конфликте нередко была замешана дама. В сентябре 1825 года общество взбудоражила дуэль между придворным, флигель-адъютантом Владимиром Новосильцевым, и бедным дворянином, поручиком Константином Черновым. Флигель- адъютант официально обручился с сестрой поручика, но из-за неодобрения матери, считавшей невесту недостаточно знатной, под разными предлогами откладывал свадьбу. В конце концов ущерб, нанесенный чести всей семьи Черновых, стало возможно возместить только кровопролитием. Дуэлянты смертельно ранили друг друга. Похороны поручика превратились, по выражению культуролога Юрия Лотмана, в «первую в России уличную манифестацию». Собравшаяся толпа негодовала против социального неравенства - внутри благородного сословия.

Поединки непосредственно по политическим мотивам в Российской империи до начала XX века были редки. Зато с учреждением Государственной думы парламентские дебаты не раз давали повод для вызова. Так, дуэлью в 1909 году закончился конфликт двух депутатов-однопартийцев - Александра Гучкова и графа Алексея Уварова. Гучков легко ранил противника, граф выстрелил в воздух. Когда в следующем году Гучкова избрали председателем Госдумы, ему пришлось на время сложить полномочия, чтобы по приговору суда отбыть в крепости наказание за этот поединок.

Отказ в сатисфакции без извинений за оскорбление и без уважительной причины оставлял пятно на репутации обеих сторон. Бывало, что человек, чей вызов отклонили, решался на покушение или суицид, чтобы восстановить честь . Уклонившийся от дуэли терял право в дальнейшем отстаивать свое доброе имя на поединках. Кодексы начала XX века предписывали поступившему так офицеру немедленно выйти в отставку как недостойному службы. На практике люди довольно часто находили способ избежать кровопролития, нередко конфликты заканчивались примирением сторон уже после вызова.


Свидетель дуэли случайно убит обломком сабли. Первая полоса французской газеты. 1926 год

Оружие

Русские дуэлянты обычно выбирали для решения вопросов чести один из трех видов оружия: шпаги, сабли или пистолеты. С XVIII века европейские мастера производили специальное парное оружие для дуэлей: шансы поединщиков должны быть равными.

На шпагах или саблях сражались, по предварительной договоренности, либо не сходя с места, либо передвигаясь по отведенной для поединка площадке. Фехтовать рекомендовалось с обнаженным торсом или в одной рубашке, чтобы плотная одежда не мешала дуэлянту и не давала ему дополнительной защиты. Однако в России предпочитали стреляться. С одной стороны, при стрельбе разница в подготовке не так влияла на результат, как в фехтовании, поэтому, кстати, дуэль на пистолетах охотно выбирали штатские. С другой - поединок на огнестрельном оружии имел больше шансов на смертельный исход: опаснее значило почетнее.


Дуэльный набор американского сенатора Руфуса Кинга. Конец XVIII века

1 Отделение для пуль
2 Пороховница
3 Съемный приклад
4 Пистолеты
5 Шомполы для проталкивания пули в ствол
6 Отвертка
7 Пулелейка
8 Шомпол для чистки ствола

Поединки на пистолетах бывали разными - дуэлянты стреляли по очереди или одновременно по команде, стоя на месте или двигаясь по направлению друг к другу. Иногда между ними обозначали так называемый барьер - метки, ограничивающие минимальное расстояние, на которое противники могут приблизиться друг к другу, обычно от 8 до 20 шагов. В другом варианте дуэлянты шли друг к другу не по направлению к барьеру, а вдоль размеченных секундантами параллельных линий. На выстрел, в зависимости от правил поединка, давалось от трех секунд до минуты. Тому, кто разряжал пистолет первым, запрещалось стрелять в воздух.

Особо отчаянные стрелялись практически в упор - с трех шагов через платок, который они держали между собой левыми руками. Так, с трех шагов в 1824 году Рылеев выяснял отношения на пистолетах с любовником сестры, князем Константином Шаховским. Первая пуля легко ранила Рылеева. Дважды пули противников попадали в оружие, и секунданты остановили дуэль. Был еще способ стреляться по сигналу, стоя вдвоем в свежей могиле.

Некоторые поединщики мерились хладнокровием и без оружия. К так называемой американской дуэли прибегли в 1861 году, заспорив о властных полномочиях, варшавский генерал-губернатор Александр Герштенцвейг и наместник царства Польского Карл Ламберт. Сановники тянули жребий: посредник протягивал им два конца носового платка. Герштенцвейг, взявшийся за тот, на котором был завязан узел, по условиям поединка застрелился.


Дуэль вице-президента США Аарона Бэрра с бывшим министром финансов Александром Гамильтоном, который в результате погиб. 1804 год

Не только поэты
На дуэли рисковали жизнью и…

…композитор . Поединок Георга Фридриха Генделя с коллегой Иоганном Маттесоном больше напоминал драку, чем дуэль. В 1704 году в финале оперы Маттесона «Клеопатра» два композитора не поделили место за клавесином. Они выхватили шпаги и затеяли потасовку у здания театра. Поединок прекратился, когда оружие Маттесона сломалось о пуговицу на кафтане Генделя.

…художник . В 1870 году писатель Эдмон Дюранти резко раскритиковал картины друга, Эдуара Мане. Художник был всерьез задет и вызвал Дюранти на дуэль, дав ему публично, в кафе, пощечину. Бились на шпагах, причем с таким остервенением, что оружие погнулось. Мане легко ранил противника, после чего люди искусства помирились и дружба продолжилась. Секундантом Мане был писатель Эмиль Золя.

…диктатор . В 1921 году социалист Этторе Чиккотти вызвал на поединок опытного дуэлянта Бенито Муссолини, за то что тот назвал его в газете «самым презренным из людей, заражавших собой общественную жизнь Италии». Политики заперлись в здании и выясняли отношения на шпагах, пока у Чиккотти не стало плохо с сердцем.

…балетмейстер . В 1958 году близ Парижа скрестили шпаги 52-летний хореограф Серж Лифарь, уроженец Киева, и 72-летний балетный импресарио чилийского происхождения маркиз Жорж де Куэвас. К дуэли привел конфликт из-за изменений, которые Куэвас внес в хореографию Лифаря в балете «Черное и белое». Поединок закончился на седьмой минуте, когда балетмейстер был легко ранен в руку. Дуэлянты помирились.

Секунданты

После того как вызов сделан и принят, все переговоры об условиях дуэли должны были вести не поединщики, а их секунданты (которых могло быть от одного до трех). Брать в секунданты слугу считалось неуважением к противнику: секундант должен быть ровней. Если секундантам не удавалось примирить противников, они обговаривали все нюансы поединка и права участников, выбирали и размечали место для дуэли, приглашали врача. От этих людей зависело очень многое, недаром дуэльный теоретик начала XX века Брюно де Лабори писал: «Убивают не пистолетные пули и не острие шпаги, а плохие секунданты» .


Дуэль двух писателей, Леона Доде и Жюля Кларети. Предместье Парижа. 1911 год

Еще до начала дуэли секунданты следили, чтобы все делалось по правилам. Важно было не опаздывать. По кодексам, если один из противников заставлял себя ждать более 15 минут, другой имел право покинуть место дуэли и объявить опоздавшего уклонившимся от поединка. Лотман подсчитал, что Онегин в романе Пушкина прибыл на дуэль с Ленским примерно на два часа позже условленного времени. Такая небрежность, по мнению исследователя, свидетельствует, что автор хотел сделать героя убийцей поневоле. А добросовестный секундант на месте Зарецкого, отмечал Лотман, был обязан использовать нарушение регламента как шанс для отмены дуэли и примирения сторон. Впрочем, на практике пунктуальностью нередко пренебрегали. Когда в 1909 году два поэта, Максимилиан Волошин и Николай Гумилев, условились стреляться из-за поэтессы Елизаветы Дмитриевой, они оба опоздали почти на час, но дуэль тем не менее состоялась.


Кадр из фильма «Дуэлянт». 2016 год

Фильм
«Дуэлянт», 2016 год

Тема поединков чести раскрыта в фильме «Дуэлянт», историческом триллере с элементами мистики, который выходит в широкий российский прокат 29 сентября 2016 года. Режиссер картины Алексей Мизгирев, в главной роли Петр Федоров. Действие фильма происходит в Петербурге в 1860 году. Главный герой, отставной офицер, зарабатывает на жизнь тем, что выходит на поединки вместо других людей. В реальности дуэльные традиции, правда, оставляли очень мало возможностей заменить участника поединка посторонним человеком: если вызванный доказывал свою недееспособность, принято было, чтобы его честь защищал родственник или близкий друг. Но герой картины способен удивить зрителя - по сценарию, он не совсем обычный человек.

Перед тем как расставить противников по исходным позициям секунданты осматривали их оружие и одежду; затем давали сигналы к бою, следили за временем и за соблюдением правил. Заметив нарушение, они были обязаны остановить поединок. Секунданты объявляли об окончании дуэли, фиксировали ее результат в протоколе, увозили раненых.

Ввязавшись в конфликт, секунданты могли вступить в схватку между собой. В такой, «четверной», дуэли довелось участвовать Александру Грибоедову, причем сам он невольно стал виновником раздора. Будущий автор комедии «Горе от ума» дружил с балериной Авдотьей Истоминой. Когда она поссорилась с возлюбленным, Василием Шереметевым, Грибоедов увез девушку к приятелю, графу Завадовскому, у которого тогда жил. Шереметев из ревности вызвал Завадовского на дуэль, причем с условием, что секунданты, Грибоедов и его тезка Якубович, будущий декабрист, тоже должны стреляться. В 1817 году на окраине Петербурга состоялся первый поединок, и Шереметев был смертельно ранен. Якубовича отправили из столицы служить на Кавказ. Когда осенью 1818 года Грибоедов был проездом в Тифлисе, Якубович разыскал его, и поединок состоялся. Писатель промахнулся, противник прострелил ему ладонь. 11 лет спустя в Тегеране, когда персидские религиозные фанатики вырезали российскую дипмиссию, тело возглавлявшего ее Грибоедова опознали среди убитых по искалеченной на той дуэли руке.


Костюм и пистолет для поединков со стрельбой восковыми пулями – оригинального развлечения 1900-х годов

После революции с благородным сословием и его обычаями было покончено, и дуэлям не осталось места в новом Советском государстве. Но память о дуэльных традициях порой оживала. В 1940-е годы сын двух поэтов Лев Гумилев в пылу яростного спора на тему религии вызвал на дуэль писателя Сергея Снегова. Поединок не состоялся потому, что в Норильском исправительно-трудовом лагере ГУЛАГа, где находились спорщики, невозможно было достать подходящее оружие.

Фото: Alamy / Legion-media, Fine Art Images (x2) / Legion-media, Getty Images (x2), Getty Images (x3), Bain News Service / Library of Congress

Для дуэли использовались парные однозарядные пистолеты. Оружие не должно было быть знакомым никому из противников, этому придавалось большое значение, так как до эпохи массового промышленного производства каждый экземпляр оружия имел выраженные индивидуальные особенности, и один из дуэлянтов мог получить серьезное преимущество. Противники приезжали на поле чести каждый со своей парой пистолетов, свидетельствовали честным словом, что оружие не пристреляно, затем жребием определяли, из чьих пистолетов стреляться.

В наиболее традиционных дуэлях каждый из противников делал только один выстрел. Если оказывалось, что в результате оба соперника оставались невредимыми, считалось, тем не менее, что честь восстановлена и дело окончено. В случае, когда секунданты договаривались о дуэли «до результата» или «до ранения», в подобной ситуации пистолеты заряжались вновь и дуэль повторялась либо с самого начала, либо, если это было оговорено, с изменением условий (например, на минимальной дистанции).

Неподвижная дуэль.

Противники располагаются на оговорённом расстоянии друг от друга (как правило, в Западной Европе применялось расстояние порядка 25-35 шагов, в России - 15-20 шагов). Стреляют после команды распорядителя, в зависимости от ранее оговорённых условий, либо в произвольном порядке, либо поочерёдно, согласно жребию. После первого выстрела второй должен быть сделан не более чем через минуту.

Подвижная дуэль с барьерами.

Наиболее распространённый вид дуэли в России XVIII-XIX века. На дорожке размечается «дистанция» (10-25 шагов), границы её отмечаются «барьерами», в качестве которых могут применяться любые предметы, положенные поперёк дорожки. Противники размещаются на равном расстоянии от барьеров, держа пистолеты в руках дулом вверх. По команде распорядителя противники начинают сходиться - двигаться навстречу друг другу. Идти можно с любой скоростью, отходить назад запрещено, можно ненадолго останавливаться. Дойдя до своего барьера, дуэлянт должен остановиться. Порядок выстрелов может оговариваться, но чаще стреляют по готовности, в произвольном порядке (противника выцеливают в движении и стреляют, остановившись). Существует два варианта правил этой дуэли. Согласно первому, более распространённому в Западной Европе, противник, выстреливший первым, имел право остановиться там, откуда стрелял. Согласно второму, принятому в России, после первого выстрела тот из соперников, который ещё не стрелял, имел право потребовать, чтобы противник вышел к своему барьеру и, таким образом, получал возможность стрелять с минимального расстояния. Известное выражение «К барьеру!» как раз и означает такое требование.

Дуэль на параллельных линиях.

На земле отмечаются две параллельные линии на барьерном расстоянии, определённом соглашением (обычно 10-15 шагов). Противники встают друг напротив друга и идут вдоль линий, постепенно сокращая расстояние. Нельзя отходить назад, увеличивая расстояние до линии. Стрелять можно в любой момент.

Неподвижная дуэль вслепую.

Противники стоят неподвижно на оговорённом расстоянии, спиной друг к другу. После команды распорядителя они, в определённом или произвольном порядке, стреляют через плечо. Если после двух выстрелов оба остаются целы, пистолеты могут заряжаться снова.
«Приставить пистолет ко лбу».
Чисто русский вариант «экстремальной» дуэли. Противники встают на расстоянии, обеспечивающем гарантированное попадание (5-8 шагов). Из двух пистолетов заряжается только один, оружие выбирается по жребию. По команде распорядителя противники одновременно стреляют друг в друга.
"Дуло в дуло".
Также применялась исключительно в России. Аналогично предыдущему варианту, но заряжаются оба пистолета. В таких дуэлях нередко гибли оба противника.
«Через платок».
Противники встают спиной друг к другу, держась каждый левой рукой за уголок платка, растянутого между ними по диагонали. По команде распорядителя противники разворачиваются и стреляют.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!