Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Отличия команды от малой группы. Понятие команды. Отличие команды от группы

При рассмотрении определения команды может возникнуть некоторое непонимание того, чем именно команда отличается от обыкновенной группы. Такая путаница может возникать из-за того, что люди в организациях часто рассматривают группы, в которых сами состоят, как команды, но в действительности таковыми они не являются. Рассмотрим несколько определений понятия команда.

По определению Катценбаха и Смита «команда - это небольшая группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Организация команды строится на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными процедурами взаимодействия. Команда проходит эволюцию от рабочей группы, которая создается для выполнения того или иного вида деятельности, до команды высшего качества».

По мнению М. Армстронга «команда - это небольшое число людей со взаимодополняющими навыками, людей, которые собраны для совместного решения задач в целях повышения производительности и в соответствии с подходами, посредством которых они поддерживают взаимную ответственность».

И. Салас, Р. Берд и С. Таненбаум определили команда как небольшое количество человек (чаще всего 5-7, реже до 15-20), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности и взаимоопределяют принадлежность свою и партнеров к данной группе. Кроме того, члены команды имеют взаимодополняющие навыки, принимают ответственность за конечные результаты, способны исполнять любые внутригрупповые роли.

На мой взгляд наиболее полным является определение Саласа, Берда и Таненбаума. Оно позволяет определить количество человек в команде и качества, необходимые для работы в команде.

Выделим несколько важных различий между группой и командой.

Таблица 1. Сравнительные характеристики работы команд и групп

Рассмотрим эти особенности более подробно.

Во-первых, в группе исполнение работы обычно зависит от индивидуальной деятельности ее членов. Результат работы команды зависит от личного вклада каждого ее члена в достижение цели, в тесном взаимодействии.

Второе отличие связано с тем, какое место уделяется ответственности за выполняемую работу. Обычно члены групп объединяют свои ресурсы для достижения цели, хотя это одновременно и работа каждого в отдельности, которая берется в расчет, когда речь заходит о выдаче премий. Члены групп чаще всего не несут ответственности за общий результат работы, но отвечают только за свою персональную деятельность. Команды же придают значение как индивидуальной работе каждого из ее членов, так и общему результату. Ее члены работают сообща для достижения результата (например, выпуска продукции, предоставления услуги или разработки решений), который является совместным вкладом команды в работу, и каждый из команды разделяет ответственность за результат. Главное же различие состоит в следующем: в группах люди, занимающиеся контролем в организации, требуют персонального отчета о проделанной работе от каждого, в то время как члены команд осуществляют самоконтроль.

В-третьих, в то время, когда члены групп могут лишь разделять общую цель, члены команд, помимо прочего, разделяют и общие обязательства по достижению цели. Более того, эти цели часто рассматриваются, как возможность победить в реализации той или иной цели (быть первыми или лучшими в чем-либо). Например, работа команды на заводе компании, у которой существуют финансовые трудности, может стремиться сделать эту компанию ведущей в своей индустрии. Команда одной из частных общеобразовательных школ может стремиться подготовить своих выпускников в соответствии с более высокими стандартами знаний, чем любая другая школа в данном районе. Члены команд концентрируются на совместном достижении высших целей, что в сочетании со спецификой выполнения заданий делает их сильно заинтересованными в результатах своей деятельности. Можно сказать, что команды обладают «правом на владение» целями и обычно тратят много времени на их постановку. Как и группы, команды стремятся через поставленные цели продемонстрировать уровень своих навыков и знаний. Они ставят перед собой более обширные цели, которые являются значительным источником эмоциональной энергии, выступающей стимулом к их активной реализации.

В-четвертых, команды отличаются от групп характером своей связи с менеджментом. Обычно руководство ставит перед командой цель и не вмешивается в процесс планирования внутрикомандной работы, то есть команды должны иметь различные уровни самоуправления. Они должны обладать высокой степенью свободы и быть в состоянии самостоятельно устанавливать промежуточные цели, заниматься расчетом времени выполнения работы и иметь возможность максимально приблизить результаты к поставленной цели. Все эти действия должны происходить без вмешательства со стороны руководства или при его минимальной вовлеченности в процесс работы команд. Таким образом, команды по своей сути являются самоуправляющимися или частично управляемыми подразделениями организации. Однако было бы неверно считать, что команды имеют полную независимость от высшего менеджмента компании и от контроля со стороны соответствующих органов организации. Они обязаны отвечать требованиям вышестоящих уровней управления корпорации, которые также могут быть организованы на основе командного принципа (такие команды высшего уровня называются высшим руководящим звеном организации).

Еще одной разновидностью групп является команда. Одни исследователи отождествляют понятия «группа» и «команда»; другие находят между ними различия, главное из которых состоит в том, что команды достигают более высоких результатов.

Команда - группа людей, имеющих высокую квалификацию в определенной области и приверженных общей идее или цели деятельности, для достижения которой они действуют сообща, взаимно согласовывая работу.

Команды по своей сути представляют собой один из вариантов вовлечения работников в управление организацией. При этом хорошие команды используют в своей деятельности весь спектр современных технологий эффективной организации работы, начиная от методов группового обсуждения, выработки и принятия решений и до таких современных подходов к управлению, как «управление по проектам», «управление по результатам», «система управления качеством» и им подобных.

По сути, команды представляют собой рабочие группы, которые создаются для решения определенных задач. Люди часто рассматривают группы, в которых сами состоят, как команды, но в действительности они могут таковыми не являться. Дело в том, что существует несколько важных различий между группой и командой.

В командах, в отличие от групп, выполнение задания зависит от личного вклада членов команды, когда каждый ее член ответственен как за личный вклад, так и за общие результаты. Другие отличия состоят в том, что если члены групп могут разделять общую цель, то члены команд, помимо прочего, разделяют и общие обязательства по достижению цели, а также команды отличаются от групп характером своей связи с руководством. В частности, они обладают высокой степенью свободы и в состоянии самостоятельно устанавливать промежуточные цели и заниматься расчетом времени выполнения работы.

Превращение группы в команду происходит тогда, когда:

  • ? все ее члены рассматривают достигнутый успех как общий;
  • ? доверие друг к другу и к руководителю постоянно растет;
  • ? культивируется и усиливается чувство принадлежности к команде;
  • ? принадлежность к команде считается престижным состоянием;
  • ? цели команды постоянно реализуются.

Таким образом, команду можно рассматривать как вид группы в организации, находящейся на более высокой ступени развития.

Задача формирования команды является чрезвычайно сложной, потому что требуется обеспечить правильную комбинацию не только квалифицированных, но и желающих работать в составе команды людей. При формировании команды рекомендуется учитывать два проверенных временем, принципиально важных для эффективной работы правила организации командной работы.

Первое из них - правило оптимального размера команды. Мало что так разрушительно действует на командное взаимодействие, как «лишние люди», т.е. те, кому вовсе нет необходимости там находиться.

Второе, прямо связанное с этим правило создания эффективных команд - это точное позиционирование участников, определение каждому своего особого места и своей роли в командной работе.

При этом следует иметь в виду, что для успешной работы команды имеет значение не только подбор ее состава с точки зрения профессии и квалификации участников, но и с точки зрения психологических аспектов взаимодействия людей.

Состав конкретной команды, так же как и определение необходимых для эффективной работы именно данной команды ролей и позиций,- это тонкие вопросы, которые каждый раз решаются индивидуально и практически не имеют универсальных рецептов. Эта уникальность объясняется еще и тем, что команда создается не только под конкретную задачу, но и под конкретного руководителя, лидера, и от особенностей этого человека зависит многое в принимаемых относительно команды решениях.

Эффективная рабочая команда возникает не сразу, а проходит в своем формировании определенные этапы (табл. 2.10).

Для того чтобы командная работа была эффективной, необходимо учитывать следующее: не во всех случаях целесообразно заниматься формированием команды. Команды наиболее эффективны в случаях необходимости принятия решений в условиях неопределенности, риска, размытости критериев отбора вариантов решения, конфликте интересов, высокой степени сопротивления изменениям.

Существуют условия, когда команда может не оправдывать возлагающихся на нее надежд. Например, в следующих случаях:

  • ? команды могут выработать всех устраивающие, а не оптимальные варианты решения проблемы;
  • ? решения могут зависеть от склонности к новаторству членов команды;
  • ? команда может оказаться неприемлемой в случаях, когда требуется найти быстрое решение.

Этапы формирования команды (модель Такмена и Дженсена)

Таблица 2.10

Название этапа

Краткая характеристика

Роль лидера

«Формирование»

Это еще не команда, а совокупность отдельных индивидуумов. Происходит обсуждение в самом общем виде назначения команды, ее целей,состава, механизмов работы и т.д.

Люди осторожны в своих проявлениях и стремятся произвести впечатление друг на друга. Возможны опасения и колебания, связанные с не совсем ясным представлением о предстоящей работе в команде. Разделяемое всеми понимание присутствует в незначительной степени.

Низкая приверженность интересам команды

Познакомить членов команды друг с другом, если они незнакомы.

Создать непринужденную и комфортную обстановку.

Прояснить цели,задачи, процедуры, а также распределение ответственности и ролей.

«Бурление»

Люди «открываются» и выявляются индивидуальные цели и ожидания.

На поверхность выходят разногласия и противоречия. Назначение команды, стиль руководства, групповые роли, модели взаимодействия и поведения - все может быть поставлено под сомнение и оспорено;

Внутренние проблемы команды выходят на первый план.

Чувства находят свое выражение.

Возможно возникновение межличностных конфликтов. Обращение к прошлым инцидентам и проблемам.

Формируется готовность принять риск совместной работы. Члены команды подвергаются проверке со стороны своих коллег и больше узнают о самих себе

Помогать команде успешно решать споры.

Обеспечивать обмен мнениями и конструктивное обсуждение проблем.

Воодушевлять команду на достижение намеченных целей. Если лидер команды принимает авторитарный стиль и пытается пресечь конфликт, то это может привести к его скрытому течению, разрушающему процессы становления команды.

Команда может отвергнуть признанного лидера и определить альтернативный способ управления своими делами

Окончание

Название этапа

Краткая характеристика

Роль лидера

«Нормирование»

Установление норм и процедур работы.

Формирование приемлемого стиля руководства. Распределение ролей и формирование моделей взаимодействия. Развитие сотрудничества и взаимной поддержки. Формирование механизмов принятия решений, контроля и обратной связи.

Становление отношений с внешней средой команды

Обеспечивать формирование норм и механизмов, способствующих эффективной работе команды.

Согласовывать устремления каждого члена команды с общими целями и ценностями. Способствовать сплочению команды

«Функционирование»

Команда объединена и может эффективно работать для достижения поставленных перед ней целей;

Общее понимание проблем; Взаимная поддержка и взаимопомощь;

Комфортная атмосфера, стимулирующая достижение новых высот; Развитие, профессиональный и личностный рост членов команды.

Регулярно оценивать эффективность работы команды и результаты ее деятельности. Предоставлять членам команды обратную связь.

Делегировать дополнительные полномочия членам команды. Обсуждать с членами команды предложения по улучшению ее деятельности

«Перемена или расставание»

Роспуск или переформирование команды после выполнения ею поставленной задачи.

Возможен также вариант постановки перед командой новых задач

Информировать членов команды о предстоящих переменах. Оценивать проделанную ими в команде работу и то чему они научились.

Поощрять членов команды к тому, чтобы они в дальнейшем не теряли связи друг с другом и поддерживали отношения

Выбор варианта работы - в команде или в группе - зависит от многих внутренних и внешних факторов, представленных в табл. 2.11.

В конечном итоге, оценивая потребность в формировании команды и результаты ее работы, следует помнить, что эффективность команды - это ее способность достичь четырех целей: внедрения инноваций (адаптации к изменениям), повышения производительности, обеспечения высокого качества продукции и удовлетворения потребностей сотрудников.

Факторы предпочтения для выбора формы организации работы- в группе или в команде

Таблица 2.11

Предпочтительнее работа в одиночку или в группах

Предпочтительнее работа в командах

Для решения простых задач или «голово- ломок»

Для решения сложных задач или проблем

Когда кооперация удовлетворительна

Когда для принятия решения необходим консенсус (согласие)

Когда разнообразие мнений ограничено

Когда присутствует неопределенность и множественность вариантов решения

Когда задачу необходимо решить срочно

Когда необходима высокая самоотдача

Когда достаточно узкого диапазона компетентности

Когда требуется широкий диапазон компетентности

При наличии неустранимого конфликта интересов участников

При возможности реализации целей членов команды

Когда организация предпочитает работу с частными лицами

Когда организация предполагает использовать результаты командной работы для разработки стратегии и видения

Когда необходим оптимальный результат

Когда необходим разносторонний подход (однако при этом следует помнить о групповом мышлении)

Контрольные задания

  • 1. Перечислите особенности человеческих ресурсов в отличие от других видов ресурсов, используемых организацией.
  • 2. Объясните механизм формирования формальных и неформальных групп в организации.
  • 3. Перечислите специфические характеристики группы.
  • 4. Охарактеризуйте условия, в которых для выполнения работы необходимо формирование команды.

Литература

  • 1. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 452.
  • 2. Гринберг Дж., Бейрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. М.: Вершина, 2004, С. 373.

Группы и команды

Принято считать, что командная работа необходима, когда имеется значительный объем взаимосвязанных работ или когда работа слишком сложна для понимания одного человека. Кроме того, существует четкая связь между уровнем неопределенности задачи и степенью необходимости командной работы. Чем больше неопределенность, тем выше необходимость в команде.

Если важнейшим признаком группы для некоторого количества людей, взаимодействующих друг с другом, является психологическое осознавание и восприятие ими себя как группы, то для команды такими признаками являются: взаимодействие для достижения определенных значимых целей; взаимозависимость видов деятельности индивидуумов; разделение ими ответственности за результаты деятельности организации. Важнейшие различия между группой и командой сведены в Таблицу 2.

Таблица 2

Группа Команда
Общие интересы Общие цели
Нет ограничений по размерам Ограниченность в размерах имеется
Чувство принадлежности к чему-либо. осознание себя в качестве части целого Взаимодействие между членами для достижения индивидуальных или групповых целей
Взаимозависимость в желаемых пределах Взаимозависимость для достижения индивидуальных или групповых целей
Возможно отсутствие иной ответственности, кроме чувства принадлежности к группе Разделение ответственности
Возможно отсутствие отчетности, кроме «договорной» Индивидуальная подотчетность
В группе необязательно есть работа Участники работают вместе – физически или виртуально

Существуют различные виды команд, в их числе: рабочая, самоуправляемая, параллельная, проектная, матричная, виртуальная, управленческая, команда изменений.

Рабочая команда (группа) предназначена для оптимизации поддержки конкретных проектов и управления ими, а также для разрешения сложных управленческих ситуаций. Такие команды являются частью иерархической структуры организации. Они могут быть созданы из представителей различных структурных подразделений организации. Руководит рабочей командой специально выделенный (назначенный) работник, как правило, имеющий наивысшее должностное положение по сравнению с остальными участниками команды. Деятельность рабочей команды курирует кто-то из руководителей более высокого ранга.

Самоуправляемая команда возникает в организации спонтанно, без указания на то со стороны формального руководства и решает задачи, подобные задачам рабочей команды. Руководство такой командой осуществляется коллективно или неформальным лидером. Какого-либо курирования со стороны формального руководства организацией (подразделения) не осуществляется.



Параллельная команда не входит в существующую иерархическую структуру организации, она существует параллельно официальной иерархии. В качестве примера приведем следующие команды: созданные для повышения качества (в частности, кружки качества); сформированные для оказания помощи работникам на общественных началах (совет персонала, «группы диагонального среза»); действующие исключительно в специфичных ситуациях (комиссия, организующая переезд подразделения в новое помещение); собранные для подготовки принятия решений. не относящихся к обычным процессам управления (творческая группа, группа внедрения нового продукта).

Проектная команда создается для реализации конкретного масштабного проекта, имеющего, как правило, большое значение для организации. Для работы в составе такой команды различные подразделения выделяют своих представителей, которые работают в составе команды на постоянной или временной основе. Практикуется кураторство проектной команды со стороны высшего руководства организацией. Деятельность проектной команды непосредственно связана с изменениями в организации. Вместе с тем, даже если перемены выступают в качестве единственной причины создания команды, ее участники обычно не имеют каких-либо особых навыков и познаний, связанных с осуществлением изменений. В силу этого взаимодействие проектной команды и фрагмента организации, в который предполагается внести изменения, может оказаться не безпроблемным. На мотивации участников проектной команды может отрицательно сказываться увеличение неопределенности в отношении их будущего карьерного роста.

Матричные команды действуют в организациях, которые выполняют одновременно несколько проектов. Вследствие этого способ формирования матричной команды – тот, же, что и для проектной команды. В крупных корпорациях под проект нередко создаются специальные программы и подразделения – в частности. в таких отраслях, как оборонная, аэрокосмическая, нефтяная. Участники такой команды отчитываются как перед руководителем проекта, так и перед своим линейным (функциональным) руководителем.

Виртуальная команда – это группа географически и организационно распределенных работников, которые общаются при помощи телекоммуникационных и информационных технологий для выполнения задач организации. Возможность использования такого рода команд и создало бурное развитие указанных технологий. Их главное преимущество состоит в том, что организация без особых затрат и потерь времени может закрепить за важной задачей специалистов соответствующей квалификации, где бы они не находились физически. Вместе с тем, на расстоянии гораздо сложнее осуществлять ежедневное управление. Кроме того, в виртуальном пространстве определенные трудности возникают в связи с необходимостью удовлетворить потребности работника в общении, определении ясных задач, конкретных ролей, а также в поддержке и признании.

Управленческая команда несет ответственность за деятельность соответствующей организации или подразделения. Важнейшей функцией этой команды является соподчинение целей организации с задачами подразделений, а также индивидуальными целями работников. Чем выше уровень управленческой команды, тем больше она занимается вопросами стратегического характера, тем больше времени ее участники тратят на подготовку и осуществление изменений в организации.

Команда изменений создается, когда в организации возникает необходимость осуществить запланированные или незапланированные изменения. На разных стадиях управления изменениями команда изменений может реализовываться в виде параллельной команды, специальной проектной команды, или управленческой команды.

На эффективность деятельности команды решающее влияние оказывают следующие основные факторы: персональный состав команды, особенности целей и задач; качество планировании; распределение ролей между участниками команды, порядок отчетности; межличностные отношения в команде; степень отлаженности процесса функционирования команды; отношения между различными командами в организации.

Что касается персонального состава команды, то особое значение имеют врожденные свойства темперамента, а также особенности индивидуальной саморегуляции участников. Так, люди с высоким уровнем экстраверсии (экстраверты) ориентированы в своих действиях на внешний мир. Они общительные люди, склонные к лидерству. Обычно они имеют активную и в целом оптимистическую жизненную позицию, трудно переносят одиночество, нуждаются в одобрении со стороны других людей.

Люди, тяготеющие к интроверсии (интраверты) погружены в большей степени на свой внутренний мир. В поведении они проявляют себя как заторможенные, инертные, малообщительные люди, относительно пассивные и склонные к пессимизму.

Индивидуальные особенности саморегуляции человека в процессе любой активной деятельности описывают шесть характеристик «планирование», «моделирование», «программирование», «оценивание результатов», «гибкость», «самостоятельность» .

«Планирование» характеризует индивидуальные особенности целеполагания и удержания целей, уровень сформированности у человека осознанного планирования деятельности. При высоком уровне развития планирования у человека сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, планы реалистичны, детализированы, иерархичны, действенны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно. У людей с низкими уровнем планирования потребность в этом действии развита слабо, планы подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование не действенно, малореалистично. Такие люди предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно несамостоятельно.

«Моделирование» характеризует индивидуальную развитость представлений о системе внешних и внутренних условий, значимых для достижения целей, степень их осознанности, детализированности и адекватности. Люди с высокими уровнем моделирования способны выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в будущем. Они имеют программы конкретных действий, согласующиеся с более общими планами деятельности. Получаемые результаты соответствуют принятым целям. При неожиданном изменении обстоятельств, смене образа жизни, переходе на другую систему работы такие люди способны гибко изменять представление о значимых условиях и, соответственно, программу действий.

У людей с низкими уровнем моделирования неадекватно оценивают значимые внутренние условия и внешние обстоятельства. Они не всегда замечают изменение ситуации. Для них свойственно фантазирование, что может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. Возникают трудности в определении цели и программы действий.

«Программирование» характеризует индивидуальную развитость осознанного программирования человеком своих действий. Высокий уровень программирования означает, что у человека имеется развитая потребность продумывать способы и последовательность своих действий и поведения для достижения намеченных целей. Он разрабатывает для себя детализированные и развернутые программы действий. Программы разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы к помехам. При несоответствии результатов целям производится коррекция программы до получения приемлемой для субъекта успешности.

Низкий уровень программирования свидетельствует о неумении и нежелании субъекта продумывать последовательность своих действий. Такие люди действуют импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, часто действуют путем проб и ошибок.

«Оценивание результатов» отражает индивидуальную развитость и адекватность оценки человеком себя и результатов своей деятельности и поведения. Высокий уровень свидетельствуют о развитости и адекватности самооценки, сформированности и устойчивости субъективных критериев оценки успешности достижения результатов. Человек адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий.

При низком уровне развитости этой способности человек склонен не замечать своих ошибок, некритичен к своим действиям. Субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, это ведет к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объема работы, ухудшении состояния человека или возникновении внешних трудностей.

«Гибкость» характеризует уровень сформированности регуляторной гибкости, т.е. способности перестраивать систему саморегуляции при изменениях внешних и внутренних условий. Люди с высокой гибкостью демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие люди легко перестраивают планы и программы действий и поведения, быстро оценивают изменение значимых условий и перестраивают программу действий. При рассогласовании полученных результатов с целью своевременно оценивают сам факт рассогласования, вносят коррекцию в регуляцию. Гибкость позволяет адекватно реагировать на быстрое изменение событий и успешно решать поставленную задачу в ситуации риска.

Люди с малой гибкостью в динамичной, быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, смене обстановки и образа жизни. В таких условиях несмотря на сформированность процессов регуляции, они не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, разрабатывать программу действий, выделять значимые условия, оценивать рассогласование полученных результатов с целью деятельности и вносить коррекции. В результате у таких людей возникают регуляторные сбои и, как следствие, неудачи в выполнении деятельности.

«Самостоятельность» отражает развитость регуляторной автономности. Высокая самостоятельность выражается в способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. Низкая самостоятельность выражается в зависимости человека от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий разрабатываются им несамостоятельно, такие люди часто и некритично следуют чужим советам. Они часто нуждаются в посторонней помощи.

«Общий уровень саморегуляции» - обобщенное свойство, которое характеризует общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека. Для людей с высоким общим уровнем саморегуляции характерна осознанность и взаимосвязанность в общей структуре индивидуальной саморегуляции. Такие люди самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение целей у них в большой степени осознанно. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной саморегуляции, тем легче человек овладевает новыми видами деятельности и формами поведения, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности.

У людей с низкими общим уровнем саморегуляции потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения несформирована, они зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. Возможность компенсации неблагоприятных в данных условиях личностных особенностей у таких испытуемых снижена. Успешность овладения новыми видами деятельности в большой степени зависит от соответствия имеющихся у них стилевых особенностей регуляции и требований конкретного вида активности.

Исследования показали, что между группами экстравертов и интровертов имеются значимые различия по всем показателям саморегуляции, между группами нейротиков и стабильных - по шкалам планирования, моделирования, оценки результатов, гибкости и общего уровня саморегуляции. Стилевые особенности саморегуляции у экстравертов по сравнению с интровертами характеризуются более высокой сформированностью процессов моделирования, гибкостью и самостоятельностью. Иначе говоря, экстраверты способны быстро сопоставить изменяющиеся текущие события с заранее поставленной целью, самостоятельно принять решение и адекватно среагировать. Детально планировать свое поведение заранее они не склонны.

Интроверты значимо превосходят экстравертов в развитости планирования и программирования. Это значит, что интраверты не рассчитывают на скорость и гибкость реакций. Они предпочитают планировать свои действия заранее, программировать способы действий при разных вариантах развития ситуации. Резкие, незапланированные изменения ситуации вызывают у них затруднения.

Между группами нейротиков и стабильных значимые различия обнаружены по показателям планирования, моделирования, оценки результатов, гибкости и общему уровню саморегуляции. У нейротиков по сравнению с эмоционально стабильными отмечается более высокий уровень планирования, но более низкий общий уровень осознанной саморегуляции. Нейротики предпочитают планировать свои действия заранее, в то же время, при принятии решений и выборе конкретных форм поведения они зависимы от ситуации и мнения окружающих людей.

Эмоционально стабильные значимо превосходят нейротиков в сформированности регуляторных процессов моделирования и оценки результатов, а также гибкости. Такие люди имеют четкие представления о целях и программы конкретных действий, согласующиеся с более общими планами, они добиваются результатов, соответствующих принятым целям, быстро и гибко изменяя представление о конкретных значимых условиях и, соответственно, свои действия, т.е. сохраняя цель, они гибко меняют оценки конкретных условий и поведение.

В соответствии с наиболее распространенным определением, социальная организация – это устойчивая группа людей, действующая для достижения общей цели на основе единого устава (программы).

Социальная организация – это одновременно:

Средство, создаваемое и используемое для достижения определенных целей в сфере человеческой жизни и деятельности (экономика, политика, культура, наука и т.д.), В данном аспекте организацию характеризуют цели создания и функционирования, задачи, функциях, области деятельности организации, формы и методы, тактика деятельности;

Административная (формальная) система (структура) обезличенных связей и норм, в которой объективируется управленческая деятельность. Для этого аспекта наиболее важны правовое положение организации - ее правовая связь с государством, организационная структура, административные и культурные факторы, определяющие эту структуру, принципы распределения ролей между членами организации, принципы и способы управления организацией, ее межорганизационные связи и отношения;

Сложившаяся общность лиц, специфичная социальная микросреда, представляющая интерес с позиций управления. Здесь речь идет о моральных, нравственных, религиозных и других нормах, принятых в организации, о степени сплоченности членов организации, ее устойчивости, о социальном статусе работников, об отношениях лидерства, о характере межличностных отношений внутри организации, о личных целях участников и о наличии конфликтных ситуаций

Команда и малая группа

Лекция 6. Создание команды и управление ею в экономических ситуациях

Современный анализ систем управления и разработка их эффективной практики немыслимы без определения и учета понятий «группа», «малая группа», «коллектив» и т.д. В рамках нашей дисциплины интересным становится соотнесение таких понятий как группа и команда, т.к. современная тенденция такова – эффективный бизнес возможен лишь при создании управляющей команды. Особенно это касается менеджеров и топ - менеджеров высшего звена.

Малая группа – это немногочисленная социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в постоянном личном контакте друг с другом, что является основой возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых норм и ценностей.

Специалисту в сфере управления экономикой, менеджеру необходимо владеть основными психологическими знаниями о группах как объектах управления, их закономерностях функционирования и взаимодействия. Наиболее важными параметрами группы, определяющими ее структуру, являются:

  • Размер группы
  • Структура коммуникаций
  • Структура ролей (иерархия)

Команды составляют основу высокоэффективных организаций – это группы людей, имеющих общие цели, взаимодополняющие навыки и умения, высокий уровень взаимозависимости и разделяющих ответственность за достижение конечных результатов.

Использование командной работы приводит к значительному изменению качества рабочей силы, поскольку совместная работа требует самоуправления и более широкого информирования членов команды. Культурные различия между челнами команды требуют развития важных навыков работы в команде таких как: способность работать с людьми, развития толерантности (терпимости), способность к сотрудничеству. Вместе с тем выбирая путь команды, люди должны быть готовыми к риску конфликтов.

  • Группа – в основе взаимоотношений лежит субординация и главный управляющий механизм - руководство к действия. Власть действует строго вертикально сверху вниз, начиная от лидера. Мощность группы определяется мощностью лидера.
  • Команда – в основе построения команды лежит координация. Главное в управлении - отношения надежного партнерства, сотрудничества. Показатель мощности команды определяется ее грамотным построением, а получаемый общий эффект от совместной работы в сумме превосходит результаты труда подчиненных, работавших по отдельности.

Из истории мирового бизнеса известны 2 основных подхода к созданию команды:

  • Американская модель.

Собственные интересы выше общих интересов. Личная заинтересованность заставляет каждого члена команды конкурировать между собой. Принцип работы - команда работает на результат, всех мало интересуют взаимоотношения. Плюсы: такая команда работает высокоэффективно. Минусы - таких людей трудно подобрать, они легко уходят их команды, т.е. не возникает человеческих привязанностей.

  • Японская модель.

Интересы команды ставятся выше интересов отдельного ее члена. Принцип работы - команде интересен сам процесс работы, т.е. приоритетными становятся трудовые взаимоотношения. Плюсы: если команду удалось сплотить, то она работает с тем же конечным результатом, что и первая, и такая команда более устойчива во времени, никто не увольняется. Минусы: нужны специальные усилия для сплочения команды; скорее всего, потребуется людей на 20 % больше, чем в первом случае.

Что же лучше? Обе команды являются эффект иными, но результативность их работы надо рассматривать на большом отрезке времени (1.5 - 2 года).

Дж. Катценбах и Д. Смит в соответствии с родом деятельности, которую выполняет в организации группа, выделяют следующие команды:

  • занимающиеся подготовкой рекомендаций;
  • производственные команды;
  • управляющие команды.

Каждая из команд может находиться на одном из следующих уровней развития групповой активности в зависимости от командных усилий – эффективности взаимодействия членов группы.

  • рабочая группа;
  • псевдокоманда;
  • потенциальная команда;
  • реальная команда;
  • высокоэффективная команда;

Рабочая группа – это группа, у которой нет потребности в повышении эффективности совместного труда или нет возможности стать командой, Члены группы взаимодействуют между собой, прежде всего для того, чтобы обменяться информацией, опытом работы или для определения перспективы и принятия решений, чтобы помочь каждому работать в пределах его области ответственности.

Псевдокоманда – это группа, у которой имеется потребность в повышении эффективности совместного труда, есть возможность стать командой, но она не сосредоточилась на коллективном выполнении работы и не пробует делать это.

Реальная команда – это небольшое число людей со взаимодополняющими навыками, которые преданы общему направлению, целям и рабочему подходу, за который они чувствуют себя взаимно ответственными.

Высокоэффективная команда – это реальная команда, члены которой обладают суперобязательностью относительно выполнения командной работы.

6.2. Команда: роли, этапы развития, особенности взаимодействия

М. Белбин и его коллеги установили, что группа, в которой есть команда, где каждый из ее членов выполняет определенную роль, будет эффективно работать.

Современный менеджмент исповедует максимальное сплочение коллектива на основе общих ценностей, идей, целей. Команда, где каждый член чётко выполняет поставленные задачи, противопоставляется менее слаженной и менее продуктивной группе. Чем отличаются данные категории и какой вариант организации более эффективен?

Определение

Команда – общность людей, связанных единой целью и принципами взаимодействия, обладающих взаимодополняющими умениями, собранных для решения определённых задач. В команде есть ярко выраженное разделение социальных ролей, где тон задаёт лидер (капитан), а остальные участники находятся в различной степени соподчинения.

Группа – совокупность людей, объединённых единой целью, но необязательно общей. Это может быть как музыкальный коллектив или рабочая смена, так и пассажиры троллейбуса, рабочие со стройплощадки. Их роднит одно – общее дело, однако заинтересованность в результате, цели и ценности могут быть разными.

Сравнение

Итак, важнейшее отличие социальных общностей заключается в принципах создания. Если группа может формироваться стихийно, то команда всегда образуется целенаправленно. Люди, собравшиеся поиграть в футбол утром воскресенья – это группа, а если они начнут тренироваться каждый день, будут участвовать в чемпионатах, то станут командой. Отличия проявляются и в других особенностях взаимодействия. Так, многие исследователи считают, что у группы более чётко проявляются социальные роли. Однако на самом деле в команде обязательно есть лидер или руководитель, который в группе может отсутствовать.

Выводы сайт

  1. Формирование. Команда создаётся целенаправленно, группа может образоваться стихийно.
  2. Устойчивость. После выполнения задачи группа распадается, а её члены свободно могут покидать коллектив. Команда продолжает существование на протяжении длительного периода времени, выход затруднён.
  3. Цели и ценности. Участники могут иметь свои личные мотивы для нахождения в группе. Члены команды обязательно должны разделять общепринятые цели и ценности.
  4. Совместимость. Участники группы собираются стихийно, без учёта психологических особенностей. Члены команды обязательно должны быть совместимыми друг с другом, что учитывается в процессе сбора.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!