Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Спортивная гимнастка. Основные виды гимнастики. Оздоровительная и спортивная гимнастика

Спортивная гимнастика – это красивый, динамичный вид физической нагрузки, требующий от спортсменов полной самоотдачи. Рассмотрим немного интересной информации, которая поможет понять всю глубину этого великолепного спорта.

Зарождение гимнастики
Гимнастика возникла в древней Греции, во времена античных олимпиад. Стоит отметить, что помимо комплекса базовых упражнений, она включала в себя плавание, бег, бокс, борьбу и даже верховую езду.



За пределами Греции гимнастику изучали в Китае и Индии. В этих странах существовали комплексы упражнений, направленные на развитие гибкости и увеличения физической силы. Сейчас они трансформировались в отдельные дисциплины, которые мы знаем как йога и ушу.

Еще до нашей эры использовались приспособления, внешне очень схожие с современными гимнастическими снарядами. Например, в Древнем Риме основам верховой езды обучались на специальном тренажере, который сегодня украшает любой спортзал и называется «конем».

Гимнастика в наше время
Современная эпоха гимнастики начинается с 1881 года, когда была создана Европейская гимнастическая ассоциация. В 1897 году она переформатировалась в Международную организацию гимнастики и действует до сегодняшнего дня. Гимнастика стала настолько популярной, что вошла в обязательную программу первых Олимпийских игр. В современной программе атлеты соревнуются в упражнениях на гимнастических снарядах, вольном стиле и опорных прыжках.

Легендой спортивной гимнастики стала Ольга Корбут (четырехкратная чемпионка). В честь ее имени даже назван один из элементов – «сальто Корбут». Ольга стала первой в истории гимнасткой, сумевшей его исполнить. Кстати, из-за высокого риска получить травму, этот трюк спортивный комитет запретил.

Гимнастика и правила
Особая роль отведена разминке. Если спортсмен перед соревнованиями ее пропускает, то судьи снимают с него или всей команды очки. Кроме того, тренеру нельзя разговаривать со своим воспитанником во время его выступления, а за одежду неустановленного образца спортсмена и вовсе могут снять с соревнований.

Удивительное: гимнастика и животные
А вы знаете, что лучшие в природе гимнасты – орангутанги? В 2010 году один из голландских зоопарков вынужден был нанимать олимпийца Эпке Зондерланда для того, чтобы он преподал обезьянам несколько уроков акробатики. Дело в том, что эти приматы в неволе разучились даже перепрыгивать с ветки на ветку. Спортсмен с задачей справился, орангутанги с удовольствием повторяли все движения и вскоре начали лазать не хуже, чем раньше. Если обезьяны так деградируют без регулярных тренировок, то чего ожидать от человека.

Гимнастика и наука
Вы никогда не задумывались, откуда гимнастам удается черпать силу для своих выступлений? Весь секрет в законах физики. Например, если для выполнения одного сальто спортсмену понадобится «Х» энергии, то, сколько сил ему нужно на выполнение пяти таких упражнений? Думаете 5. А вот и нет. Если все делать в динамике, то «Х» и «5×Х» по затрате энергии отличаться практически не будут. Здесь задействуете принцип маховика. Да, да того самого, который когда-то применялся на ветряных мельницах. Маховик принято считать первым аккумулятором созданным человеком. Суть его работы в следующем: когда устройство раскручивается, то оно запасается дополнительной энергией, а затем, по мере необходимости, отдает ее обратно. Поэтому, пять сальто выполнить так же реально, как и одно. Аналогичные физические законы действуют практически в каждом упражнении. Опытные спортсмены не только знакомы с ними, но и успешно используют их в своих выступлениях. Гимнастика – это непросто красота, невероятная точность и физическая сила. Это еще и интеллект, который помогает воплощать чудеса в реальность.

Современный человек знакомится с гимнастикой уже в самом раннем возрасте. Еще в младенчестве он впервые занимается зарядкой с маминой помощью, а уж в детском саду и школе занятия спортом и вовсе включены в обязательную программу. Однако с течением времени большинство людей перестают уделять должное внимание физическому развитию, и не придают значения таким простым, но таким полезным гимнастическим упражнениям. Так что такое гимнастика, на какие виды она подразделяется, и почему непременно стоит включить ее в свой образ жизни?

Для чего нужна гимнастика

Слово «гимнастика» происходит от греческого gymnastike, что дословно – «тренирую», «упражняю». Под гимнастикой понимают комплекс физических упражнений, которые способствуют укреплению здоровья, развитию мускулатуры и опорно-двигательного аппарата. У большинства людей такие упражнения ассоциируются с утренней зарядкой. Но кроме этого, гимнастикой можно заниматься профессионально, как и любым видом спорта. Причем в этот спорт берут даже маленьких детей.

Не стоит недооценивать гимнастические занятия. Они позволяют держать организм в тонусе, развивают ловкость, силу, выносливость, способствуют снижению веса.

Ежедневная зарядка положительно влияет на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, поэтому нередко ее используют в качестве лечебно-профилактического и восстанавливающего средства при многих заболеваниях.

Утренние физические упражнения заряжают бодростью на весь день и повышают работоспособность.

Непрофессиональные виды гимнастики рекомендованы людям практически любого возраста – от мала до велика. Так, в дошкольном образовании ее используют в физкультминутках и утренней зарядке: это позволяет гиперактивным малышам выплеснуть лишнюю энергию, а более спокойным деткам – взбодриться и настроиться на веселый и активный день. Пожилым людям выполнение простых физических упражнений дает возможность сохранить подвижность суставов и избежать ограничения двигательной способности.

Доказано, что регулярные гимнастические упражнения улучшают обмен веществ, положительно действуют на кровообращение и повышают иммунитет.

Разновидности

Основные виды – это спортивная, оздоровительная и образовательно-развивающая гимнастика.

Для спортивной гимнастики характерно выполнение упражнений с применением различного спортивного инвентаря (брусья, кольца, гимнастическое бревно и другие). Именно ее включают в список олимпийских видов спорта. В нее включены следующие направления:

  • художественная – относится к самым популярным видам спорта для женщин. Заключается в исполнении специальных упражнений, имеющих танцевальный характер. Часто в выступлении используются ленты, мячи, обручи, скакалки. Некоторые элементы художественной гимнастики присутствуют в обязательной школьной программе физического воспитания для девочек;
  • спортивная акробатика – в основном включает в себя прыжки (в том числе на батуте), а также упражнения, выполняемые в паре или группой спортсменов;
  • спортивная аэробика содержит элементы как художественной гимнастики, так и спортивной акробатики. Как правило, она представляет собой комплекс интенсивных упражнений, для выполнения которых нужна высокая степень координации и способность работать в группе.

Оздоровительные виды насчитывают около 30 направлений. Среди них водная, гигиеническая, лечебная и ритмическая гимнастика, физкультминутки, из более современных разновидностей выделяются стретчинг и калланетика. Отличительная особенность оздоровительной физкультуры состоит в том, что ее можно выполнять практически в любом месте и в любое время. Основная задача таких упражнений – повысить физическую и умственную работоспособность, активизировать защитные силы организма и укрепить здоровье.

Оздоровительно-развивающие виды гимнастики бывают следующими:

  • основная – используется в уроках физкультуры в школах и детских садах, при этом занятия разрабатываются с учетом возрастных особенностей учащихся.
  • женская – позволяет развивать группы мышц, имеющие значение для здоровья девушек (мышцы ног, таза, живота, спины), и обычно включает в себя упражнения с различными снарядами и некоторые элементы художественной гимнастики.
  • атлетическая – помогает развить мышечную массу.
  • профессионально направленная – используется для формирования определенных физических навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

Образовательно-развивающие гимнастические упражнения включаются в уроки физкультуры в школах, детских садах, вузах и других образовательных учреждениях и направлены на общее развитие и укрепление организма. Такие упражнения как бег, ходьба, прыжки, занятия со снарядами хорошо известны учащимся всех возрастов.

Как правильно тренироваться

Профессионально заниматься спортивной гимнастикой в домашних условиях, конечно же, невозможно. Этот вид спорта подразумевает долгие упорные тренировки, и понадобится не один год, чтобы были заметны впечатляющие результаты. Поэтому нередко художественной и спортивной гимнастике начинают учиться еще в детстве, прибегая к помощи квалифицированных тренеров и посещая специализированные спортивные школы.

А вот оздоровительную физкультуру можно проводить даже дома. Первое место среди оздоровительных видов гимнастики занимает утренняя зарядка. Огромным плюсом является то, что для ее выполнения нужно совсем немного времени, при этом эффективность такой физкультуры очень высока при условии регулярного и правильного выполнения упражнений. Как же нужно делать зарядку?

Стоит всего лишь придерживаться нескольких важных рекомендаций:

  1. Занятия необходимо проводить в предварительно проветренном помещении, надев легкую одежду, которая не будет сковывать движения.
  2. Зарядка должна быть легкой: повышенные физические нагрузки вредны для организма, еще не пробудившегося полностью.
  3. Не ленитесь делать зарядку ежедневно.
  4. Имейте в виду, что при утренних занятиях нужно размять мышцы и суставы, поэтому старайтесь задействовать руки, ноги, шею, тазовый и плечевой пояс.
  5. О том, что вы выполняете зарядку правильно, будет свидетельствовать ощущение бодрости и прилива сил. Если после гимнастики вы чувствуете себя уставшим и вялым, значит, нагрузка слишком велика. Возможно, нужно сократить время или интенсивность занятий.
  6. Идеальным дополнением к зарядке будет контрастный душ. Он не только помогает окончательно проснуться, но и укрепляет сосуды.

Некоторые из упражнений утренней гимнастики можно успешно использовать в течение дня в качестве физкультминутки. Ее особенно полезно выполнять тем, кто длительное время вынужден находиться в сидячем положении.

Гимнастика по праву считается королевой спорта. Заниматься ей легко, приятно и полезно, она не отнимает много сил и времени, а эффект от регулярных гимнастических упражнений будет виден уже через 1-2 месяца после начала занятий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Екатеринбургский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

«Уральский государственный университет физической культуры»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Спортивная гимнастика

ТЕМА « История развития спортивной гимнастики »

Выполнил: студент № Ф-Зb-14-11

Малышева Е.К.

Екатеринбург 2015

Введение

СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА (греч. gymnastike, от gymnazo - упражняю, тренирую), один из древнейших видов спорта, включающий в себя соревнования на различных гимнастических снарядах, а также в вольных упражнениях и опорных прыжках. В настоящее время на международных турнирах гимнасты разыгрывают 14 комплектов наград: два в командном зачете (мужчины и женщины), два в абсолютном индивидуальном первенстве (мужчины и женщины) и десять в отдельных видах многоборья (4 - у женщин, 6 - у мужчин).

В программе Олимпийских игр с 1896.

Гимнастика является технической основой многих видов спорта, соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Гимнастика не только дает определенные технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений.

Гимнастика в древности и в средние века

Гимнастика как вид спорта и цельная система физического воспитания зародилась в Древней Греции. О благотворном влиянии регулярных занятий гимнастикой на гармоничное развитие личности писали и говорили Гомер, Аристотель и Платон. Помимо привычных для нас общеразвивающих и специальных упражнений гимнастика древних греков включала в себя плавание, бег, борьбу, бокс, езду (верховую и на колесницах) и т.д. По одной из версий, само слово «гимнастика» происходит от греческого «gumnos» (обнаженный): как известно, древнегреческие атлеты выступали на состязаниях без одежды.

Ранние христиане считали гимнастику «сатанинским изобретением», противопоставляя плотское, т.е. «греховное» ее начало - под которым, прежде всего, подразумевалась нагота атлетов, - духовному, возвышенному. В 393 гимнастика была официально запрещена.

В древности с гимнастикой были знакомы не только греки. К примеру, в Китае и Индии несколько тысячелетий назад тоже практиковались гимнастические упражнения - в основном в лечебных целях. Уже тогда были известны и специальные приспособления, похожие на некоторые современные гимнастические снаряды. Так, в древнем Риме для обучения основам верховой езды использовалось некое подобие известного нам «коня».

С началом европейского Возрождения вновь пробуждается интерес к гимнастике древних греков: мыслителями Ренессанса она воспринимается как средство укрепления здоровья и общефизического развития человека. Постепенно закладываются теоретические основы системы физического воспитания (Руссо, Песталоцци и др.). Непосредственным предшественником современной спортивной гимнастики в XVI-XVII вв. стала весьма популярная тогда вольтижировка (упражнения и прыжки) на столе и коне, лазанье по шесту и стенке, поддержание равновесия на канате и деревьях.

Зарождение и развитие современной спортивной гимнастики

В XVIII - начале XIX вв. в Германии формируется система физвоспитания, в основу которой была положена гимнастика. Зачинателем немецкого гимнастического движения стал Ф.Л. Ян. Он значительно расширил «гимнастическую область» и изобрел новые упражнения и снаряды (включая перекладину и брусья), заложив тем самым основы современной спортивной гимнастики. В 1811 Ян открыл первую гимнастическую площадку (недалеко от Берлина), а пять лет спустя опубликовал - вместе с одним из своих учеников Е.Айзеленом - книгу Немецкая гимнастика: в ней содержались описания основных упражнений и необходимые методические рекомендации. Приблизительно к этому времени относятся и первые публичные выступления гимнастов.

Собственные системы физвоспитания разрабатывались в Чехии, Швеции и Франции, а чуть позже - и в России. В этот период культивировались упражнения на снарядах и опорные прыжки. Хотя вольные упражнения в том или ином виде были известны еще несколько веков назад (например, по выступлениям бродячих цирковых трупп, демонстрировавших среди прочего необычные номера на полу или на земле), как одна из гимнастических дисциплин они получили признание не сразу.

В своем развитии спортивная гимнастика прошла несколько этапов: со временем менялись требования к ней и, соответственно, ее содержание. История гимнастики XIX в. во многом определялась противоборством двух принципиально разных систем: шведской, в которой упор делался, прежде всего, на вольные упражнения (в широком смысле), и немецкой, тяготевшей к упражнениям на снарядах.

В середине столетия в Германии появляются первые закрытые гимнастические залы (до этого действовали лишь открытые площадки). Начинают проводиться официальные соревнования по спортивной гимнастике. Во второй половине XIX в. Европа, а позже и Америка переживают настоящий гимнастический бум.

А следующий век можно с полным основанием назвать «веком гимнастики». Хотя современная программа гимнастических соревнований определилась далеко не сразу. К тому же проходили они необычно. Состязания гимнастов нередко устраивались на открытом воздухе. Не существовало поначалу и единых технических требований к гимнастическим снарядам: зачастую национальные сборные приезжали на международные соревнования с собственным «реквизитом».

До Второй мировой войны успешнее других выступали гимнасты Германии, Чехословакии, Франции, Италии, Швейцарии Финляндии, США, Югославии, Венгрии. В 50-е в мировую гимнастическую элиту вошли спортсмены СССР и Японии, позже - Румынии, Китая и Болгарии, а с распадом СССР - представители России, Украины и Белоруссии.

Международная Федерация гимнастики

гимнастика спорт физический федерация

В 1881 создается Европейская гимнастическая федерация (ФЕГ), в которую поначалу входили всего три страны: Бельгия, Франция и Голландия. Основателем и первым президентом Федерации стал бельгиец Николас Куперус. В 1921 - с появлением в составе ФЕГ первых неевропейских стран - она реорганизуется в Международную Федерацию гимнастики (ФИЖ), которая сейчас объединяет спортивную гимнастику и смежные дисциплины: общую гимнастику, художественную гимнастику, прыжки на батуте, спортивную аэробику и акробатику.

ФИЖ - старейшее международное спортивное объединение. И одно из самых многочисленных: на январь 2002 в Федерации состояли 125 стран. В различных клубах во всем мире гимнастикой сейчас занимаются более 30 миллионов человек. В мировых и континентальных первенствах участвуют в общей сложности около 2 500 мастеров.

Европейский гимнастический союз

Интересно, что первенство Европы по спортивной гимнастике стали разыгрывать задолго до того, как в Старом Свете появился соответствующий руководящий орган. В 1955 состоялся первый чемпионат Европы среди гимнастов-мужчин. Два года спустя в борьбу за европейское «золото» вступили и женщины. Вплоть до середины 1980-х чемпионаты Европы проводились под эгидой ФИЖ, - причем соревнования среди мужчин и среди женщин проходили в разное время и в разных странах.

В 1982 создается Европейский гимнастический союз (УЕЖ). Чемпионат Европы 1986 в Германии стал первым, который Союз организовал и провел самостоятельно - без помощи Международной Федерации (в том же году в состав УЕЖ вступил СССР).

В настоящее время в Союз входит 46 стран. УЕЖ - одно из самых многочисленных и активных спортивных объединений континента. Помимо чемпионата, разыгрывается Кубок Европы, проводится множество других соревнований (для разных возрастных групп), фестивалей и других мероприятий, связанных со спортивной гимнастикой.

Самый титулованный «европеец» среди гимнастов - югослав Мирослав Церар, дважды выигрывавший звание абсолютного чемпиона континента и завоевавший, в общей сложности, 21 медаль (из них 9 золотых).

Чемпионат мира

С 1903 стал регулярно проводиться международный турнир по спортивной гимнастике, в 30-е получивший статус мирового первенства. (Жорж Мартинес из Франции, выигравший турнир 1903, стал, таким образом, первым в истории абсолютным чемпионом мира по гимнастике). Мировой чемпионат, состоявшийся в 1931 в Париже, был приурочен к 50-летию ФИЖ и считался неофициальным. Турнир, прошедший три года спустя в Будапеште, продолжил общую нумерацию и вошел в историю как 10-й чемпионат мира по спортивной гимнастике. (Именно на этом чемпионате впервые разыграли мировое первенство женщины.) Стартующий в 2003 в США очередной чемпионат мира - уже 37-й по счету.

С 1903-го по 1930-й мировые турниры проводились через год, с 1934-го по 1978-й - раз в четыре года (во время Первой и Второй мировой войн соревнования не устраивались), затем организаторы вновь вернулись к прежней схеме.

В начале 90-х в формулу мировых чемпионатов было внесено очередное изменение. Наряду с соревнованиями, в которых разыгрываются все 14 комплектов наград (как это было, например, в 1999 и 2001), проводятся турниры по «усеченной» программе: так, в 2002 разыгрывалось первенство только в отдельных видах программы. В «олимпийский» год мировые чемпионаты вообще не проводятся.

Программа чемпионата мира по спортивной гимнастике приняла привычный для нас «облик» не сразу. Вплоть до 1954 в нее входили и отдельные легкоатлетические дисциплины.

Женская сборная СССР 11 раз занимала первое место на чемпионатах мира, мужская - 8.

Кубок мира

Среди всех международных соревнований по спортивной гимнастике Кубок мира считается третьим по значимости - после мирового чемпионата и Олимпийских игр.

Впервые он был разыгран в 1975 в Англии. Победителями тогда стали советские гимнасты Николай Андрианов и Людмила Турищева. До 1990 соревнования на Кубок проходили в те годы, когда не проводились ни Олимпийские игры, ни чемпионаты мира по гимнастике. За это время Кубок был разыгран 8 раз - в абсолютном индивидуальном первенстве Преимущество гимнастов СССР было подавляющим. У женщин все восемь титулов завоевали наши спортсменки: кроме Турищевой, подобного успеха добились М.Филатова и С.Захарова (по два раза), Е.Шушунова и Т.Лысенко. В 1982 О.Бичерова и Н.Юрченко поделили первое место. У мужчин обладателями Кубка мира в разные годы становились Н.Андрианов и А.Дитятин (оба - дважды), М.Богдан и В.Беленький. Единственным иностранным спортсменом, которому удалось нарушить «советскую гегемонию» в розыгрыше Кубка, стал в середине 80-х китаец Ли Нин (при этом второй свой титул он разделил с нашим Ю.Королевым).

В связи с изменением в начале 90-х формулы проведения мировых чемпионатов было принято решение Кубок мира больше не разыгрывать. Но спустя 8 лет почетный трофей «возродили» вновь. Правда, теперь участники соревнований оспаривают первенство в отдельных видах гимнастического многоборья. На Кубке мира-98 в Японии сильнее всех выступили представители Китая и Румынии, завоевавшие, соответственно, 4 и 3 первых места. Румынские спортсмены удачно выступили и на розыгрыше Кубка мира-2000 в Шотландии - прежде всего, благодаря лидеру их женской национальной гимнастики последних лет, 3-кратной абсолютной чемпионке мира АндреаРадукан.

В настоящее время Кубок разыгрывается по новой схеме: в 2001-2002 была проведена серия турниров в разных странах.

Гимнастика на Олимпийских играх

Спортивная гимнастика неизменно входит в программу Олимпийских игр, занимая в ней одно из центральных мест.

Правда, гимнастическая программа самых первых Игр современности (1896) несколько отличалась от нынешних Олимпиад. 18 гимнастов, представлявших в Афинах 5 стран, соревновались в отдельных видах многоборья: не только в привычных нам упражнениях (за исключением вольных), но также в групповых упражнениях на параллельных брусьях и перекладине и в лазанье по канату. Господство родоначальников гимнастики - немцев - во всех видах программы было практически безраздельным.

Первым в истории абсолютным чемпионом Олимпийских игр по спортивной гимнастике стал в 1900 француз Гюстав Сандра. Первенство среди команд и в отдельных видах многоборья на Олимпиаде в Париже не разыгрывалось.

На Играх 1904 в программе соревнований среди гимнастов появилась еще одна необычная дисциплина: упражнения с булавами. Как известно, подавляющее число участников Олимпиады в Сент-Луисе представляли США. Так что безоговорочный успех американцев на гимнастическом помосте был вполне предсказуем.

На следующих двух Олимпиадах не было равных итальянцу Альберто Бралья. На Играх 1912 к своему титулу абсолютного чемпиона он добавил также «золото», завоеванное в составе сборной Италии в командном зачете.

Соревнования по отдельным видам гимнастического многоборья вновь появились в олимпийской программе уже после Первой мировой войны - на Играх 1924.

Четыре года спустя в олимпийском турнире по гимнастике впервые приняли участие женщины. Правда, следующую Олимпиаду гимнастки опять пропустили - и лишь с 1936 стали участвовать в них постоянно. Примечательно, что в программу олимпийского турнира 1936 по женской гимнастике входили и упражнения на параллельных брусьях. А на Олимпиаде-48 женщины выполняли обязательные упражнения на кольцах. Одно время в программу олимпийского турнира по женской гимнастике входили и групповые упражнения с различными предметами (булава, мяч и пр.), позже ставшие составной частью художественной гимнастики. На Играх 1952 в формулу соревнований по женской гимнастике было внесено существенное изменение: спортсменки впервые выступили в индивидуальном зачете (на четырех снарядах). В своем нынешнем виде олимпийская программа по женской гимнастике окончательно определилась в 1960 (Мужчины разыгрывают награды по схеме 6+1+1 с 1936).

В командном зачете в истории олимпийских турниров по гимнастике не было и нет равных женской сборной СССР, 10 раз поднимавшейся на высшую ступень пьедестала почета. У мужчин чаще других побеждали команды СССР и Японии - по 5 раз. Четырежде праздновала победу мужская сборная Италии - правда, это было еще до Второй мировой войны.

Звание абсолютного чемпиона Олимпийских игр считается высшим титулом в спортивной гимнастике. Выдающаяся советская гимнастка Лариса Латынина добилась уникального достижения. В ее коллекции 18 олимпийских наград (из них 9 золотых: 6 получено в личном и 3 в командном соревнованиях). Повторить, - а, тем более, превзойти, - этот рекорд пока не удалось никому из олимпийцев. 7 золотых медалей (все - в индивидуальном зачете) завоевала чешская гимнастка Вера Чаславска (Одложикова). Столько же «золота» (а также 5 серебряных и 3 бронзовых медали) в коллекции наград Николая Андрианова. (Андрианов и Латынина - два самых титулованных в истории мировой гимнастики спортсмена.) Другой наш гимнаст Александр Дитятин на Олимпиаде-80 установил еще один своеобразный рекорд, завоевав 8 - из 8 возможных - наград: в командном зачете, в «абсолюте» и в отдельных видах многоборья (3 золотых, 4 серебряных и 1 бронзовая медали).

Достойно завершил «советскую эпоху» в олимпийской гимнастике Виталий Щербо: выступая на Играх-92 в составе объединенной команды стран СНГ, он завоевал 6 золотых медалей.

Гимнастика в России

Гимнастика в дореволюционной России

Различные гимнастические упражнения были известны еще в древней Руси - как составная часть народных праздников.

Широкое развитие гимнастики в России началось в XVIII веке. Серьезное внимание гимнастике, как прикладной дисциплине, уделял Петр I и А.В.Суворов. Содержание внедрявшихся - по его инициативе - в армии гимнастических упражнений Суворов изложил в Полковом учреждении.

Как и в других странах, в России спортивная гимнастика первоначально культивировалась в основном в армейской среде. В 70-е XIX в известный российский ученый и педагог П.Ф.Лесгафт открывает в Санкт-Петербурге двухгодичные гимнастические курсы (ныне - Институт физической культуры им. Лесгафта). Первые в нашей стране соревнования по гимнастике, организованные Русским гимнастическим обществом, прошли в 1885 в Москве. В них приняли участие всего 11 человек, но начало было положено.

В 1889 гимнастика вводится в программу мужских учебных заведений. В конце XIX - начале XX века в различных городах России создаются гимнастические общества и кружки, начинают регулярно проводиться чемпионаты страны.

В 1912 российские гимнасты впервые приняли участие в Олимпийских играх, но составить конкуренцию более опытным соперникам не смогли.

Гимнастика в СССР.

В СССР гимнастика стала по-настоящему массовым видом спорта, хотя поначалу отношение к этому «пережитку буржуазного прошлого» было настороженным, - и даже враждебным.

Развитие спортивной гимнастики в СССР в 20-е связано, прежде всего, с осуществлением всеобуча. Первый чемпионат страны прошел в 1928 (в рамках Всесоюзной Спартакиады). В командном зачете победила сборная Украины, а абсолютным чемпионом страны стал Мечислав Мурашко. В программу первых соревнований по гимнастике включались не только «классические» ее дисциплины, но и бег, лазанье по канату, метание гранаты и другие прикладные упражнения.

В начале 30-х создается Всесоюзная секция по гимнастике, позже преобразованная в Федерацию спортивной гимнастики СССР. В 1932 было разыграно второе по счету абсолютное первенство страны, - на этот раз в соревнованиях приняли участие и женщины. Первой абсолютной чемпионкой стала Татьяна Вощинина. А с 1939 на национальных первенствах стали также разыгрываться награды в отдельных видах программы.

Дебют советских гимнастов на международной арене состоялся в 1937 - на 3-й Рабочей Олимпиаде в Антверпене. Наша мужская и женская сборные выиграли командное первенство, а Николай Серый и Мария Тышко завоевали звание абсолютных чемпионов.

В 1949 Федерация гимнастики СССР вступила в ФИЖ. А в 1952 советские гимнасты впервые участвовали в Олимпийских играх. Дебют оказался успешным: наши спортсмены стали чемпионами и в командном (мужская и женская сборные), и в личном (Виктор Чукарин и Мария Гороховская) зачете. Столь же убедительным был дебют советских гимнастов на мировом первенстве два года спустя: победы в командных зачетах и титулы абсолютных чемпионов мира у мужчин (Виктор Чукарин и Валентин Муратов) и женщин (Галина Рудько (Шамрай)).

В общей сложности советские гимнасты завоевали на Олимпийских играх более 300 наград: около половины из них - золотые. А на 14 чемпионатах мира, прошедших с их участием, наши спортсмены выиграли более 400 медалей, среди которых тоже немало «золота».

Советская школа гимнастики подарила миру немало выдающихся спортсменов: Лариса Латынина, Людмила Турищева, Борис Шахлин, Виктор Чукарин, Михаил Воронин, Юрий Титов, Валентин и Софья Муратовы, Наталья Кучинская, Полина Астахова, Юрий Титов, Николай Андрианов, Ольга Корбут, Александр Дитятин, Юрий Королев, Нелли Ким, Виталий Щербо, Елена Шушунова, Дмитрий Билозерчев, Елена Мухина, Ольга Бичерова и мн. др.

Российская гимнастика сегодня

Федерация спортивной гимнастики России основана в 1991. Она объединяет организации 71 субъекта РФ. Возглавляет Федерацию профессор Л.Я.Аркаев, он же является главным тренером национальной сборной России по гимнастике. В России регулярно проводятся чемпионаты страны, региональные, общероссийские и международные турниры и др. мероприятия. Федерация входит в состав ФИЖ и УЕЖ.

Нынешние «звезды» отечественной гимнастики продолжают победную эстафету своих предшественников на международной арене. А. Немов стал абсолютным чемпионом Олимпийских игр в Сиднее-2000, а также выиграл «золото» в упражнениях на перекладине. С.Хоркина - абсолютная чемпионка мира (дважды) и Европы (трижды), в ее коллекции также олимпийское и мировое «золото» на отдельных снарядах. Н.Крюков - абсолютный чемпион мира, А.Бондаренко - абсолютный чемпион Европы. Е.Замолодчикова - победитель (в отдельных видах программы) чемпионатов мира и Олимпийских игр.

По данным на конец 2002 А.Немов и С.Хоркина возглавляли мировой гимнастический рейтинг.

Список литературы

1. Брыкин, А.Т., Смолевский В.М. Гимнастика М., 1985.

2. Гречко, А.С., Соколов Г.Я., Яковлев Н.Л. Гимнастика. Профессионально-педагогические учения.

3. Меньшиков, Н.К. Гимнастика и методика ее преподавания. С-Петербург. Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1998.

4. Попова, Е.Г., Грецов Г.В., Общеразвивающие упражнения: методические рекомендации. Л.: ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1998.

5. Роперс, Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика М, “Просвещение”. 1998.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Зарождение гимнастики как вида спорта: расцвет и упадок, второе рождение. Место и значение гимнастики в системе физического воспитания. Гимнастика в программе Олимпийских игр: спортивная и художественная. Современное состояние гимнастики на Тамбовщине.

    реферат , добавлен 18.01.2008

    Расцвет, упадок и второе рождение гимнастики, включение ее в программу Олимпийских игр. Структура Международной федерации гимнастики. Развитие гимнастики как вида спорта в России. Программа подготовки спортсменов к Зимним Олимпийским играм 2012 г.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2012

    Гимнастика как система телесных упражнений, история ее становления и формирования. Международная Федерация Гимнастики, ее назначение и основные периода деятельности. Гимнастика у древних народов, ее развитие в эпоху Средних веков в Европе и Азии.

    реферат , добавлен 17.11.2010

    Спортивная классификация как система присвоения спортивных званий и спортивных разрядов, ее разновидности и сферы применения. Понятие гимнастики и ее место в системе физического воспитания. Значение общеразвивающих и прикладных видов гимнастики.

    реферат , добавлен 07.08.2009

    Уровни, особенности, методики, критерии спортивного отбора для подготовки профессиональных спортсменов. Ориентация детей для занятий гимнастикой. Требования гимнастики как вида спорта к способностям занимающихся. Изучение способностей у спортсменов.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2013

    Шведская система гимнастики и гимнастика в дореволюционной России во второй половине XIX – начале XX века, её развитие в советской России. Краткие биографии российских чемпионов. Методы и средства физического воспитания, значение спорта в жизни людей.

    контрольная работа , добавлен 14.06.2016

    История развития спортивной гимнастики. Обобщение организаций, занимающихся ее развитием: Международная Федерация гимнастики, Европейский гимнастический союз. Основные техники спортивных прыжков. Формирование приземления с использованием игровых заданий.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2012

    Научно-теоретические предпосылки развития силы. История атлетизма. Влияние спортивной тренировки на рост и развитие ребенка. Использование средств атлетической гимнастики для формирования силовой подготовленности без снарядов у школьников-гимнастов.

    дипломная работа , добавлен 20.01.2013

    История развития спортивной гимнастики в России. Методика проведения систематической гимнастики для пожилых людей. Исследование воздействия физических упражнений на организм. Обзор комплекса разминочных физических упражнений. Лечебная физическая культура.

    презентация , добавлен 23.10.2016

    Гимнастика как учебно-педагогическая и научная дисциплина. Методы применяемые в гимнастики. Основные задачи гимнастики. Всестороннее физическое развитие, совершенствование двигательных способностей и оздоровление занимающихся. Методы преподавания.

Спортивная гимнастика — вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках.

В современной программе гимнастического многоборья:

Для женщин — на брусьях разной высоты, бревне, в опорных прыжках, вольных упражнениях;
для мужчин — в вольных упражнениях, опорных прыжках, на коне, кольцах, брусьях и перекладине.

Выполнение упражнений оценивается по 10-балльной системе.

История возникновения спортивной гимнастики

Термин "Гимнастика" примерно в V веке до н.э. в Древней Греции означал комплекс упражнений для образования, военного искусства и здоровья. Древние Греки считали, что гимнастика придаёт телу ловкость, силу, быстроту, грацию, красоту, а также развивает у человека чувства храбрости и благородства. Греки использовали гимнастические упражнения не только для физического развития, но и для подготовки военных.

В древнем Риме, подготавливая легионеров к бою, использовались специальные кони и тренировали их при помощи специальных балок. В школах гладиаторов гимнастика играла незаменимую роль в улучшении быстроты движений и в повышении выносливости гладиатора.

В деле физического воспитания и всестороннего развития молодёжи гуманисты в эпоху Возрождения придавали большое значение гимнастике. В XVI веке выдающийся специалист в области гимнастики И. Меркуриалис издаёт свой труд "Об искусстве гимнастики".

Основоположниками практических и теоретических основ в развитии гимнастики являются немецкий педагог Фит (1763-1836) и Ф. Гутс-Мутс (1759-1839). Они дали представления о биомеханике гимнастических движений, разработали и подготовили методику гимнастических движений с предметами.

В СССР развитие спортивной гимнастики в 20-е г. связано с осуществлением Всевобуча, 1-й чемпионат СССР по гимнастическому многоборью состоялся в 1928 (всесоюзная спартакиада в Москве), 2-й, с участием женщин, в 1932. С этого времени чемпионаты проводятся регулярно, с 1939 и по отдельным видам многоборья, с 1936 — всесоюзные соревнования школьников, с 1955 — на Кубок СССР по многоборью.

В 1937 советские гимнасты впервые участвовали в международных соревнованиях (3-я Рабочая олимпиада в Антверпене). В 1949 Федерация спортивной гимнастики СССР (основана в начале 30-х гг. как всесоюзная секция) стала членом международной федерации; с 1952 советские гимнасты участвуют в Олимпийских играх , с 1954 — в чемпионатах мира и с 1955 — Европы (европейские первенства для женщин проводятся с 1957).

Федерация спортивной гимнастики России основана в 1991. В России регулярно проводятся чемпионаты страны, региональные, общероссийские и международные турниры и др. мероприятия. Федерация входит в состав ФИЖ и УЕЖ.

Нынешние «звезды» отечественной гимнастики продолжают победную эстафету своих предшественников на международной арене. Алексей Немов стал абсолютным чемпионом Олимпийских игр в Сиднее-2000, а также выиграл «золото» в упражнениях на перекладине. Светлана Хоркина - абсолютная чемпионка мира (дважды) и Европы (трижды), в ее коллекции также олимпийское и мировое «золото» на отдельных снарядах. Н.Крюков - абсолютный чемпион мира, А.Бондаренко - абсолютный чемпион Европы. Е.Замолодчикова - победитель (в отдельных видах программы) чемпионатов мира и Олимпийских игр.

Гимнастика на современном этапе сло­жилась как стройная система методов и средств, направлен­ных на всестороннее физическое развитие людей. Она располагает научной теорией, методикой, предусматрива­ющими широкое использование гимнастических упражнений в разных звеньях системы физического воспитания.

Необходимо рассмотреть гимнастику как систему физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способностей человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гимнастика в современном мире

Введение

Гимнастика на современном этапе сложилась как стройная система методов и средств, направленных на всестороннее физическое развитие людей. Она располагает научной теорией, методикой, предусматривающими широкое использование гимнастических упражнений в разных звеньях системы физического воспитания.

Необходимо рассмотреть гимнастику как систему физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способностей человека.

I Гимнастика, понятие и место в системе физического воспитания

Термин «гимнастика» впервые появляется у древних греков в период расцвета древнегреческой культуры в 8 веке до н.э. Однако гимнастические упражнения культивировались еще в древнем мире. Еще за 4000 лет до нашей эры в Китае, Индии и у других народов гимнастические упражнения применялись в лечебных целях. В китайских книгах тех времен указывается на то, что в Китае существовала гимнастика, которой занимались дома утром и вечером. Широко известная в настоящее время система гимнастических упражнений индийских йогов берет свое начало в том далеком времени.

Гимнастические упражнения в России существовали с древних времен. Они служили развлечением во время народных гуляний. Впервые обязательные занятия физическим упражнениями ввел Петр 1 в армии в конце 17 века.

В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания людей и занимает в ней важное место. Она популярна благодаря ее доступности. Наряду со сложными, даже очень сложными, упражнениями, которые есть в современной спортивной гимнастике, в ней имеется множество самых разнообразных простых упражнений, вполне доступных любому человеку, независимо от его возраста и пола. Трудно переоценить значение гимнастики, которая наряду с основными средствами физического воспитания, такими, как игры, спорт, туризм, призвана содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, воспитанию моральных и волевых качеств человека, восстановлению его физических и духовных возможностей.

Гимнастика занимает важное место в программах физического воспитания высших и средних учебных заведений, коллективах физической культуры и добровольных спортивных обществах спортивной акробатикой.

Гимнастика используется как средство лечения в медицине, применяется как средство оздоровления в домах отдыха, санаториях. В последние годы в нашей стране большой популярностью пользуется атлетическая гимнастика. Получает все большее распространение профессионально-прикладная гимнастика.

«Задачи гимнастики определяются общей целью воспитания, которая заключается в формировании нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

1. Оздоровительные задачи: укрепление здоровья; развитие отдельных мышечных групп и всей мышечной системы: устранение и предупреждение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма; выработка правильной осанки, походки; общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечно-сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.

2. Образовательные задачи: способствовать всестороннему гармоническому физическому развитию, воспитанию силы, гибкости, выносливости, скорости, ловкости, координации и выразительности движений; вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми в быту, трудовой деятельности.

3. Воспитательные задачи: формирование коллективизма, дисциплинированности; воспитание моральных качеств: смелости, решительности, целеустремленности, настойчивости, упорства, выдержки, ориентировки, инициативности».

2. Виды гимнастики и их классификация

Все великое многообразие гимнастических упражнений исторически сложилось в отдельные виды. Этот закономерный процесс начался еще в прошлом столетии. В 1968 г. на Всесоюзной конференции по вопросам гимнастики были рассмотрены и утверждены три группы ее видов: общеразвивающие виды, спортивные и прикладные виды гимнастики. Такое деление оправдано двумя обстоятельствами. Первое связано с более конкретными задачами, которые поставлены перед гимнастикой в настоящее время. Второе - с необходимостью научного обоснования дальнейшего развития гимнастики, создания современной теории и методики ее практического применения.

Существующие ныне виды гимнастики отличаются частными целями и задачами, специфическими упражнениями и методическими приемами.

1.1 Общеразвивающие виды гимнастики

К общеразвивающим видам относятся: основная, гигиеническая и атлетическая.

«Основная гимнастика направлена на всестороннее развитие и укрепление организма, на овладение общими основами движений, на воспитание физических, моральных и волевых качеств, необходимых во всех областях деятельности человека. Средствами основной гимнастики являются: строевые упражнения (ходьба, бег в различных сочетаниях); общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; вольные упражнения; простейшие упражнения на гимнастических снарядах; акробатические упражнения; элементы художественной гимнастики, хореографии, игры, эстафеты, прыжки».

Основная гимнастика, в свою очередь, делится на ряд разновидностей применительно к различным группам и возрастам занимающихся.

Основная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). Главными задачами основной гимнастики в дошкольном возрасте являются охрана и укрепление здоровья детей, закаливание организма, формирование правильной осанки, всестороннее физическое развитие, выработка первоначальных навыков личной и общественной гигиены.

Учитель должен учитывать физические возможности детей данного возраста и весь процесс физического воспитания дошкольников подчинять интересам нормального развития растущего организма.

Основная гимнастика для детей школьного возраста направлена на общее укрепление и развитие организма школьников, формирование правильной осанки, воспитание физических, моральных и волевых качеств, а также умения целесообразно пользоваться ими в практической деятельности.

В связи с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями растущего организма школьный возраст подразделяется на три периода:

а) младший школьный возраст-от 7 до 9 лет (I- III классы);

б) средний школьный возраст-от 10 до 14 лет (IV- VIII классы);

в) старший школьный возраст-от 15 до 16 лет (IX- Х классы).

В каждой из этих возрастных групп используются различные средства и методы физического воспитания.

Атлетической гимнастикой в основном занимаются юноши с целью формирования правильной осанки, гармонического развития мускулатуры всего тела, исправления недостатков телосложения. Она развивает такие ценные для человека двигательные качества, как сила, гибкость, быстрота, ловкость и выносливость.

«Средства атлетической гимнастики весьма разнообразны. В ней широко применяются различные общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (булавы, палки, набивные мячи, скакалки, резиновые амортизаторы, гири, гантели, штанга). При занятиях могут быть также применены предметы домашнего обихода (упражнения со стулом, на стуле, с опорой ног о стол, на кровати), а также на снарядах массового типа и гимнастических снарядах.

Тренировки по атлетической гимнастике надо планировать так, чтобы упражнения с предметами сочетались с упражнениями без предметов. Упражнения для развития силы и увеличения объема мускулов должны сочетаться с упражнениями, развивающими ловкость, быстроту и выносливость. Чисто силовые упражнения (жимы, медленные подъемы) надо чередовать со скоростно-силовыми, а различные акробатические и гимнастические упражнения - с бегом на короткие и длинные дистанции.

Цель гигиенической гимнастики - укрепление здоровья, сохранение бодрости и высокой работоспособности. Из всех видов гимнастики гигиеническая гимнастика наиболее массовая и доступная. Она полезна в любом возрасте: детям, учащейся молодежи, работникам умственного и физического труда. В состав гигиенической гимнастики входят физические упражнения, водные процедуры и самомассаж. Ею ежедневно можно заниматься самостоятельно в домашних условиях, руководствуясь методической литературой, советами учителя и указаниями, которыми обычно сопровождаются передачи гимнастики по радио и телевидению.

Если ею заниматься систематически, она приносит большую пользу - укрепляет организм человека, улучшает работу органов кровообращения, дыхания и нервной системы. Она особенно полезна лицам с ослабленным здоровьем и людям пожилого возраста. Систематические занятия гигиенической гимнастикой способствуют развитию мышечной силы, гибкости тела, формированию и сохранению правильной осанки, повышению деятельности внутренних органов и центральной нервной системы.

В гигиеническую гимнастику входят общеразвивающие упражнения для увеличения силы, подвижности в суставах, формирования правильной осанки, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а следовательно, и всего организма в целом.

Упражнения гигиенической гимнастики методически оформляются в виде комплексов из 5-6 упражнений, каждое из которых повторяется несколько раз. Изменение количества повторений позволяет регулировать нагрузку в соответствии с возможностями занимающихся.

1.2 Прикладные виды гимнастики

Упражнения прикладных видов гимнастики решают специальные задачи, связанные с развитием физических и морально-волевых качеств, необходимых в профессиональной деятельности человека, а также в лечебных целях.

К этой группе относятся: профессионально-прикладная гимнастика; спортивно-прикладная; гимнастика на производстве; лечебная гимнастика.

«Профессионально-прикладная гимнастика имеет своей целью способствовать развитию специальных двигательных качеств и навыков, от которых зависит успешная профессиональная деятельность человека. Во многих областях современного производства от человека, кроме общего физического развития, еще требуются и специальные физические и моральные качества. Такая подготовка необходима, например, монтажнику-высотнику, строителю-высотнику, в профессиональных училищах, где гимнастические упражнения различного характера (лазанье, перелезание, подтягивание, подъемы, перевороты) выполняются не в обычных условиях, а на возвышенности. Занятия дают хорошие результаты: учащиеся становятся ловчее и смелее; исчезает боязнь высоты; производительность труда заметно возрастает».

«Спортивно-прикладная гимнастика применяется в учебно-тренировочном процессе во всех видах спорта. Она обеспечивает общую и специальную физическую подготовку спортсмена, способствует целенаправленному совершенствованию тех физических качеств, которые необходимы для достижения наиболее высоких результатов спортсменов в избранном ими виде спорта. Содержание этой гимнастики определяется в зависимости от содержания соответствующего вида спорта, так как в каждом виде спорта есть своя специфика применения общеразвивающих и специальных упражнений. Например, футболисты применяют акробатические упражнения; пловцы, прыгуны в воду - упражнения на батуте; конькобежцы, фигуристы включают в свои занятия художественную гимнастику, упражнения хореографии. Специализированные комплексы гимнастических упражнений применяют лыжники, борцы, штангисты и спортсмены всех других видов спорта».

В тренировочном процессе спортсмена-гимнаста эта гимнастика, как правило, проводится в конце тренировки и состоит главным образом из упражнений на развитие силы, гибкости, прыгучести и т. д.

Главной задачей гимнастики на производстве является укрепление здоровья трудящихся и повышение производительности труда. При правильной организации производственной гимнастики снижаются производственный брак, травматизм, заболевания. Многочисленными наблюдениями показано, что в результате систематических занятий рабочие движения становятся более ловкими, экономичными, снижается степень усталости.

Специальными исследованиями установлено, что в течение рабочей смены наблюдается три сменяющих друг друга периода работоспособности:

а) период врабатываемости, необходимый для оптимального рабочего темпа и ритма движения;

б) период устойчивой работоспособности - слаженные и экономичные рабочие движения, позволяющие сохранить должную производительность труда длительное время;

в) период снижения работоспособности - удлинение времени рабочих операций, снижение точности движений, появляется ощущение усталости.

Таким образом, исходя из анализа динамики работоспособности человека, гимнастику на производстве проводят перед работой, во время и после работы.

Так называемую вводную гимнастику проводят перед началом работы на протяжении 7-10 мин, цель ее состоит в том чтобы активизировать общую деятельность организма, повысить готовность и ускорить переход к трудовому процессу. Упражнения гимнастики до работы применяются для общего воздействия и могут быть даны вне зависимости от характера производства: ходьба, бег, общеразвивающие упражнения, подскоки и т. п.

Во время работы проводятся физкультпаузы (5-7 мин). Они создают условия активного отдыха, снижают усталость длительно работающих мышц, ускоряют восстановление работоспособности.

«Лечебная гимнастика направлена на восстановление здоровья и трудоспособности, утраченной вследствие различных заболеваний, ранений, несчастных случаев. Особенно велика ее роль при исправлении недостатков телосложения. Кроме того, она играет большую роль в улучшении общего самочувствия больных, в повышении их жизненного тонуса. В настоящее время лечебная гимнастика как средство лечения широко применяется в самых разнообразных лечебно-профилактических учреждениях, больницах, поликлиниках, госпиталях, курортах и санаториях.

В лечебной гимнастике применяются различные активные и пассивные упражнения на растягивание, увеличение амплитуды, силы, гибкости, выносливости, ловкости и т. д».

Занятия по лечебной гимнастике проводятся в следующих формах: урок гигиенической гимнастики, сеанс занятий (процедур), урок лечебной гимнастики, прогулка и т. д. На занятиях используется как обычный, так и специальный инвентарь, а также гимнастические снаряды: перекладина, кольца, гимнастическая стенка и др.

Лечебная гимнастика не ограничивается влиянием на пораженный орган, а преследует общее воздействие на весь организм больного. Это осуществляется путем постепенной тренировки больного и обучения его правильно и экономно выполнять жизненно необходимые двигательные действия.

Разновидностью лечебной гимнастики является корригирующая гимнастика, цель ее: содействовать исправлению таких дефектов, как деформация позвоночника, грудной клетки, стопы.

Успех корригирующей гимнастики зависит от своевременного и систематического ее применения в сочетании с общеразвивающими упражнениями, укрепляющими организм в целом.

Заключение

Гимнастика – это система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и др.

Объем применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учетом пола, возраста, уровня физической подготовленности.

Гимнастические упражнения делят на строевые, общеразвивающие, прикладные, вольные, на снарядах, прыжки, упражнения художественной гимнастики, акробатические. Строевые упражнения (различные построения, перестроения, размыкания и смыкания) используют для обучения ходьбе, бегу, воспитания правильной осанки, организации занимающихся и их коллективных действий.

Общеразвивающие упражнения способствуют общему физическому развитию, подготовке занимающегося к более сложным двигательным действиям. Прикладные упражнения (ходьба и бег, метание, лазание, упражнения в равновесии, преодолевании препятствий, переползании, поднимании и переноски груза и др.) формируют необходимые навыки. Вольные упражнения развивают и совершенствуют координационные способности занимающихся. Упражнения на гимнастических снарядах (конь, кольца, брусья, перекладина) развивают силу, ловкость и высокую координацию движений. Прыжки опорные и простые тренируют органы дыхания, кровообращения, развивают и укрепляют мышцы ног и др.

В России развивается основная гимнастика (включая гигиеническую и атлетическую), прикладные виды гимнастики (производственная гимнастика, профессионально-прикладная, спортивно-прикладная и др.), спортивная гимнастика, художественная гимнастика и спортивная акробатика.

Энциклопедический словарь юного спортсмена / Сост. И.Ю. Сосновский, А.М. Чайковский. – М.: Педагогика, 1980. – с. 104.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!